Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
15 июля 2000 г., № 136-137 (21264-21265) ЖИПЕЦКАЯ У Ж г а з е т а (Оюшчание. Началона1-йстр.) В России наступает период, ко гда власть обретает моральное право требовать соблюдения уста новленныхгосударствомнорм. Вд- ва ли не гамой острой проблемой последних лет был неразумный уровень налогообложения, одной изсамыхострых. Обэтоммногого ворилось, однако дело не двига лось. Дискуссия шла по замкнуто му кругу, иуже мало кто верил, что положение может измениться. Се годня сделаны первые шаги. Зада ются новыезаконодательныепара метры— тем самым задаются но вые правила. Но работа в этой об ласти, и мы только что обсуждали этос ПредседателемПравительст ва, идет еще оченьиоченьтрудно. Введение единой ставки подо ходного налога, снижение разме ров отчислений всоциальные вне- бкщжетные фондыпомогут вывес тидоходыиз тени. Ослабление на логового бремени позволит доб росовестным предпринимателям уверенно развивать собственное дело всвоей собственной стране. Надопризнать: диктатутеневой экономикии “серых”схем, разгулу коррупции и массовому отто 1 дг ка питала за рубеж во многом спо собствовало само государство. Способствовало нечеткостью пра вил и неоправданными ограниче ниями. Долгое время мы выбирали: опереться на чужие советы, по- мои$ и кредитыили—развивать сяс опорой нанашусамобытность, на собственные силы. Перед по добным выбором стояли очень многие страны. Если Россия останется слабой. Тонамдействительнопридетсяде лать такой выбор. И это будет вы борслабогогосударства. Этобудет выбор слабого. Единственным же для Россииреальнымвыбороммо жет быть выбор сильной страны. Сильной иуверенной всебе. Силь ной Не вопреки мировому сооб ществу, не против других сильных государств, а вместе с ними. Сегодня, когда мы идем впе ред, важнее не вспоминать про шлое. а смотреть в будущее. Надо добиваться, чтобывсе мы—пред приниматели, властные структуры, все граждане — глубоко прочувст вовали свою ответственность пе редстраной. Чтобыстрогое испол нениезаконастало осознаннойпо требностьювсех граждан России. Политика, построенная на ос нове оттфытых и честных отноше-^ ний государства с обществом, за щитит нас от повторения прежних ошибок, явится базовымусловием нового “общественногодоговора”. Уважаемые коллеги! Преждечемговоритьо приори тетах и ставить задачи, назову са мые острые проблемы, стоящие ет стабильное политическое раз витие. Устойчивая экономика — это главная гарантия идемократи ческого общества, и основа основ сильного и уважаемого в мире го сударства. Россия сталкивается и с серь езными внешними проблемами. Наша страна вовлечена во все ми- ррвые процессы, включая эконо мическую глобализацию. Мы не имеем права “проспать” и разво рачивающуюся в мире информа ционнуюреволюцию. Мыне можеми не должныпро игрывать стратегически. Именно поэтому'недавнр утверждена Кон цепция внешней политики, обнов ленная Концепция внешней поли тики. В ней признано верховенство внутренних целей надвнешними. Самостоятельность нашей внешней политики не вызываетсо мнений. Основу этой политики со ставляют прагматизм, экономиче ская эффективность, приоритет национальных задач. Но нам еще предстоит поработать, чтобы эти принципы стали нормой государ ственнойжизни. Холодная войнаосталась впро шлом, ноипосейдень приходится преодолевать ее тяжелые послед этот важнейший инструмент полу чил сегодня наибольшие возмож ностидляразвития. Без партий не возможны ни проведение полити ки большинства, ни защита пози цийменьшинства. Нафоне вековыхтрадиций пар ламентаризма и многопартийно сти вдругих странах особенно за метны недостатки нашей .партий ной системы. Слабой власти вы годно иметь слабые партии. Ей спокойнее и комфортнее жить по правилам политического торга. Но сильная власть заинтересована в сильных соперниках. Только в ус ловиях политической конкуренции возможен серьезныйдиалог ораз витии нашего государства. России необходимыпартии, ко-, торые пользуются массовой под держкой и устойчивым авторите том. Ине нужныочередные чинов ничьи партии, прислоняющиеся к власти, тем более — подменяю щие ее. Опыт пощзал, мь^наем это за последние'нёсколъко’ лет, что подобные образования поги бают мгновенно, как только попа дают из тепличных условий в кон курентнуюсреду. Сегодня назрела необходи мостьвподготовкезаконаопарти тизм, культурные традиции, общая историческая память. И сегодня в нашем искусстве, в театре, в кино вновь растет интерес к отечест веннойистории, кнашим корням, к тому, чтодорого намвсем. Это, без сомнения, —я, вовсяком случае, в этомубежден, —началоновогоду ховного подъема. Демократическое устройство страны,'открытость новой России миру не противоречат нашей са мобытности и патриотизму, не ме- ' шают находить собственные отве тына вопросыдуховности и мора ли. И не нужно специально искать национальнуюидею. Она сама уже вызревает в нашем обществе. Главное — понять, в какуюРоссию мы верим и какой хотим мы эту Россию видеть. При всем обилии взглядов, мнений, разнообразии партийных платформу нас были иесть общие ценности. Ценности, которые сплачивают и позволяют называть нас единым народом. Уважаемые коллеги! Переходя кприоритетам в эко- . номическойполитике, нужнопреж де всего разобраться, чем вызван нынешнийэкономическийрост, ус ной программы, если не обеспе чим единого экономического и правового пространства. Для фе деративного государства—это ак сиома. Но и сегодня ограничения экономической деятельности в стране идутотовсюду—мыэто на блюдаем—от федеральной, реги ональныхиместных властей. Федеральная власть ответст венна за единые условия хозяйст венной деятельности в стране. Но территориальные органы еще не редко вводят запреты на вывоз зерна, ограничивают торговлюал когольной (продукцией, препятст вуют созданию филиалов “чужих” для них бёнков. Создают барьеры на пути свЬбодного обращения ка питалов, товаров иуслуг. Безобра зие и позор! Кажется, что это вы годно. Насамомделе ведет кката строфе. В Европе столько госу дарств договорились в Риме в 1957 году о свободном движении товаров, людей иуслуг. Все дейст вует. У нас в рамках единого госу дарства не можемэтогодобиться. Любые действия региональных властей, направленные на ограни чение экономической свободы, следует пресекать как неконститу ционные. Должностные лица, ви- ет массовому уклонению от нало гов, уходу экономики “в тень”, уменьшению инвестиционной ак тивности, в конечном счете — па дению конкурентоспособности российского, бизнеса. Просто па дению конкурентоспособности• Российского государства. Первый шаг по реформированию налого вой системы сделан. Давайте дальше двигаться по этому пути. Если выобратили внимание, ятре тий раз возвращаюсь кэтой проб- Действующую таможенную си стему также нельзя назвать эффе ктивной. Существует миф, будто манипулируя ставками тарифов, можно защитить отечественного товаропроизводителя. Скажу вам честно: я и сам так думал. Однако при нынешнемуровне таможенно го администрирования, хочу это подчеркнуть, при сегодняшнем уровне таможенного администри рования такая система в большой степени защищает и поощряет только коррупцию. Поэтому надо кардинально упростить таможен нуюсистему, унифицировать став китарифов. Пятое направление —развитие финансовой инфраструктуры. Бан- Между тем государственные функцииигосударственные инсти тутытем иотличаются от предпри нимательских, что не должныбыть куплены или проданы, приватизи рованы или переданы в пользова ние, в лйзинг. На государственной 'службе нужны профессионалы, для которых единственным крите рием деятельности является за кон. Иначе государство открывает дорогу коррупции. Иможет насту пить момент, когда оно просто пе реродится, перестанет бытьдемо кратическим. Вот почему мы настаиваем на . единственной диктатуре —дикта туреЗакона. Хотя язнаю, что выра жениеэтомногимне нравится. Вот почему так важно указатьграницы той области, где государство явля ется полноправным и единствен ным хозяином. Четко сказать, где оно—последний арбитр иобозна чить те сферы, куда оно не должно вмешиваться. Мотором нашей ■политики должны стать инициативные и от ветственные федеральные органы исполнительной власти. В основе их полномочий —. конституцион ныйдолг обеспечитьпрочностьис полнительной вертикали, общето- полпредам в работе будут только закон иданные имполномочия. Второй наш шаг определяет возможность федфального вме шательства вситуации, когдаюрга- нами власти наместах попираются Конституция России и федерале ные законы, нарушаются единые права исвободы граждан России. Сегодня в территориях госу дарственный орган или должност ное лицо может уклоняться от ис полнения решения суда, признав шего закон или иной нормативный правовой акт неконституционным илипротиворечащимфедерально му законодательству. Может про должать применять акты, признан ные судом недействительными. Ведь это практика нашей жизни, сплошь и рядом. Такое унижение российского суда какодной из фе деральных властей, действующих на основе Конституции, нетерпи мо. Вот это, собственно говоря, и 'есть внешнее проявление-,Того, о чемясказал. У нас государство яв ляется не федеративным, а децен- КакуюРоссиюмыстроим Мы привыкли смотреть на Рос сиюкакна системуорганов власти или как на хозяйственный орга низм. Но Россия — это прежде всего люди, которые считают ее своим домоиГ Их благополучие и достойнаяжШ^^^тавная задача' власти. Любрй^'^Эднако сегодня в- нашем доме далеко до комфорта. Еще очень многим трудно растить детей, обеспечивать достойную старость своимродителям. Трудно Нас, грахадан России, из года в годстановитсявсеменьше имень ше. Уженескольколетчисленность населения страны в среднем еже годно уменьшается на 750 тысяч человек. Иесли верить прогнозам, а прогнозыоснованы на реальной работе, реальной работе людей, которые в этом разбираются, это му посвятили всюсвоюжизнь, уже через 15 лет россиян может стать меньше на 22миллионачеловек. Я прошу вдуматься вэтуцифру: седьмая часть населения страны. Если нынешняя тенденция сохра нится, выживаемость нации ока жется под угрозой. Нам реально грозит стать дряхлеющей нацией. Сегодня демографическая ситуа ция—одна из тревожных. Другой серьезной проблемой продолжает оставаться экономи ческая слабость России. Возраста ющий разрыв между передовыми государствами и Россией толкает насвстранытретьегомира. Цифры текущего экономического роста не должны нас успокаивать: мы по- прежнемупродолжаемжитьвусло виях прогрессирующего экономи ческого отставания. Я прошу вас обратитьнаэто особое вник}ание. На первый взгляд экономика страны сейчас выглядит неплохо. Раст^ валовой внутренний про дукт, промышленное производст во, инвестиции, сбор налогов. Од нако экономический рост, как и в период оживления 97-го года, на ходится на грани риска. Два года назад видимое благополучие, ос нованное на масштабных государ ственныхзаимствованиях, рухнуло под воздействием мощного фи нансового кризиса. Сегодняшние экономические показатели выглядят оптимистич нотольконафоне вчерашних. Хочу это подчеркнуть, только на фоне вчерашних! Но они весьма скром ны по сравнению с другими стра нами, которые развиваются, и го раздо быстрее, и гораздо устойчи вее развиваются, чем мы. Нынеш ний рост лишь внебольшой степе нисвязан с обновлениемэкономи ческого механизма. Во многом он является результатом благоприят ной внешнеэкономической конъ юнктуры. Отклоняясь от текста, хотел бы вернуть вас к тому, о чем сказал вначале: о налоговой реформе. Я прошу депутатов Государственной Думы внимательно посмотреть на то, что предлагается Правительст вомв контексте того, что я только что сказал выше. С таким положениеммыне мо жем мириться. Идело не только в нашей национальной гордости. Хо тя и это важно. Вопрос стоит го раздо острее и гораздо драматич нее. Сможем ли мы сохраниться как нация, как цивилизация, если наше благополучие вновь и вновь будет зависеть от выдачи между- ■зродных кредитов и от благо- „^^гюнност 11 лидеров мировой эко- ;номики? России нужна экономическая система, которая конкурентоспо собна, эффективна, социально справедлива, которая обеспечива- ствия. Это—ипопыткиущемления суверенных прав государств под видом “гуманитарных” операций или, как модно сейчас говорить, “гуманитарных” интервенций. И трудности нахождения общего языка в вопросах, представляю щих региональную или междуна роднуюугрозу. Так, в условиях нового для нас типа внешней агрессии — между народного терроризма и прямой попытки перенести эту угрозу внутрь страны — Россия столкну лась с системным вызовом госу дарственному суверенитету и тер риториальной целостности, оказа лась лицом клицу с сипами, стре мящимися к геополитической пе рестройке мира. Наши усилия избавить Россию от этой опасности подчас тракту ются необъективно и односторон не, становятся поводомдляразно го рода спекуляций. В этой связи важным направлением внешнепо литической деятельности должно стать содействие объективному восприятию России. Достоверная информация о событиях в нашей стране — это сегодня вопрос ее и репутации, и национальной безо пасности. Ответ на эти и многие другие вызовы невозможен без укрепле- государства. Без этого нельзя: -«решить ни- одну общедацирналь!!' нуюзадачу. И хотя укрепление го^ сударства не первый год провоз глашается важнейшей целью рос сийской политики, дальше декла раций и пустых разговоров мыни куда не продвинулись за эти годы. Никуда! Наша важнейшая задача—нау читься использовать инструменты государства для обеспечения сво боды— свободыличности, свобо ды предпринимательства, свобо ды развития институтов граждан скогообщества. Спор о соотноше ниисилыисвободыоченьстар, как сам мир. Он и по сей день порож дает спекуляции на темы диктату рыи авторитаризма. Нонаша позиция предельнояс на: только сильное, эффективное, если кому-то не нравится слово “сильное”, скажем эффективное государство и демократическое государство в состоянии защитить гражданские, политические, эко номические свободы, способно создать условия для благополуч ной жизни людей и для процвета ния нашей Родины. Уважаемые депутаты, члены Корни многихнашихнеудач—в неразвитости гражданского обще ства и в неумении власти говорить с ним и сотрудничать. Власть все время бросает в крайности — то онанезамечает, точрезмерноопе кает общество. При этом- господствует пред ставление, что все в России зави сит от власти. Властьдействитель но отвечает за все. Но очень мно гое зависит и от Самих российских граждан. Развитие страны во мно гом определяется степенью их от ветственности, зрелостью полити ческих партий, общественных объ единений, гражданской позицией средств массовой информации. За прошедшее десятилетие в стране произошли принципиальг ные перемены—Конституцией га рантированыправа исвободылич ности, сформирована демократи ческая политическая система, ста ла реальностью многопартий ность. Россияне избирают Прези дента, депутатов Государственной Думы, г^ернаторов, мэров, орга ныместного самоуправления. Однакобуквазакона иреальная жизньподчасдалекидруг отдруга. В России построен лишь каркас гражданского общества. Сейчас требуется совместная терпеливая работа, чтобыоностало полноцен ным партнером государства. Нам пока не всегда удается совместить патриотическую ответственность за судьбустраныс тем, что Столы пин когда-тоназывал “граждански ми вольностями”. Поэтомуеще так трудно найти выход из ложного конфликта между ценностями лич ной свободы и интересами госу- Между тем сильное государст во немыслимо без уважения кпра вам и свободам человека. Только демократическое государство способно обеспечить баланс инте ресов личности и общества, сов местить частную инициативу с об щенациональными задачами. В демократическом обществе постоянную связь между народом ивластьюобеспечиваютполитиче ские партии. Благодаря выборам ях ипартийной деятельности, соб ственно говоря, по-моему, эта те ма уже ерть в Думе. Мне кажется, нужно н^ ним поработать актив нее. Возможно, и кандидатов на пост главы государства должны выдвигать только общественно-. политические объединения. Я по нимаю, что это серьезная поста новка вопроса, она требует от дельной, широкойдискуссии. Отдельныйразговор—осовре менном состоянии профсоюзного движения. Тенденцииформализма и обюрокрачивания не обошли стороной и эти объединения граж дан. В новых условиях профсоюзы не должны “тянуть” на себя госу дарственные функции в социаль ной сфере. Не надо этого делать. Гражданам России нужны не оче редные посредники в распределе ниисоциальныхблаг, а профессио нальныйконтроль за справедливо стью трудовых контрактов и со блюдением ихусловий. Эхо значит, что задачи профсо юзов — защита прав наемных ра ботников и в государственном, и в частном секторах, изучение струк турырынка, организация правовой учебыи поиск приоритетов в сфе ре переподготовки кадров. Поле работы здесь —огромное, одному ------------- здесь не справиться. "нужно одному государству: >эдыььработать. Вот-здесь и нужно работать вместе с профсоюзами. ‘ В становлении гражданского общества исключительную роль играют средства массовой инфор мации. Такмногоитакчасто мыго ворим об этой проблеме. Отстаи вая право на свободу, российские журналисты часто рисковали соб ственной карьерой,что там карье рой — и жизнью рисковали! Мно гие из нихпогибли. Свободная пресса вРоссиитем не менее состоялась. Однако рос сийские средства массовой ин формации, как и общество в це лом, пока еще находятся в стадии становления. Надосказатьобэтом прямо. В них, как в зеркале, отра жаются все проблемы и “болезни роста” страны. Ведь они работают здесь, у нас в стране, а не наблю дают за событиями с какого-то острова. Какое общество, какая власть—такая унас ижурналисти ка. Поэтому когда мне часто гово рят: “ВызаймитесьСМИ, сделайте то ито”.Отвечаю: давайте общест вомвцеломбудемзаниматься, то гдаисредства массовой информа ции изменятся. Но без действи тельно свободных СМИ россий ской демократии просто не вы жить, а грахданского общества — не создать. К сожалению, пока не удалось выработать четкие демократиче ские правила, гарантирующие подлинную независимость “чет вертой власти”. Хочу это подчерк нуть, подлинную. Журналистская свобода превратилась в лакомый кусок для политиков и крупнейших финансовых групп, стала удобным инструментом межклановой борь- Как Президент страны считаю своим долгом обратить внимание общественности на это. Цензура и вмешательство вде ятельность средств массовой ин формации запрещены законом. Власть строго придерживается этого принципа. Но цензура может быть не только государственной, а вмешательство —не только адми нистративным. Ведь экономиче ская неэффективность значитель ной части средств массовой ин формации делает их зависимыми от коммерческих и политических интересовхозяевиспонсоровэтих средств массовой информации. Позволяет использовать СМИ для сведения счетов с конкурентами, а иногда — даже превращать их в средства массовой дезинформа ции, средства борьбыс государст- Поэтому мы обязаны гаранти ровать журналистам реальную, а не показную свободу, создать в стране правовые иэкономические условия для цивилизованного ин формационного бизнеса. Свобода слова была и останет ся незыблемой ценностьюроссий ской демократии. Это — наша принципиальная позиция. Хотел бы остановиться еще на одной важнойтеме. Убежден, что развитие общест ва немыслимо без согласия по об щим целям. Иэти цели ^ не толь ко материальные. Не менее важ ные — духовные и нравственные Единство России скрепляют присущий нашему народу патрио тойчивлион, насколькоуязвимдля внешних воздействий. Я говорил об этом в самом начале, здесь бы хотел остановиться поподробнее. С одной стороны, сегодняшние показатели — отчасти результат благоприятной внешнеторговой конъюнктуры. Все в этомзале пре красно понимают, о чем я говорю. С другой—начинает меняться по ведение предприятий, субъектов рынка, они все более ориентиру ются на платежеспособный спрос, снижают издержки производства. Этоготоже нельзя не замечать, это В то же время есть опасность, чтоэти тенденции несмогут закре питься у нас. Ведь глубинные при чины неустойчивости нашего эко номического развития остаются прежними, медленно меняются у , насбазовые принципыработыэко номики. Эти проблемызаключают ся в чрезмерном вмешательстве государства вте сферы, где его не должно быть, и в отсутствии там, где оно необходимо. Сегодня уча стие государства излишне всобст венности, предпринимательстве, потреблении отчасти. И наоборот, государство остается пассивным в создании единого экономического пространства страны, обязатель ном исполнении законов, защите прав собственйбсти ‘ " Основными.»'»»г^епятствиями экономического роста явлпются высокие налоги, произвол чинов ников, разгул криминала. Решение этих проблем зависит от государ ства. Однако дорогостоящее и расточительное государство не может снизить налоги. Государст во, подверженное коррупции, с не четкими границами компетенции, не избавит предпринимателей от произвола чиновников и влияния преступности. Неэффективное го сударство является главнойпричи ной длительного и глубокого эко номического кризиса, абсолютно в этом убежден, кризиса, проявле ния которого хорошо известны. Очень многие отечественные предприятия остаются неконку рентоспособными. Они выжили в основном благодаря девальвации рубля, заниженным тарифам на энергоносители, неплатежам и бартеру. Сохраняется сырьевая направленность экономики. Дохо ды бюджета во многом зависят от динамики мировых цен на энерго носители. Мы проигрываем в кон куренции на мировом рынке, все более и более ориентирующемся на инновационные сектора, на но вую экономику — экономику зна ний и технологий. Значительная часть российской экономики до сих пор втени. Однимиз проявлений слабости государства, его непоследова тельности впроведении необходи мых преобразований стало чрез мерное накопление государствен ного, вособенности внешнегодол га. Несмотря на неоднократную реструктуризацию, бремя госу дарственного долга представляет собой угрозудля развития страны. Накопленные долги заставляют нас тратить на их обслуживание и . погашение неменеетретидоходов бюджета. Проблема втом, чтодолг не уменьшается. Такая реструкту ризация, что он не уменьшается, а только растет. Мыстали заложниками моделкг экономики, основанной на попули стской политике. Пытались спра- ■ виться с болезнями с помощьюко сметических мер. Постоянно от кладывали принятие систЯлных, принципиальных, нацеленных на перспективу решений. Необходимо извлечь уроки из нашего опыта ипризнать, что клю чевая роль государства вэкономи ке—это, без всяких сомнений, за щита экономической свободы. На ша стратегическая линия такова: меньше администрирования, больше предпринимательской свободы — свободы производить, торговать, инвестировать. Суть государственного регули рования в экономике —не вувле чении административными рыча гами, не вэкспансии государства в отдельные отрасли (это мы уже проходили, это было неэффектив но) и не в поддержке избранных предприятий иучастниковрынка, а взащите частныхинициатив ивсех форм собственности. Задача власти — отладить ра боту государственных институтов, обеспечивающих работу рынка. Нам не добиться устойчивого раз вития без подлинно независимого суда и действенной системы пра воохранительныхорганов. Хочу особо подчеркнуть: не бу дет успеха ни у одной националь новные в этом, должныбыть нака заны. Регионыдолжны конкуриро вать не за полномочия, а за при влечение инвестиций и трудовых ресурсов. Сделатьэтоможнотоль ко улучшая, но никак не ухудшая условия хозяйственнойдеятельно- Надо признать, что государству не удастся в ближайшее время уй тиотучастия вразвитиинекоторых секторов нашей экономики. Я имеюв виду прямое участие госу дарства. Не удастся и не нужно уходить. Таких, например, как о&о- ронно-промышленный комплекс. Стратегически важные отрасли бу дут находиться под постоянным вниманием государства. Уважаемые депутаты, члены Совета Федерации! Ксожалению, деловой климат в нашей стране улучшается слиш ком медленно и пока остается не благоприятным. . Предпринима тельские риски и налоги высоки. Механизмырегистрации предпри- , ятий сложны, проверки бесконеч ны. Функции органов государст- / венного управления оказались в ряде случаев смешаны с функция микоммерческихорганизаций. Та кое положение нетерпимо и под лежитизменению. Здесь нужноак тивнее 'р'Шотятв Яравителвст^, председателю-Правительстве. ‘Мы знаем, что в некоторых централь ных ведомствах есть прямое сов мещение хозяйственных функций иадминистративных. Никуданего дится. Это противоречит издраво му смыслу, и действующему зако нодательству. Во-первых, следует обеспечить защиту прав собственности. Госу дарство будет гарантировать дос туп акционеров к информации о деятельности предприятий, огра ничивать возможности “размыва ния” их капитала, увода активов. Должныбыть защищеныимущест венные права граждан, обеспече ны гарантии их собственности на жилье, на земельные участки, бан ковские вклады, на иноедвижимое и недвижимое имущество. Важно установитьлегальные основыпра ва частной собственности там, где они до сих ,пор не утверждены, прежде всего на землю, на недви жимость. Вопросы эти острые. Подходить к ним нужно аккуратно, нужно двигаться в направлении их решения. Эти вопросы—поле для совместной работыПравительства иФедерального Собрания. Второе направление—обеспе чение равенства условий конку» ренции. Сегодня одни предпри ятия ставятся государством в при вилегированное положение —для нихнижетарифынаэнергоносите ли, импозволеноне платитьдолги, они пользуются многочисленными льготами. Зато доугие предпри ятия, действуя в формально рав ных условиях, реально дискрими нируются, фактически оплачивают привилегии первых. Поэтому сле дует отменить все необоснован ные льготы и преференции, пря мые и косвенные субсидии пред приятиям. Чем бы они ни обосно вывались. Обоснования всегда бу дут найдены. Необходимо обеспе чить равный подход прираспреде лении государственных средств, лицензий, квот, устранить избира тельное применение процедуры банкротства. Это крайне важная и оченьболезненная сферадеятель ности государства. В некоторых регионах это просто превратилось в орудие сведения счетов с поли тическими иэкономическими кон курентами. Третье направление — освобо ждение предпринимателей от ад министративного гнета. Государ ство должно последовательноухо дитьот практики избыточного вме шательства вбизнес. Возможности чиновников дей ствовать по своему усмотрению, произвольно толковать нормы за конодательства и в центре, и на местах угнетают предпринимате лей и создают питательную среду для коррупции.’ Надо обеспечить применение законов прямогодей ствия, свести к минимуму ведом ственные инструкции, устранить двойственность толкования нор мативныхактов. А кроме этого, уп ростить порядок регистрации предприятий, экспертизы, согла сования инвестиционных проектов и так далее. Многие, сидящие здесь в зале, наверное, знают, что это такое, сами занимались или наблюдали за тем, каку нас реша ются подобные вопросы. Четвертое направление — сни жение налоговогобремени. Сегод ня налоговая система способству- ковская система должна быть рас чищена от нежизнеспособных ор ганизаций. Следует обеспечить прозрачность банковскойдеятель ности. Фондовый рынок должен стать действенным механизмом мобилизации инвестиций, их на правленияв наиболее перспектив ные сектора экономики. Шестое направление — реали стичная социальная политика. Я говорю шестое, его можно было поставить, конечно, на первое ме сто по значимости. Политика все общего государственного патер-' нализмасегодня экономическине возможна и политически нецеле сообразна. Отказ от нее диктуется как необходимостьюнаиболее эф фективного использования финан совых ресурсов, так и стремлени ем включить стимулы развития, раскрепостить потенциал челове ка, сделать его ответственным за себя, за благополучие своих близ- Социальная политика — это не толькопомощьнуждающимся, нои инвестиции вбудущее человека, в его здоровье, в его профессио нальное, культурное, личностное развитие. Именно поэтому мыбу дем отдавать приоритет развитию сферы здравоохранения, образо вания, культуры. ■■г;. Нынешняя систё«а''сОЦИ9ЯвйоЙ| поддержки. оСнову‘'котврвй,соста-' вляют безадресные социальные пособияильготы, устроена так, что распыляет государственные сред ства, позволяет богатым пользо ватьсяобщественными благами за счет бедных. Формально бесплат- ниефактически плигныипоройне доступны для малообеспеченных, детские пособия мизерныи не вы плачиваются годами, пенсии скуд ны и не привязаны к реальному трудовому вкладу. Утвердилась государственная ложь, вот в этом зале, наверное, уместно будет об этом сказать, ко гда мы все вместе собрались: мы принимаем многочисленные зако ны, заранее зная, что они не обес печеныреальнымфинансировани ем. Просто из политической конъ юнктурыпродавливаемто илидру гое решение. Унас нетдругого вы хода, кроме как сокращать избы точные социальные обязательства истрого исполнять те, которые мы сохраним. Только так можно вос становить доверие народа к госу дарству. Важнейшей национальной за дачей является обеспечение фи нансовой устойчивости пенсион ной системы. Государство обязано предотвратить ее кризис, вызыва емый быстрым старением населе ния России. Для этого необходимо внедрять механизмы накопитель ного финансирования: пенсий. Ак куратнонадо переходитькэтой си стеме, поэтапно, но двигаться в этом направлении нужно обяза тельно. Социальную политику будем проводить на принципахобщедос тупности и приемлемого качества базовых социальных благ. А по мощь предоставлять прежде всего тем, чьидоходысущественно ниже прожиточногоминимума. Дети ми нистров могут обойтись без дет ского пособия,.аженыбанкиров— без пособия по безработице. Уважаемые коллеги! Мы убедились: нерешитель ностьвласти ислабость государст ва Сводят на нет экономические и другие реформы. Власть обязана опираться на закон и сформиро ванную в соответствии с ним еди нуюисполнительнуювертикаль. Мысоздали “острова”иотдель ные “островки” власти, но не воз вели между ними надежных мос тов. У нас до сих пор не выстроено эффективное взаимодействие ме ждуразными уровнями власти. Мы с вамиоченьмногоичасто говори ли об этом. Центр и территории, региональные и местные власти все еще соревнуются между со бой, соревнуются за полномочия. А за их часто взаимоуничтожаю- щей схваткой наблюдают те, кому выгодны беспорядок и произвол, кто использует отсутствие эффек тивного государства в собствен ных целях. Инекоторые хотели бы со)фанить такое положение на бу дущее. Вакуум власти привел к пере хвату государственных функций частными корпорациями и клана ми. Ониобросли собственными те невыми группами, группами влия ния, сомнительными службами безопасности, использующими незаконные способы получения информации. сударстденный мандат доверия, полученный врезультате демокра тических выборов Президента, единая стратегия внутренней и внешней политики. Но без согласованной работыс региональными и местными вла стямифедеральные органывласти ничего не добьются. Власть на ме стах такжедолжна стать действен ной. По сути, речь идет о собира нии всех ресурсов государства с цельюреализации единой страте гии развития страны. Нужнопризнать—вРоссиифе деративные отношения недостро- еныинеразвиты. Региональная са мостоятельность часто трактуется как санкция на дезинтеграцию го сударства. Мы все время говорим о федерации и ее укреплении, го дами об этом же говорим. Однако надо признать: у нас еще нет пол ноценного федеративного госу дарства. Хочу это подчеркнуть: у нас есть, у нас создано децентра лизованное государство. При принятии Конституции России в 1993 году федеративная государственность рассматрива лась как достойная цель, на кото рую придется много и кропотливо работать. В начале 90-хцентрмно гое отдал на откуп регионам. Это была сознательная, хотяотчасти и вымуедешая'-тоиитика. Но онатю- 1 ^ мегла-руководству России добить-- ся тогда главногё'и, думаю, была обоснована, она помогла удержать Федерацию в ее границах. Надо этсгпризнать, легче всего критико вать то, чтобылодо нас. Однако уже скоро власти неко торых субъектов Федерации нача ли испытывать прочность цент ральной власти. И ответная реак ция не заставила себя ждать. Но хочу обратить ваше внимание. От ветная реакция пришла не из цент ра, не из Москвы, а из городов и поселков. Органы местного само управления также стали перетяги вать на себя полномочия, воснов ном полномочия субъектов Феде рациинаэтот раз. Теперьвсеуров ни власти поражены Этой болез нью. Разорватьэтот порочный круг — наша общая святая обязан- Крайним примером нерешен ных федеративных проблем явля ется Чечня. Ситуация вреспублике осложниласьдо такой степени, что ее территория стала плацдармом для экспансии в Россию междуна родного терроризма. Исходной причиной здесь также было отсут ствие государственного единства. И Чечня 99-го напомнила о ранее совершенных ошибках. И лишь контртеррористическая операция смогла отвести угрозу распада России, профессиональные воен ныепомогли сохранитьдостоинст во и целостность государства. Низкий им поклон! Но какой це- Уважаемые члены Советк Фе дерации! •Депутаты Государственной Ду- Одним из первых наших шагов по укреплению федерализма ста ло создание федеральных округов и назначение в них представите лейПрезидента России. Сутьэтого решения—не вукрупнении регио нов, как это иногда воспринимает ся илипреподносится, а вукрупне нии структур президентской вер тикали в'территориях. Нф в пере стройке административно-терри ториальных границ, ав повышении эффективности власти. Не в ос лаблении региональной власти, а в создании условий для упрочения- федерализма. Хочу особо подчеркнуть: с соз данием округов федеральная власть не удалилась, а приблизи лась ктерриториям. Общественное мнение- припи сывает полпредам Президента опасные намерения. Они якобы и “карающий меч”, ибюрократы-по средники между центром и регио нами. Между тем, сокращая аппа раты федеральных служащих на местах, мыхотимдобиться их мо бильности и работоспособности. Четко очерчивая пределы компе тенций федеральных полпредов, делаем их работу прозрачной для региональных администраций и населения территорий. Уходя от дублирования функций, персони фицируем ответственность. Это решение, безусловно, цементиру ет единство страны. Полномочные представители, разумеется, будут содействовать эффективному решению проблем своих округов. Но они не вправе вторгаться в сферу компетенции избираемыхглаврегионов. Опорой Федеральная власть. Прези дент России должны иметь'праер-; вую возможность навести; здесь порядок. Ируководители рер(-юнов •должныиметь право влиять на ме стные органы власти, если они принимают неконституционные решения, попирйот свободыграж дан. Нам ни в коем случае нельзя ослабить властные полномочия региональной власти. Это то зве но, на которое не может йе опи раться власть федеральная. Но подобные институтывмеша тельства есть во многих федера тивных государствах. Они приме няются крайне редко, но само их наличие служит надежной гаранти ей четкого исполнения Конститу ции ифедеральныхзакогйв?Впро- чем, даже сейчас, на стадии обсу ждения этой проблемы, россий ские регионы уже начали наводить порядок. Совершенно очевидные результаты в некоторых террито риях мынаблюдаем. Наш следующий шаг —рефор маСовета Федерации. Иэто—то жедвижение внаправлении разви тия демократии, профессиональ ныхначал парламентскойДеятель- Изменение принципов форми рования Совета Федерации ставит вопрос об организации постоянно го диалога руководителей субъек тов РоссийскойФедерации иглавы государства по основным пробле мам государственной жизни, о форме участия регионов в подго товке ипринятии важнейшихобще государственных решений. Такой 'формойможетстать Государствен ный совет ПриПрезиденте России, идея которого была высказана не которыми губернаторами, и я как Президент страны готов ее под- Хотел бы коснуться еще одной проблемы — повсеместно разво рачивающейся борьбы мэров и глав муниципальных образований с руководителями регионов. Лишь в редких сл^аях можно расцени вать эту борьбу как отстаивание интереовв‘местног 0 "еамоуправле- , ния как инсти'гута' влас'ги.. Еще слишком часто местное самоупра вление на мэрах начинается и на нихже заканчивается. Ипотому не стоит путать личные амбиции, пе ретягивание каната власти с защи той реальных интересов людей. Повышение ответственности руководителей субъектов Федера ции и законодательных собраний должно сопровождаться ростом ответственности глав муниципаль ных образований. Разумеется, это не отрицает необходимости даль нейшего развития самого местно го самоуправления. Оно находится подзащитойфедеральной Консти туции и является одной из фунда ментальныхосновроссийского на родовластия. Уважаемые коллеги! Сегодня мы прежде всего ста вим задачу наведения порлдка в органах власти. Ноэто—не конеч ная цель, а лишь самый первый этап государственной модерниза ции. Соединение ресурсов феде ральной, региональных и местных властей потребуется для решения других сложных задач. Главными среди нихявляются: совершенствование политиче ской системы и строительство эф фективного государства как гаран та стабильного общественного развития, =гаранта соблюдения правличности; фактическое выравнивание воз можностей субъектовФедерации в целяхобеспечения граждан страны всей полнотой политических и со циально-экономическихправ; создание правовых гарантий развития российской экономики как экономики свободного пред принимательства и деловой ини циативы граждан, обеспечение точного и эффективного проведе ния экономической стратегии на всей территории России. Эти три задачи будем последо вательно решать для укрепления нашей государственности. И для этого уже сегрдня мы просто обя заныконсолидироватьусилия всех уровней и ветвей власти. Завершая выступление, хочу напомнить, чтоукаждого, ктонахо дится на службе у государства' есть своя ответственность перед ним, перед этим государством, и перед всем российским общест вом. Эта ответственность обозна чена мандатомдепутата, губерна тора, члена Правительства. Нес мотря надолжностные различия, у всех нас есть общий долг. Это — долг перед народом, долг перед нашей страной. Сегодня вРоссиинельзяпросто обещать. Обещания уже много кратноданы, все срокиихисполне ния вышли. Десятилетия трудной и нестабильной жизни — достаточ ный период, чтобы требовать ре альных изменений клучшему. Рос сийская власть обязана добитьст перемен вближайшее время. Мы все хорошо понимаем, как труднодостичьэтой цели. Нояуве рен—у насхватитиразума, иволи. Если так будет, то появится и результат. И тогда придут стабильность и национальный прогресс. Придут успех и процветание России. Спасибо вам большое за вни-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz