Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
22 ию ля 2 0 0 0 г . , № 143 (21271 ) Ж И П БЦ К А Я г а з е т а М АМШ Ы «П О ЧШ ^ РЕЖИМ ГИБКИИ ИЛИ ЖЕСТКИЙ? «Будьте добры указать те грани-рамки, в которых молодые матери до лжны применять строгость к маленьким детям. Объясните, что приносит больший вред; когда ребенок, рисуя, сидит не совсем прямо или беско нечные окрики и пинки с целью во что бы то ни стало посадить правильно? Одна-две недоеденные ложки чего-то или впихивание последних ложек с криками и насилием? Можно ли иногда не вовремя дать ребенку поесть, если он просит, или же нужно придерживаться железного режима? В. ЕЛЕНИНА». Такого рода вопросы возникают почти в каждой семье, порождая го рячие споры, дискуссии, а бывает, даже конфликты. И что самое печаль ное — ребенок превращается подчас в объект противоречивых педагогичес ких упражнений родителей, бабушек и дедушек. Итак, что лучше — строгость или мягкость, железный режим или не ограниченная свобода? Ответить на этот вопрос нельзя, не сославшись на опыт детских яслей и садов. День в дошкольных учреждениях регламен тирован, подчинен режиму. И режим этот не придуман для удобства взрос лых, не избран случайно, а основан на многолетних наблюдениях и выво дах врачей, психологов, гигиенистов, физиологов, стремившихся создать оптимальную систему воспитания для детей каждого возраста. Не строгую, не свободную, а именно оптимальную. Режим — благо для ребенка, ибо он учитывает периодическую смену потребностей детского организма. Од нако нельзя забывать, что эта перио дичность очень подвижна и может колебаться в зависимости от самых разнообразных причин. Например, » с л и ребенок почему-либо не засыпа- Рет в положенное время или отказыва ется от еды, надо прежде всего пос тараться выяснить причину этого: болен, а может быть, переутомлен или перевозбудился? И даже в тех случаях, когда нет ни того, ни другого, ни третьего, все равно необходимо пойти навстречу ребенку, сдвинув сроки сна или при- ---------------- "0-40 м ема пищи на 3 Э инут, а то и Конечно, нарушение режима не должно стать системой. А к.пс быть, если ребенок постоянно его нарупш- ет? Тогда есть смыс.ч пересмотреть рс'жмм. Ни в коем случае нельзя и])ин^:к- - ВЫ ПРОСИЛИ РАССКАЗАТЬ дать ребенка спать во что бы то ни стало, буквально заталкивая его в кровать, как поступают в иных семь ях. Или приказать ему, чтобы он за сыпал, когда пришло время. От это го ребенок только возбуждается. Аппетит у детей также не всегда одинаков, и нельзя настаивать на том, чтобы каждый раз ребенок съедал до конца то, что ему дают. Недопустимо кормить ребенка насильно, этим мож но вызвать стойкую негативную ре акцию на сам процесс еды. Стремление безоговорочно следо вать режиму не может дать добрых плодов. Хотя такой догматизм часто порождается повышенной тревогой родителей за здоровье ребенка, он в конечром итоге ему же и вредит, а самих родителей изматывает. Иных матерей постоянно пресле дует страх, что с ребенком что-то слу чится: он забодеет, упадет, ушибет ся. Именно боязнь что-то упустить, сделать не так побуждает их прямо- таки судорожно цепляться за всячес кие правила, держать ребенка около себя, сопровождать наставлениями каждый его шаг, без конца контро лировать. А что же в результате? Тревож ность матери, ее опасения и мнитель ность передаются ребенку, а беско нечные замечания, наставления и по рицания внушают ему мысль о со бственной неполноценности. На этой основе, как защитная реакция, фор мируются боло.зленпоо гпмолюбие, обидчивость и ранимость. (Ъ вре.чо- нем такой ребенок и в самом .че.че мо жет в какоп-ю .мере стат ь спциа.тьнч нело.'шоц'еины.м — 1 мне;кенн.ы.м, Пе.ч- ынпцпатпвным. пнг)):пп ильным, эго истичным. В школе он робок, стес нителен, не умеет строить отноше ния с товарищами и часто остается в изоляции. Однако далеко не все дети^ при нимают гиперопеку, мирятся со стро гим режимом. Уже в дошкольном воз расте они протестуют против чрезмер ного контроля родителей, выражая протест «реакциями эмансипации». Впервые такие реакции отчетливо проявляются в четыре года в виде не гативизма и упрямства: ребенок де лает все наоборот, вопреки желанию родителей, даже если явно лишен смысла и идет г самому. Упрямство —первая заявка ребен ка на самостояшльность и требование признать в нем личность. Это естес твенная, закономерная реакция, свой ственная подавляющему числу детей, по если она станонится стопчо]!. на.ю 1Г(5думать, не с.'Мппко.м . т вы опекае те своего ребенка. Если своевременно не ннесгн ко])- рективы, то в подросп:о 1 !Ом но.фпсге борьба за самостоятельность возобнов ляется с новой силой, но уже в дру гих формах. Чрезмерно опекаемый подросток нередко поднимает бунт против всяческих запретов и ограни чений, устремляясь туда, где «все можно», —на улицу, в сомнительную компанию. *• ■Другое отрицательное последствие гиперопеки — склонность к изворот ливости, двуличию, лживости. В ран нем возрасте ребенок доверчив и по своей пртроде не способен ко лжи. Ложь для него всегда результат труд ных обстоятельств, в которые он пос тавлен взрослыми. Но эпизоды вы нужденной лжи в раннем и дошколь ном возрасте могут у подростка стать системой, а у взрослого —чертой ха рактера. В некоторых семьях строгие тре бования предъявляются ребенку тог да, когда в этом нет необходимости. Постоянный запрет, порицания, шлепки мешают осмыслить, что же на самом деле хорошо, а что плохо. Спокойные дети обычно пропускают мимо ушей большинство запретов, и родителям подчас приходится мно гократно повторять свои требования. В результате ребенок может стать не управляемым. А дети со слабой нервной систе мой, впечмлительные, возбудимые не остаются безучастными к строгим тре бованиям родителей, но и выполнять их также не могут. Некоторые дети под прессом постоянной строгости ста новятся малоинициативными, инер тными. У других развивается ответ ная жестокость. Не надо, конечно, думать, что пра вильнее было бы воспитывать детей на основе полной свободы, не предъ являть к ним определенных требова- . Но требования к ребенку долж ны быть разумными, соразмерными его физическим и психическим воз можностям. Поэтому воспитывайте ребенка так, чтобы он не чувствовал, что его воспитывают, навязывают ему свою волю, к чему-то принуждают. Не де лайте режим «прокрустовым ложем», которое тяготит и раздражает. А это го не будет, если распорядок дня со блюдается с первых дней жизни и если в него внесены коррективы, про диктованные индивидуальными осо- бенпосгями Г 1 ебенкн. Ю рий М .Л ГСЛРЕНКО, доктор мелнинпских наук. ПОТЕТЬ - НЕБУДЕМ «Я постоянно потею и очень от этого страдаю. Подскажите, как избавить ся от потливости». Прежде всего нужно вы яснить, почему вы потеете. При общей выраженно!^пот ливости следует прококЩул.ь:^ тироваться с врачом, так как' усиленное выделение пота может быть симптомом ряда заболеваний. У подростков повышенная потливость на блюдается на фоне возраст ной неустойчивости вегетатив ной нервной системы и со временем обычно проходит. Но даже у любого здорового человека потоотделение уси ливают физическая нагрузка, повышение температуры, го рячая пища и питье, душев ные переживания... Особенно сильно потеют подмышечные впадины, шея, ладони, стопы. Как бороться с этой ло кальной потливостью? В первую очередь соблю дать личную гигиену. Мыться под душем нужно ежедневно 2 раза в день, утром и вече ром с туалетным мылом, осо бенно тщательно обмывая складки кожи {подмышки, грудь, паховую область). После мытья желательно применять специальные дезо доранты, устраняющие запах пота (в виде лосьонов, каран дашей, аэрозолей). Хорошее средство от пота — паста Тей мурова. Ее, так же как и де зодоранты, можно наносить только на чистое тело! Обычно больше всего по теет под мышками. Поэтому волосы в подмышечных впа динах лучше удалять с по мощью депилятория или вы бривать бритвой. После бритья Кожу нужно припудрить тальком, чтобы избежать раз дражения. Если очень потеют руки, попробуйте мыть их, добав ляя в воду нашатырный спирт (1-2 столовые ложки на литр воды). Хорошо несколько раз в день протирать ладони смесью из равных частей оде колона, столового уксуса и раствора борной кислоты (4 грамма борной кислоты на 100 граммов воды). Особенно неприятен запах потных ног. Их необходимо мыть ежедневно с мылом, после мытья тщательно вы тереть мягким полотенцем, а затем нанести одно из спе циальных косметических средств: кремы «Турист», «Эф фект». Полезно 2-3 раза в не делю делать теплые десяти минутные ванночки для ног, добавляя в воду марганцовку (вода должна быть розового цвета). Можно предложить и другой рецепт ■— ванночки из настоя сухой ромашки или ду бовой коры, полевого хвоща. Приготовить их несложно: две столовые ложки любого рас тительного сырья заливают двумя литрами кипятка и на стаивают 30 минут. После ван ночки ноги припудрите смесью борной кислоты с тальком. Помните: потливость уси ливается в одежде из синте тических материалов. Поэто му с т ар ай тесь покупать белье, носки и чулки с мень- содержанием синтетики. Ведущ ая рубрики — Галина КАЙДАШ КО ПИЖМА- ПОМОЩНИЦА в народеэто растение называют дикой рябинкой.. И действительно, резными листьями и собранными в плотныйщитоксоцветиямиононапо- ленными прямыми и только в верх ней части ветвистыми стеблями с бороздчатой поверхностью. Мелкие ярко-желтыетрубчатыецветкисобра ныв многочисленные полушаровзд- ные, сверху плоские корзинки, диа метр которых 5-8 миллиметров. От дельные корзинки сгруппированы в сложные щитовидные соцветия на вертушкахстеблей. ^Растение цветет с июля по ок- вавгусте— насклонаххолмов и оврагов, налес ныхполянах. В цветках растения содержится около2% эфирногомасла, камфара, горькие ид^гоильныевещества, орга нические кислоты. В настоящее времяустановлено. чтопрепаратыиз пижмыобыкновен нойоказывают глистогонное, спазмо литическое и антисептическое дей тами, какаскаридыиострииь 1 , исполь зуют вкачествесреортва, возбужоэю- щетоаппетит, а также приметеориз ме, запорах, желудочныхкаликах, вавом поносе, при заболеваниях пе ченииижелчногопузыря. Крометого, порошокизлисттюви стеблей растений служит неплохим инсектицидом. ЗАГОТАВЛИВАЮТ СОЦВЕТИЯ ПИЖМЫВ НАЧАЛЕЦВЕТЕНИЯ. ЦВЕ ТОЧНЫЕКОРЗИНКИОБРЫВАЮТРУ КАМИИЛИСРЕЗАЮТВСЕСОЦВЕТИЕ СКОРОГКИМиЭЕТОНОСОМ.СОБРАН НОЕСЫРЬЕ СУШАТПОДНАВЕСОМ, НАЧЕРДАКАХИЛИВ ХОРОШОПРО ВЕТРИВАЕМЫХПОМЕЩЕНИЯХ ВСУ ШИЛКАХСОЦВЕТИЯПИЖМЫРЕКО- ________ |•,ВПР0^РXЕСУШ- КИСЫРЬЕНЕОБХОДИМООСТОРОЖ НОПЕРШОРАЧИВАТЬ. ДЛЯПРИГОТОВЛЕНИЯНАСТОЯ 1 СТОЛОВУЮЛОЖКУВЫСУШЕННЫХи ЗЕЛШ АЯАП ТЕ ^ и ПОСУДЕ СТАКАНОМ КИПЯТКА, ЗАКРЫВАЮТ крышкой и ,ПЕРИОДИЧЕСКИПОМЕ ШИВАЯ, НАГРЕВАЮТ НАКИПЯЩЕЙ ВОДЯНОЙ БАНЕ 15 МИНУТ. ЗАТЕМ В НАСТОЙ КИПЯЧЕНУЮ I ОБЪЕМА ПОЛНОГО СТАКАНА ^2( МИЛЛИЛИТРОВ). ПЬЮТНАСТОИГ. - 1СТОЛОВОЙЮЖКЕЗРАЗАВДЕНЬ. ПРИАСКАРИДОЗЕПИЖМУПРИ МЕНЯЮТВ КОМПЛЕКСЕС ДРУГИМИ РАСТЕНИЯМИ В ’ВИДЕ СБОРОВ. В СОСТАВОДНОГОИЗТАКИХ'СБОРОВ ЛОВАЯЛОЖКАСБОРАНАСЛАКАНКИ ПЯТКА, ПЬЮТУГРОМИВЕЧЕРОМПО СТАКАНУ3ДНЯПОДРЯД. ДЛЯ БОРЬБЫСОСТРИиЛМИДЕ- ЛАЮТКЛИЗМУ с НАСТОЕМ, ПРИГО ТОВЛЕННЫМИЗРАСЧЕТА; 1СТОЛО ВАЯЮЖКАЦВЕТКОВПИЖМЫНА0,5 ЛИТРА ВОДЫ. НАСТОИ ПИЖМЫ НЕ "” " '“ тншетсяпри'"“ " ‘" м и ДЕТЯМ. О снову комплекса составляют 4 вертикальные стойки диа метром около 30 миллиметров (1), для изготовления которых исполь зуют водопроводные или газовые тру бы. Их можно найти на месте снесен ных домов. Стойки устанавливаются враспор между полом и потолком. На чертеже размеры даны в миллимет- Сверху к вертикальным стойкам с помощью болтов и гаек крепится рама из труб несколько меньшего размера (2). На ней размещены спортивные снаряды при помощи хомутиков с крю- Выбирая снаряды для комплекса, спросите ребенка, что ему больше нра вится, что бы он еще хотел иметь для спортивных занятий. Кольца, трапе ции, качели, веревки, резинки, труб ки и все необходимое для создания спорткомплексов можно приобрести в магазинах. В качестве каната (3) пригодна любая веревка толщиной 15-25 милли метров. Второй —тонкий канат (4) ^ делают из веревки толщиной 10 мил лиметров. На ней завязывают ряд уз лов на расстоянии 250-300 миллимет ров. Конец каната хорошо завязать толстым узлом (или подвесить к нему боксерскую грушу), чтобы для кача ния на него мог усесться ребенок. Коль ца (5), трапеции (6) и качели (7) име ются в комплекте «Детский спортив ный набор». Качели крепятся к раме с помощью гибкого резинового амортизатора (8). Лесенку (9) обычно делают из сталь ного троса диаметром 4-6 миллимет ров. Ступени — из дубовых палочек 30x20 миллиметров или дюралевых (бамбуковых) трубок диаметром 20-25 миллиметров. Ступени нанизываются горизонтально на трос.и опираются на трубки (10) одинаковой длины, также нанизанные на трос. Прыжковая лиана (11) сделана из резинового шланга диаметром 12-16 миллиметров и длиной около 2,5 мет ра. Ее прикрепляют к трубамрамы так, чтобы нижняя точка лианы находилась на расстоянии 700 миллиметров от по толка. Держась руками за лиану, дети качаются вверх-вниз,.отталкиваясь но гами от пола и взлетая в 6 раз выше, чем при обычном прыжке. Прыжковая лиана сильно пружи нит. И ребенок на первых порах мо жет воспринять ее как что-то йена дежное, ускользающее и, повиснув, ра зогнет пальцы. Понаблюдайте за пер выми упражнениями детей на лиане подстрахуйте их. - КТО в ДОМЕ ХОЗЯИН —1 спотринвый УГОЛОКвКВАРТИРЕ в з я л и ЛОЖКИ-ПОВАРЕШКИ... удивим своих гостей ПИРОГ с ТВОРОГОМ и в и ш н я м и Для теста: 150 г сахарного песка, 2 яйца, 125 г растопленного маргарина, 1 ч. ложка цедры лимона, 5 ст. ложек молока, соль, 600 г муки и 1 ч. ложка погашенной соды. Сахар растереть с яйцами, добавить марга рин, 1 ч. ложку цедры лимона, натертой на мелкой терке, молоко, соль, соду. Замесить тесто, выложить его на сковороду, смазанную подсолнечным маслом и посыпанную сухаря ми. На тееТЬ-■.ул^жи^^ь ВишйгГ без ‘косточек (можно из компота), на вишни —творог. Творог сделать так: 600 г творога смешать со 100 г сахарного пес- ' ка, с 2 ст. ложками крахмала, с 2 яйцами, добавить немного мо лока (2-3 ст. ложки). Сверхупирог можно украсить тестом. Выпе кать в духовке40 минут. БАКЛАЖАННЫЙ ПИРОГ 5-6 небольших бак лажанов, 1 кг мясно го фарша, 2-3 лукови цы, 50 г сыра, 2 ст. то матного сока с мя котью, 3/4 ст. молока, 3-4 яйца, соль, перец, укроп, петрушка. Баклажаны разре зать на 4 части вдоль. Обжарить на расти тельном масле. В глубокую сковороду или кастрюлю уло жить половину обжаренных баклажанов короч кой вниз. Это первый слой. Между баклажа нами положить кусочки топленого или сли вочного масла. Второй слой —фарш, предва рительно его нужно посолить, поперчить, до бавить мелко нарезанную-петрушку и укроп. Третий слой —жареный лук. Залить все слои томатным соком. Четвертый слой — баклажаны, уложен ные корочками вверх. В 3/4 стакана молока взбить 3-4 яйца. Пе ремешать с натертым на крупной терке сы ром. Залить этой смесью баклажаны. Печь в духовке 40-50 минут. Перед подачей на стол украсить зеленью. КОМПОТ и з КАБАЧКОВ Средней величины кабачок очищаем от кожуры и сердцевины. Нарезаем небольши ми кубиками. Кладем в глубокую кастрюлю. Доливаем 2 литра воды и ставим варить. Ког да вода закипит, добавляем 3 стакана саха ра. Когда кабачок станет желтым и как бы прозрачным, добавляем 3 шт. гвоздики. Сни маем с огня, добавляем 1/2 чайной ложки ук сусной эссенции. Разливаем по банкам, зака тываем, стерилизуем. Компот готов. Он име ет вкус ананаса. Приятного аппетита! ОГУРЦЫ в ГОРЧИЦЕ ’ 1 кг мелких огурцов, 150 г репчатого лука, П 5 ^ок укропа, 1/4 ст. ложки уксуса, 350 г сухой горчицы. 5 ст. ложек сахара, 1 лавровый лист. 1 ч. ложка перца. Огурцы вымыть и вытереть насухо. На резать лук, укроп, ПОЛОЖИТЬ вместе с горчи цей и сахаром в уксус и нагреть. Добавить растертый лавровый лист и перец. Помеши вая, довести до кипения. Положить огурцы и, осторожно переворачивая их. дать заки петь. Снять с огня,'й горячими вместе с рассолом быстро за крутить в банки. •АСНОЙ СМОРОДИНЫ С АРБУЗОМ 1 кг смородины, сахар (столько стака нов, сколько стаканов красной смородины), мякоть арбуза 1 кг. Смородину пото лочь с сахаром, доба вить мякоть арбуза и перемешать. Довести до кипения и варить 35-40 минут. Дать не много остыть и проте реть через сито. Раз ложить в чистые бан- ПОМИДОРЫ с ВИНОГРАДОМ На трехлитровую банку: сладкий перец — 1 шт., горький перец — 1 шт., чеснок — 3 зубчика, лавровый лист — 2 шт., лист смо родины —5 шт., листья вишни —4 шт., чер ный перец — 10 горошин, лист хрена, ук роп, петрушка, соль — 1 ст. ложка, сахар — 1 ст. ложка, виноград — 1 кисть. Впростерилизованную банку уложить спе ции, помидоры, виноград, соль, сахар. Залить кипятком на 20 минут. Слитую воду проки пятить и снова залить помидоры. Сразу за крыть герметично. МАРИНОВАННАЯ КАПУСТА С ПАТИССОНАМИ . Капусту и патиссоны нарезать долькамй, бланшировать 5 мин., охладить холодной во дой. Уложить в простерилизованную банку (трехлитровую) и залить горячим маринадом;. Маринад: 1 литр воды, 1,5 ст. сахара, 1,5 ст. уксуса, 1 ст. подсолнечного масла, 2 ст. ложки соли, все вскипятить, и варить 5-7 ми нут в маринаде овощи. А НЕЛЬЗЯ ЛИ БЕЗ КОНФЛИКТОВ? ■ Ш В Я Р У Чтобы разо- ! браться, поче му люди ссо рятся, давайте для примера понаблюдаем за молодой парой, собирающейся в гости. Жена долго выбирает наряд, наконец, надевает яр кое, пестрое платье, подходит к зеркалу и... слышит из-за спины голос мужа: — Да, со вкусом у тебя, как всегда, нелады... И хотя слезы Готовы брызнуть из глаз, жена со бирается с силами и невозмутимо парирует: — У меня-то все в порядке, а вот у тебя вкуса вообще нет. Посмотри на себя. Один галстук чего сто- Так, казалось бы, ни с того ни с сего вспыхивает ссора. Вечер испорчен, отношения тоже. «Говорят: милые бранятся — только тешатся. На самом же деле ссоры очень омрачают семейную жизнь. И происходит это, как мне кажется, из-за нашей психологической безграмотности. Если бы люди владели азами культуры общения и дома, и на работе, они бы меньше травмировали друг друга... Н. ЛЕВЧЕНКО». А ведь всего этого могло не быть, обратись муж к жене несколько по-другому. Например, так: «Я знаю, ты любишь яркие тона, тебе они идут. Но мне бы хотелось видеть тебя сегодня в платье бо лее спокойной и мягкой расцветки». Когда из общения исключены конфликтогены, то есть слова и действия, которые могут унизить досто инство человека, оскорбить его, конфликта не будет! А сйнтонное, то есть доброжелательное, созвучное душе и интересам другого человека поведение улуч шает взаимоотношения. Именно умение исключать из обихода конфлик тогенные слова и действия и отдавать предпочтение синтонным —один из главных секретов бесконфлик тного общения. К числу наиболее сильных конфликтогенов сле дует прежде всего отнести позицию превосходства. Этот конфликтоген очень многолик. Нетактичное за мечание: «Как же можно этого не знать?», грубо бро шенная фраза типа: «Перестань молоть чушь!», иро ничный вопрос: «И ты сможешь это сделать?», даже дружеское похлопывание по плечу с несколько вы сокомерным: «Не стоит так переживать» — воспри нимается собеседником негативно, оскорбляет его. В своей практике я, например, столкнулся с си туацией, когда ссора в семье вспыхнула только из-за того, что во время обеда муж вальяжно откинулся на спинку стула и снисходительно произнес: «Умнич ка, достаточно вкусно». «В эту минуту я чувствовала себя не женой и под ругой, а прислуживающей кухаркой», — рассказы вала обиженная женщина. А ведь, казалось бы, не было сказано ничего обид ного. Муж похвалил жену, но сделал это слишком высокомерно и покровительственно. Иногда человек считает, что имеет право на пре восходство, например, в силу того, что он старше, опытнее. И если это право признается его партнером по общению, конфликта не возникнет. Но так бывает не всегда. Особенно конфликтоопасны ситуации, когда, к по зиции превосходства присоединяется еще один кон фликтоген —отрицательная оценка. Отрицательной оценки партнера, его пристрастий, ценностных ориентаций по возможности нужно избе гать. Но уж если приходится противопоставлять свои представления представлениям других людей, делать это нужно как можно более тактично. Конечно, проще бросить мужу: «С твоими родите лями у меня нет ничего общего, мне нечего у них делать». Но ведь это наверняка обидит его, вызовет скорее всего еще более резкую критику родственни ков жены. А вот если сказать, допустим: ' «Ты знаешь, я что-то неважно себя чувствую. Мо жет быть, ты сходишь сегодня к своим родителям один? А в другой р ^ мы обязательно поедем вместе». И тогда конфликта не возникнет. Еще тактичнее, продуманнее«нужно вести себя в том случае, если отрицательную оценку приходится давать непосредственно тому, с кем вы общаетесь. Чтобы критика была воспринята, она должна быть не только корректной, тактичной, но и обязательно конструктивной. Следует предложить пути исправле-. ния допущенных ошибок или недостатков в работе. И Сергей ПЕТИН. В п о д б о р к е и с п о л ь з о в а н ы материалы и з ж урн а ла " З д о р о в ь е " .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz