Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
Т Ж И Н Е Ц К А Я г а з е т а 31 марта 2000 г„ № 66-67 (21194-21195) кольца. И далее — нос талы’ические под робности домаш него быта, описа ние избы: Шкуры волчьи на распялках. Веники сухого чабреца. Кадка взвару, I ^ ' полкорца, вполхаты, в петухах и галках Ц еета молодого мне твой призрачный след От взорванных звонниц и стен новгородской Софии. Ты весны любила, а я не сберег их,' прости! Каленая вьюга нас встретила сразу Той васильковою Россией, Где нам с тобой всегда светло! Цветами железньиши выстланы наши пути. Н оя еще крепче в живую .любовь твою верю! И «ради заповедных до лин» и весенних зорь «снова и снова со смертью один на один, я, трижды убитый, тя нусь к ее горлу руками». Вера в нашу победу — во всех стихах П. Шубина, на- Е с т ь у Павла Ш убина письмо к вдове поэта Михаи ла Троицкого, погибшего при обороне Ленинграда. Вот что пишет Павел Николаевич о своем друге: «Он не был ру сопетом, он был русским в благороднейшем смысле это го слова, и сам умница и та лант — по-русски он был скромен и ти х ... Я помню, он мне читал куски поэмы о та- боритах. Там есть такое мес то: чехи разбили немцев и кричали им вслед: САЛЮТ. ПОБЕДА! МУЗЫНЕ МОЛЧАЛИ . .. Его поэзия связана с вой ной. Лучшие годы поэта при шлись на это грозное время. Но, в отличие от стихов-од нодневок на злобу дня, его фронтовые строки живут, удивляют точностью образов и редкой по глубине лирич ностью. Хрестоматийное шубинс- ое «Полмига» десятки раз лроизводилось в печати, шало со сцены: Нет, не до седин, не до славы Я век свой хотел бы прожить... А заканчивается оно так: ...Прожить бы мне эти полмига, А там я спю лет проживу! Полмига перед рывком на «четырежды прокля ты й дзот» поэт прожил. Но до жить до ста лет ему было не суждено: он ушел из жизни в пушкинском возрасте. Другой фронтовой поэт Семен Гудзенко горько и му жественно сказал о своем по колении: Мы не от старости умрем — От старых ран умрем... Так случилось и с ним са мим, и с Павлом Нико.лаеви- чем Шубиным. Поэт вышел на улицу покурить, сел на скамеечку. Сигарета еще ла в пальцах, а тело уже ос тывало... Сердечная мышца отказалась служить бывало му солдату, богатырю бусла евского склада. в ПОДРОБНОСТЯХ ПРОСТЫХ..» ШТРИХИ к ПОРТРЕТУ ПОЭТА НА ВОЙНЕ с тех пор, как появился памятник по- эту-фронтовику Павлу Шубину на его р о дине в сел е Чернова Измалковского рай она, прошло без малого тридесятка лет. В старых кинокадрах осталась девочка- первоклашка, возлагающая цветочки к бюсту. Мы е е уже не нашли, не узнали, когда приехали в школу, чтобы отметить 80-летие нашего земляка... Сменяются поколения , идут годы , «другие певцы» приходят на землю ... Но, как заметил классик, настоящий поэт — величина неизменная. А Шубин был по этом настоящим... ...Перед войной у Шуби на вышла книжка «Парус» После смерти Павла Никола евича еще один поэт-фронто ВИК, тоже воевавший на Се веро-Западе, Александр Ме жиров вспомнит о «Парусе и сделает на сборнике свое образную надпись: ..По я тебе'поверил; Павел Ты, как и все.к друзьям. живым В наследство тшрус мне оставил Набитый ветром штормовым Штормовой ветер лирики Шубина дошел и до нас, от мечающих 55-летие Победы отца... «Кони в лентах», «сани — в бубенцах», «губы — запах пьяных вишен...» Все это — «Родина! В подробностях про стых для меня открылась ты однажды, и тебе я внял кро винкой каждой...» Эти «подробности про стые» помогали выжить на шему солдату и в битве под Москвой, и под Сталингра дом, и в Курске, и на Днеп ре, а позже — па Сандомирс- ком плацдарме. Растерзан ные села, поруганнцхе пол/^,| выжженныегберезовые ренци,' погибшие близкие — все взы вало к отмщению и привело его, в конце концов, к повер женному рейхстагу. писанных в 41-м... Она про является в мужестве его ге роев. Скажем, военного шо- Крутясь под «мессершмиттами» Сруками перебитыми. Он гнал машину Ну что? Досталоо/ Вы. думали - От Волхова до Керести, К баранке грудью привалясь. Сжав на баранке челюсти... Почти расстрелянный пи- зрующими фашистскими стервятниками, водит^ь |Все же довозит до батарец .рцартг Я тогда сказал, что <ио орехи» слабовато для выра жения злости и ярости че хов. Миша протер очки и воз разил: так ведь это — чехи... Славяне... Я прошел войну. Я бывал за границей. И только тут я понял, насколько он интуи тивно был прав: конечно же — славяне, мы не можем жечь и убивать вот так — рас четливо и подло». В этом — весь Шубин. . . .В декабрьскую стужу 1941 года, когда фашисты стояли у ворот Москвы, поэт вдруг, вроде бы и не кстати, вспоминает свою «малую Ро- Санная дорога до Чернавска Вьется, Вьется снежная пыльца; Свист саней от самого Ельца, Ветер — у лица. И - - даль. И пляска Тонкого поддужного Шубин начинал войну под Ленинградом на Волховском фронте. Леса и болота_Севе ро-Запада, Ильмень-озеро и Новгород, Синявино и Мга, Малая Вишера и Неболчи, Свирь и Ладога, Заполярье — фиорды Норвегии — таков боевой Шубин. А населенные пункты, через которые шла его воинская часть, помече ны не только на штабных картах, но и под стихами во енного корреспондента, раз делявшего вместе со всеми холод, голод и неудачи это го страшного начала войны. Но... «Я должен вернуть- Молчаньем своим указа.п Еще страшнее и «натура листичнее» стихотворение «Атака»: Я свалился в окоп пустой С развороченным животом. Крови красные петушки Выбегали навстречу дню. Сине-розовые кишки Выползали на пятерню... Так же беспощадно сти хотворение «Жена приехала на фронт». «Тюрьмоподобная гостиница», где по номерам гуляет стужа, где летит из трубы сажа, «очередь у нуж ника», хвост крысиный, кра ны без воды, окно, заклеен ное газетой, «ржавый таран тас» кровати, базарная закус ка на столе. Но вся эта воен ная мерзость — ничто, ибо На спинке стула платье синее Всю ледяную ночь цвело БЕДА ТОЖЕ УЧИТ Давно это было, а кажет ся, будто только вчера. Лето стояло жаркое, днем: на си нем небе — ни облачка. Одно только раскаленное золотое солнце клокотало и пузыри лось в вышине нестерпимым жаром. Зато вечерами, когда липкий зной спадал, в селе воцарялся настоящий рай, — благоуханный, сладкозвуч ный. В воздухе разливался медовый аромат черемухи; целые хоры соловьев, мали новок не прерывали своих трелей ночами напролет. Он гладил ее по щеке и все нашептывал: «Все хоро шо будет! Ничего, что ро дные пока против. Узнают тебя, — все уладится». На статного, симпатично го, русоволосого парня с до бродушным лицом обращали внимание многие деревенс кие девчонки. А Иван ее вы брал, Веру. Тогда, двадцать лет на зад, российские села жили еще по патриархальным за конам: на смотринах невесты обязательно демонстрирова ли сватам все свое приданое, заботливо сберегавшееся в кованых старинных сунду ках. У кого они были набиты стегаными одеялами, пухо выми подушками да расши тыми красными петухами полотенцами, — те и бох’атые невесты, а значит, и для же ниховой родни — желанные. Все вышеперечисленное «де вичье добро» у Веры тоже было: сама шила-вышивала, цветастые узоры выдумыва ла, каких ни у кого не было. Казалось бы, радоваться надо Ивановой родне, что не бело ручку в семью вводит, -жен щину хозяйственную. Да в том только беда, что невеста имела на руках аж двоих ре бятишек. Впрочем, бедой это считали только родс 1 ’венни- ки Ивана. А сам он и Вера полагали, что счастье кресть янской семьи — в детях. От- того-то после и пятерых со вместных заве.ли. А иначе-то как? Расти будут — на под ворье помощь, состарятся родители — не тот, так дру гой приглядит, стариков под держит. Потихоньку стали обжи ваться молодые. Из ветхого Вериного домишка перебра лись в бла гоустроенную квартиру. Работали в совхо зе споро, отдыхали весело, всей семьей. — С рождением младшей, Надюшки, а ей пятый год по шел, жена запила, — Иван Николаевич, едва сдерживая подступившие к самому гор лу слезы, ненадолго преры вает свой печальный рассказ, а потом продолжает: — Пя т надцать лет душа в душу жили, а пронеслось счастье, сменилось горем, будто за четверть часа! Уж и не знаю, ума не приложу, по какой та кой причине увлеклась жена самогоном да водочкой. Ведь стакан за стаканом, целыми днями. Может, послеродовые осложнения или еще что ска залось... По неделе не видели Веру муж, дети. Не болело и не щемило по дому женское сер дце. Иван Николаевич сам со всем управлялся. И успеш но. Накормлены всегда дети были, да и одеты не хуже других. Но наступили време на сложные, словом, — ны нешние. Зарплату в совхозе месяцами задерживать стали, а потом — и годами. Трудил ся Иван Николаевич, как и прежде, на совесть, но, по на родному выражению, «за здо рово живешь». Попробовал было за счет приработков кормиться, как многие: на нялся пасти общественное стадо. Только много ли мог- .ли заплатить ему односель- ‘ ВЫСТАВКИ МИН-АЭТОВСЕГДАНЕСЧАСТЬЕ Как уже сообщалось, в сел е Красное открылась первая областная передвижная выставка картин профессиональных художников Липецкой области «Мы — победители», посвященная 55-летию Побе ды советского народа в Великой Отечественной вой не. На нее по инициативе руководства областной картинной галереи и и з ее фондов представлены картины народного художника России Виктора Со рокина, а также художников Александра Сорочки- на, Евгения Сальникова, фронтовиков Виктора Слуш- ника, Василия Колесникова и других. Добрая треть картин на выставке — из личных коллекций заслуженного художника России Вилена Дворянчикова и его дочери Ирины Дворянчиковой. По словам Вилена Дво рянчикова, практически все представленные на выстав ке работы принадлежат уче никам художника с миро вым именем Виктора Соро кина, он обратил внимание краснинцев. На то, что липецкие ху дожники, разрабатывая пат риотическую тему,вопреки очернителям русской исто рии, героического подвига советского народа в Вели кой Отечественной войне, стремятся своим творчест вом сказать правду о Побе де, которую ценой неимовер ных усилий и больших жертв приближал и добывал свободолюбивый героичес кий русский народ совмест но с народами других быв ших советских республик. Директор областной кар- тинной галереи Павел Стрельников, представляя полотна липецких мастеров, рассказал о становлении об ластной галереи, ремонте выделенных под нее поме щений, об акции доброй воли, проведенной в про шлом году и посвященной 200-летию со дня рождения А .С . Пушкина. В ходе нее галерее безвозмездно было подарено около 100 произве дений искусства (живопись, скульптура, графика, пред меты прикладного искусст ва). Таким образом, в фондах появились работы народных художников России Виктора Сорокина, Юрия Гришко, за служенного художника Рос сии Вилена Дворянчикова, художников Виктора Соболе ва, Евгения Сальникова и других. Павел Стрельников рас сказал и о том, как в городах и районах расширяется сеть картинных галерей и худо жественных отделов при му зеях, которых в настоящее время в области уже 10, а вот в Воловском, Тербунском, Становлянском, Измалковс- ком районах, по его словам, вопросы создания картинных галерей и художественных отделов краеведческих музе ев решаются медленно и пло хо. В Грязях же выделенная под картинную галерею ком натка не отвечает необходи мым требованиям. Вместе е тем организация художников Липецкой облас ти считается одной из силь нейших в Черноземье, и име ется возможность на общес твенных началах Выставлять картины липецких мастеров не только в областном выста вочном зале, но и в районных картинных галереях. Кстати, эта передвижная выставка после 9 апреля пе рекочует в Грязи, потом в Елец, Липецк... Наибольший интерес у публики вызвали картины «Маршал Жуков» (В . Дво рянчиков), «Безымянная вы сота» (В. Колесников), «От воевались» (В. Слушник) , «День поминовения» ( Е . Сальников). Об этих работах краснин- цы — участники Великой Отечественной войны мино метчик Иван Митяев, пуле метчик Петр Полуведов ска зали так: «Все верно: война показана без прикрас. Такой она и была». Ветеран труда Клавдия Елисеева увидела в творчестве липецких ху дожников их стремление показать патриотизм совет ского народа, вставшего на защиту своей Родины, без заветную любовь к ней во инов, их мужество, благо родство, готовность к под вигу. «Но война — это всег да несчастье, большая беда, — сказала она. — И пра вильно поступают липецкие мастера, с одной стороны, показывая подвиг советс ких людей во имя Победы над иноземными захватчи ками, во имя освобождения Родины, с другой — обли чая войну, как зло, несущее смерть, страдания, неис числимые бедствия людям. Владимир ОСИПОВ. На снимке: картина В. Слушника «Отвоевались». КАКадть Задайте этот вопрос Олегу Кузину. Он знает на него точный ответ. Сперва надо закончить Москов ское художественное училище памяти 1905 года. З а тем начинать писать д л я кого-то странные, а кого- то завораживающие цветом, ритмом картины с по этическими женскими фигурами, причудливыми цве тами и пейзажами. Потом продемонстрировать их на многих всеро ссий ски х и международных выстав ках. И, наконец, устроить первую в жизни п е р с о нальную экспозицию в липецкой галерее «Мир х у дожника». Вот как в се просто!» Сорок работ Олега Кузина, в которые с интере сом всматриваются и его искуш енные коллеги , и просто любители живописи , в большинстве датиро ваны уже 2000 годом . Это свидетельство очень ин тенсивного труда одаренного художника-эктхери ‘^'■ ментатора. . ..Н а одной из встреч в Чернаве кто-то из школьни ков прочитал уже упомяну тую «Атаку», где умираю щий солдат возвращается к матери-земле, шепча: Над рассветной твоей Встанет завтра цветком Мальчик бронзовый, вот такой. Как задумала ты меня. И за то, что последним Не умели .мы дорожить. Воскреси меня завтра Я его научу, как жить! Этими строчками хочу за кончить и я свои беглые за метки о поэте, солдате, на шем земляке, чьи стихи ос таются с нами. Владислав ЗОРИН. УВЛЕЧЕНИЯ ХЕОПСУ ТАКОЕ НЕ СНИЛОСЬ Десять лёт жизни посвятил изучению ц е лительных свойств пирамид бывший инж е нер-технолог Липецкого тракторного завода Анатолий Сергеевич Синельников. И не на прасно . То , что открылось исследователю , достойно удивл ения . С помощью пирамид Анатолий Сергеевич затачивает лезвия брит вы , выращивает сем ена овощных культур, которые не подвергаются распространенным заболеваниям и дают отличные всходы , л е чит разнообразные болезни . Много лет назад Анатолий Сергеевич, выйдя на пенсию, увлекся поиском путей оздоровления организма с помощью наро дной медицины. Он изготовил оздоравлива- ющий эбонитовый круг , затем устройство для производства «живой» и «мертвой» воды, испытал на себе многие травяные ле карственные сборы из тех , что вырастил на приусадебном участке. Но но-настояще- му нашел себя исследователь только в пи рамидах. На днях пенсионер построил свое 20-е сооружение. Делает он их из дерева и пластика. Тянутся к небу вершины пирамид, ши рится слава народного целителя. Ныне к нему на ул. Ватутина идут и едут люди не только из Липецка, но и из Ельца, Усмани, Чаплы гина, Воронежа. Каждому он не только пока зывает свои целебные строения, но и помога ет советом, рассказывает, как у себя дома или на приусадебном участке соорудить уникаль ные пирамиды. («Липецце-Инфоцентр»). чане, сами бедствовавшие? Обратился за помощью к родным. Не поддержали они Ивана, упреками отделались: «Не послушался нас тогда, сошелся с нею, А теперь, — твоя беда, — сам и расхле бывай!». — Не было у меня боль ше сил, и выхода не было... Вместе с несовершенно- ■летними детьми украл Иван Николаевич" алюминиевые провода с резервных высоко вольтных .линий. Суд взыс кал за преступление по всей строгости — шесть лет во семь месяцев лишения свобо- Так семья осталась без кормильца, а дом — без хо зяина. Сын учится в интер нате. Старшие девочки ус троились — кто где. С Олей и Верой автору этих строк удалось встретиться. — Жалко отца. Не знаем, что делать. А мама совсем спилась. Иногда придет, суп сварит, и опять — в запой. — Как же вы живете? — поинтересовалась я. Ольгины плечики вздра- — Старшая сестра помо гает вещами. (Куртка на Оль ге явно не ее размера — ве ликовата). — Перебиваемся с хлеба на картош ку , — это уже Вера говорит: — Я санитар кой в бо.льнице работала, но зарплата там мизерная, да и ту вовремя было не получить. Сейчас работу ищу. Млад- ших-то пещнимать надо. Оль га в кулинарном училище. Хоть сама сыта будет. Девчонки самостоятель ные, с голоду не пропадают, да и отцу помочь стараются. - - Недавно бандерольку в тюрьму собрали, а мать у г лядела и «прихватизирова- ла», себе да дружкам на за к у с к у . Т яж е л о .. . Но мы рады, что хоть отца в Липецк перевели. Спасибо уиновско- му начальству. Из письма главы адми нистрации села Кривка Гали ны Николаевны Артюховой: «В семье — четверо несовер шеннолетних детей. Вера Ни колаевна в последние годы пристрастилась к спиртному. Иван Николаевич был един ственной опорой и надеждой детей. Из-за финансовых трудностей дети не могли ) ■■ ехать к отцу на свидание> Недавно Иван Никоя ВИЧ получил письмо из дома На маленьком листке из уче нической тетради - горькие слова, выведенные стара тельным почерком. «Папоч ка, прости, что долго не ли написать тебе — не н было купить конверт. Обош ла всю Кривку, никто не дал в долг денег, кроме тети Гали. Только она одна нам еще и помогает... А мама все пьет. Малышей, Надю с Лю бой, даже била, оттого Ириш ка и забрала их жить к себе Маму уже лишали родитель ских прав на шесть месяцев. Не думает, что и насовсем лишить могут. Домой она меня -не пускает, приходит ся ночевать у соседки. Папа, не знаю, что мне делать, как дальше жить. Сама часто бо лею, да и младшие тоже. Слабые мы все. Лекарства в аптеке беру в долг...». — Жена-то пишет? — спросила я у Ивана Никола- — До того ли ей теперь? — ответил он вопросом на во прос. И заметно погрустнев, добавил: — Хочу здесь, в ко лонии, оформить с нею раз вод. Да, нелегкая эта штука, жизнь! Из письма дочери Ивана Николаевича: «Нынче и во все невмоготу. Всю картош ку мать из погреба стаскала, обменяла на самогон. Как зи мовать станем? Если б коро ву тогда не продали, когда тебя посадили, — все легче сейчас было бы... Папочка, нам тут снится, что ты домой из тюрьмы пришел. Может, отпустят тебя насовсем? Бы вает же, говорят, такое,..». Что ж, права Вера. Поки» дают иные осужденные пре делы тюрем и колоний рань ше установленного судом срока: досрочно освобожда ются либо по амнистии. Та кое право, разумеется, заслу жить надо добросовестным трудом, неукоснительным соблюдением правил режима содержания; и надо заметить, Иван Николаевич уже поряд ком во всем этом преуспел. Вот какая характеристика за подписью заместителя на чальника ИК-3 по воспита-. тельной работе В. Климова црйшла на Ивана Николаеви ча из Ельца: «Токарь цеха нестандартного оборудова ния. Порученную ему рабо ту выполняет качественно и в установленные норматива ми сроки. Правонарушений не совершает. По характеру спокойный, уравновешен- Завершая разговор с Ива ном Николаевичем, я поинте ресовалась: — За стенами исправуч- реждений там, на воле, по- прежнему нелегко найти ра боту, заиметь средства к су- пщетвованию. Вот, скажем, уйдете на УДО либо амнис тируют вас. Дома, в Крив- ке, буквально по пословице: «семеро по лавкам». Как поставить их на ноги, если денег постоянно не хватает? Неужели же вновь идти красть? — Нет, — уверенно отве тил Иван Николаевич. — Те перь уже никогда, ни за ка кие коврижки. Я тут думал много — время было... Беда, она, иной раз тоже кое-чему полезному научить может!.. КНИЖНАЯЛАВКАц В КОПИЛКУ ПАМЯТИ НАРОДНОЙ Недавно в липецком и з дательстве вышла книга тербунского преподавате л я и краеведа Александра Голубева «Край родной» — у чебное п о с о б и е , р а з р а ботанное по заданию Ин ститута усовершенствова- учителей. Валентина ДАНИЛОВА . I течение многих лет все свободное от преподава тельской работы время автор посвящал изучению истории родного края. Основательно потрудился в архивах Москвы, Ленинграда, других городов, в главных библиотеках страны, записывал воспоминания ста рожилов. «Первыми, кто побудил меня к сбору материалов о родном крае, были школьни ки. А я, — признается А. А. Голубев, — не всегда мог на йти ответы на их вопросы. К тому же в краеведческих све дениях нуждались и учителя. Все мы понимали, что без ос новательных знаний истории родного края, жизни и тельности людей невозможно воспитать патриота». Именно поэтому учебное пособие, подготовленное Го лубевым, необходимо и учи телям, и учащимся. Материа лы книги изложены простым и ясным языком, доступным читателю. Несомненным достоинст вом книги является и то, что автор приводит проверенные факты, правдиво рассказыва ет о происходивших событи ях, о людях, проживавших территории края. Естественно, он не претен дует на полноту освещения жизни юго-западных районов Липецкой области, а дает лишь общую картину событий. Ответ на многие вопросы найдут читатели в книге «Ро дной край». В ней двадцать три очерка, в которых повествует ся о сторожевой службе сла вян на границе с Диким по лем, о тяжелой доле крепост ных крестьян, о развитии ка питалистических отношений 6 России, становлении власти Советов, коллективизации, б подвигах земляков в годы Ве ликой Отечественной войны, периоде восстановления родного хозяйства и о многих других событиях, проходивших на территории Тербунского, Воловского и Долгоруковско го районов. Без сомнения, книга «Край родной» — весомый вклад в копилку народной памяти, своя, особая, страничка в ле топись Родины. Сергей БЕЗЛЕПКИН. п. Тербуны.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz