Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
ЗАГАДОЧНАЯ ЭКОНОМИКА ОПЯТЬ ОТ МЕНЯ СБЕЖАЛА ПОСЛЕДНЯЯ ЭЛЕКТРИЧКА... СТРАННОЕ ДЕЛО: ЧЕМ ЛУЧШЕ РАБОТАЮТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ , ТЕМ БОЛЬШЕ У НИХ УБЫТКОВ ных направлений на работу в Москву в пригородных электричках прибывают поч ти два миллиона жителей Подмосковья и соседних об ластей. Еще столько же при езжают на пригородных электропоездах в Белока менную потоптаться на рын ках да пройтись по Тверской. К вечеру гости столицы уса живаются в электрички, сле дующие в обратном напра- Итак, ежедневное количе ство пассажиров электропо ездов совсем немного уступа ет численности народонасе ления Москвы. Но если разо браться в железнодорожной арифметике, получается, что весь без исключения этот пассажиропоток ездит «зай цами»! Конечно, билеты на про езд имеются почти у каждого. /1 о нынешним ценам ^ стать 'законопослушным пассажи ром стоит недорого: кружка пива - и та обойдется доро же иного билета на электрич ку. Однако на самом деле пассажирский билет склеен из двух частей: одна прода ется в привокзальной кассе, а другая должна, согласно закону, оплачиваться из ме стного бюджета. Пассажир из своего кармана выклады вает менее третьей части от полной стоимости проезда. Сколько именно - решают власти того региона, по тер ритории которого проходит маршрут. От Ярославского вокзала до платформы М а ленковская или станции Яуза пассажирским тарифом ве дает столичная мэрия. А до Мытищ или Сергиева Посада - уже администрация Мос ковской области. .Еще в марте 1995 года и Юрий Лужков, и руководите ли восьми субъектов Феде рации, входящих в зону об служивания Московской же лезной дороги, подписали с МЖД генеральное соглаше ние. Этот документ дает пра во губернаторам не только устанавливать пассажирские тарифы на пригородные пе ревозки, но и регулировать плотность расписания движе- я электропоездов. Впрочем, наряду с права- главы субъектов расписа- сь и в обязанностях. А именно - аккуратно возме щать железнодорожникам разницу между пассажир ским тарифом и себестоимо стью перевозок. По такой же схеме было установлено взаимодействие между МПС и всеми остальными россий скими областями и краями. стучат колесами элект- дешевле денег. Поэтому не- рички. Но договор в России - мудрено, что соглашения о компенсации убытков оста лись лишь на бумаге. К при меру, Московская область процентов от общей суммы своей задолженности. А стО- I из 4,6 миллиарда же лезнодорожного долга изы скала возможность в этом го ду погасить лишь 830 милли онов. И это все, что наскреб- самые благополучные в экономическом отношении регионы. Что уж говорить о других областях, где и без этой статьи расходов едва сводят концы с концами? Если в прошлом году убытки МПС от всех видов пассажирских перевозок со ставили 15 миллиардов руб лей, то в этом году прогнози руется цифра в 28 миллиар- первыи зам. министра Александр Целько привел такую стати- - Минувшим летом поезда дальнего следования ' «при везли» нам рост убытков на 52 процента, а пригородные электропоезда - на 49 про центов... Получается, чем лучше: работают железнодорожни- кладнее. В этом дачно- ку рортном сезоне поезда и электрички стали поистине «резиновыми»: после подо рожания бензина и повыше ния стоимости авиабилетов россияне" бросились на штурм самого доступного ви да транспорта. Ввиду небы валого спроса из резервов М ПС спешно формирова лись новые составы, которые тут же мчались развозить пассажиров по курортам, дачным участкам, грибным и ягодным лесам. Казалось бы, с напором пассажиропотока Железнодорожное министер ство справилось: урожаи на дачах собраны, соленья на зиму запасены. Но из летне го аврала электропоезда вы шли, как из боя. Подсчитано, что в период действия летне- сяч квадратных метров ных стекол, похитили из ваго нов или вывели из строя бо лее полутора тысяч электро печек... И это далеко не пол ный перечень ущерба, поне сенного железнодорожника ми только на обеспечении пригородных перевозок. Сот ни вагонов пришлось вооб ще отправлять в капитальный ремонт. Соответственно воз растают и расходы МПС. По словам министра Николая Аксененко, если в 1999 году инвестиционные вложения на поддержание и развитие от расли составили 37,4 милли арда рублей, то в нынешнем году этот показатель увели чится до 78 миллиардов. А на будущий год железнодо рожникам предстоит потра тить аж 120 миллиардов руб- Где взять такие огромные Средства в условиях убыточ ности пассажирских перево зок и отказа большинства регионов компенсировать за траты МПС? На протяжении всего десятилетия реформ подспорьем в решении этой проблемы было так называе мое перекрестное финанси рование, при котором убыт ки пассажирских поездов возмещались прибыльностью грузоперевозок. Однако развитие отечественной эко номики пошло с перекосом: за последние три года желез нодорожная составляющая в конечной цене промышлен ной продукции снизилась вдвое. Это означает, что рост грузовых железнодо рожных тарифов был значи тельно меньше темпов ин фляции. Благодаря тому, что железнодорожники сдержи вали цены на перевозки, оте чественный товаропроизво дитель. сумел встать на ноги после дефолта 1998 года. Но вечно быть в роли фина'н- лам. Поэтому нынеш ней__ НЬЮ по согласованию с Ми нистерством по антимоно польной политике были уве личены тарифы как на грузо перевозки для металлургиче ских и нефтяных компаний, так и на пассажирские пере возки в поездах дальнего следования. Правда, подоро жали только купейные билеты и места в вагонах «СВ». Но такое выборочное повыше ние тарифов на 20 - 30 про центов - - капля в , море п'о сравнению с возросшими по терями. Для сравнения: если цены на промышленную про дукцию за .последнее трехле тие выросли в 2,8 раза, то на железнодорожные билеты - только в 1,47, Другие государственные монополии даже при менее крупных долгах обладают вполне действенным меха низмом влияния на кризис ную ситуацию. Взять веер ные отключения электроэнер гии, которые в этом году применило руководство РАО ЕЭС к своим наиболее злостным должникам. Но МПС в отличие от энергети ков не вправе стопорить дви- ' жение своих электрФлЬ•взд^в Единственное, на что ц.р срг- ласовайй'ю с регисЙВЬьными властями пошли в МПС, - так это на двухпроцентное со кращение пригородных элек тричек в рамках нового осенне-зимнего расписания. Однако такое сокращение в качестве обоснования имеет все необходимые расчеты: с наступлением зимнего сезо на численность пассажиро потока сокращается. Гонять же составы порожняком вы годы мало. Почему, спрашивается, вопрос о компенсации убыт ков МПС из бюджетов рос сийских регионов особенно остро встал именно сейчас? В железнодорожном ведом стве приводят тревожную статистику, которая говорит о том, что критическая масса финансовых потерь, связан ных с неплатежами, достигла предела. Если, например, не сколько лет назад парк МПС ежегодно обновлялся не сколькими тысячами единиц подвижного состава, то в этом году новых пассажир ских вагонов на российские железные дороги поступило всего чуть больше сотни. О б новления требуют локомоти вы, рельсы, вокзалы и плат формы. Иначе, как подчерк нул в сентябре на Нижего родском форуме предприни мателей и промышленников вице-премьер Илья Клеба нов, страна вступит в полосу техногенных катастроф на железнодорожном транспор- С одной стороны, погаше ние убытков от пассажирских перевозок из региональных бюджетов предусмотрено Гражданским кодексом РФ. Но, с другой стороны, эта процедура в законодатель стве прописана туманно. А нормативных документов, ре гулирующих этот механизм, не существует и вовсе. На дежда у железнодорожников, а вместе с ними и у миллио нов пассажиров, обеспоко енных перспективами приго родных электричек, - на но вую программу реформиро вания железнодорожной от расли, которая в окончатель ном варианте увидит свет к апрелю будущего года. Эта программа имеет своей це лью дополнить законодатель- чат четкое взаимодействие МПС и местных властей. А в конечном итоге - и беспере бойную работу железнодо рожного транспорта на ус ловиях комфорта и доступных каждому тарифов. Дмитрий СЕВРЮКОВ. МЕСТО СОБЫТИЯ ОМСК: и БУТЫЛКУ НА СТОЛ! Бутылку с первой нефтью Западно-Крапивинского мес торождения на севере Омской области пообещало поставить но стол губернатору Леониду Полежаеву руководство компа нии «Сибнефть» в 2001 году. За лето из Ноябрьска пришло 4 баржи с нефтедобывающим оборудованием, и на новом месторождении уже монтиру ются буровые установки. Юрий ЕПАНЧИНЦЕВ. КУДА НАМ БЕЗ ВАЛЕНОК Праздник с не очень весе лым названием «Мне без вале нок беда» прошел под Волог дой. Даже самые большие ницы держат в своем гардеро бе эту обувку. И традиция обя зывает, и энергетический кри зис на дворе. Так что фабрика в городе Усгюжны без работы не остонется. Елена ЖИБОРТ. ОМСК: КРЫЛЬЯ ОБВЕТШАЛИ Министерство транспорта Якутии намерено заказать ПО «Полет» модернизацию 12 са молетов Ан-2 в 2001 году; Из 112 имеющихся машин этой се рии на ходу в Якутии сегодня только... два самолета. Юрий ЕПАНЧИНЦЕВ. МАГНИТОГОРСК: э т о т ЧАЙ СЛИШКОМ КРЕПОК Двадцать тонн радиоактив ного чая обнаружили сотруд ники Центра стандартизации и метрологии в Магнитогорске. Товар из Грузии был снабжен поддельными сертификатами. В продажу он не попал. Дельцы с Кавказа поставили на упаков ке скромную надпись «Второй Сергей АГАТОВ. КАРТИНК И ИЗ ГЛУБИНКИ РОССИЯ, ВЕК почти X X I НА СНИМКЕ - СЕЛЬСКИЙ ВРАЧ ОЛЬГА БОГОМОЛОВА СО СВОЕЙ «СКОРОЙ ПОМОЩЬЮ » Совсем недавно в золоченом Брунее президент России вместе с другими миро выми лидерами подписал декларацию о прорыве человечества в следующий век - о приобщении к Интернету и новым техно логиям целых народов. Дело приятное и важное, но уж очень хлопотное. Предста вим на минуту, каково будет прорваться в XXI век конкретной россиянке Ольге Бого моловой - человеку с высшим образова нием, врачу, исцеляющему народ на ог ромной территории. Молодой специалист Богомолова уже пятый год в одиночку объезжает на лоша ди вверенный ей участок с... кухонным но жом за пазухой. С ножом - потому что волки донимают, особенно зимой. На ло шади - потому что другой транспорт здесь не пройдет. Вот один рабочий день из ее практики. Но улицу носа не высунешь, метель, хо лод, а тут гонцы прибежали - в соседних Репищах баба на сносях. Богомолова «оседлала» большие деревянные, срабо танные сельским умельцем лыжи (лошадь в такой буран не пойдет), - и в путь. Роды были долгими и тяжелыми, но Ле- ночка'появилась на свет вполне здоровой, большими портновскими ножницами оття пали пуповину, и записывай, село, приба вление. Домой участковый фельдшер на своих лыжах-ходулях добралась поздно ночью. А утром еще потемну снова к роженице за 12 километров. Все на тех же деревянных «ходиках»... «Скорая помощь» но гужевом ходу Бо гомоловой по вызову является быстрее, иные городские коллеги добираются на быстроходных автомобилях. Часок-пол- тора - и Малинку с наездницей -уже встре чают на. околице. А связь... Это делается так. Один сельский умелец, свяжется по са модельной рации (в репищах телефонов нет)^с ближайшей железнодорожной стан цией, оттуда позвонят до узловой Рузаев ки, потом сообщат в.райцентр Кочкурово, и уж дальше сообщение приходит на бо- гомоловский телефон. Сообщение обхо дит половину Мордовии, иногда искажает ся из-за плохой слышимости, но другой связи с Большой землей здесь пока не придумали. Летом доктор Богомолова пересажива ется на старенький велосипед. А а весен нюю распутицу Богомолова вытаскивает для своего скакуна настоящее кавалерий ское седло. Один городской дачник нашел его на заброшенном чердаке старого до ма, больше ста лет ему. Подарил доктору за ее доброту и заботу о людях. Вся окру га ведь знает, что многие . пилюли в ее скудных аптекарских ' запасах куплены Ольгой на собственные нищие заработки. И не с каждого она плату за лекарства берет, хотя и сама без зарплаты сидит. Вот и сечас, когда по телевидению пере дают, что со всеми бюджетниками давно рассчитались, Богомолова последнюю зарплату получала еще в июне. Глухомань ведь, кто вспомнит, что и здесь люди жи вут, да еще и работают. Конечно, хорошо с Малинкой: ни бензи на, ни запчастей, ни ремонта, ни водителя гужевая «скорая помощь» не требует. Зато на лошадиный «спидометр» накручивается' по 30-40 километров ежедневно. Одна у Ольги тревога: а вдруг лошадь таких нагру зок не выдержит и запросится на пенсию? Тогда хоть ложись и помирай. Выдержит ли Богомолова сама? Здесь сомнений нет. Вы держит. А там и до «золотого» XXI века ру кой подать. Вот жизнь настанет... Николай НИКОЛАЕВ. п. КРАСНОМАЙСКИЙ, Мордовия. к о н к у р с : 1|1^^!1-11111^Я I-------- ------------------------ IНАДО ЛИ НАМ В КИМОНО РЯДИТЬСЯ? I ■ Бывший управделами президента России Павел БОРОДИН так обозначил свои экономиче- I ские приоритеты: I ( «Для меня идеал - японская экономика, В Японии нет ничего - и есть все. У нас есть все - I и нет ничего». | Ц Р.5. Действительно, поразительный случай! Хотя, если бы японцы тратили на обивку I самолета для главы государства 50 миллионов долларов, а на миллиард золотили бы * ^^ысочайшие хоромы, и у них бы ничего не было. НА ЧАШКУ ЧАЯ «НАШИ КАДРЫ - ЗОЛОТЫЕ!» В ГОСТЯХ У «ДВ» - АРНГОЛЬТ БЕККЕР, ПРЕЗИДЕНТ КОМПАНИИ «СТРОЙТРАНСГАЗ» - Многие мои коллеги гово рят, что вы не большой люби тель общаться с журналиста ми. О вашей компайии, хотя она весьма крупная, действи тельно, рассказывалось не часто. С чем это связано? Вы не нуждаетесь в рекламе или не ведите в объективность - Не скрою, у меня есть пе чальный опыт общения с жур налистами. Может быть, мне не везло нр настоящих про фессионалов, но я нередко сталкивался с труднообъясни мой для меня ситуацией - рас сказываешь, объясняешь од но, а после читаешь о себе совершенно другое... Но дело, ‘ конечно, не в этом. На чем специализирует ся наша компания? Она вы полняет много разных работ, но главное - проектирует и строит трубопроводные систе мы, используемые для транс портировки нефти и газа. Тех, кто способен выполнить тако го рода работы, да еще в ог ромных объемах, в мире на- пмечет. Специалисты знают об успехах и просчетах каж дого. Поэтому в этой сфере рекламные заметки в газетах, щиты на улицах или телевизи онные ролики вообще мало что решают. Наша реклама '- трубопроводы, компрессор-' ные станции, подземные хра нилища, которые мы построи- - И как в этом смысле сего дня выглядит рекламный ро лик «Стройтрансгаза»? - На мой взгляд, неплохо. Мы принимаем участие в реа лизации крупнейших в мире проектов транспортировки га за. «Ямал - Европа», «Россия - Турция», «Заполярное - Уренгой» - это уникальные га зопроводы, и на каждом из них мы выполняем немалый объем работ. Кроме того, на ша компания участвует в строительстве газовых сетей во многих областях Россий ской Федерации. Если начну перечислять все большие и малые объек ты, которые мы вели и ведем по сей день, поверьте, не хва тит газетной полосы. В этом году в нашем портфеле было заказов почти на полтора миллиарда долларов. И это не предел. Задумайтесь над такой цифрой; мы способны ежегодно прокладывать одних только трубопроводов боль шого диаметоа протяженно стью Около 3 тысяч киломёт- - Сколько же в компании работает сотрудников? - Для таких объемов работ совсем немного - чуть более 20 тысяч человек... Помните конец 80-х - начало 90-х го дов? Все разваливалось на глазах. Мы тогда стояли перед реальной угрозой потери производственных мощностей, (ые б ы й и б ё зД й ны Г в ’ 'в -фуб<;Ятр^одн1ом строительстве. Многие зару бежные конкуренты уже зло радно потирали руки - им све тили огромные подряды, на которые у нас уже не было сил. Пришлось убеждать кое- кого из наших одержимых ре форматоров, что, если не со храним технический и органи зационный уровень отечест венного трубопроводного строительства, завтра России будут диктовать, куда прода вать наши энергоресурсы и по каким ценам. - И чего удалось добиться? Сегодня Россия но мировом рынке достаточно конкурен тоспособна? - Все работы по прокладке магистральных трубопроводов на территории России ныне осуществляются только сила ми российских подрядчиков. Мы строим газопроводы на территории Греции, Финлян дии, Турции. Сейчас участвуем в тендере в Алжире, и, не по боюсь сглазить, наши позиции достаточно крепкие. Еще боремся в новом тен дере на строительство 500- километрового газопровода в Турции и тоже имеем непло хие шансы. К нам проявляют интерес в Южно-Африкан ской Республике, где стоит во прос о строительстве трубо провода протяженностью в 900 километров. Мы хотели бы поработать в Ливии и в Иране. - Ливия и Иран - конечно, большой рынок. Но кок стре мление освоить его сообразу ется с международными обя зательствами России й с меж дународными санкциями про тив этих стран? - Если говорить о самом «Стройтрансгазе», могу ответ ственно заявить: ни разу, ни в одной точке мира ноша ком пания не выходила за рамки тех требований, которые вы двигает мировое сообщество и которые поддерживает Рос сийское государство. Когда наша делегация вылетала в Ирак, чтобы на месте обсу дить возможность получения подрядов в этой стране, гос секретарь США г-жа Ол брайт очень резко высказа лась в наш адрес. А почему? Прежде чем отправиться в Ба- гддд, мы получили разреше ние на этот визит не только в российском МИДе, но и в ООН . Турция дала нам раз решение на пролет через свою территорию. Создается впечатление, что американское раздраже ние имело совсем иные причи ны. Очевидно, кое-кому за океаном хочется, чтобы рос сийский бизнес процветал лишь в области лицен зионного производст' ва американской же вательной ' резинки ' , и прохладительных на питков... Если рассуж дать не о нашей ком пании, а о проблеме в целом, то выскажу мнение: почему бы нам не перенять аме риканский опыт? Пос мотрите, как в США трактуется идея нацио нальных интересов: все, что полезно для американского бизне са, - полезно для Аме рики. Ни одно полити ческое решение не бу: дет принято, если оно наносит ущерб отече ственному предприни мателю. А почему мы не можем с таких же позиций смотреть на наши подряды за ру бежом? Б той же Ливии немалый контракт на строительство трубопроводов принадлежит итальянцам (они его, кстати. никаких претензии в их адрес. - Сейчас, когда во многих регионах России резко обост рилась ситуация с энергоснаб жением, боюсь, наши сограж дане не слишком сострада тельно отнесутся к вашим проблемам за рубежом. Во-первых, свыше двух трубопроводы где угодно, _ не у себя дома, несправедли вы. Во-вторых, почти все, что мы зарабатываем за рубе жом, направляем на модерни зацию наших производствен ных мощностей, которые, на до признать, изрядно изноше ны. А нам нужна самая совре менная техника для того, что бы выполнить те проекты, ко торые намечаются на ближай- Планы серьезные: проект «Сахалин-1» и «Сахалин-2», новый газопровод в обход Ук раины. Хотя дело не только в новых проектах, но и в под держании работоспособности уже существующей газотранс портной системы России. На ши граждане должны пони мать, что труба, зарытая в зе млю, не вечна. Наступит день, когда ее надо будет заменить. Или ‘ потребители останутся без газа, без света, без теп ла. Значит, уже сегодня «Стройтрансгаз» должен быть готов выполнить и эти работы. Или позовем иностранцев и оставим своих людей без за работке? - Но ведь на Западе рассу ждают иначе: «Не важно, свои или иностранные под рядчики выполнят заказ. Главное - качество, стои мость, сроки». - Готов подписаться под этой формулой! Качество," сто имость и сроки - как раз те критерии, которые делают нас конкурентоспособными... Но у нос есть и свой, внутрен ний, критерий - условия жизни наших рабртникйв. Когда мы принимаем решение об уча стии в том или ином тендере, непременно учитываем, что заработает вся компания и что заработает каждый ее ра ботник. У нас четко сформу лирован корпоративный инте рес. У нас практически нет очереди на жилье. Мы созда ли собственную медицину, ко- тм а я совершенно бесплатно обслуживает 'каждого работ ника «Стройтрансгаза». Каж дой молодой маме в тече ние трех лет выплачивается ее ежемесячный оклад Мы опла чиваем обучение своих детей во всех заведениях, от спец школ до университетов. С не давнего времени, если кто-то из них хочет отправиться за рубеж и выучить иностранный язык, мы и эти расходы берем на себя. Мы вообще уделяем социальной сфере большое внимание. - Очевидно, ваши доходы позволяют это делать... - Мы делали это даже тог да, когда наши доходы были куда меньше. Вы видели. ко- тдо-ни^дь, кок прокладывает ся трубопровод в 40-градус ный холод? Хотели бы ока заться на месте сварщика? Такой труд трудно компенси ровать одними деньгами. А мы хотим, чтобы у нас были на дежные и лучшие кадры. И чтобы они готовили себе та кую же смену. Вот тогда мы и обеспечим три критерия кон курентоспособности - качест во, стоимость, сроки... Беседовал Павел ВОЩАНОВ. особый саучай 2 5 ДЕКАБРЯ 2000 ГОДА УЧАСТНИКОВ ПЕРЕЛЕТА СЛАВА НЕ ЖДАЛА Они первыми проложили что приютился недалеко Ижевска, и роскошным воль ным городом Амстердам. Вот уже почти три месяца лежат а одном из амстердамских мор гов два тела: Владимир Шу- баков и Василий Антонов. 2 сентября Вовку Шубако- во нашли замороженным отсеке шасси «Боинго-737» голландской авиакомпан!- КЕМ. Самолет прибыл рейсом КГ-908 из Москвы в Амстё| дам. Антонова обнаружиг дней десять спустя в каком-то голландском болоте - выпал, когда самолет выпускал шас- ...Когда парни исчезли из поселка,- народ решил - от милиции прячутся. Отсидятся где;^Ыб;9ЙГ-;'У-’ачокомых-родст- венников, да обратно с по винной воротятся. Тем более дело по деревенским меркам яйцо выеденного не стоило. Перебрали пацаны но диско теке, потянуло но любовь, о девушки поутру в милицию |рибежали с заявлением об изнасиловании... Кто теперь узнает, чте ридось в головах деревенских недорослей, кок им и мысль- то такая в голову пришла - рвануть,за бугор. Им и в Мо скву попасть - проблема. А ак они в заграничный са молет, минуя все кордоны, |робрались, этого и работни- и спецслужб понять не могут. Лена, жена незадачливого путешественника, хотела своего Бовку в последний роз взглянуть, да в кокой Амстер дам с совхозной зарплатой отправишься? - Были мы у начальника, Ижевске, - говорит Елена. - Он международными делами занимается. Написали зоявле- бокова Владимира по месту " " гибели, потому что имеем денег но транспорти ровку тела а Россию». Может, прислушаются в Голландии? Хотя бабушка Васина такую бумагу еще не увезла, все никак не решится... Мольчиш- ;оть и без царя в голове, едь наши любимые были. Теперь одна надежда, что дог кументы пришлют и фотогра фии того места, где похоро- А вдруг когда и на могил- попадем... А я все-таки считаю, - вдруг озлобляется она, - если они том, в Шере метьево-2, наших мальчишек живых беззаконно из страны' выпустили, проворонили, пусть теперь ошибку ис провляют - 30 свой счет гро бы из Амстердама переправ ляют. Мы их хоть в родной похороним. Вот бы к их дням рождения успеть! Васе девятого, декабря - 19, а мое му четырнадцатого - 22. Ис полнилось бы! Вот так бесславно закон чился первый и последний ме ждународный перелет двух российских граждан. Что и кому хотели они доказать, ес- их головах не помести лась даже элементарная мысль: на высоте 10 километ ров в отсеке для шасси будет смертельно холодно... Не со греет доже надежда перехит рить судьбу и затеряться но улицах вольного города Ам стердам. Лариса РЕВНИНА. ИЖЕВСК. а т о м
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz