Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

21 ию ля 2 0 0 0 г . , N9 141 -1 42 (21269 -21270 ) ТЖИПЕЦКАЯ • / Ж г а ; з е т а 1 Ш С Ь М О ^ « Б Ь Ш О ^ • у ДОБРОЙ ПАМЯТИ СРОКОВ НЕТ Пишет вам Комаричева Оксана, жительница села Ильино Липецкого района. Учусь я в школе и очень интересуюсь историей своего края. В этом году мне удалось много узнать о священнике на­ шего села Симонове Василии Михайловиче, 1860 года ро­ ждения. Церковь в вашем селе разрушена, но вот память о пос­ леднем священнике, как это ни удивительно, до сих пор жива. Люди помнят, что он был очень справедливый, сам обрабаты­ вал свою землю, вставая раным-рано — в 4 часа утра. А еще у нас с благодарностью говорят о нем потому, что он научил сельчан пчеловодству. У него, оказывается, была замечатель­ ная пасека. И агроном он был тоже замечательный. Причем не только холил свой клочок земли, но и учил этому кресть­ ян и даже печатал свои советы в газете «Липецкая коммуна» за 1937 год (статьи «Как сэкономить семена картофеля» и «Во что бы то ни стало поднять культуру проса»). В 1937 году его арестовали и сослали в Соловки. Его жена, Надежда Степановна, уехала из села, а сын Николай Василь­ евич, работающий юрисконсультом в Липецке, в нашем селе и вовсе не жил. Я пишу вам потому, что надеюсь на чудо. А вдруг кто-то из родственников или близких Симоновых откликнется и подаст весточку о себе! Очень надеюсь на это. □ О н прямо- таки м е ч ­ тал о б этой встрече, м ол о ­ д о й учитель и увлеченный са- \овод по имени "^едор Ом оро - ков. Ещ е школь­ ником Ф едор про ­ падал в школьном с а д у и зачитывался статьями известных уч е ны х в ж ур нал е - «Прогрессивное садо ­ водство и о го р о дн и ­ чество». Он стал хоро ­ шим педагогом , продол ­ жая работать на зем л е , н е ­ устанно занимаясь экспериментами. Дело было в начале 20-х годов. Омороков вел заня- Первомайском пед- техникуме, что когда-то был Новиковской учитель­ ской школой, где он сам учился. И вот теперь Фе­ дор ставил опыты в том са­ мом саду, в котором с дет­ ства знал каждое дерев- Уроженец Козловского уезда Тамбовской губер­ нии, он, конечно же, много слышал обИване Владими­ ровиче Мичурине. И не со­ мневался, что непременно должен увидеться с ним. В один из выходных молодой садовод отправил­ ся в Козлов. Переправив­ шись через реку Воронеж, в нерешительности оста­ новился на берегу; где же искать Мичурина в вос­ кресный день? Может, об­ ратиться за помощью к другу Григорию Рубцову, что работает в мичуринс­ ком садоводстве? Размыш­ ления Федора прервал строгий голос: «Что вы здесь делаете, молодой че- Узнав, что молодой учитель выращивает на опытном участке вместе с традиционными плодово- ягодными культурами ви­ ноград, знаменитый се­ лекционер смягчил свой суровый тон. Он провел коллегу по роскошным са­ дам, побеседовал с ним об их общем деле, а на про­ щанье сказал: «Смелей берись за селекцию и не бойся трудностей». «Сэто­ го момента, —вспоминал Федор Иванович, — я по­ ставил перед собой зада­ чу — не только раз­ множать существую­ щие сорта, но и создавать новые, более совершенные и лучше приспособленные к местным почвенно-климати­ ческим условиям». В 1931 году Омороков пе­ реехал в село Урусово Чап- лыгинского района. Парал­ лельно с преподаванием, как всегда, вел опытно-селекци­ онную работу, увенчавшую­ ся созданием нескольких но­ вых сортов яблонь и золотис­ той смородины. За это Федор Иванович был удостоен чес­ ти участвовать во Всесоюз­ ной сельскохозяйственной выставке в Москве, а его имя занесли в Книгу почета. Омороков обладал пре­ красными педагогическими способностями и с удоволь­ ствием занимался со школь­ никами. Но мирные заботы учителя и садовода оборвала война. В 1942-мОмороков по­ пал на фронт. Лишь через три года вернулся он в Урусово. И увидел, что его великолеп­ ный сад, созданию которого Федор Иванович отдал две­ надцать лет жизни, погиб. Ну что же, решил он, надо на­ чать все сначала. Правда, далеко не всегда встречал энтузиаст понимание со сто­ роны окружающих. Заведу- ющгщ районо прямо заявила: «Нам ваша селекция, това­ рищ Омороков, не нужна». Но он думал иначе... В 1948 году правление колхоза предложило Федору Ивановичу занять должность садовода, и он с радостью согласился. В его распоряже­ ние был предоставлен учас­ ток в 24 гектара. А распола­ гался он рядом с парком зна­ менитого географа и путе- твенника П.П. Семе- нова-Тян-Шанского. Поэ­ тому Оморокову поручили восстановить сад и охра­ нять коллекции экзотичес­ ких растений на террито­ рии бывшей усадьбы вели­ кого земляка. Он успешно справился с этим, не ос­ тавляя при этом занятий селекцией. В экспериментальном саду Оморокова обычные для нашей полосы яблони, груши, сливы, черная смо­ родина и крыжовник сосед­ ствовали с алычой, абрико­ сами и виноградом. Он вы­ вел 30 новых форм плодо­ во-ягодных культур, со­ здал 20 новых сортов яб­ лонь. Самые популярные среди них, приносящие ежегодные урожаи, —«Ав­ густовское Оморокова» и «Пепин чаплыгинский». Плоды «Пепина» сохраня­ ются до апреля-мая следу­ ющего года. За заслуги в области се­ лекции и садоводства Ф.И. Омороков был награжден медалью к 100-летнему юбилею Мичурина. Жизнь этого удивитель­ ного человекаоборвалась 22 апреля 1984 года, за два месяца до его 88-летия... Анжелика ЮНЧЕНКО, няучный сотрудник отдела природы областного краеведческого музея. ПОСТРОИЛИКАТЕР, ЧТОБЫУЧИТЬ ИУЧИТЬСЯ ТРАДШ ^Ш о том, что ОАС1,«Вид^цк^0_м,еталлуредес!^,завод>> переживает отнюдь не самый лёгкий этап в' своёи истории, знают все. И тем не менее руководство его весной этого года подписало договор о шефской помощи со школой N° 3. Думаю, иначе и быть не могло, как бы сложно ни жили заводчане. Ведь судьбы «Свободного сокола» и этой школы переплетены на протяжении чуть ли не целого века. Впрочем, давайте будем точны: в нынешнем году заводу действительно исполнится сто лет. А школа, которая сей­ час располагается в четырехэтажном корпусе, где препо­ дают 100 педагогов и обучаются полторы тысячи детей, возникла в 1915 году и разместилась в двух комнатах быв­ шей заводской конторы. Она и открылась при Сокольском заводе Тамбовского анонимного горного металлургического общества. Школа была начальной. Позже ей отвели отдельный домик. Пер­ выми учителями здесь были Мария Николаевна Евдоки- ----- .. г,— г,---------- ... фэ^^илию, к сожалению, уста- ОйРВЫй год существования школы ш __________ I учащихся. Учебное заведение Не раз реорганизовывалось. До 1921 года в нем был пятигодичный курс обучения, до 1928 — четырехгодичный... А затем она стала фабрично-завод­ ской семилеткой (ФЗС). Через пару лет, однако, над нею нависла угроза за­ крытия. Ее не финансировали ни завод, ни гороно. И тогда заведующий И. Ф. Фурман предложил неожиданное од- шение — сегодня бы мы, наверное, сказали рыночное: устроить на базе школы хозрасчетные мастерские. Из де­ монтированного заводского оборудования собрали стан­ ки. Этим занимались и ученики, и их родители. В штате мастерской были 16 рабочих— токари, столяры, слесари. И делали не что-нибудь, а весельные лодки, корпуса для радиоприемников и так далее. Однажды даже построили буксирный катер. Школу удалось сохранить — деньги на зарплату и хозяйственные нужды зарабатывали сами. Вскоре мастерские переименовали в ученические поли­ технические. Для них приобрели 18 тисков, 40 столярных верстаков) : инструменты. Обучение ремесяам.<вш 0 нилиш^ш учебный :план:>0 том, какую роль сыграл ‘» 1 это»РЖ 10 еду« 0 »’/п щий, свидетельствуют не только архивные документы, но и хранящийся у нас в музее серебряный портсигар с грави­ ровкой: «И. Ф. Фурман от коллектива ФЗС «Свободный сокол» за успешное проведение политехнизации в школе». К подарку приложена грамота, в которой от имени 560 уча­ щихся и 20 педагогов заведующего благодарят за его пред­ приимчивость и настойчивость. На заработанные в мастерских деньги покупали книги для библиотеки, учебные пособия, оборудование для клас­ сов. Купили даже... лошадь. Короче — выжили. А уже в 1932 году школа стала десятилеткой... И в ней’ получали образование многие юные поколения сокольцев. Вот почему сегодня завод решил взять шефство над Светлана КАБАКОВА, >удник отдела истории >ластного краеведческого музея. I I На пересечении улиц Первомайской и Коммунальной в Липецке находится здание с мемориаль­ ной д о ск о й : «На этом месте находилось Липецкое уездное училище, в котором в 1854-1857гг. препо­ давал ру сский философ и мыслитель Николай Федорович Федоров». Открытое в 1830 году, уездное учили­ ще в 50-е годы со­ стояло из трех клас­ сов . Содержалось оно за счет сумм, от­ пускаемых государ­ ственным казначей­ ством. Это составля­ ло 1264 рубля 20 копеек в год. Все предметы, понятно, п репод авали сь по книгам, изданным и одобренным Минис­ терством народного просвещения. Сверх положенного разре­ шено было препо­ давать алгебру до уравнений второй степени вк лю чи ­ тельно, а также не­ мецкий и француз­ ский . По ш тату здесь полож ено было семь препо ­ давателей вместе со штатным и почет­ ным смотрителем. Штатный смотри­ тель училища Не- знанов Иван Гордее­ вич исправно выпол­ нял циркул яры и распоряжения вы­ шестоящего началь­ ства и даже был награжден знаком отли­ чия за 25 лет беспорочной службы. Но вот в 1854 году на службу в «подведомствен­ ное» господину Незнанову учреждение в качестве учителя географии и истории поступил Николай Федорович Федоров. Поначалу это событие никем особо заме­ чено не было. Но затем «с некоторого вре­ мени г. Федоров начал обнаруживать дер­ зкий характер, своенравие и неповинове­ ние». О чем штатный смотритель и напи­ сал рапорт его высокородию господину директору училищ Тамбовской губернии. В рапорте угадывается сильное негодова­ ние на поведение Федорова: «Он в своих грубых понятиях всех ставит ниже себя, пренебрегая опрятностью до того, что иногда являлся ко мне в одних только ка­ лошах без сапог и всю минувшую зиму, невзирая на мои убеждения, носил боро­ ду». Это, конечно, серьезный проступок. Ведь циркуляр От 28 мая 1851 года гла­ сил: «Опрятность и соблюдение формы в одежде приучадт.,К порядку и к исполне- ниЮ|Я'ребованш|(иань 5 льсджа* предохравж-,. ет-тотр грубых ар 1 Жл«е«',н« 5 )иучаб»л-» 10 в«: блюдению приличий, принятых в образо­ ванном обществе». Но Федоров пошел еще дальше. Он по­ ругался с учителем' русского языка Сте­ пановым и учителем приходской школы Ермаковым только за то, что те наказы­ вали учеников. Опять же — это было чем- то неслыханным! Поскольку еще Устав 1828 года предусматривал целый ряд «мер исправления» нерадивых учеников. К ним относятся выговора, «пристыже- ния», лишение высшего места в классе, выставление имени виновного ученика на черной доске, заключение на несколько Н ЕИ ЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНЫХ зтот дерзкий и СВОЕНРАВНЫЙ ФЕДОРОВ часов в запертом классе и, наконец, н ака зание розга- Учитель Федо­ ров пошел требо­ вать «привести в исполнение поста­ новление, в силу которого право на­ лагать наказание на учеников предо­ ст а в л я е т с я У чи ­ лищному Педаго­ гическому Совету, а не прихоти учи­ теля». В своей объ­ яснительной Федо- ров заявлял; «Дур­ ные обращения г. Степанова и г. Ер­ макова с ученика­ ми тем бо.чее мне неприятно и грус­ тно ви д еть , что преподавание гео­ графии и тем более истории при таком обращении я счи­ таю совершенно невозможным». Это уже походи­ ло на скандал. И попечитель Харь­ ковского учебного округа предложил «объявить учите­ лю Липецкого уездного училища г. Фе­ дорову, чтобы он немедленно подал про­ шение об увольнении от службы». Так закончилось учительство Николая Федоровича Федорова в Липецке. Мало кто знает об этом периоде его жизни. Совре­ менникам он был больше известен как слу­ житель Румянцевской библиотеки, чело­ век удивительной эрудиции, обширных знаний, помнивший содержание всех книг хранилища, и оригинальный мыслитель. Идеи Н.Ф. Федорова оказали влияние на Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. К ним проявляли интерес Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, В.С. Соловьев, К.Э. Циол­ ковский. Сейчас мы знаем Н.Ф. Федорова как выдающегося философа, после которо­ го остались сотни статей по проблемам его смерти была опубликована под од­ ним названием «Философия общего В заклю.нвние„хонуащрй^р5ШйЦитату из этой;*и»и11И, име11№Щ5ЕКЩ11Й0±л1ое»Ч^, От­ ношение и к липецкой истории: «Само­ наблюдение ИвзаимоНаблюдение, в отли­ чие от гуманистически философской за­ поведи «Познай самого себя», должны превратиться в исполнение заповеди «Познай друг друга!» и послужить ос­ нованием к исполнению высшей запове­ ди «Любите друг друга!», в чем и состо­ ит сущность воспитания». Ирина ЖИРОВА, старший научный сотрудник отдела истории областного краеведческого музея. □ Поэт и з Л еб ед яни Тихон Чурилин органично впи­ сывается в р у сский литера­ турный авангард начала X X века. Имя е го мало известно широкому кругу читателей, хотя Чурилина высоко оцени­ вали прослашгенные со в р е ­ менники Андрей Белый, Марина Цветаева, Велимир Хлебников . Вот я и решила поделиться сведениями , которые как библиограф собираю на протяжении нескольких лет. Итак, он родился в мае 1885 года в Лебедяни. Его мать Александра Ва­ сильевна (в девичестве Ломакина), из семьи ефремовских купцов, была за­ мужем за Василием Ивановичем Чу­ рилиным, тоже купцом, содержав­ шим трактир. Это отчим Тихона Чу­ рилина. Отец будущего поэта слу­ жил провизором в лебедянской апте­ ке. И не случайно Евгений Евтушен­ ко в антологии «Строфы века» пишет, что Тихон Чурилин «был по матери крестьянином, по отцу — евреем». Что мальчик «незаконнорожденный», знали все. Его дразнили. Давали ему обидные клички. Ранним развитием и любовью к ИСПЕПЕЯЕННЫИ,ИСПЕПЕЛ 1 ЮЩИИ.. ЭТООООООТООООООООООГ ^15ЛЕТНАЗА д \ [ТИХОНЧурипии\ я должен был снять посвящения живым: моим друзьям, моим учителям в поэзии и знакомым моим. Да и кого может иметь из таковых очнувшийся — вос­ кресший! — весной после смерти, воз вратившийся вновь нежданно, негадан (нежелательно?)». Сборник был замене Синякова Т.Т. Портрет Чурилина. 1940 г. чтению Тихон Чурилин был обя­ зан матери. В «Автобиографичес­ кой справке» он так и пишет: мать «.. .дала особое чувство (чув­ ственность) к музыке и ритму, к слову (абсолютный музыкаль­ ный слух), любовь к чтению с 9 Умерла Александра Василь­ евна рано. Закончив гимназию, Чурилин порывает с отчимом, покидает Лебедянь и едет в Са­ ратов, а оттуда в Москву. Он поступает в университет снача­ ла на медицинский факультет, потом переводится на филологи­ ческий, а затем уходит в Ком­ мерческий институт на экономи­ ческий факультет. В годы уче­ бы Тихон участвует в револю­ ционной деятельности и даже на какое-то время эмигрирует за границу. В литературе Чурилин дебю­ тировал в 1908 году, но первую книгу — «Весна после смерти» —смог выпустить лишь в 1915-м, после двух лет, проведенных в психиатрической лечебнице. В предисловии автор писал: «Хра­ ня целостность своей книги — не собрания стихов; а книги — ... п ч н критикой. Ни колай Гумилев писал об авторе: «Лите ратурно он связан с Андреем Белым — отдаленнее — с кубофутуристами Ему часто удается повернуть стихи так что обыкновенные, даже истертые ело ва приобретают характер какой-то пер воначальной диковатости и новизны. Тема его — это человек, вплотную по­ дошедший к сумасшествию, иногда даже сумасшедший. Но в то время как настоящие сумасшедшие бессвязно опи­ сывают птичек и цветочки, в его стихах есть строгая логика безумия и подлин­ но бредовые образы». Сборник был великолепно иллюстри­ рован замечательной русской художни­ цей Наталией Гончаровой. Она сумела не только воплотить в графике траги­ ческий настрой, свойственный поэзии Чурилина, но и уловить скрытый музы­ кальный ритм, который был положен в основу всего цикла. Особенно впечатля­ ет гравюра «Послушница», связанная с такими строками: «Вся в черном — легкая... Идет и черным не пугает бе­ лизны». По сконцентрированному в этой гравюре драматизму она не имеет себе равных во всем творчестве Гонча­ ровой. Недаром Цветаева рассказывала, что из всего цикла сама художница пом­ нила только ее. Мало кто знает, что книга «Весна после смерти» оказала влияние на мо­ лодую Цветаеву, на ее ритмику и мета­ форический строй. Сама Цветаева так отзывбшась о поэзии Чурилина в статье «Наталия Гончарова»: «... ему даны были лучшие стихи о войне, тогда мало распространенные и неоцененные. Не знают и сейчас. Колыбельная, Бульва­ ры, Вокзал и особенно мною любимое — не все помню, но что помню —свято: Как в одной из стычек под Нешавой Был убит германский офицер. Неприятельской державы Славный офицер». О том. как сам Ч-\филин читал это стихотворение, вспоминает Анастасия Цветаева: «...Марина ему: «Я вас очень прошу. Тихон, скажите еще раз «Смерть принца» — для Аси! А стихи — чуд­ ные! И вы чудно их говорите...» И не вставая, без даже и тени позы, а как-то согнувшись в ком, в уголку дивана, точно окунув себя в стих, как в полную глубину пруда, он начал сразу оторвавшимся голосом, глухим, как ноч­ ной лес...» В доме И. Цветаева в Москве в Бо­ рисоглебском переулке бывали разные гие. Тихон Чурилин входил в этот круг. Взаимоотношения Чурилина и Мари­ ны Цветаевой были не только дружес­ кими. Лещенко-Сухомлина вспоминает. и лзшшую книгу стихов Тихон Василь­ евич подарил Цветаевой с надписью: «Повторением чудесным, наследием нежнейшим передается живой, живу­ щей Матери, Любви и Другу Марине Цветаевой невозможностью больше (дать). Аминь. Март 1916, 9. Весна. Тихон Чурилин». Ответом было стихотворение Цвета­ евой (из цикла «Версты»). Голуби реют серебряные, растерянные, вечерние... Материнское мое благословение Над тобой, мой жалобный Вороненок. Эти строки —ломка стиха, наруше­ ние ритмики —напоминают самого Чу­ рилина 1912-1914 годов: Окно распахнула — суета, суета... И яркие, огнистые, предпразаников цветы, А у меня в комнате черная зима! — Копоть, копоть, копоть... Встречи с Цветаевой оставили след в душе поэта. Впоследствии он посвя­ тил Марине Ивановне автобиографичес­ кую прозу «Из детства далечайшего», где на одном из вариантов рукописи красными чернилами написал: «Март, 5, 1916, Москва. Марине Цветаевой от­ дано навсегда». Последняя их встреча произошла перед самой войной. Он случайно уви­ дел ее в трамвае и глазам не поверил. А ведь она действительно вернулась в Рос­ сию и осенью 1941 трагически погибла в Елабуге. Цветаева неоднократно говорила о гениальности поэта, его единственнос­ ти. А в письме Борису Пастернаку на­ звала его «однородной породой, испепе­ ленным. испепеляющим». В своих словотворческих опытах Чурилин был близок футуристам, нахо- дился под сильным влиянием В. Хлеб­ никова, с которым был дружен и кото­ рому посвятил «Песнь о Велимире». Е.Евтушенко считает, что это стихо­ творение «своей бестактностью поражает даже в наши дни...» Хотя первая книга Чурилина «Вес­ на после смерти» была иллюстрирована Гончаровой, а другая — «Льву —барс» (М., 1918) —вышла в футуристическом издательстве «Лирень», Тихон Василь­ евич был все же футуристом-одиночкой. В современных исследованиях он стоит в разделе «Вне групп». Одна из самых загадочных книг Чу­ рилина — «Конец Кикапу» (М., 1918), где в образе коварной мартовской Любо­ ви, лжематери, лжедевы угадывается опять же Цветаева. Имя Кикапу приду­ мано и использовано Чурилиным еще в 1914 году в стихотворении «Конец Ки­ капу» и вскоре стало ассоциироваться с самим поэтом. Побрили Кикапу — в последний раз. Помыли Кикапу — в последний раз. С кровавою водою таз, А волосы его Куда-с? Т. Лещенко-Сухомлина признаётся, что именно это стихотворение они с под­ ругой твердили беспрестанно. В «Автобиографической справке» Чу­ рилин сообщает: «В 1920 году принци­ пиально отказался от поэзии как ремес­ ла производства», считая, что надо «про­ вариться как следует в котле революции, не писал стихов 12 лет». В это время он работает как литкритик, теоретик «ху­ дожественного материализма». В 20-е годы Чурилин оказывается в голодном, разоренном Крыму, участву­ ет в организации ЦК «Помгола», а сам голодает. Его фамилия значится в «спис­ ке особенно нуждающихся писателей». В 30-е годы возвращается в Москву. Снова начинает писать стихи и прозу, отходит от экспериментаторства со сло­ вом и работает в жанре народной песни. О творчестве Чурилина выходит не­ сколько работ, например «Поэт, каких немного» О. Брика, где отмечается «блестящая техника, тончайшее поэти­ ческое чутье и призрачная, сверхидеа- лиСтическая, почти уже пародийная тематика». нятся его неопубликованные произведе­ ния: роман «Тяп-каптань», «Российская комедия», роман о К. Циолковском году в издательстве «Со­ ветский писатель» выходит послед­ няя книга «Стихи Тихона Чурилина». Эпиграфом служат слова В. Маяков­ ского; «... знают только «мне нравит­ ся» или «не нравится», забывая, что вкус можно и должно развивать». Книга посвящается Брониславе Кор­ вин-Каменской — жене Чурилина, художнице. Брак этот был очень удачным. Из воспоминаний Анастасии Цветаевой: «Жена его, горбатая пожилая худож- Каменская (прозванная им «Брон- кой»), была по-матерински заботли­ ва и, как человек искусства, понима­ ла его немного бредовые стихи. Это было корнем их единства». Бронис­ лава Иосифовна была самоотвержен­ ной женой, заботы о муже составля­ ли смысл ее жизни. Когда в 1945 году Бронислава Иосифовна умерла, Чурилин не поверил и не давал ни­ кому притрагиваться к ней, гёворя: «Она спит!» А когда все понял, то по­ пытался убить себя. Умер Тихон Васильевич Чурилин в 1946 году. Светлана ИНОЗЕМЦЕВА, главный библиограф областной научной библиотеки. Н. Гончарова. Послушница. Литография для книги Т. Чури| на "Весна после смерти". 1912.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz