Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
16 м ор то 2 00 0 г . , № 5 3 (21181 ) ШИПЕЦКАЯ ш)ш. газета о «ПИШУ о ВОИ,НЕ ПРОСИТ...» « . . . Один наш командир поднимал своих бойцов в атаку, был сильный огонь противника, у к командира оторвало миной левую у руку; тогда он взял свою оторванную руку в правую, поднял свою окровавленную руку над головой, как меч и как знамя, воскликнул: «Вперед!» — и бойцы яростно пошли за ним в атаку...» Э то не беллетристика, не выдумка досужего тыловика, ^то из письма военного корреспондента «Красной звезды» Андрея Платонова супруге. А Р 1 А 1 ЮК 01 4^^ Наш земляк, крупнейший писатель двадцатого века Андрей Платонович Плато нов с первых и до последних дней войны находился в дей ствующей армии. Потом бу дут военные рассказы, глу бокие размышления о бес смысленном уничтожении человечества. Но пока идут “ газеты по горячим следам репортажи, очерки, за- ^ [етки о «великом русском солдате». Цельная натура писателя никогда не раздва ивается. Платонов остается Платоновым и на газетной странице, и в письмах семье. В 1944 году он посылает до мой очередную весточку с фронта:'«...после войны, ког да на нашей земле будет по строен храм вечной славы во инам, то против него... сле дует соорудить храм вечной памяти мученикам нашего народа. На стенах этого хра-. ма мертвых будут начертаны имена ветхих стариков, жен щин и грудных детей. Они равно приняли смерть от рук палачей человечества... Вот что погибает на войне —уби та возможность прогресса...» А это — строчки 1942 года: «...Русский солдат длц позже, если буду жив , : шу его...» А вот 1943, 6 июня: «Дорогая моя жена Маша! Я под Курском. Пере живаю сильнейшие воздуш ные бои. При налете немцев я лечь не успел, меня удари ло головой о дерево, но голо ва уцелела... Два дня болела голова, которая у меня ни когда не болит, и шла силь но кровь из Носа. Теперь все Меня убьет только прямое попадание по башке...» Тут и усмешка, и народное муд рое приятие смерти, и спо койное, неторопливое рас- руждение о бытие солдата. В военном рассказе «Оду хотворенные люди» Плато нов описывает сражение се вастопольских моряков с вра жескими тгшками. Бой нерав ный —по три танка на моря- «Цибулько подошел к Фильченко и поцеловал его. И все, каждый с каждым, поцеловали друг друга и по смотрели на вечную память друг другу в лицо. С успоко енным, удовлетворенным сердцем осмотрел себя, при готовился к бою и стал на свое место каждый красно флотец... У них было сейчас мирно и хорошо на душе. Они благословили друг дру га на самое великое, неизвес тное и страшное в жизни, на то, что разрушает и создает ее — на смерть и победу, и страх их оставил... Тело их наполнилось силой, они по чувствовали себя способными к большому труду, и они по няли, что родились на свет не для того, чтобы истратить, уничтожить свою жизнь в пустом наслаждении ею, но для того, чтобы отдать ее об ратно правде, земле и наро ду, —отдать больше, чем они получили от рождения, что бы увеличился смысл сущес твования людей...» Моряки, подвязав послед нюю гранату к поясу, броса лись под гусеницы танков и подрывали их. Но давайте опять обратимся к самому Платонову: «Я пишу о них (о погибших моряках —В.З.) со всей энергией духа, какая только есть во мне. У меня получается нечто вроде рек виема в прозе. И это произ ведение, ёсли оно удастся мне, Мария, самого меня хоть отдаленно приблизит к ду шам погибших героев...» К мужеству и самопожер твованию и сам писатель всем строем свои;х убеждений и постоянной работыдавно был подготовлен. Еще в 1934 году появляется его рассказ-пред упреждение «Мусорный ве тер». Всего год прошел, как в Германии у власти оказал ся Гитлер, а Платонов одним из первых угадал сущность фашизма. Это рассказ-фан тасмагория, страшный рас сказ. Патологическое пре клонение перед новым «мес сией», истеричность масс, безжалостность нацистов и, наконец, подавление личнос ти, сознательное искоренение индивидуальности, казни и концлагеря. Гитлеровский «орднунг» (порядок) уничто жает талантливого физика Альберта Лихтенберга, его книги сжигают. «Мертвое безумие». «Снизу поднимал ся мусор: человек сто нацио нал-социалистов, в коричне вой прозодежде своего миро воззрения, монтировали па мятник Адольфу Гитлеру... его отлили из качественной бронзы в Эссене...» Животная стадность толпы, ее ненасыт ность и агрессия в конце кон цов и привели к войне. «... Единодушная толпа — в несколько тысяч чело век пела песнь изнутри своей утробы — Лихтенберг явно различал бас пищевода и те нор дрожащих кишок. Тол па приблизилась к памятни ку; лица людей означали счастье: удовольствие силы и бессмыслия блестело на них, покой ночи и пищи был обес печен для каждого темным могуществом их собственно го количества... Над радиа тором автомобиля висела зо лотая полоска материи с над писью черными буквами: «Почитайте вождя германцев — мудрого, мужественного, великого Адольфа! Вечная слава Гитлеру». По обеим сто ронам надписи были знаки свастики, как следы лапок насекомых». Гремучая смесь писателя —лирико-сатирический гро теск — оказалась невостре бованной. Рассказ напечата ли только в 1939 году, когда поползновения нацистов ста ли совсем уж откровенными. «Землю начинают насе лять боги, я Не нахожу сле да простого человека, я вижу происхождение животных из людей», — размышляет ге рой рассказа. Он бьет по го лове бронзового истукана со «всей силой своего тела, ум ноженного на весь разум», и палка лопнула на части, не повредив металла; «машин ное полутело не почувствова ло бешенства грустного че ловека...» Лихтнеберга суд из трех военных (ОСО?!) приговорил к смертной казни, но упря мый немец не сдается до пос леднего: он сталкивает в про пасть офицера-палача «по детской привычке сунуть что-нибудь в пустое место», спасает женщину, пытается накормить своим телом обе зумевшую мать двух окоче невших детей и сам умирает на задворках в бурьяне. Та ков этот рассказ — грозное предупреждение людям о надвигающейся коричневой чуме. За семь лет до начала Великой Отечественной! Другой немец из расска за «По небу полуночи» лет чик Эрих Зуммер, тоже не поддавшийся «инстинктивно му, радостному идиотизму» фашистских идей, расстре ливает в ночном полете само леты своей эскадрильи и ле тит один на свободу, подаль ше от страны, где пытались убить его сознание... Закончилась война. Тыся чи обездоленных, лишенных крова, потерявших близких бредут по дорогам России. В 1946 году Платонов пишет рассказ «Семья Иванова». К массовому читателю он при шел в 60-х годах под назва нием «Возвращение». Пом ню, как расхватывали в ки осках журнальную книжку с ним. Люди вдруг узнали, что есть на земле писатель Анд рей Платонов со своим могу чим, неповторимым слогом, с пронзительной печалью о на родной душе. Недаром в за писной книжке писатель по метил: «Я сею души в лю- Минутная слабость, вре менная черствость и эгоизм — болезнь, возникшая при переходе от войны к мирно му времени, чуть не разлу чила-капитана Иванова с же ной и детьми. Его двенадца тилетний сын Петрушка по ходил «на маленького небо гатого, но исправного му жичка». Война искалечила его детство. Он в доме хозя ин: «Поворачивайся, мать, поворачивайся живее! — ко мандовал Петрушка. — Ты видишь, у меня печь нагото ве. Привыкла копаться, ста хановка!» «Настька, чего ты ДУ» 1дним пирогом семью не укормишь...» И — огню в печи: «Чего горишь по-лох матому —ишь, во все сторо ны ерзаешь! Гори ровно». Война, нужда, лишения и страдания начисто вытрави ли детство из мальца. Таких до времени постаревших под ростков в стране было тыся чи. Голодные и холодные, они наравне со взрослыми стояли у станков, садились на трактор, косили рожь — как могли помоггши фронту. ...Узнав, что его жена жила с другим, пока он «па хал» четыре года, капитан Иванов садится в поезд, что бы навсегда расстаться с ро дным домом и детьми. И — пронзительная финальная сцена: «Двое детей, взяв шись за руки, все еще бежа ли по дороге к переезду. Они сразу оба упали, поднялись и опять побежали вперед. Больший из них поднял одну свободную руку и, обратив лицо по ходу поезда в сторо ну Иванова, махал рукой к себе, как будто призывая кого-то, чтобы тот возвратил ся к нему. И тут же они сно ва упеши на землю. Иванов разглядел, что у большого одна нога была обута в вале нок, а другая в калошу, — от этого он и падал так час то..» И бывший солдат «уз нал вдруг все, что знал пре жде, гораздо точнее и дей ствительнее. Прежде он чув ствовал другую жизнь через преграду самолюбия и со бственного интереса, а те перь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем...» Капитан выбрасывает свой вещмешок и спрыгивает из вагона на землю... Популярность рассказа была необычайной. Ведь его читателям, в войну десяти- летним-четырнадцати лет ним, в 60-е не исполнилось еще и тридцати. Еще свежи были в памяти дни и ночи страшного лихолетья... Платонов продолжал свой «реквием в прозе». Он умер в 52 года. А к нам все еще только доходят его неизвес тные повести и романы. Пи сатель-фронтовик —в боевом строю... Владислав ЗОРИН. СУ фазование ОТРЕУГОЛНЬИКАХ, ДРЕВНЕМКИТАЕИФАКТОРЕРИСКА Еще недавно мало кто слышал само это слово — «вале- ология», не говоря уже о том, чтобы блеснуть знаниями в этой области. Сегодня , однако, наука о здоровье заняла сво е законное место в ряд у других дисциплин . А Липецкий педагогический институт стал пионером валеологического образования . Будущим учителям преподают основы педа гогики здоровья , началась подготовка специалистов нового профиля. Накоплен Опыт изучения этого предмета и в шко лах . Однако наша беседа с профессором , директором Меж в узовского центра по^проблемам валеологического обра зования Эдуардом ВАЙНЕРОМ вышла за рамки узкопрофес сиональных п р о б л ем . . . — Позвольте вначале при вести одну цифру. По данным экспертов Всемирной организа ции здравоохранения, и это под твердили отечественные специ алисты, здоровье человека на пятьдесят процентов зависит от его образа жизни. Но кто у нас об этом задумывается? Когда только-только заговорили о не обходимости валеологического просвещения, я спросил у заве дующих кафедрами педагогики и психологии ЛГПИ; научили ли они будущих педагогов тому, как по внешнему виду определить, утомлен ли ребенок? Ведь если он утомлен, нагружать его даль ше на уроке нельзя — усилива ется запредельное торможение. А знают ли они, что делать, что бы эту усталость снять? Оказа лось, что студенты нашего вуза практически не и^еют об этом представления. Хотя учет состо яния здоровья и поведения уче ника в конкретной учебной ситу ации — одна из задач педагога. Это и стало толчком для разра ботки в нашем институте специ альной программы медико-био логического образования. Ми нистерство образования РФ разрешило ввести новый курс вместо «Основ медицинской под готовки». Так валеологи»’начала активно внедряться в п^агоги- ческий процесс. Сегодня этими проблемами занимаются уже более чем в 50 регионах, в 30 вузах идет подготовка специа- листов-валеологов. Однако, не смотря на востребованность новой дисциплины, существует ряд проблем. Главные наши оп поненты, как ни странно... —ме дики и священнослужители. Впрочем, если учесть, что лече ние человека обходится в 25 раз дороже, чем воспитание умения вести здоровый образ жизни, а наши врачи привыкли работать исключительно с больными людьми, то становятся понятны их опасения. То же — и в отно шении церкви. Рискуя навлечь на себя негодование части читате лей, все-таки скажу: по-моему. если человек бодр, полон сил и энергии, он будет решать свои проблемы сам, а не уповать на помощь свыше... Но меня не меньше трево жит и то, что не все руководи тели органов образования осо знают роль школы в укреплении здоровья детей. Они не приня ли как аксиому, что детей необ ходимо учить — понимаете, учить — быть здоровыми. Тем более если сама по себе обра зовательная среда — мощный фактор риска. Я имею в виду не только гигиенические условия, .распределение учебной нагруз ки, но и педагогические техно логии, взаимоотношения учени ка и учителя... — Отрицательное воз действие на здоровье детей возросшего объема инфор мации — один из аргумен тов в пользу перехода шко лы на двенадцатилетнее обучение. Как вы думаете, снимет ли новая реформа эту проблему? Уже сегодня высказываются мнения, что реформа не продумана, ре шения скоропалительны... — Когда говорят о возро сшей нагрузке, то я считаю, что дети просто не умеют усваивать информацию — вот учеба и да ется им такой дорогой ценой. Они не знают особенностей сво его организма, не умеют раци онально использовать запас сил, отпущенных природой. На чиная с того, что им никто не посоветует, когда же лучше са диться за выполнение домаш них заданий... Теперь о концепции двенад цатилетнего образования в це лом. У меня тоже есть опасе ние, что проблему здоровья она не решит. Казалось бы, этому в новом документе должно быть уделено основное внимание. Но я нахожу в нем лишь набор де журных фраз. Скорее всего, мы просто растянем еще на год обучение. Только и всего. А зна ете почему? Я пришел к выво ду; этот документ не определя ет конечную цель образования. Каким мы хотим видеть выпус кника? Думаю, что принципиаль ная задача школы — воспита ние Гражданина, именно Граж данина с большой буквы. Для этого необходимо решить три задачи. Прежде всего, вырас тить патриота, знающего родную историю, культуру, географию, язык и способного мужествен но встать на защиту Отечества. Далее: надо готовить ребенка к профессиональной деятельнос ти. Выпускникдолжен быть четко сориентирован, иметь уровень функциональной и физической подготовки, обеспечивающий высокую работоспособность. Наконец, необходимо формиро вать школьников как будущих родителей — чтобы они могли рожать здоровых детей, пра вильно их воспитывать, обеспе чивать условия для нормальной жизнедеятельности семьи. Если мы четко это осознаем, все ста нет на свои места. Мы очертим круг базовых знаний. А далее, помимо основных требований и регионального компонента, мож но уже включить в планы дис циплины по выбору. Причем, в старших классах они должны составлять порядка половины от всего объема учебной нагруз ки. Вот тогда ученик выберет то, что ему интересно, будет учить ся тому, что его привлекает. Это и есть индивидуальный подход к обучению. Пока же, признавая на словах приоритет здоровья, мы ничего не делаем для того, чтобы наши дети были здоро выми. Похоже, нас устраивает нынешнее положение дел, ког да ребенок должен знать все сразу: и три признака подобия треугольников, и проблемы Древнего Китая... А если он не знает истории своей страны, у него плохие зубы, больной же лудок, головные боли — это не наша забота... Важно, чтобы новая рефор ма не носила чисто косметичес кий характер: из одной дисцип лины что-то убрать, другой при бавить, что-то поменять места ми. Иначе вскоре вновь придет ся вести речь о новой школь-' ной перестройке... — С последним звонком проблемы не заканчивают ся. Молодых людей ждут эк замены в вуз. Странно, но бесспорно; даже круглому отличнику не обойтись без дополнительной подготовки. Чем это объяснить: педаго ги вузов завышают планку или в школах стали хуже го товить? Что вы посоветуете детям — заниматься само образованием, искать репе титоров, выбирать школу попрестижнее? — Мне кажется, что вопрос решился бы, если бы шкода и вуз действительно сотруднича ли. Пока же между ними — про пасть. В институтах, особенно педагогических, накоплен бога тейший научно-методический потенциал. Но он лишь в незна чительной степени использует ся школой. По-моему, работни ки вуза обязательно должны бывать в школах, там проверять свои разработки, получая им пульс для новых исследований, создания учебников, методичес ких пособий. А учителей следу ет, так сказать, в массовом по рядке привлекать к работе в вузах. Не будет этого — ни о каком соответствии требований вуза уровню подготовки выпус кников и речи вести не стоит. Убежден: отбор абитуриентов должен вестись на основе школьных знаний. Однако тут свои сложности. При поступле нии в вуз, в том числе и педа гогический, мы оцениваем спе циальную подготовку ученика, а не его способности и наклон ности — таких критериев, к со жалению, пока нет. Получается, что если он хорошо знает био логию, то может поступить на биолого-химический факультет пединститута. При этом как-то забывается, что мы будем все- таки готовить не специалиста для лаборатории, а педагога. И работать ему предстоит не с растворами и пробирками, а с детьми. А вдруг он как раз ока жется не способен на это? Ста ло быть, мы вновь возвраща емся к старой, но актуальной проблеме — профессиональной ориентации. Я работаю в школе и знаю: этим там занимаются недостаточно. Часто вуз выби рают по принципу «ближе к дому» или за компанию с при ятелем, или по совету знакомых и родных. Не учитываются ни индивидуальные особенности молодого человека, ни его со- циальные притязания. А что можно учесть, когда зачастую юноша или девушка не знает, какой у него или у нее, напри мер, тип высшей нервной дея тельности. Так вот, представь те: что будет, если холерик вы берет себе профессию библио текаря, а флегматик решит вятить себя работе за компь ютером? Вот с чего нужно на чинать разговор, причем уже в средних классах. Кроме того, не обойтись без специальной про граммы по профориентации. Чтобы ученик мог разобраться, какой он сегодня и какимдолжен стать к моменту окончания шко лы, дабы соответствовать про фессиональным требованиям.А взяв в руки стандарт для посту пающих, он поймет, что нужно делать — самосовершенство ваться, искать репетитора или просто серьезно заняться уче бой без чьей-то помощи. — Ваша обеспокоенность положением дел в сфере образования понятна. Одна ко не хотелось бы завер шать разговор на пессимис тической ноте... —А я не пессимист. У нас в области замечательные педаго ги, прекрасные традиции, и нам не приходится краснеть за наше образование. Я вижу, что руко водители всех рангов осознают, что происходит со школой, и идут навстречу новациям. Те перь бы только действовать на стойчивее, мудрее, последова тельнее. Обидно, когда, распо лагая таким потенциалом, мы мало думаем о завтрашнем дне, погружены в текучку и заботы лишь об одном — чтобы по дешевле обошлось образова ние. Но, простите за баналь ность, на этом не сэкономишь. Такая экономия дорого обойдет ся. Вот и давайте не экономить — и не только средства, но и усилия, энергию, душевные ре- Беседовала Елена ТАРАВКОВА. АКЦИИ , ВС ТР ЕЧИ , I С ЕМ И Н А РЫ ПОКЛОННИКИ АЛЕНА ДЕЛОНА ВСТРЕТЯТСЯ В ЛИПЕЦКЕ И ЕЛЬЦЕ Стало хорошей традицией проведе-., ние в нашей области Дней французского языка и культуры. Очередной такой боль- . шой праздник французского языка пройдет в Липецке и Ельце 17-18 марта. Ожидается приезд иностранных гостей — преподава телей и студентов, которые примут учас-' тие в семинаре. В свою очередь, хозяева 1 праздника выступят с культурной програм-- рмой. Студенты ЛГПИ, учащиеся липецких ' школ-гимназий № 12 и № 64 готовят кон- ' цертные номера, костюмированные пред- ,,ставления в рамках конкурса «Франция и;'^ ее регионы». Дни французского языка за-' вершатся просмотром в кинотеатре «Ок тябрь» фильма «Бассейн», приуроченного к 65-летию звезды мирового кинематографа Алена Делона. А затем эстафета будет пе- ’ редана ельчанам —учащимся школы № 1 и^ . школы-гимназии № 11. РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕЕТ Недавно областная организация Рос-р сийского Красного Креста объявила акцию , «Помощь пострадавшим"от вооруженного. - конфликта на Кавказе и террористических'. ..актов». Работники АО «Завод Железобетон»> фешили вложить средства в конкретное дело)' — они перечислили три тысячи рублей на1| оборудование комнаты Славы школе N 25,'’ .в память выпускника Андрея Теперика, Ге-' роя России, трагически погибшего в Дагес- ,^'тане в октябре минувшего года. Акционерное общество «Завод Железо бетон» хорошо известно в Липецке и облас-' ти участием во многих других благотвори-;^ тельных мероприятиях. В адрес завода при-:'- ходит немало писем с просьбой оказать' помощь и содействие детским домам и ин- ' тернатам, районным советам ветеранов,^ ^^церквам, монастырям. И заводчане не ос- .тавляют нуждающихся без внимания. Ока-@ зывается посильная помощь в продуктах питания, детской одех(де, на восстановле ние церквей ихрамов в КАК ПРОВЕРИТЬ УРОВЕНЬ ВОСПИТАННОСТИ «Мониторинг уровня воспитанности: миф или реальность?» —так назывался се минар, прошедший недавно в городском уп равлении образования. В нем приняли учас-^ тие руководители общеобразовательных,' школ областного центра. Разговор шел о новом подходе к системе образования, вт основе которого — ориентация ученика на;, самовоспитание, самообразование и само-) познание личности. Интересен опыт липецкой гимназии №' 12, где по новой методике проводится ин дивидуальная работа с каждым учеником, . а в качестве оценки уровня интеллекта ис-' пользуются специальные тесты и програм-;:; мы. Кроме того, разработана так называе мая карта воспитанности, в которой ученик дает собственную оценку по таким позици ям, как милосердие, отношение к учебе, друзьям, родителям. С этого месяца пла- ) нируется начать данный мониторинг и в дру-. гих школах города. ПОДСПОРЬЕ В РАБОТЕ ПЕДАГОГОВ Сегодня, чтобы провести классный' час, кинобеседу, киноутренник или тема тический показ, липецкие педагоги могут) обратиться за помощью в информационно-. прокатные центры. Всего в области их на считывается 17. Они обеспечивают инфор-' мационную поддержку системы образова-'. ния и осуществляют бесплатный ремонт,- всех видов технических средств обучения. Центры располагают обширными фон -1 дами учебного и игрового кино, материа->^ лами по истории родного края, экологичес- ^ кому движению, здоровому образу жизни. Здесь помогут разработать сценарий, по добрать видеофрагменты для викторин,. брейн-рингов различных конкурсов, а так-.. же при необходимости обеспечат техничес-). кую поддержку проводимых мероприятий. Кстати, в областной юношеской библио теке, которая находится на улице Неделина в Липецке, начала действовать компьютер ная система «Консультант Плюс». С се по- . мощью читателям обеспечен свободный до-. ступ к информации нормативно-правового . характера. Как сообщила директор библио теки Нина Цыганова, система еженедельно СТИХИ ЦЕЛИТЕЛЬНИЦЫ ИИ Библиотека липецких авторов попол нилась сборником стихов «Моя любовь» на шей землячки Ирины Шваневой, известной многим как целительница Ия. Она весьма разносторонний человек — занимается но вейшими биотехнологиями, является дей ствительным членом Мехсдународной ака-;;; демии биотехнологий, иностранным членом ;;!Российской академии естественных наук жЕй принадлежит разработка комплексной , «методики на основе биорезонансной пси хокоррекции. Кроме того, Шванева — лау реат трех мехсдународных фестивалей ду- мховного творчества. Сборник, куда вошли 63 стихотворения и графические рисунки, «выпущен издательством «Линия красоты» (Липецк). (ба новостей 'Липецкой газеты". ЗАКОН Е С Т Ь ЗАКОН Читателям отвечает юрист Лидия БАМБУРОВА ВЫПЛАТУ АЛИМЕНТОВ МОЖНО ПОТРЕБОВАТЬ ЧЕРЕЗ СУД 30 лет назад , когда муж учил ся в ин ституте на дневном отделении, мне при ходилось работать на дв у х работах. От пе реутомления я заболела туберкулезом, и муж ушел от меня. Сейчас муж на пенсии, живет один (д е тей нет), а я д о си х пор состою на учете в тубдиспансере, имею I I группу инвалиднос- Поскольку я заболела , будучи замужем , имею ли я право на взыскание с него али- Е . ШЕСТАКОВА. г . Липецк. Согласно от. 90 Семейного кодекса РФ тре бовать предоставления алиментов от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеет право нетрудоспособный нуж дающийся бывший супруг, ставший нетрудоспо собнымдо расторжения брака или в течение года с момента расторжения брака. Вопрос решает ся в судебном порядке. Если Вы примете решение обратиться в суд с иском о взыскании алиментов, то Вам потре буется доказать, что Вы являетесь нетрудоспо собной, нуждаетесь в материальной помощи, ко торую не можете получить от своих трудоспо собных совершеннолетних детей, и брак ваш был продолжительностью не менее 1 года. Алименты на нетрудоспособного бывшего супруга взыскиваются в сумме, соответствую щей определенному числу минимальных разме ров оплаты труда, и подлежат индексации про порционально увеличению установленного зако ном минимального размера оплаты труда. При предъявлении в суд иска о взыскании алиментов Вы как истец освобождаетесь от уп латы госпошлины. ПРАВА СОБСТВЕННИКА ЗАЩИЩАЮТСЯ ЗАКОНОМ По радио слышала разъяснения ю р и с та о том, что владелец приватизированной квартиры может предъявить с о с е д у нега торный и ск , суть которого «в препятствии реализации права собственности». Разъяс ните суть данного иска и порядок офор м ления . С. РОГАЧЕВА. г. Липецк. Объясню на примере. Если сосед возводит пристройку к своему дому, препятствующую до ступу света в окна вашего дома, или создает другие помехи в его нормальном пользовании. Вы вправе сразу обратиться в суд с иском к соседу о нечинении препятствий в пользовании домом. Правовым основанием к предъявлению негаторных исков является ст. 304 ГК РФ — "За щита прав собственника от нарушений, йё свя занных с лишением владения". УМЕР РОДИТЕЛЬ: КАКИЕ ПРАВА У РЕБЕНКА Ребенку 11 лет. Проживал вместе с ба бушкой и мамой в одной квартире. После смерти матери остались дача , гараж , ко торые зарегистрированы на имя бабушки. Какие права у внука? Имеет л и право бабушка продать дачу, гараж без согласия внука? Что принадлежит ребенку? А . ГУРОВА. г . Липецк. Ребенку принадлежит только то имущество, на которое ему будет выдано свидетельство о праве на наследство после смерти матери (ст. 532 ГК РСФСР). На имущество здравствующей бабушки ребенок никаких прав не имеет. Про дать принадлежащее ей имущество (гараж, дачу) бабушка может без согласия на то внука. Если бабушка не оставит завещания, то внук станет ее наследником (ч.4 ст. 532 ГК РСФСР). НАДО ОБЖАЛОВАТЬ РЕШЕНИЕ СУДА Прожили с женой 11 лет. Квартира при ватизирована на жену . За 2 месяца д о е е смерти р а з в е л и с ь . Зав ещ ани я нет. Суд признал наследницей дочь ж ены , а м ен я обязал за 6 месяцев освободить квартиру. Мне уже за 60 лет. Близких , родных нет. Что делать? П. КАСЬЯНОВ. г . Липецк. Если Вы прописаны в квартире, то не може те потерять жилплощадь, сколько бы собствен ников на нее не сменилось. Закон защищает Ваши права: согласно ст. 305 ГК РФ Вы можете предъявить иск о нечинении Вам препятствий в пользовании жилплощадью, на которой были прописаны более 11 лет и на которую вселились в установленном законом порядке, приобретя права и обязанности члена семьи нанимателя и сохранив их после расторжения брака с умер шей владелицей приватизированной квартиры (ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР). Поэтому, даже не предъявляя иска. Вам надо обжаловать решение суда в порядке надзора. Повторяю, что Ваша позиция защищена за коном только в том случае, если Вы прописаны в квартире. - СО БЫ ТИ Е — I КАК ПОСТАВИТЬ ОПЕРУ БЕЗ ОПЕРНОГО ТЕАТРА? Оказывается, очень просто. Д л я этого надо иметь муниципальный симфонический оркестр с главным дирижером , который не может и не хочет ограничиться только м и с сией руководителя коллектива. Гаррий Ога н езов настойчиво стремится привнести в музыкальную жизнь Липецка то, что п ер е растает границы обычной оркестровой д е ятельности. Его поддерживают городское управление культуры, коллеги по творчес кому цеху . И вот благодаря этому в минув шие выходные мы увидели два концертных представления оперы «Аида». Три года готовились к премьере музыкан ты. К работе над оперой удалось привлечь целое созвездие замечательных певцов из Москвы, Санкт-Петербурга, Минска и Воро нежа. Это лауреаты международных конкур сов 3. Карандакова (Аида), В. Пермяков (Амо- насро), А. Назаров (Рамфис), заслуженный артист России М. Кузнецов (Радамес), наро дная артистка Белоруссии Н. Руднева (Ам- нерис). А рядом с ними выступили наши зем ляки —солисты муниципального камерного хора В. Миков и О. (Сапрыкин, областной филармонии С. Бокай. Дирижерский пульт Гаррий Оганезов уступил минчанину Глебу Александрову, 'знакомому липецкой публи ке, в частности, по первой из поставленных у нас в концертном исполнении опере "Слу жанка-госпожа" Перголези... Можно лишь догадываться, чего стоило создателям спектакля собираться вместе на репетиции, как интенсивно и вдохновенно работал Глеб Александров, приехав в Ли пецк за неделю до премьеры и сумев за это время соединить всех в ансамбль. Мы же имеем дело с результатом, когда у публики возникает ощущение, что в таком составе опера Верди уже звучала многократно —на столько полно и выразительно то, что мы услышали со сцены. Необыкновенная музы ка, пронизанная исключительными драма тическими страстями, исполнена на очень высоком уровне. Ансамбли блестящи, хотя сводных репетиций было всего две. Вместе Смастерами успещно показал себя и хор об ластного училища искусств имени Игумно ва (хормейстер А. Беркаш), для которого участие в спектакле — большая школа. Опытный оперный дирижер Глеб Алек сандров так оценил музыкантов, с которы ми его свели Гаррий Оганезов и великое тво рение Верди: —С вашим коллективом очень приятно работать. Бывают оркестры более сильные, но у столичных музыкантов не увидишь та ких сияющих глаз. Ваш оркестр хочет рас ти, расширять репертуар, он готов к боль шой, упорной работе. А Оганезов —настоя щий профессионал и порядочный человек. Может быть, и поэтому от вашего оркестра у меня такое светлое, чистое впечатление. Елена БОЙКОВА, музыковед.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz