Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

НАШЕГОДЕТСТВА в ЧЕСТЬ ЕГО ГЕРОЯ - ФИЗИКА ДИМЫ ГУСЕВА ИЗ «ДЕВЯТИ ДНЕЙ...» ОКРЕСТИЛИ МАЛЬЧИШЕК ЦЕЛОГО ПОКОЛЕНИЯ Сорок лет нозодг в 1960-м, Михаил Ильич Ромм задумал снять фильм, названный позд­ нее «Девять дней одного го­ да». Через полтора года кар­ тина вышла на экраны и про­ извела удивительное впечат­ ление на современников. Работа шестидесятилетнего Ромма стала манифестом два­ дцатилетних, кульминацией, спора между молодыми физи­ ками и лириками. Было ощуще­ ние, что началась новая эпоха в жизни целого поколения - ин- тоция научной интеллигенции ’ысячи мальчишек брос лись штурмовать физико-мате физика-ядерщика Дмитрия Гу сева встречалось в газетах » реже, чем имя Гагарина. «...Гусев! Дорогой наш Гусе., и твои чудесные. друзья! Рас­ стались мы с тобой в трудную минуту, но мысли наши, сердца наши возвращаются к вам не раз... И верится, что если Гусе­ вы всей зеши гтротянут друг другу руки - мир будет на зем- Так писал журнал «Совет­ ский экран» в июне шестьдесят второго года. Как раз в том июне я появился на свет. Роди­ тели назвали меня в честь фи­ зике Гусева Дмитрием. (Потом оказалось, что они были не одиноки. Дмитрий - одно из са­ мых распространенных имен в нашем поколении.) Идея была, конечно, мами­ на. Фильм она посмотрела весной, сразу как только его привезли на Алтай. Недавно мама нашла свою старую ре­ цензию из барнаульской моло­ дежной газеты. «...Мы долго ждали этой картины. А на пра- смотре волновались и боялись разочароваться. «Девять дней одного года» - не просто очень хороший фильм. Он заставляет размышлять о самом главном - о смысле человеческой жизни, о счастье...» Со странным чувством я разглядывал пожелтевшую га­ зетную вырезку. Вспомнилось из Визбора; Так вотмое начало... Вотпервое дыхание строки... В шумной редакции, где-ни­ будь на краешке стола, мама дописывала рецензию, ее то­ ропили: «Номер горит!..» А она все не могла решить, чем закончить. И тут подумала обо мне, или я сам напомнил. «...Мы часто задумываемся сегодня о человеке коммуни­ стического общества. Какой он? Нам кажется, он будет по­ хож на Дмитрия Гусева...» Ко/имунизм не построили. Нелепо говорить об этом с иро­ нией. Тогда, в начале шестиде­ сятых, казарменный коммунизм уже был вполне разоблачен, и не о нем мечтали люди. Под коммунизмом понимали что-то идеальное, доброе, хлебное. Так наши крестьянские предки свято верили в Белое царство и даже ходили искать его. Это очень давняя драма русской ду­ ши. Трагедия благих намере­ ний, несбыточнрй мечты, разжи­ гая которую в народе к власти приходили диктаторы, циники, временщики... В общем, исто­ рия с коммунизмом не так про­ ста и очень грустна. Идеального общества не получилось. И я вырос совсем непохожим на самоотвержен­ ного, цельного, непреклонного и остроумного физика Гусева. Возможно, как раз об этом ма­ ма догадывалась. Материн­ ское чутье или что-то другое, свыше, подсказало ей, что именно замечательных |усев- ских качеств мне в жизни будет остро не хватать, и она дала мне имя как опору и крепость. Дмитрия Гусева играл в фильме Алексей Баталов. С тех пор моя привязанность к этому актеру соседствует со всеми другими моими безот­ четными привязанностями. После столь длинного вступле­ ния нечего и объяснять, почему она безотчетна, как любовь к летнему дождю, запаху костра или жареной .картошке. Посмотоев все фильмы, где снимался Баталов, я постепен­ но стал гордиться им, как гор­ дятся деревенские жители сво­ им земляком, вышедшим, в лю­ ди. Странно только, что осоз­ нание этого чувства пришло ко мне именно в последние годы, когда Баталова можно было увидеть на экране очень редко. (Правда, в июне по ТВЦ про­ шел новый цикл двадцатими­ нутных «Прогулок с Алексеем Баталовым», но мало кому удалось посмотреть эти заме­ чательные передачи - они шли в дневное время.) Неучастие в шумной телеви­ зионной тусовке добавило Баталову и зрительского уваже- Павлович Чехов жене из Ялты: «Я все там же и все тот же; ра­ ботаю, сажаю деревья...» Когда в 1959 году Иосиф Хейфиц снимал в Ялте «Даму с собачкой», старик-лодочник увидел в Баталове сходство с Чеховым Напрасно режиссер объяснял старику, что актер иг­ рает не Чехова, а чеховского героя Гурова. Старик упрямо повторял: «Точно Антон Павло­ вич, так же ногами загребает...» Кстати, Гурова тоже звали Дмитрий и даже Дмитрий Дми­ триевич. «...По образованию филолог, но служит в банке...» Зйакомая нам тёперк не”толь- ко по школьной программе ис­ тория... Пожалуй, сейчас цен­ ность черно-белой экранизо- ции Хейфица для нас куда бес­ спорнее, чем для зрителей на­ чала шестидесятых. Среди нас еще есть люди поздней чехов­ ской поры. Как удалось Хейфицу уга­ дать интеллигента Х!х века в молодом Баталове, игровшем до этого - и убедительно - ра­ бочих парней? После «Дамы с собачкой» чеховская интона­ ция, обаяние учтивости не ис­ чезли в Баталове с появлением новых ролей. Стало очевидно, что чеховское в этом актере - не наигранное, не часть амп­ луа, не ремесло, а суть его. Интеллигентность, внутрен­ ний свет, мягкость и серьезно­ сть... При появлении Баталова в кадре теряется ощущение придуманное™, все становится документальным, подлинным. Одним своим немногословным присутствием он выводит зри­ теля из условного мира кино. Возможно, именно эта способ­ ность помешала разнообра­ зию баталовских ролей. Даже режиссерам трудно было представить Баталова 'в роли мошенника или проходимца. Его человеческое обаяние и сложность душевной организа­ ции невозможно спрятать ни под каким гримом. Очевидно, поэтому в гораз­ до более полной мере, чем в кино, Баталов выразил себя на незримых подмостках радиоте­ атра. Радио не нуждается в масках. Голос творит образы из тонкой материи интонаций, па­ уз, вздохов... Помните, как все вздыхает в мультфильме «Ежик в тумане»; лошадь, листья, ту­ ман... И голос, который нам рассказывает о тревожных скитаниях бедного ежика, - и он вздыхающий. И это тоже работа Баталова. Откуда же в его голосе это ясная и степенная нота девят­ надцатого века, особенно при­ тягательная на фоне нынешней скороговорки и небрежности в эфире? Она - из детства, где домашними, родными людьми были для Алеши Баталова мха­ товские старики. Анне Андре­ евне Ахматовой он уступал свою маленькую комнату, ко­ гда она приезжала в Москву к его маме Нине Ольшевской. «За много лет, - вспоминает Баталов, - я так привык спра­ шивать у Анны Андреевны, что значит то и как было это, я так часто, следуя за ее неторопли- рассказом, оказывался в кругу старого Петербурга, в домах, в собраниях или просто на улицах среди припорошен­ ных снегом экипажей...» Он был симпа™чен и инте­ ресен Ахматовой. Когда в юности Алексей пробовал се­ бя в живописи, беря уроки у Фалька, Анна Андреевна предлагала ему написать ее портрет. Любила по-доброму шутить над актерской славой, жаловолась, что знакомые до­ нимают ее вопросом: «А над чем^ сейчас работает Бата- Вот открываю томик с пись­ мами Ахматовой, и сразу бро­ сается в глаза строчка; «...Я так и забыла спросить об этом у АлещйБаталова...» Это из пись- А еще надо вспомнить от­ рочество, которое пришлось на войну. Про эвакуацию, где, по точному выражению Ариад­ ны Эфрон, «людям свойствен­ но было становиться элитой». Казань, Свердловск, Уфа и, наконец, меленький башкир­ ский городок Бугульма. Четыр­ надцатилетним подростком, стриженым и худым, Алеша ра­ ботал в театре за нескольких взрослых. Сколачивал декора­ ции, топил печи в зрительном золе, заправлял керосином лампы, давал первый звонок, тряся ржавый колокольчик, а потом дома в холодных сенях курил махорку - <ггайно, но с достоинством». После всего этого невозмож­ но, как говорит сом Алексей Владимирович, «не уверовать в могущество и великое человече­ ское назначение театра...» Почти четверть века Бата­ лов преподает во ВГИКе, воз­ главляет кафедру актерского мастерства. Его взгляды на ак- т^ское ремесло, далеки от обычного в столице снобизма. В своих студентах он отмечает прежде всего не способности, пусть даже самые яркие, а их судьбу, выстраданный путь к любимой профессии. Баталов ценит долгий путь, дорогу в самом буквальном смысле и поэтому так внимателен к ре­ бятам, приехавшим издалека. Недавно на вопрос коррес­ пондента о том, не слишком ли много бездарных студентов во ВГИКе, профессор Боталов от­ ветил неожиданно резко; «Я вас огорчу. Я стою на совер­ шенно другой позиции, так как считаю, что учить надо всех, кто хочет учиться, и никогда не задавать этот вопрос». В русском языке есть поня­ тие «нравственный облик». За­ тертое в семидесятые годы пропагандой, а ныне почти за­ бытое понятие. Кажется, и де­ тям, и самим себе надо те­ перь объяснять, что разумел Х!л век под «нравственным об­ ликом». Можно говорить о судьбе, о внутренней красоте, отраженной в лице человека, о сумме поступков и страда­ нии... Но если быть кратким, то можно спросить: - А вы видели Алексея Бота- лово? Ну хотя бы в «Трех тол­ стяках» или «Звезде пленитель­ ного счастья»? Или вы слыша­ ли, как он по радио читает «Войну и мир»?.. Так знайте - все это и есть нравственный Дмитрий ШЕВАРОВ. УМЕЛЬЦЫ БЕРЕГИТЕСЬ, ДАЛЬНОБОЙЩИКИ! Министерство здравоохра­ нения Украины, обеспокоенное ростом специфических заболе­ ваний среди водителей-профес- сионалов, внесло предложение об обязательном наличии в ка­ ждой автоаптечке трех «изде­ лий номер два». Инициативу медиков поддержала и Госавто- инспекция республики. Сейчас определяется размер штрафа за такое серьезное нарушение Правил дорожного движения, каким будет считаться отсутст­ вие презервативов в аптечке. Константин СЕМИН. ОДИССЕЯ «СЕМЕНЫ» Многострадальный сирий­ ский балкер «Семена», ходив- ' ший под мальтийским флагом и севший полгода нозад во время шторма на мель в районе по­ селка Архипо-Осиповка Крас­ нодарского края, наконец-то снят с грунта и препровожден в Новороссийский порт. Все это время судно стояло покинутое, так как бывший вла­ делец получий^раховку4 один миллион долларов и тем’ самым утротил право на собствен­ ность. Предприимчи|ые жители поселка тем временёйизоложи- ли глаз на 185-метровый ко­ рабль водоизмещением более 27 тыс.тонн. Они всерьез обсу­ ждали создание на балкере са­ наторно-курортного комплекса. С переездом в Новороссий­ ский порт злополучная одиссея не закончилась. На балкер на­ ложен арест, и новый хозяин будет теперь ждать решения Арбитражного суда, без разре­ шения которого балкер в море не выйдет. Досталось от всей этой истории и... сантехникам поселка Архипо-Осиповка: суд­ но застряло как раз на глубо­ ководных коллекторах, которым теперь предстоит серьезный ре- Оксана ВОРОНКОВА. КРАСНОДАР. И НАШИ л ю д и М УЖ Е а В А п о л н ы Уже третий год трудится в сельхозпредприятии «Нива» са­ мый настоящий танк. Списан­ ная в воинской части и 1 ^плен- ная селянами грозная боевая машина при пахоте в несколько раз производительнее обычных тракторов. Необычную технику крестьяне охотно сдают в арен­ ду соседним хозяйствам. Юрий КИРИЛЛОВ. ТЕРНОПОЛЬ. , _ ХОД КОНЕМ? ПОДУМАЙТЕ ХОРОШЕНЬКО ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ «Мы е двумя подругами давно увлеклись лошадьми, ^йчас окончили школу и по­ думали: а что если открыть свой конно-спортивный клуб? Ведь на этом можно неплохо заработать!» Алена РЕМИЗОВА. Московская область. КОММЕНТАРИЙ «ДВ» Холстомер, Россинант, Изумруд, Гульсары - знако­ мые всем имена скакунов из литературной классики. Каза­ лось бы, так и оставшиеся все в прошлом, но... Только в Мо­ скве сегодня опять живут око­ ло 10 тысяч лошадей, есть пять крупных конно-спортив­ ных комплексов. В Сокоросе, Измайлово и на Центральном ипподроме занимаются конкуром и вы­ ездкой, на Планерной и в Битце - еще и троеборьем. Ассоциация драйвинга специ­ ализируется на скачках в эки­ пажах, запряженных парами, тройками, четв№ками цугом. Ассоциация любителей ахал­ текинских лошадей ежегодно ■собирает съезд и устраивает 30-километровый пробег вок­ руг Москвы. Практикуется конная охота с соколами и борзыми. Работают пони-клу­ бы для занятий детей с семи пет. Есть клубы, где катанием в седле лечат детей от цереб­ рального паралича. Есть ли­ цей, где верховая езда входит в учебную программу. Десяток магазинов продает амуницию для лошадей и всадников. По­ явились разветвленная сеть ветеринарной службы, масса частных конюшен. Все говорят о «лошадном буме». А можно ли на лошадях заработать? ...Лена Воронова отдала конному спорту семнадцать пет, доездилась до мастера спорта и... взялась за органи­ зацию клуба «Эквис». О т­ крыть собственное дело ре­ шила из жалости к лошадям. Группа энтузиастов-«лошад- ников» держала своих живот­ ных и на Центральном иппо­ дроме, и в Измайлово, и где- то еще. Удовольствие .'Оказа­ лось не по карману - до не­ скольких. сотен долларов в месяц за содержание одного животного (помещение, пита­ ние, уход). Как выходить из этого положения? Пришлось облазить Под­ московье, пока нашли забро­ шенную свиноферму невдале­ ке от конечной Станции мет­ ро. И но несколько месяцев ребята превратились в строи­ телей. Бывало на конюшне и ночевали. Но сделали! Здесь же, на территории, трениро­ вочный круг, на котором ве­ дутся занятия по верховой ез­ де с новичками. А рядом, за воротами, зеленый массив - йзлюбленное место конных прогулок. Первыми же постоянными обитателями будущего клуба стали Ред, Восторг - в миру Васька. Кстати, ономастика в коневодстве - целая наука: это вам не Мурки и Барсики или Полканы и Шарики. Лошади­ ное имя зависит от имен роди­ телей и более далеких пред­ ков. За плечами Реда и Васьки незаурядное спортивное про­ шлое. А теперь оказались на заслуженном отдыхе - но при деле. Мечта пенсионера; не трудная, но связанная с преж­ ней жизнью работа. Сейчас в «Эквисе» восем­ надцать голов, в том числе и несколько перспективных для ипподрома лошадей. Купить животное не так уж сложно: на конезаводах, в хозяйствах, на фермах сегодня достаточ­ но широкий выбор. Разброс цен тоже солидный. Лошадь стоит приблизительно по цене автомобиля: плохая - по- цене плохого, хорошая - хорошего. Ахалтекинцы Умара Джабра­ илова, например, тянут на са­ молет. А вот содержать ло­ шадь, тем более хорошую, дороже, чем автомобиль. Вообще подход к конному спорту как к выгодному Поме­ щению капитала вряд ли оп­ равдан, Это удовольствие весьма дорогое и рискован­ ное. О ценах на лошадей уже говорили; хорошая амуниция тоже на вес золота. Тем бо­ лее без помощи специалиста и его рекомендаций не обой­ тись. Качественные седло, уп­ ряжь, сапоги, шлемы и про­ чие атрибуты влетят в копееч­ ку. Серьезная расходная ста­ тья - корма, уход. В штате «Эквиса» около десяти чело­ век: берейторы, тренеры, ко­ нюхи. Ветеринарное обслу­ живание клуба осуществляет­ ся на официальной, централи­ зованной основе - прививки должны быть сделаны точно в В общем, затея, надо по­ нимать, у вас непростая. Ко­ нечно, любовь к лошадям и труд, как показывает пример «Эквиса», все перетрут. Но лучше уж сразу представить все проблемы заранее, чем подходить к делу легкомыс­ ленно. Отдуваться-то лоша­ дям придется! Андрей ВИНОГРАДОВ. МОСКВА. ТОЧКА НА КАРТЕ НЕТ>МИХАИЛЮРЬЕВИЧ; ВЫНЕПРАВЫ! НАШ КОРРЕСПОНДЕНТ ПОСВЯТИЛ СВОЙ ОТПУСК ОПРОВЕРЖЕНИЮ САМОГО ЛЕРМОНТОВА! И. КАЖЕТСЯ, ПРЕУСПЕЛ «Тамань - самый скверный городишко из всех приморских город­ ков России. Я там чуть- чуть не умер с голода...» М.Ю. Лермонтов. В Тамани э™ слово классика можно встретить на каждом шагу. Таманцы не на шутку го­ рдятся впечатлениями, получен­ ными великим поэтом от двух дней пребывания в -этих местах. Много ли изменилось с той по­ ры? За ответом я и отправился в воспетый Лермонтовым «го­ родишко». Скажу сразу, сейчас с «фа- терой» поэту было бы попроще. Ему не пришлось бы ютиться в небольшой хате на берегу мо­ ря. Ведь рядом с ней есть не­ большой «однозвездочный» отель на 22 койки, где всегда можно приткнуться. Причине наличия свободных мест про­ ста: дорого! По местным мер­ кам и 50 рублей в двухместном номере 30 сутки - очень уж кру­ то. Побывали бы вы, Михаил Юрьевич, этим летом в Анапе (рна совсем рядом). Что творится! Народу - тьма! В частной гостинице вам при­ шлось бы выложить все 150 целковых за ночь. И то; свет не включать, водой не пользовать­ ся. Приехали на мстое - туда и идите. «Фатера» в Тамани сто­ ит тридцатку. Впрочем, надо ли объяснять, что рубль в лермон­ товскую романтическую эпоху имел совсем иную цену. Зато сегодня объявления «Пущу от­ дыхающих» мелом на каждых вторых воротах. 6 эту сумму входит и вишне­ вое дерево или черешня, над которой вам придется усердно потрудиться. Пока ее не объе­ дите, хозяева домой вас не от­ пустят - такой здесь порядок, шефство называется. Если вы приехали во второй раз, вас примут как родственника, плата за проживание будет совсем символической. Теперь по поводу украден­ ной у поэта слепым мальчиком шашки с серебряной опровой. С тех пор в Тамани, говорят, была всего одна кража - утащили мешок овса. Местный Анискин по коровьим лепешкам хозяина коровы быстро вычис­ лил. Справедливость восторже­ ствовала, за овес заплатили. А вот шашку еще не нашли. Но ищут. А так в Тамани спокойно, не стреляют. Впрочем, у Лер­ монтова в романе контрабан­ дисты тоже не стреляли, а хоте­ ли автора чинно-благородно утопить в море. Но это к Теперь о, голоде. Преувели­ чивал Михаил Юрьевич, еще как преувеличивал. Чебуреки начинают здесь сниться на тре- ™ й день. Потом они стоят в глазах, при их виде начинаешь икать. Чебуреки просто повсю­ ду, всех размеров и форм. Но хочется чего-то жиденького. Единственная точка общепита на пляже закрыта и, кажется, наглухо. На ее стене красуется надпись - те же трепетные лер­ монтовские строки о голоде. В единственном в Тамани ресторане я был одинок. Ресто­ ранное меню начинается с того же лермонтовского напомина­ ния, что здесь можно и с голо­ ду умереть. За ними следуют шашлык из осетрины и бара­ булька (местный деликатес!). Неужто поэт тоже борщ искал? Ну Это ж надо, обмолвился че­ ловек, а все 130 лет эту нелов­ кую фразу ему поминают. Хорошо было Лермонтову; не понравилось, дал пинко сво­ ему казаку, развернулся и уе­ хал. А тут лежать надо,, заго­ рать: отпуск! На мой вопрос в местной администрации «Где поесть борща?» секретарша смотрела с недоумением. - У вас что было в школе по литературе? ВыЛермонтова чи- И она указала на стену, где все' те же, ставшие родными, лермонтовские строки. - Могу предложить вместо борща путевку «По грязевым вулканом Таманского полуост­ рова». Вулканов тридцать три. Грязи много. Хватит на всех. Путевка пешеходная. Думай- На четвертые сутки бес­ смертные слова поэта я все же опровергнул, совершив пеше­ ходный тур не по грязевым вул­ канам, а в ближайший винсов- хоз. Там оказалась столовая, а в ней комплексный обед за де­ сять рублей, а в нем роскош­ ный долгожданный борщ. В раз­ гар курортного сезона, на бе­ регу моря, в десяти минутах ходьбы от центрального пляжа! Так что поспешили, вы, Михаил Юрьевич, из Тамани. Надо бы­ ло не ундин разглядывать, а пройтись пешочком. Глядишь, и не родились бы эти глубоко не­ справедливые строчки про «скверный городишко». Но, с другой стороны, чем бы тогда таманцы туристов заманивали? Николай СМИРНОВ. ТАМАНЬ. Фото автора.' уж и скверный городишко... Учредитель и Издатель Агентство деловой ш ' Распространяется в качестве приложения к газетам; Генеральный директор Главный редактор Редакционный .совет; Ф.Сизый. В.Симонов. П.Вощонов, И.Елков, С.Зоворотный, В.Кочурин, Д.Кулик, М.Морозов, К.Сор Адрес редакции: 125880, ГСП, Москва, ул. «Правды», 24, 5-й этаж. Телефон/факс для справок: (095) 257-56-95, 257-59-17. Телефон/фокс отдела рекламы: (095) 257-58-46. Е-шаП: у(отис@асП.ги 9л./фахс (095) 257-53-46. ^ «Деловой вюрнию). Перепечатка без согласования «Трибуна», «Труд», «Рабочоя газета» (Украина), «Советская «Северныйрабочий» (Северодвинск), «Сс жизнь»Р'омбов), «РеспубликаТатарстан» на-Дону), «Рабочий край» (Иваново), «Л: __ _________ , .....,__________ г- .... . г ____ г - ,. _____ ,__________ ___ ,..... ...... _________ ____, __________________ „ __________ ,_____ .... ,___ __ ________ , «Челябинскийрабочий» (Челябинск), «Вечерняя Пермь» (Пермь), «Рабочийпуть» (Смоленск), «Костро»«:кие ведомости»(Кострома), «Вятский край»(Вятка), «Брянскийрабочий» (Брянск), «Кузбосо (Кемерово), «Алтайскаяправда»(Барнаул). Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство;» 398055, г. Липецк, ул.Московская, 83. Общий тираж3.022.880 экз. Цена - бесплатно. ь), «Восточно-Сибирская правда» (Р

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz