Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Ш А Г О Д А Р Н О ^ ^ помощь ОЧАГАМ ДУХОВНОЙжизни Доброй приметой времени стали восста­ навливающиеся после десятилетий разора и запустения соборы и церкви. Свой весомый вклад в их возрождение вносит администрация области. В ноябре постановлением губернатора был передан Воронежско-Липецкой епархии целый ряд культовых зданий, являвшихся до сего вре­ мени памятниками культуры. Среди них — комплекс Задонского мужского Рождество- Богородицкого монастыря, монастырь Тро- екуровский в селе Троекурово Лебедянско­ го района, церкадь Казанская в селе Тали- ца Елецкого района, церковь Архангель­ ская в селе Бутырки Задонского района и другие. Администрация оказывает помощь в вос­ становлении православных святынь, другую поддержку возрождающимся очагам духов­ ной жизни. Распоряжением первого замес­ тителя главы обладминистрации Петра Гор­ лова были выделены средства Задонскому Свято-Тихоновскому Преображенскому жен­ скому монастырю. В адрес Петра Тихоно­ вича пришло благодарственное письмо от настоятельницы монастыря монахини Доро­ феи с сестрами: «Уважаемый Петр Тихонович! Задонский Свято-Тихоновский Преобра­ женский женский монастырь благодарит Вас за оказанную финансовую помощь в выделении 135 тысяч рублей на оплату рас­ ходов за поставленный газ. Выражаем свою искреннюю признатель­ ность за помощь нашей возрождающейся обители. Молитвенно желаем бщгополучия, здравия и помощи Божией во всех добрых делах Ваших. Поздравляем с Великим праздником — 2000-летием Рождества Христова!» Надежда ЗАРНИКОВА. БУДЕМ САМОУПРАВЛТЯЬСЯ Ж 11ПБЦКЛЯ га а ета т 18 января 2000 г., № 9 (21137) Николай КАРАСИКОВ: ^ И Ф И ^ Щ Я ^ Ц Е В О П Д Д ^ Ы Д Е Ж Д Ы И МЕДАЛЬ, И ДИПЛОМ «КРАСНОЕ ЗНАМЯ». В то время, когда народ отдыхал и праздновал приход 2000 года, Рождество, фирма «Елецкие круже- ва» делала все возможное, чтобы достой-: но «себя показать» и сделать шаг вперед й в завоевании рынков сбыта. И предпри­ ятию это удалось. Успех достигнут в ходе фестиваля «Москва и регионы России. Развитие — в единстве», который проходил в столице. ' Участвуя в выставке-ярмарке «Мастера . России», фирма «Елецкие кружева» в но- , минации художественного плетения удо­ стоена медали и Диплома победителя. Новые оригинальные изделия — жаке- ' ты, пальто, шляпы, скатерти, постельное белье и другие — пришлись по душе мос- , квичам и гостям столицы и завоевали вы- > сокую оценку специалистов. ПОД НОГАМИ - ГЛИНА! «в КРАЮ РОДНОМ», и не простая, за­ метим. Весьма ценная по своему соста­ ву, она относится к типу так называемых ' тугоплавких глин, столь необходимых в промышленности, тем более незамени­ мых при изготовлении керамических I делии и посуды. Ко всем своим достоин- ствам она обладае~ -------------------— ными свойствами. >ладает и некоторыми целеб- - (Окончание. Начало на 1-й стр.) Но эта поправка не нашла поддержки у членов комиссии по вполне понятной при­ чине —федеральный Закон «Об обществен­ ных объединениях» оставляет за обществен­ ными организациями право определять сро­ ки полномочий их выборных органов. В то же время комиссия согласилась, что пред­ седатели домовых и уличных комитетов до­ лжны отчитываться перед избравшими их жителями не реже одного раза в год. Заседание комиссии завершилось выра­ боткой -Ькончательного варианта текста. В том, что Положение «Отерриториальном об­ щественном самоуправлении в г. Липецке» будет принято на ближайшей сессии горсо­ вета, теперь уже никто не сомневается. Сергей КИБАЛЬНИЧЕНКО. ПОСТАНОВЛЕНИЕ 18-й се ссии второго созыва Липецкого областного Совета депутатов № 375-пс от30.12 .99 г. г. Липецк ОБОБЛАСТНОМРЕСТРЕОБЛАСТНЫХ, РАЙОНЫХ{ГОРОДСКИ]^ГАЗЕТ НА2000ГОД Рассмотрев представленныйадминистрацией Липецкой области проект областного Реестра областных, районных (городских) газет на 2000 год и учитывая предложение комитета по рабо­ те с депутатами и вопросам местного само­ управления. областной Совет депутатов по­ становляет: 1. Утвердить областной Реестр областных, районных (городских) газет на 2000 год (прила­ гается). 2. Настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания. Председатель областного Совета депутатов А. САВЕНКОВ. Ценное месторождение находится не за тридевять земель, а в 500 метрах от . железнодорожной станции Извалы в Елец- »: ■ё ком районе и занимает всего-то 50 гекта- , ров земли. Первое упоминание об удивительной «кладовой» появилось пару лет назад. Но , , тогда никто не обмолвился об истинной ш ценности объекта, хотя встал вопрос о ж строительстве кирпичного завода на упо- ' Я! мянутом месте. Но, не получив должного внимания, он Так и остался открытым. Однако в последнее время к залежам ' проснулся немалый интерес в Предпри- ' нимательских кругах. «Частники» быстрее прочих подсчитали, какую прибыль может ^принести разработка горной породы, ко- 1 торая, к слову, по карману «глинодобыт- - чика» не ударит, поскольку сам ценный шпласт залегает неглубоко под землей. !?;!Потребуется лишь провести 300 метров ' I?; дороги до участка. А дальше —дело тех- ПО ЛИЗИНГУ «ДОНСКИЕ ВЕСТИ». Несмотря на труд- ? ности, которые испытывают обществен- '' ные коллективные предприятия, СХПК «Не- , - гачевский» Хлевенского района приобре- тает новую сельскохозяйственную техни- Негачевцы по лизингу получили три лег- - . ких трактора МТЗ-80. Их вверили механи­ заторам А. Бобряшову, В. Кретинину, В. Бунину, зарекомендовавшим себя добро- ' ' совестным отношением к своим обязан- : . ностям. Решают руководители кооператива и ' » проблемы обновления косящей техники. Также по лизингу негачевцы приобрели два комбайна «Полесье». ш ИСЧЕЗЛА РЕДАКЦИОННАЯ ЕЛКА «ДОБРИНСКИЕ ВЕСТИ». Чрезвычайное - происшествие случилось в редакции «До- % бринских вестей». Утром 30 декабря, при­ дя на работу, ж^налисты, к большому . огорчению, не обнаружили новогоднюю елку, установленную накануне на козырь­ ке 'Парадного» крыльцы. Ее унесли вмес- ' те с игрушками, гирляндой из разноцвет- - ных лампочек и... проволочными растяж- - Сотрудники редакции в недоумении; как же вору удалось забраться на такую вы­ соту'' Сами они для установки елки вос­ пользовались лестницей, водруженной на кузов автомашины. ! # НУ, СЕРЫЙ, ПОГОДИ! т «СЕЛЬСКИЕ ЗОРИ». Деревня Долгуша в Долгоруковском районе — место глухое, - г лесистое. Сельчане не понаслышке зна- , ют, что к ним иногда наведываются се- , рые разбойники. В прошлом году не одну щ ■ овцу разорвали. А недавний «визит» незва- , ных гостей вновь опечалил. Ночью мест- ' ный житель А. Бурцев услышал дружный лай собак —словно с цепи сорвались. И... (теперь сожалеет) не придал этому зна- 4 чения. А утром... недосчитался овцы. Не- ^ Ё: долго думая, мужик пустился в поиски. Ш щ Растерзанную, нашел ее недалеко от леса ' ■ш— постарались хищники... щ Подготовил I: Юрий КУЛИНИЧ. \ Приложение к постановлению областного Совета депутатов от3 0 .12 .9 9 г. № 375-пг ОИАПИОИРЕСТРОБЛАСТНЫХ, РАЙОНЫХ(ГОГОДСКИХ)ГАЗЕТНА2000 Нпп Наименование Учредитель Направленность газеты Периодичность Липецкий областной Совет депутатов, администрация Липецкой области, редакция «Липецкой газеты» общественно-политическая ■27595 5 раз в неделю , 2 - Администрация Липецкой области и ГУП «ИГ «ИНФОЛ» общественно-политическая 3000 ■1 раз В неделю «ЗОЛОТОЙключик» Администрация Липецкой области, Департамент образования й науки администрации Липецкой области, ГУП «Липецкое издательство», редакция липецкой областной газеты «Золотой ключик» областная детская газета 11635 1 раз в две недели «вперед» Администрация Воловского района, редакция газеты «Вперед. общественно-политическая 1640 2 раза в неделю; • среда, суббота 5. Администрация Грязинского района, редакция газеты «Грязинские известия» общественно-политическая 7092 среда, субёота' «Заветы Ильича» Администрация Данковского района, районный Совет депутатов, редакция газеты «Заветы Ильича» общественно-политическая 4500 2 раза в неделю вторник, пятнищ 7- «Добринекие Администрация Добринского общественно-политическая 6515 ^с^11,"суб^та 8 . «Знамя Октября» Администрация Добровского района, редакция газеты «Знамя Октября» общественно-политическая 2524 ^среда,%у1^та 9. «Сельские зори» Администрация Долгоруковского района общественно-политическая 3251 2 раза в неделю среда, суббота 10 . «красное знамя» Администрация г. Ельца, городской Совет депутатов, МУ «Редакция газеты «Красное городская общественно-политическая 14500 3 раза в неделю вторн^^четверг «В краюродном» Администрация Елецкого района, Елецкий районный Совет депутатов, МУ «Редакция районной газеты «В краю общественно-политическая 2370 3 раза в неделю вторник, четверг суббота 12 . «Задонская правда» Администрация Задонского района, редакция газеты общественно-политическая 5290 3 раза в неделю втор|^,^етверг 13. «Восход» Измалковский районный Совет депутатов,^дакция' газеты Администрация Краснинского района, редакция газеты «Заря> общественно-политическая общественно-политическая 1950 2 раза в неделю: среда) суббота 2 раза в неделю: вторник, пятница 18. «Сельская нива» Администрация Липецкого района, МУ «Редакция районной газеты «Сельская нива» общественно-политическая 4274 2 раза в неделю среда, суббота 16. «Ле^нские Редакция газеты «Лебедянские вести», администрация Лебедянского района общественно-политическая 4596 3 раза в неделю вторн^,^етверг 17. «Народное слово» Администрация Лев-Толстовского района ' общественно-политическая 3477 вторник, п^ницг 18. «Звезда» администрация Становлянского района, редакция газеты общественно-политическая 2573 . вторник, пятницг «маяк» Администрация Тербунского района, р^кция газеть! общественно-политическая 3270 2 раза в неделю среда, суббота «Новая жизнь» Администрация Усманокого района, редакция газеты общественно-политическая 7474 3 раза в неделю вторник,^четверг «Донские вести» Администрация Хлевенского района, редакция газеты «Донские вести» общественно-политическая 2472 среда, суЙ§ота «Раненбургский вестник» Администрация Чаплыгинокого района, редакция газеты «Раненбургский вестник» общественно-политическая . .^ ™ : 2 раза в неделю среда, суббота « а р о и т Е л ь а в о , з к с п л у а т а р и п л а т а » г а з ПОЛЖ НЫ БЫ Т Ь в ЕДИНОЙ С И С ЕИ Е И В ОДНИХ Р Ш » На промышленной карте нашей области скоро появится новая структура по поставкам газа. Это «Липецкрегионгаз». Слухи о его создании давно муссировались в широких кругах липчан. И сегодня, когда, казалось бы, все проблемы, связанные с созданием фирмы, решены, вопросы остаются. И главный из них — чем вызвано создание этого объединения? Именно с него и началась беседа корреспондента «ЛГ» с генеральным директором «Липецкрегионгаза» Николаем КАРАСИКОВЫМ. — Не ошибусь, — ответил Николай Владимирович, —если, скажу, что самой жизнью. Вы, конечно, обрщили внимание на то, что в этом году, как ни в ка­ ком из предыдущих, были ин­ тенсивны визиты в нашу об­ ласть представителей «Газпро­ ма»? Встречали мыздесь пред­ седателя правления ОАО «Газ­ пром» Рема Вяхирева, генераль­ ного директора ООО «Межреги­ онгаз» Валентина Никишина, за­ местителя генерального дирек­ тора ОАО «Автогаз» Николая Мостового, других руководите­ лей газовой отрасли страны. Безусловно, это были вовсе не праздные, а сугубо деловые визиты, в ходе которых стало возможным подписание согла- . шений «О сотрудничестве меж­ ду администрацией Липецкой области и ОАО «Газпром» и «О совместных действиях по обес­ печению устойчивого газоснаб­ жения, текущих расчетов и рес­ труктуризации задолженности», а также договора о взаимодей­ ствии и развитии автомобиль­ ного транспорта на природном газе. -Была достигнута и дого­ воренность о том, что часть средств, идущих на погашение долгов «Газпрому», будет на­ правляться на газификацию об­ ласти. Таким образом, был по­ ложительно решен вопрос, от которого зависит дальнейшее развитие газового хозяйства нашего региона — теперь все оно будет сосредоточено в од­ ной системе — в объединении «Липецкрегионгаз». —Надо полагать, к необ­ ходимости радикальных пе- ремёШв вашей системе вы пришли не вчера, Да и не в течение только 1999-го года, когда начались, как вы заметили, активные визиты в нашу область крупных представителей газовогр хо­ зяйства России? —Вы провоцируете меня на экскурс в прошлое. Впрочем, без этого действительно не по­ нять нынешних нововведений. Как вы знаете, газ в нашу об­ ласть пришел со стороны Ель­ ца. Там сорок лет назад был зажженпервыйфакел. ВЛипецк природный газ пришел в 1961 году. Сначала в областном цен­ тре были газифицированы жи­ лые дома по улице Советской и перваядоменная печьметаллур­ гического завода «Свободный сокол». В том же году была со­ здана первая аварийно-диспет­ черская служба. Была развер­ нута большая работа по пере­ водупромышленности, предпри­ ятий сельского хозяйства, объ­ ектов соцкультбыта, жилья на природный газ. Самыми же на­ пряженными для нас стали пос­ ледние 10 лет, когда началось осуществление программы сплошной газификации облас­ ти. В 1993-м году «Липецкобл- газ» первым в отрасли акцио­ нировался. И мы стали своеоб­ разным учебным полигоном по «сплошной» газификации Рос- Сегодня «Липецкоблгаз» — мощное жизнеспособное объ­ единение, в которое входят 25 филиалов, составляющих еди­ ный те){нологический цикл по реализации природного газа потребителям. Достигнут общий объем реализации 4200 милли­ онов кубических метров в год. В том числе населению — 748 миллионов кубометров. Все га­ зовые сети, как вновь постро­ енные, так и находившиеся на балансе у различных ведомств, теперь собраны в одни руки и находятся на балансе «Облга- Протяженность эксплуатиру­ емых газопроводов в области составляет около 13 тысяч ки­ лометров, эксплуатируется 1620 газорегуляторных и шкафных пунктов Природное «голубое топливо» используют 139 про­ мышленных, 45 сельскохозяй­ ственных предприятий, 3415 объектов соцкультбыта иотопи­ тельных котельных. --- А каков уровень гази- / фикации жилья в городах и сельской местности? —В' городах—95,2, на селе —79,1 процента. Всего приро­ дным газом пользуется более одного миллиона человек. Наша область — одна из немногих в России, которая сохранила сис­ тему газоснабжения населения ипредприятий какединое целое, не дав в годы варварской при­ ватизации растащить по частям с таким трудом выпестованное газовое хозяйство. — Несомненно, сегодня газ —это горячая вода, теп­ ло в доме, комфорт. Газ по­ могает стирать грань меж­ ду городом и селом. Но в этом плане, кроме инже­ нерной и социальной сто­ рон, есть еще и экономичес­ кая... Говорят, что экономи­ ка России дышит на ладан, а как газовое хозяйство? — Понимая, что газ сейчас дорогой, а заработная плата на ряде предприятий задерживает­ ся, пенсии невелики, мы идем на разные варианты платы за газ. В ХлевенскоМ, Задонском, Грязинском, Добринском рай­ онах, к примеру, заключили до­ говора с сельскими хозяйства­ ми на поставку зерна, в Елец­ ком и Воловском т- молока. При сложившихся тарифах на газ и стоимости монтажных работ газовое хозяйство, если его не поддерживать в соответ- . ствующем состоянии, абсолют­ но убытрчно. В связи с этим УКСом области разработана программа отопления домов в небольших отдаленных насе­ ленных пунктах электричеством по льготным расценкам. Уже в январе 2000-го года в Волов­ ском и Становлянском районах в качестве эксперимента будет смонтировано соответствующее оборудование и опробовано в нескольких десятках домов. Надо иметь в виду и то, что выполнение программы гази­ фикации ведет к увеличению потребления газа, в том.числе и отпускаемого по льготным ценам..На сегодняшний день льготы у нас предоставляются 28 категориям граждан. Кон­ кретно’ их получают 370 тысяч жителей. Польготнымценамот­ пускается 46 процентов газа. Часть убытков от предостав­ ления льгот компенсируется областным бюджетом. Но тут есть проблемы. В прошлом году «Облгаз» предоставилльготына 44345 тысяч рублей, а компен­ сации получены лишь на 21542 тысячи. Всего долг «Облгаза» поставщикам за потребленный природный газ составляет 334,9 миллиона рублей. — Каковы итоги работы . газового хозяйства области за 1999-й год? ^ Несмотря на серьезные негативные процессы, в эконо­ мике страны, нам удалось со­ хранить стабильное газоснаб­ жение наших потребителей.. Са­ мое главное, мыначали рассчи­ тываться с текущими платежа­ ми. Погашаем долги прошлых Должен заметить, что в кор­ не изменилась и техническая политика. В 1999-м на нее бы.^ выделено бо'льше средств', чтО''. позволилопровести техническое перевооружение «Облгаза». Мы практически полностью компь­ ютеризировали свои предпри­ ятия. Каждой абонентской служ­ бе выделили по автомобилю, что существенно упростило ме­ ханизм расчета с населением. Теперь бабушке, чтобы запла­ тить за газ, не надо ехать врай­ центр, в каждый сельский Со­ вет для этих целей направляют­ ся представители абонентской службы. Газификация области продолжается и будет продол­ жаться. С учетом этого наше проектно-сметное бюро (ПСБ) мы сделали максимально мо­ бильным. Теперь вкаждом рай­ оне у нас есть свой проектиров­ щик. И уже не заказчик едет к проектировщику, а наоборот, достаточно, человеку сделать заявку через председателя сельсовета. ПСБ осуществляет также проектирование дымохо­ дов, отопления, канализации, во­ дозабора. — Известно, что газифи­ кацию жилья селян сдержи­ вает отсутствие у них необ­ ходимых для этой цели — Это так. Сегодня, чтобы подвести газ и установить не­ обходимое оборудование, тре­ буется 10-12 тысяч рублей. Где их взять крестьянину, если он годами не получает зарплату? . Думаю, что в этом деле могла бы помочь программа «Свой дом». Выделенные ей на гази­ фикацию жилья.средства воз­ вращались бы государству сельхозпродукцией... Не пойти . по этому пути, значит, затянуть газификацию села еще на мно­ гие годы. Хотя, если говорить о темпах газификации области, то мы являемся лидерами в Рос­ сии. Полную газификацию пла­ нируемзавершитьдоконца 2001 —Дорожает нынче все. Многие руководители про­ мышленных и сельскохозяй­ ственных предприятий несут большие потери из-за того, что дорожает бензин, а во­ дители личного транспорта ставят автомобили на «при­ кол». Некоторые видят спа­ сение в переводе автотран­ спорта на сжиженный и при­ родный газ. Насколько реа­ лен их оптимизм? — Отвечу так: выполнение ёще одной нашей программыпо переводуавтотранспорта напри­ родный газ значительно! оздо­ ровит атмосферный воздух, даст существенную экономию средств. Кстати, все автомоби­ ли «Облгаза» уже работают на «голубом топливе». У нас дей­ ствует станция техобслуживания по переводу автомашин на сжи­ женный газ, которая уже пере­ вела на него более 10000 авто­ мобилей. В области также вве­ ден в эксплуатацию единствен­ ный в России цех по освиде­ тельствованию автомобильных газовых баллонов. К настоящему времени на­ коплен определенный опыт ис­ пользования природного газа как топлива на автомобильном транспорте. Практически реше­ ны многие вопросы о^гациа^; . ционного, технбл 0 Г'ИАЙсй«-о ^,4 нормативного, кадрового обес­ печения. технической эксплуата­ ции автомобилей и оборудова­ ния. Поэтому за программой «Газ в моторах» мы видим гро­ мадные перспективы. —В декабре 1999 года вы стали генеральным дирек­ тором нового объединения «Липецкрегионгаз», которое скоро заменит филиал в Ли­ пецкой области ООО «Меж­ регионгаз». Что стоит за этой заменой? — Если вы заметили, я не случайно сконцентрировал вни­ мание на газовом хозяйстве области, практически начиная с ее образования. Чтобы было понятней: к переменам мы по­ дошли не случайно. Атеперь по существу. К концу 1996 года российские потребители вболь­ шей степени перестали платить за газ. ОАО «Газпром» вынуж­ ден был создать торговую ком­ панию, которая «выколачивала» быденьги за потребленный газ. Так появился «Межрегионгаз» и его филиалы-представительст­ ва в 62 регионах России, в том числе и в нашей области. Со­ здание таких структур было вы­ звано субъективными экономи­ ческими факторами. Ивпервую очередь неплатежами, охватив­ шими всюроссийскуюпромыш­ ленность. Если к моменту со­ здания «Межрегионгаза» в ап-^|^ реле 1997 года российские по-ЯШ требители оплачивалиденьгами не более двух процентов про­ дукции газовиков, то виюле уже . околотридцати. Такая же картина наблюда­ лась и у нас. То есть на опре­ деленном этапе, когда в стране раздор и неразбериха, кто-то должен был заставить людей платить. И они платили. Но сам филиал «Межрегионгаза», рабо­ тая на территории области, не платил налогов в областной. , бюджет. И все деньги уходили ^ в «Газпром». Постепенно, при переходе с взаимозачетов на нормальные текущие платежи, потребность в такой дублирую­ щей организации, как «Межре­ гионгаз», отпала. Судите сами: поставка газа вобластьосущес­ твляется по трехстороннемудо­ говору, согласно которому 10 процентовсредств идет «Облга- зу» за обслуживание населения, 90 процентов —«Межрегионга­ зу» за поставку газа предпри­ ятиям. А теперь сравните; со­ брать деньги с бабушки-пенси­ онерки, которой подчас не хва­ тает на хлеб с молоком, и со­ брать с рентабельных предпри­ ятий и все отправить в Москву. Чувствуете разницу? Таким образом, на сегодня структура «Межрегионгаза» себя изжила. И в руководстве «Газпрома» это поняли. Как по­ няли и то, что строительство, эксплуатация и плата за газ должны быть в единой сис­ теме и в одних руках. Поэто­ му на недавней |стрече Рема Вяхирева с Олег^ Королевым достигнута договоренность о реорганизацииуправления газо­ вым хозяйством области. И с 2000 года объединяются все, кто имеет отношение к газово­ му хозяйству области, в единую»' структуру «Липецкрегионгаз» При этом большая часть нало­ гов, отчисляемых новой фир­ мой, будет оставаться в облас- —В конце декабря на со­ стоявшемся заседании ре­ гиональной энергетической комиссии принято решение о повышении тарифов с ян­ варя 2000 года на газ, теп­ ло и электроэнергию. Что вы по этому поводу скаже- — Хочу сразу подчеркнуть, , что повышение цен на газ кос- нется только промышленных предприятий, но не населения. Беседу записал Владимир ОСИПОВ. у КОГО и д у т д е л а АЮтШШ и т .Ж 1 д № ^ А памятный постамент на тёрриторий предприятия уже есть. На бетонной осно­ ве стоит контейнер —сегод­ няшняя продукция завода. Мотовозы, давшие название предприятию, уже не нуйс- ны. Их за прошлый год не отремонтировано ни одного, хотя в былые времена восста­ навливалось по нескольку де­ сятков. Никто этого меньшего брата паровоза специально в отставку не отправлял. Пос­ тоянно можно увидеть его, например, на пищекомбина- те, где он перетягивает с мес­ та на место один-два вагона. Использовать тепловоз для таких операций неэкономич- Казалось бы, объем работ мотовозоремонтному заводу обеспечен еще на долгие годы, но... перестали посту­ пать заказы. Владельцы мо­ товозов и дрезин предпочи­ тают восстанавливать эту тех­ нику сами, что обходится дешевле. А мотовозоремонт- . ный вынужден искать иные пути выживания. Пятитонных контейнеров предусматривалось выпус­ кать ежегодно до 30 тысяч штук. Пик производитель­ ности пришелся на 1988 год, когда их было отгружено 29500. Численность коллек­ тива в те времена доходила до 850 человек. Но, увы, спрос на продукцию в послед­ ние годы упал. Годовое про­ изводство контейнеров уменьшилось до 5 тысяч, а на самом предприятии оста­ лось 348 человек. Специалисты считают, что помимо кризиса, сниже­ ния объемов железнодорож­ ных перевозок сказывается и конкуренция со стороны ав­ томобилистов. Но заводчане надежды на лучшее не теря­ ют. Заведующий производст­ вом Владимир Попов расска- Предъюбилейная атмосфера ощутилась сразу за проходной: в с е на терри­ тории подкрашивалось, обновлялось, чувствовалось оживление. А в музейном зале предприятия хлопотали офхнзмители: панорама экспонатов, отражающих 130-летний путь предприятия, обширна. С того времени, когда 130 лет назад по Грязанскому краю прошли первые железнодорожные составы, сохранилось на территории мотовозоремонтного зйвода краснокирпичное старое здание . Верха нет: в прошлом году был по­ жар^ Но сносить строение пока не спешат... зал, что недавно был на со­ вещании, где обозначились хорошие перспективы: и ав­ томобилистам выгодны кон­ тейнерные перевозки. Прора­ батывается вариант, когда автомашины с контейнерами часть пути проделают на платформах товарных ваго­ нов, а остальную — своим ходом и доставят груз на склад потребителя. Заказчик сам теперь может называть необходимые параметры кон­ тейнеров. Нет ли проблем с метал­ лом? Попов рассказывает, что на предприятии раньше была ситуация, когда лист гнутого профиля доставлял­ ся из Череповца или Магни­ тогорска. Теперь поставки ведут липецкие металлурги. А нужный профиль листу грязинцы придают сами, для чего куплен и установлен итальянский пресс. Оборудо­ ван и свой прокатный стан. Владимир Фомич ведет в цех, где восстанавливаются для НЛМК сталевозы —спе­ циальные железнодорожные вагоны. Раньше металлурги отправляли их на ремонт в Тамбов. Теперь все заказы поступают сюда, на Грязин- ский мотовозоремонтный. Ближе расстояние —меньше всевозможные издержки. Снуля начинали на мото­ возоремонтном еще одно но­ вое дело — изготовление ко­ лес для путевых машин. А ведь требования к качеству тут высочайшие. Допусти­ мые отклонения от заданных размеров — десятые и сотые доли миллиметра. Только до шести часов уходит на обкат­ ку колес на специальном стенде. Качеством железно­ дорожники Довольны: ава­ рийных ситуаций не возника- Мы переходим из одного цеха в другой, =и внимание привлекают длинные ряды покореженных контейнеров вдоль железнодорожного пути. Зачем они здесь? Мо­ товозоремонтный завод и тут предложил свои услуги же­ лезнодорожникам. Завод — единственный в России, ко­ торый ремонтирует пятитон­ ные контейнеры. И здесь объ­ емы работ растут: на 1999-й год доводилось задание вос­ становить 10 тысяч контей­ неров, на 2000-й — уже 15 тысяч. Поиск резервов привел к созданию довольно необычно­ го для завода производства. Часть досок, без которых не обходится изготовление кон­ тейнеров, решили пустить на производство мебели. Кол­ лектив столярного цеха спра­ вился с задачей блестяще. Цена дешевле, чем у конку­ рентов. Дверной блок, напри­ мер, можно купить чуть ли не вдвое дешевле, чем на предприятиях Липецка. За­ казов хоть отбавляй: чтобы полнее удовлетворить спрос, мотовозоремонтный брал в прошедшем году в Ленин­ ском лесхозе делянку, посы­ лал заготавливать древесину свою бригаду. Предпринимательская жилка у руководителей и спе­ циалистов мотовозоремонтно­ го, как видим, налицо. Ры­ ночные подходы присутству­ ют, а форма собственности — нерыночная. Интересуюсь: не было ли желания акцио­ нироваться? На что собесед­ ник замечает: кое-где в стра­ не пытаются пробить брешь в представлениях, что все ка­ сающееся желейной дороги должно быть государствен­ ным. Но пока — безуспеш­ но. Дальше отдельных экспе­ риментов дело не идёт. И вряд ли. когда продвинется. ' Но не правы и те, кто счита­ ет: запрет на акционирование закрепощает инициативу. Перемены на мотовозоремон­ тном —лучшее тому подтвер-. ждение. Меняется внешний вид завода. Появляются новые цехи. Спрашиваю: а не по­ ступало ли предложений сме­ нить название предприятия? В ответ он вспомнил беседу со старейшим работником предприятия Виктором Ка- нунниковым. Тот не устает повторять: давайте сохраним все оборудование, в том чис­ ле и то, которое использует­ ся для ремонта мотовозов. Демонтируем его, не сбере­ жем — потом все придется приобретать заново. — Попомните мое слово, — предупреждает ветеран, — мотовоз еще вернется. А может, и вправду вер­ нется? Как часто то, что ка­ жется устаревшим, обретает потом вторую жизнь. Вячеслав ИСКОРНЕВ. На снимках: сварщик Александр Ненахов; маляр ТатьянаАбанина. Анатолия ПОХВАЩЕВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz