Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
31 марта 2000 Н« 66>07 (21194-211 95) Т Ж И П Б Ц К А Я «/Ж г а з е т а о т ГИМНАЗИИ до УН Вяецкомупедагогическому - 6 0 л (Окончание. Начало на 1-й стр.) ^ ^— А каков научный потенциал институ- ^ Численность профессорско-преподава тельского состава — 348 человек. 190 имеют ученые степени и звания, в том числе 50 — доктора наук и профессора. Больше в Цен трально-Черноземном регионе — только в Во ронежском университете. Шестерым нашим коллегам присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», двум — «Заслуженный работник высшей школы РФ», свыше десяти-сотрудников стали по четными работниками высшего профессио нального образования России. В Е ГПИ рабо тают академик Российской академии образо вания и пять действительных членов между народных академий. Столько же членов-кор- ' респондентов. За последние пять лет нашими сотрудни ками защищено одиннадцать докторских и пятьдесят кандидатских диссертаций, изда но шестнадцать монографий, двадцать один сборник научных статей, почти сто пятьде сят учебников, учебных пособий и методи ческих разработок, опубликована тысячах лишним статей. Понятно, что все это во мно гом определяет и уровень подготовки буду- Г их учителей; — Для института шестьдесят лет не воз раст. А каков он в среднем у преподавате- — Среди докторов и профессоров он где- то 56 лет. Среди кандидатов наук — 46, сре ди преподавателей без ученой степени — 30. Так что в целом по вузу возраст сотрудников не превышает и 43. Думаю, можно без натя жек говорить о высоких потенциальных воз можностях нашего коллектива. — У вас накоплен богатый опыт по под готовке педагогических и научных кадров. А какими научными школами гордятся ель- — У нас их сложилось несколько. Акаде мик, заслуженный деятель науки РФ, доктор исторических наук, профессор Анатолий Пря хин возглавляет научную школу в области археологии евразийской лесостепи. Эта шко ла разрабатывает ряд программ и тем меж дународного, федерального, регионального и местного уровней. Доктор филологических наук, профессор Александр Тихонов являет ся основателем словообразовательйой школы в СССР и России. Существенным вкладом в науку стали его учебники и учебные посо бия, словари различного типа. Настоящим со бытием в современной .чингвистике, языко знании стал его «Словообразовательный сло варь русского языка». Это фундаментальный труд, не имеющий аналогов в мировой лек сикографической практике, за него автору была присуждена Государственная премия. В том же ряду стоят научные школы за служенного деятеля науки РФ , академика, доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой педагогики и лабора тории «Культурно-образовательная среда Ли пецкой области» Евгения Белозерцева, докто ра филологических наук, профессора Андрея , .Зверева, а также друли^изцестнойг»'унявых В 1 иневитута. ------...ьь,;.» .. Не скрою: мы гордимся тем, что елецкие научные школы знают. У них высокая репу тация не только в нашей стране, но и за ру бежом. — Валерий Петрович, в своих выступле ниях вы часто называете свой институт уни кальным. В чем эта уникальность? — Он прошел разные этапы в своем раз витии. Предпринимались различные попыт ки усовершенствовать систему подготовки студентов. А уникальным он остается в том смысле, что с конца 80-х годов на всех фа культетах выпускаются специалисты широ кого профиля, подготовленные к тому, чтобы вести в школах, техникумах, училищах не одну, а несколько дисциплин. — Дополнительная специальность как до полнительная нагрузка на основных факуль тетах не снижает уровень знаний ваших вы пускников? — Наоборот, с учетом изучения межпред метных связей, с учетом расширения круго зора учителя на порядок увеличивается его набор методических приемов, профессиональ ных умений и навыков. Мы растим специа листов, которые особенно необходимы шко ле, и прежде всего сельской. Ну представьте себя на месте школьного директора. Кто-то из учителей заболел, ушел г П . ный методический комплекс вошли почти тридцать учебных заведений разного про филя, начиная от се.чьских малокомплектных школ нашего района до средних школ Туль ской, Воронежской, Ор.товской, Смоленской и Белгородской областей. — Простите, но разве там нет своих пе дагогических институтов? — Институты есть. Университеты тоже. Но в силу непродуманных преобразований в их структуре не оказалось, скажем, музы кально-педагогического факультета — кро ме нЕппего, такого факультета во всем Цен тральном Черноземье больше нет. А где-то нет факультетов дошкольного воспитания. И мы помогаем решать эти проблемы. Наши преподаватели выезжают к соседям, колле ги из других областей стажируются у нас, а ш оСТАРЫХСТЕНАХ и новы х ВРЕМЕНАХ в декретный отпуск — где искать замену? Тем более на селе, там ведь возможности для ма невра практически отсутствуют. А тут в том же коллективе учитель математики может вес ти, скажем, естествознание, а историк — ино странный язык... — Вы как-то следите за судьбой своих выпускников? — Наша система действует уже двенад цать лет, позади семь выпусков. И, конечно, мы внимательно наблюдаем за результатами своей работы. Судя по отзывам, поступающим из разных областей Черноземья, на селе наши учителя незаменимы. Кстати, у нас сохранил ся целевой набор — на первый курс принима ем до 60 процентов ребят из сельской мес тности, тех, кто потом с дипломом возвраща ется к себе, владея не одной, а двумя, иногда и тремя специальностями. Развиваем не толь ко традиционные педагогические факультеты. Специфика рыночной экономики заставляет вносить изменения. Поэтому мы одними из первых среди педагогических вузов страны, учитывая потребность в юристах, открыли юридический факультет. Потом появилась не обходимость начать подготовку специалистов по экономике. А когда компьютерная техни ка стала настольной для человека интеллек туального труда, потребовались инженеры по обслуживанию -аудио-^птелнь .шрддяоаппара- туры й ЭВМс Мы вшисяе^всетеАвда» вузов в ' России начали учить и этой профессии. — А что это за елецкое «изобретение» по «привязке» школ к вашему вузу? Оно рожде но борьбой за потенциальных абитуриентов или чем-то другим? — Уже года три назад стало ясно: мы не сможем улучшить качество подготовки аби туриентов, если в одной «упряжке» с нами не окажутся школы и педагогические училища. Было решено создать региональное общеоб разовательное объединение. В его научно-учеб- ребята занимаются по специальным програм- — Вы упомянули музыкально-педагоги ческий факультет. У вас уже состоялся пер вый выпуск учителей музыки. Поздравить ельчан с таким событием приезжал сам Ти хон Хренников и, говорят, остался очень до волен работой музфака. — Тихон Николаевич отметил сильный преподавательский ко.тлектив. И он прав: на факультете работают доктор искусствоведе ния, профессор Виктор Сраджиев, прежде преподававший в Ташкентской консервато рии, доктор педагогических наук, профес сор, действительный член Академии педаго гических и социальных наук Александр Ма- люков, доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории им. Чайковского Вячеслав Шуров, выпускни ца Е ГПИ , доктор педагогических наук, про фессор Александра Овчинникова и другие. Потенциал института, и это я хочу особо подчеркнуть, вырос не только благодаря под готовке своих специалистов, но и за счет при бывших к нам ученых из республик бывше го СССР. — Валерий Петрович, а в чем, на ваш взгляд, сила Е ГП И ? — Каясдый выпускник знает, что в труд- Н5й8»мййу4у“институт -всегда придет ему на пбШщъ-.'Но и инс’гитут уверен, что выпудкня-- кам небезразличны его проблемы, его судь- — Вам есть на кого опереться? — Безусловно. Наши выпускники рабо тают в разных сферах. И нам есть кем гор диться. Доктор педагогических наук, про фессор Шаталов стал ректором Орехово-Зу евского педагогического института, доктор экономических наук, профессор, академик Завьялов — ректор Академии развития пер сонала военно-промышленного комплекса. кандидат экономических наук Вшанов — за меститель начальникаДепартамента семьи Ми нистерства социальной защиты РФ, а канди дат юридических наук, доцент Лыгин — в ап парате управления Администрации президен та, одновременно он советник по юридическим вопросам в Совете Федерации. А сколько наших воспитанников ежеднев но входят в школьные классы, в детские сады — не перечислить! И все они помнят и почита ют свою альма-матер. Ну а если кто в суете будничных забот и подзабыл, то пусть юбилей напомнит ему, где он начинал свой путь в пе дагогике... — Надо полагать, что на вопрос: «В оди ночку толкать или вместе помогать?» у вас в институте ответили ясно и четко... — Если нужно для дела, стучимся в любую дверь. Будь то министерский кабинет или Го сударственная Дума. Мы активно работаем с ее депутатами и особенно благодарны Влади миру Топоркову. С его помощью вот уже три года при утверждении бюджета финансирова ние нашего института идет отдельной строкой. Это позволило нам начать строительство ново го корпуса, который хотелось бы сдать в ны нешнем году. Мы признате.льны областной и городской администрациям, областному Сове ту — там нас слышат, там нам помогают. В прошлом году мы получили около десяти ты сяч квадратных метров учебной площади. На кануне юбилея истфак, клуб, а вслед за ними и инженерно-технический факультет переехали в здание бывшего военного городка. — Многие думали, что к юбилею институт сменит вьшеску и станет официально универ ситетом. Видные ученые, политики, деятели культуры страны поддержали это предложе ние, и Елец жил ожиданием, но... Это просто отсрочка или?.. — Судя по поадедним событиям, это долж но пр 10 изойти. 15 марта состоялась аттестаци онная коллегия Минобразования РФ, она ут вердила результаты аттестации пединститута. В апреле будет проведена аккредитация на ста тус вуза, а в июне — на статус университета. — Что это даст Ельцу, области? — Классический университет — а именно о нем идет речь — позволит усилить фундамен тальную подготовку по всем специальностям, открыть новые факультеты - сельскохозяй ственный, культуры и др‘у 1 'ие. Пока же обу чаться этим профессиям молодежь нашей об ласти вынуждена у соседей. Что это стоит ро дителям, думаю, не надо об ьяснягь. Будем рас ширять <пециальности и в аспирантуре — в ближайший шд-два их число увеличится вдвое. У нас работают два совета по защите кандидат ских диссертап,ий. теперь они преобразуются в докторские. Университет расширит между народное сотрудничество. Мы уже взаимодей ствуем с Голлаадиой. США, Италией. — А накую р«}дь 1»14>днявы отнодите Е11Ш в жизни Ельца? — Не сочтите за нескромность, большую. Ведь половина наших студентов — молодежь города. Несомненно, институт должен быть духовным центром, и в этом нш 1 равлении необ ходимо еще многое,,сдшвать, в частности, на •кафедрах гуманитарного профиля. Цам пред-“ ', стоит донести до шйрокЙй'педагогической об щественности наши наработки, и те, что уже есть, и те, над которыми ученые еще трудят- ся. В будущем учебном году планируем открыть факу.иьтет иностранных языков, на кафедре истории начнем готовить специалистов по ре- лиговедению. Мы долго шли к этому решению, понимая, что нельзя больше не замечать цен нейшего опыта, накопленного церковью и свя тоотеческой педагогикой. Сохранять его, изу^- чать, обогащать — тоже наш долг. ШТРИХИ к ПОРТРЕТУ т ВЫПУСКНИКИ Е в г е н и й В Е Л О З Ш Е В : «НАСЛЩТВО, Ш РОЕ МЫСОХРАНЯЕМ» П о сл е о кончания ЕГПИ Е в ге н и й Б е л о з е р ц е в по р а с п р е д е л е н и ю у е х а л в М а га дан , а затем б о л е е тридцати лет работал в М о с к в е . Сначала — в В ы сш е й ком сом о л ь ско й ш коле п ри ЦК В Л К СМ , затем — в Министерстве п ро св ещ ен и я СССР . Длительная ком андировка в Аф- ' ганистан, в о звращ ение в страну, г д е ск о р о нач алась так н а зы в а е м а я дем ократ ическая р е в о лю ц и я , заставили Б е л о з ер ц е в а п о -но во м у оценить м н о ги е в ещ и . И он п е р е е х а л и з М о сквы в Е л е ц , посвятив с е б я п ед а го ги ч е ско й и научной деятельности. З а сл уж ен ны й деятель САМИИЗДАЕМ, САМИЧИТАЕМ.. . ; ний Б Е Л О З Е Р Ц Е В рассказы ва ет : Ш — я учился в институте в годы от- Щ тепели. У нас царила атмосфера дове- € оия, уважения друг кдругу. Преподава- ш тели знали каждого студента в лицо и обращались к нам по именам. ш Удивительный факт: в структуре Шфизико-математического факультета ' <провинциального вуза работало физи ко-техническое отделение, причем по экспериментальному учебному плану. щ созданному на базе двух московских 5| институтов. Все изучалось в комплек- се: философия, педагогика, психоло- ж ГИЯ и... сопротивление материалов, тех- » ническая механика, астрономия, элек- ж тротехника... Спустя много лет благо- даря опыгу, приобретенному в Ельце, я понял; нам нужна не подготовка, а профессиональное воспитание учите ля. Этим, собственно, всегда и отли чался наш институт. Сейчас, когда Отечество испыты вает на себе изломы и виражи куль- турно-бескультурного развития; мы, как никогда, нуждаемся в образованных людях, подлинных интеллигентах, реа- ; лизующих себя в различных сферах Нам важно осознать свою историю и ; культуру во всем их объеме и много- й слойности, полюбить среду, в которой живем, трудимся. Чтобы человек ощу тил острую нужду в том богатстве, что оставили России в наследство его предки. Без этого нельзя серьезно за ниматься ни теорией, ни практикой об разования. нельзя оценить наш обра зовательный потенциал, нельзя рабо тать на будущее... Кому из будущих учителей , юристов, экономистов, воспитате лей, психологов, инженеров не зна комы эти стены, эти стеллажи ин ститутской библиотеки! в ее фон дах свыше 20 тысяч книг. Только за последние годы ЕГПИ приобрел учебной литературы на 175 тысяч рублей. А в дар библиотеке пере дано семь тысяч экземпляров, в том числе и Очень редкие. С созданием редакционно-изда тельского отдела и участка опера тивной полиграфии у вуза появилась возможность печатать учебные по собия, сборники научных статей и многое другое на собственном обо рудовании. Самые заметные изда ния последнего времени связаны с литературным и педагогическим краеведением. Их авторы — веду щие ученые ЕГПИ. На снимке: в библиотеке инсти- УРОКИ ТВОРЧЕСТВА ИШВЕЦ, ИЖНЕЦ, ИПОЛИГЛОТ Е л е н а Н О В И К О В А : «МНЕ ВЖИЗНИ ПОВЕЗЛО.. ш — Как быстро летят годы, как быс- тро становишься взрослым... И с ж грустью вспоминаются отшумевшие студенческие годы в стенах нашего института Какое волнение охватыва- т по нас, вчерашних школьников, под Жстаринными сводами, где, кажется, «I каждая ступенька хранила эхо легких ' шагов юных гимназисток, а массив- ' ные зеркала скрывали в своей глуби- 11?не лики века минувшего... Вступитель- ные экзамены. Сочинение на тему: «По- 81 чему выбрали профессию учителя?» т Мне написать его оказалось на ред- й кость легко. Уже в старших классах я букваль- Щ но заболела идеей стать учителем ли- тературы. Ну, конечно, благодаря ш маме, которая много лет назад окон- ж чила именно Елецкий пединститут и щ всю жизнь отдала школе. «Строгая, но справедливая» Татьяна Сергеевна ста- :Мпа первой учительницей для сотен ш мальчишек и девчонок. Вместе с ней ' в тетрадках они впервые старательно Жвыводили слово «мама»... Повлияли на Жмой выбор и любимые учителя. Уроки Щ Алевтины Тихоновны Сотниковой, тоже Щ выпускницы нашего вуза, открыли мне Щ мир поэзии и драмы, комического и трагического. А потом над многими серьезными вопросами побудили за думаться уже преподаватели инстигу- Господи, что только не волновало нас, студентов, жаждавших во всем дойти до самой сути! Вспоминаю жар кие споры, обсуждения какой-нибудь литературной новинки и не кривя ду- ш шой говорю: «Мне повезло. Со мной были друзья-единомышленники и те, кто научил меня думать — наши на- » ставники». Я навсегда, до конца дней своих буду признательна талантливым педагогам Юрию Егерману, Василию * Микушову, Галине Климовой, Юрию г Полозкову, Валентине Мякотиной... Жизнь идет. Кого-то из моих пе дагогов уже нет на свете. И это, мо жет быть, особенно обязывает нас, их учеников, сберечь и продолжить традиции вуза. Я работаю учителем ш русского языка и литературы в шко ле-лицее № 24, одной из лучших в го роде. И сама учусь в аспирантуре — весной заканчиваю работу над канди- 8 датской диссертацией. Впереди много « планов. Мы, выпускники 90-х, очень 8 хотим быть достойными тех, кто был 8 так щедр и добр к нам... 8 В п рош лом г о д у отметил с в о е двадцатилетие факультет дополнит ельных п ед а го ги ч е ск и х п р о ф е с си й . О е г о работе ра ссказывает д е к ан , кандидат п ед а го ги ч е ски х наук , доцент Екатерина ЧЕРНЫ Х . — Наш факультет самый мно гочисленный, здесь обучается око ло двух тысяч студентов. Но глав ное — подобных в нашем регионе практически нет. Мы готовим будущих учите- лей-организаторов внешкольной и внеклассной работы, давая сту дентам возможность овладеть до полнительной педагогической профессией с учетом интересов и склонностей каждого. Это особен но важно для учителя сельской малокомплектной шко.лы. Там пе дагог должен быть поистине и швец, и жнец, и на дуде игрец. Наши студенты учатся вести спортивные секции, кружки лите ратурного и исторического крае ведения, астрономические, макра ме, информатики и вычислитель ной техники, хореографические, лепки и гончарного дела, стано вятся инструкторами семейного отдыха, редакторами школьных газет — и это далеко не полный перечень... С ними работают за мечательные преподавате.ти, увле ченные, творческие, такие как до центы Софья Краснова, Владимир Пищулин, Евгений Мусатов, Ни колай Кравченко и другие. Елец всегда славился театраль- атральные студии пользуются большой популярностью среди на ших студентов. Четыре года на зад у нас появился театр эстрад ных миниатюр «Элефант», в репер туаре его - спектакли «Свадьба» по пьесе Зощенко и «Прощание в июне» по пьесе Вампилова, постав ленный совместно с городским на родным театром профессиональ ным актером Владимиром Зуевым. «Элефант» не раз становился дип ломантом областных и региональ ных фестивалей студенческого ■творчества. Радуют первые шаги и другого театрального коллекти ва, где режиссер Надежда Каза- заева помогла своим воспитанни кам громко заявить о себе спек таклем «Оглянись в любви своей». Студенты охотно занимаются и в фольклорном ансамбле Галины Плахушкиной. Несмотря на свою молодость, он стал лауреатом мос ковского фестиваля «Фестос-99». Мы стараемся сохранять тради ции декоративно-прикладного ис кусства —- лоскутного шитья, вы шивания, кружевоялетения. Придет время, и всеми этими знаниями, навыками наши вы- РОМАНСБУНИНЫМ корр еспонд ент М еж д ун а ро дн о й с л а в я н с к о й а к ад е - § м и и , з а в е д ую щ а я каф е д р ой историко-культурного I н а с л е д и я , ни тридцать лет н а з а д , ко гда Гал я Кли - % м ова , студентка-отличница, защ ищ ала с в ою альма - матер от попыток чи новников закрыть ст арейш ее у ч ебн о е з а в е д е н и е . Климова ж и л а и живет б е з о г л я д к и на п е р е с у д ы , н еп о н им ан и е . Она в с е г д а б е з страховки б р о с а л а сь в д р а к у , е с л и кто-то п о с я га л ' на интересы е е института. Она — о ди н и з с ам ы х н а д еж ны х е г о хранителей. И одно вр ем енно — возмучи- тель спокойствия . Кого-то Клим ова восхищает , кого- то раздражает . Причем восхищает и раздражает о д ними и теми ж е качествами, привы чками , поступка- ; м и , с компьютерной м ощ ью работающим интеллек том и полным п р ен еб р еж ен и ем к н а р я д ам . . . В п ро ч ем , на п е р е с у д ы Галина Павловна и бровью . не ведет : стоит л и тратить вр ем я на м ел очи , е с л и у ' н е е каж дый час ра с п и с а н по минутам? Но о странностях и «чудачествах» а кадем ика д а ж е > оппоненты забывают , е д в а она появляется на три б ун е . Каж до е выступление учено го К лим овой ~ в с е г д а откровение. Открытие... пускники будут делиться уже со своими питомцами. А среди них, к сожалению, окажутся и не слиш ком благополучные. Поэтому мы большое значение иридаем отделе нию антинаркотичеекого воспита ния. Там тон задает доцент Ната лия Гринченко. Благодаря ей в ин ституте подготовлены уникальные программы и методические разра ботки, вызывающие интерес на межвузовских и региональных на учно-практических конференциях. Последняя — «X X I век без нарко тиков» — прошла у нас как раз на Тесно сотрудничает факультет с Центром социальной помощи ма лообеспеченным семьям. Студен ты отделения инструкторов семей ного отдыха устраивают для ребят новогодние утренники, пасхаль- праздников получают игрушки, сделанные на отделении лоскутно го шитья. Лепке и гончарному делу учит студентов скульптор, лауреат пре мии имени Бунина доцент Нико лай Краченко.Нико.чай Алексан дрович не просто раскрывает сек реты работы с глиной. Он помога ет ребятам почувствовать красоту формы... Постоянный творческий поиск, чутье на таланты присущи всем 38 преподавателям факу.чьтета. КАКШКОАЛОаАЛАСЬБЕЗ КЛИМОВОЙ «Красный» диплом ЕГПИ - но помог ее обладательнице найти работу учителя. При- I шлось поступить в дальнюю ^ библиотеку в Аргамаченской слободе, где, кудивлению вы пускницы, оказался огромный ш книжный фонд. Она букваль- - '' но зарылась в нем, продол- жая свое образование. Впро- 8 чем, стремительный рывок в 8 науку и для нее самой был I все-таки неожиданным. Она ' поступила в московскую ас- 8 пирантуру, в срок защитила 8 кандидагскуюдиссертацию, а ' вернувшись в ЕГПИ, получи- 4 ла звание доцента и предло- жение возглавить одну из кафедр. Казалось бы, цель ' достиг нуга. Иные к этому идут I всю жизнь, а тут.., щ Климова продолжала I учит ься и скоро вновь разлу- I чилась с домашними, уехав в I Ленинград. Там ее не ждала I легкая жизнь. Тем более на I мизерную зарплату кандида- | л а филологических наук. Но,, ;|,э 10 :ее мешугалои^С скромным., щ запросам она привыкла с дет- ства: мать одна растила двух 8 дочерей и сумела-таки обе- ; им дать высшее образова- Климова первой в стране А взялась за исследование 8 творчества Бунина и Пришви - '8 на в контексте христианской куггьтуры. На защите диссер- А тации в Москве сумела пре- одолеть предубеждение зако си ренелых коллег-атеистов. .Д' Она была одной из пер- 7 вых выпускниц ЕГПИ, полу- чивших звание доктора. 'У ПТИЦЫ ЕаьГНЕЗДО.. т Середина восьмидесятых ^ стала поворотной в ее судь- гЦ бе. Она уже давно занима- Щ лась изучением творчества ^ Бунина И вог произошла ее -- встреча с братьями Сафоно- щ выми, приехавшими к ней с идеей восстановить родовую 'Д усадьбу Ьун 1 »ча в Озерках, А 8' вскоре Евгений ! ригорьевич ' Сафонов стал мужем Климо- вой. С тех пор служение па- Щ мяти великого писателя они Они мечтали о музее Бу- нина в Озерках и неустанно Щ трудились во имя этого. Здесь работала студенческая экспедиция ЕГПИ, собира- '' лись материалы, на которых -/ потом выросло не одно поко- 8 ление нынешних елецких пе- дагогов Но без помощи щ властей Озерки не поднять, а о них в «верхах» вспомина- щ ли лишь в канун юбилеев пи- , сагеля... #1 Почему Климова так бьет- Щ ся за усадьбу? На этот во- Д прос она ответила в своей ф работе «Озерки — духовная щ родина Бунина». ф — Здесь начал формиро- ваться ею взгляд на мир, — ; говорит она, — его филосо- ' фия, язык, построение речи. ' Отсюда Бунин взял главное —отношение к миру, способ- Д ность изображать его. Здесь Д' у него был свой дом, которо- , ' го больше никогда и нигде не было в его жизни .. , Этот дом и пытаются под нять энтузиасты-одиночки, ", сначала добившись, чтобы й проложили дорогу в Озерки, '8 отстояв школу и магазин, ко- ' торые там \ розились закрыть. I Небольшая горстка людей . валит лес, возит бревна, ути- рает пот со лба, вызывая ух мылку у иных из местных жи- телей, вероятно, никогда не , читавших выстраданные бу- ' пинские строки. «У птицы есть С Климовой спорят: «За- ' чем Озерки'^ Там же ничего бунинского не осталось». Она доказывает, что остался бу нинский фундамент — под- линник восемнадцатого века, на который уже положен ка мень девятнадцатого столе- ,,тия, привезенный из Ельца. А сверху лягут дубовые брев- на. И усадьба в Озерках со- 8®; единит три века. Ш Работа в усадьбе идет „ трудно Но в этой мучитель- ф ной и порой драматической борьбе поддерживающим на- >; чалом всегда оставаттсч и,|- ститут. \ ГДЕЭТАУЛИЦА,ГДЕ)Т0Т ДОМ?. Краеведением, и особен но литературным, ЕПП1 зт- нимает ся с шест идесятых Iо- - дов, а потому открытие ка- . федры историко-культурного 8- наследия — к слову, един- ственной в России, — стало логическим завери 10 || 11 с-м мно.голетних исследований, у Щ истоков которых стояли Со- фья Краснова, Светлана Си- онова. а позже и Галина Кли- мова. После защиты доктор- ской диссертации она возгла- . вила эту кафедру Свою задачу ученые ви- дят в том, чтобы восстано- вить то, чго существовало в акаудемическом ттитертттур*юм краеведении: изучение связи . героя и автора. В эт. 1 м т.т ключается уникальность и новой кафедры, и ее иссле- дований. Главное—поиск ио- р; тины. До. нее и докагт^^ 1 ^еIЧ! I вб^свою ЖИЗнь 1^ИМОба. :?:.1 Ее работы привлекают . ученых не только в России, но ф и за рубежом. Одна из них «Елец и Елецкий уезд в твор- чесгве Бунина» издана во 8 Франции. До Галины Павлов- ч; ны о жизни Бунина в О т 1 -|Тк-тх никто не писал, чем есобен- ио и ценен ее труд. ?'!: До ЕГПИ также ттикто не . изучал и бунинские места в « Ельце, хотя во мио! их произ- К ведениях ттисатепя этот город узнаваем - по упоминаемым поворотам улиц, описаниям ' домов и другим приметам, дающим елецким уче: ; 1 Мьс - нование утверждать; тюрч!. - тво Бунина неразрывно свя-' зано с родным краем, || Бунин был противником всякой неправды. А поточу для восстановления истины Й Климова никогда не жалеет сил и времени. Когда в ЕГПИ % возникла мысль открыть в ;8, Ельце музей Бунина, причем || не краеведческий, а инстигуг- о] ский, по Iому чгтд сбором материалов вместе с нро- подаватед'.т.чп 'анцм-..-зсь не ^ одно поколени-з сту;,онтов, она, забросив домашние за- • боты, вся ушла в работу. Ее второй дочери тогда было всего два месяца... ■§ Естественно, никто не й принуждал Галину Павловну искать дом, где в гимнази- й ческие годы жил Бунин. Она Г| сама не могла остаться в стороне, потому что это было ^ частью ее жизни. Вдоль и поперек исходила она быв- шую Рождественскую улицу, заходя в каждый дом. Пере- лопатила массу; архивных материалов, вела переписку. ? И судьба вознаградила ее / открытием: на стене дома, под ■ штукатуркой, обнаружились - мелом написанные инициалы Однако ей все равно не V хотели верить. Галина Пав ловна пережила волну нала- док критики. Но не сдавалась. ' И музей был открыт. : ФРАНЦИЯ, РОСИЯ, ЕЛЕЦ, ОЗЕРКИ.. в 1995-м году Климова участвовала в международной : конференции в Париже и Грассе, выступила с докла- ; дом. Созданное во Франции Общество друзей Бунина, чле ном которого является и Га- ' лина Павловна, с интересом следит за работой елецких ученых и сотрудничает с ними. Французы уже триады быва ли в Ельце, а когда впервые увидели Озерки, поразились им гораздо больше, чем наши соотечесгвенники. Гостям понравилось нами- ? нание с восстановлением : усадьбы. Они решили помочь. Но не через абстрактное для . них РКЦ, а через созданную ' по их предложению ассоциа- - цию«Дом Бунина-Арсеньева», которую учредил ЕГПИ и воз- главила Галина Климова. « Дом Бунина-Арсеньева станет памятником великому писателю. Она вериг в это. • Поверим ей и мы...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz