Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
ДОБРЫЕ ЛИЦА XX ВЕКА ЖИВАЯВОДА БОРИСА ШЕРГИНА Сейчас стоит самая люби мая его пора - март. Он гово рил; «В марте и вечер беспе чален». И пусть на дворе се- Р енький слякотный денек, 1ергин и для него нашел бы ласковое слово. Он бы оты скал в этом сером небе отте нок речного жемчуга и восхи тился бы безукоризненной ровностью облачной пелены. Он бы и 30 слякотью увидел, плачет снег и как в слезах стоят на ветру деревья, важно качая ветвями, будто руками благословляя нас. Вот ведь никогда не знал Бориса Викторовича, а думаю о нем, кок о родном. И как всегда это бывает, когда дума- о близком человеке, вспо минаются разные истории. Лет двадцать назад прохо- .. л я студенческую практику в вологодской газете. Редактор отправил меня в командиров ку по письму в райцентр Сям- Ехал я туда часа два, а по дороге бормотал про себя; «Сямжо, Сяллжа», - будто про бовал на вкус новое слово. Мне казалось, что оно горчит и сушит, будто траву жуешь. Даже какая-то опасность ощу щалась в этом слове. Вот приехал на сямженскую автостанцию, стал ждать мест- автобус. Он и подкатил вскоре - потрепанный, с ос татками желтой краски на бо ках. В автобусе женщины ве село и бойко говорят о чем- то, смеются. Я испугался - не’ надо мной ли смеются? - и за бился на дальнее сиденье. Прислушиваюсь к разговору и еще больше пугаюсь - не по нимаю, о чем речь. Говорят люди по-русски, это я слышу, а слов не понимаю ни аднога. А потом они петь стали, будто причитать. Песня была при мерно такая; Церез рицьку-то, рицюшку, о- Лежала дошшецинька, да-а... Только к концу того длинно го летнего дня я стал пони мать, что мне люди говорят, стал догадываться, о чем по- Тогда я впервые понял, что язык, которым мы говорим в городе, - это асфальтирован ная дорожка вдоль большой, как Волга, реки. А ват эта ре ка с тысячью притоков и не сметным множеством ручейков и есть живой, кок говорил Вла димир Даль, ведикорусский Борис Викторович Шергин был одним из редких бакенщи ков на этой великой реке. Сказитель, художник, писа тель, он все эти призвания употребил не на дело собст венной славы, а на сохране ние живого русского слова во всем его тысячелетнем тече нии. Жаль, что его заслуги до сих пор особо не отмечены в учебниках русского языка и литературы, а книги Шергина выходят сейчас так же редко, как и при его жизни. Недавнего столетнего кэби- лея Бориса Викторовича Мо сква не заметила, а ведь Шергин прожил в столице поч ти неотлучно всю свою взрос лую жизнь - с 1922 года. Здесь его и проводили в последний путь на Кузьминское кладбище в семьдесят третьем. Из писа телей на похоронах был толь ко Юрий Коваль. Потом он написал замечательные вос поминания о Борисе Викторо виче. «Писать о Шергине ни как не решался, все казалось, это будет второе прощание. В ненаписанном есть жизнь, не написанное - это еще не пе режитое окончательно. Как будто даже есть шанс снова зайти на Рождественский, ус лышать доброе слово». Шергин жил в доме на Ро ждественском бульваре. А до этого - в полуподвальной ком нате в Сверчковом переулке. В низкое окно прохожие и ма шины брызгали грязью, маль чишки сколько раз попадали мячом, играя в футбол. Что можно было разглядеть в это бедное окошко? А Шергин ви дел в него всю красоту миро. «Утром открою оконце, и в мой подвал глянет вечное светлое небо. Открою и стра ницу Евангелия, отсюда в убо гую мою душу начнет струить ся весна вечной жизни». Ни Евангелия, ни икон ни когда не прятал Шергин. Хо дил в церковь не таясь. Нико му, кроме Бога, не кланялся. Жил в привычной нищете, но подлинно нищими считал тех, кто обменял совесть на пайки, ордена и автомобили с персо нальными шоферами. Печатали его редко; за всю жизнь у Шергина вышло шесть или семь книжек. А главноя его книга, «Дневник», до сих пор не издана. В советские го ды былины и сказания Шерги на проходили по ведомству фольклоро и литературных древностей. Языку русского Севера отказывали в праве считаться живым, сегодняш ним. Ведь он по духу своему не мог служить пропаганде. Всякое канцелярское, уродли вое слово на фоне такой луго вой цветущей красоты' выгля дело бы мертвым сухостоем. Вот и сейчас «нет спроса», на Шергина. Русский язык - будто лес после пожара. Толь ко и виднеются повсюду тлею щие иноязычные названия, а многие родные слова стыдли во забыты. Говорим, кажется, на одном языке, но детям уже не вполне ясно, о чем толкуют старики, а для стариков что молодежный сленг, что речи наших политиков - чистая та рабарщина. Того и гляди упус тим время, придется не только Шергина и Бажова, но и Пуш кина переводить детям с рус ского на русский. «Иной раз ранней весной пойдет отец на бор охотиться. Ступаем по мху, по мягким оленьим путищам, и он мне рассказывает о зверях, о пти цах, о рыбах, как они живут, как их добывают, как язык жи вотных понимать». _ Борис Шергин родился за четыре года до наступления двадцатого века. Отец его, Виктор Васильевич, был из вестным человеком в Архон- гельске - главный механик Мурманского пароходства, корабельный мастер первой статьи, талантливый художник. Отец иногда на полгода уходил в море, и вся семья жи ла, прислушиваясь к тому, что происходит на море и в небе. «Заплачет в трубе норд- вест. Мама охватит нас рука- - Ох, деточки! Что на море- то делается. Папа у нас там!..» Когда мальчик вырастет, он по-прежнему будет чутко при слушиваться к жизни моря, травы и неба, он найдет де сятки, если не сотни, удиви тельных слов для определения цвета облаков, утренней и ве черней зари. Он говорил с дождями. «Дождь-то знает, что я его слу шаю. Все мне обскажет». Дру жил с деревьями. «Бродя города, я все остановлюсь полюбуюсь да и поглажу де рево». Просыпался рано, отдергивал занавеску, выгля дывал в переулок, потом шел проведывоть небо. Так и запи сывал в дневнике; «Ходил сей час проведывать чашу небесную». Последние свои годы Борис Викторович провел почти в полной слепоте, но и тогда ждал всю ночь рассвета - ко гда переплет окна обозначит ся в утренних сумерках. Всю жизнь хранил' матуш кин берестяной туесок из-под морошки. Часто открывал его, чтобы услышать запах родины. Так же бережно он хронил все, что ему рассказы! зов и сложилась в 19?4 году его первая книжка северных сказаний. Странно она, долж но быть, выглядела - вокруг пе ревернутый, разрушенный до основания миропорядок, а книга полна величественного спокойствия, тишины и мудро- «Малая вода пошла на большую, и тут море вздохну ло. Вздох от запада до восто ка прошумел. Тогда туманы с моря снялись, ввысь полете- В те же двадцатые годы Шергин стал выступать с чте нием былин и сказаний и этим зарабатывать себе на хлеб. Он и в Москву тогда из-за этого перебрался. Мастерства устного рассказывания Шер гин никогда не утрачивал, и известно, что в 50-60-е годы его записывали нр радио. Где- то в фондах хранится голос Бориса Викторовича, и как жаль, что такое сокровище остается втуне. Ведь не то что услышать, почитать Шергина - радость. Его слово всегда буд то с мороза - чистое до хру- стальности. Такие книги не столько глаза читают, сколько Борис Викторович обра щался к читателю; «Ты, доро гой мне человек, перекинемся душевным словом». Как же мы сегодня истоско вались по уважительности, как необходима нам сейчас ду шевная стройность и тихость беседы... Как хотелось бы ус лышать Бориса Викторовича. Но, может статься, еще услы шим, а пока перелистаем его «Дневник», запасемся добро той. «Час в добре пробудешь, - говорил Шергин, - все горе забудешь». Дмитрий ШЕВАРОВ. Из дневника Бориса Шергина (записи 1944 -1953 годов) Поздний вечер, а за домами стоит еще ти хая заря. По переулкам в весенних луж ах от ражается золото неба и деревья. Тишина ран ней весны над городом. Днем над грязными унылыми домами небо столь хрустально чисто, лазурь бледно-голу бая, в легких, как кисея, барашках. Стоишь, забудешь, что твой трамвай подошел. Люблю караулить рассвет. Великое это бо гатство - ранне^ренние часы. Чем больше их захватишь, тем ты богаче. Не плавай далеко. Всего света в карманы не уберешь. Ранней весною броди по холмам, по берегам срединной Руси. Собирай в сердце рано-утреннюю красоту. Всякому человеку надобно иметь стержень некий мысленный. Что ж е это за стержень? Это, во-первых, степень душевной силы, на которой надобно человеку содержать себя даже при упадке сил телесных. Не падать д у хом ни при каких житейских неприятностях. Я не говорю здесь о каком-либо душевном го ре , я говорю о семейно-бытовых, также о жи тейских, деловых неурядицах, которые трясут человека и выматывают его пуще лихорадки. Во-вторых, эта душевная сила не есть какое- то нечувствие или бесчувственность. Нет, если ты человек поэтически настроен ный, если пронес ты через всю жизнь нечто любимое, скажем, призвание к чему-либо... в минуту жизни трудную наведи себе на мысль это твое вечно любимое. Пусть от этого огня осталась теперь у тебя копеечная свечечка... ВНИМАНИЕ! «ИНФОРМ- РЕГИОН» В ИНТЕРНЕТЕ Все, кто зайдет к нам по адресу НПр://Ыогт, аШ.ги, откроютдля себя огромный массив ин формации, которую агентство «ИНФОРМ-РВ- ГИОН» получает от 80 корреспондентов, рабо тающих для нас в Рос сии и за рубежом. На сайте - свежая по литическая, экономиче ская и деловая инфор мация из Центра и реги онов. Комментарии на ших обозревателей. Но вости топливно-энерге- Последние новости из коридоров власти и до сье на главных фигуран тов российской полити- Там же можно зара нее ознакомиться с наи более интересными ма териалами, публикуе мыми в ближайшем но мере газеты «Деловой вторник». Так что давайте дру жить и делиться ново- Телефоны: (095) 257- 59-67, 257-59-17. Адрес электронной почты: 1 пГогт@а^ 1 .ги. УМЕЛЬЦЫ «ФЕРРАРИ» ИЗ ИЗБЫ Вот уже несколько лет води тель автоцеха «Северстали» Алексей Смирнов мастерит себе настоящую «Феррари». Недав но смонтировал коробку пере дач, двигатель поставил. Но вот увидят ли череповчане творение мастера? Дело в том, что «итальянка» выросла в деревян ном доме, и, чтобы извлечь те перь ее на свет Божий, придется как минимум выставлять оконные Елена ЖИБОРТ. ЧЕРЕПОВЕЦ. ХОББИ ЗАКОРЮЧКАДЛЯ ИСТОРИИ ДЕД ОСТАВИЛ ПАВЛУ ЛЕПЕНДИНУ ОГРОМНОЕ БОГАТСТВО : 10 ТОМОВ С АВТОГРАФАМИ . ТЕПЕРЬ К РОСЧЕРКАМ ТОЛСТОГО И ЕСЕНИНА ПРИБАВИЛИСЬ ГАФ Т И ПУГАЧЕВА ... у Павла в старом частном от цовском домике на окраине Во ронежа есть десять толстенных альбомов с автографами. Релик- - фамильная. Начало берет ! от двоюродного деда Алек- Григотьевича Кепова, родив шегося больше ста лет назад. Дед был известным архитектором в Курске и ужасно «жадным» до известных, знаменитых людей. Чему свидетельств сотни. Фото Льва Толстого с «живой» роспи сью по-французски, сделанной 20 января 1904 года, Ахматова на фото пишет Кепову; «Что нам разлука - лихая забава, беды скучают без нас. Спьяну ввалит ся в горницу слава, бьет ли три надцатый час...» 26 моя 1966-го за год до смерти. Паша медленно переворочи воет страницы; «Дедушка дружил с Александром Куприным и Сер геем Есениным, о их знакомство началось с обычного автогра фа... Или с Горьким, к примеру переписка началась. Дед ему вы сказал однажды в письме...» Да вот же, читаем; «Вашим именем названы улицы, площади и целый город. Но МХАТ - это, безуслов но, Антон Павлович Чехов...» Со биратель автографов просит пи сателя воспрепятствовать присво- , ению его имени МХАТу блуждал вокруг театров и по ули- Зночительно позже известный цом, катался в метро. Оказалось, вич! Очень Вам признателен Ваше теплое и дорогое моему сердцу воспоминание 0 моем учителе Константине Сергеевиче, гениальном художнике и удиви тельно красивом человеке. Ду маю, что Вы не будете протесто если Ваше письмо венноручно целую страничку, нему. «Неужто меня знаешь?» Юрий каюров даже опешил и Расписался. Вижу - на гс^изонте каждом растрогался тут же, когда на- Егор Кузьмич Лигачев. Протяги- ----------- “ ” — I блокнот. «Нет-нет-нет!..» Ал- . .. Пугачева спросила; «А за чем?» «Просто так». Закрутила мание». вензель, да еще и сердечко нари- Иногда Паша, что называется, совала^ Характеры в каждом аВ- актер Михаил Яншин напишет знаменитости . здесь ,---- ,-------- ..... -л '- ему «Доаогой Алексей Гоигооье- шагу, В магазине «Оптика» опоз- стырно вежливыи мальчишка пои- ваю . ! V а ' ^ г, Ы Н Рвгаи 1 .,о в МОЛ оГо нп члинег «Кпк ТЫмння ло м о п о нал Е ения Матвеева, подзем- мал ег а у ц ; а ном переходе - Николая Сличен- узнал? Ну, брат, спасибо ко, в метро встретил Болтнева, на Арбате удалось прогуляться _ Джигарханяном... Провинциаль- венность импонирует звездам. Валентина Гафта подкарауг дам в музей МХАТо. 23 декабря служебного входа «Современни- 1968 года». Сам Паша Лепендин ка». Высказал ему свое мнение о и не собирался продолжать сбор спектаклях. Вдруг Валентин Иоси- автографов. Где он их возьмет? фович спросил; «Куда после шко- Танцевал в детском ансамбле, а лы поступать, мол, собираешь- здесь с людьми известными, про- ся?» «В школу-студию МХАТ», славленными вряд ли столкнешь- Гафт внимательно посмотрел Появились книги с автографа ми, совместные снимки с Абдуло вым, Дуровым, Ливановым... - Замечательные, добрые, Ц- н I- " ---------- -X' —--------- - ------ -г— - - простые люди... Я очень удивился, Но... Пришел на концерт Ро- парня; «Не надо, Павел. Полома- когда обнаружил, что у меня поя- - - свою компетенцию», тографе. Вицин написал; Заявил Евгению Самойлову вдруг; Труса Павлу!» - и набросал свой «Вы уже в возрасте, а курите...» портрет - один к одному. Виктор Тот в карман за словом не полез; Павлов из Малого - тоже с ав'то- «Я еще когда ты не родился, уже портретом дал автограф... пил водку, но не пил кофе. И до - Так ведь можно собирать до бесконечности. зенбаума в Воронеже с блокно- ешь себе жизнь». Лепендин подол вились автс^рафы, «общие» с на котором по чи^стой слу- документы на факультет журноли- душкиными. Он в конце жизни стики в Воронеже. ------------ - ---- " ” Вообще-то Андрей Мягков дает интервью, " чаиности запечатлен все тот же Розенбаум. Бард, конечно, улыб нулся и расписался. И понеслось! Дело оказалось интересным и азартным, сродни охоте. Павел- ехал в Москву на не- дельку-две, ходил на спектакли, - В принципе - да. Но мне нуж ны автографы только интересных людей, значительных. Я счастлив, что услел познакомиться с Нико лаем Александровичем Анненко вым, который до 100 лет оставал ся на сцене. А вот «Мумий Тролль» гастролировал в городе на днях - зачем он мне? Для экзо тики у меня есть росчерк в альбо- : самого Рахелио Герры из «Бо- Паша Александрой Пахмутовой, Алек- «перехватил» его, когда тот сидел сандром Лазаревым из театра готые тоже плачут». рулем и ждал, когда откроют Маяковского... У Госдумы решил Анатолий СТАРУХИН знай НАШИХ! старый русский ВАСИЛИИПЕСКОВ ЛЮБИМОМУ МНОГИМИ ПОКОЛЕНИЯМИ ЧИТАТЕЛЕЙ РЕПОРТЕРУ СЕГОДНЯ СТУКНУЛО 70 ЛЕТ Названия его книжек звучат так гюосто и естественно, будто человек дышит: «Проселки», «Отечество», «Шаги по росе» . .. Вдох - выдох. Вдох - выдох. Пока дышишь - не з а мечаешь, а вот отними у тебя эту простую радость - и ср а зу станет совершенно ясно, что на свете главное, а что так, наносное , цветы бумажные. Василий Песков умудрился всю свою долгую , без мало го в полвека, журналистскую жизнь писать о главном. Притом, что во все времена, от Никиты Хрущева до Бори са Ельцина, большой политики и любых лозунгов сторо нился и чурался, как дурных болезней. Лауреат всех мыс лимых и немыслимых премий, государственных и даже л е нинских, он , пожалуй, единственный из всех классиков оте чественной журналистики, кому не надо стесняться ни од ного принародно сказанного слова. Пролистайте все под шивки «Комсомолки» с лесковскими статьями, все его кни ги - и ничего там не состарилось, не обветшало, не зане слось из другой эпохи случайным ветром. Как же так по лучилось? Вопро с трудный, а ответ простой. Самоучка Песков, не окончивший университетов и партшкол, всегда умел и сейчас умеет видеть лишь то, что действительно интерес но миллионам читателей. Такой вот талант... Сегодня, в его 70-й день рождения, снова посыплются юбилейные слова восхищения его бодростью, жизнелю бием, мудростью и мастерством. А нам бы, его коллегам и почитателям, охрипшим в сегодняшней журналистике от возгласов и проклятий, срывающимся то на визг, то на лай, усвоить главный лесковский урок: не все громко, что орется. Говори потише, но так, чтобы стыдно не стало, когда попадутся твои строки кому-нибудь на глаза лет эдак через тридцать. Валерий СИМОНОВ. Здесь Василий Михайлович во всей красе Учредитель и Издатель Агентство деловой информации Генеральный директор Главный редактор Редакционный совет; Распространяется в качестве приложения к газетам; ©«Деловой вторник». Перепечотко бе «Трибуна», «Труд», «Рабочая га «Ставропольскг-’ — «Тамбовская «Рабочийкрай»(Иване Ф.Сизый. В.Симонов. П.Вощанов, И.Елков, С.Заворотный, В.Качурин, Д.Кулик, М.Морозов, К.Сорокин. 125880, ГСП, Москва, А-137, ул. «Правды», 24, 5-й этаж. Телефон/факс для справок: (095) 257-56-95, 257-59-17. Телефон/факс отдела рекламы: (095) 257-58-46. Е-та!1: уТогп1к@ас1!.ги ониематериалов тел./фокс (095) 257-58-46, о), «ИТАР-ТАССЭкпресо (США, Конодо, Турд^я], «Городежиевести»(Волгаград|, «Носмену!»|катерин6уЕг1, .Архонгельс»(АрхонгельскГ.ВояьнояКубань»(Кррснодар!, «Северин »1Уфа|, «Волжаоякоммуна»(Самара), «СоветскийСахалин»(Южно-Сахалинск),«Коммуна»(Воронеж),«Северныйкурьер»(Карелия),«Курскаяправда»(Кура), «Колининфсиаснп[ сга»(Нмскоди^!, |Фелгор 1 ^ская^равда»|Ьелгород),^ПодмосковныеИз^^ия»(Моаоаская|^лааь),^«Орловскаяправда»(0^), «Беаник-НашаПенз^» и»(^Новгород), «Новс Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, г. Липецк, ул.Московскоя, 83. Общий тираж 2.721.065 экз. Цена - бесплатно. д..атерин6ур) к ск» ^хангельск), кВо а ) ный к , а » н . о в ш » В « е да и » о т Кум! Ку а теще равда»Копинингрс веа в об , Ор^ В а Педза), «пашевремя»(Роаов-на-До* я*(Омск), «КомсомолецКоспия»(Астрохонь), «Воаочно-Сибирскояправда»(Иркутск), «Челябинскийрабочий»(Челябинск),
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz