Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
И Н В Е С Т И Ц И И ОБЕЩАННОГО 30 ЛЕТ ЖДУТ ПО-ПРЕЖНЕМУ РОССИЙСКИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ - ВСЕ РАВНО ЧТО ЛЮТЫЙ СОРОКАГРАДУСНЫЙ МОРОЗ Знаменитая фраза Александ ра Лившица «Делиться надо!», оброненная им в бытность мини стром финансов (не помню уже в чьем правительстве], стала путе водной звездой, лозунгом дня, жизненным кредо многоголово го российского чиновничества. Он, конечно, имел в виду оли гархов, но призыв странным об разом поменял адресата. Его ус лышали чиновники-б|ррократы и приняли на свой счет: нарожда ющийся бизнес должен делиться с теми, кто выдает разрешения, справки, лицензии и квоты. И по- шло-поехало... Редкий предпри ниматель не ощутил на собст венном горле костлявую руку бюрократии, не жаловался на волокиту и поборы. По уровню ■коррупции Россия сегодня на од ном из первых мест в мире. Ко нечно, не Ливщиц в этом вино ват, но тем не менее... Недавно спецпредставитель президента по связям с междуна родными финансовыми органи зациями Александр Лившиц вер нулся из длительной поездки по странам Европы и Америки. Встречался там с политиками и бизнесменами мировой величи ны. Пытался им втолковать, что Россия через десять лет (опять десять! Что за любовь к круглым цифрам?) станет совершенно другой: открытой, честной, с предсказуемой налоговой и ин вестиционной политикой. А мы будем жить, как в Испании. И кто не успеет вложить в Россию деньги сейчас, тот опоздает окончательно и бесповоротно... В 2011 году, думаю, мало кто вспомнит, кто такой вообще был Лившиц и' что он там говорил. Хрущев вот обещал, чтр д 1980-м наступит коммунизм, а состоялись Олимпийские игры! Можно долго рассуждать о потеплении инвестиционного кли мато вообще, 4.НО<от отдельных историй отдельнь6( .-иностранных компаний, решивших делать биз нес в России, по-прежнему веет полярным холодом. : Основатель компании «1КЕА» Ингвар Кампрад, конечно, пред положить не мог, что с момента его первой встречи в 'нашем «Экспортлесе» и до открытия первого мебельного магазина «1КЕА» в подмосковных Химках пройдет... 26 лет. Десять последних ушли.на не посредственное внедрение в российскую экономику. «1КЕА» не покупала акции российских мебельных предприятий, она просто давала им кредиты, по могала с новыми технологиями и учила работать на потребителя. Результат: сегодня компания кон тролирует четверть всего рос сийского экспорта мебели. Она, по сути дела, открыла перспек тивы 20 нашим мебельным и тек стильным предприятиям, в обно вление которых было вложено 60 миллионов долларов. Строи тельство самого магазина обош лось еще в 40 миллионов долла ров. По словам менеджера _по маркетинг компании «1КЕА» Йо- ханнеса Стенберга, существуют стратегические планы строитель ства еще 5 торговых комплексов, подобных химкинскому, в Моск ве и Петербурге. В первые две недели работы магазина его посетили 265 ты сяч человек. Такого фурора не производил ни один из 154 су пермаркетов, открытых фирмой «1КЕА» в 28 странах. На высоко качественную и -при этом деше вую мебель не просто смотрят - ее покупают. Магазин - это еще и 460 новых рабочих мест в Хим ках. В общем, России грех жало ваться на «1КЕА». Но тут возник мост. То есть наоборот, он пока не возник. Шереметьевская трасса и так пе регружена, и «1КЕА» решила по строить мост через Ленинград ское шоссе, чтобы облегчить подъезд к магазину. Областная и химкинская администрации, зару чившись поддержкой федераль ных органов, настаивают на его строительстве. Московское пра вительство категорически против. Мотив па-фиотический: из-за мос та плохо будет виден мемориаль ный комплекс - противотанковые «ежи», поставленные в память о том месте, где остановлены были в 41-м фашисты. Конечно, память - это Святое,; йо. зачем жефпеку- лировать на Этих «ежах»? Деликатный г-н Стенберг го ворит, что надеется на уступки переговорном процессе. Но Мо скво, похоже, не настроена нс достижение согласия. Посмотри те, как откликнулась столичная пресса (а точнее, издания, осо бо лояльные к властям Москвы).^ «Неструганые ящики по цене гарнитура» - вот лейтмотив этих выступлений, где .безусловно, бе лое выдаетсягзр безусловно, чер ное. Откуда такая немилость?: Да все оттуда же: «Не делятся...» Видимо, до кучи рекламное агентство метрополитена, «Мет- рос-Медиа» запретило компании размещать в подземке два рек ламных плаката. На одном было написано, что тиражи каталогов «1КЕА» - вторые после Библии (что истинная правда, в год 100 млн. экз.), на втором - фотогра фия ряда кроватей с подписью: на них-сделан каждый 10-й евро-., пеец (4x0, в общем, тоже срот- ' ветствует действительности, хотя, как, говорит г-н Стенберг, «не много гумора здесь есть»). С кроватками - ход не новый. В свое время компания «Джене- рал моторе», рекламируя вме стительный «Додж-караван», пользовалась примерно таким слоганом: в ноших машинах за чато пол-Америки. Пуританская Америка благосклонно отне слась к игривой, но отнюдь не пошлой рекламе. Наши же рев нители ' морали захотели стать , святее' Папы Римского. Вот и встали в позу,. Впрочем, Йоханнес Стенберг не слишком расстроен таким от ношением к собственной компа нии: за. 53 года существования «1КЕА» научилась бороться за свои права. Почти во всех евро- пейских;.странах у компании были проблемы. Конкуренты - продав цы дорогой элитной мебели - строили козни. Однако это не по мешало, например, во Франции получить прибыль уже на третий год, в Польше - на шестой. - Псйсоже, что открытие пер вого магазина в России - лишь начало неприятных приключений фирмы? - осторожно заметил я Йоханнесу Стенбергу. - Стратегическая линия выбра на, - твердо ответил он. - А сколь ко лет понадобится для достиже- Основатель «1КЕА» рад лично обслужить московского покупателя. ния успеха, сегодня трудно ска- стране со временем не станут зать. Хотя, конечно, многое из хуже. происходящего мы. объяснить не в Россия демонстрирует прямо состоянии. Потому-то нужна противоположное отношение предсказуемость вашей экономи- инвесторам. Последний пример ческой политики - для всех, кто со- введенный с 1 января 2000 года бирается действительно работать налог на страхование несчаст на российском рынке, а не спеку- ных случаев на производстве, пировать на его странностях. Он .небольшой - всего 1,8 про ба, они хотят понимать нас цента от фонда зарплаты, но лучше. Мы, к несчастью, отказы- скажет, что возможностей для воем им в этом естественном инвестиций с его введением ста- праве. Потому и приходится да- ло Дольше? Налог на прибыль и же в таких очевидно выгодных так чрезвычайно высок, и никто для России проектах, как и не .в состоянии гарантировать, «1КЕА», результаты ждать десяти- что 'завтра он не увеличится. летиями(|) понимают инвесторы, как ' А .что сегодня нового и при- можно не иметь механизма досу- влекательного (кроме все тех же' дебного решения конфликтов пламенных призывов) появилось (это, когда некий государствен- в России для иностранного дяди ный.' орган пытается примирить с кошельком? бизнес и органы власти). О не- Немало различных платежей и эффективности нашей судебной сборов вводятся сегодня не зако- заЦиты бизнеса сказано еще нами, а решениями правительства больше. В России считается, что (о местных налогах вообще разго- предприниматель априори вино- вор особый). Инвесторам хотя бы ват,)"потому что он уходит от на- принципы политики понять! Как логрв, ловчит, занижает объемы часто могут меняться экспортно- и т^. (отчасти это правда). Вот импортные пошлины, на какие то- почр'му ежегодные инвестйцйи в воры, наконец, в какую сторону Китрй составляют 60 миллиар они будут изменяться? дов долларов, а в Россию - все Генеральный директор компа- го 4-5 миллиардов. НИИ «Штольверк Рус» (это шоко- Очень бы хотелось, чтобы ус лад «АльпенголЬд» и «Доры Пок- томи Лившица глаголила истина рова», выпускаемые в Покрове Но превратить нас в Испанию Владимирской области) Вадим помощью постановлений прави- Фомичев считает, что потенци- тельства и указов президента альный инвестор должен обяза- вряд,-ли получится. Тем более за тельно знать, что условия рабо- очередные 10 лет... ты компании в той или иной Михаил ПЕТРОВ. НОВИНКИ СЕКРЕТЫ УМ НОЖ ЕНИЯ Невозможно представить работу любого предприятия без бумажной волокиты - отче-' ты, плотежки, планы... И все это нужно размножить, чтобы до вести до исполнителей, партне ров, вышестоящих организа ций. Без кОпировОльнО - мно жительной техники не обой тись. Казалось бы, покупай и пользуйся. До вот беда - цены кусаются. .Не каждый руководи тель может себе позволить ку, пить новый аппарат стоимо стью в десятки тысяч долларов В этой связи вызывает инте ре с . совместное предложение,. «Группы Каро» и фирмы- «Коп!са СгпЬН» (Германия) по продаже нй российском рынке современных моделей восста новленных копировально - ' множительных аппаратов (КМА) от «малых» офисных до высокопроизводительных про фессиональных. Стоимость бэ- ушной техники в десять раз (!) ниже аналогичных моделей но вой. Качество при этом не ху же. Вся аппаратура проходит, предпродожную подготовку не мецкими инженерами и специа листами сервис-центра «Группы: Каро»; На все аппараты пре доставляется, гарантия с после дующим сервисным обслужива нием. Возможен, лизинг КМА и продажа в кредит, Сергей ШАРАЕВ. Получить более полное представление о предлагае мой технике можно на Меж дународной выставке-ярмарке «Полиграфтех - 2000», которая будет проходить с 25 по 2 8 1 — реля в Культурно - ------------ ном центре «Соколы ЛЮДИ и ЗВЕРИ НА КОГО ГОРБАТИЛИСЬ? Четыре верблюда, пуУёше-' ствовавшие из Казахстана в Чехию, так и не добрались до места назначения. Попетляв по Польше, контейнер с жи вым товаром вернулся на территорию Беларуси (в Че хию животных не пустили из- за отсутствия необходимых ветеринарных документов). Двухгорбым гостям при шлось зазимовать на Брест ском пограничном экспортно- импортном пункте. Омено климата, и долгая дорога ска зались на здоровье путешест венников. Один из них издох от истощения. Пока отправи тель (казахстанский ското вод), получатель (чешская фирма) и чешская таможня месяц за месяцем выясняли отношения, руководство .бе лорусской таможни «Запад ный Буг» решило перепра вить оставшихся' в живых жи вотных в более подходящее место. Транзитных верблю дов забрали к себе на рохра- нение сотрудники Гроднен ского зоопарка. Предвари тельно. зоопарк .заплатил та можне более 500$ за их со держание и перевозку. ‘ Гродненцы ■выделили странникам доппаек: помимо сена - свеклу, морковь, отру би, зерно, минеральные и витаминные добавки. Прав да, кто будет рассчитываться за содержание верблюдов- транзитников - неизвестно. А для Гродненского зоопарка это насущный вопрос! От чешских же хозяев пока раз даются лишь смутные обеща ния. Верить им все труднее: долг-то за содержание верб людов растет. Если в течение еще некоторого времени верблюдов не заберут, то ко миссия по конфискату при Брестском облисполкоме мо жет запросто конфисковать их в пользу государства, как товар, который не был свое временно востребован. В прошлом году похожим обра зом зоопарку достались свы ше тысячи черепах, которых передали из Минска. Вот такие дела: люди дру жили, потом поссорились, от городились границами, а страдают верблюды да чере- Валерий ГРУЗИКОВ. МИНСК. в демонстрационном зале «Группы Каро» по адресу: Мо сква, ул. Профсоюзная, д. 84/32. Тел.: (095) 333-34-01. КАРТОФЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Норвежское правительство выделило средства для органи зации российско-норвежского предприятия «Агропотет» по выращиванию районированно го картофеля. Несколько лет назад был подписан договор, по которому норвежцы обме нялись сортами агрокультур с Холмогорской опытной станци ей животноводства и луговод ства. В результате оказалось, что выведенные нашими агра риями специальные сорта тра вы для скотоводства и сорт картофеля «Елизавета» идеаль но подходят для возделывания в северной части Норвегии. На новое совместное пред приятие наши северные соседи возлагают надежды, связанные с выведением неприхотливых сортов картофеля. Даниил ТЫХУН. АРХАНГЕЛЬСК. ГОЛЬ и ВЫДУМКИ РОМАНТИКА-ЗАОТРЬНУЮПЛАТУ РАСТЕТ ЭКСПОРТ РУССКИХ НЕВЕСТ В БЛАГОПОЛУЧНЫЕ СТРАНЫ. И НАШИ ТУРАГЕНТСТВА НЕ В ОБИДЕ Путешествовать по миру в массовом порядке широкие на родные массы по-настоящему на чали всего около пяти-шести лет назад. Где-то в середине девяно- ыТурци впоследствии и Испании, Таилан да, Греции ринулись толпы росси ян и россиянок. Кризис, казалось бы, напрочь убил надежды про должить их знакомство с миром. Но голь на выдумку хитра. ...Лене чуть за тридцать, оди нока, воспитывает дочь, В благо получные экономические време на она работала менеджером в рекламном-агентстве в большом северном городе и ежегодно ухи трялась осваивать одну-две но вые страны. Начала,: как- все, с пляжей Анталии и Хургады, потом переехала на более цивильные испанские курорты, посетила Венгрию и Италию. Строила пла ны на «покорение» богатой Евро пы и стран Карибского бассеййа, ;,но... -Август. 199.8-ГО поставил большой жирный крест на пла нах. Рекламный рынок в ее род ном городе от кризиса не опра вился до настоящего времени. И, когда растаяли последние надеж ды на то, что это,’ произойдет в обозримом будущем, Лена пере стала ждать милостей от эконо мики. Сегодня она вновь путеше ствует. Правда, уже не за свои. А в качестве... невесты. Брачных агентств, занима ющихся экспортом наших невест в благополучные страны мира, сей час неимоверное количество. Все - очень разные. Есть респекта бельные, серьезно относящиеся к процессу сватовства. Есть конто ры, специализирующиеся на секс- туризме и организации прочих легкомысленных вояжей. Агентст во, куда подруга привела Лену, относилось к числу серьезных. Механизм достаточно прост, хотя и от потенциальной невесты- путешественницы требуются оп ределенные усилия и небольшие расходы. Сначало пришлось за полнить большую анкету, в кото рой, помимо обычных данных, на до было указать привычки, пред почтения, музыкальные и кули нарные пристрастия. Кроме ан кеты, потребовалось качествен ное фото и... терпение. Через не которое время начали приходить электронные письма от потенци альных женихов. Только выбирай. Лена выбрала Свена - 40-лет него учителя начальных классов из пригорода Нью-Йорка. Свен оплатил не только авиабилет, но и положил на ее счет в банк не которую сумму (о размерах кото рой Лёна предпочла не говори^).?: - непрйме^ое условие фирмы^ Как окшалось, ЭТО вполне обыч ная практика: называется это оф.-' фидевид. Считается,'что деньгй «на проживание» психологически избавляют невесту от комплексов зависимости и морального дис комфорта';' На рыке цифр, Лена съездила в Амери!^’ почти на-халяву. Дома ■она пртротилась в основном пО; мелочам: 20 долларов взял фотр- граф за качественное фото, (э.-гр залог успеха), кроме того, ее анг лийский оказался недостаточна. дую фшинописную страничку профё|сионального перевода пе реписки со Свеном й другими же нихами. Самые серьезные расхо ды были связаны с оформлением визы. Пришлось ехать в амери канское посольство на собеседо вание. Там устроили настоящий допрос с пристрастием, но визу все-таки дали. - Так называемую «визу неве сты»? - спрашиваю. - Нет, обычную, гостевую. Слово «замужество» даже произ носить в посольстве нельзя. Ко нечно, В-2 - это так называется брачная виза - намного лучше обычной. По ней можно жить три месяца в Америке, при этом же них в письменной форме берет на себя обязательство содержать невесту все это время материаль-, но'. Но. для того чтобы получить «визу невесты», ваш избранник должен доказать иммиграцион ной службе серьезность наших отношений. В частности, доку ментально подтвердить, что мы уже встречались, предъявить письма, фото, видео. Полное за тмение!. Настоящей русской неве сте воспользоваться «визой неве сты» практически невозможно. Но вот что интересно - если ты на самом деле невеста и въедешь по гостевой визе, то по сле' свадьбы будут проблемы. Обратишься за видом на житель ство, а тебе скажут: дорогая, ты же обманула правительство Сое диненных Штатов! Ехала на вре мя, а хочешь остаться навсегда... Иногда мне кажется, что Амери ка делает все, чтобы в нее при езжали только такие «невесты», - Й много невест-путешествен- ' - Не всем удаё-гся получить ви- зы. Но в своем городе я знаю не меньше десяти девиц, которые таким образом путешествовали по Америке и Скандинавии. Чет веро по-настоящему вышли за муж. Кстати, две' уже вернулись. Одну муж здорово колотил, вто рая просто не прижилась в стра- - Жених и невеста живут во время знакомства под одной кры шей. Бывают фиктивные браки, но как удается изобразить фик тивные романтические отноще- - Без комментариев. - Хорошо, сменим тему. Те- ‘ перь тебе ничего сочинять не на до: фото с женихом-американцем есть, никаких проблем с визой... - Теперь я переписываюсь с другим парнем. Мое агентство, по примеру прибалтов, придума ло устраивать встречи на «нейт ральной» территории. То есть они, как и прежде, знакомят нас через Интернет, после чего рус ские невесты не штурмуют аме риканское посольство, а спокой но получают конверт с авиабиле том в безвизовую Прагу. И том проводят «предмедовый» месяц. Я уже была в Чехии. - Чехи вот-вот введут визы. - Мы это обсуждали в агентст ве. Они говорят,, что чешская ви за - не штатовская, надеются, что ее получить будет не ток сложно. Но кок вариант сейчас рассмат ривают встречу на Кипре. Для нас это удобно, для американцев - не очень. Да и лично я уже бы ла на Кипре, там хорошо, но мне интересно посмотреть что-то но- - Ты специально путешеству ешь только в пределах Европы и Америки? - В Африке - СПИД... А если серьезно, то были планы и на предмет поездки в Азию. Даже вполне конкретные такие планы, Но недавно прочитала в одной газете про то, что в Абу-Даби две русские туристки шариатским судом приговорены к 80 ударам плетьми за пьяную драку. ,Я не пью и не дерусь, но решила судь бу не испытывать. Вдруг фиктив ных невест там тоже принято по- ,..Остоется добавить, что брачное агентство, как правило, догадывается об истинных наме рениях невест-путешественниц. Но если Свадьба расстраивается без последующих претензий со стороны потенциального жениха, на это закрывают глаза. В солид ных агентствах бремя расходов несет именно жених. Кроме ко миссионных, фирма но всю ка тушку раскручивает жаждущих прикоснуться к загадочной рус ской душе кавалеров на сопутст вующих услугах, как-то: доставке избраннице цветов, подарков. Во время «ответных визитов» жени хов в Россию агентство арендует им машины, предоставляет гидов, бронирует отели. А что до венца - так это дело личное. Известно же: некоторые женятся, а некото- Игорь ЕЛКОВ. С Т Р А Н И Ч К А А К Ц И О Н Е Р А ЧТО ТАКОЕ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ДЕПОЗИТАРИЙ «Газпром» считает себя поис- ю «народной» компанией, ее акционерами являются более ' 800.000 юридических и физиче ских лиц, разбросанных по всей территории нашей страны, Это создает определенные проб лемы: как же могут акционеры ОАО «Газпром» осуществлять свои права, проводить сделки с акциями, получать дивиденды? Все эти операции акционеры ОАО «Газпром» могут прово дить в региональных депозита риях, специально созданных ОАО «Газпром» и коммерче ским банком газовой промыш ленности (КБ «Газпромбанк»). Здесь хранятся и учитываются на специальных счетах-депо ценные бумаги клиента депози тария. Для депозитарного обслу живания почти 1 миллиона акци онеров (такова первоначальная цифра акционеров, зарегистри рованных в реестре по итогам закрытой подписки и чековых аукционов) потребовалось соз дание не только уникальной де позитарной сети, не имеющей аналогов в нашей Стране и за рубежом, но и органйзации''ра- бот на высочайшем профессио нальном уровне. В настоящее время система функционирует многоуровневая разветвлен- __ сеть е единым центром и об щими профессиональными стан дартами информационного об мена и документооборота, име- возможность междепозитар- 0 взаимодействия. Специали сты и руководители депозитари ев имеют высокую квалифика- в области обращения цен- бумаг, подтвержденную со ответствующими аттестатами и лицензиями. К концу 1999 года региональ ные депозитарии и их удаленные пункты были открыты в 70 горо дах России, поэтому акционеру не нужно тратить деньги и время на поездки и регистрацию. Шесть лет успешной деятельности и раз вития позволили депозитарной сети Газпромбанка занять на фондовом рынке депозитарных услуг одно из ведущих мест. Региональные депозитарии, осуществляя непосредственное обслуживание клиентов, предос тавляют:. всем, клиентам .уникаль ную возможность перевода в кратчайшие сроки ценных бумаг в другие регионы по заключен ным сделкам или в связи со сме ной места жительства. Из одно регионального депозитария можно инициировать исполнение операций по счетам - депо в другом региональном. Присоединясь к системе элек тронного документооборота, де понентам предоставляется ^Деном еи( пЩи-р^Дг|рфг, ЩаШо1 которой непосрёдствённо со своего удаленного робочего ме ста и не обращаясь в депозита рий можно отдовать. поручения депозитарию. Для клиентов, работающих на организованном рынке цен ных бумаг, продолжают разви ваться услуги по учету и постав ке ценных бумаг на фондовые биржи. Акции ОАО «Газпром» торгуются на Московской фон довой бирже. Фондовой бирже «Санкт-Петёрбург», на биржах Екатеринбурга и Новосибирска. Банк стремится минимизировать риски и издержки их клиентов, сократить время проведения- операций. В филиалах Газпром банка ежедневно вывешиваются котировки на акции «Газпрома» биржах, и клиент может быст ро провести операции по купле- продоже акций через удаленные терминалы этих бирж. Технология обслуживания предполагает использование всеми региональными депозита риями систем проверок и конт роля. Использование специаль ных баз данных, содержащих формацию по .фольшивым ц ным бумагам, нотариусам, вы ющим доверенности, и т.д., т же дает возможность минимиза ции рисков системы и гаранриру ет' клиенту депозитария сохран ность ценных бумаг. Клиентам предоставляется информация о ценных бумагах, похищенных или включенных в стоп-листы эмитентами, правоохранительны ми органами или органами госу дарственного регулирования рынка ценных бумаг, В целях более полного оказа ния услуг региональные депози тарии обслуживают операции не только с акциями ОАО «Газ пром», но и другие финансовые инструменты. В депозитариях оказывается инвестиционное и налоговое консультирование, квалифицированные консульта ции по оформлению сделок, проведению кредитных и залого вых операций, брокерское об служивание. По поручению кли ента Газпромбанк, может пред ставлять его интересы на собра ниях акционеров, а также осу ществляет трансфер-агентское обслуживание акционеров бо лее чем в 40 реестрах. Акцио нер может также осуществить вложения в облигации ОАО «Газпром», доход по которым висит ОТ изменения курса долла ра.'При'необходимости предста витель депозитария может -■ ехать к клиенту на дом. Для участников войны, инва лидов, наследников существует система скидок.’ К|^пные посто янные клиенты обслуживаются по специальной У1Р-системе. Предложения клиентов по улуч шению обслуживания оператив но рассматриваются руководст вом депозитари|, делается все ’З ---- В депозитарии же владелец акций может узнать все о жи; эмитента: корпоративную > формацию - сроки проведег собраний, повестку дня, порядок участия акционеров в общих со браниях, информацию о разме ре дивидендов ^ сроке их полу чения, .об изменении законода тельства или норых нормативных актах, о также р других важных событияк на фондовом рынке Экономика России на подъе ме, и депозитарии Газпромбанка предоставляют клиенту все воз можности вложить свои средства в реальный сектор экономики, что, в свою^ очередь, приведет к повышению реальных доходов акционеров ОАО «Газпром». Александр ЧЕРНОИВАН, первый заместитель председателя правления Газпромбанка. ВЫСТАВКИ ВСЕ ЕСТЬ В КАЛЕНДАРЯХ ВЫСТАВКА «РОЖДЕНИЕ ОТКРЫВАЕТСЯ ЗАВТРА В Экспозицию, посвященную смене веков и наступлению но вого тысячелетия, представляют Государственный Исторический музей и Государственные музеи Касселя (Германия). Спонсорами выставки выступили давние партнеры по газовому бизнесу - немецкая компания АГ «Вин- терехалл» и ОАО «Газпром», которые активно поддерживают проекты, направленные на раз витие взаимопонимания между Россией и Германией. Цель, экспозиции - наглядно показать меняющиеся представ ления человечества о времени. Чтобы решить эту сложную за дачу, устроители выставки при влекают обширный и разнооб разный материал. Представле но около 300 экспонатов, отно сящихся к.самым разным эпохам и культурам: модель загадочно го Стоунхенджа (!У тыс. до н.э.) и статуэтки богов Древнего Егип та, предметы античности и ки тайскиевазы ,, православные иконы и гровюры Дюрера;, про изведения живописи,>декоратив но-прикладного искусства XVI! - XX вв., работы мастеров русско го авангарда (в том числе Мале вича, Кандинского), фотографии, календари, самые разнооб разные часы - от солнечных до атомных, а также, многое дру гое. Соседство в выставочном пространстве произведений ис кусства, часов и, календарей формирует многомерный куль турный и мировоззренческий контекст и позволяет наглядно ВРЕМЕНИ» I ТРЕТЬЯКОВКЕ оценить многооброзие проблем, связанных с понятием «время». Неоднородный по составу материал делится на три основ ные группы: символы и аллего рии времени в искусстве разных культур, и эпох; измерительные приборы и инструменты; про изведения искусства, демонстри рующие сложение «стиля эпохи»: Многочисленные экспонаты, сгруппированы по разделам, ко торые разво)эачивают перед зрителем панораму сменяющих и дополняющих друг друга об разов времени. Выставка откры вается произведениями, демон стрирующими неразрывную связь первоначальных пон""'"' " времени с ритуалом и ^ Вместе с частями экспозиции, посвященными . календарным обычаям народов Европы разам времен года в ките культуре, эти экспонаты нагляд но показывают, что представле ние о циклически повторяющих ся временных процессах харак- терно.4ДЛя. сомах 'розных г ■ народов. .V ■' Всю выстовку пронизывает тема «стыка эпох».. Экспонаты выставки помогают составить впечатление о «культуре эпохи», зарождающейся вместе с новым веком. Под лозунгом «Новое время требует,нового искусст ва» художники стремились найти стиль'XX века.' Выставка продлится , августе и будет проходить в Ин женерном корпусе Государст- венной Третьяковской галереи. Игорь ВОЛОБУЕВ. 25 АПРЕЛЯ 2000 ГОДА 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz