Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
П января 2000 г., № 4 (21132) Ш ИП ЕЦКАЯ я/Ж г а з е т а V!? За два предыдущих ежегодных показа пародийных «Звезд» в акаде мическом театре драмы им. Л. Н. Тол стого зритель достаточно привык к тому, что это, в основном, пересмеи вание эстрады, отечественной и за рубежной. Новейший новогодний спектакль «Звезды! Звезды? Звез ды...», созданный режиссером Еле ной Олениной, привнес, однако, не что неожиданное. Он состоит из четырех блоков; кло унада, балет, опера и только потом эстрада. Уже интересно! Я видел его в зале, до отказа заполненном школь- тисты выстроили для этой аудитории очень убедительный сюжет. • Сначала они "заманили" школь ников вступительным номером и эда кой танцевальной сентиментальной пантомимой про девушку, которая чуть было не предпочла клоуна с од ним шаром клоуну с целой их связ кой. Затем «копнули» несколько глубже, придумав вообще-то несу ществующий балет под названием «Дюймовочка» на музыку Вивальди. Здесь солист с солисткой то и дело не могли согласовать движения, спо тыкались, падали и т. д. Разумеется, не обошлось без демонстрации глав ных ритуалов балета —чувствитель ных жестов и поз, сольных выходов, изысканных поклонов публике. Тех ника артистов, понятно, оставляла желать лучшего, да она и требовалась здесь в минимальной степени. Третья часть — случай посложнее для весь ма юного зрителя —опера Бизе «Кар мен» . Фонограммные музыка и вокал звучали мощно, и веселья тут оказа лось, по сути, немного. Зрители, та кое ощущение, вдавились в кресла, а опера все шла и шла. Но результа том стал урок на тему какого-ника кого знакомства ребят с мало им из вестным видом искусства. Зато напоследок артисты решили повеселить публику всласть. С по мощью якобы балета «Тодес», Ири ны Понаровской (Елена Оленина), Валерия Леонтьева (Олег Пономарев) и других «звезд» сочинялась весьма забавная история. Отлично известные веем шлягеры, перетекая один в дру гой, перебивая друг друга, по-свое му высветили положение дел в оте чественном шоу-бизнесе. Будто наши поп-исполнители составляют пусть далеко и не самую дружную, но все- таки одну семью. Так что же придало общую цель ность столь разным блокам, помимо пародийной направленности? Их об щее решение в стиле нон-стоп. Боль шей частью присутствие на сцене всех основных восьмерых участников спектакля, непрерывность их движе ний, перемещений и совсем нечастые паузы в трюках. Никакой передыш ки публике, победительная музыкаль но-пластическая атака на нее. Нако нец, нельзя не отметить, что спек такль сделан за предельно короткий срок и двумя (!) составами. Все мож но, если сильно захотеть... Еще одной своей премьерной ра ботой — «Буратино в стране дураков» по А. Толстому —Е. Оленина совер шила «прыжок» во времени на 30 лет назад. Да, да; тогда в расцвете был самый мой любимый театр — Московский на Та:ганке, и Елена пос тавила «Буратино» в лучших его тра дициях. Речь, разумеется, идет не об эпигонстве. Речь лишь о принципах, которыми пользовался руководитель Таганки Юрий Любимов. Сочиняя спектакль, Ю. Любимов отталкивался от совершенно опреде ленной, «грубой и зримой», точки отсчета — от движущегося над всей сценой занавеса в «Гамлете», от сис темы ширм в «Тартюфе», от трансформирующихся бортов кузова автомашины в «А зори здесь ти хие»... И получалось в итоге нечто удивительное. Так вот, Елена выстроила «Бура тино», «столкнув» сразу два приема —обычный, собственно театральный, и ... спортивный, связанный со шко лой восточных единоборств. То есть, с одной стороны, спектакль — о ма гии и издержках театра. Буратино с редкостной на сегодняшний-день страстностью жаждет стать артистом; диктаторствует над своей кукольной труппой Карабас-Барабас. С другой стороны, большинство участников спектакля удивляет спортивными кимоно, кроссовками и тапочками. Апогея «тема Востока» достигает в образе Карабаса (Владимир Кравчен ко). Если исключить черный наряд, перед нами — вылитый представи тель борьбы супертолстяков сумо. Оба исходных посыла «Буратино» объ единены в оформлении художников О. Твардовской и В. Макушенко: фрагмент трибунки в глубине сцены, разноцветное «татами» — в середи- Таким образом, проводится мысль о некоем тождестве театра и спорта, проникнутых духом соперничества — добра и зла, борьбы за победу (в том числе и за «завоевание» зрительско го зала). Для чего заметно, но и с полным на то основанием перелицо ванная сказка А. Толстого подходит едва ли не идеально. К тому же очень убедительны в этой оригинальной ее версии актеры. От их игры «веет» опять же Таганкой. Они уверенно на строены на четкую, точную, стреми тельную сценическую работу и срав нимы с некоей отлаженной театраль ной «машиной», где сбои просто не предусмотрены, исключены. «Ни шага в сторону» от намеченной ми зансцены, ни на градус снижения высокого темпоритма действа — вот декларируемый и оловом (текста), и делом (особенно по части пластики) девиз каждой команды, собираемой Е. Олениной. Наибанальнейшая фраза про единство формы и содержания бла годаря твердой режиссерской руке обретает небанальность в том пони мании, что форма словно вдыхает жизнь, смысл, обаяние в содержание. Что же касается актерской, в луч шем смысле слова, вышколенности, то тут театр стоит поздравить, пре жде всего, с адекватным исполнени ем заглавной роли 19-летним Рома ном Коноваловым, сыном Петра Ко новалова, играющего —вот совпаде ние! —-Папу Карло. Буратино в спек такле настолько хорош, настолько одновременно непосредственен по сути и механистичен в движениях, что лучшего, кажется, и желать не- Можно долго хвалить и остальных артистов; особо выделю, однако, пре лестный дуэт Лисы Алисы (Ирина Новикова) и Кота Базилио (Анатолий Гаранин). Безоговорочный лидер в дуэте —Лиса, Кот — лишь тупоум ный повторяла, но при этом все рав но у него проблескивает желание и свое сужденье иметь... Стильный, неожиданный «Бура тино», насколько можно судить, вос принимается далеко не всеми юны ми зрителями. Ничего страшного. На Таганке, насколько мне известно, считали, что для детишек вообще лучше ничего не ставить... Однако для взрослых эта постановка весьма любопытна. И, может быть, в даль нейшем возможен столь же ориги нальный спектакль именно для них? Константин КЛЮТКИН. На снимке: «Мы ~ из «Буратино». Фото Александра КОЗИНА. Пушкина продод|ш Много месяцев посчастливилось мне вести в юби лейном пушкинском году рубрику, посвященную на шему гению. Последняя ее публикация должна была появиться в декабре, но чуть задержалась. А мне ка жется, без нее цикл будет не полон. Потому что тема д««Пушкин и Кавказ» сегодня имеет особый и тревож- ' ный интерес... Удивительно: почти все поэты 19 века писали о Кавказе. Пушкин в примечаниях к «Кавказскому плен нику» напоминал: «Державин, в превосходной своей оде графу Зубову, первый изобразил в следующих стро фах дикие картины Кавказа: О юный вождь, сверши походы. Прошел ты с воинством Кавказ, Зрел ужасы, красы природы: Как с ребр там страшных гор лиясь. Ревут в мрак бездн сердитыреки; Как с чел их с грохотом снега Падут, лежавши целы веки... ...Жуковский в своем послании к г-ну Воейкову также посвящает несколько прелестных стихов опи санию Кавказа: Ты зрел, как Терек в быстром беге Межвиноградников шумел. Где, часто притаясь на бреге, . Чеченец иль черкес сидел. Под буркой с гибельным арканом; И вдалеке перед тобой. Одеты голубым туманом. Гора вздымалась над горой...» Наступила пора посетить Кавказ и Пушкину. Прав да, не по своей воле. В стихотворении «Кавказ» он тоже упомянул про грозные обвалы снежных лавин, воль ных орлов, водопады и т.д. Но было в стихах и нечто иное. Горец уже не с арканом; «и нищий наездник та ится в ущелье». Арагва, Терек —вольные горные реки, но их «теснят грозно немые громады». И — ударная строфа, необычайная по силе: Так буйную вольность Законы теснят. Так дикое племя под Властью тоскует. Так ныне безмолвный Кавказ негодует. Так чуждые силы его тяготят... Так зазвучали кавказские мотивы у гения. Так оце нил он трагедию России и южной ее окраины, траге дию столкновения «дикого племени» и цивилизации. Заметим; никаких враждебных выпадов против немир ных горцев. Русский поэт понимает, как непросто раз вязать запутанный, затянутый историей узел. Позже именно тгпс будут писать о Кавказе и Лермонтов, и Толстой... Поэму «Кавказский пленник» современники назы вали романтической, экзотической. Сам же поэт в пре дисловии ко второму изданию замечает: «Сия повесть, снисходительно принятая публикой, обязана своимус- ' цехом верному, хотя слегка означенному, изображе нию Кавказа и горских нравов». Тут нужна небольшая предыстория. Второй раз Пушкин ускакал на Кавказ, чтобы повидаться с млад шим братом Львом — без разрешения царя, за что получил выговор. Там же служил и друг Пушкина Н. Раевский, которому поэт посвятил поэму. Так что «слег ка означенное изображение» — всего лишь лукавая игра в скромность. Позже в альбом Е. Ушаковой он нарисует самого себя на лошади, в бурке и круглой шляпе, с пикой наперевес в руке, во время схватки с турками, а на другом листке —вид восточного города с плоскими крышами и минаретами. И подпишет: «Ар зрум, взятый помощью Божией и молитвами Екатери ны Николаевны...» А повод для рисунка был следую- ... После обеда у Раевского пробили тревогу. Даль ше —слово генералу Н.И. Ушакову: услышав «около себя столь близкие звуки войны... в поэтическом по рыве он (Пушкин) тотчас выскочил из ставки, сел на лошадь и мгновенно оказался на аванпостах. Опыт ный майор Семичев, посланный генералом Раевским вслед за поэтом, едва настигнул его и вывел насильно из передовой цепи казаков в ту минуту, когда Пуш кин, одушевленный отвагою, столь свойственною но- вобранцу-воину, схватив пику после одного из убитых казаков, устремился противу неприятельских всадни- Незнакомый герой в круглой шляпе и бурке! «Это был первый и последний дебют любимца муз на Кав- Но вернемся к поэме. Итак, она посвящена другу Н. Раевскому, участнику войны 1812 года. Сюжет ее прост, как всегда у Пушкина: горская девушка влюбилась в русского пленника, спасает его, сама бросается в кипящие волны реки. Кто-то из лите раторов сказал, что в жизни существует всего четы ре-пять сюжетов. Добавим: в музыке всего семь нот. Но они дали миру Бетховена и Чайковского! Все дело в том, как распорядиться и нотами, и сюжетом... Не вдаваясь в этнические экскурсы о черкесах (поэт пред положил, что это древние косоги), скажем только, что кавказские племена, равно как и славянские, мало чем отличаются друг от друга. Одним словом — «лица кав казской национальности», хотя такой на свете нет, как нет и славянской национальности. Так вот, перед «праздными черкесами» возникает всадник. «Он быстро на аркгше младого пленника вла чил. «Вот русский!» —хищник завопил». Пленить солдата или казака для горца не только доблесть, но и добыча. Система выкупа пленного здесь существовала с незапамятных времен. Вспомним еще одного пленника —толстовского —Жилина. Он бед няк, ему помощи ждать неоткуда. Поэтому Жилин бежит. Костылин же богат и знает, что выкуп за него внесут, потому остается в плену. Герой Пушкина — лицо неопределенное: не солдат, не казак, это молодой человек, что «бурной жизнью погубил надежду, радость и желанье». «Лю дей и свет изведал он и знал неверной жизни цену». Свобода! Он одной тебя Еще искал в пустынном мире. Страстями сердце погубя. Охолодел к мечтам и лире. ...Он ждет, чтоб с сумрачной зарей Погас печальной жизни пламень, И жаждет сени гробовой... «Отступник Света» попадает в экстремальные ус ловия, и на его пути возникает прекрасная черкешен ка: «Люби меня, никто доныне не целовал моих очей» И дальше: «непостижимой, чудной силой к тебе 5 привлечена; люблю тебя, невольник милый, душа то бой упоена...» А что же он? «Но он с безмолвным со жаленьем на деву страстную взирал»... Поздно; умер я для счастья. Надежды призрак улетел; Твой друг отвык от сладострастья. Для нежных чувств окаменел... Так это же предтеча Онегина! А вместо Татьяны — «дева гор». И она самоотверженно переносит его рав нодушие, выслушивает его нравоучения и все равно спасает его. И тут у Пушкина с блеском показаны противоречия горского Кавказа. С одной стороны; жестокий всадник, подкараулив жертву, стремится в ущелье гор и тащит пленника на аркане. Стремится конь во весь опор. Исполнен огненной отваги; Все путь ему: болото, бор. Кусты, утесы и овраги; Кровавый след за ним бежит, В пустыне топотраздается; Седой поток пред ним шумит — Он в глубь кипящую несется; И путник, брошенный ко дну. Глотает мутную волну. Изнемогая, смерти просит... С другой — самопожертвование, верность другу. Недаром в примечании Пушкин вынес: «Черкесы, как и все дикие народы, отличаются пред нами гостепри имством. Гость становится для них священной особою. Предать его или не защищать почитается меж ними за величайшее бесчестие». К сожалению, времена, обычаи и нравы даже в го рах к концу двадцатого века, похоже, изменились. Не изменным осталось лишь брать выкуп за пленного... дош1Аа№...а11101га1 (Окончание. Начало на 1-й стр.) Дело втом, чтодоменные печине имеют пря мой связи с атмосферой, а водоснабжение их замкнуто оборотными циклами. (Неудивительно, что вчасти утилизациижидких итвердых отходов многие эксперты считают доменные печи «сани тарами» окружающей среды). Для решения проблемы на комбинате была привлечена фирма «Экоспертр^.Д,1999 г. совмес тными усилиями фирмы и комбината впервые в металлургии стран СНГ была смонтирована, ис пытана и с успехом прошла экологическую эк спертизу установка по уничтожению упомянутых синтетических масел, имеющих в своем составе хпорорганические соединения. Отобоснованиядо внедрения проекта прошло всего 2 года. Впрочем, уничтожитьсовтол—еще только по ловина дела: не меньшую опасность представ ляет электротехническая часть трансформаторов (обмотка, корпус...), входившая в контакт с опас ной жидкостью. Для обеззараживания трансфор маторов создан специальный участок промывки, после обработки на котором трансформаторное «железо» переплавляют обычным способом. Показательно, чтороссийская разрабо 1 каока залась,дешевле и эффективнее зарубежных ана логов: на осуществление такого глобального про екта НЛМК затратил около 250 тыс. руб. Стои мость уничтожения 1 тонны совтола составляет здесь 5000 руб. (для сравнения: в Канаде—3000 долларов), трансформатора —6200 руб. С марта 1999 г. по настоящий момент на НЛМК под контролем и наблюдением инспекто ров Госкомэкологии и врачей Санэпидемнадзо- ра уничтожено уже 190 тонн смертоносной жид кости. Для России и стран СНГ это прецедент. ЧТО ДЕЛАТЬ? к сожалению, какой бысовершенной ни была технология, без жесткого отслеживания влияния наокружающуюсредуичеловека, проведения сис тематических исследований длительное уничто жение трансформаторныхжидкостей неприемле мо. Помимо разработанной на НЛМК техноло гии, нужен целый комплекс мер по ее дальней шему совершенствованию и применению в госу дарственном масштабе. А как мы помним, в России нет националь ной программы, запрещающей использование трансформаторов и конденсаторов старого об разца, определяющей вывод их из эксплуатации. Более того, в бюджетах Министерства здраво охранения и Госсанэпидемнадзора не предусмот рены средства на проведение исследований по диоксиновому загрязнению окружающей среды. Таким образом, отсутствие нормативно-за- ^ ПОМОГАЕТ «АГРОСОДРУЖЕСТВО» ; у «НАРОДНОЕ СЛОВО». В предвыборной | ■; программе главы администрации Лев- р '4 Толстовского района А. Илясова был I щ пункт о привлечении инвесторов из Мос- ш ‘ квы и других городов с целью оздоровле р '' ния экономики промышленных предпри- й V ятий, сельхозпереработки, транспортных р «и строительных организаций, а также системы районной потребительской ко- I : операции. Отдельные положения программы уже ^ :• претворяются в жизнь. С руководством ^ Северного округа столицы подписано со глашеиие о взаимовыгодном сотрудни- 1 у честве. Благодаря этому, в районе созда- ш но «Агросодружество», теперь на базе «Аг - Просервиса» работает мельница, неболь- ^ шой цех по производству макаронных из- делий. Там же, в одном из бывших цехов, I ' вот уже несколько месяцев успешно дей- | ’ ствует промышленная переработка семян у подсолнечника, и согласно отработанной технологии производится выпуск высоко качественного растительного масла ц Руководством района завершены пе- Г ‘У реговоры с московскими представителя- ш " ми об установке технологического обо- ® ^рудования по переработке крупяных куль- I ( тур. В ближайшее время решится вопрос « '' по производству и выпуску расфасован- | ной продукции, производимой на Лев-Тол- I Ы стовском молочном заводе. Она будет щ 4 поставляться не только в магазины рай- I § она, но и в Москву. 8 «БЕЛОЕ ЗОЛОТО» I ^ РОЖДЕСТВЕНЦЕВ ^ 4 «ЗАРЯ». Рохсдественский карьер, рас- | ^положенный в Краснинском районе, от- ^ метил свое 70-летие. Сегодня отсюда от- 1 1| правляется известняк сахарным заводам I девяти областей, металлургическим ком- | щ бинатам Липецка, Магнитогорска, Чере- ^повца, Костомукши, Ижорскому заводу, а : !! также железобетонным заводам Москов- ской. Воронежской, Орловской областей. ^Не забывают на предприятии о вопросах ; соцкультбыта. Неподалеку от админис- ' тративного здания находятся Дом куль туры, комплексный приемный пункт бы- тового обслуживания, детский сад, вра- чебная амбулатория. Ведется и строительство жилья. 4 . восьмиквартирных дома уже сданы но- | воселам. Осталось сдать еще три. „ || Есть и своя небольшая свиноферма V где содержится 70 голов свиней. Здесь ^ I работники карьера могут получить бес- | ^платно маленького поросенка для выра- | щивания в своем личном хозяйстве, а по | ' праздникам каждый член коллектива мо- | Vжет купить 5 кг мяса по цене 10 рублей I } за килограмм. I ОБНОВЛЕННЫЕ ЭМБЛЕМЫ | «во сход» . СХПК «1 Мая» и «Чернава» ^ 8 обновили эмблемы своих хозяйств. При | " въезде на земли этих кооперативов сто- “ ' ят красочные щиты. Чернавский распо I ' ложен там, где начинается Бухолдинский ^ лес. А ПЯТНИЦКИЙ — «Человек славен тру 8 дом» — установлен на правом высоком г берегу реки Быстрая Сосна. И хотя рус- 1- ская пословица гласит, что изба красна р ' не углами, а пирогами, все равно и «углы» ' надо украшать. Выполнил заказы коопе ративов «1 мая» и «Чернава», где предсе ^дзтелями являются уважаемые на селе и ^ I в районе ответственные хозяйственники Р- Галина Иванникова и Алексей Целыковс- щ кий, чернавский фотограф и художник- | оформитель Алексей Марченко. | I со ДНА ПРУДА ^ «СЕЛЬСКИЕ ЗОРИ». Как только первый « ф ледок покрывает водоемы, на них ус- | Vтремляется ребятня. Кто шайбу погонять, кто покататься на коньках. Внимание | мальчишек, резвящихся на пруду в дерев- р не Ильинка Долгоруковского района, при- | влек предмет, лежащий на дне. Этакая '* сваренная пара трубок. Школьники сде- ( лали лунку во льду и извлекли через нее | I на поверхность стволы двуствольного I " охотничьего ружья 16-го калибра. В од- | Ш ном из стволов находился заряженный | ‘ патрон. Другие бы на месте этих ребят | <', опасную игрушку скорее всего приспосо- I 4. били для каких-нибудь своих целей. Эти I I же мальчишки сдали находку в милицию. I ^И правильно поступили. ^ конденсаторов. И описанный пример, к сожале нию, единственный в СНГ. Эдуард МЕХРЯКОВ. Жизнь невыносима, когда каждое движение причиняет боль. Порой кажется, что готов от дать все, только бы от нее избавиться. Ману- шин Б.В. (г. Санкт-Петербург) в 1994 г. попал в аварию, раздробило стопу. Стопа срослась, но все три года мучили сильные боли. Друг Ману- шина, успешно избавившись от болей при ос- .теохондррзе с помощью«Витафона», предложил аппарат попробовать. Недельное применение «Витафона»—и боли прошли. Многочисленные случаи избавления от болей при бытовом при менении«Витафона»заинтересовали врачейдет ского ортопедического института им. Турнера. Полугодовые исследования не только подтвер дили, но и расширили область успешного при менения аппарата. При лечении ревматоидного полиартрита, последствий ДЦП, некоторых ви дов сколиоза и гематогенного остеомиелита с применением «Витафона» во всех случаях уда валось добиться снижения и исчезновения бо лей, уменьшения спастичности мышц, увеличе ния объема движения в суставах. Многие боль ные после применения «Витафона» смогли са мостоятельно передвигаться. Профессор Ме дицинской академии А.Г. Баиндурашвили, заме чательный хирург, выполнивший большое коли чество уникальных операций реконструктивной хирургии, считает применение «Витафона» обя зательным после любого хирургического вме шательства. Во всех случаях применения «Ви тафона» не наблюдалось послеоперационных осложнений, швы заживали первичным натяже нием, а рубцы становились более эластичны- Секрет «Витафона» — в воздействии скани рующей микровибрацией естественных для ор ганизма частот. Высокая результативность ле чения, возможность применения в домашних ус ловиях. простота и безопасность использования оказались как нельзя кстати для лечения многих тяжелых заболеваний, требующих длительного лечения. Петербуржцы и гости северной столицы мо гут получить консультацию по применению аппа рата у Специалистов Военно-медицинской акаде мии и Академии им. Мечникова. Справки по те лефону: 812-183-36-02. Аппарат стал популярен, иуже появились под делки, продаваемые на рынке и с рук (часто не похожие даже внешне). Во избежание недоразу мений приобретайте аппараты только в нижепе речисленных аптеках. 1. В торговых отделах «Экологическая техни ка»: г. Липецк, ул. Зегеля, 30; ул. Гагарина, 10 (магазин «Старт»); ул. Советская, 47 (магазин «Атлант»). Тел. 43-00-26. 2. ООО СП «Самед» реализует аппарат в ап теке (р-н Центрального рынка), в аптечных пунк тах при поликлиниках г. Липецка (облбольница, «Промстрой», «Жилстрой», 5-я детская, №2), г. Ельца (№2, больница им. Семашко), в магази нах ЦУМ, «Народный», аптечных киосках, а также в городах и районных центрах области: Грязи, Добринка, Лебедянь, Задонск, Л.-Толстой, Крас ное. Тел. 45-60-60. 3. Магазин «Здоровье», г. Липецк, ул. Совет ская, 68 . Тел. 77-62-19. Лицензия серии М № 005202, рег. №42/97-842-0059 пт 2В декабря 1997 г. выдана “--- --------------------------- " «Экомед Сервис» р ПЕРВЫЙ ВЫПУСК I & «КРАСНОЕ ЗНАМЯ». Состоялся первый 1 выпуск специалистов, обучавшихся на за- р >очном отделении Елецкого филиала Со- ^ С временного гуманитарного института. | I Защита дипломных работ и сдача го- 1 ;; сударственных экзаменов проводились на р ^базе Воронежского филиала СГИ, где из Щ р Ельца было 9 выпускников. Все они по- | '' лучили оценки «отлично» и «хорошо» ^ Председатель госкомиссии профессор | ' В.В. Беспалов отметил высокий уровень | *подготовки выпускников в Елецком фили- | р але СГИ. Адипломная работа Татьяны Еро- ш I хиной (единственная из 100 представлен- р ных комиссии) ляжет в основу методи- р Ш ческих разработок, так как является со- | 1 вершенно новым решением отдельных I ^ вопросов в юриспруденции. ч Подготовил Юрий КУЛИНИЧ ‘ - РОЯСЬ В АРХИВАХ... КОНЕЦБАНДЫ САХАРОВА В двадцатые годы по территории Липецкого края прокатилась волна бандитизма. Одновременно зде сь ору довало несколько крупных банд, д е р жавших в сттахе целые районы. Одну и з них, наиболее неуловимую и д е р з кую, возглавлял хорошо известный местным правоохранительным орга нам бандит Афанасий Сахаров. ° Сам главарь был родом из села Двуречки тогдашнего Липецкого уезда. До революции работал на шахтах Донбасса, после Октября дезертировал из Красной Армии и выбрал свой особый путь —быть независимым ни от кого. Ни от законов новой власти, ни от со вести. Жить, понятное дело, хотелось на широ кую ногу. Чтобы иметь средства на безбед ное существование, занялся грабежами. В очередной раз вылазка Сахарова закончилась убийством его случайной жертвы. После этого все пути назад для него оказались отрезан- Вскоре вокруг Сахарова образовалась группа таких же, как он сам, любителей лег кой наживы. Каждого из них главарь связал круговой порукой с остальными членами бан- Уверовав в свою неуловимость, бандиты демонстрировали, что им ничего не стоит убрать каждого, кто встанет на их пути. Они жестоко расправились с одним из руководи телей Ленинской волости, вскоре после это го убили активиста из села Двуречки. Труп последнего бандиты, куражась, повесили посреди села. Особенно лютовали сахаровцы, когда к ним в руки попадали сотрудники правоохра нительных органов. Поймав однажды учас ткового милиционера, они привязали его к хвосту лошади и таскали до тех пор, пока бездыханное тело не превратилось в бесфор менную груду... Смел и дерзок был сам главарь, неодно кратно уводил своих сообщников из самых хитроумных ловушек. Лихость и удача Са харова множили о нем легенды среди обыва телей. Одни боялись его и помалкивали, дру гие не прочь были помочь бандиту с времен ным пристанищем. Выбор бьйг небольшой — или пачка денег от щедрого атамана, или пуля в лоб. Местные сыскари без дела не сидели, пытаясь найти среди запуганных очевидцев преступлений людей, которые помогут выйти на след бандитов. Неуловимость саха- ровцев была напрямую связана с их мобиль ностью. Долго на одном месте они не задер живались, перемещаясь верхом под прикры тием сумерек к новому ночлегу. Поэтому первый ощутимый удар бандитам решено было нанести именно с целью лишить их средства передвижения. Эта операция была поручена липецкому чекисту Дмитрию Сычикову. Однажды ему удалось обнаружить банду, остановившуюся на постой в одном укромном месте после оче редного налета. Времени и сил для нолнс- масштабной операции по ликвилддик тогда не хватило. Поэтому чекисту/решили «спе шить» сахаровцев. Вое было сделано тихо и нйзамет.чг. Про снувшись поутру, бандиты не обнаружили возле коновязи ни одной -своей лошади. Та кого они не ожидали. После этого с.дучая сахаровцы поклялись «с неизвестного коно крада живьем содрать шкуру». «Спешенная» чекистом банда после этого просуществова ла недолго: «на своих двоих» много не набе гаешь. Зато еще долго исправно служила липецким чекистам отличная пара лошадей, принадлежавшая самому главарю и его бли жайшему подручному. Вскоре бандиты стали нести ощутимые потери. Вначале схватили «правую руку» Са харова —Илью Пронина, славившегося своей изощренной жестокостью. При попытке по бега он был убит. Спустя некоторое время чекисты вышли и на след самого Сахарова. Выяснилось, что любимым местом, где отсиживался главарь от налета до налета, были его родные Дву речки. Полсела были его родственниками, и потому бандит был уверен, что здесь его ни кто не выдаст. Однако он просчитался —ин формация о его «базе» стала известна липец- Поздней ночью оперативная группа под руководством чекиста Степана Самарина при была в Двуречки и скрытно подобралась к заранее известному дому. Здесь жила знако мая Сахарова, у которой он частенько пропи вал очередную добычу. По всему было вид но, что главарь нынче тут. Пришлось подождать, пока бандит напь ется, нагуляется. Затем —молниеносный за хват. Под покровом темноты связанного Са харова вывезли из села. Не исключалось, что соратники попытаются отбить его. Да, види мо, бандиты не ожидали такого поворота со бытий и потому спохватились слишком поз- Начавшееся следствие вскрыло нема-чо жутких подробностей о деятельности самого Сахарова и его банды. Десятки грабежей и убийств, зверства и полный цинизм. Все шло к вынесению приговора. Мало кто сомневал ся, что бандиту удастся избежать высшей меры. Однако случилось непредвиденное — Сахаров бежал. В очередной раз сыграл свою роль неза урядный криминальный талант главаря и его умение тщательно планировать свои акции. Замыслив побег, он через «своих людей» по лучил «с воли» ... женский полушалок. В один из воскресных дней Сахаров попросил надзирателя открыть дверь, чтобы вынести во двор чан с отходами. В то время на свида ние с арестованными пришло много женщин. Заприметив, что надзиратель немного отвлек ся, Сахаров облачился в полушалок и не спе ша двинулся к выходу. Если бы не бдитель ность часового, разглядевшего в рослой жен щине арестованного, бандит ушел бы еще тогда. Однако бежал Сахаров со второго захода. Прямо перед расстрелом он воспользовался замешательством конвоиров и, лихо перемах нув через овраг, скрылся в лесу. Долгие по иски не принесли тогда результата. Бандит лег на дно. Вскоре он вновь дал о себе знать новыми грабежами и убийствами. Действовал теперь более изощренно и осторожно. Огромных усилий стоила тогда изнурительная охота за Сахаровым и его бандой. Ловили его сообщни ков, подбирались к нему, но всякий раз, уче ный горьким опытом, Сахаров исчезал из-под носа оперативников. И все же от возмездия он не ушел —спус тя некоторое время пуля настигла Афанасия Сахарова. Вслед за этим была полностью лик видирована и его банда. Сергей КОНСТАНТИНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz