Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

В Ы С О К И Е Н О В О С Т И ВЕТЕРАН «ТУ-144»: ГРУСТНОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ НАШ СВЕРХЗВУКОВОЙ ЛАЙНЕР СОБИРАЕТСЯ В ГЕРМАНИЮ - В МУЗЕЙ ... Один из трех сверхзвуко­ вых пассажирских авиалайне­ ров Ту-144, принадлежащих АНТК имени Туполева, займет место на стоянке музея техни­ ки в южногерманском городе Синхайм. АНТК продало свое детище этому музею, чтобы поправить свое финансовое положение. Правда, доставка огромной машины в район Верхнего Рейна, где располо­ жен Синхайм, представляет собой сложную транспорт­ ную операцию. Сам лайнер давно уже не летает, остает­ ся водный путь на судне клас­ са река-море. Ту-144 пред­ стоит разобрать, отделив крылья от фюзеляжа (поэтому после заключения контракта часть средств авансового платежа пойдет на закупку материалов для специального стапеля, на котором самолет и будут разбирать). Россий­ ские речники заломили слиш­ ком высокую цену, так что Ту- 144 повезут на последнюю стоянку немцы. Они пригонят свой теплоход к причалу в Жуковском, где на террито­ рии ЛИИ им. Громова само­ лет стоит уже более 30 лет. В Синхайме российские специа­ листы соберут Ту-144, после ^его он будет выставлен для Всеобщего обозрения. Труды немцев не напрас-. ны: музей в Синхайме - един- твенный за пределами Рос- ;ии, который будет иметь в своей экспозиции советский сверхзвуковой пассажирский лайнер. А всего их было выпу­ щено 16 штук. Два потерпели аварию (в том числе и в ходе демонстрационного полета на авиасалоне под Парижем). Один ра ^езаяи пару лет на­ зад, остальные незаметно разошлись по музеям и авиа­ ционным институтам России. Вообще создание Ту-144 рассматривалось как наш от­ вет Западу на англо-француз­ ский «Конкорд». Оба самоле­ та проектировались в спешке, без серьезного учета нужд гражданской авиации. Уже в лось, что скорость полета не самое главное. Что толку от сверхзвука, если дорога от аэропорта до города съедает все сэкономленное время. Поэтому, хотя «Конкорд» и летает до сих пор, программа после выпуска 16 машин бы­ ла закрыта. Наступила эра большеместных широкофюзе­ ляжных самолетов, позволяю­ щих, кроме всего прочего, обеспечивать в полете высо­ кий уровень комфорта. Сна­ чала США, а потом СССР и Западная Европа наладили выпуск широкофюзеляжных самолетов, спрос, на которые не снижается уже почти 30 Наш же Ту-144 был во требован лишь в конце 90- Один из самолетов передела­ ли в летающую лабораторию. На деньги НАСА и фирмы «Боинг» на нем установили новые двигатели от бомбар­ дировщика Ту-160, специаль­ ное научное оборудование и провели ряд экспериментов. Американцы исходили из того, что когда-нибудь все равно придется создавать сверхзву­ ковой пассажирский лайнер второго поколения и исследо­ вания эти пригодятся__Хотя ратория) готов к выполнению новых. Были бы только заказ­ чики. Но пока ходоки только из музеев... Андрей БАРАНОВСКИЙ. ЖУКОВСКИЙ, Московская область. ПОЗДРАВЛЯЕМ, АНДРЕЙ! Корреспондент «Делового вторника» Андрей Баранов­ ский в третийраз стал победи­ телем Всероссийского конкур­ са ПЕГАЗ (за тчшую публика­ цию по проблемам ТЭК Рос­ сии), В связи с такой побед­ ной серией министр энергети­ ки вручил Барановскому большую Золотую медаль конкурса. С чем мы и поздра­ вляем Андрея и наших читате- «ТИТАНИК» НА КРЫЛЬЯХ ЧЕРЕЗ 5 ЛЕТ АЭРОБУСЫ СУМЕЮТ ПЕРЕВОЗИТЬ УЖЕ ПО 1.000 ПАССАЖИРОВ ЗА РЕЙС Кинотеатр, казино, трена­ жерный зал, ресторан с чуть подрагивающей на ходу по­ судой, каюты со спальными местами... Но это не океан­ ский лайнер, а новый гигант­ ский самолет, который, воз­ можно, поднимется в воздух уже в 2005 году. Так видят его, по словам американского еженедельни­ ка «Ньюсуик», конструкторы международного консорциу­ ма «Аирбас».Чем больше, тем лучше - это относится и к пассажирским самолетам. «Аирбас» считает, что в бли­ жайшие 15 лет объем авиа­ лайнеров. Пассажирам нра­ вятся просторные широко­ фюзеляжные самолеты. При ограниченной прапускной способности крупных аэро­ портов лайнеры вместимо­ стью в 900 и более человек облегчат перемещения меж- Концерн надеется потес- гь межконтинентальный флагман «Боинга» - «Джамбо - 747». Специалисты «Аирба- са» провели секретный оп­ рос 1.200 пассажиров, часто летающих «Боингами», и вы­ кажется слишком тесным первый класс «Боинга» и слишком шумным его салон. Гигант «Аирбаса» будет ком­ фортнее, быстрее и эконо­ мичнее конкурента. Концерн намерен потратить на его разработку около 12 милли­ ардов долларов. Инженеры компании уже создали спе­ циальное шасси, чтобы дока­ зать, что 600 тонн веса су­ перлайнера не разрушат бе­ тон взлетно-посадочной пло­ щадки. У проекта есть противни­ ки, которые указывают на столпотворение при посадке и высадке пассажиров авиа­ гиганта и пугают жуткими картинами авиакатастроф с почти тысячей пассажиров Но предварительные пере­ говоры показали, что шесть авиакомпаний готовы купить самолеты, стоимость каждого из которых превысит 200 мил­ лионов долларов. Это озна­ чает, что у их конкурентов не будет другого выхода, кроме как предложить и своим пас­ сажирам разминку в спортза­ ле или визит в сауну на высо­ те 10 тысяч метров. Зиновий КОЛПАКОВ. ВАШИНГТОН. И Н Т Е Г Р А Ц И Я мировой БИЗНЕС И МЫ РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВОЙ ПАЛАТЫ ПОДДЕРЖИВАЕТ ЕЕ УСИЛИЯ ПО РАЗВИТИЮ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ Обеспечение свободы ком­ мерции, ее гармоничного рос­ та и процветания считает глав­ ной целью своей деятельности Международная торговая па­ лата - Всемирная организация бизнеса. Эта одна из старейших меж­ дународных организаций, соз­ данная в 1919 году, ведет по­ стоянную кропотливую работу в сфере экономики и юриспру­ денции по защите интересов бизнеса, налаживанию его ди­ алога с властью, представляет частный сектор экономики в правительственных и межпра­ вительственных организациях. С 1946 года выступает в каче­ стве консультативного органа ООН и ее специализирован­ ных организаций и учреждений. В структуре Международной торговой палаты - Всемирной организации бизнеса (МТП- ВОБ) с 1923 года функциони­ рует Международный арбит­ ражный суд, авторитет которо­ го в решении торговых споров растет устойчиво и неуклонно. Свидетельством этому может служить тот факт, что в про­ шлом году на его рассмотре­ ние поступило более пятисот исковых заявлений. Созданное МТП-ВОБ в 1951 году Международное бю­ ро торговых палат быстро при­ обрело статус центра сотруд­ ничества между торговыми па­ латами как в промышленно­ развитых, так и в развиваю­ щихся странах. С 1979 года в составе МТП-ВОБ начал дейст­ вовать Институт всемирного бизнес-права, занимающийся изучением правовых вопросов международного бизнеса. В начале 1980-х годов в структуре МТП-ВОБ появились Международное бюро рассле­ дований преступлений, связан­ ных с морским транспортом. Бюро расследований преступ­ лений, связанных с подделками, и Бюро расследований ком­ мерческих преступлений. В 1994 году к ним присоедини­ лось подразделение по борьбе с компьютерными преступлени­ ями. Работу этих специализиро­ ванных органов координирует Служба по борьбе с коммерче­ скими преступлениями. В настоящее время МТП- ВОБ, объединявшая на стадии становления лишь представите­ лей частного сектора в Бель­ гии, Велико^итании, Франции, Италии и США, расширяет свое присутствие в Азии, Афри­ ке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке, а также в странах с переходной экономи­ кой в Восточной и Централь­ ной Европе. Сегодня ее члена­ ми состоят более семи тысяч предприятий и 1.600 союзов и ассоциаций, представляющих 140 стран мира. В начале мая этого года Всемирный совет МТП-ВОБ единогласно принял в ее ряды Россию, где она бу­ дет представлена своим Наци­ ональным комитетом. Решение о его создании бы­ ло достигнуто руководством МТП-ВОБ и российским прави­ тельством в феврале 1999 го­ да. А в апреле нынешнего года был учрежден Российский на­ циональный комитет МТП-ВОБ, в который вошли около 30 оте­ чественных компаний, в том числе Российская торгово-про­ мышленная палата, Сбербанк РФ, РАО «ЕЭС России», Груп­ па «Сибирский алюминий», ЗАО «Авиакор - авиационный завод». Председателем правления Российского национального ко­ митета МТП-ВОБ собрание уч­ редителей единогласно избра­ ло президента Группы «Сибир­ ский алюминий» Олега Дери­ паску, яркого представителя молодого поколения отечест­ венных топ-менеджеров, мысля­ щих творчески и современно, исповедующих новаторские подходы к организации произ­ водства, к решению проблем возрождения и приумножения экономического могущества Его вклад в достижение этой цели был недавно удостоен вы­ сокой оценки координационно­ го комитета международной программы «Партнерство ради развития», который «за ком­ мерческую предприимчивость и высокий профессионализм» присвоил Олегу Дерипаске звание «Директор года-2000». Возглавляемая им Группа «Си­ бирский алюминий» за «устой- Председателем правления российского НК МТЛ избран Олег Дерипаска. чивую динамику производства честве равноправного члена и реализации продукции» удо- мирового сообщества, стоена координационным ко- Уже первый опыт участия митетом .юбилейного почетного представителей России в со- приза «Хрустальная Ника». стоявшемся в мае этого года в Учреждение Российского на- Будапеште 33-м Международ- ционального комитета МТП- ном конгрессе МТП-ВОБ про- ВОБ стало продолжением ре- демонстрировал готовность на- ального процесса интеграции шей страны внести свой вклад отечественного бизнеса в ми- в упрочение уважения к высо- ровую экономику и предостав- ким стандартам этики и унифи- ляет нашим предприятиям и ор- цированным правилам ведения ганизациям важные преимуще- бизнеса. С большим удовлетво- ства. рением более тысячи делегатов 14 комиссий МТП-ВОБ, в из 140 стран встретили заявле- состав которых входят эксперты ние главы российской делега- из частного сектора экономи- ции Олега Дерипаски о том, ки, в своей деятельности охва- что сейчас наша страна отка­ тывают все области, представ- зывается от «экономики отно- ляющие интерес для междуна- шений», когда «семействен- родного бизнеса. Спектр их ин- ность» между представителями тересов включает банковские власти и деловых кругов вела к технологии и финансовые услу- появлению внеконкурентных ги, налогообложение и законы форм бизнеса, в пользу «эко­ конкуренции, право на интел- номики результатов», когда в лектуальную собственность, те- первую очередь ценится эффе- лекоммуникации и информаци- ктивность управления, а бизнес онные технологии, воздушный и н государство строят свои от- морской транспорт, вопросы ношения на основе общепри- международного инвестицион- нятых в мировой практике ного климата и торговой поли- принципах, тики. Нет никаких сомнений в том. Понятно, что беспрепятст-' что Российский национальный венный доступ ко всей инфор- комитет МТП-ВОБ всей своей мации, знаниям и опыту, накоп- деятельностью активно и эффе- ленными МТП-ВОБ и ее экс- ктивно поддержит усилия этой пертами в упомянутых облас- организации в области либера- тях, к последним разработкам лизации международной торго- в области международного за- вли и ускорение экономическо- конодательства способствует то роста как развитых, так и успешной деятельности России развивающихся стран, на международной арене в ка- Михаил КОЗЛОВ. СН Г МОРЕ СТАЛО ДАЛЬШЕ в Крыму на неопределен­ ный срок остановлено движе­ ние по главной междугородней троллейбусной трассе Симфе- рополь-Алушта-Ялта. Эти троллейбусы развозили людей по всему побережью до Гурзу­ фа и Ялты. Десятки тысяч отды­ хающих еженедельно добира­ лись из Симферополя до КЬж- ного берега Крыма по этому маршруту. Однако троллей­ бусники задолжали почти мил­ лион долларов за электро­ энергию, й трассу «отключи- Кстати, проезд на троллей­ бусе до Ялты стоил всего 4 гривны. На маршрутке или ав­ тобусе это удовольствие обхо­ дилось в два раза дороже. Как только троллейбусы встали, во­ дители маршруток подняли це­ ну до 10 долларов с человека. Сергей ИЛЬЧЕНКО. ДНЕПРОПЕТРОВСК. ДАЧА ЭКС-МИНИСТРА ИДЕТ С МОЛОТКА в Могилеве объявлена в свободную продажу конфиско­ ванная у бывшего министра сельского хозяйства Восилия Леонова собственность, новным лотом стала дача _ ревне Михайловка Круглянско го района. Хозяйство, в кото рое входит дом и гараж, са­ рай и. погреб, баня, оценено в 4,5 тыс. долларов. Правда, в последний момент местный суд вычеркнул из этого списка ба­ ню, ибо она оказалась собст­ венностью другого граждани­ на Белоруси и попала в опись конфискованного по ошибке. День торгов в Могилеве еще не назначен, но несколько претендентов на министер­ скую дачу уже есть. Петр СТОПКЕВИЧ. МИНСК. в с я НАДЕЖДА НА КОНЯ в Северо-Кавказской об'ло- сти прошли демонстрационные испытания сенокосилки на конной тяге. Их выпуск освоен на петропавловском заводе «Зиксго». Двигательная сила этого агрегата - два коня, а стоит он всего 350 долларов. Возвращение к дедовским ме­ тодам ведения сельскохозяйст­ венных работ происходит не от хорошей жизни. Более сложные механизмы просто не по карману крестьянам. Борис КУЗЬМЕНКО. АЛМА-АТА. ПИВОВАРЫ БАСТУЮТ ■На пивзаводе, именующем ся теперь азербайджано французское СП «Азери-Кас тель», началась забастовка Ее участники, о это практиче­ ски весь коллектив предпри­ ятия, требует улучшения усло­ вий труда, повышения зарпла­ ты, а также принятия мер для улучшения качества выпускае­ мой продукции. Переговоры с гендиректором предприятия Ги Кювье успехом не увенчались. Светлана АВДЕЕВА. р е й т и н г и I НЕ ж а л е й т е н а с е б я , л ю б и м ы х I ■ Самыми динамичными компаниями, которые не жадничают и вкладывают средства в развитие собственнога произведет- I ва, оказались, по оценкам авторитетного экономического * Ц журнала «Менеджер Магазин» английские компании: их в Щ I первой десятке аж шесть. Зато российских нети в сс Рейлтрек Великобритания Оливетти Италия Северн Тренд Великобритания Хелленик Телеком Телефоника Испания Кейвл&Вайерлесс Великобритания Темз Вотер Великобритания Кейвл&Вайерлесс Великобритания Нидерланды 10. ГрейтЮнив. Сторз Великобритания О Б З О Р Р Ы Н К А ЖИТЬ НЕ ПО ТОЛЛИНГУ. А КАК? ПОЧЕМУ ВСЕ-ТАКИ РАСПАЛСЯ СССР? Говорят, из-за эгоизма титульных элит. Из-за слабости центральной вла­ сти, утратившей волю и способность принимать решения. Из-за антагониз­ ма Горбачева и Ельцина. Из-за «ин­ фернального» ГКЧП. Все так. Каждая из причин добавила свой мазок в пе­ чальную картину гибели империи. Но настоящим художником была экономи­ ка. Мы были нужны друг другу, пока функционировала система с замкнутым циклом практически во всех отраслях производства, транспорта и услуг. Это связывало крепче Конституции, «языка межнационального общения» и «новой общности людей». С разрывом этих связей развалилось общее экономиче­ ское поле. И только после этого про­ изошел фактический, а не опереточ­ ный, «беловежский», распад государст- Вышеописанный цикл начал воспро­ изводиться и в России. И продолжалось это почти 10 лет. ТАК ЛИ У Ж СТРАШНЫ МОНОПОЛИСТЫ Модная в начале 90-х экономиче­ ская теория гласила: рынок сам все сделает. Поменьше государства. По­ больше свободы - и все будет о'кей. И «ребенка» бросили в воду. А «ребе­ нок» стал тонуть. И учителя стали обу­ чаемого колотить налогово-таможен­ ным (и валютно-экспортным) веслом по голове. Для бодрости, видимо. Вооб- ще-то, если продолжить этот образ, те­ ло все равно бы всплыло. Только через пару дней. И уже не способное к обу­ чению. В каждой области это происходило по-своему. У населения забрали деньги. ВПК перестали кормить заказами. Неф­ тяную отрасль расчленили. Водочную монополию ликвидировали. А алюмини­ евую посадили на толлинг. Государство не просто устранилось. Оно сделало все, чтобы лишить себя гарантирован­ ных и постоянных источников доходов. в живых остались три структуры (по­ мимо силовых), так называемые «объе- считают многие специалисты, и обеспе­ чили выживание России в «десятилетку свободы». И ВСЕ ЖЕ РАСТЕМ! Но были и другие. Сумевшие не просто выжить, но и сохранить силы для роста. Один из таких «выживших» - алюминиевая отрасль России. Порази­ тельно, но с 1995 года отрасль демон­ стрирует ежегодный стабильный рост производства первичного алюминия. Более того, в прошлом году его выпуск на 7 процентов превысил показатель 1990 года - рекордного для отрасли за всю историю алюминиевой промыш­ ленности. В нынешнем году прогнози­ руется дальнейший раст - на 2 процен­ та. Всего в алюминиевой промышлен­ ности на 26 предприятиях (горноруд­ ных, глиноземных, металлургических, по выпуску проката и полуфабрикатов из алюминия и его сплавов) заняты 114 тысяч человек,', которые производят около 3 процентов промышленной продукции России. Платежи в бюджет и лось (а ведь продукты переработки производить значительно выгоднее). Внутренний рынок металлопродукции катастрофически сузился. Выход рос­ сийских производителей на внешний рынок был заблокирован. Налогообла­ гаемая база искусственно занижалась. Если в двух словах попытаться объяс­ нить, что такое толлинг, то это похоже на работу артели слепых: мы вам при- ва Анатолий Быков, и другие, менее колоритные персонажи новейшей рос­ сийской истории. Но спроведливости ради надо ска­ зать, что не. все предприятия отросли работали таким образом. Даже при' толлинге средняя рентабельность про­ изводства продукции Саянского алю­ миниевого завода (ключевое предпри­ ятие группы «Сибирский алюминий» и ставили около 12 млрд, рублей, гие регионы, в которых расположены крупнейшие алюминиевые производст­ ва, легче смогли перенести кризис по­ следних лет во многом благодаря от­ числениям «от алюминия» в местные бюджеты. И тем не менее эти показатели бы­ ли бы намного выше, если бы не спе­ цифическая ситуация с производителя­ ми алюминия, которая просуществова­ ла вплоть до конца прошлого года. Имя ей - толлинг. Цена - сотни милли­ онов долларов недоплаты налогов в бюджет государства. Толлинг на начальнам этапе, сыграл апределенную роль в преодолении кризиса в отрасли. Но очень уж вели­ ки потери. Металлургические предпри­ ятия отрасли все это время работали на износ, программы по реконструкции и модернизации просто не финансиро­ вались. Как, кстати, и экологические. Производство изделий из необрабо­ танного металла практически сверну- В алюминиевой промышленности скоро аанет совсем не до перекуров. возим сырье и платим зарплату. Ос- третье в России по объемам производ- тальное - не ваше дело. ства) в 1996-1998 годах была выше. Конечно, трудно было ожидать дру- чем у КрАЗа, в 80 раз! А Братский гой политики от международных спеку- алюминиевый завод, крупнейший в от- лянтов и отечественных временщиков, росли, при тех же правилах игры, по- которые разными путями оказались на мимо достижения неплохих финансово- роли главных акционеров значительной экономических показателей, довольно части алюминиевой промышленности, успешно занимался экологией. Их философия проста: прибыль, и очень быстро. Инвестиции - только на ...ХОРОШО И ХШЯ РОССИИ минимальную поддержку работы пред- ** ' ^ приятия. Самый яркий пример - Крас- “ кмце концов время беззастенчи- ноярский алюминиевый завод (КрАЗ), вс® обирания российских алюминие- краса и гордость алюминиевой про- ' предприятий закончилось. То ли мышленности СССР, второй по объе- финансовые спекулянты получили все, мам производства «крылатого метал- ^^ТО рассчитывали (еще в 1997 году ла» сегодня. КрАЗом контрольный па- «новых» высших менеджеров в кет акций которого, кстати, если от- интервью вполне откровенно говорил, бросить всю словесную шелуху, был что «акционеры» пришли в алюминие­ продан в 1997 году за. 20 миллионов вую промышленность года на три; так долларов при стоимости на порядки и получилось), то ли властям, прежде выше) попользовались вволю и Лев всего на местах, надоели чудовищный Черной со своей пресловутой ТУ/6, бардак и хронические недоплаты. Ока- ныне пытающийся снова оказаться в залось, что есть и воля,.чтобы свернуть главном русле российской политики, и толлинг, и рычаги, чтобы разорвать эту ожидающий судебного разбирательст- «алюминиевую удавку». Иностранцев отстранили, бандиты перебили друг друга или разбежались. А в алюминие­ вой промышленности управление полу­ чили российские предприниматели, ко­ торые собираются работать в России и на Россию. И исповедуют новую идео­ логию ведения бизнеса, которую очень четко сформулировал один из руково­ дителей того же «Сибирского алюми­ ния»: «Если говорить об идеологии ГСА, она совершенно ясна: мы хотим стать первоклассной многопрофильной ме­ таллургической компанией, которая не только производит алюминий, но и вы-’ пускает из него как полуфабрикаты, ток и готовые изделия». На практике это выглядит так: в стоящее время идет офордлление > динга «(\салюминий» (генеральный ректор Олег Дерипаска, он же - пре зидент ГСА), который отныне контроли рует примерно /5 процентов произ водства всего российского алюминия. Помимо предприятий ГСА (Саянский АЗ, Самарский металлургический за­ вод, «Саянская фольга», холдинг «Рос- тар», предприятия в странах СНГ, включая, например. Николаевский алюминиевый завод на Украине мощ­ ностью 200 тысяч тонн металла в год - восьмой показатель на постсоветском пространстве), в холдинг влились два крупнейших алюминиевых завода Рос­ сии, КрАЗ и БрАЗ, на которых про­ изошла смена менеджеров и, самое главное, переориентация общей стра­ тегий развития производства, которая позволит не просто значительно повы­ сить производственные показатели и угточшить положение работающих, но и обеспечит стабильную перспективу на долгие годы. Становление полноценного, конку­ рентоспособного на мировом рынке металлургического комплекса, переход от экспорта первичного алюминия к экспорту продукции его переработки, наконец развитие внутреннего потреб­ ления алюминия взамен чудовищного по объему импорта алюминиевых изде­ лий - путь к возрождению всего реаль­ ного сектора и экономики России в це­ лом. При небольшом уточнении; без государственной поддержки «алюмини­ евую цепь» России не создать. Настоя­ тельно необходимо разработать и про­ водить государственную межотрасле­ вую программу для широкого внедре­ ния во все сферы экономики продукции алюминиевой промышленности, учиты­ вая тот факт, что этот металл играет едва ли не решающую роль в техниче­ ском прогрессе и может стать мощней­ шим рычагом в преодолении кризиса и наращивании экономического роста (для сравнения: сегодня потребление алюминия в России на душу населения в 7 - 8 раз меньше, чем в развитых странах Запада). «Ребенок» не утонул, но и как сле­ дует плавать пока не научился. А в лодке, кажется, сменились рулевые. И весла собираются использовать по на­ значению. Владимир КАЗАНЦЕВ. 1ЕЛ010К Х .1Т0РШ 20 ИЮНЯ 2000 ГОДА 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz