Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
1 0 н ю н я 2 0 0 0 г . , № 1 1 3 ( 2 1 2 4 1 ) ШИПБЦКАЯ •/Ж газета ! Г в С Г « 1 Ч ' С 1 В ! 1 1 К СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ К Р Ы Н О К Т Р У Д А Бюллетень Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Липецкой области № 5 ( 4 4 ) » НАПУТСТВИЕ » ПУСТЬ БУДЕТ ТВЕРДЫМ П ЕРВЫ Й Ш АГ ! Дорогие выпускники! Утро после выпускного бала станет точкой отсчета нового, ин тересного и ответственного эта па в вашей жизни. Вам предсто ит держать главный экзамен на зрелость, связанный с опреде лением профессиональных ори- ^аше решение о выборе профессии — это решение стра тегическое, оно определит вашу жизнь на много лет вперед. По этому оно должно быть хорошо обдуманным, отвечать как вашим личным интересам, так и потреб ностям общества. А обществу нужны грамотные специалисты, квалифицированные рабочие, способные вывести нашу эконо мику на мировой уровень. Необходимо учесть, что с переходом к новым социально- экономическим отношениям ра бочее место никому не гаранти ровано, как прежде. На рынке труда за него предстоит побо роться. Вот почему сейчас, как никогда, нужны прочные знания. профессиональное мастерство. Полюбите выбранное вами дело, стремитесь совершенство ваться в нем, используйте лю бую возможность получить до полнительные рабочие навыки, осваивайте ремесла, даже если в будущем вы видите себя пре успевающим специалистом или руководителем собственного предприятия. Они могут вас вы ручить в трудную минуту, дадут заработок. Чем больше вы бу дете знать и уметь, тем выше ваш шанс добиться профессио нальных успехов и занять до стойное место в жизни. Этот номер «Рынка труда» адресован вам, выпускники. Спе циалисты службы занятости по старались подготовить разнооб разные материалы, которые, на деемся, будут полезны вам в выборе жизненного пути. Пусть вам сопутствует удача! Петр МОСКВОРЕЦКИЙ, юводитель Департамента — Липецкой области. ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ уПРОФЕСИЮРИСТА-пик попуирноси , АРЫНОКТРУПАНУЩТСПВКВАЛИФИЦИРОВАНЫХРАЕОЧИХ Проведенное в этом году специалистами департамен та традиционное анкетиро вание учащихся выпускных классов школ Липецка с целью диагностики их про фессиональных планов и на мерений вновь выявило тре вожную картину: многие мо лодые люди, несмотря на серьезные перемены в эко номической и социальной жизни общества, продолжа ют строить нереальные пла ны относительно своего профессионального будуще- Волее 60 процентов рес пондентов планируют посту пить в вузы, около 30 — в образовательные учрежде ния среднего профессиональ ного образования и только 8 процентов выпускников на мерены продолжить обуче ние в училищах, а 2 процен та — начать работать. Стремление к повышению образовательного уровня всегда похвально, и многим выпускникам посчастливит ся со школьной скамьи пе ресесть на студенческую. Между тем, сегодняш няя ситуация на рынке тру да прямо противоположна намерениям молодого поко ления. Продолжает сохра няться несоответствие спро са и предложения рабочей силы, возможности трудо устройства специалистов и служащих ограничены, так как для них подходит всего пятая часть имеющихся ва кансий. Основными мотивами вы бора профессии являются высокая заработная плата — для 91,5 процента учащих ся, интерес —для 71,5 про цента, престиж профессии — для 39 процентов. И только 32,5 процента школьников задумываются о возможнос ти дальнейшего трудоус тройства по избранной спе циальности. На сегодняшний день в среде старшеклассников престижными считаются юридические и медицинские специальности, планово-эко номические виды деятель ности. Юноши и девушки хотели бы стать также спе циалистами по компьютер ным технологиям, психоло гами, переводчиками, ди зайнерами. Не престижны с точки зрения выпускников рабочие профессии. Любо пытный факт: в их число попала и профессия учите ля. Ее не считают престиж ной 40 процентов учащих- 73 процента старшеклас сников хотели бы получить квалифицированную помощь в выборе профессии у специ алистов службы занятости. Сучетом этого пожелания в соответствующих отделах городов и районов области организованы в весенне-лет ний период профконсульта- ционные пункты, где выпус кники смогут получить по мощь в профессиональном самоопределении с использо ванием современных мето- Светлана СОБОЛЕВА, ведущий специалист отдела профориентации. ПУТЬ к УСПЕХУ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ Еаь своя ФОРМУЛА Коротко формула успепшого выбора профессии выражается тремя сло вами: «хо 1 ^ * , ♦М 01 У», «надо». «Хочу» — ваши профессиональные склонности, ивтересы, мечты. «Могу» — общие и профессиональные способности, профессиональпан квалификация, характер, темперамент, состояние здоровья. «Надо» спрос на рынке труда и возможность трудоустройства. Иными словами, задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая интересна и привлекательна для вас, соответствует вашим способ ностям и пользуется спросом на рынке труда. Если вы сумеете это совмес тить, то ваш профессиональный выбор будет удачным. Задачка, прямо скажем, н е из простых, но решать ее необходимо, ведь -зкзаменатор о ч еньстр о гийж и зш ь . ^ , , З А Д У М А 1 1 1 1 ё ь О Б У Д У Щ Е М Т Р У Д О У С Т Р О Й С Т В Е Чтобы после окончания образователь ного учреждения не оказаться «лишним» на рынке труда, поинтересуйтесь вслужбе за нятости, какие специалисты требуются се годня и какие существуют прогнозы вос требованности кадров всвязи с развитием экономики, изменениями в социальной и культурнойжизни общества. Неплохоузнать и о требованиях, предъявляемых работо дателями к соискателям на должность или рабочее место. Одноиз них—знание компь ютера. (Современный специалист не может считать себя достаточно грамотным, если не умеет работать на компьютере. Очень ценится владение несколькими смежными специальностями. Посколькудальнейшее развитие получитпредпринимательскаяде ятельность, пригодятся знания основ биз неса, независимо от того, какая у вас про фессия. Поэтому при первой же возмож ности получите такие знания. Специалисты Министерства труда и со циального развития подготовили прогноз, какие специалисты окажутся самыми нуж ными в ближайшие 10 лет. Оказывается, снова в большом почете будут инженеры и техники. Кстати, встолице по рейтингу вос требованности эти специалисты вышли на первые места, оттеснив юристов и програм мистов, которым уже становится тесно на рынке труда из-за их «перепроизводства». Одними из самых популярньсс и высокооп лачиваемыхстанут маркетологи и логисти- Р А З В И В А Й Т Е С П О С О Б Н О С Т И Если пироги печет сапожник, то вряд ли он добьется успехов на этом поприще. Нужно, чтобы человек имел склонность к выбранному родудеятель ности. Желательно вовремя подметить, куда вас влечет больше всего, и по ставить свои жизненные цели в зави симость от интересов. К сожалению, существующая сис тема общего образования и постанов ка в ней профориентационной работы не способствуютформированиюу уча щихся адекватного представления о себе, обучению навыкам самонаблю дения и самоанализа. Школа практи чески не влияет на выбор профессии, что находит подтверждение в анкетах старшеклассников. Профориентационная работа у мно гих школьников начинается дома. За мечено, чтодети артистов, музыкантов, художников, врачей, учителей часто идут по стопам родителей. Но так бывает не всегда. Индивидуальные склоннос ти порой оказываются сильнее семей ныхтрадиций, помогают молодому че ловеку най™ себя вопрекисложившим ся обстоятельствам, толкающим в объ ятия чуждой ему профессии. Поэтому очень важно прислуши ваться к себе. К тому же сегодня ра ботают специалисты и целые службы, готовые помочь молодому человеку в самоопределении. Служба занятости принимает самое активное участие в этом процессе. Ежегодно проводятся ярмарки учебных мест с обязательным участием профконсультантов. Специа листыотделовзанятости городов и рай онов области прошли обучение этой профессии вЛипецком педагогическом институте и имеют возможность ока зыватьшкольникам профориентацион ные услуги по месту жительства, чем уже не первый год пользуются многие молодые люди, серьезно относящиеся сников области за месяцдо окончания школы еще не определились с выбо ром профессии ( по данным недавнего анкетирования), то необходимость в помощи профконсультантов сегодня многократно возрастает. О П Р Е Д Е Л И Т Е В О З М О Ж Н О С Т И Тут вам могут помочь специальная литература по профориентации, инфор мация об интересующих вас профес сиях, почерпнутая из различных источ ников, а также специалисты, распола гающие диагностическими тестовыми методиками для оценки ваших возмож ностей и склонностей. Один из лучших способов побольше разузнать о про фессии, которая вас привлекает, —вре менно поработать в интересующей сфере деятельности. Задайте себе во прос: так ли уж хорошо выпредставля ете себе выбранную специальность? Попытайтесь, к примеру, описать свой будущий рабочий день... Ну как, полу чается? Скорее всего, не очень. А ведь вывыбираете дело своей жизни. Вдруг ваше представление о нем окажется мало соответствующимреальности? Не соблазняйтесь также легкостью полу чения какой-либо профессии: обучение ей, действительно, может оказаться не долгим, зато потом, если профессия окажется «не вашей», нелюбимая ра бота обернется сущим адом. шать, какие товары спросом через год и как произвести их с наименьшими затратами. Весьма престиж ными станут профессии эколога, специа листа по биотехнологиям и генной инжене рии. И, конечно же, обществу не обойтись без хорошихврачей. Аесли произойдетобе щанный демографический взрыв, то через 7-8 лет повысится спрос и на учителей. Традиционные рабочие профессии тоже не отомрут, хотя сильно изменятся. Узкая специализация уходит в прошлое. Уже сей час иностранные фирмы, строя в России офисы, вместо 20(3 каменщиков, штукату ровидругихрабочих«узких»профаюий, на нимают 5-10 специалистов широкого про филя, которые с помощью современного оборудования выполняютвсе необходимые операции. В скором времени такая практи ка дойдет и до нас. Тоже самое относится и к автомехани кам. Вообще спрос на сервисные профес сии будет постоянно расти, как и требова ния к персоналу. Уже сейчас в промышленности остро ощущается потребность в станочниках, и, вероятно, этотспрос сохранится вближай шие несколько лет. Представителям этой группы профессий безработица ужточно не Возродятся занятия, которые, как каза лось, канули в Лету: резьба по кости, вы шивание бисером, плетение из лозы, мак раме, изготовление резных наличников, кладка каминов, русских печей. Это будет связано с возросшим спросом на изделия народных промыслов. Следует учесть, что ситуация на рынке труда постоянно меняется, поэтому непло хо быть в курсе событий, чтобы скорректо- ровать свои профессиональные устремле ния с учетом новых требований. Если есть возможность во время обучения хоть не надолго влиться в коллектив предприятия, организации, фирмы, даже получив весьма незначительнуюдолжностьили неоченьпре стижное рабочее место, не упускайте такую возможность. Выузнаете о требованиях ра ботодателей к специалистам изнутри, в про цессе работы, что очень пригодится вам в будущем. уда пойти учиться? — на этот почти гам летовский вопрос помогли ответить вы- ■Жпускникам-20(Ю '’организаторы ярмарки I I учебных мест^;Состоявшейс 1 |щедавнд.,в ПУ-26. Служба занятости города проводит ее третий I год подряд. Буквально за пару часов около трех I тысяч старшеклассников получили массу необ- I ходимой информации об имеющихся в городе вы- I сших, средних I специальных и I п р о ф е с с и о - I нальных обра- I зовательны х I учреждениях, I о правилах I приема в них, о I профессиях и I специальнос- I тях, по кото- I рым сегодня I ведется подго- I товка. Ярмар- I ка — своеоб- I разный еди - I ный «День от- I крытых две- I рей»длягород- I тельных уч- I резкдений, ко- I торые не толь- I ко предоста- I вили вниманию I с т а рш е к л а с - РЕПОРТАЖ С РЫНКА ТРУДА ЯРМАРКИБЫВАЮТ НЕТОЛЬКО ПРОДУКТОВЫЕ... сников интересующую их информацию, но и про демонстрировали изготовленную учащимися про дукцию: изделия из дерева и металла, одежду и обувь, выпечку и многое другое. Не преминули воспользоваться старшеклас сники и предоставленной им возможностью прой ти современное компьютерное тестирование, поз воляющее определить профессиональные склон ности, узнать, соответствует ли она выбранному роду деятельности. Но кем бы ни стали в будущем юные участни ки. ,ярма|^ки учёбньЬс мест — учителями, .йнжене- ^рвми|лптроителями 1 аг<пйх ждут яркие й^не^быва- емые годы студенческой жизни в училищах, — никумах я -------------------------------------------- ■его родного города. Текст и фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ. ВЫПУСКНИК И СЛУЖБАЗАНЯТОаИ После окончания школы, среднего специального или высшего учебного заведения каждый из молодых людей решает для себя проблему трудоустройства. Многие об ращаются за помощью в службу занятости населения. Поэтому будет нелишним знать некоторые аспекты взаи модействия с этой службой. Какие услуги может получить подросток, выпуск ник в службе занятости населения? Не всем удается найти работу самостоятельно, по этому молодые люди вправе обратиться за содействием в органы службы занятости по месту жительства. В соответствии со ст. 9 Закона РФ «О занятости на селения в РФ» все граждане, обратившиеся в ходе поис ка работы в службу занятости, в том числе и 14-15-лет- ние подростки, имеют право на бесплатное консультиро вание и бесплатное получение информации, касающейся выбора работы, режима труда, возможности обучения. 3 свободное от учебы время подростков-учащихся мо- вом территории и несложным ремонтом учебных заведе ний, так и с мероприятиями экологического характера. Это — работа в летних лагерях труда и отдыха на базе сель скохозяйственных предприятий, в муниципальных пред приятиях ЖКХ, библиотеках, оказание социально-быто вой помощи престарелым, инвалидам и другие виды ра- Молодые люди, которые получили статус безработ ных, имеют право на бесплатную ориентацию и трудоус тройство на различные рабочие места. В службе заня тости этой категории молодых людей могут предложить общественные работы, которые гарантируют заработок, не требуют специальной профессиональной подготовки, просты и доступны любому человеку и носят временный характер. В рамках выполнения программы «Молодежная прак тика» руководитель предприятия на основедоговора с мес тным отделом занятости населения может взять на ра боту молодых людей в возрасте от 16 до 26 лет— выпуск ников учебных заведений, не имеющих опыта работы по приобретенной специальности. Обязательное условие — выпускники должны быть зарегистрированы в отделе за нятости населения города, района. Часть затрат по опла те их труда служба занятости берет на себя. В отделе занятости не только могут вьщать направле ние на «Молодежную практику», но и помогут обеспечить временную занятость в случае отсутствия вакансии для дополнительные рабочие места за счет средств фонда занятости населения. В определенных законодательством случаях безработным юношам и девушкам при достиже нии ими 18-летнего возраста может быть выдана субси дия Щ 1 я организации самозанятости. С какого возраста подростки могут обращаться в службу занятости? Согласно требованиям норм КЗоТ РФ трудовой дого вор может быть заключен с 15:летним подростком, а с 14-летнего возраста могут быть приняты на работу в сво бодное от учебы время лишь учащиеся общеобразова тельных школ, учреждений начального и среднего про фессионального образования. Учащиеся, изъявившие же лание поступить на временную работу, подают личное за явление с письменного согласия родителей. Таким образом, клиентами службы занятости могут стать подростки 14-15 лет. Однако статус безработного они не получат до достижения ими 16-летнего возраста. Какие документы необходимо представить мо лодому человеку в службу занятости для регистра ции его в качестве ищущего работу? Такие документы определены в ст. 3 Закона о заня тости. Это: паспорт; трудовая книжка; документ, удостоверяющий профессиональную квали фикацию; справка о средней заработной плате на последнем мес те работы. Как правило, обращающиеся в службу занятости мо лодые люди никогда и нигде не работали и ищут работу впервые. В этом случае они предъявляют паспорт и доку мент об образовании Какой должна быть продолжительность рабоче го времени для несовершеннолетнего работника? Юноши и девушки, не достигшие 18 лет, трудятся по сокращенной рабочей программе: — в возрасте от 16 до 18 лет — не более 36 часов в неделю (6 часов в день); — в возрасте от 15 до 16 лет, а также учащиеся 14-15 лет, работающие в период каникул, — не более 24 часов в неделю ( 4 часа в день). Как оплачивается труд несовершеннолетних? Заработная плата работникам в возрасте 18 лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы вы плачивается в таком же размере, как и работникам соот ветствующих категорий, занятым полный рабочий день. Оплата труда учащихся общеобразовательных школ, учреждений начального и среднего профессионального образования, работающих в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Предприятия могут ус танавливать учащимся доплаты к заработной плате за счет собственных средств. Николай СУРОВ, главный специалист отдела правового обеспечения и социальных гарантий. ■ КОМПАС АБИТУРИЕНТА пойти учиться? в нашей области выпуск ник школы может реализо вать свое право на получе ние профессии в одном из 60 учреждений высшего, сред него и начального професси онального образования. Среди них три государ ственных вуза и несколько негосударственных, в кото рых обучается 21 тысяча студентов, работают 89 док торов и 561 кандидат наук. Самым крупным вузом на территории области являет ся Липецкий государствен ный технический универси тет. В новом учебном году он планирует принять 730 юношей и девушек по на правлениям и специальнос- : металлургия, тепло энергетика, прикладная ма тематика, технология маши ностроения, автомобиле- и тракторостроение, организа ция дорожного движения, промышленное и граждан ское строительство, инже нерное дело в медико-биоло гической практике, бухучет и аудит, менеджмент, соци ология, психология, юрис пруденция и другие. Два педагогических ин ститута — Липецкий и Елецкий —как бы дополня ют друг друга. В Липецком можно получить квалифика- ' цию учителя биологии, гео графии, химии, истории, фи зической культуры, педаго- га-валеолога, социального работника. В Елецком ве дется подготовка по специ- :щедагогика‘и-ме**- об1)аз6ваг - ния, педагогика и психоло- дошкольная, юриспру денция, музыкальное обра зование. Оба института го товят учителей русского языка и литературы, мате матики, физики, информа тики, экономики. В прошлом году направ ления на работу получили только 25 процентов выпускников дневных отде лений вузов и 29 —средних профессиональных образова тельных учреждений.. Все больше и больше их вынуж дены искать работу самос тоятельно. Поэтому в обра зовательных учреждениях ведется постоянная работа по расширению перечня специальностей и сферы де ятельности будущих специ алистов. Так, в Липецком госу дарственном педагогичес ком институте студенты, обучающиеся по специаль ности «русский язык и ли тература», получат допол нительные специализации практическая журналисти ка», «социально-культур ный сервис и туризм», а те, кто осваивает специальность профессиональное обуче- [ие» — «компьютерные тех нологии », «компьютерные сети и телекоммуникации», «информационные систе мы», «механизация сель ского хозяйства» и другие. " Елецком же пединститу- студенты-физики могут получить дополнительную специализацию «сервис бы товой радиоэлектронной ап паратуры», а те, кто обуча ется по специальности «му зыкальное образование» — дополнительную специали зацию «культурология». На территории области работают также филиал Все российского заочного фи нансово-экономического ин ститута и несколько негосу дарственных учреждений высшего профессионально го образования: Липецкий эколого-гуманитарный ин ститут и филиалы Институ та международного права и экономики имени А.С.Гри боедова и Московского ново го юридического института, осуществляющие подготов ку финансистов, бухгалте ров, менеджеров, юристов, экологов на платной основе. Негосударственные образо вательные учреждения в ос новном ориентируются на работающих студентов, в том числе получающих вто рое высшее образование. В 22 учреждениях сред него профессионального об разования обучаются 19,5 тысячи студентов. Здесь го товят специалистов средне го звена для различных от раслей реального сектора экономики: промышленнос ти (Липецкие машиностро ительный и металлургичес кий колледжи), транспорта и строительства (Елецкий техникум железнодорожно го транспорта. Липецкий строительный техникум, Грязинский технический колледж), сельского хозяй ства (Задонский колледж механизации и электрифи кации сельского хозяйства, Чаплыгинский аграрный колледж. Совхоз-колледж «Усманский», совхоз-тех никум «Конь-Колодезс- кий»), а также здравоохра нения (Липецкий и Елецкий медицинские колледжи, Данковское и Усманское медицинские училища, Елецкое медицинское учи лище Юго-Восточной же лезной дороги), образова ния (Усманский и Лебедян ский педагогические кол леджи), культуры и искус ства (Липецкое областное училище искусств им. К.Н. Игумнова, Елецкое госу дарственное училище ис кусств им. Т.Н.Хреннико- Специалистов по бух галтерскому учету и кон тролю, экономистов, юрис тов, товароведов готовят Ле бедянские сельскохозяй ственный и торгово-эконо мический техникумы, Ли пецкий кооперативный тех никум облпотребсоюза. - . ‘ Трудноети'с финансиро- ваниел|.щрцущарс)т,венных образовательных учрежде ний из федерального бюд жета приводят к коммерци ализации высшего и сред него профессионального об разования. В 1999-2000 учебном году на условиях полного возмещения затрат обучалось 15 процентов от общего числа студентов го сударственных вузов, в том числе каждый третий сту дент, обучающийся по спе циальностям экономики, управления, гуманитарно социальной сферы; 29 про центов студентов технику мов и колледжей, обучаю щихся в основном по специ альностям: экономика, бух галтерский учет и кон троль, правоведение, ме неджмент, лечебное и тринское дело. Самыми доступными для населения образова тельными учреждениями остаются профессиональные училища. Их в нашей облас ти 30. Здесь можно полу чить надежную рабочую профессию. Все большее распространение получает обучение по интегрирован ным профессиям, включаю щим в себя ряд родствен ных специальностей. На пример, мастер столярно плотничных и паркетных работ: столяр строитель ный, плотник, паркетчик; мастер общестроительных работ: каменщик, электро сварщик ручной сварки, монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций, бетонщик-ар матурщик. Эти профессии можно получить в профес сиональных училищах №№ 6,21,25,26. Профессия «Мастер сельскохозяйственного про изводства» (ПУ №№ 9,13,15,17,18,31,32) вклю чает в себя специальности: тракторист-машинист ши рокого профиля, слесарь- ремонтник, мастер живот новодства (в ПУ № 18 — пчеловод), водитель авто транспортных средств. Такой подход позволяет обеспечить более полную за нятость выпускников про фессиональных училищ. С учетом призыва юношей на воинскую службу показа тель их трудоустройства е 1999 г. составил 82,7 про цента. Это один из самых лучших показателей в Рос сии. В 2000 году професси ональные училища области готовы принять 5750 юно шей и девушек для обуче ния по 56 профессиям. Маргарита ЗОЛОТАРЕВА, начальник отдела профобучения. В ы п у с к п о д гот о ви л а Л а р и с а ГОНЧАРО ВА .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz