Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
1! Э К О Л О Г И Я И М Ы ПРЕВРАТШ СВАЛКИ в СКВЕРЫ Как уже сообщалось, в Липецке, на территории АО «Центролит», строится уникальное предприятие по переработ ке твердых б 1 > 1 товых отходов, аналогов которому нет во всей России. Во мно гом закономерным можно считать его появление именно в нашем городе — одном из наиболее загрязненных про мышленных центров России. По оценке председателя комитета охраны окружа ющей среды г. Липецка Николая МУ- РИНА, новое предприятие сыграет ис ключительно важную роль в улучшении экологической ситуации. Завод, или по-другому станция, будет пред ставлять собой комплекс современных техно логических линий с погрузочными площадка ми, конвейером и сверхмощным прессом для превращения мусора в сухой брикет. Особен ность производства состоит в том, что под пресс пойдут только пищевые отходы. Все остальное —металл, бумага, полиэтилен, резина, текстиль —будет изыматься с помощью магнитов и руч ным способом и направляться на вторичную переработку. Рязанский картонно-рубероидный завод, например, готов закупать вторсырье на выгодной основе. Городская администрация занята сейчас поиском российских и зарубеж ных фирм, которые смогли бы предложить эф фективные и безопасные технологии по пере работке полиэтилена и резины. Таким обра зом, этот, европейского уровня, завод мог бы приносить двойную выгоду. Во-первых, решил бы наконец актуальнейшую проблему с утили зацией бытового мусора, который до сих пор вывозится на выросшую до небес городскую свалку, а, во-вторых, зарабатывал бы еще и деньги в государственную казну и одновре менно покрывал бы все производственные за- Спрессованные же отходы на машинах-му соровозах будут вывозиться и складироваться в несколько рядов на специальном полигоне в районе села Сенцово. Никакой экологической опасности для окружающей среды они не пред ставляют. Их присыпят землей, а на образо вавшемся травяном покрове можно будет раз бить площадки и парки. А в будущем... В буду щем хорошо бы последовать примеру Италии и Испании, где на подобных старых полигонах бурят скважины, добывают биогаз, похожий на метан, и после переработки применяют его в бытовых целях. Но это — отдаленная перспектива, а пока строительство завода вступило в первую ста дию. В прошлом году освоено 5,5 миллиона рублей. В этом же за счет средств городского экологического фонда и бюджета будет выде лено еще 20 миллионов. Программа выглядит вполне реальной, и уже в первом полугодии 2001 года намечен пуск первой технологичес кой линии, сборка которой ведется сейчас на АО «Гидромаш». Уже до наступления зимних холодов производственный корпус должен быть полностью готов к монтажу оборудования. По словам мастера строительно-отделоч ного управления № 6 Александра Суворова, пока все идет по графику. Его бригада выпол нила примерно 70 процентов объема работ. Строительных материалов вполне хватает. Монтажники другого субподрядчика — пер вого Липецкого филиала акционерного общес тва «Юговостокстальконструкция» — в график тоже «укладываются». Рабочие и инжерено-тех- нические работники, истосковавшиеся по со лидным объектам, работают добросовестно и с желанием. А это означает, что столь нужный Липецку завод будет построен в намеченные сроки и с высоким качеством. Виктор МАНАЕНКОВ. АПРЛЕЬЧ!ТОДООРЖАЛО, ЧТОДШЕЕВЛЕО Нерачительно — на 0 ,4 проц. — воз росли потребительские цены в Липецкой области в апреле. Индекс цен с начала года составил 6 ,6 проц., сообщили в об ластном комитете госстатистики. Средняя по области стоимость набора из 25 основных продуктов питания составила на конец апреля 529,51 руб., что на 1,14 руб. боль ше, чем в конце предыдущего месяца. Продолжалось снижение цен на продукты питания. Существенно подешевели рис — на 15 проц., пшено — на 7 проц., куриные окороч ка, сливочное и подсолнечное масло, марга рин, сгущенное молоко, сахар, сельди — на 3- 5 проц., а также печень, рыбные консервы, мука, сыр, овощные закусочные консервы — на 1,5- В то же время в предпраздничные дни по традиции резко подорожало молоко, продава емое на рынке — на 20 проц., нежирный тво рог — на 19 проц. и яйца — на 26 проц. Кроме того, увеличились цены на жирный творог, ва ренье, джем, повидло, хлеб и булочные изде лия из пшеничной муки 1 и 2 сортов, горох и фасоль — на 5-10 проц. Среди плодоовощной продукции подешевели лук — на 9 проц., ябло ки, апельсины, картофель, свекла — на 1-4,5 проц., но подорожали морковь — на 6 проц. и бананы — на 2 проц. На 2 проц. подешевело Из непродовольственных товаров наибо лее значительно выросли цены на некоторые виды тканей — на 2,5-9 проц., одежду для де тей — на 3,5 — 5 проц., стеклянную посуду, печатные издания — на 7-10 проц., футболь ные мячи — на 14 проц. В то же время наблю далось удешевление ряда строительных мате риалов —до 10 проц. и бензина — на 4 проц. («Липецк-Инфоцентр») Ш И П Б Ц К А Я • 'Ж г а з е т а Д № З А д Д Ш д ВЕРНУВШИЙСЯ ИЗ НЕБЫТИЯ в поселке Сырский Рудник во дворе школы № 6 установлен бюст воину Викто ру Шавкову, погибшему во время Курской битвы. В церемонии открытия памятника принял участие правнук солдата. Как рассказала директор школы Тама ра Лепшина, Виктор Шавков ушел на фронт добровольцем. Долгие годы он считался без вести пропавшим. Лишь совсем недав но останки бойца были найдены во время поисковых работ. В медальоне, принадле жавшем Виктору Шавкову, было обнару жено письмо, текст которого на открытии памятника зачитала Тамара Лепшина. Кстати, автором бюста является извес тный липецкий скульптор Игорь Мазур. В ГОРОДЕ ОБЪЯВИЛСЯ НАРКОМАН-ТЕРРОРИСТ? Ответить на этот вопрос можно бу дет лишь через три месяца, когда постра давшей сделают анализ крови... А началось все весьма прозаично: жен щина ехала в переполненном автобусе. Вдруг в ногу ей что-то кольнуло. Но она не придала этому никакого значения. Выйдя же из автобуса, женщина обнаружила, что в тело ей вонзилась игла от шприца. Медики срочно сделали пострадавшей прививку от гепатита В. Однако и после этого ей предстоит целых три месяца во лноваться, заразилась ли она ВИЧ-инфек цией или нет. (Делать анализ раньше — бесполезно). Как рассказала заведующая эпидотде- лом городского центра госсанэпиднадзо ра Галина Горина, в Москве уже были слу чаи, когда ВИЧ-инфицированный наркоман уколол пассажира зараженной иглой от шприца. Все объясняется просто: у боль ных СПИДом неустойчивая психика, мно гие из них пытаются выместить свою боль на окружающих. Липчанам же следует быть настороже: а вдруг в городе и в са мом деле объявился ВИЧ-инфицированный, решивший заразить как можно больше окружающих. КАКУЮ СМЕНУ МЫ РАСТИМ? Т" в настоящее время на учете в мили- состоит около 800 родителей, укло няющихся от воспитания детей. Столь тре вожные цифры прозвучали на недавнем за седании городской комиссии по делам не совершеннолетних. Настораживает и та кой факт: в первом квартале за спаивание подростков привлечены к административ ной ответственности 36 «дядь» и «теть». Неудивительно, что с начала года не совершеннолетние совершили около 700 правонарушений, причем каждое второе из них связано с распитием спиртных напит ков. В милицейские сети попались и 13 «детишек», «баловавшихся» наркотиками. И последний штрих, дополняющий карти ну неблагополучия: с начала года в два раза возросло число бродяг-подростков, увеличилось число несовершеннолетних, уклоняющихся от работы и учебы. И хотя по официальным данным, под ростковая преступность снизилась на 47 ,8 процента, поводов для оптимизма данный факт не дает. Вот почему городской ко миссией по делам несовершеннолетних разработан целый комплекс профилакти ческих мероприятий. Это и организация помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и проведение акции «Без наркотиков», операций «Подросток», «ЛЕСНАЯ ФЕЯ» ЖИВЕТ НА ТРЕТЬЕМ ХЛЕБОЗАВОДЕ Специалистами хлебозавода № о разработан новый торт —«Лесная фея». Это кондитерское изделие изготавливают из вафельных листов, прослоенных сгущен ным молоком, и сливочного крема. Свер ху торт покрывает шоколадная глазурь, ук рашенная голубыми фиалками. Как рассказала главный инженер хле бозавода Зоя Шамаева, «Лесная фея» — единственный торт в Липецке с понижен ным содержанием жира. Так что полако миться этим кремовым изделием можно без риска испортить свою фигуру. ЗДЕСЬ УЧИЛИСЬ ЖУКОВ и ЩЕДРИН Вчера в СОКОЛЬСКОМ Дворце культу ры состоялось торжественное собрание, посвященное 40-летию школы искусств № 4. Выступившие на нем единодушно от метили, что учебное заведение, возглав ляемое сегодня заслуженным работником культуры Романом Хацкелевичем, — одно из лучших в городе. Большой известностью не только в Липецке, но и в России поль зуется отделение народных инструментов. Работающий здесь педагог Владимир Ша ламов подготовил немало прекрасных ба лалаечников. Его воспитанники — Антон Жуков (в настоящее время учится в Моск ве) и Евгений Щедрин, занявший первое место во Всероссийском конкурсе, про ходившем в городе Тихвин. Немало теплых слов было сказано в ад рес руководителя оркестра Нины Толубь- евой. Помимо своих организаторских ка честв, Нина Сергеевна известна как пре красный композитор. А в заключение состоялся концерт, под готовленный воспитанниками и педагоги ческим коллективом школы искусств. 13 м а я 2 0 0 0 г . , № 95 (2 1 22 3 ) - О Х Р А Н А Т Р У Д А КОГДА НА САХАРНОМ ЗАВОДЕ РАБОТА НЕ «САХАР» В ходе смотра-конкурса состояния ус ловий и охраны труда, объявленного ад министрацией области, повысилось вни мание к проблемам производственной безопасности со стороны органов местно го самоуправления. К примеру, недавно административный совет Добринского района обсудил на своем заседании со стояние условий и охраны труда в ОАО «Добринский сахарный завод». В районе — это одно из благополучных предприятий, а значит имеющее и органи зационные, и материальные возможности защищать здоровье работников от вредных факторов на производстве. Однако, как вы яснила комплексная проверка, проведенная специалистами отдела труда райадминистра- ции, госсанэпиднадзора, прокуратуры, уп равления труда и занятости населения ад министрации области, Рострудинспекции, возможности эти используются далеко не полностью. Профилактическая работа про тив вредного влияния главных «врагов» ра ботающих на сахарном производстве — по вышенного шума, высокой температуры, запыленности — запущена. Не всегда сво евременно применяются промышленные пы лесосы, а работники не используют средст ва индивидуальной защиты органов дыхания и слуха. Выяснила комиссия и как это ска зывается на здоровье работающих. Почти все жалуются на головную боль, а профосмотры регулярно выявляют заболевания щитовид ной железы, повышенное артериальное дав ление. Конечно, чтобы исправить положе ние —одного желания (а у руководства пред приятия оно есть) мало, нужны серьезные материальные затраты. Правда, есть случаи, когда их и не требуется. Например, для ус тановки защитной арматуры на приборах электрооборудования, размещения предуп реждающих табличек у опасных узлов, мест проведения ремонтных работ, наведения порядка в бытовых помещениях, организа ции стирки спецодежды, не говоря уж о сво евременном ее приобретении. Однако очень важно, что и генеральный директор сахза- вода Олег Матюхов, и глава администрации района Валерий Тонких не стали в присут ствии областных служб защищать честь мундира, а очень серьезно отнеслись к «оз вученным» комиссией негативным фактам, которые постановлением административно го совета предписано устранить в первом полугодии. Кстати, на этом же заседании сельхоз кооперативу им. К. Маркса была вручена Почетная грамота облсовета депутатов и администрации области как одному из от личившихся в областном смотре-конкурсе за лучшую организацию охраны труда. Галина НОСАЧЕНКО, консультант областного управления труда и занятости населения. Д И А Л О Г « Л Г » ^ ПРО ВЕЗЕНИЕ И СОМНЕНИЕ Татьяна Нечаева. ' Александр Евгеньевич, , Саша, мне хочется в канун твоего первого круглого .юбилея, который как-то не соизмеряется с тобой, про- !*:следить происхождение щ. скульптора Вагнера с нача ла начал — с детства. щ Александр Вагнер. 1 Могу сказать о себе: я счас- тливчик. Уменя не было му- щ чений выбора - кем быть. щ Почему-то с раннего детст- I ва ощущал безусловную не- обходимость стать худож ником. Конечно, то, что мой отец —художник, значило многое. Это давало возмож ность для изучения искус ства с малых лет. Книг и , репродукций был полон ^дом. Почему моим делом Йстала не живопись, не гра- I фика, а скульптура? Кажет- Гф ся, для живописи у меня все !|| было под руками. Но я ско- ■ро понял, что не создан для нее, и никогда этим не му чался. Я — чистой воды «лепила». Мять кусочек глины или пластилина для меня удовольствие. Кажет ся, в словаре Брокгауза и Ефрона я прочитал опреде ление: скульптор —это ху дожник с особо развитым кистевым механизмом. Это, I действительно, какая-то I врожденная приспособлен- I ность к осязанию. Лепить I начал в самом раннем воз расте Если чуть утриро вать, то я больше ничего и ш не умею —только лепить. ш Т.Н. Существует мне- , ние, что талантливый чело- 1 |век талантлив во всем. ^Многим известны твои му- ^зыкальные способности. щ Ты артистичен и в песне, и ; в скульптуре. Гитара — не- ^отъемлемая часть твоего I обаяния. За эпиграммой в ■щ карман не полезешь. Не- ш ужели эти дарования тебя не искушали? ^ А В Сознательно я их I никогда в себе не развивал, хотя учился в музыкальной 4 школе играть на скрипке, Щ и мне прочили успехи в бу- йдущем. Но бросил. Я был щ не настолько увлечен музы- I кой, чтобы заниматься ею щ профессионально. А если по- й дилетантски —это нелепое "'занятие. А гитара... Она более теплая, камерная, ш очень подходит, чтобы в ?кругу друзей намурлыкать й что-то. Когда был молодой, 4 гитару не выпускал из рук. ®Сейчас реже к ней прика- I саюсь: времени меньше, да щ и сил почему-то. То ли го- 1лова занята проблемами § ныце.щивй„.страшноватой ж’изНи\"' ТТёсён'ме'н при- адумываться стало. Т.Н. А какие люди, ка- ®кие капризы судьбы сыгра- ' ли роль в твоем человечес- ; ком и художническом ста новлении? А.В. На интереснейших, редчайших людей мне вёз- ' ло. Начиная с моих родных. Бабушка, Анна Николаевна Болотова, закончившая с зо- ' лотой медалью Смольный институт и затем Сорбонну, тонко понимала красоту. Она в совершенстве знала несколько языков, замеча- тельно играла на рояле, йЛюбовь к истории, русско- йму языку, литературе, а , главное — понятия досто инства, порядочности — я унаследовал от нее. Мой ^отец — воплощение надеж- й ности. Он никогда ни на чем щ не настаивал, а только кор- I ректировал мои поступки и I суждения. Отец-друг. Ред- ;| кое везение! Мама — чело- ' век бесконечной преданнос- | т и , посвятившая свою ! жизнь двум художникам — отцу и мне. Дядя, архйтек- тор Александр Александро- щ ВИЧ Вагнер, жизнерадост- I иый, остроумный, эрудиро- I ванный, музыкально ода- |ренный, он тоже многое г1для меня значил. Оставил ' зарубку во мне замечатель- ный старик, Михаил Ивано- 4 ВИЧ Курилко, учитель мое- 4 го отца. Я счастлив, что с ^молодых лет был знаком с I московским скульптором I Никитой Антоновичем Ла- 4 ВИНСКИМ, крестным отцом 4многих липецких художни- I ков. А случайное знакомст- во с Андреем Александро вичем Древиным подарило бесценную дружбу. Время, проведенное с этим боль шим мастером, было насы щено тем, чему нигде не научишься, — у него было свое художническое и фи лософское отношение к ис кусству и жизни. Институт — невероятно счастливые годы. Такое задорное, моло дое, сильное время. И — великолепные сокурсники- друзья. Мы встречаемся, как встречались лицеисты, трогательно до слез. Рука вишников Саша, Переясла- вец Миша, скульпторы, те- Скульптору Александру Вагнеру, заслуженному художнику России, председателю правления Липецкой организации Союза художников - 50... С ним беседует искусствовед Татьяна Нечаева перь народные художники, академики, —с ними мы учи лись в одной мастерской у профессора Кербеля. Талан тливый Сергей Горяйнов, Лу- бенников Иван —монумента лист, один из лучших сейчас живописцев, острый, совре менный... Столько ярких лич ностей сразу — удивитель ное везение! После институ та возвращаюсь в Липецк и попадаю в уникальную сре- Весной 75-го была принята на молодежную в Москве, оттуда —на «Советскую Рос сию - 5», затем — на Всесо юзную... Т.Н. Это знаменитые «Медные трубы», которые трансформировались потом в монументальную вещь под названием «Интернацио нал», очень известную в на шем городе, удостоенную диплома Академии худо- жапием, размыкающим рамки темы или сюжета. Ты уважаешь зрителя и доверя ешь ему, оставляя простор для сотворчества. Памя 1 ный знак Бунину в Озерках — красивая и умная вещь, я бы сказала, аристократическая. Очень выразителен мону мент «Мир» на проспекте Победы. В нем воплощены твои ра:щумья о войне через мирный, восходящий к биб лейским мотивам сюжет. Вообще ассоциативность в твоих работах — особое ка чество скульптора Вагнера, очень 1 щнное. Не прими все это как юбилейный компли мент... Но вернемся к вехам твоей судьбы. Ты участвовал в создании полюбившегося липчанам памятника Петру I. Как тебе работалось в со авторстве с твоим коллегой Клыковым? А.В. Работа была ответ ственная и интересная. Вя чеслав Михайлович предоста вил мне полную свободу, он не настаивал на своей компо зиции, и барельефы были ис полнены по моим эскизам. Они возникли легко, как бы сами собой. Как замыслил, так и получилось. Т.Н. Но ведь у тебя была модель для собственного па мятника Петру. Насколько я знаю, он рассматривался раньше клыковского. Тебе не было обидно, что не ты по лучил этот заказ? А.В. Мне в самом деле М И К Р О Р Е Ц Е П З И Я МУЗЫКА НАД ОБРЫВОМ Поредевший оркестр в грохоте и реве гражданской войны — скульптурная компо зиция Александра Евгеньевича Вагнера. В верхнем парке над обрывом. Музыка меж ду белыми и красными. ...Шли к Якиру и к Деникину Старший брат и младший брат. И в любви к родному краю, И у жизни на краю Каждый думал; умираю Я за Родину свою ... (А. Жигулин) Почему переменчивое время не соста рило, не отменило эту работу скульптора Вагнера, как оно неминуемо отменяет, от метает всякую разную внутренне обветшав шую «монументальную пропаганду»? Да потому, что — не пропаганда это, не па мятник политическим идеям, а память о народной трагедии, не «человек с ружьем», не человек с саблей. Гражданская война — беда любого народа, разлом, катастро фа духа, катастрофа культуры на десяти летия вперед. И вот они — над обрывом исторгают музыку. Людям. Белым и красным. А я стою один меж них В ревущем грохоте и дыме И всеми силами моими Молюсь за тех и за других. (М. Волошин) ду и художественную компа нию: Сорочкин, Королев, Дво рянчиков, Сальников, Гриш- ко и, конечно, Виктор Семе нович Сорокин. Их професси ональные понятия, вкусовые ориентиры были очень близ ки московской школе, они шли в ногу с ней. Благода рен им за взыскательность: угодить им очень трудно. «Неплохо», «нормально» — это у нас уже похвала, пото му что знаем, сколь высока планка настоящего искусст ва. Эти несколько человек и создали липецкую организа цию Союза художников, с ее особым лицом, историей, би ографией. Мастера с боль шой буквы, они и сейчас впе реди, не знаю как сказать: к счастью или к сожалению? Новых лидеров не появилось. Жизнь искусства —это про цесс не всегда улучшающий ся, все зависит от времени, от моральных, нравственных устоев. Т.Н. Высокие критерии в пору твоей молодости чрез вычайно затрудняли участие в республиканской или все союзной выставке. Ты учас твовал практически во всех крупнейших смотрах с 1975 по 2000 годы. Они отмечали твои успехи, этапы творчес кого роста. Вспомни свою первую большую победу. А.В. Это была работа «Медные трубы». Она про шла сразу на три выставки. жеств СССР? А.В. Название «Интерна ционал» было дано в то вре мя, когда все было идеологи зировано. Многое поменя лось. Я ставил монумент к 70-летию Советской власти, теперь день Октябрьской ре волюции стал праздником Согласия. Искренне говоря, я тогда это и имел в виду. Мои трубачи без опознава тельных знаков, без звездо чек на шапках. Они — и те, и эти, и красные, и белые. Я выразил в этой работе мое представление о том време ни. А в первоначальном на звании было закодировано вот что: огонь и воду мы уже прошли, а медные трубы... Так повезло в жизни, что эта композиция нашла свое мес- Т.Н. В художественном мире ты известен станковы ми работами. Они демон стрировались на главных выставках страны. Многие воспроизводились в журна лах, альбомах. Они свиде тельствовали о рано сформи ровавшихся почерке и твор ческом кредо. Красивые про порции, лаконичные завер шенные формы, выразитель ная фигура поверхности — на всем отпечаток вкуса, элегантности, что ли. И эта форма, обобщенная, часто доведенная до знака, симво ла, даже иероглифа, всегда наполнена серьезным содер- казалось, что мой замысел более соразмерен Липецку. Петр сегодняшний мог бы стоять где-то в Питере, он мне видится на фоне Финско го залива, с ветром. У меня было другое, более психоло гическое, что ли. В то время сама жизнь настраивала меня на размышления об от ветственности правителя за его деяния. Одинокая верти кальная фигура между небом и землей, скрестившая руки на груди. Моя идея — раз думье, сомненье. У Клыкова — утверждающее, оптимис тическое начало. А мастера этого и человека я очень люб лю и уважаю. Горд, что до велось вместе работать. Т.Н. Над чем ты сейчас трудишься? А.В. Закончил компози цию «Художник», посвящен ную Виктору Семеновичу Сорокину. Сейчас завершаю работу над монументом к 300- летию нашего города. Он представляет собой высокую колонну, с венком наверху, под ним — символические фигуры основателей Липец ка —моряка, кузнеца, кора бела, военного инженера. На колонне два барельефа с изо бражением Петра I. На пос таменте вязью должны идти слова, прославляющие город и его основоположников. Мо нумент предполагается уста новить на улице Ленина в створе улицы Желябова. Он будет хорошо виден изда- лека. От этого места нлани- I руется построить большую лестницу, спускающуюся в й Нижний парк. Работа уже р сделана на девяносто про- й центов, авторский кол.7шк- ’л тив —художник Дворянчи- ш ков, архитектор Соншт.ов и я. Кроме этого я работаю р над памятником Тихону За- 8| донскому. Это портретная й фигура. Идею подал мне | Кльшов, когда увидел в щ моей мастерской неболь - 4 шую вещь «Монах». Я ему ш благодарен за одобрение и р поддержку. р Т.Н. Во время рабом.! ты чаще доволен собой или Щ испытываешь сомнения? щ А.В. Не бывает худож- 4 ника без сомнений. Но меня ш так увлекает, захватывает ш работа, что сам процесс ее щ приносит удовлетворение, о й результатах же судить не Р мне. Если что и мчч.пм, го это вечная нехват 1 :а време ни. Монументальные в(мцп заказывают скоропалитель-1| но — к дате, к празднику, й Раздражает, что нет воз-1 можности выложиться до ш конца. I Т.Н. Недавно 1 ы вновь избран председателем й правления Липец];он ор| а- низации Союза межни ков^ Это твой пятый выбор ный срок, в общей сложное- Р ти девятый год председа- I тельства. Как ты это совме- щаешь с творчеством? ^ А.В. Трудные стуацпп меня активизируют, дис- / циплинируют. Я никогда р не впадаю в панику, а мо- ) билизуюсь всеми си ымп. Т.Н. Что ты более всего ^ ценишь в людях? | А.В. Порядочность, вер- р ность, доброту. Есть люди, р способные лязгнуть зубами, | перекусить, ворваться, про-1 рваться, вырвать у кого-то | кусок из глотки. Я так не умею и не хочу. Мне 1 с. 1 яс(ч- ся, всем должно хватать р места. Я не знаю таких слу-1 чаев, чтобы нечто деисгви- тельно ценное про 1 ы ю со всем. Все хорошее <|Г)я.!. 1 - тельно находит воп ющеипе в жизни. р Т.Н. Что ты еще не при- | емлешь? I А.В. Не знаю. С годами я стал не то что бы добрее, , а злости нет. Не мо! \ себя на злость настроить, даже | за подлость. Не могу жить Щ с чувством злобы, с жела- Р нием мести. Это не значит, V что я такой всепрощенец. ^ Просто с определенными % людьми я не знаюсь. Ху- ^ дожнику дано много чутья. Р •Мычувствуем больше, чем^ .зндем. , й , . Т.Н. Твои предпочтения в искусстве? р А.В. Навсегда любимы ' мной Манцу, Цадкин, Муф. 1 Их творчество — пример ' формальной красоты, мас терства, очень глубокой , мысли, философски неожи данной. Цадкин лепил Ор-' фея, когда фашисты вошли ,, в Париж. Не сапоги, грохо- ш чущие по мостовой, а сим вол человека, вышедшего из ада. Это по-художничес- ки. Или у Брейгеля «Сле- ж пые» — философия всей жизни на все века. Не знаю умнее работы. Это один из любимейших мною худолс- « ников. ш Т.Н. У тебя есть рельеф й — во второй художествен- , ной школе. В нем гы пока зал детям историю скуль птуры и самые разные ее возможности —от кругло- ' го портрета до тончайшего рельефа, плакетки, скифс кой виньеточки, отАссирии и Египта до современной пластики. Даже себя изо бразил. И написал и.зрече- ние древних, которое ты особенно любинш. Ш А.В. «Жизнь коротка, искусство вечно». Для меня большой смысл в , этом. Жизнь даже слишком , коротка. I Т.Н. В одной твоей пес- , не есть строчка: «Я все от- щ дал бы за единый миг». " Это о чем? » А.В. О миге истины. Очень много эрзацев в жиз- ни, много поддельного, по хожего, но не настоящего. Мгновение откровения — это уже одним глазком Бога увидеть. Это мечта об абсо люте. Т.Н. Наедине с самим собою, что пожелаешь себе в день юбилея? А.В. Наверное, любви. Чтобы я любил людей, дру зей, все, что я делаю. И чтобы меня не забывали. Хочется обоюдной любви, чем по жизни и не обижен был никогда. Тоже одно из везений. Ичтобы продолжа лось оно как можно дольше. Татьяна НЕЧАЕВА. ОТ ЛЬВА толаого ДО НАШИХ ДНЕЙ ЛИПЕЦК В МОСКОВСКИХ ГАЗЕТАХ Публикуем очередную подборку перечня последних публикаций о Липецке Владимирова И. Новоли пецкий металлургический ведет модернизацию и повышает про изводительность труда. (По ма териалам беседы с зам. дирек тора комбината Е. Матюшем) Экономика и жизнь. — Русь. 29 марта. Оживают страницы прошло го (О Л. Г. Гнатюк — учительни це хворостянской средней шко лы N 0 1 и ее туристско-краевед ческом кружке). Учит. газ. 4 ап- Светлова Л. Молодым вез де у нас дорога. Если они ли пецкие музыканты. (О творчес ком сотрудничестве Липец, сим- фон. оркестра и одаренных де тей из школ искусств г. Липец ка). Комсомольская правда. 4 апреля. Воробьев А. Последняя станция: на железной дороге прощались с жизнью не только герои Льва Толстого, но и сам писатель. [(О последних днях жизни Л. Н. Толстого на ст. Ас- тапово (Лев Толстой)]. Гудок. 5 апреля. Вуколов А. Александр Вар ченко — человек-загадка. [А. В. Варченко родился в 1881 г. в Ельце в семье нотариуса. В 20- 30 гг. — сотрудник Института мозга, руководитель секрет, лаб. нейроэнергетики, исследо ватель паранормальных спо собностей человека, расстрелян в 30-е г.]. Мед. газ. 7 апреля. Европейский кредит для но вого онкоцентра в Липецке. [Об ращение О. Королева в Евро пейский благотворительный фонд]. Комсомольская прав да. 14 апреля. Липецкие «чернобыльцы» — кавалеры ордена мужества. [М. Барвинский — пред, правления обл. организации «Союз «Чер нобыль России», Ю. Зверев — пред. Елецкого отделения «Со юза...»]. Комсомольская прав да. 15 апреля. Малеванный В. Есть толь ко миг... Воспоминания летчи- ка-испытателя. [О кн. Героя Со ветского Союза В. Меницкого «Моя небесная жизнь» (изд-во «Олма-Пресс»), в которой он рассказывает о буднях центра боевого применения ВВС в Ли пецке]. Патриот. № 15 (апрель). Елена НИКИТИНА, главный библиограф областной научной библиотеки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz