Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
1 [ _ ____________ 7111ПЕЩКАЯ ш1ш. г а з е т а 23 ию ня 2 0 0 0 г . , № 121 (2 1 24 9 ) СЛОВО К ЧИТАТЕЛЯМ НЕ НАДОЛОВИТЬЖУРАВЛЯ ВНЕБЕ Год назад при админис трации г. Липецка был со здан комитет по развитию предпринимательства и ма лого бизнеса. Необходимость его появления была очевид на —в одном только област ном центре насчитывается сегодня более 22 тысяч предпринимателей со свои ми профессиональными ин тересами и заботами. При всех успехах и достижени ях в совместной работе ста ли видны и серьезные про блемы. И прежде всего — информационные. Нам за частую не хватало сведений о том или ином предприни мателе, а он, в свою очередь, не'имел четкого представле ния о деятельности нашего комитета. Открывая эту де ловую страницу, мы очень надеемся, что тем самым сможем найти взаимопони мание и наладить, наконец, более тесное сотрудничест- В апреле этого года ре шением сессии городского Совета депутатов была при нята Программа поддержки и развития предпринимательст ва в городе Липецке на 2000- 2001 годы. Главная ее задача в том, чтобы сформировать де ловую инфраструктуру в на шем городе — различные ор ганизации, в том числе и об щественные, которые бы вза имодействовали с предприни мателями. Например, занима лись бы их обучением, юри дической консультацией, го товили банки данных и инвес тиционные проекты, выгодные заказы, защищали бы с по мощью своих профсоюзов и т. д. Эта программа, на мой взгляд, вполне реальна, и не которые ее положения уже начали осуществляться на практике. Мы предлагаем деловым людям, что называется, не ло вить журавля в небе, а зани маться более конкретным и сулящим хорошие перспекти вы бизнесом. Есть несколько приоритетных направлений в этой программе, которые наш комитет готов осуществлять. Одно из таких направлений — парковый бизнес. Во всем мире он в числе процветаю щих. Возрастает к нему ин терес и в России. Это нас об надеживает. Уже есть одна и липецкая фирма, у которой появилось желание превра тить пляж на Левом берегу в современную зону отдыха с парковкой для автомобилей, пунктом проката, туалетами, кафе и прочим сервисом. Нам бы очень хотелось, чтобы это намерение стало в скором вре мени реальностью и примеру фирмы последовали бы дру- Важная для города про блема — нехватка школьной мебели. Всего пять месяцев назад комитет бросил клич о поиске собственных производ ственных возможностей. Ре зультат ' превзошел наши ожидания: поступило сразу шесть заявок на участие в конкурсе. До финала его до шли 4 фирмы. И вот 19 мая в городской средней школе № 61 проводилась уже вы ставка образцов школьной ме бели, сделанной не где-нибудь в Рязанской области, а в Ли пецке. Это обещает выгодное дело и для предпринимате лей, которым поступит боль шой муниципальный заказ, и городской казне, потому что все налоги останутся у нас, и народному образованию. Очень перспективным мы считаем и такое поле деятель ности для липецких предпри нимателей, как переработка битой стеклянной посуды. Пример такой у нас тоже есть. На очереди — переработка пластиковых бутылок. Мы по нимаем, что дело это весьма хлопотное и дорогостоящее, но вместе с тем оно реально. Кстати сказать, выделенные 300 тысяч рублей для креди тования малого бизнеса впол не могут быть использованы именно на эти цели. Мы поддержим и такого предпринимателя, который бы построил бани в Юго-запад ном районе Липецка. Еще луч ше, если это станет целый банно-прачечный комплекс. Причем такие услуги могли бы быть как обычными с оп ределенными льготами, так и элитными. Наш комитет за альтер нативные транспортные пе ревозки, за бизнес, связан ный с производством товаров и строительством. Нам нуж но убедить липецких дело вых людей, что одной толь- центов всех предпринимате лей, сейчас не обойтись — требуются другие направле ния, другой интерес и дру гие идеи. Пусть они будут в чем-то абсурдны, покажут ся заведомо невыполнимы ми, тем не менее наш коми тет готов их рассмотреть. Как знать, может быть, именно эти идеи реализуют все ваши сокровенные меч ты и творческие возможнос- Наш контактный телефон — 77-03-06. Валерий КУЛИГИН, председатель комитета по развитию предпринимательства и малого бизнеса. ПРОВЕРЯТЬПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ ЛУЧШЕСООБЩАИПОПЛАНУ 13 апреля 2000 года вы- рядок, управлению госин- шло распоряжение главы спекции по торговле и ка- администрации Липецкой честву товаров, Госсанэпид- области № 527-р «О мерах надзору, Федеральной служ- по упорядочению проведения бе налоговой полиции РФ по контролирующими органами Липецкой области и другим проверок деятельности субъ- контролирующим государ- ектов^имого предпринима- ственным органам предло- тельства». Многочисленные слу жебные проверки и прини маемые меры, подчеркива ется 8 документе, не приво дят к желаемым качествен- изменениям по соблю- жено «осуществлять взаи модействие между собой» в ходе проверок в сфере ма лого предпринимательства и действовать в дальнейшем по возможности на плано вой основе. Кроме того, ра дению субъектами малого крмендовано физическим предпринимательства дей ствующего законодательст ва, Чтобы повысить эффек тивность такого рода прове- — навести должный по- юридическим лицам, заня тым предпринимательской деятельностью, вести книгу регистрации инспекторских проверок. Форма книги инспекторских проверок физических и юридических осуществляющих деятельность в сфере малого предпринимательст- Государственная регистрация: серия _ Орган регистрации _ Местонахождек - п/п контроли рующего . ДО№№0СТЪ, номерсп^. должность, подпись отдаика п^рини- лодлою^е выявленные взыскание *) рекомендуется пронумеровать, и проштамповать. ДЕЛОВАЯЖЕНЩИНА ВОПРОС ОТВЕТ в связи с введением с 1 января т. г: на территории Липецкой области налога с продаж в редакцию поступают письма От читателей с просьбой разъяснить отдельные его положения. Ответить на вопросы мы попросили начальника отдела управления экономики администрации области Ольгу ХРОМОВУ. # Возникает ли объект обложения налогом с про даж при выдаче работникам в счет задолженности по заработной плате продукций собственного про изводства? — Предприятие, выплачивая заработную плату работ никам в натуральной форме, таким образом -производит зачет своих обязательств по заработной плате перед ра ботниками. Данную операцию нельзя рассматривать как объект обложения налогом с продаж, приравнивая ее к передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на селению в обмен на другие товары (работы, услуги). Не льзя относить указанную операцию и к розничной торгов- # Облагается ли налогом с продаж стоимость товаров, реализуемых в розницу за наличный рас чет, по которым налог с продаж был уже уплачен оптовиком? —В отличие от возмещаемых налогов (например НДС), налог с продаж — оборотный. То есть каждый платит его со своего оборота. Если оптовая организация реализует товар за наличный расчет магазину розничной торговли, то она будет платить налог с продаж. В свою очередь, магазин будет платить данный налог при реализации это го товара населению. Такие нормы заложены как в феде ральном законодательстве, так и в Законе Липецкой об ласти «О налоге с продаж». Двойного налогообложения в рассматриваемой ситуа ций не возникает; поскольку действуют разные налогопла тельщики. « В Б И З Н Е С Е Д О Л Ж Е Н Б Ы Т Ь Д А Л Е К И Й П О Л Е Т М Ы С Л Е Й » , - ТАК СЧИТАЕТ Д ИРЕКТОР ФИРМЫ «Д Ж ИН » ОЛЬ ГА ДМ ИТРИЕВА . многочисленных липецких женщин- предпринимателей Ольгу Дмитриеву следует выделить особо. Она замечательный бизнесмен, о котором говорят с почтением и уважением, активно участвует в благотворительных акциях. У нее четыре необычных по творческому замыслу и оформлению продовольственных магазина в районе ЛТЗ («Кайр», «Эмир», «Джаннет», «Золотой риф») и два кафе. Да и сама их хозяйка выглядит потрясающе эффектно и стильно — яркий образец современной бизнес-леди. ворение от своей работы. Ошибка многих предпринима- ставят — Если брать начало ва- то он начинает видеть мир шей предпринимательской другими глазами. Человек деятельности и сегодняшний как бы живет в другом мире, день, когда прибавилось еще испытывая большее удовлет- три магазина и накоплен оп ределенный опыт, измени лись ли ваши представления телей о бизнесе? — Получение одной толь ко прибыли — и больше ни чего меня уже не устраивает. То время ушло. Прибыль ото двигается как бы на второй план. Я дорожу сейчас боль ше интересами людей, с кем вместе уже много лет работаю. Они настолько вясились в наш общий бизнес, я настолько Вместо того, чтобы вклады- ценю их вклад в фирму, ' думаю прежде всего о зарпла те своих работников, о. том. —Ольга Александровна, несколько слов о том, как вы пришли в бизнес. Была ли та самая "госпожа удача” или, скорее, закономерное явле- —Я закончила металлур гический техникум, пришла работать на комбинат и была, конечно, совершенно не склонна заниматься собствен- культуры ЛТЗ и многим дру гим. У нас с 1993 года заве дена папка, которая сегодня вмещает в себя все те прось бы, которые наша фирма не оставила без внимания. — Ольга Александров- коммерческий киоск и работа- на, женщина в ют чисто для себя, под свою это, по-вашему, нормальное зарплату. Таких людей спра ведливо называют временщи ками. Сегодня они торгуют, а чем потом будут заниматься? То есть у них нет далекого ^ , ___ полета мыслей. Заработали только нормально, ______ капитал —и спешат покупать лезно. Они стремятся еде диваны, стенки, хрусталь. явление? — Женщины вносят в нашу жизнь, в том числе и в деловую среду, свое видение мира свой колорит. И это не лать окружающее более яр м, выразительным. Неза вать деньги в производство, висимо от того, ч Мы хотели заниматься, на пример, лепкой, архитекту рой. Даже собирались обо рудовать для этого свой цех. Но в условиях товарного де фицита, когда наш первый в поселке тракторостроите лей магазинчик для детей под названием «Джин» стал пользоваться огромной по пулярностью, и мы Полуни ным делом. Но тут наступил ли хорошую прибыль, тор- Это собственное обогащение, трясина, —оно засасыва ет. Чем больше покупа ешь, тем больше хочет ся. Тут уж не до интере сов фирмы. Если уж оку нулся с головой в бизнес, думай не только тельности. Бизнес —это еще и подвижничество. Об этом нельзя забывать. В идеале мы все должны стремиться к замеча тельным традициям рус ского купечества. К со- говать было наиболее выгод но и перспективно. —Может, тут звание магазина каким-то магическим образом повли яло на покупателей? Кста ти, откуда такое экзотичес кое название? — В этом прежде всего заслуга художника, кото- 1991-й год. Резкое изменение экономической ситуации в стране. Шоковая терапия. Люди от нужды вышли на улицу и стали торговать. По явился рынок. Отсюда и от крылись возможности. И в какой-то степени наступив ший перелом, когда все мы оказались вдруг на грани вы живания и надо было искать спасительный выход, пошел мне на пользу. Конечно, пришлось ме нять свое представление о жизни, психологию. Это было трудно, непривычно. Но я, как и многие молодые люди, сумела сделать это. Навер ное, не обошлось и без опре деленной удачи. — А почему вы решили заняться именно коммер цией, а не чем-то другим? — Когда мы в 1993 году новое и необычное, что пред- открывали свою фирму, за- лагали ему каждый раз в на- мыслы у нас были огромные, шем магазине. _-• „ „ „ А - как сохранить наш коллектив. рыи работал над его оформле- расходы, в конце 1 нием. «Джин», намой взгляд, пов. .ок.VПЯЮт себя. Это яя нимаются —торговлей, бан ковским делом или космети ческими услугами. Как жен щины умеют готовить торт дома, так и бизнесом занЕ маются —изящно и:.со вк)( сом’.' Мужчины прйвыгчнёе'и бизнесе. У них свои прави- ем кармане, но и о своих ла, свой стиль работы. Но работниках, благотвори- женщины в нем, могу вам т- сказать, более жесткие ру ководители. — А это не метает вам строить деловые отношения с партнерами? —Нет, с мужчинами жен щине налаживать деловые жалению, большинством отношения легче. Это пока- наших предпринимате- зывает многолетний опыт. А лей совершенно забы- мужчине, наоборот, проще иметь дело с бизнес-леди. Это необходимо учитывать при установлении перспек тивных деловых связей. Ког да, например, следует за ключать деловое соглаше ние с женщиной-руководите- лем, то едет обязательно мой коммерческий директор. Если директор —мужчина, то тогда отправляюсь я. —Ну а ваша должность, ваша работа отражаются ли каким-то образомна личную него и пошло название нашей фирмы. Поначалу оно всех шокировало: и администрацрпо города, и налоговую инспек цию. Они привыкли к какому- нибудь АО «Липецкрыба» или «Липецкхлебмакаронпром», а тут что-то сказочное и во лшебное... Но потом, правда. работы в равной мерс отно сится и к другим предприни- « мателям. И прежде всего к чужие, казалось бы, пробле- —В вашей фирме все обстоит по-другому? —О людях мы дума ем постоянно. Надо в тор говом зале поставить кон диционер — мы покупа ем «Хитачи*. Потребо вался теплый пол под прилавок —обязательно берем и его. Это элемен тарная забота о нормаль ных условиях труда сво их работников. Мы часто со бираемся вместе, премируем юих продавцов, строителей, и у них есть стимул оставать ся с нами и дальше. Я, чест но говоря, горжусь ими. нам не безразличны и —Если и отражаются, то только в лучшую сторону. Семейная жизнь стала инте ресней, осмысленней. Моя работа в фирме —живая, на сыщенная, плодотворная, наполненная всевозможны- проблемами, которые я «Джин» хорошо знают и городские спортивные общее- л ветовать начинающим бизнес- тва, и различные культурные стараюсь решать, достиже- менам о личном доходе ду- учреждения. К нам идут пись- " мать потом. Главное —это же- ма с просьбами о помощи день- ниями. Все это только укреп ляет личные отношения. , , ,имынико- Кроме того, мой муж рабо- своего дела, создавать что-то му не отказываем — церкви, тает вместе со мной, и у нас , „ „ полное взаимопонимание. предприниматель делает это, ческим обществам. Дворцу Виктор Интервью взял МАНАЕНКОВ. п е р в ы й р у с с к и й Н А Ф А Б Р И К Е « 5 Р К 1 Н 6 5 » ! Наше знакомство с этим человеком произошло совершенно случайно: ко мне в руки не так давно попала американская газета «ТНе Зрппдз ЬиИебп», на одной из страниц которой под заголовком «Из Липецка в Ланкастер» рассказывается о русском бизнесмене, целый месяц проработавшем на местной текстильной фабрике. В статье помещена фотография русского бизнесмена с улыбкой на лице и его визитка, где написано: «Степашкин Олег Геннадьевич. Начальник вычислительного центра ЗАО «Липчанка». Заинтересовавшись столь необычным фактом, я отправился на нашу швейную фирму, где и встретился с героем публикации в заокеанской Поездка нашего земля- за границей. В обучении был ка за океан стала возмож- задействован, в частности, и ной благодаря российской американский фонд «^^еx», ко- президентской программе торый и спонсировал эту биз- по переподготовке управ- нес-поездку. ленческих кадров, которая Но прежде проводился начала активно действовать тщательный многоступенчатый с весны 1998 года. Олег отбор будущих менеджеров. На Степашкин оказался во вто- первом его этапе состоялся ром наборе молодых специ- конкурс в Липецком гостехни- алистов, проявивших жела- ческом университете. Из 100 ние в ней участвовать и со- конкурсантов выбрали двад- вершенствовать свое проф- цэ 1 ь, прошедших собеседова- ессиональное мастерство ние по менеджменту, психоло гический тест и показавших не плохое знание английского язы ка. Затем была приемная комис сия в областной администрации, после чего небольшую группу молодых людей из Липецка и Ельца направили в Воронеж, где на экономическом факультете университета им читали специ альный курс. После пяти месяцев очного обучения Олег Степашкин полу чил государственный диплом по менеджменту. Между прочим, он был признан одним из лучших из этого выпуска — о нем и его на учном исследовании по мотива ции работ на примере предпри ятия «Липчанка» даже написала воронежская газета «Коммуна». И только в октябре прошлого года была собрана наконец из различных регионов России не большая команда из 9 человек Щ 1 Я дальнейшего их обучения в Америке. До того, как распределить перспективных российских ме неджеров по тем или иным мес там, предусмотрительные амери канцы прочитали для них еще и вводный курс лекций в универ ситете штата Южная Каролина. Разумеется, на английском язы ке. А затем только специалист- электронщик из Липецка отпра вился на стажировку в неболь шой город Ланкастер на крупней шую на всем юге Америки фаб рику «Зргтдз», производящую постельное белье. По словам Олега Степашкина, он стал пер вым русским, который когда- либо был на этом предприятии. К первому русскому на фаб рике отнеслись с большим лю бопытством и довольно добро желательно. Правда, никто на него не указывал пальцем и не останавливал без- причины — каждый предпочитал заниматься на работе своим делом. Удив лялся в большей степени сам По масштабу работ и техни- -ческой оснащенности «Зрппдз» резко отличалась от родной швейной фабрики. Весь техноло гический процесс автоматизиро ван — от установки рулона ткани до упаковки. Обслуживает такую линию всего одна женщина-опе ратор. Персонал ездит по боль шим цехам на велосипедах. Здесь даже предусмотрены для управленцев кухонные уголки с газовой плитой и холодильником, где можно разогреть пищу и по пить «Кока-Колу». Работник фаб рики получает в год в среднем 30 тысяч долларов, менеджеры — в 1,5-2 раза больше. По аме риканским меркам вполне нор мальный заработок. Каждая семья живет в собственном доме. Жилье работники фабри ки приобретают в рассрочку на 30 лет у местных строительных компаний. В городе с населением в 10 тысяч человек вообще нет при вычных для нас многоэтажек — только несколько офисов в са мом центре. Этим Ланкастер чем-то напоминает ухоженную и богатую большую деревню. Не встретишь и общественный тран спорт — все ездят на собствен ных машинах. Есть, правда, один автобус, но это скорее для экзо- Что еще поразило липчани на? Кто-нибудь из управленцев фабрики примерно раз в год го товит свою «фирменную» закус ку для всего персонала. Для них это не демонстрация своих ку линарных способностей, а ско рее потребность во всеобщем признании и уважении в коллек тиве. Американцы, как заметил Степашкин, любят себя показать хорошими и демократичными. У них даже практикуют то, от чего мы успели отказаться. Напри мер, на «Зрппдз» есть своя До ска почета. На бронзово-позоло ченной таблице обновляются каждый квартал названия лучших предприятий этой известной тек стильной компании, фамилии пе редовиков фабрики. Простые американцы из шта та Южная Каролина оказались совершенно аполитичными — и это тоже для россиянина было открытием. Они работают, все время что-то жуют, -считают постоянно свои доходы и рас ходы, а остальное их мало ин тересует. Обычный американец не скажет вам точно, где нахо дится Москва: «А, это где-то не далеко от Австрии...». Зато он точно знает, сколько платит каждый месяц налогов или во что обойдется его семье содер жать прислугу. Олег Степашкин жил в аме риканских семьях. Семь дней у директора фабрики, потом две недели у начальника отдела по управлению людскими ресурса-, ми (по-нашему отдел кадров). За месяц работы он так при вык к американским стандар там, что потом долго не мог от делаться от мыслей, почему российский специалист получа ет в месяц не пять тысяч дол ларов, а всего лишь сто, поче му цены на наши продукты на поминают шикарные американ ские супермаркеты. Зато побывавший в Штатах русский специалист хорошо уяс нил себе, ради чего трудится на фабрике «Зргтдз» какой-ни будь Джон или Боб и что моти вация работ по-русски и аме рикански — это пока далеко не одно и то же. Александр ВИКТОРОВ. На снимке: Олег Сте- лашкин (слева) с губерна тором штата Южная Каро лина Джимом Ходжесом. Фото из семейного аль- КОММЕНТИРУЕТ СПЕЦИАЛИСТ ТОВАРНЫЙ ЧЕККАК ЯБЛОКО РАЗДОРА? в декабре прошлого года Закон «О защите прав потребителей» в третий уже раз претерпел некоторые изменения и дополнения, все больше подстраиваясь под строгие нормы нового Гражданского кодекса. Однако некоторые его положения вызывают недоумения и различные толкования 'как со стороны продавцов, так и покупателей. ^ первую очередь про тиворечие касается пятого пункта ст. 18. В нем, в час тности, говорится: «Отсут ствие у потребителя кас сового или товарногс чека либо иного доку мента, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является ос нованием для отказа в шетворении его тре тий». С одной сторо- - закон стал на защиту нашего многострадального покупателя — не надо те перь хранить на всякий слу чай товарные чеки, подобно доллару у себя в кубышке. Формально это оэначает примерно следующее; при нес обратно в магазин илк на рынок негодную продук цию, продавец ее внима тельно осмотрел, согласил ся с претензией и, вежливо улыбаясь, вернул покупате лю деньги или обменял на другой качественный товар.' .Но это в теории. А на практике все обстоит дале ко не так. Если нет товар ного чека, гражданину надо сначала доказать, что он по купал товар именно здесь, а не в другом месте. Пот ребуются свидетели покуп ки, если дело дойдет до суда. Родственники пострадавшвт го; согласно закону, не име ют такого права. Значит, нужно искать других свиде телей купли-продажи. А где их, спрашивается, взять? Начинается долгая су дебная тяжба. Если покупа тель и выйдет из нее побе^ дителем, то изрядно потре пав себе нервы и подорвав овью. Вот и выходит, что ст. 18 закона «О защи те прав потребителей в большей степени,провоци рует л а цотаебительском рынке конфликтные ситуа ции, чем действительно по могает ее устранить. Вот один из типичных примеров. В. Медведев ку- - 1Л в одном из магазинов фбюратор стоимостью 1350 рублей. Товар оказал ся, по его словам, неком плектным. Три раза покупа тель пытался вернуть его обратно, но так и не смог этого сделать, не имея на руках товарного чека. Нако нец, была назначена встре ча неудачливого покупателя с хозяином магазина. Толь ко после этого купленную вещь внимательно осмотре ли и сделали вывод, что кар бюратор оказался таким не по вине гражданина Медве дева. Дальше — еще инте реснее. Как сообщает авто любитель, хозяин магазина предложил ему вернуть кар бюратор на повторную реа лизацию (!): продаст его ному доверчивому простаку; а потом уж отдаст деньги. В. Медведев вынужден был искать правду у коми тета по защите прав потре бителей. Подобные факты «зако нотворчества», которые поз воляют трактовать закон ту или иную сторону, можно обнаружить и в статье 19 закона «О защите прав пот ребителей». В ней подчер кивается, что «в отношении товаров, на которые га рантийные сроки или сроки годности не уста новлены, потребитель вправе предъявлять тре бования, если недостат ки их обнаружены в ра зумный (?!) срок...» Ч“ это за «разумный срок» день, месяц или целый год? В ст. 20 еще более явный ----- гер юридической казуис- : «Недостатки, обна руженные в товаре, до лжны быть устранены изготовителем (продав цом) или организацией, выполняющей их функ ции на основании дого вора с ним, незамедли тельно (!)». Трудно себе представить, чтобы элеган тная девушка прибивала, предположим, отваливший ся у французских сапожек каблук или штопала на мес те норковую шубу за 30 ты сяч рублей. Городской комитет по защите прав потребителей ■ связи с этим внес свои предложения в антимоно польный комитет России с тем, чтобы конкретизиро вать отдельные положения Закона — в интересах как покупателя, так и продавца. Надежда МАРКИНА, председатель городского комитета по ' защите прав потребителей. Подготовлен город ским комитетом по раз витию предп риним а -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz