Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
1 Ш Ш ИПЕЦКАЯ •/Ж га зе т а 21 января 2000 г., № 12-13 (21140-21141) Как мы уже сообщали, в конце декабря на базе Задонского Богородицкого монастыря под председательством правящего архиерея Воронежско-Липецкой епархии митрополита Мефо- дия состоялась вторая епархиальная конференция на тему “Миссия Церкви на рубеже тысячелетий». Конференция стала главным событием уходящего года в духовной жизни нашего края. Главный ее итог — достигнутое соглашение между светской властью в лице администраций Липецкой и Вороне жской областей и епархиальным управлением: общими усили ями влиять на нравственный климат в обществе, возрождение духовности, поддерживать православные традиции. Форум принял ряд документов, способных повлиять и на современ ные тенденции в отечественной педагогике, медицине, научной практике. Высокая оценка конференции была дана в Московской Патриархии. Сегодня мы публикуем заметки нашего обозревателя по поводу состоявшегося в Задонске разговора. Недавно я зачем-то ввязался в спор с одним начальником. «Я считаю себя че ловеком верующим, — гордо декламиро вал начальник. — Но не в Бога, а во что- то т ак о е ...» . И он покрутил пальцами. Обычный мужик. Типичный представи т ел ь . П озади к ом сом оль ск ая юность , партийная зрелость, а сегодня плохонь к а я , хотя и сы тая предпенсионная но менклатурная жизнь. На крыше его кон торы до сих пор висит лозунг; «Решения XXV съезда КПСС — в жизнь!». Так, оче видно, и непретворенный. Но во что он верует, я так и не понял. Считает себя коммунистом, но теперешних большеви ков не признает и никакой помощи им не оказывает. Почитает Сталина, но на м и н у вш и х вы б о р ах за «С та л и н ск и й блок» не голосовал «из-за бесперспектив ности». Христианскую веру его разум не пр1^Цимает, потому что «нас другому учи ли» и потому что «убеждений своих не меняет». Насчет убеждений сказан о к репко . Как о коже на затылке — а чего менять, когда даже с годами ее, если под шап кой, не видно? А вообще-то тут могут возникать вопросы. А если мир переме нился и ты в этом мире тоже? А если цели, к которым вели тебя всю жизнь, оказались просто горизонтом? Между тем фраза эта весьма популярна у коммунис тов и людей поживших, для которых от казаться от каких-то принципов — зна чит отказаться от прежней жизни. И это можно понять, по крайней мере. Но что за вера у этих людей? В коммунизм? Но в это и раньше-то безоглядно верили не многие. В справедливость, которая насту пает сразу после того, как жулик ока жется за решеткой? В реставрацию ста рого — «был бы жив Сталин, все было бы по-другому» (это уж точно!)? По-мое му, все-таки мы имеем тут дело с целым поколением неверующих людей, но это уже не подрастающее , а вполне даже старшее поколение . И здесь уместней было бы говорить о человеческой драме. Я, между прочим , спросил у Н иколая Павловича (так звали моего собеседни ка), сколько церковных книг он прочи тал. Ни одной! В то же время им были перелопачены горы фолиантов — от м а нифеста Маркса до Бредбери. Откуда ж взяться искре истинной Веры? Конечно, не в книгах дело Не в одних книгах. Притча о лодочнике, так и не я н и е д уш и , но и труд. Очень непро стой труд. Всякий, кто хотя бы раз от стоял службу в хр а ме, поймет, о чем я. Н едавно в п р я мом эфире Н икита Михалков весело и с п рищ уром ни с того ни с сего пред ложил своему оппо ненту: «А давайте- к а п р ям о щас на всю с тр ан у споем «Отче наш» ... Пред- приходскому батюшке надо «дружить» с н ачальникам и , иначе крышу на коло кольне не залатаешь, отопление в храм не проведешь...). Вместе с тем нельзя не видеть и дру гого, совершенно нормального и естес твенного процесса — сближения государ ства с Церковью. Потому что и мирская власть добралась н акон ец до истины : нравственное воспитание людей, посту пательное движение вперед невозможны без Веры, без участия Церкви. И конфе ренция в Задонске это подчеркнула осо бо. В ее работе приняли участие предста вители администраций Липецкой и Во ронежской областей, ученые, педагоги. ЗАМЕТКИ ОБОЗРЕВАТЕЛЯ о. А н атолий поведал о всех п агубах «программы полового во спи тани я д е тей». Тут и духовное очерствление, и ос лабление родительских и супружеских чувств, и разрушение семей, и демогра фический спад, и психические травмы. Вообще, если хорошенько вспомнить, то демократия у нас начиналась с реп лики и спуганной дамочки в какой -то программе: «Секса у нас нет!». Точнее — со смеха по этому поводу, пока еще ро бкого, но с задатками гомерического. Оказалось, секс у нас есть. Как и многое другое. Но отчего-то из всех завоеванных свобод именно эта оказалась самой ж е ланной. С тех пор общество с диковин ным упорством доказывает эту истину. Фильмы без «откровенных сцен» просто не выпускают, как когда-то госприемка становилась на пути брака с заводского говоря, слабым был этот голос. Потребо валось время, чтобы народ очухался и стал зализывать так и не рассосавшиеся швы. Но души, души-то так и остались в смятении. Никто же не побежал к свя щеннику исповедоваться, причащаться, чтобы как -то очистить свое сердце от скверны. Так с тех пор и живем с грехом непокаяния . А вместо тайны евхаристии нас по-прежнему занимает тайна вкла- | дов. Увы, мы остались сидеть дома. В ожидании чуда. Хотя чудом истинным будет то, если Господь простит нам это сиденье. Да о чем говорить, если даже газеты, поддерживающие РПЦ и претендующие на роль массовых проповедников нрав ственности, сплошь и рядом публикуют гороскопы, сонники и откровения вся ких нострадамусов. А вспомним, с каким сладострастием наши СМИ писали о слу чившемся в Свято-Тихоновском женском монастыре конфликте (ну да, и в монас тырях живут люди, и конфликты там бы вают). Писали, не вникнув по светской привычке в суть, судили своим скорым (завтра — в номер!) мирским судом свя щенников, монахов, о жизни которых и юристы, врачи, журналис ты ^ все озабоченные од ним : видеть в р еальной п р актике истинное учас тие П р а в о с л а в и я , ибо именно это поможет общес тву избавиться от многих болезней. Одна из самых опасных с е го д н я , б езу сл о вн о , — п оклон ени е З ап ад у . Его сытости, богатству, вседоз воленности, ложным цен ностям. Многие грехи со вокупились в этом покло нении: и сребролюбие, и зависть, и гордыня, и рас пущенность, и многое дру гое, что нами же, журна л и с т ам и п р еж д е в с е го , подавалось и подается как завоеванная свобода выбо ра. Наша демократия лас к овым щ ен о ч к ом бы л а взята у Запада, быстро от кормлена костями низмен- полагалось, что оппонент (а им был С. ных инстинктов нашего же прошлого и Кириенко), не,зная слов мол 1 [.у'.^ь^д^ут же сядет в лужу. У ведущего,!правда,, хва-, тилолума прекратить балагащцйосам Ми -огч-уяицам, кормится на помойкаху-юблаио? переправившемся через реку Один человек решил переправиться на другой берег реки. Он сел в лодку и взял в руки весла. На одном было написано «Трудись!», на другом — «Молись!». Че ловек решил обойтись одним веслом, ду мая, что и без молитвы можно переплыть реку. Но он добрался только до середи ны и стал кружить на одном месте. Вот так и мы почти девяносто лет кру жим на одном месте... Да, позади нас — почти вековая ис тория безбожия. Вдумаемся: у русского народа украли целую эпоху! Традиции предков — от княгини Ольги с Владими ром Мономахом до святого Серафима Са ровского — были отброшены и втоптаны в гр я зь ... Хотя, если честно, и сам народ отвернулся от Церкви, и мы имеем дело с феноменом превращения, когда мужик, еще вчера и шагу не ступавший без крес тного знамения, пошел с топором рубить иконы , разбивать к олокола и строить «новую жи зн ь» . Конечно, вера всегда жила в скособоченных хатах , где по-пре жнему висели в углах образа и горели лампадки, где тайно крестили внуков и молили Господа за «партейных» непуте вых своих сыновей наши русские стару хи. Но из массового сознания выветри лось самое главное, что было освящено высоким смыслом. Недавно в Введенке (Хлевенекий рай он) мне рассказали такую историю. В одном доме поминали усопшую хозяйку. Ее дочь, пожилая уже женщина, знав шая молитвы, по-своему верившая, пос тавила условие своим сыновьям, люби телям приложиться к рюмке: «Не будете молиться за упокой — не поднесу!». Во на куда взлетел маятник всеослепляю- щего безбожия! Все перевернулось вверх дном, белое стало черным, истина обра тилась в ложь, а добрые помыслы — в лицемерие. Все это время мы лениво работали одним веслом. Слишком многие сегодня, лузгая се мечки и выглядывая из-за стаканов, к ри чат: «Не верю! Убеди меня!». А сами даже детскую Библию в руках не держали, ни на одной исповеди не были да и в храм з агл яды в али больше из любопытства . Вот и попробуй тут убеди. Разумеется, даже жизнь в монастыре сама по себе не является гарантией спа сения. Вот и владыка Никон на конфе ренции говорил о том же: «Наша обитель — не реабилитационный центр. К нам привозят детей, и от нас они уходят в самостоятельную жизнь. И не всегда эта жизнь праведная. Но ведь так всегда и будет: что ты сам посееш ь, то и по жнешь». И у святого Серафима Саровско го есть мысль: в миру можно спастись, а в монастыре погибнуть. И в этом много смысла, ибо вера — это не только состо халков превратился в ту минуг^ в офрей тора, которому доверили вест(т па вечер нюю п р о г у л к у роту с вы с тр а д ан н о й командой: «Запевай!». Для ведущего н а шего режиссера «Отче наш», выходит, уже не молитва вовсе, а всего лишь ак сессуар игры, эдакий актерско-режиссер ский приемчик? Да нет, походя говорить о вере, о Православии нельзя, даже еСли ты популярен и талантлив, даже если ты искренне желаешь России добра. Между тем чаще всего к этой теме мно гие обращались именно недавно, в пред выборном захлебе. Кандидаты всех тей использовали Православие как зна мя , заповеди Христовы — как строку в предвыборной программе. А один из пре тендентов на думское кресло расклеил по городу листочки, в которых поздравлял христиан с праздником рамадан . На конференции в Задонске досталось воро нежскому губернатору И. Шабанову; у еебя-де молится Христу, а как поехал в Индию, так сразу ст ал ... буддистом. К этому примеру возвращались не раз,: хотя не было тут предмета для спора: просто так понимает губернатор свободу совес ти и адекватно этому пониманию посту- Да разве он один? И для знаменитого московского мэра , похоже, одинаково н еважно , что строить — храм Христа Спасителя, кирху, синагогу или мусуль манскую мечеть. А как иначе, когда ощу щаешь себя «отцом всех народов»? Ведь тут вовсе не вопрос веры, но политики, а стало быть, имиджа, рейтинга и прочих атрибутов власти. Да и мир вокруг нас изменился, свобода вероисповедания уза конена Конституцией, Церковь отделена от государства идеологическим забором (с которого, кажется , еще не сняли ко лючую проволоку), а чем это все аукает ся нашей державе, нашему Отечеству, — понять нам еще предстоит. Это раньше Дмитрий Донской приходил к Сергию Р а донежскому, прося у него благословения на битву с ворогом. Это раньше государь, заступая на престол, целовал руку пат риарху. Это раньше у нас были святые, которые десятилетиям и растили себя, чтобы потом растить блйжних. Это рань ше христианская Русь просила у Госпо да защиты , у -Богородицы — покрови тельства, у угодников да юродивых — совета, как жить. Что-то есть вымученное и неестествен ное в том, ЧТО сегодня, когда штормит во всей России, спешат занять место в пер вых рядах под крестами, хоругвями, вен цами и кадилами как раз те, кто вчера не приближался к храму Божиему и на сотню метров. Спешат, отталкивая остры ми своими локтями древнерусских ста рух, со свечками в руках , купленными на последнюю пенсионную к о п ей к у . К ак-то не верится в это коллективное прозрение. Да ведь уже и насмотрелись мы на крестные ходы, где наши вожди неуклюже наступали на рясы священни кам, и на освященные архиерейским бла гословением всякие «инаугурации» мес тных бонз и презентации новоиспечен ных фирм (а куда денешься — каждому вает всех подряд и норовит вцепиться в первого встречного. Притча об одном богатее у одного хозяина однажды уродился богатый урожай. И он засыпал его в ам бар. И на другой год было много влаги и солнца, и он снова засыпал зерно в ам бар. А потом ему уже носили зерно в к а честве процентов те, кому он ссуЖал его на семена на выгодных для себя услови ях . И когда он заполнил амбар своим бо гатством до крыши, пришла вдруг ему пора умирать. И он не нашел ответа: для чего он копил всю жизнь это свое богат ство? Это, если хотите, притча о благопо лучном Западе. Известно, дурной пример заразителен. Телевидение, печать, западная массовая гоп-стоп культура, даже «Интернет» — через все эти каналы Россия испытыва ет сильнейшую духовную экспансию из вне. Характерный пример привел высту пивший на конференции правящий ар хиерей Воронежско-Липецкой епархии митрополит Мефодий. Он зачитал цита ту из американской «Вашингтон пост» о том, что русские должны быть расселе ны по другим государствам так , чтобы они составляли не более 5 процентов на селения, а «Россия будущего» должна со стоять из одной Москвы с ее небольши ми окрестностями. Ввиду такой угрозы русский народ, по мнению митрополита, должен обратиться к истокам своей ду ховности, осознать свои национальные ценности. Именно в этом и видится мис сия Церкви на рубеже тысячелетий. В ажн ая роль в р азвитии этой идеи принадлежит системе образования. Вы ступая на пленарном заседании, прорек тор по науке Елецкого пединститута, ака демик Е. Белозерцев сформулировал ос новные теоретические принципы, кото рым должно следовать наше образова ние. Дело в том, что эта отрасль челове ческой деятельности в развитых странах переживает глубокой кризис. Именно по этому чрезвычайно важно, чтобы наше образование было национальным. К со Йкалению, этим принципам не следую' нынешние педпрограммы, в них «не пред усмотрено» место основе национальной духовности — Православию. В то же мое время в первых классах современны ми теоретиками вводилось 36 часов для изучения ... презерватива. Шутки в сто рону — процесс стерилизации общества лоббировала в Госдуме одна из «глав ных» женщин России Е. Лахова, вытрях нувшая для этих целей из бюджета круг ленькую сумму. Обо всем этом с болью рассказывала на конференции Л . ‘Чука- нова, директор православного детского центра из Воронежа. Очень актуально прозвучало и выступление гостя из Мос квы, доктора медицинских наук иеромо наха Анатолия (Берестова). Будучи по специальности детским невропатологом. конвейера. К услугам подрастающего по колениями не только) — кучи журналов, кассет и секс-шопов. На ЦТ есть даже профильная передача «Про это», которую даже взрослые смотрят украдкой. И вот к этому еще подсуетилась и школа! Меж ду прочим, председатель комитета по об разованию воронежской администрации С. Рогачев заметил, что в обществе на блюдается такой феномен. В то время, как дети оказались социально незащи щенными , когда упадок семьи достиг опасного уровня, в среде молодежи стал наблюдаться рост религиозности. Учиты вая это обстоятельство, комитет по об разованию совместно с еп архи альным управлением приняли решение об откры тии в Воронеже православной гимназии. У нас такая гимназия успешно действу ет в Ельце. В Липецке открыты курсы православной педагогики (для учителей средних школ, где они знакомятся с ос новами христианства), а в техническом университете монах Задонского Богоро дицкого монастыря отец Меркурий чита ет курс богословия. Свою роль, разуме ется, играют и воскресные школы в Ус- мани, Липецке, Задонске. О практике со- трудничест.йк ®Цё^вй '6‘‘4гйстё1у1ой образо вания в Л;рцец^ 4 айг-области рассказала коллегам кандидат педагогических наук, консул ь тан т и нф орм ационно -ан али ти ческого центра администрации области О. Федорова. А еще опытом работы с детьми на кон ференции делилась монахиня Мария (Бо рисова), руководитель отдела религиоз ного образования и катехизации Казан ской епархии. Там ребята собраны даже в некий отряд . Они под руководством матушки Марии являются не только чле нами Церкви, но и активными проповед никами! О необходимости возрождать об щину в православном приходе говорил также ректор Воронежской духовной се минарии к андид ат богословских наук протоиерей Василий Попов. Люди зачас тую идут в секты, а не в Православную Церковь именно потому, что у сектантов есть община, а жизнь прихода организо вана плохо. О том же, только по своей «отрасли», говорили и медики — о ста тусе приходского врача, о православных медицинских учебных заведениях, о воз рождении обществ трезвости и проч. И все же, слушая все эти правильные речи, трудно было отделаться от ощуще ния чего-то упущенного. Ну вот, спохва тились ... — именно такая мысль пресле довала меня. Конечно, это коллективное прозрение — свидетельство единения Церкви и го сударства в одном общем деле. Конечно, важно стремление видеть свою паству повсюду, а не только у алтарей. Конеч но, говоря светским языком , надо давать сдачи забугорным проповедникам и сек тантам. Наша Церковь слишком долго — еще, пожалуй, со времен патриарха Ти хона, предавшего анафеме большевиков, — оставалась в тени Истории; покуда ее, эту историю, лихорадочно и без знаков препинания писали другие. И даже в не давние времена, когда уже свобода рух нула нам на голову, мы смотрели по те лику в воскресные дни (это когда истин но верующие стояли перед иконами в храмах) выступления балаганного вида западных мессионеров, с голливудской улыбкой превращавших проповеди ис тин Христовых в шоу. Где же были в это время наши православные отцы? А вы знаете — на месте были. На своем, так ск а з а т ь , рабочем месте. В Задонском Богородицком монастыре, например, про поведи наместника отца Никона' специ ально приезжали послушать люди из р а з ных городов России, а самые догадливые даже записывали их на пленку — т аки ми волнующими и понятными они были! Но то, напомню, были люди верующие, с открытыми для слова Божия сердцами. Что же до остальных, а их, будем гово рить честно, большинство, то им предла галось совсем иное — духовная жвачка западной идеологии с добавлением оте чественного шаманства — Чумака, Каш пировского и прочего языческого идио тизма. Страна впадала в транс, нюхала радиопри емники и «крэмы» , беснова л а с ь , к л и к уш е с т в о в а л а , с а т а н е л а . И единственным трезвым голосом в этот пе риод расцвета демократического мрако бесия был голос Церкви. Но, по правде близко понятия не имели. И жадно раз дували огонь скандала. Все эти примеры говорят об одном: есть силы, сатанинские силы, которые пытаются порвать нити, связующие Цер ковь и общество. Но пока это самое об щество дорастет до православной жизни хотя бы образца «до 1917-го», пока вос становит и взрастит себя после десяти летий революционных исканий, вся на дежда именно на Церковь: ей и только ей придется «держать удар» враждебных христианству сил и вести людей к свету. В выступлении на конференции А. Ни кифорова, к онсул ь тан та Воронежской областной думы по вопросам межконфес с и о н а л ьн ы х о т н ощ е н и й , п р о зв у ч а л а мысль о том, что Православная Церковь не должна вслед за другими конфессия ми становиться в очередь к своему наро ду, она сама является частью этого на рода. Ну да, не должна и, может быть, не обязана. Только устами этого орато ра да мед бы пить. Что виДим на деле? Агрессивная политика чуждых христи анству религий (не только западных, но и доморощенных) уже привела к войне н а ..К авказе , к конфликтам в Средней^ Азии,.,к смятению умов в самой РресийГ, Даже в нашвюкраяхгс традиционной и^ап) вославнои ориентацией расположились всякие секты, организации й братства от п рив ерж ен ц е в П орфирия И ванов а до «Свидетелей Иеговы». А что мы хотели — вот уж поистине: свято место пусто не бывает... Значит, по-прежнему отступает наша Церковь? Уступает, исповедуя непротив ление злу? Расстается с вековыми тра дициями общения со своим народом? И все-таки — нет! Возрождающиеся повсю: ду храмы говорят об обратном. Только й Задонском районе благодаря Богородиц кому монастырю из руин безвременья подн им аю тся около д е с я тк а ц еркв ей (хотя до революции их в уезде было бо лее 60!). Г арантированная (особенно в последнее время) и реальная поддержка нужд наших приходов со стороны власть предержащих — тоже показатель выздо ровления общества. Обращение педаго гов, медиков, ученых, юристов за благо словением к Церкви — тот же знак . Кон ференции в Задонске, как событие (а, по свидетельству сотрудника Московского Патриарха А. Даниленко, из восьми кон ференций, проведенных в стране, эта, в Задонске, по значимости и духовному на полнению — особая) — еще одно подтвер ждение тому, что мы возвращаемся к сво им истокам, незамутненным и целитель ным. Только... Только не все так просто на этом пути. Притча о мудром отце и нерадивом сыне, рассказанная наместником Задонского Богородицкого монастыря епископом Никоном гостям на прощание Послал отец своего сына в поле, ко торое заросло сорняком. Пришел отрок в поле, увидел бурьян до горизонта и решил: никогда мне не прополоть его. И залег спать под куст. Вечером отец спро сил сына о проделанной работе. Сын от вечал, что за эту работу и браться нече го. Тогда отец сказал ему: «Я же послал тебя полоть не все поле сразу, а ,только часть. Сегодня ты бы прополол часть , завтра другую, послезавтра — третью ...» . Надо работать. Изо дня в день. Так на путствовал участников конференции вла дыка. Надо избавляться от сорняков и сеять семена Веры. Может быть, какие- то упадут на каменистую почву, какие- то пропадут в бурьяне. Но будут и такие, что лягут в благодатную почву. И про растут на благо нашего Православия. ...В последний день работы конферен ции я обратил внимание на одну девоч ку. В трапезной, где проходили прения, она сидела рядом со взрослыми на ши рокой лавке и смотрела на аквариум с рыбками. Но когда взрослые встали на молитву, быстро вскочила с места, пере крестилась и запела тоненьким голос ком: «Отче Наш, иже еси на небесех. Да святится Имя Твое...». А лександр КОСЯКИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz