Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
НАШЕГОДЕТСТВА в ЧЕСТЬ ЕГО ГЕРОЯ - ФИЗИКА ДИМЫ ГУСЕВА ИЗ «ДЕВЯТИ ДНЕЙ...» ОКРЕСТИЛИ МАЛЬЧИШЕК ЦЕЛОГО ПОКОЛЕНИЯ Сорок лет нозодг в 1960-м, Михаил Ильич Ромм задумал снять фильм, названный позд нее «Девять дней одного го да». Через полтора года кар тина вышла на экраны и про извела удивительное впечат ление на современников. Работа шестидесятилетнего Ромма стала манифестом два дцатилетних, кульминацией, спора между молодыми физи ками и лириками. Было ощуще ние, что началась новая эпоха в жизни целого поколения - ин- тоция научной интеллигенции ’ысячи мальчишек брос лись штурмовать физико-мате физика-ядерщика Дмитрия Гу сева встречалось в газетах » реже, чем имя Гагарина. «...Гусев! Дорогой наш Гусе., и твои чудесные. друзья! Рас стались мы с тобой в трудную минуту, но мысли наши, сердца наши возвращаются к вам не раз... И верится, что если Гусе вы всей зеши гтротянут друг другу руки - мир будет на зем- Так писал журнал «Совет ский экран» в июне шестьдесят второго года. Как раз в том июне я появился на свет. Роди тели назвали меня в честь фи зике Гусева Дмитрием. (Потом оказалось, что они были не одиноки. Дмитрий - одно из са мых распространенных имен в нашем поколении.) Идея была, конечно, мами на. Фильм она посмотрела весной, сразу как только его привезли на Алтай. Недавно мама нашла свою старую ре цензию из барнаульской моло дежной газеты. «...Мы долго ждали этой картины. А на пра- смотре волновались и боялись разочароваться. «Девять дней одного года» - не просто очень хороший фильм. Он заставляет размышлять о самом главном - о смысле человеческой жизни, о счастье...» Со странным чувством я разглядывал пожелтевшую га зетную вырезку. Вспомнилось из Визбора; Так вотмое начало... Вотпервое дыхание строки... В шумной редакции, где-ни будь на краешке стола, мама дописывала рецензию, ее то ропили: «Номер горит!..» А она все не могла решить, чем закончить. И тут подумала обо мне, или я сам напомнил. «...Мы часто задумываемся сегодня о человеке коммуни стического общества. Какой он? Нам кажется, он будет по хож на Дмитрия Гусева...» Ко/имунизм не построили. Нелепо говорить об этом с иро нией. Тогда, в начале шестиде сятых, казарменный коммунизм уже был вполне разоблачен, и не о нем мечтали люди. Под коммунизмом понимали что-то идеальное, доброе, хлебное. Так наши крестьянские предки свято верили в Белое царство и даже ходили искать его. Это очень давняя драма русской ду ши. Трагедия благих намере ний, несбыточнрй мечты, разжи гая которую в народе к власти приходили диктаторы, циники, временщики... В общем, исто рия с коммунизмом не так про ста и очень грустна. Идеального общества не получилось. И я вырос совсем непохожим на самоотвержен ного, цельного, непреклонного и остроумного физика Гусева. Возможно, как раз об этом ма ма догадывалась. Материн ское чутье или что-то другое, свыше, подсказало ей, что именно замечательных |усев- ских качеств мне в жизни будет остро не хватать, и она дала мне имя как опору и крепость. Дмитрия Гусева играл в фильме Алексей Баталов. С тех пор моя привязанность к этому актеру соседствует со всеми другими моими безот четными привязанностями. После столь длинного вступле ния нечего и объяснять, почему она безотчетна, как любовь к летнему дождю, запаху костра или жареной .картошке. Посмотоев все фильмы, где снимался Баталов, я постепен но стал гордиться им, как гор дятся деревенские жители сво им земляком, вышедшим, в лю ди. Странно только, что осоз нание этого чувства пришло ко мне именно в последние годы, когда Баталова можно было увидеть на экране очень редко. (Правда, в июне по ТВЦ про шел новый цикл двадцатими нутных «Прогулок с Алексеем Баталовым», но мало кому удалось посмотреть эти заме чательные передачи - они шли в дневное время.) Неучастие в шумной телеви зионной тусовке добавило Баталову и зрительского уваже- Павлович Чехов жене из Ялты: «Я все там же и все тот же; ра ботаю, сажаю деревья...» Когда в 1959 году Иосиф Хейфиц снимал в Ялте «Даму с собачкой», старик-лодочник увидел в Баталове сходство с Чеховым Напрасно режиссер объяснял старику, что актер иг рает не Чехова, а чеховского героя Гурова. Старик упрямо повторял: «Точно Антон Павло вич, так же ногами загребает...» Кстати, Гурова тоже звали Дмитрий и даже Дмитрий Дми триевич. «...По образованию филолог, но служит в банке...» Зйакомая нам тёперк не”толь- ко по школьной программе ис тория... Пожалуй, сейчас цен ность черно-белой экранизо- ции Хейфица для нас куда бес спорнее, чем для зрителей на чала шестидесятых. Среди нас еще есть люди поздней чехов ской поры. Как удалось Хейфицу уга дать интеллигента Х!х века в молодом Баталове, игровшем до этого - и убедительно - ра бочих парней? После «Дамы с собачкой» чеховская интона ция, обаяние учтивости не ис чезли в Баталове с появлением новых ролей. Стало очевидно, что чеховское в этом актере - не наигранное, не часть амп луа, не ремесло, а суть его. Интеллигентность, внутрен ний свет, мягкость и серьезно сть... При появлении Баталова в кадре теряется ощущение придуманное™, все становится документальным, подлинным. Одним своим немногословным присутствием он выводит зри теля из условного мира кино. Возможно, именно эта способ ность помешала разнообра зию баталовских ролей. Даже режиссерам трудно было представить Баталова 'в роли мошенника или проходимца. Его человеческое обаяние и сложность душевной организа ции невозможно спрятать ни под каким гримом. Очевидно, поэтому в гораз до более полной мере, чем в кино, Баталов выразил себя на незримых подмостках радиоте атра. Радио не нуждается в масках. Голос творит образы из тонкой материи интонаций, па уз, вздохов... Помните, как все вздыхает в мультфильме «Ежик в тумане»; лошадь, листья, ту ман... И голос, который нам рассказывает о тревожных скитаниях бедного ежика, - и он вздыхающий. И это тоже работа Баталова. Откуда же в его голосе это ясная и степенная нота девят надцатого века, особенно при тягательная на фоне нынешней скороговорки и небрежности в эфире? Она - из детства, где домашними, родными людьми были для Алеши Баталова мха товские старики. Анне Андре евне Ахматовой он уступал свою маленькую комнату, ко гда она приезжала в Москву к его маме Нине Ольшевской. «За много лет, - вспоминает Баталов, - я так привык спра шивать у Анны Андреевны, что значит то и как было это, я так часто, следуя за ее неторопли- рассказом, оказывался в кругу старого Петербурга, в домах, в собраниях или просто на улицах среди припорошен ных снегом экипажей...» Он был симпа™чен и инте ресен Ахматовой. Когда в юности Алексей пробовал се бя в живописи, беря уроки у Фалька, Анна Андреевна предлагала ему написать ее портрет. Любила по-доброму шутить над актерской славой, жаловолась, что знакомые до нимают ее вопросом: «А над чем^ сейчас работает Бата- Вот открываю томик с пись мами Ахматовой, и сразу бро сается в глаза строчка; «...Я так и забыла спросить об этом у АлещйБаталова...» Это из пись- А еще надо вспомнить от рочество, которое пришлось на войну. Про эвакуацию, где, по точному выражению Ариад ны Эфрон, «людям свойствен но было становиться элитой». Казань, Свердловск, Уфа и, наконец, меленький башкир ский городок Бугульма. Четыр надцатилетним подростком, стриженым и худым, Алеша ра ботал в театре за нескольких взрослых. Сколачивал декора ции, топил печи в зрительном золе, заправлял керосином лампы, давал первый звонок, тряся ржавый колокольчик, а потом дома в холодных сенях курил махорку - <ггайно, но с достоинством». После всего этого невозмож но, как говорит сом Алексей Владимирович, «не уверовать в могущество и великое человече ское назначение театра...» Почти четверть века Бата лов преподает во ВГИКе, воз главляет кафедру актерского мастерства. Его взгляды на ак- т^ское ремесло, далеки от обычного в столице снобизма. В своих студентах он отмечает прежде всего не способности, пусть даже самые яркие, а их судьбу, выстраданный путь к любимой профессии. Баталов ценит долгий путь, дорогу в самом буквальном смысле и поэтому так внимателен к ре бятам, приехавшим издалека. Недавно на вопрос коррес пондента о том, не слишком ли много бездарных студентов во ВГИКе, профессор Боталов от ветил неожиданно резко; «Я вас огорчу. Я стою на совер шенно другой позиции, так как считаю, что учить надо всех, кто хочет учиться, и никогда не задавать этот вопрос». В русском языке есть поня тие «нравственный облик». За тертое в семидесятые годы пропагандой, а ныне почти за бытое понятие. Кажется, и де тям, и самим себе надо те перь объяснять, что разумел Х!л век под «нравственным об ликом». Можно говорить о судьбе, о внутренней красоте, отраженной в лице человека, о сумме поступков и страда нии... Но если быть кратким, то можно спросить: - А вы видели Алексея Бота- лово? Ну хотя бы в «Трех тол стяках» или «Звезде пленитель ного счастья»? Или вы слыша ли, как он по радио читает «Войну и мир»?.. Так знайте - все это и есть нравственный Дмитрий ШЕВАРОВ. УМЕЛЬЦЫ БЕРЕГИТЕСЬ, ДАЛЬНОБОЙЩИКИ! Министерство здравоохра нения Украины, обеспокоенное ростом специфических заболе ваний среди водителей-профес- сионалов, внесло предложение об обязательном наличии в ка ждой автоаптечке трех «изде лий номер два». Инициативу медиков поддержала и Госавто- инспекция республики. Сейчас определяется размер штрафа за такое серьезное нарушение Правил дорожного движения, каким будет считаться отсутст вие презервативов в аптечке. Константин СЕМИН. ОДИССЕЯ «СЕМЕНЫ» Многострадальный сирий ский балкер «Семена», ходив- ' ший под мальтийским флагом и севший полгода нозад во время шторма на мель в районе по селка Архипо-Осиповка Крас нодарского края, наконец-то снят с грунта и препровожден в Новороссийский порт. Все это время судно стояло покинутое, так как бывший вла делец получий^раховку4 один миллион долларов и тем’ самым утротил право на собствен ность. Предприимчи|ые жители поселка тем временёйизоложи- ли глаз на 185-метровый ко рабль водоизмещением более 27 тыс.тонн. Они всерьез обсу ждали создание на балкере са наторно-курортного комплекса. С переездом в Новороссий ский порт злополучная одиссея не закончилась. На балкер на ложен арест, и новый хозяин будет теперь ждать решения Арбитражного суда, без разре шения которого балкер в море не выйдет. Досталось от всей этой истории и... сантехникам поселка Архипо-Осиповка: суд но застряло как раз на глубо ководных коллекторах, которым теперь предстоит серьезный ре- Оксана ВОРОНКОВА. КРАСНОДАР. И НАШИ л ю д и М УЖ Е а В А п о л н ы Уже третий год трудится в сельхозпредприятии «Нива» са мый настоящий танк. Списан ная в воинской части и 1 ^плен- ная селянами грозная боевая машина при пахоте в несколько раз производительнее обычных тракторов. Необычную технику крестьяне охотно сдают в арен ду соседним хозяйствам. Юрий КИРИЛЛОВ. ТЕРНОПОЛЬ. , _ ХОД КОНЕМ? ПОДУМАЙТЕ ХОРОШЕНЬКО ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ «Мы е двумя подругами давно увлеклись лошадьми, ^йчас окончили школу и по думали: а что если открыть свой конно-спортивный клуб? Ведь на этом можно неплохо заработать!» Алена РЕМИЗОВА. Московская область. КОММЕНТАРИЙ «ДВ» Холстомер, Россинант, Изумруд, Гульсары - знако мые всем имена скакунов из литературной классики. Каза лось бы, так и оставшиеся все в прошлом, но... Только в Мо скве сегодня опять живут око ло 10 тысяч лошадей, есть пять крупных конно-спортив ных комплексов. В Сокоросе, Измайлово и на Центральном ипподроме занимаются конкуром и вы ездкой, на Планерной и в Битце - еще и троеборьем. Ассоциация драйвинга специ ализируется на скачках в эки пажах, запряженных парами, тройками, четв№ками цугом. Ассоциация любителей ахал текинских лошадей ежегодно ■собирает съезд и устраивает 30-километровый пробег вок руг Москвы. Практикуется конная охота с соколами и борзыми. Работают пони-клу бы для занятий детей с семи пет. Есть клубы, где катанием в седле лечат детей от цереб рального паралича. Есть ли цей, где верховая езда входит в учебную программу. Десяток магазинов продает амуницию для лошадей и всадников. По явились разветвленная сеть ветеринарной службы, масса частных конюшен. Все говорят о «лошадном буме». А можно ли на лошадях заработать? ...Лена Воронова отдала конному спорту семнадцать пет, доездилась до мастера спорта и... взялась за органи зацию клуба «Эквис». О т крыть собственное дело ре шила из жалости к лошадям. Группа энтузиастов-«лошад- ников» держала своих живот ных и на Центральном иппо дроме, и в Измайлово, и где- то еще. Удовольствие .'Оказа лось не по карману - до не скольких. сотен долларов в месяц за содержание одного животного (помещение, пита ние, уход). Как выходить из этого положения? Пришлось облазить Под московье, пока нашли забро шенную свиноферму невдале ке от конечной Станции мет ро. И но несколько месяцев ребята превратились в строи телей. Бывало на конюшне и ночевали. Но сделали! Здесь же, на территории, трениро вочный круг, на котором ве дутся занятия по верховой ез де с новичками. А рядом, за воротами, зеленый массив - йзлюбленное место конных прогулок. Первыми же постоянными обитателями будущего клуба стали Ред, Восторг - в миру Васька. Кстати, ономастика в коневодстве - целая наука: это вам не Мурки и Барсики или Полканы и Шарики. Лошади ное имя зависит от имен роди телей и более далеких пред ков. За плечами Реда и Васьки незаурядное спортивное про шлое. А теперь оказались на заслуженном отдыхе - но при деле. Мечта пенсионера; не трудная, но связанная с преж ней жизнью работа. Сейчас в «Эквисе» восем надцать голов, в том числе и несколько перспективных для ипподрома лошадей. Купить животное не так уж сложно: на конезаводах, в хозяйствах, на фермах сегодня достаточ но широкий выбор. Разброс цен тоже солидный. Лошадь стоит приблизительно по цене автомобиля: плохая - по- цене плохого, хорошая - хорошего. Ахалтекинцы Умара Джабра илова, например, тянут на са молет. А вот содержать ло шадь, тем более хорошую, дороже, чем автомобиль. Вообще подход к конному спорту как к выгодному Поме щению капитала вряд ли оп равдан, Это удовольствие весьма дорогое и рискован ное. О ценах на лошадей уже говорили; хорошая амуниция тоже на вес золота. Тем бо лее без помощи специалиста и его рекомендаций не обой тись. Качественные седло, уп ряжь, сапоги, шлемы и про чие атрибуты влетят в копееч ку. Серьезная расходная ста тья - корма, уход. В штате «Эквиса» около десяти чело век: берейторы, тренеры, ко нюхи. Ветеринарное обслу живание клуба осуществляет ся на официальной, централи зованной основе - прививки должны быть сделаны точно в В общем, затея, надо по нимать, у вас непростая. Ко нечно, любовь к лошадям и труд, как показывает пример «Эквиса», все перетрут. Но лучше уж сразу представить все проблемы заранее, чем подходить к делу легкомыс ленно. Отдуваться-то лоша дям придется! Андрей ВИНОГРАДОВ. МОСКВА. ТОЧКА НА КАРТЕ НЕТ>МИХАИЛЮРЬЕВИЧ; ВЫНЕПРАВЫ! НАШ КОРРЕСПОНДЕНТ ПОСВЯТИЛ СВОЙ ОТПУСК ОПРОВЕРЖЕНИЮ САМОГО ЛЕРМОНТОВА! И. КАЖЕТСЯ, ПРЕУСПЕЛ «Тамань - самый скверный городишко из всех приморских город ков России. Я там чуть- чуть не умер с голода...» М.Ю. Лермонтов. В Тамани э™ слово классика можно встретить на каждом шагу. Таманцы не на шутку го рдятся впечатлениями, получен ными великим поэтом от двух дней пребывания в -этих местах. Много ли изменилось с той по ры? За ответом я и отправился в воспетый Лермонтовым «го родишко». Скажу сразу, сейчас с «фа- терой» поэту было бы попроще. Ему не пришлось бы ютиться в небольшой хате на берегу мо ря. Ведь рядом с ней есть не большой «однозвездочный» отель на 22 койки, где всегда можно приткнуться. Причине наличия свободных мест про ста: дорого! По местным мер кам и 50 рублей в двухместном номере 30 сутки - очень уж кру то. Побывали бы вы, Михаил Юрьевич, этим летом в Анапе (рна совсем рядом). Что творится! Народу - тьма! В частной гостинице вам при шлось бы выложить все 150 целковых за ночь. И то; свет не включать, водой не пользовать ся. Приехали на мстое - туда и идите. «Фатера» в Тамани сто ит тридцатку. Впрочем, надо ли объяснять, что рубль в лермон товскую романтическую эпоху имел совсем иную цену. Зато сегодня объявления «Пущу от дыхающих» мелом на каждых вторых воротах. 6 эту сумму входит и вишне вое дерево или черешня, над которой вам придется усердно потрудиться. Пока ее не объе дите, хозяева домой вас не от пустят - такой здесь порядок, шефство называется. Если вы приехали во второй раз, вас примут как родственника, плата за проживание будет совсем символической. Теперь по поводу украден ной у поэта слепым мальчиком шашки с серебряной опровой. С тех пор в Тамани, говорят, была всего одна кража - утащили мешок овса. Местный Анискин по коровьим лепешкам хозяина коровы быстро вычис лил. Справедливость восторже ствовала, за овес заплатили. А вот шашку еще не нашли. Но ищут. А так в Тамани спокойно, не стреляют. Впрочем, у Лер монтова в романе контрабан дисты тоже не стреляли, а хоте ли автора чинно-благородно утопить в море. Но это к Теперь о, голоде. Преувели чивал Михаил Юрьевич, еще как преувеличивал. Чебуреки начинают здесь сниться на тре- ™ й день. Потом они стоят в глазах, при их виде начинаешь икать. Чебуреки просто повсю ду, всех размеров и форм. Но хочется чего-то жиденького. Единственная точка общепита на пляже закрыта и, кажется, наглухо. На ее стене красуется надпись - те же трепетные лер монтовские строки о голоде. В единственном в Тамани ресторане я был одинок. Ресто ранное меню начинается с того же лермонтовского напомина ния, что здесь можно и с голо ду умереть. За ними следуют шашлык из осетрины и бара булька (местный деликатес!). Неужто поэт тоже борщ искал? Ну Это ж надо, обмолвился че ловек, а все 130 лет эту нелов кую фразу ему поминают. Хорошо было Лермонтову; не понравилось, дал пинко сво ему казаку, развернулся и уе хал. А тут лежать надо,, заго рать: отпуск! На мой вопрос в местной администрации «Где поесть борща?» секретарша смотрела с недоумением. - У вас что было в школе по литературе? ВыЛермонтова чи- И она указала на стену, где все' те же, ставшие родными, лермонтовские строки. - Могу предложить вместо борща путевку «По грязевым вулканом Таманского полуост рова». Вулканов тридцать три. Грязи много. Хватит на всех. Путевка пешеходная. Думай- На четвертые сутки бес смертные слова поэта я все же опровергнул, совершив пеше ходный тур не по грязевым вул канам, а в ближайший винсов- хоз. Там оказалась столовая, а в ней комплексный обед за де сять рублей, а в нем роскош ный долгожданный борщ. В раз гар курортного сезона, на бе регу моря, в десяти минутах ходьбы от центрального пляжа! Так что поспешили, вы, Михаил Юрьевич, из Тамани. Надо бы ло не ундин разглядывать, а пройтись пешочком. Глядишь, и не родились бы эти глубоко не справедливые строчки про «скверный городишко». Но, с другой стороны, чем бы тогда таманцы туристов заманивали? Николай СМИРНОВ. ТАМАНЬ. Фото автора.' уж и скверный городишко... Учредитель и Издатель Агентство деловой ш ' Распространяется в качестве приложения к газетам; Генеральный директор Главный редактор Редакционный .совет; Ф.Сизый. В.Симонов. П.Вощонов, И.Елков, С.Зоворотный, В.Кочурин, Д.Кулик, М.Морозов, К.Сор Адрес редакции: 125880, ГСП, Москва, ул. «Правды», 24, 5-й этаж. Телефон/факс для справок: (095) 257-56-95, 257-59-17. Телефон/фокс отдела рекламы: (095) 257-58-46. Е-шаП: у(отис@асП.ги 9л./фахс (095) 257-53-46. ^ «Деловой вюрнию). Перепечатка без согласования «Трибуна», «Труд», «Рабочоя газета» (Украина), «Советская «Северныйрабочий» (Северодвинск), «Сс жизнь»Р'омбов), «РеспубликаТатарстан» на-Дону), «Рабочий край» (Иваново), «Л: __ _________ , .....,__________ г- .... . г ____ г - ,. _____ ,__________ ___ ,..... ...... _________ ____, __________________ „ __________ ,_____ .... ,___ __ ________ , «Челябинскийрабочий» (Челябинск), «Вечерняя Пермь» (Пермь), «Рабочийпуть» (Смоленск), «Костро»«:кие ведомости»(Кострома), «Вятский край»(Вятка), «Брянскийрабочий» (Брянск), «Кузбосо (Кемерово), «Алтайскаяправда»(Барнаул). Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство;» 398055, г. Липецк, ул.Московская, 83. Общий тираж3.022.880 экз. Цена - бесплатно. ь), «Восточно-Сибирская правда» (Р
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz