Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
27 мая 2000 г., № 104 (21232) ШИПБЦКАЯ •^Ж газета У ТАЙЦЫ XX ВЕКА ПРОГНОЗЫПЛЕХАНОВАВОМНОГОМ ОКАЗАЛИСЬПРОРОЧЕСКИМИ Н Е Т А К Д А В Н О Б Ы Л О О Б Н А Р О Д О В А Н О « П О Л И Т И Ч Е С К О Е З А В Е Щ А Н И Е » В Ы Д А Ю Щ Е Г О С Я М А Р К С И С А . К П О Я В Л Е Н И Ю Э Т О Г О Д О К У М Е Н Т А П Р Я М О Е О Т Н О Ш Е Н И Е И М Е Ю Т Л И П Ч А Н Е в конце прошлого года «Независимая газета» опубликовала до сего времени неизвестное «Политическое завещание» Г.В. Плеханова. Случилось так, что пока единственным хранителем завещания оказался наш земляк Н. Нижегородов, в настоящее время по контракту работающий в одной из стран Южной Африки, шЗавещание было напечатано в «НГ » вместе с подробным рассказом Н. Нижегородова о том, как оно попало в его руки. Кстати, Николай Иванович Нижегородов родился в 1941 г. близ Липецка. Учился в Липецком строительном техникуме (1958-1961), по окончании которого служил на флоте. В 1969 г. окончил физфак Университета Дружбы народов. В 1970-1973 гг. работал в средней школе в Замбии (Африка). Затем учился в аспирантуре того же университета, где в 1979 г. защитил кандидатскую диссертацию, ща потом был преподавателем^ Г С 1992 г. преподает физику в университете африканского 1 государства Ботсвана. Учась в Липецком строительном техникуме, Николай « Нижегородов познакомился с преподавателем общетехнических , дисциплин Георгием Васильевичем Барышевым, от которого он и узнал о существовании «Политического завещания» Г.В. Плеханова. Копию текста с ключом от кода завещания Барышев в 1960 г. шпередал Н. Нижегородову. В 1974 г. Барышев умер, и Нижегородов оказался пока единственным хранителем завещания Плеханова, шпоскольку не исключено, что такие же копии могут еще где-то найтись. Но вернемся к публикации в «Независимой газете». Сопроводительная статья и комментарий к «Политическому завещанию» Г.В. Плеханова, опубликованные в «НГ», были написаны заведующим липецким Домом-музеем Г. В. Плеханова, давним ; автором «Липецкой газеты» Александром Бережанским , высказавшим глубокое убеждение в том, что текст завещания ,, принадлежит Плеханову (сомнения возможны лишь относительно последнего VII раздела). ш Его в целом поддержал известный экономист и общественный тдеятель Гавриил Попов, который добавил, что для него «самым швесомым доводом в пользу авторства Плеханова является глубина танализа и марксистская база этого анализа» («Независимая газета» за 1 марта 2000 г.). Но 4 марта в той же газете появилась коллективная статья, основные аргументы которой принадлежат Т. Филимоновой (зав. сектором «Дом Плеханова» Российской Национальной библиотеки), в которой ставится под сомнение сама возможность существования завещания Г.В. Плеханова. Пока разворачивается полемика, мы предлагаем читателям ознакомиться с некоторыми разделами завещания в изложении и с пояснениями Александра Бережанского, поскольку далеко не каждый читатель может это сделать по публикации в «Независимой К каким взглядам склонялся Г,В. Плеха нов в последние месяцы своей жизни? О чем он думал, осознавая, что жизнь ® кончается, а события идут не так, как это пред- шставлялось ему — последователю Маркса и ос- т нователю российской социал-демократии? щ При чтении его статей и выступлений пос- 1 леднего года жизни складывается впечатление, щ что Плеханов знал, что не делать, и имел в за- ;;| пасе рекомендации по исправлению изъянов те- I кущей политики Временного правительства, но : не заглядывал в будущее. Он стоял на том, что I России предстоит пройти довольно длительный I период капиталистического развития, а поэтому I о социализме предпочитал не говорить. Извес- I тны высказывания его родных и близких, пере- I дававших мысли Плеханова, возникавшие у него ч: в минуты упадка духа и сомнений: не слишком ли рано мы начали пропаганду марксистских I идей в России? || Теперь можно определенно сказать, что они , I были только кратковременным уходом от круга I: проблем, волновавших его в последние месяцы I жизни. За время после 13-го января и до 30-го мая 1918 —01еН4мегОЛМейЛ1-Т.В пе,чаш.щ^ШЯ- вилось ни однвЙ!Ста5ьм,ия*л>ваметки: Бе^гтйдаа- : лентиновича, но голова его постоянно работала — недаром Л. Дейчу казалось, что она сущес- ^ твует физически независимо от ослабевшего 5?тела: он подводил итог прожитой жизни и, мо- ;?жет быть, впервые за все время своей литера турно-публицистической деятельности хотел'об- , ратиться к согражданам с изложением своих со- й бственных (личных) мыслей относительно буду- I щего России и объяснить причины неминуемого й краха системы, установленной в октябре 1917 г. «Политическое завещание» Г.В. Плеханова — это его даховное откровение. Его можно рас- ш сматривать также в качестве итога работы тео ретической мысли. Одновременно — это как бы й финиш российского марксизма. Без него исто- || рия российской социал-демократии и междуна- ^родного социалистическогодвижения оставалась бы неполной. Из «Политического завещания» й становится ясным, что по основной своей на- т правленности мысли Плеханова шли в том же , русле, что и европейской социал-демократии: ш Плеханов остался верен теории Маркса, но вы- ж воды из социально-экономической обстановки » начала XX века он делал иные, нежели в свое время Маркс, полагая, что их разделил бы и ш Маркс, живи он в XX веке. Его анализ капита лизма—современен, его критикаЛенина и боль- й шевизма — глубока, всестороння и предельно 5объективна, его предсказания краха большевис- й тского социализма — поразительно верны. Что касается его мыслей относительно воз- й можных путей и основных этапов утверждения ; социализма в России, то, разумеется, сейчас : на это надо смотреть с позиций конца XX века: й исходя из современного уровня развития эко- щ номической науки, на что, кстати, указывал в за- * вещании Плеханов, и на основе опыта социаль- ш ных преобразований (насильственных и мирных) ?1 в России и в других странах, которым так богат , уходящий век. ® Ниже мы передаем сокращенный вариант й «Политического завещания» Плеханова. В о II разделе, который называет ся "О марксизме и капитализме", Г.В. Плеханов указывает на большую роль, I которую сыграл «Манифест Коммунистической ' партии» в придании рабочему движению созна- ' тельности и организованности, в получении ра- й бочим классом социальной перспективы, й Однако по прошествии 50 лет «Манифест» ж стал уязвим по многим положениям. Экономи- й ческий анализ капитализма и форм классовой ' Л : борьбы, о которых говорится в «Манифесте», , соответствовали эпохе паровой индустрии, с при- ш ходом электричества положение стало менять- й Тем не менее социальное развитие общест- 1 | ва. считает Плеханов, во второй половине XIX ш века шло, хотя и с отклонениями, но незначи- й тельными от выводов «Манифеста», что призна валось самими Марксом и Энгельсом. Главная “ же мысль «Манифеста» осталась верна и пот ныне. Он ее формулирует так: «Уровень матери ального производства определяет классовую / структуру общества, способ мышления людей, их мировоззрение, идеологию, их умственнуюде- / ятельность и т.д. Классовая борьба, острота ко торой зависит от степени противоречий между ' производительными силами и производственны- , ми отношениями, является главным двигателем ■ социального прогресса». То есть, по существу, ' она сводится к диапектико-материалистическо- ' му принципу объяснения истории. Что касается «диктатуры пролетариата», то. как полагает Плеханов, рабочий класс, как и лю- : бой другой класс, имеет право на политическое , господство, тем более, что в условиях поддерж- ки большинством народа его власть не может считаться диктатурой в подлинном смысле сло- , ва. Он признает рациональные зерна у «крити ков» Маркса, но поскольку их основные усилия были направлены не на развитие того же уче ния в интересах рабочего класса, а на его дис- ' кредитацию, это наносило вред социалистичес- ; кому движению, вносило в него раскол и помог- ' ло даже развязать Первую мировую войну. - Вместе с тем, оставаясь марксистом и не ' отрекаясь ни от чего написанного им ранее, ди- алектически анализируя тенденции социально- экономического развития в XX веке, Плеханов делает следующий вывод: «Я думаю, что дикта- ' тура пролетариата в понимании Маркса не осу- , ществится никогда—ни сейчас, ни вбудущем...» И далее он объясняет почему. По мере крупных изменений в технике и технологии общественно го производства, основанного на электроэнер гии, классовая структура общества будет менять ся не в пользу рабочего класса. Уровень мате риального благосостояния, образования, интел лектуального развития будет подниматься, а чис ленность рабочих сокращаться. На ведущие по зиции по численности и по роли в производстве выйдет интеллигенция. Из «прислужницы» бур жуазии она превратится в особый самый влия тельный класс, численность которого будет быс тро расти, а роль в производстве станет решаю щей. «Интеллигенция как наиболее образован ная страта общества, —считает Плеханов, — при звана нести в массы просвещение, гуманные и прогрессивные идеи. Она—честь, совесть и мозг нации». Возрастание роли интеллигенции в процессе производства окажет решающее влияние на смяг чение классовых противоречий в обществе. Это произойдет через консолидацию общественного сознания. Ибо, отмечает Плеханов, такие исто- рикоЕСоцкйД*гНО-фидософские категории, как мо раль, спрщйддащя^;,^п|Емэнно(; 7 ъ.,культура, пра- во, содерж-аьжв с^йЦдва-аспекта'^вбобщенный (общечеловеческий) и' классовый (антагонисти ческий). Если последний как функция классовых противоречий претерпевает революционные скач ки и формирует господствующие концепции (и таким образом, разъединяет людей), то первый определяется всецело уровнем материального производства, развивается поступательно и эво- люционно (и, следовательно, объединяет людей). - Являясь по своему характеру общечеловеческим, этот аспект общественного сознания, носителем которого предстает прежде всего интеллигенция, будет благотворно сказываться на все слои об щества, смягчать классовые противоречия и иг рать все возрастающую роль. Следствием мате риального прогресса общества будет снижение роли классового аспекта упомянутых категорий и возрастание роли обобщенного или общечело веческого. Рост численности и значения интеллигенции изменит социальную обстановку. Рабочий по сво им знаниям, стоимости рабочей силы, а следо вательно, по заработной плате приблизится к ин теллигенции. А это скажется на его образова нии, уровне культуры и мировоззрении. «В такой ситуации, — говорит Плеханов, — дикта^ра про летариата станет абсурдом». Так же как абсур дом, можно добавить, станет пролетарская ре волюция. Однако сказанное, полагает Плеханов, ни в коем случае не есть отход от марксизма. Он уверен, что «при таком повороте событий сам Маркс, случись это при его жизни, незамедли тельно отказался бы от лозунга диктатуры про летариата». И далее Плеханов высказывает свой взгляд на развитие современного ему капитализма: «Мои наблюдения за развитием капитализма в Евро пе, сделанные со дня смерти Маркса, и особен но с начала текущего века, показывают, что ка питализм — гибкая общественная формация, ко торая реагирует на социальную борьбу, видоиз меняется, гуманизируется и движется в сторону восприятия и адаптации отдельных идей социа лизма. Если это так, то могильщик ему не потре буется. В любом случае у него завидное буду щее». Процесс эволюции капитализма представ ляется ему следующим образом: «Хищнический национальный, хищнический международный, ли беральный с элементами демократии, либераль но-демократический, гуманно-демократический с развитой системой социальной защиты—вот воз можные этапы эволюции капитализма. Я не вижу нужды в попытках предвосхитить конкретные чер ты последней стадии, на которой элементы капи тализма и социализма могут долго идти рядом, в чем-то конкурируя, а в чем-то дополняя друг дру га. Вдальнейшем капитализм может умереть сам, медленно и безболезненно, но потребуется для этого как минимум столетие, а возможно, и не Одновременно по мере качественного изме нения производительных сил будут складывать ся новые классы и соответственно — новые про изводственные отношения, по-иному будет вес тись классовая борьба. Однако при всем этом важнейшим фактором общественного развития будет глубокое проникновение идей гуманизма во все слои общества. Это принесет свои ре зультаты: даже в условиях капитализма общест во научится преодолевать кризисы, сможет ней трализовать процесс пауперизации и т.д. К тому же Плеханов начинал склоняться к взгляду, что теория Маркса, рожденная в условиях европейс кой цивилизации, вряд ли сможет стать универ сальной системой, так как социально-экономи ческое развитие мира может пойти по полицен- трическому пути (сравните с современной идеей многополярного мира). Но поскольку, как сказа но выше, произойдет это не скоро, учение Марк са, полагал Плеханов, еще долго не потеряет своей актуальности. А потому лозунгом социаль ных революционеров и социальных реформато ров, который не утратит своего значения, должен быть; «Власть трудящимся!» Он поясняет: «Тот, кто живет своим трудом, тот и должен решать, какой быть политической и правовой надстрой- С тех пор прошло более 80 лет. Даже в са мых развитых странах мира интеллигенция не стала пока ведущим классом общества, рабочий класс еще не достиг указанного выше уровня раз вития, классовая борьба все еще не ушла в про шлое. Мир в XX веке пережил ряд крупных эко номических кризисов, целую серию социальных и национальных революций в Европе, Азии, Афри ке. Латинской Америке. Нам поэтому представ ляется, что прогнозы Плеханова, сделанные на заре XX века, во многом можно назвать проро ческими. О чень интересны рассуждения Плехано ва в разделе V, озаглавленном: «Как до лго удержат власть большевики». Он рассматривает несколько кризисов, кото рые возникнут на их пути. Первый кризис Плеха нов называет «кризисом голода». По существу, это кризис коалиционной власти большевиков с левыми эсерами, который тогда уже наступил. Пле ханов верно предугадал неизбежность разрыва с левыми эсерами и переход большевиков к мае-- совому террору. Второй кризис он назвал «кризисом разрухи». Это кризис, к которому придет страна в результа те «политики военного коммунизма» и массовой экспроприации хлеба у зажиточных и .средних крестьян. Интересно отметить, что в качестве ус ловия преодоления этого кризиса Плеханов ука зал не только на «неограниченный классовый тер рор», но и на развязывание «широкомасштабной гра^днркрй, войны» с использованием «аакрнов , военного' Семени».'ЭЙ пбз'вол'йт бол'ьшё&икагй"' уничтожить практически всех, не согласных с ними. Победив в гражданской войне и хотя бы с помощью принудительных мер как-то восстано вив производство, большевики смогут продер жаться, отмечает Плеханов, и пять, и десять лет, пока не обострятся до предела противоречия меж ду «социалистическим характером фабрично-за водского производства и частнокапиталистичес-' КИМ характером сельского хозяйства». Этот кри зис он называет «политико-экономическим», так как происходит он не в условиях; политического и экономического равенства двух классов, а при так называемой гегемонии пролетариата («Гегемония пролетариата, — отмечает Плеханов, — заведомо унижает крестьянство и предполагает его подчи ненную роль»). Но И этот кризис, который он считает «самым серьезным», большевики смогут преодолеть. Для чего — слова его звучат так, точно он является нашим современником, — «большевикам придет ся объявить крестьянству тотальную войну и унич тожить лучшую его часть — тех, кто умеет и хочет трудиться». После этого, считает Плеханов, боль шевики опять-таки смогут продержаться «в тече ние многих лет». ■ И только четвертый кризис, который он назы вает «кризисом идеологическим», покончит и о большевиками, и с их властью. Идеологический кризис — такой, когда власть начнет разлагаться изнутри, чему классический пример — крах древ них восточных деспотий. Причем процесс разло жения, предсказывал Плеханов, «может растянуть» ся на десятилетия, так как Россия никогда не знала демократии, и очередная абсолютная власть — власть большевиков ^ будет воспринята россия нами с покорностью и терпением. К томуже власть эта может быть подкреплена изощренной дема гогией, развитым аппаратом слежки и давления». Однако в крахе большевиков и их идеологии он не сомневался. «Это, — говорил он, —вопрос вре мени. Никому не дано изменить ход историческо го развития!» Как видим, Плеханов не только предугадал ход событий, указал причины падения большевистско го режима, но и довольно точно определил хроно логические рамки его существования. Если бы после смерти Плеханова было опубликовано его «Политическое завещание», то у нас был бы хо роший учебник, по которому можно было бы изу чать как историю строительства социализма в СССР, так и его крушения у нас и в других стра нах «народной демократии». Г ж разделе VII «О государстве, социализме Г ^ и будущем России» Плеханов прежде всего останавливается на роли револю ционных и эволюционных процессов в поступа тельном развитии общества. Он отмечает, что ни одна революция не приводила к устойчивому скач кообразному изменению социальных и производ ственных отношений. Всегда после нее следовал более или менее длительный период «отката» на зад и только после этого происходило движение вперед. Таким образом, революция — это толчок к тому, чтобы ускорить процесс эволюции соци альных и производственных отношений. В этой связи он ссылается на предисловие Энгельса к английскому изданию «Манифеста» 1888 г., где последний подчеркивал особую роль эволюцион ных процессов в социальном развитии общества. Кроме того, Плеханов обращает внимание на пе ремену взгляда Энгельса на роль пролетариата в социалистической революции, что выразилось в смене лозунга «Пролетарии всех стран, соеди няйтесь!», которым заканчивается «Манифест», на «Трудящиеся всех стран, соединяйтесь!» (Здесь необходимо отметить, что в советское время в русском переводе предисловия Энгельса к англий скому изданию «Манифеста» 1888 г., а также в переводах самого «Манифеста», указанные выше Плехановым изменения втекстах отсутствуют. Это значит, что взгляды позднего Энгельса сознатель но фальсифицировались советской историко партийной наукой). Прилагая соображения Энгельса об особой роли эволюционных процессов к социалистичес кой революции, Плеханов отмечает, что социалис тическая революция, призванная уничтожить эк сплуатацию и классы, на первом этапе не сдела ет ни того, ни другого. Более того, преждевре менная социалистическая революция таит в себе очень большую опасность, ибо при отсутствии устоявшихся, широко развитых и эффективно дей ствующихдемократических институтах власти и при низкой культуре и самосознании масс «госу дарство может превратиться в феодала, более страшного, чем монарх, потому что Последний - все-таки человек, тогда как государство — без ликая и бездушная машина». Именно таким го- сударством-феодалом окажется, по его мне- / нию, ленинское социалистическое государство Дальнейшее развитие России представая- - ется Плеханову следующим образом. На том 1 историческом этапе, который начался с Фев- ральской революции, он считал необходимым продолжать и углублять демократические ре- ; формы: расширять политические права и сво- боды, формировать демократические традиции, ' поднимать культуру граждан, пропагандировать ’ и внедрять отдельные элементы'социализма. ;< Нужно постепенное изменение государственных I институтов, сопровождаемое экономическим, политическим и пропагандистским воздействи- ' ем на все слои населения с целью демократи зации и гуманизации российского общества. «Страна не может быть великой, — говорит Пле- ^ ханов, — пока бедны ее граждане! В богатстве ^ граждан — богатство государства! Истинное < величие страны определяется не ее террито- ' рией и даже не ее историей, а демократически- ' ми традициями, уровнем жизни граждан Пока , граждане бедны, пока нет демократии, страна , не гарантирована от социальных потрясений и р даже от распада!» Далее. Россия остро нуждается в прогрес- „ сивной идеологии, основанной на лучших наци- ; опальных традициях, на современных представ- лениях о демократии, политических свободах, ' гуманности и социальной справедливости. Толь- ко такая идеология, считает Плеханов, может ^ обеспечить России устойчивое, естественное . развитие экономики. Иная (ложная) идеология ' способна только затормозить развитие произ- / водительных сил и препятствовать формиро- Щ ванию цивилизованного общества. Кроме того, | считает Плеханов, России нужны сильная цен- ^ тральная власть и сильная власть на местах, г* действующие, однако, «в четко очерченных Кон- / ституцией границах». ш Особое внимание надо уделить преобразо- ванию российской деревни, а для этого решить земельный вопрос. Плеханов считает, что зем ля как средство производства имеет особую ' ценность, а поэтому не должна быть «предме- ^ том спекуляции». Единственной формой зем- а лепользования крестьян на ближайшие деся тилетия Плеханов считает долгосрочную аренду « — бесплатную для россиян и платную для граж- , дан других стран (только надо напомнить, что его рекомендации относятся к началу 1918 г ) Если труд, являющийся источником всех бо гатств, будет свободным и заинтересованным и в городе, и в деревне, то россияне смогут быстро покончить с отсталостью страны. Толь- ^ ко после этого можно ставить вопрос о перехо де к социализму. На пути его осуществления Плеханов выде ляет три этапа. Первый этап (25-30 лет) — ран ний социализм. Последовательная конфискация лишь самых крупных банков, заводов, фабрик, транспорта, помещичьих и церковных земель (если таковые останутся), крупных торговых ' предприятий. Экспроприация проводится на ос- ' нове частичного выкупа, пожизненной ренты, пенсии или права на определенный дивиденд. Средние и мелкие предприятия, банки, торгов- - ля и сфера обслуживания остаются в частных руках. На базе конфискованных крупных бан- ?| ков создается национальный банк, который до- Ц лжен контролировать движение финансов и де- ! ятельность частных банков, Из конфискован- ных предприятий создается государственный» секторецелылоторот -гг учить жо8яйС(гвовать,<к, I торговать и обеспечивать Социальную справед- , ливость. Для повышения заинтересованности рабочих государственные предприятия частич- но акционируются среди, них, причем акции, не I подлежащие перепродаже, должны давать ра- ш бочему право на получение дивиденда, но не | право совладения. Часть конфискованных зе- - Мель в зависимости от местных условий пере- ' дается на справедливой основе крестьянам, а Щ на оставшейся части оргадозуются крупные го - !; сударственные показателйные хозяйства. Налоги на доходы должны быть прогрес-; сивными, но они не должны душить предприни- Щ. мателя. Доходы, используемые на расширение - производства, на строительство дорог и другие щ общественные цели, налогом не облагаются. На этом этапе следует всячески приветство-1 вать прилив иностранного капитала, но жестко ш контролировать его вывоз. Расширять экспорт щ и контролировать импорт. Таможенная полити-1 ка должна стимулировать российского произ- ; водителя и способствовать повышению качес- к тва отечественных товаров. I Цель первого этапа — повышение произво- ' дительности труда и уровня жизни россиян. На ш этом этапе надо исходить из признания трех I взаимодействующих сил — государство, пред- ,> приниматель, рабочий. Первый этап можно бу- дет считать законченным, когда производитель- , ность труда в государственном секторе эконо- ^ МИКИ сравняется с производительностью труда ' на лучших частных заводах, а уровень жизни ' россиян достигнет уровня жизни в западных странах. На втором этапе (25-30 лет) — этапе зре лого социализма — экспроприируются средние ; банки, средние предприятия, оптовая торговля — все на справедливой основе. Скажем, вла- ” делец банка становится его управляющим, вла- ^ делец завода — его директором и т.д. Не ис- ' ключается также частичный выкуп, пожизнен ная рента или пенсия. Сельское хозяйство, ро-' зничная торговля и сфера обслуживания пере- водятся на коллективную основу. Сектор госу- дарственной экономики получает дальнейшее развитие. По-прежнему приветствуется ввоз ка-1 питала, контроль за его вывозом ослабевает Заканчивается второй этап, когда производи тельность труда на государственных предпри- ятиях превысит производительность труда луч ших заводов западных стран, а уровень жизни россиян превысит уровень жизни граждан к а - , питалистических стран. Цель этого этапа — еде- е, лать социализм привлекательным для всех на- ' родов. На этом этапе мирные социалистичес-, кие революции могут победить в наиболее раз витых странах. | На третьем этапе (50-100 лет) социалисти- * ческий способ производства становится господ ствующим. Конфискуются остатки частной со- ' бственности, полностью исчезает эксплуатация, стираются различия между физическим и ум- ^ ственным трудом, между городом и деревней. « постепенно исчезают классы. На этом этапе происходит экономическое сближение с други ми странами с взаимным проникновением ка питалов. Цель этого этапа— выравнивание жиз ненного уровня граждан всех стран, создание . производительных сил, достаточныхдля провоз- ' глащения коммунизма, который, разумеется, не может быть последней фазой общественного развития. При этом Плеханов отмечает, что он изло жил «свои представления об этапах социалис тических преобразований», которые никак не претендуют на «окончательную истину». «Буду-, щие открытия науки, — добавляет он, — могут ' перевернуть все современные представления». ^ д д н а к о план социалистических преоб- , I 1разований — это проблемы будуще-1 го. Сейчас же, по мнению Плеханова, России нужны: консолидация политических сил, многоукладность во всех сферах производст- , ва, частная инициатива, капиталистическая пред приимчивость, конкуренция, без которой не бу дет качества и технического прогресса, спра ведливая политическая надстройка и демокра тизация и гуманизация общественных отноше- Публикацию подготовил Александр БЕРЕЖАНСКИЙ, заведующий Домом-музеем Г.В. Плеханова в Липецке. СЕГОДНЯ— ДЕНЬ БИБЛИО ТЕК КАКУБЕРЕЧЬ ИСТОЧНИК? Национальное самосозна ние начинается с ответа на во просы: «Кто я? Откуда? Где мои корни, моя «малая родина»?» К сожалению, когда речь идет о краеведческой работе, библио теки, как центры краеведения, почти не упоминаются, А ведь именно в их стенах накаплива ются и сохраняются уникальные сведения об истории, экономи ке, людях края. Так, с момента создания областной библиоте ки наши библиографы включи ли в краеведческий каталог бо лее 300 тысяч записей! Он по полняется все новыми сведени ями и отражает не только фонд самой библиотеки, но и все вы явленные материалы о крае. Есть у нас и электронный крае ведческий каталог. Правда, краеведы, живущие за пределами Липецка, не мо гут пользоваться этим справоч ным аппаратом. Поэтому мы издаем и рассылаем в районы библиографические пособия по краеведению. Ежегодно выходят календари знаменательных и памятных дат. В 80-е годы поя вились указатели серии «Выда^ ющиеся уроженцы и деятели края». Завершается работа над изданием, посвященным совре менным писателям и поэтам. К 55-летию Победы издан указа тель «Этот день мы приближа ли как могли» — хорошее под спорье для военно-патриотичес кой работы с .молодежью. Ре зультатом совместного труда библиографов и экологов стал указатель «Человек-Гармония- Природа». Благодаря кропотливой ра боте липецких краеведов откры ваются новые имена, новые страницы известных биографий, новые факты из прошлого на шей земли. На традиционных «краеведческих четвергах» мы всегда рады видеть знатоков и исследователей, готовых по делиться своими находками, ра ботников музеев, музыкантов, художников, поэтов, просто лю бителей истории. Есть, правда, одна' очень : острая проблема. ЛОУНБ по закону должна получать бес платный обязательный экзем пляр каждого местного издания. Но то — по закону. На деле мы с трудом не только приобрета ем, но даже и отыскиваем но вую краеведческую литературу. Замечательно, что многие авто ры — друзья библиотеки — С. Климов, А, Клоков, С. Панюш кин. В. Петров, Б. Шальнев — дарят книги и нам, и другим биб- ' лиотекам области. Однако это : не устраняет трудностей ком плектования краеведческого фонда. И еще. С одной стороны, ощущается недостаток краевед ческой литературы. С другой — увеличивается количество книг, подготовленных непрофессио нально, содержащих непрове ренные факты, небрежно офор- : мленных. Не все и не всегда подходят к делу ответственно, забывая, что такие книги долж ны быть не только заниматель ным чтением, но и источником достоверных научных знаний. Между тем сочинения, возни кшие лишь из амбиций автора и представляющие собой бес порядочную свалку сведений, появляются на полках и сбива ют с толку людей. Поэтому мы, библиографы, убеждены: пора , создать областной редакцион ный совет по изданию краевед ческой литературы. И более того: нужна областная програм ма, объединяющая усилия всех учреждений, занимающихся кра еведением, включая и вопросы краеведения библиотечного. Чтобы источник знаний никто не заваливал мусором... Светлана ИНОЗЕМЦЕВА, главный библиограф областной научной библиотеки. КРОССВОРД «ЗНАКОМЫЕ ИМЕНА» По горизонтали: 7. Художественный руководитель и ведущий популярных молодежных программ. 8. Советская гимнастка, чем пионка СССР, Европы, Мира, Олимпийских игр. 9. Эстрадная певи ца 60-80-х годов. 11. Французский писатель, автор «Золушки» и т.д. 12. Популярный исполнитель, пародист. 15. Русский терапевт, один из основоположников клиники внутренних болезней. 18. Со ветский журналист, писатель (автор «Шаги по росе», «Белые сны» и др.). 19. Популярный телеведущий. 20. Русский шахматист, 4-й чемпион мира. 21. Космонавт СССР. 24. Популярный телеведущий и руководитель телепрограмм. 26, Советский композитор (опера «Мертвые души», балет «Анна Каренина» и др.)! 27.'Чемпион СССР. Европы, Олимпийских игр по легкой атлетике. 31. Русский ученый, основоположник современной аэродинамики. 33. Советский шах матист, неоднократный чемпион СССР. 34. Журналист, политичес кий обозреватель. 35. Известный советский и российский хоккеист и тренер. 36. Русский советский писатель (автор романа «Белая гвардия» и др.). По вертикали: 1. Писатель-пародист. 2. Актриса, сыгравшая главную роль в фильме «Олеся». 3. Советский и общественный : деятель, бывший председатель Комитета советских женщин. 4. Со ветский драматург. 5. В греческой мифологии великан, власти тель, сын бога Посейдона и. богини Земли Геи. 6. Советский парт ийный и государственный деятель. 10. Сов. киноартист, участник фильмов «Чапаев», «Тарас Шевченко», «Фата Моргана» и др. 13. Рев. народник, автор проекта реактивного летательного аппарата 14. Великий русский поэт. 16. Популярный российский эстрадный певец. 17. Популярная исполнительница эстрадных и народных пе сен. 22. Русский экономист, философ, историк, публицист. 23. Со- . ветский участник экспедиции Т. Хейердала, врач, телеведущий. 25. Вице-адмирал, один из руководителей Черноморским флотом цар ской России. 28. Член Совета Федерации, губернатор. 30. Компо зитор (оперетта «Веселая вдова», «Цыганская любовь» и др.). 32. Советский тяжелоатлет. Первый советский чемпион мира. 29. Ком позитор и скрипач (балеты «Дон Кихот», «Баядерка» и др.). ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД «СОЛНЕЧНОЕ СИЯНИЕ», ОПУБЛИКОВАННЫЙ 20 МАЯ По цепочке: 1. Агафокл. 2. Лаокоон. З.Наос. 4. Сома. 5. Ана- тан. 6. Нырок. 7. Коблов. 8. Велит. 9. Труба. 10. Аглая. 11. Яна. 12. ' Абабде. 13. Ермак. 14. Канзу. 15. «Узник». 16. Кир. 17. Ракита. 18. Анучина. По радиусу: 19. Адепт. 20. Ремез. 21. Снедь. 22. «Нервы». По кольцу: 23. Афродита. 24, Изогелии. 25. Игумново. 26. Паш кевич. 27. Шкипер. 28. Живете. 29. Банджо. 30. Рыдван. ИАБУ^УЩ ЕЙНЕЦЕШ КУДАСХОДИТЬ, ЧТОПОСМОТРЕТЬ Областная научная биб лиотека (Кузнечная, 2) Выставки-персоналии: «Ве ликий князь Руси» (К 780-летию Александра Невского); «Бог со храняет все: особенно — слова прощения и любви» (К 60-летию со дня рождения И. Бродского); «Певец русского духа» (К 95-ле тию со дня рождения М. Шоло- Областной Дворец куль туры (Космонавтов, '54а) 30 мая. Приглашает клуб «Эколог». Тема встречи: «Эко логия в школе, на улице и дома: вопросы и ответы». Начало в 18 31 мая. «Мир глазами да- тей». Конкурс рисунков на ас фальте. Начало в 11 часов. 2 июня. Концерт ансамбля танца под руководством И. Мо исеева (г. Москва). Начало в 19 Областной краеведчес кий музей (Ленина, 25) Работают экспозиции «Мы ■наш, мы новый мир построим» (Липецкий край в 1917-1940 годы), «Русская доблесть». «Вначале было слово», «Пушкин — это наше все», «Волшебный мир леса», «История России в монетах и медалях», выставка декоративно-прикладного искус ства Китая, С 10 до 17 час. ежедневно, кроме понедельни- Дом Мастера (Ленина, 2) «Победители». Выставка, посвященная 55-летию Победы (скульптура и графика из собра ний Третьяковской галереи). С 12 до 19 час. ежедневно, кроме понедельника и вторника. Научно-технический му зей НЛМК (пл. Металлургов, 2а) Тематическая выставка, пос вященная 55-летию Победы, «Праздник со слезами на гла зах» (представлены фоторабо ты А. Селифонтьева, материа лы новолипчан — участников Великой Отечественной войны). С 8 до 17 ежедневно, кроме суб боты, воскресенья. Киноконцертный зал «Ок тябрь» (пл. Карла Маркса, 6) 4 июня. Концерт Сергея Пенкина «День и ночь». Начало в 19 часов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz