Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
о ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ «О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ЛИПЕЦКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ» (Продолжение. Начало на 3-й, 4-й, 5-й стр.) Совет финансовый отчет о расходовании средств, выделенных из областного бюджета для подготовки и проведения выборов, не позднее чем через 2 месяца со дня официального опубликования общих итогов выборов. Статья 40 . Формирование избирательных фондов кан дидатов 1. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для -финансирования избирательной кампании после пись менного уведомления соответствующей избирательной комиссии о начале сбора подписей в поддержку данных кандидатов, ^ р е гистрированные кандидаты продолжают ведение открытых счетов собственных избирательных фондов для финансирования предвы борной агитации. 2. Средства избирательных фондов кандидатов должны содер жаться на специальных счетах а банке, которые открываются с разрешения окружной избирательной комиссии. Доходы по ука занным счетам не начисляются и не выплачиваются. 3. Порядок открытия и ведения указанных счетов, учета и отчет ности по средствам избирательных фондов устанавливается из бирательной комиссией области по согласованию с главным уп равлением Центрального банка Российской Федерации по Липец кой области. 4. Право распоряжаться фондом принадлежит кандидатам, со здавшим этот фонд. Статья 41. Источники формирования избирательных фондов 1. Избирательные фонды кандидатов могут создаваться за счет следующих средств: денежных средств, выделенных окружной избирательной ко миссией после регистрации кандидата; собственных денежных средств кандидата, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленный . федеральным законом на день назначения выборов, более чем в денежных средств, выделенных кандидату избирательным объ-: единением или избирательным блоком, выдвинувшим кандидата,- которые не могут превышдть минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выбо ров, более чем в 100 раз; добровольных пожертвований граждан и юридических лиц. 2. Размер пожертвования гражданина в избирательный фонд кандидата не может превышать минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день назначения выборов, более чем-в 10 раз. Размер пожертвования юридическо го лица в избирательный фонд кандидата не может превышать ■ минимального размера оплаты труда, установленного федераль ным законом на день назначения выборов, более чем в '100 раз. Предельный размер расходования средств избирательного фонда не может превышать минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день назначения выбо ров, более чем в ЮОЦО раз. 3. Запрещается вносить пожертвования в избирательные фон ды кандидатов, зарегистрированных кандидатов: а) иностранным государствам и иностранным юридическим ли- б) иностранным гражданам; в) лицам без гражданства; г) гражданам, не достигшим возраста 18 лет; д) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капи тале превышает 30 процентов на день официального опубликова ния решения о назначении выборов; е) международным организациям и международнымтобществен- ным движениям; ж) органам государственной власти и органам местного само управления; з) государственным и муниципальным учреждениям и органи зациям; и) юридическим лицам, имеющим государственную или муни ципальную долю в уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования решения о на значении выборов; : к) воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам; л) благотворительным организациям и религиозным объеди нениям и учрежденным ими организациям; м) анонимным жертвователям (для гражданина — без указа ния Любого из следующих сведений; фамилии, имени, отчества, адреса места жительства и даты рождения; для юридического лица — без указания любого из следующих сведений: идентификацион ного номера налогоплательщика, названия, даты регистрации, бан ковских реквизитов, отметки об отсутствии государственной или муниципальной доли в уставном (складочном) капитале либо о на личии такой доли с указанием ее размера, об отсутствии иностран ного участия в уставном (складочном) капитале либо о наличии , такого участия с указанием доли этого участия); н) юридическим лйцам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования. Статья 42. Целевое назначение избирательных фондов 1. Средства избирательных фондов имеют целевое назначение и могут использоваться только На покрытие расходов, связанных с проведением избирательной кампании. 2. Средства избирательных фондов могут использоваться на: а) финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдви жения кандидата, в том. числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей; б) предвыборную агитацию, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультативного характера; в) оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) юри дическими лицами или гражданами, а также иных расходов, непос редственно связанных с проведением избирательной кампании. Статья 43 . Запрет на финансирование избирательной кампании кандидатов помимо избирательных фондов 1. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансо вую (материальную) поддержку деятельности, способствующей из бранию кандидата, только через соответствующий,избирательный фонд. Запрещается выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами, без согласия в письменной форме кандидата, зарегис трированного кандидата, лиц, им уполномоченных на такое выпол нение работ, реализацию товаров, оказание услуг и их оплату из соответствующего избирательного фонда. 2. Юридическим лицам, их филиалам, представительст&ам и иным подразделениям запрещается бесплатно или по необосно ванно заниженным расценкам выполнять работы, оказывать услу ги, реализовывать товары, прямо или косвенно связанные с выбо рами. I 3. Допускается, чтобы гражданин лично, без привлечения третьих лиц, добровольно, бесплатно выполнял работы, оказывал услуги в связи с участием в избирательной кампании кандидата. 4. Кандидатам, зарегистрированным кандидатам запрещается использовать для оплаты работ по сбору подписей, ведения пред выборной агитации, осуществления других предвыборных Мероп риятий по проведению избирательной кампании иные,денежные средства, кроме средств, поступивших в их избирательные фонды. В случае, если кандидат, зарегистрированный кандидат при сборе подписей или в период проведения предвыборной агитации, иных предвыборных мероприятий по проведению избирательной кампа нии использовал помимо средств собственного избирательного фонда и иные денежные средства, окружная избирательная ко миссия вправе отменить свое решение о регистрации кандидата. В случае, если указанные нарушения обнаружены после опубликова ния результатов выборов, окружная избирательная комиссия вправе обратиться в суд с представлением о признании избрания канди дата недействительным. Статья 44 . Открытость финансирования избирательной кампании кандидатов 1. Банк — держатель счета избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата по требованию избирательной ко миссии области и окружной избирательной комиссии обязан пери одически предоставлять им информацию о поступлении и расходо вании средств, находящихся на избирательном счете данного кан дидата, зарегистрированного кандидата. 2. Окружная избирательная комиссия осуществляет контроль за порядком формирования и расходования средств избиратель ных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов. 3. На основе данных, представленных банками, окружная изби рательная комиссия периодически направляет в средства массо вой информации для опубликования сведения о поступлении и рас ходовании средств избирательных фондов. Указанные сведения предоставляются не менее двух раз до дня голосования. Средства массовой информации, указанные в пункте 1 статьи 32 настоящего закона, обязаны за счет средств их текущего финансирования пуб ликовать указанные сведения в течение 3 дней с момента их полу чения. Статья 45 . Прекращение финансовых операций со спе циальными избирательными счетами 1. Все финансовые операции со специальными счетами, от крытыми для формирования избирательных фондов, прекращают ся за сутки до дня голосования. По ходатайству кандидата окруж ная избирательная комиссия может продлить срок проведения финансовых операций по оплате ранее произведенных расходов. 2. Финансовые операции со специальными счетами, открыты ми кандидатами, которые не были зарегистрированы или регис трация которых была отменена в соответствии с настоящим зако ном, прекращаются банками по указанию соответствующей окруж ной избирательной комиссии. Статья 46. Остатки средств избирательных фондов 1. Остатки неизрасходованных денежных средств, находящие ся на специальном счете, кандидат, зарегистрированный кандидат обязан перечислить пропорционально вложенным средствам на счета организаций и лиц, осуществивших пожертвования и пере числения. , , 2. По истечении 30 дней со дня голосования банк обязан по письменному указанию избирательной комиссии области в бес спорном порядке перечислить на счет этой комиссии причитающу юся ей долю средств. Другие денежные средства, оставшиеся на специальном счете кандидата, зарегистрированного кандидата, по истечении 60 дней со дня голосования по письменному указанию избирательной комиссии области банк обязан перечислить в до ход областного бюджета. Статья 47. Финансовые отчеты кандидатов 1. Кандидат, зарегистрированный кандидат обязан представ лять в окружную избирательную комиссию отчеты о размерах сво его избирательного фонда и источниках его формирования, а так же обо всех произведенных затратах не позднее чем через ЗОдней после опубликования результатов выборов с приложением всех первичных финансовых документов, подтверждающих поступление и расходование средств избирательного фонда. 2. Форма финансового отчета кандидата устанавливается из бирательной комиссией области. 3. Копии финансовых отчетов кандидатов передаются окружной избирательной комиссией средствам массовой информации не позднее 3 дней со дня их поступления. 4. Зарегистрированный кандидат, не избранный по. результа там голосования и набравший по результатам голосования менее 3 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, обязан возвратить соответствующей избирательной комиссии средства, перечисленные из областного бюджета в из бирательный фонд Зарегистрированного кандидата. Статья 48 . Контрольно-ревизионная служба , Для осуществления контроля за целевым расходованием де нежных средств, выделенных избирательным комиссиям на под готовку и проведение выборов, а также для оказания содействия окружным избирательным комиссиям в Осуществлении контроля за источниками поступления, правильным учетом и использовани ем денежных средств избирательных фондов и для проверки фи нансовых отчетов кандидатов, зарегистрированных кандидатов при избирательной комиссии области создается контрольно-ревизи онная служба с привлечением специалистов государственных и иных органов и учреждений. Указанные органы и учреждения по запросу избирательной ко миссии области не позднее чем через месяц со дня официального опубликования решения о назначении выборов обязаны направить специалистов в ее распоряжение на срок не свыше шести меся цев. В течение этого срока специалисты осуществляют свои обя занности с временным освобождением от основной работы, за нимй сохраняются установленные должностные оклады и выплаты по основному месту работы. ГЛАВА V III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ, ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ И ИХ ОПУБЛИКОВАНИЕ Статья 49. Помещение для голосования ,1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляет ся в распоряжение участковой избирательной комиссии главой муниципального образования или главой администрации муници пального образования. 2. В помещении для голосования должен быть зал,', в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные месТа для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снаб женные письменными принадлежностями, за исключением, каран дашей. 3. В помещения для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая избирательная комиссия обо рудует стенд, на котором размещает информационные материалы о всех зарегистрированных кандидатах. В указанных материалах не должны содержаться агитационные призывы. На стенде комис сия размещает также образцы заполненных избирательных бюл летеней, которые не должны содержать фамилии кандидатов, за регистрированных в данном избирательном округе. В случае нали чия у зарегистрированного кандидата неснятой или непогашенной судимости в информационных материалах должны указываться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголов ного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (ста тей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за дея ния, признаваемые преступлением действующим Уголовном кодек сом Российской Федерации. 4. В помещении для голосования должна находиться увеличен ная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их уста новления. 5/. Помещение для голосования должно быть оборудовано та ким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, кабины и ящики для голосования однбвременно находились в Поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдаТе- Статья 50. Избирательный бюллетень 1. Для проведения выборов избиратель получает избиратель ный бюллетень. 2. Избирательные бюллетени изготавливаются исключительно по распоряжению и под наблюдением избирательной комиссии области и являются документами строгой отчетности, степень за щиты которых определяется в порядке, устанавливаемом Централь ной избирательной комиссией Российской Федерации. Число из бирательных бюллетеней, изготовленных в установленном зако ном порядке, не должно превышать более чем на 3 процента число зарегистрированных избирателей. 3. Форма избирательного бюллетеня, а также порядок изго товления бюллетеней, их число, требования, предъявляемые к из готовлению бюллетеней, утверждаются избирательной комиссией области- не позднее, чем за 25 дней до дня голосования. Текст- бюллетеня, утвержденный окружной .избирательной комиссией, должен быть размещен только на одной его стороне. 4. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилию, имя, отчество, год рождения, место жительства, наиме нование занимаемой кандидатом выборной должности в органе государственной власти или в органе местного самоуправления (при ее наличии), основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий) каждого зарегистрированного кандидата, наименование занимае мой каждым зарегистрированным кандидатом должности, инфор мацию о том, кем выдвинут данный кандидат. В случае, если канди датом в соответствии со статьей 22 настоящего закона был заре гистрирован псевдоним, этот псевдоним также указывается в из бирательном бюллетене. Принадлежность кандидата к зарегистри рованному в установленном порядке не позднее чем за год до дня голосования общественному объединению и его статус в нем ука зываются в избирательном бюллетене по желанию самого канди- 5. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, чьи дан ные указываются в избирательном бюллетене, неснятой или непо гашенной судимости в избирательном бюллетене должны указы ваться номер (номера) и Наименование (наименования) статьи (ста тей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании ко торой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголов ного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осуж ден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. 6. Справа от указанных в пункте 4 настоящей статьи сведений о каждом зарегистрированном кандидате помещается пустой квад рат. В конце перечня кандидатов помещается строка «Против всех кандидатов» с расположенным справа от нее пустым квадратом. 7. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. 8. Избирательные бюллетени типография после выбраковки передает по акту членам избирательной комиссии области, раз местившей в соответствии с настоящим законом заказ на изго товление избирательных бюллетеней. После передачи бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники типографии в присутствии членов избирательной комиссии области, доверенных лиц кандидатов, уничтожают отбракованные и лишние избиратель ные бюллетени, о чем составляется акт, который подписывается всеми присутствующими лицами. 9. Избирательная комиссия области передает избирательные бюллетени по акту окружным избирательным комиссиям, которые передают бюллетени в таком же порядке непосредственно учас тковым избирательным комиссиям. _ 10. Ответственность за правильнобть передачи избирательных бюллетеней несут председатели избирательных комиссий, осущес твляющих передачу и получение бюллетеней. 11. Передача избирательных бюллетеней в окружные избира тельные комиссии осуществляется не позднее чем за .20 дней до дня голосования, а в участковые избирательные комиссии не поз днее чем за 4 дня до дня голосования. 12. Число избирательных бюллетеней, передаваемых по акту участковой избирательной комиссии, определяется решением ок ружной избирательной комиссии, и не может превышать число избирателей, включенных в списки избирателей по избирательно му участку надень передачи бюллетеней, более чем на 0,5 процен- 13. На лицевой стороне избирательного бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избира тельной комиссии, которые заверяются печатью участковой изби рательной комиссии. 14. В случае выбытия некоторых кандидатов после изготовле- избирательных бюллетеней участковые избирательные комис сии по указанию окружных избирательных комиссий, зарегистри ровавших кандидатов, вычеркивают в бюллетенях данные о соот ветствующих кандидатах. Статья 51. Порядок голосования 1. Голосование на выборах проводится в календарный выход ной день с 8 часов до 20 часов по местному времени. В исключи тельных случаях по решению избирательной комиссии области го лосование может начинаться и заканчиваться ранее указанного времени, но при той же продолжительности общего времени. 2. О времени и месте голосования окружные и участковые из бирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позд нее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации, личного оповещения избирателей, или иным спосо бом, а при проведении досрочного голосования — в порядке и сро ки, предусмотренные настоящим законом, но не позднее чем за 5 дней до дня голосования. 3. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей, не допускается. 4. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включен ным в список избирателей, по предъявлении паспорта или заменя ющего его документа. 5. При получении избирательного бюллетеня избиратель про ставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или за меняющего паспорт документа могут быть внесены в список изби рателей членом участковой избирательной комиссии с правом ре шающего голоса. Избиратель проверяет правильность произве денной записи и расписывается. 6. Голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене любого знака в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, либо к позиции «Про тив всех кандидатов».. 7. Избирательный бюллетень заполняется избирателем в спе циально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц. 8. 8 случае, если избиратель считает, что при заполнении из бирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему бюллетень, с прось бой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член из бирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя. Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт. -9. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно рас писаться в получении избирательного бюллетеня, заполнить бюл летень, вправе воспользоваться для этого помощью другого изби рателя, не являющегося членом избирательной комиссии, заре гистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, доверенным лицом кандидата, наблюдателем. В таком случае избиратель устно извещает участковую избира тельную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения избирательного бюллетеня. При этом в соответ ствующей графе списка избирателей указывается фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, оказывающего помощь избирателю. 10. Заполненные избирательные бюллетени опускаются изби рателями в опечатанные (опломбированные) ящики для голосова- 11. Член участковой избирательной комиссии немедленно от страняется от участия в её работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они пытаются вос препятствовать работе избирательной комиссии либо осуществле нию гражданином своих избирательных прав, а также нарушить тайну голосования. Решение об этом принимается участковой из бирательной комиссией. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении отстра ненного члена участковой избирательной комиссии, а также уда ленного наблюдателя и иных лиц к ответственности; предусмот ренной федеральными законами. 12. Зарегистрированным кандидатам, доверенным лицам заре гистрированных кандидатов, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих орга нов которых являются указанные лица и организации, иным физи ческим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организации, запрещается предприни мать любые.действия, направленные на обеспечение доставки из бирателей для участия в голосовании. Статья 52. Досрочное голосование 1. Избирателю, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятель ности, выполнение государственных и общественных обязаннос тей, состояние' здоровья) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти в участковую избирательную ко миссию, на избирательном участке, на котором он включен в спи сок избирателей, должна быть предоставлена возможность прого лосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня, в помещении соответствующей окружной (за 15 — 4 дня до дня голосования) или участковой (не ранее чем за 3 дня до дня голосо вания) избирательной комиссии. Избиратель, голосующий досроч но, подает в соответствующую избирательную комиссию заявле ние, в котором указывает причину досрочного голосования. Данное заявление приобщается к списку досрочно проголосовавших изби рателей в помещении соответствующей избирательной комиссии в присутствии не менее двух членов этой комиссии с правом решаю щего голоса. Досрочное голосование проводится только в уста новленное решением соответствующей окружной или участковой избирательной комиссией время, которое должно быть доведено до сведения избирателей через средства массовой информации или иным способом. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизьявления избирателя, обеспечить сохранность избиратель ных бюллетеней и учет голоса избирателя при установлении ито гов голосования и определения результатов выборов. 2. Если избиратель голосует в помещении окружной избира тельной комиссии, то на лицевой стороне выдаваемого ему изби рательного бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов окружной избирательной комиссии, которые заверя ются печатью окружной избирательной комиссии. Окружная изби рательная комиссия составляет список проголосовавших избира телей. Участковая избирательная комиссия продолжает составле ние поступившего из окружной избирательной комиссии списка избирателей, проголосовавших досрочно. 3. Избирательный бюллетень, заполненный проголосовавшим досрочно избирателем, вкладывается избирателем в конверт и заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно окружной или участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью соответствующей избира тельной комиссии, а также.подписью избирателя, проголосовав шего досрочно. 4. Запечатанный конверт с избирательным бюллетенем хра нится у секретаря соответствующей избирательной комиссии в помещении окружной избирательной комиссии до момента пере дачи всех бюллетеней в !у.частковую избирательную комиссию, ~ помещении участковой избирательной К 1 ------------ — ------------------ л комиссии до дня голосова- 5. В день голосования председатель участковой избирательной комиссии после официального открытия помещения для голосова ния в присутствии членов участковой избирательной комиссии, на блюдателей, иных лиц, указанных в пункте 1 статьи 19 настоящего закона, перед началом голосования сообщает о количестве изби рателей, проголосовавших досрочно, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с избирательными бюлле тенями и список избирателей, проголосовавших досрочно. После этого он вскрывает поочередно каждый конверт и, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, опускает избирательные бюллетени в стационарный ящик для голосования. В случае, если число досрочно проголосовавших в помещениях окружной и участковой избирательной комиссии избирателей бу дет составлять более 1 процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке (но не менее 1.0 избирателей), на оборотной стороне избирательных бюллетеней извлеченных из конвертов досрочно проголосов'авших избирате лей, проставляется печать участковой избирательной комиссии. Число избирателей, проголосовавших досрочно (отдельно — в окружной избирательной комиссии), перед началом голосования вносится в строки 3 и 4 протокола об итогах голосования и в уве личенную форму протокола об итогах голосования, а в списке из бирателей против соответствующих фамилий избирателей делает ся отметка «Проголосовал досрочно». Статья 53. Порядок голосования избирателей вне поме щения для голосования 1.Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить воз можность участия в голосовании избирателям, которые внесены в ' списки избирателей на данном избирательном участке и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здо ровья, инвалидности и другим причинам) прибыть в помещение для голосования. 2. Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя о предоставлении ему возмож ности проголосовать вне помещения для голосования. Заявление (обращение) может быть сделано избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее чем за 4 часа до истечения времени голосования непос редственно в день голосования. Участковая избирательная комис сия регистрирует все поданные заявления (обращения) в специ альном реестре. 3. При регистрации устного обращения в реестре, указанном в пункте 2 настоящей статьи, указывается время его поступления и проставляется подпись члена комиссии, принявшего телефоног рамму либо сообщение лица, передавшего обращение. По прибы тии членов комиссии к избирателю обращение подтверждается письменным заявлением. ■ 4. В заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосова ния, а также в заявление должны быть внесены те же данные об избирателе, которые содержатся в списке избирателей. 5. Участковая избирательная комиссия должна располагать - необходимым количеством, но не более трех переносных ящиков для голосования, которое определяется решением вышестоящей избирательной комиссии. 6. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям (обращениям); получают под роспись избирательные бюллетени. Голосование вне помещения для голосования прово дят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с . правом решающего голоса, которые должны иметь при себе пред варительно опечатанный (опломбированный) в участковой избира тельной комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы, за веренную выписку' из реестра, указанного в пункте 2 настоящей статьи, содержащую необходимые данные об избирателе и посту пившем заявлении (обращении) о предоставлении возможности прогрлосовать вне помещения для голосования, поступившие пись менные заявления избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также необхо димые письменные принадлежности для заполнения избирателем избирательного бюллетеня. 7. Голосование вне помещения для голосования осуществля ется с соблюдением требований статьи 51 настоящего закона. 8. На письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель про ставляет серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа и своей подписью удостоверяет получение избиратель ного бюллетеня. Члены комиссии своими подписями на заявлении удостоверяют факт выдачи избирательного бюллетеня. В заявле нии также делаются отметки о получении нового бюллетеня вза мен испорченного. 9. Члены участковой избирательной комиссии, выехавшие по заявлениям избирателей, вправе выдать избирательные бюллете ни только тем избирателям, заявления (обращения) которых заре гистрированы в реестре в соответствии с пунктом 2 настоящей 10. Серия и номер паспорта или заменяющего его документа избирателя, проголосовавшего вне помещения для голосования, вносятся в список избирателей членами участковой избиратель ной комиссии с правом решающего голоса, выезжавшими по за явлениям (обращениям) избирателей. Одновременно в соответ ствующей графе (графах) -списка избирателей делается особая отметка «Голосовал вне помещения для голосования». 11. При проведении голосования вне помещения"для голосова ния вправе присутствовать члены избирательной комиссии с пра вом совещательного голоса, наблюдатели. При этом участковая избирательная комиссия должна обеспечить равные с выезжаю щими для проведения голосования членами участковой избира тельной комиссии возможности прибытия к месту проведения го лосования не менее чем двум членам избирательной комиссии с к правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным раз- | ными кандидатами. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избира тельных прав избирателя, а равно искажения волеизъявления из- .бирателя. 12. В случае, если избиратель, от которого поступило заявле ние (обращение) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение участковой из бирательной комиссии для голосования после направления к нему членов комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования, соответствующий член участковой избирательной ко миссии не вправе выдать ему в помещении комиссии избиратель ный бюллетень до возвращения членов комиссии, выезжавших по заявлению (обращению) данного избирателя и установления фак та, что голосование указанным избирателем вне помещения для '-*• голосования не проводилось. 13. Число письменных заявлений избирателей, а также число выданных, использованных и возвращенных избирательных бюл летеней отмечается в отдельном акте, в котором также указывают-, ся сведения о членах участковой избирательной комиссии с пра вом совещательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования. Статья 54. Протокол участковой избирательной комис сии об итогах голосования 1. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об - итогах голосования на соответствующем избирательном участке. . 2. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах го лосования должен быть составлен на одном листе. В исключитель ных случаях протокол может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый его лист должен быть подписан всеми ■ присутствующими членами участковой избирательной комиссии ,-с > правом решающего голоса. Протокол участковой избирательной комиссии Об итогах голосования должен содержать: а) номер экземпляра; б) название выборов, дату голосования; в) слово «Протокол»; г) наименование избирательной комиссии с указанием номера избирательного участка: д) строки протокола в следующей последовательности: строка 1: число избирателей, внесенных в список; . строка 2. число избирательных бюллетеней, полученных учас- ' тковой избирательной комиссией; строка 3. число избирательных бюллетеней, выданных избира телям, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой 4 — в помещении окружной избирательной комиссии; . строка 5. число погашенных избирательных бюллетеней; строка 6. число избирательных бюллетеней, выданных избира телям на избирательном участке в день голосования; строка 7. число избирательных бюллетеней, выданных избира телям, проголосовавшим вне помещения для голосования; строка 8. число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования; строка 9. число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования; ■строка 10. число действительных избирательных бюллетеней; строка 11. число недействительных избирательных бюллете ней, в том числе отдельными строками 12 и 13, —число бюллете ней, признанных недействительными на основании пункта 13 статьи 55 настоящего закона, и число бюллетеней, не содержащих отме ток ни по одной из позиций; строка 14 и последующие строки: число голосов избирателей, поданных за каждую из позиции, содержащихся во всех избира тельных бюллетенях, включая позицию «Против всех кандидатов»; е) перечень жалоб (заявлений), актов и иных документов, при лагаемых к протоколу; ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председа теля, секретаря и других членов участковой избирательной комис сии и их подписи; з) дата и время подписания протокола; и) печать избирательной комиссии. 3. Числа, указанные в пункте’2 настоящей статьи, заносятся в ,протокол об итогах голосования цифрами и прописью. Статья 55. Порядок подсчета голосов избирателей и со- . ставления протокола об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями 1. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и глас но членами участковой избирательной комиссии с правом решаю щего голоса. - ' 2. Подсчет голосов избирателей начинается сразу- после окон- ' чания времени голосования и проводится без перерыва до уста новления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюда- 3. После окончания времени голосования члены участковой из бирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, лиц, указанных в пункте 1 статьи 19 настоящего закона, подсчитывают, погашают, отрезая, левый нижний угол, не использованные избирательные бюллетени, (при этом не допуска- ется повреждение квадратов, размещенныХг-на.б|оллетене справа . т сведений о зарегистрированных кандидатах и от строки «Против . всех кандидатов»), затем оглашают и заносят число неиспользо ванных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирате лями, в строку 5 протокола об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об, итогах голосования, находящуюся в помеще нии для голосования. 4. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные.по этой странице: а) число избирателей, внесенных в список; б) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей); в) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавлива- , ется по числу соответствующих отметок в списке избирателей); г) число досрочно проголосовавших избирателей, 5. После внесения указанных в пункте 4 настоящей статьи дан ных каждая страница списка избирателей подписывается членом участковой избирательной комиссии, который проставляет эти дан ные и затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой избиратель ной комиссии, И лицам, присутствующим при подсчете голосов. В последний лист списка избирателей председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии ■ вносит итоговые данные, определяемые как сумма данных, уста новленных в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, заверяет их подписью и печатью участковой избирательной комисрии. После этого со списком избирателей вправе ознакомиться лица, указан ные в пункте 3 статьи 19 настоящего закона. 6. Председатель, заместитель председателя или секретарь участ ковой избирательной комиссии уточняет, оглашает и заносит в строки . 1 и 2 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму: а) число избирателей, внесенных в список; б) число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной крмиссией (данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших в помещении окружной из бирательной комиссии избирателей, в указанное число не входят), 7. Затем в строки 6 и 7 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму заносятся следующие данные: число изби рательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей); число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, про-^ голосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей). 8. После этого председателем или секретарем участковой из бирательной комиссии обеспечивается хранение списка избирате лей, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете го лосов. Дальнейшая работа со списком избирателей не может про водиться до проверки контрольных соотношений данных, внесен-' ных в протокол об итогах голосования в соответствии с пунктом 22 -• настоящей статьи. 9. Непосредственный подсчет голосов избирателей осуществля ется по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням членами участковой избирательной комиссии с пра-, , вом решающего голоса. ‘ 10. При непосредственном подсчете голосов вправе присут ствовать члены участковой избирательной комиссии с правом со вещательного голоса, наблюдатели,-иные лица, перечисленные в пункте 1 статьи 19 настоящего закона. 11. Непосредственный подсчет голосов избирателей произво дится в специально отведенных местах, оборудованных таким об разом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Чле нам избирательной комиссии, за исключением председателя (за местителя председателя) и секретаря избирательной комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями. При этом должен быть обеспечен полный об зор действий членов участковой избирательной комиссии для всех присутствующих при подсчете. 12. При непосредственном подсчете голосов участковая изби рательная комиссия отделяет избирательные бюллетени неуста-: новленной формы. Бюллетени неустановленной формы при под счете голосов не учитываются. 13. В первую очередь производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Подсчет ве дется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и заносится в строку 8 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму. В случае обнаружения в переносном ящике большего числа бюллетеней установленной формы, чем число за явлений избирателей, содержащих отметку о количестве получен ных бюллетеней, все бюллетени, находившиеся в данном перенос ном ящике для голосования, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными, о чем составляется от дельный акт, который прилагается к протоколу об итогах-голосова ния и в котором указываются фамилии и инициалы членов избира тельной комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием этого ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней вносится в строку 12 об итогах голосования и в его увеличенную форму, 14. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них. 15. Члены участковой избирательной комиссии сортируют из бирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стацио- (Окончание на 7-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz