Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
2 9 а п р е л я 2 0 0 0 г . , № 8 8 -8 9 ( 2 1 2 1 6 - 2 1 2 1 7 ) Ж И П Е Ц К А Я еЖ га з е т а Г АРХИВНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ВЫДАННОЕ ПО КАРТОН ФИ % к «...Забота о детях и матерях и об укреплении семьи всег- ' да являлась одной из важнейших задач советского государ- Охраняя интересы матери и ребенка, государство ока зывает большую материальную помощь беременным жен щинам и_^матерям на содержание и воспитание детей. Во время войны и после войны, когда для многих семей име ются значительные материальные затруднения, требуется дальнейшее расширение мероприятий государственной по мощи. В целях увеличения материальной помощи беремен ным женщинам, многодетным и одиноким матерям, поощ рения многодетности и усиления охраны материнства и дет ства, Президиум Верховного Совета Союза Советских Со циалистических Ресг^лик постановляет: увеличить государ ственную помощь многодетным и одиноким матерям. Уве личить льготы беременным женщинам и матерям. Расши рить сеть учреждений охраны материнства и детства». (Из Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усиле нии охраны материнства и детства», от 8 июля 1944 К ГОДОВЩИНЕ УКАЗА Большую выставку готовят детская и женская консуль- к тации Липецка к годовщине Указа Президиума Верховного Р Совета СССР от 8 июля 1944 года. Оформляется витрина из фотографий детей, состоящих на учете в консультации, диаграммы, в которых отражается работа со времени издания Указа. Так, в 1 квартале 1944 года на учете состояло 2025 де тей, а в 1 квартале текущего —2258 человек. С 8 июля 1944 года консультацией выдано 644 комплекта детского прида ного, 1000 кусков мыла... Большую работу провел социально-правовой кабинет, в котором получили консультацию около 2000 человек. ДЕТЯМ ФРОНТОВИКОВ Дирекция и местком госшвейфабрики № 3 Липецка про являют большую заботу о детях фронтовиков и инвалидов Отечественной войны. Детям роздано 30 пар обуви и 120 кос тюмов. ЗАБОТА о МНОГОДЕТНЫХ Отеческой заботой окружает Советское правительство под растающее поколение. Многосемейным гражданам выдают ся крупные денежные пособия. Только за 25 дней января 1942 года липецким горФО выдано в помощь многодетным около восьми тысяч рублей. В первом квартале 1942 года горисполкомом выплачено многодетным семьям 56000 рублей единовременных пособий по многосемейности. Чуткостью и заботой окружены семьи бывших рабочих Новолипецкого завода, а ныне бойцов и командиров Красной Армии. Только за апрель 1942 года дирекция и партком обес печили 44 семьи хорошими квартирами и топливом. МАТЕРИНСКОЕ СПАСИБО Все увеличивающаяся сеть детских яслей и садов обеспе чивает женщинам полную возможность работать, помогать Красной Армии в войне с гитлеровской Германией. У сотен матерей нашего города дети воспитываются в яслях и детсадах. «Я стахановка, — пишет в редакцию газеты «Липецкая коммуна» работница мотороремонтного завода Куликова. — Все свои силы отдаю на то, чтобы как можнй,больше деталей» сделать для моторов. Я вся отдаюсь работки в свои-пра^ф матери вступаю лишь только тогда, когда детишки возвра-' щаются из детского очага. Все годы мои ребята воспитыва ются в яслях и саду. Только благодаря этому я имею воз можность трудиться и быть спокойной за своих детей». Хорошо поставлена воспитательная работа в детском саду № 2. Этот сад — второй дом для ребят. В нем они приобща ются к культуре, развивают речь, занимаются художествен ной самодеятельностью. В детском саду хорошо кормят р( бят, заботливо ухаживают за ними. Мать Юры и Нелли Мохначевых в письме в редакцию «Липецкой коммуны» пишет: «Приношу глубокую благодарность коллективу воспита телей детского сада № 2, где находятся двое моих детей. Чуткое и внимательное отношение проявляют они к нашим детям, с любовью выполняют свои обязанности. Мои дети в этом саду научились опрятности и вежливости, хорошо дек ламируют стихи, полюбили музыку». Большую благодарность приносят матери коллективу дет сада № 18. «Условия, которые созданы для наших детей в детсаду. —пишут Блинова, Собакина иТСрасникова, —вполне позво ляют нам спокойно работать, неустанно помогать нашим мужьям-фронтовикам. Дети с интересом посещают садик, раз виваются там, разучивают новые игры и песни. Питание для детей разнообразное и вкусное». Воспитание детей —большой благодарный труд, который по силам нашей советской женщине. Спасибо ей за него, за внимание и заботу о детишках, родители которых честно вы полняют свой долг перед Родиной. ШКОЛЬНИКИ - КРАСНОЙ АРМИИ Только за первую четверть 1943-1944 учебного года в школах Липецка собрано на подарки бойцам Красной Армии, а также на теплые вещи 33940 рублей, отправлено в под шефные госпитали 530 килограммов овощей, картофеля и других продуктов. НЕОБХОДИМОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ УБИТЬ БУДУЩЕЕ | р 1 И... ВОЙНА. И 10 ЖПВЬПЬ 1 ЭТИХПОНЯИЙ? ПОКАЗАНА- 0 В 1 Щ 1 МЬ. I п о и «о дети, живет и етыс ч 'бреющем полете. | | Фашисты пользовались безв<) щ занностью в первый период воины 4; Они выполняли прямое указание Гит- р лера: «Россия должна быть ликвиди- I сумел^ I 8рована... Советское государство долж Щ но быть разрушено одним ударом» I В памятке немецкого солдата отмена лось: «Германец —абсолютный хозя Р ин мира... И, как подобает германцу ^ он должен уничтожать все живое р Убивай всякого русского, не останав- ^ ливайся, если перед тобой старик или Ц женщина, девочка или мальчик — Ь убивай». И они убивали. I *' В российских архивах сохранил ся отчет карателей об истреблении жителей одной из деревень Белорус сии — Борки. «Расстрел начался в Ш 9.00 и закончился в 18.00. Он прохо- ;; дил без осложнений... Расстреляны 705 человек. Из них: женщин —372, ^ детей — 130. При проведении опера- ции израсходовано: винтовочных пат- ■ Ьй ронов — 786, патронов для автомата 2496 штук». ^ Спедантичностью и цинизмом под- ^ считано, во сколько обошелся расст- Щ рел. Потери составили более трех ты- ш сяч патронов!.. ( Детей уничтожали в концлагерях. Ж ^ в |1В ^ ад и^1,^ ^м аш 1ю, где-ошь' гЙШи от тяятелоготюдневольного тру- т да. Их морили голодом в осажденном ш Ленинграде. До нас дошел пронзи- т тельной силы дневник Тани Савиче- вой. Она писала: «Умерла бабушка — .у 25 января 1942, умерла Лека — 17 X марта 1942, умер дядя Вася — 13 * апреля 1942, умер дядя Леня — 10 мая 1942, умерла мама — 13 мая 1942. Умерли все. Осталась одна Не случайно были приняты пос тановления СНК СССР (январь 1942 г.) «Об устройстве детей, оставших ся без родителей», и в сентябре 1943 года — «Об улучшений работы детс ких домов». В ходе реализации этих документов в нашей стране открыва лись детские дома, школьные интер- I наты Создавались общественные ор- ^ ганизации, шефства, попечительские | м советы. Улучшалось медицинское обслуживание, питание. Выли повы шены нормы снабжения топливом. Воспитатели детских домов снабжа лись теперь по нормам рабочих про мышленности, транспорта и связи. В январе 1946 г. в СССР насчиты валось 5390 детских домов. Вних про- I ®'*живало 560 тысяч детей войны... Воина изменила условия деятель ности самой массовой детской орга низации — пионерской. Пионеры стремились помогать взрослым в борь- I бе с немецко-фашистскими захватчи ками: становились разведчиками, юнга ми на кораблях, партизанами, создава ли подпольные пионерские организации, помогали укрывать раненых. За боевые подвиги тысячи пионеров были награждены орденами и медаля ми. Среди них орденом Ленина —Толя Шумов, Вася Коробко, Володя Казначе ев. 16 пионеров — орденом Красного Знамени, Отечественной войны 1-й сте пени, Красной Звезды, медалью «За от вагу». Сотни — медалью «Партизану Великой Отечественной войны». Свыше 15 тысяч — медалью «За оборону Мос квы» и свыше 20 тысяч — «За оборону Ленинграда». Многие пионеры отдали жизнь в борьбе за свободу и независимость со циалистической Родины, трое посмерт но удостоены звания Героя Советского Союза — Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик. В тылу пионеры помогали взрослым собирать деньги на постройку танков и самолетов. За 1942-1944 годы школь ники выработали в колхозах около 600 миллионов трудодней, собрали 186 ты сяч тонн лекарственных растений. Ши- ^,рр1^рдзве^)1;Ш1ся сбор теплых вещей^. для"*фронта.‘'Провойились воскресники> «Пионеры —фронту». Они помогали воз водить укрепления, вести домашнее и школьное хозяйства, помогали семьям фронтовиков, собирали металлолом, озе леняли улицы и дворы, выращивали домашних животных и птиц. На место ушедших на фронт к стан кам становились старики, женщины и дети. Школьники направлялись учить ся в систему «Трудовых резервов», В учебные заведения было направлено 2121,4 тысячи подростков. Всего из «Трудовых резервов» промышленность, тргшспорт, строительство, сельское хо зяйство получили свыше 2480 тысяч молодых рабочих. Фашистской Германии школы были без надобности. Гиммлер подчеркивал, что русские нам нужны как рабы. Им не надо давать культуру, вполне доста точно, во-первых, чтобы их дети в шко лах запоминали дорожные знаки; во-вто рых, чтобы они выучили таблицу умно жения, но только до 25; в-третьих, что бы они выучились подписывать своюфа милию. Больше им ничего не надо. Школьному фонду был нанесен ог ромный ущерб: разрушены зда ния, сократилось в два раза число учащихся. И тем не менее школы работали даже в условиях обороны Москвы, Ленинграда, Одес сы, Севастополя, Керчи. Центральной задачей советской Щ школы было обеспечение всеобуча, р предотвращение безнадзорности, под- й держание на должном уровне и со- Ш вершенствование качества обучения, Й усиление идейно-политического и Ш военно-патриотического воспитания Ш учащихся. р Во многих тыловых областях и '-4 республиках школьники составляли V- боту на военный лад. Изменились и условия работы детса дов. В них принято много детей, отцы которых героически сражаются за Родину, а матери на производстве отдают все свои силы на оборону страны. Таким семьям крайне необхо дима помощь детского сада. Воспитатель должен следить за тем, чтобы ребенок был всегда чист и опрятен. Случается, что родителям некогда почистить детскую одежду, положим, пришить пуговицу — это должен сделать сам воспитатель. Так разрешается этот вопрос в детсаду № 2, который явля ется примером глубокой заботы о детях. Здесь заботятся о внешнем виде детей, их одежде. Проводят веселые игры. Воспитатели чутко и внимательно относятся к каждому ре бенку. Само помещение детсада сверкает чистотой. Благода ря наличию своего подсобного хозяйства здесь так же хоро шо обстоит дело с питанием. КОНЦЕРТЫ ЮНЫХ МУЗЫКАНТОВ 11 концертов дала детская музыкальная школа за истек шие два месяца. К 23 февраля 1942 г. здесь готовят большой концерт, который состоится в городском театре. Сбор от кон церта будет передан в фонд обороны Родины. ОТКРЫТИЕ ЦИРКА труппа одного из передвижных московских цирков за кончила гастроли в г. Уфе и выезжает в Липецк, где пробу дет в течение двух месяцев. В ее программе все виды циркового искусства: акробати ка, жонглеры, сатира. Открытие цирка состоится в мае 1942 года. МОЛОДЕЖЬ УЧИТСЯ ТАНЦЕВАТЬ При Доме учителя создан кружок европейских танцев. В него записалось много молодежи. 21 июня 1942 года здесь состоялся выпуск первой группы кружковцев, в которой за нималось 30 человек. У КРУГЛЫХ СИРОТ появляю тся РОДИТЕЛИ Дети, потерявшие родителей, везде находят помощь и заботу. На приобретение обуви и одежды детям-сиротам го роно выдал три тысячи рублей. 60 ребят определено бесплатно в детсады, 42 зачислены в школу ФЗО, 36 круглых сирот усыновлены гражданами Липецка. в I- Й одну треть рабочей силы в сельском хозяйстве. Старшеклассники городоь сочетали учебу с трудом на промыш ленных предприятиях, транспорте, в строительстве. 4 Накопленный в годы войны в шко- лах опыт оказал значительное влия- ние на дальнейшее развитие народно- % го образования в СССР. /- ... День Победы, который мы бу- 4 дем праздновать в пятьдесят пятый ^ раз, —это память, урок и скорбь. Это Щ слава и напоминание о том, что при- шлось пережить. В костре Великои Отечественной сгорело мно с детей Больно всиожин^ь. ' Тема «Дети и война не юкрч.па и сегодня. 1’олько теперь др^ ая об становка. Нынче дети разделились на богатых и бедных. У первых собаки * и кошки живут припеваючи, вторым подчас приходится есть один раз в ^ сутки. & Тема не закрыта и потому, что 7 дети гибнут в локальных войнах. Но ф самое опасное —их «убивают» в про- /; пагандистской войне на телевидении, где экран оккупировали американс- 1' кие боевики, низкопробные фильмы со стрельбой, убийствами, порногра фией, сексом. Везде и всюду, даже в ^ мультфильмах, юным россиянам на- %, вязывается американский образ жиз- ни, культ денег и насилия. Дети — будущее страны. А при таком подходе будущего у нас может ^ и не быть... ^ Александра ЛЕБЕДЕВА, -/ директор Центра документации " " ' Г - . , ЮНЫЙ СТРОГАЛЬЩИК Коле Гришуткину было четырнадцать с половиной лет, когда он пришел к директору торфоразработок и заявил: «Хочу учиться на токаря». Его поставили за строгальный станок. Прошло шесть ме сяцев. Николай Гришуткин стал квалифицированным стро гальщиком. Его выработка —полторы нормы. ЮНЫЙ МАШИНИСТ Когда началась Отечественная война, шестнадцатилетний сын механика мельницы — Станислав Чекмарев — решил пойти на производство, приобрести квалификацию и заменить того, кто ушел защищать Родину.- За четыре месяца Станислав отлично освоил управление дизелем и начал работать помощником машиниста. ПОДАРОК ВАЛИ НАУМОВОЙ Шестилетняя Валя Наумова, проживающая в доме № 1 по улице Первомайской в Липецке, послала на фронт в ка честве новогоднего подарка кисет, который вышила сама. На днях Валя получила с фронта письмо от бойца В. Шар кова. Он пишет, что кисет ее достался ему и он сердечно благодарит Валю за подарок. УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ и УЧИТЬСЯ... в суровые дни Отечественной войны на фабрики, заводы, на железнодорожный транспорт на смену старшим братьям и отцам, ушедшим в Красную Армию, пришли юноши и де вушки. Поэтому еще в 1942 году возникли первые школы рабочей молодежи, задача которых состояла в том, чтобы помочь трудящимся юношам и девушкам получить образо вание без отрыва от производства. Осенью 1943 года по решению Совнаркома Союза ССР школы рабочей молодежи были созданы повсеместно. Руководители предприятий на основе решения Совнарко ма обязаны были создавать нормальные условия для рабо- чих-учащихся: освобождать их от сверхурочных работ, дли тельных командировок, составлять график работы примени тельно к дням занятий, организовать двухразовое питание, отпуск обедов вне очередй и выдачу промтоваров в первую очередь. ПОПОЛНИМ ШКОЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ (Из письма Курского областного комитета профсоюза ра ботников начальной и средней школы председателю РК со юза РНСШ). Товарищи! Школы, освобожденные от немецких захватчиков, испы тывают острую нужду в детской книге. Их учащиеся во вре мя немецкой оккупации стосковались по хорошей, увлека тельной советской книжке, жадно тянутся к ней. Школьные библиотеки, разгромленные фашистскими вандалами, долж ны быть восстановлены в кратчайший срок. Было бы хоро шо, если каждый учитель и учащийся из своей личной биб лиотеки выделили хорошую нужную для учащихся книгу. Этот вклад значительно бы помог увеличить фонды школь ных библиотек, а там, где они разгромлены, положил бы на чало к их воссозданию. Август, 1943 г. Зав. культотделом БОЛОХОВСКАЯ. А МЫ С ТОБОЙ, БРАТ, ИЗ ДЕТДОМА... (Из постановления Совнаркома Союза ССР и ЦК ВКП(б) от 26 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановле нию хозяйства в районах, освобожденных от немецкой окку пации»). 1. О специальных детских домах Обязать Наркомпросы РСФСР и УССР организовать в те чение сентября — ноября с. г. специальные детские дома с контингентом воспитанников в общем количестве на 16300 чел., из них по РСФСР — 13100 человек. Обязать первых секретарей обкомов (крайкомов) ВКП(б) и председателей облисполкомов (крайисполкомов) изыскать и выделить необходимые помещения для специальных детс ких домов, произвести их приспособление и ремонт, обеспе чив детские дома потребным хозяйственным Оборудованием и инвентарем (кровати, столы, стулья, кухонный и столовый инвентарь и т. д.). Обязать Наркомторг СССР обеспечить целевым назначе нием первоочередное бесперебойное снабжение детей специг альных детских домов продуктами питания. 2. О детских приемниках Обязать НКВД СССР организовать 29 при,емников-распре- делителей емкостью на 2000 детей. Краевым и областным исполкомам депутатов трудящих ся выделить для организуемых детских приемников-распре делителей соответствующие помещения, необходимый инвен тарь и транспорт. ОТКРЫВАЕТСЯ ДЕТСКИЙ ДОМ в Липецке открывается детский дом для детей-сирот. На ремонт здания и закупку всего необходимого детям государ ство отпускает 32 тысячи рублей. Горячее участие в подго товке детям удобного и уютного жилья принимает молодежь города. За короткое время в горком комсомола поступило от комсомольских и пионерских организаций свыше трех ты сяч рублей, много посуды и различных вещей домашнего обихода. Детдом начнет работать с 15 июня 1942 года. ДЕТСАДЫ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ Советское правительство ставит перед детсадами задачи исключительной ответственности и важности —охрану жиз ни детей, заботу о их здоровье. Страна перестроила свою ра- БЛАГОДАРЯТ ВЕТЕРАНЫ Интересную переписку ведут пионеры 5 класса «В» муж ской средней школы № 5 с фронтовиками. В своих письмах защитникам Родины они рассказывают о своей учебе, работе тимуровских команд. В ответ им с передовых позиций прихо дят сердечные письма, в которых —благодарность тимуров цам за заботу о семьях воинов. «Дорогие ребята, —пишут фронтовики, —вот окончится война, вернутся отцы и братья в свои семьи и горячо отблаго дарят вас за ваши хорошие, благородные дела. Вы помогаете нам бить врага. Спасибо вам фронтовое». «Дети мои, милые! Получил я ваш подарок, очень доволен был. Благодарю вас за ваш привет. Тронули вы меня за сердце, даже слезы на вернулись. Я — боец, рождения 1903 года. Имею четырех школьников, все девочки. Они так же, как и вы, учатся на отлично и хорошо. Моя Нюра учится в 5 классе, имеет за два года почетную грамоту. Вот за Нюру мою, за детей моих, за вас я и воюю. Лейтенант Мошин». С особой любовью раненые пишут о своих маленьких ше фах. Ученики средней школы № 1 23 февраля 1943 года по сетили один из полевых госпиталей. Вот что про это посеще ние говорит раненый боец, украинец Захарченко: «Посмотрел я на девочку Машу, поговорил с ней, и будто со своей дочуркой повстречался. У меня дома на Украине такая же белокуренькая девочка. Кто знает —жива ли она?» Гов. Чернецова, работающая на руднике, имеет двух де тей. 3 февраля 1942 года она усыновила еще двух детей, потерявших родителей. Дети хорошо обеспечены, отлично Отец Иры и Жени перед уходом в армию зашел в гороно. Он показал мобилизационную повестку и добавил: —Вот детишки у меня одни остаются. Но дети одни не остались. Незнакомая женщина охотно приняла их. Так Елена Ивановна Гончарова стала матерью троих де- | тей. Воспитывать было трудно. В семье не хватало денег. Тогда Елена Ивановна стала продавать свои вещи, чтобы п одеть, накормить своих приемных детей. Недавно купила I и Жене обувь. «В апреле 1943 года, когда дети прихворну ли, она от кровати не отходила. «Ночей не спала, недоедала а выходила», — говорят про нее соседи. Случилось так, что Юра Пушилин остался в своей квар тирке один. Тогда его взяла к себе Полина Ивановна Гри щук. Вот и сейчас она с любовью рассказывает о Юре, о том, какой он догадливый, умный. Рассказывает так, словно речь идет о родном сыне. Да он и в самом деле стал родным Гри- щук. Она ему готовит праздничный костюм. Юра отлично питается. Их много, таких вот незаметных советских женщин, торым воины от души скажут отцовское «спасибо» за своих детей. и спокойно, и РАДОСТНО НА ДУШЕ У БОЙЦА в детские железнодорожные ясли 18 марта 1944 года пришло письмо от фронтовика К.И. Васютина. «Шлю свой горячий, красноармейский привет коллекти ву, обслуживающему детские железнодорожные ясли, —пи шет красноармеец. —Большое спасибо вам за нежный, вни мательный, материнский уход за нашими малышами. Как радостно здесь, на фронте, получать письма, в которых сооб щается, что наши дети не оставлены без присмотра, что о них заботятся. Я сйокоен за свою дочку Надю, которая в настоящее вре мя находится в железнодорожных яслях. Мы, фронтовики, воодушевленные добрым, ласковым от ношением к вашим детям, е еще большей энергией, не жа лея сил и жизни, бьем и добьем немецких оккупантов». Липецкой области. В ВОЗДУХ ЛЕТЕЛИ ФУРАЖКИ И ШАПКИ: ПОБЕДА! Рано, очень рано проснулись ребята. Они повскакали с кроватей, обожженные одним коротким словом «Победа». По Сталинской, Первомайской, Ленина, по всем улицам города мчались мальчики и девОчки. Они кричали, захлебываясь от радости, в воздух летели фуражки и шапки... Еще не было и пяти утра, а у первой женской школы — толпа. Она растет с каждой минутой. —Нам Марию Дмитриевну, директора скорее... Начались поздравления, объятия. На здании школы уже полощется красное знамя. Десятиклассница Лиза Киселева пишет мелом: «Враг разбит, победа за нами». Шура С1ухом- линова прибивает плакаты... —Победа, победа! —эти слова передаются из уст в уста. С этими словами школа вышла на демонстрацию. Не надо произносить «счастливое детство», и без того волнуешься, глядя на шагающих по площади школьников. В этот день они были особенно хорошими, веселыми, милыми, потому что они дождались счастья, которого теперь никогда не отнимет Гитлер. А вечером в первой школе был бал. Самый настоящий, торжественный бал. Играли вальс, старинный русский вальс, старшеклассницы кружились с юношами, приглашенными из 5-й мужской школы. Здесь есть и военные. Их трое — Ворожеин, Ермаков и Куницын. Совсем недавно вернулись они из госпиталя и при шли в свою школу на бал. Как хорошо, что бывшие воспи танники, с боями прошедшие сотни и тысячи километров, не забыли родную школу. Скоро придут сюда еще десятки пар ней с военными знаками различия, с орденами. Волнующи ми будут эти встречи. Вдруг смолкла музыка, зал застыл, притих, насторожил ся — по радио говорил Сталин. Он приветствовал советский народ с победой. Снова музыка, снова веселье, которого ни один школьник еще не испытывал в своей жизни. Учителя смотрели на них и восторгались: приятно видеть такую юность, которой те перь ничего не грозит, впереди у которой широкая, ясная дорога... (По материалам Центра документации новейшей истории Липецкой области).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz