Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

З А Г А Д О Ч Н А Я Э К О Н О М И К А ПАТРИОТАМЛОЖИТЬСЯ НАРЕЛЬСЫНЕРЕКОМЕНДУЕТСЯ ЗА КУП КА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ЯПОНИИ И КАНАДЕ - ЕЩЕ ОДИН РЕБУС РОССИЙСКОГО РЫНКА. ЗАХОЧЕТ ЛИ ЕГО РАЗГАДАТЬ НОВЫЙ ХОЗЯИН КРЕМЛЯ? Железная^ дорога едва не ковской и Октябрьской желез- стола плахой для многих рос- ных дорогах, разговор отдель- сийских политиков. Обещал . Только за один год т^бург, обновки, лечь на рельсы Борис Ельцин, дистанции Москва - Санкт-Пе- Председатель Центробанка Ге­ ращенко собирался оставить на __________ _____ _______ рельсах обе свои руки в случае остродефектных рельсов. Кро- обвального падения курса руб- ме того, на питерской и кали- ля, кемеровский губернатор нинской дистанциях зафикси- Амон Тулеев - закрыть собою рованы случаи излома япон- рельсы на родном Кузнецком ских рельсов под поездами, металлургическом комбинате. Пока Бог миловал. Но что же Однако все трое, в отличие от это за опасный импортный то- Анны Корениной, живы-здоро- вар закупили по баснословной вы. и дело, сдается, не в отсут- цене наши железнодорожни- ствии у именитых персон поли- ки? тической воли. Просто рельсов Проверка комиссии Счет- настоящему государственнику, становлением Госдумы, выяви- с каждым годом остается все ла в «рельсовом деле» такие меньше! факты, по которым в любой С января 1997 года по на- другой стране давно было бы стоящее время МПС закупило заведено с десяток громких в Японии и Канаде железнодо- уголовных дел. Но у России рожных рельсов на общую другая плацкарта. После того сумму более 140 миллионов как материалы проверки были долларов! Чтобы оказать та- переданы в Генпрокуратуру, кую значимую поддержку япон- зам. генерального прокурора ским и канадским товаропро- В. Давыдов ответил коротко и изводителям, железнодорожно- емко: «Г1о результатам провер- му ведомству России пришлось ки фактов Генеральной проку- даже залезть в долги. К приме- ратурой вынесено постанов- ру, с люксембургской компани- ление об отказе в возбуждении «Нпапсе Тгаз! Но1с1!пд 5.А.» уголовного дела за отсутстви- Главный железнодорожник страны предпочитает импортные рельсы? стке протяженностью в 300 еще в 1996 году был оформлен ем состава преступления, договор кредита на 500 милли- вице- онов долларов США под 20 РФ процентов годовых. Условия под более чем жесткие: ставка годовых кредитов ропе составляла всего - новее- России кредитно-финансовая во время встреч' рожников А.Васильевв - за закупке японских рельсов было 427,5 тысячи долларов, совет- принято еще и из-за того, что ■■■ 1 ку министра П. Чичагову - за отечественные металлургиче- лищним километров, - товар ле­ вый, а потому с высоким про- ..... , ......... .............................., _ центом брака. Ведь на закупки 477 тысяч долларов. Но всех ские комбинаты подняли цены импортных рельсов не было ни переплюнул первый замминист- на свою продукцию. Метал- _______ -- ______ ____ разрешения^ Российской межве- ра путей •сообщения В.Кова- пурги, в свою очередь, сетуют защиту обиженное аудите- домственной рельсовой комис- лев: этот чиновник улучшил на дефицит сырья. И не ^ )екомендаций Коллегии свои жилищные.условия приоб- нований: входящее в структуру МПС госпредприятие «Рос---- МПС. вопрос рещался устно, ретением квартирки ценой нием Указа го 6 процентов, а государст- политика направлена на обес- путей сообщения В.Семенова венные внешние заимствова- печение дальнейшего развития ' ния привлекались под 11 про- железнодорожного транспор- центов годовых. , Немудрено, та, оказывающего значитель- что МПС до сих пор не рас- ное положительное воздёйст- платилось по своим рельсовым вие на состояние экономики долгам, а также заимствовани- страны в целом...» ям на закупку импортной путе- . Что это за «грамотная поли­ вой техники. И это в то время, тика»? Кое-что видно из мате- как мощности крупнейших риалов проверки, которые пре- российских производителей доставил редакции аудитор рельсов - Кузнецкого и Нижне- Счетной палаты Михаил Бес- тагильского металлургических хмельницын. Закупленные МПС комбинатов - загружены мень- рельсы типа Р-65 японского и ше чем на одну треть. Губер- канадского производства перед натор Кемеровской области сдачей в эксплуатацию не про- назвал такую политику МПС ходили полигонных испытаний «финансово-рельсовой войной на экспериментальном кольце с металлургами». Ситуацией ВНИИЖТа. Уложить в пути обеспокоилось и руководство рельсы без таких испытаний - России. На предновогодней все равно' что выпустить с кон- коллегии в желрзнодорожйом^ бейера автомобиль без провер- ведомстве? ПутШ'в^уг ^ом -™ки тормозов %гика 1аве%ная НИЛ про рельсЬг. ‘ импортное'- зТгачи^ нШеж- - Закупаем в Японии со ное. Но оказалось, что рельсы ссылкой на качество. А специ- у японцев слабоваты, рассчи- алисты говорят, что у нас каче- тонные на другие нагрузки, ство не хуже... Впрочем, возможно, что О качестве японских рель- рельсы, закупленные в Японии сов, по которым нынче, бегают и уложенные на дистанции Мо- подвижные . составы на Мос- сква - Санкт-Петербург на уча- министра 600 тысяч долларов! дорснаб», которое специали Пока руководство железно- зируется на сборе и, поставках с представителями японских дорожного ведомства тратило рельсового металлолома, в фирм «Мицуи» и «Сумимото». доллары на приобретение им- ----- ^ ^ - Сделка заключалась без портных рельсов, закупки та- проведения предварительного кой же продукции отечествен- тендера, что является наруше- ных производителей сократи- оценкам экспертов, наши рель- следние годы, будто по коман де, переключилось на внешне­ торговую деятельность. Только в 1998 году за границу ушло более 50 тысяч тонн рельсово- металлолома. Впечатление уступают зарубеж- такое, словно железнодорож- . японские рельсы обошлись МПС почти по 900 долларов за тонну. С учетом же кабаль­ ных условий валютного креди- ............ та - еще дороже. Удивительное бината ( совпадение: РФ Александр Довгялло. К тому же сделка осущест- Кузнецком металлургическом раздать японскую сделку, влялась не напрямую, а через комбинате, к примеру, разра- Однако металлургические посреднические фирмьь В ито- ботали рельсы нового поколе- комбинаты вышли из положе- для скоростных магистра- ния: уже заключены и действу- Правда, для их томыш-. ют договоры на экспортные по- ленного выпуска необходима ставки отечественных рельсов частичная реконструкция ком- в некоторые страны Европы и с заменой мартенов- даже в Латинскую 7\мерику. время как ского способа производства Короче, пока японцы везут железнодорожное ведомство, стали ■на элеюроплфильный. морским путем свои "рельсы в а Заодно и госказна неСли Уа- Спе^л'Ж :т 1 ^зейбда Лдсчита- дарт Санкт ГГетербур!^ наШЬ кие убытки, участники сделки лЧ "4то "1-айя'-р!ексЖ:трукция Родина тожегДни и йоч^ м # - из числа чиновников МПС за- обойдется в 50 миллионов дол- теновских печей не' смыкает жили припеваючи. Для замести- ларов. Это втрое меньше, чем очей: выполняется заказ на теля министра путей сообще- потратило МПС на закупку производство рельсов для же- ния В. Семенова была приоб- рельсов в Японии! лезных дорог Бразилии. Таков ретена новая квартира за 340 Руководители МПС, начиная он, российский рынок! тысяч долларов, для председа- с министра 'Николая Аксенен- Дмитоий СЕВРЮКОВ теля профсоюза железнодо- ко, утверждают, что решение о ** рин ПРИМЕТА ВРЕМЕНИ животная СТАТИСТИКА ПРОСТО УБИВАЕТ Представьте на минуту: небольшой, пока еще рос­ сийский, город Калининград, роддом N° 4, один йень ранней весны. Шесть мам благополучно родили здесь в этот день - и пять из них бросили своих малышей в больнице. Отказницы... Пять из шести! Говорят, роддом такой, сюда попадают не са ­ мые благополучные мамаши. Но вы это ребятишкам объ­ ясните... Всего за год по области от детей отказались около 100 рожениц. Но все идет к тому, что эта горькая норма в нынешнем году будет пере­ крыта. В том же роддоме № 4 с начала 2000 года бросили своих детей 16 же 1 щин. С опережением граф| ка плодятся сироты. Причин много, но за вс< ми - одно: нищета. Не бед ность, а именно нищета, бе зысходная и беспросветная. Так, одна «кукушка», при­ бывшая из села, рассказала мне обычную историю: без­ работная, мужа нет, на аборт денег не было. И на дорогу, кстати, тоже. И если бы не «скорая помощь», до­ тащившая ее до роддома... Аборт - от 170 рублей до 250, для них, не видевших де­ нег полтора года, сумма не­ сусветная. В основном жен­ щины, которые отказываются от своих детей, - молодые и незамужние. Иногда просто сбегают на следующий же день, иногда дотошно и юри­ дически грамотно оформля­ ют отказ. Почти все момаши, решившиеся своих малышей сделать сиротами, отказыва­ ются взять ребенка на руки и хотя бы раз покормить гру­ дью. Очень редко, но в практике бывали случаи, когда за детьми все-таки возвращались: в этом роддо­ ме помнят двух мам-студен- ток. Было несколько случаев, когда приходили повзрослев­ шие «отказницы» уже слиш­ ком поздно - желая найти документы, узнать хотя бы имя своего малыша... Из роддома брашенных малышей переводят в дет­ скую больницу, затем - в дом ребенка, детский дом, интер­ нат. Обычная сиротская судь­ ба. А рядам - «общеевропей­ ский дом», сытый, богатый, в который мы то и дело ломим­ ся с протянутой рукой... За 1999 год 183 калинин­ градских ребенка были, усыт навлены:-92»'- в США , 22 в;, Германию, 8 - в Данию... Один из немногих россий­ ских экспортных товаров, то же сырье - как нефть, газ, лес. А мы все о кредитах, за- ш»; М Е С Т О С О Б Ы Т И Я САНКТ-ПШРБУРП РОДИЛСЯ новы й «КИРОВЕЦ» Петербургский тракторный завод - дочернее предприятие Кировского завода - приступил к серийному производству тра­ кторов нового поколения - К- 744 «Россия». Новый трактор имеет каркас безопасности, комфортную кабину с кондици­ онером, удобное, легкое упра­ вление и широкие панорамные стекла. Первые четыре К-744Р отправились в Сибирь. Людмила ПОПОВА. томею НАЖМЕМ НА ГАЗ По инициативе ОАО «Газ­ пром» Томск должен стать пер­ вым в Сибири городом, где ос­ новная масса транспорта бу­ дет работать на газе. Преиму­ щества очевидны: 6-кратное (!) удешевление топлива - лучший способ агитации для любого автовладельца. Развивать же сеть газовых автозаправок в Томске намерены совместно «Востокгазпром», «Томсктранс- газ» и московское ЗАО «Авто- система». Виктор ЛОЙША. РОСТОВН-А-ДОНУ: ЗАРПЛАТА В ТЮБИКАХ Донские учителя подсчита- ли, что их месячный оклад ра­ вен стоимости 30 тюбиков им­ портной зубной пасты. Объяв­ ленное властями повышение зарплаты бюджетникам на 20 процентов позволит педаго­ гам покупать ежемесячно еще пять тюбиков. Хачик ХУТЛУБЯН. ПЕРВОУРАЛЬСК: ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА Мэр города Первоуральска (Свердловская область) Миха­ ил Ананьев принял решение: работники местных заводов в течение всего марта будут сдавать кровь для раненных в Чечне солдат и офицеров. По постановлению главы города ежедневно сдают кровь от 50 до 70 человек по специально­ му графику. А в конце марта рабочие всех предприятий примут участие в общегород- Геннадий НИКОЛАЕВ. ЖЕЛЕЗНОГОРСК: в НЕБЕСАХ МЫ ЛЕТАЕМ ОДНИХ в знаменитом детище Коро­ лева - НПО «Прикладная ме­ ханика» собран первый рос­ сийско-европейский телекомму­ никационный спутник «Сесат». В скором времени он будет за­ пущен на геостационарную ор­ биту с космодрома Байконур. На его изготовление ушло поч­ ти 4 года кропотливой работы не только сибиряков и десятков российских предприятий-омеж­ ников, но и зарубежных парт­ неров - в частности француз­ ской фирмы «Алкатель». Виталий ПЫРХ. ИВАНОВО: спи с п о к о й н о , ДОРОГОЙ ТОВАРИЩ Необычную форму стимули­ рования налогоплательщиков применили в Ивановском обла­ стном управлении налоговой службы. В начале 2000 года здесь объявили конкурс на зва­ ние «законопослушного пред­ принимателя». Названные побе­ дители теперь могут спать спо­ койно: их на целый год освобо­ дили от налоговых проверок. Николай ЧУЛИХИН. КОСТРОМА: СЫРКУ НЕ ЖЕЛАЕТЕ? разрухи восстановлен сыроде- лательный завод. Закуплено и установлено, новое технологи­ ческое оборудование. Специа­ листы прошли обучение в древ­ нем Угличе, славящемся своими мастерами. Уже сегодня сель­ ский сырозавод перерабатыва­ ет до 5 тонн молока в сутки, Николай ИВАНОВ. конкурс: I|N^1П['I'IIN!I Валентина ФИСТАШКИНА. КАЛИНИНГРАД. ■ ш к о л а ЖИЗНИ ■ I Первый заместитель премьера, известный перего-| ворщик и реструктуризатор российских долгов Ми- I хоил^-Косьянов продемонстрировал такое же упорст-| а во в достижение цеаи: „ ... ,. " " «Я только с третьего роза нашел ту школу, где’ Л должен был голосовать». | 1 Р.5, Интересно, Михал Михалыч, а с какого разаЩ вы нашли квадратик в бюллетене, где нужно поста-1 I вить галочку? ■ Г О Б З О Р РЫ НКА МУСКУЛЫ НА ЭКСПОРТ РОССИЙСКИЙ ВПК НАМЕРЕН В 2000 ГОДУ ДОБИТЬСЯ РЕКОРДА ПО ПРОДАЖЕ ОРУЖИЯ Отечественный ВПК, получив . В Индии во время испыта- поддержку властей, больше не тельных стрельб с участием но- намерен мириться с ролью ста- вых танков Т-90 5 две трети ра- тиста и начинает стремительно кет не попали в цели. Индия вытеснять с «теплых мест» своих приостановила переговоры о западных конкурентов. В 2000 покупке 30 танков Т-90 5 и ли- году Россия рассчитывает экс- цензий но производство, портировоть оружия но сумму За последние 15 лет произ- свыше 4 млрд. долл. - рекорд- водитель боевых самолетов - ная цифра со времени распада корпорация «МиГ» - не проде- СССР. монстрировал на публике ни За 1999 г. объем продаж одной полностью новой модели, оружия составил 3,5 млрд. Единственная надежда самолет долл. В предыдущем году эта Су-37 (КБ «Сухой»), получивший цифра ровнялось лишь 2,5 название «Беркут», все еще не млрд. долл. Россия не только ус- прошел испытания, и до его зо- тоновило почти полный КОНТ- ®серию еще далеко, роль над рынками Китая и Ин- Московское овиационно- дии, которые входят в число де- производственное объединение сяти крупнейших импортеров ^АПО , выпускающее МиГи, миро, но и проникла но трудно- ^Ризнает существующие труд- доступные рынки таких стран, ности. Почти полное отсутствие с Бразилия и Колумбия, Ку­ вейт и Малайзия. Она присутст­ вует даже в ряде стран - членов НАТО, таких, как Турция и Гре- государственных заказов поста­ вило предприятие перед карди­ нальным выбором: либо сокра­ тить число специалистов на 13 тыс. человек, либо перевести мощности на промышленные . ^ „ В конце 80-х годов но долю скольких десятков истребителей СССР приходилось две пятых Су-30 МК, поставка тому же мирового производства воен- Китаю эскадренных минонос- ных самолетов и четверть всех цев, а Индии - фрегатов. Порт- гражданских самолетов, о фель заказов «Росвооружения» именно 250-300 машин в год. В превышает 10 млрд, долларов. 1998 г. было произведено лишь Тем не менее реоргонизо- с десяток гражданских сомоле- ция, объявленная в начале 90-х тов. годов, ток и не осуществлена, в Кок говорит директор завода частности в области самолете- «Сухой» Михаил Погосян, кон- строения. Испортили общую солидоция вокруг нескольких ве- картину и авиакатастрофы, дущих предприятий должна быть произошедшие за последний ускорена, они должны найти се- год. В начале 1999 г. разбился бе зарубежный инвесторов, только что купленный Эфиопией Правда, есть и опасность самолет Су-27. Пять месяцев того, что наши лучшие техноло- спустя на салоне в Ле-Бурже гии благополучно перекочуют разбился также новый самолет на Запад. Вот и думают теперь Су-30 МК. Это серьезные не- ®ВПК, что делать: то ли деньги приятности для авиационно- получить, накормить рабочих и промышленной корпорации отдаться в руки конкурентов, то «Сухой», но долю которой при- Т 1 И все-токи подняться из руин холится половина всего экспор- своими силами, та вооружений. Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ. П Р О В Е Р Е Н О Н А С Е Б Е МАЛО ДЕНЕГ И МНОГО МАТЕМАТИКИ РОССИЙСКИЕ ПЕНСИОНЕРЫ ЗАБЛУДИЛИСЬ В КОЭФФИЦИЕНТАХ . ДАЖЕ НАШ УМУДРЕННЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ ЗАПУТАЛСЯ В РАСЧЕТАХ Дети учатся, взрослые ра­ ботают, старики отдыхают. Простая правда жизни. Но на сомом деле все куда сложнее. Вот, например, приходит человеку пора оформлять пен­ сию по возрасту. Трудом пра­ ведным у нос не наживешь по­ лот каменных. Однако, отпра­ вляясь в собес, я надеялся все же получить «по труду». Кок никак всю жизнь отработал без перерыва на обед - могу гордо нести голову. Однако и труженики, и явные тунеядцы сидят вдоль собесовских сте­ нок с понурой головой. Будто пришли они сюда не оформ­ лять заслуженную пенсию, о просить милостыню. Что- и под­ твердила зам. начальника районного управления соци­ альной защиты Елена Котенко. - Пенсия действительно очень мало зависит от стажа и заработка. Если бы вы, поло­ жим, вообще не работали и вам было бы не 60, а 65 лет, то вы могли бы рассчитывать на социальную пенсию 410 рублей. Но несмотря но то, что у вас 43 года стажа и зар­ плата выше среднестатистиче­ ской, ваша трудовая пенсия ненамного больше. Если под­ твердите трудовой книжкой и справками!все годы работы, мы вам' начислим 500 руб- Да, эта уравниловка людей и обескураживает: работал - не работал - с городскими до­ платами все те же 700 рублей. По данным Госкомстата за 1999 год, средний размер на­ значенных месячных пенсий по стране - 448,7 рубля. Это при прожиточном минимуме - 908 рублей. .Рспоминоя о том, что при соцАолизме но обычную пенсию в 120 рублей они мог- " не только есть, но и откла­ дывать но санаторную путев­ ку, старожилы с молоткостым и серпостым паспортом чувст­ вуют себя неполноценными гражданами. В чем я особенно убедился в разговоре с Лен­ нартом Дольгреном, генераль­ ным директором шведской компании «ИКЕА-Россия», только что открывшей в Под­ московье свой магазин. Если Леннарт, как и принято в Швеции, выйдет на пенсию в 65 лет (сейчас ему 57 лет, и выглядит кок огурец), то он бу­ дет получать 60-65 процентов от среднемесячной зарплаты по стране, составляющей 2.500 долларов. Кроме того, действует система личного на­ копления, когда работник доб­ ровольно отчисляет часть зар­ платы в Пенсионный „фонд. Прибавьте сюда проценты по банковскому вкладу, дивиден­ ды от акций компании. Поэто­ му, несмотря но то, что, по словом г-на Дольгрено, в Стокгольме, кок и в Москве, все дорого, он но пенсии, как и другие его сограждане, бед­ ным не будет. Но кивать в пенсионных де­ лах на «датчан и прочих шве­ дов», считает председатель Комитета по труду, социаль­ ной политике и делам ветера­ нов Го^дарственной Думы Ва­ лерий Сайкин, не корректно. - Ну вы сравнили! В Швеции же здоровая экономика. У нос за 10 лет экономика развале­ на. Бюджет усох до 20 млрд, долларов (это двадцатая часть бюджета СССР). И каждый год две трети из него мы должны отдавать за внешние долги. При такой экономике обеспе­ чить людей в старости нор­ мальной. пенсией, начисляемой в зависимости от стажа и за­ работка, просто невозможно. Попытка уйти от уравнилов­ ки и восстановить социальную справедливость было предпри­ нята Федеральным законом «О порядке исчисления и уве­ личения пенсий», одобренным Советом Федерации еще в 1997 году. Труженика от без­ дельника надлежит отличать с помощью ток называемого ин­ дивидуального коэффициента пенсионера. Но для определе­ ния своего кпд выходящему но пенсию гражданину требуются незаурядные математические способности. ИКП, по закону, ровен проценту пенсии,' пола­ гающейся ему в зависимости от трудового стажа (от 55 до 75 процентов), умноженному НО отношение заработка пен­ сионера к средней зарплате по стране за тот же период. Статьей четвертой упомянуто­ го закона это отношение уста­ новлено в размере 0,7. Когда по этой формуле ин­ дивидуальный коэффициент вы­ числяют службы социальной защиты, то он по максимуму, получается 0,525 (0,75 х 0,7). А сами пенсионеры, ссылаясь на тот же закон, считают, что пенсия должна начисляться по коэффициенту 0,7. Такое раз­ ночтение официального доку­ мента происходит от того, что в четвертой статье закона «О порядке исчисления и увеличе­ ния государственных пенсий» произошла подмена понятий. Соотношение заработка пен­ сионера к среднемесячной зарплате по стране по оплош­ ности авторов закона названо индивидуальным коэффициен- Понятно, когда делить, по сути нечего, появляется много .математики. Можно и запу­ таться. Но из-за этой допущен­ ной законодателями «неувя- зочки» такой разгорелся сыр- бор, что в собесах до сих пор никак не могут угомонить 24 миллиона возмущенных пенси­ онеров, которым пенсия на­ числена, кок они считают, не­ правильно. - Вот, скоро пойду в суд, - Елена Котенко показывает пухлые попки. - Иск подали почти все 20 тысяч пенсионе­ ров нашего района. А по стране таких исков уже сотни тысяч. Люди требуют перерас­ чета. С разночтением четвер­ той статьи закона должен раз­ бираться Верховный суд. Все службы соцзащиты единодуш­ но заявляют, что им по коэф­ фициенту 0,7 платить нечем. Но высшая судебная инстан­ ция что-либо решать на этот счет отказалась. Вот я и думаю: может, и мне повременть пока с офорлллением пенсии, а сразу обратиться в суд и потребо­ вать увеличения своего ИКП? Но боюсь погрязнуть в сутяж­ ничестве. Да и Валерий Сай­ кин удерживает меня от опро-. метчивого шага. По его сло­ вам, если соотношение зар­ плат увеличат с 0,7 до 0,8, как записано в недавно одобрен­ ном правительством проекте закона о внесении изменений в злополучную четвертую ста­ тью, то в среднем но каждого пенсионера выйдет прибав­ ка... 8 рублей 30 копеек. Ток что не стоит мараться. Евгений СПИРИДОНОВ. Р .8 . Сегодня заслуженному корреспонденту «ДВ» Евгению СПИРИДОНОВУ стукнуло 60. И материал для этой статьи он собирал не только по зада­ нию редакции... Наши старики. По усам текло, а в рот не попало... 2 28 МАРТА 2 00 0 ГОДА ЩШ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz