Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
15 июля 2000 г., № 136-137 (21264-21265) ЖИПЕЦКАЯ т1ж г а з е т а I' с Н А Д Е Ж Д О Й I И З Н А Ш Е Й П О Ч Т Ы РУКА,В которой ИОЯИТВЕНИК, НЕУДАРИТРЕБЕНКА. ! • • • По статистике, в семье совершается 30-40 процен товвсех тяжкихпреступлений. И первымижертвами ста новятсядети, женщины, инвалиды, все те, кто не в со стоянии себя защитить. Поражает, сколь часто родите ли проявляютзвериную жестокость кдетям. По данным МВД РФ, ежегодно под родной крышей избиваютоколо ^ ^ в у х миллионов сыновей и дочерей, 10 процентов из ^ ^ и х умирают отпобоев, две тысячи кончаютжизнь са моубийством, а пятьдесяттысячубегают из дома, спа саясь оттеррора... В чем причина такого поведения взрослых, или, вы ражаясь научнымязыком, какошякорни насилия в семье? Можно ли его предупредить? Поиску ответа на эти во просы было посвящено засе/щние «круглого стала», ор ганизованное по инициативе областного комитета по деламженщин, семьи и демографии. Свои суждения из- ложили педагоги, врачи, психологи, юристы, предста вители общественных и религиозных организаций. Сре ди них была и сегодняшняя собеседница корреспонден та«Очага» —доцент, завкафедрой педагогики и психо логии Липецкого института усовершенствования учите лей Татьяна ТУЧКОВА. — Часто приходится слы шать, что првшина всех бед — в экономических труднос тях я социальной незапщ- щенности семьи. Взрослые вынуждены много работать, чтобы прокормить себя и де тей. Как результат — уста лость, раздражительность, ^ ^ р в ны е срывы. Нередко в ^Малообеспеченных семьях дети воспринимаются как немой укор: мол, другие-то родители могут обеспечить своезяу сыну или дочери до стойную жизнь, а мы... Но немало и других примеров: семья вроде бы благополуч ная, в доме — достаток, а бессердечия и жестокости — через край. Значит, дело не в деньгах? И проблема воз никла не сегодня... —Думаю, насилие — это болезнь духа. Кто такой на сильник? Психологи пришли к выводу, что в большинстве случаев это человек, которо- му'приходилось самому ког да-то быть чьей-то жертвой. Пройдя «школу жестокос ти», он потом вымещает зло бу на других, компенсируя чувство ущербности. Давайте посмотрим на положение дел с точки зре ния православия. Духовность в православии понимается как жизнь в Боге. Человек создан по образу и подобию Божьему и наделен свобод ной волей. Человек сам огра ничивает свою свободу любо вью и страхом- в значении «стыд». Испытывает’нтзя-чу»- ■ стча. человей — р # , никогда не совершит зла и насилия. Помните: «Возлюби ближнего своего..»? Конечно, как говорил До стоевский, любить все чело- него таким, какой он есть, стараясь любовью и добром помочь ему исправиться. Вот исходная позиция и для раз мышлений, и для воспита ния. Если родители это при няли изначально, они будут воспитывать своих детей в любви, терпеливо объяснять, . что такое обидеть любимого человека. И не станут грубо навязывать свою волю, оста вят за ребенком право выбо ра по любви. То есть с одной стороны — свобода воли, а с другой — любовь как некий универсальный ограничитель зла. Вот на что и нужно бы опереться. Это и будет про филактикой насилия. И еще. По-моему, нельзя сосредота чиваться только на негативе, на самом насилии. Давайте почаще говорить о ненасилии и любви, бороться не «про тив», а «за», не констатиро вать зло, а искать силы для любви, уважения, терпимос ти. И находить в реалы мире людей, живущих этим законам. тями и грехами. Но когда православный человек видит ^ в ближнем образ Создателя, у осознает, что он — творенье Божье, то как он может не' любить его, причинять ему боль? Он будет любить ближ- ращаться за помощью тем же родителям? И как быть тем , кто им еет смутные представления о православ ной вере и традициях? —Первый шаг —это про светительская работа, к ко торой важно подключить и церковь, и семью, и школу, и СМИ, и заинтересованные учреждения. Ведь правосла- ч'-вие ““ это великая мудросты" ,,иОцаЩРВД?ляет характер вос питания,'отношения между людьми. Постигать ее нуж но медленно, вдумчиво, не превращая веру в нечто внешнее, чисто обрядовое. Все это еще и педагоги ческая задача. Если мы срав ним педагогику западную и русскую классическую, то обнаружим существенные различия. Первая направле на на воспитание всего лишь ви и уважения, следствием которых и должна быть тер пимость. Вдумайтесь: воспи тание любви любовью. Ведь Бог есть любовь. Сегодня мы постепенно приходим к пониманию это го. Возвращаемся к русским духовным и нравственным традициям. Так, у нас в ин ституте открылось отделение православной педагогики при кафедре педагогики и психо логии. Совместно со служи телями церкви, преподавате лями Воронежской духовной семинарии мы занимаемся с педагогами. А они уже потом ченикам и родите- шно интересны за нятия, когда православные понятия, принципы, тради ции проецируются на реалии жизни. Мы разбираем со сво ими слушателями философс кие концепции, например, взгляды мыслителей про шлого на то, что такое лю бовь. Она бывает нескольких типов — любовь-желание, «обладать», любовь-созерца ние и жертвенная любовь. Христианская любовь жер твенна и не своекорыстна, полностью исключает наси лие ... Ведь если человек стремится чем-то овладеть, насилие неизбежно. Вместе с тем, когда он понимает, что счастье и праведность — в любви жертвенной, то он и получает намного больше... Причем это отдгпот ему до бровольно. В семье, где ро дители целиком посвящают себя детям, друг другу, а дети — родителям, никогда не воцарится зло. Такой под ход полностью исключает насилие. Однако никакие кафедры и институты не заменят со бой церковь. И, прежде все го, родителям с детьми нуж но идти в церковь —молить ся, исповедоваться в грехах и после покаяния прича щаться. Здесь, безусловно, есть свои трудности. Ведь, что там говорить, многие от носятся к этому формально и считают себя православными только потому, что их крес тили. Чтобы постичь таинст во происходящего в церкви, понять смысл литургии, цер ковный язык, необходимы знания. Их как раз и можно получить в воскресных шко- 'лах при храмах, В учебных •заведения»,.гв?®ом числе и у нас. Мы занимаемся, в пер вую очередь, просветительс кой и воспитательной работой с педагогами, предлагаем ин формацию для размышле ния. И надеемся, что здоро вые силы общества откроют ся навстречу добру, что ро дители и дети выберут более праведный, чистый путь, где насилию просто не будет мес- 1В0СПИТАИТЕМАЛЬЧИКА,ВОСПТИАЙТЕДЕВОЧКУ... торскую программу воспита- стоятельным ответом. Конечно, порою т я,-. —— " ия минуту *^1^лтнИЖ, уютно ния ребенка. В основе ее — Автор программы предла- разобраться, что во ( Представим т и п а ' - Думаю, читатели со I мной согласятся: так про- Шисходит потому, что боль- ^ шинство родителей про- I сто не умеет воспитывать 3 своих детей. Их арсенал I примитивен: запрет, пря- I ник, наказание, опять за- I прет, опять окрик. Ниче- 1 му иному их просто не на- 3 учили. Правда, бывают исключения. Не так давно я познакомилась с удивитель ной женщиной и замечатель ной мамой —Людмилой Шап- тиной. Ей каким-то образом удается совмещать непро стую работу в психологичес кой службе «Диалог» с глав ной должностью женшцины. Она на редкость много зани мается со своим малышом. А еще Людмила составила ав ния ребенка. В основе е — личные наблюдения и опыт. Началось все с того, что, ра ботая в школе учителем ге ографии, она столкнулась с нежеланием детей учиться. Попыталась разобраться — откуда оно. Читала, размыш ляла и поняла: все дело... в возрасте ребят. Оказывается, с семилетним ребенком зани маться гораздо сложнее, не жели, скажем, с пятилетним. Чем он старше, тем больше развивается у него потреб ность все осмыслить самому, но при этом стремление к поз нанию, к получениюинформа ции ослабевает. Лучше всего обучать ребенка от рождения до пяти лет. Вспомните, сколько вопросов задает ма ленький человек, еще не до стигший школьного возраста! И как часто взрослые, сами того не ведая, заглушают его интерес, отмалчиваясь или не утруждая себя серьезным, об втор програ предла гает два направления в вос питании — активное и пас сивное. Оба помогут родите лям в полной мере развить способность своих детей, а в будущем избежать многих психологических проблем. Людмила верит, что у каж дого здорового ребенка с ро ждения заложены колоссаль ные возможности, причем по самым различным видам де ятельности. Только бы не упустить момент дать им им пульс! Большое значение имеет и участие родителей в делах и играх сына или до чери. А самое главное,— не нужно «подгонять» детей под себя, оценивать их взрос лыми мерками. Признайте: они другие. И, может быть, в чем-то даже лучше своих родителей. А воспитывая их на запретах и окриках, мамы и папы, не замечая того, уби вают их личность. Конечно, поро трудно разобраться, что во благо, а что во вред. И здесь не оценимую помощь окажут литература, музыка, ис кусство, чей образный мир доступен даже в самом ран нем возрасте. Безусловно, говоря об этом, Людмила не откры вает Америки. Но она пос таралась, чтобы ее про грамма стала подспорьем мамам и папам, была яс ной, понятной, подкреп ленной Жизненным опы том и практикой. Пока что она существует в един ственном рукописном ва рианте, постоянно допол няемом новыми наблюде ниями и сведениями. Но очень хотелось бы сделать ее доступной многим ро дителям, мечтающим, что бы их ребенок рос добрым, умным, любознательным. Юлия РАМАЗАНОВА, студентка ЛГПИ. Елена ТАРАВКОВА. Дорогие читатели! Этот выпуск «Очага» цели- ’‘кот 1 юеши!!ржпроб 1 лёме взаимоотношешйроди^ ге л е й и дет ей :‘Авторы публикаций — йвдагса-п,' психологи, учащаяся молодежь и вы, наши под писчики, постарались затронуть широкий круг во просов . Например, чему и как учить ребенка ? В какое русло направлять воспитательный проце с с? И какими должны быть, прежде в сего , сами р о дители? Мы понимаем, что многое и з того, что вас в этом отношении волнует, тревожит, а может быть, наоборот, обнадеживает и радует, осталось за пределами этой страницы. Но надеемся , что с вашей помощью этотра з говор будет обязательно продолжен. Ж урн ал и сты «ЛГ». ДУХОВНОЕ АКУШЕРСТВО М Н Е Н И Е , Не нужно обладать особой прозорливостью, ч бы назвать наше время смутным. Смута царит не толв- . кб вобществе, но и в душах людей. В детских, на мой взгляд, особенно. . Учиться молодое поколение давно не хочет (не видит необходимости), что с успехом и демонстри рует каждый час, каждую минуту... «Модным» стало вовсе не слушать учителей: 8 начальной школе де- ‘*й 8 ЧкИ*'начинают кури1ь. НеКаторвIВ^«4НI^”и*не«уанав^ «•чем закончилась романтическая история Наташи Ро стовой и князя Болконского и какие законьГ открыл Ньютон, корчатся от боли, рожая ребенка от мальчи ка Икс... Это наши с вами дети. Вместе с тем именно им в будущем писать новые законы, им платить нам пенсии, им защищать от не годяев случайного прохожего. Им вместе с нами ра ботать и жить на заработанное. Но не спешите винить во всем учителей. Они ли, бедные, (в прямом и переносном смысле), не стара ются привить тягу к знаниям, научить, воспитать че ловека, когда остальным не до того? В том числе и родителям. Хотя никто, кроме любя 1 цих мамы и папы, не знает лучше своего ребенка и может повлиять на Говорят, внимательно посмотрев на детей, сможем увидеть нашебу;------ * '----------------- его. Но начать нужно с се Мы в силах изменить ...Мы уже привыкли к недоумению мам и пап, когда они слышат от нас, что детей надо не просто хвалить, а хвалить час то, преувеличенно и да леко не всегда за дело. — Но мы читали и слышали совсем другое! —возражают они. — А вы попробуйте, — говорим мы. — Поп робуйте и увидите сами. Действительно, обще принятая точка зрен] 1 Я сводится к тому, что час то хвалить не следует, преувеличенно — тем более, а уж на пустом месте — это и вовсе нон сенс. Зато считается вполне педагогичным как можно чаще указы вать ребенку на его не достатки, дурные при вычки, неудачи. Конеч но, с благой целью (кто спорит?), чтобы он испра вил недостатки, избавил ся от дурных привычек. А теперь постарай тесь вспомнить: вам, взрослым людям, хочет ся исправиться, когда вам, пусть даже справед ливо, указывают на ваши дурные свойства? Или, может, вам скорее хочет ся соответствовать не очень справедливой, но похвале? При этом нико му не придет в голову отрицать, что женщина чахнет, меркнет, увяда ет без комплиментов. А умная жена никогда не забудет и наедине, и на людях лишний раз пох валить своего далеко не идеального мужа за его золотые руки, светлую голову или невиданную храбрость. Глупая же будет, как попугай, твер дить с утра до ночи о его бездарности и лени, а потом удивляться, что он запил, ходит на сторону или вообще ушел из I I П О С О Б И Е д л я « Т Р У Д Н Ы Х » Р О Д И Т Е Л Е Й Щ э-нибудь слышали про духовное акушерст во? В его основе —идея о возрождении духа. Слово "акушерство" не обязательно связывать с физиологи ческим процессом родов. Духовное акушерство—это, прежде всего, рождение д ^ . Его последователи по могают людям разобраться в себе, найти причины, вызывающие раздражение в других людях, в самом себе. Они помогают человеку измениться для того. Вы можете возразить, что сейчас не время для романтиков и филантропов. Но ёслй'кщ|Щый'бтанет чуточку добрее, внимательнее к другому, то в ответ тоже гюлучит внимание и уважение. Это же так оче видно! Наше поколение, конечно, разуверилось в лучших идеях, но как бы то ни было неизменной ценностью остается любовь. Мы пришли в этот мир от любви, ею и спасемся. Потому что именно любовь может сохра нить мир в семье и стране. С любовью начатое дело обречено на урпех. Так давайте распространять не агрессию, которая является непроизвольной реакцией на изменения в обществе, а любовь, чтобы достичь ж^елаемого. Лю бить то место, где рожден и живешь. Так, чтобы не было стыдно за себя и за будущее детей. Юлия ЧУМАКОВА. Ж И Т Е Й С К И Е И С Т О Р И И АВРЫ В КРЕДИТ Если вы желаете добра своему ребенку, помогите ему построить защитную мас ку. Пусть она будет из до бротных материалов — из его достоинств. Иначе он эту маску слепит сам, и уж тогда не взыщи- / '' те, если она будет / из чего попало. Например, при родную застен чивость он за биться (чему вы его можете научить, го воря, что у него краси- очарователь- ные ямочки на щеках и т. п .). Защит ную маску ни в коем случае не надо путать с мас кой лицемерия, ь конце концов все люди носят те или иные маски. Начиная с косметики, кото рая призвана подчеркивать природные достоинства лица и скрывать природные недо статки. И кончая социальны ми ролями и играми, в кото рые вовлечено все человечес- В своей работе мы уже не раз стал кивались с тем, что самые сложные дети внешне кажутся на иболее благополуч ными, и нам прихо дится долго гадать, где же собака зарыта. Такие дети, как прави ло, вырабатывают, не дождавшись ум ной помощи от р о д и т е л е й , свою патоло- форму за щиты, и уже приро сшую к их коже маску г о р а з д о труднее за менить на другую— украша ющую, а не деформи рующую личность. Поняв особенности пси хофизической конституции ребенка, подчеркивайте в нем его реальные достоинства! А то иногда дело доходит до аб сурда. Мама Володи Т., маль чика, который все свободное время тратил на чтение (меч та стольких родителей!), ин тересовался историей, фило софией и даже богословием, говорила о его увлечениях с презрительной усмешкой, считая их чепухой и дурью. И, напротив, требовала, что бы мальчик все свободное время посвящал алгебре, ко торую он ненавидел. Мама была программистом, и у нее не укладывалось в голове, как это ее сын не в состоя нии решить несложную ал гебраическую задачу. В ре зультате у мальчика развил ся целый комплекс невроти ческих реакций. Он, от при роды добродушный и крот кий, страдал вспышками аг рессии, грубил, ломал пред меты, ненавидел окружаю щих, скандалил с домашни ми и даже поговаривал о са моубийстве. Алгебры он, ес тественно, так и не осилил. На занятиях мы, конечно же, в первую очередь обра тили внимание детей и роди телей (и прежде всего Воло диной мамы!) на его филоло гические способности. Мы восхищались его не по годам обширными философскими знаниями. Часто при всех спрашивали его мнение по тому или иному гуманитар ному вопросу. И даже проси ли принести почитать книги, которые мы якобы без его помощи никогда бы не доста ли. Сначала он, привыкший, что его именно за это прези рают, реагировал на наши похвалы подозрительно, на стороженно, почти враждеб но. Постепенно нам удалось завоевать его доверие, и мальчик на глазах стал пре ображаться. А уж когда Во лодина мама, вняв нашим уговорам, заявила ему, что без алгебры вполне можно прожить и не стоит так на прягаться, реакция мальчи ка была на первый взгляд парадоксальной: он сел и са мостоятельно решил задачу, над которой они с мамой би лись два дня! Снялось напря жение, исчез невротический страх неудачи, и выясни лось, что Володя хоть и не Лобачевский, но школьная алгебра ему вполне доступ- И тут мы подходим к са мому, пожалуй, сложному аспекту этой статьи. Дело в том, что Карамзиным и Кан том Володя тоже не был. Его безусловные гуманитарные интересы не носили яркого творческого характера. И наши похвалы были не про сто преувеличенными, а крайне преувеличенными. Мы совсем не уверены, что в будущем он станет филоло гом или историком. Но мы убеждены, что человеку очень полезно «выдавать лав ры в кредит». Это все равно как машину сначала надо хорошенько заправить бензи ном, а потом пускаться в путь. Так не жалейте «бен зина», расточая ребенку пох валы! Без этого горючего он далеко не уедет. Ну, хорошо, в случае с Во лодей еще было за что уце питься. Но хвалить на пус том месте?! Это, казалось бы, сущий вздор! Да, иногда вздор, а иногда остроумный педагогический прием. Вот, например, ваш сын — трус. Больше всего он боится хо дить по темным улицам. Ска зать ему, что он — храбрец? Уж больно неправдоподобно, не поверит. Но если мама идет со своим сыном по тем ной улице, крепко держа его за руку, и при этом говорит: «Ты знаешь, когда я с тобой, я ничего не боюсь», — есть надежда на благие переме ны. Конечно, это не един ственное, что надо делать в таких случаях, но в том чис ле и это очень полезно! По жалуй, тут мы решимся на помнить не совсем прилич ный анекдот. Рассеянный космонавт забыл свои позыв ные и сигнализирует об этом в центр управления полета- — Земля! Земля! Кто я? Земля? Земля? Кто я? А ему отвечают: —Дурак! Ты — «Сокол»! Наверное, лучше не сфор мулируешь наш воспита- ! тельный принцип. Это не р значит, что ребенка нуж- * но только хвалить н коем случае не нужно де- I лать замечаний. Обяза- | тельно нужно, без этого | тоже нет воспитания. Но р важны дозировка и форма. \ Можно сказать: I —Ай-ай-ай, какой ты | неряха! Опять разбросал р игрушки. А можно и по-другому: ! — Какой же ты пре- ! красный дворец построил' Как настоящий архитек- г тор! Вот если ты еще кон- ; структор соберешь в ко- 1 робку — я буду счастли Помните: в слове за- Ш ключается не только ин формативный и не только ^ эмоциональный смысл ^ Слово обладает магичес ^ кой силой. Оно творит ту I или иную реальность. Об- | щеизвестен пример: за- | гипнотизированному гово- | рят, что дотронутся сеи- I час до его спины раскален ^ ным железом, а дотраги- 8 ваются пальцем. Но на его I коже выскакивает ^ волдырь, как от сил 1 ного I ожога. Влияние родителей I на ребенка вполне сопос- I тавимо с властью гипноти | зера. Ребенка же, в свою р очередь, можно сравнить й с домом, в котором много I много окон. Какое своист Г во будешь выкликать — такое и выглянет. Стараи ) тесь почаще выкликать доброе и не будите лиш ними криками дурное! «Не буди лиха, пока лихо 5 , спит». р (Продолжение | следует.) Елены Б первое слово, ебенком . Самый близкий и родной Мать — это / сказанное р ( человек, который поможет, заступится, не даст пасть духом . А как назвать туженщину, которая за малейшее неповиновение или непослушание готова сделать свою дочь инвалидом на всю жизнь? Детство Маши прошло в глухой деревушке, в 130 ки лометрах от областного цен тра. Никогда в ее старом по- луразвалившемся доме не было игрушек, сладостей, телевизор и тот она впервые увидела в десять лет. Каж дое утро начиналось с выго на коров на пастбище, чист ки свинарника, кормежки кур и прочих забот. А потом приходилось топать в школу, преодолевая расстояние в четыре километра. Особенно тяжело было зимой, когда пушистый снег укладывался в огромные сугробы высотой по пояс. Пробирайся среди них как хочешь! С наступлением тепла — новые «сюрпризы». Деревян ный мостик, через который пролегала дорога в школу, во время разлива полностью уходил йод воду. В такие дни деревушка казалась отрезан ной от всего мира. А весен ние каникулы вместо по ложенных семи дней иногда длились больше месяца. Но была беда и посерьез нее: девочка всегда плохо разговаривала, невнятно, из- за полипов, образовавшихся в носу. Сделали операцию — результат нулевой. Болезнь, семейные проблемы — вот они, причины, по которым она несколько раз оставалась на второй год в одном и том же классе. Сейчас ее ровес ники заканчивают девятый, Маша все еще в шестом... Единственный, кто любил Машу, это отец. Бывало, по садит ее впереди себя на ло шадь и скачут они по доро ге, оставляя за собой столб пыли. Остановятся в поле или у реки и смотрят, как заходит солнце... Но нежданно-негаданно отца не стало. Прошлой зи мой ехал с товарищем по ле дяной глади на санях и про валился в проталину. Ссаня ми и лошадью так под лед и ушел. Подмога не успела. Подводное течение унесло тело в неизвестном направле нии. Водолазы ныряли, но не нашли. Только в конце мар та, когда лед тронулся, тело прибило к берегу. Вдова недолго горевала и уже через несколько месяцев привела в дом другого муж чину. Вот тогда и начались «золотые денечки». Надо было новому любимому уго дить. Когда тут о детях ду мать? Все хозяйство бросила на них. Старший брат, в свою очередь, — на Машу. Ему тоже некогда — все дни с друзьями на улице пропадал. ...В то утро мать застави ла Машу идти вместо нее на работу—дойку коров. Девоч ка воспротивилась. Недолго думая, мамаша начала ее бить: по лицу, груди, боль ной, дважды ломаной руке. В итоге —больничная койка и диагноз «нервный пара- Поеле длительного лече ния Машу выписали. Но ни что не проходит бесследно. Ее и так невнятная речь ста ла еще хуже, частенько бо лит и дергается голова. Как и прежде, мать заставляет*ее работать по дому, часто пок рикивает: «Дура, и зачем я тебя только на свет родила!» Этим летом родственники из Липецка решили забрать Машу из этого ада. Пусть поживет нормальной челове ческой жизнью. Увидит, что такое людская доброта, лас ка, попробует, что такое мо роженое. Но только отдаст ли ее мать? Терять батрачку ей вряд ли захочется... Елизавета ЕЛЕНИНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz