Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
8 апреля 2000 г., № 73 (21201) ШИПЕЦКАЯ • / Ж г а з е т а П о воспоминаниям современников, Корней Чу ковский, прижизненный классик детской ли тературы, до преклонного возраста оставал ся хулиганом и неутомимым провокатором. Однажды тон, прогуливаясь с кем-то по переделкинскому дачно му поселку, предложил зайти в гости к приятелю, мно годетное семейство которого слыло образцом мира и покоя Их ждала идиллия: в отсутствие родителей ш ес теро детей тихо играли. Посмотрев на зту благостную картинку, Чуковский не выдержал. «А крикнуть мо- шжешь?» — обратился он к одному из детей. Тот опе шил, но, подзуживаемый гостем, все-таки издал ка кой-то звук. «А громче? Вот как я — смотри! А все вмес те^» Дети недоумевали и смущались, но азарт взрос лого дяди был так напорист, а его собственный при мер так заразителен, что вскоре вся компания в упое- щнии орала. Когда на пороге появились шокированные родители, возникла классическая немая сцена. «Пой- шдемте отсюда, — со страдальческой миной обратился шЧуковский к своему спутнику в звенящей тишине. — ш Это какой-то сумасшедший дом!» , Взаимоотношения этих * двух миров — взрослого и 1детского — можно обсуж- ь бесконечно. Как себя вести с детьми? Что в них щ закладывать прежде всего: нежное всепонимание или ^уверенное самоутвержде- ;:|ние? Как не переборщить :щс кнутом или пряником? 1 Сколько родителей — ^'столько «методик». Одни й мои знакомые, например, 8| испробовали на своем ча- I душке так называемую I японскую систему. Там в ё ходу отсутствие каких бы I то ни было запретов для й ребенка дошкольного воз- й раста без боязни вырастить I его обалдуем. А потом дите ^попадает в школу, и с это- го момента свободно раз- ^вившуюся личность ждет пожизненное царство рег ламентации во всем там *не забалуешь. У нас, ко- ' нечно, такие эксперименты чреваты, но ребенок умуд- й рился вырасти неплохим ^человеком.' Правда, мне , кажется, что он вырос бы I им в любом случае — на- I следственность, видите ли. Но, безусловно, ставка на воспитательные таланты ро дителей огромна, особенно в раннем детстве, когда дети полностью зависят от взрос- Поговорим сегодня о не которых моментах творчес кого поединка: родители - ребенок. Прежде всего опре делимся, кого мы растим: бой ца, семьянина, делового че ловека? Или просто творчес кую личность, умеющую быть счастливой, а потому притягивающую к себе уда чу, как магнитом? Последнее — гораздо продуктивнее, ведь человек творческий пре жде всего будет способен по том сотворить и самого себя. Итак, несколько напомина ний родителям (используем при этом кое-что из советов психолога, данных в журна ле «Домовой»). Любопытство Его детские проявления родители обязательно долж ны удовлетворять. У ребен* ® ка, которому мпот’ое .пшре- щают, гасится и т о р е с к жизни. Ему в ' ПОИСКАХ СТРОЙНОГОТЕЛА мечта каждой женщины. Одна ко критерии женского совершен ства, заданные чересчур кон кретными параметрами 90-60- 90, весьма и весьма сомнитель ны. Дело в том, что каждая жен щина принадлежит к определен ному конституциональному типу, изменить который, ей не по си лам. Однако мода назойливо диктует, свое, и _в, зависимости от эпохи женщины стараются подчеркнуть рышноту тела, что бы походить на рубенсовских красавиц, или,,же стать плоски ми, как доска, забывая неред ко, что их тело капитальной пе ределке не подлежит. Именно это заблуждение толкает мно гих на изнурительные диеты и хаотичный поиск эликсиров стройного тела. В Филадельфии существует ■клиника, в которой женщинам помогают обрести хорошую фи гуру отнюдь не диетологи, а пси хологи и психиатры. Туда попа дают женщины, измучившие свое тело до полного истоще ния, но так и не нашедшие удов летворения. По статистике этой клиники каждая третья женщи на, занимающаяся коррекцией своей фигуры, страдает дисмор- фоманией — нарушением вос приятия собственного тела. Эк сперимент, проведенный в этой клинике , заставил многих вспомнить старую истину о том, что лучшее — враг хорошего. Прежде всего женщину про сили нарисовать на стене кон- . тур своего тела, а внутри него контур тела, которое они хотели бы иметь. Затем психолог «на кладывал» женщину на ее про^ изведение. Выяснялось, что ее первый рисунок в 1,5-2 раза преувеличивает ее реальную полноту, тогда как контур «иде ала» практически совпадает с размерами ее настоящего тела. Что же получается? «Я сама не знаю, чего хочу, но хочу чего-то очень красивого, чего опять- таки не знаю». Замкнутый круг, разорвать который можно лишь свежим взглядом на собствен ное тело. Поп|39буйте сами про вести этот эксперимент, и вы бу дете крайне удивлены. Задумай тесь, не лежат ли в основе ва ших метаний глубокие психоло гические проблемы: низкая са мооценка, бегство от себя — типичные признаки дисморфо- СОВЕТЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ г а ЧЕ110ВЕН зать в ящики, разбирать иг рушки, пробовать на зуб предметы. Если же это ста новится по-настоящему опас ным, надо просто мягко пе реключить его внимание на что-то другое, без всяких окриков. Наше тело — тоже инструмент миропознания. Не бойтесь одного из первых детских рефлексов — хвата тельного. На палыых о 1 гн 1 . много нервных окопчаииЕи и, развивая двпяссник. напри мер, кигш , родители разви вают и мо.ц' м.мадр 1 г]Ц 1 . У него Д0.1ЖНС) быть .МИПШ ПГруШСЧч- и яредм етов , разных на ощупь ~ тогда осознание миря ускоряется. И, конеч но, не забывайте о том, что никакие предметы не заме нят живое общение с ребен ком — с младенцем необхо димо разговаривать так час то, как это возможно. Эмоции Родителям трудно при нять как неизбежность тот (|)акг, что лети до 011 ре.|р.чрн- иого времени не умеют уп- ран.- 1 ягь своими .»моциями. Эи> гако 11 же шк'теиеняый процесс, как обучение чте нию, письму. Поэтому .щмре- щать трехлетнему ребенку естественно выражать свои чувства просто бесполезно. Все базисные эмоции — страх, радость, гнев, печаль — должны так или иначе проявляться. Глушить в ре бенке проявление одной из них — все равно что подре зать побеги на молодом де ревце: оно может вырасти кособоким. Наверняка вы не раз были свидетелем такой сцены: дур- ниной орущий на улице ре бенок и шипящая (в лучшем случае) на него мамаша, сго- 11 ающая от стыда под взгля дами прохожих. Детям очень свойственно злиться и выра- укать свой гнев неудобовари- %[ымидля вас способами: кри чать, плакать, ломать игруш ки. Они вовсе не негодяи — просто у них еще нет адек ватного механизма пережива ния неудачи. Рецепт здесь все тот же — не подавлять, а итвлекать ребенка, внушать ему чувство защищенности и ‘уве'ренности. Словом, кор ректное отношение к детс ким эмоциям — это привив ка от многих проблем, с ко торыми они столкнутся в дальнейшем. ■ А теперь давайте сунем нос в книгу психолога Вла димира Леви «Нестандарт ный ребенок». Она полна юмора, жизненных наблюде ний и денных рекомендаций, номы пока остановимся толь ко на одном моменте. Внушаемость Она - порота дучпн: от крытость другому п (ЧЮСоб- ность верить. Она связывает и согласует новоприбывшее существо с окружающими. МЕЖДУ НАМИ. ЖЕНЩИНАМИ мании. Американские психоанали тики, работающие с полными людьми, страдающими безмер ным аппетитом, считают, что обжорство берет свое начало из раннего детства. Дети, испыты вающие нехватку любви и за боты, подрастая, имеют боль шую склонность к повышенно му аппетиту и, следовательно, полноте. Пища подсознательно воспринимается ими как источ- ' ник насыщения не только орга нов пищеварения, но и обездо ленной души. Тут уж сиди-не сиди на диете, а проблема ни куда не денется. Более того, воздержание от пищи может привести к тяжелым депресси ям. Так что, возможно, вместо того, чтобы мучить себя сомни тельными пилюлями и испыты вать свою волю, просто надо посоветоваться с психологом. В стремлении изменить свою внешность есть еще один нема- В е д у щ а я р у б р и к и — Г а л и н а К А И Д А Ш К О взяшдожшш ^ З К У С Н О Г О Т О В И М ! ловажный нюанс —каждому кон ституциональному типу свой ственны определенные психоло гические качества. Сейчас в моде длинноногие узкобедрые краса вицы с тонкими щиколотками, этакая девушка-подросток. Бес спорно, на такой фигуре любое платье будет сидеть безупреч но, подчеркивая ее хрупкость. Однако мало кому известно, что этому конституциональному типу соответствует не самый прият ный психотип. Чаще всего это истерическая личность. Зигмунд Фрейд еще в конце прошлого века предсказал, что истерия станет бичом XX века. И оказал ся прав. Истерическая акценту ация личности, с холодной рас четливостью, театральной эмо циональностью и конституцио нальными приметами женщины- подростка, встречается все чаще и чаще. Этот психотип привива ется, воспитывается, культиви руется с детства. Кукла «Барби» — ярчайший представитель ис тероидного конституционального и психологического типа — пер вый объект, которому девочка стремится подражать. А вот тол стушек от природы отличает по кладистость, жизнерадостность и веселость нрава. Так что, пре жде чем менять свое тело, хо рошенько подумайте, хотите ли вы, чтобы у вас вместе с фигу рой неожиданно изменился и Б айны и з тыквы На 500 г тыквенного пюре' — 0,5 л молока, 10 г дрожжей, 1-2 яйца, 1 стакан муки, 1 столовая ложка масла, 100 г сахара, соль. Вареную тыкву разминают в пюре. Вливают в него подогре тое молоко, добавляют разве денные дрожжи, сырые яйца и муку. Вымешанное тесто ставят на 2 часа в тепло. Затем добав ляют сливочное масло, сахар, солят по вкусу. Вновь вымеши вают тесто и держат в тепле, пока оно не поднимется. жаренная с майонезом Рыбу очищают и обваливают в муке, в которую добавлены по вкусу соль и перец, выкладыва ют на смазанную маслом сково родку, обмазывают сверху май онезом и посыпают жареным луком. Сковородку ставят в на гретую духовку на 20 минут. Вместо майонеза можно взять сметану, тогда рыба будет ме нее острой. А если добавить по столовой ложке воды и расти тельного масла —более сочной. Мясо отварное и запеченное 300-400 г мяса, 5-6 карто фелин, 50-80 г сыра, 150-200 г Варят мясо, отделяют его от костей, разрезают на порцион ные куски^. Кастрюлю или глу бокую сковороду смазывают маслом, по краю раскладывают нарезанные кружки отварного картофеля, а на середину— кус ки мяса, заливают все молоч ным или сметанным соусом, сверху посыпают тертым сыром и запекают в духовке в течение 20 минут. Запеканка из лука 500 г лука, 40 г раститель ного масла, 2-3 шт. сладкого перца, 3/4 стакана молока, 2 Лук нарезают колечками, ту шат с растительным маслом или маргарином. Можно добавить ЧЕСНОК -ОТ ВСЕХ ЗАБОЛЕВАНИЙ «От всех заболеваний» — так кратко определил свойства чеснока Авиценна. Какими бо лезнями мы чаще всего боле ем? Гриппом, бронхитом, пнев монией. Нам докучает холецис ТИТ, жалуемся на атеросклероз гипертонию и прочие сердечно сосудистые заболевания. Зане дужив, начинаем бегать по ап текам и пригоршнями глотать лекарства. А между тем... Давайте заглянем в до машнюю корзину для овощей. Вот он — чеснок! Он нас защи тит и поможет нам. Нет, он не вылечит от всех болезней, но преградит путь надвигающим- Первые упоминания о чес ноке как о лекарственном рас тении найдены в самом древ нем памятнике письменности — папирусе Эберса, обнаружен ном в Египте. В Китае препа раты из чеснока были извест ны еще в 2600 году до н.э. У древнего целителя Авиценны хранились 900 рецептов лечения чесноком. И в России с «Избор ника великого князя Святосла ва Ярославина» (1073) в числе основных лекарственных расте ний упоминается чеснок. Существует множество до машних, веками проверенных рецептов. Скажем, если человек будет регулярно употреблять в пищу 2-3 зубчика в день Сырого чеснока, то его шансы заболеть атеросклерозом значительно, снизятся. И, как следствие, он защитит себя от инфаркта, сульта, склероза и гипертонии других болезней. Более такой человек меньше подвер жен инфекционным заболевани ям кишечника, так как чеснок об ладает сильнейшим противомик- робным и противогрибковым действием. Людям, страдающим дискинезией желчёвыводящих путей, полезно съедать в день по 0,5-1 зубку чеснока. Прогло ченная целиком (неразжеванная) долька чеснока в виде таблетки, проходя через весь желудочно- кишечный тракт, способна выле чить начальные стадии геморроя, трещины прямой кишки. КЛАССИЧЕСКИЙ РЕЦЕПТ ПРИГОТОВЛЕНИЯ НАСТОИКИ ИЗ ЧЕСНОКА 40 г размятого чеснока 10 дней настаивать в закрытом стеклянном сосуде в 100 г спир та или водки. Сосуд держать в темном месте (для улучшения вкуса и запаха добавить мяту). Принимать по 10 капель 2-3 раза в день за 30 мин. до еды. ПРОТИВ ВЫПАДЕНИЯ ВОЛОС К 250 г оливкового масла или смальца добавить 10 голо вок толченого чеснока, разме шать. Втирать в кожу головы. ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ РЕВМАТИЗМА снок заливают настаивают 2 недели, растирают тело. ПРИ АНГИНЕ Толченый чеснок с медом БЫ ПРОСИЛИ РАССКАЗАТЬ НАДО ли ПОМОГАТЬ РЕБЕНКУ ДЕЛАТЬ УРОКИ? Но одновременно с ней развивается и защита от - нее — это нормально. Мы ' сокрушаемся, что ребенок ' сопротивляется нашим внушениям. Но давайте от личим сопротивление от невосприятия. Маленький ребенок может просто не * понять обращение к нему или, заигравшись, не ус- - лышать сердитый голос. У ' него может быть просто слишком хорошее настро- ' ение, чтобы уловить серь езность ваших глаз. Все 1 Это просто невосприятие: 1 ворота не заперты, вы в них ^ просто не попадаете. Со- ~ противление же — это во- ' рота, запертые изнутри. И не забывайте давать ; ребенку отдых от внуше- ' ний. Представьте, что бу- / дет с вами, если 37 раз в сутки к вам будут обра- / щаться в повелительном . тоне, 42 раза — в увеще- % нательном и 50 — в обви- , нительном. Цифры эти не ' преувеличение — таковы ^ они в среднем у родителей, чьи дети имеют наиболь- ' шие шансы стать невроти- •, ками и психопатами. Все это только малая / часть того, о чем нелишне помнить. Конечно, ужасно утомительно. Но мы ведь, прозе, робралпгь рагппь че.тонекя, а не ):акт\с в юр- Е. ТРОФИМОВА. Когда родители садятся вместе с детьми делать уроки и от начала до конца контролиру ют их, этим как бы заранее предопределяется пассивность, беспомощность опекаемых — они теряют уверенность в сво их силах. И если потом старшим из-за их занятости будет не до помощи в выполнении домаш них заданий, ребенок один мо жет растеряться. Когда дети идут в школу, у них возникает интерес к новой обстановке, и поначалу ребята со способностями не ниже средних сами с удовольствием делают уроки. Но со временем интерес пропадает, и есть опас ность, что именно в этот момент они могут запустить учебу. По этому постарайтесь избежать крайностей: не наблюдайте пристально за каждым шагом ребенка, но в то же время не пускайте учебу на самотек. Как же воспитать у детей самостоятельность и чувство ответственности? Помогите ре бенку выработать режим: пусть он садится делать уроки в одно и то же время. В пору первых занятий дети неусидчивы, им нелегко переключаться из режи ма игры в деловой. Контроли ровать процесс адаптации должны родители —ребенок ре шить эту проблему сам еще не в состоянии. Но отвечать за приготовление домашних зада ний он способен. Родители должны лишь усаживать его за уроки и в конце проверять их вы полнение. Эта совместная дея тельность устанавливает эмоци ональный контакт между деть ми и взрослыми. ПОЧЕМУ НЕ ЧИТАЮТ ДЕТИ у каждого поколения —свои вкусы и привычки. Детишки се годня не читают. И часто даже в интеллигентных семьях роди тели жалуются: «У нас такая хо рошая библиотека, а дети ею пренебрегают...» А этому, между тем, есть рациональное объяснение. Че ловеческий мозг воспринимает лишь строго «отмеренное» ко личество информации. Амери канцы давно уже строят свою культуру с учетом этого: даже взрослые чаще всего читают лишь те книги, которые нужны для дела, допустим, написания научной работы, диссертации. Значит ли это, что надо копиро вать столь прагматичный под ход к жизни? Разумеется, нет. Но он в определенной мере объ ясняет отсутствие интереса к чтению не повальной деграда цией юного поколения, а инфор мационной насыщенностью (те лепередачи, компьютерные игры и Т.П.), чего не было раньше. Кроме того, у читающих де тей нередко бывают депрессии из-за того, что они испытывают потребность поделиться инфор мацией с ровесниками, а такой возможности, как правило, нет. В мире же взрослых маленький . человечек места не находит. Так - что не форсируйте интеллекту альное развитие детей. Пусть все идет естественным путем. Когда настанет пора, ребенок сам возьмет в руки книгу. И. ЛАПШИНА. КТО в ДОМЕ ХОЗЯИН X./ цып-цып, \ ШОИ ЦЫПЛЯТА... I По соверщенно необъ- V' яснимой причине домаш- ' , ние куры ассоциируются у Шгорожан, в большинстве ^ случаев, не с ароматно пах- ^нущим произведением ку- ^линарного искусства, а с ■ какими-то ностальгически ми воспоминаниями о запа- С|хе летнего разнотравья, Й свежести раннего утра и за- |?[ливистым криком солиста 1 ” птичьего двора — петуха. Смело можно сказать, что практически каждый владелец приусадебного участка пробовал завести летом кур и выращивать 01домашнюю птицу. Чаще Ь всего выбор падал на су- „ точных цыплят-брой.теров. .^Почему же так часты не- ^ удачи нри выращивании % цыплят? Можно ли йзбе- жать их потери? Что меша- :^ет вырастить крупную - ,, здоровую птицу? Вот н р сколько советов для начи тмин, сладкий перец. Выклады вают в смазанную жиром кас трюлю, заливают молоком, в которое добавляют яйца, и за пекают в духовом шкафу при <'^Быстрый» пирог 150 г сметаны, 150 г сли вочного масла, пол чайной лож ки соды, 1 лимон, 1 стакан са харного песка. Замешивают тесто из сме таны, сливочного масла или маргарина, муки и соды, пога шенной уксусом, и делят его на 2 части. Лимон вместе с цедрой на тирают на мелкой терке и сме шивают со стаканом сахарного песка. Начинку выкладывают на одну часть раскатанного теста и прикрывают ее второй частью. . Прокалывают верх в нескольких местах вилкой и выпекают на смазанном жиром противне 15-20 минут при температуре 200 градусов. Олалушки с явлоками Бутылку кефира выливают в миску, насыпают три четверти стакана муки и одну столовую ложку сахарного песка, натира ют на крупной терке два очищен ных яблока и жарят оладьи. ■ САМ СЕБЕ ДОКТОР — | принимать через 1-2 часа по 1 чайной ложке. ПРИ ПОВЫШЕННОМ ДАВЛЕНИИ Настоять 20 г чеснока в 200 г воды и принимать по 1 чайной ложке 2-3 раза в день. ПРИ БЕССОННИЦЕ 20 г измельченного чесно ка добавить в горячее молоко и выпить перед сном. ПРИ ГРИППЕ Во время гриппа полезен настой чеснока: 2-3 зубчика мелко нарезать и залить 30-50 г кипятка, настоять 1-2 ч. и процедить. Получившуюся жидкость закапывать в нос по 2-3 капли в каждую ноздрю 1- 2 раза в день. Через 2 дня на стой обновляют. Такая проце дура поможет вам избежать инфекции. С этой же целью можно мелко нарезанный чес нок зашить в небольшие мар левые мешочки и развесить над детской кроваткой. Но если вы не убереглись и уже заболели, тогДа натрите чеснок на мелкой терке и вды хайте его запах по 10-15 мин. 2 раза в день. Все цыплята боятся реохлаждения. Чаще всего щ ояо происходит при их пе- ^ ревозке после покупки. По- йчему-то считается нор- щ мольным использовать для этого пустую картонную "коробку, небольшую и ' плотно закрытую. Малень- йкие цыплята в такой таре, ^практически, занимают весь пол, тесно прижима- I?ясь друг к другу в поисках ^тепла. Естественно, что, ^ привезенные в дом, такие малыши имеют грязное, '' склеенное оперенье, холод- 5 ные ножки и даже насморк. /Этот молодняк сохранить будет сложно. А ведь избе- 14 жать первой ошибки мож- ^ но при более внимательном г\ отношении. И лучше избе- йгать ошибок, чем долгие месяцы исправлять их. Те- '' ряется при этом не только / драгоценное время, но и желание повторить этот , опыт в будущем. Ведь толь- ?/ ко удачный опыт вдохнов- к ляет на новые попытки по- \ пробовать себя в незнако- Безоцаенее всего приоб- ; ретать цыплят не у улич- ' ного продавца, а брать их из дома или у птичника. Это исключает возможное ,, переохлаждение или полу чен ие травмы при перевоз- ке и пребывании на улице Сво время реализации. Для перевозки необходимо ис- ' пользовать утепленную ко- ' робку. Лучше, если на дно положить плотную шерстя- ную вещь, прекрывающую доступ молодняка к стенам ^коробки. Мягкое дно не- ' вольно заставит цыплят ' скучиваться и травмиро- ' вать друг друга. Надежный признак того, что перевозимые цып лята чувствуют себя в бе- »зопасности, это их молча ние. В тепле они засыпа- ^ют, и их не тревожит про- исходящее. В доме уж е все должно "^^быть готово для приема молодняка. ' Лучше всего им - приготовить клет- тку, рассчитанную ' уже на 30-дневных "цыплят. Время ле- ТИТ быстро и неза- Аметно, а здоровые ‘^цыплята растут '-"не по дням, а по р часам. гй Ж е л а т е л ь н с й приобрести специ альную, пусть и довольно р простую по технологии, | поилку для птицы. Она ог- раничивает доступ к воде, | - и это не превращает ее в ^ «купальню», а пол сохра- няет сухим. Издревле ело- Й жилось непреложное уело- ^ вие для выращивания здо- рового молодняка. Лучше, если цыплята будут иметь возможность для прогулок, й спокойного сна и интенсив- ного обогрева. Значи т ,^ часть помещения может Й быть свободна от дополни- 3 тельного обогрева и исполь- % , зована для выгула. Под 5 лампой (где-то 40 вт) с ме- I таллическим отражателем, ^ включенной, практически. _ круглосуточно, цыплята Щ спят. Кормушка и поилка Щ должны быть хорошо осве- ^ щены, но стоять несколь-^ ко в стороне От места отды-1« ха.' ‘ ф Цыплятам должно быть ^ не только тепйб, но и сухо. 5 Очень удобно для подстил- р ки использовать чистые й древесные опилки, регу-щ лярно заменяемые по мере Й их загрязнения. Хороша и Я подстилка из сухого торфа, й В будущем ее можно будет Я использовать на все 100 % 1 на своем участке для удоб- 5 рения хозяйственных куль- Ш Можно было бы идеаль- Й ным считать выращивание & молодняка на сетчатом Р полу. В этом случае чисто- Й та их оперения практичес- й ки гарантирована. Конеч- Ч но, рассыпанный корм про- # падет, но и расплесканная-Ш вода не будет помехой. р Рассчитывать на удач- М ное выращивание кур и зр суточных цыплят можно й при выполнении таких у с -1 ловий: сохранение з д о - 1 ровья, нормальное для по- й роды физиологическое раз-1, витие, защита от хищных I) птиц, крыс, собак, кошек... ?'■ Конечно, не обойтись ^ без использования литера- Ъ туры, но важен и практи- Й ческий опыт соседей по дачным участкам, знако- мых и коренных селян. Й Интересно будет знать, что опыт содержания домаш-;; ней птицы длится не один Й век. Он передавался из по- коления в поколение . Й Именно это позволило цар- ству домашней птицы об- 7- рести и сохранить множес- тво ценных пород, поража-;; ющих непосвященных сво- им шелковистым оперени- ем, уникальной длиной /, хвоста, формой гребня, ве- личиной тела. Т. ЧУКЛОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz