Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

16 декабря 2000 г., № 242 (21370) ЖШ1ЕЦКАЯ «/Ж г а з е т а 1 КТО вы - АРТУР ЗЕГЕЛЬ? П АМ Я Т Ь Прямо от Христорождественского собора, пере­ секая площадь Плеханова, устремилась к пло­ щади Героев одна из центральных магистралей Липецка — улица Зегеля. Это непривычная для русского уха фамилия, запечатленная в назва­ нии, за десятилетия прочно вошла в обиход го- -------------- рожан. А спе­ шащим по сво­ им делам про­ хожим напом- В декабре этого года ис­ полняется восемьдесят лет со дня гибели Артура Зегеля — одного из первых руководи­ телей органов безопасности липецкого края. Что это был за человек? Он родился 26 февраля | | я В 9 6 года на хуторе Озоли- ♦ ни Летинской волости Лиф- ляндской губернии в семье латышских крестьян. (Те­ перь это территория другого государства — Латвии). В семье Артур был третьим и самым младшим ребенком. Своего отца он не помнил — тот умер, когда мальчику едва исполнился второй год. Семья Зегеля считалась бедной. Жили впроголодь, одевались кое-как. Летом Артур пас чужой скот, зимой учился в сельской школе. После окончания школы Зе- гель поступил в прогимна­ зию, но окончить ее так и не пришлось — семья без кор­ мильца едва сводила концы с концами и не смогла опла­ тить его обучение. Артур на­ чинает «взрослую жизнь» — становится подмастерьем у владельца молотилки, изуча­ ет столярное дело. Любимым увлечением Зе­ геля в этот период становит­ ся музыка. Впрочем, в его семье музыку любили все — и дети, и взрослые. Самосто­ ятельно Артур освоил нот­ ную грамоту, в свободные ми­ нуты его часто видели со скрипкой в руках. Некоторое время он даже дирижировал ^;любительским духовым ор- кестром. В августе 1915 года Ар­ тура призывают на службу, он попадает в знаменитый лейб-гвардии Преображенс­ кий полк, а спустя полгода его — Уже в чине ефрейтора — переводят во 2-й Рижский стрелковый батальон. Учиты­ вая увлечение музыкой, рат­ ника второго разряда Зегеля доска на зда­ нии почтамта. На ней можно ш н белогвардейс­ ких банд в Ли­ пецком уезде. определяют на должность капельмейстера оркестра. Военные события на гер­ манском фронте развивались далеко не в пользу русской армии, терпевшей одно пора­ жение за другим. Не бравур­ ные победные марши, а по­ хоронная музыка больше под­ ходила к тяжелому положе­ нию войск. В воздухе, прони­ занном пороховой гарью, ви­ село мрачное предчувствие надвигающейся катастрофы. Служба в армии и фрон­ товые будни для Артура за­ кончились неожиданно. Пос­ ле оккупации Латвии немец­ кими войсками в 1917 году и роспуска латышских воинс­ ких формирований он возвра­ щается на родной хутор. Октябрьские события в Петрограде заставили Зеге­ ля круто изменить свою судьбу. В феврале 1918 года он добровольно вступает в Красную Армию и вместе с группой латышских стрел­ ков нацравляется в Тамбов, где принимает участие в фор­ мировании тяжелого артди­ визиона, служит в Отдельной кавалерийской бригаде. В характеристике, подписан- куратно, стоит высоте долга...». В августе 1919 -го Зегеля направляют для работы в ЧК, где вначале он становится следователем участковой транспортной чрезвычайной комиссии по станции Тамбов, а затем по личной просьбе переходит в аппарат тамбовской ГубЧК. Будни оперативной работы поглотили его с головой — расследование случаев ди­ версий на транспорте, борь­ ба с бандами грабителей, опустошавших «товарники», сопровождение важных гру­ зов. Рабочий день в то время был понятием относитель- В Липецке Зегель впер­ вые появляется в марте 1920- го как помощник уполномо­ ченного Политбюро ЧК при Липецкой уездной милиции. (В тот период органы без­ опасности входили в состав местной милиции). Характе­ ризуя его перед новым назна­ чением, начальство писало: «...Честный безусловно. Как агент (так в то время назы­ вались работники ЧК) один из лучших...». Прибыв в Липецк, Зегель получает комнату в доме № 5 по улице Угловой, затем пе­ реселяется на улицу Лебе­ дянскую, поближе к управ­ лению уездной ми.лиции. Со­ седи редко видели нового жильца — частые команди­ ровки по уезду, операции, засады, а порой и бессонные ночи в рабочем кабинете. За безотказное участие в много­ численных операциях, сме­ лость и решимость он и по­ лучил меткое прозвище «не­ утомимый» . По отзывам своих сослу­ живцев, Артур был общи­ тельным, веселым человеком. В короткие моменты переды­ шек любил с друзьями посе­ щать рабочий клуб, где иг­ рал на скрипке и рояле. В клубе и познакомился он с Натальей Булгаковой, рабо­ тавшей медсестрой в больни­ це. Они полюбили друг дру- Артур бывал в семье Бул­ гаковых. Они жили в домике на тихой, утопающей в зеле­ ни окраинной улице. Отцу Наташи, Николаю Василь­ евичу, слесарю железнодо­ рожных мастерских, Артур сразу понравился своей рас­ судительностью, знанием жизни, правильной оценкой происходящих событий. А мать Мария Михайловна по­ началу настороженно отнес­ лась к дружбе дочери с че­ ловеком, у которого постоян- Галина МИЛОВАНОВА: П ослезавтра в Академическом театре драмы состоится гала- представление по случаю торжественного открытия десятого сезона Государственного ансамбля танца «Козаки России». К своему «малому юбилею» известный, любимый зрителями, высоко ценимый специалистами липецкий коллектив приходит, имея оригинальный сценический почерк, во всеоружии мастерства. Накануне открытия обозреватель «ЛГ» Константин Клюткин взял интервью у руководительницы вокальной группы ансамбля Г. Миловановой. Из публикуемой ниже беседы легко догадаться, насколько немаловажен для деятельности «Казаков России» творческий и супружеский тандем Галины Николаевны и художественного руководителя ансамбля заслуженного артиста России Леонида Милованова. — Галина (позвольте называть вас так, попрос­ ту; мы знакомы не первый год, вы помоложе меня и оттого всегда для меня молоды), лишь совсем не­ давно я узнал об одной особой странице вашей артистической биогра- —Вы, конечно, хотите ска­ зать о выступлениях в конце семидесятых годов солисткой популярного тогда ВИА «Зод­ чие» Тюменской филармо­ нии? Да, было такое. Я меч­ тала о карьере эстрадной пе­ вицы, получила приглашение из Тюмени, перевелась с оч­ ного на заочное дирижерско- хоровое отделение Орловско­ го филиала Московского ин­ ститута культуры и стала с «Зодчими» петь шлягеры того времени. Но — вмешалась, «помешала» любовь. Леонид находился далеко от меня, работал балетмейстером в Кубанском казачьем хоре. Наша разлука закончилась после предъявления им уль­ тиматума: или эстрада, или мы вместе. Я, пусть и с боль­ шими колебаниями, сомне­ ниями — смогу ли освоить иной песенный жанр, пред­ почла второе. — То есть Липецкая музыкальная школа но­ мер один и институт при­ вили вам академическую манеру пения; затем — эстрадная практика и, наконец, и до сих пор — фольклор. Редкая вока­ листка может позволить себе подобную «переме­ ну участи». Насколько же легко она вам далась? — Крайне нелегко. В Кубан­ ском хоре я переучивалась с помощью педагогов, полностью изменив свой голосовой аппа­ рат. Это далось, повторю, це­ ной больших усилий. Но рядом находился Леня. Я знала, что «обратной дороги нет», и при­ зывала «заложенное» во мне с детства родителями, которые хорошо знали народные песни. Со временем я умела «на лету поймать», «снять» манеру моих педагогов, скопировать ее — ну, конечно, не один к одному, а как того хотелось бы им и мне. — Галина, вот теперь объ­ ясните сами, в чем же со­ стоит главное своеобразие казачьей песни, чем она от­ личается от остальных пе­ сен народной направлен- — Казачья песня — это, по сути, зримая песня. Ее поешь и одновременно видишь ее во­ площение в действии, рых в ней говорится. Это напо­ минает театр песни, даже если она не подчеркнуто театрализо­ вана. В казачьей песне поет сама душа, как бы она ни была настроена — от печали до ра- — На сцене вокальная группа «Казаков» выступает действительно от всей души, искренне, слаженно. И вы в ее номерах — отнюдь не аб­ солютный, лидер. Скажите честно: охотно «даете доро­ гу» вашим партнершам? — Поверьте: самое мое большое желание — чтобы как можно заметнее в пении учас­ твовали не только мои девочки, но и, если надо, музыканты ор- складывалась таким образом, что зачинщиками выступле­ ний становились заурядные уголовники и дезертиры без каких-либо идей и принци­ пов. А кто-то и вовсе был пос­ тавлен перед жестким выбо­ ром — либо примкнуть к ан- тоновцам, либо получить пулю в лоб. Поэтому для че­ кистов одной из главных за­ дач было не только обезвре­ дить бандитов, но и объяс-. нить нередко обманутым крестьянам, на что толкают их главари бандитских групп. С этой целью в раз­ личные районы Тамбовщины направлялись выездные сес­ сии ЧК. Одну из таких, дей­ ствующую в селе Инжавино, возглавил Артур Зегель. Зегель сформировал со­ став сессии из наиболее опыт­ ных работников своего аппа­ рата и прибывшего пополне­ ния из Тамбова. Почти два месяца его отряд колесил по уезду , пытаясь потушить пожар антоновщины. Дейст­ вуя на упреждение, чекистам удавалось локализовать от­ дельные бандгруппы. В свою очередь бандиты через сво­ их лазутчиков постоянно сле- кестра. Любой из них дана воз­ можность запевать, раскрыть­ ся, и оркестранты, которые по­ началу упирались — мол, не наше это дело, —теперь охотно составляют мужскую половину нашего маленького хора. — Галина, кто-то из ны­ нешних отечественных по­ литиков заметил: за день вполне достаточно, в дбщей сложности, получасового диалога с женой, иначе суп­ ружество способно набить оскомину. Вы с Леонидом Петровичем, в силу семей­ ного положения и «произ­ водственной необходимос­ ти», ведете диалоги с утра до позднего вечера. Не на­ доедаете ли, простите за прямоту, друг другу? Кроме того , позвольте раскрыть внутрицеховой секрет «Каза­ ков», у вас с супругом на «оперативках» ансамбля иногда возникают перепал- —По поводу перепалок. Они, я считаю, неизбежны — каждый из нас волен отстаивать свое мнение, если оно по той или иной позиции не совпадает. Кро­ ме того, у Лени — взрывной ха­ рактер, и я попадаюсь ему под горячую руку почти по принципу «бей своих, чтобы чужие боя­ лись». Зато Леня отходчив, на него просто невозможно оби­ жаться. Да и говорит он, пусть даже в запале, по существу. Он болеет, переживает за ан­ самбль, страшно не любит не­ радивых, потому его позиция .кому-то и кажется максималис­ тской, субъективной. Но я-то знаю: интересы, решение про­ блем «Казаков» для него — пре­ выше всего... А друг другу мы но висел револьвер на боку. Но и она вскоре прониклась уважением к вежливому, предупредительному молодо­ му человеку. Дело шло к свадьбе. В ноябре 1920-го Зегель становится руководителем Липецкого органа безопас­ ности. Ему шел тогда двад­ цать пятый год. К этому вре­ мени Тамбовская губерния, куда входил и Липецкий уезд, оказалась охваченной «антоновщиной». Обстановка И Н Т Е Р В ЬЮ П О П О В О Д У никогда не надоедаем. Мы ' ' подавляюще чаще общаем­ ся не на узкобытовом уров- I■ не, а на творческом. Наши . семейные отношения опреде­ ляются, цементируются ан­ самблем. Совсем недавно по | «Старому телевизору» актри­ са Валентина Титова, супру­ га, к сожалению, покойного ; Владимира Басова, сказала I примерно так: «Что нужно для ' счастья? Любовь и искусст­ во. Поэтому я остаюсь счас- = тливым человеком». Мы с Леней абсолютно с этим со­ гласны. Вообще — с ним ску­ чать некогда... — Общеизвестно: нет предела совершенству. Чего твои девочки пока не достигли, что вы считае­ те вполне достижимым в ближайшем будущем иде- : — Наша мечта — сделать песенное шоу, шоу «живых картинок», полноценный, а не только намеками и в вооб- : ражении, театр песни, нечто ■ схожее с тем. что делает Бабкина. У ее артистов есть «лицевые» микрофоны, поз­ воляющие свободно двигать­ ся на площадке. Имей бы мы такое техническое новшест- г во — ох. как свободно бы наши пластичные, растанцо- ванные девочки разверну­ лись на сцене, «гуляли» по ; — Сторонники перво­ зданной чистоты, этног- рафичности народной песни по-прежнему край­ не неодобрительно вос­ принимают метаморфозы фольклора на современ- : ной эстраде. Но, к приме­ ру, джазмены считают привычным, органичным > играть в стиле «фьюжн» (сплав). Раз вы — за шоу, значит — и за «фьюжн» применительно к наро­ дной песне? — Безусловно. Я с глубо­ ким почтением отношусь к фольклорным песенным тра­ дициям. Но если твоя задача — заинтересовать, держать на протяжении целого кон­ церта внимание сегодняшне­ го зрителя, то один лишь «музейный» подход к песне уже не сработает. Тут, если хотите, следует идти от об­ ратного. Суметь так препод- ' нести ее публике, чтобы со­ временная обработка помог­ ла восприятию существа на- . родной песни, показала, что : фольклор остается фолькло- ром, независимо, в какую форму — эстрадную, джазо­ вую, «электронную» и так да­ лее — он облечен. — Что ж, спасибо за интервью. Желаем ваше­ му ансамблю провести . десятый сезон таким об­ разом, чтобы он стал точ- : кой отсчета, основой для ; новых творческих поисков и успехов «Казаков Рос- дили за отрядом Зегеля, вы­ жидая удобный момент, что­ бы расправиться с чекиста- В декабре 1920 года из отряда Зегеля в Липецк вер­ нулись два сотрудника ЧК и передали записку, в которой Артур писал, что все дела почти закончил, посылает товарищей, а сам остается на короткое время, чтобы после доклада в Тамбове также вер­ нуться домой. Однако вер­ нуться в Липецк ему так и не удалось. Видимо, на какой-то миг чекистами Зегеля была ос­ лаблена бдительность, и не­ достаточной оказалась раз­ ведка сил противника. В ночь с 30 на 31 декабря 1920 года чекистская бронелетучка от­ правилась на соседнюю стан­ цию. Воспользовавшись этим, многочисленная бан­ дитская группа ворвалась в Инжавино. Отряд Зегеля был вынужден отступить на окра­ ину села, с трудом отбиваясь от упорно наседающих бан­ дитов. В итоге горстка чекис­ тов вместе с Зегелем укры­ лась в деревянной мельнице и установила круговую обо- Неравный бой длился не­ сколько часов. Чекисты от­ стреливались до последнего патрона. Но слишком нерав­ ными были силы... Поняв, что чекистов не взять живыми, бандиты по­ дожгли мельницу, в огне ко­ торой погибло большинство оборонявшихся. Уцелевших в огне бандиты расстреляли. Их было восемнадцать чело­ век. Чудом выжил только один оперработник — Иван Вавилов. Во время расстрела он упал в канаву прежде, чем пуля настигла его. Когда бан­ диты ушли, Вавилов босиком, по морозу добежал до сосед­ ней деревни и доложил в губ- чека о случившемся. Для обезвреживания бан­ ды были срочно приняты не­ обходимые меры. Погибших чекистов с почестями похо­ ронили на сельской площади в Инжавино. Сегодня на этом месте стоит скромный обе- В 1921 году по решению Липецкого уездного исполко­ ма улица, где жил Зегель, стала носить его имя. Хутор Озолини, где ро­ дился и вырос Артур, не со­ хранился. В советские време­ на имя Зегеля знали и чтили в Калниенской сельской шко­ ле, где была собрана неболь­ шая экспозиция, посвящен­ ная их земляку. Теперь уже иные времена, и трудно ска­ зать, помнят ли в суверенной Латвии имя Артура Зегеля. Сергей КОНСТАНТИНОВ. На снимках: Артур З е ­ гель в 1920 году; улица, названная в честь отважно­ го чекиста; с ж еной Н а ­ тальей. - ФЕСТИВАЛЬ-п ТВ О Р Ч ЕС К А Я ЭСТАФ ЕТА В X X I В Е К С уматошное волнение царило на днях в стенах Липецкого технического университета. Студенты и преподаватели, зрители-родители и участники первого открытого областного фестиваля студенческого творчества «Студениум-2000» собрались на заключительный гала-концерт. А днем раньше сразу в четырех концертных залах Липецка талантливые ребята со всей области состязались в исполнении вокальных, инструментальных и хореографических композиций. Нелегкая работа выпала на долю жюри, но лучшие из луч­ ших были отобраны. Финалис­ тов приветствовали задорно улыбающийся земной шар — символ фестиваля — и апло­ дисменты зрителей. Церемонию награждения в номинации «Ин« струментальный жанр» открыл ансамбль барабанщиков и дик­ силенд Елецкого училища ис­ кусств имени Тихона Хреннико­ ва под руководством Василия Григорьева. Ребята так здоро­ во справлялись с восемью (!) барабанами, что смешки «на галерке» тут же стихли. Кста­ ти, и следующий «инструмен­ тальный» диплом уехал в Елец: его получил квартет «Пилигрим» за исполнение необыкновенно красивой и печальной компози- «Хорошей песни не бывает много!» —воскликнул ведущий, и было трудно с ним не согла­ ситься. Без сомнения, воспи­ танница Липецкого областного училища искусств Наталья Еса- кова («Мир без любимого») смогла бы легко затмить сво­ их московских тезок Королеву и Сенчукову. А вот ансамбль русской песни Усманского пед- колледжа очень уж по вкусу пришелся председателю коми­ тета по делам молодежи Алек­ сею Грушихину. Едва не пустив­ шись в пляс, он подпевал с места молодкам в цветастых костюмах: «Золотые лоскуточ­ ки, а на сердце узелочки...!» Но вот зал погрузился в темноту. На сцене — актеры театра-студии ЕГПУ «Тэдис» и старая, вечная, как сама жизнь, история о простом че­ ловеческом счастье, расска­ занная языком жестов и плас­ тикой тел. Выступления в номинации стэм-КВН и оригинальный жанр продолжили будущие педагоги из Лебедяни. Правдиво и без утайки поведали они о пробле­ мах студенчества, показав сце­ ну из психиатрической клини­ ки. Действительно, посмотреть было на что — гимнастический дуэт Чуев—Панова, попурри от шоу-студии «Сюрприз», спор­ тсмены-акробаты со скакалкой из педагогического универси­ тета и вокальные проекты но минантов эстрадного жанра Ученики Терпсихоры представ ляли итальянскую тарантеллу испанское фламенко и отдаю­ щую дьяволиадой композицию «Власть тьмы». Гала-концерт завершился но в финальной песне прозву­ чали слова «Это наш фестиваль — на много лет! Будем надеять­ ся, что студенты XXI века нутся такими же творческими Надежда ОСЕННЯЯ как и их п: М - к р о с с в о р д _ ЗАКОН ЕСТЬ ЗАКОН На вопросы отвечает юрист Мария ТОКАРЕВА ОТНАСЛЕСДТВАЛУЧШЕНЕОТКАЗЫВАТЬСЯ Нам с братом достался в наследство дом наших ро­ дителей (брат проживал вместе с ними, был одинок). У меня своя многодетная семья. После смерти матери, при оформлении наследства, мне пришлось написать отказ от своей доли в пользу брата, т.к. мы стояли в очереди - расширение жилплощади. Но пришла перестройка, и жилья мы не получили (ютимся в 2 7 кв. м — 6 человек). Имею ли я хоть какую надежду получить отбрата свою . . 1 Ю (он против, т.к. сошелся два года назад с женщи­ ной с ребенком)? И какой срок давности отказа от на­ следства еще имеет силу? А после нашей с братом смерти имеют ли право мои дети (у него нет своих детей) на какую-нибудь часть того Б. БУРКОВ. г. Усмань. В соответствии с Гражданским кодексом РСФСР 1964г. на­ следство можно принять в течение 6 месяцев с момента откры- “ ^ наследства, то есть смерти наследователя. Срок в соответ­ ствии со ст. 547 ГК РСФСР может быть продлен в судебном порядке, если суд признает причины пропуска срока уважитель­ ными. Наследство может быть принято после истечения 6-ме­ сячного срока и без обращения в суд при условии согласия на — Вашего брата. Отказ от наследства можно осуществить в двух формах: — пропустить срок в 6 месяцев; — подать в нотариальную контОру заявление об отказе от наследства. В Вашей ситуации можно предложить следующее. Если Вы отказались 6т, наследства первым способом — подайте иск в суд и докажите, что пропустили 6 месяцев по уважительным причи­ нам. Если отказ произошел в форме заявления — признайте через суд отказ незаконным, то есть докажите в руде что Вас, например, незаконно принудили осуществить отказ от наследст- Заметим сразу, что особый срок исковой давности в Вашем случае не установлен, значит он равен 3 годам. Срок истек, од­ нако права обращения в суд Вы не теряете. Требование о защи­ те нарушенного права принимается к рассмотрению судом неза­ висимо от истечения срока исковой давности (ст. 199 Граждан­ ского кодекса РФ). Исковая давность может быть применена судом только по требованию Вашего брата, и в этом случае истечение срока исковой давности будет являться основанием для отказа в удовлетворении требований. \ После смерти Вашего брата все его имущество (если не окажется завещания) будет разделено между наследниками-пер­ вой очереди: родителями, супругами (законными, а не граждан­ скими) и детьми (в том числе усыновленными). При отсутствии таковых или отказе их от наследства — между наследниками второй очереди: братьями, сестрами. Ваши дети могут получить " наследство дом (его часть): — если брат укажет их в завещании; — после Вашей смерти, если Вы унаследуете данный дом (его часть). КОГДА ЖИЛЬЯЛИШИТЬ НЕ ВПРАВЕ с 1987 года я проживал в квартире женщины, с кото­ рой состоял в гражданском браке. Через два года у нас родился сын, а в 1998 году жена умерла. В настоящее время проживаю по данному адресу с сыном. После смер­ ти его матери меня стали беспокоить из ЖЭКа, настаи­ вать на выселении, т.к. якобы я незаконно занимаю жил­ площадь, и обещали подать на меня в суд. В течение 14 лет проживания в этой квартире не было вопроса о моем выселении. Как мне быть теперь? Моему сыну 11 лет, причем он очень больной. В настоящее время лечится в санатории. Сам я воспитывался с 6 лет в детдоме. Где же мне тогда жить? X. КУРБАНОВ. г. Липецк. ; Как ясно из письма, спор возник по поводу неприватизиро­ ванной квартиры, иначе претензий со стороны ЖЭУ не было бы. В Вашем случае нужно выяснить несколько вопросов. Во-пер­ вых, прописаны (постоянно — не временно) ли Вы и Ваш сын в данной квартире. Во-вторых, был ли зарегистрирован Ваш брак с сожительницей. Если Вы были прописаны в этой квартире и Ваш брак зарегистрирован а,органах загс, то претензии ЖЭУ полностмо-необВСкованны. В сб0Щетствии‘|е&Ю-Т.‘ '5 ® Ф кш ;^ ^ кодекса члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ...... , пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут обязанности, вытекающие из договора найма жилого поме­ щения. К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимате­ ля, их дети и родители. То есть, проживая в данной квартире (по прописке и фактически). Вы имеете полное право на данное жи­ лище, как и жена; и после ее смерти ЖЭУ должно заключить договор найма квартиры с Вами, так как Ваш ребенок не достиг еще совершеннолетия. Если брак не зарегистрирован в загсе, но Вы прописаны в квартире и проживаете в ней, то также обладаете правами на это жилье, так как в соответствии с той же статьей 53 Жилищно­ го кодекса иные лица могут быть признаны членами семьи на­ нимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ве- с ним общее хозяйство — в Вашем случае это имело место. Если Вы не прописаны и брак не зарегистрирован, то из этой ситуации также есть выход. Ваш сын — единственный наследник умершей жены. В том числе наследник прав своей матери к - квартиру. Иными словами, претензии ЖЭУ к Вам и Вашему сыну не обоснованы. Выселить. Вас и Вашего сына в принудительном порядке без предоставления Вам другого жилища не может ни- ШКОЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР и САНИТАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ Сын учится во вторую смену. На прошлой неделе за­ шла за ним в школу, а у него только начался урок — ин­ форматика. Обратила внимание: в классе много компь­ ютеров, детей, теснота. Неужели ребенку-шестикласснику не вредно непрерывно 45 минут сидеть перед компьюте­ ром в таких условиях? Татьяна. Ваша обеспокоенность условиями общения любимого чада 1 авдана, посколы^ никто не отменял Санитарные правит но|Эмы — СанПиН 2 2 2.542 96 «Гигиенические требования к деодисплейным терминалам, персональным электронно-вычис­ лительным машинам и организации работы», утвержденные пос­ тановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 14 июля 1996 г N 2 14. В них подробно расписаны требования к организации ра­ бочих мест для занятий с компьютерами; свет, плотность уста­ новки столов и др. (вплоть до высоты стола и стула при соответ­ ствующем росте ребенка). Помимо этого, в разделе 9 п.9.4. «Тре­ бований к организации режима учебных и внеучебных занятий с ВДТ и ПЭВМ детей школьного возраста и занятий с игровыми комплексами на базе ПЭВМ детей дошкольного возраста» вы­ шеупомянутых Санитарных правил предусмотрены и временные рамки занятий. Так, непрерывная длительность занятий непос­ редственно с ПЭВМ не должна превышать: — для учащихся Гклассов (6 лет) — 10 минут; — для учащихся II — V классов — 15 минут; — для учащихся VI — VII классов — 20 минут; — для учащихся VIII — IX классов —,25 минут; — для учащихся X — XI классов, на первом часу учебных за­ нятий 30 минут, на втором — 20 минут Вопросы присылайте по адресу; г. Липецк, ул. Мос­ ковская, 83, редакция «Липецкая газета». Все слова-ответы начинаются с буквы «М» тель вокальной группы «Казаков России» Г. Ми ­ лованова. тор памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. 17. Африканс­ кое государство. 18. Русский океанограф, флотоводец, совершив­ ший два кругосветных плавания. 19. Эфирно-масличное лекарствен­ ное растение. 21. Герой романа М.А. Шолохова «Тихий Дон». 23. Дворец в Петергофе. 24. Группа, в которой выступала Татьяна Ов- сиенко. 2"' " ------------------ --------------------------- ---------" ------------- " " Остров в По вертикали: 1. Насекомое отряда перепончатокрылых. 2. Сильный холод. 3. Одна из песен, сделавших Юрия Антонова зна­ менитым. 4. Двигатель. 5. Композиция, высеченная из цельного камня. 9. Магнитофон плюс радиоприемник. 10. Пифагор по роду занятий. 12. Башня при мечети. 13. Советский театральный актер и режиссер. 14. Выдающийся советский актер («Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев»). 20. Обширное пространство земли, омы­ ваемое морями и океанами. 22. Бег на длинные дистанции. 25. Легкоатлетический снаряд для метания. 26. Музыкальный лад. 28. Подбор кушаний. Составил Сергей БЕДРИНСКИЙ (Липецк). ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД, ОПУБЛИКОВАННЫЙ 2 ДЕКАБРЯ По горизонтали: 5. Астроном. 6. Унифор.ма. 8. Ростра. 9. Теле­ га. 10. Усмешка. 13. Ункас. 15. Лаваш. 16. Отлучение. 17. Голод. 18. Заусенец. 20. Анимация. 22. Жабры. 25. Атака. 26. Гольф.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz