Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИИ И ДОПОЛНЕНИИ В ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАШ «О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ЛИПЕЦКОГО ОБЛАаНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ» СТАТЬЯ 1 . Внести в Закон Липецкой области «О выборах де- пэтатов Липецкого областного Совета депутатов» от 30.12.97г. N9 82-03 с изменениями, внесенными Законом Липецкой области от 12.01.1998г. № 86-03, изменения и.дополнения, изложив его в следующей редакции: ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ О выборах депутатов Липецкого областного Совета депутатов Демократические свободные и периодические выборы депута тов Липецкого областного Совета депутатов (далее — областного Совета) являются высшим непосредственным выражением при- ' надлежащей населению области власти. Федеральным и област ным законодательством' гарантируются свободное волеизъявле ние граждан на выборах, защита демократических принципов и норм избирательного права. ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Пределы действия настоящего закона 1. Настоящий закон определяет в соответствии с федераль ным законодательством основные гарантии реализации на терри- ■ тории Липецкой области (далее — области) гражданами Российс кой Федерации (далее гражданами) консти^ционного права изби рать и быть избранными в областной Совет — законодательный (представительный) орган государственной власти области, пре дусмотренный Уставом Липецкой области и избираемый непос редственно гражданами. г , 2. Гарантии избирательных прав, установленные настоящим ^законом, а также устанавливаемые иными законами области до полнительные гарантии могут быть изменены не иначе как путем внесения изменений и дополнений в соответствующие законы. 3. В случае внесения изменений и дополнений в регулирующий проведение выборов закон области в ходе избирательной кампа нии, указанные изменения и дополнения вступают в силу после окончания избирательной кампании. 4. Законы и иные нормативные правовые акты области о выбо рах, принимаемые в области, не должны противоречить Федераль ному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В слу чае. если законы, иные нормативные правовые акты области о выборах противоречат вышеуказанному Федеральному закону, при меняются нормы Федерального закона. Статья 2. Основные термины, используемые в настоя щем законе В настоящем законе используются следующие термины; агитационные материалы — печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации и пред назначенные для массового распространения, обнародования в ходе избирательной кампании; агитация предвыборная — деятельность граждан, кандидатов в депутаты (далее кандидаты), избшзательных объединений, избира тельных блоков, общественных объединений, имеющая целью по будить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а так же к голосованию за тех или иных кандидатов или против них; выдвижение кандидата — инициатива избирателей, избиратель ного объединения, избирательного блока в определении кандида та, а также сбор подписей избирателей в поддержку указанной инициативы, предусмотренные настоящим законом; гарантии избирательных прав — правовое, организационное, информационное и иное обеспечение избирательных прав граж- депутат — лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в областной Совет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; избиратель — гражданин, обладающий активным избиратель ным правом; избирательная кампания — период со дня официального опуб ликования решения областного Совета о назначении выборов до дня официального опубликования результатов выборов; избирательное объединение — политическое общественное .объединение (политическая партия, иная политическая организа ция, политическое движение), которое создано и зарегистрировано , в соответствии' с действующим законодательством органами юс- : тиции. Политическое общественное объединение либо изменения - и дополнения, вносимые в устав общественного объединения в целях придания ему статуса политического, должны быть зарегис трированы не позднее чём за год до дня голосования, а при назца- чении выборов в случае досрочного прекращения полномочий де путатов или областного Совета этот срок сокращается до шести месяцев. Указанный срок не распространяется на иные изменения и дополнения, вносимые в устав политического общественного объ- ПОСТАНОВЛЕНИЕДВАДЦАТЬШЕСТОЙСЕССИИЛИПЕЦКОГО ОБЛАСТНОГОСОВЕТАДЕПУТАТОВВТОРОГОСОЗЫВА№527-пс от23.11.2000 г. ОПГОЕКПШНАЛИПЕЦКОЙОБЛАСШ«ОВНЕСЕНИИИЗМЕНЕНИЙИДОПОЛННЕИЙ ВЗАКОЛНИПЕКЦОЙОБЛАПИ«ОВЫОБРАХДЕПУТАТОВЛИПЦЕКОГОБЛАСТНОГОСОВПАДЕПУТАТОВ» Рассмотрев проект Закона Липецкой области «О вне сении изменении и дополнений в Закон Липецкой облас ти «О выборах депутатов Липецкого областного Совета депутатов», учитывая предложения по нему комитета об ластного Совета депутатов по работе с депутатами и во просам местного самоуправления, руководствуясь статьей 30 Устава Липецкой области, областной Совет депутатов ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Принять Закон Липецкой области «О внесении из менений и дополнений в Закон Липецкой области «О вы борах депутатов Липецкого областного Совета депутатов» во втором чтении (прилагается). 2..-Направить данный Закон Липецкой области в соот ветствии с пунктом 2 статьи 32 Устава Липецкой области главе администрации Липецкой области для подписания и опубликования. 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания. Председатель областного Совета депутатов А. САВЕНКОВ избирательное право активное — право граждан избирать в органы государственной власти области; избирательное право пассивное — право граждан быть избран-^': ными в органы государственной власти области, избирательные комиббий —'к'6'ллегиальные'органы, формйруб-’ мые в порядке и сроки, которые установлены федеральным и за конами области, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов; избирательные права граждан — конституционное право граж дан избирать и быть избранными в органы государственной влас ти области, в том числе участвовать в выдвижении кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в других избирательных действиях; избирательный блок — добровольное объединение двух и бо лее избирательных объединений для совместного участия в выбо рах и зарегистрированных в установленном законом порядке. Из бирательный блок обладает Оравами избирательного объедине- избирательный округ — территория, которая образована в со ответствии с настоящим законом и от которой непосредственно гражданами избирается депутат; избирательный округ одномандатный (одномандатный изби рательный округ). — избирательный округ, в котором избирается один депутат; кандидат — лицо, выдвинутое в установленном настоящим за коном порядке в качестве претендента в депутаты областного Со- кандидат зарегистрированный — лицо, которое зарегистриро вано соответствующей окружной избирательной комиссией канди датом в депутаты областного Совета; место постоянного или преимущественного проживания граж данина — жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, спе циализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом манев ренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом- интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимуществецно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднай ма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных федеральным законодательством; / место временного пребывания гражданина — больница, сана- ' торий, дом отдыха, пансионат, гостиница, другое подобное учреж дение, а также жилое помещение, не являющееся местом житель ства гражданина, в котором он проживает временно на основани ях, предусмотренных федеральным законодательством; наблюдатель — лицо, назначенное при проведении выборов за регистрированным кандидатом, избирательным объединением, из бирательным блоком, общественным объединением, созданным и зарегистрированным в установленном законом порядке органами юстиции; наблюдатель на выборах уполномочен вести наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятель ностью избирательной комиссии в период проведения голосова ния, установления его итогов, определения результатов выборов, включая действия избирательной комиссии по проверке правиль ности установления итогов голосования и определения результа тов выборов; наблюдатель иностранный (международный) — лицо, представ ляющее иностранную или международную организацию, приобре тающее право на осуществление наблюдения за подготовкой и проведением выборов в соответствии с порядком, установленным .^федеральными законами; Статья 3. Принципы проведения выборов депутата об ластного Совета 1. Гражданин участвует в выборах депутатов областного Сове та на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 2. Участие гражданина в выборах депутатов областного Совета является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. 3. В соответствии с федеральным законодательством прове дение выборов депутатов областного Совета одновременно с про ведением референдума Российской Федерации не допускается. 4. Проведение выборов депутатов областного Совета одновре менно с проведением областного референдума, местного рефе рендума допускается и осуществляется на основе настоящего и других законов области. 5. Деятельность избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов депутатов областного Совета, подсчете голо сов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов осуществляется открыто и гласно. Статья 4. Всеобщее избирательное право 1. Гражданин, достигший возраста 18 лет, вправе избирать, участвовать в предасмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении 21-лет него возраста — быть избранным депутатом областного Совета. Установление максимального возраста для кандидата в депутаты не допускается. 2. Гражданин может избирать, быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имуществен ного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объедине ниям, а также других обстоятельств. 3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. 4. Активным избирательным правом на выборах депутатов об ластного Совета обладают все граждане, постоянно или преиму- щестеенно проживающие на территории области. Пребывание граж данина вне места его постоянного или преимущественного прожи вания во время проведения на территории области выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах. . 5. Срок постоянного или преимущественного проживания граж данина на территории области не может быть основанием для ог раничения его пассивного избирательного права. Статья 5. Равное избирательное право Граждане участвуют в выборах депутатов областного Совета на равных основаниях. . Статья 6. Прямое избирательное право Гражданин голосует на выборах за кандидата или против всех кандидатов непосредственно. Статья 7. Тайное голосование Голосование на выборах депутатов областного Совета являет ся тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Статья 8. Численный состав и срок полномочий облас тного Совета 1. В соответствии с Уставом Липецкой области областной Со вет состоит из 38 депутатов, избираемых по одномандатным изби рательным округам (один округ — один мандат) сроком на четыре Областной Совет считается правомочным, если в его состав избрано не менее 2/3 от установленного числа депутатов. 2. Изменение (Увеличение или уменьшение) срока полномочий действующего областного Совета или избранных депутатов не до пускается. 3. Норма об изменении (увеличении или уменьшении) установ ленного Уставом Липецкой области срока полномочий областного Совета или избранных депутатов вступает в силу после истечения срока полномочий действующего областного Совета, а в случае досрочного прекращения полномочий областного Совета — после прекращения указанных полномочий. Статья 9. Обязательность проведения выборов Выборы депутатов областного Совета являются обязательны ми и проводятся в сроки, установленные Уставом Липецкой облас ти и настоящим законом. Статья 10. Назначение выборов 1. Выборы депутатов областного Совета нового созыва назна чаются областным Советом. Днем выборов является первый ка лендарный выходной день после истечения срока, на который был избран областной Совет прежнего созыва. Голосование должно быть проведено не позднее чем через 120, дней и не ранее чем через 90 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Сообщение о Дне выборов публикуется в печати не позднее 5 дней со дня принятия-решения. В случае досрочного прекращения пол номочий областного Совета выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий. Голосование должно быть проведено не позднее чем через 180 дней и не ранее: чем через 70 дней со дня'принятия решения о назначении выборов. Указанное решение подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия. 2. Голосование может быть назначено только на календарный выходной день. Не допускается назначение голосования на праз дничный день. ■ . 3. В случае, если областной Совет не назначит выборы депута тов областного Совета в установленные сроки либо не Назначит ; выборы в соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении исполнения областным Советом или депутатами своих полномочий, выборы назначаются и проводятся Избирательной комиссией Липецкой области: в первое или второе воскресенье месяца, следующего за ме сяцем истечения срока полномочий областного Совета или депута тов. При этом решение избирательной комиссии Липецкой облас ти о назначении выборов публикуется не позднее чем через 7 дней со дня истечения установленного пунктом 1 настоящей статьи сро ка опубликования решения о назначении выборов; нр позднее чем через 180 дней ср дня^иасрочного прекращения ■полномочий областного Совета или депутатов' При этом решение (изби|®хеЙьНоЙ ,комй'еШй'!Я’йп'е‘дк^^ О^абти ртназиачении выборов Опубликуется не позднее чем через 7*Дне1:1с6^ня истечения уста новленного пунктом 1 настоящей статьи срока опубликования ре шения ончазначении выборов. 4. В рлунаях, если областной Совет либо избирательная ко миссий Липецкой области; не назначит в установленный срок вы боры, а также, если избирательная комиссия Липецкой области отсутствует и не может быть сформирована в установленные за коном сроки и порядке, выборы депутатов областного Совета по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избиратель ных блоков, органов государственной власти, прокурора назнача ются областным судом. При этом выборы организует и проводит временная избирательная комиссия Липецкой области, которая формируется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством. ГЛАВА II. РЕГИСТРАЦИЯ (УЧЕТ) ИЗБИРАТЕЛЕЙ, СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, ОБРАЗОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ Статья 11. Регистрация (учет) избирателей 1. Регистрации (учету) подлежат все граждане, обладающие активным’ избирательным правом. ' 2. Основанием для регистрации (учета) избирателей-является факт постоянного или преимущественного проживания граждани на на территории области, который устанавливается органами ре гистрационного учета населения в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализаций права граждан на сво боду передвижения, выбор места пребывания и жительства в пре делах Российской Федерации, 3. Регистрация (учет) избирателей осуществляется главой му ниципального образования (в случае, если уставом муниципально го образования такая должность не предусмотрена, — главой ад министрации муниципального образования) (далее по тексту— гла вой муниципального образования или главой администрации му ниципального Образования), командиром воинской части по состо янию на 1 января и на 1 июля каждого года. При этом может ис пользоваться государственная автоматизированная информацион ная система. 4. Администрация области обязана оказывать необходимое содействие главам муниципальных образований или главам адми нистраций муниципальных образований и избирательным комис сиям при регистрации (учете) избирателей и уточнении сведений о зарегистрированных избирателях. 5. Избиратель имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, в том числе находящейся на машиночитаемых носителях, на уточне ние этой информации в целях обеспечения ее полноты и достовер ности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию. Статья 12. Составление списков избирателей 1. При проведении выборов депутатов областного Совета в целях реализации прав избирателей, ознакомления избирателей с дан ными о себе, а также в целях проведения голосования окружными избирательными комиссиями составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государствен ной системы регистрации (учета) избирателей и представляемых в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи. 2. В списки избирателей на избирательных участках включают ся граждане, обладающие на день проведения голосования актив ным избирательным правом, если иное не предусмотрено феде ральным законом. 3. Основанием для включения гражданина в список избирате лей на конкретном избирательном участке является факт его пос тоянного или преимущественного, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, также временного проживания (пребывания) на территории этого участка, определяемый в соот ветствии с федеральным законодательством. 4. Формирование и уточнение сведений о зарегистрированных избирателях осуществляются главой муниципального образования или главой администрации муниципального образования, руково дителем учреждения, в котором избиратели временно пребывают, а в отношении избирателей-военнослужащих, находящихся в во инской части, членов их семей и других избирателей в случае, если они проживают на территории расположения воинской части, — командиром воинской части. Указанные сведения направляются вышеназванными должностными лицами в окружные избиратель ные комиссии, а командиром воинской части — в окружные или. участковые избирательные комиссии сразу после назначения дня голосования или после образования этих комиссий. Список изби рателей составляется окружной избирательной комиссией, в том числе с использованием государственной автоматизированной ин формационной системы в порядке, установленном пунктом 6 на стоящей статьи, отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме вышеуказанными должностными лицами. 5. Гражданин включается в список избирателей только на од ном избирательном участке. 6. Список избирателей составляется в двух экземплярах. Све дения об избирателях, включаемых в список избирателей, распо лагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунк там, улицам, домам, по адресам избирателей). В списке указыва ются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет — дополнительно день и месяц рождения), адрес места постоянного или преимущественного проживания избирателя. Список избира телей. подписывается председателем и секретарем окружной из бирательной комиссии, а после передачи указанного списка в учас тковую избирательную комиссию — также председателем и секре тарем участковой избирательной комиссии. На избирательных учас тках, образованных на территории воинской части, список избира телей подписывается председателем и секретарем участковой из бирательной комиссии. Список избирателей заверяется печатями соответственно окружной и участковой избирательных комиссий. 7. Соответствующая окружная избирательная комиссия пере дает по акту участковым избирательным комиссиям первые эк земпляры списков избирателей не позднее чем за 25 дней до дня голосования. 8. Участковая •избирательная комиссия производит уточнение списка избирателей в соответствии с установленным' порядком организации взаимодействия избирательных комиссий с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осу ществляющими регистрацию (учет) избирателей. 9. Список избирателей представляется участковой избиратель ной комиссией для ознакомления избирателей и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования. 10. Гражданин, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невклю чении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования — в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обя зана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заяви-гелю пись менный ответ с указанием причин отклонения заявления. Исключе ние гражданина из списка избирателей после его подписания пред седателем и секретарем окружной избирательной комиссии про изводится только на основании сведений, полученных от соответ ствующих органов, осуществляющих регистрацию (учет) избирате лей. При этом в списке избирателей указываются дата исключения гражданина из списка и причина такого исключения. Данная за пись заверяется подписью председателя участковой избиратель ной комиссий. Решение участковой избирательной комиссии мо жет быть обжаловано в выв|естоящую избирательную комиссию или в суд (по месту нахождения участковой избирательной комис сии), которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день голосования — немедленно. 11. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается. Статья 13. Образование избирательных округов 1. Для проведения выборов депутатов областного Совета об разуются избирательные округа на основании данных о числен ности избирателей, зарегистрированных на территории области в соответствии с пунктом 3 статьи 11 настоящего закона, которые предоставляются администрацией области по данным органов мес тного самоуправления, а также командирами воинских частей не позднее чем в течение 5 дней после назначения дня голосования. Избирательная комиссия Липецкой области не позднее чем за 70 дней до дня голосования определяет схему образования избира тельных округов, в которой обозначены их границы, перечень ад министративно-территориальных единиц, или муниципальных об разований, или населенных пунктов, входящих в каадый избира тельный округ (в случае, если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной едини цы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования^ или. населенного пункта), номер и центр каждого из бирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. Областной Совет утверждает схему образования избира тельных округов не позднее нем за 60 дней до дня голосования. 2. Если областной Совет отсутствует или не принимает реше ние об образовании избирательных округов в срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи^ выборы проводятся по избиратель ным округам, схема которых была утверждена при проведении ■выборов депутатов областного-Сов^а прежнего созыва. 3. При проведении выборов депутатов областного Совета из бирательные округа должны образовываться при соблюдении сле дующих требований: - примерное равенство избирательных округов, по числу избира телей с допустимым отклонением от средней нормы представи тельства избирателей не более чем на 10 процентов; избирательный округ составляет единую территорию, не допус кается образование избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, установленных феде ральными законами и законами области. 4. При соблюдении требований об об^>азовании избирательных округов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, учитываются ад министративно-территориальное устройство (деление) области, тер ритории муниципальных образований. 5. Публикация (обнародование) схемы образованных избира тельных округов, включая ее графическое изображение, осущес твляется областным Советом не позднее чем через 5 дней после ее утверждения. Статья 14. Образование избирательных участков 1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирате лей образуются избирательные отастки. 2. Избирательные участки образуются главой муниципального образования или главой администрации муниципального образо вания по согласованию с окружной избирательной комиссией на основании данных о численности избирателей, зарегистрирован ных на территории: избирательного участка в соответствии с пунк том 3 статьи 11 настоящего закона, из расчета не более чем 3 тысячи избирателей на каждом участке не позднее чем за 30 дней , до дня голосования на выборах. 3. Границы избирательных участков не должны пересекать гра ницы избирательных округов. 4. В местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребыва ния) могут образовываться избирательные участки в срок, уста новленный пунктом 2 настоящей статьи, а в исключительных слу чаях — не позднее чем за 5 дней до дня голосования; такие изби рательные участки, входят в избирательные округа по месту их рас положения. 5. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участ ках. В порядке исключения допускается образование избиратель ных участков в воинских частях, расположенных в обособленных и удаленных от населенных пунктов местностях. В таких случаях из бирательные участки образуются командирами воинских частей по решению избирательной комиссии Липецкой области в срок, уста новленный пунктом 2 настоящей статьи. Членам избирательных комиссий, кандидатам и доверенным лицам, наблюдателям, инос транным (международным) наблюдателям, а также представите лям средств массовой информации должен быть обеспечен до ступ в помещения для голосования и возможность осуществления их прав в соответствии с настоящим законом по предъявлению соответствующих удостоверений. 6. Списки избирательных участков с указанием их границ и но меров, мест нахождения участковые избирательных комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования или главой администрации муници пального образования не позднее чем за 25 дней до дня голосова- ГЛАВА II I . ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 15. Система и статус избирательных комиссий 1. Подготовку и проведение выборов депутатов областного Совета осуществляют следующие избирательные комиссии: избирательная комиссия Липецкой области (избирательная комиссия области); окружные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. В городах Липецке и Ельце могут формироваться городские (территориальные) избирательные комиссии в целях оказания со действия в работе окружных избирательных комиссий, полномочия которым делегируются избирательной комиссией области. 2. Избирательные комиссии обеспечивают реализацию и за щиту избирательных прав граждан, осуществляют подготовку и проведение выборов депутатов областного Совета. 3. Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компе тенции рассматрирать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушении федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов области, в части, регули рующей подготовку и проведение выборов, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, пись менные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшес твующего дню голосования, а в день голосования или в день, сле дующий за днем голосования, — немедленно. В случае, если фак ты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной про верки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятиднев ный срок. Избирательные комиссии вправе обращаться с пред ставлением о проведении соответствующей проверки и пресечении нарушений федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов области, в части, регулирующей подготовку и про ведение выборов в правоохранительные органы, которые обязаны в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно принять меры по пресечению этих на рушений. В случае, если факты, содержащиеся в обращении, тре буют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок. 4. Избирательные комиссии обеспечивают инфммирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, о кандидатах, зарегис трированных кандидатах. 5. Полномочия и порядок деятельности избирательной комис сии области и других избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов депутатов областного Совета устанавлива ются федеральным, настоящим и другими законами области. 6. Совмещение избирательной комиссией, комиссией референ дума полномочий по подготовке и проведению выборов и референ думов областного и местного уровней возможно по решению из бирательной комиссии области, комиссии референдума, которое принято на основании обращения нижестоящей избирательной ко миссии, комиссии референдума, согласованного с областным Со ветом и представительным органом местного самоуправления. 7. Решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих изби рательных комиссий. 8. Решение избирательной комиссии, противоречащее феде ральным конституционным, федеральным законам, законам об ласти, либо принятое с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или су дом. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе при нять решение по существу вопроса. 9. Избирательная комиссия области является государствен ным органом, осуществляющим подготовку и проведение выборов депутатов областного Совета в соответствии с компетенцией, ус тановленной настоящим законом. 10. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местно го самоуправления. 11. Решения й акты избирательных комиссий, принятые в пре делах их компетенции, установленной настоящим законом, обяза тельны для органов исполнительной власти области, государствен-. ных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, из бирательных блоков, общественных объединений, организаций, должностных лиц и избирателей. 12. Финансирование деятельности избирательной комиссии области и других избирательных комиссий при проведении, выбо ров депутатов областного Совета осуществляется за счет средств областного бюджета. 13. Государственные органы, органы местного самоуправле ния, учреждения, организации, предприятия с государственным учас тием, а также их должностные лица обязаны оказывать избира тельным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, сред ства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, да вать ответы на обращения избирательных комиссий в установлен ный законодательством срок, а организации; осуществляющие теле — и (или) радиовещание, и редакции, периодических печатных изда ний, указанные в пункте 1 статьи 32 настоящего закона, должны предоставлять возможность для размещения печатной информа ции избирательных комиссий, а также предоставлять избиратель ным комиссиям бесплатное эфирное время для информации из бирателей, в порядке, установленном настоящим законом. При этом расходы организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовеща ние, и редакций периодических печатных изданий покрываются в порядке, установленном соответственно пунктом 4 статьи 33 и пун ктом 1 статьи 34 настоящего закона. Общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, организации, осуществля ющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических пе чатных изданий, не указанные в пункте 1 статьи 32 настоящего ■ закона, а также их должностные лица обязаны предоставлять из бирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, да вать ответы на обращения избирательных комиссий в установлен ный законодательством срок. Статья 16. Формирование и срок полномочий избира тельной комиссии области, окружных, участковых избира тельных комиссий 1. Формирование избирательной комиссии области по выбо рам депутатов областного Совета в составе 14 членов осущес твляется областным Советом и администрацией области на осно ве предложений избирательных объединений, избирательных бло ков, общественных объединений, выборных органов местного са моуправления, избирательной комиссии области предыдущего со става. При этом государственные служащие не, могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комис сии. Половина, членов избирательной комиссии назначается об ластным Советом, другая половина назначается администрацией области. Как областной Совет, так и администрация области обя заны назначить не менее одной трети назначаемого ими количес тва членов избирательной комиссии на основе поступивших пред- . ложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в областном Совете, а в случае, если избира тельные объединения, избирательные блоки не представят необ ходимого количества предложений, — от иных, политических об щественных объединений. При атом;.в избирательную, комиссию. .. может быть назначено не более одного, предетавителя^-рт каждого из избирательных объединений, избирательных- блоков. 2. Формирование окружных избирательных комиссий в составе от 6 до 12 членов каждая осуществляется на основе предложений избирательных объединений, избирательных б'Локов, обществен ных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, соответствующих избирательных комис- , сий предыдущего состава, а участковых избирательных комиссий в составе от 5 до, 15 членов каждая — на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, обществен ных объединений, собраний избирателей по месту жительства, ра боты, службы, учебы представительным органом местного само управления. Представительный орган местного самоуправления обя зан назначить не менее одной трети состава окружной, участковой избирательной комиссии на основе поступивших предложений каж дого из избирательных объединений, избирательных блоков, име ющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания • Российской Федерации, а также на основе поступивших предложе ний избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в областном Совете и в представительном органе мес тного самоуправления, а в случае, если избирательные объедине ния, избирательные блоки не представят необходимого количест ва предложений, — от иных политических общественных объедине ний. При этом может быть назначено не более одного представи теля от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков. 3. В случае досрочного прекращения полномочий областного Совета, право внесения предложений о составе избирательной комиссии сохраняется за избирательными объединениями, изби рательными блоками, имевшими депутатские фракции в Государ ственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, областном Совете, представительном органе местного самоуправ ления последнего созыва. 4. Формирование окружных и участковых избирательных ко миссий осуществляется.соответственно не позднее пяти и трех дней после образования избирательного округа, участка. 5. В случае, если представительный орган местного самоуп равления не назначит состав либо часть состава окружной или участковой избирательной комиссии в сроки, установленные в пун кте 4 настоящей статьи, либо если на соответствующей террито рии отсутствует представительный орган местного самоуправле ния, назначение состава либо части состава соответствующей из бирательной комиссии производится соответствующей вышестоя щей избирательной комиссией с соблюдением требований, уста новленных федеральными законами и настоящим законом. 6. Государственные слфкащие и лица, замещающие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, не могут, составлять более одной трети от общего числа членов ок ружной и участковой избирательной комиссии по выборам депута тов областного Совета. 7. Избирательная комиссия области действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Срок ее полномочий — че тыре года. 8. Срок полномочий окружных избирательных комиссий по вы борам депутатов областного Совета равен сроку полномочий об ластного Совета. 9. Срок полномочий участковой избирательной комиссии пре кращается через 10 дней со дня официального опубликования ре зультатов выборов в случае, если в адрес вышестоящей избира тельной комиссии не поступило жалоб и протестов на действия (бездействие) указанных избирательных комиссий, в результате которых был нарушен порядок голосования ..и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования пол номочия участковой комиссии прекращаются после вынесения окон чательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом. 10. Избирательная комиссия, действующая на постоянной ос нове, собирается на свое первое заседание не позднее чем на 15 день после вынесения решения о назначении ее членов. При этом в состав избирательной комиссии должно быть назначено не ме нее двух третей членов избирательной комиссии. Со дня первого ■ заседания избирательной комиссии нового состава полномочия избирательной комиссии прежнего состава прекращаются. Статья 17. Статус членов избирательных комиссий 1. Членами избирательных комиссий с правом решающего го лоса не могут быть депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправле ния, выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьи, кандидаты, зарегис трированные кандидаты и их доверенные лица, уполномоченные представители и довизенные лица групп избирателей и избиратель ных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, а также члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, супруги и близкие родственники кандида'гов, зарегистриро ванных кандидатов или лица, которые находятся в непосредствен ном подчинении у кандидатов, зарегистрированных кандидатов. 2. Под непосредственным подчинением в настоящем законе понимаются служебные отношения между руководителем и подчи ненным, при которых первый обладает в отношении последнего властно-распшэядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах до лжностных полномочий вправе отдав'ать ему приказы, распоряже ния и указания, обязательные для исполнения, применять меры поощрения и дисциплинарного взыскания. 3. Член избирательной комиссии по выборам депутатов облас тного Совета с правом решающего голоса не может быть однов ременно членом вышестоящей или нижестоящей избирательной комиссии по выборам депутатов областного Совета с правом ре шающего голоса. 4. Срок полномочий членов избирательных комиссий с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением пол- (Продолжение на 4-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz