Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

14 м а р т а 2 0 0 0 г . , N 5 51 (21179 ) Ш ИП БЦКЛЯ •'Ж газета 1-) а ОБРА ЗОВАНИ Е К А К С О Х Р А Н И Т Ь Р У С С К У Ю Ш К О Л У ? Отечественное образование, его богатые традиции и общепризнанные д о ­ стижения во многом определяли еще недавно статус нашей страны как вели- ( кои державы. Когда ру сские первыми вышли в космос, завоевали прочные по­ зиции в ключевых областях науки, заграница всерь ез заинтересовалась р о с ­ сийским, а тогда еще советским опытом обучения и воспитания. Однако в по с ­ ледние годы, в условиях непрекращающегося кризиса и безжалостной инфля­ ции, тотальной, а то и просто оголтелой переоценки ценностей, в с е чаще при­ ходится задумываться о том, как сберечь прежние завоевания в этой сфере , которая может стать, д а уже и стала жертвой духовного и нравственного обни­ щания общества. И при этом, сохраняя основы, не отставать от требований нового времени. Чему и как сегодня учить детей в школе? В какое русло направлять воспита­ тельный пр о ц е с с ? Каким должен быть педагог? Эти вопросы волнуют каждого, в первую очередь , естественно, тех, кто непосредственно занимается пробле­ мами образования профессионально. Наш сегодняшний соб еседник — ректор Липецкого института усовершенствования учителей, заслуженный учитель РФ, доцент Юрий ИСАЕВ. Незадолго д о встречи с ним началось острое обсуждение проекта националь­ ной доктрины образования, а министр Владимир Филиппов подтвердил, что пе ­ реход на 12-летнее школьное обучение будет реализован. Неудивительно, что беседа с Юрием Исаевым сразу же коснулась этих намерении и планов. —Вцелом эти документы, на мой взгляд, разработаны как раз в русле традиций оте­ чественной школы, с учетом I мировых тенденций в разви- " тии образования. Они необхо­ димы. Мне кажется очень важным, что доктрина четко определяет приоритетную цель: воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государст­ ва, где уважаются права и свобода личности. И второе: в документе устанавливается поэтапное увеличение объ­ емов финансирования систе­ мы образования в целом и оп­ латы труда педагогических работников в частности. Не стоит объяснять, какое это имеет сегодня значение. Теперь о двенадцатилетке. В чем ее плюсы? Прежде все­ го, речь идет о сохранении здоровья детей. Изменение сроков обучения позволит снизить ежедневную школь­ ную нагрузку, примерно на двадцать процентов сократить учебные программы. Напом­ ню читателям: сегодня толь­ ко 10% выпускников школы считаются здоровыми. Далее. В отечественной школе содержание образова­ ния не обновлялось на протя­ жении нескольких десятков лет. Все это время просто до­ полнительно вводились новые предметы. В результате — разбухание учебного плана. '^'Концепцией.же'пйёДу:с но включение в те или иные курсы новых разделов и ис­ ключение устаревших, введе­ ние в 11-12 классах профиль­ ного обучения. Наконец, пересматривает­ ся роль учителя, причем осо­ бый акцент делается на лич­ ностно-ориентированное обу­ чение. - Споры о достоинствах и недостатках этих двух проек­ тов вполне понятны и неиз­ бежны. Но не надо забывать: пока мы, в сущности, имеем дело с декларациями о наме­ рениях. Еще нет никаких за­ конов, нормативных докумен­ тов, а учебные планы, про­ граммы и учебники не успе­ ли претерпеть изменения. Так что сегодня о многом прихо­ дится гадать, ряд положений каждый толкует на свой лад. Допустим, некоторые уважа­ емые ректоры вузов считают, что основная задача школы — подготовка ученика к поступ­ лению в университеты и ин­ ституты. Мне кажется, это принципиально неверно. Ус­ тановка на получение знаний, необходимых исключительно для вступительных экзаме­ нов, обедняет личность ребен­ ка. Задача гораздо шире и сложнее: школа формирует людей разносторонних, гар­ монично развитых, готовит их, прежде всего, к жизни, а не к абитуриентским испыта- —Ивсе-таки, что, на ваш взгляд, из традиций россий­ ской и советской школы на­ иболее ценно? Чтонужно сбе­ речь? Ачтотребует пересмот­ ра и обновления? —Что сберечь? Огромный опыт поформированию глубо­ ких и прочных знаний. Опыт по их трудовому и патриоти­ ческому воспитанию, а также по методической организации урока. Возьмите, допустим, блестящие эксперименты ли­ пецких учителей на рубеже 50-60-х годов, вошедшие в арсенал российской педагоги­ ки! Вместе с тем определен­ ные издержки были связаны с жесткой идеологизацией, подчас в чисто пропагандис­ тском ключе. Чрезмерное еди­ нообразие программ и учебни­ ков сковывало творческую инициативу педагогов; Преоб­ ладал авторитарный подход к организации учебно-воспита­ тельного процесса. Да и сама история отечественной педа­ гогики изучалась, а главное —учитывалась нами не в пол­ номобъеме. Многие имена вы­ дающихся деятелей замалчи­ вались, упоминались вскользь. А ведь идеи многих из них значительно опереди­ ли эпоху, но привлекли вни­ мание лишь сейчас. Назову хотя бы имена Каптерева или Гессена. Вдумаемся в слова последнего о коллективной личности народа: «Выводя единую школу из права лич­ ности на образование, мы оп­ ределили главную ее задачу как предоставление каждому соответствующего его дарова­ нию образования. Однако та­ кое ограниченное рамками от­ дельного человеческого инди­ вида понимание единой шко­ лы слишком узко. Ограждая линность.человека, оберпечи- . вая ем,у-.соответствущщее.его дарованию образование^ еди­ ная школьная система созда­ ет тем самым также коллек­ тивную личность народа». Разве это не актуально в наше время! А сказано-то было в 1923 году... Теперь о новых тенденци­ ях. Решающая из них, по мо­ ему мнению, —демократиза­ ция школы, отказ от педаго­ гики авторитарной во имя пе­ дагогики гуманистической. Да, потребуется пересмотр устоявшихся взглядов и представлений. Учитель до­ лжен суметь, наконец, уви­ деть в воспитаннике лич­ ность, а не среднестатисти­ ческую единицу. Личность неповторимую, с уникальным набором желаний и возмож­ ностей. Вера в ребенка, в его творческие силы и способнос­ ти —это суть философии згчи- теля-гуманиста. Фундамент педагогики сотрудничества и развития —личностный под­ ход к обучению. Мало дать ученику только знания по предмету. Нужно понять внутренний мир ребенка. Най­ ти эффективные, нестандарт­ ные средства педагогическо-, го воздействия на него. Со- ’ здатв условия и стимулы, по­ буждающие его самостоятель­ но добывать знания. Здесь принципиальное отличие в работе современного учителя от учителя, скажем, 80-х лет. — Как в связи с этим телей? ] в первую очередь? — Идет систематическое обновление содержания про­ грамм по повышению квали­ фикации. Сегодня учителю предлагается на выбор более 100 программ. Среди них мно­ го авторских, составленных сотрудниками кабинетов и ка(^др института. Курсовая подготовка дифференцирова­ на: начинающие учителя за­ нимаются по одним програм­ мам, учителя высшей катего­ рии — по другим. Памятуя о вариативном обучении, придаем большое значение проблеме школьных учебников. Наш институт за­ ключил с тремя крупнейши­ ми российскими издатель­ ствами — «Просвещение», «Мнемозина» и «Дрофа» — договорына поставку их учеб­ ной продукции. Это позволя­ ет анализировать каждый учебник, каждую программу и давать педагогам необходи­ мые рекомендации по их при­ менению. Один из наших приорите­ тов —совершенствование пси­ холого-педагогической куль­ туры учителя. Кризис весь­ ма усложнил дело. Трудно стало приобрести специаль­ ную литературу, выписывать периодические издания, обме­ ниваться опытом с коллегами. Это обедняет профессиональ­ ную культуру педагога. Как тут помочь? Мы разработали программы, позволяющие,по­ лучить дополнительные зна­ ния по психологии и педаго­ гике. Они предусматривают возможность выбора тех заня­ тий, что в большей степени со­ ответствуют потребностям конкретного, учителя. Тесно сотрудничаем с ведущими специалистами по педагогике и психологии. — А насколько близки ваши контакты с вузами об­ ласти, ну например в акти­ визации регионального кра­ еведения, реализации проек­ та «Русской школы»? — С учеными липецких вузов мы проводим различные научно-практические конфе­ ренции. Так, в начале февра­ ля нынешнего года в Усманс- ком педагогическом колледже интересно прошла конферен­ ция по непрерывному образо­ ванию. Она готовилась облас­ тным Департаментом образо­ вания и науки. Липецким и Елецкими пединститутами и нами. Наши специалисты пос­ тоянно привлекаются к рабо­ те с руководящими кадрами школ на факультете повыше­ ния квалификации ЛГПИ. Несколько лет назад у нас открылся кабинет региональ­ ной культуры. Совместно с кафедрой гуманитарных дис­ циплин он повышает уровень учителей, занимающихся ре­ гиональным краеведением. Сотрудничаем с областным краеведческим музеем, уче­ ными, специализирующими­ ся по историческому, геогра­ фическому и литературному краеведению. Издан солид­ ный педагогический краевед­ ческий альманах «Липецкая школа» под редакцией Влади­ мира Тонких и Василия Ша­ хова с участием ведущих со­ трудников ИУУ. Разработаны и изданы учебники — хрес­ томатии по краеведению Ли­ пецкой области, методичес­ кие пособия и тематические планы. Унас открыта лаборатория «Культурно-образовательная среда Липецкой области». В ней под руководством про­ фессора Евгения Белозерцева работают ученые из Елецко­ го педагогического институ­ та. Они исследуют и публи­ куют материалы по духовной культуре нашего края, изу­ чают педагогическое насле­ дие выдающихся деятелей российской школы, развива­ ют идею «Русской школы». Вообще же проблемами «Русской школы» наш инсти­ тут занимается семь лет. На­ чинали совместно с хлевен- скими педагогами в ходе эк­ сперимента «Принцип наро­ дности как основа обучения и воспитания учащихся». Ис­ ходная его посылка: образо­ вание и воспитание должны быть национально ориентиро­ ванными. Современная рос­ сийская школа обязана дать детям глубокое знание родно­ го языка, отечественной ис­ тории, русской литературы, основ русской национальной культуры. Как прекрасно ска­ зал великий русский философ Иван Ильин: нужно «чтобы дети молились и думали рус­ скими словами, чтобы они почуяли в себе кровь и дух своих предков и поняли бы любовью и волею всю исто­ рию, судьбу, путь и призва­ ние своего народа, чтобы их душа отзывалась трепетом и умилением на дела и слова русских святых, героев, гени­ ев и вождей». . ,..,1 — -Но как-ЭТО осущес­ твить? Разброд в обществе оборачивается в школьном деле ослаблением воспита­ ния гражданских качеств учащихся? Как нейтрализо­ вать тот разрушительный негатив, который обрушива­ ется на детей за пределами ишкольно- ЛОВУШКА Р Я АДВОКАТА го воспитания? —Это действительно тре­ вожный вопрос. Не может не беспокоить тот чудовищный поток лжи и пошлости, что отравляет души и детей, и взрослых с телеэкранов, со страниц многих газет, да и из уст иных государственных мужей. Юным особенно труд­ но противостоять растлеваю­ щему влиянию неправды, на­ стойчивому выпячиванию ни­ зменных сторон жизни. Ведь что происходит: никогда в России личная жизнь челове­ ка не становилась предметом бесцеремонного публичного обсуждения. Сегодня же ин­ тимные подробности смакуют­ ся на телеканалах. А проник­ новение в молодежную среду наркотиков? Все это деформи­ рует сознание учеников, ка­ лечит их тело и душу. Какой же из наркомана гражданин? Что нужно делать? Думаю, в решении этих проблем долж­ ны быть задействованы все здоровые силы общества. Большая ответственность ло­ жится, конечно, на семью, где закладываются основыформи­ рования ребенка как личнос­ ти. Очевидно, к работе долж­ ны быть подключены детс­ кие, юношеские организации и движения, в рамках кото­ рых можно увлечь ребят ум­ ными, добрыми практически­ ми делами, способными про­ являть в молодых людях их творческое начало, доброту, честность, внимание к окру­ жающим, любовь к людям и своей стране. Наверное, не обойтись и без участия церк- —Вы заговорили о церк­ ви, о вере. А у вас не вызы­ вает опасения все более ак­ тивное подключение к воспи­ тательной работе религиоз­ ных деятелей и организаций различного толка, весьма далеких от традиционной церкви? Слишком уж‘много доброжелателей сегодня оби­ вают пороги школ, коллед­ жей, вузов... —Видите ли, в жизни об­ щества есть явления, с кото­ рыми нельзя не считаться. Среди нас есть люди верую­ щие, неверующие и богоис­ катели, которые ищут свой путь к вере. Это — и взрос­ лые, и дети. В образователь­ ных учреждениях на это не­ льзя закрывать глаза. Обра­ зование — тот светильник, который помогает людям найти себя, не перепутать ис­ тинное и мнимое. Что каса­ ется веры, религии учений, то каждый народ историчес­ ки сделал свой выбор. Для России культуро- и державо­ образующими стали право­ славие и ислам, в меньшей мере — иудаизм и буддизм. В нашем же регионе боль­ шинство верующих — пра­ вославные. Полагаю, появле­ ние заезжих миссионеров в данном случае ничем не оп­ равдано. Тем более, когда эти миссионеры стучат в двери школы. Чтобы в этом отно­ шении не было манипулиро­ вания и спекуляции, необхо­ димо, чтобы основы религии преподавались людьми знаю­ щими, ответственными. И вполне закономерно, если в традиционно православном регионе вместе с педагогом о национальной вере будет говорить детям православный священник. Тем учителям, родителям, детям, кто хотел бы глубже разобраться в пра­ вославии, надо, конечно же, такую возможность предоста- Но наряду с традицион­ ными конфессиями в нашей стране есть много различных религиозных направлений, сект и организаций, в том числе существующих у нас сотни лет. Я отношусь лояль­ но к тем из них, которые не запрещены законом, не явля­ ются агрессивными, деструк­ тивными, тоталитарными, не используют Специальных ме­ тодов психологической обра­ ботки людей. Но в этом нуж­ но уметь разбираться работ­ никам образовательных уч­ реждений. К сожалению, многие из них зачастую не обладают необходимой подго­ товкой. Поэтому я бы посо­ ветовал избегать опрометчи­ вых контактов со всякого рода «прощ?ведниками» и тем более .не .торопиться откры­ вать перед ними двери школ. А положительная роль ре­ лигии, религиозной нрав­ ственности для русского че­ ловека, тем более в духовно­ нравственном воспитании де­ тей, неоспорима. — Что вас особенно тре­ вожит в современномшколь­ ном образовании? Можно ли рассчитывать на реальное улучшение положения дел в этой сфере в ближайшее вре- — Тревожит состояние финансирования системы об­ разования. Уже никого не удивляет то, что школы годня расслаиваются по ма териальному признаку на бед­ ные и богатые. Нормативное обеспечение учебных заведе­ ний повисло в воздухе. А за­ работная плата учителей, которая вот уже полтора года находится ниже официально­ го прожиточного минимума" Такого не было даже в воен ное лихолетье... К чести мес тных властей, положение ли Пецкого учительства вс удается облегчить. Умень шились долги по зарплате на двадцать процентов увели чена ставка преподавателя, области строятся новые ши лы, реконструируются ста рые здания, учебные заведе ния в большинстве своем Однако в целом система образования нуждается в го­ раздо более серьезной под держке в масштабах всей страны. Все призывы к ее многоканальному финансиро­ ванию будут обречены на не­ удачу, если государство на словах, а не на деле будет за­ ниматься нуждгши школы. Беседовала Елена ТАРАВКОВА. КАЛЕЙДОСКОП ПЕСОК СО ВСЕГО СВЕТА ^ Десять лет исполнилось единствен- :ному в мире музею песка, расположенно-' му во французском городке Шато д’Олон.- Сейчас здесь находится около 5.000 «проб» песка. Представлены «экспонаты» из самых . различных уголков мира —с вулкана Стром--: ^|боли, с вершины Великой Китайской сте-' шны. Недавно экспозиция пополнилась пес­ ком из бухты, где, как считают ученые, впер-я вые^высадился в Америке Христофор Ко-ш ФРУКТОВЫЕ ЧАСЫ Настоящие электронные часы, пита-- ^:>;ющиеся от энергии фруктов, разработала одна из австралийских фирм. Два электро­ да, один из меди, другой из цинка, втыка­ ются в яблоко или апельсин. Электроды, со- - -единенные через сок фруктов, выполняю-: щего роль кислоты, дают небольшой элек-- ::;::трический ток, но его достаточно для ча~, ;;!;сов. Предполагается даже серийное про--, изводство фруктовых часов, сообщает ав- ^:стралийская газета «Сидней морнинг ге­ ральд». щ С КЕМ ЛУЧШЕ ОБЩАТЬСЯ? Весьма любопытными оказались дан-' ные опроса, проведенного Европейским фи­ лиалом Института Гэллапа среди владель­ цев персональных компьютеров десяти' ::-!:Стран Европы. Так, в Испании рекордное число опрошенных —45 процентов —пред-; »почитают «общение» с компьютером ветре- - чам с любимым человеком. Среди францу- жзов этот показатель составил 36 процен-, ■^тов. Третье место со значительным отста-1 ' ванием заняли англичане — 11 процентов. , , А замыкают десятку граждане Греции —все-- ^го 3 процента. щ А ЛЕОНАРДО - ЛУЧШЕ; ж Вскоре вновь появится на экране аме­ риканская звезда Кейт Уинслет, сыгравшая, :|;1главную героиню в знаменитом «Титанике».- В картине «Священный дым» она играет жен-'- : 1 щину, накрепко попавшую под влияние гуру-ё: .экстрасенса. И никто не может ее спасти,^ разве что актер Харви Кайтел —в роли боль- ш ' шого специалиста по экстрасенсорике, ко-- цторого специально посылают на выручку^ несчастной героини. «Эта роль, наверное, ::!:самая трудная из всех, что были у меня рань-:;:: ; ше», — призналась актриса в интервью га- - жзете Nе^V Уогк ОаИу Бежв. Ш Что касается ее воспоминаний о «Тита-: нике», то на вопрос о Ди Каприо, она сооб­ щила, что это —незабываемая для нее кар-- ^тина, и незабываемый партнер. «Мы то и:;.: дело звоним пруг другу. Провести семь ме- -^сяцев в такой близости, а потом расстать- ' ся и никак дру г с другом не контактиро­ вать — просто невозможно. Думаю, что мы ,'с Лео всегда будем близкими друзьями». Конечно, ведь Леонардо —это не какой- то там маньяк-гуру! И спасаться от Ди Кап-' :^:рио вряд ли кто из представительниц пре- шкрасного пола захочет. ш СКОЛЬКО в МИРЕ «ПОДСОЛНУХОВ»: «Естественным звеном в эволюции» работ Винсента Ван Гога из серии «Подсол- ::::нухи» признано полотно, принадлежащее японской страховой компании «Ясуда ка- сай». Картина великого голландского жи­ вописца была приобретена японской ком­ панией в 1987 году на аукционе СНг!811е’5 - почти за 40 миллионов долларов и поме­ щена в собственный музей в Токио. ~ В 1997 году1йЫт1ритетная газета к п Меж- грарег вызвэЛВ грандиозный скандал, вы­ сказав на своих страницах сомнение в под-,- линности приобретенного японцами полот- . на. Экспертиза картины, связаннВ|х с ней документов и фактов, проводившаяся по по­ ручению Музея Ван Гога в Амстердаме из­ вестным германским искусствоведом Ро- ' ландом Дорном, позволила установить ее, подлинность. Теперь, как сообщил музей вщ Амстердаме, в мире известно уже семь под- -, линных «Подсолнухов» голландского живо- ОКО ЗА ОКО Животных обижать нельзя. К сожа-:;;: лению, эта простая истина «доходит» не до :<щсех. Например, житель города Дубай в Арабских Эмиратах имел свою верблюди- : цу. Верблюды, как известно, от рождения ' являются животными весьма гордыми и сво- - енравными, особенно, если это самка, да !;;;еще в брачный период. ш Так вот, Мухамед Ак-Солим периодичес-; ::;:ки «отводил душу», наказывая верблюдицу. После очередного измывательства она' ::::схватила своего «повелителя» за шиворот,, сжала челюсти и стала колотить его голо-' вой о металлический барьер. «Месть» про­ должалась до тех пор, пока Мухамед не- :'^потерял сознание. щ ■ш Вызванная соседом, ставшим очевидцем, поединка характеров, «скорая» спасти жизнь' основательно избитому хозяину верблюди-^, цы не сумела. Рассказав об этом печаль-" ном происшествии, газета «Аль Баян» при- ' '::вела комментарий сотрудника зоологичес- , кого парка в Дубае, который дал xозяевам^ .^верблюдов казалось быочевидную рекомен-: дацию: не обращаться с ними жестоко. ЧТОБ ИХ "ПРОНЕСЛО"; щ Издеваться безнаказанно над учите- 1 ; лем позволено пока лишь российским! школьникам. В других же странах дело об-, стоит иначе. Например, две ученицы из’' :.^средней школы американского городка ' Халл приготовили несколько пирожков со. «слабительным и оставили их в кафетерии-- ' для преподавателей. Восемь педагогов по-- кпались на приманку. Ну, а девушки угодили!1 1ПОД суд. II (ЭКСТРА-ПРЕСС).^ Вдо Е / е / Ю БЫ ТИ Е 'ПОРТИВНОЙ ~^ЕДЕЛИ ЧИ ТА Я С Т А Р Ы Е А Р Х И ВЫ : ПРОДОЛЖ ЕНИ Е СЛ ЕД УЕТ . . . в нач ал е двадцаты х г о д о в ли п е ц к им чекистам у д а л о с ь выйти на с л е д и обезвредит ь б ан д у Ем ел ьян а Дятлова , к о ­ торая д о л г о е вр ем я граби ла эш е л о ны на участке ж е л е з н о й д о р о г и м еж д у Л и п е ц к ом и Г р я з я м и . С ам «крестный отец» бы л взят с поличным п ри о ч е р е д н ом налете. В с л е д з а з а ­ д е рж а н и ем нач ало сь следст вие . ный в Липецке адвокат Устинов. Ад­ вокатской практикой он занимался еще в дореволюционные времена и хорошо набил руку на развали­ вании уголовных дел в интересах своих подзащитных. Клиенты у него были на подбор — все как один из состоятельных купцов и чиновников. После Октября Устинов остался верен своей профессии и прежней клиентуре. Его появление в здании ЧК ни­ кого не удивило: видно, запахло крупным гонораром от очередного подследственного. Так и оказалось. Прямо с порога Устинов заявил, что по поручению коллегии адвокатов он принимает на себя защиту Емельяна Дятлова. Удостоверив­ шись, что со стороны следователя Все время, пока следователи проводили допросы и собирали доказательства о «подвигах» Емельяна, его многочисленная богатая родня без дела не сиде­ ла. В ЧК потянулись ходоки с од­ ной и той же просьбой — «по-че­ ловечески отнестись к судьбе Дят­ лова». При этом все приватные разговоры и увещевания ро­ дственников неизменно заканчи­ вались обещаниями по-царски отблагодарить следователя. Вскоре ходоков уже переста­ ли пускать на порог ЧК. И тогда родственники Дятлова решили действовать иначе. Когда следствие уже близи­ лось к концу, в кабинет следова­ теля липецкой ЧК вошел извест- нет возражении к его персоне, ад­ вокат стал интересоваться матери­ алами следствия. Показав свою лояльность но­ вым властям и в то же время тон­ кое знание своего ремесла, Усти­ нов удовлетворил свой первона­ чальный интерес и, любезно поп­ рощавшись, удалился. С тех пор он стал частым гостем в уездной ЧК. Однажды Устинов в один из воскресных дней без предупреж­ дения пожаловал прямо домой к следователю. Начал адвокат изда­ лека. Завел разговор о жаре, о по­ годе, затем — о тяжелых време­ нах. И уже в самом конце осто­ рожно заметил о том, как тяжела и неблагодарна работа следова- Разговор о Дятлове адвокат начал, глядя прямо в глаза моло­ дого следователя. Намекнув на богатых родственников подслед­ ственного, он предложил посодей­ ствовать в смягчении его участи. За эту услугу пообещал щедрое вознаграждение. Такого разговора следователь никак не ожидал, но вида, что пред­ ложение собеседника ему непри­ емлемо, не показал. Расстались, внешне довольные друг другом. Очередная встреча и более пред­ метный разговор должны были со­ стояться через день. На следующее утро о предло­ жении взятки следователь расска­ зал своему руководству. Взвесив все «за» и «против», чекисты ре­ шили вывести нечистоплотного ад­ воката на «чистую воду». Рассуди­ ли так: наверняка Устинов сумел хапнуть у родстве^:ников Дятлова солидный куш для подкупа следо­ вателя. Большую часть, естествен­ но, он присвоил себе, а малуючасть передаст чекисту. Если следователь откажется, Устинов все заберет себе, а Дятловым скажет, что в ЧК деньги взяли, но ничего не смогли сделать. Куда полезнее полученные о;г хапуги деньги обратить в доход государства. Поэтому взятку решили «при­ нять», и чтобы не было разгово­ ров, при свидетеле с соответству­ ющим документальным оформле­ на следующий день адвокат явился в кабинет следователя в строго назначенное время с пух­ лым свертком под мышкой. Увидев постороннего сотрудника в кабине­ те, Устинов насторожился. Его пос­ пешили успокоить — вдвоем будет проще посодействовать вделе Дят­ лова. Этот довод показался Усти­ нову резонным. Затем адвокат положил свер­ ток на край стола и негромко про­ изнес: — Это вам родственники Дят­ лова просили передать небольшой подарок. Деньги в свертке оказались не­ малые — за голову бандитского атамана были готовы платить сколько потребуется. Не успели чекисты опомниться, Устинов учтиво попросил написать расписку, якобы для отчета перед родственниками клиента. Неожидан­ ный ход адвоката чекисты оценили сразу: хочет иметь у себя на руках компромат для решения подобных дел в будущем. Но решили играть до последнего. Следователь, ничуть не сму­ тившись, стал писать необходимый документ. Другой чекист деловито начал пересчитывать ворох купнор. Оба закончили почти одновремен­ но. Осталось только подписать — бумага легла перед адвокатом. Прочитав ее, Устинов замет­ но побледнел. Перед собой он увидел не расписку в получении денег, а... акт о даче взятки сле­ дователю. Адвокат, поняв, что по­ пался, стал юлить и оправды­ ваться. Весь его доброжелатель­ ный тон как ветром сдуло. От не­ ожиданности он совсем обмяк и послушно подписал акт. Потом ему пришлось признаться и в том, что взял у родственников Дятлова в два с половиной раза больше, чем пытался всучить че­ кистам. Вскоре Устинов стараниями че­ кистов был с треском выгнан из коллегии адвокатов. А вслед за ним на полную катушку получил свой срок и его подзащитный — Емельян Дятлов. Сергей КОНСТАНТИНОВ. мриросиско- пшекой ЧЕКАНКИ Минувшая семидневка была весьма бо­ гата на успешные выступления липецких спортсменов в соревнованиях самого высо­ кого ранга, так что затруднительно опреде­ лить последовательный рейтинг событийнос­ ти. Поэтому объективности ради начнем наш традиционный обзор-комментарий с очеред­ ного успеха молодого хлевенского снайпера Антона Ермакова, тем более, что он совсем недавно был уже героем одной из спортив­ ных недель. Тогда наш земляк отличился в Мюнхене на международном турнире, уста­ новив высшее мировое достижение для юни­ оров в стрельбе из малокалиберного писто­ лета и посвятив этот рекорд юбилею своего тренера Александра Никулина. На этот раз Антон сделал оригинальный подарок своей маме: в день, когда она, как и все женщи­ ны-россиянки, отмечала праздник 8 марта, ее сын, лидер стрелкового спорта области, в составе сборной команды нашей страны на том же олимпийском стрельбище в Герма­ нии завоевал серебряную медаль чемпиона­ та Европы. С «серебром», и тоже в самый канун жен­ ского праздника, возвратилс| из Таганрога и известный липецкий штангист мастер спорта международного класса Вячеслав Осипов. Выступая там на помосте Всероссий­ ской Академии тяжелой атлс ики, возглав­ ляемой легендарным Давидом Ригертом, наш землякугяжеловес стал вторым призером чемпионата страны в своем «коронном» уп­ ражнении — рывке. А еще Вячеслав заво­ евал бронзовую медаль в сумме двоеборья, подняв в общей сложности гигантский вес — 385 килограммов. При этом надо отме­ тить, что липецкий динамовец потеснил с пьедестала почета и не позволил попасть в тройку призеров таким именитым богаты­ рям, как серебряный медалист Олимпийс­ ких игр, заслуженный мастер спорта Сер­ гей Сырцов и обладатель бронзовой награ­ ды чемпионата мира Александр Венков из Москвы. Успех липчанина на турнире сильнейших отечественных штангистов вдвойне ценен тем, что, во-первых, это был, фактически, его дебют на столь ответственных соревно­ ваниях после прошлогодней травмы руки. К тому же Вячеслав, за время лечения на­ бравший лишний вес, вынужден был впер­ вые в своей спортивной карьере выступать в весовой категории до 105 килограммов, где каждый й5 осцовных конкурентов оказался чуть ли ни на полпуда тяжелее его. И, на­ конец, не забывая о только что зале'^нной травме, Осипов и его тренер Владимир Сав­ ченко для первого после болезни старта были разумно осторожными и не форсировали взя­ тие предельно возможных для Вячеслава весов* так как впереди у него еще целая се­ рия предолимпийских отборочных турниров. В целом можно смело говорить о неплохих олимпийских перспективах нашего тяжело­ атлета. Среди других заметных спортивных со­ бытий минувшей недели выделяется некото­ рой даже сенсационностью «ротация кадров» в руководстве ХК «Липецк»: в пятницу пре­ зиденту клуба Александру Коробейникову, а затем и игрокам команды был представлен новый главный тренер — мастер спорта из Самары Валерий Иванов. К числу именитых и даже просто известных его не отнесешь: в последнее время он был в этом волжском го­ роде всего лишь наставником юношеской команды, хотя в Федерации хоккея его ха­ рактеризуют как достаточно опытного и пер­ спективного специалиста. Эти отзывы Вме- рий Иванов, надо полагать, будет стараться подтвердить, возглавляя ХК «Липецк» в на­ чинающемся переходном турнире между клубами-лидерами высшей и командами-аут- сайдерами суперлиги нынешнего чемпиона-' та страны по хоккею с шайбой. Что же касается массового физкультур- . но-спортивного движения, то к разряду за­ метных на прошедшей неделе можно отнес­ ти необычный шахматный турнир на звание чемпиона областной администрации. После многодневной интересной и бескомпромис­ сной борьбы^среди четырнадцати лучших шахматистов аппарата администрации еди­ ноличного обладателя почетного титула вы­ явить не удалось: первое место с шестью оч­ ками поделили советник вице-губернатора Валерий Зибров, депутат областного Совета на постоянной основе Владимир Панченко и консультант одного из структурных управ­ лений Юрий Белянин. Так что в ближайшее время, видимо, им придется звание чемпио­ на администрации области разыграть меж­ ду собой в дополнительном мини-турнире. Геннадий СОЛОВЬЕВ, спортивный обозреватель «Липецкой газеты». Ш Ж Р О С С И И ..и БЕТОН с ЖЕЛЕЗОМ БЫВАЮТТЕПЛМЫИ Недавно в детском саду №99г. Липецка был большой праздник — коллектив отмечал 25-ле- тие своей работы. Все эти годы судьба дошколь­ ного учреждения была неразрывно связана с заводом «Железобетон». Даже в середине де­ вяностых, когда предприятие стало акционерным обществом, здесь не пошли по пути большин­ ства фирм, переваливших всю социальную сферу на плечи городских властей. Несмотря на эко­ номические неурядицы, садик не оказался на пол­ ожении пасынка. Мало того, генеральный ди­ ректор ОАО «Железобетон» Николай Горевалов делает все возможное, чтобы и питание у дети­ шек было получше, и заработная плата у воспи­ тателей была повыше, чем в муниципальных до­ школьных учреждениях. ...И недаром детский сад № 99 считается одним из лучших в городе. Немалая в том за­ слуга ветеранов — Зинаиды Вишняковой, Вален­ тины Подхалюзиной, Антонины Елистратовой, Нины Банниковой, Валентины Подзоровой и мно­ гих других. Это они хранят традиции, передают опыт молодежи. Нельзя не сказать и о том, что в садике уже много лет действуют музыкально-фольклорный кружок «Капелька», цирковая студия «Солныш­ ко», кружок художественного труда «Пчелка». Неудивительно, что детский сад № 99 является базовым дошкольным учреждением института усовершенствования учителей. Перенять опыт, поучиться мастерству приезжают сюда педаго­ ги со всей области. ...В юбилейный вечер много было сказано теплых слов в адрес заведующей Нины Сотни­ ковой и всего педагогического коллектива. А генеральный директор завода «Железобетон» Николай Горевалов подарил садику телевизор, видеомагнитофон и музыкальный центр. Блес­ нули талантами и воспитатели, подготовившие настоящий праздничный концерт. Остается лишь по-хорошему позавидовать коллективу детского сада №99 и высказать над­ ежду на то, что если есть в нашей неустроенной жизни такие островки тепла, значит, не все еще потеряно в России... Сергей КИБАЛЬНИЧЕНКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz