Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
Д О Б Р Ы Е Л И Ц А X X В Е К А НЕПРОСТАЯ СУДЬБА ПЕВИЦЫ ПОМОГЛА ЕЙ ПОНЯТЬ И УДИВИТЕЛЬНО ТОНКО ПЕРЕДАТЬ ДУШУ РУССКОЙ ПЕСНИ Вечера, о которых го не расскажем. Ничего сек ретного, просто это лучшие ве чера нашей жизни. Сказав что- то о них, мы обманем, навер ное, друг друга. Слово растает Только музыка может быть одновременно и деликатной, и точной. Только голос. ...Сходятся синие сумерки. Полные тихими думами. Так почему-то особенно В сумерки хочется счастья... Пока стоит елка в нашем доме, пока крутится старая пластинка, - все хорошо... Рож дественские дни перестают быть календарными, они будут длиться, пока нам слышится го лос с пластинки. Голос хру стальной чистоты и домашнего тепла. Голос Анны Герман. Наверное, такой же конверт от пластинки она успела по держать в руках. На конверте дата; 10 февраля 1981 года. Почти восемнадцать лет про шло, как Анна Герман ушла из жизни, но про ее голос невоз можно сказать «ретро». Он всегда - утренний. Ощущение свежести, сегодняшней радо сти, ожидание долгого, трудно го, но светлого дня и синих су- Ведущий знаменитой радио передачи «Встреча с песней» Виктор Татарский сказал мне, что в его огромной почте ни когда не иссякали письма об Анне Герман. Есть письма от совсем молодых людей -школь ников, студентов... «Русский народ - народ сердца, даже если это сердце озлоблено...», - писал когда-то философ Иван Ильин. Какая-то загадка есть в том, что в семи десятые годы сердечность рус ской песни никто не выразил так, как это удалось польской певице Анне Герман. Ни фальшь, ни официальщина, ни пафос - ничего ложного не пристало к песням Герман. Конечно, ее репертуар не был безупречен, но он был свободен от политической конъюнктуры, пошлости, дурно го вкуса. Л кто мог на эстраде семидесятых годов сравниться с Анной в исполнении русских романсов! В ее песнях всегда поражает бмежное отноше ние к слову, безупречное чув ство русского языка, его полу тонов, мягкости и протяжности. Откуда это у Герман, никогда не жившей в срединной Рос сии? Скупые факты биографии не дадут ответа, его надо ис- в тех событи ях, о которых в до кументах не пи шут, но именно из них ^складывается Предки Анны по отцовской линии были голландцами, по материнской - немцами. В трид цатые годы роди тели Ани оказа лись в среднеази атском городке Ургенче. Здесь в 1936^оду и роди- Много лет спус тя в ее песнях вос креснет солнеч ность первых впе чатлений, образы раннего детства: звон быстрой воды в узких арыках, шелест степного ветра в тополях, смех детей, бегу щих за арбой по густой пыли, мимо слепых, без окон, глиняных домиков... Отца арестова ли, когда Ане было чуть больше года. Он погиб в лаге ре. Накануне вой ны мать вышла за муж второй раз - за поляка Герма на. В 1943 году и он пропал без ве сти. После войны мать решила ис кать Германа на его родине. Она взяла Аню, и они поехали в Польшу, где еще дымились развалины. Оста новились в городе Вроцлаве. О Гер мане там никто ни чего не слышал, но сил на дальней шие странствия уже не было. Мать устроилась поденщицей, полу чила комнату Б коммуналке, Аня пошла в школу. Там от- шылся ее дар к рисованию. Она мечтала поступить в Выс шую школу изящных искусств. Но мать просила выбрать какую-нибудь более практиче скую профессию, и Аня реши ла, что будет поступать на гео логический факультет. Она прекрасно училась в институте, но жили они с мамой очень бедно, приходилось подроба- тывать. Аня пела в эстрадном ансамбле, который мотался с гастролями по небольшим го родкам. Слава пришла к Анне Гер ман после песни «Танцующие Эвридики». Ее стали пригла шать на фестивали и зарубеж ные гастроли. Первая поездка на родину, в Советский Союз. Первая премия на фестивале в Сопоте. Первые гастроли в Америке. Первая большая - - бовь... В 1964 году Анна 1 встре- Збигнево Ту- хольского. Это был спокойный и красивый человек, далекий, к счастью, от эстрадного мира. В 1967- году - выступление в парижском зале «Олимпия», фестиваль Сан-Ремо, премия «Оскар», гастроли в Италии... И вдруг - нелепая автокотаст- рофа. Поврежден позвоноч ник, сломаны обе ноги, не сколько ребер. ГТосле опера ции - долгие месяцы в гипсовом корсете. В это страшное время Анна диктует книгу-дневник «Вернись в Сорренто?». Книгу быстро издали, и она мгновен но разошлась. Огромной поддержкой для Анны были письма из Совет ского Союза. И хотя во время первых гастролей в СССР Ан на пела только по-польски, ее у нас никогда не считали чу жой, заграничной певицей. Рус ские женщины обращались к ней в письмах; «Здравствуй, Александра Пахмутова вло жила в конверт с письмом кла вир «Надеходы». Это была пер вая песня, которую Анна ис полнила после выздоровления Сейчас очевидно, что «Надеж да»—одна из лучших песен, со зданных в двадцатом веке на русском языке. Светит незнакомая звезда, Снова мы оторваныотдома... Снова между нами города. Звездные огни аэродрома... Эти слова и мелодия стали паролем для целого поколения. Тихим гимном. Скольких людей «Надежда» каждый день спаса ла и спасает до сих (кю от то ски, одиночества, ободряет, дарит терпение и мужество. Мне кажется, что все мы оста лись в огромном долгу перед Анной Герман. Жаль, что среди множества премий, учрежден ных в последние годы, нет пре мии имени Анны Герман - за доброту, нравственную силу песни, высокую интеллигент ность исполнения. Впрочем, возникла бы проблема; а кому сейчас можно присудить такую премию? ...В 1973 году Анна вышла замуж за Збышека - Збигнева Тухольского, верно ждавшего ее согласия почти десять лет. В 1975 году у них родился Збы- шек-младший. Вскоре послед ствия автокатастрофы снова напоминают о себе тяжелыми осложнениями. Одна операция следует зо другой. Ей было все го сорок шесть, когда врачи оказались беспомощны. В далеком от Варшавы ма леньком Ургенче, в тесном ма газинчике «Культтовары» кто-то поставил но проигрыватель но вую пластинку; Таютминуты бесценные. Таютнеобыкновенные... Что же тыих теряешь. Может быть, гы не знаешь: В сумерки хочется счастья... Сквозняк качал пыльную за навеску. Дремал старик в тени на ступеньках. В открытых две рях магазинов стояли дети и слушали. Был конец августа. Дмитрий ШЕВАРОВ. Н А Г Р А Д Ы КАПИТАН ОПЯТЬ В СТРОЮ к тому, что фронтовые на грады находят солдат Великой Отечественной войны через десятки лет после Победы, мы уже привыкли. Время тогда бы ло чрезвычайно тяжелое, не все архивы сохранились да и адреса бывших фронтовиков менялись. Но, оказывается, на градные документы могут за стревать «в пути» и в наше время. Недавно, например, ка питану налоговой полиции Ли пецкой области Петру Рыжкову губернатор Олег Королев вру чил медаль «За боевые заслу ги», которой прапорщик в за пасе Рыжков был награжден еще 1 февраля 1989 года за бои в Афганистане. Юрий БАКЛАНОВ. ЛИПЕЦК. ПОЙМИ МЕНЯ, МАМА... Орден Мужества своего на всегда оставшегося 23-летним сына, старшего сержанта мили ции, воронежского автоинспек тора Ивана Юрьево, в канун Нового года, спустя 20 лет по лучила мама, Мария Ивановна. ...Ему поручено было на мо тоцикле сопровождать группу лидеров велогонки в 1979 году. Внезапно на встречнуюполосу шоссе вырулил «Запорожец», за рулем которото, как потом выяснилось, находился пожилой инвалид. Велосипедисты и ма шина стремительно сближа лись, иИван, чтобыпредотвра тить беду, пошел на столкнове ние... Его именем назвали стаг ционарный пост дорожно-пат рульной службы на выезде из Воронежа, с тех пор его памя ти посвящаются традиционные велогонки. Коллеги Юрьева, спортсмены, общественность не раз обращались в МВД с ходатайством о представлении самоотверженното инспектора к награде. Через |0 лет эта просьба была услышана. Анатолий СТАРУХИН. ВОРОНЕЖ. АКЦИИ ЗА КРАСОТУ Оригинальную награду полу чилоза победу на конкурсе кра соты «Мисс Узбекистана-99» ташкентская студентка Комола Гулямова. Ее не стали одмивать ни мехами, ни автомобилями, ни контрактами с модельными атентствами. В качестве приза девушка получила акции мест ной компании «Танга» на пол миллиона сумов. Впрочем, едва ли Камоле удастся реализовать эти бумаги хотя быпо номиналу. Зато как обладательница круп ного пакета она получает право участвовать в управлении ком панией на правах члена Совета директоров. Евгений РОМАНОВ. ТАШКЕНТ. ДЕВУШКИ ВЫСОКОГО ПОЛГА С Т А Т Ь С Т Ю А Р Д Е С С О Й Т А К Ж Е С Л О Ж Н О , К А К И К О С М О Н А В Т О М . Е Щ Е Т Р У Д Н Е Е С Т Ю А Р Д Е С С О Й О С Т А В А Т Ь С Я П Р О Ф Е С С И О Н А А Ы Вкусы у мужчин не меняются. Не давно одна из российских газет про вела опрос сильного поло: представи тельницы кокой профессии самые красивые? Второе место почему-то заняли спортсменки (да, закрутить роман с метательницей диска - об этом можно только мечтать!), на тре тьем - «вешалки» - фотомодели, а на первом традиционно - стюардессы. Кто попадает в «небесные феи»? - Стать бортпроводником воздуш ного судна не легче, чем космонав том, - считает Любовь Судосьева. Любе можно верить на слово. Су досьева летает уже больше 20 лет и достигла в профессии запредельной карьерной высоты. Только двое, она и Анна Сердюк, в ОАО «Аэрофлот - российские междун^одные линии» работают ведущими бортпроводника- ми-наставницами Центра подготовки авиационного персонала. А «настав ляют» Люба и Аня более 3.000 чело век. Именно столько бсютпроводниц и бортпроводников обеспечивают воздушный сервис пассажиров лета ющего в 139 городов 70 государств мира «Аэрофлота». Кандидатом на замещение должно сти бортпроводника может стать гра жданин России в возрасте от 20 до 26 лет, имеющий среднее, среднее спе циальное или высшее образование. Имеющие высшее языковое образо вание принимаются до 28 лет. Прав да, жители Магодана и Урюпинска, увы, шансов не имеют или имеют ма ло; нужны жилплощадь и постоянная прописка в Москве или в ближнем Подмосковье (в радиусе 70 километ ров от аэропорта «Шереметьево»). Особые требования к принимае мым на учебу новичкам предъявляют ся в отношении языковой подготовки. Английским или несколькими «забу горными» языками будущие стюарды и стюардессы должны владеть в объ еме языковых курсов (лучше государ ственных), трех курсов языкового вуза или средней школы с углубленным изучением иностранного языка. Требование быть красивой в ве домственной инструкции к бортпро воднице не предъявляется: вестимо, «на вкус и но цвет товарищей нет». Но кандидатка в «небесные ласточки» (как, впрочем, и кандидат-мужчина) . должна иметь прямую осанку, строй ное телосложение, не иметь дефектов в походке и асимметрии лица. Рост девушки должен составлять 165-177 сантиметров, мужчины - 170-187. Вес должен соответствовать росту по ме дицинским нормам. Не приветствуются шрамы, круп ные родинки и татуировки на лице и открытых участках (так в инструкции) тела. На передних зубах недопустимо наличие металлических коронок, а на руках - отсутствие пальцев. По состоянию здоровья бортпро водник должен соответствовать тре бованиям, установленным в граждан ской авиации. Требования очень же- Еще инструкция обязывает отве чать нескольким «лирическим» поло жениям. Надо обладать хорошими манерами, в общении с людьми спо собствовать созданию теплой и доб рой атмосферы, говорить ясно, про сто и кратко, поддерживать правиль ный эмоциональный тон. Если высоответствуете всем выше изложенным требованиям - удачи вам! Надо только учесть, что ротация кадров бортпроводников в «Аэрофло те» в последние годы практически от сутствует. - Люди не хотят уходить, менять место работы, - говорит Любовь Су досьева. - Работа престижная; денеж ная, да и просто интересная! Обучение профессии бортпровод ника платное. 39-дневные курсы об легчат кошелек соискателя на 7.200 рублей. Но затраты окупятся. Минимальный оклад бмтпровод- ника 3-го класса - 3.300 рублей. К не му плюсуются надбавки за класс ность, налет часов, знание языков, стаж работы. В среднем стюардесса получает 5.500 р^лей. Но и это еще не все. Для летаю щих на международных рейсах борт проводников весомую прибавку к ок ладу составляют суточные. Если на коротких рейсах в Европу особо мно го не заработаешь (смотря, конечно, с чем сравнивать), то за сутки пребы вания в США стюардесса получает 58 долларов. В Японии ежедневно платят 12.000 иен. На так называе мых «эстафетах», когда сменный эки паж порой до недели проводит за границей в ожидании прилета оче редного рейса, суточные набегают неплохие. Здесь еще надо добавить, что «Аэ рофлот» не скупится, и «эстафетные» экипажи за рубежом живут в пяти звездочных отелях, где хорошо кор мят, а представители авиокомпании традиционно (и бесплатно) организу ют для пилотов и бортпроводников культпоходы и экскурсии по местам заграничной славы. Да и одна только возможность без отрыва от производства увидеть весь мир - это ведь тоже немало! - Все хорошо! - говорят бортпро водники-наставницы «Аэрофлота» Любовь Судосьева и Анна Сердюк. - Но на пенсию наши коллеги уходят в 45 лет. Вредная у нос профессия. Медики утверждают, что организм человека, перелетевшего из одного часового пояса в другой, полностью приходит в норму только через 24 ча са. А если в полете приходится пере секать 11 часовых поясов? Есть еще и такие малоприятные ве щи, как проникающая радиация (чем выше летит самолет, тем меньше его экипаж и пассажиры защищены «щи том» земной атмосферы), электромаг нитные излучения, вибрация и т. д. Поэтому и отпуска у стюардесс - «ге неральские», по 45 суток, и питание в полете положено по 1 -му классу, как у У1Р-пассажиров. Впрочем, последним социальным благом стюардессы не пользуются. - Так, овощи-фрукты, сок, - говорит Анна Сердюк. - Не жизнь у бортпро водницы, а сплошная борьба за со хранение фигуры. Изрядно располневшая стюардесса нещадно «дискриминируется». Если сло весные увещевания начальства не по нуждают сесть на диету, «пышку» пере водят на непрестижные и малоденеж ные рейсы. Это действует безотказно. - А знаете, кок трудно выглядеть на все 100 процентов после 48 часов полета? - спрашивает Любовь Су досьева. - Поэтому приходится актив но пользовбться косметикой. И только первоклассной, элитной - это к вопро су, куда уходят у бортпроводницы за граничные суточные. «сухое» I А главным требованием к стюар дессе считается... доброе отношение к людям. Российские пассажиры в по лете йе только посудачат с девчатами о житье-бытье и поплачутся в фирмен ный красный «аэрофлотовский» пид жачок, но и простят, если что будет не так. А вот иностранцы, если что не по нраву будет, те просто в другой раз купят билет на самолет конкури рующей авиакомпании. А любить людей трудно. Но ведь как-то справляются! Каждый год в отделе кадров «Аэ рофлота» плачут очередные девчон ки. Со знанием пяти языков, фигурка ми богинь Среднерусской возвышен ности и жаждой хоть и «вредной», но красивой работы.и жизни. Действительно, когда сердце ждет полета, ему уже не прикажешь. Александр ХОХЛОВ. У М Е Л Ь Ц Ы [- ПОИ,СКРПИКА.. ОКАЗЫВАЕТСЯ, КРАСТЬ ШЕДЕВРЫ СТРАДИВАРИ ИЛИ ГВАРНЕРИ БЕССМЫСЛЕННО Интересно, смог бы Погонини сы Весной этого года у моло дого скрипача Алексея Цыга нова украли скрипку. Воры вытащили ее из багажника ав томобиля. Инструмент был ра ритетным, работы знаменито го мастера Александра Кры лова, того самого, что кон сультировал авторов детекти ва «Визит к Минотавру». В фильме, кстати, тоже в основе сюжета - реальная история ограбления квартиры Давида Ойстраха, у которого похити ли личную скрипку Страдива ри Так вот, сразу после ог рабления Цыганов отправился в Музей музыкальной культу ры имени Глинки к мастеру- реставратору Амирану Ога незову. Амиран Павлович считает ся лучшим экспертом в облас ти скрипичных инструментов. Как только случается кража, сразу обращаются к нему. Не только милиция, но и сами по хитители; Амиран Павлович может дать экспертную оценку скрипки. На этот единствен ный шанс и рассчитывал Але ксей Цыганов. И не ошибся... Пару месяцев назад Ога незову принесли на эксперти зу скрипку работы Крылова. «Я сразу понял; та самая, до статочно было взять ее вруки, - вспоминает Амиран Павло вич. - Да и визитер не очень отпирался, когда я сказал, что инструмент ворованный. Он убежал. А скрипку вернули беспечному хозяину». Амиран Павлович убежден, что похищать раритетные скрипки бессмысленнр. Это же не картина, ее но стену не повесишь. Инструмент должен звучать. А продать такой инст румент невозможно. О краже становится известно всему му зыкальному миру. ИЗ до с ь е «дв>у - ^ (|о случаю коронации Ни колая И итальянский король подарил ему скрипку Стради вари. Дорогую, но бесполез ную вещь. Наш монарх был искусен в стрельбе по воро нам, но не в игре на музы кальных инструментах. Скрипку положили подальше в сокровищницу. Однажды император попросил ее дос тать, но скрипки в футляре не оказалось. Расследовать кра жу поручили знаменитому следователю Александрову. Следы привели в Париж. Скрипка обнаружилась в ан тикварном магазине, куда ее благородно замял дело. зад в одной ________ ___ гостиниц был ограблен ар мянский скрипач Рубен Ага- ранян. Выкрали скритт Гварнери и норковую шубу жены. Артистобратился к по хитителям по телевидению. Через несколько дней скрип ку привезли в армянское по сольство. Жулики оказались рана Павловича. По стенам развешаны скрипки. Навер ное, десятка полтора. Одну из них, венского мастера начала XVII! века, Амиран Павлович собирал по щепочкам. Зачем, спрашиваю, когда проще сде лать новый инструмент? Ока зывается, чем старше инстру мент, тем глубже звучание. А еще многое зависит от того, из какого материала сделана скрипка. Самым акустичным считается клен. Если делать из ореха, звук получится тупой, дмевянный. А верхнюю деку обязательно строят из ели. Считается, что Страдивари свои скрипки делал из кора бельного леса, предназначен ного для турецкого флота. А Амиран Павлович - из карпат ского клена. В Закарпатье есть специальные заготовите ли дерева для скрипок, кото рые выбирают материал с учетом местности, на которой дерево растет. Даже часть света, куда дерево смо’трит, имеет значение. Вначале Ога незов сам поучился играть на скрипке. Окончил «Гнесинку» и начал преподавать в музы кальной школе. Но, к сожале нию, обнаружил, что его уче ники не могут играть на инст рументах, которые вы|^скают мебельные фабрики. Он на- — переделывать скрипки для гь на фабричном инарумеите? учеников, менял толщину дек, вырезал эфы, искал звук. Пришлось сделать столярный инструмент, миниатюрные стамески, всякие рубаночки размером с наперсток. Инст румент, которым строят скрипку, практически не изме нился со времен Страдивари. Современный деревообраба тывающий станок хорошую скрипку не сделает. Амиран Павлович за год мастерит всего две скрипки. Для сравнения: Страдивари за свою долгую жизнь (он дожил до 97 лет) сделал полторы ты сячи инструментов. Как он умудрялся совмещать необык новенную производительность и при этом делать скрипки, равных которым до сих пор нет, - тайна. Японцы сделали точную копию скрипки Стра дивари. Ничего у них не полу чилось, скрипка не звучит. ИЗДОСЬЕ «ДВь Самые лучшие тычки де лал мастер Турт. Другой зна менитый умелец, немец ^ ского происхождения, - 1_... гель. Его смычок оценивается в 20 тысяч долларов. Для из готовлениясмычкалучше все го подходит фернамбук, гиб кое, пружинистое дерево. На конезаводах выводят специ альные породы лошадей бе лой масти, у которых берут волос с хвостов - для смычка. Причем это обязательно дол жен быть конь. Моча кобылы попадаетна волос, после это го он не годится для музыки. Самых «музыкальных» лоша дей выращиваютв Монголии. Профессиональный скрипач меняетволос на смычке каж дые 3-4 месяца. ...Пока мы пили кофе со скрипичным мостером, при шли посетители. Пенсионерка принесла-. на экспертизу скрипку дель Джезу Гварнери, которая -тридцать лет пыли» лась у нее под кроватью. А вслед за ней пришел военный го скрипкой Якоба Штайнера, о чем черным по белому было написано на этикетке. «По добные инструменты с этикет кой Страдивари, Гварнери мне приносят на неделе по нескольку штук, - разочаро вал нас Амиран Павлович. - Это военные трофеи, выве зенные из Германии. В начале века была создана мануфак тура, которая выпускало, струнные инструменты и писа ла на них громкие имена. На самом деле фабричной штам повке цена - копейка. Правда, сейчас их можно продать дол ларов за 200 . Со мной недавно произо шел анекдотичный случай. Позвонили из Ростова-на-До- ну. Говорят, у них скрипка Стродивари. «Этого не может быть», - ответил я. Но ростов чане настаивали; «Вы не представляете, какой человек ее принес. До этого он прино сил саблю турецкого султа на». Делать нечего, лечу в Ро стов. Меня встречает предста вительный человек на черном «Мерседесе»... А скрипка ока залась обыкновенной сопел кой. Ее в 30-е годы сделал ка кой-то деревенский умелец. Скрипки Страдивари под Рос товом не валяются». Анастасия ПЛЕШАКОВА. К С Т А Т И к примеру, скрипка Стра- вари на аукционе Сотбис уходит за полтора миллиона долларов. Но Страдивари был доста точно обеспеченным челове ком еще при жизни. В Кремо не, где он работал, ходила поговорка: «Богат, как Стра дивари». Он был, пожалуй, единственным из великих мас теров, который при жизни до бился богатства и признания. Не менее талантливый Гвар нери дель Джезу умер в пол ной нищете. Хотя в коллекции Паганини из ш.ести личных скрипок были две скрипки Страдивари, но играл он в основном на скрипке дель Джезу. Она сейчас в Генуе, под стеклянным колпаком. От туда ее достают роз в год на единственный концерт скрипа ча, занявшего 1-е место на конкурсе Паганини. Чтобы не пропал звук, каждый день в музей приходит музыкант, ко торый играет на ней по 15 ш ш зрмсции Генеральныйдиректор Главныйредактор Редакционный совет: Рег. №016313. Распространяется в качестве Ф.Сизый. В.Симоиов. П.Вощсшов, С.Заворотный, В.Качурин, К.Сорокин, А.Теплюк. Iвторник». Перепечаткабез 1 Труд», «Рабочая газете» 1 о (Украина), «Советская Белоруссия» (Беларусь), «Вечерня ща» Ставрополь), «Северный рабочий» (Северодвинск), «Сов...^_________ ___ ____ (гра^), «Томбоврсояжизнь»(Тамбов), «РеспубликаТатарстан»(Казан^, «Тюгиенскаяправда» (Тюмень гауна», «г г >ль), «Ставропольск-- енза»(Пенза), «Наше время» (Роаов-на-Дону), «Работ Адрес редакции; 125880, ГСП, Москва, А-137, ул. «Правды», 24, 5-йэтаж, Телефон/факс для справок: (095) 257-56-95, 257-59-17. Теле^н/фокс отдела рекламы: (095) 257-58-46. Е-таИ; у1от!к@ас1|.ги втекиеправ©на перепечоткуииспользованиемотериаловтел./факс (095) 257-58-46. «ИТАР-ТАССЭкспресс» (США, Конода, Турция), «Городскиевеа 1 ^(Волго 1 ро^ «На сь Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, г. Липецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 2.437.332 экз. Цена - бесплатно. «Архангельск» (А и»(Иваново), «Лиги
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz