Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

1 0 н ю н я 2 0 0 0 г . , № 1 1 3 ( 2 1 2 4 1 ) ШИПБЦКАЯ •/Ж газета ! Г в С Г « 1 Ч ' С 1 В ! 1 1 К СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ К Р Ы Н О К Т Р У Д А Бюллетень Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Липецкой области № 5 ( 4 4 ) » НАПУТСТВИЕ » ПУСТЬ БУДЕТ ТВЕРДЫМ П ЕРВЫ Й Ш АГ ! Дорогие выпускники! Утро после выпускного бала станет точкой отсчета нового, ин­ тересного и ответственного эта­ па в вашей жизни. Вам предсто­ ит держать главный экзамен на зрелость, связанный с опреде­ лением профессиональных ори- ^аше решение о выборе профессии — это решение стра­ тегическое, оно определит вашу жизнь на много лет вперед. По­ этому оно должно быть хорошо обдуманным, отвечать как вашим личным интересам, так и потреб­ ностям общества. А обществу нужны грамотные специалисты, квалифицированные рабочие, способные вывести нашу эконо­ мику на мировой уровень. Необходимо учесть, что с переходом к новым социально- экономическим отношениям ра­ бочее место никому не гаранти­ ровано, как прежде. На рынке труда за него предстоит побо­ роться. Вот почему сейчас, как никогда, нужны прочные знания. профессиональное мастерство. Полюбите выбранное вами дело, стремитесь совершенство­ ваться в нем, используйте лю­ бую возможность получить до­ полнительные рабочие навыки, осваивайте ремесла, даже если в будущем вы видите себя пре­ успевающим специалистом или руководителем собственного предприятия. Они могут вас вы­ ручить в трудную минуту, дадут заработок. Чем больше вы бу­ дете знать и уметь, тем выше ваш шанс добиться профессио­ нальных успехов и занять до­ стойное место в жизни. Этот номер «Рынка труда» адресован вам, выпускники. Спе­ циалисты службы занятости по­ старались подготовить разнооб­ разные материалы, которые, на­ деемся, будут полезны вам в выборе жизненного пути. Пусть вам сопутствует удача! Петр МОСКВОРЕЦКИЙ, юводитель Департамента — Липецкой области. ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ уПРОФЕСИЮРИСТА-пик попуирноси , АРЫНОКТРУПАНУЩТСПВКВАЛИФИЦИРОВАНЫХРАЕОЧИХ Проведенное в этом году специалистами департамен­ та традиционное анкетиро­ вание учащихся выпускных классов школ Липецка с целью диагностики их про­ фессиональных планов и на­ мерений вновь выявило тре­ вожную картину: многие мо­ лодые люди, несмотря на серьезные перемены в эко­ номической и социальной жизни общества, продолжа­ ют строить нереальные пла­ ны относительно своего профессионального будуще- Волее 60 процентов рес­ пондентов планируют посту­ пить в вузы, около 30 — в образовательные учрежде­ ния среднего профессиональ­ ного образования и только 8 процентов выпускников на­ мерены продолжить обуче­ ние в училищах, а 2 процен­ та — начать работать. Стремление к повышению образовательного уровня всегда похвально, и многим выпускникам посчастливит­ ся со школьной скамьи пе­ ресесть на студенческую. Между тем, сегодняш­ няя ситуация на рынке тру­ да прямо противоположна намерениям молодого поко­ ления. Продолжает сохра­ няться несоответствие спро­ са и предложения рабочей силы, возможности трудо­ устройства специалистов и служащих ограничены, так как для них подходит всего пятая часть имеющихся ва­ кансий. Основными мотивами вы­ бора профессии являются высокая заработная плата — для 91,5 процента учащих­ ся, интерес —для 71,5 про­ цента, престиж профессии — для 39 процентов. И только 32,5 процента школьников задумываются о возможнос­ ти дальнейшего трудоус­ тройства по избранной спе­ циальности. На сегодняшний день в среде старшеклассников престижными считаются юридические и медицинские специальности, планово-эко­ номические виды деятель­ ности. Юноши и девушки хотели бы стать также спе­ циалистами по компьютер­ ным технологиям, психоло­ гами, переводчиками, ди­ зайнерами. Не престижны с точки зрения выпускников рабочие профессии. Любо­ пытный факт: в их число попала и профессия учите­ ля. Ее не считают престиж­ ной 40 процентов учащих- 73 процента старшеклас­ сников хотели бы получить квалифицированную помощь в выборе профессии у специ­ алистов службы занятости. Сучетом этого пожелания в соответствующих отделах городов и районов области организованы в весенне-лет­ ний период профконсульта- ционные пункты, где выпус­ кники смогут получить по­ мощь в профессиональном самоопределении с использо­ ванием современных мето- Светлана СОБОЛЕВА, ведущий специалист отдела профориентации. ПУТЬ к УСПЕХУ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ Еаь своя ФОРМУЛА Коротко формула успепшого выбора профессии выражается тремя сло­ вами: «хо 1 ^ * , ♦М 01 У», «надо». «Хочу» — ваши профессиональные склонности, ивтересы, мечты. «Могу» — общие и профессиональные способности, профессиональпан квалификация, характер, темперамент, состояние здоровья. «Надо» спрос на рынке труда и возможность трудоустройства. Иными словами, задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая интересна и привлекательна для вас, соответствует вашим способ­ ностям и пользуется спросом на рынке труда. Если вы сумеете это совмес­ тить, то ваш профессиональный выбор будет удачным. Задачка, прямо скажем, н е из простых, но решать ее необходимо, ведь -зкзаменатор о ч еньстр о гийж и зш ь . ^ , , З А Д У М А 1 1 1 1 ё ь О Б У Д У Щ Е М Т Р У Д О У С Т Р О Й С Т В Е Чтобы после окончания образователь­ ного учреждения не оказаться «лишним» на рынке труда, поинтересуйтесь вслужбе за­ нятости, какие специалисты требуются се­ годня и какие существуют прогнозы вос­ требованности кадров всвязи с развитием экономики, изменениями в социальной и культурнойжизни общества. Неплохоузнать и о требованиях, предъявляемых работо­ дателями к соискателям на должность или рабочее место. Одноиз них—знание компь­ ютера. (Современный специалист не может считать себя достаточно грамотным, если не умеет работать на компьютере. Очень ценится владение несколькими смежными специальностями. Посколькудальнейшее развитие получитпредпринимательскаяде­ ятельность, пригодятся знания основ биз­ неса, независимо от того, какая у вас про­ фессия. Поэтому при первой же возмож­ ности получите такие знания. Специалисты Министерства труда и со­ циального развития подготовили прогноз, какие специалисты окажутся самыми нуж­ ными в ближайшие 10 лет. Оказывается, снова в большом почете будут инженеры и техники. Кстати, встолице по рейтингу вос­ требованности эти специалисты вышли на первые места, оттеснив юристов и програм­ мистов, которым уже становится тесно на рынке труда из-за их «перепроизводства». Одними из самых популярньсс и высокооп­ лачиваемыхстанут маркетологи и логисти- Р А З В И В А Й Т Е С П О С О Б Н О С Т И Если пироги печет сапожник, то вряд ли он добьется успехов на этом поприще. Нужно, чтобы человек имел склонность к выбранному родудеятель­ ности. Желательно вовремя подметить, куда вас влечет больше всего, и по­ ставить свои жизненные цели в зави­ симость от интересов. К сожалению, существующая сис­ тема общего образования и постанов­ ка в ней профориентационной работы не способствуютформированиюу уча­ щихся адекватного представления о себе, обучению навыкам самонаблю­ дения и самоанализа. Школа практи­ чески не влияет на выбор профессии, что находит подтверждение в анкетах старшеклассников. Профориентационная работа у мно­ гих школьников начинается дома. За­ мечено, чтодети артистов, музыкантов, художников, врачей, учителей часто идут по стопам родителей. Но так бывает не всегда. Индивидуальные склоннос­ ти порой оказываются сильнее семей­ ныхтрадиций, помогают молодому че­ ловеку най™ себя вопрекисложившим­ ся обстоятельствам, толкающим в объ­ ятия чуждой ему профессии. Поэтому очень важно прислуши­ ваться к себе. К тому же сегодня ра­ ботают специалисты и целые службы, готовые помочь молодому человеку в самоопределении. Служба занятости принимает самое активное участие в этом процессе. Ежегодно проводятся ярмарки учебных мест с обязательным участием профконсультантов. Специа­ листыотделовзанятости городов и рай­ онов области прошли обучение этой профессии вЛипецком педагогическом институте и имеют возможность ока­ зыватьшкольникам профориентацион­ ные услуги по месту жительства, чем уже не первый год пользуются многие молодые люди, серьезно относящиеся сников области за месяцдо окончания школы еще не определились с выбо­ ром профессии ( по данным недавнего анкетирования), то необходимость в помощи профконсультантов сегодня многократно возрастает. О П Р Е Д Е Л И Т Е В О З М О Ж Н О С Т И Тут вам могут помочь специальная литература по профориентации, инфор­ мация об интересующих вас профес­ сиях, почерпнутая из различных источ­ ников, а также специалисты, распола­ гающие диагностическими тестовыми методиками для оценки ваших возмож­ ностей и склонностей. Один из лучших способов побольше разузнать о про­ фессии, которая вас привлекает, —вре­ менно поработать в интересующей сфере деятельности. Задайте себе во­ прос: так ли уж хорошо выпредставля­ ете себе выбранную специальность? Попытайтесь, к примеру, описать свой будущий рабочий день... Ну как, полу­ чается? Скорее всего, не очень. А ведь вывыбираете дело своей жизни. Вдруг ваше представление о нем окажется мало соответствующимреальности? Не соблазняйтесь также легкостью полу­ чения какой-либо профессии: обучение ей, действительно, может оказаться не­ долгим, зато потом, если профессия окажется «не вашей», нелюбимая ра­ бота обернется сущим адом. шать, какие товары спросом через год и как произвести их с наименьшими затратами. Весьма престиж­ ными станут профессии эколога, специа­ листа по биотехнологиям и генной инжене­ рии. И, конечно же, обществу не обойтись без хорошихврачей. Аесли произойдетобе­ щанный демографический взрыв, то через 7-8 лет повысится спрос и на учителей. Традиционные рабочие профессии тоже не отомрут, хотя сильно изменятся. Узкая специализация уходит в прошлое. Уже сей­ час иностранные фирмы, строя в России офисы, вместо 20(3 каменщиков, штукату­ ровидругихрабочих«узких»профаюий, на­ нимают 5-10 специалистов широкого про­ филя, которые с помощью современного оборудования выполняютвсе необходимые операции. В скором времени такая практи­ ка дойдет и до нас. Тоже самое относится и к автомехани­ кам. Вообще спрос на сервисные профес­ сии будет постоянно расти, как и требова­ ния к персоналу. Уже сейчас в промышленности остро ощущается потребность в станочниках, и, вероятно, этотспрос сохранится вближай­ шие несколько лет. Представителям этой группы профессий безработица ужточно не Возродятся занятия, которые, как каза­ лось, канули в Лету: резьба по кости, вы­ шивание бисером, плетение из лозы, мак­ раме, изготовление резных наличников, кладка каминов, русских печей. Это будет связано с возросшим спросом на изделия народных промыслов. Следует учесть, что ситуация на рынке труда постоянно меняется, поэтому непло­ хо быть в курсе событий, чтобы скорректо- ровать свои профессиональные устремле­ ния с учетом новых требований. Если есть возможность во время обучения хоть не­ надолго влиться в коллектив предприятия, организации, фирмы, даже получив весьма незначительнуюдолжностьили неоченьпре­ стижное рабочее место, не упускайте такую возможность. Выузнаете о требованиях ра­ ботодателей к специалистам изнутри, в про­ цессе работы, что очень пригодится вам в будущем. уда пойти учиться? — на этот почти гам­ летовский вопрос помогли ответить вы- ■Жпускникам-20(Ю '’организаторы ярмарки I I учебных мест^;Состоявшейс 1 |щедавнд.,в ПУ-26. Служба занятости города проводит ее третий I год подряд. Буквально за пару часов около трех I тысяч старшеклассников получили массу необ- I ходимой информации об имеющихся в городе вы- I сших, средних I специальных и I п р о ф е с с и о - I нальных обра- I зовательны х I учреждениях, I о правилах I приема в них, о I профессиях и I специальнос- I тях, по кото- I рым сегодня I ведется подго- I товка. Ярмар- I ка — своеоб- I разный еди - I ный «День от- I крытых две- I рей»длягород- I тельных уч- I резкдений, ко- I торые не толь- I ко предоста- I вили вниманию I с т а рш е к л а с - РЕПОРТАЖ С РЫНКА ТРУДА ЯРМАРКИБЫВАЮТ НЕТОЛЬКО ПРОДУКТОВЫЕ... сников интересующую их информацию, но и про­ демонстрировали изготовленную учащимися про­ дукцию: изделия из дерева и металла, одежду и обувь, выпечку и многое другое. Не преминули воспользоваться старшеклас­ сники и предоставленной им возможностью прой­ ти современное компьютерное тестирование, поз­ воляющее определить профессиональные склон­ ности, узнать, соответствует ли она выбранному роду деятельности. Но кем бы ни стали в будущем юные участни­ ки. ,ярма|^ки учёбньЬс мест — учителями, .йнжене- ^рвми|лптроителями 1 аг<пйх ждут яркие й^не^быва- емые годы студенческой жизни в училищах, — никумах я -------------------------------------------- ■его родного города. Текст и фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ. ВЫПУСКНИК И СЛУЖБАЗАНЯТОаИ После окончания школы, среднего специального или высшего учебного заведения каждый из молодых людей решает для себя проблему трудоустройства. Многие об­ ращаются за помощью в службу занятости населения. Поэтому будет нелишним знать некоторые аспекты взаи­ модействия с этой службой. Какие услуги может получить подросток, выпуск­ ник в службе занятости населения? Не всем удается найти работу самостоятельно, по­ этому молодые люди вправе обратиться за содействием в органы службы занятости по месту жительства. В соответствии со ст. 9 Закона РФ «О занятости на­ селения в РФ» все граждане, обратившиеся в ходе поис­ ка работы в службу занятости, в том числе и 14-15-лет- ние подростки, имеют право на бесплатное консультиро­ вание и бесплатное получение информации, касающейся выбора работы, режима труда, возможности обучения. 3 свободное от учебы время подростков-учащихся мо- вом территории и несложным ремонтом учебных заведе­ ний, так и с мероприятиями экологического характера. Это — работа в летних лагерях труда и отдыха на базе сель­ скохозяйственных предприятий, в муниципальных пред­ приятиях ЖКХ, библиотеках, оказание социально-быто­ вой помощи престарелым, инвалидам и другие виды ра- Молодые люди, которые получили статус безработ­ ных, имеют право на бесплатную ориентацию и трудоус­ тройство на различные рабочие места. В службе заня­ тости этой категории молодых людей могут предложить общественные работы, которые гарантируют заработок, не требуют специальной профессиональной подготовки, просты и доступны любому человеку и носят временный характер. В рамках выполнения программы «Молодежная прак­ тика» руководитель предприятия на основедоговора с мес­ тным отделом занятости населения может взять на ра­ боту молодых людей в возрасте от 16 до 26 лет— выпуск­ ников учебных заведений, не имеющих опыта работы по приобретенной специальности. Обязательное условие — выпускники должны быть зарегистрированы в отделе за­ нятости населения города, района. Часть затрат по опла­ те их труда служба занятости берет на себя. В отделе занятости не только могут вьщать направле­ ние на «Молодежную практику», но и помогут обеспечить временную занятость в случае отсутствия вакансии для дополнительные рабочие места за счет средств фонда занятости населения. В определенных законодательством случаях безработным юношам и девушкам при достиже­ нии ими 18-летнего возраста может быть выдана субси­ дия Щ 1 я организации самозанятости. С какого возраста подростки могут обращаться в службу занятости? Согласно требованиям норм КЗоТ РФ трудовой дого­ вор может быть заключен с 15:летним подростком, а с 14-летнего возраста могут быть приняты на работу в сво­ бодное от учебы время лишь учащиеся общеобразова­ тельных школ, учреждений начального и среднего про­ фессионального образования. Учащиеся, изъявившие же­ лание поступить на временную работу, подают личное за­ явление с письменного согласия родителей. Таким образом, клиентами службы занятости могут стать подростки 14-15 лет. Однако статус безработного они не получат до достижения ими 16-летнего возраста. Какие документы необходимо представить мо­ лодому человеку в службу занятости для регистра­ ции его в качестве ищущего работу? Такие документы определены в ст. 3 Закона о заня­ тости. Это: паспорт; трудовая книжка; документ, удостоверяющий профессиональную квали­ фикацию; справка о средней заработной плате на последнем мес­ те работы. Как правило, обращающиеся в службу занятости мо­ лодые люди никогда и нигде не работали и ищут работу впервые. В этом случае они предъявляют паспорт и доку­ мент об образовании Какой должна быть продолжительность рабоче­ го времени для несовершеннолетнего работника? Юноши и девушки, не достигшие 18 лет, трудятся по сокращенной рабочей программе: — в возрасте от 16 до 18 лет — не более 36 часов в неделю (6 часов в день); — в возрасте от 15 до 16 лет, а также учащиеся 14-15 лет, работающие в период каникул, — не более 24 часов в неделю ( 4 часа в день). Как оплачивается труд несовершеннолетних? Заработная плата работникам в возрасте 18 лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы вы­ плачивается в таком же размере, как и работникам соот­ ветствующих категорий, занятым полный рабочий день. Оплата труда учащихся общеобразовательных школ, учреждений начального и среднего профессионального образования, работающих в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Предприятия могут ус­ танавливать учащимся доплаты к заработной плате за счет собственных средств. Николай СУРОВ, главный специалист отдела правового обеспечения и социальных гарантий. ■ КОМПАС АБИТУРИЕНТА пойти учиться? в нашей области выпуск­ ник школы может реализо­ вать свое право на получе­ ние профессии в одном из 60 учреждений высшего, сред­ него и начального професси­ онального образования. Среди них три государ­ ственных вуза и несколько негосударственных, в кото­ рых обучается 21 тысяча студентов, работают 89 док­ торов и 561 кандидат наук. Самым крупным вузом на территории области являет­ ся Липецкий государствен­ ный технический универси­ тет. В новом учебном году он планирует принять 730 юношей и девушек по на­ правлениям и специальнос- : металлургия, тепло­ энергетика, прикладная ма­ тематика, технология маши­ ностроения, автомобиле- и тракторостроение, организа­ ция дорожного движения, промышленное и граждан­ ское строительство, инже­ нерное дело в медико-биоло­ гической практике, бухучет и аудит, менеджмент, соци­ ология, психология, юрис­ пруденция и другие. Два педагогических ин­ ститута — Липецкий и Елецкий —как бы дополня­ ют друг друга. В Липецком можно получить квалифика- ' цию учителя биологии, гео­ графии, химии, истории, фи­ зической культуры, педаго- га-валеолога, социального работника. В Елецком ве­ дется подготовка по специ- :щедагогика‘и-ме**- об1)аз6ваг - ния, педагогика и психоло- дошкольная, юриспру­ денция, музыкальное обра­ зование. Оба института го­ товят учителей русского языка и литературы, мате­ матики, физики, информа­ тики, экономики. В прошлом году направ­ ления на работу получили только 25 процентов выпускников дневных отде­ лений вузов и 29 —средних профессиональных образова­ тельных учреждений.. Все больше и больше их вынуж­ дены искать работу самос­ тоятельно. Поэтому в обра­ зовательных учреждениях ведется постоянная работа по расширению перечня специальностей и сферы де­ ятельности будущих специ­ алистов. Так, в Липецком госу­ дарственном педагогичес­ ком институте студенты, обучающиеся по специаль­ ности «русский язык и ли­ тература», получат допол­ нительные специализации практическая журналисти­ ка», «социально-культур­ ный сервис и туризм», а те, кто осваивает специальность профессиональное обуче- [ие» — «компьютерные тех­ нологии », «компьютерные сети и телекоммуникации», «информационные систе­ мы», «механизация сель­ ского хозяйства» и другие. " Елецком же пединститу- студенты-физики могут получить дополнительную специализацию «сервис бы­ товой радиоэлектронной ап­ паратуры», а те, кто обуча­ ется по специальности «му­ зыкальное образование» — дополнительную специали­ зацию «культурология». На территории области работают также филиал Все­ российского заочного фи­ нансово-экономического ин­ ститута и несколько негосу­ дарственных учреждений высшего профессионально­ го образования: Липецкий эколого-гуманитарный ин­ ститут и филиалы Институ­ та международного права и экономики имени А.С.Гри­ боедова и Московского ново­ го юридического института, осуществляющие подготов­ ку финансистов, бухгалте­ ров, менеджеров, юристов, экологов на платной основе. Негосударственные образо­ вательные учреждения в ос­ новном ориентируются на работающих студентов, в том числе получающих вто­ рое высшее образование. В 22 учреждениях сред­ него профессионального об­ разования обучаются 19,5 тысячи студентов. Здесь го­ товят специалистов средне­ го звена для различных от­ раслей реального сектора экономики: промышленнос­ ти (Липецкие машиностро­ ительный и металлургичес­ кий колледжи), транспорта и строительства (Елецкий техникум железнодорожно­ го транспорта. Липецкий строительный техникум, Грязинский технический колледж), сельского хозяй­ ства (Задонский колледж механизации и электрифи­ кации сельского хозяйства, Чаплыгинский аграрный колледж. Совхоз-колледж «Усманский», совхоз-тех­ никум «Конь-Колодезс- кий»), а также здравоохра­ нения (Липецкий и Елецкий медицинские колледжи, Данковское и Усманское медицинские училища, Елецкое медицинское учи­ лище Юго-Восточной же­ лезной дороги), образова­ ния (Усманский и Лебедян­ ский педагогические кол­ леджи), культуры и искус­ ства (Липецкое областное училище искусств им. К.Н. Игумнова, Елецкое госу­ дарственное училище ис­ кусств им. Т.Н.Хреннико- Специалистов по бух­ галтерскому учету и кон­ тролю, экономистов, юрис­ тов, товароведов готовят Ле­ бедянские сельскохозяй­ ственный и торгово-эконо­ мический техникумы, Ли­ пецкий кооперативный тех­ никум облпотребсоюза. - . ‘ Трудноети'с финансиро- ваниел|.щрцущарс)т,венных образовательных учрежде­ ний из федерального бюд­ жета приводят к коммерци­ ализации высшего и сред­ него профессионального об­ разования. В 1999-2000 учебном году на условиях полного возмещения затрат обучалось 15 процентов от общего числа студентов го­ сударственных вузов, в том числе каждый третий сту­ дент, обучающийся по спе­ циальностям экономики, управления, гуманитарно­ социальной сферы; 29 про­ центов студентов технику мов и колледжей, обучаю щихся в основном по специ альностям: экономика, бух галтерский учет и кон троль, правоведение, ме неджмент, лечебное и тринское дело. Самыми доступными для населения образова­ тельными учреждениями остаются профессиональные училища. Их в нашей облас­ ти 30. Здесь можно полу­ чить надежную рабочую профессию. Все большее распространение получает обучение по интегрирован­ ным профессиям, включаю­ щим в себя ряд родствен­ ных специальностей. На­ пример, мастер столярно­ плотничных и паркетных работ: столяр строитель­ ный, плотник, паркетчик; мастер общестроительных работ: каменщик, электро­ сварщик ручной сварки, монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций, бетонщик-ар­ матурщик. Эти профессии можно получить в профес­ сиональных училищах №№ 6,21,25,26. Профессия «Мастер сельскохозяйственного про­ изводства» (ПУ №№ 9,13,15,17,18,31,32) вклю­ чает в себя специальности: тракторист-машинист ши­ рокого профиля, слесарь- ремонтник, мастер живот­ новодства (в ПУ № 18 — пчеловод), водитель авто­ транспортных средств. Такой подход позволяет обеспечить более полную за­ нятость выпускников про­ фессиональных училищ. С учетом призыва юношей на воинскую службу показа­ тель их трудоустройства е 1999 г. составил 82,7 про­ цента. Это один из самых лучших показателей в Рос­ сии. В 2000 году професси­ ональные училища области готовы принять 5750 юно­ шей и девушек для обуче­ ния по 56 профессиям. Маргарита ЗОЛОТАРЕВА, начальник отдела профобучения. В ы п у с к п о д гот о ви л а Л а р и с а ГОНЧАРО ВА .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz