Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

15 июля 2000 г., № 136-137 (21264-21265) ЖИПЕЦКАЯ У Ж г а з е т а (Оюшчание. Началона1-йстр.) В России наступает период, ко­ гда власть обретает моральное право требовать соблюдения уста­ новленныхгосударствомнорм. Вд- ва ли не гамой острой проблемой последних лет был неразумный уровень налогообложения, одной изсамыхострых. Обэтоммногого­ ворилось, однако дело не двига­ лось. Дискуссия шла по замкнуто­ му кругу, иуже мало кто верил, что положение может измениться. Се­ годня сделаны первые шаги. Зада­ ются новыезаконодательныепара­ метры— тем самым задаются но­ вые правила. Но работа в этой об­ ласти, и мы только что обсуждали этос ПредседателемПравительст­ ва, идет еще оченьиоченьтрудно. Введение единой ставки подо­ ходного налога, снижение разме­ ров отчислений всоциальные вне- бкщжетные фондыпомогут вывес­ тидоходыиз тени. Ослабление на­ логового бремени позволит доб­ росовестным предпринимателям уверенно развивать собственное дело всвоей собственной стране. Надопризнать: диктатутеневой экономикии “серых”схем, разгулу коррупции и массовому отто 1 дг ка­ питала за рубеж во многом спо­ собствовало само государство. Способствовало нечеткостью пра­ вил и неоправданными ограниче­ ниями. Долгое время мы выбирали: опереться на чужие советы, по- мои$ и кредитыили—развивать­ сяс опорой нанашусамобытность, на собственные силы. Перед по­ добным выбором стояли очень многие страны. Если Россия останется слабой. Тонамдействительнопридетсяде­ лать такой выбор. И это будет вы­ борслабогогосударства. Этобудет выбор слабого. Единственным же для Россииреальнымвыбороммо­ жет быть выбор сильной страны. Сильной иуверенной всебе. Силь­ ной Не вопреки мировому сооб­ ществу, не против других сильных государств, а вместе с ними. Сегодня, когда мы идем впе­ ред, важнее не вспоминать про­ шлое. а смотреть в будущее. Надо добиваться, чтобывсе мы—пред­ приниматели, властные структуры, все граждане — глубоко прочувст­ вовали свою ответственность пе­ редстраной. Чтобыстрогое испол­ нениезаконастало осознаннойпо­ требностьювсех граждан России. Политика, построенная на ос­ нове оттфытых и честных отноше-^ ний государства с обществом, за­ щитит нас от повторения прежних ошибок, явится базовымусловием нового “общественногодоговора”. Уважаемые коллеги! Преждечемговоритьо приори­ тетах и ставить задачи, назову са­ мые острые проблемы, стоящие ет стабильное политическое раз­ витие. Устойчивая экономика — это главная гарантия идемократи­ ческого общества, и основа основ сильного и уважаемого в мире го­ сударства. Россия сталкивается и с серь­ езными внешними проблемами. Наша страна вовлечена во все ми- ррвые процессы, включая эконо­ мическую глобализацию. Мы не имеем права “проспать” и разво­ рачивающуюся в мире информа­ ционнуюреволюцию. Мыне можеми не должныпро­ игрывать стратегически. Именно поэтому'недавнр утверждена Кон­ цепция внешней политики, обнов­ ленная Концепция внешней поли­ тики. В ней признано верховенство внутренних целей надвнешними. Самостоятельность нашей внешней политики не вызываетсо­ мнений. Основу этой политики со­ ставляют прагматизм, экономиче­ ская эффективность, приоритет национальных задач. Но нам еще предстоит поработать, чтобы эти принципы стали нормой государ­ ственнойжизни. Холодная войнаосталась впро­ шлом, ноипосейдень приходится преодолевать ее тяжелые послед­ этот важнейший инструмент полу­ чил сегодня наибольшие возмож­ ностидляразвития. Без партий не­ возможны ни проведение полити­ ки большинства, ни защита пози­ цийменьшинства. Нафоне вековыхтрадиций пар­ ламентаризма и многопартийно­ сти вдругих странах особенно за­ метны недостатки нашей .партий­ ной системы. Слабой власти вы­ годно иметь слабые партии. Ей спокойнее и комфортнее жить по правилам политического торга. Но сильная власть заинтересована в сильных соперниках. Только в ус­ ловиях политической конкуренции возможен серьезныйдиалог ораз­ витии нашего государства. России необходимыпартии, ко-, торые пользуются массовой под­ держкой и устойчивым авторите­ том. Ине нужныочередные чинов­ ничьи партии, прислоняющиеся к власти, тем более — подменяю­ щие ее. Опыт пощзал, мь^наем это за последние'нёсколъко’ лет, что подобные образования поги­ бают мгновенно, как только попа­ дают из тепличных условий в кон­ курентнуюсреду. Сегодня назрела необходи­ мостьвподготовкезаконаопарти­ тизм, культурные традиции, общая историческая память. И сегодня в нашем искусстве, в театре, в кино вновь растет интерес к отечест­ веннойистории, кнашим корням, к тому, чтодорого намвсем. Это, без сомнения, —я, вовсяком случае, в этомубежден, —началоновогоду­ ховного подъема. Демократическое устройство страны,'открытость новой России миру не противоречат нашей са­ мобытности и патриотизму, не ме- ' шают находить собственные отве­ тына вопросыдуховности и мора­ ли. И не нужно специально искать национальнуюидею. Она сама уже вызревает в нашем обществе. Главное — понять, в какуюРоссию мы верим и какой хотим мы эту Россию видеть. При всем обилии взглядов, мнений, разнообразии партийных платформу нас были иесть общие ценности. Ценности, которые сплачивают и позволяют называть нас единым народом. Уважаемые коллеги! Переходя кприоритетам в эко- . номическойполитике, нужнопреж­ де всего разобраться, чем вызван нынешнийэкономическийрост, ус­ ной программы, если не обеспе­ чим единого экономического и правового пространства. Для фе­ деративного государства—это ак­ сиома. Но и сегодня ограничения экономической деятельности в стране идутотовсюду—мыэто на­ блюдаем—от федеральной, реги­ ональныхиместных властей. Федеральная власть ответст­ венна за единые условия хозяйст­ венной деятельности в стране. Но территориальные органы еще не­ редко вводят запреты на вывоз зерна, ограничивают торговлюал­ когольной (продукцией, препятст­ вуют созданию филиалов “чужих” для них бёнков. Создают барьеры на пути свЬбодного обращения ка­ питалов, товаров иуслуг. Безобра­ зие и позор! Кажется, что это вы­ годно. Насамомделе ведет кката­ строфе. В Европе столько госу­ дарств договорились в Риме в 1957 году о свободном движении товаров, людей иуслуг. Все дейст­ вует. У нас в рамках единого госу­ дарства не можемэтогодобиться. Любые действия региональных властей, направленные на ограни­ чение экономической свободы, следует пресекать как неконститу­ ционные. Должностные лица, ви- ет массовому уклонению от нало­ гов, уходу экономики “в тень”, уменьшению инвестиционной ак­ тивности, в конечном счете — па­ дению конкурентоспособности российского, бизнеса. Просто па­ дению конкурентоспособности• Российского государства. Первый шаг по реформированию налого­ вой системы сделан. Давайте дальше двигаться по этому пути. Если выобратили внимание, ятре­ тий раз возвращаюсь кэтой проб- Действующую таможенную си­ стему также нельзя назвать эффе­ ктивной. Существует миф, будто манипулируя ставками тарифов, можно защитить отечественного товаропроизводителя. Скажу вам честно: я и сам так думал. Однако при нынешнемуровне таможенно­ го администрирования, хочу это подчеркнуть, при сегодняшнем уровне таможенного администри­ рования такая система в большой степени защищает и поощряет только коррупцию. Поэтому надо кардинально упростить таможен­ нуюсистему, унифицировать став­ китарифов. Пятое направление —развитие финансовой инфраструктуры. Бан- Между тем государственные функцииигосударственные инсти­ тутытем иотличаются от предпри­ нимательских, что не должныбыть куплены или проданы, приватизи­ рованы или переданы в пользова­ ние, в лйзинг. На государственной 'службе нужны профессионалы, для которых единственным крите­ рием деятельности является за­ кон. Иначе государство открывает дорогу коррупции. Иможет насту­ пить момент, когда оно просто пе­ реродится, перестанет бытьдемо­ кратическим. Вот почему мы настаиваем на . единственной диктатуре —дикта­ туреЗакона. Хотя язнаю, что выра­ жениеэтомногимне нравится. Вот почему так важно указатьграницы той области, где государство явля­ ется полноправным и единствен­ ным хозяином. Четко сказать, где оно—последний арбитр иобозна­ чить те сферы, куда оно не должно вмешиваться. Мотором нашей ■политики должны стать инициативные и от­ ветственные федеральные органы исполнительной власти. В основе их полномочий —. конституцион­ ныйдолг обеспечитьпрочностьис­ полнительной вертикали, общето- полпредам в работе будут только закон иданные имполномочия. Второй наш шаг определяет возможность федфального вме­ шательства вситуации, когдаюрга- нами власти наместах попираются Конституция России и федерале ные законы, нарушаются единые права исвободы граждан России. Сегодня в территориях госу­ дарственный орган или должност­ ное лицо может уклоняться от ис­ полнения решения суда, признав­ шего закон или иной нормативный правовой акт неконституционным илипротиворечащимфедерально­ му законодательству. Может про­ должать применять акты, признан­ ные судом недействительными. Ведь это практика нашей жизни, сплошь и рядом. Такое унижение российского суда какодной из фе­ деральных властей, действующих на основе Конституции, нетерпи­ мо. Вот это, собственно говоря, и 'есть внешнее проявление-,Того, о чемясказал. У нас государство яв­ ляется не федеративным, а децен- КакуюРоссиюмыстроим Мы привыкли смотреть на Рос­ сиюкакна системуорганов власти или как на хозяйственный орга­ низм. Но Россия — это прежде всего люди, которые считают ее своим домоиГ Их благополучие и достойнаяжШ^^^тавная задача' власти. Любрй^'^Эднако сегодня в- нашем доме далеко до комфорта. Еще очень многим трудно растить детей, обеспечивать достойную старость своимродителям. Трудно Нас, грахадан России, из года в годстановитсявсеменьше имень­ ше. Уженескольколетчисленность населения страны в среднем еже­ годно уменьшается на 750 тысяч человек. Иесли верить прогнозам, а прогнозыоснованы на реальной работе, реальной работе людей, которые в этом разбираются, это­ му посвятили всюсвоюжизнь, уже через 15 лет россиян может стать меньше на 22миллионачеловек. Я прошу вдуматься вэтуцифру: седьмая часть населения страны. Если нынешняя тенденция сохра­ нится, выживаемость нации ока­ жется под угрозой. Нам реально грозит стать дряхлеющей нацией. Сегодня демографическая ситуа­ ция—одна из тревожных. Другой серьезной проблемой продолжает оставаться экономи­ ческая слабость России. Возраста­ ющий разрыв между передовыми государствами и Россией толкает насвстранытретьегомира. Цифры текущего экономического роста не должны нас успокаивать: мы по- прежнемупродолжаемжитьвусло­ виях прогрессирующего экономи­ ческого отставания. Я прошу вас обратитьнаэто особое вник}ание. На первый взгляд экономика страны сейчас выглядит неплохо. Раст^ валовой внутренний про­ дукт, промышленное производст­ во, инвестиции, сбор налогов. Од­ нако экономический рост, как и в период оживления 97-го года, на­ ходится на грани риска. Два года назад видимое благополучие, ос­ нованное на масштабных государ­ ственныхзаимствованиях, рухнуло под воздействием мощного фи­ нансового кризиса. Сегодняшние экономические показатели выглядят оптимистич­ нотольконафоне вчерашних. Хочу это подчеркнуть, только на фоне вчерашних! Но они весьма скром­ ны по сравнению с другими стра­ нами, которые развиваются, и го­ раздо быстрее, и гораздо устойчи­ вее развиваются, чем мы. Нынеш­ ний рост лишь внебольшой степе­ нисвязан с обновлениемэкономи­ ческого механизма. Во многом он является результатом благоприят­ ной внешнеэкономической конъ­ юнктуры. Отклоняясь от текста, хотел бы вернуть вас к тому, о чем сказал вначале: о налоговой реформе. Я прошу депутатов Государственной Думы внимательно посмотреть на то, что предлагается Правительст­ вомв контексте того, что я только что сказал выше. С таким положениеммыне мо­ жем мириться. Идело не только в нашей национальной гордости. Хо­ тя и это важно. Вопрос стоит го­ раздо острее и гораздо драматич­ нее. Сможем ли мы сохраниться как нация, как цивилизация, если наше благополучие вновь и вновь будет зависеть от выдачи между- ■зродных кредитов и от благо- „^^гюнност 11 лидеров мировой эко- ;номики? России нужна экономическая система, которая конкурентоспо­ собна, эффективна, социально справедлива, которая обеспечива- ствия. Это—ипопыткиущемления суверенных прав государств под видом “гуманитарных” операций или, как модно сейчас говорить, “гуманитарных” интервенций. И трудности нахождения общего языка в вопросах, представляю­ щих региональную или междуна­ роднуюугрозу. Так, в условиях нового для нас типа внешней агрессии — между­ народного терроризма и прямой попытки перенести эту угрозу внутрь страны — Россия столкну­ лась с системным вызовом госу­ дарственному суверенитету и тер­ риториальной целостности, оказа­ лась лицом клицу с сипами, стре­ мящимися к геополитической пе­ рестройке мира. Наши усилия избавить Россию от этой опасности подчас тракту­ ются необъективно и односторон­ не, становятся поводомдляразно­ го рода спекуляций. В этой связи важным направлением внешнепо­ литической деятельности должно стать содействие объективному восприятию России. Достоверная информация о событиях в нашей стране — это сегодня вопрос ее и репутации, и национальной безо­ пасности. Ответ на эти и многие другие вызовы невозможен без укрепле- государства. Без этого нельзя: -«решить ни- одну общедацирналь!!' нуюзадачу. И хотя укрепление го^ сударства не первый год провоз­ глашается важнейшей целью рос­ сийской политики, дальше декла­ раций и пустых разговоров мыни­ куда не продвинулись за эти годы. Никуда! Наша важнейшая задача—нау­ читься использовать инструменты государства для обеспечения сво­ боды— свободыличности, свобо­ ды предпринимательства, свобо­ ды развития институтов граждан­ скогообщества. Спор о соотноше­ ниисилыисвободыоченьстар, как сам мир. Он и по сей день порож­ дает спекуляции на темы диктату­ рыи авторитаризма. Нонаша позиция предельнояс­ на: только сильное, эффективное, если кому-то не нравится слово “сильное”, скажем эффективное государство и демократическое государство в состоянии защитить гражданские, политические, эко­ номические свободы, способно создать условия для благополуч­ ной жизни людей и для процвета­ ния нашей Родины. Уважаемые депутаты, члены Корни многихнашихнеудач—в неразвитости гражданского обще­ ства и в неумении власти говорить с ним и сотрудничать. Власть все время бросает в крайности — то онанезамечает, точрезмерноопе­ кает общество. При этом- господствует пред­ ставление, что все в России зави­ сит от власти. Властьдействитель­ но отвечает за все. Но очень мно­ гое зависит и от Самих российских граждан. Развитие страны во мно­ гом определяется степенью их от­ ветственности, зрелостью полити­ ческих партий, общественных объ­ единений, гражданской позицией средств массовой информации. За прошедшее десятилетие в стране произошли принципиальг ные перемены—Конституцией га­ рантированыправа исвободылич ности, сформирована демократи ческая политическая система, ста ла реальностью многопартий ность. Россияне избирают Прези­ дента, депутатов Государственной Думы, г^ернаторов, мэров, орга­ ныместного самоуправления. Однакобуквазакона иреальная жизньподчасдалекидруг отдруга. В России построен лишь каркас гражданского общества. Сейчас требуется совместная терпеливая работа, чтобыоностало полноцен­ ным партнером государства. Нам пока не всегда удается совместить патриотическую ответственность за судьбустраныс тем, что Столы­ пин когда-тоназывал “граждански­ ми вольностями”. Поэтомуеще так трудно найти выход из ложного конфликта между ценностями лич­ ной свободы и интересами госу- Между тем сильное государст­ во немыслимо без уважения кпра­ вам и свободам человека. Только демократическое государство способно обеспечить баланс инте­ ресов личности и общества, сов­ местить частную инициативу с об­ щенациональными задачами. В демократическом обществе постоянную связь между народом ивластьюобеспечиваютполитиче­ ские партии. Благодаря выборам ях ипартийной деятельности, соб­ ственно говоря, по-моему, эта те­ ма уже ерть в Думе. Мне кажется, нужно н^ ним поработать актив­ нее. Возможно, и кандидатов на пост главы государства должны выдвигать только общественно-. политические объединения. Я по­ нимаю, что это серьезная поста­ новка вопроса, она требует от­ дельной, широкойдискуссии. Отдельныйразговор—осовре­ менном состоянии профсоюзного движения. Тенденцииформализма и обюрокрачивания не обошли стороной и эти объединения граж­ дан. В новых условиях профсоюзы не должны “тянуть” на себя госу­ дарственные функции в социаль­ ной сфере. Не надо этого делать. Гражданам России нужны не оче­ редные посредники в распределе­ ниисоциальныхблаг, а профессио­ нальныйконтроль за справедливо­ стью трудовых контрактов и со­ блюдением ихусловий. Эхо значит, что задачи профсо­ юзов — защита прав наемных ра­ ботников и в государственном, и в частном секторах, изучение струк­ турырынка, организация правовой учебыи поиск приоритетов в сфе­ ре переподготовки кадров. Поле работы здесь —огромное, одному ------------- здесь не справиться. "нужно одному государству: >эдыььработать. Вот-здесь и нужно работать вместе с профсоюзами. ‘ В становлении гражданского общества исключительную роль играют средства массовой инфор­ мации. Такмногоитакчасто мыго­ ворим об этой проблеме. Отстаи­ вая право на свободу, российские журналисты часто рисковали соб­ ственной карьерой,что там карье­ рой — и жизнью рисковали! Мно­ гие из нихпогибли. Свободная пресса вРоссиитем не менее состоялась. Однако рос­ сийские средства массовой ин­ формации, как и общество в це­ лом, пока еще находятся в стадии становления. Надосказатьобэтом прямо. В них, как в зеркале, отра­ жаются все проблемы и “болезни роста” страны. Ведь они работают здесь, у нас в стране, а не наблю­ дают за событиями с какого-то острова. Какое общество, какая власть—такая унас ижурналисти­ ка. Поэтому когда мне часто гово­ рят: “ВызаймитесьСМИ, сделайте то ито”.Отвечаю: давайте общест­ вомвцеломбудемзаниматься, то­ гдаисредства массовой информа­ ции изменятся. Но без действи­ тельно свободных СМИ россий­ ской демократии просто не вы­ жить, а грахданского общества — не создать. К сожалению, пока не удалось выработать четкие демократиче­ ские правила, гарантирующие подлинную независимость “чет­ вертой власти”. Хочу это подчерк­ нуть, подлинную. Журналистская свобода превратилась в лакомый кусок для политиков и крупнейших финансовых групп, стала удобным инструментом межклановой борь- Как Президент страны считаю своим долгом обратить внимание общественности на это. Цензура и вмешательство вде­ ятельность средств массовой ин­ формации запрещены законом. Власть строго придерживается этого принципа. Но цензура может быть не только государственной, а вмешательство —не только адми­ нистративным. Ведь экономиче­ ская неэффективность значитель­ ной части средств массовой ин­ формации делает их зависимыми от коммерческих и политических интересовхозяевиспонсоровэтих средств массовой информации. Позволяет использовать СМИ для сведения счетов с конкурентами, а иногда — даже превращать их в средства массовой дезинформа­ ции, средства борьбыс государст- Поэтому мы обязаны гаранти­ ровать журналистам реальную, а не показную свободу, создать в стране правовые иэкономические условия для цивилизованного ин­ формационного бизнеса. Свобода слова была и останет­ ся незыблемой ценностьюроссий­ ской демократии. Это — наша принципиальная позиция. Хотел бы остановиться еще на одной важнойтеме. Убежден, что развитие общест­ ва немыслимо без согласия по об­ щим целям. Иэти цели ^ не толь­ ко материальные. Не менее важ­ ные — духовные и нравственные Единство России скрепляют присущий нашему народу патрио­ тойчивлион, насколькоуязвимдля внешних воздействий. Я говорил об этом в самом начале, здесь бы хотел остановиться поподробнее. С одной стороны, сегодняшние показатели — отчасти результат благоприятной внешнеторговой конъюнктуры. Все в этомзале пре­ красно понимают, о чем я говорю. С другой—начинает меняться по­ ведение предприятий, субъектов рынка, они все более ориентиру­ ются на платежеспособный спрос, снижают издержки производства. Этоготоже нельзя не замечать, это В то же время есть опасность, чтоэти тенденции несмогут закре­ питься у нас. Ведь глубинные при­ чины неустойчивости нашего эко­ номического развития остаются прежними, медленно меняются у , насбазовые принципыработыэко­ номики. Эти проблемызаключают­ ся в чрезмерном вмешательстве государства вте сферы, где его не должно быть, и в отсутствии там, где оно необходимо. Сегодня уча­ стие государства излишне всобст­ венности, предпринимательстве, потреблении отчасти. И наоборот, государство остается пассивным в создании единого экономического пространства страны, обязатель­ ном исполнении законов, защите прав собственйбсти ‘ " Основными.»'»»г^епятствиями экономического роста явлпются высокие налоги, произвол чинов­ ников, разгул криминала. Решение этих проблем зависит от государ­ ства. Однако дорогостоящее и расточительное государство не может снизить налоги. Государст­ во, подверженное коррупции, с не­ четкими границами компетенции, не избавит предпринимателей от произвола чиновников и влияния преступности. Неэффективное го­ сударство является главнойпричи­ ной длительного и глубокого эко­ номического кризиса, абсолютно в этом убежден, кризиса, проявле­ ния которого хорошо известны. Очень многие отечественные предприятия остаются неконку­ рентоспособными. Они выжили в основном благодаря девальвации рубля, заниженным тарифам на энергоносители, неплатежам и бартеру. Сохраняется сырьевая направленность экономики. Дохо­ ды бюджета во многом зависят от динамики мировых цен на энерго­ носители. Мы проигрываем в кон­ куренции на мировом рынке, все более и более ориентирующемся на инновационные сектора, на но­ вую экономику — экономику зна­ ний и технологий. Значительная часть российской экономики до сих пор втени. Однимиз проявлений слабости государства, его непоследова­ тельности впроведении необходи­ мых преобразований стало чрез­ мерное накопление государствен­ ного, вособенности внешнегодол­ га. Несмотря на неоднократную реструктуризацию, бремя госу­ дарственного долга представляет собой угрозудля развития страны. Накопленные долги заставляют нас тратить на их обслуживание и . погашение неменеетретидоходов бюджета. Проблема втом, чтодолг не уменьшается. Такая реструкту­ ризация, что он не уменьшается, а только растет. Мыстали заложниками моделкг экономики, основанной на попули­ стской политике. Пытались спра- ■ виться с болезнями с помощьюко­ сметических мер. Постоянно от­ кладывали принятие систЯлных, принципиальных, нацеленных на перспективу решений. Необходимо извлечь уроки из нашего опыта ипризнать, что клю­ чевая роль государства вэкономи­ ке—это, без всяких сомнений, за­ щита экономической свободы. На­ ша стратегическая линия такова: меньше администрирования, больше предпринимательской свободы — свободы производить, торговать, инвестировать. Суть государственного регули­ рования в экономике —не вувле­ чении административными рыча­ гами, не вэкспансии государства в отдельные отрасли (это мы уже проходили, это было неэффектив­ но) и не в поддержке избранных предприятий иучастниковрынка, а взащите частныхинициатив ивсех форм собственности. Задача власти — отладить ра­ боту государственных институтов, обеспечивающих работу рынка. Нам не добиться устойчивого раз­ вития без подлинно независимого суда и действенной системы пра­ воохранительныхорганов. Хочу особо подчеркнуть: не бу­ дет успеха ни у одной националь­ новные в этом, должныбыть нака­ заны. Регионыдолжны конкуриро­ вать не за полномочия, а за при­ влечение инвестиций и трудовых ресурсов. Сделатьэтоможнотоль­ ко улучшая, но никак не ухудшая условия хозяйственнойдеятельно- Надо признать, что государству не удастся в ближайшее время уй­ тиотучастия вразвитиинекоторых секторов нашей экономики. Я имеюв виду прямое участие госу­ дарства. Не удастся и не нужно уходить. Таких, например, как о&о- ронно-промышленный комплекс. Стратегически важные отрасли бу­ дут находиться под постоянным вниманием государства. Уважаемые депутаты, члены Совета Федерации! Ксожалению, деловой климат в нашей стране улучшается слиш­ ком медленно и пока остается не­ благоприятным. . Предпринима­ тельские риски и налоги высоки. Механизмырегистрации предпри- , ятий сложны, проверки бесконеч­ ны. Функции органов государст- / венного управления оказались в ряде случаев смешаны с функция­ микоммерческихорганизаций. Та­ кое положение нетерпимо и под­ лежитизменению. Здесь нужноак­ тивнее 'р'Шотятв Яравителвст^, председателю-Правительстве. ‘Мы знаем, что в некоторых централь­ ных ведомствах есть прямое сов­ мещение хозяйственных функций иадминистративных. Никуданего­ дится. Это противоречит издраво­ му смыслу, и действующему зако­ нодательству. Во-первых, следует обеспечить защиту прав собственности. Госу­ дарство будет гарантировать дос­ туп акционеров к информации о деятельности предприятий, огра­ ничивать возможности “размыва­ ния” их капитала, увода активов. Должныбыть защищеныимущест­ венные права граждан, обеспече­ ны гарантии их собственности на жилье, на земельные участки, бан­ ковские вклады, на иноедвижимое и недвижимое имущество. Важно установитьлегальные основыпра­ ва частной собственности там, где они до сих ,пор не утверждены, прежде всего на землю, на недви­ жимость. Вопросы эти острые. Подходить к ним нужно аккуратно, нужно двигаться в направлении их решения. Эти вопросы—поле для совместной работыПравительства иФедерального Собрания. Второе направление—обеспе­ чение равенства условий конку» ренции. Сегодня одни предпри­ ятия ставятся государством в при­ вилегированное положение —для нихнижетарифынаэнергоносите­ ли, импозволеноне платитьдолги, они пользуются многочисленными льготами. Зато доугие предпри­ ятия, действуя в формально рав­ ных условиях, реально дискрими­ нируются, фактически оплачивают привилегии первых. Поэтому сле­ дует отменить все необоснован­ ные льготы и преференции, пря­ мые и косвенные субсидии пред­ приятиям. Чем бы они ни обосно­ вывались. Обоснования всегда бу­ дут найдены. Необходимо обеспе­ чить равный подход прираспреде­ лении государственных средств, лицензий, квот, устранить избира­ тельное применение процедуры банкротства. Это крайне важная и оченьболезненная сферадеятель­ ности государства. В некоторых регионах это просто превратилось в орудие сведения счетов с поли­ тическими иэкономическими кон­ курентами. Третье направление — освобо­ ждение предпринимателей от ад­ министративного гнета. Государ­ ство должно последовательноухо­ дитьот практики избыточного вме­ шательства вбизнес. Возможности чиновников дей­ ствовать по своему усмотрению, произвольно толковать нормы за­ конодательства и в центре, и на местах угнетают предпринимате­ лей и создают питательную среду для коррупции.’ Надо обеспечить применение законов прямогодей­ ствия, свести к минимуму ведом­ ственные инструкции, устранить двойственность толкования нор­ мативныхактов. А кроме этого, уп­ ростить порядок регистрации предприятий, экспертизы, согла­ сования инвестиционных проектов и так далее. Многие, сидящие здесь в зале, наверное, знают, что это такое, сами занимались или наблюдали за тем, каку нас реша­ ются подобные вопросы. Четвертое направление — сни­ жение налоговогобремени. Сегод­ ня налоговая система способству- ковская система должна быть рас­ чищена от нежизнеспособных ор­ ганизаций. Следует обеспечить прозрачность банковскойдеятель­ ности. Фондовый рынок должен стать действенным механизмом мобилизации инвестиций, их на­ правленияв наиболее перспектив­ ные сектора экономики. Шестое направление — реали­ стичная социальная политика. Я говорю шестое, его можно было поставить, конечно, на первое ме­ сто по значимости. Политика все­ общего государственного патер-' нализмасегодня экономическине­ возможна и политически нецеле­ сообразна. Отказ от нее диктуется как необходимостьюнаиболее эф­ фективного использования финан­ совых ресурсов, так и стремлени­ ем включить стимулы развития, раскрепостить потенциал челове­ ка, сделать его ответственным за себя, за благополучие своих близ- Социальная политика — это не толькопомощьнуждающимся, нои инвестиции вбудущее человека, в его здоровье, в его профессио­ нальное, культурное, личностное развитие. Именно поэтому мыбу­ дем отдавать приоритет развитию сферы здравоохранения, образо­ вания, культуры. ■■г;. Нынешняя систё«а''сОЦИ9ЯвйоЙ| поддержки. оСнову‘'котврвй,соста-' вляют безадресные социальные пособияильготы, устроена так, что распыляет государственные сред­ ства, позволяет богатым пользо­ ватьсяобщественными благами за счет бедных. Формально бесплат- ниефактически плигныипоройне­ доступны для малообеспеченных, детские пособия мизерныи не вы­ плачиваются годами, пенсии скуд­ ны и не привязаны к реальному трудовому вкладу. Утвердилась государственная ложь, вот в этом зале, наверное, уместно будет об этом сказать, ко­ гда мы все вместе собрались: мы принимаем многочисленные зако­ ны, заранее зная, что они не обес­ печеныреальнымфинансировани­ ем. Просто из политической конъ­ юнктурыпродавливаемто илидру­ гое решение. Унас нетдругого вы­ хода, кроме как сокращать избы­ точные социальные обязательства истрого исполнять те, которые мы сохраним. Только так можно вос­ становить доверие народа к госу­ дарству. Важнейшей национальной за­ дачей является обеспечение фи­ нансовой устойчивости пенсион­ ной системы. Государство обязано предотвратить ее кризис, вызыва­ емый быстрым старением населе­ ния России. Для этого необходимо внедрять механизмы накопитель­ ного финансирования: пенсий. Ак­ куратнонадо переходитькэтой си­ стеме, поэтапно, но двигаться в этом направлении нужно обяза­ тельно. Социальную политику будем проводить на принципахобщедос­ тупности и приемлемого качества базовых социальных благ. А по­ мощь предоставлять прежде всего тем, чьидоходысущественно ниже прожиточногоминимума. Дети ми­ нистров могут обойтись без дет­ ского пособия,.аженыбанкиров— без пособия по безработице. Уважаемые коллеги! Мы убедились: нерешитель­ ностьвласти ислабость государст­ ва Сводят на нет экономические и другие реформы. Власть обязана опираться на закон и сформиро­ ванную в соответствии с ним еди­ нуюисполнительнуювертикаль. Мысоздали “острова”иотдель­ ные “островки” власти, но не воз­ вели между ними надежных мос­ тов. У нас до сих пор не выстроено эффективное взаимодействие ме­ ждуразными уровнями власти. Мы с вамиоченьмногоичасто говори­ ли об этом. Центр и территории, региональные и местные власти все еще соревнуются между со­ бой, соревнуются за полномочия. А за их часто взаимоуничтожаю- щей схваткой наблюдают те, кому выгодны беспорядок и произвол, кто использует отсутствие эффек­ тивного государства в собствен­ ных целях. Инекоторые хотели бы со)фанить такое положение на бу­ дущее. Вакуум власти привел к пере­ хвату государственных функций частными корпорациями и клана­ ми. Ониобросли собственными те­ невыми группами, группами влия­ ния, сомнительными службами безопасности, использующими незаконные способы получения информации. сударстденный мандат доверия, полученный врезультате демокра­ тических выборов Президента, единая стратегия внутренней и внешней политики. Но без согласованной работыс региональными и местными вла­ стямифедеральные органывласти ничего не добьются. Власть на ме­ стах такжедолжна стать действен­ ной. По сути, речь идет о собира­ нии всех ресурсов государства с цельюреализации единой страте­ гии развития страны. Нужнопризнать—вРоссиифе­ деративные отношения недостро- еныинеразвиты. Региональная са­ мостоятельность часто трактуется как санкция на дезинтеграцию го­ сударства. Мы все время говорим о федерации и ее укреплении, го­ дами об этом же говорим. Однако надо признать: у нас еще нет пол­ ноценного федеративного госу­ дарства. Хочу это подчеркнуть: у нас есть, у нас создано децентра­ лизованное государство. При принятии Конституции России в 1993 году федеративная государственность рассматрива­ лась как достойная цель, на кото­ рую придется много и кропотливо работать. В начале 90-хцентрмно­ гое отдал на откуп регионам. Это была сознательная, хотяотчасти и вымуедешая'-тоиитика. Но онатю- 1 ^ мегла-руководству России добить-- ся тогда главногё'и, думаю, была обоснована, она помогла удержать Федерацию в ее границах. Надо этсгпризнать, легче всего критико­ вать то, чтобылодо нас. Однако уже скоро власти неко­ торых субъектов Федерации нача­ ли испытывать прочность цент­ ральной власти. И ответная реак­ ция не заставила себя ждать. Но хочу обратить ваше внимание. От­ ветная реакция пришла не из цент­ ра, не из Москвы, а из городов и поселков. Органы местного само­ управления также стали перетяги­ вать на себя полномочия, воснов­ ном полномочия субъектов Феде­ рациинаэтот раз. Теперьвсеуров­ ни власти поражены Этой болез­ нью. Разорватьэтот порочный круг — наша общая святая обязан- Крайним примером нерешен­ ных федеративных проблем явля­ ется Чечня. Ситуация вреспублике осложниласьдо такой степени, что ее территория стала плацдармом для экспансии в Россию междуна­ родного терроризма. Исходной причиной здесь также было отсут­ ствие государственного единства. И Чечня 99-го напомнила о ранее совершенных ошибках. И лишь контртеррористическая операция смогла отвести угрозу распада России, профессиональные воен­ ныепомогли сохранитьдостоинст­ во и целостность государства. Низкий им поклон! Но какой це- Уважаемые члены Советк Фе­ дерации! •Депутаты Государственной Ду- Одним из первых наших шагов по укреплению федерализма ста­ ло создание федеральных округов и назначение в них представите­ лейПрезидента России. Сутьэтого решения—не вукрупнении регио­ нов, как это иногда воспринимает­ ся илипреподносится, а вукрупне­ нии структур президентской вер­ тикали в'территориях. Нф в пере­ стройке административно-терри­ ториальных границ, ав повышении эффективности власти. Не в ос­ лаблении региональной власти, а в создании условий для упрочения- федерализма. Хочу особо подчеркнуть: с соз­ данием округов федеральная власть не удалилась, а приблизи­ лась ктерриториям. Общественное мнение- припи­ сывает полпредам Президента опасные намерения. Они якобы и “карающий меч”, ибюрократы-по­ средники между центром и регио­ нами. Между тем, сокращая аппа­ раты федеральных служащих на местах, мыхотимдобиться их мо­ бильности и работоспособности. Четко очерчивая пределы компе­ тенций федеральных полпредов, делаем их работу прозрачной для региональных администраций и населения территорий. Уходя от дублирования функций, персони­ фицируем ответственность. Это решение, безусловно, цементиру­ ет единство страны. Полномочные представители, разумеется, будут содействовать эффективному решению проблем своих округов. Но они не вправе вторгаться в сферу компетенции избираемыхглаврегионов. Опорой Федеральная власть. Прези­ дент России должны иметь'праер-; вую возможность навести; здесь порядок. Ируководители рер(-юнов •должныиметь право влиять на ме­ стные органы власти, если они принимают неконституционные решения, попирйот свободыграж­ дан. Нам ни в коем случае нельзя ослабить властные полномочия региональной власти. Это то зве­ но, на которое не может йе опи­ раться власть федеральная. Но подобные институтывмеша­ тельства есть во многих федера­ тивных государствах. Они приме­ няются крайне редко, но само их наличие служит надежной гаранти­ ей четкого исполнения Конститу­ ции ифедеральныхзакогйв?Впро- чем, даже сейчас, на стадии обсу­ ждения этой проблемы, россий­ ские регионы уже начали наводить порядок. Совершенно очевидные результаты в некоторых террито­ риях мынаблюдаем. Наш следующий шаг —рефор­ маСовета Федерации. Иэто—то­ жедвижение внаправлении разви­ тия демократии, профессиональ­ ныхначал парламентскойДеятель- Изменение принципов форми­ рования Совета Федерации ставит вопрос об организации постоянно­ го диалога руководителей субъек­ тов РоссийскойФедерации иглавы государства по основным пробле­ мам государственной жизни, о форме участия регионов в подго­ товке ипринятии важнейшихобще­ государственных решений. Такой 'формойможетстать Государствен­ ный совет ПриПрезиденте России, идея которого была высказана не­ которыми губернаторами, и я как Президент страны готов ее под- Хотел бы коснуться еще одной проблемы — повсеместно разво­ рачивающейся борьбы мэров и глав муниципальных образований с руководителями регионов. Лишь в редких сл^аях можно расцени­ вать эту борьбу как отстаивание интереовв‘местног 0 "еамоуправле- , ния как инсти'гута' влас'ги.. Еще слишком часто местное самоупра­ вление на мэрах начинается и на нихже заканчивается. Ипотому не стоит путать личные амбиции, пе­ ретягивание каната власти с защи­ той реальных интересов людей. Повышение ответственности руководителей субъектов Федера­ ции и законодательных собраний должно сопровождаться ростом ответственности глав муниципаль­ ных образований. Разумеется, это не отрицает необходимости даль­ нейшего развития самого местно­ го самоуправления. Оно находится подзащитойфедеральной Консти­ туции и является одной из фунда­ ментальныхосновроссийского на­ родовластия. Уважаемые коллеги! Сегодня мы прежде всего ста­ вим задачу наведения порлдка в органах власти. Ноэто—не конеч­ ная цель, а лишь самый первый этап государственной модерниза­ ции. Соединение ресурсов феде­ ральной, региональных и местных властей потребуется для решения других сложных задач. Главными среди нихявляются: совершенствование политиче­ ской системы и строительство эф­ фективного государства как гаран­ та стабильного общественного развития, =гаранта соблюдения правличности; фактическое выравнивание воз­ можностей субъектовФедерации в целяхобеспечения граждан страны всей полнотой политических и со­ циально-экономическихправ; создание правовых гарантий развития российской экономики как экономики свободного пред­ принимательства и деловой ини­ циативы граждан, обеспечение точного и эффективного проведе­ ния экономической стратегии на всей территории России. Эти три задачи будем последо­ вательно решать для укрепления нашей государственности. И для этого уже сегрдня мы просто обя­ заныконсолидироватьусилия всех уровней и ветвей власти. Завершая выступление, хочу напомнить, чтоукаждого, ктонахо­ дится на службе у государства' есть своя ответственность перед ним, перед этим государством, и перед всем российским общест­ вом. Эта ответственность обозна­ чена мандатомдепутата, губерна­ тора, члена Правительства. Нес­ мотря надолжностные различия, у всех нас есть общий долг. Это — долг перед народом, долг перед нашей страной. Сегодня вРоссиинельзяпросто обещать. Обещания уже много­ кратноданы, все срокиихисполне­ ния вышли. Десятилетия трудной и нестабильной жизни — достаточ­ ный период, чтобы требовать ре­ альных изменений клучшему. Рос­ сийская власть обязана добитьст перемен вближайшее время. Мы все хорошо понимаем, как труднодостичьэтой цели. Нояуве­ рен—у насхватитиразума, иволи. Если так будет, то появится и результат. И тогда придут стабильность и национальный прогресс. Придут успех и процветание России. Спасибо вам большое за вни-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz