Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
ТА ПТИЧКА ДАВНО УЛЕТЕЛА ЭТИ МГНОВЕНИЯ - НИКАКИЕ НЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ. НО ЗА НИМИ - ЛЮБОВЬ, И ПОТОМУ ОНИ НЕ СТЕРЛИСЬ История любви - чем мы не можем рассказать, не в силах. А если рассказыва ем однажды, то тут же понима ем,, что поступаем неверно, неосторожно... Ведь история любви - это не рассказ о люб ви. Не проза и даже не стихи... Это что-то особенное, не выра зимое так просто. Сейчас появляется одно за другой книжки, где знаменитые люди рассказывают о своих любовных увлечениях. По недо разумению или неразборчиво- словах заголовки книг кричат, что все это - истории о любви. Почему-то . не верится. Меня даже у Бунина в расска зах поражает, как там герои легко рассказывают о любви, где они находят такие слова - единственные... Но это все-таки Бунин. Божий дар, неповтори мый. Когда же исповедуются в жанре интервью, заведомо на публику, и человек с микрофо ном непременно требует под робностей, то - увольте - здесь говорят о другом... А вот эти снимки - они о люб ви. Потому что молчаливы, сдер жанны и талантливы. Каждый из них рассказывает нам так мно го, что длинный комментарий только бы нарушил этот рас сказ, куда более выразительный, чем слова. Здесь фотография - мягкое и доже робкое прикосно вение. Это искусство, о не хо лодный отпечаток. Подлинное искусство всегда осторожно. Дмитрий ШЕВАРОВ. «...Тогда я служил в армии. Наша часть была ^недалеко от станции Барыбинб.'Рядом нахо дился. дом отдыха. Мы, солдати ки, бегали туда на танцы. В один из вечеров я познакомился с за мечательной девчонкой Ната шей, студенткой МАИ. У нас за вязалась большая дружба. Она называла меня «сибирским мед вежонком». Я действительно был большой бука, угрюмый, и она взяла надо мной шефство. Мы ходили с ней в музей и театры. В цирке видели молодого Юрия Никулина... Но все префосное когда-нибудь кончается. Я демо билизовался, мы распрощались, не давая никаких клятв...» Автор письма живет сейчас в Красноярске, а где Наташа - мы не знаем... Фото из домашнего архива В.И. АНДРЕЕВА. Этот снимок замечательный фотомастер Виктор Ахломов сделал где-то но БАМе в сере- гДине семидесятых.. Мороз - около тридцати. На заднем плане можно разглядеть пасса жирский состав с портретом Ленина на локомотиве и деко ративные ворота с надписью; «Слава КПСС». Там, очевидно. говорят речи, гремит оркестр... Но Ахломов совсем в другом увидел настоящее сббытие, вот оно: человек родился! А эпоха осталась на заднем плане, весь ее шум, гам, медные тру бы... Тише-тише, не разбудите малыша, пожалуйста! «...Что может быть лучше краюхи черного хлеба? Да еще когда рядом мома, папа и чаш ка с отбитой ручкой. Вы не ви дите на снимке папу?.. Просто он с одной стороны стола, а мы с мамой - с другой. Вам не вид но папу, а мне прекрасно вид но. Папа у меня высокий, силь ный, красивый. Его зовут Олег, маму - Лена, а меня - Андрюш ка. А всех нас вместе - Юшко вы. Живем мы в Вологде, около льнокомбината. Окна у нас вы ходят но железную дорогу. Бу дете проезжать мимо - помаши те нам рукой!» т-;г, ;; Щ ЛЕГЕНДЫ ТЫ!ЕЯЧ|Л|ТИЯ КОЛЬТ - НЕ ОТ СЛОВА КОЛЯ ПУСКАЙ МАТРЕШКУ И ВОДКУ ИЗОБРЕЛИ НЕ РУССКИЕ, НО И ПИВО ПРИДУМАЛИ НЕ НЕМЦЫ В новое тысячелетие входим, отягощенные много численными мифами и сте- реотипоми. Может, лучше ос тавить их в прошлом? Начнем с самого устойчи вого стереотипа: пиво приду мали немцы, а водку - рус- С формальной точки зре ния «водка» как бренд дейст вительно по праву принадле жит России. Но только водка в современном понимании появилась всего где-то около века назад одновременно с заведениями под названием «царевы кабаки». С XV по XIX век напиток назывался хлеб ным вином. И отличалось то вино от нынешних водок не только названием. На Руси гнали совсем другую водку, технология была построена таким образом, что выход ко нечного продукта составлял примерно 2 процента от ис ходного сырья. Иначе говоря, чтобы получить ковш перво классной водки, нужно бь1ЛО, извести несколько бочек зер на, ржаного солода, дрож жей и молока. Королевские дворы Европы, получая в дар русское «хлебное вино», це нили его выше французских коньяков, но по поводу «рен табельности производства» крутили пальцем у виска. Той настоящей водки никто из нас никогда не пил. То, что мы -пьем сегодня, водкой на зывается в силу игры слов и традиций. А самое главное, конечно, не термины. Создание водки в принципе стало возможным только после изобретения ди стилляции спирта. Впервые это удалось арабам, но их религия в корне придушила процесс. В средние века спирт научились делать итальянские алхимики, а впервые «аквавиту» привезли в 1\Фэсковию .генуэзские купцы в конце XIV века. Винограда у нас не было, поэтому в нача ле XV века славяне приспосо бились гнать спирт из ржи. После чего придумать водку было уже делом техники... В общем, спасибо Итолии за спирт. Без нее мы бы до сих пор пили брагу и мед. А за пиво немцы тоже должны поблагодарить дру гие народы. Его немцы стали варить едва ли не последни ми в мире. За 7.000 лет до н.э. шумеры (Месопотамия) уже знали несколько десятков рецептов, кстати, которые не мецкие археологи списывали со стен шумерских храмов уже в нашем веке.,Еще рань ше ячменное пиво научились готовить древние армяне (IX век до Н.Э., загадочное царст во Урарту). А каждый строи тель египетских пирамид во обще ежедневно получал в день три буханки хлеба и три жбана пива. Царская дина стия Птолемеев додумалась (305-30 гг. до н.э.) брать на лог на, пиво.- А вы - немцы, немцы... Кстати, об исторической справедливости. Ненавист ные нашему народу фашист ские «фоккеры» - тяжелые ис требители и штурмовики «люфтваффе» времен Второй мировой «фоккерами» назы вают по чистой случайности. С равным успехом их можно было бы назвать «танками». Поскольку голландский авиа конструктор Энтони Фоккер не имел к ним вообще ника кого отношения. Впрочем, как и отцы-основатели немец кой фирмы «Фокке-Вульф» Ге орг Вульф и Генрих Ф окке то же такую сомнительную сла ву вряд ли заслужили. Вульф погиб в 1927 году, а Генрих Фокке больше прославился в качестве создателя вертоле тов. Печально знаменитые Р\У-190, «кондоры» и прочие самолеты «люфтваффе» кон- юовал человек по фами- -урт Танк. Вообще в нозвониях ору жия немало забавного. Весь пистолет Макарова - «Ко- Самуэль Кольт при всех своих несомненных талантах участия в создании самого знаменитого револьвера всех времен и народов «Кольт Па терсон» не принимал. Мистер Кольт за символические день ги купил патент, организовал производство и провел удач ную рекламную компанию. Сконструировал револьвер некто Джон Пирсон, а Кольт, говоря современным языком, был просто отличным менед жером. Так что в поговорке «Бог создал людей, а полков ник Кольт сделал их равны ми» с ТОЧКИ зрения историче ской справедливости фами лию Кольт можно заменить на Пирсон. Военные историки любят порассуждать о качестве тех ники, которую во время вой ны поставляли нам США по ленд-лизу. Возникали даже нешуточные дискуссии: чьи самолеты лучше - созданные нашими авиаконструкторами или американскими? Пробле мы бы не возникло, если бы мы знали фамилии американ ских авиаконструкторов. Многие американские само леты конструировались рус скими. Один из лучших истре бителей Второй мировой Р- 47 «Тондерболт» создан быв шим русским офицером Алек- ■сондром Картавеловым. Р-35 и Р-43 - царским морским летчиком Александром Нико лаевичем Прокофьевым-Се верским. Русские эмигранты принимали участие в констру ировании летающих лодок, включая знаменитые «Катали- Правда, и многие наши национальные символы на самом деле не вполне наши. Знаменитые «русские» пель мени готовили .в Китае за много веков до их появления в нашей стране. Или вот ис тинно русская игрушка мат решка. Складных кукол при думали в Японйи, откуда при везли к нам всего лишь чуть более ста лет назад. Провда, в самой Японии к этому изо бретению (кокеси, дарума и прочие фукурума) относятся менее пафосно, во всяком случае не возводят в культ национального достояния. А русские матрешки принима ют весьма доброжелательно и с удовольствием их покупа- И это^ пожалуй, главное. Так ли уж важно, кто первый что-либо придумал? Гораздо важнее, какая нация сумела довести изобретение до со вершенства и правильно им распорядиться. Вот, скажем, в Москве недавно появились... немецкие самовары. Качест во соответствующее, дизайн - отменный. Если не сумеем до стойно отреагировать, то ис тория с матоешкой может по вториться. Только на этот раз в роли японцев окажемся мы. И накануне следующего тыся челетия журналисты напишут; и хотя весь мир считает само вар немецким национальным достоянием, ходят слухи, что на самом деле к его созда нию какое-то отношение ко- гда-тр имели русские... Игорь ЕЛКОВ. с т р у |^ 0 ! израильский офицер Узиэл Галь. Изюминка в подходе; в названии оружия увековече на не фамилия, а имя конст руктора. Узи - это всего лишь уменьшительно-ласкательный вариант от Узиэл. Если бы по добный подход возобладал, скажем, у нас, то «Калашни ков» назвали бы «Мишкой», легендарный «ТТ»-«Федей», а 1 Тэто по-нашему: шампанское из ведра! ё Ш еты я ЛАЮ , СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ГОЛОСУЮ в ходе губернаторских I_ боров во Влодимире на двух избирательных участках поя вилась невесть отада взяв шаяся огромная собака. Она беспардонно расхаживала по участкам, облаивая как членов избирательных комис сий, так и обычных граждан. На какое-то время выборный процесс даже был прерван. Пришлось срочно .ёызывать специализированную брига ду, которая и спровадила из здания четвероногого «поли тического диверсанта». ” кого он хотел подать свой го лос, так и осталось тайной. Николай ЧУЛИХИН. ВЛАДИМИР. ЧТО-ТО с ПАМЯТЬЮ ЕГО СТАЛО... Челябинец Александр Бе ляев установил новый рос сийский рекорд, записав по памяти 2,5 тысячи знаков по сле запятой в числе «Пи». На у него ушло всего около полутора часов, тогда как на подготовку к рекорду - 30 дней. Теперь. Беляев поста- перед собой задачу пре взойти достижение японца Хидоки Тамбри, который в 1987 году за 17 часов 21 ми- Х»с Сергей АГАТОВ. ЧЕЛЯБИНСК. НЕИЗВЕаНОЕ о НЕИЗВЕСТНОМ Из фойе харьковского теа- т им. Шевченко по не выяс ненным поко обстоятельствам исчезла скульптура Эрнста шестного «Мыслитель», в котором легко угадывался Ан дрей Сахаров. Причем умык нули фигуру ток таинственно, что никто ничего сказать не может, тем более хотя бы о примерной дате «хищения ве- Версия правоохранитель органов новизной не бле щет, хотя близка к истине: по лутонную бронзовую скульп туру увели с единственной це лью - сдать на пункт приема цветных металлов. Николай БОМКАЛО. ХАРЬКОВ. ПИСЬМО в «АВ» ДАЖЕ НЕ УСПЕЛ РАЗГЛЯДЕТЬ ЕЕ ЛИЦО ПОЧТИ РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Мне уже много лет. В 1934 году семнадцатилетним пар нем начал самостоятельную трудовую жизнь. И все эти го ды в сердце своем ношу без- Поставив на этом точку, я остался бы в долгу перед соб-^ ственной совестью. Я казню себя за то, что впоследствии разыскал бабушку, не в мерную благодарность про- сказал лично ей слова глубо- стои ленинградской женщине кой благодарности. За давно- и неизбывную вину перед ней. стью лет я не могу доже После окончония семилет- вспомнить, как ее звали. Про- ки мы с товарищем слезно уп- сти меня, родная! росили направлявшегося в И еще об одной ленин- Ленинград односельчонина градке довоенных взять нас с собой, мы надея- Во вреш финской кампб- лись поступить в какое-то нии 1939-1940 гг. мне дове- учебное заведение. лось участвовать в боевых Поздним вечером привел действиях на Карельском пе он нас в Двухэтажный, крас ного кирпича дом на улице Петра Алексеева. Хозяйка квартиры, худенькая, неболь шого росточка, вся какая-то сморщенная старушка, встре- решейке. Морозы стояли страшные. Однажды меня, как знакомого с Ленингра дом, предали туда на товар ную станцию раздобыть печ ку-буржуйку для нашего под типа нас, незнакомых гостей, разделения. Приехал в город хоть и без шумной радости, грузовой машине, долго но радушно, по-доброму. плутал по затемненным ули- Крохотная комнатушка, ко- г*°йти въезд н с ^ тррую занимала наша благо- товарную станцию. Улицы пу-^[ детельница, поражала своей стынные. И вдруг в иж ^ не откровенной бедностью. встречу идёт женщина. Спра- Наутро отправились в гер- шива|а как попасть на товар- ценовский пединститут. Пода- ную. Она_отвечает: ли заявления на р а ^ а к . По- покажу, началу документы приняли и п Т ® обратную даже определили на времен- ное житье, но потом, разо бравшись, что мы крестьяне .. на рабочем факультете нам не место, в приеме отказали и среди ночи выгнали из об щежития. Куда податься? Снова на правились по знакомому ад ресу. Бабушка и на этот раз ни единым словом не вырази ла своего неудовольствия, предоставила нам и кров, и заботу. Впрочем, какая она бабушка? Было ей в ту пору, может, пятьдесят с неболь шим, а старушкой ее сделала жизнь тяжелая. Работала она где-то на трикотажной фаб рике, получала гроши. Мне нужно было съездить в Детское Село. От этого за висела моя судьба. Бабушка дала мне 50 копеек. Как сей час помню, взял я билет, а на оставшиеся 20 копеек купил в уличном лотке репу и тут же съел ее. В тот день это были мои завтрак, обед и ужин. . Поездка в Детскае Село оказалась удачной. Жизнь моя пошла в нужном нопров- лении. Перебирая в памяти собы тия тех лет, мне кажется, что я и сейчас ощущаю вкус той самой репы, что купил осенью 1934-го в Ленинграде у Ви тебского вокзала. ей сесть в машину, бтказа- - Нет, я пойду, а вы тихонь ко за мной езжайте. Так она шла в темнате .до ворот, за которыми показа лись стоящие на рельсах теп лушки. Кто она, эта женщина? Что ее заставило изменить свой путь, ‘ идти ночью по засне женным улицам, показывая дорогу случайному солдату? Я даже не успел разглядеть ее лицо. Александр ЛЕПШЕЙ. МИНСК. Р.5. Дорогие наши чита тели! Газеты бывают раз ные, похуже и получше, но ни одна не в силах состо яться без вашего отклика, без ваших писем и звонков. Если их нет - журналист кричит словно в вату, и са мое важное тут же глохнет. Так что огромное спаси бо всем, кто в минувшей году не только читал «Де ловой втмник», но и на шел в себе силы и время: откликнуться, поделиться мыслями. Поверьте, это не дежурная благодарность. Расставаясь с вами до 2001- го, храним надежду: мы не останемся без ваших писем и в Новом году!. А Н К Е Т А ж Д ^ БЕЗ к а к о й ПЕСНИ ВЫ НЕ СМОГЛИ БЫ ПРОЖИТЬ В XXI ВЕКЕ? Олег МИТЯЕВ: Я бы не смог прожить без гармоничной песни. Сегодня для меня такой песней явля ется, например, «Приглаше ние к путешествию» Давида Тухманова на стихи Бодлера. Дитя, сестра моя, уедем в те края, где мы с тобой не расставаться сможем... Эту песню прекрасно ис полнил Александр Барыкин. Я считаю, что в ней высокая поэзия чудесным образом соединилась с прекрасной музыкой и аранжировкой . Мне кажется, Тукманову здесь действительно удалось найти гармонию. А второй такой песней я бы назвал песню «Про ша рик» Булата Окуджавы; «Де вочка плачет - шарик уле тел...» Потому что она ,- обо Ада ЯКУШЕВА: - Да, пожалуй, такая песня есть, но она не авторская. Помните фильм «Неподсу ден»? Там ее исполняет Олег Стриженов; «Птицы поют в сосняке придорожном. В ясное небо на земле невозможно. Это я точно тебе говорю...» В трех коротких куплетах этой песни сказано самое главное (следующие строчки «жить без любви на земле невозможно» и «жить без друзей на земле невозмож но»). Музыка - Бориса Терен тьева, стихи - Леонида Куксо. Она простая, ее легко запо мнить и подпеть. Мы ее спе циально не учили, но знаем й поем всей семьей. А из авторских песен од ну, пожалуй, не назовешь. Их много, но, может быть, са мые главные - «Деревянные города» Городницкого, «Ми лая моя» Визбора, «За тума ном» Кукина. А еще песни Булата Окуджавы, Вероники Долиной. В общем, это пес ни, которые помогают жить, вселяют добрую энергию. Георгий ВАСИЛЬЕВ: - Я бы не смог прожить без новых хороших песен - к с жалению, пока не знаю ! названий и авторов. Перепе вать в сотый.раз старые пес ни тоже приятно, но без этой приятности прожить все-таки можно. Нельзя жить без ново го. Не будет нового - не будет и жанра бардовской песни. Вадим ЕГОРОВ: - Я бы, наверное, не смог д ож и ть без песни Булата Окуджавы «Молитва Франсуа Вийона». «Пока земля еще вертится...» Почему - не знаю. Я просто ее люблю. Как мож но объяснить, за что любишь? Сергей НИКИТИН: - Вопрос, в общем-то, не очень корректный. Пока х вем - поем... Но думаю, ч мы ответили на него проек том «Песни нашего века». Но в него могли бы также войти и эстрадные песни, г романсы. ,, Я бы, пожалуй, все-таки назвал песню «Эх, дороги», А еще, наверное, не смог бьА - прожить без многих песен Окуджавы. Мои самые люби мые - «Чудесный вальс», «Прощание с новогодней ел кой», конечно, есть и другие. Александр ГОРОДНИЦКИЙ: - Почему-то, когда задают подобные вопросы, я всегда вспоминаю песни детства. Нельзя, конечно, назвать од ну. Конечно, я не смог бы прожить без песен Окуджа вы. Потому, что это часть моей жизни, это целая эпоха. А если говорить о юности, то я бы назвал песню «Бриган тина» Георгия Ленского на стихи Павла Когана: «Надоело говорить и спорить И любить усталые таза...» Спрашивала Елена РЕШЕТНЯК. Учредитель и Издотель ГоскомитетомРФпс Распространяется в качеаве приложения к газетам: Генеральный директор Ф.Сизый. Главный редактор В.Симонов. Редакционный совет: П.Вощанов, И.Елков, С.Заворбтный, ^ В.Качурин, Д.Кулик, М.Морозов, К.Г “ © «Деловой вторник». Перепечатка без «Трибуна», «Труда, «Рабочая___ , (Ооврополь), «Северныйробочий»(Севере, (Тамбов), «РеспубликаТатарстан»(Казань), Адресредакции: 125880, ГСП, Москва, уп. «Правды», 24, 5-й эта Тепефон/факс для справок: (095) 257-56-95, 257-59-17. Телефон/факс отдела рекламы: (095) 257-58-46. “: уТогтк@асП.п 1 Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, Г. Липецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 3.073.705 экз. Цена - бесплатно. (Пермь), «Робочийпуть»(Смолена), «Костромскиеее; и»(Костромо), «Вятскийкрой»(Киров), «Брянскийробочий»(Брянск), «Кузбосо(Кемерово), «Аптойскаяправдо»]Борноул|, «3 е»(Саратов), «ПульсАссоройасо» - (Пензо), «Ношевремя»(Ростов-но-Дон^, «Робочийкрой» (Иркута), «Челябинскийрабочий»(Челябина), «ВечерняяПерми
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz