Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
В Ы С О К И Е Н О В О С Т И ВЕТЕРАН «ТУ-144»: ГРУСТНОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ НАШ СВЕРХЗВУКОВОЙ ЛАЙНЕР СОБИРАЕТСЯ В ГЕРМАНИЮ - В МУЗЕЙ ... Один из трех сверхзвуко вых пассажирских авиалайне ров Ту-144, принадлежащих АНТК имени Туполева, займет место на стоянке музея техни ки в южногерманском городе Синхайм. АНТК продало свое детище этому музею, чтобы поправить свое финансовое положение. Правда, доставка огромной машины в район Верхнего Рейна, где располо жен Синхайм, представляет собой сложную транспорт ную операцию. Сам лайнер давно уже не летает, остает ся водный путь на судне клас са река-море. Ту-144 пред стоит разобрать, отделив крылья от фюзеляжа (поэтому после заключения контракта часть средств авансового платежа пойдет на закупку материалов для специального стапеля, на котором самолет и будут разбирать). Россий ские речники заломили слиш ком высокую цену, так что Ту- 144 повезут на последнюю стоянку немцы. Они пригонят свой теплоход к причалу в Жуковском, где на террито рии ЛИИ им. Громова само лет стоит уже более 30 лет. В Синхайме российские специа листы соберут Ту-144, после ^его он будет выставлен для Всеобщего обозрения. Труды немцев не напрас-. ны: музей в Синхайме - един- твенный за пределами Рос- ;ии, который будет иметь в своей экспозиции советский сверхзвуковой пассажирский лайнер. А всего их было выпу щено 16 штук. Два потерпели аварию (в том числе и в ходе демонстрационного полета на авиасалоне под Парижем). Один ра ^езаяи пару лет на зад, остальные незаметно разошлись по музеям и авиа ционным институтам России. Вообще создание Ту-144 рассматривалось как наш от вет Западу на англо-француз ский «Конкорд». Оба самоле та проектировались в спешке, без серьезного учета нужд гражданской авиации. Уже в лось, что скорость полета не самое главное. Что толку от сверхзвука, если дорога от аэропорта до города съедает все сэкономленное время. Поэтому, хотя «Конкорд» и летает до сих пор, программа после выпуска 16 машин бы ла закрыта. Наступила эра большеместных широкофюзе ляжных самолетов, позволяю щих, кроме всего прочего, обеспечивать в полете высо кий уровень комфорта. Сна чала США, а потом СССР и Западная Европа наладили выпуск широкофюзеляжных самолетов, спрос, на которые не снижается уже почти 30 Наш же Ту-144 был во требован лишь в конце 90- Один из самолетов передела ли в летающую лабораторию. На деньги НАСА и фирмы «Боинг» на нем установили новые двигатели от бомбар дировщика Ту-160, специаль ное научное оборудование и провели ряд экспериментов. Американцы исходили из того, что когда-нибудь все равно придется создавать сверхзву ковой пассажирский лайнер второго поколения и исследо вания эти пригодятся__Хотя ратория) готов к выполнению новых. Были бы только заказ чики. Но пока ходоки только из музеев... Андрей БАРАНОВСКИЙ. ЖУКОВСКИЙ, Московская область. ПОЗДРАВЛЯЕМ, АНДРЕЙ! Корреспондент «Делового вторника» Андрей Баранов ский в третийраз стал победи телем Всероссийского конкур са ПЕГАЗ (за тчшую публика цию по проблемам ТЭК Рос сии), В связи с такой побед ной серией министр энергети ки вручил Барановскому большую Золотую медаль конкурса. С чем мы и поздра вляем Андрея и наших читате- «ТИТАНИК» НА КРЫЛЬЯХ ЧЕРЕЗ 5 ЛЕТ АЭРОБУСЫ СУМЕЮТ ПЕРЕВОЗИТЬ УЖЕ ПО 1.000 ПАССАЖИРОВ ЗА РЕЙС Кинотеатр, казино, трена жерный зал, ресторан с чуть подрагивающей на ходу по судой, каюты со спальными местами... Но это не океан ский лайнер, а новый гигант ский самолет, который, воз можно, поднимется в воздух уже в 2005 году. Так видят его, по словам американского еженедельни ка «Ньюсуик», конструкторы международного консорциу ма «Аирбас».Чем больше, тем лучше - это относится и к пассажирским самолетам. «Аирбас» считает, что в бли жайшие 15 лет объем авиа лайнеров. Пассажирам нра вятся просторные широко фюзеляжные самолеты. При ограниченной прапускной способности крупных аэро портов лайнеры вместимо стью в 900 и более человек облегчат перемещения меж- Концерн надеется потес- гь межконтинентальный флагман «Боинга» - «Джамбо - 747». Специалисты «Аирба- са» провели секретный оп рос 1.200 пассажиров, часто летающих «Боингами», и вы кажется слишком тесным первый класс «Боинга» и слишком шумным его салон. Гигант «Аирбаса» будет ком фортнее, быстрее и эконо мичнее конкурента. Концерн намерен потратить на его разработку около 12 милли ардов долларов. Инженеры компании уже создали спе циальное шасси, чтобы дока зать, что 600 тонн веса су перлайнера не разрушат бе тон взлетно-посадочной пло щадки. У проекта есть противни ки, которые указывают на столпотворение при посадке и высадке пассажиров авиа гиганта и пугают жуткими картинами авиакатастроф с почти тысячей пассажиров Но предварительные пере говоры показали, что шесть авиакомпаний готовы купить самолеты, стоимость каждого из которых превысит 200 мил лионов долларов. Это озна чает, что у их конкурентов не будет другого выхода, кроме как предложить и своим пас сажирам разминку в спортза ле или визит в сауну на высо те 10 тысяч метров. Зиновий КОЛПАКОВ. ВАШИНГТОН. И Н Т Е Г Р А Ц И Я мировой БИЗНЕС И МЫ РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВОЙ ПАЛАТЫ ПОДДЕРЖИВАЕТ ЕЕ УСИЛИЯ ПО РАЗВИТИЮ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ Обеспечение свободы ком мерции, ее гармоничного рос та и процветания считает глав ной целью своей деятельности Международная торговая па лата - Всемирная организация бизнеса. Эта одна из старейших меж дународных организаций, соз данная в 1919 году, ведет по стоянную кропотливую работу в сфере экономики и юриспру денции по защите интересов бизнеса, налаживанию его ди алога с властью, представляет частный сектор экономики в правительственных и межпра вительственных организациях. С 1946 года выступает в каче стве консультативного органа ООН и ее специализирован ных организаций и учреждений. В структуре Международной торговой палаты - Всемирной организации бизнеса (МТП- ВОБ) с 1923 года функциони рует Международный арбит ражный суд, авторитет которо го в решении торговых споров растет устойчиво и неуклонно. Свидетельством этому может служить тот факт, что в про шлом году на его рассмотре ние поступило более пятисот исковых заявлений. Созданное МТП-ВОБ в 1951 году Международное бю ро торговых палат быстро при обрело статус центра сотруд ничества между торговыми па латами как в промышленно развитых, так и в развиваю щихся странах. С 1979 года в составе МТП-ВОБ начал дейст вовать Институт всемирного бизнес-права, занимающийся изучением правовых вопросов международного бизнеса. В начале 1980-х годов в структуре МТП-ВОБ появились Международное бюро рассле дований преступлений, связан ных с морским транспортом. Бюро расследований преступ лений, связанных с подделками, и Бюро расследований ком мерческих преступлений. В 1994 году к ним присоедини лось подразделение по борьбе с компьютерными преступлени ями. Работу этих специализиро ванных органов координирует Служба по борьбе с коммерче скими преступлениями. В настоящее время МТП- ВОБ, объединявшая на стадии становления лишь представите лей частного сектора в Бель гии, Велико^итании, Франции, Италии и США, расширяет свое присутствие в Азии, Афри ке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке, а также в странах с переходной экономи кой в Восточной и Централь ной Европе. Сегодня ее члена ми состоят более семи тысяч предприятий и 1.600 союзов и ассоциаций, представляющих 140 стран мира. В начале мая этого года Всемирный совет МТП-ВОБ единогласно принял в ее ряды Россию, где она бу дет представлена своим Наци ональным комитетом. Решение о его создании бы ло достигнуто руководством МТП-ВОБ и российским прави тельством в феврале 1999 го да. А в апреле нынешнего года был учрежден Российский на циональный комитет МТП-ВОБ, в который вошли около 30 оте чественных компаний, в том числе Российская торгово-про мышленная палата, Сбербанк РФ, РАО «ЕЭС России», Груп па «Сибирский алюминий», ЗАО «Авиакор - авиационный завод». Председателем правления Российского национального ко митета МТП-ВОБ собрание уч редителей единогласно избра ло президента Группы «Сибир ский алюминий» Олега Дери паску, яркого представителя молодого поколения отечест венных топ-менеджеров, мысля щих творчески и современно, исповедующих новаторские подходы к организации произ водства, к решению проблем возрождения и приумножения экономического могущества Его вклад в достижение этой цели был недавно удостоен вы сокой оценки координационно го комитета международной программы «Партнерство ради развития», который «за ком мерческую предприимчивость и высокий профессионализм» присвоил Олегу Дерипаске звание «Директор года-2000». Возглавляемая им Группа «Си бирский алюминий» за «устой- Председателем правления российского НК МТЛ избран Олег Дерипаска. чивую динамику производства честве равноправного члена и реализации продукции» удо- мирового сообщества, стоена координационным ко- Уже первый опыт участия митетом .юбилейного почетного представителей России в со- приза «Хрустальная Ника». стоявшемся в мае этого года в Учреждение Российского на- Будапеште 33-м Международ- ционального комитета МТП- ном конгрессе МТП-ВОБ про- ВОБ стало продолжением ре- демонстрировал готовность на- ального процесса интеграции шей страны внести свой вклад отечественного бизнеса в ми- в упрочение уважения к высо- ровую экономику и предостав- ким стандартам этики и унифи- ляет нашим предприятиям и ор- цированным правилам ведения ганизациям важные преимуще- бизнеса. С большим удовлетво- ства. рением более тысячи делегатов 14 комиссий МТП-ВОБ, в из 140 стран встретили заявле- состав которых входят эксперты ние главы российской делега- из частного сектора экономи- ции Олега Дерипаски о том, ки, в своей деятельности охва- что сейчас наша страна отка тывают все области, представ- зывается от «экономики отно- ляющие интерес для междуна- шений», когда «семействен- родного бизнеса. Спектр их ин- ность» между представителями тересов включает банковские власти и деловых кругов вела к технологии и финансовые услу- появлению внеконкурентных ги, налогообложение и законы форм бизнеса, в пользу «эко конкуренции, право на интел- номики результатов», когда в лектуальную собственность, те- первую очередь ценится эффе- лекоммуникации и информаци- ктивность управления, а бизнес онные технологии, воздушный и н государство строят свои от- морской транспорт, вопросы ношения на основе общепри- международного инвестицион- нятых в мировой практике ного климата и торговой поли- принципах, тики. Нет никаких сомнений в том. Понятно, что беспрепятст-' что Российский национальный венный доступ ко всей инфор- комитет МТП-ВОБ всей своей мации, знаниям и опыту, накоп- деятельностью активно и эффе- ленными МТП-ВОБ и ее экс- ктивно поддержит усилия этой пертами в упомянутых облас- организации в области либера- тях, к последним разработкам лизации международной торго- в области международного за- вли и ускорение экономическо- конодательства способствует то роста как развитых, так и успешной деятельности России развивающихся стран, на международной арене в ка- Михаил КОЗЛОВ. СН Г МОРЕ СТАЛО ДАЛЬШЕ в Крыму на неопределен ный срок остановлено движе ние по главной междугородней троллейбусной трассе Симфе- рополь-Алушта-Ялта. Эти троллейбусы развозили людей по всему побережью до Гурзу фа и Ялты. Десятки тысяч отды хающих еженедельно добира лись из Симферополя до КЬж- ного берега Крыма по этому маршруту. Однако троллей бусники задолжали почти мил лион долларов за электро энергию, й трассу «отключи- Кстати, проезд на троллей бусе до Ялты стоил всего 4 гривны. На маршрутке или ав тобусе это удовольствие обхо дилось в два раза дороже. Как только троллейбусы встали, во дители маршруток подняли це ну до 10 долларов с человека. Сергей ИЛЬЧЕНКО. ДНЕПРОПЕТРОВСК. ДАЧА ЭКС-МИНИСТРА ИДЕТ С МОЛОТКА в Могилеве объявлена в свободную продажу конфиско ванная у бывшего министра сельского хозяйства Восилия Леонова собственность, новным лотом стала дача _ ревне Михайловка Круглянско го района. Хозяйство, в кото рое входит дом и гараж, са рай и. погреб, баня, оценено в 4,5 тыс. долларов. Правда, в последний момент местный суд вычеркнул из этого списка ба ню, ибо она оказалась собст венностью другого граждани на Белоруси и попала в опись конфискованного по ошибке. День торгов в Могилеве еще не назначен, но несколько претендентов на министер скую дачу уже есть. Петр СТОПКЕВИЧ. МИНСК. в с я НАДЕЖДА НА КОНЯ в Северо-Кавказской об'ло- сти прошли демонстрационные испытания сенокосилки на конной тяге. Их выпуск освоен на петропавловском заводе «Зиксго». Двигательная сила этого агрегата - два коня, а стоит он всего 350 долларов. Возвращение к дедовским ме тодам ведения сельскохозяйст венных работ происходит не от хорошей жизни. Более сложные механизмы просто не по карману крестьянам. Борис КУЗЬМЕНКО. АЛМА-АТА. ПИВОВАРЫ БАСТУЮТ ■На пивзаводе, именующем ся теперь азербайджано французское СП «Азери-Кас тель», началась забастовка Ее участники, о это практиче ски весь коллектив предпри ятия, требует улучшения усло вий труда, повышения зарпла ты, а также принятия мер для улучшения качества выпускае мой продукции. Переговоры с гендиректором предприятия Ги Кювье успехом не увенчались. Светлана АВДЕЕВА. р е й т и н г и I НЕ ж а л е й т е н а с е б я , л ю б и м ы х I ■ Самыми динамичными компаниями, которые не жадничают и вкладывают средства в развитие собственнога произведет- I ва, оказались, по оценкам авторитетного экономического * Ц журнала «Менеджер Магазин» английские компании: их в Щ I первой десятке аж шесть. Зато российских нети в сс Рейлтрек Великобритания Оливетти Италия Северн Тренд Великобритания Хелленик Телеком Телефоника Испания Кейвл&Вайерлесс Великобритания Темз Вотер Великобритания Кейвл&Вайерлесс Великобритания Нидерланды 10. ГрейтЮнив. Сторз Великобритания О Б З О Р Р Ы Н К А ЖИТЬ НЕ ПО ТОЛЛИНГУ. А КАК? ПОЧЕМУ ВСЕ-ТАКИ РАСПАЛСЯ СССР? Говорят, из-за эгоизма титульных элит. Из-за слабости центральной вла сти, утратившей волю и способность принимать решения. Из-за антагониз ма Горбачева и Ельцина. Из-за «ин фернального» ГКЧП. Все так. Каждая из причин добавила свой мазок в пе чальную картину гибели империи. Но настоящим художником была экономи ка. Мы были нужны друг другу, пока функционировала система с замкнутым циклом практически во всех отраслях производства, транспорта и услуг. Это связывало крепче Конституции, «языка межнационального общения» и «новой общности людей». С разрывом этих связей развалилось общее экономиче ское поле. И только после этого про изошел фактический, а не опереточ ный, «беловежский», распад государст- Вышеописанный цикл начал воспро изводиться и в России. И продолжалось это почти 10 лет. ТАК ЛИ У Ж СТРАШНЫ МОНОПОЛИСТЫ Модная в начале 90-х экономиче ская теория гласила: рынок сам все сделает. Поменьше государства. По больше свободы - и все будет о'кей. И «ребенка» бросили в воду. А «ребе нок» стал тонуть. И учителя стали обу чаемого колотить налогово-таможен ным (и валютно-экспортным) веслом по голове. Для бодрости, видимо. Вооб- ще-то, если продолжить этот образ, те ло все равно бы всплыло. Только через пару дней. И уже не способное к обу чению. В каждой области это происходило по-своему. У населения забрали деньги. ВПК перестали кормить заказами. Неф тяную отрасль расчленили. Водочную монополию ликвидировали. А алюмини евую посадили на толлинг. Государство не просто устранилось. Оно сделало все, чтобы лишить себя гарантирован ных и постоянных источников доходов. в живых остались три структуры (по мимо силовых), так называемые «объе- считают многие специалисты, и обеспе чили выживание России в «десятилетку свободы». И ВСЕ ЖЕ РАСТЕМ! Но были и другие. Сумевшие не просто выжить, но и сохранить силы для роста. Один из таких «выживших» - алюминиевая отрасль России. Порази тельно, но с 1995 года отрасль демон стрирует ежегодный стабильный рост производства первичного алюминия. Более того, в прошлом году его выпуск на 7 процентов превысил показатель 1990 года - рекордного для отрасли за всю историю алюминиевой промыш ленности. В нынешнем году прогнози руется дальнейший раст - на 2 процен та. Всего в алюминиевой промышлен ности на 26 предприятиях (горноруд ных, глиноземных, металлургических, по выпуску проката и полуфабрикатов из алюминия и его сплавов) заняты 114 тысяч человек,', которые производят около 3 процентов промышленной продукции России. Платежи в бюджет и лось (а ведь продукты переработки производить значительно выгоднее). Внутренний рынок металлопродукции катастрофически сузился. Выход рос сийских производителей на внешний рынок был заблокирован. Налогообла гаемая база искусственно занижалась. Если в двух словах попытаться объяс нить, что такое толлинг, то это похоже на работу артели слепых: мы вам при- ва Анатолий Быков, и другие, менее колоритные персонажи новейшей рос сийской истории. Но спроведливости ради надо ска зать, что не. все предприятия отросли работали таким образом. Даже при' толлинге средняя рентабельность про изводства продукции Саянского алю миниевого завода (ключевое предпри ятие группы «Сибирский алюминий» и ставили около 12 млрд, рублей, гие регионы, в которых расположены крупнейшие алюминиевые производст ва, легче смогли перенести кризис по следних лет во многом благодаря от числениям «от алюминия» в местные бюджеты. И тем не менее эти показатели бы ли бы намного выше, если бы не спе цифическая ситуация с производителя ми алюминия, которая просуществова ла вплоть до конца прошлого года. Имя ей - толлинг. Цена - сотни милли онов долларов недоплаты налогов в бюджет государства. Толлинг на начальнам этапе, сыграл апределенную роль в преодолении кризиса в отрасли. Но очень уж вели ки потери. Металлургические предпри ятия отрасли все это время работали на износ, программы по реконструкции и модернизации просто не финансиро вались. Как, кстати, и экологические. Производство изделий из необрабо танного металла практически сверну- В алюминиевой промышленности скоро аанет совсем не до перекуров. возим сырье и платим зарплату. Ос- третье в России по объемам производ- тальное - не ваше дело. ства) в 1996-1998 годах была выше. Конечно, трудно было ожидать дру- чем у КрАЗа, в 80 раз! А Братский гой политики от международных спеку- алюминиевый завод, крупнейший в от- лянтов и отечественных временщиков, росли, при тех же правилах игры, по- которые разными путями оказались на мимо достижения неплохих финансово- роли главных акционеров значительной экономических показателей, довольно части алюминиевой промышленности, успешно занимался экологией. Их философия проста: прибыль, и очень быстро. Инвестиции - только на ...ХОРОШО И ХШЯ РОССИИ минимальную поддержку работы пред- ** ' ^ приятия. Самый яркий пример - Крас- “ кмце концов время беззастенчи- ноярский алюминиевый завод (КрАЗ), вс® обирания российских алюминие- краса и гордость алюминиевой про- ' предприятий закончилось. То ли мышленности СССР, второй по объе- финансовые спекулянты получили все, мам производства «крылатого метал- ^^ТО рассчитывали (еще в 1997 году ла» сегодня. КрАЗом контрольный па- «новых» высших менеджеров в кет акций которого, кстати, если от- интервью вполне откровенно говорил, бросить всю словесную шелуху, был что «акционеры» пришли в алюминие продан в 1997 году за. 20 миллионов вую промышленность года на три; так долларов при стоимости на порядки и получилось), то ли властям, прежде выше) попользовались вволю и Лев всего на местах, надоели чудовищный Черной со своей пресловутой ТУ/6, бардак и хронические недоплаты. Ока- ныне пытающийся снова оказаться в залось, что есть и воля,.чтобы свернуть главном русле российской политики, и толлинг, и рычаги, чтобы разорвать эту ожидающий судебного разбирательст- «алюминиевую удавку». Иностранцев отстранили, бандиты перебили друг друга или разбежались. А в алюминие вой промышленности управление полу чили российские предприниматели, ко торые собираются работать в России и на Россию. И исповедуют новую идео логию ведения бизнеса, которую очень четко сформулировал один из руково дителей того же «Сибирского алюми ния»: «Если говорить об идеологии ГСА, она совершенно ясна: мы хотим стать первоклассной многопрофильной ме таллургической компанией, которая не только производит алюминий, но и вы-’ пускает из него как полуфабрикаты, ток и готовые изделия». На практике это выглядит так: в стоящее время идет офордлление > динга «(\салюминий» (генеральный ректор Олег Дерипаска, он же - пре зидент ГСА), который отныне контроли рует примерно /5 процентов произ водства всего российского алюминия. Помимо предприятий ГСА (Саянский АЗ, Самарский металлургический за вод, «Саянская фольга», холдинг «Рос- тар», предприятия в странах СНГ, включая, например. Николаевский алюминиевый завод на Украине мощ ностью 200 тысяч тонн металла в год - восьмой показатель на постсоветском пространстве), в холдинг влились два крупнейших алюминиевых завода Рос сии, КрАЗ и БрАЗ, на которых про изошла смена менеджеров и, самое главное, переориентация общей стра тегий развития производства, которая позволит не просто значительно повы сить производственные показатели и угточшить положение работающих, но и обеспечит стабильную перспективу на долгие годы. Становление полноценного, конку рентоспособного на мировом рынке металлургического комплекса, переход от экспорта первичного алюминия к экспорту продукции его переработки, наконец развитие внутреннего потреб ления алюминия взамен чудовищного по объему импорта алюминиевых изде лий - путь к возрождению всего реаль ного сектора и экономики России в це лом. При небольшом уточнении; без государственной поддержки «алюмини евую цепь» России не создать. Настоя тельно необходимо разработать и про водить государственную межотрасле вую программу для широкого внедре ния во все сферы экономики продукции алюминиевой промышленности, учиты вая тот факт, что этот металл играет едва ли не решающую роль в техниче ском прогрессе и может стать мощней шим рычагом в преодолении кризиса и наращивании экономического роста (для сравнения: сегодня потребление алюминия в России на душу населения в 7 - 8 раз меньше, чем в развитых странах Запада). «Ребенок» не утонул, но и как сле дует плавать пока не научился. А в лодке, кажется, сменились рулевые. И весла собираются использовать по на значению. Владимир КАЗАНЦЕВ. 1ЕЛ010К Х .1Т0РШ 20 ИЮНЯ 2000 ГОДА 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz