Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

ТА ПТИЧКА ДАВНО УЛЕТЕЛА ЭТИ МГНОВЕНИЯ - НИКАКИЕ НЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ. НО ЗА НИМИ - ЛЮБОВЬ, И ПОТОМУ ОНИ НЕ СТЕРЛИСЬ История любви - чем мы не можем рассказать, не в силах. А если рассказыва­ ем однажды, то тут же понима­ ем,, что поступаем неверно, неосторожно... Ведь история любви - это не рассказ о люб­ ви. Не проза и даже не стихи... Это что-то особенное, не выра­ зимое так просто. Сейчас появляется одно за другой книжки, где знаменитые люди рассказывают о своих любовных увлечениях. По недо­ разумению или неразборчиво- словах заголовки книг кричат, что все это - истории о любви. Почему-то . не верится. Меня даже у Бунина в расска­ зах поражает, как там герои легко рассказывают о любви, где они находят такие слова - единственные... Но это все-таки Бунин. Божий дар, неповтори­ мый. Когда же исповедуются в жанре интервью, заведомо на публику, и человек с микрофо­ ном непременно требует под­ робностей, то - увольте - здесь говорят о другом... А вот эти снимки - они о люб­ ви. Потому что молчаливы, сдер­ жанны и талантливы. Каждый из них рассказывает нам так мно­ го, что длинный комментарий только бы нарушил этот рас­ сказ, куда более выразительный, чем слова. Здесь фотография - мягкое и доже робкое прикосно­ вение. Это искусство, о не хо­ лодный отпечаток. Подлинное искусство всегда осторожно. Дмитрий ШЕВАРОВ. «...Тогда я служил в армии. Наша часть была ^недалеко от станции Барыбинб.'Рядом нахо­ дился. дом отдыха. Мы, солдати­ ки, бегали туда на танцы. В один из вечеров я познакомился с за­ мечательной девчонкой Ната­ шей, студенткой МАИ. У нас за­ вязалась большая дружба. Она называла меня «сибирским мед­ вежонком». Я действительно был большой бука, угрюмый, и она взяла надо мной шефство. Мы ходили с ней в музей и театры. В цирке видели молодого Юрия Никулина... Но все префосное когда-нибудь кончается. Я демо­ билизовался, мы распрощались, не давая никаких клятв...» Автор письма живет сейчас в Красноярске, а где Наташа - мы не знаем... Фото из домашнего архива В.И. АНДРЕЕВА. Этот снимок замечательный фотомастер Виктор Ахломов сделал где-то но БАМе в сере- гДине семидесятых.. Мороз - около тридцати. На заднем плане можно разглядеть пасса­ жирский состав с портретом Ленина на локомотиве и деко­ ративные ворота с надписью; «Слава КПСС». Там, очевидно. говорят речи, гремит оркестр... Но Ахломов совсем в другом увидел настоящее сббытие, вот оно: человек родился! А эпоха осталась на заднем плане, весь ее шум, гам, медные тру­ бы... Тише-тише, не разбудите малыша, пожалуйста! «...Что может быть лучше краюхи черного хлеба? Да еще когда рядом мома, папа и чаш­ ка с отбитой ручкой. Вы не ви­ дите на снимке папу?.. Просто он с одной стороны стола, а мы с мамой - с другой. Вам не вид­ но папу, а мне прекрасно вид­ но. Папа у меня высокий, силь­ ный, красивый. Его зовут Олег, маму - Лена, а меня - Андрюш­ ка. А всех нас вместе - Юшко­ вы. Живем мы в Вологде, около льнокомбината. Окна у нас вы­ ходят но железную дорогу. Бу­ дете проезжать мимо - помаши­ те нам рукой!» т-;г, ;; Щ ЛЕГЕНДЫ ТЫ!ЕЯЧ|Л|ТИЯ КОЛЬТ - НЕ ОТ СЛОВА КОЛЯ ПУСКАЙ МАТРЕШКУ И ВОДКУ ИЗОБРЕЛИ НЕ РУССКИЕ, НО И ПИВО ПРИДУМАЛИ НЕ НЕМЦЫ В новое тысячелетие входим, отягощенные много­ численными мифами и сте- реотипоми. Может, лучше ос­ тавить их в прошлом? Начнем с самого устойчи­ вого стереотипа: пиво приду­ мали немцы, а водку - рус- С формальной точки зре­ ния «водка» как бренд дейст­ вительно по праву принадле­ жит России. Но только водка в современном понимании появилась всего где-то около века назад одновременно с заведениями под названием «царевы кабаки». С XV по XIX век напиток назывался хлеб­ ным вином. И отличалось то вино от нынешних водок не только названием. На Руси гнали совсем другую водку, технология была построена таким образом, что выход ко­ нечного продукта составлял примерно 2 процента от ис­ ходного сырья. Иначе говоря, чтобы получить ковш перво­ классной водки, нужно бь1ЛО, извести несколько бочек зер­ на, ржаного солода, дрож­ жей и молока. Королевские дворы Европы, получая в дар русское «хлебное вино», це­ нили его выше французских коньяков, но по поводу «рен­ табельности производства» крутили пальцем у виска. Той настоящей водки никто из нас никогда не пил. То, что мы -пьем сегодня, водкой на­ зывается в силу игры слов и традиций. А самое главное, конечно, не термины. Создание водки в принципе стало возможным только после изобретения ди­ стилляции спирта. Впервые это удалось арабам, но их религия в корне придушила процесс. В средние века спирт научились делать итальянские алхимики, а впервые «аквавиту» привезли в 1\Фэсковию .генуэзские купцы в конце XIV века. Винограда у нас не было, поэтому в нача­ ле XV века славяне приспосо­ бились гнать спирт из ржи. После чего придумать водку было уже делом техники... В общем, спасибо Итолии за спирт. Без нее мы бы до сих пор пили брагу и мед. А за пиво немцы тоже должны поблагодарить дру­ гие народы. Его немцы стали варить едва ли не последни­ ми в мире. За 7.000 лет до н.э. шумеры (Месопотамия) уже знали несколько десятков рецептов, кстати, которые не­ мецкие археологи списывали со стен шумерских храмов уже в нашем веке.,Еще рань­ ше ячменное пиво научились готовить древние армяне (IX век до Н.Э., загадочное царст­ во Урарту). А каждый строи­ тель египетских пирамид во­ обще ежедневно получал в день три буханки хлеба и три жбана пива. Царская дина­ стия Птолемеев додумалась (305-30 гг. до н.э.) брать на­ лог на, пиво.- А вы - немцы, немцы... Кстати, об исторической справедливости. Ненавист­ ные нашему народу фашист­ ские «фоккеры» - тяжелые ис­ требители и штурмовики «люфтваффе» времен Второй мировой «фоккерами» назы­ вают по чистой случайности. С равным успехом их можно было бы назвать «танками». Поскольку голландский авиа­ конструктор Энтони Фоккер не имел к ним вообще ника­ кого отношения. Впрочем, как и отцы-основатели немец­ кой фирмы «Фокке-Вульф» Ге­ орг Вульф и Генрих Ф окке то­ же такую сомнительную сла­ ву вряд ли заслужили. Вульф погиб в 1927 году, а Генрих Фокке больше прославился в качестве создателя вертоле­ тов. Печально знаменитые Р\У-190, «кондоры» и прочие самолеты «люфтваффе» кон- юовал человек по фами- -урт Танк. Вообще в нозвониях ору­ жия немало забавного. Весь пистолет Макарова - «Ко- Самуэль Кольт при всех своих несомненных талантах участия в создании самого знаменитого револьвера всех времен и народов «Кольт Па­ терсон» не принимал. Мистер Кольт за символические день­ ги купил патент, организовал производство и провел удач­ ную рекламную компанию. Сконструировал револьвер некто Джон Пирсон, а Кольт, говоря современным языком, был просто отличным менед­ жером. Так что в поговорке «Бог создал людей, а полков­ ник Кольт сделал их равны­ ми» с ТОЧКИ зрения историче­ ской справедливости фами­ лию Кольт можно заменить на Пирсон. Военные историки любят порассуждать о качестве тех­ ники, которую во время вой­ ны поставляли нам США по ленд-лизу. Возникали даже нешуточные дискуссии: чьи самолеты лучше - созданные нашими авиаконструкторами или американскими? Пробле­ мы бы не возникло, если бы мы знали фамилии американ­ ских авиаконструкторов. Многие американские само­ леты конструировались рус­ скими. Один из лучших истре­ бителей Второй мировой Р- 47 «Тондерболт» создан быв­ шим русским офицером Алек- ■сондром Картавеловым. Р-35 и Р-43 - царским морским летчиком Александром Нико­ лаевичем Прокофьевым-Се­ верским. Русские эмигранты принимали участие в констру­ ировании летающих лодок, включая знаменитые «Катали- Правда, и многие наши национальные символы на самом деле не вполне наши. Знаменитые «русские» пель­ мени готовили .в Китае за много веков до их появления в нашей стране. Или вот ис­ тинно русская игрушка мат­ решка. Складных кукол при­ думали в Японйи, откуда при­ везли к нам всего лишь чуть более ста лет назад. Провда, в самой Японии к этому изо­ бретению (кокеси, дарума и прочие фукурума) относятся менее пафосно, во всяком случае не возводят в культ национального достояния. А русские матрешки принима­ ют весьма доброжелательно и с удовольствием их покупа- И это^ пожалуй, главное. Так ли уж важно, кто первый что-либо придумал? Гораздо важнее, какая нация сумела довести изобретение до со­ вершенства и правильно им распорядиться. Вот, скажем, в Москве недавно появились... немецкие самовары. Качест­ во соответствующее, дизайн - отменный. Если не сумеем до­ стойно отреагировать, то ис­ тория с матоешкой может по­ вториться. Только на этот раз в роли японцев окажемся мы. И накануне следующего тыся­ челетия журналисты напишут; и хотя весь мир считает само­ вар немецким национальным достоянием, ходят слухи, что на самом деле к его созда­ нию какое-то отношение ко- гда-тр имели русские... Игорь ЕЛКОВ. с т р у |^ 0 ! израильский офицер Узиэл Галь. Изюминка в подходе; в названии оружия увековече­ на не фамилия, а имя конст­ руктора. Узи - это всего лишь уменьшительно-ласкательный вариант от Узиэл. Если бы по­ добный подход возобладал, скажем, у нас, то «Калашни­ ков» назвали бы «Мишкой», легендарный «ТТ»-«Федей», а 1 Тэто по-нашему: шампанское из ведра! ё Ш еты я ЛАЮ , СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ГОЛОСУЮ в ходе губернаторских I_ боров во Влодимире на двух избирательных участках поя­ вилась невесть отада взяв­ шаяся огромная собака. Она беспардонно расхаживала по участкам, облаивая как членов избирательных комис­ сий, так и обычных граждан. На какое-то время выборный процесс даже был прерван. Пришлось срочно .ёызывать специализированную брига­ ду, которая и спровадила из здания четвероногого «поли­ тического диверсанта». ” кого он хотел подать свой го­ лос, так и осталось тайной. Николай ЧУЛИХИН. ВЛАДИМИР. ЧТО-ТО с ПАМЯТЬЮ ЕГО СТАЛО... Челябинец Александр Бе­ ляев установил новый рос­ сийский рекорд, записав по памяти 2,5 тысячи знаков по­ сле запятой в числе «Пи». На у него ушло всего около полутора часов, тогда как на подготовку к рекорду - 30 дней. Теперь. Беляев поста- перед собой задачу пре­ взойти достижение японца Хидоки Тамбри, который в 1987 году за 17 часов 21 ми- Х»с Сергей АГАТОВ. ЧЕЛЯБИНСК. НЕИЗВЕаНОЕ о НЕИЗВЕСТНОМ Из фойе харьковского теа- т им. Шевченко по не выяс­ ненным поко обстоятельствам исчезла скульптура Эрнста шестного «Мыслитель», в котором легко угадывался Ан­ дрей Сахаров. Причем умык­ нули фигуру ток таинственно, что никто ничего сказать не может, тем более хотя бы о примерной дате «хищения ве- Версия правоохранитель органов новизной не бле щет, хотя близка к истине: по лутонную бронзовую скульп­ туру увели с единственной це­ лью - сдать на пункт приема цветных металлов. Николай БОМКАЛО. ХАРЬКОВ. ПИСЬМО в «АВ» ДАЖЕ НЕ УСПЕЛ РАЗГЛЯДЕТЬ ЕЕ ЛИЦО ПОЧТИ РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Мне уже много лет. В 1934 году семнадцатилетним пар­ нем начал самостоятельную трудовую жизнь. И все эти го­ ды в сердце своем ношу без- Поставив на этом точку, я остался бы в долгу перед соб-^ ственной совестью. Я казню себя за то, что впоследствии разыскал бабушку, не в мерную благодарность про- сказал лично ей слова глубо- стои ленинградской женщине кой благодарности. За давно- и неизбывную вину перед ней. стью лет я не могу доже После окончония семилет- вспомнить, как ее звали. Про- ки мы с товарищем слезно уп- сти меня, родная! росили направлявшегося в И еще об одной ленин- Ленинград односельчонина градке довоенных взять нас с собой, мы надея- Во вреш финской кампб- лись поступить в какое-то нии 1939-1940 гг. мне дове- учебное заведение. лось участвовать в боевых Поздним вечером привел действиях на Карельском пе­ он нас в Двухэтажный, крас­ ного кирпича дом на улице Петра Алексеева. Хозяйка квартиры, худенькая, неболь­ шого росточка, вся какая-то сморщенная старушка, встре- решейке. Морозы стояли страшные. Однажды меня, как знакомого с Ленингра­ дом, предали туда на товар­ ную станцию раздобыть печ­ ку-буржуйку для нашего под­ типа нас, незнакомых гостей, разделения. Приехал в город хоть и без шумной радости, грузовой машине, долго но радушно, по-доброму. плутал по затемненным ули- Крохотная комнатушка, ко- г*°йти въезд н с ^ тррую занимала наша благо- товарную станцию. Улицы пу-^[ детельница, поражала своей стынные. И вдруг в иж ^ не­ откровенной бедностью. встречу идёт женщина. Спра- Наутро отправились в гер- шива|а как попасть на товар- ценовский пединститут. Пода- ную. Она_отвечает: ли заявления на р а ^ а к . По- покажу, началу документы приняли и п Т ® обратную даже определили на времен- ное житье, но потом, разо­ бравшись, что мы крестьяне .. на рабочем факультете нам не место, в приеме отказали и среди ночи выгнали из об­ щежития. Куда податься? Снова на­ правились по знакомому ад­ ресу. Бабушка и на этот раз ни единым словом не вырази­ ла своего неудовольствия, предоставила нам и кров, и заботу. Впрочем, какая она бабушка? Было ей в ту пору, может, пятьдесят с неболь­ шим, а старушкой ее сделала жизнь тяжелая. Работала она где-то на трикотажной фаб­ рике, получала гроши. Мне нужно было съездить в Детское Село. От этого за­ висела моя судьба. Бабушка дала мне 50 копеек. Как сей­ час помню, взял я билет, а на оставшиеся 20 копеек купил в уличном лотке репу и тут же съел ее. В тот день это были мои завтрак, обед и ужин. . Поездка в Детскае Село оказалась удачной. Жизнь моя пошла в нужном нопров- лении. Перебирая в памяти собы­ тия тех лет, мне кажется, что я и сейчас ощущаю вкус той самой репы, что купил осенью 1934-го в Ленинграде у Ви­ тебского вокзала. ей сесть в машину, бтказа- - Нет, я пойду, а вы тихонь­ ко за мной езжайте. Так она шла в темнате .до ворот, за которыми показа­ лись стоящие на рельсах теп­ лушки. Кто она, эта женщина? Что ее заставило изменить свой путь, ‘ идти ночью по засне­ женным улицам, показывая дорогу случайному солдату? Я даже не успел разглядеть ее лицо. Александр ЛЕПШЕЙ. МИНСК. Р.5. Дорогие наши чита­ тели! Газеты бывают раз­ ные, похуже и получше, но ни одна не в силах состо­ яться без вашего отклика, без ваших писем и звонков. Если их нет - журналист кричит словно в вату, и са­ мое важное тут же глохнет. Так что огромное спаси­ бо всем, кто в минувшей году не только читал «Де­ ловой втмник», но и на­ шел в себе силы и время: откликнуться, поделиться мыслями. Поверьте, это не дежурная благодарность. Расставаясь с вами до 2001- го, храним надежду: мы не останемся без ваших писем и в Новом году!. А Н К Е Т А ж Д ^ БЕЗ к а к о й ПЕСНИ ВЫ НЕ СМОГЛИ БЫ ПРОЖИТЬ В XXI ВЕКЕ? Олег МИТЯЕВ: Я бы не смог прожить без гармоничной песни. Сегодня для меня такой песней явля­ ется, например, «Приглаше­ ние к путешествию» Давида Тухманова на стихи Бодлера. Дитя, сестра моя, уедем в те края, где мы с тобой не расставаться сможем... Эту песню прекрасно ис­ полнил Александр Барыкин. Я считаю, что в ней высокая поэзия чудесным образом соединилась с прекрасной музыкой и аранжировкой . Мне кажется, Тукманову здесь действительно удалось найти гармонию. А второй такой песней я бы назвал песню «Про ша­ рик» Булата Окуджавы; «Де­ вочка плачет - шарик уле­ тел...» Потому что она ,- обо Ада ЯКУШЕВА: - Да, пожалуй, такая песня есть, но она не авторская. Помните фильм «Неподсу­ ден»? Там ее исполняет Олег Стриженов; «Птицы поют в сосняке придорожном. В ясное небо на земле невозможно. Это я точно тебе говорю...» В трех коротких куплетах этой песни сказано самое главное (следующие строчки «жить без любви на земле невозможно» и «жить без друзей на земле невозмож­ но»). Музыка - Бориса Терен­ тьева, стихи - Леонида Куксо. Она простая, ее легко запо­ мнить и подпеть. Мы ее спе­ циально не учили, но знаем й поем всей семьей. А из авторских песен од­ ну, пожалуй, не назовешь. Их много, но, может быть, са­ мые главные - «Деревянные города» Городницкого, «Ми­ лая моя» Визбора, «За тума­ ном» Кукина. А еще песни Булата Окуджавы, Вероники Долиной. В общем, это пес­ ни, которые помогают жить, вселяют добрую энергию. Георгий ВАСИЛЬЕВ: - Я бы не смог прожить без новых хороших песен - к с жалению, пока не знаю ! названий и авторов. Перепе­ вать в сотый.раз старые пес­ ни тоже приятно, но без этой приятности прожить все-таки можно. Нельзя жить без ново­ го. Не будет нового - не будет и жанра бардовской песни. Вадим ЕГОРОВ: - Я бы, наверное, не смог д ож и ть без песни Булата Окуджавы «Молитва Франсуа Вийона». «Пока земля еще вертится...» Почему - не знаю. Я просто ее люблю. Как мож­ но объяснить, за что любишь? Сергей НИКИТИН: - Вопрос, в общем-то, не очень корректный. Пока х вем - поем... Но думаю, ч мы ответили на него проек­ том «Песни нашего века». Но в него могли бы также войти и эстрадные песни, г романсы. ,, Я бы, пожалуй, все-таки назвал песню «Эх, дороги», А еще, наверное, не смог бьА - прожить без многих песен Окуджавы. Мои самые люби­ мые - «Чудесный вальс», «Прощание с новогодней ел­ кой», конечно, есть и другие. Александр ГОРОДНИЦКИЙ: - Почему-то, когда задают подобные вопросы, я всегда вспоминаю песни детства. Нельзя, конечно, назвать од­ ну. Конечно, я не смог бы прожить без песен Окуджа­ вы. Потому, что это часть моей жизни, это целая эпоха. А если говорить о юности, то я бы назвал песню «Бриган­ тина» Георгия Ленского на стихи Павла Когана: «Надоело говорить и спорить И любить усталые таза...» Спрашивала Елена РЕШЕТНЯК. Учредитель и Издотель ГоскомитетомРФпс Распространяется в качеаве приложения к газетам: Генеральный директор Ф.Сизый. Главный редактор В.Симонов. Редакционный совет: П.Вощанов, И.Елков, С.Заворбтный, ^ В.Качурин, Д.Кулик, М.Морозов, К.Г “ © «Деловой вторник». Перепечатка без «Трибуна», «Труда, «Рабочая___ , (Ооврополь), «Северныйробочий»(Севере, (Тамбов), «РеспубликаТатарстан»(Казань), Адресредакции: 125880, ГСП, Москва, уп. «Правды», 24, 5-й эта Тепефон/факс для справок: (095) 257-56-95, 257-59-17. Телефон/факс отдела рекламы: (095) 257-58-46. “: уТогтк@асП.п 1 Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, Г. Липецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 3.073.705 экз. Цена - бесплатно. (Пермь), «Робочийпуть»(Смолена), «Костромскиеее; и»(Костромо), «Вятскийкрой»(Киров), «Брянскийробочий»(Брянск), «Кузбосо(Кемерово), «Аптойскаяправдо»]Борноул|, «3 е»(Саратов), «ПульсАссоройасо» - (Пензо), «Ношевремя»(Ростов-но-Дон^, «Робочийкрой» (Иркута), «Челябинскийрабочий»(Челябина), «ВечерняяПерми

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz