Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

8 апреля 2000 г., № 73 (21201) ШИПЕЦКАЯ • / Ж г а з е т а П о воспоминаниям современников, Корней Чу­ ковский, прижизненный классик детской ли ­ тературы, до преклонного возраста оставал­ ся хулиганом и неутомимым провокатором. Однажды тон, прогуливаясь с кем-то по переделкинскому дачно­ му поселку, предложил зайти в гости к приятелю, мно­ годетное семейство которого слыло образцом мира и покоя Их ждала идиллия: в отсутствие родителей ш ес­ теро детей тихо играли. Посмотрев на зту благостную картинку, Чуковский не выдержал. «А крикнуть мо- шжешь?» — обратился он к одному из детей. Тот опе­ шил, но, подзуживаемый гостем, все-таки издал ка ­ кой-то звук. «А громче? Вот как я — смотри! А все вмес­ те^» Дети недоумевали и смущались, но азарт взрос­ лого дяди был так напорист, а его собственный при­ мер так заразителен, что вскоре вся компания в упое- щнии орала. Когда на пороге появились шокированные родители, возникла классическая немая сцена. «Пой- шдемте отсюда, — со страдальческой миной обратился шЧуковский к своему спутнику в звенящей тишине. — ш Это какой-то сумасшедший дом!» , Взаимоотношения этих * двух миров — взрослого и 1детского — можно обсуж- ь бесконечно. Как себя вести с детьми? Что в них щ закладывать прежде всего: нежное всепонимание или ^уверенное самоутвержде- ;:|ние? Как не переборщить :щс кнутом или пряником? 1 Сколько родителей — ^'столько «методик». Одни й мои знакомые, например, 8| испробовали на своем ча- I душке так называемую I японскую систему. Там в ё ходу отсутствие каких бы I то ни было запретов для й ребенка дошкольного воз- й раста без боязни вырастить I его обалдуем. А потом дите ^попадает в школу, и с это- го момента свободно раз- ^вившуюся личность ждет пожизненное царство рег­ ламентации во всем там *не забалуешь. У нас, ко- ' нечно, такие эксперименты чреваты, но ребенок умуд- й рился вырасти неплохим ^человеком.' Правда, мне , кажется, что он вырос бы I им в любом случае — на- I следственность, видите ли. Но, безусловно, ставка на воспитательные таланты ро­ дителей огромна, особенно в раннем детстве, когда дети полностью зависят от взрос- Поговорим сегодня о не­ которых моментах творчес­ кого поединка: родители - ребенок. Прежде всего опре­ делимся, кого мы растим: бой­ ца, семьянина, делового че­ ловека? Или просто творчес­ кую личность, умеющую быть счастливой, а потому притягивающую к себе уда­ чу, как магнитом? Последнее — гораздо продуктивнее, ведь человек творческий пре­ жде всего будет способен по­ том сотворить и самого себя. Итак, несколько напомина­ ний родителям (используем при этом кое-что из советов психолога, данных в журна­ ле «Домовой»). Любопытство Его детские проявления родители обязательно долж­ ны удовлетворять. У ребен* ® ка, которому мпот’ое .пшре- щают, гасится и т о р е с к жизни. Ему в ' ПОИСКАХ СТРОЙНОГОТЕЛА мечта каждой женщины. Одна­ ко критерии женского совершен­ ства, заданные чересчур кон­ кретными параметрами 90-60- 90, весьма и весьма сомнитель­ ны. Дело в том, что каждая жен­ щина принадлежит к определен­ ному конституциональному типу, изменить который, ей не по си­ лам. Однако мода назойливо диктует, свое, и _в, зависимости от эпохи женщины стараются подчеркнуть рышноту тела, что­ бы походить на рубенсовских красавиц, или,,же стать плоски­ ми, как доска, забывая неред­ ко, что их тело капитальной пе­ ределке не подлежит. Именно это заблуждение толкает мно­ гих на изнурительные диеты и хаотичный поиск эликсиров стройного тела. В Филадельфии существует ■клиника, в которой женщинам помогают обрести хорошую фи­ гуру отнюдь не диетологи, а пси­ хологи и психиатры. Туда попа­ дают женщины, измучившие свое тело до полного истоще­ ния, но так и не нашедшие удов­ летворения. По статистике этой клиники каждая третья женщи­ на, занимающаяся коррекцией своей фигуры, страдает дисмор- фоманией — нарушением вос­ приятия собственного тела. Эк­ сперимент, проведенный в этой клинике , заставил многих вспомнить старую истину о том, что лучшее — враг хорошего. Прежде всего женщину про­ сили нарисовать на стене кон- . тур своего тела, а внутри него контур тела, которое они хотели бы иметь. Затем психолог «на­ кладывал» женщину на ее про^ изведение. Выяснялось, что ее первый рисунок в 1,5-2 раза преувеличивает ее реальную полноту, тогда как контур «иде­ ала» практически совпадает с размерами ее настоящего тела. Что же получается? «Я сама не знаю, чего хочу, но хочу чего-то очень красивого, чего опять- таки не знаю». Замкнутый круг, разорвать который можно лишь свежим взглядом на собствен­ ное тело. Поп|39буйте сами про­ вести этот эксперимент, и вы бу­ дете крайне удивлены. Задумай­ тесь, не лежат ли в основе ва­ ших метаний глубокие психоло­ гические проблемы: низкая са­ мооценка, бегство от себя — типичные признаки дисморфо- СОВЕТЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ г а ЧЕ110ВЕН зать в ящики, разбирать иг­ рушки, пробовать на зуб предметы. Если же это ста­ новится по-настоящему опас­ ным, надо просто мягко пе­ реключить его внимание на что-то другое, без всяких окриков. Наше тело — тоже инструмент миропознания. Не бойтесь одного из первых детских рефлексов — хвата­ тельного. На палыых о 1 гн 1 . много нервных окопчаииЕи и, развивая двпяссник. напри­ мер, кигш , родители разви­ вают и мо.ц' м.мадр 1 г]Ц 1 . У него Д0.1ЖНС) быть .МИПШ ПГруШСЧч- и яредм етов , разных на ощупь ~ тогда осознание миря ускоряется. И, конеч­ но, не забывайте о том, что никакие предметы не заме­ нят живое общение с ребен­ ком — с младенцем необхо­ димо разговаривать так час­ то, как это возможно. Эмоции Родителям трудно при­ нять как неизбежность тот (|)акг, что лети до 011 ре.|р.чрн- иого времени не умеют уп- ран.- 1 ягь своими .»моциями. Эи> гако 11 же шк'теиеняый процесс, как обучение чте­ нию, письму. Поэтому .щмре- щать трехлетнему ребенку естественно выражать свои чувства просто бесполезно. Все базисные эмоции — страх, радость, гнев, печаль — должны так или иначе проявляться. Глушить в ре­ бенке проявление одной из них — все равно что подре­ зать побеги на молодом де­ ревце: оно может вырасти кособоким. Наверняка вы не раз были свидетелем такой сцены: дур- ниной орущий на улице ре­ бенок и шипящая (в лучшем случае) на него мамаша, сго- 11 ающая от стыда под взгля­ дами прохожих. Детям очень свойственно злиться и выра- укать свой гнев неудобовари- %[ымидля вас способами: кри­ чать, плакать, ломать игруш­ ки. Они вовсе не негодяи — просто у них еще нет адек­ ватного механизма пережива­ ния неудачи. Рецепт здесь все тот же — не подавлять, а итвлекать ребенка, внушать ему чувство защищенности и ‘уве'ренности. Словом, кор­ ректное отношение к детс­ ким эмоциям — это привив­ ка от многих проблем, с ко­ торыми они столкнутся в дальнейшем. ■ А теперь давайте сунем нос в книгу психолога Вла­ димира Леви «Нестандарт­ ный ребенок». Она полна юмора, жизненных наблюде­ ний и денных рекомендаций, номы пока остановимся толь­ ко на одном моменте. Внушаемость Она - порота дучпн: от­ крытость другому п (ЧЮСоб- ность верить. Она связывает и согласует новоприбывшее существо с окружающими. МЕЖДУ НАМИ. ЖЕНЩИНАМИ мании. Американские психоанали­ тики, работающие с полными людьми, страдающими безмер­ ным аппетитом, считают, что обжорство берет свое начало из раннего детства. Дети, испыты­ вающие нехватку любви и за­ боты, подрастая, имеют боль­ шую склонность к повышенно­ му аппетиту и, следовательно, полноте. Пища подсознательно воспринимается ими как источ- ' ник насыщения не только орга­ нов пищеварения, но и обездо­ ленной души. Тут уж сиди-не сиди на диете, а проблема ни­ куда не денется. Более того, воздержание от пищи может привести к тяжелым депресси­ ям. Так что, возможно, вместо того, чтобы мучить себя сомни­ тельными пилюлями и испыты­ вать свою волю, просто надо посоветоваться с психологом. В стремлении изменить свою внешность есть еще один нема- В е д у щ а я р у б р и к и — Г а л и н а К А И Д А Ш К О взяшдожшш ^ З К У С Н О Г О Т О В И М ! ловажный нюанс —каждому кон­ ституциональному типу свой­ ственны определенные психоло­ гические качества. Сейчас в моде длинноногие узкобедрые краса­ вицы с тонкими щиколотками, этакая девушка-подросток. Бес­ спорно, на такой фигуре любое платье будет сидеть безупреч­ но, подчеркивая ее хрупкость. Однако мало кому известно, что этому конституциональному типу соответствует не самый прият­ ный психотип. Чаще всего это истерическая личность. Зигмунд Фрейд еще в конце прошлого века предсказал, что истерия станет бичом XX века. И оказал­ ся прав. Истерическая акценту­ ация личности, с холодной рас­ четливостью, театральной эмо­ циональностью и конституцио­ нальными приметами женщины- подростка, встречается все чаще и чаще. Этот психотип привива­ ется, воспитывается, культиви­ руется с детства. Кукла «Барби» — ярчайший представитель ис­ тероидного конституционального и психологического типа — пер­ вый объект, которому девочка стремится подражать. А вот тол­ стушек от природы отличает по­ кладистость, жизнерадостность и веселость нрава. Так что, пре­ жде чем менять свое тело, хо­ рошенько подумайте, хотите ли вы, чтобы у вас вместе с фигу­ рой неожиданно изменился и Б айны и з тыквы На 500 г тыквенного пюре' — 0,5 л молока, 10 г дрожжей, 1-2 яйца, 1 стакан муки, 1 столовая ложка масла, 100 г сахара, соль. Вареную тыкву разминают в пюре. Вливают в него подогре­ тое молоко, добавляют разве­ денные дрожжи, сырые яйца и муку. Вымешанное тесто ставят на 2 часа в тепло. Затем добав­ ляют сливочное масло, сахар, солят по вкусу. Вновь вымеши­ вают тесто и держат в тепле, пока оно не поднимется. жаренная с майонезом Рыбу очищают и обваливают в муке, в которую добавлены по вкусу соль и перец, выкладыва­ ют на смазанную маслом сково­ родку, обмазывают сверху май­ онезом и посыпают жареным луком. Сковородку ставят в на­ гретую духовку на 20 минут. Вместо майонеза можно взять сметану, тогда рыба будет ме­ нее острой. А если добавить по столовой ложке воды и расти­ тельного масла —более сочной. Мясо отварное и запеченное 300-400 г мяса, 5-6 карто­ фелин, 50-80 г сыра, 150-200 г Варят мясо, отделяют его от костей, разрезают на порцион­ ные куски^. Кастрюлю или глу­ бокую сковороду смазывают маслом, по краю раскладывают нарезанные кружки отварного картофеля, а на середину— кус­ ки мяса, заливают все молоч­ ным или сметанным соусом, сверху посыпают тертым сыром и запекают в духовке в течение 20 минут. Запеканка из лука 500 г лука, 40 г раститель­ ного масла, 2-3 шт. сладкого перца, 3/4 стакана молока, 2 Лук нарезают колечками, ту­ шат с растительным маслом или маргарином. Можно добавить ЧЕСНОК -ОТ ВСЕХ ЗАБОЛЕВАНИЙ «От всех заболеваний» — так кратко определил свойства чеснока Авиценна. Какими бо­ лезнями мы чаще всего боле ем? Гриппом, бронхитом, пнев монией. Нам докучает холецис ТИТ, жалуемся на атеросклероз гипертонию и прочие сердечно сосудистые заболевания. Зане дужив, начинаем бегать по ап­ текам и пригоршнями глотать лекарства. А между тем... Давайте заглянем в до ­ машнюю корзину для овощей. Вот он — чеснок! Он нас защи­ тит и поможет нам. Нет, он не вылечит от всех болезней, но преградит путь надвигающим- Первые упоминания о чес­ ноке как о лекарственном рас­ тении найдены в самом древ­ нем памятнике письменности — папирусе Эберса, обнаружен­ ном в Египте. В Китае препа­ раты из чеснока были извест­ ны еще в 2600 году до н.э. У древнего целителя Авиценны хранились 900 рецептов лечения чесноком. И в России с «Избор­ ника великого князя Святосла­ ва Ярославина» (1073) в числе основных лекарственных расте­ ний упоминается чеснок. Существует множество до­ машних, веками проверенных рецептов. Скажем, если человек будет регулярно употреблять в пищу 2-3 зубчика в день Сырого чеснока, то его шансы заболеть атеросклерозом значительно, снизятся. И, как следствие, он защитит себя от инфаркта, сульта, склероза и гипертонии других болезней. Более такой человек меньше подвер жен инфекционным заболевани ям кишечника, так как чеснок об ладает сильнейшим противомик- робным и противогрибковым действием. Людям, страдающим дискинезией желчёвыводящих путей, полезно съедать в день по 0,5-1 зубку чеснока. Прогло­ ченная целиком (неразжеванная) долька чеснока в виде таблетки, проходя через весь желудочно- кишечный тракт, способна выле­ чить начальные стадии геморроя, трещины прямой кишки. КЛАССИЧЕСКИЙ РЕЦЕПТ ПРИГОТОВЛЕНИЯ НАСТОИКИ ИЗ ЧЕСНОКА 40 г размятого чеснока 10 дней настаивать в закрытом стеклянном сосуде в 100 г спир­ та или водки. Сосуд держать в темном месте (для улучшения вкуса и запаха добавить мяту). Принимать по 10 капель 2-3 раза в день за 30 мин. до еды. ПРОТИВ ВЫПАДЕНИЯ ВОЛОС К 250 г оливкового масла или смальца добавить 10 голо­ вок толченого чеснока, разме­ шать. Втирать в кожу головы. ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ РЕВМАТИЗМА снок заливают настаивают 2 недели, растирают тело. ПРИ АНГИНЕ Толченый чеснок с медом БЫ ПРОСИЛИ РАССКАЗАТЬ НАДО ли ПОМОГАТЬ РЕБЕНКУ ДЕЛАТЬ УРОКИ? Но одновременно с ней развивается и защита от - нее — это нормально. Мы ' сокрушаемся, что ребенок ' сопротивляется нашим внушениям. Но давайте от­ личим сопротивление от невосприятия. Маленький ребенок может просто не * понять обращение к нему или, заигравшись, не ус- - лышать сердитый голос. У ' него может быть просто слишком хорошее настро- ' ение, чтобы уловить серь­ езность ваших глаз. Все 1 Это просто невосприятие: 1 ворота не заперты, вы в них ^ просто не попадаете. Со- ~ противление же — это во- ' рота, запертые изнутри. И не забывайте давать ; ребенку отдых от внуше- ' ний. Представьте, что бу- / дет с вами, если 37 раз в сутки к вам будут обра- / щаться в повелительном . тоне, 42 раза — в увеще- % нательном и 50 — в обви- , нительном. Цифры эти не ' преувеличение — таковы ^ они в среднем у родителей, чьи дети имеют наиболь- ' шие шансы стать невроти- •, ками и психопатами. Все это только малая / часть того, о чем нелишне помнить. Конечно, ужасно утомительно. Но мы ведь, прозе, робралпгь рагппь че.тонекя, а не ):акт\с в юр- Е. ТРОФИМОВА. Когда родители садятся вместе с детьми делать уроки и от начала до конца контролиру­ ют их, этим как бы заранее предопределяется пассивность, беспомощность опекаемых — они теряют уверенность в сво­ их силах. И если потом старшим из-за их занятости будет не до помощи в выполнении домаш­ них заданий, ребенок один мо­ жет растеряться. Когда дети идут в школу, у них возникает интерес к новой обстановке, и поначалу ребята со способностями не ниже средних сами с удовольствием делают уроки. Но со временем интерес пропадает, и есть опас­ ность, что именно в этот момент они могут запустить учебу. По­ этому постарайтесь избежать крайностей: не наблюдайте пристально за каждым шагом ребенка, но в то же время не пускайте учебу на самотек. Как же воспитать у детей самостоятельность и чувство ответственности? Помогите ре­ бенку выработать режим: пусть он садится делать уроки в одно и то же время. В пору первых занятий дети неусидчивы, им нелегко переключаться из режи­ ма игры в деловой. Контроли­ ровать процесс адаптации должны родители —ребенок ре­ шить эту проблему сам еще не в состоянии. Но отвечать за приготовление домашних зада­ ний он способен. Родители должны лишь усаживать его за уроки и в конце проверять их вы­ полнение. Эта совместная дея­ тельность устанавливает эмоци­ ональный контакт между деть­ ми и взрослыми. ПОЧЕМУ НЕ ЧИТАЮТ ДЕТИ у каждого поколения —свои вкусы и привычки. Детишки се­ годня не читают. И часто даже в интеллигентных семьях роди­ тели жалуются: «У нас такая хо­ рошая библиотека, а дети ею пренебрегают...» А этому, между тем, есть рациональное объяснение. Че­ ловеческий мозг воспринимает лишь строго «отмеренное» ко­ личество информации. Амери­ канцы давно уже строят свою культуру с учетом этого: даже взрослые чаще всего читают лишь те книги, которые нужны для дела, допустим, написания научной работы, диссертации. Значит ли это, что надо копиро­ вать столь прагматичный под­ ход к жизни? Разумеется, нет. Но он в определенной мере объ­ ясняет отсутствие интереса к чтению не повальной деграда­ цией юного поколения, а инфор­ мационной насыщенностью (те­ лепередачи, компьютерные игры и Т.П.), чего не было раньше. Кроме того, у читающих де­ тей нередко бывают депрессии из-за того, что они испытывают потребность поделиться инфор­ мацией с ровесниками, а такой возможности, как правило, нет. В мире же взрослых маленький . человечек места не находит. Так - что не форсируйте интеллекту­ альное развитие детей. Пусть все идет естественным путем. Когда настанет пора, ребенок сам возьмет в руки книгу. И. ЛАПШИНА. КТО в ДОМЕ ХОЗЯИН X./ цып-цып, \ ШОИ ЦЫПЛЯТА... I По соверщенно необъ- V' яснимой причине домаш- ' , ние куры ассоциируются у Шгорожан, в большинстве ^ случаев, не с ароматно пах- ^нущим произведением ку- ^линарного искусства, а с ■ какими-то ностальгически­ ми воспоминаниями о запа- С|хе летнего разнотравья, Й свежести раннего утра и за- |?[ливистым криком солиста 1 ” птичьего двора — петуха. Смело можно сказать, что практически каждый владелец приусадебного участка пробовал завести летом кур и выращивать 01домашнюю птицу. Чаще Ь всего выбор падал на су- „ точных цыплят-брой.теров. .^Почему же так часты не- ^ удачи нри выращивании % цыплят? Можно ли йзбе- жать их потери? Что меша- :^ет вырастить крупную - ,, здоровую птицу? Вот н р сколько советов для начи тмин, сладкий перец. Выклады­ вают в смазанную жиром кас­ трюлю, заливают молоком, в которое добавляют яйца, и за­ пекают в духовом шкафу при <'^Быстрый» пирог 150 г сметаны, 150 г сли­ вочного масла, пол чайной лож­ ки соды, 1 лимон, 1 стакан са­ харного песка. Замешивают тесто из сме­ таны, сливочного масла или маргарина, муки и соды, пога­ шенной уксусом, и делят его на 2 части. Лимон вместе с цедрой на­ тирают на мелкой терке и сме­ шивают со стаканом сахарного песка. Начинку выкладывают на одну часть раскатанного теста и прикрывают ее второй частью. . Прокалывают верх в нескольких местах вилкой и выпекают на смазанном жиром противне 15-20 минут при температуре 200 градусов. Олалушки с явлоками Бутылку кефира выливают в миску, насыпают три четверти стакана муки и одну столовую ложку сахарного песка, натира­ ют на крупной терке два очищен­ ных яблока и жарят оладьи. ■ САМ СЕБЕ ДОКТОР — | принимать через 1-2 часа по 1 чайной ложке. ПРИ ПОВЫШЕННОМ ДАВЛЕНИИ Настоять 20 г чеснока в 200 г воды и принимать по 1 чайной ложке 2-3 раза в день. ПРИ БЕССОННИЦЕ 20 г измельченного чесно­ ка добавить в горячее молоко и выпить перед сном. ПРИ ГРИППЕ Во время гриппа полезен настой чеснока: 2-3 зубчика мелко нарезать и залить 30-50 г кипятка, настоять 1-2 ч. и процедить. Получившуюся жидкость закапывать в нос по 2-3 капли в каждую ноздрю 1- 2 раза в день. Через 2 дня на­ стой обновляют. Такая проце­ дура поможет вам избежать инфекции. С этой же целью можно мелко нарезанный чес­ нок зашить в небольшие мар­ левые мешочки и развесить над детской кроваткой. Но если вы не убереглись и уже заболели, тогДа натрите чеснок на мелкой терке и вды­ хайте его запах по 10-15 мин. 2 раза в день. Все цыплята боятся реохлаждения. Чаще всего щ ояо происходит при их пе- ^ ревозке после покупки. По- йчему-то считается нор- щ мольным использовать для этого пустую картонную "коробку, небольшую и ' плотно закрытую. Малень- йкие цыплята в такой таре, ^практически, занимают весь пол, тесно прижима- I?ясь друг к другу в поисках ^тепла. Естественно, что, ^ привезенные в дом, такие малыши имеют грязное, '' склеенное оперенье, холод- 5 ные ножки и даже насморк. /Этот молодняк сохранить будет сложно. А ведь избе- 14 жать первой ошибки мож- ^ но при более внимательном г\ отношении. И лучше избе- йгать ошибок, чем долгие месяцы исправлять их. Те- '' ряется при этом не только / драгоценное время, но и желание повторить этот , опыт в будущем. Ведь толь- ?/ ко удачный опыт вдохнов- к ляет на новые попытки по- \ пробовать себя в незнако- Безоцаенее всего приоб- ; ретать цыплят не у улич- ' ного продавца, а брать их из дома или у птичника. Это исключает возможное ,, переохлаждение или полу­ чен ие травмы при перевоз- ке и пребывании на улице Сво время реализации. Для перевозки необходимо ис- ' пользовать утепленную ко- ' робку. Лучше, если на дно положить плотную шерстя- ную вещь, прекрывающую доступ молодняка к стенам ^коробки. Мягкое дно не- ' вольно заставит цыплят ' скучиваться и травмиро- ' вать друг друга. Надежный признак того, что перевозимые цып­ лята чувствуют себя в бе- »зопасности, это их молча­ ние. В тепле они засыпа- ^ют, и их не тревожит про- исходящее. В доме уж е все должно "^^быть готово для приема молодняка. ' Лучше всего им - приготовить клет- тку, рассчитанную ' уже на 30-дневных "цыплят. Время ле- ТИТ быстро и неза- Аметно, а здоровые ‘^цыплята растут '-"не по дням, а по р часам. гй Ж е л а т е л ь н с й приобрести специ­ альную, пусть и довольно р простую по технологии, | поилку для птицы. Она ог- раничивает доступ к воде, | - и это не превращает ее в ^ «купальню», а пол сохра- няет сухим. Издревле ело- Й жилось непреложное уело- ^ вие для выращивания здо- рового молодняка. Лучше, если цыплята будут иметь возможность для прогулок, й спокойного сна и интенсив- ного обогрева. Значи т ,^ часть помещения может Й быть свободна от дополни- 3 тельного обогрева и исполь- % , зована для выгула. Под 5 лампой (где-то 40 вт) с ме- I таллическим отражателем, ^ включенной, практически. _ круглосуточно, цыплята Щ спят. Кормушка и поилка Щ должны быть хорошо осве- ^ щены, но стоять несколь-^ ко в стороне От места отды-1« ха.' ‘ ф Цыплятам должно быть ^ не только тепйб, но и сухо. 5 Очень удобно для подстил- р ки использовать чистые й древесные опилки, регу-щ лярно заменяемые по мере Й их загрязнения. Хороша и Я подстилка из сухого торфа, й В будущем ее можно будет Я использовать на все 100 % 1 на своем участке для удоб- 5 рения хозяйственных куль- Ш Можно было бы идеаль- Й ным считать выращивание & молодняка на сетчатом Р полу. В этом случае чисто- Й та их оперения практичес- й ки гарантирована. Конеч- Ч но, рассыпанный корм про- # падет, но и расплесканная-Ш вода не будет помехой. р Рассчитывать на удач- М ное выращивание кур и зр суточных цыплят можно й при выполнении таких у с -1 ловий: сохранение з д о - 1 ровья, нормальное для по- й роды физиологическое раз-1, витие, защита от хищных I) птиц, крыс, собак, кошек... ?'■ Конечно, не обойтись ^ без использования литера- Ъ туры, но важен и практи- Й ческий опыт соседей по дачным участкам, знако- мых и коренных селян. Й Интересно будет знать, что опыт содержания домаш-;; ней птицы длится не один Й век. Он передавался из по- коления в поколение . Й Именно это позволило цар- ству домашней птицы об- 7- рести и сохранить множес- тво ценных пород, поража-;; ющих непосвященных сво- им шелковистым оперени- ем, уникальной длиной /, хвоста, формой гребня, ве- личиной тела. Т. ЧУКЛОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz