Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
29 июля 2000 г., № 148-149 (21276-21277) ТЖИПЕЦКАЯ у Ж г а з е т а а !? о нем можно сказать так: многое повидал, многре испытал, больше думал о Родине , чем о се б е . Соколов Сергей Иванович, подполковник запаса, отдавший четверть века службе на флоте, в авиации, интересам укрепления безопасности Советского Союза, потом — России , дружбы между народами. Служил на авианосце Краснознаменного Северного флота, в Липецком авиацентре, в Липецкой таможне. Был свидетелем ракетных обстрелов Багдада, гражданской войны в Алжире. • Когда он вернулся в Ро ссию , один и з коллег, по нынешним временам «новый русский», видя необустроенностьи несостоятельность Сергея, недоуменно спро сил : «За что же ты воевал, рисковал жизнью?..» Сергей ’ ответил: «У каждого своя судьба. Многим гораздо труднее пришлось...» \ О своей жизни он и рассказывает военному обозревателю «Липецкой ' газеты». — Сегодня престижней считается стать экономистом, юристом, менеджером, банкиром. Герой дня — бизнесмен, — говорит Сергей Иванович, — В годы же моей юности профес сия офицера была в почете. Присутствовал ореол романтики. С учетом этого я и поступил в Киевское высшее инженерно авиационное военное училище ВВС . Тогда оно было филиа лом военной академии им. Жуковского. Поступить туда было непросто: 10 человек на место. Сейчас, слышал, этого училища уже нет. Из него сдела ли академию с украинской словесностью. Профессоров разо- ♦ гнали, набрали преподавателей — чистокровных украинцев, чтобы, как говорится, русским духом не пахло. Богатейшую учебную базу разбазарили... А мы учились пять лет. Вместе с нами проходили об^^е- ние офицеры из разных стран мира. Некоторых я потом встре чал за рубежом — на Ближнем Востоке и в Африке. Они до сих пор гордятся, что учились в советском военном вузе и получили в нем глубокие знания. — А ванта русские однокурсники где теперь? Пригоди лись им полученные в училище знания? — Судьба их сложилась по-разному. Двое в Афганистане погибли. Трое стали докторами наук. Несколько человек в Звездном городке работают. Многие — в войсках, инженеры полков, дивизий, корпусов. Есть даже в Генеральном штабе ВС и Главном штабе ВВС. Но судьба всех после развала СССР сложилась так, что мы оказались как бы ненужными госу дарству. — К а к сложилась ваша судьба после училища? — По распределению меня направили на Краснознамен ный Черноморский флот. В то время создавались авианесу щие корабли — первые советские авианосцы. И я вызвался служить на тяжелом авианесущем крейсере (ТАКР ) «Киев» — первом отечественном авианосце этой серии, на самолетах вертикального взлета и посадки ЯК-36 М. Начало было очень интересным. Первый выход «Киева» на боевую службу в Средиземное море близкие по духу к НАТО средства массовой информации встретили обвинения ми в мнимом нарушении Советским Союзом Конвенции о ре жиме черноморских проливов. Шумиха по радио (мы это пос тоянно слышали) граничила с истерией. Американцы крича ли, что на борту «Киева» базируется около 100 самолетов ЯК-36 и 30 противолодочных вертолетов. А у нас всего было 22 посадочных места. Просто, чтобы ввести натовцев в за блуждение, на «Киеве» поступали так : бригада заводских маляров, дежурившая в анга^)е кораблзт^ как только;(;ам'^'лет ■®Ъосле посадйи опускали на.ли^те вниз, тут же перекрадЦива- “ Да его бортовые номера с порядковым нарастанием и,вновь Я К поднимался на палубу, затем в небо. Самолеты эти, еще не запущенные в серию, проходили обкатку в условиях жаркого морского климата. Случалось, что не запускались подъемно-маршевые двигатели. Самоле ты отрывались от раскаленной палубы на два-три метра и плюхались назад. Тогда английские СМИ заявили, что рус ские летчики боятся на этих самолетах взлетать. А наши пилоты совершали чудеса героизма. Зная, как реагирует еще не доведенный до необходимого уровня отечественной про мышленностью самолет на экстремальные климатические условия, они все-таки летали над морем. Опасность была ве- — И все-таки летали? — За 14 лет эксплуатации (1974-1988 г .г .) суммарный налет на этих самолетах составил 29425 часов. Были ЧП с гибелью летчиков, аварии и поломки, что свидетельствовало о недостаточной надежности самолета. Сама же идея вертикального взлета прекрасна, но из-за крушения СССР она оказалась недолговечной. В 1991 году был выполнен последний полет на самолете этого типа. Вско ре ЯКи-ЗбМ вывели в резерв и постепенно стали резать не металлолом. А в конструкторском бюро Яковлева создали ис требитель вертикального взлета ЯК-41 , который так и не за вершил летно-конструкторских испытаний. Было построено два опытных образца. Один из них при посадке на корабль «Адмирал Горшков» в 1991 году упал на полетную палубу и загорелся. После этого, главным образом из-за отсутствия средств на дальнейшую опытно-конструкторскую разработ ку, испытания прекратили. На этом эра вертикального взле та и посадки в России была завершена. — А что из себя представлял сам авианесущий крейсер? Насколько известно, в ВМФ СССР их были единицы, и да леко не каждому выпадала честь послужить на авианосце... — ТА К Р «Киев» по тем временам представлял внуши тельную силу. Крейсерская скорость — 18 узлов, максималь ная — 23. Длина около 300 метров, 14 километров коридо ров, 2200 помещений, которые даже для бывалых «морских волков» представляли собой настоящий египетский лабиринт. По водоизмещению, габаритам и оснащенности «Киев» пре восходил все существующие в мире большие крейсеры, в том числе и противолодочные. Состоял он из шести палуб. У него было два дна. Система моментального перекрытия всего кор пуса на отдельные строго изолированные отсеки позволяла обеспечить кораблю максимальный уровень живучести и не потопляемости. В днище корпуса были вмонтированы две выдвижные убиравшиеся лопасти-крылья, предназначавши еся для уменьшения качки. На вооружении имелись ракетные комплексы из восьми установок крылатых ракет, которые, например, из Баренце ва моря с большой точностью могли поразить цель в Тихом океане. В бытовом плане «Киев» представлял собой хорошо обо рудованный город в миниатюре. На нем были библиотеки, бани с саунами, пекарня, раскладной бассейн, обувная мас терская, типография, магазин, парикмахерская, госпиталь... Не было разве школ, детских садов и роддомов. На полетной палубе мы часто играли в футбол и волей- у бол. Мяч, правда, приходилось привязывать тонкой длинной бечевкой к одному из болтов на палубе, чтобы не улетел за борт. Были также спортзал, бильярдная, музыкальная ком ната, где стояли несколько роялей, кинозал (фильмы в ве чернее время смотрели и на полетной палубе). — К ак крылья-лопасти, о которых вы говорили, спаса ли «Киев» от океанских качек? — Впервые эту систему удалось опробовать в реальных штормовых условиях в 1976 году. Впечатление осталось не забываемое. Корабль в составе ударной группировки вышел на испытания в Бискайский залив, где штормы обычно до стигали девяти баллов. Но запланированное для испытания состояние Атлантики встретили не доходя ^ у Фарерских островов. Волны захлестывали надстройку. Полетная палуба находилась под водой. Корпус корабля постоянно скрипел. «Пели» все переборки. Успокоители качки помогали слабо. Но все же по сравнению с кораблями сопровождения, «Киев» уверенно держался в шторме. Два больших противолодоч ных крейсера уже третьи сутки радировали о невозможнос ти продолжать выполнение задачи из-за значительных раз рушений и выхода из строя (укачивание) двух третей коман ды. Вскоре эти корабли вынуждены были покинуть штормо вой район. Мы же боролись со стихией еще неделю. Ущерб для «Киева» был незначителен: частичные разрушения кон струкций правого борта, потеря легкого катера «Соколёнок» (смыло за борт). Команда матросов «Киева» на две трети состояла из но вобранцев. В условиях шторма это сказалось сразу. Они с зелеными лицами лежали в кубриках. Запомнился первый обед в кают-компании офицеров, ко торая, как и камбузы (столовые) личного состава, находи лась в спонсоне (эта часть корабля нависает над водной по верхностью. На ней производятся взлеты и посадки самоле тов и вертолетов). Волны били по днищу спонсона с такой силой, что стаканы с компотом, заранее выставленные мат- росами-вестовыми на столы, оказались размазанными на по толке. Вестовых не хватало (почти всех их свалила морская бо лезнь). Приходилось самим брать у коков пищу и спешно, чтобы не уронить посуду, передвигаться к столу. Мое самочувствие в этих условиях нельзя было назвать тяжелым, но постоянно болела голова (сказывались непре- кращавшийся шторм и недосыпание). Иногда я уходил спать в самолетный ангар. Там качало меньше, так как палуба на ходилась внизу. Я укладывал голову на переднее колесо са молета, обхватывал стойку руками и так засыпал. — Какие учебно-боевые задачи решал крейсер? — Он выходил в море только в составе ударной группи ровки надводных кораблей (в том числе больших противоло дочных крейсеров): и подводных лодок. Все эта армада уп- ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР «СУДЬБА СЛОЖИЛАСЬ ч то и ы ош м ся новый экипаж, который успешно решал учебно-боевые задачи в небе, на море, на берегу... — К ак вы сказали, довелось служить вам и за рубежом, в частности в Ираке? О событиях в этой стране централь ные СМИ сообщали по-разному. Что вы можете сказать об этом как очевидец? — В то время шла война Ирана с Ираком. Продолжалась она в общей сложности девять лет. Ее нельзя было назвать войной в нашем понимании: не было стремительных наступ лений, захватов больших территорий. Это была позиционная война. Авиация Ирака в ней имела подавляющий успех. Вся авиатехника там была советского производства и применя лась грамотно. Иракцы вообще любознательные и толковые специалисты. Я пробыл у них два года. Нашу авиатехнику они изучали старательно и досконально. Приходилось прово дить дополнительные занятия и консультации, поскольку вре мени по штатному расписанию на лекциях не хватало. Руководство Ирака заботилось о своих Вооруженных Си лах, материально поддерживало особо отличившихся воинов. Выпускнику военного училища, к примеру, вместе с первым офицерским званием вручалась машина (как правило, «Мер седес» или «Тойота») и деньги на весьма солидную виллу. Армия в Ираке с уважением и любовью относится к свое му президенту. Утверждения наших СМИ о попытках госу дарственного переворота в Багдаде военными — по меньшей мере, пропагандистские трюки. Несмотря в общем на слабую динамичность боевых дей ствий, ракетные обстрелы Багдада и других городов Ирака осуществлялись часто. Погибло много мирных жителей. Час то обстреливали и нашу академию. Одна ракета упала в не посредственной близости от учебного корпуса, в котором я 3 ! ) ^ 9 ^ 9 равлялась с командного пункта «Киева», с помощью автома тизированной системы управления «Аллея». Понятие «кру говая оборона» не подходило к нашему кораблю. Примени тельно к нему ее скорее можно было именовать «шаровой»: с ее помощью ударная группировка могла отражать атаки и наносить удары как бы из центра гигантского шара. Элек тронный мозг «Аллеи» проигрывал варианты боя во всех из мерениях, в том числе над кораблем и под ним. А С У давала команды «Киеву», другим надводным кораблям окружения, подводным лодкам, сообщала им необходимые координаты целей, указания на применение конкретного вооружения, вплоть до калибра снарядов, типа торпед и способов исполь зования ракетного оружия, авиации. Такого комплекса в то время не было ни у одной страны мира, в том числе и у США . Вся группировка почти постоянно дежурила в Северной Атлантике и Средиземном море. Комплекс задач был боль шой: от отслеживания вероятного противника в океане, на море, на прибрежных участках суши до ведения агитацион но-пропагандистской работы на расположенные в зоне дей ствия страны, на соответствующих языках через специаль ный радиоцентр. — «Киев» отличался от других кораблей тем, что наряду с моряками на его борту «дислоцировались» авиаторы. То есть как бы соединились два флота: воздушный и морской... — Так оно и было. Но притирка проходила постепенно и, я бы сказал, не без скрипа. Многие из летчиков смутно пред ставляли себе корабельную службу, хотя перед первым по ходом в Николаевском центре переучивания их знакомили с военно-морским делом. Корабельным Уставом. Но охватить и сразу переварить все, что офицеры флота постигают годами в военно-морских вузах, они, конечно, не могли. Часто пута лись в терминологии, правилах поведения, не понимали мно гие корабельные команды. Помню, по громкоговорящей корабельной связи перед началом полетов передали команду: «От лееров отойти!» Но наш авиатор, стоя у края палубы, так и не сдвинулся с мес та. Команду продублировали еще несколько раз. Наконец, после небольшой паузы, раздалось: «Эй, «сапог», отойди от забора!» Тут только авиатор понял, что от него хотят. Был и такой случай. В конце дня старпом с дежурной службой обходил корабль, чтобы убедиться, как произведен аврал (большая приборка). Везде была идеальная чистота. И вдруг на полетной палубе он увидел нагромождение ящиков, да к тому же еще и забрызганных грязью. Как это принято в авиации, ответственные лица не поспешили убрать «товар» в ангар. Старпом, не долго думая, распорядился выкинуть бал ласт за борт. Возмущению начальника инженерно-авиацион ной службы, узнавшего о случившемся, не было границ. Словом, притирка сухопутных и морских традиций, авиа ции и флота проходила около года. В конце концов получил- гораздо хуже, чем было объявлено (поразили б0 процентов целей, а не 90). Кроме того, танки расстреливали друг дру га, авиация расстреливала свои танки. Все это было. Но силы коалиции, конечно, значительно превосходили возможности маленького арабского государства. — Очередная командировка за границу у вас была уже во время расцвета в России «рыночной экономики». Тогда вас направили в Алжир... — Там также шла война, но война гражданская. И труд но даже сказать, что страшнее: боевые действия между дву мя армиями двух разных государств или резня внутри одно го народа. Последнее, по-моему, трагичнее: рушатся внут ренние моральные и исторические связи, сын идет на отца, брат на брата. В основе же — борьба за власть между элитой кланов. А расплачивается кровью и жизнями простой народ. * В мою задачу входило обучение офицеров ВВС правитель ственной армии Алжира методам эксплуатации российской авиатехники, находившейся на вооружении этой страны, а также в качестве инструктора — первичная летная подго товка военных пилотов-алжирцев на авиационном тренаже- По сравнению с иракскими военными специалистахяи у алжирских ощущалась апатия, даже безразличие к собствен ной спецподготовке. Возможно, сказывалось то, что они были уверены в правоте своего правительства, определенную роль играло и нежелание воевать против части своих сограждан и иноверцев. А оппозиционные боевые группы действовали дер зко и жестоко. С именем Аллаха и верой в свою так называе мую праведную войну е неверными, они осуществляли, как чеченские боевики, террористические акты. К ак и у нас на Северном Кавказе, у них гибло мирное население. ' В конце концов люди начали понимать всю пагубность братоубийственной бойни и отвернулись от оппозиционеров. На очередных выборах народ снова поддержал прежнего президента, политику правительства. И хотя теракты не пре кратились, но оппозиционные исламские партии потеряли моральную поддержку и помощь рядовых алжирцев. В этой войне от рук террористов погибло много наших военных специалистов и переводчиков. Замечу также, что контракт между алжирской стороной и Министерством обороны РФ был заключен с большими упу щениями в отношении прав российских военных, направлен ных туда для работы. К сожалению, чтобы не потерять воз можность присутствия в этой стране, военное ведомство Рос сии пошло на уступки алжирцам. Тем не менее этот рынок сбыта военной техники (также как и в ряде других стран) постепенно утрачивался нами из-за нестабильности в ней политической обстановки, разрушения военной промышлен ности (оборонки) и отсутствия гибкой политики в завоевании рынков сбыта военной техники. Эти просчеты России умело использовали США для выдавливания своего соперника из этой сферы деятельности. На условиях предоставления А л жиру выгодных кредитов американцы в 1996 году осущес твили продажу и размещение на его территории своей воен ной техники, в том числе самолетов (дгшеко не новых типов) Р-18 и «Геркулес». А наше участие в военно-техническом сотрудничестве начало сокращаться. И сокращается до сих пор, так сказать, с учетом многих договоров с СШ А , которыми они связали нас по рукам и ногам, а себе,.это уж точно, развязали руки... — Вам пришлось служить и в Липецком авиацентре? — Министерство обороны приняло решение о проведении исследований на самолетах морского базирования Як-38 по возможности их применения на сухопутных аэродромах и площадках в горной местности. Частично испытания были проведены в Афганистане в боевых условиях. Меня направили в Липецк, в центр исследований боевого применения и переучивания летного состава фронтовой авиа ции. В результате этой работы было установлено, что из-за значительных затрат времени и топлива (20-25 процентов) на вертикальный взлет и посадку, малого радиуса полета и боевых возможностей самолет не удовлетворяет предельным требованиям для сухопутного применения. Кроме того, в ’А'Мй'^н'^е- проводились 1 ясслеД 0 кайИ&'ка-фМЛИ'<ГйЬ 1 х само- ,.летах,фронтовой авиации. За время елужбы,н Лщщцке мне довелось работать на 12 типах и модификациях авиатехники. Должен признать, много опытных и по-настоящему талан тливых, одержимых исследователей-летчиков и инженеров проходили службу в этом Авиацентре. — Недавно вы, согласно закону о «Статусе военнослу жащих», в 45 лет были уволены из Вооруженных Сил по достижении предельного возраста. И вам, человеку, имею щему такой огромный военный опыт, не предложили про длить срок службы? — Многих офицеров, более опытных и ценных для армии и флота, досрочно отправили на пенсию. Ельцинскому режи му старые кадры стояли поперек горла: они многое знали, умели, помнили, могли анализировать, сравнивать. И эти срав нения, как правило, были далеко не в пользу проводимых «реформ» в Вооруженных Силах. Да и армия Ельцину и его приближению была не нужна. Он охотнее создавал и лелеял структуры охраны власти, нацеленные на борьбу со своим народом. — По «гражданке» вы смогли адаптироваться, найти себя и свое применение? — Еще в 1992 году я заочно окончил Московский цен тральный институт повышения квалификации руководящих работников. Получил специальность экономиста и юриста в области промышленной собственности. С двумя дипломайи пришел устраиваться в Липецкую таможню. Встретили на стороженно, но приняли инспектором отдела таможенного оформления и контроля с испытательным сроком в полгода. Проработал всего три месяца. Мой вывод: таможня, конечно, выполняет громадную роль в пополнении бюджета страны (около одной трети всей суммы), но царящую там тяжелую обстановку — бездушие начальства, пренебрежительное от ношение к людям — оказалось трудно вынести. — В общем, таможенный климат вам не подошел или вы не подошли таможне? — Скорее всего, я не подошел. Дело в том, что после того, как стал офицером запаса, я вступил в либерально-демокра тическую партию. И в то время, когда уже работал в тамож не, был выдвинут кандидатом в депутаты Липецкого город ского Совета.'Об этом узнало таможенное начальство и пред ложило уволиться. Мотивировало предложение тем, что буд- тр бы нарушил закон о департизации силовых структур и правоохранительных органов. Таможенные чиновники рас считывали на мою юридическую безграмотность. Но я смог до1газать^ что департизация и деполитизация — совершенно разные 1ГОНЯТИЯ, что я своим членством в ЛДПР не нарушил ни одной буквы Закона. Тогда подошли с другой стороны: намекнули, что при очередной аттестации я не смогу сдать экзамены. Я написал заявление об уходе по собственному желанию. П о сл е увольн ения из т ам ож ни Сергей Соколов давал бесплатные ю ридические консульт ации ж ит е л ям Л и п е ц к о й област и . В 1997-1998 го д а х р абот а л в М и н с к е . Б ы л т ам сов ет ни ком п редседат еля Либ ерально-демократической парт ии Бел ор у сси и по м еж д уна р од ны м вопросам и руководителем аппарата партии . В сячески содействовал ускорению интеграции России и Белар у си . В феврале 1998 года , когда И р а к на хо ди л ся под у грозой нового ракетно-бомбового у д а р а , он вместе с партийно-правительственной делегацией Беларуси отправился в Багдад . Из-за отсутствия воздушного сообщения И р а ка с внеш ним м и ром ( в результ ат е бло кады ) добираться пришлось о кольным п ут ем : самолет ом до А м м а н а (И о р д а н и я ) , затем автотранспортом через С ирийскую пустыню . Белорусская делегация посетила мемориал^омбоубежище, уничтоженное ам ериканскими ра кет ам и вместе с м и р н ы м на селением — детьми и ж енщ инам и — в Ба гдаде , цент ральную дет скую больниц у , наблюдала т ренировки добровольцев-ополченцев, гот овивш ихся встать на защит у своей ст раны от ам е р и к а н ск и х а грессоров . В Ба гдаде чл ены делегации вст речались с вице-президентом И р а к а Т а х о й Я с и Р ом ад аном , вице-премьером Т а р и к ом А з и з о м , мини ст р ам и , общественными деят елями . Сергей Иванович , пользуясь знанием арабского я зы к а , беседовал с простыми ж ит ел ями Багдада . В се о ни , вклю ч а я детей , ж енщ ин , ст ариков , гор ячо п оддерживали своего президента и за я в л ял и о готовности ср аж ат ьс я за Р один у п ротив ам е р и к а н ск и х агрессоров до последней к а п л и крови . . . . К а к человек п р ям о й и ч е ст ны й , С ергей С около в , убедивш ись в р а с х ож д ен и и действий руко вод ст ва Л Д П Р с п р о гр ам м н ы м и д окум ент ам и , вы ска зал свои зам ечани я ли дер у партии В ладим ир у Ж и р и н о в ском у . Сейчас от активной политической деятельности он временно отошел. В Ро сси и его пот енциал до конца не востребован . Владимир ОСИПОВ, военный обозреватель «Липецкой газеты». читал лекции. В итоге — контузия, почти месяц ничего в слышал (пропал слух). — И все-таки, несмотря н ной техникой, обладая многолетним опытом боевых дейст вий, иракская армия в ходе операции «Буря в пустыне», проводимой коалицией стран во главе с США , потерпела поражение... —- Потерпела поражение именно потому, что оказалась один на один с коалицией, с множеством армий, в том числе США . У Ирака союзников не было. Горбачев предал Саддама Хусейна пять лет спустя после его заверений в искренней дружбе и уважении и иракскому народу. Правда, предал он далеко не одного Саддама. Пальцев на руках не хватит, что бы сосчитать всех. Но даже в этой ситуации победа для США досталась не так легко, как об этом сообщали СМИ, Напри мер, действия авиации многонациональных сил были далеки от совершенства. У них в Ираке количество потерь на 1000 боевых вылетов было семь самолетов, а во Вьетнаме — три. Разрекламированные «Патриоты» не смогли поразить даже старенькие Скады. Мало кому известно, к примеру, что крылатые ракеты морского базирования поразили не 85 процентов целей, а толь ко 50, что самолеты-«невидимки» выполнили свою задачу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz