Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

2 9 а п р е л я 2 0 0 0 г . , № 8 8 -8 9 ( 2 1 2 1 6 - 2 1 2 1 7 ) Ж И П Е Ц К А Я еЖ га з е т а Г АРХИВНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ВЫДАННОЕ ПО КАРТОН ФИ % к «...Забота о детях и матерях и об укреплении семьи всег- ' да являлась одной из важнейших задач советского государ- Охраняя интересы матери и ребенка, государство ока­ зывает большую материальную помощь беременным жен­ щинам и_^матерям на содержание и воспитание детей. Во время войны и после войны, когда для многих семей име­ ются значительные материальные затруднения, требуется дальнейшее расширение мероприятий государственной по­ мощи. В целях увеличения материальной помощи беремен­ ным женщинам, многодетным и одиноким матерям, поощ­ рения многодетности и усиления охраны материнства и дет­ ства, Президиум Верховного Совета Союза Советских Со­ циалистических Ресг^лик постановляет: увеличить государ­ ственную помощь многодетным и одиноким матерям. Уве­ личить льготы беременным женщинам и матерям. Расши­ рить сеть учреждений охраны материнства и детства». (Из Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усиле­ нии охраны материнства и детства», от 8 июля 1944 К ГОДОВЩИНЕ УКАЗА Большую выставку готовят детская и женская консуль- к тации Липецка к годовщине Указа Президиума Верховного Р Совета СССР от 8 июля 1944 года. Оформляется витрина из фотографий детей, состоящих на учете в консультации, диаграммы, в которых отражается работа со времени издания Указа. Так, в 1 квартале 1944 года на учете состояло 2025 де­ тей, а в 1 квартале текущего —2258 человек. С 8 июля 1944 года консультацией выдано 644 комплекта детского прида­ ного, 1000 кусков мыла... Большую работу провел социально-правовой кабинет, в котором получили консультацию около 2000 человек. ДЕТЯМ ФРОНТОВИКОВ Дирекция и местком госшвейфабрики № 3 Липецка про­ являют большую заботу о детях фронтовиков и инвалидов Отечественной войны. Детям роздано 30 пар обуви и 120 кос­ тюмов. ЗАБОТА о МНОГОДЕТНЫХ Отеческой заботой окружает Советское правительство под­ растающее поколение. Многосемейным гражданам выдают­ ся крупные денежные пособия. Только за 25 дней января 1942 года липецким горФО выдано в помощь многодетным около восьми тысяч рублей. В первом квартале 1942 года горисполкомом выплачено многодетным семьям 56000 рублей единовременных пособий по многосемейности. Чуткостью и заботой окружены семьи бывших рабочих Новолипецкого завода, а ныне бойцов и командиров Красной Армии. Только за апрель 1942 года дирекция и партком обес­ печили 44 семьи хорошими квартирами и топливом. МАТЕРИНСКОЕ СПАСИБО Все увеличивающаяся сеть детских яслей и садов обеспе­ чивает женщинам полную возможность работать, помогать Красной Армии в войне с гитлеровской Германией. У сотен матерей нашего города дети воспитываются в яслях и детсадах. «Я стахановка, — пишет в редакцию газеты «Липецкая коммуна» работница мотороремонтного завода Куликова. — Все свои силы отдаю на то, чтобы как можнй,больше деталей» сделать для моторов. Я вся отдаюсь работки в свои-пра^ф матери вступаю лишь только тогда, когда детишки возвра-' щаются из детского очага. Все годы мои ребята воспитыва­ ются в яслях и саду. Только благодаря этому я имею воз­ можность трудиться и быть спокойной за своих детей». Хорошо поставлена воспитательная работа в детском саду № 2. Этот сад — второй дом для ребят. В нем они приобща­ ются к культуре, развивают речь, занимаются художествен­ ной самодеятельностью. В детском саду хорошо кормят р( бят, заботливо ухаживают за ними. Мать Юры и Нелли Мохначевых в письме в редакцию «Липецкой коммуны» пишет: «Приношу глубокую благодарность коллективу воспита­ телей детского сада № 2, где находятся двое моих детей. Чуткое и внимательное отношение проявляют они к нашим детям, с любовью выполняют свои обязанности. Мои дети в этом саду научились опрятности и вежливости, хорошо дек­ ламируют стихи, полюбили музыку». Большую благодарность приносят матери коллективу дет­ сада № 18. «Условия, которые созданы для наших детей в детсаду. —пишут Блинова, Собакина иТСрасникова, —вполне позво­ ляют нам спокойно работать, неустанно помогать нашим мужьям-фронтовикам. Дети с интересом посещают садик, раз виваются там, разучивают новые игры и песни. Питание для детей разнообразное и вкусное». Воспитание детей —большой благодарный труд, который по силам нашей советской женщине. Спасибо ей за него, за внимание и заботу о детишках, родители которых честно вы полняют свой долг перед Родиной. ШКОЛЬНИКИ - КРАСНОЙ АРМИИ Только за первую четверть 1943-1944 учебного года в школах Липецка собрано на подарки бойцам Красной Армии, а также на теплые вещи 33940 рублей, отправлено в под­ шефные госпитали 530 килограммов овощей, картофеля и других продуктов. НЕОБХОДИМОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ УБИТЬ БУДУЩЕЕ | р 1 И... ВОЙНА. И 10 ЖПВЬПЬ 1 ЭТИХПОНЯИЙ? ПОКАЗАНА- 0 В 1 Щ 1 МЬ. I п о и «о дети, живет и етыс ч 'бреющем полете. | | Фашисты пользовались безв<) щ занностью в первый период воины 4; Они выполняли прямое указание Гит- р лера: «Россия должна быть ликвиди- I сумел^ I 8рована... Советское государство долж Щ но быть разрушено одним ударом» I В памятке немецкого солдата отмена лось: «Германец —абсолютный хозя Р ин мира... И, как подобает германцу ^ он должен уничтожать все живое р Убивай всякого русского, не останав- ^ ливайся, если перед тобой старик или Ц женщина, девочка или мальчик — Ь убивай». И они убивали. I *' В российских архивах сохранил­ ся отчет карателей об истреблении жителей одной из деревень Белорус­ сии — Борки. «Расстрел начался в Ш 9.00 и закончился в 18.00. Он прохо- ;; дил без осложнений... Расстреляны 705 человек. Из них: женщин —372, ^ детей — 130. При проведении опера- ции израсходовано: винтовочных пат- ■ Ьй ронов — 786, патронов для автомата 2496 штук». ^ Спедантичностью и цинизмом под- ^ считано, во сколько обошелся расст- Щ рел. Потери составили более трех ты- ш сяч патронов!.. ( Детей уничтожали в концлагерях. Ж ^ в |1В ^ ад и^1,^ ^м аш 1ю, где-ошь' гЙШи от тяятелоготюдневольного тру- т да. Их морили голодом в осажденном ш Ленинграде. До нас дошел пронзи- т тельной силы дневник Тани Савиче- вой. Она писала: «Умерла бабушка — .у 25 января 1942, умерла Лека — 17 X марта 1942, умер дядя Вася — 13 * апреля 1942, умер дядя Леня — 10 мая 1942, умерла мама — 13 мая 1942. Умерли все. Осталась одна Не случайно были приняты пос­ тановления СНК СССР (январь 1942 г.) «Об устройстве детей, оставших­ ся без родителей», и в сентябре 1943 года — «Об улучшений работы детс­ ких домов». В ходе реализации этих документов в нашей стране открыва­ лись детские дома, школьные интер- I наты Создавались общественные ор- ^ ганизации, шефства, попечительские | м советы. Улучшалось медицинское обслуживание, питание. Выли повы­ шены нормы снабжения топливом. Воспитатели детских домов снабжа­ лись теперь по нормам рабочих про­ мышленности, транспорта и связи. В январе 1946 г. в СССР насчиты­ валось 5390 детских домов. Вних про- I ®'*живало 560 тысяч детей войны... Воина изменила условия деятель­ ности самой массовой детской орга­ низации — пионерской. Пионеры стремились помогать взрослым в борь- I бе с немецко-фашистскими захватчи­ ками: становились разведчиками, юнга­ ми на кораблях, партизанами, создава­ ли подпольные пионерские организации, помогали укрывать раненых. За боевые подвиги тысячи пионеров были награждены орденами и медаля­ ми. Среди них орденом Ленина —Толя Шумов, Вася Коробко, Володя Казначе­ ев. 16 пионеров — орденом Красного Знамени, Отечественной войны 1-й сте­ пени, Красной Звезды, медалью «За от­ вагу». Сотни — медалью «Партизану Великой Отечественной войны». Свыше 15 тысяч — медалью «За оборону Мос­ квы» и свыше 20 тысяч — «За оборону Ленинграда». Многие пионеры отдали жизнь в борьбе за свободу и независимость со­ циалистической Родины, трое посмерт­ но удостоены звания Героя Советского Союза — Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик. В тылу пионеры помогали взрослым собирать деньги на постройку танков и самолетов. За 1942-1944 годы школь­ ники выработали в колхозах около 600 миллионов трудодней, собрали 186 ты­ сяч тонн лекарственных растений. Ши- ^,рр1^рдзве^)1;Ш1ся сбор теплых вещей^. для"*фронта.‘'Провойились воскресники> «Пионеры —фронту». Они помогали воз­ водить укрепления, вести домашнее и школьное хозяйства, помогали семьям фронтовиков, собирали металлолом, озе­ леняли улицы и дворы, выращивали домашних животных и птиц. На место ушедших на фронт к стан­ кам становились старики, женщины и дети. Школьники направлялись учить­ ся в систему «Трудовых резервов», В учебные заведения было направлено 2121,4 тысячи подростков. Всего из «Трудовых резервов» промышленность, тргшспорт, строительство, сельское хо­ зяйство получили свыше 2480 тысяч молодых рабочих. Фашистской Германии школы были без надобности. Гиммлер подчеркивал, что русские нам нужны как рабы. Им не надо давать культуру, вполне доста­ точно, во-первых, чтобы их дети в шко­ лах запоминали дорожные знаки; во-вто­ рых, чтобы они выучили таблицу умно­ жения, но только до 25; в-третьих, что­ бы они выучились подписывать своюфа­ милию. Больше им ничего не надо. Школьному фонду был нанесен ог­ ромный ущерб: разрушены зда­ ния, сократилось в два раза число учащихся. И тем не менее школы работали даже в условиях обороны Москвы, Ленинграда, Одес­ сы, Севастополя, Керчи. Центральной задачей советской Щ школы было обеспечение всеобуча, р предотвращение безнадзорности, под- й держание на должном уровне и со- Ш вершенствование качества обучения, Й усиление идейно-политического и Ш военно-патриотического воспитания Ш учащихся. р Во многих тыловых областях и '-4 республиках школьники составляли V- боту на военный лад. Изменились и условия работы детса­ дов. В них принято много детей, отцы которых героически сражаются за Родину, а матери на производстве отдают все свои силы на оборону страны. Таким семьям крайне необхо­ дима помощь детского сада. Воспитатель должен следить за тем, чтобы ребенок был всегда чист и опрятен. Случается, что родителям некогда почистить детскую одежду, положим, пришить пуговицу — это должен сделать сам воспитатель. Так разрешается этот вопрос в детсаду № 2, который явля­ ется примером глубокой заботы о детях. Здесь заботятся о внешнем виде детей, их одежде. Проводят веселые игры. Воспитатели чутко и внимательно относятся к каждому ре­ бенку. Само помещение детсада сверкает чистотой. Благода­ ря наличию своего подсобного хозяйства здесь так же хоро­ шо обстоит дело с питанием. КОНЦЕРТЫ ЮНЫХ МУЗЫКАНТОВ 11 концертов дала детская музыкальная школа за истек­ шие два месяца. К 23 февраля 1942 г. здесь готовят большой концерт, который состоится в городском театре. Сбор от кон­ церта будет передан в фонд обороны Родины. ОТКРЫТИЕ ЦИРКА труппа одного из передвижных московских цирков за­ кончила гастроли в г. Уфе и выезжает в Липецк, где пробу­ дет в течение двух месяцев. В ее программе все виды циркового искусства: акробати­ ка, жонглеры, сатира. Открытие цирка состоится в мае 1942 года. МОЛОДЕЖЬ УЧИТСЯ ТАНЦЕВАТЬ При Доме учителя создан кружок европейских танцев. В него записалось много молодежи. 21 июня 1942 года здесь состоялся выпуск первой группы кружковцев, в которой за­ нималось 30 человек. У КРУГЛЫХ СИРОТ появляю тся РОДИТЕЛИ Дети, потерявшие родителей, везде находят помощь и заботу. На приобретение обуви и одежды детям-сиротам го­ роно выдал три тысячи рублей. 60 ребят определено бесплатно в детсады, 42 зачислены в школу ФЗО, 36 круглых сирот усыновлены гражданами Липецка. в I- Й одну треть рабочей силы в сельском хозяйстве. Старшеклассники городоь сочетали учебу с трудом на промыш­ ленных предприятиях, транспорте, в строительстве. 4 Накопленный в годы войны в шко- лах опыт оказал значительное влия- ние на дальнейшее развитие народно- % го образования в СССР. /- ... День Победы, который мы бу- 4 дем праздновать в пятьдесят пятый ^ раз, —это память, урок и скорбь. Это Щ слава и напоминание о том, что при- шлось пережить. В костре Великои Отечественной сгорело мно с детей Больно всиожин^ь. ' Тема «Дети и война не юкрч.па и сегодня. 1’олько теперь др^ ая об становка. Нынче дети разделились на богатых и бедных. У первых собаки * и кошки живут припеваючи, вторым подчас приходится есть один раз в ^ сутки. & Тема не закрыта и потому, что 7 дети гибнут в локальных войнах. Но ф самое опасное —их «убивают» в про- /; пагандистской войне на телевидении, где экран оккупировали американс- 1' кие боевики, низкопробные фильмы со стрельбой, убийствами, порногра­ фией, сексом. Везде и всюду, даже в ^ мультфильмах, юным россиянам на- %, вязывается американский образ жиз- ни, культ денег и насилия. Дети — будущее страны. А при таком подходе будущего у нас может ^ и не быть... ^ Александра ЛЕБЕДЕВА, -/ директор Центра документации " " ' Г - . , ЮНЫЙ СТРОГАЛЬЩИК Коле Гришуткину было четырнадцать с половиной лет, когда он пришел к директору торфоразработок и заявил: «Хочу учиться на токаря». Его поставили за строгальный станок. Прошло шесть ме­ сяцев. Николай Гришуткин стал квалифицированным стро­ гальщиком. Его выработка —полторы нормы. ЮНЫЙ МАШИНИСТ Когда началась Отечественная война, шестнадцатилетний сын механика мельницы — Станислав Чекмарев — решил пойти на производство, приобрести квалификацию и заменить того, кто ушел защищать Родину.- За четыре месяца Станислав отлично освоил управление дизелем и начал работать помощником машиниста. ПОДАРОК ВАЛИ НАУМОВОЙ Шестилетняя Валя Наумова, проживающая в доме № 1 по улице Первомайской в Липецке, послала на фронт в ка­ честве новогоднего подарка кисет, который вышила сама. На днях Валя получила с фронта письмо от бойца В. Шар­ кова. Он пишет, что кисет ее достался ему и он сердечно благодарит Валю за подарок. УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ и УЧИТЬСЯ... в суровые дни Отечественной войны на фабрики, заводы, на железнодорожный транспорт на смену старшим братьям и отцам, ушедшим в Красную Армию, пришли юноши и де­ вушки. Поэтому еще в 1942 году возникли первые школы рабочей молодежи, задача которых состояла в том, чтобы помочь трудящимся юношам и девушкам получить образо­ вание без отрыва от производства. Осенью 1943 года по решению Совнаркома Союза ССР школы рабочей молодежи были созданы повсеместно. Руководители предприятий на основе решения Совнарко­ ма обязаны были создавать нормальные условия для рабо- чих-учащихся: освобождать их от сверхурочных работ, дли­ тельных командировок, составлять график работы примени­ тельно к дням занятий, организовать двухразовое питание, отпуск обедов вне очередй и выдачу промтоваров в первую очередь. ПОПОЛНИМ ШКОЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ (Из письма Курского областного комитета профсоюза ра­ ботников начальной и средней школы председателю РК со­ юза РНСШ). Товарищи! Школы, освобожденные от немецких захватчиков, испы­ тывают острую нужду в детской книге. Их учащиеся во вре­ мя немецкой оккупации стосковались по хорошей, увлека­ тельной советской книжке, жадно тянутся к ней. Школьные библиотеки, разгромленные фашистскими вандалами, долж­ ны быть восстановлены в кратчайший срок. Было бы хоро­ шо, если каждый учитель и учащийся из своей личной биб­ лиотеки выделили хорошую нужную для учащихся книгу. Этот вклад значительно бы помог увеличить фонды школь­ ных библиотек, а там, где они разгромлены, положил бы на­ чало к их воссозданию. Август, 1943 г. Зав. культотделом БОЛОХОВСКАЯ. А МЫ С ТОБОЙ, БРАТ, ИЗ ДЕТДОМА... (Из постановления Совнаркома Союза ССР и ЦК ВКП(б) от 26 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановле­ нию хозяйства в районах, освобожденных от немецкой окку­ пации»). 1. О специальных детских домах Обязать Наркомпросы РСФСР и УССР организовать в те­ чение сентября — ноября с. г. специальные детские дома с контингентом воспитанников в общем количестве на 16300 чел., из них по РСФСР — 13100 человек. Обязать первых секретарей обкомов (крайкомов) ВКП(б) и председателей облисполкомов (крайисполкомов) изыскать и выделить необходимые помещения для специальных детс­ ких домов, произвести их приспособление и ремонт, обеспе­ чив детские дома потребным хозяйственным Оборудованием и инвентарем (кровати, столы, стулья, кухонный и столовый инвентарь и т. д.). Обязать Наркомторг СССР обеспечить целевым назначе­ нием первоочередное бесперебойное снабжение детей специг альных детских домов продуктами питания. 2. О детских приемниках Обязать НКВД СССР организовать 29 при,емников-распре- делителей емкостью на 2000 детей. Краевым и областным исполкомам депутатов трудящих­ ся выделить для организуемых детских приемников-распре­ делителей соответствующие помещения, необходимый инвен­ тарь и транспорт. ОТКРЫВАЕТСЯ ДЕТСКИЙ ДОМ в Липецке открывается детский дом для детей-сирот. На ремонт здания и закупку всего необходимого детям государ­ ство отпускает 32 тысячи рублей. Горячее участие в подго­ товке детям удобного и уютного жилья принимает молодежь города. За короткое время в горком комсомола поступило от комсомольских и пионерских организаций свыше трех ты­ сяч рублей, много посуды и различных вещей домашнего обихода. Детдом начнет работать с 15 июня 1942 года. ДЕТСАДЫ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ Советское правительство ставит перед детсадами задачи исключительной ответственности и важности —охрану жиз­ ни детей, заботу о их здоровье. Страна перестроила свою ра- БЛАГОДАРЯТ ВЕТЕРАНЫ Интересную переписку ведут пионеры 5 класса «В» муж­ ской средней школы № 5 с фронтовиками. В своих письмах защитникам Родины они рассказывают о своей учебе, работе тимуровских команд. В ответ им с передовых позиций прихо­ дят сердечные письма, в которых —благодарность тимуров­ цам за заботу о семьях воинов. «Дорогие ребята, —пишут фронтовики, —вот окончится война, вернутся отцы и братья в свои семьи и горячо отблаго­ дарят вас за ваши хорошие, благородные дела. Вы помогаете нам бить врага. Спасибо вам фронтовое». «Дети мои, милые! Получил я ваш подарок, очень доволен был. Благодарю вас за ваш привет. Тронули вы меня за сердце, даже слезы на­ вернулись. Я — боец, рождения 1903 года. Имею четырех школьников, все девочки. Они так же, как и вы, учатся на отлично и хорошо. Моя Нюра учится в 5 классе, имеет за два года почетную грамоту. Вот за Нюру мою, за детей моих, за вас я и воюю. Лейтенант Мошин». С особой любовью раненые пишут о своих маленьких ше­ фах. Ученики средней школы № 1 23 февраля 1943 года по­ сетили один из полевых госпиталей. Вот что про это посеще­ ние говорит раненый боец, украинец Захарченко: «Посмотрел я на девочку Машу, поговорил с ней, и будто со своей дочуркой повстречался. У меня дома на Украине такая же белокуренькая девочка. Кто знает —жива ли она?» Гов. Чернецова, работающая на руднике, имеет двух де­ тей. 3 февраля 1942 года она усыновила еще двух детей, потерявших родителей. Дети хорошо обеспечены, отлично Отец Иры и Жени перед уходом в армию зашел в гороно. Он показал мобилизационную повестку и добавил: —Вот детишки у меня одни остаются. Но дети одни не остались. Незнакомая женщина охотно приняла их. Так Елена Ивановна Гончарова стала матерью троих де- | тей. Воспитывать было трудно. В семье не хватало денег. Тогда Елена Ивановна стала продавать свои вещи, чтобы п одеть, накормить своих приемных детей. Недавно купила I и Жене обувь. «В апреле 1943 года, когда дети прихворну ли, она от кровати не отходила. «Ночей не спала, недоедала а выходила», — говорят про нее соседи. Случилось так, что Юра Пушилин остался в своей квар тирке один. Тогда его взяла к себе Полина Ивановна Гри щук. Вот и сейчас она с любовью рассказывает о Юре, о том, какой он догадливый, умный. Рассказывает так, словно речь идет о родном сыне. Да он и в самом деле стал родным Гри- щук. Она ему готовит праздничный костюм. Юра отлично питается. Их много, таких вот незаметных советских женщин, торым воины от души скажут отцовское «спасибо» за своих детей. и спокойно, и РАДОСТНО НА ДУШЕ У БОЙЦА в детские железнодорожные ясли 18 марта 1944 года пришло письмо от фронтовика К.И. Васютина. «Шлю свой горячий, красноармейский привет коллекти­ ву, обслуживающему детские железнодорожные ясли, —пи­ шет красноармеец. —Большое спасибо вам за нежный, вни­ мательный, материнский уход за нашими малышами. Как радостно здесь, на фронте, получать письма, в которых сооб­ щается, что наши дети не оставлены без присмотра, что о них заботятся. Я сйокоен за свою дочку Надю, которая в настоящее вре­ мя находится в железнодорожных яслях. Мы, фронтовики, воодушевленные добрым, ласковым от­ ношением к вашим детям, е еще большей энергией, не жа­ лея сил и жизни, бьем и добьем немецких оккупантов». Липецкой области. В ВОЗДУХ ЛЕТЕЛИ ФУРАЖКИ И ШАПКИ: ПОБЕДА! Рано, очень рано проснулись ребята. Они повскакали с кроватей, обожженные одним коротким словом «Победа». По Сталинской, Первомайской, Ленина, по всем улицам города мчались мальчики и девОчки. Они кричали, захлебываясь от радости, в воздух летели фуражки и шапки... Еще не было и пяти утра, а у первой женской школы — толпа. Она растет с каждой минутой. —Нам Марию Дмитриевну, директора скорее... Начались поздравления, объятия. На здании школы уже полощется красное знамя. Десятиклассница Лиза Киселева пишет мелом: «Враг разбит, победа за нами». Шура С1ухом- линова прибивает плакаты... —Победа, победа! —эти слова передаются из уст в уста. С этими словами школа вышла на демонстрацию. Не надо произносить «счастливое детство», и без того волнуешься, глядя на шагающих по площади школьников. В этот день они были особенно хорошими, веселыми, милыми, потому что они дождались счастья, которого теперь никогда не отнимет Гитлер. А вечером в первой школе был бал. Самый настоящий, торжественный бал. Играли вальс, старинный русский вальс, старшеклассницы кружились с юношами, приглашенными из 5-й мужской школы. Здесь есть и военные. Их трое — Ворожеин, Ермаков и Куницын. Совсем недавно вернулись они из госпиталя и при­ шли в свою школу на бал. Как хорошо, что бывшие воспи­ танники, с боями прошедшие сотни и тысячи километров, не забыли родную школу. Скоро придут сюда еще десятки пар­ ней с военными знаками различия, с орденами. Волнующи­ ми будут эти встречи. Вдруг смолкла музыка, зал застыл, притих, насторожил­ ся — по радио говорил Сталин. Он приветствовал советский народ с победой. Снова музыка, снова веселье, которого ни один школьник еще не испытывал в своей жизни. Учителя смотрели на них и восторгались: приятно видеть такую юность, которой те­ перь ничего не грозит, впереди у которой широкая, ясная дорога... (По материалам Центра документации новейшей истории Липецкой области).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz