Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

10 февраля 2000 г., № 27(21155) Т Ж И П Е Ц К А Я г а з е т а о УСД 0 1 |||Ш Самая естественная реакция устав­ ших от постоянных перемен людей — ничего больше не менять. Россия до­ стигла, кажется, небывалого количес­ тва реформ на душу населения. Тем не менее приобретает все более реаль­ ные очертания новая реформа — пе­ реход на двенадцатилетнее обучение в общеобразовательной школе. Что из этого получится — посмотрим. Шко­ ла — консервативный организм. Здесь быстро осуществить реформу трудно, к тому же она требует значительных денежных затрат. И все же у новой программы есть одна важная задача, которая, по-моему, исключает торг: это — сохранение здоровья ребенка. Официально признано: объем ин­ формации, который должен усвоить школьник, превышает его психолого­ физиологические возможности. Это, естественно, не может не отразиться к на здоровье. Поражает динамика за- Г болеваемости детей при переходе из класса в класс. Если в первый с раз­ личными видами патологии и наруше­ ний приходят 25-30 процентов ребят, то среди получающих аттестат зрелос­ ти могут считаться здоровыми не бо­ лее 6-8 процентов! Уже есть даже спе­ циальный термин: школьная патоло­ гия. Это — и астено-невротический синдром, и непорядки со зрением и опорно-двигательным аппаратом, и заболевания органов дыхания, пище- Да, Инесса Провоторова приводит не просто впечатляющие, а ужасаю­ щие цифры. Перспектива вырисовы­ вается столь мрачная, что невольно хочется забрать свое любимое чадо из школы и посадить дома: пусть будет менее о^азованным, зато более здо­ ровым. Тоже, понятное дело, не вари­ ант, поскольку все-таки желательно, ■чтобы это чадо получило высшее об- , разование. •: Сегодня все уповают’ на реформу школьного образования, полагая, что она и должна разорвать порочный круг. Дай Бог. Но меня смущает одно: пока что не видно, чтобы кто-то попы­ тался найти первоистоки проблемы. А без их устранения, по-моему, никакая реформа не поможет. Ну продлят срок обучения еще на год. Ну продеклари­ руют гуманистическую направлен­ ность образования. Дальше-то что? Позволю; себе наглость, не будучи профессионалом в педагогике, медици­ не или валеологии, сделать кое-какие выводы. Просто потому, что у меня рас­ тет дочь, которая учится в обычной пать в вуз. Потому, наконец, чтоя вижу жизнь не из кабинета чиновника, кото­ рому, как ни крути, намного проще ус­ троить будущее своего дитятки. За эти десять лет канули в Лету те счастливые советские времена, когда тебе было достаточно учиться на пя­ терки в школе, чтобы поступить в ин­ ститут. В задаче спрашивается: поче­ му? К счастью, не потому, что высшее образование стало «поголовно» плат­ ным. До этого, слава Богу, пока еще не дошли. Тогда в чем же дело? Я что- то не вижу, чтобы кто-либо из специа­ листов, проанализировав ситуацию. варения, и извращенный обмен ве­ ществ, и так далее. У 10 процентов девочек к одиннадцатому классу об­ наруживаются нарушения репродук­ тивной системы. В последние годы на 20-30 процентов увеличилась час­ тота неврологических заболеваний, в школах нового типа — лицеях, гимназиях •— количество таких на­ рушений на 15-20 процентов боль­ ше, чем в обычных. Предельно до­ пустимая нагрузка на школьника превышена на 30, а в некоторых случаях и на 50 процентов. Не слишком ли дорого платят наши дети за знания? Существует такое выражение: жизненные приоритеты личности. Так вот, анонимное анкетирование американских школьников показало: из 17 позиций они безоговорочно поставили здоровье на первое место. Аналогичное, исследование среди юных липчан продемонстрировгшо абсолютно иную установку: у них забота о собственном здоровье отог двинута на 17, в лучшем случае — на 14 место. И наша система образо­ вания ориентирована именно на по­ добное отношение к главной ценнос­ ти, без которой все остальное теряет смысл. Помните афоризм: ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь? А мы дал ответ. А раз так, то ограничим­ ся пока констатацией фактов. А они таковы: чтобы поступить в вуз, в большинстве случаев необходимо очень мощное дополнительное обра­ зование в виде всевозможных подго­ товительных курсов, специальных школ при институтах. Но и этого мало: как правило, выясняется, что ко всем этим курсам и школам тре­ буются еще и репетиторы по про­ филирующим предметам. У моей под­ руги сын учится в одной из самых престижных школ Липецка, где за­ нимается' по особой, углубленной, программе. И успешно учится. А па­ раллельно не первый год занимает­ ся в специальном заведении при од­ ном из липецких вузов. Тоже с пре­ красными результатами. Но более серьезная проверка его знаний обна­ ружила настоятельную необходи­ мость занятий еще и с репетитором. И не из-за того, что репетитор захо­ тел подзаработать на нем. Просто вы­ яснилось, что на уровень вступитель­ ных экзаменов парень не тянет. При всех своих пятерках. Не будем гово­ рить о материальной стороне Дела. Не будем описывать тяготы загнан­ ной в угол мамы, которая вынужде­ на оплачивать и курсы, и репетито­ ров. Мне страшно за этого парень­ ка, который ложится спать не рань­ ше двух часов ночи и озабочен од­ ним: сделать школьные уроки, вы­ полнить огромные задания для всех «инстанции» и никуда не опоздать. Каким он будет к моменту поступ­ ления в институт? Он, не бывающий ни минуты на воздухе, не имеющий возможности заняться спортом, весь день и полночи просиживающий за письменным столом. не зажигаем, а именно наполняем. ■Учим всему и без разбору, но любо­ му предмету стараемся дать инфор­ мации как можно больше. И застав­ ляем человека с прирожденным ли­ тературным талантом разбирать вы­ ражение тройного интеграла через сферические координаты. Интенси­ фикация образования, активное обу­ чение через компьютерную сеть, рез­ кая стимуляция памяти, которую нагружают до предела, и ... при этом утрата яркости восприятия, логич­ ности мышления. То есть приро­ жденный художник или музыкант может просто не состояться. Реформа оправдана, если этот пе­ рекос будет устранен, если разре­ шится опасный конфликт между ин­ тенсификацией обучения и ее влия­ нием на здоровье. Пора расставить все по местам. Пора и самим детям объяснить, что важнее — здоровье или виртуозное владение компьюте­ ром. И здесь стоит опереться на ва- леологию — науку о здоровье. Это сразу и медицина, и психология, и педагогика. К с та ти , наша область в этом смысле находится в предпочтитель­ ном положении, поскольку именно у нас валеология развивается очень успешно. Не случайно здесь прохо­ дили два крупных форума, посвя­ щенных валеологическому образова- Я спрашивала вузовских препо­ давателей, не слишком ли завыше­ на «планка» вступительных экзаме­ нов. Ответ был твердым: «Мы спра­ шиваем только в рамках школьной программы». Выходит, школы ста­ ли хуже готовить? И этого не может быть, тем более что сейчас появилась масса лицеев, гимназий со специа­ лизированными классами. Но их вы­ пускникам тоже вынуждены нани­ мать репетиторов. Позволю себе высказать пред­ положение: все началось с реформ. С того, что стали появляться шко­ лы нового типа с их всевозможными углубленными программами. В та­ кой школе не только учитель мате­ матики или литератор будет из кожи вон лезть, но и ботаник, географ, пре­ подаватель ОБЖ, дабы доказать свое соответствие высокому уровню заве­ дения. А посредством кого доказы- вать-то? Посредством детей. Кото­ рые пишут бесчисленные рефераты, доклады, конспекты, просиживают часы, читая дополнительную лите­ ратуру. У одной моей знакомой сын писал реферат на тему: «Как изго­ товить бронежилет в домашних ус­ ловиях». Не спорю, все это, может быть, и полезно для общего разви­ тия, но только не для здоровья. А самое-то главное — у детей не оста­ ется времени, чтобы серьезно зани­ маться теми предметами, знание коих потребуется на вступительных экзаменах. У меня есть родственник — москвич, академик, математик. Он так и заявил: «А что они сегодня мо­ гут после школы знать, если прохо­ дят 24 предмета и по всем их «тря- Между тем когда в школе учи- нию: всероссийская научно-практи ческая конференция и совещание де канов и заведующих кафедрами ва леологии российских вузов, органи зованные министерством. Именно Ли­ пецкий пединститут стал пионером валеологического образования — в его стенах уже десять лет всем буду­ щим учителям преподают основы пе­ дагогики здоровья, а с 1995 года впервые в России началась подготов­ ка специалистов-валеологов. В ЛГПИ уже накоплен солидный опыт преподавания валеологии и в об­ щеобразовательных учреждениях (сейчас в 29 из них идет изучение основ новой науки), и в профессио­ нальных — в Усманском педагогичес­ ком, Липецком строительном Коллед­ жах. Эта деятельность ЛГПИ и со­ зданного на его базе Межвузовского центра по валеологическому образо­ ванию получила высокую оценку, а опыт рекомендован для широкого распространения. Значит, есть все же надежда, что и российские школьники наконец передвинут заботу о здоровье с сем­ надцатого места куда-нибудь побли­ же к первому в иерархии жизненных ценностей... Инесса ПРОВОТОРОВА, студентка факультета валеологии Л ГПИ . лась я, все-таки существовали «при­ оритетные» предметы, а по всем ос­ тальным спрашивали в рамках школьного учебника. И без всяких там рефератов-докладов. Нет, если ты интересуешься, ради Бога, — пиши доклад, тебе зачтется, ходи на фа­ культативные занятия. Но для ос­ тальных это не «обязаловка». И все, кто хотел учиться, поступали в вузы. И специалисты из них выходили не хуже, а может, и лучше, чем сейчас. И за рубежом наше образование це­ нилось. Без всяких реформ. Мне кажется, сегодня учителя зачастую самоутверждаются, выби­ рая программы помоднее да учебни­ ки позаковыристее. Причем эта эпи­ демия перекинулась уже и на самые обычные школы. Вот и получается, что если ребенок позволит себе два часа в день заниматься любимой ма­ тематикой, то все остальные уроки он будет заканчивать%же за полночь. А бронежилет сошьет только к утру. Так что может изменить реформа при такой системе? Продлить ту же «уг- робиловку» еще на год? Все с теми же спецкурсами и репетиторами? Чтобы ребенок последнее здоровье в школе оставил? А пока свою дочь я просто соби- шюсь перевести в вечернюю школу. Тогда у нее появится возможность заниматься тем, что она действитель­ но любит: музыкой и иностранными языками. Тогда будет шанс серьез­ ной профессиональной подготовки. Вы спросите, а как же общая куль­ тура? Да общую культуру ребенок все равно получает дома, в семье. А всту­ пительных экзаменов в любой вуз только три. А не 24. Елена БРЕДИС . I ВРЕМЯ ПУШКИНА I Владислав ЗОРИН от уже год пишу я свои заметки о Пуш- ____ кине. Пушкинский юбилей миновал. Пора бы, ска­ жут мне, и точку поставить. Я и сам так думал, опубликовав на­ последок наблюдения о кавказ­ ских мотивах в творчестве и судьбе поэта, поскольку это по­ казалось мне актуальным и по­ учительным в свете чеченских событий. Но Пушкин не отпус­ кает. 10 февраля — день его памяти. В преддверии его я просто так, по сложившейся привычке, для себя, начал пе­ речитывать свидетельства, до­ кументы, связанные с гибелью гения. И вновь ощутил потреб­ ность напомнить о том, как это было, людям моего времени. В сутолоке жизни мы ведь не­ часто обращаемся к далеким событиям, даже если они свя­ заны с великим поэтом. И за- забывать греш- Мой рассказ — о письме Жуковского шефу жандармов Бенкендорфу. Оно написано после смерти Александра Сер­ геевича. В окончательном ва­ рианте Жуковский вымарал на­ иболее резкие места. Но чер­ новик сохранился. Он отразил боль Жуковского, который, пе­ ребирая архив убитого, нако­ нец-то понял, в каких невыно­ симых обстоятельствах нахо­ дился Александр Сергеевич. Сперва об общеизвестном. Газетам было дано предписа­ ние «умеренно» сообщить о смерти поэта. В «Русском ин­ валиде», тем не менее, появил­ ся некролог В.Ф.Одоевского в черной рамке: «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего велико­ го поприща!.,» За этот некролог редактор А.А.Краевский получил от ми­ нистра просвещения Уварова выговор. От того самого Ува­ рова, который крал казенные дрова и не мог простить Пущ- кину его сатиру «На выздоров­ ление Лукулла». Министр кри­ чал: «Что это за черная рамка вокруг известия о кончине че­ ловека не чиновного, не зани­ мавшего никакого положения на государственной службе?.. «Солнце поэзии»! Помилуйте! За что такая честь?» «Пушкин скончался в середине своего великого поприща!» Какое это такое поприще? Разве Пушкин ПОСЛЕСЛОВИЕ К СМЕРТИ был полководец, военачальник, министр, государственный муж?! Писать стишки не значит еще... проходить великое поприще!» Друзья Пушкина понимали: надо попытаться реабилитиро­ вать поэта в глазах царя и обеспечить материально буду­ щее его семьи, защитить его творческое наследие от запре­ тов. Поэтому в письме к отцу поэта Жуковский, как, впрочем, и Вяземский, и Тургенев, в уго­ ду двору сознательно оглажи­ вали острые углы из расчета на широкое распространение это­ го письма при дворе. Так, сло­ ва благодарности умирающего в ответ на обещание царя по­ заботиться о семье поэта под перомЖуковского превращают­ ся в длинную и пышную фразу, тогда как, по утверждению при­ сутствовавших у постели поэта, смертельно раненный Пушкин не мог говорить так длинно и в несвойственной ему манере.,. Другое дело письмо Жуков­ ского главному жандарму. Дух и тон его не сентиментальные, а, я сказал бы, воинственно-об­ винительные. А.И.Тургенев за­ писал в своем дневнике: «Жу­ ковский читал нам свое письмо к Бенкендорфу о Пушкине и о поведении с ним государя и Бенкендорфа. Критически рас­ следуя действия жандармства, он написал Бенкендорфу, что Пушкин погиб оттого, что его не пустили ни в чужие края, ни в деревню, где бы ни он, ни жена его не встретили Дантеса». Смерть Пушкина, вопреки Уварову, была воспринята в России как страшная трагедия. Иностранные послы в своих де­ пешах писали: «национальная потеря», «национальное негодо­ вание», «всеобщее возмуще­ ние», «мучительнейшее впечат­ ление на публику» и т.д. В такой обстановке посла­ ние Жуковского Бенкендорфу было как нельзя кстати. С од­ ной стороны, оно как бы самор­ тизировало «плебейские почес­ ти» поэту, с другой — разобла­ чило равнодушие «раззолочен­ ных салонов». Впрочем, в нем с явной натяжкой доказывалось отрицательное отношение Пуш­ кина к Польскому восстанию, к письмам Чаадаева. На самом деле это было не так. Да и ода «Вольность» трактовалась Жу­ ковским как следствие юношес­ кой незрелости. .Цель одна: ог­ радить поэта от яростных напа­ док «света». Тем интереснее вчитаться в черновик... Вот не­ которые выдержки. «Генерал Дубельт донес, и я, со своей стороны, почитаю обязанностью также донести вашему сиятельству, что мы кончили дело, на нас возложен­ ное, и что бумаги Пушкина все разобраны...».Далее идет пере­ числение того, что сделано: «не­ которые рукописи были сшиты в тетради, занумерованы и скреплены печатью», «...отдель­ ные листки, из коих нельзя было сделать тетрадей, просто зану­ мерованы...». «...После внима­ тельного разбора, вполне убеж­ ден, что между сими рукопися­ ми ничего предосудительного памяти Пушкина и вредного об­ ществу не находится...». Далее идет разъяснение о якобы похищенных Жуковским пяти пакетах, о которых донес шпик, дежуривший у гроба поэ­ та в гостиной. «Доверенное лицо ... поспешило такжадно убедить­ ся в похищении и обрадовалось случаю выставить перед прави­ тельством свою зоркую наблю­ дательность насчет моей чести и своей совести». На самом деле в пакетах находились пись­ ма к Наталье Николаевне, ко­ торые она и попросила просмот­ реть Жуковского. Он их сшил в тетради и вернул вдове. Так что шпик просчитался. Второй момент касается судьбы самого Пушкина. «Во все эти двенадцать лет, прошед­ шие с той минуты, в которую государь так великодушно его присвоил, его положение не пе­ ременилось; он все был как буй­ ный мальчик, которому стра­ шишься дать волю, под строгим, мучительным надзором. Все формы надзора были благород­ ными: ибо от вас оно не могло быть иначе. Но надзор все над­ зор. Годы проходили; Пушкин созревал; ум его остепенялся. А прежнее против него пред­ убеждение, не замечая внутрен­ ней нравственной перемены его, было то же и то же...». И нако­ нец, откровенный упрек жандар­ му: «Но подумайте сами, каково . было бы вам, когда бы вы в зрелых летах были обремене­ ны такою сетью, видели каждый шаг ваш истолкованным пред­ убеждением, не имели возмож­ ности произвольно переменить место без навлечения на себя подозрения или укора...» Жуков­ ский приводит примеры, когда поэт получал выговоры за то, что самовольно ездил в Моск­ ву, в Арзрум и т.д. «В Одном из писем вашего сиятельства нахожу выговор за то, что Пушкин в некоторых об­ ществах читал свою трагедию прежде, нежели она была одоб­ рена. («Борис Годунов» —В .3.)- Да что же это за преступление? Кто из писателей не сообщает своим друзьям своих произве­ дений для того, чтобы слышать их критику? Неужели же он до­ лжен до тех пор, пока его про­ изведение еще не позволено официально, сам считать его не позволенным?.. Запрещать раз­ говор, что переписку есть то же, что запрещать мыслить...». «Ос­ трота ума не есть государствен­ ное преступление...» Жуковский говорит о национальном само­ сознании — и это очень важно: «Чему же здесь дивиться, что общее чувство при таком тра­ гическом происшествии вспых­ нуло сильно. Напротив, надле­ жало бы удивиться, когда бы это сильное чувство не вспых­ нуло, если бы в обществе рав­ нодушно приняли такую внезап­ ную потерю и не было бы такое равнодушие оскорбительно для чувства народности...». В заключительных строч­ ках письма говорится уже от­ крытым текстом: «Назначен­ ную для отпевания церковь переменили, тело перенесли в нее ночью, с какой-то тайною, всех поразившею, без факе­ лов, почти без проводников; и в минуту выноса, на который собрались не более десяти ближайших друзей Пушкина, жандармы наполнили ту гор­ ницу, где молились об умер­ шем, нас оцепили, и мы, так сказать, под стражею прово­ дили тело до церкви. Какое намерение могли в нас пред­ полагать? Чего могли от нас бояться? Этого я изъяснить не берусь. И, признаться, бу­ дучи наполнен главным сво­ им чувством, печалью о конце Пушкина, я и в минуту выноса и не заметил того, что вокруг нас происходило; уже после это пришло мне в голову и жестоко меня обидело». Гроб поставили на простые дроги, обернули рогожей, увя­ зали веревками, покрыли со­ ломой и 3-го февраля (ст.ст.), ночью, тайком, увезли. Встре­ ча и проводы в Пскове были запрещены. ...Так поведал нам о пос­ леднем пути гениального дру­ га осторожный Жуковский. Но даже осторожничая, он сумел сказать горькую и постыдную для власть предержащих прав- КАЛЕЙДОСКОП, ВО СНЕ И НАЯВУ ' ждают психологи. Но иногда может 6 ___ _ наоборот, свидетельствует немецкий жур - 1 нал «Штерн». Например, некоторые изо- & бретения были увидены во сне. Так, аме- риканец Элиас Хау в 1845 году конструи­ ровал швейную машинку, но у него никак ^ не получалось. Он делал отверстия в игле для швейной машины там же, где и у игл для шитья руками — на толстом конце, и ' из-за этого нитка все время рвалась. Од­ нажды Хау приснилось, будто индейцы , привязали его к столбу и прыгают вокруг в танце, потрясая копьями с как-то странно продырявленными наконечниками. Про­ снувшись, Хау сделал отверстие в машин­ ной игле у острия, и так родилась маши­ на, получившая признание во всем мире. Венгерского журналиста Ласло Биро'- раздражало, что он никак не мог управить­ ся с ручкой-самопиской, вечно пачкался и , пачкал все вокруг. В 1938 году ему при- ' снилось, что под его окнами на улице под- . /няли шум, который ему очень мешает. , Оторвавшись от стола и потрясая кулака- ^:ми, он бросается к окну и, конечно, пачка- : ^ется чернилами из ручки. Он совершенно ш приходит в ярость, хватает ружье и стре-, ляет, но и из дула текут чернила. Он заты- шкает дуло шариком, который клал на бу- ' $шагу, чтобы листы не разлетались, и при следующем выстреле чернила вылетают из ' ружья тонкой струйкой. Утром Биро нари- совал эскиз первой в мире шариковой руч- ПОЗВОНИ МНЕ, ПОЗВОНИ... 1 й Неизменный атрибут «нового русского» , 1— СОТОВЫЙ телефон — не только средство ! отдавать команды, но и своеобразный ан- , гел-хранитель. Например, в сильный бу- > ран 51-летняя американка Карен Нельсон-, свалилась вместе с машиной в ров. К ночи < ртемпература упала до двадцати градусов ! рмороза. ^ Ш Воспользовавшись своим сотовым те- рлефоном, она связалась с шерифом, ко-^~ ^торый сразу же организовал поиски и на протяжении сорока часов спасатели, ори- рентируясь по сигналу аппарата, пытались.^ ротыскать ее под снегом. Они часто теря- 7 ^ли сигнал, но в конце концов нашли жен- 3 ^щину, и уже утром она была в госпитале. | ^Там ее достаточно быстро поставили на^ I РЕЦЕПТ: БЕЛОЕ ВИНО ^ I Эффективнее, чем красное вино и даже | ^чистый спирт, уничтожает бациллы в же-^ жлудке и кишечнике белое вино. Это откры-| «тие сделали американские ученые меди-1 1 ЦИНСКОГО центра в Гонолулу. Для сальмо- ) жнелл или коли-бактерий спирт, белое и1 красное вино одинаково губительны в не-ф разбавленном виде, однако, попадая в - желудок, они смешиваются с его содер- - жимым В этих условиях белое вино пока- р жзало наиболее сильное антибактериальное ф действие. Причину его дезинфицирующе- - го свойства медики объясняют наличием . столько в данном напитке присущей ему:ж «кислоты и специфического вида фенола. | жЭти субстанции образуются в процессе:! ферментации белого вина. г! СМЕРТЬ ОТ ЛЮБВИ ^ ^ Состоятельные люди смотрят телевизи- ^^онную рекламу и кормят своих собак ис- Р ключительно «Чапи» и «Педигри пал». Еще:| шболее состоятельные считают, что всякие консервы и концентраты —они консервы и | тесть. А животное должно получать все са -| мое лучшее. Но что хороФо для одних... I Александр Ш. вызвал ветеринара для ^ жусыпления своего любимца — спаниеля с: Чапы Глаза у пса слезились, а шерсть ; вылезала клочьями. Похоже, Чапа был тя-^ жело болен. «Доктор, спасите Чапу», —> плакал Саша-маленький —сын Саши-боль- т шого Врач поинтересовался, чем корми-^ шли собаку в последнее время и с удивле- шнием услышал меню — недавно разбога-1 тевший Александр давал Чапе исключи-1 |::тельно вырезку. Плебейские продукты типа ' картошки, свеклы, каши отсутствовали в/ рационе семьи. По праздникам песику до-; оставались белая и красная рыба и даже черная икра. От такого деликатесного пи­ тания собачий организм стал чахнуть. I Практически хозяева убили собаку своей ' §|Любовью — спасти Чапу не удалось. щ НАЛОГ НА ИМЯ Если граждатю стран, где принято да­ вать детям не одно имя, как у нас, в Рос­ сии, а второе, третье... захотят дать свое-о му новорожденному такое имя именно в Венеции, то эта причуда обойдется им в ' копеечку, так как в этом городе существу- ,' ет налог на среднее имя. В 1949 году, ког- - да ввели этот налог, город собрал всего ; 65 долларов. С тех пор в казну города пос- ^ тупило 250 тысяч. «Даже самые бедные родители жела- - ют заплатить этот сбор», — говорит мэр^^ города Роландо Ферригио. Истинное вы-р ;ражение величины налога — один цент, аш это значит, что в мире проживает 25 мил-3 ЛИОНОВ человек, которые получили свое шлиипин и ( |имя В романтическом городе Венеция! к а л е н д а р ь ! ПОСТУПИЛ в п ро д аж у ! Нашумевший на весь мир календарь, на | фотографиях которого остро нуждавшие-:| ся в деньгах австралийские футболистки I снялись в голом виде, поступил в прода-I жу. И пользуется большим спросом. Он| будет продаваться по всему миру, сооб-1 щил исполнительный директор Женской % федерации футбола Австралии Уоррен | Фишер. Если тираж предыдущего кален-ё даря (40.000 экземпляров) был распродан! в течение полумесяца, то нынешний изго-:: товители планируют распродать за не-1 сколько дней. В 42 странах на него уже! сделаны заказы. Прибыль пойдет на нуж- $ ды федерации. | (ЭКСТРА-ПРЕСС) I ^ а л ю г , П об еда ! И рина АСТАПКИНА : «1-оптиииакА, ноОБОЖАЮ МИНОР» Приехав на несколько дн ей в Ли ­ пецк, лауреат конкурсов эстрадной п е сн и в недавнем прошлом наша землячка Ирина Астапкина дала два концерта. Сольный — в Доме масте­ ра с пианистом Михаилом Давыдо­ вым. А как участница «сборной» про­ граммы выступила в большом зале «Октября» под фонограмму. После этих сугубо творческих акций, под ­ твердивших яркое, зрелое мастерст­ во Ирины, корреспондент «ЛГ» встре­ тился с ней, чтобы поговорить о ее теперешнем столичномжитье-бытье. — В Москве я уже четыре года. Вроде не так и мало, хотя моя педагог по, вокалу Людмила Викторовна Козлова говорила мне: чтобы обжиться здесь, требуется лет семь. Но и эти четыре года принесли заметные плоды. Шла, как говорится, повседневная работа. Вышла книга моих стихов, которую считаю удачной; Сборник‘назван по анало­ гии с выступлением в Доме Мастера «Соло для полголоса». Из масштабных концертов назову прошлогодний фестиваль «Милосер­ дие белых ночей» в Петербурге, где я заво­ евала «Гран-при». В Москве я работаю, что называется, сама по себе. Пока не приткнулась ни к какой солидной музыкальной организации. Одна­ ко сотрудничаю время от времени с Домом композитора, существующим очень давно и имеющим богатые, славные традиции. Дея тельную поддержку — а это в столице слу чается совсем нечасто — мне оказывает ди ректор Дома Алла Семеновна Серова. Со трудничаю и с Современным гуманитарным университетом. 'У него много филиалов по всей России — надеюсь, подобный появит ся и в Липецке. Вот и езжу по ним, высту паю, общаюсь. Не могу особо не сказать о Доме Маете ра — народного художника России Виктора Семеновича Сорокина. Это просто великолеп ное место для камерных музыкальных встреч. Человек, считаю, не может принципиаль но измениться, переменив место жительст ва. Он приобретает творческий опыт, но все равно остаетей самим собой, со своим потен циалом, знаниями, силой воли и так далее Вообще же жизнь моя складывается таким образом, что во мне всегда присутствует потребность писать. Я — оптимистка, но ког да сажусь сочинять, на меня «нисходит минор. Я его обожаю. Но «страсти в клочья Хотела бы почаще выступать в Липец ке. Лучше всего — в малом зале «Октяб ря». Хорошо, если бы меня услышали ны нешние его арендаторы... Константин К ЛЮ ТКИН На снимке: Ирина Астапкина (середи на 90-х годов). Фото Виктора МИЛЛ ЕРА . НА СЦЕНУ ВЫШЛИ ВЕТЕРАНЫ «Не стареютдушой ветераны» —под такимдевизом в рам­ ках Всероссийского фестиваля «Салют, Победа!», посвящен­ ного 55-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне, в Липецкой области проходят зональ­ ные смотры ветеранских коллективов художественной само­ деятельности. Музыкальные праздники в честь знаменатель­ ной даты прошли в Тербунах и Добринке. На них прибыли талантливые певцы, танцоры, гармонис­ ты, авторы собственных произведений из Волов- ского, Тербунского, Долгоруковского, Хлевенского, Грязинского, Добринского и Усманского районов. По оценкам областного жюри, все исполни­ тели выступили достойно. Несмотря на преклон­ ный возраст, они порадовали зрителей задором, веселостью, темпераментом. Прозвучали хоровые произведения. Успешно выступили дуэты, трио, женские и мужские группы, солисты, чтецы. Среди ветеранов оказалось немало авторов своих стихов, песен. И, конечно, душой всех кон­ цертов была русская гармошка, под которую са­ модеятельные артисты исполнили заковыристые частушки. Надолго запомнятся выступления этнографи­ ческого коллектива Воловского РДК, солиста тер­ бунского хора ветеранов Н. Суховера, ансамбля «Золотая нива» из Хлевенского района, хоровых коллективов из Усмани, села Хворостянка, Грязей. В центре всех концертных программ были про­ изведения о ратных подвигфс во имя Отчизны в годы Великой Отечественной войны, о сегодняш­ ней жизни российских воинов, о мире, любви и дружбе... Как сообщили в администрации области, в ходе фестиваля специалисты областного Дома наро­ дного творчества проведут отбор лучших коллек­ тивов на заключительный гала-концерт, который состоится в Липецке 9 мая 2000 года, а лучшие из лучших получат рекомендации областного ор­ гкомитета для участия в торжественных концер­ тах ветеранов, которые пройдут в Санкт-Петер­ бурге в июле. Аркадий ГАРБУЗОВ. г. Липецк.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz