Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

22 ию ля 2 0 0 0 г . , № 143 (21271 ) Ж И П БЦ К А Я г а з е т а М АМШ Ы «П О ЧШ ^ РЕЖИМ ГИБКИИ ИЛИ ЖЕСТКИЙ? «Будьте добры указать те грани-рамки, в которых молодые матери до ­ лжны применять строгость к маленьким детям. Объясните, что приносит больший вред; когда ребенок, рисуя, сидит не совсем прямо или беско­ нечные окрики и пинки с целью во что бы то ни стало посадить правильно? Одна-две недоеденные ложки чего-то или впихивание последних ложек с криками и насилием? Можно ли иногда не вовремя дать ребенку поесть, если он просит, или же нужно придерживаться железного режима? В. ЕЛЕНИНА». Такого рода вопросы возникают почти в каждой семье, порождая го­ рячие споры, дискуссии, а бывает, даже конфликты. И что самое печаль­ ное — ребенок превращается подчас в объект противоречивых педагогичес­ ких упражнений родителей, бабушек и дедушек. Итак, что лучше — строгость или мягкость, железный режим или не­ ограниченная свобода? Ответить на этот вопрос нельзя, не сославшись на опыт детских яслей и садов. День в дошкольных учреждениях регламен­ тирован, подчинен режиму. И режим этот не придуман для удобства взрос­ лых, не избран случайно, а основан на многолетних наблюдениях и выво­ дах врачей, психологов, гигиенистов, физиологов, стремившихся создать оптимальную систему воспитания для детей каждого возраста. Не строгую, не свободную, а именно оптимальную. Режим — благо для ребенка, ибо он учитывает периодическую смену потребностей детского организма. Од­ нако нельзя забывать, что эта перио­ дичность очень подвижна и может колебаться в зависимости от самых разнообразных причин. Например, » с л и ребенок почему-либо не засыпа- Рет в положенное время или отказыва­ ется от еды, надо прежде всего пос­ тараться выяснить причину этого: болен, а может быть, переутомлен или перевозбудился? И даже в тех случаях, когда нет ни того, ни другого, ни третьего, все равно необходимо пойти навстречу ребенку, сдвинув сроки сна или при- ---------------- "0-40 м ема пищи на 3 Э инут, а то и Конечно, нарушение режима не должно стать системой. А к.пс быть, если ребенок постоянно его нарупш- ет? Тогда есть смыс.ч пересмотреть рс'жмм. Ни в коем случае нельзя и])ин^:к- - ВЫ ПРОСИЛИ РАССКАЗАТЬ дать ребенка спать во что бы то ни стало, буквально заталкивая его в кровать, как поступают в иных семь­ ях. Или приказать ему, чтобы он за­ сыпал, когда пришло время. От это­ го ребенок только возбуждается. Аппетит у детей также не всегда одинаков, и нельзя настаивать на том, чтобы каждый раз ребенок съедал до конца то, что ему дают. Недопустимо кормить ребенка насильно, этим мож­ но вызвать стойкую негативную ре­ акцию на сам процесс еды. Стремление безоговорочно следо­ вать режиму не может дать добрых плодов. Хотя такой догматизм часто порождается повышенной тревогой родителей за здоровье ребенка, он в конечром итоге ему же и вредит, а самих родителей изматывает. Иных матерей постоянно пресле­ дует страх, что с ребенком что-то слу­ чится: он забодеет, упадет, ушибет­ ся. Именно боязнь что-то упустить, сделать не так побуждает их прямо- таки судорожно цепляться за всячес­ кие правила, держать ребенка около себя, сопровождать наставлениями каждый его шаг, без конца контро­ лировать. А что же в результате? Тревож­ ность матери, ее опасения и мнитель­ ность передаются ребенку, а беско­ нечные замечания, наставления и по­ рицания внушают ему мысль о со­ бственной неполноценности. На этой основе, как защитная реакция, фор­ мируются боло.зленпоо гпмолюбие, обидчивость и ранимость. (Ъ вре.чо- нем такой ребенок и в самом .че.че мо­ жет в какоп-ю .мере стат ь спциа.тьнч нело.'шоц'еины.м — 1 мне;кенн.ы.м, Пе.ч- ынпцпатпвным. пнг)):пп ильным, эго­ истичным. В школе он робок, стес­ нителен, не умеет строить отноше­ ния с товарищами и часто остается в изоляции. Однако далеко не все дети^ при­ нимают гиперопеку, мирятся со стро­ гим режимом. Уже в дошкольном воз­ расте они протестуют против чрезмер­ ного контроля родителей, выражая протест «реакциями эмансипации». Впервые такие реакции отчетливо проявляются в четыре года в виде не­ гативизма и упрямства: ребенок де­ лает все наоборот, вопреки желанию родителей, даже если явно лишен смысла и идет г самому. Упрямство —первая заявка ребен­ ка на самостояшльность и требование признать в нем личность. Это естес­ твенная, закономерная реакция, свой­ ственная подавляющему числу детей, по если она станонится стопчо]!. на.ю 1Г(5думать, не с.'Мппко.м . т вы опекае­ те своего ребенка. Если своевременно не ннесгн ко])- рективы, то в подросп:о 1 !Ом но.фпсге борьба за самостоятельность возобнов­ ляется с новой силой, но уже в дру­ гих формах. Чрезмерно опекаемый подросток нередко поднимает бунт против всяческих запретов и ограни­ чений, устремляясь туда, где «все можно», —на улицу, в сомнительную компанию. *• ■Другое отрицательное последствие гиперопеки — склонность к изворот­ ливости, двуличию, лживости. В ран­ нем возрасте ребенок доверчив и по своей пртроде не способен ко лжи. Ложь для него всегда результат труд­ ных обстоятельств, в которые он пос­ тавлен взрослыми. Но эпизоды вы­ нужденной лжи в раннем и дошколь­ ном возрасте могут у подростка стать системой, а у взрослого —чертой ха­ рактера. В некоторых семьях строгие тре­ бования предъявляются ребенку тог­ да, когда в этом нет необходимости. Постоянный запрет, порицания, шлепки мешают осмыслить, что же на самом деле хорошо, а что плохо. Спокойные дети обычно пропускают мимо ушей большинство запретов, и родителям подчас приходится мно­ гократно повторять свои требования. В результате ребенок может стать не­ управляемым. А дети со слабой нервной систе­ мой, впечмлительные, возбудимые не остаются безучастными к строгим тре­ бованиям родителей, но и выполнять их также не могут. Некоторые дети под прессом постоянной строгости ста­ новятся малоинициативными, инер­ тными. У других развивается ответ­ ная жестокость. Не надо, конечно, думать, что пра­ вильнее было бы воспитывать детей на основе полной свободы, не предъ­ являть к ним определенных требова- . Но требования к ребенку долж­ ны быть разумными, соразмерными его физическим и психическим воз­ можностям. Поэтому воспитывайте ребенка так, чтобы он не чувствовал, что его воспитывают, навязывают ему свою волю, к чему-то принуждают. Не де­ лайте режим «прокрустовым ложем», которое тяготит и раздражает. А это­ го не будет, если распорядок дня со­ блюдается с первых дней жизни и если в него внесены коррективы, про­ диктованные индивидуальными осо- бенпосгями Г 1 ебенкн. Ю рий М .Л ГСЛРЕНКО, доктор мелнинпских наук. ПОТЕТЬ - НЕБУДЕМ «Я постоянно потею и очень от этого страдаю. Подскажите, как избавить­ ся от потливости». Прежде всего нужно вы­ яснить, почему вы потеете. При общей выраженно!^пот­ ливости следует прококЩул.ь:^ тироваться с врачом, так как' усиленное выделение пота может быть симптомом ряда заболеваний. У подростков повышенная потливость на­ блюдается на фоне возраст­ ной неустойчивости вегетатив­ ной нервной системы и со временем обычно проходит. Но даже у любого здорового человека потоотделение уси­ ливают физическая нагрузка, повышение температуры, го­ рячая пища и питье, душев­ ные переживания... Особенно сильно потеют подмышечные впадины, шея, ладони, стопы. Как бороться с этой ло­ кальной потливостью? В первую очередь соблю­ дать личную гигиену. Мыться под душем нужно ежедневно 2 раза в день, утром и вече­ ром с туалетным мылом, осо­ бенно тщательно обмывая складки кожи {подмышки, грудь, паховую область). После мытья желательно применять специальные дезо­ доранты, устраняющие запах пота (в виде лосьонов, каран­ дашей, аэрозолей). Хорошее средство от пота — паста Тей­ мурова. Ее, так же как и де­ зодоранты, можно наносить только на чистое тело! Обычно больше всего по­ теет под мышками. Поэтому волосы в подмышечных впа­ динах лучше удалять с по­ мощью депилятория или вы­ бривать бритвой. После бритья Кожу нужно припудрить тальком, чтобы избежать раз­ дражения. Если очень потеют руки, попробуйте мыть их, добав­ ляя в воду нашатырный спирт (1-2 столовые ложки на литр воды). Хорошо несколько раз в день протирать ладони смесью из равных частей оде­ колона, столового уксуса и раствора борной кислоты (4 грамма борной кислоты на 100 граммов воды). Особенно неприятен запах потных ног. Их необходимо мыть ежедневно с мылом, после мытья тщательно вы­ тереть мягким полотенцем, а затем нанести одно из спе­ циальных косметических средств: кремы «Турист», «Эф­ фект». Полезно 2-3 раза в не­ делю делать теплые десяти­ минутные ванночки для ног, добавляя в воду марганцовку (вода должна быть розового цвета). Можно предложить и другой рецепт ■— ванночки из настоя сухой ромашки или ду­ бовой коры, полевого хвоща. Приготовить их несложно: две столовые ложки любого рас­ тительного сырья заливают двумя литрами кипятка и на­ стаивают 30 минут. После ван­ ночки ноги припудрите смесью борной кислоты с тальком. Помните: потливость уси­ ливается в одежде из синте­ тических материалов. Поэто­ му с т ар ай тесь покупать белье, носки и чулки с мень- содержанием синтетики. Ведущ ая рубрики — Галина КАЙДАШ КО ПИЖМА- ПОМОЩНИЦА в народеэто растение называют дикой рябинкой.. И действительно, резными листьями и собранными в плотныйщитоксоцветиямиононапо- ленными прямыми и только в верх­ ней части ветвистыми стеблями с бороздчатой поверхностью. Мелкие ярко-желтыетрубчатыецветкисобра­ ныв многочисленные полушаровзд- ные, сверху плоские корзинки, диа­ метр которых 5-8 миллиметров. От­ дельные корзинки сгруппированы в сложные щитовидные соцветия на вертушкахстеблей. ^Растение цветет с июля по ок- вавгусте— насклонаххолмов и оврагов, налес­ ныхполянах. В цветках растения содержится около2% эфирногомасла, камфара, горькие ид^гоильныевещества, орга­ нические кислоты. В настоящее времяустановлено. чтопрепаратыиз пижмыобыкновен­ нойоказывают глистогонное, спазмо­ литическое и антисептическое дей­ тами, какаскаридыиострииь 1 , исполь­ зуют вкачествесреортва, возбужоэю- щетоаппетит, а также приметеориз­ ме, запорах, желудочныхкаликах, вавом поносе, при заболеваниях пе­ ченииижелчногопузыря. Крометого, порошокизлисттюви стеблей растений служит неплохим инсектицидом. ЗАГОТАВЛИВАЮТ СОЦВЕТИЯ ПИЖМЫВ НАЧАЛЕЦВЕТЕНИЯ. ЦВЕ­ ТОЧНЫЕКОРЗИНКИОБРЫВАЮТРУ­ КАМИИЛИСРЕЗАЮТВСЕСОЦВЕТИЕ СКОРОГКИМиЭЕТОНОСОМ.СОБРАН­ НОЕСЫРЬЕ СУШАТПОДНАВЕСОМ, НАЧЕРДАКАХИЛИВ ХОРОШОПРО­ ВЕТРИВАЕМЫХПОМЕЩЕНИЯХ ВСУ­ ШИЛКАХСОЦВЕТИЯПИЖМЫРЕКО- ________ |•,ВПР0^РXЕСУШ- КИСЫРЬЕНЕОБХОДИМООСТОРОЖ­ НОПЕРШОРАЧИВАТЬ. ДЛЯПРИГОТОВЛЕНИЯНАСТОЯ 1 СТОЛОВУЮЛОЖКУВЫСУШЕННЫХи ЗЕЛШ АЯАП ТЕ ^ и ПОСУДЕ СТАКАНОМ КИПЯТКА, ЗАКРЫВАЮТ крышкой и ,ПЕРИОДИЧЕСКИПОМЕ­ ШИВАЯ, НАГРЕВАЮТ НАКИПЯЩЕЙ ВОДЯНОЙ БАНЕ 15 МИНУТ. ЗАТЕМ В НАСТОЙ КИПЯЧЕНУЮ I ОБЪЕМА ПОЛНОГО СТАКАНА ^2( МИЛЛИЛИТРОВ). ПЬЮТНАСТОИГ. - 1СТОЛОВОЙЮЖКЕЗРАЗАВДЕНЬ. ПРИАСКАРИДОЗЕПИЖМУПРИ­ МЕНЯЮТВ КОМПЛЕКСЕС ДРУГИМИ РАСТЕНИЯМИ В ’ВИДЕ СБОРОВ. В СОСТАВОДНОГОИЗТАКИХ'СБОРОВ ЛОВАЯЛОЖКАСБОРАНАСЛАКАНКИ­ ПЯТКА, ПЬЮТУГРОМИВЕЧЕРОМПО СТАКАНУ3ДНЯПОДРЯД. ДЛЯ БОРЬБЫСОСТРИиЛМИДЕ- ЛАЮТКЛИЗМУ с НАСТОЕМ, ПРИГО­ ТОВЛЕННЫМИЗРАСЧЕТА; 1СТОЛО­ ВАЯЮЖКАЦВЕТКОВПИЖМЫНА0,5 ЛИТРА ВОДЫ. НАСТОИ ПИЖМЫ НЕ "” " '“ тншетсяпри'"“ " ‘" м и ДЕТЯМ. О снову комплекса составляют 4 вертикальные стойки диа­ метром около 30 миллиметров (1), для изготовления которых исполь­ зуют водопроводные или газовые тру­ бы. Их можно найти на месте снесен­ ных домов. Стойки устанавливаются враспор между полом и потолком. На чертеже размеры даны в миллимет- Сверху к вертикальным стойкам с помощью болтов и гаек крепится рама из труб несколько меньшего размера (2). На ней размещены спортивные снаряды при помощи хомутиков с крю- Выбирая снаряды для комплекса, спросите ребенка, что ему больше нра­ вится, что бы он еще хотел иметь для спортивных занятий. Кольца, трапе­ ции, качели, веревки, резинки, труб­ ки и все необходимое для создания спорткомплексов можно приобрести в магазинах. В качестве каната (3) пригодна любая веревка толщиной 15-25 милли­ метров. Второй —тонкий канат (4) ^ делают из веревки толщиной 10 мил­ лиметров. На ней завязывают ряд уз­ лов на расстоянии 250-300 миллимет­ ров. Конец каната хорошо завязать толстым узлом (или подвесить к нему боксерскую грушу), чтобы для кача­ ния на него мог усесться ребенок. Коль­ ца (5), трапеции (6) и качели (7) име­ ются в комплекте «Детский спортив­ ный набор». Качели крепятся к раме с помощью гибкого резинового амортизатора (8). Лесенку (9) обычно делают из сталь­ ного троса диаметром 4-6 миллимет­ ров. Ступени — из дубовых палочек 30x20 миллиметров или дюралевых (бамбуковых) трубок диаметром 20-25 миллиметров. Ступени нанизываются горизонтально на трос.и опираются на трубки (10) одинаковой длины, также нанизанные на трос. Прыжковая лиана (11) сделана из резинового шланга диаметром 12-16 миллиметров и длиной около 2,5 мет­ ра. Ее прикрепляют к трубамрамы так, чтобы нижняя точка лианы находилась на расстоянии 700 миллиметров от по­ толка. Держась руками за лиану, дети качаются вверх-вниз,.отталкиваясь но­ гами от пола и взлетая в 6 раз выше, чем при обычном прыжке. Прыжковая лиана сильно пружи­ нит. И ребенок на первых порах мо жет воспринять ее как что-то йена дежное, ускользающее и, повиснув, ра зогнет пальцы. Понаблюдайте за пер выми упражнениями детей на лиане подстрахуйте их. - КТО в ДОМЕ ХОЗЯИН —1 спотринвый УГОЛОКвКВАРТИРЕ в з я л и ЛОЖКИ-ПОВАРЕШКИ... удивим своих гостей ПИРОГ с ТВОРОГОМ и в и ш н я м и Для теста: 150 г сахарного песка, 2 яйца, 125 г растопленного маргарина, 1 ч. ложка цедры лимона, 5 ст. ложек молока, соль, 600 г муки и 1 ч. ложка погашенной соды. Сахар растереть с яйцами, добавить марга­ рин, 1 ч. ложку цедры лимона, натертой на мелкой терке, молоко, соль, соду. Замесить тесто, выложить его на сковороду, смазанную подсолнечным маслом и посыпанную сухаря­ ми. На тееТЬ-■.ул^жи^^ь ВишйгГ без ‘косточек (можно из компота), на вишни —творог. Творог сделать так: 600 г творога смешать со 100 г сахарного пес- ' ка, с 2 ст. ложками крахмала, с 2 яйцами, добавить немного мо­ лока (2-3 ст. ложки). Сверхупирог можно украсить тестом. Выпе­ кать в духовке40 минут. БАКЛАЖАННЫЙ ПИРОГ 5-6 небольших бак­ лажанов, 1 кг мясно­ го фарша, 2-3 лукови­ цы, 50 г сыра, 2 ст. то­ матного сока с мя­ котью, 3/4 ст. молока, 3-4 яйца, соль, перец, укроп, петрушка. Баклажаны разре­ зать на 4 части вдоль. Обжарить на расти­ тельном масле. В глубокую сковороду или кастрюлю уло­ жить половину обжаренных баклажанов короч­ кой вниз. Это первый слой. Между баклажа­ нами положить кусочки топленого или сли­ вочного масла. Второй слой —фарш, предва­ рительно его нужно посолить, поперчить, до­ бавить мелко нарезанную-петрушку и укроп. Третий слой —жареный лук. Залить все слои томатным соком. Четвертый слой — баклажаны, уложен­ ные корочками вверх. В 3/4 стакана молока взбить 3-4 яйца. Пе­ ремешать с натертым на крупной терке сы­ ром. Залить этой смесью баклажаны. Печь в духовке 40-50 минут. Перед подачей на стол украсить зеленью. КОМПОТ и з КАБАЧКОВ Средней величины кабачок очищаем от кожуры и сердцевины. Нарезаем небольши­ ми кубиками. Кладем в глубокую кастрюлю. Доливаем 2 литра воды и ставим варить. Ког­ да вода закипит, добавляем 3 стакана саха­ ра. Когда кабачок станет желтым и как бы прозрачным, добавляем 3 шт. гвоздики. Сни­ маем с огня, добавляем 1/2 чайной ложки ук­ сусной эссенции. Разливаем по банкам, зака­ тываем, стерилизуем. Компот готов. Он име­ ет вкус ананаса. Приятного аппетита! ОГУРЦЫ в ГОРЧИЦЕ ’ 1 кг мелких огурцов, 150 г репчатого лука, П 5 ^ок укропа, 1/4 ст. ложки уксуса, 350 г сухой горчицы. 5 ст. ложек сахара, 1 лавровый лист. 1 ч. ложка перца. Огурцы вымыть и вытереть насухо. На­ резать лук, укроп, ПОЛОЖИТЬ вместе с горчи­ цей и сахаром в уксус и нагреть. Добавить растертый лавровый лист и перец. Помеши­ вая, довести до кипения. Положить огурцы и, осторожно переворачивая их. дать заки­ петь. Снять с огня,'й горячими вместе с рассолом быстро за­ крутить в банки. •АСНОЙ СМОРОДИНЫ С АРБУЗОМ 1 кг смородины, сахар (столько стака­ нов, сколько стаканов красной смородины), мякоть арбуза 1 кг. Смородину пото­ лочь с сахаром, доба­ вить мякоть арбуза и перемешать. Довести до кипения и варить 35-40 минут. Дать не­ много остыть и проте­ реть через сито. Раз­ ложить в чистые бан- ПОМИДОРЫ с ВИНОГРАДОМ На трехлитровую банку: сладкий перец — 1 шт., горький перец — 1 шт., чеснок — 3 зубчика, лавровый лист — 2 шт., лист смо­ родины —5 шт., листья вишни —4 шт., чер­ ный перец — 10 горошин, лист хрена, ук­ роп, петрушка, соль — 1 ст. ложка, сахар — 1 ст. ложка, виноград — 1 кисть. Впростерилизованную банку уложить спе­ ции, помидоры, виноград, соль, сахар. Залить кипятком на 20 минут. Слитую воду проки­ пятить и снова залить помидоры. Сразу за­ крыть герметично. МАРИНОВАННАЯ КАПУСТА С ПАТИССОНАМИ . Капусту и патиссоны нарезать долькамй, бланшировать 5 мин., охладить холодной во­ дой. Уложить в простерилизованную банку (трехлитровую) и залить горячим маринадом;. Маринад: 1 литр воды, 1,5 ст. сахара, 1,5 ст. уксуса, 1 ст. подсолнечного масла, 2 ст. ложки соли, все вскипятить, и варить 5-7 ми­ нут в маринаде овощи. А НЕЛЬЗЯ ЛИ БЕЗ КОНФЛИКТОВ? ■ Ш В Я Р У Чтобы разо- ! браться, поче­ му люди ссо­ рятся, давайте для примера понаблюдаем за молодой парой, собирающейся в гости. Жена долго выбирает наряд, наконец, надевает яр­ кое, пестрое платье, подходит к зеркалу и... слышит из-за спины голос мужа: — Да, со вкусом у тебя, как всегда, нелады... И хотя слезы Готовы брызнуть из глаз, жена со­ бирается с силами и невозмутимо парирует: — У меня-то все в порядке, а вот у тебя вкуса вообще нет. Посмотри на себя. Один галстук чего сто- Так, казалось бы, ни с того ни с сего вспыхивает ссора. Вечер испорчен, отношения тоже. «Говорят: милые бранятся — только тешатся. На самом же деле ссоры очень омрачают семейную жизнь. И происходит это, как мне кажется, из-за нашей психологической безграмотности. Если бы люди владели азами культуры общения и дома, и на работе, они бы меньше травмировали друг друга... Н. ЛЕВЧЕНКО». А ведь всего этого могло не быть, обратись муж к жене несколько по-другому. Например, так: «Я знаю, ты любишь яркие тона, тебе они идут. Но мне бы хотелось видеть тебя сегодня в платье бо­ лее спокойной и мягкой расцветки». Когда из общения исключены конфликтогены, то есть слова и действия, которые могут унизить досто­ инство человека, оскорбить его, конфликта не будет! А сйнтонное, то есть доброжелательное, созвучное душе и интересам другого человека поведение улуч­ шает взаимоотношения. Именно умение исключать из обихода конфлик­ тогенные слова и действия и отдавать предпочтение синтонным —один из главных секретов бесконфлик­ тного общения. К числу наиболее сильных конфликтогенов сле­ дует прежде всего отнести позицию превосходства. Этот конфликтоген очень многолик. Нетактичное за­ мечание: «Как же можно этого не знать?», грубо бро­ шенная фраза типа: «Перестань молоть чушь!», иро­ ничный вопрос: «И ты сможешь это сделать?», даже дружеское похлопывание по плечу с несколько вы­ сокомерным: «Не стоит так переживать» — воспри­ нимается собеседником негативно, оскорбляет его. В своей практике я, например, столкнулся с си­ туацией, когда ссора в семье вспыхнула только из-за того, что во время обеда муж вальяжно откинулся на спинку стула и снисходительно произнес: «Умнич­ ка, достаточно вкусно». «В эту минуту я чувствовала себя не женой и под­ ругой, а прислуживающей кухаркой», — рассказы­ вала обиженная женщина. А ведь, казалось бы, не было сказано ничего обид­ ного. Муж похвалил жену, но сделал это слишком высокомерно и покровительственно. Иногда человек считает, что имеет право на пре­ восходство, например, в силу того, что он старше, опытнее. И если это право признается его партнером по общению, конфликта не возникнет. Но так бывает не всегда. Особенно конфликтоопасны ситуации, когда, к по­ зиции превосходства присоединяется еще один кон­ фликтоген —отрицательная оценка. Отрицательной оценки партнера, его пристрастий, ценностных ориентаций по возможности нужно избе­ гать. Но уж если приходится противопоставлять свои представления представлениям других людей, делать это нужно как можно более тактично. Конечно, проще бросить мужу: «С твоими родите­ лями у меня нет ничего общего, мне нечего у них делать». Но ведь это наверняка обидит его, вызовет скорее всего еще более резкую критику родственни­ ков жены. А вот если сказать, допустим: ' «Ты знаешь, я что-то неважно себя чувствую. Мо­ жет быть, ты сходишь сегодня к своим родителям один? А в другой р ^ мы обязательно поедем вместе». И тогда конфликта не возникнет. Еще тактичнее, продуманнее«нужно вести себя в том случае, если отрицательную оценку приходится давать непосредственно тому, с кем вы общаетесь. Чтобы критика была воспринята, она должна быть не только корректной, тактичной, но и обязательно конструктивной. Следует предложить пути исправле-. ния допущенных ошибок или недостатков в работе. И Сергей ПЕТИН. В п о д б о р к е и с п о л ь з о в а н ы материалы и з ж урн а ла " З д о р о в ь е " .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz