Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
ЗАДНЕПРОХОДКЫ ЭКОНОМИКИ роесии и Б е л о р у с с и и д в и ж у т с я в АБСОЛЮТНО ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ к открывшейся в центре Минска рес публиканской Доске почета - двадцати метровому сооружению, облицованному мрамором, е первого дня был пристав лен постовой милиционер. Время нынче, конечно, не то, что лет двадцать назад, и святыню, будто по волшеству перене сенную из .эпохи социализма, могут за просто растащить на составляющие: мрамор продать на кладбище, а бронзу - в цветмет. Рыночное мышление - как с ним бороться? Да, черты социализма все явственнее проступают в будничной жизни Белорус- ■ сии. Вот возродили шефство: за про мышленными предприятиями закрепили колхозы и совхозы, которым в принуди тельном порядке нужно оказывать по мощь, Или в начале года до предпри ятий, в том числе частных, довели прави тельственным постановлением одинако вые для всех «статьи», по которым мож но премировать работников. Причем эти критерии оценки работы трудовых кол лективов очень напоминают применяв шиеся при командно-административной системе. Вновь под видом «дополнительных мер материального стимулирования вы сокопроизводительного и качественного труда» на щит поднято. «выполнение и перевыполнение норм выработки», «сда ча продукции с первого предъявления», «экономия сырья и материалов». За этим, как предсказывали специалисты, следовало ожидоть появления «маяков» соцсоревнования, выполняющих пятилет- 3 три года, и, конечно, возрождения тех пресловутых пятилеток. Этот процесс занял считанные ме сяцы, К майским праздникам сооруди- республиканскую Доску почета, за которой в спешном порядке стали воз водиться областные, городские и рай онные «памятники ударного труда», а к лету разработали концепцию пяти летки, Сам документ под знакомым до оскомины названием «Основные на-- правления социально-экономического развития республики на 2001-2005 го ды» должен появиться уже к. осени, и значит, Белоруссия начнет третье ты сячелетие пятилеткой. С чем ее можно было бы и поздравить, если бы... - Это очередной шаг, который дет нас в прошлое, - считает прези Дент Ассоциации содействия экономи ческому развитию, еще недавно руко водитель крупного предприятия «Амко- дор» Василий Шлындиков. - При этом власти даже не задумываются над тем, что своими действиями нарушают дей ствующее законодательство, в частно сти за_^кон о предприятиях. Своей ме лочной опекой, стремлением устано вить тотальный контроль над произ водством они еще глубже загоняют его в кризис. При этом вполне воз можно, что реальные показатели, по которым можно судить о состоянии экономики, заменят суррогатами, на основании которых будет создаваться благополучная картина. Но сытнее и легче белорусам от этого не будет. Однако официальный Минск на стаивает на том, что нововведения из прошлого вовсе не являются рудимен тами социализма и не посягают на ос новы «рыночной социально ориенти рованной экономики», как официально называется выбранный Белоруссией - Планирование весьма широко распространено в мире, в том числе и в странах с развитой экономикой, сказал зам. министра экономики Сер гей Ткачев. - Ведь только таким обра зом можно сгладить последствия цик лично возникающих кризисов. Поэто му и мы разработали систему государ ственного прогнозирования и про граммирования социально-экономиче ского развития на прочной законода тельной основе. Она включает три стадии; концепцию долгосрочного раз вития (на 10-15 лёт), среднесрочные программы (до 5 лет) и годовые про гнозы. При этом нам сейчас приходит ся заново учиться азом планирования у развитых стран, которые, в свою очередь, когда-то перенимали плано вый опыт у Советского Союза.. . Звучит солидно! Но на практике за имствование «планового опыта» при вело к сплошным работам над ошиб ками. Социально-экономическую поли тику не удается сбалансировать с бюджетно-налоговой, денежно-кредит ной и валютной сферами. Например, запланированный на прошлый год ли мит кредитной эмиссии Национального банка республики был превышен поч ти в 2,5 раза. В результате получили ежемесячную инфляцию в размере 11 процентов, хотя г|ланиро8али 3 процента! Зато оказались перевыпол ненными валовые показатели: рост ВВП на период 1996-2000 гг. прогно зировали 18-23 процента, фактически же будет достигнуто 31-33 процента, по продукции промышленности соот ветственно 23-29 и 55-57 процентов. Не правда ли, все это сильно напоми нает проблемы социалистической эко номики, когда железяк выпускалось на душу населения больше, чем в ос тальном мире, но эта самая душа тре бовала совсем иного.:. Несмотря на заметное увеличение валовых показа телей, белорусы за последние пять лет, и это подтверждается социологи ческими исследованиями, не стали жить лучше. Когда цель планирования сводится лишь к манипуляции показателями, все это превращается в игру, ничего об щего не имеющую с жизнью. В научно исследовательском экономическом ин ституте Минэкономики признались, что в процессе подготовки планов и про гнозов исходные цифры много раз няются - в зависимости от каприза то го или иного высокопоставленного чи новника. А уж дальше, при воплоще НИИ планов в жизнь, наступает сплош ной волюнтаризм. Хорошо бы для начала планировать законодательную деятельность. В Бе лоруссии нормативные акты обруши ваются на общество как снег на голо ву. Сейчас, например, начали пожи нать плоды известного в республ: президентского декрета N° 11, ко рый соорудил своеобразное прокру стово ложе для субъектов хозяйствова ния и в первую очередь малых пред приятий. Все они должны или увели чить свои уставные фонды до 5-7 сяч долларов, или прекратить сущест вование. большинство предпочло мереть, и сейчас республиканские . зёты пестрят объявлениями о ликвида ции юридических лиц. Естественно, хо зяйственную деятельность они прекра тили несколько раньше. Поэтому об наруживается, что бюджет начал досчитываться доходов, которые в де налогов и платили ныне ликвидиру емые «субъекты». Казалось бы, надо признать ошиб ку, тем более налицо противоречие провозглашенной в республике г тики поддержки малого предприн , _ тельства. Увы, этого не делается. Зато . появляется новая идея - упростить в недалеком будущем условия' регистра ции субъектов хозяйствования. Логика хромает на обе, под нож малый бизнес с тем, чтобы завтра ^поддержать новых предприни мателей. Спрашивается, что можно планировать при такой «качельной» политике? Сейчас уже ясно, что Белоруссия менее других республик разваленного С СС Р оторвалась от пуповины, связы вающей ее с социализмом. И экспери менты по культивированию отдельных «пережитков прошлого», конечно, весьма интересны для всей бывшей дружной семьи народов. Ведь боль шинство из них по-прежнему пока идет «в никуда», постоянно подчеркивая, что являются первопроходцами. Тоже, конечно, участь незавидная. Но в том, пожалуй, и есть наша общая драма, всех бывших советских людей: и пио неры-рыночники, отправившиеся в бурное плавание по картом Егора Гайдара, и «заднепроходцы» пока не в силах, предъявить аргументы в пользу выбранного маршрута к народному благословлению. Зато поводов для подтрунивания и издевательств друг, над другом и те, и другие дают с лих вой. Но - не смешно. Владимир СВЕРКУНОВ. ПРОЕКТЫ КАРАВАН В БУДУЩ ЕЕ Газпром приступает к инже нерно-разведочным работам на шельфе Карского моря. О с воение нового месторождения обойдется в 100 миллионов долларов. Сейчас в район Обско-Та- зовской губы транспортно-бук сирные суда ведут самоподъ емную плавучую буровую уста новку «Мурманская».. Впервые газовики отправились в столь долгий морской путь - 1.200 миль. Газовики не отрицают, что рискуют. Однако в успехе уверены. ' «Мурманской» на «вояж» от вели не более трех месяцев. Дело в том, что уже в сентяб ре-октябре воды полярных мо рей сковывает лед. . В течение нынешнего года на освоение Каменномысского перспективного участка на шельфе вложения Газпрома могут достигать до 10 миллио нов долларов, сообщил Алек сандр Мандель, первый зам.ди- ректора «Газфлот» - «дочки» О АО «Газпром». По его сло вам, начало добычи газа в районе Обской и Тазовской гу бы планируется на 2007 год. В первый год она составит 7-8 миллиардов кубометров, а к 2010 году ее увеличат до 50- 56 миллиардов кубометров. Суммарные запасы перспек тивных участков на шельфе Карского моря - Адерпаютин- ского, Антипаютинского, Об ского, Каменномысского и Чу- горьяхинского ■составляют от трех до четырех триллионов ку бометров газа. Чтобы транс портировать газ с месторожде ний Карского моря, необходи мо протянуть трубопровод от шельфового участка до берега. Протяженность газопровода - 130 километров, а стоимость - примерно 130-140 миллионов долларов. Подрядчика строи тельства трубопровода Газ пром определит по результа там тендера. Один из главных критериев, которым будут пользоваться га зовики в освоений нового мес торождения - сохранение эко логического баланса. Уже су ществует договоренность с властями Ямало-Ненецкого ок руга о совместном регулярном проведении экологического мо ниторинга окружающей среды. В Мурманске, где до сих пор нет единого центра, из ко торого можно было бы отсле живать ситуацию по работе в северных морях, началось строительство здания «Аркти ческого бизнесцентра». Результаты проекта ОАО «Газпром» мы сможем ощутить не раньше 2007 года, когда в Карском море начнется добы ча газа и газоконденсата. Илья ОЛАНТОВ. МУРМАНСК - МОСКВА. БАЛЬЦЕРОВИЧ ПОСОВЕТУЕТ... Грузинское правительство обратилось за помощью к ав тору известной «шоковой те рапии» в экономике поляку Лешеку Бальцеровичу, кото рый в 90-е годы возглавлял правительство Польши. По информации госминистра Грузии Георгия Арценишви- ли, переговоры с Бальцерови- чем ведутся при посредниче стве Всемирного банка. Есть предположение, что в случае согласия Бальцерович может стать одним из экономических СНГ Ирина БАРАМИДЗЕ. ТБИЛИСИ. СИГАРЕТЫ УПАЛИ С НЕБА На' севере Молдавии упал самолет. Ан-2, груженный им портными сигаретами. Пилот с документами из соседней Винницкой области Украины и пассажир получили ранения, отправлены в райцентр Бри- чаны. А сигареты конфискова ны. К тому же в больнице не Олег ГРАБОВСКИЙ. КИШИНЕВ. «ФОРД» НЕ ПРИЖИЛСЯ Выпуск автомобилей марки «Форд» прекращен в Бело руссии. Крупнейший инвести ционный проект, участие в ко тором принимал сам прези дент Александр Лукашенко, потерпел фиаско. Совместное предприятие ;Форд Юнион» просущест вовало менее трех лет и не смогло достигнуть планиро вавшегося выпуска 6 тысяч автомобилей «Экскорт» и «Транзит» в год, В прошлом году было изготовлено всего ‘■40 машин. Не удалось осу ществить и идею завоевания российского рынка с бело русского <щлацдарма». Пер воначальные таможенные налоговые льготы, которые предоставил «Форду» лично президент Белоруссии своим указом, вскоре были отмене ны, и предприятие, оказав шись в «стандартных» уело ВИЯХ, не смогло конкуриро вать с производителями та ких же моделей автомбби лей, собранных в Европе. Владимир СВЕРКУНОВ. МИНСК. ГРУЗОВИКИ ДЛЯ РОССИИ До двух тысяч пассажир ских автобусов и малотон нажных грузовиков выпустит в этом году узбекско-турецкое СП «Самкочавто», вложившер в проект 70 млн. долларов. Около половины грузовиков и автобусов будут экспортиро ваны в Россию. Евгений РОМАНОВ. ТАШКЕНТ. НУ-КА, ЗЕРКАЛЬЦЕ, СКАЖИ... Судебный иск против из вестного германского автомо бильного концерна «Дойк^лер- Крайслер» и грузинской по среднической фирмы «Ака» подал тбилисский изобрета тель Гиви Хоштария. Пять лет назад Хоштария изобрел и запатентовал в Грузии авто мобильное зеркало заднего вида со световой сигнализа цией. Подобным зеркалом ос нащены автомобили «Дайм- лер-Крайслер» с ноября 1999 года. Истец требует компен сации, так как, по его мне нию, его права нарушаются в том случае> когда автомобили поступают на территорию Грузии. Ирина АЛЕКСИДЗЕ. ТБИЛИСИ. < р е й т и н г и БАЛОВСТВО ПРОСТАЯ ВОДИЧКА ПО ЦЕНЕ ШАМПАНСКОГО Хорошо когда деньги есть. А еще лучше, когда их много. Да так, чтобы не поспевать счи тать. Тогда и покупать можно что угодно и где душа пожела ет. Например, питьевую воду из-за океана. В Финляндии восприняли из вестие о желании Объединен ных Арабских Эмиратов заку пать здесь воду для питья с не которым удивлением. Еще боль ше поразило то, что эмирам нужна вода и для.,, полива рас тений. Однако быстро сообра зив, что на этой затее можно хорошо подзаработать, финны дали принципиальное «добро». Подобные предложения от Эмиратов получили и другие страны Северной Европы. О его причине нетрудно догадать ся: вода с севера славится сво им отменным качеством. В не которых ресторанах ее здесь подают прямо из-под крана. Потрясает количество за прашиваемой воды: 450 кубо метров в сутки (то есть 450 мил лионов литров). А это ни много ни мало, а половина от расхо дуемых жителями Хельсинки в день водных запасов. Стоит по чесать в затылке: как бы у са мих в горле не пересохло? 'Но главная проблема даже не в этом. Как доставить в це лости и сохранности воду в Эмираты? Нефтеналивные тан керы хотя и вместительны, да вот попахивают немного. Оста ется надеяться лишь на боль шие коробли-хранилища тонна жем в 150 тысяч. Такие суда причаливают в городе Порво, что в полсотни километров от столицы. Предусмотрительные финйы уже подсчитали: чтобы заполнить один такой корабль, автовозу нужно 4.000 раз съез дить из Хельсинки в Порво. Кстати, больше всего в этом вместимостью 560 тысяч ■ может напоить целую страну. «Естественно, издержки бу дут очень большими, - коммен тирует ситуацию шеф информа ционного отдела «Хельсингин Веси», - а цена высокой. Ведь качество нашей продукции со храняется в течение полугода и не страдает от транспортиров ки. Мы это гарантируем. Но во ды требуется огромное количе ство. Поэтому, по всей видимо сти, закупать ее Арабские Эми раты будут и в других северных странах. Ну а России остается только печалиться о том, что при всех своих щедрых заггасах питьевой воды, пить ее отваживаются разве что только сами россия- И еще; можно смело прогно зировать, что в наступающем XXI веке экспорт воды (у тех, ко нечно, кто сохранит свои «род ники») станет таким же при быльным и масштабным бизне сом, как продажа газа и нефти. И если надежды на новые ис точники энергии человечество еще сохраняет, то воду оно ни чем и никогда не заменит. Дмитрий АНКУДИНОВ. ХЕЛЬСИНКИ. КОНТРАКТЫ ХОРОШО, что КИТАЙЦЫ ЛЕТАЮТ Заказанные Аэрофлотом авиалайнеры скорее всего улетят в Китай. Уже в августе Воронежский авиазавод нр- мерен завершить переговоры с китайской авиакомпанией «Синдцзян Аэрлайнз» о про даже ей трех дальнемагист ральных Ил-96-300. В так на зываемой туристической ком поновке они вмещают до 300 пассажиров, с которыми могут пролететь без посадки 9.000 км. То, что надо для Китая! Сумма сделки оценивает ся в 100 млн. долларов. Учи тывая, что одним из решаю щих факторов является срок выполнения заказа, в Китай скорее всего полетят само леты, заказанные Аэрофло том и находящиеся в цехе окончательной сборки (Аэ рофлот не спешит оплачи вать заказ). Кроме того, китайцы обсу ждают с «Пермскими мото рами» возможность закупки трех самых мощных россий ских двигателей для пасса жирских самолетов ПС-90А. Надо отметить, что до сих пор ни Ил-96-300, ни ПС- 90А на экспорт не поставля- «Синдцзян Аэрлайнз» ос талась одной из немногих крупных китайских авиаком паний,' которые до сих пор эксплуатируют лайнеры рос сийского производства. Ее парк состоит из трех Ил-86 постройки Воронежского авиазавода и из четырех Ту- 154. Причем воронежцы ока зались инициаторами пере говоров с китайской авиа компанией, используя во многом наработанные связи. Если сделка состоится, то это означает возвращение России но китайский рынок Гражданских самолегов, про- кгически полностью потерян нь 1 Й 30 последнее десятиле тие (между тем в 60-80-е ды самолеты советской по стройки составляли три чет верти парко китайской граж данской авиации). Андрей БАРАНОВСКИЙ. I СКРЕБЕМ ПО ДОНЫШКУ | ■ Говоргп, стабильность нашей нынешней экономнкн дер- ■ жнтся на нефти. А сколько ее у нас - по сравнению с I другими? Две трети всех разведанных и подтвержденных " I запасов нефти находятся на Ближнем Востоке. С фантасти- \ I ческими богатствами Сау- ' 1 ДОВСКОЙ Аравин и других арабских стран может сравниться только Венесуэ- 1 ла, запасы которой превос ходят российские почти в три раза. Если верить за- I падной статистике, под- I твержденных запасов нам ■ хватитвсего на 20 лет (при нынешнем уровне добычи). ПАРАЛЛЕЛИ УКРАШЕНИЕароптивых НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА - КАК ЭПИДЕМИЯ: ЗАБОЛЕТЬ ЛЕГКО. А ВЫЛЕЧИТЬСЯ ПОЧТИ НЕВОЗМОЖНО Москву не узнать: завеша на рекламными щитами, рас тяжками и плакатами по са мые крыши. Мне бросилась в глаза четверка «на-найцев». Одетые в накрахмаленные бе лые рубашки с «бабочками» и смокинговые пиджаки они ло- чел^-то... без штанов. Да , разгул! Где вы, былые эпохальные щиты «Партия - наш рулевой», «СССР - оплот миро», и «Летайте самолетами Аэрофлота»? После этих про стеньких, увековеченных, каза лось, но веко призывов нынеш нее рекламное половодье но московских улицах впечатляет. Но это смотря с кем или с чем сравнивать. А если все с той же Америкой? В США доходы от наружной рекламы состав ляют около 1,5 млрд, долларов в год. Понятно, что 30 такие ог ромные деньги стоит й «Тющи- поться», чем, собственно, уже 30 с лишним лет занимается в конгрессе специально сформи рованная Ассоциация наруж ной рекламы Америки (ОААА). Именно она с помощью лобби стов роз за разом успешно проваливает всякую попытку как-либо регулировать порой доходящие до откровенной не пристойности дорожные «зозы- волки». О т презервативов и других противозачаточных средств до гомосексуализма и лесбиянства, например. Борьбу за нравственность рекламного пространство больше 20 лет назад лично возглавило супруга тогдашнего президента СЕиА Бетти Форд, но ее усилия принять соответ ствующий закон с треском в американском конгрессе про валились - лоббисты заблоки ровали всякие покушения но свободу «надписи на заборе». Через всевозможные прорехи и оговорки они извратили про бившийся через высший зако нодательный орган Акт на столько, что один из конгрес сменов доже предложил пере именовать его в «Акт о защите дорожной рекламы». Откуда токая ' сило, такое влияние у простейшего вида рекламного творчества? Фирмы, специализирующие ся но «норужке», достигли токо- В ^арину на Руси девушки вместо румян натирали щеки свеклой - для красоты. Сегодняшняя Москва чем-то но ту девушку л( го статуса , что редкий член конгресса США откажется от их крупных политических по жертвований или прямо-таки фантастических гонораров. Компании, работающие в об ласти дорожной рекламы, яв ляются ведущими лоббистоми но Капитолийском холме, плотя 2-2,5 тысячи долларов налич ными законодателям и их сот рудникам, собирая их но «се минары» где-нибудь но модных курортах. Немудрено, что доже действующее законодательство очень трудно применить к за рвавшимся украшателям дейст вительности. Например, есть категориче ский запрет размещать рек ламные щиты везде, кроме ком мерческих и промышленных зон. Или попровки к федерал: ному закону, позволявшие ме стным властям самостоятельно решать судьбу многих придо рожных щитов. Но они сробо тывоют очень редко. Министер ство транспорта США недавно было вынуждено констатирова ть, что «проблемы с эстестиче ским качеством дорогоустрой- ство продолжают нарастать», ибо но месте одного придо рожного щита воздвигают два или доже четыре подобных... Причина? Большой бизнес рождает большой лоббизм. Кстати, одним из самых актив ных и агрессивных среди за щитников наружной рекламы признается бывший министр транспорта США Брок Адамс, ныне сенотор-демокрот из штата Вашингтон, который вместе с супругой получил сот ни тысяч долларов от защитни ков беспредельной дорожной рекламы. Вот и продолжают пестрить омерикоыские пути-дороги по шлыми, глупыми, бессмыслен ными рекламами - с людьми, правда, кок правило, в што- Не ' сказать, что в Москве еще не поняли, что глаза ее жителей и гостей тоже нужда ются в защите от «цветных кар тинок» с «но-нойцоми» без брюк и другими глупостями. Есть с десяток постановлений, регламентирующих эту деятель ность, созданы управления и общественные союзы. Но, судя по американскому опыту, борь ба 30 хороший вкус в наруж ной рекламе - это игра в одни ворота... «Но-нойцев», кажись, убра ли. Зато все ровно дороги за вешаны рекламными щитоми- плокотоми с модоевшими глу постями «Мама.. . Вовочка... Кольве!»... ' Виталий ГАН. ВАШИНГТОН - МОСКВА. ЛЕ110101 :отои1и 25 июля 2000 ГОДА 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz