Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
20 января 2000 г., № I I (21139) ТЖИПЕЦКАЯ га з е ! а С-) О? с**" « ' Берегли ее, как родного че ловека. И не уберегли... В один из дней ранней весны мама вышла в сенцы задать Эвде соломы. На этот раз корм не понадобился... На еду ее мясо не пошло — и потому, что кормилица наша была на сносях, и потому, что погибла от сибирской Эвду погрузили на салаз ки и свезли на окраину лога, где обычно сваливали трупы прокаженной животины. Ути лизовать их не было нужды: с этим справлялись волки. К утру от павшей скотины ос тавалась груда тщательно от шлифованных мослов. Летом того же года отца арестовали. Он заведовал хо зяйством местной сельхозар тели и делал это, видимо, не умело: при очередной реви зии комиссия недосчитала закромах колхоза двух мен ков фуражного овса. До суда отца изолирова ли в помещение сельсовета Для порядка повесили на дверь амбарный замок, при ставили охранника. Прежде всего суду надо было выяс нить: где недостающие меш ки зерна? Версию выдвину ли простую и ясную: украде ны и прихоронены в доме завхоза. В нашем доме то И был учинен обыск. Местные пинкертоны дотош но обшарили все сусеки, но тех, которые наступили се- 1 'одня. Если бы он дожил до наших «реформ», представ ляю, какую бы боль ему при шлось испытать. Да, было нелегко. И уни жения терпели, и несправед- .ливость. Но вот, по-моему, заслуживающее внимания наблюдение: деревня при всех тогдашних испытаниях не потеряла желания и уме- Собственно, российская глубинка всегда была песен ной. Пели не только «по слу чаю» — в праздники, на свадьбах, на именинах. Пели просто так, для души. Пото му что пелось... Пели и в нашем селе. Долгими зимними вечерами в доме Василия Ивановича собирались соседи, благо и изба просторная, и хозяева приветливые. Пели без со провождения, музыкальных инструментов. Заводил дед Федя Ланцов —самый голо систый и слухменный в им провизированном хоре. «Степь да степь кругом», — начинал он. «Путь далек лежит», — вступали ладные голоса. И сквозь движущу юся пелену снега за окном чудилась удаляющаяся в мглистую даль ямщицкая тройка, доносились грустный звон поддужного колоколь чика, храп лошадей. А вот теперь на селе не поют. При случае запускают ОТ ПЕРВОГО ЛИПА ни. Провалы в экономике, обнищание народа — это тоже следствие лечения по рецептам эскулапов-реформа- торов. Как и готовность по носить все, что связано с аб бревиатурой «СССР». Теперь стесняются говорить «на родный артист СССР», «со ветский космонавт», «Герой Социалистического Труда», «Герой Советского Союза»... Те, чья жизнь прошла при советском строе, зачислены огулом в «совки». Впрочем, обо всем этом уже не раз с болью и законным гневом Я опять и опять вспоми наю об отце. Оподвиге и тра гедии его поколения. Навер ное, у него, да и у меня, уже после войны отца лишенно го, есть основания предъявить свое обвинение ушедшей дер жаве. Но подло и низко мстить ей. Подло и низко за бывать и о том добром, что было в нашем прошлом. О том, что я, крестьянский сын, смог получить образование, стать журналистом. Что те самые герои, космонавты, писатели, ученые тоже по большей части были выход цами из глубинки, из про стых семей. Сегодня детям малоимущих все сложнее чего-то добиться в жизни... Тогда у нас у всех была ИЗвоины Если все мы —родом из детства, значит, я — родом из войны. Она и была моим детством. Когда я думаю о войне, я думаю об отце. Потому что четыре года ждал его. Он пришел в конце июня 45-го. Сразу после Парада Победы, в котором ему довелось участвовать. Тотдень память хранитярко и полно. С годами забы ваешь о многом, не всегда припомнишь, что было вче ра, но возвращение отца с войны я не смогу забыть до смертного часа. Настоящий, живой, он взял меня на ко лени, его ласковая шершавая ладонь гладила мои вих ры. Он был красивый, мой отец. Еще такой молодой, статный, в ладной гимнастерке, усыпанной орденами и медалями. О цене, которую он заплатил за них, я узнал много позже. А пока, казалось, все страшное и тягостное по зади. В сентябре я пошел в первый класс. Накануне, уступая моим мольбам, мама приспособила на плечики моего сшитого по случаю костюмчика... отцовы погоны. Ордена и медали я прикрепил сам. В таком парадном облачении и явился в школу. Вместо ожидаемого вос торга по поводу своего наряда я услышал грозный при каз учительницы вернуться домой и снять, как она вы разилась, «воинские доспехи»... Первое послевоенное л выдалось немилосердно 31 ным. Выцветший белесый солнечный шар, казалось, не покидал зенита. Роняли по жухлые зерна не вошедшие в силу пшеничные колосья. Мелела, обнажала каменис тые перекаты обычно полно водная речушка Байгора. Пескари, правда, в ней еще водились —на радость паца нам. И удить их было инте ресно, и какое-никакое, а под спорье скудному домашнему котлу. Признаюсь: не вся нехитрая наша добыча попа дала на семейный стол, часть улова мы съедали живьем. : Зимою голод усугублялся холодом. На топку шли под сохшие коровьи лепешки, кизяки, солома и пни. Тех нология их добычи проста': на брошенных вырубках во круг пня рылась канавка, обнажившиеся корни выру бались топором. Однажды за этим безобидным, на первый взгляд, промыслом меня за стал лесник. Молча побросал на телегу лопату, мешок и топор, содрал с головы фу ражку, дернул вожжи и уехал по своим дальнейшим делам. Оказывается, вырубать состарившиеся пни было нельзя. Много чего было не льзя. Нельзя рвать пожел тевшие прибрежные камы ши, собирать оставшиеся после покоса колоски, пас ти коров на колхозном Домой с вырубки я воз вращался на ватных ногах. Лишиться столь необходи- ‘мых для жизни мешка, ло паты и особенно топора — большая потеря. А тут еще и фуражка... Ну как все это объяснить родителям? Но они все поняли. И на казывать не стали. Тем же днем отец пошел к леснику, а к вечеру вернулся домой с конфискованным инвента рем и фуражкой. Что в те голодные годы для крестьянского подворья значила корова, людям старшего поколения гово рить не надо. Одно слово — кормилица. Нашу корову звали Эвда. Происхождение столь не привычного имени объясня ли тем, что родословную свою буренка, дескать, ве дет от немецкой породы. Так это или не так — особого значения не имело. Несмот ря на нерусское происхож дение, это была добрая, а главное, удойная корова. КРИМИНАЛ НЕУДАВШИЙСЯ ПОБЕГ там и мышей-то не обнаружи лось. То ли кошка съела, то ли померли с голодухи. Днем нам с мамой разре шили свидание с отцом. Мать собрала узелок: отвесила на безмене краюху испеченного из отрубей и лебеды хлеба, добавила три вареные карто фелины, бутылку козьего молока. Отец лежал на полу, за стланном соломой: НИскамьи, ни тем более нар не было. Он встретил нас улыбкой. Но что-то нехорошее было в этой улыбке, словно у него толь ко что вырвали здоровый зуб. Мы, трое детей (четвер тый, самый старший, был мобилизован в 43-м), по ма лолетству не понимали, ка кая беда свалилась на семью. А мама хлопотала, пыталась помочь мужу. Казалось бы, ну что она могла? Однако... Бережно завернув в тря пицу отцовские награды, она пошла к районному военко му. Но майор брезгливо по косился на разложенные пе ред ним знаки воинской доблести и в гневе смахнул их на пол. Мать опять собра ла их в платок. И был суд. Преступление «расхитителя» казенного до бра оценили в десять лет ла герей. Отец сменил не успев шую слинять гимнастерку на зековскую робу и пошел рытй канал между Волгой и Доном. Гимнастерку потом доносил я... Зачем я об этом рассказы ваю? Нет, не затем, чтобы присоединить свой голос к обличителям нашего прошло го, вот, мол, как расплачива лась Родина с солдатами-по- бедителями. Деревня и ее люди всегда жили трудно. И до войны, и во время войны, и после. Но отец мой, как и все его поколение, не сводил счеты с родной страной. Ког да ей грозила опасность, он защитил ее. А потом хотел и мог работать, не покладая рук, чтобы ее накормить. Он жил верой и надеждой, он ждал добрых перемен. Но не проигрыватель или врубают на все децибеллы «маг». И звучит не задумчивый рас сказ о замерзающем ямщи ке, а о Лехе, без которого кому-то там плохо... Даже в голоде, в холоде, в тяжком труде, при произ воле чиновников сохраняет ся надежда, если народ не утратил дара Божьего —пес ни. Но если он перестает петь, если за него безголосо и пошло поют про Дёху или' Ксюшу в юбочке‘йэ пл 1 р 1 па^ — тогда совсем худо^ Не зрл , говорят, что песня .душа народная. Выходит, с душой его случилось что-то страш ное, коли она, звеневшая и в годы войны про «Землянку» и «Старинный вальс «Осен ний сон», и в голодном 46-м, и позже, вдруг затихла. Горько, крли солдата, труженика, кормильца могут за горсть зерна и пять колос ков упечь за решетку. Не дай Бог, чтобы это вернулось. Но, может быть, еще горше и тревожнее, еще безнадеж,- нее, когда в жизнь народную вторгается нечто чужое, чуж дое, холодное, разрушитель ное для духа и души. Россия ' годы и десятилетия держа лась традиций, хранила до бросердечие, милосердие. И, оставшись без отца, мы это почувствовали сполна. При чем, русское милосердие мало что общего имеет с за падной благотворитель ностью, когда сильно бога тый человек не в ущерб себе «отстегивает» что-то там бед- няИу. Наше милосердие не показное, не рекламное, не от избытка, мы всегда делились последним, разламывали по полам единственную краюху. А «благотворительность», по- моему, сегодня прекрасно уживается с бесстыдством, алчностью, подозритель ностью, недоброжелатель ностью. Душа России больна, по тому что отравлена. Страну взялись вылечить от тотали таризма, но лечение оказа лось в чем-то опаснее болез- надежда. Теперь — безна дега вяжет по рукам-ПО но- Вот почему российская глубинка разучилась петь. И очень зато преуспела в пи тии. Немце благо: пусть вре менное, но забвение, отреше ние от тяжких дум о хлебе насущном. И казне прибы ток. А латиноамериканские телевизионные мыльные пу зыри —чем не наркотик? ...Пуля врага миновала ‘моего отца. И могила его не на искалеченных военным лихолетьем полях Европы, половину из которых он про пахал вдоль и поперек от пер вого до последнего залпа, а здесь, на Родине — и боль шой, и малой. И спит он не под фанерною звездой. Звез да в мирное время изготов лена была из металла. Я молча стою перед этим непритязательным памятни ком на невысоком могильном холмике. Такие минуты по мимо воли настраивают на покаяние. Прости, Отец, за тяжкую ношу, выпавшую на твою долю, Прости, Солдат, за кощунственную мысль, лезущую в душу в обход со знания: Великая Победа, одержанная тобой, —не пир рова ли? Нет в том твоей вины. Ты сделал все, что мог. Есть расхожий постулат: сын за отца не отвечает. Я — отвечаю. Потому что все мы в ответе за нашу землю. Ко торую ты сберег, о которой пел наш легендарный бард: «Ведь Земля — это наша душа, сапогами не вытоптать В войну — не удалось. И после войны — тоже. Сегод ня —вытаптывают. И за это я в ответе — перед тобою и Россией... Виталий БУРКОВ. На снимке: у Вечного огня. На первом плане — ве теран Великой Отечествен ной Егор Павлович Бурков — мой отец. 9 мая 1977 г. Фото из семейного архива. к а л е й д о с к о п СТАРИК, ты и з КОСМОСА? Рано стареют астронавты, считает Бернард Рабин, профессор американско гоУниверситета Мэриленд. Ондолгие годы. обследовал людей, продолжительное вре мя находившихся в космосе. По его мне нию, причина ускорения процесса затуха ния жизни заключается в том, что в кос- гается значительному, богатому энергией облучению, в котором особенно высоко содержание атомов тяжелых металлов, мчащихся почти со скоростью света. Это разрушает клетки тканей головного моз га, иначе говоря, ускоряет старение. ГВОЗДИ для АРМИИ Если потерянная пуговица может из менить жизнь человека, то забытые в спешке гвозди —погубить армию. Именно отсутствие гвоздей в обозах при отступ лении Наполеона из Москвы определило крах всей кампании великого полководца, жк такому выводу пришли историки фран- :: цузского университета Сорбонна. Ведь со гласно старинной поговорке, «из-за гвоз дя теряется подкова, из-за подковы ло шадь и всадник гибнут». Без гвоздей вы шла из строя конница французской армии, ' стали обозы. Измученные лошади при ма лейшем подъеме по разбитой дороге «бук совали» даже с небольшими пушками. ЗВЕЗДНОЕ МИЛОСЕРДИЕ Личная трагедия стоит «за кулисами» благотворительности многих кинозвезд, которые оказывают поддержку больным детям или взрослым людям. Несчастье произошло, например, с Полом Ньюманом сын которого Скотт умер от передозиров ки лекарств. И с тех пор актер принимает близко к сердцу судьбу несчастных детей. На его пожертвования в Соединенных Шта тах было создано несколько приютов для больных детей-сирот. Джерри Ли Левис также стал занимать ся благотворительностью после того, как 46 лет назад умерла его приемная дочь Салли Мэй. Аю-ерсоздал общество, впользу которого ежегодно устраивается благотво рительный концерт. В программе обычно принимают участие такие знаменитости, как Вупи Голдберг и Лайза Миннелли. Собранные деньги распределяются между 250 клиниками общества. Лиз Тейлор борется с чумой нашего века СПИДом. От этого заболевания умерли несколько близких друзей звезды, и в пер вую очередь Рок Хадсон. С тех пор Лиз яв ляется президентом американской комис- сии по борьбе со СПИДом. Весь Голливуд присутствует на организуемых ею благо творительных балах, сбор от каждого из которых превышает миллион долларов. ЖАЛКО БЫЛО ВЫБРОСИТЬ Поистине на уникальном транспортном средстве передвигается в графстве Нор фолк на восточном побережье Вели кобритании некто Майк Фауэл. Четверть века он колесит на трудяге марки «Иж». Дивятся земляки этой безотказной «ло- шадке» — невидаль, музейная редкость, пришелец из другого мира! С годами машина поизносилась, и взгрустнул хозяин, задумался, как подле чить «конягу», отдалить срок расставания. Увы, в этом уголке Британского королев ства, как, впрочем, и в других, не сыскать дилерских фирм по ремонту «Ижей». Ипри- ;!;шло тогда в голову Майклу — не иначе, 5? как за кружкой доброго эля — написать президенту России. Через некоторое вре- 'мя Майклу с «Ижмаша» пришло письмо, в котором руководство предприятия предло жило помощь. ОЗЕРО, А НЕ ПОПЛАВАЕШЬ Самое древнее озеро на Земном шаре находится в Антарктиде. К такому мнению склоняются американские ученые. Инте ресно, что в этом природном водоеме не искупался ни один житель нашей плане ты, поскольку на протяжении нескольких сотен тысяч лет оно представляет из себя сплошной ледяной массив. Именно по- - этому ученые надеются обнарухсить в на мертво схваченной льдом воде заморожен ные древнейшие микробы в их первоздан ном виде. Согласно планам, исследования фау ны озера Восток — так его назвали —бу дут осуществляться в рамках международ- I ;ного сотрудничества. Ведь работа в усло- 1 ВИЯХ 60-градусного мороза потребует ог- ' ромных расходов и сложной подготовки. Экспедиция сможет отправиться на Юж ный полюс не ранее 2002 года. РЕВНИВЕЦ-РЕКОРДСМЕН Рекорд возраста ревности поставил 103-летний житель перуанского города Кальяс. Он зарезал ножом свою 87-лет нюю супругу Марту, приревновав ее к со седу. Но как выяснилось впоследствии, I рекорд сей случился фактически на почве полного старческого маразма, и рев- . ностью назвать мотив поступка Педро можно лишь условно. Дело в том, что «третий угол треуголь ника» — сосед — уехал из города более I десяти лет назад и более там не появлял- ся. Но каково бы ни было состояние Пед- :!::рО, ОН, верОЯТНО, ОКаЗЭЛСЯ самым старым ё: ё! человеком в истории, убившим свою суп- : ::ругу, как ему казалось, из ревности. (ЭКСТРА-ПРЕСС) МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ДВЕРИ - ВОРАМ НЕ ПОМЕХА Расследование довольно необычного уголовного дела завер шили сотрудники Юго-Западного отдела милиции г.Липецка. Как сообщили корреспонденту агентства «Липецк-Инфоцентр» в пресс- службе УВД, вскоре будет направлено в суд дело группы квартир ных воров, специализировавшейся на взломе... металлических две рей. При помощи особого приспособления, изготовленного по за казу на одном из предприятий, домушники вскрывали практически любую дверь, ломая ригель замка. Именно таким способом они обчистили 12 жилищ в Юго-Западном и Октябрьском округах г. Липецка. Выносили все подряд, из одной из квартир похитили даже холодильник. Краденое сбывали скупщикам. Трое участников группы— это молодые люди в возрасте от 23 до 34 лет. Все ранее судимы, все наркоманы. ЕЛЬЧАНЕ СТАЛИ ЧАЩЕ ЛУСКАТЬ ДРУГ ДРУГУ «КРАСНОГО ПЕТУХА» 11 человек в минувшем году сгорели заживо в Ельце на пожа рах. Среди погибших преобладают алкоголики и лица без опреде ленного рода занятий. Случившиеся за год 149 пожаров не только унесли человеческие жизни, но и причинили материальный ущерб а 1 млн. 670 тыс. рублей. Примечательно, что значительно возро сло число преднамеренных поджогов. ("Липецк-Инфоцентр"). Две американки, видимо, насмотревшись боевиков, захватили вертолет, чтобыорганизовать побег заключенному из тюрьмыстро гого режима близ города Кистоун-Хайтс /штат Флорида/. Но ре альность оказалась пострашнее, чем в фильмах, и вооруженные пистолетом угонщицы, сделав круг над тюрьмой, приказали пилоту повернуть назйд. «Достаточно увидеть мощные стены тюрьмы, сто рожевые вышки, небольшой внутренний двор, чтобы осознать всю бессмысленность такой затеи», — рассказал репортерам сержант Уэсли Грониковски. По его словам, 53-летняя Джоси Кларк и 32-летняя Уэнди Кал-' дерон находятся сейчас в камере другой флоридской тюрьмы—в округе Клэй. Власти намереваются предъявить им целый ряд об винений—от незаконного хранения оружия до вооруженного напа дения. Женщины на допросах пока держатся стойко и отказывают ся назвать того, ради которого рисковали своей жизнью, и теперь проведут несколько лет за решеткой. Кларк и Калдерон заранее заказали себе вертолет в аэропорту Кистоун-Хайтса якобы для перелета в город Лейк-Сити. Уже нахо дясь в воздухе, они направили пистолет на пилота идали указание лететь к тюрьме. Но, похоже, в последнюю минуту, когда вертолет уже подлетал к стенам тюремного комплекса, испугались. Женщи ны потребовали от пилота вернуться в аэропорт, после приземле ния выскочили из вертолета и умчались на своем автомобиле. Пи лот тут же позвонил в полицию. Идовольно скоро угонщиц аресто вали на одной из магистралей. (ИТАР-ТАСС) - ЗНАЙ НАШИХ! - ТРИУМФ«КАЗАКОВРОССИИ»ВЗАЛЕНАТВЕРСКОЙ Наша газета уже сообщала о б успешном выступлении Государственного ансамбля танца «Казаки России» в Москве. Сегодня — более подробный рассказ об этом событии. Свою сольную программу наш коллектив показал в Концертном зале им. П.И. Чайковского в рам кахXXXVI фестиваля искусств «Рус ская зима». Вот впечатления зри телей о том вечере: Ю. Манаен- ков, председатель Собрания Ли пецкого землячества в Москве: — Концерт закончился, а люди стояли, хотя бы один вышел из зала. Коллективу удалось пробить ся на подмостки одной из лучших российских сцен, это показатель того, что концерт стал явлением не только в культурной жизни Липец ка, но и России целом. Кто-то бросил мнимый лозунг, что мы, мол, гонимся за какими-то обще человеческими ценностями, а кое- кто уже стал стесняться нацио нального характера искусства. Да, мы — русские! И искусство у нас — русское, наше, родное. И оно всегда пробьет себе дорогу. В. Геращенко, доцент педа гогических наук, преподаватель ка федры педагогики и психологии Московского государственного пе дагогического института: — Пропаганда фольклора, ко торую нам продемонстрировал ан самбль танца «Казаки России», иг рает в настоящий момент большую роль в возрождении духовной жиз ни России. Богатство русского на рода — это богатство его тради ций. Ими воспитывается, развива ется, становится личностью рус ский человек. Нам сейчас всем не обходимо вспомнить о своих исто ках, о своих корнях, передать мо лодому поколению наш богатый опыт итрадиции русского народно го танца, песенного искусства, устного фольклора, воспитывать силу духа, необычайную красоту, энергию, которыми издавна богат русский человек. А. Климов, профессор, народный артист России, лауреат Государ ственной премии, преподаватель кафедры хореографии Московско го университета культуры: — Все мы русские. Мы — друзья нашего русского националь ного искусства. Все мылюбимрус ское народное искусство, кого ни возьми. Болеем за него, пережи ваем и хотим, чтобы оно побежда- ло не только за границей и приво- дило в восторг иноземцев, но и у нас дома, в России, русское на родное искусство было представ ленодостойно. Жаль, чтосегодня никто не при шел из министерства культуры, а хотелось бы, чтобы оно руководи ло, ставя русское искусство на первое место, а потом уже эстра ду и прочие жанры. Я не отделяю казачий танец в отдельную группу. Это русский народный танец. Изу мительная красота! Удалецкая стать! Женское очарование обра за! Прекрасная музыка! Высокий профессионализмI В. Пикуль, президент Нацио нального фонда русской культуры, композитор, заслуженный артист России, советник О.П. Королева, заместитель председателя Сове та Федерации по вопросам куль- туры, науки, искусства:_____________ — Сейчас мы являемся свиде телями таких невероятных тусовок, когда дивы со всей России, непо нятно каким образом захватившие умыисердца, получают прописку на ТВ. С другой стороны, вдруг оказы вается, что на живом концерте рус ского искусства полный аншлаг. Когда я поднимался по эскалатору, у меня спрашивали лишний биле тик. Это — невероятно! В столице — избалованная публика, но она хорошо знает «Казаков России». Когда мыуслышали и увидели, что они сотворили, X- мы поняли, что в России появился-коллектив миро вого значения. Такого эмоциональ ного накала, который он смог осу ществить языкомхореографии, тан ца, музыки, вокала, —мы не виде ли уже давно. Поневоле задумы-’ заешься, вкакое сложное время мы живем: кризис иРенессанс русской культурыодновременно. Ктоже по бедит сегодня? Л. Милованов, художественный руководитель Государственного ан самбля танца «Казаки России», за служенный артист России: —...Зарплата—небольшая. Бы товых условий проживания —ника-' ких. Один час в сутки работает го рячий душ. Пока нет постоянной базы, нет своего транспорта. Кол лектив разбросан по всему городу. Нужны новые музыкальные инстру менты, аппаратура. Но, когда' ви дишь, как люди оценивают то, что мы делаем, хочется жить дальше, хочется работать и творить. Когда аншлаг и шквал аплодисментов — ради этого стоит жить. И пропади пропадом все эти зарплаты и ус ловия. Вот эта секунда, это мгно вение — и мы счастливы. Навер ное, мы все чокнутые! ЖУРНАЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ НЕОЖИРНОЕВРЕМЕН РК 01010 РЕНЕСШа Как и календарный, «само собой» закон чился литературный год. Конечно, это несо поставимо,, но все же: если в первом случае вся планета завороженно глядела на цифру 2000, то во втором — узкому кругу читате лей отечественных «толстых» журналов под конец года повезло с несколькими интерес^ ными и даже неожиданными произведения ми прозы. Сначала уж позвольте о корпоративном — о романе и повести-эссе, непосредственно свя занных с журналистикой. Известный писа тель Николай Климонтович (его пьеса «Без зеркал» шла в Липецком театре драмы) вы ступил в «Октябре» с романом «Последняя газета». Он —о том, как некий прозаик (явно сам автор) на время связал свою судьбу с со лидной, щедро оплачивающей услуги сотруд ников, газетой (типа «Коммерсантъ-ВеИу») в качестве литературного обозревателя. Роман напи 9 ан, если можно так выразить ся, интеллектуально-легко, «читабельно», иронично и с массой любопытных подробнос тей. Парадоксальна исходная ситуация. Пи сатель с именем(!) вынужден в силу финансо вых причин стать рядовым газетчиком. Зато это —Газета (герой называет ее исключитель но с большой буквы). И Газета, я бы сказал, стилистически снобистская: герой на ряде примеров показывает, что, при его-то опыте, все равно никак не может «врубиться» в со держание половины, наверное, статей. Сно бизм заключается и в строгой иерархии на- чальственно-холдинговских «небослужите- лей», и в мнимых, демократичных отноше ниях между разными категориями сотрудни ков.Но главный «снобизм» Газеты автор при берегает под самый финал романа. Оказыва ется, ее основной тираж... идет «под нож». В общем, где крутятся большие деньги, не Столь уж важен конечный результат труда. Суть —- чтобы деньги крутились, чтобы холдинг существовал. Повесть-эссе в «Неве» — «Генерал слу чайных чисел» — увы, имеет печальный от тенок. Автор этого практически исповедаль ного сочинения журналист Борис Нутрихин умер 40-летним три года назад, и причина его смерти неизвестна. Да и повесть он напи сал о своей, в общем-то, нелегкой жизни, где переплелись и испуг «стать вечным рабко ром», и служба в частно-коммерческой кон торе, и учеба на курсах менеджмента, не да ющая никакой гарантии последующего тру доустройства. Выходит, мы имеем дело с не удачником? В предисловии к повести сказа но, что Борис как журналист работал пос ледние, годы в основном в криминальном жанре и был разносторонне одаренным че ловеком. Просто он был, просто его не ста- А вот истории, тоже заканчивающиеся трагически, но, к счастью, выдуманные. Че тыре рассказа, пожалуй, еще более извес тного, чем Н. Климонтович, Юрия Буйды (это ес;ги судить о внимании к каждому Из них К 1 ШТИКИ) составили цикл, названный «Пол ный бант». До сих пор Ю. Буйда создавал новеллы, колоритные; не без черт гротеска, персонажи которых являются обитателями некоего заштатного грродишки. Рассказы’ «Полного банта», однако, совсем иные. Они разделены во времени и пространстве^ — от Ниццы времен начала первой мировой войны до сегодняшних дней российской деревни. Тем не менее, перед нами — внутренне, бе зусловно, цельное произведение. Рассказы объединяет тема любви; причем любви дей ствительно настоящей, что называется, до гроба. Неизвестная мне Светлана Шенбруни опубликовала в «Дружбе народов» роман «Розы и хризантемы». Четко датирован пе риод его действия: зима 45-го — лето 51-го годов. Повествование ведется от лица девоч ки (поначалу ей лет пять), которая с мамой возвращается после эвакуации в Москву. Девочка становится невольной свидетельни цей самых рядовых, казалось бы, событий: в коммунальной квартире, где они живут, у знакомых ее родителей и т. д. Но почти уди вительным образом с помощью юной герои ни в романе возникает «иллюзия» быта, нра вов послевоенной столицы, не говоря уже об исчерпывающей, приковывающей читатель ское внимание обрисовке семьи девочки. По аналогии с «Последней газетой», нас н;дет сюрприз в конце повести «Убийство вре мен русского Ренессанса» Олега Дудинцева («Звезда»). Жителям нескольких петер бургских домов создают очевидные неудоб ства «поселяющиеся» там бомжи. И они, жи тели, находят хоть и непрофессионального, но киллера, который избавляет тех от бом жей. Избавляет же, как затем выясняется, посредством не убийств, а... переселением их в один сельский домик. В это время, что особенно интересно, вовсю всерьез раскру чивается машина милицейского расследова ния. Еще бы —в городе орудует киллер, про падают люди (пусть даже и бомжи). Разуме ется, финальная часть повести являет собой большой сюжетный конфуз. Весьма странна повесть Владимира Кра ковского «Курьез стохастики» («Нева»). В ней, можно сказать, всесторонне описаны «метаморфозы» писательского существова ния начала 90-х годов. То вокруг героя со бираются десятки(!) самодеятельных поэтов; то вынужденно «меняя ориентацию», он ста новится «любимцем» в ежедневных магазин ных длинных очередях. По обыкновению, хороша «Иностранная литература». Именно неожиданностями, де монстрацией иных, чем ранее представля лось, взглядов на ту или иную тему. Так,- итальянец Альберто Савинио в эссе «Мопас сан» и «Другой» оригинально, доказательно развенчивает «предмет» своих изысканий: больше как человека с раздвоением личнос ти, немного меньше — как писателя. А аме риканец Кристофер Баркли блестящим ро маном «Здесь курят» защищает ... сигарет ную империю, надеясь, что читатель поймет: настоящий роман —это произведение искус ства, бесконечно далекое от всяких там про паганд и агитаций. К тому же, К. Баркли объективен. Он показывает, сколь несладко приходится — причем кан!сдодневно — сто ронникам табачного производства, когда есть ярые, прибегающие и к преступным мерам, противники курения. Собственно, противо борство названных сторон и составляет су щество романа. Анонсы «толстых» журналов на нынеш ний год обещают по обыкновению массу но вых произведений. Будем надеяться, инте ресных и неожиданных. Константин КЛЮТКИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz