Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
16 декабря 2000 г., № 242 (21370) ЖШ1ЕЦКАЯ «/Ж г а з е т а 1 КТО вы - АРТУР ЗЕГЕЛЬ? П АМ Я Т Ь Прямо от Христорождественского собора, пере секая площадь Плеханова, устремилась к пло щади Героев одна из центральных магистралей Липецка — улица Зегеля. Это непривычная для русского уха фамилия, запечатленная в назва нии, за десятилетия прочно вошла в обиход го- -------------- рожан. А спе шащим по сво им делам про хожим напом- В декабре этого года ис полняется восемьдесят лет со дня гибели Артура Зегеля — одного из первых руководи телей органов безопасности липецкого края. Что это был за человек? Он родился 26 февраля | | я В 9 6 года на хуторе Озоли- ♦ ни Летинской волости Лиф- ляндской губернии в семье латышских крестьян. (Те перь это территория другого государства — Латвии). В семье Артур был третьим и самым младшим ребенком. Своего отца он не помнил — тот умер, когда мальчику едва исполнился второй год. Семья Зегеля считалась бедной. Жили впроголодь, одевались кое-как. Летом Артур пас чужой скот, зимой учился в сельской школе. После окончания школы Зе- гель поступил в прогимна зию, но окончить ее так и не пришлось — семья без кор мильца едва сводила концы с концами и не смогла опла тить его обучение. Артур на чинает «взрослую жизнь» — становится подмастерьем у владельца молотилки, изуча ет столярное дело. Любимым увлечением Зе геля в этот период становит ся музыка. Впрочем, в его семье музыку любили все — и дети, и взрослые. Самосто ятельно Артур освоил нот ную грамоту, в свободные ми нуты его часто видели со скрипкой в руках. Некоторое время он даже дирижировал ^;любительским духовым ор- кестром. В августе 1915 года Ар тура призывают на службу, он попадает в знаменитый лейб-гвардии Преображенс кий полк, а спустя полгода его — Уже в чине ефрейтора — переводят во 2-й Рижский стрелковый батальон. Учиты вая увлечение музыкой, рат ника второго разряда Зегеля доска на зда нии почтамта. На ней можно ш н белогвардейс ких банд в Ли пецком уезде. определяют на должность капельмейстера оркестра. Военные события на гер манском фронте развивались далеко не в пользу русской армии, терпевшей одно пора жение за другим. Не бравур ные победные марши, а по хоронная музыка больше под ходила к тяжелому положе нию войск. В воздухе, прони занном пороховой гарью, ви село мрачное предчувствие надвигающейся катастрофы. Служба в армии и фрон товые будни для Артура за кончились неожиданно. Пос ле оккупации Латвии немец кими войсками в 1917 году и роспуска латышских воинс ких формирований он возвра щается на родной хутор. Октябрьские события в Петрограде заставили Зеге ля круто изменить свою судьбу. В феврале 1918 года он добровольно вступает в Красную Армию и вместе с группой латышских стрел ков нацравляется в Тамбов, где принимает участие в фор мировании тяжелого артди визиона, служит в Отдельной кавалерийской бригаде. В характеристике, подписан- куратно, стоит высоте долга...». В августе 1919 -го Зегеля направляют для работы в ЧК, где вначале он становится следователем участковой транспортной чрезвычайной комиссии по станции Тамбов, а затем по личной просьбе переходит в аппарат тамбовской ГубЧК. Будни оперативной работы поглотили его с головой — расследование случаев ди версий на транспорте, борь ба с бандами грабителей, опустошавших «товарники», сопровождение важных гру зов. Рабочий день в то время был понятием относитель- В Липецке Зегель впер вые появляется в марте 1920- го как помощник уполномо ченного Политбюро ЧК при Липецкой уездной милиции. (В тот период органы без опасности входили в состав местной милиции). Характе ризуя его перед новым назна чением, начальство писало: «...Честный безусловно. Как агент (так в то время назы вались работники ЧК) один из лучших...». Прибыв в Липецк, Зегель получает комнату в доме № 5 по улице Угловой, затем пе реселяется на улицу Лебе дянскую, поближе к управ лению уездной ми.лиции. Со седи редко видели нового жильца — частые команди ровки по уезду, операции, засады, а порой и бессонные ночи в рабочем кабинете. За безотказное участие в много численных операциях, сме лость и решимость он и по лучил меткое прозвище «не утомимый» . По отзывам своих сослу живцев, Артур был общи тельным, веселым человеком. В короткие моменты переды шек любил с друзьями посе щать рабочий клуб, где иг рал на скрипке и рояле. В клубе и познакомился он с Натальей Булгаковой, рабо тавшей медсестрой в больни це. Они полюбили друг дру- Артур бывал в семье Бул гаковых. Они жили в домике на тихой, утопающей в зеле ни окраинной улице. Отцу Наташи, Николаю Василь евичу, слесарю железнодо рожных мастерских, Артур сразу понравился своей рас судительностью, знанием жизни, правильной оценкой происходящих событий. А мать Мария Михайловна по началу настороженно отнес лась к дружбе дочери с че ловеком, у которого постоян- Галина МИЛОВАНОВА: П ослезавтра в Академическом театре драмы состоится гала- представление по случаю торжественного открытия десятого сезона Государственного ансамбля танца «Козаки России». К своему «малому юбилею» известный, любимый зрителями, высоко ценимый специалистами липецкий коллектив приходит, имея оригинальный сценический почерк, во всеоружии мастерства. Накануне открытия обозреватель «ЛГ» Константин Клюткин взял интервью у руководительницы вокальной группы ансамбля Г. Миловановой. Из публикуемой ниже беседы легко догадаться, насколько немаловажен для деятельности «Казаков России» творческий и супружеский тандем Галины Николаевны и художественного руководителя ансамбля заслуженного артиста России Леонида Милованова. — Галина (позвольте называть вас так, попрос ту; мы знакомы не первый год, вы помоложе меня и оттого всегда для меня молоды), лишь совсем не давно я узнал об одной особой странице вашей артистической биогра- —Вы, конечно, хотите ска зать о выступлениях в конце семидесятых годов солисткой популярного тогда ВИА «Зод чие» Тюменской филармо нии? Да, было такое. Я меч тала о карьере эстрадной пе вицы, получила приглашение из Тюмени, перевелась с оч ного на заочное дирижерско- хоровое отделение Орловско го филиала Московского ин ститута культуры и стала с «Зодчими» петь шлягеры того времени. Но — вмешалась, «помешала» любовь. Леонид находился далеко от меня, работал балетмейстером в Кубанском казачьем хоре. Наша разлука закончилась после предъявления им уль тиматума: или эстрада, или мы вместе. Я, пусть и с боль шими колебаниями, сомне ниями — смогу ли освоить иной песенный жанр, пред почла второе. — То есть Липецкая музыкальная школа но мер один и институт при вили вам академическую манеру пения; затем — эстрадная практика и, наконец, и до сих пор — фольклор. Редкая вока листка может позволить себе подобную «переме ну участи». Насколько же легко она вам далась? — Крайне нелегко. В Кубан ском хоре я переучивалась с помощью педагогов, полностью изменив свой голосовой аппа рат. Это далось, повторю, це ной больших усилий. Но рядом находился Леня. Я знала, что «обратной дороги нет», и при зывала «заложенное» во мне с детства родителями, которые хорошо знали народные песни. Со временем я умела «на лету поймать», «снять» манеру моих педагогов, скопировать ее — ну, конечно, не один к одному, а как того хотелось бы им и мне. — Галина, вот теперь объ ясните сами, в чем же со стоит главное своеобразие казачьей песни, чем она от личается от остальных пе сен народной направлен- — Казачья песня — это, по сути, зримая песня. Ее поешь и одновременно видишь ее во площение в действии, рых в ней говорится. Это напо минает театр песни, даже если она не подчеркнуто театрализо вана. В казачьей песне поет сама душа, как бы она ни была настроена — от печали до ра- — На сцене вокальная группа «Казаков» выступает действительно от всей души, искренне, слаженно. И вы в ее номерах — отнюдь не аб солютный, лидер. Скажите честно: охотно «даете доро гу» вашим партнершам? — Поверьте: самое мое большое желание — чтобы как можно заметнее в пении учас твовали не только мои девочки, но и, если надо, музыканты ор- складывалась таким образом, что зачинщиками выступле ний становились заурядные уголовники и дезертиры без каких-либо идей и принци пов. А кто-то и вовсе был пос тавлен перед жестким выбо ром — либо примкнуть к ан- тоновцам, либо получить пулю в лоб. Поэтому для че кистов одной из главных за дач было не только обезвре дить бандитов, но и объяс-. нить нередко обманутым крестьянам, на что толкают их главари бандитских групп. С этой целью в раз личные районы Тамбовщины направлялись выездные сес сии ЧК. Одну из таких, дей ствующую в селе Инжавино, возглавил Артур Зегель. Зегель сформировал со став сессии из наиболее опыт ных работников своего аппа рата и прибывшего пополне ния из Тамбова. Почти два месяца его отряд колесил по уезду , пытаясь потушить пожар антоновщины. Дейст вуя на упреждение, чекистам удавалось локализовать от дельные бандгруппы. В свою очередь бандиты через сво их лазутчиков постоянно сле- кестра. Любой из них дана воз можность запевать, раскрыть ся, и оркестранты, которые по началу упирались — мол, не наше это дело, —теперь охотно составляют мужскую половину нашего маленького хора. — Галина, кто-то из ны нешних отечественных по литиков заметил: за день вполне достаточно, в дбщей сложности, получасового диалога с женой, иначе суп ружество способно набить оскомину. Вы с Леонидом Петровичем, в силу семей ного положения и «произ водственной необходимос ти», ведете диалоги с утра до позднего вечера. Не на доедаете ли, простите за прямоту, друг другу? Кроме того , позвольте раскрыть внутрицеховой секрет «Каза ков», у вас с супругом на «оперативках» ансамбля иногда возникают перепал- —По поводу перепалок. Они, я считаю, неизбежны — каждый из нас волен отстаивать свое мнение, если оно по той или иной позиции не совпадает. Кро ме того, у Лени — взрывной ха рактер, и я попадаюсь ему под горячую руку почти по принципу «бей своих, чтобы чужие боя лись». Зато Леня отходчив, на него просто невозможно оби жаться. Да и говорит он, пусть даже в запале, по существу. Он болеет, переживает за ан самбль, страшно не любит не радивых, потому его позиция .кому-то и кажется максималис тской, субъективной. Но я-то знаю: интересы, решение про блем «Казаков» для него — пре выше всего... А друг другу мы но висел револьвер на боку. Но и она вскоре прониклась уважением к вежливому, предупредительному молодо му человеку. Дело шло к свадьбе. В ноябре 1920-го Зегель становится руководителем Липецкого органа безопас ности. Ему шел тогда двад цать пятый год. К этому вре мени Тамбовская губерния, куда входил и Липецкий уезд, оказалась охваченной «антоновщиной». Обстановка И Н Т Е Р В ЬЮ П О П О В О Д У никогда не надоедаем. Мы ' ' подавляюще чаще общаем ся не на узкобытовом уров- I■ не, а на творческом. Наши . семейные отношения опреде ляются, цементируются ан самблем. Совсем недавно по | «Старому телевизору» актри са Валентина Титова, супру га, к сожалению, покойного ; Владимира Басова, сказала I примерно так: «Что нужно для ' счастья? Любовь и искусст во. Поэтому я остаюсь счас- = тливым человеком». Мы с Леней абсолютно с этим со гласны. Вообще — с ним ску чать некогда... — Общеизвестно: нет предела совершенству. Чего твои девочки пока не достигли, что вы считае те вполне достижимым в ближайшем будущем иде- : — Наша мечта — сделать песенное шоу, шоу «живых картинок», полноценный, а не только намеками и в вооб- : ражении, театр песни, нечто ■ схожее с тем. что делает Бабкина. У ее артистов есть «лицевые» микрофоны, поз воляющие свободно двигать ся на площадке. Имей бы мы такое техническое новшест- г во — ох. как свободно бы наши пластичные, растанцо- ванные девочки разверну лись на сцене, «гуляли» по ; — Сторонники перво зданной чистоты, этног- рафичности народной песни по-прежнему край не неодобрительно вос принимают метаморфозы фольклора на современ- : ной эстраде. Но, к приме ру, джазмены считают привычным, органичным > играть в стиле «фьюжн» (сплав). Раз вы — за шоу, значит — и за «фьюжн» применительно к наро дной песне? — Безусловно. Я с глубо ким почтением отношусь к фольклорным песенным тра дициям. Но если твоя задача — заинтересовать, держать на протяжении целого кон церта внимание сегодняшне го зрителя, то один лишь «музейный» подход к песне уже не сработает. Тут, если хотите, следует идти от об ратного. Суметь так препод- ' нести ее публике, чтобы со временная обработка помог ла восприятию существа на- . родной песни, показала, что : фольклор остается фолькло- ром, независимо, в какую форму — эстрадную, джазо вую, «электронную» и так да лее — он облечен. — Что ж, спасибо за интервью. Желаем ваше му ансамблю провести . десятый сезон таким об разом, чтобы он стал точ- : кой отсчета, основой для ; новых творческих поисков и успехов «Казаков Рос- дили за отрядом Зегеля, вы жидая удобный момент, что бы расправиться с чекиста- В декабре 1920 года из отряда Зегеля в Липецк вер нулись два сотрудника ЧК и передали записку, в которой Артур писал, что все дела почти закончил, посылает товарищей, а сам остается на короткое время, чтобы после доклада в Тамбове также вер нуться домой. Однако вер нуться в Липецк ему так и не удалось. Видимо, на какой-то миг чекистами Зегеля была ос лаблена бдительность, и не достаточной оказалась раз ведка сил противника. В ночь с 30 на 31 декабря 1920 года чекистская бронелетучка от правилась на соседнюю стан цию. Воспользовавшись этим, многочисленная бан дитская группа ворвалась в Инжавино. Отряд Зегеля был вынужден отступить на окра ину села, с трудом отбиваясь от упорно наседающих бан дитов. В итоге горстка чекис тов вместе с Зегелем укры лась в деревянной мельнице и установила круговую обо- Неравный бой длился не сколько часов. Чекисты от стреливались до последнего патрона. Но слишком нерав ными были силы... Поняв, что чекистов не взять живыми, бандиты по дожгли мельницу, в огне ко торой погибло большинство оборонявшихся. Уцелевших в огне бандиты расстреляли. Их было восемнадцать чело век. Чудом выжил только один оперработник — Иван Вавилов. Во время расстрела он упал в канаву прежде, чем пуля настигла его. Когда бан диты ушли, Вавилов босиком, по морозу добежал до сосед ней деревни и доложил в губ- чека о случившемся. Для обезвреживания бан ды были срочно приняты не обходимые меры. Погибших чекистов с почестями похо ронили на сельской площади в Инжавино. Сегодня на этом месте стоит скромный обе- В 1921 году по решению Липецкого уездного исполко ма улица, где жил Зегель, стала носить его имя. Хутор Озолини, где ро дился и вырос Артур, не со хранился. В советские време на имя Зегеля знали и чтили в Калниенской сельской шко ле, где была собрана неболь шая экспозиция, посвящен ная их земляку. Теперь уже иные времена, и трудно ска зать, помнят ли в суверенной Латвии имя Артура Зегеля. Сергей КОНСТАНТИНОВ. На снимках: Артур З е гель в 1920 году; улица, названная в честь отважно го чекиста; с ж еной Н а тальей. - ФЕСТИВАЛЬ-п ТВ О Р Ч ЕС К А Я ЭСТАФ ЕТА В X X I В Е К С уматошное волнение царило на днях в стенах Липецкого технического университета. Студенты и преподаватели, зрители-родители и участники первого открытого областного фестиваля студенческого творчества «Студениум-2000» собрались на заключительный гала-концерт. А днем раньше сразу в четырех концертных залах Липецка талантливые ребята со всей области состязались в исполнении вокальных, инструментальных и хореографических композиций. Нелегкая работа выпала на долю жюри, но лучшие из луч ших были отобраны. Финалис тов приветствовали задорно улыбающийся земной шар — символ фестиваля — и апло дисменты зрителей. Церемонию награждения в номинации «Ин« струментальный жанр» открыл ансамбль барабанщиков и дик силенд Елецкого училища ис кусств имени Тихона Хреннико ва под руководством Василия Григорьева. Ребята так здоро во справлялись с восемью (!) барабанами, что смешки «на галерке» тут же стихли. Кста ти, и следующий «инструмен тальный» диплом уехал в Елец: его получил квартет «Пилигрим» за исполнение необыкновенно красивой и печальной компози- «Хорошей песни не бывает много!» —воскликнул ведущий, и было трудно с ним не согла ситься. Без сомнения, воспи танница Липецкого областного училища искусств Наталья Еса- кова («Мир без любимого») смогла бы легко затмить сво их московских тезок Королеву и Сенчукову. А вот ансамбль русской песни Усманского пед- колледжа очень уж по вкусу пришелся председателю коми тета по делам молодежи Алек сею Грушихину. Едва не пустив шись в пляс, он подпевал с места молодкам в цветастых костюмах: «Золотые лоскуточ ки, а на сердце узелочки...!» Но вот зал погрузился в темноту. На сцене — актеры театра-студии ЕГПУ «Тэдис» и старая, вечная, как сама жизнь, история о простом че ловеческом счастье, расска занная языком жестов и плас тикой тел. Выступления в номинации стэм-КВН и оригинальный жанр продолжили будущие педагоги из Лебедяни. Правдиво и без утайки поведали они о пробле мах студенчества, показав сце ну из психиатрической клини ки. Действительно, посмотреть было на что — гимнастический дуэт Чуев—Панова, попурри от шоу-студии «Сюрприз», спор тсмены-акробаты со скакалкой из педагогического универси тета и вокальные проекты но минантов эстрадного жанра Ученики Терпсихоры представ ляли итальянскую тарантеллу испанское фламенко и отдаю щую дьяволиадой композицию «Власть тьмы». Гала-концерт завершился но в финальной песне прозву чали слова «Это наш фестиваль — на много лет! Будем надеять ся, что студенты XXI века нутся такими же творческими Надежда ОСЕННЯЯ как и их п: М - к р о с с в о р д _ ЗАКОН ЕСТЬ ЗАКОН На вопросы отвечает юрист Мария ТОКАРЕВА ОТНАСЛЕСДТВАЛУЧШЕНЕОТКАЗЫВАТЬСЯ Нам с братом достался в наследство дом наших ро дителей (брат проживал вместе с ними, был одинок). У меня своя многодетная семья. После смерти матери, при оформлении наследства, мне пришлось написать отказ от своей доли в пользу брата, т.к. мы стояли в очереди - расширение жилплощади. Но пришла перестройка, и жилья мы не получили (ютимся в 2 7 кв. м — 6 человек). Имею ли я хоть какую надежду получить отбрата свою . . 1 Ю (он против, т.к. сошелся два года назад с женщи ной с ребенком)? И какой срок давности отказа от на следства еще имеет силу? А после нашей с братом смерти имеют ли право мои дети (у него нет своих детей) на какую-нибудь часть того Б. БУРКОВ. г. Усмань. В соответствии с Гражданским кодексом РСФСР 1964г. на следство можно принять в течение 6 месяцев с момента откры- “ ^ наследства, то есть смерти наследователя. Срок в соответ ствии со ст. 547 ГК РСФСР может быть продлен в судебном порядке, если суд признает причины пропуска срока уважитель ными. Наследство может быть принято после истечения 6-ме сячного срока и без обращения в суд при условии согласия на — Вашего брата. Отказ от наследства можно осуществить в двух формах: — пропустить срок в 6 месяцев; — подать в нотариальную контОру заявление об отказе от наследства. В Вашей ситуации можно предложить следующее. Если Вы отказались 6т, наследства первым способом — подайте иск в суд и докажите, что пропустили 6 месяцев по уважительным причи нам. Если отказ произошел в форме заявления — признайте через суд отказ незаконным, то есть докажите в руде что Вас, например, незаконно принудили осуществить отказ от наследст- Заметим сразу, что особый срок исковой давности в Вашем случае не установлен, значит он равен 3 годам. Срок истек, од нако права обращения в суд Вы не теряете. Требование о защи те нарушенного права принимается к рассмотрению судом неза висимо от истечения срока исковой давности (ст. 199 Граждан ского кодекса РФ). Исковая давность может быть применена судом только по требованию Вашего брата, и в этом случае истечение срока исковой давности будет являться основанием для отказа в удовлетворении требований. \ После смерти Вашего брата все его имущество (если не окажется завещания) будет разделено между наследниками-пер вой очереди: родителями, супругами (законными, а не граждан скими) и детьми (в том числе усыновленными). При отсутствии таковых или отказе их от наследства — между наследниками второй очереди: братьями, сестрами. Ваши дети могут получить " наследство дом (его часть): — если брат укажет их в завещании; — после Вашей смерти, если Вы унаследуете данный дом (его часть). КОГДА ЖИЛЬЯЛИШИТЬ НЕ ВПРАВЕ с 1987 года я проживал в квартире женщины, с кото рой состоял в гражданском браке. Через два года у нас родился сын, а в 1998 году жена умерла. В настоящее время проживаю по данному адресу с сыном. После смер ти его матери меня стали беспокоить из ЖЭКа, настаи вать на выселении, т.к. якобы я незаконно занимаю жил площадь, и обещали подать на меня в суд. В течение 14 лет проживания в этой квартире не было вопроса о моем выселении. Как мне быть теперь? Моему сыну 11 лет, причем он очень больной. В настоящее время лечится в санатории. Сам я воспитывался с 6 лет в детдоме. Где же мне тогда жить? X. КУРБАНОВ. г. Липецк. ; Как ясно из письма, спор возник по поводу неприватизиро ванной квартиры, иначе претензий со стороны ЖЭУ не было бы. В Вашем случае нужно выяснить несколько вопросов. Во-пер вых, прописаны (постоянно — не временно) ли Вы и Ваш сын в данной квартире. Во-вторых, был ли зарегистрирован Ваш брак с сожительницей. Если Вы были прописаны в этой квартире и Ваш брак зарегистрирован а,органах загс, то претензии ЖЭУ полностмо-необВСкованны. В сб0Щетствии‘|е&Ю-Т.‘ '5 ® Ф кш ;^ ^ кодекса члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ...... , пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут обязанности, вытекающие из договора найма жилого поме щения. К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимате ля, их дети и родители. То есть, проживая в данной квартире (по прописке и фактически). Вы имеете полное право на данное жи лище, как и жена; и после ее смерти ЖЭУ должно заключить договор найма квартиры с Вами, так как Ваш ребенок не достиг еще совершеннолетия. Если брак не зарегистрирован в загсе, но Вы прописаны в квартире и проживаете в ней, то также обладаете правами на это жилье, так как в соответствии с той же статьей 53 Жилищно го кодекса иные лица могут быть признаны членами семьи на нимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ве- с ним общее хозяйство — в Вашем случае это имело место. Если Вы не прописаны и брак не зарегистрирован, то из этой ситуации также есть выход. Ваш сын — единственный наследник умершей жены. В том числе наследник прав своей матери к - квартиру. Иными словами, претензии ЖЭУ к Вам и Вашему сыну не обоснованы. Выселить. Вас и Вашего сына в принудительном порядке без предоставления Вам другого жилища не может ни- ШКОЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР и САНИТАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ Сын учится во вторую смену. На прошлой неделе за шла за ним в школу, а у него только начался урок — ин форматика. Обратила внимание: в классе много компь ютеров, детей, теснота. Неужели ребенку-шестикласснику не вредно непрерывно 45 минут сидеть перед компьюте ром в таких условиях? Татьяна. Ваша обеспокоенность условиями общения любимого чада 1 авдана, посколы^ никто не отменял Санитарные правит но|Эмы — СанПиН 2 2 2.542 96 «Гигиенические требования к деодисплейным терминалам, персональным электронно-вычис лительным машинам и организации работы», утвержденные пос тановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 14 июля 1996 г N 2 14. В них подробно расписаны требования к организации ра бочих мест для занятий с компьютерами; свет, плотность уста новки столов и др. (вплоть до высоты стола и стула при соответ ствующем росте ребенка). Помимо этого, в разделе 9 п.9.4. «Тре бований к организации режима учебных и внеучебных занятий с ВДТ и ПЭВМ детей школьного возраста и занятий с игровыми комплексами на базе ПЭВМ детей дошкольного возраста» вы шеупомянутых Санитарных правил предусмотрены и временные рамки занятий. Так, непрерывная длительность занятий непос редственно с ПЭВМ не должна превышать: — для учащихся Гклассов (6 лет) — 10 минут; — для учащихся II — V классов — 15 минут; — для учащихся VI — VII классов — 20 минут; — для учащихся VIII — IX классов —,25 минут; — для учащихся X — XI классов, на первом часу учебных за нятий 30 минут, на втором — 20 минут Вопросы присылайте по адресу; г. Липецк, ул. Мос ковская, 83, редакция «Липецкая газета». Все слова-ответы начинаются с буквы «М» тель вокальной группы «Казаков России» Г. Ми лованова. тор памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. 17. Африканс кое государство. 18. Русский океанограф, флотоводец, совершив ший два кругосветных плавания. 19. Эфирно-масличное лекарствен ное растение. 21. Герой романа М.А. Шолохова «Тихий Дон». 23. Дворец в Петергофе. 24. Группа, в которой выступала Татьяна Ов- сиенко. 2"' " ------------------ --------------------------- ---------" ------------- " " Остров в По вертикали: 1. Насекомое отряда перепончатокрылых. 2. Сильный холод. 3. Одна из песен, сделавших Юрия Антонова зна менитым. 4. Двигатель. 5. Композиция, высеченная из цельного камня. 9. Магнитофон плюс радиоприемник. 10. Пифагор по роду занятий. 12. Башня при мечети. 13. Советский театральный актер и режиссер. 14. Выдающийся советский актер («Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев»). 20. Обширное пространство земли, омы ваемое морями и океанами. 22. Бег на длинные дистанции. 25. Легкоатлетический снаряд для метания. 26. Музыкальный лад. 28. Подбор кушаний. Составил Сергей БЕДРИНСКИЙ (Липецк). ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД, ОПУБЛИКОВАННЫЙ 2 ДЕКАБРЯ По горизонтали: 5. Астроном. 6. Унифор.ма. 8. Ростра. 9. Теле га. 10. Усмешка. 13. Ункас. 15. Лаваш. 16. Отлучение. 17. Голод. 18. Заусенец. 20. Анимация. 22. Жабры. 25. Атака. 26. Гольф.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz