Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
2 7 а п р е л я 2 0 0 0 г ., № 86 ( 2 1 2 1 4 ) Т Ж И П Е Ц К А Я _______ г а 4 1 с т а 7 ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА стайерская ди п анци я р я МАНЕРА • ОДНОМУ из „торов, народному художеств Юрию „ . „отенту Российской А к^т Произведения укра- Гришко •пополняется у,„^цы, площади, парки, шают многие липецкие улицы^^^^ ^ пределами Творчество РР*^ожо х < ^ мастера проходит юбилеи- области. Сейчас в доме МасдР^ дП,итриевичем • ?! 41 Т. НЕЧАЕВА. Юрий Дмитриевич, как вы воспри нимаете нынешнюю дей ствительность? Как соотно сится «интересное время», в котором мы живем, с твор- Думаю, не я один сегодня остро чувст вую невнимание к художни ку: он не востребован ни го сударством, ни обществом. И это привело многих к опус тошенности — и не только рральной. Бывает, не на что приобрести даже материалы для работы. Художники из российской глубинки не име ют возможности общения ни на выставках, ни в домах творчества. Лишь недавно, после длительного перерыва, стали возрождаться традиции республиканских выставок. Но даже на такой грандиоз ной выставке, как «Россия», где экспонировалось несколь ко тысяч работ, не было за куплено ни одной! А раньше это было нормой. К чести местных властей, липецким мастерам оказывается под держка. Приобретаются вре мя от времени их произведе ния, >щреждены стипендии областной администрации, которые выплачиваются представителям различных творческих цехов —тем, кто имеет звания народных и за служенных. И это мы ценим по достоинству. Т.Н. В доперестроечные времена многие художники сетовали на то, что идеоло гические требования их ско вывают, этим же оправды вали свою нереализован- ность. Дружно осуждали конъюнктуру. Казалось, дай свободу, и произойдет не обыкновенный взрыв всех творческих сил, расцвет та лантов. Но —не произошло. Не случилось открытий ни в формотворчестве, ни в ос мыслении бытия, И новые таланты так уж ярко не за сияли. Наоборот, чувствуют ся профессиональное из мельчание, вялость, соци альное равнодушие, готов ность закокмпать перед по тенциальным покупателем, потакать вкусам платеже- ( пособных граждан. Вы со мной согласны? Ю.Г. Творческое состоя ние художников действитель но оставляет желать лучше го. Выставки стали менее со держательными и значитель но менее интересными, чем десять лет назад. А связываю я это вот с чем. С 60-х годов в России началась новая ху дожественная жизнь, вы званная и обновлением ис кусства в эпоху хрущевской оттепели, н образованием но вых творческих союзов на периферии, которые были объединены в своих регио нах. Стали регулярно прово диться зональные выставки — «Дальний Восток», «Си бирь», «Урал», «Большая Во.лга», «Край Чернозем ный» и так далее. С лучши ми художниками заключа лись договоры, их работы по падали на республиканские и всесоюзные смотры. Созда- .лась активная соревнователь ная атмосфера и внутри ор ганизаций, и между ними, и между регионами. Происхо дило общение художников в российском и всесоюзном масштабе. Жизнь кипе.ча и была подкреплена мощной материальной базой — под держкой союзами художни ков, художественными фон дами, министерствами куль туры РСФСР и СССР. Пра вительство выделяло допол нительные средства на орга низацию новых выставок. Все это не могло не сказаться на развитии искусства. Худож ники отображали мотивы, , присущие их родному краю, запечатлевали людей, среди которых они жили. По круп ным выставкам зритель мш’ составить полное представле ние о стране. Разве плохо? Я сожалею, что теперь так на зываемая «тема» вообще от сутствует. Художники стали свободны'и от темы (зачастую дальше сырых этюдов дело не идет), и от поддержки.’ Такая «свобода» отняла у нас материальную основу, разва лила систему Художествен ного фонда, чью уникаль ность в свое время отмечали даже в ЮНЕСКО. Т.Н. Но, несмотря на то, что поддержки со стороны государства нет, число ху дожников только растет. Именно за последние годы липецкая организация уве личилась чуть ли не вдвое, хотя сильнее, по-моему, не стала. Выставки обнаружи вают какое-то нивелирован ное видение мира и такое же к нему отношение. Что это? Нет идеалов, нет положи тельного героя, нет мечты, нет объединяющей идеи? На ступила пора индивидуализ ма? Тогда, по-моему, следо вало бы ожидать мотивов личностных, исповедаль ных, связанных с самопо знанием. Но и этого нет. Ин дивидуализм есть, а индиви дуальностей мало. Ю.Г. Индивидуальность всегда была редкостью, хотя она и составляет стержень искусства. А счастливые об ладатели этого качества есть и ныне. Яркий пример Сорокин. И не только он. На недавно прошедшей област ной выставке, посвященной 2000-летию христианства, я увидел три вещи известного липецкого мастера Алексан дра Михайловича Сорочкина. И был удивлен до глубины души: как смог он в таких небольших по размеру рабо тах сказать так емко и так много? В них выражена и судьба художника, и эпоха, в которой он нсивет, и все, что радует его и огорчает. Таки ми содержательными были эти маленькие натюрморты и автопортрет, потрясающие своей художественной выра зительностью. Т.Н. Юрий Дмитриевич, а что вы сами прежде всего хотите сказать людям? Ю.Г. Сейчас важно не рас терять то ценное, что имеем, сохранить уважение к соб ственной культуре. Я давно болен одной достойной, как мне кажется, идеей: запечат леть в скульптуре деятелей искусства и культуры про шлого и настоящего, имею щих отношение к нашей зем ле,—писателей, музыкантов, художников. Еще мне хочет ся сделать цикл портретных композиций, посвященный художникам-передвижни- кам, а от них по хронологии перейти к мастерам нашего времени. Мне хотелось бы быть местным летописцем — показать людей, с которыми я работаю, художников, и завязать эту идею в один узел. Половину этого замыс ла я воплотил. Не знаю, на сколько это удалось... Т.Н. Что для вас — твор чество? Ю.Г. Для меня это прежде всего отношение к человеку. Я всегда стремился распо знать в портретируемом луч шие свойства его души и по казать это в пластике. Совре менников леплю с натуры. Тех, кого уже нет, изобра жаю, предельно подробно знакомясь с ними по литера туре, и пытаюсь выразить к ним отношение с сегодняш ней точки зрения. Творчество для меня — это радость. Оно начинается уже с задумки. Вот, думаю, сейчас приду и сделаю, и хо рошо получится. Нередко бывает, что ошибаешься. Зато иногда — как задумал, так и получилось. Удоволь ствие испытываю от всех ста дий работы: изготовления каркаса, прокладки, горяче го пластилина. А особенно — от самого первого сеанса, когда хочется быстро-быстро «вытащить» на свет Божий все в соответствии с замыс лом. Для меня творчество не бывает мукой, как иногда принято об этом рассуждать — «творческие муки» и так далее. Работать надо легко и радостно. Надо верить в себя и выжать из себя как можно больше. А если мне тошно и не хочется, я не работаю. Т.Н. У вас есть мечта? Если бы были возможности, то что бы вы сделали для го рода, какую бы главную веиц>вы хотели оставить пос ле себя? Ю.Г. Я бы сделал сад скульптуры и посвятил его лучшим гражданам нашего края —предшественникам и современникам. Я бы сделал не менее десятка вещей не большого размера и размес тил их в парке, сквере или на бульваре так, чтобы у каждой скульптуры была своя микросреда, как малень кий островок. Чтобы на этих островках можно было уеди ненно посидеть, подумать, порассуждать об истории, о моих героях. Чтобы туда при ходили дети с учителями, родителями. Свою работу я готов сделать бесплатно, если бы город взял на себя изго товление скульптур в мате риале и установку. Затраты не Бог весть какие, в год можно делать по одной-две вещи. Через пять лет их бу дет десять. Хватило бы здо ровья. Это была бы для меня великая радость. И город преобразился бы. К этому проекту можно привлечь и других скульпторов — Ваг нера, Мазура, Вольфсона, они разделяют мою мечту. Т.Н. Вы дважды член- корреспоидент — Петровс кой академии наук и искус ства и Российской Академии художеств. Какое значение это имеет для вас? Ю.Г. Петровская акаде мия, насколько я понимаю, это общественная организа ция, таких теперь много —у писателей, металлургов, ин женеров... Большое значение для меня имеет то, что я член-корреспондент Россий ской Академии художеств. Это огромная честь и боль шая ответственность. Но от ветственности больше. Ведь в Академии скульпторов все го около двух десятков, сре ди них с периферии не более двух-трех. Я не уверен, что безапелляционно заслужи ваю это право — есть много достойных мастеров. Прихо дится активизировать свои творческие возможности до предела. Президиум Акаде мии предоставил мне честь сделать в ее стенах выстав ку совместно с народным ху дожником России Евгением Рябинским. Ему в этом году исполняется 75, мне — 65 лет в ближайшие дни. В кон це мая откроется выставка «Императорская академия художеств. 20 век». У меня там будет восемь небольших камерных вещей. Я с удо вольствием узнал, что наше го скульптора Александра Вагнера тоже приглашают принять участие в этой вы ставке. Т.Н. Недавно в Треть яковской галерее я видела новое издание —каталог со брания скульптуры второй половины 20 века. В нем зна чится около десятка ваших работ, во вступительной статье есть добрые слова и в ваш адрес, и в адрес дру гих наших скульпторов. Это греет вам душу? Вы често любивы? Ю.Г. В здоровом смысле, как всякий художник, я чес толюбив. Честолюбие, если оно не перерастает в дурь, — нормальное явление. В ка кой-то степени оно стимули рует творчество. Что касает ся Третьяковки, там у меня семь работ. По у меня есть еще один знаменательный каталог, не менее почетный, —каталог поступлений в Го сударственный Русский му зей за последние десять лет. Там две мои работы. Акаде мия готовит третий том свое го каталога, в котором и мне отводится скромное место. Это счастье — причастность к таким выдающимся нацио нальным музеям. Т.Н. Юрий Дмитриевич, а как вы оцениваете себя сами, ведь лучше вас никто не знает вашей истинной ве личины, вашего места в ряду других скульпторов? Ю.Г. Художник должен трезво видеть самого себя. Не надо уничижать себя, но не надо и переоценивать. Когда я говорил об Академии, то это не Значит, что там собра лись двадцать лучших скуль пторов России. Я думаю, что и они об этом прекрасно зна ют. Среди них нет прекрас ных мастеров, таких как Шаховской, Клыков, Блю- мель, Гадаев, Соскиев, Маше- ров. Это потрясающие худож ники! А сколько еще достой нейших мастеров разных по- ко.пений осталось вне Акаде мии. Думая об этом, сравни вая свои достижения с тем лучшим, что делается в рос сийской пластике, естествен но, находишь для себя дово льно скромную полку нс верхнюю, но и не на полу. Все-таки я скульптор россий ского масштаба, считать так у меня есть основания. То, что я наработал в малой плас тике в последние два десяти летия — в основном это фи гурный портрет —выразило мою индивидуальность и при несло определенные успехи. Т.Н. Я убеждена, что в этом жанре вы наиболее пол но раскрыли свое дарова ние, ваши достижения оче видны. А как вы относитесь к таланту других? Ю.Г. Я радуюсь чужим удачам до глубокого волне ния, почти до слез. Могу счи тать себя в этом отношении счастливым человеком. Нет большего порока, чем быть черным завистником. А если завидовать, то по-белому, с любовью к художнику, вос хищаясь талантом, умением, тем, как он сумел выразить нечто лишь мерещившееся мне в воображении. Бог дал мне белую зависть, она меня вдохновляет, мне хочется еще больше работать и не много приблизиться к дости жениям любимых мною мас теров — Ирины Блюмель, Дмитрия Шаховского, Тать яны Соколовой, Аллы 11о- логовой... Т.Н. 65 лет — для муж чины замечательный воз раст, возраст человеческой зрелости. Чем обогатили вас прожитые годы? Ю.Г. Я никогда как ху дожник не хватал звезд с неба, я продирался к цели туго и шел с большими со мнениями.' Но тем не менее могу утверждать, что каждое пятилетие-десятилетие я по чуточку прибавлял, по чу точку что-то в себе открывал, присущее только мне. В оп ределенном смысле я — стайер, набираю на большой дистанции. А возраст? По годам —это немало. Но еже ли тебе хочется работать и ты с удовольствием идешь в мастерскую, значит, это еще не старость. По-художничес- ки я, слава Богу, пока не ощущаю возраста. Т.Н. Как художник стали вы за годы работы более , проницательны, психологи- чески прозорливы? Не изме- О нился ли ваш характер? 0 Ю.Г. Каким я был, таким ы я и остался, как в песне по- ^ ется.И слабости, и нормаль- шные качества при мне. Я не ^ изменил ни своим принци пе нам, ни своим привычкам, ни ^ своему характеру. А харак- тер позволяет мне иметь не- ° мало друзей, любить их и, по 0 возможности, помогать им — найти заказчика или покупа теля. И если мне удается что-то полезное сделать для других и удастся в будущем, то я буду счастлив. Беседовала Татьяна НЕЧАЕВА, искусствовед. ВЗГЛЯД: МОСКОВСКИЕ ЗАРИСОВКИ ПЕРКЕВАЛИФИЦИРОВАЛИСЬ Фою Николая ТКАЧЕНКО. Всероссийский Выставочный Центр предлагает все — от народной сотовой связи до компьютеров и памперсов. И все зарубежное. В павильоне «Космос» ларьки с китай скими видмеками и украинские тракторы. Перед могучим Як-42 красуется свер кающий "мерседес”. Скульптура Мухиной по-прежнему что- то символизирует, но уже чужое. Тем, юэму российские порядки не нра вятся, ВВЦ предлагает поискать счастья за границей. НАРОД И ПАРТИ1 ЕДИНЫ? (Окончание. Начало на 1-й стр.) В связи с чем присутство вавшие на пресс-конференции газетчики сразу же вспомнили исповедуемый коммунистами принцип демократического цен трализма. Не превратится ли «Единство» в своего рода по добие КПСС? Как считает Юрий Дюкарев, создаваемая партия возьмет все лучшее, что было в Советском Союзе и что есть В- новой России. Юрий Василь евич претворил СВОЮ мысль в довольно емкий лозунг: от де мократии в кавычках — к под линной демократии! Так что новой партии не будет чужд принцип демократического цен трализма. Но и отличия все же будут. Принципиальные: Вице- губернатор привел такой при мер. Не так давно первичная организация исключила Влади мира СёматЬ рзфядр#!^ймНар-' :' тии. Этого человека, отметил Юрий Васильевич, знает вся Россия, пользуется он уваже нием и в центральном комите те КПРФ. Однако восстановить его в партии ЦК не может судьбой коммуниста распоря жается первичная организация. У «медведей» же не будет такой абсолютизации роли «пер винки». Центральный комитет также получит право принимать и исключать членов партии. Но и полномочия центра не будут бесконтрольными. Юрий Дюкарев вспомнил по этому поводу предстоящие выборы губернатора Санкт-Петербурга. Местнгдау отделению «Единст ва» дано право самостоятельно решить, кого из кандидатов под держивать. И никакого давления со стороны Москвы. Не хотят «медведи» повто рять и ошибки КПСС, поставив- К С Т А Т И ОБЪЕДИНИЛИСЬ ЛИПЕЦКИЕ ПРИВЕРЖЕНЦЫ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ «ПО ГОРБАЧЕВУ» Еще одна поймтическая общественная организация создана' в Липецке, На собрании инициативной группы граждан, разделяющих идеи социал-демократии, реше но учредить региональное отделение Российской объ единенной социал-демократической партии. Председа телем липецкого отделения РОСДП избран Александр Шамсутдинов, а на общероссийском уровне эту партию возглавил экс-Лреэидент СССР Михаил Горбачев. I («Липецк-Инфоцентр») шей знак равенства между партийным и государственным строительством. В связи с этим у журналистов возник, во прос о судьбе самого замес тителя главы администрации области. Ведь после того, как движение будет преобразова но в партию, Юрию Дюкареву придется выбирать: либо ос таться на государевой службе, либо возглавить липецкое от деление «Единства». Юрий Ва сильевичдал понять, что не ис ключает возможности перехо да на партийную работу, если этот шаг позволит укрепить по зицию команды, победившей на губернаторских выборах в апреле 1998 года. КИБАЛЬНИЧЕНКо! ШАНМЛШШ й в ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ УМЕЮТ ДЕЛАТЬ И ВЫПИВКУ, и ЗАКУСКУ Вне конкуренции оказалась продукция липецких пивоваров на региональной выставке «Пивной сезон-2000», которая состоялась в Воронеже. В ней приняли участие 20 пивзаводов, представивших на суд жюри свыше 60 разновидностей ян тарного напитка. Лучшими сре ди бочковых сортов было при знано темное «Хмелевое» и светлое «Пилзнер» производст ва пивзавода ОАО «НЛМК». В «бутылочной» тюминации золо тая медаль выставки присужде на также пиву «Дмитрия» свет лое, которое выпускает ОАО «Липецкпиво». А вот ОАО «Мясокомбинат «Елецкий» получило золотую медаль и звание лауреата Все российского Выставочного Цег тра по итогам прошедшей в сто .'.лице выставки-ярмарки. «Веги- оны -■ Северу России»,. Особой оценки удостоились выпускае мые на предприятии колбас «Таллинская» и «Краковская» которые включены в выставоч ный списхж лучших отечествен ных товаров. («Липецк-Инфоцеит р») С а х а р н а я с в е к л а б е з с о р н я к о в . Д е ш е в о и эф ф е к т и в н о фи р м а В Са1Фые низкие цены! ™--------- В Наиболее полная система гербицидов IА в г у с т борьбы с любыми видами сорняков! 0 1 Идеальная совместимость препаратов в баковых смесях! Гербицид Норма Сшмость раоща, обраШаЫга ; л/га свеклы, ррЬ. Бурефен Ф Д 11 или Бетарен Ф Д 11 Центурион Л он т ре л -3 00 2 + 2 / -------- 0 ,3 П 5 2 ^ 0 ,3 ^ Схема2 Бетарен Э кспресс АМ Бурефен Ф Д 11 или Бетарен Ф Д 11 Зе лле к -суп ер Л он т р е л -3 0 0 0 ,3 -------- Схема3 Бетарен Э кспресс АМ Центурион Л он т р е л -3 0 0 1 , 5 + 2 , 5 ^ , - ------- ^ 0 ,3 ( 2 0 0 ^ 0 ,3 — Можете ли Вы предложить более экономичные схемы? Попробуйте! Используйтенашицены*; Бурефен Ф Д 11 - 204 руб/л Бетарен ФД 11 ~ 204 руб/я Бетарен Э кспресс ДМ ~ 324 руб/л З ел л е к -с уп ер - 83Б руб/л Дентуриен ~ 1032 руб/л Лонтрел - 1320 руб/л * ЦенасучетомНДСидотацииизфадбраяьнвгобюджета Подлежит сертификации. Ецены—над*я1ьпуши В В о з м о ж н ы р а з л и ч н ы е в а р и а н т ы о п л а т ы ! Склад в г. Грязи: тел. (07461) 2-27-11, факс 3-52-50 Склад в г. Ливны Орловской обл.: тел. (08677) 7-42-00 “ПРЕДОЛИМПИЙСКИЕ СТАРТЫ - КУРС НА ПОРТ СИДНЕИ Под впечатлением наших надежд на перспективную олимпийскую пару гребного экипажа Лигачева — Почитае- ва из всеобщего внимания как- то выпал другой, не менее об надеживающий в олимпийском плане дуэт коллег наших извес тных девчат по водному виду спорта — яхтсменов междуна родного класса Александра Гетуна и Анатолия Ковешнико- ва, также составляющих друж ный экипаж швертбота олим пийского класса «470». Как и Альбина с Верой, эти ребята-паруснйки из сборной России тоже остро нуждаются в обновлении материальной части своего старенького суд на. Но поскольку яхта столь мощного класса в несколько раз дороже гребной «двойки» распашной, Анатолий с Сашей посчитали бессмысленным ис кать в этом «снабженческом» вопросе помощи в родном' го роде и .испытывать те же мы тарства и унижения просителей, кои выпали на долю девчат. Спонсорская помощь, причем, по сути дела, только из чувства спортивной солидарности, при шла к ним со стороны знаме нитых российских яхтсменов за служенных мастеров спорта Сергея Московцева из Серпу хова и экс-липчанина Олега Хо перского, возглавляющего нын че Сочинский парусный центр. И даже от друзей-гонщиков из да лекого Владивостока! И вот, оснастившись при их содействии сразу двумя ком плектами новеньких, современ нейших парусов «диамонд» про изводства Японии и Германии, воспитанники Липецкого яхтклу- ба отправились на престижную международную «Балатбнекую регату» в Венгрию. И блестяще выиграли ее, опередив 25 силь нейших экипажей Европыи Аме рики, А если учесть, что гонки на знаменитом озере Балатон являлись одним из важнейших этапов предолимпийского отбо ра, то победу Александра и Ана толия в Венгрии, конечно же, иначе, как главным событием последнего времени, не назо вешь. Тем более, что Гетун и Ковешников завоевали еще и звания чемпионов... Венгрии!.. Для ясности стоит сказать, что одновременно с «Балатонской регатой» традиционно прово дится и открытое первенство этой страны. После венгерских соревно ваний произошла своеобраз ная «рокировка» и в сборной России по парусному спорту: в классе «семидесяток» теперь первым номером в ней значит ся именно наш липецкий эки паж, а вторую строчку рейтин га сборников занимает столич ный дуэт гонщиков Дмитрий Березкин — Михаил Крутиков (кстати, тоже раш земляк, но, увы, вынужденный выступать за Москву). Всего же Россию на Олимпиаде будут представ лять три команды швертботов класса «470». Так что яхта ка- питана-рулевого Гетуна и мат- роса-шкотового Ковешникова фактически уже взяла курс на австралийский порт Сидней. Геннадий СОЛОВЬЕВ, спортивный обозреватель «Липецкой газеты».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz