Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

1! Э К О Л О Г И Я И М Ы ПРЕВРАТШ СВАЛКИ в СКВЕРЫ Как уже сообщалось, в Липецке, на территории АО «Центролит», строится уникальное предприятие по переработ­ ке твердых б 1 > 1 товых отходов, аналогов которому нет во всей России. Во мно­ гом закономерным можно считать его появление именно в нашем городе — одном из наиболее загрязненных про­ мышленных центров России. По оценке председателя комитета охраны окружа­ ющей среды г. Липецка Николая МУ- РИНА, новое предприятие сыграет ис­ ключительно важную роль в улучшении экологической ситуации. Завод, или по-другому станция, будет пред­ ставлять собой комплекс современных техно­ логических линий с погрузочными площадка­ ми, конвейером и сверхмощным прессом для превращения мусора в сухой брикет. Особен­ ность производства состоит в том, что под пресс пойдут только пищевые отходы. Все остальное —металл, бумага, полиэтилен, резина, текстиль —будет изыматься с помощью магнитов и руч­ ным способом и направляться на вторичную переработку. Рязанский картонно-рубероидный завод, например, готов закупать вторсырье на выгодной основе. Городская администрация занята сейчас поиском российских и зарубеж­ ных фирм, которые смогли бы предложить эф­ фективные и безопасные технологии по пере­ работке полиэтилена и резины. Таким обра­ зом, этот, европейского уровня, завод мог бы приносить двойную выгоду. Во-первых, решил бы наконец актуальнейшую проблему с утили­ зацией бытового мусора, который до сих пор вывозится на выросшую до небес городскую свалку, а, во-вторых, зарабатывал бы еще и деньги в государственную казну и одновре­ менно покрывал бы все производственные за- Спрессованные же отходы на машинах-му­ соровозах будут вывозиться и складироваться в несколько рядов на специальном полигоне в районе села Сенцово. Никакой экологической опасности для окружающей среды они не пред­ ставляют. Их присыпят землей, а на образо­ вавшемся травяном покрове можно будет раз­ бить площадки и парки. А в будущем... В буду­ щем хорошо бы последовать примеру Италии и Испании, где на подобных старых полигонах бурят скважины, добывают биогаз, похожий на метан, и после переработки применяют его в бытовых целях. Но это — отдаленная перспектива, а пока строительство завода вступило в первую ста­ дию. В прошлом году освоено 5,5 миллиона рублей. В этом же за счет средств городского экологического фонда и бюджета будет выде­ лено еще 20 миллионов. Программа выглядит вполне реальной, и уже в первом полугодии 2001 года намечен пуск первой технологичес­ кой линии, сборка которой ведется сейчас на АО «Гидромаш». Уже до наступления зимних холодов производственный корпус должен быть полностью готов к монтажу оборудования. По словам мастера строительно-отделоч­ ного управления № 6 Александра Суворова, пока все идет по графику. Его бригада выпол­ нила примерно 70 процентов объема работ. Строительных материалов вполне хватает. Монтажники другого субподрядчика — пер­ вого Липецкого филиала акционерного общес­ тва «Юговостокстальконструкция» — в график тоже «укладываются». Рабочие и инжерено-тех- нические работники, истосковавшиеся по со­ лидным объектам, работают добросовестно и с желанием. А это означает, что столь нужный Липецку завод будет построен в намеченные сроки и с высоким качеством. Виктор МАНАЕНКОВ. АПРЛЕЬЧ!ТОДООРЖАЛО, ЧТОДШЕЕВЛЕО Нерачительно — на 0 ,4 проц. — воз­ росли потребительские цены в Липецкой области в апреле. Индекс цен с начала года составил 6 ,6 проц., сообщили в об­ ластном комитете госстатистики. Средняя по области стоимость набора из 25 основных продуктов питания составила на конец апреля 529,51 руб., что на 1,14 руб. боль­ ше, чем в конце предыдущего месяца. Продолжалось снижение цен на продукты питания. Существенно подешевели рис — на 15 проц., пшено — на 7 проц., куриные окороч­ ка, сливочное и подсолнечное масло, марга­ рин, сгущенное молоко, сахар, сельди — на 3- 5 проц., а также печень, рыбные консервы, мука, сыр, овощные закусочные консервы — на 1,5- В то же время в предпраздничные дни по традиции резко подорожало молоко, продава­ емое на рынке — на 20 проц., нежирный тво­ рог — на 19 проц. и яйца — на 26 проц. Кроме того, увеличились цены на жирный творог, ва­ ренье, джем, повидло, хлеб и булочные изде­ лия из пшеничной муки 1 и 2 сортов, горох и фасоль — на 5-10 проц. Среди плодоовощной продукции подешевели лук — на 9 проц., ябло­ ки, апельсины, картофель, свекла — на 1-4,5 проц., но подорожали морковь — на 6 проц. и бананы — на 2 проц. На 2 проц. подешевело Из непродовольственных товаров наибо­ лее значительно выросли цены на некоторые виды тканей — на 2,5-9 проц., одежду для де­ тей — на 3,5 — 5 проц., стеклянную посуду, печатные издания — на 7-10 проц., футболь­ ные мячи — на 14 проц. В то же время наблю­ далось удешевление ряда строительных мате­ риалов —до 10 проц. и бензина — на 4 проц. («Липецк-Инфоцентр») Ш И П Б Ц К А Я • 'Ж г а з е т а Д № З А д Д Ш д ВЕРНУВШИЙСЯ ИЗ НЕБЫТИЯ в поселке Сырский Рудник во дворе школы № 6 установлен бюст воину Викто­ ру Шавкову, погибшему во время Курской битвы. В церемонии открытия памятника принял участие правнук солдата. Как рассказала директор школы Тама­ ра Лепшина, Виктор Шавков ушел на фронт добровольцем. Долгие годы он считался без вести пропавшим. Лишь совсем недав­ но останки бойца были найдены во время поисковых работ. В медальоне, принадле­ жавшем Виктору Шавкову, было обнару­ жено письмо, текст которого на открытии памятника зачитала Тамара Лепшина. Кстати, автором бюста является извес­ тный липецкий скульптор Игорь Мазур. В ГОРОДЕ ОБЪЯВИЛСЯ НАРКОМАН-ТЕРРОРИСТ? Ответить на этот вопрос можно бу­ дет лишь через три месяца, когда постра­ давшей сделают анализ крови... А началось все весьма прозаично: жен­ щина ехала в переполненном автобусе. Вдруг в ногу ей что-то кольнуло. Но она не придала этому никакого значения. Выйдя же из автобуса, женщина обнаружила, что в тело ей вонзилась игла от шприца. Медики срочно сделали пострадавшей прививку от гепатита В. Однако и после этого ей предстоит целых три месяца во­ лноваться, заразилась ли она ВИЧ-инфек­ цией или нет. (Делать анализ раньше — бесполезно). Как рассказала заведующая эпидотде- лом городского центра госсанэпиднадзо­ ра Галина Горина, в Москве уже были слу­ чаи, когда ВИЧ-инфицированный наркоман уколол пассажира зараженной иглой от шприца. Все объясняется просто: у боль­ ных СПИДом неустойчивая психика, мно­ гие из них пытаются выместить свою боль на окружающих. Липчанам же следует быть настороже: а вдруг в городе и в са­ мом деле объявился ВИЧ-инфицированный, решивший заразить как можно больше окружающих. КАКУЮ СМЕНУ МЫ РАСТИМ? Т" в настоящее время на учете в мили- состоит около 800 родителей, укло­ няющихся от воспитания детей. Столь тре­ вожные цифры прозвучали на недавнем за­ седании городской комиссии по делам не­ совершеннолетних. Настораживает и та­ кой факт: в первом квартале за спаивание подростков привлечены к административ­ ной ответственности 36 «дядь» и «теть». Неудивительно, что с начала года не­ совершеннолетние совершили около 700 правонарушений, причем каждое второе из них связано с распитием спиртных напит­ ков. В милицейские сети попались и 13 «детишек», «баловавшихся» наркотиками. И последний штрих, дополняющий карти­ ну неблагополучия: с начала года в два раза возросло число бродяг-подростков, увеличилось число несовершеннолетних, уклоняющихся от работы и учебы. И хотя по официальным данным, под­ ростковая преступность снизилась на 47 ,8 процента, поводов для оптимизма данный факт не дает. Вот почему городской ко­ миссией по делам несовершеннолетних разработан целый комплекс профилакти­ ческих мероприятий. Это и организация помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и проведение акции «Без наркотиков», операций «Подросток», «ЛЕСНАЯ ФЕЯ» ЖИВЕТ НА ТРЕТЬЕМ ХЛЕБОЗАВОДЕ Специалистами хлебозавода № о разработан новый торт —«Лесная фея». Это кондитерское изделие изготавливают из вафельных листов, прослоенных сгущен­ ным молоком, и сливочного крема. Свер­ ху торт покрывает шоколадная глазурь, ук­ рашенная голубыми фиалками. Как рассказала главный инженер хле­ бозавода Зоя Шамаева, «Лесная фея» — единственный торт в Липецке с понижен­ ным содержанием жира. Так что полако­ миться этим кремовым изделием можно без риска испортить свою фигуру. ЗДЕСЬ УЧИЛИСЬ ЖУКОВ и ЩЕДРИН Вчера в СОКОЛЬСКОМ Дворце культу­ ры состоялось торжественное собрание, посвященное 40-летию школы искусств № 4. Выступившие на нем единодушно от­ метили, что учебное заведение, возглав­ ляемое сегодня заслуженным работником культуры Романом Хацкелевичем, — одно из лучших в городе. Большой известностью не только в Липецке, но и в России поль­ зуется отделение народных инструментов. Работающий здесь педагог Владимир Ша­ ламов подготовил немало прекрасных ба­ лалаечников. Его воспитанники — Антон Жуков (в настоящее время учится в Моск­ ве) и Евгений Щедрин, занявший первое место во Всероссийском конкурсе, про­ ходившем в городе Тихвин. Немало теплых слов было сказано в ад­ рес руководителя оркестра Нины Толубь- евой. Помимо своих организаторских ка­ честв, Нина Сергеевна известна как пре­ красный композитор. А в заключение состоялся концерт, под­ готовленный воспитанниками и педагоги­ ческим коллективом школы искусств. 13 м а я 2 0 0 0 г . , № 95 (2 1 22 3 ) - О Х Р А Н А Т Р У Д А КОГДА НА САХАРНОМ ЗАВОДЕ РАБОТА НЕ «САХАР» В ходе смотра-конкурса состояния ус­ ловий и охраны труда, объявленного ад ­ министрацией области, повысилось вни­ мание к проблемам производственной безопасности со стороны органов местно­ го самоуправления. К примеру, недавно административный совет Добринского района обсудил на своем заседании со­ стояние условий и охраны труда в ОАО «Добринский сахарный завод». В районе — это одно из благополучных предприятий, а значит имеющее и органи­ зационные, и материальные возможности защищать здоровье работников от вредных факторов на производстве. Однако, как вы­ яснила комплексная проверка, проведенная специалистами отдела труда райадминистра- ции, госсанэпиднадзора, прокуратуры, уп­ равления труда и занятости населения ад­ министрации области, Рострудинспекции, возможности эти используются далеко не полностью. Профилактическая работа про­ тив вредного влияния главных «врагов» ра­ ботающих на сахарном производстве — по­ вышенного шума, высокой температуры, запыленности — запущена. Не всегда сво­ евременно применяются промышленные пы­ лесосы, а работники не используют средст­ ва индивидуальной защиты органов дыхания и слуха. Выяснила комиссия и как это ска­ зывается на здоровье работающих. Почти все жалуются на головную боль, а профосмотры регулярно выявляют заболевания щитовид­ ной железы, повышенное артериальное дав­ ление. Конечно, чтобы исправить положе­ ние —одного желания (а у руководства пред­ приятия оно есть) мало, нужны серьезные материальные затраты. Правда, есть случаи, когда их и не требуется. Например, для ус­ тановки защитной арматуры на приборах электрооборудования, размещения предуп­ реждающих табличек у опасных узлов, мест проведения ремонтных работ, наведения порядка в бытовых помещениях, организа­ ции стирки спецодежды, не говоря уж о сво­ евременном ее приобретении. Однако очень важно, что и генеральный директор сахза- вода Олег Матюхов, и глава администрации района Валерий Тонких не стали в присут­ ствии областных служб защищать честь мундира, а очень серьезно отнеслись к «оз­ вученным» комиссией негативным фактам, которые постановлением административно­ го совета предписано устранить в первом полугодии. Кстати, на этом же заседании сельхоз­ кооперативу им. К. Маркса была вручена Почетная грамота облсовета депутатов и администрации области как одному из от­ личившихся в областном смотре-конкурсе за лучшую организацию охраны труда. Галина НОСАЧЕНКО, консультант областного управления труда и занятости населения. Д И А Л О Г « Л Г » ^ ПРО ВЕЗЕНИЕ И СОМНЕНИЕ Татьяна Нечаева. ' Александр Евгеньевич, , Саша, мне хочется в канун твоего первого круглого .юбилея, который как-то не соизмеряется с тобой, про- !*:следить происхождение щ. скульптора Вагнера с нача­ ла начал — с детства. щ Александр Вагнер. 1 Могу сказать о себе: я счас- тливчик. Уменя не было му- щ чений выбора - кем быть. щ Почему-то с раннего детст- I ва ощущал безусловную не- обходимость стать худож­ ником. Конечно, то, что мой отец —художник, значило многое. Это давало возмож­ ность для изучения искус­ ства с малых лет. Книг и , репродукций был полон ^дом. Почему моим делом Йстала не живопись, не гра- I фика, а скульптура? Кажет- Гф ся, для живописи у меня все !|| было под руками. Но я ско- ■ро понял, что не создан для нее, и никогда этим не му­ чался. Я — чистой воды «лепила». Мять кусочек глины или пластилина для меня удовольствие. Кажет­ ся, в словаре Брокгауза и Ефрона я прочитал опреде­ ление: скульптор —это ху­ дожник с особо развитым кистевым механизмом. Это, I действительно, какая-то I врожденная приспособлен- I ность к осязанию. Лепить I начал в самом раннем воз­ расте Если чуть утриро­ вать, то я больше ничего и ш не умею —только лепить. ш Т.Н. Существует мне- , ние, что талантливый чело- 1 |век талантлив во всем. ^Многим известны твои му- ^зыкальные способности. щ Ты артистичен и в песне, и ; в скульптуре. Гитара — не- ^отъемлемая часть твоего I обаяния. За эпиграммой в ■щ карман не полезешь. Не- ш ужели эти дарования тебя не искушали? ^ А В Сознательно я их I никогда в себе не развивал, хотя учился в музыкальной 4 школе играть на скрипке, Щ и мне прочили успехи в бу- йдущем. Но бросил. Я был щ не настолько увлечен музы- I кой, чтобы заниматься ею щ профессионально. А если по- й дилетантски —это нелепое "'занятие. А гитара... Она более теплая, камерная, ш очень подходит, чтобы в ?кругу друзей намурлыкать й что-то. Когда был молодой, 4 гитару не выпускал из рук. ®Сейчас реже к ней прика- I саюсь: времени меньше, да щ и сил почему-то. То ли го- 1лова занята проблемами § ныце.щивй„.страшноватой ж’изНи\"' ТТёсён'ме'н при- адумываться стало. Т.Н. А какие люди, ка- ®кие капризы судьбы сыгра- ' ли роль в твоем человечес- ; ком и художническом ста­ новлении? А.В. На интереснейших, редчайших людей мне вёз- ' ло. Начиная с моих родных. Бабушка, Анна Николаевна Болотова, закончившая с зо- ' лотой медалью Смольный институт и затем Сорбонну, тонко понимала красоту. Она в совершенстве знала несколько языков, замеча- тельно играла на рояле, йЛюбовь к истории, русско- йму языку, литературе, а , главное — понятия досто­ инства, порядочности — я унаследовал от нее. Мой ^отец — воплощение надеж- й ности. Он никогда ни на чем щ не настаивал, а только кор- I ректировал мои поступки и I суждения. Отец-друг. Ред- ;| кое везение! Мама — чело- ' век бесконечной преданнос- | т и , посвятившая свою ! жизнь двум художникам — отцу и мне. Дядя, архйтек- тор Александр Александро- щ ВИЧ Вагнер, жизнерадост- I иый, остроумный, эрудиро- I ванный, музыкально ода- |ренный, он тоже многое г1для меня значил. Оставил ' зарубку во мне замечатель- ный старик, Михаил Ивано- 4 ВИЧ Курилко, учитель мое- 4 го отца. Я счастлив, что с ^молодых лет был знаком с I московским скульптором I Никитой Антоновичем Ла- 4 ВИНСКИМ, крестным отцом 4многих липецких художни- I ков. А случайное знакомст- во с Андреем Александро­ вичем Древиным подарило бесценную дружбу. Время, проведенное с этим боль­ шим мастером, было насы­ щено тем, чему нигде не научишься, — у него было свое художническое и фи­ лософское отношение к ис­ кусству и жизни. Институт — невероятно счастливые годы. Такое задорное, моло­ дое, сильное время. И — великолепные сокурсники- друзья. Мы встречаемся, как встречались лицеисты, трогательно до слез. Рука­ вишников Саша, Переясла- вец Миша, скульпторы, те- Скульптору Александру Вагнеру, заслуженному художнику России, председателю правления Липецкой организации Союза художников - 50... С ним беседует искусствовед Татьяна Нечаева перь народные художники, академики, —с ними мы учи­ лись в одной мастерской у профессора Кербеля. Талан­ тливый Сергей Горяйнов, Лу- бенников Иван —монумента­ лист, один из лучших сейчас живописцев, острый, совре­ менный... Столько ярких лич­ ностей сразу — удивитель­ ное везение! После институ­ та возвращаюсь в Липецк и попадаю в уникальную сре- Весной 75-го была принята на молодежную в Москве, оттуда —на «Советскую Рос­ сию - 5», затем — на Всесо­ юзную... Т.Н. Это знаменитые «Медные трубы», которые трансформировались потом в монументальную вещь под названием «Интернацио­ нал», очень известную в на­ шем городе, удостоенную диплома Академии худо- жапием, размыкающим рамки темы или сюжета. Ты уважаешь зрителя и доверя­ ешь ему, оставляя простор для сотворчества. Памя 1 ный знак Бунину в Озерках — красивая и умная вещь, я бы сказала, аристократическая. Очень выразителен мону­ мент «Мир» на проспекте Победы. В нем воплощены твои ра:щумья о войне через мирный, восходящий к биб­ лейским мотивам сюжет. Вообще ассоциативность в твоих работах — особое ка­ чество скульптора Вагнера, очень 1 щнное. Не прими все это как юбилейный компли­ мент... Но вернемся к вехам твоей судьбы. Ты участвовал в создании полюбившегося липчанам памятника Петру I. Как тебе работалось в со­ авторстве с твоим коллегой Клыковым? А.В. Работа была ответ­ ственная и интересная. Вя­ чеслав Михайлович предоста­ вил мне полную свободу, он не настаивал на своей компо­ зиции, и барельефы были ис­ полнены по моим эскизам. Они возникли легко, как бы сами собой. Как замыслил, так и получилось. Т.Н. Но ведь у тебя была модель для собственного па­ мятника Петру. Насколько я знаю, он рассматривался раньше клыковского. Тебе не было обидно, что не ты по­ лучил этот заказ? А.В. Мне в самом деле М И К Р О Р Е Ц Е П З И Я МУЗЫКА НАД ОБРЫВОМ Поредевший оркестр в грохоте и реве гражданской войны — скульптурная компо­ зиция Александра Евгеньевича Вагнера. В верхнем парке над обрывом. Музыка меж­ ду белыми и красными. ...Шли к Якиру и к Деникину Старший брат и младший брат. И в любви к родному краю, И у жизни на краю Каждый думал; умираю Я за Родину свою ... (А. Жигулин) Почему переменчивое время не соста­ рило, не отменило эту работу скульптора Вагнера, как оно неминуемо отменяет, от­ метает всякую разную внутренне обветшав­ шую «монументальную пропаганду»? Да потому, что — не пропаганда это, не па­ мятник политическим идеям, а память о народной трагедии, не «человек с ружьем», не человек с саблей. Гражданская война — беда любого народа, разлом, катастро­ фа духа, катастрофа культуры на десяти­ летия вперед. И вот они — над обрывом исторгают музыку. Людям. Белым и красным. А я стою один меж них В ревущем грохоте и дыме И всеми силами моими Молюсь за тех и за других. (М. Волошин) ду и художественную компа­ нию: Сорочкин, Королев, Дво­ рянчиков, Сальников, Гриш- ко и, конечно, Виктор Семе­ нович Сорокин. Их професси­ ональные понятия, вкусовые ориентиры были очень близ­ ки московской школе, они шли в ногу с ней. Благода­ рен им за взыскательность: угодить им очень трудно. «Неплохо», «нормально» — это у нас уже похвала, пото­ му что знаем, сколь высока планка настоящего искусст­ ва. Эти несколько человек и создали липецкую организа­ цию Союза художников, с ее особым лицом, историей, би­ ографией. Мастера с боль­ шой буквы, они и сейчас впе­ реди, не знаю как сказать: к счастью или к сожалению? Новых лидеров не появилось. Жизнь искусства —это про­ цесс не всегда улучшающий­ ся, все зависит от времени, от моральных, нравственных устоев. Т.Н. Высокие критерии в пору твоей молодости чрез­ вычайно затрудняли участие в республиканской или все­ союзной выставке. Ты учас­ твовал практически во всех крупнейших смотрах с 1975 по 2000 годы. Они отмечали твои успехи, этапы творчес­ кого роста. Вспомни свою первую большую победу. А.В. Это была работа «Медные трубы». Она про­ шла сразу на три выставки. жеств СССР? А.В. Название «Интерна­ ционал» было дано в то вре­ мя, когда все было идеологи­ зировано. Многое поменя­ лось. Я ставил монумент к 70-летию Советской власти, теперь день Октябрьской ре­ волюции стал праздником Согласия. Искренне говоря, я тогда это и имел в виду. Мои трубачи без опознава­ тельных знаков, без звездо­ чек на шапках. Они — и те, и эти, и красные, и белые. Я выразил в этой работе мое представление о том време­ ни. А в первоначальном на­ звании было закодировано вот что: огонь и воду мы уже прошли, а медные трубы... Так повезло в жизни, что эта композиция нашла свое мес- Т.Н. В художественном мире ты известен станковы­ ми работами. Они демон­ стрировались на главных выставках страны. Многие воспроизводились в журна­ лах, альбомах. Они свиде­ тельствовали о рано сформи­ ровавшихся почерке и твор­ ческом кредо. Красивые про­ порции, лаконичные завер­ шенные формы, выразитель­ ная фигура поверхности — на всем отпечаток вкуса, элегантности, что ли. И эта форма, обобщенная, часто доведенная до знака, симво­ ла, даже иероглифа, всегда наполнена серьезным содер- казалось, что мой замысел более соразмерен Липецку. Петр сегодняшний мог бы стоять где-то в Питере, он мне видится на фоне Финско­ го залива, с ветром. У меня было другое, более психоло­ гическое, что ли. В то время сама жизнь настраивала меня на размышления об от­ ветственности правителя за его деяния. Одинокая верти­ кальная фигура между небом и землей, скрестившая руки на груди. Моя идея — раз­ думье, сомненье. У Клыкова — утверждающее, оптимис­ тическое начало. А мастера этого и человека я очень люб­ лю и уважаю. Горд, что до­ велось вместе работать. Т.Н. Над чем ты сейчас трудишься? А.В. Закончил компози­ цию «Художник», посвящен­ ную Виктору Семеновичу Сорокину. Сейчас завершаю работу над монументом к 300- летию нашего города. Он представляет собой высокую колонну, с венком наверху, под ним — символические фигуры основателей Липец­ ка —моряка, кузнеца, кора­ бела, военного инженера. На колонне два барельефа с изо­ бражением Петра I. На пос­ таменте вязью должны идти слова, прославляющие город и его основоположников. Мо­ нумент предполагается уста­ новить на улице Ленина в створе улицы Желябова. Он будет хорошо виден изда- лека. От этого места нлани- I руется построить большую лестницу, спускающуюся в й Нижний парк. Работа уже р сделана на девяносто про- й центов, авторский кол.7шк- ’л тив —художник Дворянчи- ш ков, архитектор Соншт.ов и я. Кроме этого я работаю р над памятником Тихону За- 8| донскому. Это портретная й фигура. Идею подал мне | Кльшов, когда увидел в щ моей мастерской неболь - 4 шую вещь «Монах». Я ему ш благодарен за одобрение и р поддержку. р Т.Н. Во время рабом.! ты чаще доволен собой или Щ испытываешь сомнения? щ А.В. Не бывает худож- 4 ника без сомнений. Но меня ш так увлекает, захватывает ш работа, что сам процесс ее щ приносит удовлетворение, о й результатах же судить не Р мне. Если что и мчч.пм, го это вечная нехват 1 :а време­ ни. Монументальные в(мцп заказывают скоропалитель-1| но — к дате, к празднику, й Раздражает, что нет воз-1 можности выложиться до ш конца. I Т.Н. Недавно 1 ы вновь избран председателем й правления Липец];он ор| а- низации Союза межни­ ков^ Это твой пятый выбор­ ный срок, в общей сложное- Р ти девятый год председа- I тельства. Как ты это совме- щаешь с творчеством? ^ А.В. Трудные стуацпп меня активизируют, дис- / циплинируют. Я никогда р не впадаю в панику, а мо- ) билизуюсь всеми си ымп. Т.Н. Что ты более всего ^ ценишь в людях? | А.В. Порядочность, вер- р ность, доброту. Есть люди, р способные лязгнуть зубами, | перекусить, ворваться, про-1 рваться, вырвать у кого-то | кусок из глотки. Я так не умею и не хочу. Мне 1 с. 1 яс(ч- ся, всем должно хватать р места. Я не знаю таких слу-1 чаев, чтобы нечто деисгви- тельно ценное про 1 ы ю со всем. Все хорошее <|Г)я.!. 1 - тельно находит воп ющеипе в жизни. р Т.Н. Что ты еще не при- | емлешь? I А.В. Не знаю. С годами я стал не то что бы добрее, , а злости нет. Не мо! \ себя на злость настроить, даже | за подлость. Не могу жить Щ с чувством злобы, с жела- Р нием мести. Это не значит, V что я такой всепрощенец. ^ Просто с определенными % людьми я не знаюсь. Ху- ^ дожнику дано много чутья. Р •Мычувствуем больше, чем^ .зндем. , й , . Т.Н. Твои предпочтения в искусстве? р А.В. Навсегда любимы ' мной Манцу, Цадкин, Муф. 1 Их творчество — пример ' формальной красоты, мас­ терства, очень глубокой , мысли, философски неожи­ данной. Цадкин лепил Ор-' фея, когда фашисты вошли ,, в Париж. Не сапоги, грохо- ш чущие по мостовой, а сим­ вол человека, вышедшего из ада. Это по-художничес- ки. Или у Брейгеля «Сле- ж пые» — философия всей жизни на все века. Не знаю умнее работы. Это один из любимейших мною худолс- « ников. ш Т.Н. У тебя есть рельеф й — во второй художествен- , ной школе. В нем гы пока­ зал детям историю скуль­ птуры и самые разные ее возможности —от кругло- ' го портрета до тончайшего рельефа, плакетки, скифс­ кой виньеточки, отАссирии и Египта до современной пластики. Даже себя изо­ бразил. И написал и.зрече- ние древних, которое ты особенно любинш. Ш А.В. «Жизнь коротка, искусство вечно». Для меня большой смысл в , этом. Жизнь даже слишком , коротка. I Т.Н. В одной твоей пес- , не есть строчка: «Я все от- щ дал бы за единый миг». " Это о чем? » А.В. О миге истины. Очень много эрзацев в жиз- ни, много поддельного, по­ хожего, но не настоящего. Мгновение откровения — это уже одним глазком Бога увидеть. Это мечта об абсо­ люте. Т.Н. Наедине с самим собою, что пожелаешь себе в день юбилея? А.В. Наверное, любви. Чтобы я любил людей, дру­ зей, все, что я делаю. И чтобы меня не забывали. Хочется обоюдной любви, чем по жизни и не обижен был никогда. Тоже одно из везений. Ичтобы продолжа­ лось оно как можно дольше. Татьяна НЕЧАЕВА. ОТ ЛЬВА толаого ДО НАШИХ ДНЕЙ ЛИПЕЦК В МОСКОВСКИХ ГАЗЕТАХ Публикуем очередную подборку перечня последних публикаций о Липецке Владимирова И. Новоли­ пецкий металлургический ведет модернизацию и повышает про­ изводительность труда. (По ма­ териалам беседы с зам. дирек­ тора комбината Е. Матюшем) Экономика и жизнь. — Русь. 29 марта. Оживают страницы прошло­ го (О Л. Г. Гнатюк — учительни­ це хворостянской средней шко­ лы N 0 1 и ее туристско-краевед­ ческом кружке). Учит. газ. 4 ап- Светлова Л. Молодым вез­ де у нас дорога. Если они ли­ пецкие музыканты. (О творчес­ ком сотрудничестве Липец, сим- фон. оркестра и одаренных де­ тей из школ искусств г. Липец­ ка). Комсомольская правда. 4 апреля. Воробьев А. Последняя станция: на железной дороге прощались с жизнью не только герои Льва Толстого, но и сам писатель. [(О последних днях жизни Л. Н. Толстого на ст. Ас- тапово (Лев Толстой)]. Гудок. 5 апреля. Вуколов А. Александр Вар­ ченко — человек-загадка. [А. В. Варченко родился в 1881 г. в Ельце в семье нотариуса. В 20- 30 гг. — сотрудник Института мозга, руководитель секрет, лаб. нейроэнергетики, исследо­ ватель паранормальных спо­ собностей человека, расстрелян в 30-е г.]. Мед. газ. 7 апреля. Европейский кредит для но­ вого онкоцентра в Липецке. [Об­ ращение О. Королева в Евро­ пейский благотворительный фонд]. Комсомольская прав­ да. 14 апреля. Липецкие «чернобыльцы» — кавалеры ордена мужества. [М. Барвинский — пред, правления обл. организации «Союз «Чер­ нобыль России», Ю. Зверев — пред. Елецкого отделения «Со­ юза...»]. Комсомольская прав­ да. 15 апреля. Малеванный В. Есть толь­ ко миг... Воспоминания летчи- ка-испытателя. [О кн. Героя Со­ ветского Союза В. Меницкого «Моя небесная жизнь» (изд-во «Олма-Пресс»), в которой он рассказывает о буднях центра боевого применения ВВС в Ли­ пецке]. Патриот. № 15 (апрель). Елена НИКИТИНА, главный библиограф областной научной библиотеки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz