Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
21 ию ля 2 0 0 0 г . , N9 141 -1 42 (21269 -21270 ) ТЖИПЕЦКАЯ • / Ж г а ; з е т а 1 Ш С Ь М О ^ « Б Ь Ш О ^ • у ДОБРОЙ ПАМЯТИ СРОКОВ НЕТ Пишет вам Комаричева Оксана, жительница села Ильино Липецкого района. Учусь я в школе и очень интересуюсь историей своего края. В этом году мне удалось много узнать о священнике на шего села Симонове Василии Михайловиче, 1860 года ро ждения. Церковь в вашем селе разрушена, но вот память о пос леднем священнике, как это ни удивительно, до сих пор жива. Люди помнят, что он был очень справедливый, сам обрабаты вал свою землю, вставая раным-рано — в 4 часа утра. А еще у нас с благодарностью говорят о нем потому, что он научил сельчан пчеловодству. У него, оказывается, была замечатель ная пасека. И агроном он был тоже замечательный. Причем не только холил свой клочок земли, но и учил этому кресть ян и даже печатал свои советы в газете «Липецкая коммуна» за 1937 год (статьи «Как сэкономить семена картофеля» и «Во что бы то ни стало поднять культуру проса»). В 1937 году его арестовали и сослали в Соловки. Его жена, Надежда Степановна, уехала из села, а сын Николай Василь евич, работающий юрисконсультом в Липецке, в нашем селе и вовсе не жил. Я пишу вам потому, что надеюсь на чудо. А вдруг кто-то из родственников или близких Симоновых откликнется и подаст весточку о себе! Очень надеюсь на это. □ О н прямо- таки м е ч тал о б этой встрече, м ол о д о й учитель и увлеченный са- \овод по имени "^едор Ом оро - ков. Ещ е школь ником Ф едор про падал в школьном с а д у и зачитывался статьями известных уч е ны х в ж ур нал е - «Прогрессивное садо водство и о го р о дн и чество». Он стал хоро шим педагогом , продол жая работать на зем л е , н е устанно занимаясь экспериментами. Дело было в начале 20-х годов. Омороков вел заня- Первомайском пед- техникуме, что когда-то был Новиковской учитель ской школой, где он сам учился. И вот теперь Фе дор ставил опыты в том са мом саду, в котором с дет ства знал каждое дерев- Уроженец Козловского уезда Тамбовской губер нии, он, конечно же, много слышал обИване Владими ровиче Мичурине. И не со мневался, что непременно должен увидеться с ним. В один из выходных молодой садовод отправил ся в Козлов. Переправив шись через реку Воронеж, в нерешительности оста новился на берегу; где же искать Мичурина в вос кресный день? Может, об ратиться за помощью к другу Григорию Рубцову, что работает в мичуринс ком садоводстве? Размыш ления Федора прервал строгий голос: «Что вы здесь делаете, молодой че- Узнав, что молодой учитель выращивает на опытном участке вместе с традиционными плодово- ягодными культурами ви ноград, знаменитый се лекционер смягчил свой суровый тон. Он провел коллегу по роскошным са дам, побеседовал с ним об их общем деле, а на про щанье сказал: «Смелей берись за селекцию и не бойся трудностей». «Сэто го момента, —вспоминал Федор Иванович, — я по ставил перед собой зада чу — не только раз множать существую щие сорта, но и создавать новые, более совершенные и лучше приспособленные к местным почвенно-климати ческим условиям». В 1931 году Омороков пе реехал в село Урусово Чап- лыгинского района. Парал лельно с преподаванием, как всегда, вел опытно-селекци онную работу, увенчавшую ся созданием нескольких но вых сортов яблонь и золотис той смородины. За это Федор Иванович был удостоен чес ти участвовать во Всесоюз ной сельскохозяйственной выставке в Москве, а его имя занесли в Книгу почета. Омороков обладал пре красными педагогическими способностями и с удоволь ствием занимался со школь никами. Но мирные заботы учителя и садовода оборвала война. В 1942-мОмороков по пал на фронт. Лишь через три года вернулся он в Урусово. И увидел, что его великолеп ный сад, созданию которого Федор Иванович отдал две надцать лет жизни, погиб. Ну что же, решил он, надо на чать все сначала. Правда, далеко не всегда встречал энтузиаст понимание со сто роны окружающих. Заведу- ющгщ районо прямо заявила: «Нам ваша селекция, това рищ Омороков, не нужна». Но он думал иначе... В 1948 году правление колхоза предложило Федору Ивановичу занять должность садовода, и он с радостью согласился. В его распоряже ние был предоставлен учас ток в 24 гектара. А распола гался он рядом с парком зна менитого географа и путе- твенника П.П. Семе- нова-Тян-Шанского. Поэ тому Оморокову поручили восстановить сад и охра нять коллекции экзотичес ких растений на террито рии бывшей усадьбы вели кого земляка. Он успешно справился с этим, не ос тавляя при этом занятий селекцией. В экспериментальном саду Оморокова обычные для нашей полосы яблони, груши, сливы, черная смо родина и крыжовник сосед ствовали с алычой, абрико сами и виноградом. Он вы вел 30 новых форм плодо во-ягодных культур, со здал 20 новых сортов яб лонь. Самые популярные среди них, приносящие ежегодные урожаи, —«Ав густовское Оморокова» и «Пепин чаплыгинский». Плоды «Пепина» сохраня ются до апреля-мая следу ющего года. За заслуги в области се лекции и садоводства Ф.И. Омороков был награжден медалью к 100-летнему юбилею Мичурина. Жизнь этого удивитель ного человекаоборвалась 22 апреля 1984 года, за два месяца до его 88-летия... Анжелика ЮНЧЕНКО, няучный сотрудник отдела природы областного краеведческого музея. ПОСТРОИЛИКАТЕР, ЧТОБЫУЧИТЬ ИУЧИТЬСЯ ТРАДШ ^Ш о том, что ОАС1,«Вид^цк^0_м,еталлуредес!^,завод>> переживает отнюдь не самый лёгкий этап в' своёи истории, знают все. И тем не менее руководство его весной этого года подписало договор о шефской помощи со школой N° 3. Думаю, иначе и быть не могло, как бы сложно ни жили заводчане. Ведь судьбы «Свободного сокола» и этой школы переплетены на протяжении чуть ли не целого века. Впрочем, давайте будем точны: в нынешнем году заводу действительно исполнится сто лет. А школа, которая сей час располагается в четырехэтажном корпусе, где препо дают 100 педагогов и обучаются полторы тысячи детей, возникла в 1915 году и разместилась в двух комнатах быв шей заводской конторы. Она и открылась при Сокольском заводе Тамбовского анонимного горного металлургического общества. Школа была начальной. Позже ей отвели отдельный домик. Пер выми учителями здесь были Мария Николаевна Евдоки- ----- .. г,— г,---------- ... фэ^^илию, к сожалению, уста- ОйРВЫй год существования школы ш __________ I учащихся. Учебное заведение Не раз реорганизовывалось. До 1921 года в нем был пятигодичный курс обучения, до 1928 — четырехгодичный... А затем она стала фабрично-завод ской семилеткой (ФЗС). Через пару лет, однако, над нею нависла угроза за крытия. Ее не финансировали ни завод, ни гороно. И тогда заведующий И. Ф. Фурман предложил неожиданное од- шение — сегодня бы мы, наверное, сказали рыночное: устроить на базе школы хозрасчетные мастерские. Из де монтированного заводского оборудования собрали стан ки. Этим занимались и ученики, и их родители. В штате мастерской были 16 рабочих— токари, столяры, слесари. И делали не что-нибудь, а весельные лодки, корпуса для радиоприемников и так далее. Однажды даже построили буксирный катер. Школу удалось сохранить — деньги на зарплату и хозяйственные нужды зарабатывали сами. Вскоре мастерские переименовали в ученические поли технические. Для них приобрели 18 тисков, 40 столярных верстаков) : инструменты. Обучение ремесяам.<вш 0 нилиш^ш учебный :план:>0 том, какую роль сыграл ‘» 1 это»РЖ 10 еду« 0 »’/п щий, свидетельствуют не только архивные документы, но и хранящийся у нас в музее серебряный портсигар с грави ровкой: «И. Ф. Фурман от коллектива ФЗС «Свободный сокол» за успешное проведение политехнизации в школе». К подарку приложена грамота, в которой от имени 560 уча щихся и 20 педагогов заведующего благодарят за его пред приимчивость и настойчивость. На заработанные в мастерских деньги покупали книги для библиотеки, учебные пособия, оборудование для клас сов. Купили даже... лошадь. Короче — выжили. А уже в 1932 году школа стала десятилеткой... И в ней’ получали образование многие юные поколения сокольцев. Вот почему сегодня завод решил взять шефство над Светлана КАБАКОВА, >удник отдела истории >ластного краеведческого музея. I I На пересечении улиц Первомайской и Коммунальной в Липецке находится здание с мемориаль ной д о ск о й : «На этом месте находилось Липецкое уездное училище, в котором в 1854-1857гг. препо давал ру сский философ и мыслитель Николай Федорович Федоров». Открытое в 1830 году, уездное учили ще в 50-е годы со стояло из трех клас сов . Содержалось оно за счет сумм, от пускаемых государ ственным казначей ством. Это составля ло 1264 рубля 20 копеек в год. Все предметы, понятно, п репод авали сь по книгам, изданным и одобренным Минис терством народного просвещения. Сверх положенного разре шено было препо давать алгебру до уравнений второй степени вк лю чи тельно, а также не мецкий и француз ский . По ш тату здесь полож ено было семь препо давателей вместе со штатным и почет ным смотрителем. Штатный смотри тель училища Не- знанов Иван Гордее вич исправно выпол нял циркул яры и распоряжения вы шестоящего началь ства и даже был награжден знаком отли чия за 25 лет беспорочной службы. Но вот в 1854 году на службу в «подведомствен ное» господину Незнанову учреждение в качестве учителя географии и истории поступил Николай Федорович Федоров. Поначалу это событие никем особо заме чено не было. Но затем «с некоторого вре мени г. Федоров начал обнаруживать дер зкий характер, своенравие и неповинове ние». О чем штатный смотритель и напи сал рапорт его высокородию господину директору училищ Тамбовской губернии. В рапорте угадывается сильное негодова ние на поведение Федорова: «Он в своих грубых понятиях всех ставит ниже себя, пренебрегая опрятностью до того, что иногда являлся ко мне в одних только ка лошах без сапог и всю минувшую зиму, невзирая на мои убеждения, носил боро ду». Это, конечно, серьезный проступок. Ведь циркуляр От 28 мая 1851 года гла сил: «Опрятность и соблюдение формы в одежде приучадт.,К порядку и к исполне- ниЮ|Я'ребованш|(иань 5 льсджа* предохравж-,. ет-тотр грубых ар 1 Жл«е«',н« 5 )иучаб»л-» 10 в«: блюдению приличий, принятых в образо ванном обществе». Но Федоров пошел еще дальше. Он по ругался с учителем' русского языка Сте пановым и учителем приходской школы Ермаковым только за то, что те наказы вали учеников. Опять же — это было чем- то неслыханным! Поскольку еще Устав 1828 года предусматривал целый ряд «мер исправления» нерадивых учеников. К ним относятся выговора, «пристыже- ния», лишение высшего места в классе, выставление имени виновного ученика на черной доске, заключение на несколько Н ЕИ ЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНЫХ зтот дерзкий и СВОЕНРАВНЫЙ ФЕДОРОВ часов в запертом классе и, наконец, н ака зание розга- Учитель Федо ров пошел требо вать «привести в исполнение поста новление, в силу которого право на лагать наказание на учеников предо ст а в л я е т с я У чи лищному Педаго гическому Совету, а не прихоти учи теля». В своей объ яснительной Федо- ров заявлял; «Дур ные обращения г. Степанова и г. Ер макова с ученика ми тем бо.чее мне неприятно и грус тно ви д еть , что преподавание гео графии и тем более истории при таком обращении я счи таю совершенно невозможным». Это уже походи ло на скандал. И попечитель Харь ковского учебного округа предложил «объявить учите лю Липецкого уездного училища г. Фе дорову, чтобы он немедленно подал про шение об увольнении от службы». Так закончилось учительство Николая Федоровича Федорова в Липецке. Мало кто знает об этом периоде его жизни. Совре менникам он был больше известен как слу житель Румянцевской библиотеки, чело век удивительной эрудиции, обширных знаний, помнивший содержание всех книг хранилища, и оригинальный мыслитель. Идеи Н.Ф. Федорова оказали влияние на Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. К ним проявляли интерес Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, В.С. Соловьев, К.Э. Циол ковский. Сейчас мы знаем Н.Ф. Федорова как выдающегося философа, после которо го остались сотни статей по проблемам его смерти была опубликована под од ним названием «Философия общего В заклю.нвние„хонуащрй^р5ШйЦитату из этой;*и»и11И, име11№Щ5ЕКЩ11Й0±л1ое»Ч^, От ношение и к липецкой истории: «Само наблюдение ИвзаимоНаблюдение, в отли чие от гуманистически философской за поведи «Познай самого себя», должны превратиться в исполнение заповеди «Познай друг друга!» и послужить ос нованием к исполнению высшей запове ди «Любите друг друга!», в чем и состо ит сущность воспитания». Ирина ЖИРОВА, старший научный сотрудник отдела истории областного краеведческого музея. □ Поэт и з Л еб ед яни Тихон Чурилин органично впи сывается в р у сский литера турный авангард начала X X века. Имя е го мало известно широкому кругу читателей, хотя Чурилина высоко оцени вали прослашгенные со в р е менники Андрей Белый, Марина Цветаева, Велимир Хлебников . Вот я и решила поделиться сведениями , которые как библиограф собираю на протяжении нескольких лет. Итак, он родился в мае 1885 года в Лебедяни. Его мать Александра Ва сильевна (в девичестве Ломакина), из семьи ефремовских купцов, была за мужем за Василием Ивановичем Чу рилиным, тоже купцом, содержав шим трактир. Это отчим Тихона Чу рилина. Отец будущего поэта слу жил провизором в лебедянской апте ке. И не случайно Евгений Евтушен ко в антологии «Строфы века» пишет, что Тихон Чурилин «был по матери крестьянином, по отцу — евреем». Что мальчик «незаконнорожденный», знали все. Его дразнили. Давали ему обидные клички. Ранним развитием и любовью к ИСПЕПЕЯЕННЫИ,ИСПЕПЕЛ 1 ЮЩИИ.. ЭТООООООТООООООООООГ ^15ЛЕТНАЗА д \ [ТИХОНЧурипии\ я должен был снять посвящения живым: моим друзьям, моим учителям в поэзии и знакомым моим. Да и кого может иметь из таковых очнувшийся — вос кресший! — весной после смерти, воз вратившийся вновь нежданно, негадан (нежелательно?)». Сборник был замене Синякова Т.Т. Портрет Чурилина. 1940 г. чтению Тихон Чурилин был обя зан матери. В «Автобиографичес кой справке» он так и пишет: мать «.. .дала особое чувство (чув ственность) к музыке и ритму, к слову (абсолютный музыкаль ный слух), любовь к чтению с 9 Умерла Александра Василь евна рано. Закончив гимназию, Чурилин порывает с отчимом, покидает Лебедянь и едет в Са ратов, а оттуда в Москву. Он поступает в университет снача ла на медицинский факультет, потом переводится на филологи ческий, а затем уходит в Ком мерческий институт на экономи ческий факультет. В годы уче бы Тихон участвует в револю ционной деятельности и даже на какое-то время эмигрирует за границу. В литературе Чурилин дебю тировал в 1908 году, но первую книгу — «Весна после смерти» —смог выпустить лишь в 1915-м, после двух лет, проведенных в психиатрической лечебнице. В предисловии автор писал: «Хра ня целостность своей книги — не собрания стихов; а книги — ... п ч н критикой. Ни колай Гумилев писал об авторе: «Лите ратурно он связан с Андреем Белым — отдаленнее — с кубофутуристами Ему часто удается повернуть стихи так что обыкновенные, даже истертые ело ва приобретают характер какой-то пер воначальной диковатости и новизны. Тема его — это человек, вплотную по дошедший к сумасшествию, иногда даже сумасшедший. Но в то время как настоящие сумасшедшие бессвязно опи сывают птичек и цветочки, в его стихах есть строгая логика безумия и подлин но бредовые образы». Сборник был великолепно иллюстри рован замечательной русской художни цей Наталией Гончаровой. Она сумела не только воплотить в графике траги ческий настрой, свойственный поэзии Чурилина, но и уловить скрытый музы кальный ритм, который был положен в основу всего цикла. Особенно впечатля ет гравюра «Послушница», связанная с такими строками: «Вся в черном — легкая... Идет и черным не пугает бе лизны». По сконцентрированному в этой гравюре драматизму она не имеет себе равных во всем творчестве Гонча ровой. Недаром Цветаева рассказывала, что из всего цикла сама художница пом нила только ее. Мало кто знает, что книга «Весна после смерти» оказала влияние на мо лодую Цветаеву, на ее ритмику и мета форический строй. Сама Цветаева так отзывбшась о поэзии Чурилина в статье «Наталия Гончарова»: «... ему даны были лучшие стихи о войне, тогда мало распространенные и неоцененные. Не знают и сейчас. Колыбельная, Бульва ры, Вокзал и особенно мною любимое — не все помню, но что помню —свято: Как в одной из стычек под Нешавой Был убит германский офицер. Неприятельской державы Славный офицер». О том. как сам Ч-\филин читал это стихотворение, вспоминает Анастасия Цветаева: «...Марина ему: «Я вас очень прошу. Тихон, скажите еще раз «Смерть принца» — для Аси! А стихи — чуд ные! И вы чудно их говорите...» И не вставая, без даже и тени позы, а как-то согнувшись в ком, в уголку дивана, точно окунув себя в стих, как в полную глубину пруда, он начал сразу оторвавшимся голосом, глухим, как ноч ной лес...» В доме И. Цветаева в Москве в Бо рисоглебском переулке бывали разные гие. Тихон Чурилин входил в этот круг. Взаимоотношения Чурилина и Мари ны Цветаевой были не только дружес кими. Лещенко-Сухомлина вспоминает. и лзшшую книгу стихов Тихон Василь евич подарил Цветаевой с надписью: «Повторением чудесным, наследием нежнейшим передается живой, живу щей Матери, Любви и Другу Марине Цветаевой невозможностью больше (дать). Аминь. Март 1916, 9. Весна. Тихон Чурилин». Ответом было стихотворение Цвета евой (из цикла «Версты»). Голуби реют серебряные, растерянные, вечерние... Материнское мое благословение Над тобой, мой жалобный Вороненок. Эти строки —ломка стиха, наруше ние ритмики —напоминают самого Чу рилина 1912-1914 годов: Окно распахнула — суета, суета... И яркие, огнистые, предпразаников цветы, А у меня в комнате черная зима! — Копоть, копоть, копоть... Встречи с Цветаевой оставили след в душе поэта. Впоследствии он посвя тил Марине Ивановне автобиографичес кую прозу «Из детства далечайшего», где на одном из вариантов рукописи красными чернилами написал: «Март, 5, 1916, Москва. Марине Цветаевой от дано навсегда». Последняя их встреча произошла перед самой войной. Он случайно уви дел ее в трамвае и глазам не поверил. А ведь она действительно вернулась в Рос сию и осенью 1941 трагически погибла в Елабуге. Цветаева неоднократно говорила о гениальности поэта, его единственнос ти. А в письме Борису Пастернаку на звала его «однородной породой, испепе ленным. испепеляющим». В своих словотворческих опытах Чурилин был близок футуристам, нахо- дился под сильным влиянием В. Хлеб никова, с которым был дружен и кото рому посвятил «Песнь о Велимире». Е.Евтушенко считает, что это стихо творение «своей бестактностью поражает даже в наши дни...» Хотя первая книга Чурилина «Вес на после смерти» была иллюстрирована Гончаровой, а другая — «Льву —барс» (М., 1918) —вышла в футуристическом издательстве «Лирень», Тихон Василь евич был все же футуристом-одиночкой. В современных исследованиях он стоит в разделе «Вне групп». Одна из самых загадочных книг Чу рилина — «Конец Кикапу» (М., 1918), где в образе коварной мартовской Любо ви, лжематери, лжедевы угадывается опять же Цветаева. Имя Кикапу приду мано и использовано Чурилиным еще в 1914 году в стихотворении «Конец Ки капу» и вскоре стало ассоциироваться с самим поэтом. Побрили Кикапу — в последний раз. Помыли Кикапу — в последний раз. С кровавою водою таз, А волосы его Куда-с? Т. Лещенко-Сухомлина признаётся, что именно это стихотворение они с под ругой твердили беспрестанно. В «Автобиографической справке» Чу рилин сообщает: «В 1920 году принци пиально отказался от поэзии как ремес ла производства», считая, что надо «про вариться как следует в котле революции, не писал стихов 12 лет». В это время он работает как литкритик, теоретик «ху дожественного материализма». В 20-е годы Чурилин оказывается в голодном, разоренном Крыму, участву ет в организации ЦК «Помгола», а сам голодает. Его фамилия значится в «спис ке особенно нуждающихся писателей». В 30-е годы возвращается в Москву. Снова начинает писать стихи и прозу, отходит от экспериментаторства со сло вом и работает в жанре народной песни. О творчестве Чурилина выходит не сколько работ, например «Поэт, каких немного» О. Брика, где отмечается «блестящая техника, тончайшее поэти ческое чутье и призрачная, сверхидеа- лиСтическая, почти уже пародийная тематика». нятся его неопубликованные произведе ния: роман «Тяп-каптань», «Российская комедия», роман о К. Циолковском году в издательстве «Со ветский писатель» выходит послед няя книга «Стихи Тихона Чурилина». Эпиграфом служат слова В. Маяков ского; «... знают только «мне нравит ся» или «не нравится», забывая, что вкус можно и должно развивать». Книга посвящается Брониславе Кор вин-Каменской — жене Чурилина, художнице. Брак этот был очень удачным. Из воспоминаний Анастасии Цветаевой: «Жена его, горбатая пожилая худож- Каменская (прозванная им «Брон- кой»), была по-матерински заботли ва и, как человек искусства, понима ла его немного бредовые стихи. Это было корнем их единства». Бронис лава Иосифовна была самоотвержен ной женой, заботы о муже составля ли смысл ее жизни. Когда в 1945 году Бронислава Иосифовна умерла, Чурилин не поверил и не давал ни кому притрагиваться к ней, гёворя: «Она спит!» А когда все понял, то по пытался убить себя. Умер Тихон Васильевич Чурилин в 1946 году. Светлана ИНОЗЕМЦЕВА, главный библиограф областной научной библиотеки. Н. Гончарова. Послушница. Литография для книги Т. Чури| на "Весна после смерти". 1912.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz