Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
21 д е к а б р я 2 0 0 0 г . , № 2 4 5 (2 1 3 7 3 ) ТЖИПБЦКАЯ %)ж г а з е т а [у п Б о И м о З б нарушителей закона должно БЫТЬМЕНЬШЕ Уже привычной стала для нас декларационная кампания, проходящая в начале каждого года. Навер ное, не найдется ни одного человека, кто заявил бы, что ничего о ней не знает. Но тем не менее за нарушение порядка декларирования до ходов, полученных в 1999 году, 1 тысяча 400 граж дан привлечены к админис тративной ответственности. В общей сложности сумма штрафов составила 385 ты сяч рублей. По состоянию на 1 де кабря в налоговые органы области поступило 34,1 ты сячи деклараций о доходах за 1999 год, в том числе от индивидуальных предпри нимателей —' 31,5 тысячи. Общая сумма начисленного налога составила 35,6 мил лиона рублей, из них по дек- ларш;иям предпринимателей — 18,8 миллиона. Кроме того, от предпри нимателей, применяющих упрощенную систему нало гообложения, учета и отчет ности, поступило 3 ,6 тыся чи деклараций о доходах. В течение всего года на логовыми органами ве дется работа по выявле нию граждан, не отчи тавшихся о своих дохо- _ дах. В первую очередь ! это касается индивиду альных предпринимате лей, которые обязаны ежегодно подавать дек ларацию, независимо от. размера полученного дохода, а такясе граж дан, получивших дохо ды из нескольких ис точников, и чей сово купный валовой доход превысил за год сумму, облагаемую по минй- мгшьной ставке (в 1999 году — 30 тысяч руб- В этом году по мини- нимальнбй ставке в 12 процентов облагается доход, не превышающий 50 тысяч рублей. Свыше этой суммы и до 150 тысяч руб лей налог составит 6 тысяч рублей, плюс 20 процентов с суммы, превышающей 50 ты сяч. С более высокого годо вого дохода придется упла тить в бюджет 26 тысяч руб лей, плюс 30 процентов с суммы, превышающей 150 тысяч. Обращаем внимание на то, что ставка в размере 13 про ц ен тов , устан овленн ая частью II Налогового кодек- ' са Российской Федерации, будет распространяться на доходы, полученные уже в 2001 году. В этом году форма декла рации незначительно измени лась, она уменьшилась на один лист и состоит из 12. Сроки подачи остались пре жними — не позднее 30 ап реля года, следующего за от четным. Напоминаем, что деклара цию о доходах обязаны пред ставлять все предпринимате ли без образования юридичес кого лица, за исключением тех, которые являются пла тельщиками единого налога на вмененный доход для он ределенных видов деятель ности и не получавших иных доходов, с которых уп лачивается подоходный на Для этой группы нало гоплательщиков также поя вилось новшество. Законом Липецкой области от 28 но ября этого года "Овнесении изменений и дополнений в Закон Липецкой области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" утвер ждена новая форма отчетное ти — Заявление о доходах Срок подачи такого заявле ния — ДО 1 марта года, еле дующего за отчетным. Будьте внимательны при заполнении деклараций, не допускайте нарушений зако нодательства. И еще одно, тоже традиционное пожела ние: не откладывайте свой визит в инспекцию на пос ледние дни, и вам не придет ся отстаивать очереди. Андрей БЕЛОВ, начальник отдела областного Управления России. К О Н С У Л Ь Т А Ц И О Н Н Ы Й I ВСЕ о РЕСУРСНЫХ ПЛАТЕЖАХ н ап ра вля ет бюджетные ср ед ст в а на к акие -либо средств доходы. Освобож даемся ли мы от 10 про центов платы за за гр я з нение окружающей приро дной среды? Если нет, то за счет каких источников мы должны вносить эти платежи в ф едеральный бюджет? Н. Г. КОНОНОВА." — Законом Российской Федерации "Об охране окру жающей природной среды" установлено, что все пред приятия, учреждения и орга низации направляют в доход федерального бюджета 10 процентов отчислений от пла ты за загрязнение окружаю щей природной среды (ОПС). Бюджетные и иные орга низации, не имеющие прибы ли и не ведущие предприни мательской деятельности, вносят эти платежи за счет средств, предусмотренных в смете на содержание органи зации. Если средства на та кие платежи не были пре дусмотрены, это не является основанием для их неуплаты. В таком случае платежи могут быть внесены за счет общей экономии средств, предусмотренных сметой, или за счет иных источников. "Наше п р е д п р и ят и е арендует автомашину у физического лица. Долж ны ли м ы в таком случае вносить плат у за за гр я з нение природной среды в федеральный бюджет, ведь на б алан с е у нас а вт о т р а н сп орт ны х ср ед ст в Д. Г. СОКОЛОВА". — Законом "Об охране ок ружающей природной среды" и другими действующими нормативными актами в сфе ре охраны природы здкреп- лен экономический принцип — "загрязнитель платит". В вашем случае не возникает сомнений в определении ви новника загрязнений, так как именно деятельность ор ганизации, а не физического лица, которое предоставило автотранспорт в аренду, ока зывает вредное воздействие на окружающую среду. Зна чит, организация и должна платить. "Н ачи сля ет ся ли в о дный налог за зимние пери оды года (первый и четвер тый кварталы ), если плав с р ед ст в а (к ат е р , ги д р о цикл и водный велосипед) хранятся в ангаре? К. Н. КОТЕНЕВА." — Налог по плавсредст вам взимается только за вре мя нахождения их на водном объекте. "Освобождаются ли го сударственные учреждения уп р а в л ен и я ф ед еральн ой почтовой связи от платы за землю в соответствии со ст^ 31 Федерального за кона "О почтовой связи"? — оСтатья Федерального закона, на которую вы ссы лаетесь, определяет порядок разм ещ ения объектов и средств почтовой связи, а такж е статус земельны х участков, отведенных под данные объекты. Что касает ся освобождения от уплаты налога на землю, то в статье 12 Закона Российской Феде рации "О плате за землю" со держится исчерпывающий перечень организаций, осво божденных от уплаты нало га. Государственные учреж- ральной почтовой связи в нем не указаны и, следова тельно, являются платель щиками земельного налога. "Освобождаются ли от уп л ат ы зем е л ьн о го налога земли, занятые ав томобильными дорогами общего пользования в гра ницах сельских населен ных пунктов? В. Н, ГЛОТОВ." — Земли общего пользо вания населенных пунктов, к которым в соответствии со ст. 76 Земельногв кодекса Российской Федерации от носятся и земли, использу емые в качестве путей со общения, полностью осво бождаются от уплаты зе мельного налога. "Наше предприятие в I квартале прошлого года передало часть основных средст в ( помещение ап теки и торговый павиль он) в качестве взносов в уставный фонд других ор ганизаций. Эти объекты находятся на арендован ных землях , но договоры а р е н ды з ем л и не п е р е оформлены на новых вла дельцев. Кто в данной си т у а ц и и я в л я ет с я п л а тельщиком арендной пла ты за землю? В. О." — В соответствии со ст. 15 Закона "О плате за зем лю" основанием для уста новления арендной платы является документ, удосто веряющий право пользова ния (аренды) земельным участком. Поэтому ваше предприятие является пла тельщиком арендной платы за землю до момента рас торжения договоров арен- Арендная плата за зем лю налоговым законода тельством не регулируется. Все возникающие вокруг нее споры рассматриваются судом. Ответы подготовила Валентина ЩЕРБАКОВА, зам. начальника отдела областного Управления МНС России. , Прежде всего, нельзя ска зать, что малые предприятия заняли сколько-нибудь зна чительную нишу в промыш ленности и строительстве. Большая часть из них — 48 процентов — обосновались в сфере торговли и обществен- ' ного питания. По итогам де вяти месяцев в общем объеме промышленной продукции, выпущенной предприятиями области, на долю малого биз неса пришлось всего 1,2 про цента. В розничной торговле и общественном питании их вклад составил около 5 про центов и 9 процентов, — в строительстве. Невелик удельный вес продукции, произведенной малым бизнесом, и в целом по России — 6,2 процента об щего объема. По итогам за первое полу годие малые предприятия уп латили в бюджет в общей сложности 144 миллиона руб лей налогов, что составило менее четырех процентов к общим поступлениям, в том числе в бюджет территории — 78 миллионов — немногим более двух с половиной про центов. Причин, сдерживающих развитие малого бизнеса. Не мало. Не последнее место занимает среди них и до сих пор не устоявшееся налого вое законодательство. Сегодня действуют три системы налогообложения предприятий малого бизнеса. Первая — общая, при ко торой уплачиваются налоги на прибыль, на добавленную стоимость, на имущество и другие бюджетные платежи, установленные для юриди ческих лиц. Вторая — обло жение единым налогом на вмененный доход для опре деленных видов деятельнос ти. Закон о едином налоге принят в области в марте про шлого года (№ 23-03). Существует также упро щенная система налогообло жения, учета и отчетности, введенная в действие Феде ральным законом в декабре 1995г. (№222-ФЗ). Каждая из этих систем имеет свои плюсы и минусы как для са мих предприятий, так и для бюджета. Остановлюсь попод робнее на двух последних. По единому налогу на вмененный доход работают 547 предприятий области. Большая часть из них заня та в розничной торговле — , 234, и в сфере различных бытовых услуг — 244, Ма-^ лые предприятия оказывают транспортные услуги — 61, в том числе в режиме мар шрутных такси — 25. За 9 месяцев этого года в бюджет поступило около 13 миллионов рублей единого налога, в том числе в терри- тариалнный бюджет — око- ■ло’9 миллионов. Много это или мало? И на сколько зафиксированные суммы вмененного дохода об ременительны для малого бизнеса? Чтобы ответить на этот вопрос, налоговые орга ны области провели деталь- \ 1 к О Г П И7ТУТ п а т т я ный анализ. Он показал, что многие предприятия, работа ющие на едином налоге, по обычной системе налогообло жения уплачивали бы в бюд жет значительно больше. То есть, ставки базовой до ходности по целому ряду де ятельности оказались зани- леко не редки случаи, когда в бухгалтерской отчетности показывают или минималь ный доход, или вообще убыт ки. В итоге налоговым орга нам приходится возвращать большую часть, а то и всю стоимость патента. По срав нению с прошлым годом сум- рого был принят и аналогич ный закон области, не дает четких определений расхо дов. Это же приводит к слож ностям в контроле. ■ В настоящее время в Го сударственной Думе находит- . ся на рассмотрении законо проект об отмене упрощен- малый БИЗНЕС: ПРОБЛЕМНЕадновится МЕНЬШЕ в= се мы помним, ка к много надежд возлагалось на малый бизнес на заре перестройки отечественной экономики. Целые трактаты писались о том, что малые предприятия и более гибки, и более мобильны, и расходов накладных у них меньше, ибо невелик штат разных управленцев. По теории они должны были россиян обуть- одеть, а также накормить и жильем обеспечить. Создать достойное существование себе и своим работникам. А попутно — и государственную казну наполнить отчислениями от своих доходов. Сегодня в нашей области таких малых предприятий 4271. Насколько же оправдались теоретические ожидания в их женными, из-за чего бюджет понес определенные потери. Поэтому, вероятно, они будут пересматриваться — в сторо ну более реального отраже ния действительных доходов этих предприятий. По упрощенной системе налогообложения в области работают 336 малых пред приятий, что составляет 3,6 процента от общего количес тва плательщиков налога на прибыль. В этом году их чис ло увеличилось почти в три раза по сравнению с про шлым. Причина такой попу лярности понятна. Предпри ятия, применяющие эту сис тему, не платят НДС и на лог с продаж, введенный в области с января. От этой группы платель щиков за 9 месяцев поступи ло около 11 миллионов руб лей налога, что почти в три раза выше уровня прошлого года. Однако для отдельных жения^ стала своеобразной формой ухода от обязатель ных платежей в бюджет. Да ма такого воз врата увеличи лась в девять В то же вре мя проверки и анализ работы п р е д п р и я т и й , прим еняющ их у п р о щ е н н у ю систему налого обложения, по казывают, что в ряде случаев за нижаются и до ход , и числен ность работаю- ^ Н Ц Н Ц При выявле нии нарушения налогового зако нодательства налоговые ор ганы заставляют недобросо вестных налогоплательщи ков недоплаченные деньги в бюджет возвратить, да еще и финансовые санкции начис ляют. Но дело в том, что в самом законе об упрощенной системе налогообложения очень много непроработан- ных положений, позволяю щих находить различные ла зейки. В результате бюджет теряет значительные средст- Например, общество с ог раниченной отв етств ен ностью "Калинка" работает по патенту для розничной торговли алкогольной про дукцией, годовая стоимость которого составляет 25 тысяч рублей. При обычной систе- ме__налогообложения "Калин ка" прц существующем у нее товарообороте заплатила бы в бюджет за год около трех миллионов. Многие разногласия воз никают из-за того, что Фе деральный закон "Об упро щенной системе налогообло жения", на основании кото ной системы налогообложе ния. Будет он отменен совсем или претерпит какие-то изме нения — покажет время. Но ряд изменений уже вступает в силу с 1 января будущего Согласно второй части На логового кодекса предпри ятия малого бизнеса и инди видуальные предпринимате ли становятся плательщика ми налога на добавленную стоимость. Но они могут быть освобождены от его уплаты, если общая сумМа налоговой базы (без учета НДС и нало га с продаж) за три последо вательных налоговых перио да (январь-март 2001г.), ис численная со всех доходов, не превысит одного миллио на рублей. В Налоговом кодексе в ос новном сохранен перечень товаров (работ, услуг), осво бождаемых от уплаты НДС. Кроме того, на один год про длено действие целого ряда льгот, в том числе и работы по строительству жилых до мов. Здесь необходимо отме тить, что доля вложенных бюджетных средств, при ко торых предоставляется льго та, увеличена с 40 до 50 про центов. Освобождаются от НДС изделия художествен ных промыслов, лекарствен ные средства, обороты по ре ализации продукции средств массовой информации и дру- С 1 января появится но вая ставка НДС — нулевая. Она будет применяться по эк спортируемым товарам (ра- ■ботам, услугам). В случае не- полтвеожпения в течение 180 дней факта экспорта на логоплательщ ик долж ен внести в бюджет НДС по со ответствующей ставке, при меняемой на территории Рос сии, — 10 или 20 процентов. При подтверждении экспор та начисленный НДС будет возвращаться из бюджета не позднее трех месяцев со дня представления указанных до кументов. С 1 июля 2001г. в таком же режиме планирует ся производить реализацию товаров в страны СНГ. По операциям, облагае мым по нулевой ставке, бу дет предоставляться от дельная налоговая декла рация. В настоящее время Ми нистерство России по нгшо- гам и сборам разрабатывает методические указания и нормативные материалы по реализации этих положений, в том числе формы налоговых деклараций и порядок их за полнения. Госдума собирается также рассмотреть еще не принятые главы второй части Налого вого кодекса, в том числе "Налог на прибыль (доход) организаций . Депутаты не раз высказывались за то, что бы при определении прибы ли учитывались все расходы, связанные с реализацией про дукции. Однако текст проек та содержит некоторые огра ничения. Так, представитель ские расходы и расходы на подготовку кадров привязы ваются к фонду оплаты тру да. Причем размер их по от дельности не должен превы шать 5 прюцентов этого фон- да. Ставка налога на прибыль на 2001 год устанавливается в размере 35 процентов. И здесь проектом предусматри вается представление налого вых деклараций, которые могут быть и упрощенной формы. Налоговые деклара ции будут представляться по итогам налогового периода (года) в течение 3-х месяцев со дня его окончания, а дек ларации упрощенной формы — в теч:ение 30 дней со дня окончания отчетного перио да (месяца или квартала). Проект предполагает но вый порядок начисления амортизации, в том числе вво дится амортизация капитали зируемых расходов. Кроме того, увеличивается срок ис пользования льготы, связан ной с покрытием убытка, до 10 лет. Для организаций, опреде ляющих выручку "по опла те", — а это в основном ма лые предприятия, планиру ется принимать расходы по факту их оплаты. Все это должно упорядо чить систему налогообложе ния малого бизнеса, сделать ее более "прозрачной", что бы, с одной стороны, она со здавала равные условия для н алогоплательщ иков , то есть, была более справедли вой, а с другой стороны ^ пе рекрывала пути ухода от уп латы обязательных пяате- Ирина ЩЕГЛЕВАТЫХ, начальник отдела^ областного Управления ПУТИЛИНРАБОТАЙНАПЕРСПЕКТИВУ Е сли у руководителя государственного семеновод ческого хозяйства "Петровский", что в Добринском районе, дошли руки до приобретения племенного скота — жеребца и десяти маток орловской рысистой породы, открытия ипподрома и строительства коню шен; если к петровской средней школе пристроен со временный спортзал, в котором сейчас шестнадцать во лейбольных команд выясняют, кто же сильнейший в совхозе, то стоит ли удивляться, что "Петровский" вхо дит в первую сотню лучших сельскохозяйственных пред приятий России?! Знаменитый элитно-се меноводческий совхоз, куда чуть ли не каждый месяц об ластное начальство привозило различные делегации, в том числе и иностранные, П. Пу тилин возглавил в середи не 1988 года и все эти годы многое делал для того, чтобы приумно жить славу хозяйства. Пять лет назад Пав лу Ивановичу присвое но Почетное звание За служенного работника сельского хозяйства Российской Федерации, а по итогам шестого Всерос сийского конкурса, проводи мого журналом "Человек и карьера' в 1999 году, он при знан одним из пяти лучших руководителей области, сре ди которых был назван и наш губернатор О .П .Королев. Жюри конкурса отметило опыт умелого хозяйствования в условиях перехода к рыноч ной экономике, обеспечение стабильного развития пред приятия. Вьшускнйк механического факультета Воронежского сельскохозяйственного инсти тута, Павел Иванович про фессионально разбирается в растениеводстве и животно водстве. Только благодаря науке, с которой в совхозе тесно дружат уже давно, за год дойное стадо прибавило в надое по семьсот литров мо лока от каждой коровы. В ито ге средний удой буренок по луторатысячного совхозного стада за год составил более литров Основой "Петровского" является элитное семеновод ство. Аналогичных хозяйств по стране всего че'^ыре. Из, двенадцати тысяч гектаров' пашни под элиту отведено де сять. Семена пшеницы, ячме ня, сахарной свеклы зактоа- ют здесь многие области Рос сии. В 2000 году петровские земледельцы заготовилй бо лее шестисот тонн свеклосе- мян, готовых к реализации. Такого количества хватит, чтобы засеять сто тысяч гек таров земли, что вполне хва тит для двух таких областей, как Липецкая. . При соответствующем ухо де семена дают урожайность не менее пятисот центнеров с гектара. У современных со ртов сахарной свеклы более округлая форма, что обеспе чивает наименьшую загряз ненность, и они более приспо- соб.тены для машинной обра ботки. Чтобы продавать уже го товые для посадки семена и выиграть в разнице стоимос ти, в "Петровском ' построи ли семяперерабатывающий завод производительностью до тысячи тонн продукции за сезон. Петровцы купили Хворос- тянскии маслосырзавод, при обретя для него новую линию по выработке казеина, пос троили цех по переработке мяса, получив сертификат на производство шестнадцати сортов колбасных изделий. Шестьсот килограммов колба сы за день вьгаускают мест ные пищевики. Производится продукция только отличного качества. Сыр "Сусанинский" на Все российской выставке в 1999 году завоевал золотую ме даль. Не остались без меда лей мука и подсолнечное мас ло, которые также вырабаты вают в хозяйстве. В нем работают более ты сячи двухсот человек, из ко торых почти треть занята на объектах соцкультбыта, нахо дящегося на совхозном балан се. На территории хозяйства располож ено несколько школ, домов культуры, меди- в поле, учащихся школ и вос питанников детских дошколь ных учреждений организова но бесплатное питание, а со бственный совхозный тран спорт развозит взрос лых на работу, детей в школы. В "Петровском" ца рит атмосфера добросо, вестного отношения к труду, чувствуется гор дость за свой совхоз, за свой труд, за свое село. С сознанием необходи мости регулярно вы плачиваются налоги. Если в 1999 году в, бюджет отсюда поступило один миллион де вяносто семь тысяч рублей, то за одиннадцать месяцев те кущего года — один милли он шестьсот шестьдесят де вять тысяч. Чтобы управлять большим хозяйством, мало только же лания и работоспособности, надо еще иметь и талант, что бы видеть, предчувствовать то, что не дано другим. А главное — работать на пер спективу. Все это у Павла Иванови-' ча Путилина, депутата облас тного Совета и председателя его аграрного комитета, есть. Он и подобные ему руководи тели стали надежным гаран том развития сельского .хо зяйства в России двадцать, первого века. Хватило бы здо ровья ему на ближайшие де сятилетия — выходных у ди ректора почти не бывает, — и все у петровцев будет хоро шо. Одного только опасаются на селе: заберут директора в Москву, ведь такой прецедент уже был, когда ди;^ектор со вхоза "Петровский' стал ми нистром сельского хозяйства Геннадий ЛУКИН. На снимке: директор го сударственного семеновод ческого хозяйства "Петаовс- кий" Павел Иванович Пути- Фото автора. С начала прошлого года областное управление Министерства России по налогам и сборам вы дало лицензии на закупку, хранение и постав ки алкогольной продукции 36 предприятиям. Феде ральная лицензия дает организации право распо ряжаться подакцизной продукцией, но обязывает ее соблюдать федеральные законы и нормативно-пра вовые акты в сфере оборота алкогольной продук ции, а также своевременно платить налоги в казну государства. Как же эти условия выполняются? Можно отметить, что большинство организаций- оптовиков работают стабиль но и являются добросовес тными налогоплательщика ми. Об этом свидетельству- кие, которые имеют систе матические нарекания со стороны контролирующих органов. Так, за неоднократное нарушение условий хране ния вин и невыполнение предписаний лицензирую щего органа приостанавли валось действие лицензии обществам с ограниченной ответственностью (ООО) «Липецкое Золотое кольцо» и «Сибирь Плюс». За нарушение учета и хранение на складе алко гольной продукции, не мар кированной специальными марками, действие лицензии приостанавливалось также обществу с ограниченной ответственностью «Нацио нальный сувенир опт». На сегодняшний день приостановлено действие лицензий ООО «Липком- Даг» и «Липовка», которые не уплатили лицензионный сбор. Кроме того, ООО «Ли повка» имеет задолженность по уплате налогов и сборов почти в 500 тысяч рублей, в том числе в федеральный бюджет — более 324 тысяч. Несмотря, на предписа ния об обязательном погаше нии образовавшейся задо лженности, выданные этому предприятию нашим управ лением, «Липовка» не при няла для этого никаких мер. Это ООО, фактически, пре кратило свою деятельность, а деньги в бюджет так и не поступили. И в то же время бывший коммерческий директор «Липовки» создал новое предприятие — ООО «Торго вый дом «Аметист» и подал . заявление на получение ли цензии на закупку, хранение и поставки алкогольной про дукции. Но ни у нас, ни у администрации области, с которой в обязательном по рядке согласовывается во прос выдачи такой лицен зии, нет уверенности, что у нового предприятия, но с одним из прежних руководи телей, не начнутся те же проблемы с соблюдением законодательства, что и у «Липовки». Закупка и поставки алко гольной продукции относят ся к одной из самых высо кодоходных областей ком мерции. Поэтому этот вид бизнера находится под осо бым контролем государства, и право на получение феде ральных лицензий на осу ществление такой деятель ности имеют только добросо вестные налогоплательщи ки, четко соблюдающие за конодательство. Татьяна ЗОТОВА, заместитель начальника отдела областного Управления МНС России.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz