Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

15 июля 2000 г., № 136-137 (21264-21265) ЖИПЕЦКАЯ т1ж г а з е т а I' с Н А Д Е Ж Д О Й I И З Н А Ш Е Й П О Ч Т Ы РУКА,В которой ИОЯИТВЕНИК, НЕУДАРИТРЕБЕНКА. ! • • • По статистике, в семье совершается 30-40 процен­ товвсех тяжкихпреступлений. И первымижертвами ста­ новятсядети, женщины, инвалиды, все те, кто не в со ­ стоянии себя защитить. Поражает, сколь часто родите­ ли проявляютзвериную жестокость кдетям. По данным МВД РФ, ежегодно под родной крышей избиваютоколо ^ ^ в у х миллионов сыновей и дочерей, 10 процентов из ^ ^ и х умирают отпобоев, две тысячи кончаютжизнь са­ моубийством, а пятьдесяттысячубегают из дома, спа­ саясь оттеррора... В чем причина такого поведения взрослых, или, вы­ ражаясь научнымязыком, какошякорни насилия в семье? Можно ли его предупредить? Поиску ответа на эти во­ просы было посвящено засе/щние «круглого стала», ор­ ганизованное по инициативе областного комитета по деламженщин, семьи и демографии. Свои суждения из- ложили педагоги, врачи, психологи, юристы, предста­ вители общественных и религиозных организаций. Сре­ ди них была и сегодняшняя собеседница корреспонден­ та«Очага» —доцент, завкафедрой педагогики и психо­ логии Липецкого института усовершенствования учите­ лей Татьяна ТУЧКОВА. — Часто приходится слы­ шать, что првшина всех бед — в экономических труднос­ тях я социальной незапщ- щенности семьи. Взрослые вынуждены много работать, чтобы прокормить себя и де­ тей. Как результат — уста­ лость, раздражительность, ^ ^ р в ны е срывы. Нередко в ^Малообеспеченных семьях дети воспринимаются как немой укор: мол, другие-то родители могут обеспечить своезяу сыну или дочери до­ стойную жизнь, а мы... Но немало и других примеров: семья вроде бы благополуч­ ная, в доме — достаток, а бессердечия и жестокости — через край. Значит, дело не в деньгах? И проблема воз­ никла не сегодня... —Думаю, насилие — это болезнь духа. Кто такой на­ сильник? Психологи пришли к выводу, что в большинстве случаев это человек, которо- му'приходилось самому ког­ да-то быть чьей-то жертвой. Пройдя «школу жестокос­ ти», он потом вымещает зло­ бу на других, компенсируя чувство ущербности. Давайте посмотрим на положение дел с точки зре­ ния православия. Духовность в православии понимается как жизнь в Боге. Человек создан по образу и подобию Божьему и наделен свобод­ ной волей. Человек сам огра­ ничивает свою свободу любо­ вью и страхом- в значении «стыд». Испытывает’нтзя-чу»- ■ стча. человей — р # , никогда не совершит зла и насилия. Помните: «Возлюби ближнего своего..»? Конечно, как говорил До­ стоевский, любить все чело- него таким, какой он есть, стараясь любовью и добром помочь ему исправиться. Вот исходная позиция и для раз­ мышлений, и для воспита­ ния. Если родители это при­ няли изначально, они будут воспитывать своих детей в любви, терпеливо объяснять, . что такое обидеть любимого человека. И не станут грубо навязывать свою волю, оста­ вят за ребенком право выбо­ ра по любви. То есть с одной стороны — свобода воли, а с другой — любовь как некий универсальный ограничитель зла. Вот на что и нужно бы опереться. Это и будет про­ филактикой насилия. И еще. По-моему, нельзя сосредота­ чиваться только на негативе, на самом насилии. Давайте почаще говорить о ненасилии и любви, бороться не «про­ тив», а «за», не констатиро­ вать зло, а искать силы для любви, уважения, терпимос­ ти. И находить в реалы мире людей, живущих этим законам. тями и грехами. Но когда православный человек видит ^ в ближнем образ Создателя, у осознает, что он — творенье Божье, то как он может не' любить его, причинять ему боль? Он будет любить ближ- ращаться за помощью тем же родителям? И как быть тем , кто им еет смутные представления о православ­ ной вере и традициях? —Первый шаг —это про­ светительская работа, к ко­ торой важно подключить и церковь, и семью, и школу, и СМИ, и заинтересованные учреждения. Ведь правосла- ч'-вие ““ это великая мудросты" ,,иОцаЩРВД?ляет характер вос­ питания,'отношения между людьми. Постигать ее нуж­ но медленно, вдумчиво, не превращая веру в нечто внешнее, чисто обрядовое. Все это еще и педагоги­ ческая задача. Если мы срав­ ним педагогику западную и русскую классическую, то обнаружим существенные различия. Первая направле­ на на воспитание всего лишь ви и уважения, следствием которых и должна быть тер­ пимость. Вдумайтесь: воспи­ тание любви любовью. Ведь Бог есть любовь. Сегодня мы постепенно приходим к пониманию это­ го. Возвращаемся к русским духовным и нравственным традициям. Так, у нас в ин­ ституте открылось отделение православной педагогики при кафедре педагогики и психо­ логии. Совместно со служи­ телями церкви, преподавате­ лями Воронежской духовной семинарии мы занимаемся с педагогами. А они уже потом ченикам и родите- шно интересны за­ нятия, когда православные понятия, принципы, тради­ ции проецируются на реалии жизни. Мы разбираем со сво­ ими слушателями философс­ кие концепции, например, взгляды мыслителей про­ шлого на то, что такое лю­ бовь. Она бывает нескольких типов — любовь-желание, «обладать», любовь-созерца­ ние и жертвенная любовь. Христианская любовь жер­ твенна и не своекорыстна, полностью исключает наси­ лие ... Ведь если человек стремится чем-то овладеть, насилие неизбежно. Вместе с тем, когда он понимает, что счастье и праведность — в любви жертвенной, то он и получает намного больше... Причем это отдгпот ему до­ бровольно. В семье, где ро­ дители целиком посвящают себя детям, друг другу, а дети — родителям, никогда не воцарится зло. Такой под­ ход полностью исключает насилие. Однако никакие кафедры и институты не заменят со­ бой церковь. И, прежде все­ го, родителям с детьми нуж­ но идти в церковь —молить­ ся, исповедоваться в грехах и после покаяния прича­ щаться. Здесь, безусловно, есть свои трудности. Ведь, что там говорить, многие от­ носятся к этому формально и считают себя православными только потому, что их крес­ тили. Чтобы постичь таинст­ во происходящего в церкви, понять смысл литургии, цер­ ковный язык, необходимы знания. Их как раз и можно получить в воскресных шко- 'лах при храмах, В учебных •заведения»,.гв?®ом числе и у нас. Мы занимаемся, в пер­ вую очередь, просветительс­ кой и воспитательной работой с педагогами, предлагаем ин­ формацию для размышле­ ния. И надеемся, что здоро­ вые силы общества откроют­ ся навстречу добру, что ро­ дители и дети выберут более праведный, чистый путь, где насилию просто не будет мес- 1В0СПИТАИТЕМАЛЬЧИКА,ВОСПТИАЙТЕДЕВОЧКУ... торскую программу воспита- стоятельным ответом. Конечно, порою т я,-. —— " ия минуту *^1^лтнИЖ, уютно ния ребенка. В основе ее — Автор программы предла- разобраться, что во ( Представим т и п а ' - Думаю, читатели со I мной согласятся: так про- Шисходит потому, что боль- ^ шинство родителей про- I сто не умеет воспитывать 3 своих детей. Их арсенал I примитивен: запрет, пря- I ник, наказание, опять за- I прет, опять окрик. Ниче- 1 му иному их просто не на- 3 учили. Правда, бывают исключения. Не так давно я познакомилась с удивитель­ ной женщиной и замечатель­ ной мамой —Людмилой Шап- тиной. Ей каким-то образом удается совмещать непро­ стую работу в психологичес­ кой службе «Диалог» с глав­ ной должностью женшцины. Она на редкость много зани­ мается со своим малышом. А еще Людмила составила ав­ ­ ния ребенка. В основе е — личные наблюдения и опыт. Началось все с того, что, ра­ ботая в школе учителем ге­ ографии, она столкнулась с нежеланием детей учиться. Попыталась разобраться — откуда оно. Читала, размыш­ ляла и поняла: все дело... в возрасте ребят. Оказывается, с семилетним ребенком зани­ маться гораздо сложнее, не­ жели, скажем, с пятилетним. Чем он старше, тем больше развивается у него потреб­ ность все осмыслить самому, но при этом стремление к поз­ нанию, к получениюинформа­ ции ослабевает. Лучше всего обучать ребенка от рождения до пяти лет. Вспомните, сколько вопросов задает ма­ ленький человек, еще не до­ стигший школьного возраста! И как часто взрослые, сами того не ведая, заглушают его интерес, отмалчиваясь или не утруждая себя серьезным, об­ втор програ предла­ гает два направления в вос­ питании — активное и пас­ сивное. Оба помогут родите­ лям в полной мере развить способность своих детей, а в будущем избежать многих психологических проблем. Людмила верит, что у каж­ дого здорового ребенка с ро­ ждения заложены колоссаль­ ные возможности, причем по самым различным видам де­ ятельности. Только бы не упустить момент дать им им­ пульс! Большое значение имеет и участие родителей в делах и играх сына или до­ чери. А самое главное,— не нужно «подгонять» детей под себя, оценивать их взрос­ лыми мерками. Признайте: они другие. И, может быть, в чем-то даже лучше своих родителей. А воспитывая их на запретах и окриках, мамы и папы, не замечая того, уби­ вают их личность. Конечно, поро трудно разобраться, что во благо, а что во вред. И здесь не­ оценимую помощь окажут литература, музыка, ис­ кусство, чей образный мир доступен даже в самом ран­ нем возрасте. Безусловно, говоря об этом, Людмила не откры­ вает Америки. Но она пос­ таралась, чтобы ее про­ грамма стала подспорьем мамам и папам, была яс­ ной, понятной, подкреп­ ленной Жизненным опы­ том и практикой. Пока что она существует в един­ ственном рукописном ва­ рианте, постоянно допол­ няемом новыми наблюде­ ниями и сведениями. Но очень хотелось бы сделать ее доступной многим ро­ дителям, мечтающим, что­ бы их ребенок рос добрым, умным, любознательным. Юлия РАМАЗАНОВА, студентка ЛГПИ. Елена ТАРАВКОВА. Дорогие читатели! Этот выпуск «Очага» цели- ’‘кот 1 юеши!!ржпроб 1 лёме взаимоотношешйроди^ ге л е й и дет ей :‘Авторы публикаций — йвдагса-п,' психологи, учащаяся молодежь и вы, наши под ­ писчики, постарались затронуть широкий круг во ­ просов . Например, чему и как учить ребенка ? В какое русло направлять воспитательный проце с с? И какими должны быть, прежде в сего , сами р о ­ дители? Мы понимаем, что многое и з того, что вас в этом отношении волнует, тревожит, а может быть, наоборот, обнадеживает и радует, осталось за пределами этой страницы. Но надеемся , что с вашей помощью этотра з ­ говор будет обязательно продолжен. Ж урн ал и сты «ЛГ». ДУХОВНОЕ АКУШЕРСТВО М Н Е Н И Е , Не нужно обладать особой прозорливостью, ч бы назвать наше время смутным. Смута царит не толв- . кб вобществе, но и в душах людей. В детских, на мой взгляд, особенно. . Учиться молодое поколение давно не хочет (не видит необходимости), что с успехом и демонстри­ рует каждый час, каждую минуту... «Модным» стало вовсе не слушать учителей: 8 начальной школе де- ‘*й 8 ЧкИ*'начинают кури1ь. НеКаторвIВ^«4НI^”и*не«уанав^ «•чем закончилась романтическая история Наташи Ро­ стовой и князя Болконского и какие законьГ открыл Ньютон, корчатся от боли, рожая ребенка от мальчи­ ка Икс... Это наши с вами дети. Вместе с тем именно им в будущем писать новые законы, им платить нам пенсии, им защищать от не­ годяев случайного прохожего. Им вместе с нами ра­ ботать и жить на заработанное. Но не спешите винить во всем учителей. Они ли, бедные, (в прямом и переносном смысле), не стара­ ются привить тягу к знаниям, научить, воспитать че­ ловека, когда остальным не до того? В том числе и родителям. Хотя никто, кроме любя 1 цих мамы и папы, не знает лучше своего ребенка и может повлиять на Говорят, внимательно посмотрев на детей, сможем увидеть нашебу;------ * '----------------- его. Но начать нужно с се Мы в силах изменить ...Мы уже привыкли к недоумению мам и пап, когда они слышат от нас, что детей надо не просто хвалить, а хвалить час­ то, преувеличенно и да­ леко не всегда за дело. — Но мы читали и слышали совсем другое! —возражают они. — А вы попробуйте, — говорим мы. — Поп­ робуйте и увидите сами. Действительно, обще­ принятая точка зрен] 1 Я сводится к тому, что час­ то хвалить не следует, преувеличенно — тем более, а уж на пустом месте — это и вовсе нон­ сенс. Зато считается вполне педагогичным как можно чаще указы­ вать ребенку на его не­ достатки, дурные при­ вычки, неудачи. Конеч­ но, с благой целью (кто спорит?), чтобы он испра­ вил недостатки, избавил­ ся от дурных привычек. А теперь постарай­ тесь вспомнить: вам, взрослым людям, хочет­ ся исправиться, когда вам, пусть даже справед­ ливо, указывают на ваши дурные свойства? Или, может, вам скорее хочет­ ся соответствовать не очень справедливой, но похвале? При этом нико­ му не придет в голову отрицать, что женщина чахнет, меркнет, увяда­ ет без комплиментов. А умная жена никогда не забудет и наедине, и на людях лишний раз пох­ валить своего далеко не идеального мужа за его золотые руки, светлую голову или невиданную храбрость. Глупая же будет, как попугай, твер­ дить с утра до ночи о его бездарности и лени, а потом удивляться, что он запил, ходит на сторону или вообще ушел из I I П О С О Б И Е д л я « Т Р У Д Н Ы Х » Р О Д И Т Е Л Е Й Щ э-нибудь слышали про духовное акушерст­ во? В его основе —идея о возрождении духа. Слово "акушерство" не обязательно связывать с физиологи­ ческим процессом родов. Духовное акушерство—это, прежде всего, рождение д ^ . Его последователи по­ могают людям разобраться в себе, найти причины, вызывающие раздражение в других людях, в самом себе. Они помогают человеку измениться для того. Вы можете возразить, что сейчас не время для романтиков и филантропов. Но ёслй'кщ|Щый'бтанет чуточку добрее, внимательнее к другому, то в ответ тоже гюлучит внимание и уважение. Это же так оче­ видно! Наше поколение, конечно, разуверилось в лучших идеях, но как бы то ни было неизменной ценностью остается любовь. Мы пришли в этот мир от любви, ею и спасемся. Потому что именно любовь может сохра­ нить мир в семье и стране. С любовью начатое дело обречено на урпех. Так давайте распространять не агрессию, которая является непроизвольной реакцией на изменения в обществе, а любовь, чтобы достичь ж^елаемого. Лю­ бить то место, где рожден и живешь. Так, чтобы не было стыдно за себя и за будущее детей. Юлия ЧУМАКОВА. Ж И Т Е Й С К И Е И С Т О Р И И АВРЫ В КРЕДИТ Если вы желаете добра своему ребенку, помогите ему построить защитную мас­ ку. Пусть она будет из до­ бротных материалов — из его достоинств. Иначе он эту маску слепит сам, и уж тогда не взыщи- / '' те, если она будет / из чего попало. Например, при­ родную застен­ чивость он за­ биться (чему вы его можете научить, го­ воря, что у него краси- очарователь- ные ямочки на щеках и т. п .). Защит­ ную маску ни в коем случае не надо путать с мас­ кой лицемерия, ь конце концов все люди носят те или иные маски. Начиная с косметики, кото­ рая призвана подчеркивать природные достоинства лица и скрывать природные недо­ статки. И кончая социальны­ ми ролями и играми, в кото­ рые вовлечено все человечес- В своей работе мы уже не раз стал­ кивались с тем, что самые сложные дети внешне кажутся на­ иболее благополуч­ ными, и нам прихо­ дится долго гадать, где же собака зарыта. Такие дети, как прави­ ло, вырабатывают, не дождавшись ум­ ной помощи от р о д и т е л е й , свою патоло- форму за­ щиты, и уже приро­ сшую к их коже маску г о р а з д о труднее за­ менить на другую— украша­ ющую, а не деформи­ рующую личность. Поняв особенности пси­ хофизической конституции ребенка, подчеркивайте в нем его реальные достоинства! А то иногда дело доходит до аб­ сурда. Мама Володи Т., маль­ чика, который все свободное время тратил на чтение (меч­ та стольких родителей!), ин­ тересовался историей, фило­ софией и даже богословием, говорила о его увлечениях с презрительной усмешкой, считая их чепухой и дурью. И, напротив, требовала, что­ бы мальчик все свободное время посвящал алгебре, ко­ торую он ненавидел. Мама была программистом, и у нее не укладывалось в голове, как это ее сын не в состоя­ нии решить несложную ал­ гебраическую задачу. В ре­ зультате у мальчика развил­ ся целый комплекс невроти­ ческих реакций. Он, от при­ роды добродушный и крот кий, страдал вспышками аг рессии, грубил, ломал пред меты, ненавидел окружаю щих, скандалил с домашни ми и даже поговаривал о са моубийстве. Алгебры он, ес тественно, так и не осилил. На занятиях мы, конечно же, в первую очередь обра­ тили внимание детей и роди­ телей (и прежде всего Воло­ диной мамы!) на его филоло­ гические способности. Мы восхищались его не по годам обширными философскими знаниями. Часто при всех спрашивали его мнение по тому или иному гуманитар­ ному вопросу. И даже проси­ ли принести почитать книги, которые мы якобы без его помощи никогда бы не доста­ ли. Сначала он, привыкший, что его именно за это прези­ рают, реагировал на наши похвалы подозрительно, на­ стороженно, почти враждеб­ но. Постепенно нам удалось завоевать его доверие, и мальчик на глазах стал пре­ ображаться. А уж когда Во­ лодина мама, вняв нашим уговорам, заявила ему, что без алгебры вполне можно прожить и не стоит так на­ прягаться, реакция мальчи­ ка была на первый взгляд парадоксальной: он сел и са­ мостоятельно решил задачу, над которой они с мамой би­ лись два дня! Снялось напря­ жение, исчез невротический страх неудачи, и выясни­ лось, что Володя хоть и не Лобачевский, но школьная алгебра ему вполне доступ- И тут мы подходим к са­ мому, пожалуй, сложному аспекту этой статьи. Дело в том, что Карамзиным и Кан­ том Володя тоже не был. Его безусловные гуманитарные интересы не носили яркого творческого характера. И наши похвалы были не про­ сто преувеличенными, а крайне преувеличенными. Мы совсем не уверены, что в будущем он станет филоло­ гом или историком. Но мы убеждены, что человеку очень полезно «выдавать лав­ ры в кредит». Это все равно как машину сначала надо хорошенько заправить бензи­ ном, а потом пускаться в путь. Так не жалейте «бен­ зина», расточая ребенку пох­ валы! Без этого горючего он далеко не уедет. Ну, хорошо, в случае с Во­ лодей еще было за что уце­ питься. Но хвалить на пус­ том месте?! Это, казалось бы, сущий вздор! Да, иногда вздор, а иногда остроумный педагогический прием. Вот, например, ваш сын — трус. Больше всего он боится хо­ дить по темным улицам. Ска­ зать ему, что он — храбрец? Уж больно неправдоподобно, не поверит. Но если мама идет со своим сыном по тем­ ной улице, крепко держа его за руку, и при этом говорит: «Ты знаешь, когда я с тобой, я ничего не боюсь», — есть надежда на благие переме­ ны. Конечно, это не един­ ственное, что надо делать в таких случаях, но в том чис­ ле и это очень полезно! По­ жалуй, тут мы решимся на­ помнить не совсем прилич­ ный анекдот. Рассеянный космонавт забыл свои позыв­ ные и сигнализирует об этом в центр управления полета- — Земля! Земля! Кто я? Земля? Земля? Кто я? А ему отвечают: —Дурак! Ты — «Сокол»! Наверное, лучше не сфор­ мулируешь наш воспита- ! тельный принцип. Это не р значит, что ребенка нуж- * но только хвалить н коем случае не нужно де- I лать замечаний. Обяза- | тельно нужно, без этого | тоже нет воспитания. Но р важны дозировка и форма. \ Можно сказать: I —Ай-ай-ай, какой ты | неряха! Опять разбросал р игрушки. А можно и по-другому: ! — Какой же ты пре- ! красный дворец построил' Как настоящий архитек- г тор! Вот если ты еще кон- ; структор соберешь в ко- 1 робку — я буду счастли Помните: в слове за- Ш ключается не только ин формативный и не только ^ эмоциональный смысл ^ Слово обладает магичес ^ кой силой. Оно творит ту I или иную реальность. Об- | щеизвестен пример: за- | гипнотизированному гово- | рят, что дотронутся сеи- I час до его спины раскален ^ ным железом, а дотраги- 8 ваются пальцем. Но на его I коже выскакивает ^ волдырь, как от сил 1 ного I ожога. Влияние родителей I на ребенка вполне сопос- I тавимо с властью гипноти | зера. Ребенка же, в свою р очередь, можно сравнить й с домом, в котором много I много окон. Какое своист Г во будешь выкликать — такое и выглянет. Стараи ) тесь почаще выкликать доброе и не будите лиш ними криками дурное! «Не буди лиха, пока лихо 5 , спит». р (Продолжение | следует.) Елены Б первое слово, ебенком . Самый близкий и родной Мать — это / сказанное р ( человек, который поможет, заступится, не даст пасть духом . А как назвать туженщину, которая за малейшее неповиновение или непослушание готова сделать свою дочь инвалидом на всю жизнь? Детство Маши прошло в глухой деревушке, в 130 ки­ лометрах от областного цен­ тра. Никогда в ее старом по- луразвалившемся доме не было игрушек, сладостей, телевизор и тот она впервые увидела в десять лет. Каж­ дое утро начиналось с выго­ на коров на пастбище, чист­ ки свинарника, кормежки кур и прочих забот. А потом приходилось топать в школу, преодолевая расстояние в четыре километра. Особенно тяжело было зимой, когда пушистый снег укладывался в огромные сугробы высотой по пояс. Пробирайся среди них как хочешь! С наступлением тепла — новые «сюрпризы». Деревян­ ный мостик, через который пролегала дорога в школу, во время разлива полностью уходил йод воду. В такие дни деревушка казалась отрезан­ ной от всего мира. А весен­ ние каникулы вместо по­ ложенных семи дней иногда длились больше месяца. Но была беда и посерьез­ нее: девочка всегда плохо разговаривала, невнятно, из- за полипов, образовавшихся в носу. Сделали операцию — результат нулевой. Болезнь, семейные проблемы — вот они, причины, по которым она несколько раз оставалась на второй год в одном и том же классе. Сейчас ее ровес­ ники заканчивают девятый, Маша все еще в шестом... Единственный, кто любил Машу, это отец. Бывало, по­ садит ее впереди себя на ло­ шадь и скачут они по доро­ ге, оставляя за собой столб пыли. Остановятся в поле или у реки и смотрят, как заходит солнце... Но нежданно-негаданно отца не стало. Прошлой зи­ мой ехал с товарищем по ле­ дяной глади на санях и про­ валился в проталину. Ссаня­ ми и лошадью так под лед и ушел. Подмога не успела. Подводное течение унесло тело в неизвестном направле­ нии. Водолазы ныряли, но не нашли. Только в конце мар­ та, когда лед тронулся, тело прибило к берегу. Вдова недолго горевала и уже через несколько месяцев привела в дом другого муж­ чину. Вот тогда и начались «золотые денечки». Надо было новому любимому уго­ дить. Когда тут о детях ду­ мать? Все хозяйство бросила на них. Старший брат, в свою очередь, — на Машу. Ему тоже некогда — все дни с друзьями на улице пропадал. ...В то утро мать застави­ ла Машу идти вместо нее на работу—дойку коров. Девоч­ ка воспротивилась. Недолго думая, мамаша начала ее бить: по лицу, груди, боль­ ной, дважды ломаной руке. В итоге —больничная койка и диагноз «нервный пара- Поеле длительного лече­ ния Машу выписали. Но ни­ что не проходит бесследно. Ее и так невнятная речь ста­ ла еще хуже, частенько бо­ лит и дергается голова. Как и прежде, мать заставляет*ее работать по дому, часто пок­ рикивает: «Дура, и зачем я тебя только на свет родила!» Этим летом родственники из Липецка решили забрать Машу из этого ада. Пусть поживет нормальной челове­ ческой жизнью. Увидит, что такое людская доброта, лас­ ка, попробует, что такое мо­ роженое. Но только отдаст ли ее мать? Терять батрачку ей вряд ли захочется... Елизавета ЕЛЕНИНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz