Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

6 мюля 2 0 0 0 г . , № 129 (21257) ШИ!ШШ 1 ОТ« 1 ( 0 М 1 ! 1 [иНИШ 1 ! (Окончание. Начало на 1-й стр.) —Тогда хочу спросить «в лоб»: что вас, как куратора образовательной системы, больше всего беспокоит и огорчает? —Если коротко: отсутст­ вие преемственности в обуче­ нии. Разрыв между уровнем I подготовки школьников и ву­ зовскими требованиями. В об­ ласти мы пробуем его преодо­ леть или для начала —умень­ шить. Но — клочками, фраг­ ментами. Да, конечно, есть какие-то обнадеживающие шаги. Допустим, договоры с педвузами по приему ребят из сельской местности. Напри­ мер, половина поступающих в Елецкий пединститут закан­ чивала сельские школы. Но все-таки полномас­ штабное решение этой зада- ■чи —в федеральной, а не ре­ гиональной компетенции. О чем неустанно твердят на вся­ кого рода московских семина­ рах, конференциях. Велся этот разговор и на крупней­ шем за десять лет совещании, по весу равном проходившим некогда общесоюзным съез­ дам учителей. Там обсужде- ^ние проблемы преемственнос­ т и было составной частью "дискуссии о национальной концепции образования и ре­ формы школы. То есть все всё понимают —и на местах, и в министерстве. Но одно дело понимать, другое —предпри­ нимать конкретные усилия... Видите ли, трудно что- либо изменить, сидя на чемо­ данах. А правительственная чехарда последних лет пре­ вращает министерских чинов­ ников во временщиков. — И они предпочитают воспользоваться своим пол­ ожением, чтобы позаботить­ ся о себе: выпустить моног­ рафию, учебник, порадеть коллеге, к которому после очередной министерской пе­ ретряскинадо будет обратить­ ся насчет работы... — Полагаю, не без этого. А в результате в регионах мы вынуждены искать выход, ко­ торый должны бы указать из столицы. В каждой области — на свой страх и риск. Вот и получается, что липецкий школьник может не соответ­ ствовать тому, что придума­ ли в Тамбове, Воронеже или Санкт-Петербурге. Вообще положение пара­ доксальное. Де-факто в Рос­ сии школьное образование пе­ рестало быть государствен­ ным. Оно —муниципальное. А учитывая наше российское творческую свободу препо­ давателя перепутали с анар­ хией. Бесспорно: каждый на­ ставник волен выбирать про­ грамму, методику. Но он не должен по личному усмотре­ нию определять, какой мини­ мум каких знаний необходим ученику. — Вот-вот. Если учитель литературы решит, что на «Войну и мир» хватит и двух уроков, а сэкономленные часы лучше «отдать» друго­ му автору, то это чревато од­ ним: выпускнику придется выкладывать солидные де­ нежки за репетиторство, что­ бы выдержать вузовский эк­ замен. К тому же свобода по­ иска подразумевает одарен­ ность и стопроцентную ком­ петентность. А сколько у нас учителей весьма средних спо­ собностей! Разве им нужна свобода? Да она имв тягость! Они сами запутались во мно­ жестве учебников и останав­ ливают свой выбор на самом неудачном. Они загружают не ум, не душу, не память детей, а только их время странными заданиями вроде срисовывания картинок из книги по истории или сочи­ нения «трактата» по изготов­ лениюбронежилета вдомаш­ них условиях. Об этомв «Ли­ пецкой газете» постоянно пишут и ученые, и родители, и журналисты. Время учени­ ков загружено, а знаний нет как нет. География, а то и ОБЖтеснят и отодвигают на второй план математику или язык. А грамотность между тем падает, и читать дети давно перестали... —С этим трудно спорить. В подобной обстановке и при­ ходится исправлять прожек­ терские, оторванные от реаль­ ности «ЦУ» из Москвы. Ис­ правлять нам, своими силами. Возьмите те же учебники. Сейчас, после долгих баталий и критики, выпущены более приемлемые книги. Мы пос­ тарались активизировать об­ ластную комиссию, чтобы тщательнее «просеять» феде­ ральный комплект и дать со­ ответствующие рекомендации и ориентиры учителю. Не си­ дят сложа руки специалисты в Институте усовершенство­ вания учителей, в педагоги­ ческих вузах области, кото­ рые помогают педагогам со­ вершенствовать мастерство. Опыт убеждает: перепод­ готовку лучше всего осущес­ твлять прямо в районах. Так сказать, с учетом их специ­ фики. Поэтому все чаще практикуем выездные сове­ щания, семинары. И от авгус- ЦИФРЫ БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ 1999-2000 учебный год 1998-1999 учебный год Количество учащихся в школах области 161745 163944 Количество выпускников 11-х классов 11909 10445 Награждены золотой медалью 403 372 Награждены серебряной медалью 828 728 Выделено средств из областного бюджета: 2000 г. 1999 г. —на приобретение учебников 13820 т. руб. 10100 т. руб. —на приобретение школьной мебели 1500 т. руб. 1020 т. руб. —на приобретение спортивного инвентаря 6470 т. руб. —на приобретение компьютерных классов 1500 т. руб. 200 т. руб. —на обеспечение детей-сирот и детей без попечения родителей одеждой и обувью 3059 т. руб. 540 т. руб. —на проведение капитальных и текущих ремонтов 11300 т. руб. 5700 т. руб. ученических мест (в прошлом году введено школ на 1316 ученических мест). ТО представляется, что они якобы изжили себя. Изжили себя конференции формаль­ ные, для галочки. А в принци­ пе они могут и должны кон­ центрировать коллективные усилия, становиться коллек­ тивной мозговой атакой на­ сущных проблем накануне первого звонка. В этом году мы возобновили практику про­ ведения областной конферен­ ции, на которую приглашают­ ся руководители учебных за­ ведений всех ступеней обра­ зования —от школы до вуза. Людям есть что сказать друг другу, что друг у друга пе­ ренять. В глубинке обнаружи­ ваются такие мастера, кото­ рые не уступят в мастерстве педагогам лицеев и гимназий. Случайно разве на наших олимпиадах даже в знаниях по вычислительной технике ребята из села, где компьюте­ ров раз-два и обчелся, успеш­ но соревнуются с горожана­ ми? А самое удачное пособие по информатике составлено не в областном центре, а в Гря- зинском районе. —Учитывая беспокойные сигналы читательской поч­ ты, я хотел бы еще раз вер­ нутьсяк структуре программ. Почему у нас в самих шко­ лах так слепо берут на воору­ жение те же министерские рекомендации, чье несовер­ шенство очевидно? Почему географию дети могут изу­ чать три часа в неделю, а языком или литературой за­ ниматься всего два? Ну если вам дана свобода, то откор­ ректируйте планы, измените — Одна из причин - ректора у нас, в основном, не плохие хозяйственники, ших условиях это важное ка честно, но не всегда методис­ ты. Каждому из них нужен хороший завуч. А хороших недостает. Потому и тратим силы и средства на подготов­ ку и переподготовку органи­ заторов учебного процесса. Это, хочу верить, принесет свои плоды. ' - \ “Что каейтся перекосов в - учебных планах, неоправдан­ ного перенасыщения их мно­ жеством предметов..'. Пред­ ставьте себе. На совещаний с участием директоров из села авторитетный ученый призы­ вает: введите курс по пробле­ мам здравоохранения, вы же понимаете, как это важно. Ему могут возразить: у нас уже есть в плане часы по ва- леологии. Нет, говорит он, здравоохранение предмет осо­ бый, не надо путать. Оратор красноречив, зал аплодирует. Ш три^щ&а^же новый-дпе- гВ;иалист. аи ЖитИр^таа изу­ чение в рамках уро­ ка, предположим, правил дорожного движения. При этом оперирует цифрами ДТП, на­ поминает об ответ­ ственности за жизнь детей. Зал опять хлопает. Приезжает дирек­ тор к себе в село и начинает утрамбо­ вывать расписа­ ние, втискивая между «Войной и миром» и биномом Ньютона новые предметы. Даром, что у него, может, и вести-то их неко- Доходит до анекдотов. Вот, к примеру, директо­ рам говорят: нарко­ мания наступает, нужно провести специальные ме­ роприятия, чтобы уберечь детей от этого зла. А дирек­ тор из Чаплыгин- ского района не по­ нимает: у него-то ребята о «черняш- ке» и героине слыхом не слы­ хивали, зачем же подстеги­ вать их интерес к наркоти- Мне кажется, школа, ме­ няясь, все-таки обязана сохра­ нять здоровый консерватизм, а иногда и скептицизм по от­ ношению ко всякого рода ве­ яниям... —Скажем, к сексуально­ му просвещению с первого —Вот именно. Нельзя под­ хватывать на лету все, что придумано кабинетным теоре­ тиком или чиновником. —То есть, если восполь­ зоваться термином селекци- роде антинаркотическийкурс может принести пользу, а в глубинномселе —наоборот. — Там, где есть собствен­ ные наработки, направления, бездушно ничего копировать не будут. Вспомните програм­ му «Русская школа». Она про­ сто обязывает отсеивать чуж­ дые ей новшества. А какие-то —брать на вооружение. Вы говорите о районирова­ нии, я предпочту понятие оп­ тимизации. Бездумное подра­ жание по принципу: «Другие' делают, а мы чем хуже» — опасно. Школа и мода несо­ вместимы. 'Удавшийся опыт соседа не гарантирует удачи. Та же «Русская школа» очень интересна и ценна. Но я была в школе, где вроде бы провоз­ гласили, что будут следовать ее установкам, а сами пред­ ставления не имеют, что это такое. Им понадобилась мод­ ная этикетка. Зачем? Кого они обманывают? Себя? Детей? Начальство? При всех проблемах город­ ских школ я, й Й к о ^ ^оЩ- шей мере трево'ЖуР:. ЗГГселЮ- кие. Вгороде у родителей есть выбор, ребята с теми или ины­ ми наклонностями могут пой­ ти в учебные заведения с уг­ лубленным изучением интере­ сующих их дисциплин. Не то в селе и даже райцентре. Там порою и специализированных классов-то нет. А разве не повод для бес­ покойства такой парадокс: в селе на каждого учителя семь учеников. Кажется, идеальные условия фактически для инди­ видуальных занятий, для.мак­ симально продуктивного твор­ ческого контакта наставника с подопечным. Да эти дети должны быть золотыми! Ну а на деле это, увы, далеко не — Педагогам недостает квалификации? —Я сформулирую иначе: слишком многого пока недо­ стает сельской школе. Мы ей столько задолжали. В конце концов, как бы хорошучитель ни был, но компьютерной гра­ мотности на пальцах не на­ учишь. А компьютеров на селе очень мало. — А выход какой? При нынешнейбюджетной —А выход —находить на это средства. Именно так решили в администрации об­ ласти. И областной Совет под­ держивает нас. Разрабатыва­ ем программу компьютериза­ ции сельских школ. Это ре­ ально. На нее уже выделены первые полтора миллиона рублей. Подчеркну: первона­ чальные. Предполагается увеличить эту сумму на по­ рядок. Мы твердо намерены все это сделать. —Но на селе испытыва­ ют нужду не в одних компь­ ютерах... На встрече с жур­ налистами «Липецкой газе­ ты» губернатор Олег Коро­ лев с болью гово­ рил, что там иной раз, кроме пары поломанных лыж и порванной во­ лейбольной сетки, ничего для орга­ низации досуга, спортивных со­ ревнований не найти... — Об этом мы с Олегом Петрови­ чем не раз беседо­ вали. Сейчас фи­ нансируется, с участием местного самоуправления, программа по со­ зданию полноцен­ ной спортивной базы в сельских школах. Только из областного бюд­ жета планируем до конца года от­ дать до 30 миллионов рублей на эти цели. Шесть с полови­ ной миллионов рублей уже выделены. Раз уж вы упомя­ нули о губернаторе, я тоже сошлюсь на него. Именно применительно к сельскому образованию он любит повто­ рять: мы обязаны наконец преодолеть «комплекс нище­ ты». Сами педагоги уже не просят, а требуют современ­ ное оборудование, те же компьютеры, лингафонные кабинеты и так 'далее-. -Власть не -имеет- больше- -права: эти требОвайия игнорировать. -—Значит, у вашйЯ кол­ лег по администраций эти намерения и планы находят понимание? И нет возраже­ ний типа: давайте сперва ре­ шим более насунщые вопро­ сы, а школа подождет?.. —Мои коллеги меня слы­ шат. Другой вопрос, что я учитываю реальные возмож­ ности и ресурсы области и не прошу сразу все и немедлен­ но, Несмотря на то, что слиш­ ком многое не терпит отла- __ гательстаа. Особенно ремонт '"бнемгг даже нг>’ 1гор1п1ю^ен- ной эпохи. Каясется, не было ни одного случая, чтобы в об­ ласти вовремя, то есть по ис­ течении 25 лет эксплуата­ ции, школу начали ремонти­ ровать. Сохранение школь­ ных зданий —дело, которым надо заниматься. Но на дсе денег, повторяю, пока нет. И все-таки мы не ждем у моря погоды, а действуем. — Такое впечатление, что сейчас, летом, у ваших ведомств забот еще больше, чем во время учебы... — Каникулы — это для детей. В этом году организо­ ванный отдых обеспечивает­ ся примерно для 100 тысяч ребят школьного возраста. Я ^ имею в виду и загородные ла­ геря, и школьные, и отдых, совмещенный с трудом, — в этом нам помогла служба за­ нятости населения... Так вот, это только дети — на кани­ кулах. А у школы каникул не бывает. Выпускники еще сдают экзамены, а школа и все, кто ответствен за обра­ зование, думают о новом учебном годе. Каким он бу­ дет — решается сегодня. Ш ИП ЕЦ КАЯ • /Ж г а з е т а ВСЕ МЫ ИЗ АФРИКИ Весьма простой до последнего вре­ мени казалась история эволюции чело- ------ первобытный человек вышел из Аф­ рики, а затем расселился по всему све­ ту. Однако недавние археологические и палеонтологические открытия, сделанные американскими учеными из Университе­ та Беркли в Калифорнии, показали: дело обстояло значительно сложнее. Исследования подтвердили, что «эмиг­ рация» наших далеких предков из Африки происходила несколько раз и каждый «вы­ брос» различных племен формировал ка­ кой-либо этнический вид. Например, «гей­ дельбергского» и «кроманьонского» чело­ века, названных так по местам обнару­ жения останков. И лишь многие тысяче­ летия спустя потомки тех, кого Африка несколько раз «выплескивала» на евра­ зийский материк, превратились в сегод ­ няшних «хомо сапиенс». ЛЕТ ДО ДВУХСОТ РАСТИ Двухсот лет может достигать про­ должительность жизни людей при благо­ приятных условиях. Такую любопытную мысль высказал в статье , опубликован­ ной в «Британском медицинском журна­ ле», доктор Манчестерского университе­ та Том Кирквуд. Англичанин, как и многие его коллеги из других стран, категорически отверга­ ет идею, что продолжительность жизни людей каким-то образом предопределя­ ется и заранее запрограммирована фик­ сированным периодом. Никаких биологи­ ческих часов, утверждает он, отсчитыва­ ющих заранее уготованные нам годы, не существует. Человеческий организм, как и любой механизм, нуждается в уходе, чтобы поддерживать его деятельность. Более того, с возрастом этот уход с т а ­ новится более требовательным и доро- Система жизнеобеспечения организ­ ма очень сложна и определяется многи­ ми факторами — генами, жизненной сре­ дой, образом жизни. Том Кирквуд не обе­ щает всем людям здоровья до 200 лет, но уверен, что физическая активность, полноценная пища, свежий воздух могут максимально приблизить возраст людей этой отметке. ПОТЕРЯЛИ ВЕТЕРАНА... В БОЛЬНИЦЕ Очень легко заблудиться в больни' це английского города Бристоля. Здесь даже потеряли 75-летнего Денниса Уай­ та, лежащего после инсульта. Больной в течение семи часов бродил по лабиринту огромного медицинского заведения, и ни­ кто не обратил внимания на его .отсутст- Наконец, родственники нашли награж­ денного многими орденами ветерана во­ йны плачущим. В свое время он прини­ мал участие в высадке войск союзников в Нормандии, и ни в каких ситуациях не приходил в отчаяние. Зато медики поз­ накомили его с этим чувством. «ТИК-ТАК» ОТ ИМПОТЕНЦИИ в 75 долларов обошлись Марьяну В. копеечные капсулки «Тик-Так», кото­ рые ему всучили вместо виагры. Не имея на «чудодейственное мужское средство» обязательный В Польше" рецепт,"‘т^ж да -“ НИН прибег к у с л у г а м п о ! и е с т и в - ' шего соответствующее объявление в мес­ тной газете. Связался с ним по мобиль­ ному телефону, перевел требуемую сум­ му — и получил по почте три мятных дра­ же. «Рекламацию» доверчивому покупате­ лю пришлось направить в полицию. ПОМНЯТ в КУРСКЕ ХУДОЖНИКА МАЛЕВИЧА Объявившаяся внучка Казимира Ма­ левича из Ульяновска, которая, как ожи­ дается, унаследует как минимум 15 мил­ лионов долларов от продажи на аукцио­ не в Нью-Йорке знаменитой картины ху­ дожника «Супрематическая композиция», возможно, поделится с родней живопис­ ца из Курска, которую сегодня усиленно ищут местные искусствоведы. В област­ ном центре реанимировали память о ху­ дожнике, вспомнив, что он жил в Курске на рубеже веков, работал в местном уп­ равлении Московско-Киевско-Воронеж­ ской железной дороги, был молод, беден, ухаживал за девушками, неистово зани­ мался живописью. Некоторые горячие го­ ловы утверждают, что «Супрематическая композиция» списана художником с пе­ ресечения курских улиц — Херсонской и Авраамовской (ныне Дзержинского и До­ бролюбова), а «Черный квадрат» — это вы­ литая Красная площадь в областном цен- (ЭКСТРА-ПРЕСС) V!? НЕ ДАИ СЕБЕ РАЗОРИТЬСЯ . . .В с е начинается либо с билета на $' презентацию, либо с телефонного заонка, \ либо с ра ссказов о юбилее фирмы — словом , с приятного. При этом задача \ агента — внушить вам, что товар, который он вам предлагает, обладает уникальными % качествами и брать его надо зд е сь и сейчас . Вопрос о цене не обсуждается до самого последнего момента. ' ’ Вам дают уйму совершенно не нужной информации, усыпляя ваше ^ сознание ...Знакомая ситуация? Обратила < наше внимание на детали такой I, интенсивной купли-продажи кандидат психологических наук Ольга Арнольд. , —Кроме прямого внушения, коммивояжеры I ; используют еще несколько способов, в том числе I внушение косвенное. Они вам тонко льстят, пы- таясь повысить вашу самооценку. Называют име­ на известных людей, обычно артистов и теле- звезд, которые состоят в этом клубе, худеют от этих таблеток... Правда, вы вряд ли сможете про- верить это утверждение. А если это и на самом деле так, то наверняка I особо важные персоны получили деньги за право использовать их имена в рекламных целях. То Счесть, приобретая данную услугу или товар, вы I окажетесь в очень хорошей компании! I Дать ответ надо непременно сегодня, сейчас. То есть вам не дают времени очухаться и пораз­ мыслить — расчет идет на импульсивное реше- ние. Вполне возможно, что потом вы пожалеете о потраченных зря деньгах, но будет уже поздно. Все фирмы, продающие что-либо быстро и «с рук», эксплуатируют еще одну человеческую сла- 'I бость —неистребимое желание халявы. Пора бы |1 уже взрослым людям знать, что если вам предла- |1 гают многочисленные скидки, то прикиньте — кто же из «акул капитализма» такой альтруист, что будет работать себе в убыток? Еще один способ воздействия на доверчивых и чересчур внушаемых потребителей —это завысить цены на предлагаемые товары и услуги по крайней мере на порядок. Расчет в том, что, заплатив деся­ терную цену, человек сам уверится в магических свойствах приобретенного предмета. Так, кстати, действуют и некоторые врачи: на бесплатном при­ еме врач выписывает своим пациентам дешевые лекарства, а в платной поликлинике —их дорогие аналоги. Больные верят, что чем дороже лекарст­ ва, тем лучше они действуют. Чрезвычайно внушаемая покупательница, при­ обретя дорогущую чудо-кастрюлю, поведала: «У этой посуды совершенно чудесные свойства, от нее исходит какое-то особое поле. Если у меня болит зуб, то я прикладываю кастрюлю к щеке, и все про­ ходит!» Греют ее, естественно, собственные день­ ги, вложенные в кастрюлю, и собственное убежде- Некоторые распространительницы косметики используют косвенное внушение невольно, что хо­ рошо известно их работодателям. Если женщина- дилер красива, то ее потенциальные покупательни­ цы бессознательно приписывают то, что присуще ей от природы, магическим свойствам косметики: если я буду пользоваться этой косметикой, то я тоже буду красивой! Часто косметика фирм, избравших такой способ распространения, сама по себе непло­ ха, разве только дорога. Впрочем, у косметики и посуды есть одно общее качество: они не вредят здоровью, разве только кошельку. Какая женщина не стремится похудеть? Разве только та, кто уже чересчур похудела и теперь на­ бирает вес. Хочется похудеть, не прилагая для это­ го никаких усилий. И тут сразу же находятся рас­ пространители чудо иччтвр]шы\ с]кчств. «Поху­ деть безо всякой гимнастики!» — кричат реклам­ ные листки. Проглотишь «универсальный сжига- тель жиров» —и ешь сколько хочешь. Но по зако­ ну теперь к Каждому товару требуются аннотация и инструкция на русском языке. Одна потребитель­ ница пилю.ль слегла с тяжелым печеночным при­ ступом. Выяснилось, что она пила какие-то амери­ канские таблетки для похудания. В аннотации на русском было написано, что они действуют на орга­ низм положительно, при этом совершенно не нуж­ ны никакие физические упражнения. На самом флакончике по-английски дано совершенно четкое указание: рекомендуется для спортсменов в пери­ од интенсивных физических нагрузок. Похудеть с физиологической точки зрения мож­ но в двух случаях: либо потреблять меньше пищи, либо создать для своего организма такие условия, чтобы лишние калории тут же сгорали. Значитель­ но уменьшают аппетит стимуляторы нервной сис­ темы, но к ним развивается привыкание, их посто­ янное употребление ведет к развитию наркомании или депрессии. В некоторых средствах содержатся стимуляторы растительного происхождения. Поэ­ тому их применение, бывает, приводит, к печаль­ ным результатам, несмотря на изначальный при­ лив энергии. Более благоприятны те препараты, которые создают иллюзию насыщения, но приобре­ тать их можно только в аптеках, если, конечно, вам дорого ваше здоровье. А как сделать так, чтобы ненужные калории в нашем теле быстро сгорали? Лучше движения еще никто ничего не придумал. «Универсальные сжи- гатели» действительно сжигают жиры, но только не под кожей, а в самом желудке — так что они просто лучше усваиваются. Таким же эффектом обладает самый обычный фестал, который стоит на порядок дешевле. Бывает, название препарата со­ ответствует его действию, но совершенно не соот- ПОЭТИЧЕСКИЙ ОСТРОВОК Вячеслав СИМОРОВ «ВСВЕТЛОМ аоянии»- так озаглавлена вторая, после «Подне­ бесья», книга стихов Вячеслава Сидо ­ рова и з добрин ско го села Павловка. Рукопись ее , как и рукопись уникаль­ ной «Баллады о любви» Адольфа Беля­ ева, полностью подготовлена к и зд а ­ нию, о чем год назад были поставлены в известность и админист рация , и предприниматели, и хозяйственные р у ­ ководители района. Рассчитываем на их отклик и реальную поддержку талантли­ вых авторов. А предлагаемая подборка стихотво­ рений Вячеслава Сидорова — пролог новой его поэтической книги. Бори с ШАЛЬНЕВ. День осенний гол и сух, На реке замерзшей — стук. На камыш наколото Серебро да золото. Берега просевшие — Словно песню спевшие, А под ноги сронится. Инея трезвонница. Ох, хрупка к зиме лоза! И не знаю, что оказать... День уходит взгорками Колкими иголками. Как бы мне в своей судьбе От снегов не оробеть, — От снегов затронутых Серебром да золотом. , Вечная дума тому, ’ Кто не поладил с Богом. Кару любую приму себе, не судившему строго. Тело свое распластав, Шептать еще не перестали. У основанья креста Чертополох вырастает. • Плачет роща на выдохе дня — Сиротлива, тонка, многоглава. Скоро, скоро в лучах прозвенят От мороза осевшие травы. Не обижусь на крайность твою. Утонувшая в прожитом бездна. Сам на кончике века стою И куда упаду — неизвестно. ХРАМ ПОКАЯНЬЯ За приглушённой’-ранью В непроглядном тумане То ль в Орле, то' ль в Рязани — Новый день, новый час. По размывам обочин. До земли скособочась. Черным эхом грохочет Время смутное в нас. И от выходки жуткой Меркнут добрые звуки. Опускаются руки. Обрывается жизнь... А подвывы шакальи Все отчетливей стали И под этою стаей Русь в ознобе лежит. ". " ГЛЯДИ В ОБА ветствует цели, а наоборот, может приводить к|« противоположным результатам. Ч, Вот листовка: «Сбросьте вес естественным об- разом. Что вы теряете?» Звонишь, обещают аме- риканские пищевые добавки для ленивых: «При- нимаете пилюлю на ночь — и все, что вы вчера - вечером наели, утром сбрасываете!» Но больно 5' похоже это мгновенное действие на эффект моче-! гонных препаратов, так недолго и почки поса- ',' дить. А приятный женский голос в трубке веща- ет: «Унас есть лицензия Минздрава России». Про- ^ верить это сложно, так как на пищевые добавки -' компетенция Минздрава не распространяется. ; Будьте недоверчивы, когда вы выступаете в ^ роли потребителей! Не верьте, если вам предла- Г гают универсальное лекарство от ожирения, рака - и импотенции одновременно —панацей в приро- ' де не существует. Так же, как не бывает косме­ тики, делающей из уродов красавцев, а из стари­ ков — юношей. А если вы легко поддаетесь на уговоры и легко следуете примеру окружающих, выработайте для себя свод правил. Никогда не доверяйте полностью тому, что вы - восприняли на слух. Требуйте печатные матери­ алы по тому предмету, о котором идет речь. Если дилер усиленно нахваливает свой товар' или услугу, но при этом увиливает от прямых - ' вопросов и уходит от ответа, насторожитесь. Если от вас требуют ответа здесь и сейчас, одновременно с денежным взносом, твердо гово-, рите «нет». Если от вас требуют предварительно запла-, тить за услугу, которую вам предоставят когда -1 нибудь в будущем, то знайте: вы просто креди­ туете данную фирму. Подумайте —может быть,; „ выгоднее вложить эти деньги во что-нибудь су-. Если вам что-то продают по необыкновенно! низкой цене, это должно вас насторожить. Если вам что-то продают по чрезвычайно высокой цене, то это также подозрительно. И побольше дове-| ряйте себе, думайте, не давайте ничего решать | ■ за себя. ! Алена ЛИБАВА. ш («Глобу^^, В чем нужда? В чем причина? Говорить не спеши. Я, не выкравший веры, От стихов до поверий, — С полуслова поверю В твою святость души. Я поверю в твой разум, Как Ермак или Разин, Как под древнею Вязьмой Наш «чеченец»-солдат... И поныне в поклоне Бьют копытами кони, И с мольбой колокольни В наши души глядят. С этой тяжкою болью Кружат птицы над полем, И горит в изголовье Ожиданья свеча. И звучит скорбной ранью: То ли звон поминальный, То ли Храм Покаянья Кто-то рушит сплеча?.. Снегом даль до небес замело Там, где ранний мой след затерялся... Под родительским добрым углом Я один нынче в мире остался. В чьи сегодня поверю слова, Коль затихли тех лет половицы, И седая моя голова Чаще стала болеть и клониться? Но не снег этот выстудил дом, С ним теплей мне, как это ни странно. От мятежных степных холодов Затихает на сердце рана. Я в одно только верить боюсь, Пока сердце жалеет и бьется. Что однажды во мгле растворюсь, — И на мне чей-то свет оборвется. БОЛЬ Велика Россиюшка — Не охватит солнышко. Только стала силушка, Что в стакане донышко. Завела дороженька, Выбранная вскладчину. Не устал ли, Боженька, Головой покачивать?.. С нашими затеями — В сани да под горочку. Что с собой содеяли. Перескажут косточки. В разудалой вольнице. Подурнев обличием, Словно по покойнице, Дни ломает в причете. С нашей ли силенкою, С нашей ли смекалкою Проходить сторонкою Побирухой жалкою? Или наши ноженьки Цокают копытами? Не устал ли, Боженька, Чад своих испытывать?.. Левые и правые — Берега убогие. Там — орлы двуглавые, Тут — ослы двурогие. И под каждой кочкою, , Принесенной паводком, Следом за цветочками Вызревают ягодки. Глубока Россиюшка, — Не испить до донышка. Где бродила силушка, Нынче боль по горлышко. Выбила дороженьку Горькая овражина. Не устал ли. Боженька, Хоронить нас заживо?..

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz