Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

1 Ш Ш ИПЕЦКАЯ •/Ж га зе т а 21 января 2000 г., № 12-13 (21140-21141) Как мы уже сообщали, в конце декабря на базе Задонского Богородицкого монастыря под председательством правящего архиерея Воронежско-Липецкой епархии митрополита Мефо- дия состоялась вторая епархиальная конференция на тему “Миссия Церкви на рубеже тысячелетий». Конференция стала главным событием уходящего года в духовной жизни нашего края. Главный ее итог — достигнутое соглашение между светской властью в лице администраций Липецкой и Вороне­ жской областей и епархиальным управлением: общими усили­ ями влиять на нравственный климат в обществе, возрождение духовности, поддерживать православные традиции. Форум принял ряд документов, способных повлиять и на современ­ ные тенденции в отечественной педагогике, медицине, научной практике. Высокая оценка конференции была дана в Московской Патриархии. Сегодня мы публикуем заметки нашего обозревателя по поводу состоявшегося в Задонске разговора. Недавно я зачем-то ввязался в спор с одним начальником. «Я считаю себя че­ ловеком верующим, — гордо декламиро­ вал начальник. — Но не в Бога, а во что- то т ак о е ...» . И он покрутил пальцами. Обычный мужик. Типичный представи­ т ел ь . П озади к ом сом оль ск ая юность , партийная зрелость, а сегодня плохонь­ к а я , хотя и сы тая предпенсионная но­ менклатурная жизнь. На крыше его кон­ торы до сих пор висит лозунг; «Решения XXV съезда КПСС — в жизнь!». Так, оче­ видно, и непретворенный. Но во что он верует, я так и не понял. Считает себя коммунистом, но теперешних большеви­ ков не признает и никакой помощи им не оказывает. Почитает Сталина, но на м и н у вш и х вы б о р ах за «С та л и н ск и й блок» не голосовал «из-за бесперспектив­ ности». Христианскую веру его разум не пр1^Цимает, потому что «нас другому учи­ ли» и потому что «убеждений своих не меняет». Насчет убеждений сказан о к репко . Как о коже на затылке — а чего менять, когда даже с годами ее, если под шап­ кой, не видно? А вообще-то тут могут возникать вопросы. А если мир переме­ нился и ты в этом мире тоже? А если цели, к которым вели тебя всю жизнь, оказались просто горизонтом? Между тем фраза эта весьма популярна у коммунис­ тов и людей поживших, для которых от­ казаться от каких-то принципов — зна­ чит отказаться от прежней жизни. И это можно понять, по крайней мере. Но что за вера у этих людей? В коммунизм? Но в это и раньше-то безоглядно верили не­ многие. В справедливость, которая насту­ пает сразу после того, как жулик ока­ жется за решеткой? В реставрацию ста­ рого — «был бы жив Сталин, все было бы по-другому» (это уж точно!)? По-мое­ му, все-таки мы имеем тут дело с целым поколением неверующих людей, но это уже не подрастающее , а вполне даже старшее поколение . И здесь уместней было бы говорить о человеческой драме. Я, между прочим , спросил у Н иколая Павловича (так звали моего собеседни­ ка), сколько церковных книг он прочи­ тал. Ни одной! В то же время им были перелопачены горы фолиантов — от м а­ нифеста Маркса до Бредбери. Откуда ж взяться искре истинной Веры? Конечно, не в книгах дело Не в одних книгах. Притча о лодочнике, так и не я н и е д уш и , но и труд. Очень непро­ стой труд. Всякий, кто хотя бы раз от­ стоял службу в хр а­ ме, поймет, о чем я. Н едавно в п р я ­ мом эфире Н икита Михалков весело и с п рищ уром ни с того ни с сего пред­ ложил своему оппо­ ненту: «А давайте- к а п р ям о щас на всю с тр ан у споем «Отче наш» ... Пред- приходскому батюшке надо «дружить» с н ачальникам и , иначе крышу на коло ­ кольне не залатаешь, отопление в храм не проведешь...). Вместе с тем нельзя не видеть и дру­ гого, совершенно нормального и естес­ твенного процесса — сближения государ­ ства с Церковью. Потому что и мирская власть добралась н акон ец до истины : нравственное воспитание людей, посту­ пательное движение вперед невозможны без Веры, без участия Церкви. И конфе­ ренция в Задонске это подчеркнула осо­ бо. В ее работе приняли участие предста­ вители администраций Липецкой и Во­ ронежской областей, ученые, педагоги. ЗАМЕТКИ ОБОЗРЕВАТЕЛЯ о. А н атолий поведал о всех п агубах «программы полового во спи тани я д е­ тей». Тут и духовное очерствление, и ос­ лабление родительских и супружеских чувств, и разрушение семей, и демогра­ фический спад, и психические травмы. Вообще, если хорошенько вспомнить, то демократия у нас начиналась с реп­ лики и спуганной дамочки в какой -то программе: «Секса у нас нет!». Точнее — со смеха по этому поводу, пока еще ро­ бкого, но с задатками гомерического. Оказалось, секс у нас есть. Как и многое другое. Но отчего-то из всех завоеванных свобод именно эта оказалась самой ж е­ ланной. С тех пор общество с диковин­ ным упорством доказывает эту истину. Фильмы без «откровенных сцен» просто не выпускают, как когда-то госприемка становилась на пути брака с заводского говоря, слабым был этот голос. Потребо­ валось время, чтобы народ очухался и стал зализывать так и не рассосавшиеся швы. Но души, души-то так и остались в смятении. Никто же не побежал к свя ­ щеннику исповедоваться, причащаться, чтобы как -то очистить свое сердце от скверны. Так с тех пор и живем с грехом непокаяния . А вместо тайны евхаристии нас по-прежнему занимает тайна вкла- | дов. Увы, мы остались сидеть дома. В ожидании чуда. Хотя чудом истинным будет то, если Господь простит нам это сиденье. Да о чем говорить, если даже газеты, поддерживающие РПЦ и претендующие на роль массовых проповедников нрав­ ственности, сплошь и рядом публикуют гороскопы, сонники и откровения вся ­ ких нострадамусов. А вспомним, с каким сладострастием наши СМИ писали о слу­ чившемся в Свято-Тихоновском женском монастыре конфликте (ну да, и в монас­ тырях живут люди, и конфликты там бы­ вают). Писали, не вникнув по светской привычке в суть, судили своим скорым (завтра — в номер!) мирским судом свя­ щенников, монахов, о жизни которых и юристы, врачи, журналис­ ты ^ все озабоченные од­ ним : видеть в р еальной п р актике истинное учас­ тие П р а в о с л а в и я , ибо именно это поможет общес­ тву избавиться от многих болезней. Одна из самых опасных с е го д н я , б езу сл о вн о , — п оклон ени е З ап ад у . Его сытости, богатству, вседоз­ воленности, ложным цен ­ ностям. Многие грехи со­ вокупились в этом покло­ нении: и сребролюбие, и зависть, и гордыня, и рас­ пущенность, и многое дру­ гое, что нами же, журна­ л и с т ам и п р еж д е в с е го , подавалось и подается как завоеванная свобода выбо­ ра. Наша демократия лас­ к овым щ ен о ч к ом бы л а взята у Запада, быстро от­ кормлена костями низмен- полагалось, что оппонент (а им был С. ных инстинктов нашего же прошлого и Кириенко), не,зная слов мол 1 [.у'.^ь^д^ут же сядет в лужу. У ведущего,!правда,, хва-, тилолума прекратить балагащцйосам Ми -огч-уяицам, кормится на помойкаху-юблаио? переправившемся через реку Один человек решил переправиться на другой берег реки. Он сел в лодку и взял в руки весла. На одном было написано «Трудись!», на другом — «Молись!». Че­ ловек решил обойтись одним веслом, ду­ мая, что и без молитвы можно переплыть реку. Но он добрался только до середи­ ны и стал кружить на одном месте. Вот так и мы почти девяносто лет кру­ жим на одном месте... Да, позади нас — почти вековая ис­ тория безбожия. Вдумаемся: у русского народа украли целую эпоху! Традиции предков — от княгини Ольги с Владими­ ром Мономахом до святого Серафима Са­ ровского — были отброшены и втоптаны в гр я зь ... Хотя, если честно, и сам народ отвернулся от Церкви, и мы имеем дело с феноменом превращения, когда мужик, еще вчера и шагу не ступавший без крес­ тного знамения, пошел с топором рубить иконы , разбивать к олокола и строить «новую жи зн ь» . Конечно, вера всегда жила в скособоченных хатах , где по-пре­ жнему висели в углах образа и горели лампадки, где тайно крестили внуков и молили Господа за «партейных» непуте­ вых своих сыновей наши русские стару­ хи. Но из массового сознания выветри­ лось самое главное, что было освящено высоким смыслом. Недавно в Введенке (Хлевенекий рай ­ он) мне рассказали такую историю. В одном доме поминали усопшую хозяйку. Ее дочь, пожилая уже женщина, знав ­ шая молитвы, по-своему верившая, пос­ тавила условие своим сыновьям, люби­ телям приложиться к рюмке: «Не будете молиться за упокой — не поднесу!». Во­ на куда взлетел маятник всеослепляю- щего безбожия! Все перевернулось вверх дном, белое стало черным, истина обра­ тилась в ложь, а добрые помыслы — в лицемерие. Все это время мы лениво работали одним веслом. Слишком многие сегодня, лузгая се­ мечки и выглядывая из-за стаканов, к ри ­ чат: «Не верю! Убеди меня!». А сами даже детскую Библию в руках не держали, ни на одной исповеди не были да и в храм з агл яды в али больше из любопытства . Вот и попробуй тут убеди. Разумеется, даже жизнь в монастыре сама по себе не является гарантией спа­ сения. Вот и владыка Никон на конфе­ ренции говорил о том же: «Наша обитель — не реабилитационный центр. К нам привозят детей, и от нас они уходят в самостоятельную жизнь. И не всегда эта жизнь праведная. Но ведь так всегда и будет: что ты сам посееш ь, то и по ­ жнешь». И у святого Серафима Саровско­ го есть мысль: в миру можно спастись, а в монастыре погибнуть. И в этом много смысла, ибо вера — это не только состо­ халков превратился в ту минуг^ в офрей тора, которому доверили вест(т па вечер­ нюю п р о г у л к у роту с вы с тр а д ан н о й командой: «Запевай!». Для ведущего н а­ шего режиссера «Отче наш», выходит, уже не молитва вовсе, а всего лишь ак ­ сессуар игры, эдакий актерско-режиссер­ ский приемчик? Да нет, походя говорить о вере, о Православии нельзя, даже еСли ты популярен и талантлив, даже если ты искренне желаешь России добра. Между тем чаще всего к этой теме мно гие обращались именно недавно, в пред выборном захлебе. Кандидаты всех тей использовали Православие как зна мя , заповеди Христовы — как строку в предвыборной программе. А один из пре­ тендентов на думское кресло расклеил по городу листочки, в которых поздравлял христиан с праздником рамадан . На конференции в Задонске досталось воро­ нежскому губернатору И. Шабанову; у еебя-де молится Христу, а как поехал в Индию, так сразу ст ал ... буддистом. К этому примеру возвращались не раз,: хотя не было тут предмета для спора: просто так понимает губернатор свободу совес­ ти и адекватно этому пониманию посту- Да разве он один? И для знаменитого московского мэра , похоже, одинаково н еважно , что строить — храм Христа Спасителя, кирху, синагогу или мусуль­ манскую мечеть. А как иначе, когда ощу­ щаешь себя «отцом всех народов»? Ведь тут вовсе не вопрос веры, но политики, а стало быть, имиджа, рейтинга и прочих атрибутов власти. Да и мир вокруг нас изменился, свобода вероисповедания уза­ конена Конституцией, Церковь отделена от государства идеологическим забором (с которого, кажется , еще не сняли ко ­ лючую проволоку), а чем это все аукает­ ся нашей державе, нашему Отечеству, — понять нам еще предстоит. Это раньше Дмитрий Донской приходил к Сергию Р а ­ донежскому, прося у него благословения на битву с ворогом. Это раньше государь, заступая на престол, целовал руку пат­ риарху. Это раньше у нас были святые, которые десятилетиям и растили себя, чтобы потом растить блйжних. Это рань­ ше христианская Русь просила у Госпо­ да защиты , у -Богородицы — покрови ­ тельства, у угодников да юродивых — совета, как жить. Что-то есть вымученное и неестествен­ ное в том, ЧТО сегодня, когда штормит во всей России, спешат занять место в пер­ вых рядах под крестами, хоругвями, вен­ цами и кадилами как раз те, кто вчера не приближался к храму Божиему и на сотню метров. Спешат, отталкивая остры­ ми своими локтями древнерусских ста­ рух, со свечками в руках , купленными на последнюю пенсионную к о п ей к у . К ак-то не верится в это коллективное прозрение. Да ведь уже и насмотрелись мы на крестные ходы, где наши вожди неуклюже наступали на рясы священни­ кам, и на освященные архиерейским бла­ гословением всякие «инаугурации» мес­ тных бонз и презентации новоиспечен­ ных фирм (а куда денешься — каждому вает всех подряд и норовит вцепиться в первого встречного. Притча об одном богатее у одного хозяина однажды уродился богатый урожай. И он засыпал его в ам ­ бар. И на другой год было много влаги и солнца, и он снова засыпал зерно в ам­ бар. А потом ему уже носили зерно в к а ­ честве процентов те, кому он ссуЖал его на семена на выгодных для себя услови­ ях . И когда он заполнил амбар своим бо­ гатством до крыши, пришла вдруг ему пора умирать. И он не нашел ответа: для чего он копил всю жизнь это свое богат­ ство? Это, если хотите, притча о благопо­ лучном Западе. Известно, дурной пример заразителен. Телевидение, печать, западная массовая гоп-стоп культура, даже «Интернет» — через все эти каналы Россия испытыва­ ет сильнейшую духовную экспансию из­ вне. Характерный пример привел высту­ пивший на конференции правящий ар ­ хиерей Воронежско-Липецкой епархии митрополит Мефодий. Он зачитал цита­ ту из американской «Вашингтон пост» о том, что русские должны быть расселе­ ны по другим государствам так , чтобы они составляли не более 5 процентов на­ селения, а «Россия будущего» должна со­ стоять из одной Москвы с ее небольши­ ми окрестностями. Ввиду такой угрозы русский народ, по мнению митрополита, должен обратиться к истокам своей ду­ ховности, осознать свои национальные ценности. Именно в этом и видится мис­ сия Церкви на рубеже тысячелетий. В ажн ая роль в р азвитии этой идеи принадлежит системе образования. Вы­ ступая на пленарном заседании, прорек тор по науке Елецкого пединститута, ака демик Е. Белозерцев сформулировал ос новные теоретические принципы, кото рым должно следовать наше образова ние. Дело в том, что эта отрасль челове­ ческой деятельности в развитых странах переживает глубокой кризис. Именно по­ этому чрезвычайно важно, чтобы наше образование было национальным. К со Йкалению, этим принципам не следую' нынешние педпрограммы, в них «не пред­ усмотрено» место основе национальной духовности — Православию. В то же мое время в первых классах современны ми теоретиками вводилось 36 часов для изучения ... презерватива. Шутки в сто­ рону — процесс стерилизации общества лоббировала в Госдуме одна из «глав­ ных» женщин России Е. Лахова, вытрях нувшая для этих целей из бюджета круг­ ленькую сумму. Обо всем этом с болью рассказывала на конференции Л . ‘Чука- нова, директор православного детского центра из Воронежа. Очень актуально прозвучало и выступление гостя из Мос­ квы, доктора медицинских наук иеромо­ наха Анатолия (Берестова). Будучи по специальности детским невропатологом. конвейера. К услугам подрастающего по­ колениями не только) — кучи журналов, кассет и секс-шопов. На ЦТ есть даже профильная передача «Про это», которую даже взрослые смотрят украдкой. И вот к этому еще подсуетилась и школа! Меж­ ду прочим, председатель комитета по об­ разованию воронежской администрации С. Рогачев заметил, что в обществе на­ блюдается такой феномен. В то время, как дети оказались социально незащи ­ щенными , когда упадок семьи достиг опасного уровня, в среде молодежи стал наблюдаться рост религиозности. Учиты­ вая это обстоятельство, комитет по об­ разованию совместно с еп архи альным управлением приняли решение об откры­ тии в Воронеже православной гимназии. У нас такая гимназия успешно действу­ ет в Ельце. В Липецке открыты курсы православной педагогики (для учителей средних школ, где они знакомятся с ос­ новами христианства), а в техническом университете монах Задонского Богоро­ дицкого монастыря отец Меркурий чита­ ет курс богословия. Свою роль, разуме­ ется, играют и воскресные школы в Ус- мани, Липецке, Задонске. О практике со- трудничест.йк ®Цё^вй '6‘‘4гйстё1у1ой образо­ вания в Л;рцец^ 4 айг-области рассказала коллегам кандидат педагогических наук, консул ь тан т и нф орм ационно -ан али ти ­ ческого центра администрации области О. Федорова. А еще опытом работы с детьми на кон­ ференции делилась монахиня Мария (Бо­ рисова), руководитель отдела религиоз­ ного образования и катехизации Казан­ ской епархии. Там ребята собраны даже в некий отряд . Они под руководством матушки Марии являются не только чле­ нами Церкви, но и активными проповед­ никами! О необходимости возрождать об­ щину в православном приходе говорил также ректор Воронежской духовной се­ минарии к андид ат богословских наук протоиерей Василий Попов. Люди зачас­ тую идут в секты, а не в Православную Церковь именно потому, что у сектантов есть община, а жизнь прихода организо­ вана плохо. О том же, только по своей «отрасли», говорили и медики — о ста­ тусе приходского врача, о православных медицинских учебных заведениях, о воз­ рождении обществ трезвости и проч. И все же, слушая все эти правильные речи, трудно было отделаться от ощуще­ ния чего-то упущенного. Ну вот, спохва­ тились ... — именно такая мысль пресле­ довала меня. Конечно, это коллективное прозрение — свидетельство единения Церкви и го­ сударства в одном общем деле. Конечно, важно стремление видеть свою паству повсюду, а не только у алтарей. Конеч­ но, говоря светским языком , надо давать сдачи забугорным проповедникам и сек­ тантам. Наша Церковь слишком долго — еще, пожалуй, со времен патриарха Ти­ хона, предавшего анафеме большевиков, — оставалась в тени Истории; покуда ее, эту историю, лихорадочно и без знаков препинания писали другие. И даже в не­ давние времена, когда уже свобода рух­ нула нам на голову, мы смотрели по те­ лику в воскресные дни (это когда истин­ но верующие стояли перед иконами в храмах) выступления балаганного вида западных мессионеров, с голливудской улыбкой превращавших проповеди ис­ тин Христовых в шоу. Где же были в это время наши православные отцы? А вы знаете — на месте были. На своем, так ск а з а т ь , рабочем месте. В Задонском Богородицком монастыре, например, про­ поведи наместника отца Никона' специ­ ально приезжали послушать люди из р а з ­ ных городов России, а самые догадливые даже записывали их на пленку — т аки ­ ми волнующими и понятными они были! Но то, напомню, были люди верующие, с открытыми для слова Божия сердцами. Что же до остальных, а их, будем гово­ рить честно, большинство, то им предла­ галось совсем иное — духовная жвачка западной идеологии с добавлением оте­ чественного шаманства — Чумака, Каш­ пировского и прочего языческого идио­ тизма. Страна впадала в транс, нюхала радиопри емники и «крэмы» , беснова­ л а с ь , к л и к уш е с т в о в а л а , с а т а н е л а . И единственным трезвым голосом в этот пе­ риод расцвета демократического мрако­ бесия был голос Церкви. Но, по правде близко понятия не имели. И жадно раз ­ дували огонь скандала. Все эти примеры говорят об одном: есть силы, сатанинские силы, которые пытаются порвать нити, связующие Цер­ ковь и общество. Но пока это самое об­ щество дорастет до православной жизни хотя бы образца «до 1917-го», пока вос­ становит и взрастит себя после десяти­ летий революционных исканий, вся на­ дежда именно на Церковь: ей и только ей придется «держать удар» враждебных христианству сил и вести людей к свету. В выступлении на конференции А. Ни­ кифорова, к онсул ь тан та Воронежской областной думы по вопросам межконфес­ с и о н а л ьн ы х о т н ощ е н и й , п р о зв у ч а л а мысль о том, что Православная Церковь не должна вслед за другими конфессия­ ми становиться в очередь к своему наро­ ду, она сама является частью этого на­ рода. Ну да, не должна и, может быть, не обязана. Только устами этого орато­ ра да мед бы пить. Что виДим на деле? Агрессивная политика чуждых христи­ анству религий (не только западных, но и доморощенных) уже привела к войне н а ..К авказе , к конфликтам в Средней^ Азии,.,к смятению умов в самой РресийГ, Даже в нашвюкраяхгс традиционной и^ап) вославнои ориентацией расположились всякие секты, организации й братства от п рив ерж ен ц е в П орфирия И ванов а до «Свидетелей Иеговы». А что мы хотели — вот уж поистине: свято место пусто не бывает... Значит, по-прежнему отступает наша Церковь? Уступает, исповедуя непротив­ ление злу? Расстается с вековыми тра­ дициями общения со своим народом? И все-таки — нет! Возрождающиеся повсю: ду храмы говорят об обратном. Только й Задонском районе благодаря Богородиц­ кому монастырю из руин безвременья подн им аю тся около д е с я тк а ц еркв ей (хотя до революции их в уезде было бо­ лее 60!). Г арантированная (особенно в последнее время) и реальная поддержка нужд наших приходов со стороны власть предержащих — тоже показатель выздо­ ровления общества. Обращение педаго­ гов, медиков, ученых, юристов за благо­ словением к Церкви — тот же знак . Кон­ ференции в Задонске, как событие (а, по свидетельству сотрудника Московского Патриарха А. Даниленко, из восьми кон ­ ференций, проведенных в стране, эта, в Задонске, по значимости и духовному на­ полнению — особая) — еще одно подтвер­ ждение тому, что мы возвращаемся к сво­ им истокам, незамутненным и целитель­ ным. Только... Только не все так просто на этом пути. Притча о мудром отце и нерадивом сыне, рассказанная наместником Задонского Богородицкого монастыря епископом Никоном гостям на прощание Послал отец своего сына в поле, ко ­ торое заросло сорняком. Пришел отрок в поле, увидел бурьян до горизонта и решил: никогда мне не прополоть его. И залег спать под куст. Вечером отец спро­ сил сына о проделанной работе. Сын от­ вечал, что за эту работу и браться нече­ го. Тогда отец сказал ему: «Я же послал тебя полоть не все поле сразу, а ,только часть. Сегодня ты бы прополол часть , завтра другую, послезавтра — третью ...» . Надо работать. Изо дня в день. Так на­ путствовал участников конференции вла­ дыка. Надо избавляться от сорняков и сеять семена Веры. Может быть, какие- то упадут на каменистую почву, какие- то пропадут в бурьяне. Но будут и такие, что лягут в благодатную почву. И про­ растут на благо нашего Православия. ...В последний день работы конферен­ ции я обратил внимание на одну девоч­ ку. В трапезной, где проходили прения, она сидела рядом со взрослыми на ши­ рокой лавке и смотрела на аквариум с рыбками. Но когда взрослые встали на молитву, быстро вскочила с места, пере­ крестилась и запела тоненьким голос­ ком: «Отче Наш, иже еси на небесех. Да святится Имя Твое...». А лександр КОСЯКИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz