Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

31 марта 2000 Н« 66>07 (21194-211 95) Т Ж И П Б Ц К А Я «/Ж г а з е т а о т ГИМНАЗИИ до УН Вяецкомупедагогическому - 6 0 л (Окончание. Начало на 1-й стр.) ^ ^— А каков научный потенциал институ- ^ Численность профессорско-преподава­ тельского состава — 348 человек. 190 имеют ученые степени и звания, в том числе 50 — доктора наук и профессора. Больше в Цен­ трально-Черноземном регионе — только в Во­ ронежском университете. Шестерым нашим коллегам присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», двум — «Заслуженный работник высшей школы РФ», свыше десяти-сотрудников стали по­ четными работниками высшего профессио­ нального образования России. В Е ГПИ рабо­ тают академик Российской академии образо­ вания и пять действительных членов между­ народных академий. Столько же членов-кор- ' респондентов. За последние пять лет нашими сотрудни­ ками защищено одиннадцать докторских и пятьдесят кандидатских диссертаций, изда­ но шестнадцать монографий, двадцать один сборник научных статей, почти сто пятьде­ сят учебников, учебных пособий и методи­ ческих разработок, опубликована тысячах лишним статей. Понятно, что все это во мно­ гом определяет и уровень подготовки буду- Г их учителей; — Для института шестьдесят лет не воз­ раст. А каков он в среднем у преподавате- — Среди докторов и профессоров он где- то 56 лет. Среди кандидатов наук — 46, сре­ ди преподавателей без ученой степени — 30. Так что в целом по вузу возраст сотрудников не превышает и 43. Думаю, можно без натя­ жек говорить о высоких потенциальных воз­ можностях нашего коллектива. — У вас накоплен богатый опыт по под­ готовке педагогических и научных кадров. А какими научными школами гордятся ель- — У нас их сложилось несколько. Акаде­ мик, заслуженный деятель науки РФ, доктор исторических наук, профессор Анатолий Пря­ хин возглавляет научную школу в области археологии евразийской лесостепи. Эта шко­ ла разрабатывает ряд программ и тем меж­ дународного, федерального, регионального и местного уровней. Доктор филологических наук, профессор Александр Тихонов являет­ ся основателем словообразовательйой школы в СССР и России. Существенным вкладом в науку стали его учебники и учебные посо­ бия, словари различного типа. Настоящим со­ бытием в современной .чингвистике, языко­ знании стал его «Словообразовательный сло­ варь русского языка». Это фундаментальный труд, не имеющий аналогов в мировой лек­ сикографической практике, за него автору была присуждена Государственная премия. В том же ряду стоят научные школы за­ служенного деятеля науки РФ , академика, доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой педагогики и лабора­ тории «Культурно-образовательная среда Ли­ пецкой области» Евгения Белозерцева, докто­ ра филологических наук, профессора Андрея , .Зверева, а также друли^изцестнойг»'унявых В 1 иневитута. ------...ьь,;.» .. Не скрою: мы гордимся тем, что елецкие научные школы знают. У них высокая репу­ тация не только в нашей стране, но и за ру­ бежом. — Валерий Петрович, в своих выступле­ ниях вы часто называете свой институт уни­ кальным. В чем эта уникальность? — Он прошел разные этапы в своем раз­ витии. Предпринимались различные попыт­ ки усовершенствовать систему подготовки студентов. А уникальным он остается в том смысле, что с конца 80-х годов на всех фа­ культетах выпускаются специалисты широ­ кого профиля, подготовленные к тому, чтобы вести в школах, техникумах, училищах не одну, а несколько дисциплин. — Дополнительная специальность как до­ полнительная нагрузка на основных факуль­ тетах не снижает уровень знаний ваших вы­ пускников? — Наоборот, с учетом изучения межпред­ метных связей, с учетом расширения круго­ зора учителя на порядок увеличивается его набор методических приемов, профессиональ­ ных умений и навыков. Мы растим специа­ листов, которые особенно необходимы шко­ ле, и прежде всего сельской. Ну представьте себя на месте школьного директора. Кто-то из учителей заболел, ушел г П . ный методический комплекс вошли почти тридцать учебных заведений разного про­ филя, начиная от се.чьских малокомплектных школ нашего района до средних школ Туль­ ской, Воронежской, Ор.товской, Смоленской и Белгородской областей. — Простите, но разве там нет своих пе­ дагогических институтов? — Институты есть. Университеты тоже. Но в силу непродуманных преобразований в их структуре не оказалось, скажем, музы­ кально-педагогического факультета — кро­ ме нЕппего, такого факультета во всем Цен­ тральном Черноземье больше нет. А где-то нет факультетов дошкольного воспитания. И мы помогаем решать эти проблемы. Наши преподаватели выезжают к соседям, колле­ ги из других областей стажируются у нас, а ш оСТАРЫХСТЕНАХ и новы х ВРЕМЕНАХ в декретный отпуск — где искать замену? Тем более на селе, там ведь возможности для ма­ невра практически отсутствуют. А тут в том же коллективе учитель математики может вес­ ти, скажем, естествознание, а историк — ино­ странный язык... — Вы как-то следите за судьбой своих выпускников? — Наша система действует уже двенад­ цать лет, позади семь выпусков. И, конечно, мы внимательно наблюдаем за результатами своей работы. Судя по отзывам, поступающим из разных областей Черноземья, на селе наши учителя незаменимы. Кстати, у нас сохранил­ ся целевой набор — на первый курс принима­ ем до 60 процентов ребят из сельской мес­ тности, тех, кто потом с дипломом возвраща­ ется к себе, владея не одной, а двумя, иногда и тремя специальностями. Развиваем не толь­ ко традиционные педагогические факультеты. Специфика рыночной экономики заставляет вносить изменения. Поэтому мы одними из первых среди педагогических вузов страны, учитывая потребность в юристах, открыли юридический факультет. Потом появилась не­ обходимость начать подготовку специалистов по экономике. А когда компьютерная техни­ ка стала настольной для человека интеллек­ туального труда, потребовались инженеры по обслуживанию -аудио-^птелнь .шрддяоаппара- туры й ЭВМс Мы вшисяе^всетеАвда» вузов в ' России начали учить и этой профессии. — А что это за елецкое «изобретение» по «привязке» школ к вашему вузу? Оно рожде­ но борьбой за потенциальных абитуриентов или чем-то другим? — Уже года три назад стало ясно: мы не сможем улучшить качество подготовки аби­ туриентов, если в одной «упряжке» с нами не окажутся школы и педагогические училища. Было решено создать региональное общеоб­ разовательное объединение. В его научно-учеб- ребята занимаются по специальным програм- — Вы упомянули музыкально-педагоги­ ческий факультет. У вас уже состоялся пер­ вый выпуск учителей музыки. Поздравить ельчан с таким событием приезжал сам Ти ­ хон Хренников и, говорят, остался очень до­ волен работой музфака. — Тихон Николаевич отметил сильный преподавательский ко.тлектив. И он прав: на факультете работают доктор искусствоведе­ ния, профессор Виктор Сраджиев, прежде преподававший в Ташкентской консервато­ рии, доктор педагогических наук, профес­ сор, действительный член Академии педаго­ гических и социальных наук Александр Ма- люков, доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории им. Чайковского Вячеслав Шуров, выпускни­ ца Е ГПИ , доктор педагогических наук, про­ фессор Александра Овчинникова и другие. Потенциал института, и это я хочу особо подчеркнуть, вырос не только благодаря под­ готовке своих специалистов, но и за счет при­ бывших к нам ученых из республик бывше­ го СССР. — Валерий Петрович, а в чем, на ваш взгляд, сила Е ГП И ? — Каясдый выпускник знает, что в труд- Н5й8»мййу4у“институт -всегда придет ему на пбШщъ-.'Но и инс’гитут уверен, что выпудкня-- кам небезразличны его проблемы, его судь- — Вам есть на кого опереться? — Безусловно. Наши выпускники рабо­ тают в разных сферах. И нам есть кем гор­ диться. Доктор педагогических наук, про­ фессор Шаталов стал ректором Орехово-Зу­ евского педагогического института, доктор экономических наук, профессор, академик Завьялов — ректор Академии развития пер­ сонала военно-промышленного комплекса. кандидат экономических наук Вшанов — за­ меститель начальникаДепартамента семьи Ми­ нистерства социальной защиты РФ, а канди­ дат юридических наук, доцент Лыгин — в ап­ парате управления Администрации президен­ та, одновременно он советник по юридическим вопросам в Совете Федерации. А сколько наших воспитанников ежеднев­ но входят в школьные классы, в детские сады — не перечислить! И все они помнят и почита­ ют свою альма-матер. Ну а если кто в суете будничных забот и подзабыл, то пусть юбилей напомнит ему, где он начинал свой путь в пе­ дагогике... — Надо полагать, что на вопрос: «В оди­ ночку толкать или вместе помогать?» у вас в институте ответили ясно и четко... — Если нужно для дела, стучимся в любую дверь. Будь то министерский кабинет или Го сударственная Дума. Мы активно работаем с ее депутатами и особенно благодарны Влади­ миру Топоркову. С его помощью вот уже три года при утверждении бюджета финансирова­ ние нашего института идет отдельной строкой. Это позволило нам начать строительство ново­ го корпуса, который хотелось бы сдать в ны­ нешнем году. Мы признате.льны областной и городской администрациям, областному Сове­ ту — там нас слышат, там нам помогают. В прошлом году мы получили около десяти ты­ сяч квадратных метров учебной площади. На­ кануне юбилея истфак, клуб, а вслед за ними и инженерно-технический факультет переехали в здание бывшего военного городка. — Многие думали, что к юбилею институт сменит вьшеску и станет официально универ­ ситетом. Видные ученые, политики, деятели культуры страны поддержали это предложе­ ние, и Елец жил ожиданием, но... Это просто отсрочка или?.. — Судя по поадедним событиям, это долж­ но пр 10 изойти. 15 марта состоялась аттестаци­ онная коллегия Минобразования РФ, она ут­ вердила результаты аттестации пединститута. В апреле будет проведена аккредитация на ста­ тус вуза, а в июне — на статус университета. — Что это даст Ельцу, области? — Классический университет — а именно о нем идет речь — позволит усилить фундамен­ тальную подготовку по всем специальностям, открыть новые факультеты - сельскохозяй­ ственный, культуры и др‘у 1 'ие. Пока же обу­ чаться этим профессиям молодежь нашей об­ ласти вынуждена у соседей. Что это стоит ро­ дителям, думаю, не надо об ьяснягь. Будем рас­ ширять <пециальности и в аспирантуре — в ближайший шд-два их число увеличится вдвое. У нас работают два совета по защите кандидат­ ских диссертап,ий. теперь они преобразуются в докторские. Университет расширит между­ народное сотрудничество. Мы уже взаимодей­ ствуем с Голлаадиой. США, Италией. — А накую р«}дь 1»14>днявы отнодите Е11Ш в жизни Ельца? — Не сочтите за нескромность, большую. Ведь половина наших студентов — молодежь города. Несомненно, институт должен быть духовным центром, и в этом нш 1 равлении необ­ ходимо еще многое,,сдшвать, в частности, на •кафедрах гуманитарного профиля. Цам пред-“ ', стоит донести до шйрокЙй'педагогической об­ щественности наши наработки, и те, что уже есть, и те, над которыми ученые еще трудят- ся. В будущем учебном году планируем открыть факу.иьтет иностранных языков, на кафедре истории начнем готовить специалистов по ре- лиговедению. Мы долго шли к этому решению, понимая, что нельзя больше не замечать цен­ нейшего опыта, накопленного церковью и свя­ тоотеческой педагогикой. Сохранять его, изу^- чать, обогащать — тоже наш долг. ШТРИХИ к ПОРТРЕТУ т ВЫПУСКНИКИ Е в г е н и й В Е Л О З Ш Е В : «НАСЛЩТВО, Ш РОЕ МЫСОХРАНЯЕМ» П о сл е о кончания ЕГПИ Е в ге н и й Б е л о з е р ц е в по р а с п р е д е л е н и ю у е х а л в М а га дан , а затем б о л е е тридцати лет работал в М о с к в е . Сначала — в В ы сш е й ком сом о л ь ско й ш коле п ри ЦК В Л К СМ , затем — в Министерстве п ро св ещ ен и я СССР . Длительная ком андировка в Аф- ' ганистан, в о звращ ение в страну, г д е ск о р о нач алась так н а зы в а е ­ м а я дем ократ ическая р е в о лю ц и я , заставили Б е л о з ер ц е в а п о -но во ­ м у оценить м н о ги е в ещ и . И он п е р е е х а л и з М о сквы в Е л е ц , посвятив с е б я п ед а го ги ч е ско й и научной деятельности. З а сл уж ен ны й деятель САМИИЗДАЕМ, САМИЧИТАЕМ.. . ; ний Б Е Л О З Е Р Ц Е В рассказы ва ет : Ш — я учился в институте в годы от- Щ тепели. У нас царила атмосфера дове- € оия, уважения друг кдругу. Преподава- ш тели знали каждого студента в лицо и обращались к нам по именам. ш Удивительный факт: в структуре Шфизико-математического факультета ' <провинциального вуза работало физи­ ко-техническое отделение, причем по экспериментальному учебному плану. щ созданному на базе двух московских 5| институтов. Все изучалось в комплек- се: философия, педагогика, психоло- ж ГИЯ и... сопротивление материалов, тех- » ническая механика, астрономия, элек- ж тротехника... Спустя много лет благо- даря опыгу, приобретенному в Ельце, я понял; нам нужна не подготовка, а профессиональное воспитание учите­ ля. Этим, собственно, всегда и отли­ чался наш институт. Сейчас, когда Отечество испыты­ вает на себе изломы и виражи куль- турно-бескультурного развития; мы, как никогда, нуждаемся в образованных людях, подлинных интеллигентах, реа- ; лизующих себя в различных сферах Нам важно осознать свою историю и ; культуру во всем их объеме и много- й слойности, полюбить среду, в которой живем, трудимся. Чтобы человек ощу­ тил острую нужду в том богатстве, что оставили России в наследство его предки. Без этого нельзя серьезно за­ ниматься ни теорией, ни практикой об­ разования. нельзя оценить наш обра­ зовательный потенциал, нельзя рабо­ тать на будущее... Кому из будущих учителей , юристов, экономистов, воспитате­ лей, психологов, инженеров не зна­ комы эти стены, эти стеллажи ин­ ститутской библиотеки! в ее фон­ дах свыше 20 тысяч книг. Только за последние годы ЕГПИ приобрел учебной литературы на 175 тысяч рублей. А в дар библиотеке пере­ дано семь тысяч экземпляров, в том числе и Очень редкие. С созданием редакционно-изда­ тельского отдела и участка опера­ тивной полиграфии у вуза появилась возможность печатать учебные по­ собия, сборники научных статей и многое другое на собственном обо­ рудовании. Самые заметные изда­ ния последнего времени связаны с литературным и педагогическим краеведением. Их авторы — веду­ щие ученые ЕГПИ. На снимке: в библиотеке инсти- УРОКИ ТВОРЧЕСТВА ИШВЕЦ, ИЖНЕЦ, ИПОЛИГЛОТ Е л е н а Н О В И К О В А : «МНЕ ВЖИЗНИ ПОВЕЗЛО.. ш — Как быстро летят годы, как быс- тро становишься взрослым... И с ж грустью вспоминаются отшумевшие студенческие годы в стенах нашего института Какое волнение охватыва- т по нас, вчерашних школьников, под Жстаринными сводами, где, кажется, «I каждая ступенька хранила эхо легких ' шагов юных гимназисток, а массив- ' ные зеркала скрывали в своей глуби- 11?не лики века минувшего... Вступитель- ные экзамены. Сочинение на тему: «По- 81 чему выбрали профессию учителя?» т Мне написать его оказалось на ред- й кость легко. Уже в старших классах я букваль- Щ но заболела идеей стать учителем ли- тературы. Ну, конечно, благодаря ш маме, которая много лет назад окон- ж чила именно Елецкий пединститут и щ всю жизнь отдала школе. «Строгая, но справедливая» Татьяна Сергеевна ста- :Мпа первой учительницей для сотен ш мальчишек и девчонок. Вместе с ней ' в тетрадках они впервые старательно Жвыводили слово «мама»... Повлияли на Жмой выбор и любимые учителя. Уроки Щ Алевтины Тихоновны Сотниковой, тоже Щ выпускницы нашего вуза, открыли мне Щ мир поэзии и драмы, комического и трагического. А потом над многими серьезными вопросами побудили за­ думаться уже преподаватели инстигу- Господи, что только не волновало нас, студентов, жаждавших во всем дойти до самой сути! Вспоминаю жар­ кие споры, обсуждения какой-нибудь литературной новинки и не кривя ду- ш шой говорю: «Мне повезло. Со мной были друзья-единомышленники и те, кто научил меня думать — наши на- » ставники». Я навсегда, до конца дней своих буду признательна талантливым педагогам Юрию Егерману, Василию * Микушову, Галине Климовой, Юрию г Полозкову, Валентине Мякотиной... Жизнь идет. Кого-то из моих пе­ дагогов уже нет на свете. И это, мо­ жет быть, особенно обязывает нас, их учеников, сберечь и продолжить традиции вуза. Я работаю учителем ш русского языка и литературы в шко­ ле-лицее № 24, одной из лучших в го­ роде. И сама учусь в аспирантуре — весной заканчиваю работу над канди- 8 датской диссертацией. Впереди много « планов. Мы, выпускники 90-х, очень 8 хотим быть достойными тех, кто был 8 так щедр и добр к нам... 8 В п рош лом г о д у отметил с в о е двадцатилетие факультет дополнит ельных п ед а го ги ч е ск и х п р о ф е с си й . О е г о работе ра ссказывает д е к ан , кандидат п ед а го ги ч е ски х наук , доцент Екатерина ЧЕРНЫ Х . — Наш факультет самый мно­ гочисленный, здесь обучается око­ ло двух тысяч студентов. Но глав­ ное — подобных в нашем регионе практически нет. Мы готовим будущих учите- лей-организаторов внешкольной и внеклассной работы, давая сту­ дентам возможность овладеть до­ полнительной педагогической профессией с учетом интересов и склонностей каждого. Это особен­ но важно для учителя сельской малокомплектной шко.лы. Там пе­ дагог должен быть поистине и швец, и жнец, и на дуде игрец. Наши студенты учатся вести спортивные секции, кружки лите­ ратурного и исторического крае­ ведения, астрономические, макра­ ме, информатики и вычислитель­ ной техники, хореографические, лепки и гончарного дела, стано­ вятся инструкторами семейного отдыха, редакторами школьных газет — и это далеко не полный перечень... С ними работают за­ мечательные преподавате.ти, увле­ ченные, творческие, такие как до­ центы Софья Краснова, Владимир Пищулин, Евгений Мусатов, Ни­ колай Кравченко и другие. Елец всегда славился театраль- атральные студии пользуются большой популярностью среди на­ ших студентов. Четыре года на­ зад у нас появился театр эстрад­ ных миниатюр «Элефант», в репер­ туаре его - спектакли «Свадьба» по пьесе Зощенко и «Прощание в июне» по пьесе Вампилова, постав­ ленный совместно с городским на­ родным театром профессиональ­ ным актером Владимиром Зуевым. «Элефант» не раз становился дип­ ломантом областных и региональ­ ных фестивалей студенческого ■творчества. Радуют первые шаги и другого театрального коллекти­ ва, где режиссер Надежда Каза- заева помогла своим воспитанни­ кам громко заявить о себе спек­ таклем «Оглянись в любви своей». Студенты охотно занимаются и в фольклорном ансамбле Галины Плахушкиной. Несмотря на свою молодость, он стал лауреатом мос­ ковского фестиваля «Фестос-99». Мы стараемся сохранять тради­ ции декоративно-прикладного ис­ кусства —- лоскутного шитья, вы­ шивания, кружевоялетения. Придет время, и всеми этими знаниями, навыками наши вы- РОМАНСБУНИНЫМ корр еспонд ент М еж д ун а ро дн о й с л а в я н с к о й а к ад е - § м и и , з а в е д ую щ а я каф е д р ой историко-культурного I н а с л е д и я , ни тридцать лет н а з а д , ко гда Гал я Кли - % м ова , студентка-отличница, защ ищ ала с в ою альма - матер от попыток чи новников закрыть ст арейш ее у ч ебн о е з а в е д е н и е . Климова ж и л а и живет б е з о г ­ л я д к и на п е р е с у д ы , н еп о н им ан и е . Она в с е г д а б е з страховки б р о с а л а сь в д р а к у , е с л и кто-то п о с я га л ' на интересы е е института. Она — о ди н и з с ам ы х н а д ­ еж ны х е г о хранителей. И одно вр ем енно — возмучи- тель спокойствия . Кого-то Клим ова восхищает , кого- то раздражает . Причем восхищает и раздражает о д ­ ними и теми ж е качествами, привы чками , поступка- ; м и , с компьютерной м ощ ью работающим интеллек­ том и полным п р ен еб р еж ен и ем к н а р я д ам . . . В п ро ч ем , на п е р е с у д ы Галина Павловна и бровью . не ведет : стоит л и тратить вр ем я на м ел очи , е с л и у ' н е е каж дый час ра с п и с а н по минутам? Но о странностях и «чудачествах» а кадем ика д а ж е > оппоненты забывают , е д в а она появляется на три­ б ун е . Каж до е выступление учено го К лим овой ~ в с е г ­ д а откровение. Открытие... пускники будут делиться уже со своими питомцами. А среди них, к сожалению, окажутся и не слиш­ ком благополучные. Поэтому мы большое значение иридаем отделе­ нию антинаркотичеекого воспита­ ния. Там тон задает доцент Ната­ лия Гринченко. Благодаря ей в ин­ ституте подготовлены уникальные программы и методические разра­ ботки, вызывающие интерес на межвузовских и региональных на­ учно-практических конференциях. Последняя — «X X I век без нарко­ тиков» — прошла у нас как раз на Тесно сотрудничает факультет с Центром социальной помощи ма­ лообеспеченным семьям. Студен­ ты отделения инструкторов семей­ ного отдыха устраивают для ребят новогодние утренники, пасхаль- праздников получают игрушки, сделанные на отделении лоскутно­ го шитья. Лепке и гончарному делу учит студентов скульптор, лауреат пре­ мии имени Бунина доцент Нико­ лай Краченко.Нико.чай Алексан­ дрович не просто раскрывает сек­ реты работы с глиной. Он помога­ ет ребятам почувствовать красоту формы... Постоянный творческий поиск, чутье на таланты присущи всем 38 преподавателям факу.чьтета. КАКШКОАЛОаАЛАСЬБЕЗ КЛИМОВОЙ «Красный» диплом ЕГПИ - но помог ее обладательнице найти работу учителя. При- I шлось поступить в дальнюю ^ библиотеку в Аргамаченской слободе, где, кудивлению вы­ пускницы, оказался огромный ш книжный фонд. Она букваль- - '' но зарылась в нем, продол- жая свое образование. Впро- 8 чем, стремительный рывок в 8 науку и для нее самой был I все-таки неожиданным. Она ' поступила в московскую ас- 8 пирантуру, в срок защитила 8 кандидагскуюдиссертацию, а ' вернувшись в ЕГПИ, получи- 4 ла звание доцента и предло- жение возглавить одну из кафедр. Казалось бы, цель ' достиг нуга. Иные к этому идут I всю жизнь, а тут.., щ Климова продолжала I учит ься и скоро вновь разлу- I чилась с домашними, уехав в I Ленинград. Там ее не ждала I легкая жизнь. Тем более на I мизерную зарплату кандида- | л а филологических наук. Но,, ;|,э 10 :ее мешугалои^С скромным., щ запросам она привыкла с дет- ства: мать одна растила двух 8 дочерей и сумела-таки обе- ; им дать высшее образова- Климова первой в стране А взялась за исследование 8 творчества Бунина и Пришви - '8 на в контексте христианской куггьтуры. На защите диссер- А тации в Москве сумела пре- одолеть предубеждение зако­ си ренелых коллег-атеистов. .Д' Она была одной из пер- 7 вых выпускниц ЕГПИ, полу- чивших звание доктора. 'У ПТИЦЫ ЕаьГНЕЗДО.. т Середина восьмидесятых ^ стала поворотной в ее судь- гЦ бе. Она уже давно занима- Щ лась изучением творчества ^ Бунина И вог произошла ее -- встреча с братьями Сафоно- щ выми, приехавшими к ней с идеей восстановить родовую 'Д усадьбу Ьун 1 »ча в Озерках, А 8' вскоре Евгений ! ригорьевич ' Сафонов стал мужем Климо- вой. С тех пор служение па- Щ мяти великого писателя они Они мечтали о музее Бу- нина в Озерках и неустанно Щ трудились во имя этого. Здесь работала студенческая экспедиция ЕГПИ, собира- '' лись материалы, на которых -/ потом выросло не одно поко- 8 ление нынешних елецких пе- дагогов Но без помощи щ властей Озерки не поднять, а о них в «верхах» вспомина- щ ли лишь в канун юбилеев пи- , сагеля... #1 Почему Климова так бьет- Щ ся за усадьбу? На этот во- Д прос она ответила в своей ф работе «Озерки — духовная щ родина Бунина». ф — Здесь начал формиро- ваться ею взгляд на мир, — ; говорит она, — его филосо- ' фия, язык, построение речи. ' Отсюда Бунин взял главное —отношение к миру, способ- Д ность изображать его. Здесь Д' у него был свой дом, которо- , ' го больше никогда и нигде не было в его жизни .. , Этот дом и пытаются под­ нять энтузиасты-одиночки, ", сначала добившись, чтобы й проложили дорогу в Озерки, '8 отстояв школу и магазин, ко- ' торые там \ розились закрыть. I Небольшая горстка людей . валит лес, возит бревна, ути- рает пот со лба, вызывая ух­ мылку у иных из местных жи- телей, вероятно, никогда не , читавших выстраданные бу- ' пинские строки. «У птицы есть С Климовой спорят: «За- ' чем Озерки'^ Там же ничего бунинского не осталось». Она доказывает, что остался бу­ нинский фундамент — под- линник восемнадцатого века, на который уже положен ка­ мень девятнадцатого столе- ,,тия, привезенный из Ельца. А сверху лягут дубовые брев- на. И усадьба в Озерках со- 8®; единит три века. Ш Работа в усадьбе идет „ трудно Но в этой мучитель- ф ной и порой драматической борьбе поддерживающим на- >; чалом всегда оставаттсч и,|- ститут. \ ГДЕЭТАУЛИЦА,ГДЕ)Т0Т ДОМ?. Краеведением, и особен­ но литературным, ЕПП1 зт- нимает ся с шест идесятых Iо- - дов, а потому открытие ка- . федры историко-культурного 8- наследия — к слову, един- ственной в России, — стало логическим завери 10 || 11 с-м мно.голетних исследований, у Щ истоков которых стояли Со- фья Краснова, Светлана Си- онова. а позже и Галина Кли- мова. После защиты доктор- ской диссертации она возгла- . вила эту кафедру Свою задачу ученые ви- дят в том, чтобы восстано- вить то, чго существовало в акаудемическом ттитертттур*юм краеведении: изучение связи . героя и автора. В эт. 1 м т.т ключается уникальность и новой кафедры, и ее иссле- дований. Главное—поиск ио- р; тины. До. нее и докагт^^ 1 ^еIЧ! I вб^свою ЖИЗнь 1^ИМОба. :?:.1 Ее работы привлекают . ученых не только в России, но ф и за рубежом. Одна из них «Елец и Елецкий уезд в твор- чесгве Бунина» издана во 8 Франции. До Галины Павлов- ч; ны о жизни Бунина в О т 1 -|Тк-тх никто не писал, чем есобен- ио и ценен ее труд. ?'!: До ЕГПИ также ттикто не . изучал и бунинские места в « Ельце, хотя во мио! их произ- К ведениях ттисатепя этот город узнаваем - по упоминаемым поворотам улиц, описаниям ' домов и другим приметам, дающим елецким уче: ; 1 Мьс - нование утверждать; тюрч!. - тво Бунина неразрывно свя-' зано с родным краем, || Бунин был противником всякой неправды. А поточу для восстановления истины Й Климова никогда не жалеет сил и времени. Когда в ЕГПИ % возникла мысль открыть в ;8, Ельце музей Бунина, причем || не краеведческий, а инстигуг- о] ский, по Iому чгтд сбором материалов вместе с нро- подаватед'.т.чп 'анцм-..-зсь не ^ одно поколени-з сту;,онтов, она, забросив домашние за- • боты, вся ушла в работу. Ее второй дочери тогда было всего два месяца... ■§ Естественно, никто не й принуждал Галину Павловну искать дом, где в гимнази- й ческие годы жил Бунин. Она Г| сама не могла остаться в стороне, потому что это было ^ частью ее жизни. Вдоль и поперек исходила она быв- шую Рождественскую улицу, заходя в каждый дом. Пере- лопатила массу; архивных материалов, вела переписку. ? И судьба вознаградила ее / открытием: на стене дома, под ■ штукатуркой, обнаружились - мелом написанные инициалы Однако ей все равно не V хотели верить. Галина Пав­ ловна пережила волну нала- док критики. Но не сдавалась. ' И музей был открыт. : ФРАНЦИЯ, РОСИЯ, ЕЛЕЦ, ОЗЕРКИ.. в 1995-м году Климова участвовала в международной : конференции в Париже и Грассе, выступила с докла- ; дом. Созданное во Франции Общество друзей Бунина, чле­ ном которого является и Га- ' лина Павловна, с интересом следит за работой елецких ученых и сотрудничает с ними. Французы уже триады быва­ ли в Ельце, а когда впервые увидели Озерки, поразились им гораздо больше, чем наши соотечесгвенники. Гостям понравилось нами- ? нание с восстановлением : усадьбы. Они решили помочь. Но не через абстрактное для . них РКЦ, а через созданную ' по их предложению ассоциа- - цию«Дом Бунина-Арсеньева», которую учредил ЕГПИ и воз- главила Галина Климова. « Дом Бунина-Арсеньева станет памятником великому писателю. Она вериг в это. • Поверим ей и мы...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz