Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

П января 2000 г., № 4 (21132) Ш ИП ЕЦКАЯ я/Ж г а з е т а V!? За два предыдущих ежегодных показа пародийных «Звезд» в акаде­ мическом театре драмы им. Л. Н. Тол­ стого зритель достаточно привык к тому, что это, в основном, пересмеи­ вание эстрады, отечественной и за­ рубежной. Новейший новогодний спектакль «Звезды! Звезды? Звез­ ды...», созданный режиссером Еле­ ной Олениной, привнес, однако, не­ что неожиданное. Он состоит из четырех блоков; кло­ унада, балет, опера и только потом эстрада. Уже интересно! Я видел его в зале, до отказа заполненном школь- тисты выстроили для этой аудитории очень убедительный сюжет. • Сначала они "заманили" школь­ ников вступительным номером и эда­ кой танцевальной сентиментальной пантомимой про девушку, которая чуть было не предпочла клоуна с од­ ним шаром клоуну с целой их связ­ кой. Затем «копнули» несколько глубже, придумав вообще-то несу­ ществующий балет под названием «Дюймовочка» на музыку Вивальди. Здесь солист с солисткой то и дело не могли согласовать движения, спо­ тыкались, падали и т. д. Разумеется, не обошлось без демонстрации глав­ ных ритуалов балета —чувствитель­ ных жестов и поз, сольных выходов, изысканных поклонов публике. Тех­ ника артистов, понятно, оставляла желать лучшего, да она и требовалась здесь в минимальной степени. Третья часть — случай посложнее для весь­ ма юного зрителя —опера Бизе «Кар­ мен» . Фонограммные музыка и вокал звучали мощно, и веселья тут оказа­ лось, по сути, немного. Зрители, та­ кое ощущение, вдавились в кресла, а опера все шла и шла. Но результа­ том стал урок на тему какого-ника­ кого знакомства ребят с мало им из­ вестным видом искусства. Зато напоследок артисты решили повеселить публику всласть. С по­ мощью якобы балета «Тодес», Ири­ ны Понаровской (Елена Оленина), Валерия Леонтьева (Олег Пономарев) и других «звезд» сочинялась весьма забавная история. Отлично известные веем шлягеры, перетекая один в дру­ гой, перебивая друг друга, по-свое­ му высветили положение дел в оте­ чественном шоу-бизнесе. Будто наши поп-исполнители составляют пусть далеко и не самую дружную, но все- таки одну семью. Так что же придало общую цель­ ность столь разным блокам, помимо пародийной направленности? Их об­ щее решение в стиле нон-стоп. Боль­ шей частью присутствие на сцене всех основных восьмерых участников спектакля, непрерывность их движе­ ний, перемещений и совсем нечастые паузы в трюках. Никакой передыш­ ки публике, победительная музыкаль­ но-пластическая атака на нее. Нако­ нец, нельзя не отметить, что спек­ такль сделан за предельно короткий срок и двумя (!) составами. Все мож­ но, если сильно захотеть... Еще одной своей премьерной ра­ ботой — «Буратино в стране дураков» по А. Толстому —Е. Оленина совер­ шила «прыжок» во времени на 30 лет назад. Да, да; тогда в расцвете был самый мой любимый театр — Московский на Та:ганке, и Елена пос­ тавила «Буратино» в лучших его тра­ дициях. Речь, разумеется, идет не об эпигонстве. Речь лишь о принципах, которыми пользовался руководитель Таганки Юрий Любимов. Сочиняя спектакль, Ю. Любимов отталкивался от совершенно опреде­ ленной, «грубой и зримой», точки отсчета — от движущегося над всей сценой занавеса в «Гамлете», от сис­ темы ширм в «Тартюфе», от трансформирующихся бортов кузова автомашины в «А зори здесь ти­ хие»... И получалось в итоге нечто удивительное. Так вот, Елена выстроила «Бура­ тино», «столкнув» сразу два приема —обычный, собственно театральный, и ... спортивный, связанный со шко­ лой восточных единоборств. То есть, с одной стороны, спектакль — о ма­ гии и издержках театра. Буратино с редкостной на сегодняшний-день страстностью жаждет стать артистом; диктаторствует над своей кукольной труппой Карабас-Барабас. С другой стороны, большинство участников спектакля удивляет спортивными кимоно, кроссовками и тапочками. Апогея «тема Востока» достигает в образе Карабаса (Владимир Кравчен­ ко). Если исключить черный наряд, перед нами — вылитый представи­ тель борьбы супертолстяков сумо. Оба исходных посыла «Буратино» объ­ единены в оформлении художников О. Твардовской и В. Макушенко: фрагмент трибунки в глубине сцены, разноцветное «татами» — в середи- Таким образом, проводится мысль о некоем тождестве театра и спорта, проникнутых духом соперничества — добра и зла, борьбы за победу (в том числе и за «завоевание» зрительско­ го зала). Для чего заметно, но и с полным на то основанием перелицо­ ванная сказка А. Толстого подходит едва ли не идеально. К тому же очень убедительны в этой оригинальной ее версии актеры. От их игры «веет» опять же Таганкой. Они уверенно на­ строены на четкую, точную, стреми­ тельную сценическую работу и срав­ нимы с некоей отлаженной театраль­ ной «машиной», где сбои просто не предусмотрены, исключены. «Ни шага в сторону» от намеченной ми­ зансцены, ни на градус снижения высокого темпоритма действа — вот декларируемый и оловом (текста), и делом (особенно по части пластики) девиз каждой команды, собираемой Е. Олениной. Наибанальнейшая фраза про единство формы и содержания бла­ годаря твердой режиссерской руке обретает небанальность в том пони­ мании, что форма словно вдыхает жизнь, смысл, обаяние в содержание. Что же касается актерской, в луч шем смысле слова, вышколенности, то тут театр стоит поздравить, пре­ жде всего, с адекватным исполнени­ ем заглавной роли 19-летним Рома­ ном Коноваловым, сыном Петра Ко­ новалова, играющего —вот совпаде­ ние! —-Папу Карло. Буратино в спек­ такле настолько хорош, настолько одновременно непосредственен по сути и механистичен в движениях, что лучшего, кажется, и желать не- Можно долго хвалить и остальных артистов; особо выделю, однако, пре­ лестный дуэт Лисы Алисы (Ирина Новикова) и Кота Базилио (Анатолий Гаранин). Безоговорочный лидер в дуэте —Лиса, Кот — лишь тупоум­ ный повторяла, но при этом все рав­ но у него проблескивает желание и свое сужденье иметь... Стильный, неожиданный «Бура­ тино», насколько можно судить, вос­ принимается далеко не всеми юны­ ми зрителями. Ничего страшного. На Таганке, насколько мне известно, считали, что для детишек вообще лучше ничего не ставить... Однако для взрослых эта постановка весьма любопытна. И, может быть, в даль­ нейшем возможен столь же ориги­ нальный спектакль именно для них? Константин КЛЮТКИН. На снимке: «Мы ~ из «Буратино». Фото Александра КОЗИНА. Пушкина продод|ш Много месяцев посчастливилось мне вести в юби­ лейном пушкинском году рубрику, посвященную на­ шему гению. Последняя ее публикация должна была появиться в декабре, но чуть задержалась. А мне ка­ жется, без нее цикл будет не полон. Потому что тема д««Пушкин и Кавказ» сегодня имеет особый и тревож- ' ный интерес... Удивительно: почти все поэты 19 века писали о Кавказе. Пушкин в примечаниях к «Кавказскому плен­ нику» напоминал: «Державин, в превосходной своей оде графу Зубову, первый изобразил в следующих стро­ фах дикие картины Кавказа: О юный вождь, сверши походы. Прошел ты с воинством Кавказ, Зрел ужасы, красы природы: Как с ребр там страшных гор лиясь. Ревут в мрак бездн сердитыреки; Как с чел их с грохотом снега Падут, лежавши целы веки... ...Жуковский в своем послании к г-ну Воейкову также посвящает несколько прелестных стихов опи­ санию Кавказа: Ты зрел, как Терек в быстром беге Межвиноградников шумел. Где, часто притаясь на бреге, . Чеченец иль черкес сидел. Под буркой с гибельным арканом; И вдалеке перед тобой. Одеты голубым туманом. Гора вздымалась над горой...» Наступила пора посетить Кавказ и Пушкину. Прав­ да, не по своей воле. В стихотворении «Кавказ» он тоже упомянул про грозные обвалы снежных лавин, воль­ ных орлов, водопады и т.д. Но было в стихах и нечто иное. Горец уже не с арканом; «и нищий наездник та­ ится в ущелье». Арагва, Терек —вольные горные реки, но их «теснят грозно немые громады». И — ударная строфа, необычайная по силе: Так буйную вольность Законы теснят. Так дикое племя под Властью тоскует. Так ныне безмолвный Кавказ негодует. Так чуждые силы его тяготят... Так зазвучали кавказские мотивы у гения. Так оце­ нил он трагедию России и южной ее окраины, траге­ дию столкновения «дикого племени» и цивилизации. Заметим; никаких враждебных выпадов против немир­ ных горцев. Русский поэт понимает, как непросто раз­ вязать запутанный, затянутый историей узел. Позже именно тгпс будут писать о Кавказе и Лермонтов, и Толстой... Поэму «Кавказский пленник» современники назы­ вали романтической, экзотической. Сам же поэт в пре­ дисловии ко второму изданию замечает: «Сия повесть, снисходительно принятая публикой, обязана своимус- ' цехом верному, хотя слегка означенному, изображе­ нию Кавказа и горских нравов». Тут нужна небольшая предыстория. Второй раз Пушкин ускакал на Кавказ, чтобы повидаться с млад­ шим братом Львом — без разрешения царя, за что получил выговор. Там же служил и друг Пушкина Н. Раевский, которому поэт посвятил поэму. Так что «слег­ ка означенное изображение» — всего лишь лукавая игра в скромность. Позже в альбом Е. Ушаковой он нарисует самого себя на лошади, в бурке и круглой шляпе, с пикой наперевес в руке, во время схватки с турками, а на другом листке —вид восточного города с плоскими крышами и минаретами. И подпишет: «Ар­ зрум, взятый помощью Божией и молитвами Екатери­ ны Николаевны...» А повод для рисунка был следую- ... После обеда у Раевского пробили тревогу. Даль­ ше —слово генералу Н.И. Ушакову: услышав «около себя столь близкие звуки войны... в поэтическом по­ рыве он (Пушкин) тотчас выскочил из ставки, сел на лошадь и мгновенно оказался на аванпостах. Опыт­ ный майор Семичев, посланный генералом Раевским вслед за поэтом, едва настигнул его и вывел насильно из передовой цепи казаков в ту минуту, когда Пуш­ кин, одушевленный отвагою, столь свойственною но- вобранцу-воину, схватив пику после одного из убитых казаков, устремился противу неприятельских всадни- Незнакомый герой в круглой шляпе и бурке! «Это был первый и последний дебют любимца муз на Кав- Но вернемся к поэме. Итак, она посвящена другу Н. Раевскому, участнику войны 1812 года. Сюжет ее прост, как всегда у Пушкина: горская девушка влюбилась в русского пленника, спасает его, сама бросается в кипящие волны реки. Кто-то из лите­ раторов сказал, что в жизни существует всего четы­ ре-пять сюжетов. Добавим: в музыке всего семь нот. Но они дали миру Бетховена и Чайковского! Все дело в том, как распорядиться и нотами, и сюжетом... Не вдаваясь в этнические экскурсы о черкесах (поэт пред­ положил, что это древние косоги), скажем только, что кавказские племена, равно как и славянские, мало чем отличаются друг от друга. Одним словом — «лица кав­ казской национальности», хотя такой на свете нет, как нет и славянской национальности. Так вот, перед «праздными черкесами» возникает всадник. «Он быстро на аркгше младого пленника вла­ чил. «Вот русский!» —хищник завопил». Пленить солдата или казака для горца не только доблесть, но и добыча. Система выкупа пленного здесь существовала с незапамятных времен. Вспомним еще одного пленника —толстовского —Жилина. Он бед­ няк, ему помощи ждать неоткуда. Поэтому Жилин бежит. Костылин же богат и знает, что выкуп за него внесут, потому остается в плену. Герой Пушкина — лицо неопределенное: не солдат, не казак, это молодой человек, что «бурной жизнью погубил надежду, радость и желанье». «Лю­ дей и свет изведал он и знал неверной жизни цену». Свобода! Он одной тебя Еще искал в пустынном мире. Страстями сердце погубя. Охолодел к мечтам и лире. ...Он ждет, чтоб с сумрачной зарей Погас печальной жизни пламень, И жаждет сени гробовой... «Отступник Света» попадает в экстремальные ус­ ловия, и на его пути возникает прекрасная черкешен ка: «Люби меня, никто доныне не целовал моих очей» И дальше: «непостижимой, чудной силой к тебе 5 привлечена; люблю тебя, невольник милый, душа то бой упоена...» А что же он? «Но он с безмолвным со­ жаленьем на деву страстную взирал»... Поздно; умер я для счастья. Надежды призрак улетел; Твой друг отвык от сладострастья. Для нежных чувств окаменел... Так это же предтеча Онегина! А вместо Татьяны — «дева гор». И она самоотверженно переносит его рав­ нодушие, выслушивает его нравоучения и все равно спасает его. И тут у Пушкина с блеском показаны противоречия горского Кавказа. С одной стороны; жестокий всадник, подкараулив жертву, стремится в ущелье гор и тащит пленника на аркане. Стремится конь во весь опор. Исполнен огненной отваги; Все путь ему: болото, бор. Кусты, утесы и овраги; Кровавый след за ним бежит, В пустыне топотраздается; Седой поток пред ним шумит — Он в глубь кипящую несется; И путник, брошенный ко дну. Глотает мутную волну. Изнемогая, смерти просит... С другой — самопожертвование, верность другу. Недаром в примечании Пушкин вынес: «Черкесы, как и все дикие народы, отличаются пред нами гостепри­ имством. Гость становится для них священной особою. Предать его или не защищать почитается меж ними за величайшее бесчестие». К сожалению, времена, обычаи и нравы даже в го­ рах к концу двадцатого века, похоже, изменились. Не­ изменным осталось лишь брать выкуп за пленного... дош1Аа№...а11101га1 (Окончание. Начало на 1-й стр.) Дело втом, чтодоменные печине имеют пря­ мой связи с атмосферой, а водоснабжение их замкнуто оборотными циклами. (Неудивительно, что вчасти утилизациижидких итвердых отходов многие эксперты считают доменные печи «сани­ тарами» окружающей среды). Для решения проблемы на комбинате была привлечена фирма «Экоспертр^.Д,1999 г. совмес­ тными усилиями фирмы и комбината впервые в металлургии стран СНГ была смонтирована, ис­ пытана и с успехом прошла экологическую эк­ спертизу установка по уничтожению упомянутых синтетических масел, имеющих в своем составе хпорорганические соединения. Отобоснованиядо внедрения проекта прошло всего 2 года. Впрочем, уничтожитьсовтол—еще только по­ ловина дела: не меньшую опасность представ­ ляет электротехническая часть трансформаторов (обмотка, корпус...), входившая в контакт с опас­ ной жидкостью. Для обеззараживания трансфор­ маторов создан специальный участок промывки, после обработки на котором трансформаторное «железо» переплавляют обычным способом. Показательно, чтороссийская разрабо 1 каока­ залась,дешевле и эффективнее зарубежных ана­ логов: на осуществление такого глобального про­ екта НЛМК затратил около 250 тыс. руб. Стои­ мость уничтожения 1 тонны совтола составляет здесь 5000 руб. (для сравнения: в Канаде—3000 долларов), трансформатора —6200 руб. С марта 1999 г. по настоящий момент на НЛМК под контролем и наблюдением инспекто­ ров Госкомэкологии и врачей Санэпидемнадзо- ра уничтожено уже 190 тонн смертоносной жид­ кости. Для России и стран СНГ это прецедент. ЧТО ДЕЛАТЬ? к сожалению, какой бысовершенной ни была технология, без жесткого отслеживания влияния наокружающуюсредуичеловека, проведения сис­ тематических исследований длительное уничто­ жение трансформаторныхжидкостей неприемле­ мо. Помимо разработанной на НЛМК техноло­ гии, нужен целый комплекс мер по ее дальней­ шему совершенствованию и применению в госу­ дарственном масштабе. А как мы помним, в России нет националь­ ной программы, запрещающей использование трансформаторов и конденсаторов старого об­ разца, определяющей вывод их из эксплуатации. Более того, в бюджетах Министерства здраво­ охранения и Госсанэпидемнадзора не предусмот­ рены средства на проведение исследований по диоксиновому загрязнению окружающей среды. Таким образом, отсутствие нормативно-за- ^ ПОМОГАЕТ «АГРОСОДРУЖЕСТВО» ; у «НАРОДНОЕ СЛОВО». В предвыборной | ■; программе главы администрации Лев- р '4 Толстовского района А. Илясова был I щ пункт о привлечении инвесторов из Мос- ш ‘ квы и других городов с целью оздоровле р '' ния экономики промышленных предпри- й V ятий, сельхозпереработки, транспортных р «и строительных организаций, а также системы районной потребительской ко- I : операции. Отдельные положения программы уже ^ :• претворяются в жизнь. С руководством ^ Северного округа столицы подписано со глашеиие о взаимовыгодном сотрудни- 1 у честве. Благодаря этому, в районе созда- ш но «Агросодружество», теперь на базе «Аг - Просервиса» работает мельница, неболь- ^ шой цех по производству макаронных из- делий. Там же, в одном из бывших цехов, I ' вот уже несколько месяцев успешно дей- | ’ ствует промышленная переработка семян у подсолнечника, и согласно отработанной технологии производится выпуск высоко качественного растительного масла ц Руководством района завершены пе- Г ‘У реговоры с московскими представителя- ш " ми об установке технологического обо- ® ^рудования по переработке крупяных куль- I ( тур. В ближайшее время решится вопрос « '' по производству и выпуску расфасован- | ной продукции, производимой на Лев-Тол- I Ы стовском молочном заводе. Она будет щ 4 поставляться не только в магазины рай- I § она, но и в Москву. 8 «БЕЛОЕ ЗОЛОТО» I ^ РОЖДЕСТВЕНЦЕВ ^ 4 «ЗАРЯ». Рохсдественский карьер, рас- | ^положенный в Краснинском районе, от- ^ метил свое 70-летие. Сегодня отсюда от- 1 1| правляется известняк сахарным заводам I девяти областей, металлургическим ком- | щ бинатам Липецка, Магнитогорска, Чере- ^повца, Костомукши, Ижорскому заводу, а : !! также железобетонным заводам Москов- ской. Воронежской, Орловской областей. ^Не забывают на предприятии о вопросах ; соцкультбыта. Неподалеку от админис- ' тративного здания находятся Дом куль­ туры, комплексный приемный пункт бы- тового обслуживания, детский сад, вра- чебная амбулатория. Ведется и строительство жилья. 4 . восьмиквартирных дома уже сданы но- | воселам. Осталось сдать еще три. „ || Есть и своя небольшая свиноферма V где содержится 70 голов свиней. Здесь ^ I работники карьера могут получить бес- | ^платно маленького поросенка для выра- | щивания в своем личном хозяйстве, а по | ' праздникам каждый член коллектива мо- | Vжет купить 5 кг мяса по цене 10 рублей I } за килограмм. I ОБНОВЛЕННЫЕ ЭМБЛЕМЫ | «во сход» . СХПК «1 Мая» и «Чернава» ^ 8 обновили эмблемы своих хозяйств. При | " въезде на земли этих кооперативов сто- “ ' ят красочные щиты. Чернавский распо I ' ложен там, где начинается Бухолдинский ^ лес. А ПЯТНИЦКИЙ — «Человек славен тру 8 дом» — установлен на правом высоком г берегу реки Быстрая Сосна. И хотя рус- 1- ская пословица гласит, что изба красна р ' не углами, а пирогами, все равно и «углы» ' надо украшать. Выполнил заказы коопе ративов «1 мая» и «Чернава», где предсе ^дзтелями являются уважаемые на селе и ^ I в районе ответственные хозяйственники Р- Галина Иванникова и Алексей Целыковс- щ кий, чернавский фотограф и художник- | оформитель Алексей Марченко. | I со ДНА ПРУДА ^ «СЕЛЬСКИЕ ЗОРИ». Как только первый « ф ледок покрывает водоемы, на них ус- | Vтремляется ребятня. Кто шайбу погонять, кто покататься на коньках. Внимание | мальчишек, резвящихся на пруду в дерев- р не Ильинка Долгоруковского района, при- | влек предмет, лежащий на дне. Этакая '* сваренная пара трубок. Школьники сде- ( лали лунку во льду и извлекли через нее | I на поверхность стволы двуствольного I " охотничьего ружья 16-го калибра. В од- | Ш ном из стволов находился заряженный | ‘ патрон. Другие бы на месте этих ребят | <', опасную игрушку скорее всего приспосо- I 4. били для каких-нибудь своих целей. Эти I I же мальчишки сдали находку в милицию. I ^И правильно поступили. ^ конденсаторов. И описанный пример, к сожале­ нию, единственный в СНГ. Эдуард МЕХРЯКОВ. Жизнь невыносима, когда каждое движение причиняет боль. Порой кажется, что готов от­ дать все, только бы от нее избавиться. Ману- шин Б.В. (г. Санкт-Петербург) в 1994 г. попал в аварию, раздробило стопу. Стопа срослась, но все три года мучили сильные боли. Друг Ману- шина, успешно избавившись от болей при ос- .теохондррзе с помощью«Витафона», предложил аппарат попробовать. Недельное применение «Витафона»—и боли прошли. Многочисленные случаи избавления от болей при бытовом при­ менении«Витафона»заинтересовали врачейдет­ ского ортопедического института им. Турнера. Полугодовые исследования не только подтвер­ дили, но и расширили область успешного при­ менения аппарата. При лечении ревматоидного полиартрита, последствий ДЦП, некоторых ви­ дов сколиоза и гематогенного остеомиелита с применением «Витафона» во всех случаях уда­ валось добиться снижения и исчезновения бо­ лей, уменьшения спастичности мышц, увеличе­ ния объема движения в суставах. Многие боль­ ные после применения «Витафона» смогли са­ мостоятельно передвигаться. Профессор Ме­ дицинской академии А.Г. Баиндурашвили, заме­ чательный хирург, выполнивший большое коли­ чество уникальных операций реконструктивной хирургии, считает применение «Витафона» обя­ зательным после любого хирургического вме­ шательства. Во всех случаях применения «Ви­ тафона» не наблюдалось послеоперационных осложнений, швы заживали первичным натяже­ нием, а рубцы становились более эластичны- Секрет «Витафона» — в воздействии скани­ рующей микровибрацией естественных для ор­ ганизма частот. Высокая результативность ле­ чения, возможность применения в домашних ус­ ловиях. простота и безопасность использования оказались как нельзя кстати для лечения многих тяжелых заболеваний, требующих длительного лечения. Петербуржцы и гости северной столицы мо­ гут получить консультацию по применению аппа­ рата у Специалистов Военно-медицинской акаде­ мии и Академии им. Мечникова. Справки по те­ лефону: 812-183-36-02. Аппарат стал популярен, иуже появились под­ делки, продаваемые на рынке и с рук (часто не похожие даже внешне). Во избежание недоразу­ мений приобретайте аппараты только в нижепе­ речисленных аптеках. 1. В торговых отделах «Экологическая техни­ ка»: г. Липецк, ул. Зегеля, 30; ул. Гагарина, 10 (магазин «Старт»); ул. Советская, 47 (магазин «Атлант»). Тел. 43-00-26. 2. ООО СП «Самед» реализует аппарат в ап­ теке (р-н Центрального рынка), в аптечных пунк­ тах при поликлиниках г. Липецка (облбольница, «Промстрой», «Жилстрой», 5-я детская, №2), г. Ельца (№2, больница им. Семашко), в магази­ нах ЦУМ, «Народный», аптечных киосках, а также в городах и районных центрах области: Грязи, Добринка, Лебедянь, Задонск, Л.-Толстой, Крас­ ное. Тел. 45-60-60. 3. Магазин «Здоровье», г. Липецк, ул. Совет­ ская, 68 . Тел. 77-62-19. Лицензия серии М № 005202, рег. №42/97-842-0059 пт 2В декабря 1997 г. выдана “--- --------------------------- " «Экомед Сервис» р ПЕРВЫЙ ВЫПУСК I & «КРАСНОЕ ЗНАМЯ». Состоялся первый 1 выпуск специалистов, обучавшихся на за- р >очном отделении Елецкого филиала Со- ^ С временного гуманитарного института. | I Защита дипломных работ и сдача го- 1 ;; сударственных экзаменов проводились на р ^базе Воронежского филиала СГИ, где из Щ р Ельца было 9 выпускников. Все они по- | '' лучили оценки «отлично» и «хорошо» ^ Председатель госкомиссии профессор | ' В.В. Беспалов отметил высокий уровень | *подготовки выпускников в Елецком фили- | р але СГИ. Адипломная работа Татьяны Еро- ш I хиной (единственная из 100 представлен- р ных комиссии) ляжет в основу методи- р Ш ческих разработок, так как является со- | 1 вершенно новым решением отдельных I ^ вопросов в юриспруденции. ч Подготовил Юрий КУЛИНИЧ ‘ - РОЯСЬ В АРХИВАХ... КОНЕЦБАНДЫ САХАРОВА В двадцатые годы по территории Липецкого края прокатилась волна бандитизма. Одновременно зде сь ору­ довало несколько крупных банд, д е р ­ жавших в сттахе целые районы. Одну и з них, наиболее неуловимую и д е р з ­ кую, возглавлял хорошо известный местным правоохранительным орга­ нам бандит Афанасий Сахаров. ° Сам главарь был родом из села Двуречки тогдашнего Липецкого уезда. До революции работал на шахтах Донбасса, после Октября дезертировал из Красной Армии и выбрал свой особый путь —быть независимым ни от кого. Ни от законов новой власти, ни от со­ вести. Жить, понятное дело, хотелось на широ­ кую ногу. Чтобы иметь средства на безбед­ ное существование, занялся грабежами. В очередной раз вылазка Сахарова закончилась убийством его случайной жертвы. После этого все пути назад для него оказались отрезан- Вскоре вокруг Сахарова образовалась группа таких же, как он сам, любителей лег­ кой наживы. Каждого из них главарь связал круговой порукой с остальными членами бан- Уверовав в свою неуловимость, бандиты демонстрировали, что им ничего не стоит убрать каждого, кто встанет на их пути. Они жестоко расправились с одним из руководи­ телей Ленинской волости, вскоре после это­ го убили активиста из села Двуречки. Труп последнего бандиты, куражась, повесили посреди села. Особенно лютовали сахаровцы, когда к ним в руки попадали сотрудники правоохра­ нительных органов. Поймав однажды учас­ ткового милиционера, они привязали его к хвосту лошади и таскали до тех пор, пока бездыханное тело не превратилось в бесфор­ менную груду... Смел и дерзок был сам главарь, неодно­ кратно уводил своих сообщников из самых хитроумных ловушек. Лихость и удача Са­ харова множили о нем легенды среди обыва­ телей. Одни боялись его и помалкивали, дру­ гие не прочь были помочь бандиту с времен­ ным пристанищем. Выбор бьйг небольшой — или пачка денег от щедрого атамана, или пуля в лоб. Местные сыскари без дела не сидели, пытаясь найти среди запуганных очевидцев преступлений людей, которые помогут выйти на след бандитов. Неуловимость саха- ровцев была напрямую связана с их мобиль­ ностью. Долго на одном месте они не задер­ живались, перемещаясь верхом под прикры­ тием сумерек к новому ночлегу. Поэтому первый ощутимый удар бандитам решено было нанести именно с целью лишить их средства передвижения. Эта операция была поручена липецкому чекисту Дмитрию Сычикову. Однажды ему удалось обнаружить банду, остановившуюся на постой в одном укромном месте после оче­ редного налета. Времени и сил для нолнс- масштабной операции по ликвилддик тогда не хватило. Поэтому чекисту/решили «спе­ шить» сахаровцев. Вое было сделано тихо и нйзамет.чг. Про­ снувшись поутру, бандиты не обнаружили возле коновязи ни одной -своей лошади. Та­ кого они не ожидали. После этого с.дучая сахаровцы поклялись «с неизвестного коно­ крада живьем содрать шкуру». «Спешенная» чекистом банда после этого просуществова­ ла недолго: «на своих двоих» много не набе­ гаешь. Зато еще долго исправно служила липецким чекистам отличная пара лошадей, принадлежавшая самому главарю и его бли­ жайшему подручному. Вскоре бандиты стали нести ощутимые потери. Вначале схватили «правую руку» Са­ харова —Илью Пронина, славившегося своей изощренной жестокостью. При попытке по­ бега он был убит. Спустя некоторое время чекисты вышли и на след самого Сахарова. Выяснилось, что любимым местом, где отсиживался главарь от налета до налета, были его родные Дву­ речки. Полсела были его родственниками, и потому бандит был уверен, что здесь его ни­ кто не выдаст. Однако он просчитался —ин­ формация о его «базе» стала известна липец- Поздней ночью оперативная группа под руководством чекиста Степана Самарина при­ была в Двуречки и скрытно подобралась к заранее известному дому. Здесь жила знако­ мая Сахарова, у которой он частенько пропи­ вал очередную добычу. По всему было вид­ но, что главарь нынче тут. Пришлось подождать, пока бандит напь­ ется, нагуляется. Затем —молниеносный за­ хват. Под покровом темноты связанного Са­ харова вывезли из села. Не исключалось, что соратники попытаются отбить его. Да, види­ мо, бандиты не ожидали такого поворота со­ бытий и потому спохватились слишком поз- Начавшееся следствие вскрыло нема-чо жутких подробностей о деятельности самого Сахарова и его банды. Десятки грабежей и убийств, зверства и полный цинизм. Все шло к вынесению приговора. Мало кто сомневал­ ся, что бандиту удастся избежать высшей меры. Однако случилось непредвиденное — Сахаров бежал. В очередной раз сыграл свою роль неза­ урядный криминальный талант главаря и его умение тщательно планировать свои акции. Замыслив побег, он через «своих людей» по­ лучил «с воли» ... женский полушалок. В один из воскресных дней Сахаров попросил надзирателя открыть дверь, чтобы вынести во двор чан с отходами. В то время на свида­ ние с арестованными пришло много женщин. Заприметив, что надзиратель немного отвлек­ ся, Сахаров облачился в полушалок и не спе­ ша двинулся к выходу. Если бы не бдитель­ ность часового, разглядевшего в рослой жен­ щине арестованного, бандит ушел бы еще тогда. Однако бежал Сахаров со второго захода. Прямо перед расстрелом он воспользовался замешательством конвоиров и, лихо перемах­ нув через овраг, скрылся в лесу. Долгие по­ иски не принесли тогда результата. Бандит лег на дно. Вскоре он вновь дал о себе знать новыми грабежами и убийствами. Действовал теперь более изощренно и осторожно. Огромных усилий стоила тогда изнурительная охота за Сахаровым и его бандой. Ловили его сообщни­ ков, подбирались к нему, но всякий раз, уче­ ный горьким опытом, Сахаров исчезал из-под носа оперативников. И все же от возмездия он не ушел —спус­ тя некоторое время пуля настигла Афанасия Сахарова. Вслед за этим была полностью лик­ видирована и его банда. Сергей КОНСТАНТИНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz