Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

ЗАДНЕПРОХОДКЫ ЭКОНОМИКИ роесии и Б е л о р у с с и и д в и ж у т с я в АБСОЛЮТНО ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ к открывшейся в центре Минска рес­ публиканской Доске почета - двадцати­ метровому сооружению, облицованному мрамором, е первого дня был пристав­ лен постовой милиционер. Время нынче, конечно, не то, что лет двадцать назад, и святыню, будто по волшеству перене­ сенную из .эпохи социализма, могут за­ просто растащить на составляющие: мрамор продать на кладбище, а бронзу - в цветмет. Рыночное мышление - как с ним бороться? Да, черты социализма все явственнее проступают в будничной жизни Белорус- ■ сии. Вот возродили шефство: за про­ мышленными предприятиями закрепили колхозы и совхозы, которым в принуди­ тельном порядке нужно оказывать по­ мощь, Или в начале года до предпри­ ятий, в том числе частных, довели прави­ тельственным постановлением одинако­ вые для всех «статьи», по которым мож­ но премировать работников. Причем эти критерии оценки работы трудовых кол­ лективов очень напоминают применяв­ шиеся при командно-административной системе. Вновь под видом «дополнительных мер материального стимулирования вы­ сокопроизводительного и качественного труда» на щит поднято. «выполнение и перевыполнение норм выработки», «сда­ ча продукции с первого предъявления», «экономия сырья и материалов». За этим, как предсказывали специалисты, следовало ожидоть появления «маяков» соцсоревнования, выполняющих пятилет- 3 три года, и, конечно, возрождения тех пресловутых пятилеток. Этот процесс занял считанные ме­ сяцы, К майским праздникам сооруди- республиканскую Доску почета, за которой в спешном порядке стали воз­ водиться областные, городские и рай­ онные «памятники ударного труда», а к лету разработали концепцию пяти­ летки, Сам документ под знакомым до оскомины названием «Основные на-- правления социально-экономического развития республики на 2001-2005 го­ ды» должен появиться уже к. осени, и значит, Белоруссия начнет третье ты­ сячелетие пятилеткой. С чем ее можно было бы и поздравить, если бы... - Это очередной шаг, который дет нас в прошлое, - считает прези Дент Ассоциации содействия экономи ческому развитию, еще недавно руко водитель крупного предприятия «Амко- дор» Василий Шлындиков. - При этом власти даже не задумываются над тем, что своими действиями нарушают дей­ ствующее законодательство, в частно сти за_^кон о предприятиях. Своей ме лочной опекой, стремлением устано вить тотальный контроль над произ­ водством они еще глубже загоняют его в кризис. При этом вполне воз­ можно, что реальные показатели, по которым можно судить о состоянии экономики, заменят суррогатами, на основании которых будет создаваться благополучная картина. Но сытнее и легче белорусам от этого не будет. Однако официальный Минск на­ стаивает на том, что нововведения из прошлого вовсе не являются рудимен­ тами социализма и не посягают на ос­ новы «рыночной социально ориенти­ рованной экономики», как официально называется выбранный Белоруссией - Планирование весьма широко распространено в мире, в том числе и в странах с развитой экономикой, сказал зам. министра экономики Сер гей Ткачев. - Ведь только таким обра зом можно сгладить последствия цик лично возникающих кризисов. Поэто му и мы разработали систему государ ственного прогнозирования и про граммирования социально-экономиче ского развития на прочной законода­ тельной основе. Она включает три стадии; концепцию долгосрочного раз­ вития (на 10-15 лёт), среднесрочные программы (до 5 лет) и годовые про­ гнозы. При этом нам сейчас приходит­ ся заново учиться азом планирования у развитых стран, которые, в свою очередь, когда-то перенимали плано­ вый опыт у Советского Союза.. . Звучит солидно! Но на практике за­ имствование «планового опыта» при­ вело к сплошным работам над ошиб­ ками. Социально-экономическую поли­ тику не удается сбалансировать с бюджетно-налоговой, денежно-кредит­ ной и валютной сферами. Например, запланированный на прошлый год ли­ мит кредитной эмиссии Национального банка республики был превышен поч­ ти в 2,5 раза. В результате получили ежемесячную инфляцию в размере 11 процентов, хотя г|ланиро8али 3 процента! Зато оказались перевыпол­ ненными валовые показатели: рост ВВП на период 1996-2000 гг. прогно­ зировали 18-23 процента, фактически же будет достигнуто 31-33 процента, по продукции промышленности соот­ ветственно 23-29 и 55-57 процентов. Не правда ли, все это сильно напоми­ нает проблемы социалистической эко­ номики, когда железяк выпускалось на душу населения больше, чем в ос­ тальном мире, но эта самая душа тре­ бовала совсем иного.:. Несмотря на заметное увеличение валовых показа­ телей, белорусы за последние пять лет, и это подтверждается социологи­ ческими исследованиями, не стали жить лучше. Когда цель планирования сводится лишь к манипуляции показателями, все это превращается в игру, ничего об­ щего не имеющую с жизнью. В научно исследовательском экономическом ин­ ституте Минэкономики признались, что в процессе подготовки планов и про­ гнозов исходные цифры много раз няются - в зависимости от каприза то го или иного высокопоставленного чи новника. А уж дальше, при воплоще НИИ планов в жизнь, наступает сплош ной волюнтаризм. Хорошо бы для начала планировать законодательную деятельность. В Бе­ лоруссии нормативные акты обруши ваются на общество как снег на голо ву. Сейчас, например, начали пожи нать плоды известного в республ: президентского декрета N° 11, ко рый соорудил своеобразное прокру стово ложе для субъектов хозяйствова ния и в первую очередь малых пред приятий. Все они должны или увели чить свои уставные фонды до 5-7 сяч долларов, или прекратить сущест вование. большинство предпочло мереть, и сейчас республиканские . зёты пестрят объявлениями о ликвида ции юридических лиц. Естественно, хо зяйственную деятельность они прекра тили несколько раньше. Поэтому об наруживается, что бюджет начал досчитываться доходов, которые в де налогов и платили ныне ликвидиру емые «субъекты». Казалось бы, надо признать ошиб­ ку, тем более налицо противоречие провозглашенной в республике г тики поддержки малого предприн , _ тельства. Увы, этого не делается. Зато . появляется новая идея - упростить в недалеком будущем условия' регистра­ ции субъектов хозяйствования. Логика хромает на обе, под нож малый бизнес с тем, чтобы завтра ^поддержать новых предприни­ мателей. Спрашивается, что можно планировать при такой «качельной» политике? Сейчас уже ясно, что Белоруссия менее других республик разваленного С СС Р оторвалась от пуповины, связы­ вающей ее с социализмом. И экспери­ менты по культивированию отдельных «пережитков прошлого», конечно, весьма интересны для всей бывшей дружной семьи народов. Ведь боль­ шинство из них по-прежнему пока идет «в никуда», постоянно подчеркивая, что являются первопроходцами. Тоже, конечно, участь незавидная. Но в том, пожалуй, и есть наша общая драма, всех бывших советских людей: и пио­ неры-рыночники, отправившиеся в бурное плавание по картом Егора Гайдара, и «заднепроходцы» пока не в силах, предъявить аргументы в пользу выбранного маршрута к народному благословлению. Зато поводов для подтрунивания и издевательств друг, над другом и те, и другие дают с лих­ вой. Но - не смешно. Владимир СВЕРКУНОВ. ПРОЕКТЫ КАРАВАН В БУДУЩ ЕЕ Газпром приступает к инже­ нерно-разведочным работам на шельфе Карского моря. О с­ воение нового месторождения обойдется в 100 миллионов долларов. Сейчас в район Обско-Та- зовской губы транспортно-бук­ сирные суда ведут самоподъ­ емную плавучую буровую уста­ новку «Мурманская».. Впервые газовики отправились в столь долгий морской путь - 1.200 миль. Газовики не отрицают, что рискуют. Однако в успехе уверены. ' «Мурманской» на «вояж» от­ вели не более трех месяцев. Дело в том, что уже в сентяб­ ре-октябре воды полярных мо­ рей сковывает лед. . В течение нынешнего года на освоение Каменномысского перспективного участка на шельфе вложения Газпрома могут достигать до 10 миллио­ нов долларов, сообщил Алек­ сандр Мандель, первый зам.ди- ректора «Газфлот» - «дочки» О АО «Газпром». По его сло­ вам, начало добычи газа в районе Обской и Тазовской гу­ бы планируется на 2007 год. В первый год она составит 7-8 миллиардов кубометров, а к 2010 году ее увеличат до 50- 56 миллиардов кубометров. Суммарные запасы перспек­ тивных участков на шельфе Карского моря - Адерпаютин- ского, Антипаютинского, Об­ ского, Каменномысского и Чу- горьяхинского ■составляют от трех до четырех триллионов ку­ бометров газа. Чтобы транс­ портировать газ с месторожде­ ний Карского моря, необходи­ мо протянуть трубопровод от шельфового участка до берега. Протяженность газопровода - 130 километров, а стоимость - примерно 130-140 миллионов долларов. Подрядчика строи­ тельства трубопровода Газ­ пром определит по результа­ там тендера. Один из главных критериев, которым будут пользоваться га­ зовики в освоений нового мес­ торождения - сохранение эко­ логического баланса. Уже су­ ществует договоренность с властями Ямало-Ненецкого ок­ руга о совместном регулярном проведении экологического мо­ ниторинга окружающей среды. В Мурманске, где до сих пор нет единого центра, из ко­ торого можно было бы отсле­ живать ситуацию по работе в северных морях, началось строительство здания «Аркти­ ческого бизнесцентра». Результаты проекта ОАО «Газпром» мы сможем ощутить не раньше 2007 года, когда в Карском море начнется добы­ ча газа и газоконденсата. Илья ОЛАНТОВ. МУРМАНСК - МОСКВА. БАЛЬЦЕРОВИЧ ПОСОВЕТУЕТ... Грузинское правительство обратилось за помощью к ав­ тору известной «шоковой те­ рапии» в экономике поляку Лешеку Бальцеровичу, кото­ рый в 90-е годы возглавлял правительство Польши. По информации госминистра Грузии Георгия Арценишви- ли, переговоры с Бальцерови- чем ведутся при посредниче­ стве Всемирного банка. Есть предположение, что в случае согласия Бальцерович может стать одним из экономических СНГ Ирина БАРАМИДЗЕ. ТБИЛИСИ. СИГАРЕТЫ УПАЛИ С НЕБА На' севере Молдавии упал самолет. Ан-2, груженный им­ портными сигаретами. Пилот с документами из соседней Винницкой области Украины и пассажир получили ранения, отправлены в райцентр Бри- чаны. А сигареты конфискова­ ны. К тому же в больнице не Олег ГРАБОВСКИЙ. КИШИНЕВ. «ФОРД» НЕ ПРИЖИЛСЯ Выпуск автомобилей марки «Форд» прекращен в Бело­ руссии. Крупнейший инвести­ ционный проект, участие в ко­ тором принимал сам прези­ дент Александр Лукашенко, потерпел фиаско. Совместное предприятие ;Форд Юнион» просущест­ вовало менее трех лет и не смогло достигнуть планиро­ вавшегося выпуска 6 тысяч автомобилей «Экскорт» и «Транзит» в год, В прошлом году было изготовлено всего ‘■40 машин. Не удалось осу­ ществить и идею завоевания российского рынка с бело­ русского <щлацдарма». Пер­ воначальные таможенные налоговые льготы, которые предоставил «Форду» лично президент Белоруссии своим указом, вскоре были отмене­ ны, и предприятие, оказав шись в «стандартных» уело ВИЯХ, не смогло конкуриро вать с производителями та ких же моделей автомбби лей, собранных в Европе. Владимир СВЕРКУНОВ. МИНСК. ГРУЗОВИКИ ДЛЯ РОССИИ До двух тысяч пассажир­ ских автобусов и малотон­ нажных грузовиков выпустит в этом году узбекско-турецкое СП «Самкочавто», вложившер в проект 70 млн. долларов. Около половины грузовиков и автобусов будут экспортиро­ ваны в Россию. Евгений РОМАНОВ. ТАШКЕНТ. НУ-КА, ЗЕРКАЛЬЦЕ, СКАЖИ... Судебный иск против из­ вестного германского автомо­ бильного концерна «Дойк^лер- Крайслер» и грузинской по­ среднической фирмы «Ака» подал тбилисский изобрета­ тель Гиви Хоштария. Пять лет назад Хоштария изобрел и запатентовал в Грузии авто­ мобильное зеркало заднего вида со световой сигнализа­ цией. Подобным зеркалом ос­ нащены автомобили «Дайм- лер-Крайслер» с ноября 1999 года. Истец требует компен­ сации, так как, по его мне­ нию, его права нарушаются в том случае> когда автомобили поступают на территорию Грузии. Ирина АЛЕКСИДЗЕ. ТБИЛИСИ. < р е й т и н г и БАЛОВСТВО ПРОСТАЯ ВОДИЧКА ПО ЦЕНЕ ШАМПАНСКОГО Хорошо когда деньги есть. А еще лучше, когда их много. Да так, чтобы не поспевать счи­ тать. Тогда и покупать можно что угодно и где душа пожела­ ет. Например, питьевую воду из-за океана. В Финляндии восприняли из­ вестие о желании Объединен­ ных Арабских Эмиратов заку­ пать здесь воду для питья с не­ которым удивлением. Еще боль­ ше поразило то, что эмирам нужна вода и для.,, полива рас­ тений. Однако быстро сообра­ зив, что на этой затее можно хорошо подзаработать, финны дали принципиальное «добро». Подобные предложения от Эмиратов получили и другие страны Северной Европы. О его причине нетрудно догадать­ ся: вода с севера славится сво­ им отменным качеством. В не­ которых ресторанах ее здесь подают прямо из-под крана. Потрясает количество за­ прашиваемой воды: 450 кубо­ метров в сутки (то есть 450 мил­ лионов литров). А это ни много ни мало, а половина от расхо­ дуемых жителями Хельсинки в день водных запасов. Стоит по­ чесать в затылке: как бы у са­ мих в горле не пересохло? 'Но главная проблема даже не в этом. Как доставить в це­ лости и сохранности воду в Эмираты? Нефтеналивные тан­ керы хотя и вместительны, да вот попахивают немного. Оста ­ ется надеяться лишь на боль­ шие коробли-хранилища тонна­ жем в 150 тысяч. Такие суда причаливают в городе Порво, что в полсотни километров от столицы. Предусмотрительные финйы уже подсчитали: чтобы заполнить один такой корабль, автовозу нужно 4.000 раз съез­ дить из Хельсинки в Порво. Кстати, больше всего в этом вместимостью 560 тысяч ■ может напоить целую страну. «Естественно, издержки бу­ дут очень большими, - коммен­ тирует ситуацию шеф информа­ ционного отдела «Хельсингин Веси», - а цена высокой. Ведь качество нашей продукции со­ храняется в течение полугода и не страдает от транспортиров­ ки. Мы это гарантируем. Но во ды требуется огромное количе ство. Поэтому, по всей видимо сти, закупать ее Арабские Эми­ раты будут и в других северных странах. Ну а России остается только печалиться о том, что при всех своих щедрых заггасах питьевой воды, пить ее отваживаются разве что только сами россия- И еще; можно смело прогно­ зировать, что в наступающем XXI веке экспорт воды (у тех, ко­ нечно, кто сохранит свои «род­ ники») станет таким же при­ быльным и масштабным бизне­ сом, как продажа газа и нефти. И если надежды на новые ис­ точники энергии человечество еще сохраняет, то воду оно ни­ чем и никогда не заменит. Дмитрий АНКУДИНОВ. ХЕЛЬСИНКИ. КОНТРАКТЫ ХОРОШО, что КИТАЙЦЫ ЛЕТАЮТ Заказанные Аэрофлотом авиалайнеры скорее всего улетят в Китай. Уже в августе Воронежский авиазавод нр- мерен завершить переговоры с китайской авиакомпанией «Синдцзян Аэрлайнз» о про­ даже ей трех дальнемагист­ ральных Ил-96-300. В так на­ зываемой туристической ком­ поновке они вмещают до 300 пассажиров, с которыми могут пролететь без посадки 9.000 км. То, что надо для Китая! Сумма сделки оценивает­ ся в 100 млн. долларов. Учи­ тывая, что одним из решаю­ щих факторов является срок выполнения заказа, в Китай скорее всего полетят само­ леты, заказанные Аэрофло­ том и находящиеся в цехе окончательной сборки (Аэ­ рофлот не спешит оплачи­ вать заказ). Кроме того, китайцы обсу­ ждают с «Пермскими мото­ рами» возможность закупки трех самых мощных россий­ ских двигателей для пасса­ жирских самолетов ПС-90А. Надо отметить, что до сих пор ни Ил-96-300, ни ПС- 90А на экспорт не поставля- «Синдцзян Аэрлайнз» ос­ талась одной из немногих крупных китайских авиаком­ паний,' которые до сих пор эксплуатируют лайнеры рос­ сийского производства. Ее парк состоит из трех Ил-86 постройки Воронежского авиазавода и из четырех Ту- 154. Причем воронежцы ока­ зались инициаторами пере­ говоров с китайской авиа­ компанией, используя во многом наработанные связи. Если сделка состоится, то это означает возвращение России но китайский рынок Гражданских самолегов, про- кгически полностью потерян нь 1 Й 30 последнее десятиле тие (между тем в 60-80-е ды самолеты советской по­ стройки составляли три чет­ верти парко китайской граж­ данской авиации). Андрей БАРАНОВСКИЙ. I СКРЕБЕМ ПО ДОНЫШКУ | ■ Говоргп, стабильность нашей нынешней экономнкн дер- ■ жнтся на нефти. А сколько ее у нас - по сравнению с I другими? Две трети всех разведанных и подтвержденных " I запасов нефти находятся на Ближнем Востоке. С фантасти- \ I ческими богатствами Сау- ' 1 ДОВСКОЙ Аравин и других арабских стран может сравниться только Венесуэ- 1 ла, запасы которой превос­ ходят российские почти в три раза. Если верить за- I падной статистике, под- I твержденных запасов нам ■ хватитвсего на 20 лет (при нынешнем уровне добычи). ПАРАЛЛЕЛИ УКРАШЕНИЕароптивых НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА - КАК ЭПИДЕМИЯ: ЗАБОЛЕТЬ ЛЕГКО. А ВЫЛЕЧИТЬСЯ ПОЧТИ НЕВОЗМОЖНО Москву не узнать: завеша­ на рекламными щитами, рас­ тяжками и плакатами по са­ мые крыши. Мне бросилась в глаза четверка «на-найцев». Одетые в накрахмаленные бе­ лые рубашки с «бабочками» и смокинговые пиджаки они ло- чел^-то... без штанов. Да , разгул! Где вы, былые эпохальные щиты «Партия - наш рулевой», «СССР - оплот миро», и «Летайте самолетами Аэрофлота»? После этих про­ стеньких, увековеченных, каза­ лось, но веко призывов нынеш­ нее рекламное половодье но московских улицах впечатляет. Но это смотря с кем или с чем сравнивать. А если все с той же Америкой? В США доходы от наружной рекламы состав­ ляют около 1,5 млрд, долларов в год. Понятно, что 30 такие ог­ ромные деньги стоит й «Тющи- поться», чем, собственно, уже 30 с лишним лет занимается в конгрессе специально сформи­ рованная Ассоциация наруж­ ной рекламы Америки (ОААА). Именно она с помощью лобби­ стов роз за разом успешно проваливает всякую попытку как-либо регулировать порой доходящие до откровенной не­ пристойности дорожные «зозы- волки». О т презервативов и других противозачаточных средств до гомосексуализма и лесбиянства, например. Борьбу за нравственность рекламного пространство больше 20 лет назад лично возглавило супруга тогдашнего президента СЕиА Бетти Форд, но ее усилия принять соответ­ ствующий закон с треском в американском конгрессе про­ валились - лоббисты заблоки­ ровали всякие покушения но свободу «надписи на заборе». Через всевозможные прорехи и оговорки они извратили про­ бившийся через высший зако­ нодательный орган Акт на­ столько, что один из конгрес­ сменов доже предложил пере­ именовать его в «Акт о защите дорожной рекламы». Откуда токая ' сило, такое влияние у простейшего вида рекламного творчества? Фирмы, специализирующие­ ся но «норужке», достигли токо- В ^арину на Руси девушки вместо румян натирали щеки свеклой - для красоты. Сегодняшняя Москва чем-то но ту девушку л( го статуса , что редкий член конгресса США откажется от их крупных политических по­ жертвований или прямо-таки фантастических гонораров. Компании, работающие в об­ ласти дорожной рекламы, яв­ ляются ведущими лоббистоми но Капитолийском холме, плотя 2-2,5 тысячи долларов налич­ ными законодателям и их сот­ рудникам, собирая их но «се­ минары» где-нибудь но модных курортах. Немудрено, что доже действующее законодательство очень трудно применить к за­ рвавшимся украшателям дейст­ вительности. Например, есть категориче­ ский запрет размещать рек­ ламные щиты везде, кроме ком­ мерческих и промышленных зон. Или попровки к федерал: ному закону, позволявшие ме­ стным властям самостоятельно решать судьбу многих придо­ рожных щитов. Но они сробо тывоют очень редко. Министер­ ство транспорта США недавно было вынуждено констатирова­ ть, что «проблемы с эстестиче ским качеством дорогоустрой- ство продолжают нарастать», ибо но месте одного придо­ рожного щита воздвигают два или доже четыре подобных... Причина? Большой бизнес рождает большой лоббизм. Кстати, одним из самых актив­ ных и агрессивных среди за­ щитников наружной рекламы признается бывший министр транспорта США Брок Адамс, ныне сенотор-демокрот из штата Вашингтон, который вместе с супругой получил сот­ ни тысяч долларов от защитни­ ков беспредельной дорожной рекламы. Вот и продолжают пестрить омерикоыские пути-дороги по­ шлыми, глупыми, бессмыслен­ ными рекламами - с людьми, правда, кок правило, в што- Не ' сказать, что в Москве еще не поняли, что глаза ее жителей и гостей тоже нужда­ ются в защите от «цветных кар­ тинок» с «но-нойцоми» без брюк и другими глупостями. Есть с десяток постановлений, регламентирующих эту деятель­ ность, созданы управления и общественные союзы. Но, судя по американскому опыту, борь­ ба 30 хороший вкус в наруж­ ной рекламе - это игра в одни ворота... «Но-нойцев», кажись, убра­ ли. Зато все ровно дороги за ­ вешаны рекламными щитоми- плокотоми с модоевшими глу­ постями «Мама.. . Вовочка... Кольве!»... ' Виталий ГАН. ВАШИНГТОН - МОСКВА. ЛЕ110101 :отои1и 25 июля 2000 ГОДА 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz