Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
ПОДРОБНОСТИ ПОДЗЕМНЫЙ ПЕРЕХОД: ВРЕМЕННЫЕ ТРУДНОСТИ с 15 мая городской транспорт изменит маршруты Много неудобств доставляет липчанам и гостям города пешеходный переход на против Центрального рынка . Интенсивное автомобильное движение , узкие тротуары, трамвайные пути, на которых иные р а с сеянные граждане периодически создают опасные ситуации. В 200 0 год у городские власти решили разрубить этот гордиев узел и построить по д зем ны й п е р е х о д , который соединит Центральный рынок с остановками город ско го транспорта. Строительные работы у здания «Липецкграхсданпроект» предпо лагается начать 15 мая и завершить при мерно через два м есяца . В с е это врем я , естественно, трамваи, автобусы и троллейбусы в сторону коль ца трубного завода и вокзала ходить че р е з площадь Победы не будут. Главное уп равление городского транспорта разрабо тало новые, временные маршруты. Озна комиться с ними горожане могут заранее. От кольца трубного завода (бывшая оста новка садоводческих маршрутов) в сторону Ли- таврина будут ходить около десяти автобусов с интервалом в 5-6 минут. Маршрут их следова ния — по ул. Циолковского с выездом на улицу Терешковой, по улицам 8 Марта, Горького, Со ветской до площади Революции и обратно. От вокзала в сторону Центрального рынка можно будет добраться и автобусом другого маршрута от троллейбусной остановки «Вокзал» по ул. Терешковой с правым поворотом перед рынком, далее вниз через Лог на ул. Циолков ского до ул. Терешковой и по ней до железно дорожного вокзала. Пассажирам автобусов №N9 2, 6, 12, 35-38, 101, 102 можно не волноваться, они практичес ки не изменят схемы движения. Другие мар шруты пройдут иначе. Автобус N° 105 займется перевозкой людей от Сухой Лубны до железно дорожного вокзала, № 45 — от площади Побе ды до 24-го микрорайона. Автобус садоводов № 48 свой маршрут почти не поменяет, только отправляться он будет от железнодорожного вокзала. Маршрут автобуса № 17-пройдет по ул. Горького, 8 Марта с выездом на ул. Терешко вой и обратно, т.е. в объезд строительства, а автобус N° 47, добравшись от 24 микрорайона до пл. Победы, далее будет следовать по мар шруту «двойка» до 15 стройучастка (Сокол). Троллейбус № 1 начнет курсировать между ЛТЗ и площадью Победы, а кольцевые маршру ты «двойки» и «одиннадцатого» объединятся в один: вокзал — площадь Победы через ул. Вер- мишева. По одному маршруту пойдут и трамваи А и Б. Их путь следования: КТЗ — Гагарина — Ли- таврина — площадь Победы — Неделина — Ли- таврина — КТЗ. А «шестерка», наоборот, будет разделена на два маршрута: Сокол — КТЗ по ул. Гагарина и Сокол — площадь Победы по ул. Плеханова, Первомайской. Появятся два мар шрута и у «девятки»: НЛМК — площадь Победы по Первомайской и НЛМК — КТЗ через Теат ральную по Гагарина. А трамвайный маршрут N° 13 станет короче: от 21 микрорайона до КТЗ и обратно. Одновременно с введением новых маршру тов более интенсивным станет движение тран спорта на маршрутах,старых. Чаще станут под ходить к остановкам автобус N° 22, троллейбус N° 7 и трамваи, следующие от Литаврина до Стана-2000, НЛМК. Конечно, избежать всех неприятных момен тов, связанных с изменением маршрутов го родского транспорта, вряд ли удастся. Но пси хологически настроить себя заранее на пере мены у липчан время есть. Да и немного по терпеть есть ради чего, ведь подземный пере ход у Центрального рынка действительно ну- ГДЕ ЕДИНЕНИЕ... (Окончание. Начало на 1-й стр.) Далее было отмечено, что деятельность ассоциации поможет эффективнее решать во просы ценообразования, лицензирования, ук репления внутриобластного рынка для своей же продукции, централизованного, а значит, более дешевого обеспечения перевозок при строительстве. Отметили руководители и необходимость ванию более объективной статистики в отрас- Разумее^ся, не обойден вопрос и привле чения капиталов в перспективную, но как бы не востребованную сполна отрасль, В том чис ле и «теневых» капиталов. Серьезно обеспокоены строители и тем, что спасительные сейчас объемы «незавер шенки» сокращаются. Год-другой—и этих объ емов не будет. Но нет и новых заделов. Как Проблем множество. И решение их воз можно только при объединении усилий. Таков главный вывод прошедшего совещания, на чем настаивал и выступивший в заключение за меститель главы администрации области Ста нислав Крупнов. Он выразил надежду, что удас тся поднять отрасль и вернуть былую славу липецких строителей. Владимир ПЕТРОВ. Ш И П ЕЦ К А Я • 'Ж г а з е т а шро^^ских ш р ай оинм х БУДУТ В «ПУШКИНСКОМ» свои КОНСЕРВЫ «ДОБРИНСКИЕ ВЕСТИ». В штат сельхоз кооператива «Пушкинский» введены ста ночники, операторы автоклавов, расфасов щики, упаковщики и люди других профес сий, которые напрямую не связаны с ра ботой на полях и фермах хозяйства. Бла годаря приобретенному консервному цеху бывшей птицефабрики трудоустроено 10 специалистов и 45 рабочих. До этого они более года были безработными. Сейчас на предприятии ведется уста новка необходимого оборудования. К по мещению подведен природный газ, пуще на блочная котельная. В ближайшие дни с одной из московских фирм поступят элек трические парогенераторы для обеспече ния основного технологического процесса. — Мы будем выпускать рыбные и мяс ные консервы, — пояснил председатель сельхозкооператива А. Тонких. — Сейчас наряд)^с подготовкой цеха к работе ищем поставщиков. Килька в томате будет изготавливаться из рыбы, доставленной из Астрахани. Реф рижератор в хозяйстве для этих целей есть. Ведутся переговоры с московской фирмой о поставках мяса. Из него на давальчес кой основе будет изготавливаться говяжья тушенка. КУТЮРЬЕ ИЗ ЕЛЬЦА «КРАСНОЕ ЗНАМЯ». В профессиональ но-техническом училище № 30 состоялся ежегодный конкурс молодежи по модели рованию одежды, в котором, кроме ель- чан, приняли участие представители учи лищ Липецкой области. Среди будущих портных первое место заняла ельчанка Анжела Антипина, второе —также у воспитанницы ТУ-30 Татьяны 06- летовой. Приз за третье место "уехал" в училище №28 г. Липецка. Победители профессионального конкур са получают возможность поступить в ЛГПИ. Некоторые из них примут участие в пятом всероссийском конкурсе «Экзерсис», проводимом под патронажем дома моде лей Вячеслава Зайцева по теме «Век ми нувший — век грядущий». ВОТ ТАК УСМАНСКАЯ «ПРИМА»! «НОВАЯ ЖИ ЗНЬ » . Сигареты «Прима» производства ОАО «Усмань-Табак» вошли в число ста лучших товаров России. Об этом свидетельствует Диплом Все российской программы-конкурса «100 луч ших товаров России» при участии Госстан дарта РФ, которым награждено ОАО «Ус- мань-Табак». Усманские сигареты «Прима» вошли в специальный каталог лучших то варов страны. ПЕРВАЯ КНИГА ХЛЕВЕНСКОГО ЖУРНАЛИСТА «ДОНСКИЕ ВЕСТИ». В хлевенской рай онной библиотеке состоялась презентация первой книги редактора местного радио вещания В. Душнева. Виктор Михайлович долгое время работал в «Донских вестях». Читатели газеты еще тогда смогли позна комиться с его публикациями, которые и вошли в сборник под названием «Русь пе чальная». Сборник включает три повести и два рассказа, содержание которых открывает новые, еще не известные детали жизни на ших предков. Автор «Руси печальной» по вествует о временах татаро-монгольского ига на землях Липецкого края, о людях и нравах того времени. ЕЩЕ ОДНИМ МУЗЕЕМ СТАЛО БОЛЬШЕ «ГРЯЗИНСКИЕ ИЗВЕСТИЯ». Музей Вели кой Отечественной войны открылся в Сред- нелукавской школе. В нем собраны инте ресные документы, фотографии и другие материалы, рассказывающие о вкладе в победу над фашистами не только жителей села, но и всех грязинцев. Учитель истории С. Соколиков и его пи томцы из клуба «Росич» проделали огром ную работу и услышали в день открытия музея слова искренней признательности от фронтовиков. «АЛЬБОМ ПАМЯТИ» гВ КРАЮ РОДНОМ». В школах Елецкого района полным ходом идет подготовка к празднованию 55-летия Победы, Все кол лективы принимают участие в оформлении районного «Альбома Памяти», где будут со браны сведения о военно-патриотическом воспитании учащихся, о захоронениях сол дат, а также о ветеранах, живущих и здрав ствующих в наших селах. Вместе с тем в школах проходят встре- представителей разных поколений, про водятся смотры-конкурсы военно-истори ческих музеев, залов боевой славы. Ребя- пишут сочинения «Что я знаю о войне». Лучшие войдут в районную Книгу памяти. Подготовил Юрий КУЛИНИЧ. 21 м ар та 200 0 г . , № 5 7 (21185) РЕДЬКАВПАТОКЕ, кабан на вертеле . При наличии подобного желания «Липецкая газета» в качестве вступительного взноса выделила бы испол кому конгресса бесплатно половину полосы, а затем столько же отдавала еже квартально. Деньги, которые руководство конгресса полу чит от коммерческих публи каций на этих площадях, пойдут на «создание инфра структуры конгресса», «ор ганизацию и проведение ме роприятий и акций». По итогам такого сотруд ничества «Липецкая газета» могла, бы рассчитывать на блага. Например, бесплатно участвовать в мероприятиях прогрЛммы «Отдых по-рус ски» в санатории «Озеро Бе лое», что в Московской об ласти. Досуг включает в себя «банкет, шоу эстрадных ар тистов, кабана на вертеле, рыбу, запеченную на углях, катание на русской тройке и снегоходах». Красочный бук лет санатория прилагался... Объединение сегодня мно гим позволяет выжить, в кон це концов, взаимовыручка — русская традиция. Непохоже только, что у авторов этой идеи есть равноценные пред ложения «по отдаче». Соб ственно говоря, причиной созыва 299 —если бы столь ко собралось, они бы не по местились в зале — журна листов было именно стремле ние расширить ряды конгрес са. Президентские выборы использовались как повод. Во всяком случае, юридические адреса конгресса и газеты «Российский избиратель» идентичны. Осамой газете —издании с бесцветными материалами, начиная от сообщения об «альтернативных выборах президента в рамках выстав ки непечатного политическо го плаката» и кончая рецеп том редьки в патоке, —мож но говорить много. Как и о любой другой, не имеющей своей аудитории. Конференция успешно завершилась, оставив сме шанные чувства. Ответы на простые вопросы, которые я пытался получить, оказа лись несложными. Кто пла тил за аренду зала в одной из дорогих столичных гос тиниц? Надымская фирма, но почему —не знаю. Зачем претенциозное название? Журналисты вроде бы всег да голосовали вне зависи мости от принадлежности к профессии, поэтому тема конференции —лишь завле- каловка... Конечно, это игра. Как было игрой участие четырех кандидатов в президенты в программе «О, счастлив чик!», которую нам показа ли в субботу по ТВ. Не игра лишь сами выборы, хочу быть в этом уверен. Но вы боры пройдут, а «игра с ре гионами» только всерьез начнется. Ее правила опре делит Москва... Виктор ГРИБАЧЕВ. ■ ЭКОЛОГИЯ И МЫ: РЕЗОНАНС- ЕЩЕ№ОЕ«АЙШ 1 АЧН 0 ИБОМБЕ» Статья ПОД заголовком «Аммиачная б о м ба не взорвется?», а также др у ги е м а те р и алы тем атиче ской п оло сы «Экология и мы» в «Липецкой газете» о т 5 ф евраля с. г. не о ставили равнодушными липчан. В п одбор ке, м ы напомним^ речь шла о п рио станов ке азо тно туково го п рои зво дс тва Новоли пецкого металлур гиче ско го комбината . А в торы — сторонники и противники ли к вид ации А ТП — с дос та то чн о й убе д и тел ь но стью о тс таи вали св ою точку зрения, по- разному , д о ди ам е тр ал ьн о противополож ного, оценивали по сл ед ств и я столь с е р ь е зного шага. П о зици я руковод ства НЛМК , и злож енная пре с с-сл уж бой предприятия , однозначна: азо тно туковое прои зво дс тво отжило свой век, и д альнейш ая его эксплу атация чревата сер ь е зны ми п о сл ед с тв и я м и д л я горо да и горожан. Оппоненты — ав тори те тны е экологи, ученые, хо зяй ств ен ники — вы сказали сь в т о м духе , что с п е шить с закры ти ем или перепрофилирова н и ем А ТП не следует , поскольку, во-пер вых, оно с а м о являе тся природоохранным объектом , и, во-вторых, е го про д укция крайне н е обходим а д л я аграрно го сектора области . Ну а что ж е д у м аю т по поводу закры ти я азо тно туково го пр ои з вод ств а чи татели га зе ты — сп е циали сты и не сп еци али с ты ? Как они оцениваю т сложивш ую ся си туацию ? О тветы на э ти вопро сы — в п редл а гаем ой в аш ем у вни м ан ию по дбо р ке откликов, в ко торых, опять же, не т одно знач но го о твета на вопро с «Что д е лать?», но которые, м ы н а д е е м ся, п о м о гу т принять еди н ствен но верное р еш ение по АТП . П о участвовать в д и ск у сс и и на г а зе тн ой п о ло се со гла си л ся и на- Кузнецов, ко торы й лучше, чем кто-либо, латаем , н е су т новую и нф о рм ацию о п ро з н ае т суть проблемы . Он, правда, не стал изводстве , су дьба которого волнуе т тыся- пи сать о тклик в редакцию , а д а л о тветы чи ж и тел ей гор о д а Липецка. И не только на вопро сы корреспондента . Они, м ы по- Липецка. БОРЬБА РАДИ БОРЬБЫ? Контраргументы противников остановки аммиачного производства сводятся в основном к двум тезисам: «остановка АТП оставит сельское хозяйство Липецкой области без ам миачных удобрений» и «окажет зна чительное вредное влияние на эко логию». Какое же из перечисленных выше «зол» покажется наимень шим? Мне думается, что здоровье сотен (а то и тысяч) людей, которые могут серьезно пострадать в резуль тате возможного ЧП, все-таки важ нее, чем хлопоты по переориентации аграрного сектора области на иных поставщиков азотных удобрений. Хотелось бы сказать также о дру гом. Сколько раз через печать и те левидение нас информировали о пре вышении содержания аммиака в воде, воздухе? Сколько раз внуша ли, что от предприятий, допускаю щих утечку вредных веществ, необ ходимо срочно избавляться? Не со считать. Сегодня же авторитетные специалисты заявляют, что АТП, на котором за 30 лет произошло нема ло аварий, в том числе и со смертель ным исходом, — природоохранный объект... Удивление вызывает и то, что о закрытии АТП упоминают как о свершившемся, необратимом фак те. Хотя в действительности ко миссией по экологии горсовета ре шено «приостановить работу про изводства до проведения незави симой технической и экологичес кой экспертизы». Озакрытии, как видим, ни слова. Тревога людей понятна и оправ дана. Насколько опасно азотноту ковое проивводство? В какой сте пени оно изношено? Возможно ли его дальнейшее использование без пагубных последствий для эколо гии и здоровья людей? Было бы правильным предоставить возмож ность ответить на эти вопросы профессионалам, которым поручат проведение независимой эксперти зы. Именно их авторитетное мне ние будет решающим для амми ачного производства. А пока скла дывается впечатление, что неко торых экологов больше интересу ет не истина, а процесс борьбы. Гульнара АЛДЫКЕЕВА, педагог. г. Липецк. НЕ ВСЕГДА МИТИНГОВЩИНА ВО ВРЕД Не могу не откликнуться на пуб ликацию «Аммиачной бомбы...» и других материалов^по поводу азот нотукового производства. Меня, в частности, задело выступление На- гальи Пешковой под заголовком «Хорошо бы без митинговщины обойтись». Высказывая свое отно шение к закрытию АТП, она вспом нила о другом производстве, не со стоявшемся в городе Липецке бла годаря активному противодействию как экологов, так и жителей города Липецка. Оставляя на совести авто ра обидные высказывания в адрес инициаторов и участников движения против строительства завода «Ви кинг-Рапс», хочу сказать, что мы сделали тогда доброе дело. Более того, убежден в этом, поскольку и без того загазованный город был из бавлен от дополнительной экологи ческой нагрузки в виде выбросов в атмосферу и перегрузки очистных сооружений. Тогда «митинговщи на» сыграла свою роль в дости жении поставленной цели. Одна ко, объективности ради, не сле дует забывать и о том, что при рассмотрении проекта областная экологическая экспертиза сдела ла свои замечания но 39 пунктам;: Высказали отрицательное отноше ние к строительству завода «Ви кинг-Рапс» экологическая комис сия горсовета, общественники из клуба «Эколог»... ^ И вот — новая проблема, ко торая опять начинает будоражить Липецк. Лично я согласен с учас тниками дискуссии на газетной полосе в том, что вопрос о закры тии АТП нельзя решать одним днем. Мои единомышленники — экологи-общественники — под держивают позицию комиссии горсовета по экологий. Теперь главное — проведение экологи ческой и технической эксперти зы, чтобы принять единственно верное решение по АТП. Павел ПУШКОВ, эколог-общественник. СИЛЬНОМУ РЕГИОНУ - ЗДОРОВУЮ СРЕДУ ОБИТАНИЯ Охрана здоровья настоящего и будущих поколений от негативно го воздействия факторов окружаю щей среды — приоритетная зада ча и необходимое условие продол жения жизни на земле. И если с этих позиций подойти к рассмотре нию наших региональных экологи ческих проблем, то, право, нельзя не согласиться с профессором Тать яной Пыльневой в том, что «опас ность велика». А поэтому по азот нотуковому производству решение, на наш взгляд, должно быть одно значным: сохранить. Ухудшать эко логическую обстановку в городе ни кому не дано права, да дальше уже и некуда. А Новолипецкий комби нат с его мощным научно-техничес ким потенциалом имеет возможнос ти принять меры по исправлению недоработок в природоохранной политике и направить инженерно- техническую мысль на сохранение азотнотукового производства как объекта природоохранного и произ водственного, крайне необходимо го региону. Исходя при этом не из прямой видимой экономической вы годы, а из невидимых сегодня, но крайне опасных последствий в бу дущем для жителей города. Что касается упоминания «о де лах давно минувших дней» — раз мещении пищевого предприятия «Викинг-Рапс» в городе Липецке, то уместно подумать и о другой про блеме. А какую техногенную на грузку может выдержать Липецк и его округа? Не слишком ли велика эта нагрузка на наш. город от вы бросов металлургических произ водств, строительной индустрии, машиностроительных и химических предприятий? При такой сверхин дустриализации говорить о разме щении каких-либо других произ водств даже с минимальными выбро сами просто недопустимо. Даже строительство завода по переработ ке твердых бытовых отходов, край не необходимого, требует строгой экологической экспертизы, и не только государственной, но и общес твенной. Это обусловлено тем, что его возведение предусматривается в зоне,, прилегающей к жилым, спальным микрорайонам города. Поэтому еще раз, при решении сложных экологических проблем надо действовать по принципу: семь раз отмерь, один раз отрежь. А ЧТОЖЕ РАНЬШЕ МОЛЧАЛИ? Я —житель Липецка, общественник-эколог, мне не безразлично, в какой природной среде я живу и буду жить, как экологическая,обстановка скажет* ся на мне. Азотнотуковое производство выработало свой ресурс еще 20 ле тому назад, оно морально и физически устарело. В настоящее время оно не выгодно для комбината — нерентабельно. Пресс-служба НЛМК уведомляет что «аммиак — не яд, но тоже убивает», хотя раньше об этом умалчивали. Ругсоводство комбината пока только думает о реконструкции и возможное ти использования мощностей АТП для рентабельных производств: производ ства азота, водорода, метанола или хладагента для холодильников. А где было руководство 20 лет назад, когда ресурсы АТП уже были выработаны? И что делать с коксовым газом сейчас, после закрытия АТП? Комиссия по экологии и охране здоровья горсовета решила приостано вить работу АТП до проведения экспертиз. Но на что же будет направлена экспертиза, если нет документации? И сколько времени на эту процедуру потребуется? А между тем опасения Татьяны Пыльневой, высказанные в материале «Опасность велика, но ее нужно предотвратить!», — не пустяк. Решение комиссии по экологии и здоровью не есть решение во благо жителей Липецка, а только в угоду комбинату. Но комиссия — это еще не вся власть. В Липецке есть администрация, есть горсовет депутатов. Я думаю, они тоже должны сказать свое слово по поводу возникшей проблемы. Нина НИМИТА, эколог-общественник. Валент и КУЗНЕЦОВ, начальник коксахииичеекага пранзводш а ОАО «НЛМК»; «НЕ НАДО МНОЖИТЬ ЗАБЛУЖДЕНИЯ» , —Как могло случиться, Валентин Яковлевич, что такой технически сложный и экологически опасный объект, как производство аммиака, оказался в столь плачевном состоянии? —Обратимся к недавне му прошлому. Созданный по решению ЦК КПСС и Совета Министров СССР в 60-х годах комплекс цехов производства минеральных удобрений и этилбензола входил в планы «химизации народного хозяйства». Тог да мало кто думал о послед ствиях этого шага: безопас ность и окупаемость произ водства в расчет не шли Действовал принцип мате риального баланса: есть сырье — будет столько-то продукции. То же произошло и с аммиачным производством на Новолипецком металлур гическом комбинате. Доро гостоящие зарубежная тех нология, оборудование были закуплены и пущены в эк сплуатацию. На то, что за пасные части придется при обретать втридорога за ру бежом, а реновацию (полное обновление производства) проводить уже через 10 лет, после истечения срока эксплуатации, внимания никто не обращал. Государ ство в ту пору не занима лось экономикой, оно зани малось распределением средств в соответствии со своими грандиозными пла нами... В результате день ги для обновления и под держания в нормальном со стоянии сложного и опасно го производства выделя лись по остаточному прин- В любом механизме из нос приводит к аварии. Су ществующее на НЛМК ам миачное производство дважды пережило свой век, и доводить ситуацию до гра ни катастрофы не позволяют сегодня ни законы Российс кой Федерации, ни чувство ответственности руководите лей за обеспечение безопас ности персонала и горожан. —Что представляет собой азотнотуковое производство сегодня? —Фактически такого на комбинате уже не существу ет. В конце 1998 года коксо химическое и азотнотуковое производства объединились в одно, причем последнее со хранилось лишь в виде цеха производства аммиака и цеха ректификации сырого бензо- Как раз в момент объеди нения, при проверке матери альной части, специалисты комбината установили, что технологическое оборудова ние, здания и сооружения цеха производства аммиака значительно изношены. В условиях жесткой целевой эксплуатации дальнейшая их работа может привести к серьезной аварии. По этой причине работа цеха была срочно приостановлена для капитального ремонта, диаг ностики и испытания обору дования. Только после этого можно было принять взве шенное решение о дальней шей судьбе азотнотукового производства. —Насколько обоснованы опасения, что закрытие АТП вызовет резкое увеличение загрязнения атмосферы сер нистыми соединениями? Го ворят, что ситуация усугу бится бездействием установ ки, очищающей коксовый газ от сероводорода... — Для понимания этой проблемы необходимо вновь обратиться к истории. Дей ствительно, около 10 лет на зад установка по очистке кок- лроизошло не желания, а исходя из требо ваний существующей техно логии. Дело в том, что с распа дом СССР структура обеспе чения комбината углем изме нилась. Сейчас вместо угля из Донецкого бассейна с со держанием серы до трех про центов НЛМК использует малосернистые угольные кон центраты из Печорских бас сейнов (до 0,6 процента). Применение иного сырья в итоге дало существенное сни жение сероводорода в коксо вом газе с 15 до 3 грамм на кубический метр. И необ ходимость его очистки отпа ла сама собой, так как техно логии по более глубокой очис тке коксового газа от серово дорода в отечественной ме- тгшлургии просто не сущес твует. В настоящее время специ алистами комбината разрабо таны технические предложе ния по очистке коксового газа от сероводорода до 0,5 про цента, ведется работа по при влечению к сотрудничеству фирм, уже внедривших по добную очистку. Реализация проекта —дело ближайшего будущего. —Но вернемся к главно му. Как же скажется оста новка цеха производства ам миака на экологической об становке? — Для того чтобы отве тить на этот вопрос, следует хотя бы в общем представить технологию производства ам миака. Она вкратце такова. Из общей массы образующе гося на комбинате коксового газа для нужд производства отбирается десятая часть, или 25000 кубических мет ров в час. Затем из него из влекается водород, необходи мый в дальнейшем для син теза аммиака. Все оставшие ся после этого процесса ком поненты газа вновь возвраща ются в газопровод богатого коксового газа и используют ся в металлургическом про изводстве как топливо. Таким образом, даже не специалисту понятно, что рассуждения о резком увели чении вредного воздействия на окружающую среду пос ле остановки азотнотукового производства, мягко говоря, не выдерживают критики. Во-первых, те 10 процентов коксового газа, которые вы свободились в результате приостановки производства аммиака и дополнительно сжигаются теперь на энерге тических установках, не представляют угрозы для со стояния атмосферы, посколь ку концентрации выделяю щегося при его горении сер нистого газа сегодня ниже предельно допустимых норм (ПДК). Во-вторых, прекраще ние разделения коксового газа добавит в его общий объ ем лишь водород, при сгора нии которого, как известно, образуется вода. И, в-треть их, в любом случае исполь зование коксового газа в виде топлива оказывает го раздо меньшую нагрузку на природную среду, чем если бы для этого использовался традиционный мазут. Ни о каком «наращива нии объемов выбросов вред ных веществ в атмосферу» не может быть и речи. Напро тив, остановка производства исключит возможные утечки аммиака при его производст ве и разливе в емкости для транспортировки. Кроме это го, прекратится сброс сточ ных вод в реку Воронеж (в объеме 365 тыс. кубических метров ежегодно), которые имеют в своем составе циани- Нельзя такксе забывать о том, какую опасность представляют собой склады аммиака и аммиачной воды, где в период сезонного за тишья сельскохозяйствен ных работ накапливается значите.льное количество готовой продукции. В нача ле 1999 года, к примеру, на складе хранилось около 1000 тонн 100-процентного аммиака и 60000 тонн 25- процентной аммиачной воды. Учитывая плохое тех ническое состояние оборудо- вания, нетрудно пред положить последствия — для катастрофы достаточно одной серьезной утечки. Интеревью подготовил ?МЕХРЯКОВ. ИЗАКРЫВАТЬ НАДОПОЗАКОН ^ к о в ы м прои звод ст ве п о 7 т ' * « п г ’^^РР^епш предс:^з?ел^Го^,%':1 Р н Т ас 7 а & ^ : ‘^ «^омментари будет краток. Для тог чтобы на Новолипецк% металлургическом ком бинате ввести новое ил, закрыть старое г водство, будь Т
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz