Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

ЖИПЕЦКАЯ •^Ж г а з е т а 16 декабря 2000 г., № 242 (21370) 13 декабря исполнилось девять лет, кок но должность председателя липецкого областного суда был назначен Иван Марков. ' ■■ - И ровно девять лет назад, только двумя месяцами раньше, в России взяла старт судебная реформа. Так что по своему стажу главного судьи области Иван Марков ровесник начавшихся в его родной системе преобразований. А буквально на днях председатель облсуда вернулся со Всероссийского съезда судей, в котором принимал участие. Все эти события вместе взятые и стали поводом для нашей с ним встречи и достаточно обстоятельного разговора. Поддержка Президента щщгого_стоит — Иван Иванович, в этом году в жизни судейского корпу­ са России произошло два крупных события. В конце января в Москве состоялось большое совещание руководителей республиканских, краевых и областных судов, а совсем не­ давно прошел очередной пятый Всероссийский съезд су­ дей. Примечательно, что в работе обоих форумов принял участие Президент Российской Федерации В. Путин. Это лишний раз подчеркивает важность прошедших мероприя­ тий и ту заинтересованность, которую глава государства проявляет к деятельности отечественной судебной систе­ мы. Как расценивается такое внимание со стороны перво­ го руководителя страны вашими коллегами? — Как добрый знак. В своих выступлениях на январском сове­ щании и на съезде Владимир* Владимирович Путин говорил о необ­ ходимости создания в России сильной и независимой судебной системы. Подобная же мысль об укреплении авторитета судебной власти прозвучала и в президентском послании Федеральному Собранию. Мы полностью поддерживаем эту позицию и готовы на деле способствовать ее практической реализации. — Все ли удается? Оправдываются ли ваши ожидания, связанные, прежде всего, с проводимой судебной рефор- — К сожалению, не в полном объеме. Сегодня суды работают с большим напряжением. Нагрузка на одного судью в 2-2,5 раза превышает допустимые нормы. В таких условиях не всегда пред­ ставляется возможным во всей полноте реализовать тот правоза­ щитный потенциал, которым обладает судебная власть. Существу­ ющее положение во многом обусловлено незавершенностью су­ дебно-правовой реформы. В 2000-м году, например, намечалось реализовать многие ее положения. Особенно большие ожидания были связаны с совершенствованием законодательной базы. Но этого не произошло. Самым заметным событием стало лишь вве­ дение института мировых судей и принятие Федерального закона о порядке выборов йародных заседателей. Почему буксует реформа — Что же сдерживает процесс реформирования? Ведь Концепцию судебной реформы России Верховный Совет страны принял еще осенью 1991 года. С тех пор прошло девять лет. Срок немалый. Нет ли опасения, что реформа может стать бесконечной? — Главная проблема в отсутствии четкой правовой базы. Для работы органов правосудия это очень важный момент, так как все наши действия и выносимые судебные решения основываются только на букве закона. Тем не менее неоправданна затягивается принятие ключевого закона о судах общей юрисдикции.'Отсутству­ ют крайне необходимые для деятельности судов новые Уголовно­ процессуальный и Гражданско-процессуальный кодексы. Объяс­ няется это медлительностью законодателей. Так, над проектом но- . вого Уголовно-процессуального кодекса депутаты Госдумы трудят­ ся уже более 5 лет. В результате судьи вынуждены руководство­ ваться старым УПК РСФСР, который был введен почти 40 лет на­ зад. Не случайно Конституционный суд России уже вынес порядка 20 постановлений о несоответствии Конституции РФ отдельных положений действующего УПК. Подобная законодательная неста­ бильность тяжелым грузом ложится на плечи судей и не лучшим образом отражается на отправлении правосудия. Уже есть прецеденты, когда в одном и том же регионе судьи по-разному трактовали в ходе судебных заседаний схожие ситуа­ ции. Несколько месяцев назад депутаты заверили, что в самое ближайше^е^.время новый. УПК-будет гфинят. Но, ]ка<^одобщили; на 1 прошедшем съезде, работа над-законопроектом продолжается, и скорее всего на это уйдет еще не менее года. Кстати, новый закон — еще не значит работающий. Я уже упо­ минал выше про закон о порядке выборов народных заседателей. Так вот, прежде существовала следующая процедура выдвижения общественности для участия в судопроизводстве: кандидатов в народные заседатели предлагали трудовые коллективы, после чего их утверждали представительные органы власти. По новому закону такой список теперь формируется из числа избирателей. То есть сегодня каждый из нас, кто не имеет судимости и не относится к госслужащим категории «А», автоматически становится потенци­ альным народным заседателем. Вроде бы ничего здесь плохого нет, но неожиданно родилась очередная проблема. По составляе­ мому списку на каждого судью приходится по 156 народных засе­ дателей. Огромная армия общественных помощников. Но! вот не­ задача: мы столкнулись с их массовой неявкой. Если прежде люди осознанно шли в народные заседатели, их кандидатуры обсужда­ лись на работе и они давали согласие, то сейчас человек, неожи­ данно получивший приглашение на участие в судебном'заседании, порой наотрез от него отказывается. Без сомнения, создатели за­ кона, вводя такое новшество, исходили из благих намерений. Но они не учли одного: нынешний уровень правосознания наших граж- — Какие еще нормативные акты необходимо принять в первую очередь? — Закон, регламентирующий действия и полномочия органов судейского сообщества — квалификационных коллегий судей и Совета судей Российской Федерации, закон о штатной численнос­ ти судей и работников аппарата федеральных судов в соответст­ вии с нормами нагрузки, а также закон о муниципальной адвокату­ ре, который позволит оказывать бесплатные юридические услуги для социально незащищенных слоев населения. — Бесспорно, органам правосудия нужна прочная зако­ нодательная база, а как сама судебная власть осуществляет контроль над законностью принимаемых, в том числе на региональном уровне, правовых актов? — Вопрос чрезвычайно важный. Контроль конечно необходим. По сути, речь идет об обеспечении единого правового пространст­ ва России. Сегодня в стране на уровне субъектов Федерации при­ нимается огромное количество нормативных актов, которые не со­ ответствуют ни федеральным законам, ни Конституции. Это опас­ ный процесс. Он может просто разорвать Россию, чего ни в коем случае нельзя допустить. Вот почему мы считаем правильным ини­ циированную президентом реформу регионального нормотворчес­ тва и приведения его в соответствии с федеральным законода­ тельством. Процедура проверки законности нормативных актов не­ обходима не только для укрепления России как единого государст­ ва, но и прежде всего для обеспечения защиты прав граждан в любой точке, страны независимо от географического положения региона. Хочу подчеркнуть, что подобные негативные тенденции не кос­ нулись Липецкой области. К чести местных органов власти, у нас сумели избежать соблазна «поиграть в правовую самостийность». ' В этом году областной суд лишь один раз был вынужден рассмот­ реть вопрос соответствия принятого нормативного документа фе­ деральному законодательству. Незаконным признано введение в области акцизной марки алкоголь-контроля. Зато у наших соседей проблем с местным нормотворчеством гораздо больше. В той же Курской области судом отменено порядка двух десятков законода­ тельных актов. Греф предлагает Х0201и^10_за2т^ — в последнее время в средствах массовой информа­ ции немало говорилось о еще одной концепции судебной реформы, созданной в Центре стратегических разработок под руководством нынешнего главы Министерства эконо­ мики и торговли Германа Грефа. Какова идеология этого документа? Можно ли считать его альтернативным уЯсе при­ нятой в 1991 году Концепции? Говорилось ли об этом на съезде? —■Специального обсуждения не было и, наверное, не могло быть по одной простой причине: никто из моих коллег до сих пор не видел проекта, предлагаемого Грефом. Во всяком случае в Вер­ ховный суд никаких документов по реформированию судебной сис­ темы не поступало. Лично я наслышан о программе Грефа из средств массовой информации, но без каких-либо деталей. Не­ много прояснил ситуацию выступивший на съезде председатель Верховного Суда России Вячеслав Михайлович Лебедев. Он дваж­ ды встречался с министром, и они говорили о его разработках. Греф, например, предлагает отменить принцип несменяемости су­ дей и ввести контроль за органами судейского сообщества. По двум другим позициям он сторонник существующей концепции. Во- первых, статус судей может быть выше только за счет соответ­ ствующей их положению зарплаты, во-вторых, судебная система должна финансироваться на основе полного осуществления пра­ восудия, т.е, в необходимом для этого объеме. Не буду комментировать услышанное, хочу только сказать о позиции Путина по вопросу проводимой судебно-правовой рефор­ мы. Вот его мнение: Концепция-91 верна, правильна и требует сво­ его скорейшего завершения. В резолюции съезда записана дата: до 2005 года. — Какие еще решения приняты на судейском форуме? — Подтвержден растущий авторитет судебной системы, как одной из ветвей государственной власти. Мнение делегатов было единым: судебная власть в новой России состоялась. Такой вывод основан на нескольких рараметрах. Во-первых, у суда есть компе­ тенция; во-вторых, принят и работает механизм исполнения су­ дебных решений; в-третьих, высшие органы судебной власти име­ ют право законодательной инициативы, а пленум Верховного Суда может обсуждать любые законопроекты, в-четвертых, учрежден Су­ дебный департамент, который занимается решением материаль­ но-технического и ресурсного обеспечения судебных органов; и в- пятых, большим достижением стало открытие в прошлом году Ака­ демии правосудия. Это высшее учебное заведение будет готовить кадры для судебной системы. И еще. Созданы органы судейского сообщества — Советы судей и квалификационные коллегии. Они действуют как в центре, так и в регионах. — Вы не сказали о финансировании. Факт скудного фи­ нансового обеспечения отечественных судов общеизвес­ тен и стал уже общим местом. В 2000 году его уровень не превышал 40 процентов. Что обещает правительство в бу­ дущем году? — На съезде прозвучали следующие цифры. В проекте бюдже­ та 2001 года на нужды судебной системы страны предусмотрено выделение 11 миллиардов рублей. Это на треть больше, чем ас- сигновано^ в нынешнем году. Но даже при таком увеличении фи­ нансовые потребности органов правосудия будут покрыты только наполовину от необходимого. Много судов хороших И ^ 0 | Н Ш — А насколько вероятно появление в России админис­ тративных судов? Что это за судебная структура, и какие задачи ей предстоит решать? — Идея создания административных судов вытекает из по­ ложений Конституции Российской Федерации. В ней записано, что судопроизводство в стране осуществляется путем рассмотрения уголовных, гражданских и административных дел. В данном случае можно говорить о специализированном суде. В компетенцию ад­ министративных судов будут входить рассмотрение жалоб на дей­ ствия должностных лиц субъектов Федерации, органов местного самоуправления, оспаривание нормативных актов субъектов Фе­ дерации, займите избирательных прав граждан в регионах во вре­ мя предвыборной кампании по выборам главы администрации или депутатов законодательных органов власти и местного самоуправ­ ления, а также рассмотрение споров о применении налогового за­ конодательства, о приостановлении и прекращении деятельности общественных объединений. В системе административных судов предполагается создать межрайонные суды с коллегией облсуда по административным спорам. Следующее звено —окружные суды. Под юрисдикцией каж­ дого из них будет находиться территория нескольких субъектов Федерации. В частности, по проекту наша область входит в округ с центром в Воронеже. Всего планируется сформировать 21 округ. Причем они не должны совпадать с административно-территори­ альным делением России. При таком разделении гораздо полнее гарантируется независимость суда от возможного давления со стороны исполнительной и законодательной власти, должностных ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА НЕ ХОЧЕТ БЫТЬ КАРМАННОЙ Новопросыкореспондента «Липецкойгазеты» отвечаетпредседатель облоанотосуда ИвановичМАРКОВ Иван ИЗ ДОСЬЕ ссЛГ» Ивану Ивановичу Маркову 45 лет. Уро­ женец Тербунекого района. Выпускник юр­ фака Воронежского государственного уни­ верситета. Закончил его с отличием в 1980 году. Служебную карьеру начал судьей в Грязинском районном суде. Через два года : стал его председателем. С 1991 года на- : значен председателем Липецкого областно­ го суда. Заслуженный юрист Российской Фе- . дерации. Имеет Высший квалификационный До Бога далеко, о ^ ^ ц ь я _ б т 1 3 к о — Сегодня граждане все больше обращаются в суды, но соответствует ли сама судебная система этим возросшим ожиданиям? Насколько отвечает современным требовани­ ям работа органов правосудия Липецкой области? — У нас еще много нерешенных серьезных проблем, и мы это­ го не скрываем. Во-первых, сохраняющийся пока прежний процес­ суальный порядок не позволяет эффективно осуществлять судеб­ ную защиту законных прав и интересов граждан. Таким образом нарушается основополагающий конституционный принцип—доступ­ ность правосудия. Необходимо устранить все то, что может слу­ жить препятствием на пути быстрого и справедливого разрешения Действительно, в последние годы число обращений в суды воз­ росло многократно. Но в то же время при резком увеличении на­ грузки численность судей осталась практически прежней. Возни­ кшая диспропорция не может не сказываться на работе судов. Поэтому следует разработать систему мер, которая бы позволила судам справляться с растущим валом исков. Проблема должна решаться по двум направлениям; необходимо увеличивать числен­ ность судей и вносить изменения в законодательство, упрощая форму судопроизводства. Например, в позапрошлом году суды области оказались буквально завалены исками по'невыплате за­ работной платы. Обращения граждан приняло лавинообразный характер. Времени и сил на разбирательства было потрачено мас­ са. И к чему же сводилась суть принятых судебных решений? К взысканию начисленной, но невыплаченной зарплаты в тех или иных организациях и учреждений. Получилось, что мы выполняли работу за некоторых нерадивых руководителей. Разгрузить суды помогла бы процессуальная дифференциация поступаемых исков. Для мел­ ких и простых споров вполне применима упрощенная форма их разрешения. Конечно, с обеспечением необходимых гарантий за­ щиты прав и интересов граждан. К сожалению, в действующих ГПК и УПК такой процедуры пока не предусмотрено. — Зато появились мировые судьи. Облегчился ли до­ ступ граждан к правосудию? — Закон о мировых судьях вступил в силу совсем недавно и говорить о каких-то результатах пока преждевременно. Введенный ийститут мировых судей, которые будут максимально приближены к населению, не только поможет разгрузить федеральную судеб­ ную систему, но и обеспечит соблюдение прав и свобод человека, в первую очередь, право на оперативное рассмотрение его дела в суде. Предполагается, что мировым судам будут отданы 60-70 про­ центов гражданских дел и примерно 20 процентов уголовных. Име­ ются в виду те уголовные преступления, санкция за которые не превышает двух лет лишения свободы. Правда, нововведение коснулось не всех регионов. Мировые судьи появились только в 33 субъектах Федерации. В том числе и в Липецкой области; Надо заметить, что становление нового инсти­ тута идет непросто, прежде всего в организационном плане. Мы столкнулись с проблемой размещения судей. Им негде принимать посетителей; В Правобережном суде на пятерых мировьис судей выделено всего две комнаты. Дела рассматриваются в порядке очереди. Пока двое судей ведут прием, их коллеги вынуждены на­ ходиться 8 коридоре. О каком скором суде может идти речь? А между тем именно регионы добивались введения мировых судов, и на них возложена задача решать вопросы материальной базы этих судов, их обустроенности и обеспечения. За сентябрь мировыми судьями рассмотрено около 200 дел. Пока у нас нет точного анализа по качеству выполненной работы, но, судя по отзывам с мест, где начали функционировать новые суды, заметно снизилась подача исков в районные суды общей юрисдикции. На сегодняшний день в области приступили к работе 24 мировых судьи. В будущем году их численность будет доведена лиц субъектов Федерации. Законопроект о формировании органов административной юс­ тиции уже прошел в Госдуме первое чтение, и вполне возможно, что он будет принят в 2001 году. — Создание новых специализированных судов, навер­ ное, дело хорошее. Но есть ли резон в таком их количест­ ве, если существующая судебная система финансируется чуть более трети от необходимого. Не повторится ли исто­ рия с мировым судейством: институт ввели, а содержать его не на что? Ведь не прижились в свое время так называ­ емые уставные суды, а суды присяжных можно пересчи­ тать по пальцам. — Специализация судов полезна там, где помогает снизить нагрузки на судей и способствует реализации прав граждан на рассмотрение своих дел в законные сроки. Есть и другая точка зрения. Некоторые горячие головы предлагают перестроить всю судебную систему под специализированные суды. Они, в свою оче­ редь, будут выстроены по собственным вертикалям, начиная от районного уровня и заканчивая федеральным. Названия самые разные: семейный суд, трудовой и т.д. Разрабатывая подобный проект, его авторы не задумываются о главном: во что подобная затея обойдется государству и его налогоплательщикам? Разве не показателен пример судьбы суда присяжных? Его форма прописа­ на по Конституции РФ, но прижился ли он Б России 8 ходе девяти­ летней судебной реформы? И дело даже не в неоднозначном к нему отношении со стороны россиян; кто-то называет его судом, оправдывающим маньяков и убийц. Действительно, процент оп­ равдательных приговоров, вынесенных судом присяжных, выше, чем а судах общей юрисдикции. Вся беда в том, что содержать присяжн|^ш суды сейчас просто не под силу. Слишком дорого. Пока это удается только девяти регионам страны. Кадоы_оешоют_^ — Выше вы упомянули о процессуальных проблемах, ко­ торые не позволяют в полной мере сегодня осуществлять судебную защиту законных прав и интересов грахздан. Что еще особенно беспокоит? — Вторая важнейшая проблема — это качество правосудия и люди, которые его осуществляют. Надо ли говорить, какое значе­ ние здесь имеет профессиональный уровень подготовки судей и их объективность при рассмотрении дел? Сегодня раздается немало критики в адрес судей, которые не соблюдают сроки рассмотрения дел или допускают ошибки. Но это во многом объясняется тем, что нагрузка на судей слишком велика. В том числе и психологическая. В прошлом году суды общей юрисдикции области рассмотрели толь­ ко уголовных дел около 9 тысяч, 22 тысячи дел об административ­ ных правонарушениях, почти 40 тысяч гражданских исков. Плюс принято более 5 тысяч различных других решений: о мере пресече­ ния, переводе из тюрьмы, досрочном освобождении и т.д. Согла­ ситесь, судьи не сидели сложа руки. — А сколько их всего в области? — Не так фк и много. 28 человек работает в областном суде, 130 судей в городском и районной звене и 24 мировых судьи. Сред­ ний возраст от 30 до 45 лет. Стаж работы в подавляющем боль­ шинстве от 10 до 20 лет и более. Одним из главных достижений нашего судейского корпуса, как это не покажется странным, считаю абсолютную его аполитичность. Какие бы ветры не дули, липецкие судьи никогда не втягивались в политические разборки, оставались всегда верны закону и прини­ мали решения по своему внутреннему правовому убеждению. Хочу отметить, что авторитет судейского корпуса Липецкой области в России достаточно высок. Подтверждением этого стало избрание нашего коллеги председателя Лебедянского районного суда Зина­ иды Егоровны Тереховой членом Высшей квалификационной кол­ легии судей. До этого она два года входила в состав президиума Совета судей и вот новое очень почетное избрание. Зинаиде Его­ ровне пришлось пройти сложную процедуру кандидатского отбора и в конечном итоге она сумела среди других претендентов набрать при тайном голосовании наибольшее количество голосов. Многие наши судьи имеют высшие квалификационные классы, проработали немало лет и являются настоящими профессионала­ ми. Но я далек от мысли, что задача создания эффективной систе­ мы подготовки судейских кадров и их качественного отбора реше­ на. Негативных моментов хватает. Не все выдерживают испыта­ ние. Допускают грубые нарушения закона, личную нескромность, поступки, порочащие высокое звание судьи. С такими людьми мы расстаемся без сожаления. Не так давно за те или иные непри­ глядные факты лишились своих должностей председатель Долго­ руковского райсуда О. Ключникова, судья Лебедянского райсуда М. Камышникова. За недостатки и упущения в работе не рекомен­ дованы на очередной срок полномочий и принята отставка предсе­ дателей Елецкого городского. Задонского и Добровского райсудов, а также судей Елецкого горсуда О. Жучковой, Елецкого райсуда А. Ханиной, Измалковского райсуда Т. Кудиновой, Добринского рай­ суда В. Григорова, понижен в должности председатель Правобе­ режного суда г, Липецка. На их места мы постарались подобрать квалифицированных юристов, с высокими морально-нравственны­ ми качествами. ^ Их называют кастой непдтсасаемых — Считается, что судью практически невозможно при­ влечь к уголовной ответственности. На это надо, в частнос­ ти, согласие квалификационной Коллегии, которая вполне может из-за корпоративной солидарности отказать право­ охранительным органам в их требовании. Вы согласны с подобным мнением? — По закону о статусе судьи Генеральный прокурор вправе ста- вить перед квалификационной коллегией вопрос о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи, и если затем ^ предоставляются доказательства, не думаю, что для отрицатель- него ответа могут быть какие-то основания. Во всяком случае в отношении липецких судей подобных ситуаций не возникало. Что касается данных по России, то за последние четыре года Генпро­ курор обращался в квалификационные коллегии регионов 52 раза. В 36 случаях был дан положительный ответ и уголовные дела про­ тив судей возбуждались. В 12 случаях Генпрокуратура получила отказ. Но вот как дальше развивались события. Из 36 уголовных дел только 17 дошло до суда. Часть дел на стадии расследования прекратила сама прокуратура, кого-то амнистировали. В конечном итоге к лишению свободы были приговорены только двое судей - - из Краснодарского края и Тверской области. Иногда приходится слышать упреки в наш адрес в некой касто­ вости и закрытом характере судебного сообщества. Это, мол, ме­ шает улучшению кадрового состава судей, не способствует повы­ шению их ответственности. На съезде, в частности, прозвучали предложения о введении в состав квалификационных коллегий де­ путатов и представителей юридической общественности. Надо заметить, что созданные в свое время советы судей и квалификационные коллегии как раз и решают задачи качествен­ ного отбора кадров. Более того, при назначении есть ряд других сдерживающих элементов. Ни одна из кандидатур не идет на утверждение в Москву , пока не получит «добро» на сессии об­ ластного Совета депутатов, а перед этим на заседании комитета по законодательству. Туда мы представляем абсолютно все ма­ териалы на своих выдвиженцев: биографии, >щрактеристики. Люди просвечиваются, как на рентгене. Кому-то не нравится, что на­ деление судей соответствующими полномочиями относится к потенции президента, а отрешить их от должности может квали фикационная коллегия. Но пока установленная процедура не зывала сомнений у главы государства. Да и вряд ли стоит со мневаться в авторитетности членов квалификационных колле­ гий. Туда входят наиболее достойные представители судейского корпуса. Что касается прозрачности в деятельности органов судейского самоуправления, то все заседания Советов судей. Высшей квали­ фикационной коллегии и квалификационных коллегий в субъектах * Федерации проходят гласно и публично. При желании можно по­ бывать на любом заседании, отказа не будет. Нет возражений и с введением в квалификационные коллегии представителей юриди­ ческой общественности. Они могут присутствовать, но только без права голоса. Это мое личное мнение. — А кто возглавляет областную квалификационную кол­ легию? — В областную коллегию входит 10 человек. Руководит ею судья областного суда Нина Владимировна Фомина. Кстати, на послед­ нем заседании квалификационной коллегии, сое+оявшейся в нояб­ ре, рассматривались кандидатуры двух претендентов на должность мировых судей, и обоим было отказано в рекомендации. Пожизненный статус: зал^дотив — Как ваши коллеги и вы относитесь к идее отмены по­ жизненного статуса судей? Например, тот же Г. Греф пред­ лагает отказаться от существующей практики, считая, что она расхолаживает и не стимулирует судей к профессио­ нальному росту.. — Если государство заинтересовано в укреплении судейского кадрового состава, то прежде всего надо думать о повышении ста­ туса судей и уровня их оплаты труда. Отказ от принципа несменя­ емости судей, замена его назначением на определенные сроки не принесут ничего хорошего и не усилят судейский корпус. Может получиться совершенно обратный эффект. Пожизненный статус дает судье чувствовать себя более уверенным. Приведу пример из мес­ тной практики. Одна наша судья отработала первые три года и должна была вновь пройти процедуру назначения. Каких-либо во­ просов к ней не возникало, так как зарекомендовала она себя с самой лучшей стороны. Грамотный юрист, выдержанный, тактич­ ный человек. Дошло дело до утверждения в областном Совете. Встает депутат и говорит, что когда-то эта судья по какому-то граж­ данскому делу приняла решение, но его потом отменил областной суд. Словом, тем самым была поставлена под сомнение профпри­ годность кандидата. Не знаю, насколько весомым депутату пока­ зался «огрех» судьи, но у нас много отменяется решений, и это обычный нормальный процесс. А теперь представьте, что судьям вводится фиксированный статус и при каждом очередном назначе­ нии кто-то будет напоминать им с умыслом или без него о своих обидах. Что тогда должен чувствовать судья? Не сомневаюсь, пос­ ле такой воспитательной процедуры над ним обязательно будет дамокловым мечом висеть страх ошибки, который заставит затем допускать еще больше ошибок. Наверное, об ограничении сроков целесообразнее говорить в отношении председателей судов и их заместителей. Ничего здесь опасного нет, и я, например, сторонник сменяемости руководяще­ го состава. Но не рядовых судей. Снижение их статуса, потеря независимости и самостоятельности приведут к оттоку наиболее подготовленных кадров. Не останется стимулов и для молодых юрис­ тов, мечтающих о судебной работе. Завxоз_в^йа|тIи — Иван Иванович, вы ощущаете себя третьей властью? — Статус председателя областного суда дает мне основание думать именно так. Но полной удовлетворенности нет. К сожале­ нию, чаще приходится находиться, не в зале заседания, облачив­ шись в судейскую мантию, а решать иные вопросы. Жизнь сегодня ' настолько необустроена, что я вынужден вникать в самые даже мелкие хозяйственные вопросы. Что-то пробивать, кого-то про­ сить... Взять хотя бы финансовое обеспечение. Без него суд не может быть независимым. Причем финансирование судебной сис­ темы в соответствии со статьей 124 Конституции производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возмож­ ность полного и независимого осуществления правосудия. При этом речь идет как о финансовом обеспечении программ развития су­ дебной системы, так и содержания самих судей. Но разве секрет, что часть вопросов нашей социальной защищенности приходится все равно решать на местном уровне. Однако ни о какой карманности областной судебной власти не может быть и речи. Свидетельство тому — принимаемые нами су­ дебные решения. Достаточно вспомнить прошедшие выборы в Гос­ думу, когда суд выносил решения о снятии с регистрации кандида­ тов и отменял постановления облизбиркома. Наверное, не всем известно, что впервые в истории судебной власти области была поставлена под сомнение законности депутатской неприкосновен­ ности депутатов облсовета. Областной суд признал существующее положение противоречащим Конституции России. Идеа^I_в^2IIедин^ — в прошлом веке, во время проводимой тогда в России судебной реформы, император Александр,И произнес фра­ зу, ставшую крылатой: «Суд должен быть скорым, справед­ ливым и милосердным». Какое из трех этих понятий вам по душе больше всего? — Думаю, что суд прежде всего должен быть справедливым. Даже, если он не скорый. Но кто из нас не подпишется под всей этой цитатой? Лучше не скажешь. Будем стремиться к этому иде- — Спасибо за беседу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz