Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
Ш И П Е Ц К А Я •/Ж г а з е х а 18 м ая 2 0 0 0 г ., N 9 9 8 (2 1 22 6 ) З А К О Н л и п щ к о и о ш а и ОБОХРАНЕТРУДА ВЛИПЕЦКОЙ ОБПАШ Закон определяет задачи по государственному управле нию охраной труда на территории Липецкой области, гаран тирует права работников на безопасные условия труда и обес печивает единый порядок регулирования отношений в этой сфере йежду работодателями и работниками в организациях всех организационно-правовых форм. ГЛАВА 1. ОБПЩЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Правовое регулирование охраны труда в Ли пецкой области Правовое регулирование охраны труда в Липецкой облас ти (далее — области) основано на Конституции Российской Федерации, Федеральном Законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации», других законах и нормативных правовых актах Российской Федерации в сфере охраны тру да, настоящего Закона и иных нормативных правовых актах области. Статья 2. Сфера применения закона Действие настоящего Закона распространяется на: работодателей; работников, состоящих с работодателями (юридическими и физическими лицами) в трудовых отношениях; членов кооперативов, участвующих в совместной произ водственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии; студентов образовательных учреждений высшего про фессионального и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального профес сионального, среднего профессионального образования и об разовательных учреждений среднего (полного) общего, ос новного общего образования, проходящих производственную практику; военнослужащих, направляемых на работу в организации; граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях; на иностранных граждан и лиц без гражданства, работа ющих в организациях области, находящихся под юрисдик цией Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Статья 3. Основные понятия В настоящем Законе используются следующие основные понятия; охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-техни ческие, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактичес кие, реабилитационные и иные мероприятия; условия труда — совокупность факторов производствен ной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника; рабочее место —место, в котором работник должен нахо диться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контро лем работодателя; опасный производственный фактор —производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к травме; вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию; безопасные условия труда —условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производ ственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы; несчастный случай на производстве — случай, в резуль тате которого работник получил увечье или иное поврежде ние здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных законодатель ством случаях как на территории работодателя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или воз вращения с места работы-чаа- транспорте, предоставленном» работодателем, и которое повлекло необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть; сертификация — деятельность по подтверждению соот ветствия проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям по охране труда; сертификат соответствия работ по охране труда (сертифи кат безопасности) — документ, удостоверяющий соответст вие проводимых в организации работ по охране труда уста новленным государственным нормативным требованиям ох раны труда; профессиональный риск —вероятность повреждения (ут раты) здоровья или смерти работника, связанная с исполне нием им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных действующим законодательством слу- профессиональное заболевание —заболевание, вызванное воздействием вредных производственных факторов и повлек шее временную или стойкую утрату работником профессио нальной трудоспособности; средства индивидуальной и коллективной защиты работ ников — технические средства, используемые для предот вращения или уменьшения воздействия на работников вред ных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения; производственная деятельность —совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для пре вращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строи тельство, оказание различных видов услуг. Статья 4. Государственные нормативные требования ох раны труда 1. Государственными нормативными требованиями охра ны труда (далее — требования охраны труда), содержащи мися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах области об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохране ние жизни и здоровья работников в процессе трудовой дея тельности. 2. Требования охраны труда обязательны для исполне ния юридическими и физическими лицами, указанными в статье 2 настоящего Закона, при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строи тельстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, констру ировании машин, механизмов и другого оборудования, раз работке технологических процессов, организации производ ства и труда. 3. Порядок разработки и утверждения подзаконных нор мативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра определяются в установленном действующим законодательством порядке. Статья 5. Основные направления государственной поли тики в области охраны труда 1. Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются: обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; принятие и реализация законов и иных нормативных пра вовых актов об охране труда, а также целевых программ улуч шения условий и охраны труда; государственное управление охраной труда; государственный надзор и контроль за соблюдением тре бований охраны труда; содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда; расследование несчастных случаев на производстве и про фессиональных заболеваний; защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательно го социального страхования работников от несчастных слу чаев на производстве и профессиональных заболеваний; установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и орга низации труда; координация деятельности в области охраны труда, дея тельности в области охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности; распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда; участие в финансировании мероприятий по охране труда; подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда; организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, про Постановление двадцать пе рвой с е с с и и Л ипец ко го областного Совета депутатов второго созыва № 4 3 1 -ПС от27 .0 4 .2 00 0 г. о ПРОЕКТЕ ЗАКОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ «ОБ ОХРАНЕ ТРУДА В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАаИ» не труда в Липецкой области», предложения по нему коми тета областного Совета депутатов по социальным вопро сам, руководствуясь пунктом 2 статьи 30 Устава области, областной Совет депутатов постановляет: 1. Принять Закон Липецкой области «Об охране труда в Липецкой области» (прилагается). 2. Направить данный закон области в соответствии с ;ти «Об охра- пунктом 2 статьи 32 Устава Липецкой области главе ад министрации области для подписания и официального опуб- Председатель областного Совета депутатов А. САВЕНКОВ фессиональной заболеваемости и об их материальных послед ствиях; обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда; международное сотрудничество в области охраны труда; проведение эффективной налоговой политики, стимули рующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников; установление порядка обеспечения работников средства ми индивидуальной и коллективной защиты, а также сани тарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-про филактическими средствами за счет средств работодателей. 2. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласо ванными действиями органов государственной власти Рос сийской Федерации, органов государственной власти облас ти и органов местного самоуправления, работодателей, объе динений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками пред ставительных органов по вопросам охраны труда. ГЛАВА II. ПРАВО И ГАРАНТИИ ПРАВА РАБОТНИКОВ НА ТРУД В УСЛОВИЯХ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА Статья 6. Право работника на труд в условиях, соответ ствующих требованиям охраны труда Каждый работник имеет право на: рабочее место, соответствующее требованиям охраны тру- обязательнОе социальное страхование от несчастных слу чаев на производстве и профессиональных заболеваний в со ответствии с законодательством Российской Федерации; получение достоверной информации от работодателя, ор ганов государственного управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существую щем риске поврежденья здоровья, а также о мерах по защи те от воздействия вредных или опасных производственных факторов; отказ от выполнения работ в случае возникновения опас ности для его жизни и здоровья вследствие нарушения тре бований охраны труда, за исключением случаев, предусмот ренных федеральными законами, до устранения такой опас ности; обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя; обеспечение по установленным нормам мылом и обезвре- жрвающими средетщ||Ит(||о^ком и лечебно-профилактичес- .ким питанием в соответствии с требованйАми“охраны труда ва-|®чеФоредств работадателя^-» обучение безопабКйй методам и приемам труда за счет средств работодателя; профессиональную переподготовку за счет средств рабо тодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда; запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и кон троля за соблюдением требований охраны труда, органами государственной экспертизы условий труда или органами общественного контроля за соблюдением требований охраны труда; обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти области и орга ны местного самоуправления, к работодателю, в объедине ния работодателей, а также профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками предста вительные органы по вопросам охраны труда; личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопас ных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания; внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соот ветствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на вре мя прохождения указанного медицинского осмотра; при временном переводе на нижеоплачиваемую работу в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, связан ным с работой, на выплату за счет средств работодателя раз ницы между прежним заработком и заработком по новой ра боте до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты трудоспособности, либо инвалидности; компенсации, установленные законодательством Россий ской Федерации и законодательством области, коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда. Статья 7. Гарантии права работников на труд в услови ях, соответствующих требованиям охраны труда 1. Работникам гарантируется защита их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, действу ющим законодательством. 2. Условия труда, предусмотренные трудовым договором (контрактом), должны соответствовать требованиям охраны труда. 3. На время приостановления работ органами государ ственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (дол жность) и средний заработок. 4. При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за ис ключением случаев, предусмотренных федеральными зако нами, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности. В случае, если предоставление другой работы по объек тивным причинам невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивает ся работодателем в соответствии с действующим законода тельством. 5. В случае необеспечения работника средствами индиви дуальной и коллективной защиты (в соответствии с нормами) работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с действующим законода тельством. 6. Отказ работника от выполнения работ в случае возни кновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором (контрак том), не влечет за собой его привлечения к дисциплинарной ответственности. 7. В случае причинения вреда жизни и здоровью работни ка при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с действу ющим законодательством. 8. В целях предупреждения и устранения нарушений требований об охране труда в соответствии с действующим законодательством обеспечивается организация и осущес твление государственного надзора и контроля за соблюдени ем требований охраны труда и устанавливается ответствен ность работодателя, должностных лиц и работников за нару шение указанных требований. 9. Гарантии прав работников на охрану труда и норматив ные требования по охране труда, установленные уставами организаций, коллективными договорами (соглашениями) и иными локальными нормативными правовыми актами в орга низациях, не могут быть ниже гарантий и нормативных тре бований, предусмотренных действующим законодательством. Статья 8. Ограничение выполнения тяжелых работ и ра бот с вредными или опасными условиями труда 1. На тяжелых работах и работах с вредными или опас ными условиями труда запрещается применение труда жен щин и лиц моложе восемнадцати лет, а также лиц, которым указанные работы противопоказаны по состоянию здоровья. 2. Перечни тяжелых работ и работ с вредными или опас ными условиями труда, при выполнении которых запреща ется применение труда женщин и. лиц моложе восемнадцати лет, утверждаются в установленном действующим законода тельством порядке. 3. Труд лиц с ограниченной трудоспособностью исполь зуется как на специализированных, так и в обычных органи зациях на условиях и в порядке, предусмотренном к специ альным рабочим местам для инвалидов. ГЛАВА III, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА Статья 9. Полномочия областного Совета депутатов К полномочиям областного Совета депутатов в сфере ох раны труда относятся: принятие законов области и контроль за их соблюдением; утверждение областных целевых программ, контроль за их выполнением; определение расходов на охрану труда за счет средств областного бюджета; передача в установленном порядке органам местного са моуправления отдельных полномочий на государственное управление охраной труда на территориях муниципальных образований. Статья 10. Полномочия администрации области К полномочиям администрации области в сфере охраны труда относятся: реализация государственной политики в области охраны труда;, государственное управление охраной труда на террито рии области; принятие нормативных правовых актов об охране труда; участие в разработке и реализации федеральных и облас тных целевых программ улучшения условий и охраны тру- внесение предложений о размере доли расходов на охра ну труда при формировании областного бюджета; разработка и осуществление мер экономической заинте ресованности работодателей в обеспечении безопасных усло вий труда; организация обучения специалистов по охране труда, про верки знаний требований охраны труда лицами, ответствен ными за обеспечение^ез!Жсности труда; организация гЙ&^дщрЙ’^н н о й экспертизы услойий труда.. работнико|^*ертиф 1 ^ а ^ ^ ^ а 6 от по охран&жруда.в»рршниза;-,, контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов об охране труда; обеспечение реализации прав граждан в сфере охраны труда; иные полномочия в соответствии с действующим законо дательством. Статья 11. Полномочия органов местного самоуправле ния в области охраны труда Органы местного самоуправления обеспечивают реализа цию основных направлений государственной политики в об ласти охраны труда в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти области в установленном порядке. Статья 12 . Государственное управление охраной труда Государственное управление охраной труда на террито рии области осуществляется федеральными органами испол нительной власти и органом по труду администрации облас ти в пределах своих полномочий. Статья 13. Орган по труду администрации области 1. Орган по труду администрации области; обеспечивает реализацию государственной политики в сфере охраны труда на территории области; вносит предложения в установленном порядке при разра ботке и реализации федеральных и областных целевых про грамм улучшения условий и охраны труда; принимает участие совместно с Заинтересованными орга нами в разработке мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда; организует обучение и проверку знаний по охране труда в установленном порядке; оказывает информационную помощь организациям в раз мещении заказов на приобретение средств индивидуальной защиты; проводит государственную экспертизу условий труда ра ботников; осуществляет организационно-методическое руководство проведением аттестации рабочих мест по условиям труда; участвует в установленном порядке в расследовании груп повых несчастных случаев, несчастных случаев с тяжелым исходом, несчастных случаев со смертельным исходом; готовит информацию о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда в области, предложения по совер шенствованию законодательства об охране труда; готовит заключения для рассмотрения в судах вопросов о ликвидации организаций или их подразделений при выявле нии нарушений требований охраны труда; обеспечивает взаимодействие по вопросам охраны труда на территории области федеральных органов исполнитель ной власти, территоригшьных органов государственного над зора и контроля за соблюдением требований охразны труда, объединений работодателей, объединений профессиональных союзов; осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности областной Межведомственной комиссии по ох ране труда; оказывает методическую помощь организациям в совер шенствовании работы служб охраны труда; выдает в установленном порядке разрешения на обуче ние и проверку знаний требований охраны труда руководи телей и специалистов организаций; разрабатывает совместно с заинтересованными организа циями мероприятия по обобщению и распространению пере дового опыта в области охраны труда, организует смотры- конкурсы, дни охраны труда, другие мероприятия; рассматривает разногласия между работодателями и ра ботниками организаций по предоставлению компенсаций ра ботникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредны ми или опасными условиями труда; запрашивает от органов государственного надзора и кон троля за соблюдением требований охраны труда, работодате лей информацию и материалы в пределах своей компетен- осуществляет иные функции в пределах своей компетен ции в соответствии с действующим законодательством. 2. Должностные лица органа по труду администрации области имеют право беспрепятственно посещать предпри ятия и организации независимо от организационно-правовых форм. Статья 14. Служба охраны труда в организации 1. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каж дой организации, осуществляющей производственную дея тельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране Труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. 2. В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении до лжности специалиста по охране труда принимается работо дателем с учетом специфики деятельности данной организа- При отсутствии в организации службы охраны труда (спе циалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими ус луги в области охраны труда. 3. Структура службы охраны труда в организации и чис ленность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны тру- 4. Служба охраны труда подчиняется непосредственно работодателю. 5. Функции, обязанности, права и ответственность служ бы охраны труда определяются Положением, утверждаемым в установленном порядке. 6. Служба охраны труда в своей деятельности руковод ствуется федеральным и областным законодательством, кол лективным договором (соглашением), иными локальными нормативными правовыми актами организации и взаимодей ствует с другими службами, комитетами (комиссиями), упол номоченными (доверенными) лицами по охране труда, а так же с органом по труду администрации области, органами го- Л сударственного надзора и контроля за соблюдением требова- " ний охраны труда, органами местного самоуправления. Статья 15. Комитеты (комиссии) по охране труда 1. В организациях с численностью более 10 работников работодателями создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представите ли работодателей, профессиональных союзов или иного упол номоченного работниками представительного органа. 2. Комитет (комиссия) по охране труда организует разра ботку раздела коллективного договора (соглашения) об охра не труда, совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболе ваний, а также проведение проверок условий и охраны труда на рабочих^местах и информирование работников о результа тах указанных проверок. Статья 16. Межведомственные комиссии по охране тру- Для координации взаимодействия органов государствен ного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны тру да, органов местного самоуправления, работодателей и проф союзов по реализации государственной политики в сфере ох раны труда на территории области создаются областная, рай онные и городские межведомственные комиссии по охране труда. Статья 17. Обязанности и права работодателя по обеспе чению безопасных условий и охраны труда 1. Обязанности по обеспечению безопасных условий и ох раны труда в организации возлагаются на работодателя. 2. Работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, соору жений, оборудования, осуществлении технологйческих про цессов, а также применяемых в производстве сырья и мате риалов; применение средств индивидуальной и коллективной за щиты работников; соответствующие требованиям охраны труда условия тру да на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников в соответствии с зако нодательством Российской Федерации и области; приобретение за счет собственных средств и выдачу спе циальной одежды, специальной обуви и других средств ин дивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, молока и лечебно-профилакт^^^^ питания в со- ' ответствии с установленными“Ндри)Ймв^бо1никам, занятым на гдаботах с вредными гу 1 ^ ^ с н ы м и тедсшиями труда» а также на работах, выполняемых 4р |гемпературнй| условиях или связанных с загрязнением; обучение безопасным методам и приемам выполнения ра бот, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установ ленном порядке указанные обучение, инструктаж, стажиров ку и проверку знаний требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения ра ботниками средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в орга- проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодичес-' ких (в течение трудовой деятельности) медицинских осмот ров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соот-> ветствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на вре мя прохождения указанных медицинских осмотров; недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний: информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здо ровья и полагающихся им компенсациях и средствах инди видуальной защиты; предоставление федеральным органам исполнительной власти, органу по труду администрации области, органам государственного надзора и контроля за соблюдением требо ваний охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий; принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникнове нии таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи; расследование и учет в установленном порядке несчаст ных случаев на производстве и профессиональных заболева- санитарно-бытовое и лечебно-црофилактическое обслужи вание работников в соответствии с требованиями охраны тру- перевозку в лечебные учреждения работников, заболев ших на рабочем месте, транспортными средствами или за счет работодателя; беспрепятственный допуск должностных лиц федераль ных органов исполнительной власти, органа по труду адми нистрации области, органов государственного надзора и кон троля за соблюдением требований охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в орга низации и расследования несчастных случаев на производ стве и профессиональных заболеваний; выполнение предписаний должностных лиц органов госу дарственного надзора и контроля за соблюдением требова ний охраны труда и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством обязательное социальное страхование работников от не счастных случаев на производстве и профессиональных за болеваний; ознакомление работников с требованиями охраны труда. 3. Работодатель имеет право: требовать соблюдения работниками норм, правил и ин струкций по охране труда; привлекать в установленном законодательством порядке работников к дисциплинарной и материальной ответственнос ти за несоблюдение норм, правил и инструкций по охране труда; обращаться в установленном порядке в органы государ ственной власти Российской Федерации и области, органы местного самоуправления с предложениями по вопросам ох раны труда. Статья 18. Обязанности работника в области охраны тру- Работник обязан: соблюдать требования охраны труда; правильно применять средства индивидуальной и коллек тивной защиты; проходить обучение безопасным методам и приемам вы полнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны тру- (Окончание на 5-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz