Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

2 7 а п р е л я 2 0 0 0 г ., № 86 ( 2 1 2 1 4 ) Т Ж И П Е Ц К А Я _______ г а 4 1 с т а 7 ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА стайерская ди п анци я р я МАНЕРА • ОДНОМУ из „торов, народному художеств Юрию „ . „отенту Российской А к^т Произведения укра- Гришко •пополняется у,„^цы, площади, парки, шают многие липецкие улицы^^^^ ^ пределами Творчество РР*^ожо х < ^ мастера проходит юбилеи- области. Сейчас в доме МасдР^ дП,итриевичем • ?! 41 Т. НЕЧАЕВА. Юрий Дмитриевич, как вы воспри­ нимаете нынешнюю дей­ ствительность? Как соотно­ сится «интересное время», в котором мы живем, с твор- Думаю, не я один сегодня остро чувст­ вую невнимание к художни­ ку: он не востребован ни го­ сударством, ни обществом. И это привело многих к опус­ тошенности — и не только рральной. Бывает, не на что приобрести даже материалы для работы. Художники из российской глубинки не име­ ют возможности общения ни на выставках, ни в домах творчества. Лишь недавно, после длительного перерыва, стали возрождаться традиции республиканских выставок. Но даже на такой грандиоз­ ной выставке, как «Россия», где экспонировалось несколь­ ко тысяч работ, не было за­ куплено ни одной! А раньше это было нормой. К чести местных властей, липецким мастерам оказывается под­ держка. Приобретаются вре­ мя от времени их произведе­ ния, >щреждены стипендии областной администрации, которые выплачиваются представителям различных творческих цехов —тем, кто имеет звания народных и за­ служенных. И это мы ценим по достоинству. Т.Н. В доперестроечные времена многие художники сетовали на то, что идеоло­ гические требования их ско­ вывают, этим же оправды­ вали свою нереализован- ность. Дружно осуждали конъюнктуру. Казалось, дай свободу, и произойдет не­ обыкновенный взрыв всех творческих сил, расцвет та­ лантов. Но —не произошло. Не случилось открытий ни в формотворчестве, ни в ос­ мыслении бытия, И новые таланты так уж ярко не за­ сияли. Наоборот, чувствуют­ ся профессиональное из мельчание, вялость, соци­ альное равнодушие, готов­ ность закокмпать перед по­ тенциальным покупателем, потакать вкусам платеже- ( пособных граждан. Вы со мной согласны? Ю.Г. Творческое состоя­ ние художников действитель­ но оставляет желать лучше­ го. Выставки стали менее со­ держательными и значитель­ но менее интересными, чем десять лет назад. А связываю я это вот с чем. С 60-х годов в России началась новая ху­ дожественная жизнь, вы­ званная и обновлением ис­ кусства в эпоху хрущевской оттепели, н образованием но­ вых творческих союзов на периферии, которые были объединены в своих регио­ нах. Стали регулярно прово­ диться зональные выставки — «Дальний Восток», «Си­ бирь», «Урал», «Большая Во.лга», «Край Чернозем­ ный» и так далее. С лучши­ ми художниками заключа­ лись договоры, их работы по­ падали на республиканские и всесоюзные смотры. Созда- .лась активная соревнователь­ ная атмосфера и внутри ор­ ганизаций, и между ними, и между регионами. Происхо­ дило общение художников в российском и всесоюзном масштабе. Жизнь кипе.ча и была подкреплена мощной материальной базой — под­ держкой союзами художни­ ков, художественными фон­ дами, министерствами куль­ туры РСФСР и СССР. Пра­ вительство выделяло допол­ нительные средства на орга­ низацию новых выставок. Все это не могло не сказаться на развитии искусства. Худож­ ники отображали мотивы, , присущие их родному краю, запечатлевали людей, среди которых они жили. По круп­ ным выставкам зритель мш’ составить полное представле­ ние о стране. Разве плохо? Я сожалею, что теперь так на­ зываемая «тема» вообще от­ сутствует. Художники стали свободны'и от темы (зачастую дальше сырых этюдов дело не идет), и от поддержки.’ Такая «свобода» отняла у нас материальную основу, разва­ лила систему Художествен­ ного фонда, чью уникаль­ ность в свое время отмечали даже в ЮНЕСКО. Т.Н. Но, несмотря на то, что поддержки со стороны государства нет, число ху­ дожников только растет. Именно за последние годы липецкая организация уве­ личилась чуть ли не вдвое, хотя сильнее, по-моему, не стала. Выставки обнаружи­ вают какое-то нивелирован­ ное видение мира и такое же к нему отношение. Что это? Нет идеалов, нет положи­ тельного героя, нет мечты, нет объединяющей идеи? На­ ступила пора индивидуализ­ ма? Тогда, по-моему, следо­ вало бы ожидать мотивов личностных, исповедаль­ ных, связанных с самопо­ знанием. Но и этого нет. Ин­ дивидуализм есть, а индиви­ дуальностей мало. Ю.Г. Индивидуальность всегда была редкостью, хотя она и составляет стержень искусства. А счастливые об­ ладатели этого качества есть и ныне. Яркий пример Сорокин. И не только он. На недавно прошедшей област­ ной выставке, посвященной 2000-летию христианства, я увидел три вещи известного липецкого мастера Алексан­ дра Михайловича Сорочкина. И был удивлен до глубины души: как смог он в таких небольших по размеру рабо­ тах сказать так емко и так много? В них выражена и судьба художника, и эпоха, в которой он нсивет, и все, что радует его и огорчает. Таки­ ми содержательными были эти маленькие натюрморты и автопортрет, потрясающие своей художественной выра­ зительностью. Т.Н. Юрий Дмитриевич, а что вы сами прежде всего хотите сказать людям? Ю.Г. Сейчас важно не рас­ терять то ценное, что имеем, сохранить уважение к соб­ ственной культуре. Я давно болен одной достойной, как мне кажется, идеей: запечат­ леть в скульптуре деятелей искусства и культуры про­ шлого и настоящего, имею­ щих отношение к нашей зем­ ле,—писателей, музыкантов, художников. Еще мне хочет­ ся сделать цикл портретных композиций, посвященный художникам-передвижни- кам, а от них по хронологии перейти к мастерам нашего времени. Мне хотелось бы быть местным летописцем — показать людей, с которыми я работаю, художников, и завязать эту идею в один узел. Половину этого замыс­ ла я воплотил. Не знаю, на­ сколько это удалось... Т.Н. Что для вас — твор­ чество? Ю.Г. Для меня это прежде всего отношение к человеку. Я всегда стремился распо­ знать в портретируемом луч­ шие свойства его души и по­ казать это в пластике. Совре­ менников леплю с натуры. Тех, кого уже нет, изобра­ жаю, предельно подробно знакомясь с ними по литера­ туре, и пытаюсь выразить к ним отношение с сегодняш­ ней точки зрения. Творчество для меня — это радость. Оно начинается уже с задумки. Вот, думаю, сейчас приду и сделаю, и хо­ рошо получится. Нередко бывает, что ошибаешься. Зато иногда — как задумал, так и получилось. Удоволь­ ствие испытываю от всех ста­ дий работы: изготовления каркаса, прокладки, горяче­ го пластилина. А особенно — от самого первого сеанса, когда хочется быстро-быстро «вытащить» на свет Божий все в соответствии с замыс­ лом. Для меня творчество не бывает мукой, как иногда принято об этом рассуждать — «творческие муки» и так далее. Работать надо легко и радостно. Надо верить в себя и выжать из себя как можно больше. А если мне тошно и не хочется, я не работаю. Т.Н. У вас есть мечта? Если бы были возможности, то что бы вы сделали для го­ рода, какую бы главную веиц>вы хотели оставить пос­ ле себя? Ю.Г. Я бы сделал сад скульптуры и посвятил его лучшим гражданам нашего края —предшественникам и современникам. Я бы сделал не менее десятка вещей не­ большого размера и размес­ тил их в парке, сквере или на бульваре так, чтобы у каждой скульптуры была своя микросреда, как малень­ кий островок. Чтобы на этих островках можно было уеди­ ненно посидеть, подумать, порассуждать об истории, о моих героях. Чтобы туда при­ ходили дети с учителями, родителями. Свою работу я готов сделать бесплатно, если бы город взял на себя изго­ товление скульптур в мате­ риале и установку. Затраты не Бог весть какие, в год можно делать по одной-две вещи. Через пять лет их бу­ дет десять. Хватило бы здо­ ровья. Это была бы для меня великая радость. И город преобразился бы. К этому проекту можно привлечь и других скульпторов — Ваг­ нера, Мазура, Вольфсона, они разделяют мою мечту. Т.Н. Вы дважды член- корреспоидент — Петровс­ кой академии наук и искус­ ства и Российской Академии художеств. Какое значение это имеет для вас? Ю.Г. Петровская акаде­ мия, насколько я понимаю, это общественная организа­ ция, таких теперь много —у писателей, металлургов, ин­ женеров... Большое значение для меня имеет то, что я член-корреспондент Россий­ ской Академии художеств. Это огромная честь и боль­ шая ответственность. Но от­ ветственности больше. Ведь в Академии скульпторов все­ го около двух десятков, сре­ ди них с периферии не более двух-трех. Я не уверен, что безапелляционно заслужи­ ваю это право — есть много достойных мастеров. Прихо­ дится активизировать свои творческие возможности до предела. Президиум Акаде­ мии предоставил мне честь сделать в ее стенах выстав­ ку совместно с народным ху­ дожником России Евгением Рябинским. Ему в этом году исполняется 75, мне — 65 лет в ближайшие дни. В кон­ це мая откроется выставка «Императорская академия художеств. 20 век». У меня там будет восемь небольших камерных вещей. Я с удо­ вольствием узнал, что наше­ го скульптора Александра Вагнера тоже приглашают принять участие в этой вы­ ставке. Т.Н. Недавно в Треть­ яковской галерее я видела новое издание —каталог со­ брания скульптуры второй половины 20 века. В нем зна­ чится около десятка ваших работ, во вступительной статье есть добрые слова и в ваш адрес, и в адрес дру­ гих наших скульпторов. Это греет вам душу? Вы често­ любивы? Ю.Г. В здоровом смысле, как всякий художник, я чес­ толюбив. Честолюбие, если оно не перерастает в дурь, — нормальное явление. В ка­ кой-то степени оно стимули­ рует творчество. Что касает­ ся Третьяковки, там у меня семь работ. По у меня есть еще один знаменательный каталог, не менее почетный, —каталог поступлений в Го­ сударственный Русский му­ зей за последние десять лет. Там две мои работы. Акаде­ мия готовит третий том свое­ го каталога, в котором и мне отводится скромное место. Это счастье — причастность к таким выдающимся нацио­ нальным музеям. Т.Н. Юрий Дмитриевич, а как вы оцениваете себя сами, ведь лучше вас никто не знает вашей истинной ве­ личины, вашего места в ряду других скульпторов? Ю.Г. Художник должен трезво видеть самого себя. Не надо уничижать себя, но не надо и переоценивать. Когда я говорил об Академии, то это не Значит, что там собра­ лись двадцать лучших скуль­ пторов России. Я думаю, что и они об этом прекрасно зна­ ют. Среди них нет прекрас­ ных мастеров, таких как Шаховской, Клыков, Блю- мель, Гадаев, Соскиев, Маше- ров. Это потрясающие худож­ ники! А сколько еще достой­ нейших мастеров разных по- ко.пений осталось вне Акаде­ мии. Думая об этом, сравни­ вая свои достижения с тем лучшим, что делается в рос­ сийской пластике, естествен­ но, находишь для себя дово­ льно скромную полку нс верхнюю, но и не на полу. Все-таки я скульптор россий­ ского масштаба, считать так у меня есть основания. То, что я наработал в малой плас­ тике в последние два десяти­ летия — в основном это фи­ гурный портрет —выразило мою индивидуальность и при­ несло определенные успехи. Т.Н. Я убеждена, что в этом жанре вы наиболее пол­ но раскрыли свое дарова­ ние, ваши достижения оче­ видны. А как вы относитесь к таланту других? Ю.Г. Я радуюсь чужим удачам до глубокого волне­ ния, почти до слез. Могу счи­ тать себя в этом отношении счастливым человеком. Нет большего порока, чем быть черным завистником. А если завидовать, то по-белому, с любовью к художнику, вос­ хищаясь талантом, умением, тем, как он сумел выразить нечто лишь мерещившееся мне в воображении. Бог дал мне белую зависть, она меня вдохновляет, мне хочется еще больше работать и не­ много приблизиться к дости­ жениям любимых мною мас­ теров — Ирины Блюмель, Дмитрия Шаховского, Тать­ яны Соколовой, Аллы 11о- логовой... Т.Н. 65 лет — для муж­ чины замечательный воз­ раст, возраст человеческой зрелости. Чем обогатили вас прожитые годы? Ю.Г. Я никогда как ху­ дожник не хватал звезд с неба, я продирался к цели туго и шел с большими со­ мнениями.' Но тем не менее могу утверждать, что каждое пятилетие-десятилетие я по чуточку прибавлял, по чу­ точку что-то в себе открывал, присущее только мне. В оп­ ределенном смысле я — стайер, набираю на большой дистанции. А возраст? По годам —это немало. Но еже­ ли тебе хочется работать и ты с удовольствием идешь в мастерскую, значит, это еще не старость. По-художничес- ки я, слава Богу, пока не ощущаю возраста. Т.Н. Как художник стали вы за годы работы более , проницательны, психологи- чески прозорливы? Не изме- О нился ли ваш характер? 0 Ю.Г. Каким я был, таким ы я и остался, как в песне по- ^ ется.И слабости, и нормаль- шные качества при мне. Я не ^ изменил ни своим принци ­ пе нам, ни своим привычкам, ни ^ своему характеру. А харак- тер позволяет мне иметь не- ° мало друзей, любить их и, по 0 возможности, помогать им — найти заказчика или покупа­ теля. И если мне удается что-то полезное сделать для других и удастся в будущем, то я буду счастлив. Беседовала Татьяна НЕЧАЕВА, искусствовед. ВЗГЛЯД: МОСКОВСКИЕ ЗАРИСОВКИ ПЕРКЕВАЛИФИЦИРОВАЛИСЬ Фою Николая ТКАЧЕНКО. Всероссийский Выставочный Центр предлагает все — от народной сотовой связи до компьютеров и памперсов. И все зарубежное. В павильоне «Космос» ларьки с китай­ скими видмеками и украинские тракторы. Перед могучим Як-42 красуется свер­ кающий "мерседес”. Скульптура Мухиной по-прежнему что- то символизирует, но уже чужое. Тем, юэму российские порядки не нра­ вятся, ВВЦ предлагает поискать счастья за границей. НАРОД И ПАРТИ1 ЕДИНЫ? (Окончание. Начало на 1-й стр.) В связи с чем присутство­ вавшие на пресс-конференции газетчики сразу же вспомнили исповедуемый коммунистами принцип демократического цен­ трализма. Не превратится ли «Единство» в своего рода по­ добие КПСС? Как считает Юрий Дюкарев, создаваемая партия возьмет все лучшее, что было в Советском Союзе и что есть В- новой России. Юрий Василь­ евич претворил СВОЮ мысль в довольно емкий лозунг: от де­ мократии в кавычках — к под­ линной демократии! Так что новой партии не будет чужд принцип демократического цен­ трализма. Но и отличия все же будут. Принципиальные: Вице- губернатор привел такой при­ мер. Не так давно первичная организация исключила Влади­ мира СёматЬ рзфядр#!^ймНар-' :' тии. Этого человека, отметил Юрий Васильевич, знает вся Россия, пользуется он уваже­ нием и в центральном комите­ те КПРФ. Однако восстановить его в партии ЦК не может судьбой коммуниста распоря­ жается первичная организация. У «медведей» же не будет такой абсолютизации роли «пер­ винки». Центральный комитет также получит право принимать и исключать членов партии. Но и полномочия центра не будут бесконтрольными. Юрий Дюкарев вспомнил по этому поводу предстоящие выборы губернатора Санкт-Петербурга. Местнгдау отделению «Единст­ ва» дано право самостоятельно решить, кого из кандидатов под­ держивать. И никакого давления со стороны Москвы. Не хотят «медведи» повто­ рять и ошибки КПСС, поставив- К С Т А Т И ОБЪЕДИНИЛИСЬ ЛИПЕЦКИЕ ПРИВЕРЖЕНЦЫ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ «ПО ГОРБАЧЕВУ» Еще одна поймтическая общественная организация создана' в Липецке, На собрании инициативной группы граждан, разделяющих идеи социал-демократии, реше­ но учредить региональное отделение Российской объ­ единенной социал-демократической партии. Председа­ телем липецкого отделения РОСДП избран Александр Шамсутдинов, а на общероссийском уровне эту партию возглавил экс-Лреэидент СССР Михаил Горбачев. I («Липецк-Инфоцентр») шей знак равенства между партийным и государственным строительством. В связи с этим у журналистов возник, во­ прос о судьбе самого замес­ тителя главы администрации области. Ведь после того, как движение будет преобразова­ но в партию, Юрию Дюкареву придется выбирать: либо ос­ таться на государевой службе, либо возглавить липецкое от­ деление «Единства». Юрий Ва­ сильевичдал понять, что не ис­ ключает возможности перехо­ да на партийную работу, если этот шаг позволит укрепить по­ зицию команды, победившей на губернаторских выборах в апреле 1998 года. КИБАЛЬНИЧЕНКо! ШАНМЛШШ й в ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ УМЕЮТ ДЕЛАТЬ И ВЫПИВКУ, и ЗАКУСКУ Вне конкуренции оказалась продукция липецких пивоваров на региональной выставке «Пивной сезон-2000», которая состоялась в Воронеже. В ней приняли участие 20 пивзаводов, представивших на суд жюри свыше 60 разновидностей ян­ тарного напитка. Лучшими сре­ ди бочковых сортов было при­ знано темное «Хмелевое» и светлое «Пилзнер» производст­ ва пивзавода ОАО «НЛМК». В «бутылочной» тюминации золо­ тая медаль выставки присужде­ на также пиву «Дмитрия» свет­ лое, которое выпускает ОАО «Липецкпиво». А вот ОАО «Мясокомбинат «Елецкий» получило золотую медаль и звание лауреата Все­ российского Выставочного Цег тра по итогам прошедшей в сто .'.лице выставки-ярмарки. «Веги- оны -■ Северу России»,. Особой оценки удостоились выпускае­ мые на предприятии колбас «Таллинская» и «Краковская» которые включены в выставоч ный списхж лучших отечествен­ ных товаров. («Липецк-Инфоцеит р») С а х а р н а я с в е к л а б е з с о р н я к о в . Д е ш е в о и эф ф е к т и в н о фи р м а В Са1Фые низкие цены! ™--------- В Наиболее полная система гербицидов IА в г у с т борьбы с любыми видами сорняков! 0 1 Идеальная совместимость препаратов в баковых смесях! Гербицид Норма Сшмость раоща, обраШаЫга ; л/га свеклы, ррЬ. Бурефен Ф Д 11 или Бетарен Ф Д 11 Центурион Л он т ре л -3 00 2 + 2 / -------- 0 ,3 П 5 2 ^ 0 ,3 ^ Схема2 Бетарен Э кспресс АМ Бурефен Ф Д 11 или Бетарен Ф Д 11 Зе лле к -суп ер Л он т р е л -3 0 0 0 ,3 -------- Схема3 Бетарен Э кспресс АМ Центурион Л он т р е л -3 0 0 1 , 5 + 2 , 5 ^ , - ------- ^ 0 ,3 ( 2 0 0 ^ 0 ,3 — Можете ли Вы предложить более экономичные схемы? Попробуйте! Используйтенашицены*; Бурефен Ф Д 11 - 204 руб/л Бетарен ФД 11 ~ 204 руб/я Бетарен Э кспресс ДМ ~ 324 руб/л З ел л е к -с уп ер - 83Б руб/л Дентуриен ~ 1032 руб/л Лонтрел - 1320 руб/л * ЦенасучетомНДСидотацииизфадбраяьнвгобюджета Подлежит сертификации. Ецены—над*я1ьпуши В В о з м о ж н ы р а з л и ч н ы е в а р и а н т ы о п л а т ы ! Склад в г. Грязи: тел. (07461) 2-27-11, факс 3-52-50 Склад в г. Ливны Орловской обл.: тел. (08677) 7-42-00 “ПРЕДОЛИМПИЙСКИЕ СТАРТЫ - КУРС НА ПОРТ СИДНЕИ Под впечатлением наших надежд на перспективную олимпийскую пару гребного экипажа Лигачева — Почитае- ва из всеобщего внимания как- то выпал другой, не менее об­ надеживающий в олимпийском плане дуэт коллег наших извес­ тных девчат по водному виду спорта — яхтсменов междуна­ родного класса Александра Гетуна и Анатолия Ковешнико- ва, также составляющих друж­ ный экипаж швертбота олим­ пийского класса «470». Как и Альбина с Верой, эти ребята-паруснйки из сборной России тоже остро нуждаются в обновлении материальной части своего старенького суд­ на. Но поскольку яхта столь мощного класса в несколько раз дороже гребной «двойки» распашной, Анатолий с Сашей посчитали бессмысленным ис­ кать в этом «снабженческом» вопросе помощи в родном' го­ роде и .испытывать те же мы­ тарства и унижения просителей, кои выпали на долю девчат. Спонсорская помощь, причем, по сути дела, только из чувства спортивной солидарности, при­ шла к ним со стороны знаме­ нитых российских яхтсменов за­ служенных мастеров спорта Сергея Московцева из Серпу­ хова и экс-липчанина Олега Хо­ перского, возглавляющего нын­ че Сочинский парусный центр. И даже от друзей-гонщиков из да­ лекого Владивостока! И вот, оснастившись при их содействии сразу двумя ком­ плектами новеньких, современ­ нейших парусов «диамонд» про­ изводства Японии и Германии, воспитанники Липецкого яхтклу- ба отправились на престижную международную «Балатбнекую регату» в Венгрию. И блестяще выиграли ее, опередив 25 силь­ нейших экипажей Европыи Аме­ рики, А если учесть, что гонки на знаменитом озере Балатон являлись одним из важнейших этапов предолимпийского отбо­ ра, то победу Александра и Ана­ толия в Венгрии, конечно же, иначе, как главным событием последнего времени, не назо­ вешь. Тем более, что Гетун и Ковешников завоевали еще и звания чемпионов... Венгрии!.. Для ясности стоит сказать, что одновременно с «Балатонской регатой» традиционно прово­ дится и открытое первенство этой страны. После венгерских соревно­ ваний произошла своеобраз­ ная «рокировка» и в сборной России по парусному спорту: в классе «семидесяток» теперь первым номером в ней значит­ ся именно наш липецкий эки­ паж, а вторую строчку рейтин­ га сборников занимает столич­ ный дуэт гонщиков Дмитрий Березкин — Михаил Крутиков (кстати, тоже раш земляк, но, увы, вынужденный выступать за Москву). Всего же Россию на Олимпиаде будут представ­ лять три команды швертботов класса «470». Так что яхта ка- питана-рулевого Гетуна и мат- роса-шкотового Ковешникова фактически уже взяла курс на австралийский порт Сидней. Геннадий СОЛОВЬЕВ, спортивный обозреватель «Липецкой газеты».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz