Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
21 января 2000 г., № 12-13 (21140-21141) ШИПЕЦКАЯ •/Ж г а з е т а 1.^ С ЕСЛИ ВСЕ БУДУТ экономиадми ию ри аш , то кому 301ци1цать государство? Что н и г о в о р и , но у с о в р ем е н ны х ш кольников пра в г о р а з д о б о л ьш е , ч ем ра н ьш е . Н ачиная с гл а в н о го — п р а в а вы б о р а . Б у д ь то предм ет и л и б у д ущ а я п р о ф е с с и я . В сп е ц и а л и зи р о в а н ны х к л а с с а х м ож но и з у чать то, что нравит ся и что п ри годит ся д л я д а л ь н е й ш е й ж и з н и . Н о е с л и с ю р и д и ч е ск и м и , э к о н о м и ч е с к и м и и п р о ч и м и «пристрастиями» в с е понятно (стране нужны д е л о в ы е л ю д и ) , то, с к аж ем , кадет с ки й к л а с с как будто бы н е л ь з я назвать престижным . О д н а к о с ю д а охотно идут м ал ь чиш ки , р еш и вш и е посвятить с е б я а р м е й с к о й с л уж б е . Ч ем продикто ва н и х в ы б о р ? П о ч ем у о н и п р е д п о ч л и п р о ф е с с и ю в о е н н о г о в с е м ост альным ? На эти в о п р о сы м ы п о п р о с и л и ответить ю ны х кадетов , уч ащ и х ся л и п е ц к о й с р е д н е й о бщ ео бр а зо ват ел ьн о й ш колы № 14 . Николай ФЕДЯНИН: Я родился и вырос в семье педагогов. Однако, преки всем прогнозам, тг к учительству не обнару жил. Решил стать военным Помню, в детстве любовал ся строгими рядами служи вых людей, восхищался офи церской формой. Мне к;аза лось, что нет главнее и важ нее человека военного. И в играх с ребятами мне непре менно хотелось заполучить роль командира. Шло время, я взрослел, читал книги о войне и ар мии и начинал понимать зна чение слова «военный» го раздо шире. Ум, честь, до стоинство человека в форме гарантируют защищенность народа, страны. Это мужес твенная и героическая профессия. Она требует больших физических и дуг-. ховных сил. Чтобы стать хо рошим офицером, нужно много учиться. Именно поэ тому я поступил в кадетс кий класс, где изучаю спе цифику военного дела. О своем выборе я не жалею. Кирилл ШИРЯЕВ: Сейчас, в связи с напря женной обстановкой на Кав казе, многие осуждают мой выбор, говорят, что, не дай , Бог, пошлют в «горячую точку», и там я ни за что буду воевать. Я с этим не со гласен. Я буду защищать свою Родину от сепаратиз ма, терроризма, бандитизма и от прочей «нечисти». И вопрос стоит, по-моему, так: «Если не я, то кто же?» Если сейчас все будут юристами, экономистами, коммерсанта ми, то страну некому будет защищать. Я не хочу про жить свою жизнь впустую, заботясь только о своем бла гополучии, а желаю оста вить свой след в истории страны, пусть даже неболь шой. Думаю, * что здоровый парень, кото рый старается «откосить» от воинской служ бы, просто не достоин уваже ния . Защита Отечества — долг каждого мужчины,ртра- го V сегодня прихо дится неслад ко: маленькая зарплата , со кращение офи церского соста ва ... Но разве все измеряется только деньга ми и званиями? Думаю, что я сделал пра вильный выбор и что вскоре Россия снова станет великой державой, а профессия во енного — пре стижной. ПОДУМАЕМ ВМЕСТЕ! ОСВОБОДЕШИ СВОБОДЕДОБРА * Мы живем в эпоху пе- 8 ремен. Какой завтра будет ?наша страна — во многом I зависит от молодых, их *жизненной позиции. У од- ^них она активная, ориенти- I рована на свободный и от- ^ветственный выбор пути «для достижения собствен- « НОИ цели. У других —под- *чинена чужой воле и слишком зависит от инте- ресов других людей. В пос- 8 леднем случае молодой че- 8 ловек утрачивает главную «ценность — внутреннюю I духовную свободу. А это 8 грозит бедой. Предлагаю ^ подумать об этом. ,! Итак, внутренняя сво бода народу с разумом — косновной атрибут челове ческой личности. Она не отъемлема и неотчуждае- «ма. Ее нельзя сводить к сво- 8 боде выбора. Истинная сво- 8 бода есть свобода творчес- 8 кого самовыражения. 06- 8 разно говоря, это не блуж дание в лабиринте, а полет *в открытом пространстве, 8 созидание прекрасного. Ва:?сное условие для ре- «ализации и развития лич- 8 ности в обществе — свобо- 8 да социальная и политичес кая. Конечно, внешнее ее проявление не должно быть бесконтрольным и безот ветственным. Ведь человек живет среди людей, и его деятельность не должна нарушать права и законные интересы других. В Еван гелии есть такие слова: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Во 1 было искоренено, а мир озарился светом добра и- любви. Многие мыслители. начиная с Платона, разра батывали утопические про екты государства. Государ- .ства, которое должно было сделать людей лучше и обеспечить им счастье. Но, пытаясь практически осу ществить эти проекты , люди подвергаются страш ному искушению. Оно состо ит в попытке урегулировать нравственность силой госу дарственного принуждения. А ведь это — вторжение во внутренний мир человека. Если оно оказывается удач ным, личности наносится не поправимый ущерб. Утра тив внутреннюю свободу, че ловек становится безволь ной и бездушной марионет- Вообще в истории поли тической мысли существу ют два взгляда на соотноше ние государства и челове ческой личности. Согласно первому, государство долж но служить интересам лич ности, согласно второму — личность подчинена интере сам государства и общест ва. Принимая точку зрения сторонников приоритета го сударства, приходится при знать, что госвласть может обеспечить людям условия для достижения стабильнос ти и благополучия. В идеальном государст ве каждый гражданин на своем месте, он счастлив и наслаждается гармонией застывшей упорядоченнос ти общественного устройст ва, подобного совершенно правильному кристаллу Но человек не может и не должен жить, вмерзнув в лед! Он должен плыть в свободной воде, а не засты вать на месте. Сегодня осо бенно хорошо видно, что стабильность — не всегда благо, абсолютная же ста бильность — всегда зло. Человек не может никог да удовлетвориться до стигнутым, а хочет взять от жизни все. Между тем нередко бесконечное бо гатство индивидуальнос тей приводится к общему знаменателю. Люди стано вятся похожими друг на друга, разучиваются по- настоящему хотеть, их потребности унифициру ются. В свою очередь, по давление частной инициа тивы, усреднение людей ведет к застою и деграда ции в обществе. Поэтому утверждение нравственности не может быть целью государства. Ценность человеческой личности первична, а го сударство является сред ством обеспечения нор мальной жизни человека. Сущность и смысл госу дарства — в создании ус ловий для свободного раз вития каждой личности. Нравственность же —лич ное дело каждого. Чтобы иметь возможность свобод но стать добрым, нужно иметь свободу быть злым. Потому в наше время так важно молодежи про являть большую общес твенно-политическую ак тивность, не давая другим принимать решения за себя. Молодым не присущ страх перемен, они мень ше скованы нормами и ус тановками общества. Если даже молодые отдадут свою свободу, то кто ее со хранит? Дмитрий БУДЮКИН, выпускник ЛГТУ. Д о р о г и е д р у з ь я ! Сегтщняшний вы п у с к «Ступеней» сост авл ен только и з в аш и х п и с е м . Е г о авторы — в с е , кто захотел быть услыш а нны м , р еш и л ра ссказат ь о с е б е , затронуть в о лн ующ ую тему и л и п р о б л ем у . К о н е ч н о , м н о г и е ваш и в о п р о сы , тревоги, м н ен и я и с ом н е н и я ост ались «за п р е д е л ам и » этой страницы . Н о с ваш им участ ием , мы н а д е е м с я , и о ни п о з д н е е будут ПРИЗНАНИЕ СВОЕ ЛИЦО I КЕМБЫТЬ? о б с у ж д е н и е читателей «Ступеней». С п а с и б о в с е м , кто от кликнулся! Ж д е м н о вы х п р е д л о ж е н и й , п и с е м и з в о н к о в . Т е л еф о н 2 5 - 0 0 - 6 9 . девочка с длинными русыми волосами, большими зелены ми глазами и курносым но сом. Впрочем, внешность — не главное. Я считаю, что у каждого человека должна быть собственная позиция, свои интересы и увлечения. Иначе можно легко зате ряться в толпе. Многие мои сверстники стремятся «быть, как все», отдавая предпочтение улице, телеви зионному «ящику», проводя время в случайных компани ях. Лично я выбираю другое — общение с интересными людьми, книгами, искусст- С детства меня приучили не растрачивать время зря. В шесть лет я начала зани маться бальными танцами. Не скрою: очень хотелось быть грациозной, пластич ной. Думаю, я этого доби лась. Йосещала бассейн, где не только научилась пла вать, но и укрепила свое здо ровье. Параллельно училась в музыкальной школе не для «галочки» и вовсе не пото му, что этого хотели мама с папой. Меня по-настоящему увлекла игра на скрипке и фортепиано. Музыка Моцар та, Баха, Бетховена захваты вала, уносила в мир прекрас ного. А педагоги не только помогали осваивать технику игры, но и учили слушать и понимать «живой» звук. На занятиях по музыкальной литературе мы знакомились КАКИМ БЫТЬ? с творчеством великих ком позиторов, узнавали для себя много интересного и не зна ли скуки и безделья. Одной общеобразовательной щко- лы, по-моему, мало, чтобы стать самим сОбой. Нуякно заниматься чем-то дополни тельно. В будущем это обя зательно пригодится. Сейчас я хожу в художес твенную школу. У меня по явилось много друзей, кото рые тоже интересуются ис кусством. Занятия проходят в форме свободного собеседо вания. Кроме того, мы чита ем книги, смотрим видео фильмы о художниках, зна комимся с искусством пре жних эпох. Есть и такой за мечательный предмет, как скульптура. Трудно описать, что чувствуешь, когда с по мощью пластилина или гли ны воплощаешь свои фанта зии... А рисунок? Каранда- Алексей БРАГИН: У каждого человека есть мечта. У меня — стать во енным. Это значит посвя тить себя Отечеству, защи те Родины и своей семьи. В стране сейчас беспорядок, и долг нового поколения — исправить положение. Лично я готов служить Отчизне до конца, готов в любое время взять оружие в руки и встать на ее защи ту. Я буду военным, несмот ря ни на какие жизненные трудности и препятствия. Конечно, многое придется преодолеть. Но, как гово рится, «тяжело в ученье — легко в бою». Спасибо пре подавателям кадетского класса за их нелегкий труд. Они помогают нам делать правильный выбор и твердо идти к цели. Ольги БЕЛЯКОВОЙ «ПРИНЦЫ»и«НИЩИЕ» ШКОЛЬНОГОДВОРА шом или красками можно выразить собственное мне ние, раскрыть свой внутрен- Занятия в художествен ной школе захватывают на столько, что бездельничать просто не хочется. И даже летом мы не отдыхаем, а хо дим с учителями на пленэр. Это экскурсии в живописные уголки нашего города, во время которых мы рисуем пейзажи. Одним словом, свободно го времени практически не остается. Но мне нравится такая жизнь. Думаю, что ув лечения помогут мне раз вить индивидуальные черты. Быть не такой, как все, не страшно. Куда хуже не иметь своего «лица». Яна ИЗЮМОВА, ученица 8 класса школы-гимназии № 24. САМОУПРАШЕШШ С е г о д н я м н о г о ' г о в о р ят о п р о б л е м а х , о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о й ' ш к о л ы , н о п о ч е м у -т о у п у с к а ю т и з в и д а г л а в н у ю — с о ц и а л ь н о е ' н е р а в е н с т в о у ч е н и к о в . 1 а м е ж д у тем в у с л о в и я х к о л о с с а л ь н о г о р а с с л о е н и я о бщ е ст в а ' о н а в с е б о л ь ш е д а ет о с е б е знат ь . Складывается некая иерархи ческая лестница, низшие ступени котороп ^занимают дети из мало- шобеспеченных семей. Нал ^ними держат верх «кру- фтые» сверстники, бравп- «^рующие толщиной родп- фтельского кошелька. «Бедных» очень часто уни- 8 | жают. На них либо не об- ' вращают внимания, либо «ставят перед фактом», Фкогда нужно что-нибудь сделать. — Слышь, тебе сегод- ^ня придется подежурить! - ; ? 1 : . о,. —.д^цк, хы, це .будешь? ®Я не понял! Что ты сдела- ДЕКШИГРА ПОВЗРОСЛЫМПРАЕИЛАМ I $ -- Подежурю... Такой диалог ^ одна 1 *из самых «безобидных» форм общения «папеньки- ьч,ного сынка» с менее обее- I печенным одноклассни ком. Вы скажете: неуже- й ли нельзя постоять за У себя? Наверное, можно и даже нужно. Но в боль шинстве случаев попытка выяснить отношения ни к чему хорошему не приво дит. «Крутизна», не под крепленная материальны ми благами, в глазах свер- ||стников ничего не стоит. ||Конечно, процент «бога- Йтых» школьников неве- Улик, но они берут верх щ над всеми остальными. Вот фодин пример. Зазнавший- ^ с я отпрыск богатого се мейства натворил что-то. Разгневанные учителя предложили собрать школь ный «суд» для решения во проса об его отчислении.'^Ш'* что же? Все уЧеяикй,‘'"Н*' душе согласные с педагога ми, проголосовали за то, чтобы он остался в родных пенатах. Никто не проронил в адрес хулигана ни едино го словечка. Что помешало свершиться «правосудию»? Думаю, страх и привычка пресмыкаться перед силь нейшими. Само собой, нико му не хотелось попасть пос ле уроков на «разборки»... Человек, придя в школу несмышленышем, с годами накапливает знания и опыт. И уходит сложившейся лич ностью со своими взгляда ми. На их формирование сильно влияют взаимоотно шения в коллективе. От того, какую модель поведе ния ученик выберет, во мно гом зависит его дальнейшая судьба. Один мой знакомый. усвоив со ш кольной ; скамьи привычку играть второстепенные роли, так и не смог потом раскрыть- ся, проявить все свои та- V ланты. Очень часто неравные/ отношения в ученической , среде служат толчком к / РЙМЙТйю комплексов, от к 'жй^орЦх потом %ыЪает'^ ’^труднр,гизбавиться.' Мой,, одноклассник, балагур и весельчак, после каждод невных столкновений с; «крутым» сверстником на- ^ долго перестал шутить... По-моему, так будет до тех пор, пока сама моло- Ь дежь не перестанет под-' держивать социальное не- равенство своим молчани- ем. Чтобы покончить с раз- = делением школьного дво-^ ра на «принцев» и «ни-,^ щих», нужно иметь му- жество высказывать со-;- бственное мнение и ува- жать себя. Ведь челове-1: ческие отношения не мо-/ гут определяться одним-/ только «денежным меш -1 Марина АБРАМОВА, Телевизор, радио, газеты наперебой шумят о выборах — думских, президентских. Но все это проблемы старше го поколения и тех, кому ис полнилось 18 и кто имеет право голоса. Между тем многие мальчишки и девчон ки хотят быть самостоятель ными, участвовать в делах если не государства, то хотя бы собственной школы. Нам в этом смысле повез ло: в липецкой средней шко ле № 69, где мы учимся, тре тий год работает ученичес кий парламент. Все началось с проведения в школе дня самоуправления. Тогда уче ники впервые получили «власть», а учителя смогли отдохнуть от занятий, учеб ников и тетрадей. Представь те: к Вам на математику или английский приходит учи тель, всего на год старше вас, проводит самый настоящий урок с объяснением новой темы, проверкой домашнего задания, выставлением оце нок... Конечно, воспринима лось это по-разному, иногда не совсем серьезно. Но в це лом получилось. С тех пор многое измени лось, а орган ученического самоуправления работает весьма успешно. Подобно настоящему парламенту, со- „с:^ри| 1 ;^ 0 В[|Из верхней палаты, :в кофр:^^ входя'^ ученики. 9-, 11 классов, и нижней ——' суга (экскурсии, походы в театр, классные часы на ак туальные темы), и посещае мость уроков, и дисциплина. За это каждый класс получа ет баллы. Подсчитываются они в конце четверти. Клас- су-победителю выделяется автобус для поездки, развле кательной или экскурсион ной. Это хороший стимул. Так вот, в организации кон курса парламентарии прини мают самое активное участие. А еще они входят в состав редколлегии газеты «Парал лель», которая выходит дважды в месяц и содержит много полезной информации. Есть в ней рубрики просве щающие, музыкальные, юмо ристические. А еще - 7 - сти хи, поздравления и объявле ния. Конечно, без помощи . взрослых не обходится. Но большая часть работы — сбор информации, подготов ка материалов, компьютер ный набор — выполняется самими школьниками. И ре дактор — ученица десятого ираж с ТРЕВОГОЙ ^ Л Е Н ^ Ь “ почему числа 7-8-классников. В этом году начала работу партия учагцихся 5-6 классов «Пар- ламенуенок», а вскоре будет создано объединение началь ной школы «Солнечный Го- Примечательно, что в пар ламент входят представите ли от каждого класса, кото рые избираются путем ] сования — тайного ил 1 крытого. Конечно, предпоч тение отдается успевающим, ответственным ученикам. Раз в неделю парламентарии со бираются для обсуждения различных вопросов. Их за дача — защищать интересы одноклассников, доводить до их сведения школьную ин формацию. Скажем, намеча ется дискотека, ярмарка или КВН. Нужно определить со став участников мероприя тий, помочь руководству школы в их организации к проведении. Всем этим и занимаются наши избранники. Есть мно го других важных дел. На пример, сегодня в школе нет строгой формы, но существу ют некоторые ограничения: нельзя носить джинсы, брид жи, одежду ярких тонов. И вот раз в две недели органи зуются проверки, как эти правила соблюдаются. Это помогает поддерживать поря док, а также учит не подво дить «своих». Ведь существу ют еще и соревнования меж ду классами. Учитываются и интересная организация до- но в школе она популярна, и ее охотно берут за неболь шую плату — один рубль. Члены парламента, поми мо всего прочего, входят в совет школы, где вместе со в 2 ро№ 1 ми,д^аструют в раз- рршенид Ш 10 ГИХ проблем, в том Чйслё°й конфликтных. Ио, пожалуй, самое интерес ное то, что у нас есть свой президент. Как и положено, он наделяется существенны ми полномочиями, правда, сроком всего на один год, и избирается путем «народно го» голосования. Баллотиро ваться на этот поет может любой член парламента из числа 9 - 11 -классн 1 Ков. Вы глядит это так: кандидаты в президенты вместе со свои ми доверенными лицами хо дят по кабинетам и агитиру ют. У каждого из них есть своя программа, которую они обязуются выполнить. Все как у взрослых! Ведь глав ный «рулевой»должен отве чать за свои поступки, оправ дывать доверие избирателей. Надо сказать, что у на ших президентов это получа ется. Так, не без участия пос леднего из них, в школе на конец-то перестали требовать иметь сменную,обувь. В ста дии решения вопрос об уменьшении объема домаш них заданий... Конечно, наш орган само управления не идеален, час то мнения тех, кто в него вхо дит, не совпадают. Но ведь в споре рождается истина. К тому же, это увлекательная игра по взрослым правилам. Хочется надеяться, что она будет интересна не одному поколению учеников нашей школы. Многие юноши и девушки недовольны своим внешним видом. Это особенно сильно стало заметно с появлением модели стандар тно «Идеального» мужчины и стандартно «идеальной» женщины, чьи образы форми руют СМИ. Из-за несоответствия стандар там подростки комплексуют, что отражает ся на их психике. Моя подруга ужасно пе реживает из-за того, что ее фигура не отве чает общепринятым критериям, а вес пре вышает норму. Она на полном серьезе счи тает, что молодым людям нравятся исклю чительно топ-модели, а отклонение от пара метров (90-60-90) просто недопустимо. Но неужели внешний вид —главное? Я думаю, зачастую он мало что значит. Тот, кого сто ит любить, сам будет любить тебя не за кра сивые глазки. Другая знакомая считает себя «кладо вой» недостатков, как внешних, так и внут ренних. Ее самооценка занижена. Но, на мой взгляд, большинства ее недостатков просто не существует. Она их придумала! А при чина — давление со стороны сверстников. В любом случае, надо попытаться в себе ра зобраться, посмотреть на себя как бы со сто роны. Например, взять и записать на лист ке бумаги достоинства в один столбик, не достатки — в другой, а уж потом решать, какой ты. Комплексами страдают не только девуш ки, но и юноши. Мой друг считает себя «че ловеком с дефектом». Он не уверен в себе, в собственных силах, не видит цели и смысла в жизни. И при этом во всем винит окружа ющую действительность. Но дело-то в нем самом. Потому что человек самостоятельно строит жизнь, управляет ее течением. Ни кто другой и ничто другое не поможет ему изменить сложившуюся ситуацию. Впрочем, комплексующим нужны поддержка и пони мание. Но часто их нет, люди одиноки. Как быть? Ответ один: бороться. Бороться что есть силы. Достижение цели зависит не только от желания, но и от твоих усилий. Наверное, многим эти трудности кажут ся глупыми, надуманными. Но последствия их могут быть крайне серьезными и опас ными. Многие подростки из-за одиночест ва, тревоги, неудовлетворенности собой на чинают принимать наркотики, пытаясь хотя бы на время забыть обо всем. Но это не вы ход. Так они только усугубляют дело. Им нужна помощь. И не только им, но и всем тем, кто запутался в себе, в своей жизни. А исходить эта помощь должна от взрослых. Молодежь наиболее уязвима и чувствитель на к ударам жизни. И опытные люди долж ны протянуть нам руку. Но зачастую они отворачиваются, считая, что подростковые проблемы —это пустяки, выверты переход ного возраста, которые сами пройдут. Но случается так, что не проходят. Подростки не выдерживают борьбы и идут на крайнос ти, иногда даже сводят счеты с жизнью. Только тогда взрослые хватаются за голо вы, да поздно. По-моему, взрослые могут быть'опорой, любить и понимать нас. А Детям нужно учиться уважать желание старших помочь. Марина ШИРИНСКАЯ. - О СОКРОВЕННОМ ■ ВПЕР,ДУШАи ГИТАРА. Азиатские желтые реки. Азиатские белые горы. Раз увидел — так это навеки. А забудешь — так это не скоро... Поскрипывая, пел голо сом Визбора старый магни тофон. Авторская песня ... До 'О я люблю эту музы- Бывает: нервы на исхо де, а послушаешь Визбора, Никитиных — и сразу лег- С авторской песней я по знакомилась в походе. У кос тра, вечером, / с./у"гг„’-ч их под звуки гитар и плеск воды в реке. Тогда я называла их ту ристскими. Сейчас мне нравятся и со временные песни, но настоящее на слаждение я^ полу чаю от бардовс ких... Знаете, поче му? Вот сравните: «На вечеринке луч ших друзей ты тан цевал с подругой моей» и «Качнется купол неба, большой и звез дно-снежный. Как здорово, что все мы здесь сегодня со брались!» Про мелодию не рискну говорить. А ведь тема-то одна: собрались друзья... Когда слушаю эти пес ни, возвращаюсь в детство: отпадают заботы и тревоги, я взрослею, не чувствую не понимания и своей неполно ценности. В эти минуты пос ле дискотек, где я, «кру тая», самоуверенная, ста новлюсь робкой, ожидаю щей прекрасного... Поет ветер за окном, поет гитара, поет Визбор, поет душа... _________ Катя СЫСОЕВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz