Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

ЗАГАДОЧНАЯ ЭКОНОМИКА ОПЯТЬ ОТ МЕНЯ СБЕЖАЛА ПОСЛЕДНЯЯ ЭЛЕКТРИЧКА... СТРАННОЕ ДЕЛО: ЧЕМ ЛУЧШЕ РАБОТАЮТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ , ТЕМ БОЛЬШЕ У НИХ УБЫТКОВ ных направлений на работу в Москву в пригородных электричках прибывают поч­ ти два миллиона жителей Подмосковья и соседних об­ ластей. Еще столько же при­ езжают на пригородных электропоездах в Белока­ менную потоптаться на рын­ ках да пройтись по Тверской. К вечеру гости столицы уса­ живаются в электрички, сле­ дующие в обратном напра- Итак, ежедневное количе­ ство пассажиров электропо­ ездов совсем немного уступа­ ет численности народонасе­ ления Москвы. Но если разо­ браться в железнодорожной арифметике, получается, что весь без исключения этот пассажиропоток ездит «зай­ цами»! Конечно, билеты на про­ езд имеются почти у каждого. /1 о нынешним ценам ^ стать 'законопослушным пассажи­ ром стоит недорого: кружка пива - и та обойдется доро­ же иного билета на электрич­ ку. Однако на самом деле пассажирский билет склеен из двух частей: одна прода­ ется в привокзальной кассе, а другая должна, согласно закону, оплачиваться из ме­ стного бюджета. Пассажир из своего кармана выклады­ вает менее третьей части от полной стоимости проезда. Сколько именно - решают власти того региона, по тер­ ритории которого проходит маршрут. От Ярославского вокзала до платформы М а­ ленковская или станции Яуза пассажирским тарифом ве­ дает столичная мэрия. А до Мытищ или Сергиева Посада - уже администрация Мос­ ковской области. .Еще в марте 1995 года и Юрий Лужков, и руководите­ ли восьми субъектов Феде­ рации, входящих в зону об­ служивания Московской же­ лезной дороги, подписали с МЖД генеральное соглаше­ ние. Этот документ дает пра­ во губернаторам не только устанавливать пассажирские тарифы на пригородные пе­ ревозки, но и регулировать плотность расписания движе- я электропоездов. Впрочем, наряду с права- главы субъектов расписа- сь и в обязанностях. А именно - аккуратно возме­ щать железнодорожникам разницу между пассажир­ ским тарифом и себестоимо­ стью перевозок. По такой же схеме было установлено взаимодействие между МПС и всеми остальными россий­ скими областями и краями. стучат колесами элект- дешевле денег. Поэтому не- рички. Но договор в России - мудрено, что соглашения о компенсации убытков оста­ лись лишь на бумаге. К при­ меру, Московская область процентов от общей суммы своей задолженности. А стО- I из 4,6 миллиарда же­ лезнодорожного долга изы­ скала возможность в этом го­ ду погасить лишь 830 милли­ онов. И это все, что наскреб- самые благополучные в экономическом отношении регионы. Что уж говорить о других областях, где и без этой статьи расходов едва сводят концы с концами? Если в прошлом году убытки МПС от всех видов пассажирских перевозок со­ ставили 15 миллиардов руб­ лей, то в этом году прогнози­ руется цифра в 28 миллиар- первыи зам. министра Александр Целько привел такую стати- - Минувшим летом поезда дальнего следования ' «при­ везли» нам рост убытков на 52 процента, а пригородные электропоезда - на 49 про­ центов... Получается, чем лучше: работают железнодорожни- кладнее. В этом дачно- ку­ рортном сезоне поезда и электрички стали поистине «резиновыми»: после подо­ рожания бензина и повыше­ ния стоимости авиабилетов россияне" бросились на штурм самого доступного ви­ да транспорта. Ввиду небы­ валого спроса из резервов М ПС спешно формирова­ лись новые составы, которые тут же мчались развозить пассажиров по курортам, дачным участкам, грибным и ягодным лесам. Казалось бы, с напором пассажиропотока Железнодорожное министер­ ство справилось: урожаи на дачах собраны, соленья на зиму запасены. Но из летне­ го аврала электропоезда вы­ шли, как из боя. Подсчитано, что в период действия летне- сяч квадратных метров ных стекол, похитили из ваго­ нов или вывели из строя бо­ лее полутора тысяч электро­ печек... И это далеко не пол­ ный перечень ущерба, поне­ сенного железнодорожника­ ми только на обеспечении пригородных перевозок. Сот­ ни вагонов пришлось вооб­ ще отправлять в капитальный ремонт. Соответственно воз­ растают и расходы МПС. По словам министра Николая Аксененко, если в 1999 году инвестиционные вложения на поддержание и развитие от­ расли составили 37,4 милли­ арда рублей, то в нынешнем году этот показатель увели­ чится до 78 миллиардов. А на будущий год железнодо­ рожникам предстоит потра­ тить аж 120 миллиардов руб- Где взять такие огромные Средства в условиях убыточ­ ности пассажирских перево­ зок и отказа большинства регионов компенсировать за­ траты МПС? На протяжении всего десятилетия реформ подспорьем в решении этой проблемы было так называе­ мое перекрестное финанси­ рование, при котором убыт­ ки пассажирских поездов возмещались прибыльностью грузоперевозок. Однако развитие отечественной эко­ номики пошло с перекосом: за последние три года желез­ нодорожная составляющая в конечной цене промышлен­ ной продукции снизилась вдвое. Это означает, что рост грузовых железнодо­ рожных тарифов был значи­ тельно меньше темпов ин­ фляции. Благодаря тому, что железнодорожники сдержи­ вали цены на перевозки, оте­ чественный товаропроизво­ дитель. сумел встать на ноги после дефолта 1998 года. Но вечно быть в роли фина'н- лам. Поэтому нынеш ней__ НЬЮ по согласованию с Ми­ нистерством по антимоно­ польной политике были уве­ личены тарифы как на грузо перевозки для металлургиче­ ских и нефтяных компаний, так и на пассажирские пере­ возки в поездах дальнего следования. Правда, подоро­ жали только купейные билеты и места в вагонах «СВ». Но такое выборочное повыше­ ние тарифов на 20 - 30 про­ центов - - капля в , море п'о сравнению с возросшими по­ терями. Для сравнения: если цены на промышленную про­ дукцию за .последнее трехле­ тие выросли в 2,8 раза, то на железнодорожные билеты - только в 1,47, Другие государственные монополии даже при менее крупных долгах обладают вполне действенным меха­ низмом влияния на кризис­ ную ситуацию. Взять веер­ ные отключения электроэнер­ гии, которые в этом году применило руководство РАО ЕЭС к своим наиболее злостным должникам. Но МПС в отличие от энергети­ ков не вправе стопорить дви- ' жение своих электрФлЬ•взд^в Единственное, на что ц.р срг- ласовайй'ю с регисЙВЬьными властями пошли в МПС, - так это на двухпроцентное со­ кращение пригородных элек­ тричек в рамках нового осенне-зимнего расписания. Однако такое сокращение в качестве обоснования имеет все необходимые расчеты: с наступлением зимнего сезо­ на численность пассажиро­ потока сокращается. Гонять же составы порожняком вы­ годы мало. Почему, спрашивается, вопрос о компенсации убыт­ ков МПС из бюджетов рос­ сийских регионов особенно остро встал именно сейчас? В железнодорожном ведом­ стве приводят тревожную статистику, которая говорит о том, что критическая масса финансовых потерь, связан­ ных с неплатежами, достигла предела. Если, например, не­ сколько лет назад парк МПС ежегодно обновлялся не­ сколькими тысячами единиц подвижного состава, то в этом году новых пассажир­ ских вагонов на российские железные дороги поступило всего чуть больше сотни. О б ­ новления требуют локомоти вы, рельсы, вокзалы и плат формы. Иначе, как подчерк нул в сентябре на Нижего родском форуме предприни­ мателей и промышленников вице-премьер Илья Клеба­ нов, страна вступит в полосу техногенных катастроф на железнодорожном транспор- С одной стороны, погаше­ ние убытков от пассажирских перевозок из региональных бюджетов предусмотрено Гражданским кодексом РФ. Но, с другой стороны, эта процедура в законодатель­ стве прописана туманно. А нормативных документов, ре­ гулирующих этот механизм, не существует и вовсе. На­ дежда у железнодорожников, а вместе с ними и у миллио­ нов пассажиров, обеспоко­ енных перспективами приго­ родных электричек, - на но­ вую программу реформиро­ вания железнодорожной от­ расли, которая в окончатель­ ном варианте увидит свет к апрелю будущего года. Эта программа имеет своей це­ лью дополнить законодатель- чат четкое взаимодействие МПС и местных властей. А в конечном итоге - и беспере­ бойную работу железнодо­ рожного транспорта на ус­ ловиях комфорта и доступных каждому тарифов. Дмитрий СЕВРЮКОВ. МЕСТО СОБЫТИЯ ОМСК: и БУТЫЛКУ НА СТОЛ! Бутылку с первой нефтью Западно-Крапивинского мес­ торождения на севере Омской области пообещало поставить но стол губернатору Леониду Полежаеву руководство компа­ нии «Сибнефть» в 2001 году. За лето из Ноябрьска пришло 4 баржи с нефтедобывающим оборудованием, и на новом месторождении уже монтиру­ ются буровые установки. Юрий ЕПАНЧИНЦЕВ. КУДА НАМ БЕЗ ВАЛЕНОК Праздник с не очень весе­ лым названием «Мне без вале­ нок беда» прошел под Волог­ дой. Даже самые большие ницы держат в своем гардеро бе эту обувку. И традиция обя зывает, и энергетический кри­ зис на дворе. Так что фабрика в городе Усгюжны без работы не остонется. Елена ЖИБОРТ. ОМСК: КРЫЛЬЯ ОБВЕТШАЛИ Министерство транспорта Якутии намерено заказать ПО «Полет» модернизацию 12 са­ молетов Ан-2 в 2001 году; Из 112 имеющихся машин этой се­ рии на ходу в Якутии сегодня только... два самолета. Юрий ЕПАНЧИНЦЕВ. МАГНИТОГОРСК: э т о т ЧАЙ СЛИШКОМ КРЕПОК Двадцать тонн радиоактив­ ного чая обнаружили сотруд­ ники Центра стандартизации и метрологии в Магнитогорске. Товар из Грузии был снабжен поддельными сертификатами. В продажу он не попал. Дельцы с Кавказа поставили на упаков­ ке скромную надпись «Второй Сергей АГАТОВ. КАРТИНК И ИЗ ГЛУБИНКИ РОССИЯ, ВЕК почти X X I НА СНИМКЕ - СЕЛЬСКИЙ ВРАЧ ОЛЬГА БОГОМОЛОВА СО СВОЕЙ «СКОРОЙ ПОМОЩЬЮ » Совсем недавно в золоченом Брунее президент России вместе с другими миро­ выми лидерами подписал декларацию о прорыве человечества в следующий век - о приобщении к Интернету и новым техно­ логиям целых народов. Дело приятное и важное, но уж очень хлопотное. Предста­ вим на минуту, каково будет прорваться в XXI век конкретной россиянке Ольге Бого­ моловой - человеку с высшим образова­ нием, врачу, исцеляющему народ на ог­ ромной территории. Молодой специалист Богомолова уже пятый год в одиночку объезжает на лоша­ ди вверенный ей участок с... кухонным но­ жом за пазухой. С ножом - потому что волки донимают, особенно зимой. На ло­ шади - потому что другой транспорт здесь не пройдет. Вот один рабочий день из ее практики. Но улицу носа не высунешь, метель, хо­ лод, а тут гонцы прибежали - в соседних Репищах баба на сносях. Богомолова «оседлала» большие деревянные, срабо­ танные сельским умельцем лыжи (лошадь в такой буран не пойдет), - и в путь. Роды были долгими и тяжелыми, но Ле- ночка'появилась на свет вполне здоровой, большими портновскими ножницами оття­ пали пуповину, и записывай, село, приба­ вление. Домой участковый фельдшер на своих лыжах-ходулях добралась поздно ночью. А утром еще потемну снова к роженице за 12 километров. Все на тех же деревянных «ходиках»... «Скорая помощь» но гужевом ходу Бо­ гомоловой по вызову является быстрее, иные городские коллеги добираются на быстроходных автомобилях. Часок-пол- тора - и Малинку с наездницей -уже встре­ чают на. околице. А связь... Это делается так. Один сельский умелец, свяжется по са­ модельной рации (в репищах телефонов нет)^с ближайшей железнодорожной стан­ цией, оттуда позвонят до узловой Рузаев­ ки, потом сообщат в.райцентр Кочкурово, и уж дальше сообщение приходит на бо- гомоловский телефон. Сообщение обхо­ дит половину Мордовии, иногда искажает­ ся из-за плохой слышимости, но другой связи с Большой землей здесь пока не придумали. Летом доктор Богомолова пересажива­ ется на старенький велосипед. А а весен­ нюю распутицу Богомолова вытаскивает для своего скакуна настоящее кавалерий­ ское седло. Один городской дачник нашел его на заброшенном чердаке старого до­ ма, больше ста лет ему. Подарил доктору за ее доброту и заботу о людях. Вся окру­ га ведь знает, что многие . пилюли в ее скудных аптекарских ' запасах куплены Ольгой на собственные нищие заработки. И не с каждого она плату за лекарства берет, хотя и сама без зарплаты сидит. Вот и сечас, когда по телевидению пере­ дают, что со всеми бюджетниками давно рассчитались, Богомолова последнюю зарплату получала еще в июне. Глухомань ведь, кто вспомнит, что и здесь люди жи­ вут, да еще и работают. Конечно, хорошо с Малинкой: ни бензи­ на, ни запчастей, ни ремонта, ни водителя гужевая «скорая помощь» не требует. Зато на лошадиный «спидометр» накручивается' по 30-40 километров ежедневно. Одна у Ольги тревога: а вдруг лошадь таких нагру­ зок не выдержит и запросится на пенсию? Тогда хоть ложись и помирай. Выдержит ли Богомолова сама? Здесь сомнений нет. Вы­ держит. А там и до «золотого» XXI века ру­ кой подать. Вот жизнь настанет... Николай НИКОЛАЕВ. п. КРАСНОМАЙСКИЙ, Мордовия. к о н к у р с : 1|1^^!1-11111^Я I-------- ------------------------ IНАДО ЛИ НАМ В КИМОНО РЯДИТЬСЯ? I ■ Бывший управделами президента России Павел БОРОДИН так обозначил свои экономиче- I ские приоритеты: I ( «Для меня идеал - японская экономика, В Японии нет ничего - и есть все. У нас есть все - I и нет ничего». | Ц Р.5. Действительно, поразительный случай! Хотя, если бы японцы тратили на обивку I самолета для главы государства 50 миллионов долларов, а на миллиард золотили бы * ^^ысочайшие хоромы, и у них бы ничего не было. НА ЧАШКУ ЧАЯ «НАШИ КАДРЫ - ЗОЛОТЫЕ!» В ГОСТЯХ У «ДВ» - АРНГОЛЬТ БЕККЕР, ПРЕЗИДЕНТ КОМПАНИИ «СТРОЙТРАНСГАЗ» - Многие мои коллеги гово­ рят, что вы не большой люби­ тель общаться с журналиста­ ми. О вашей компайии, хотя она весьма крупная, действи­ тельно, рассказывалось не часто. С чем это связано? Вы не нуждаетесь в рекламе или не ведите в объективность - Не скрою, у меня есть пе­ чальный опыт общения с жур­ налистами. Может быть, мне не везло нр настоящих про­ фессионалов, но я нередко сталкивался с труднообъясни­ мой для меня ситуацией - рас­ сказываешь, объясняешь од­ но, а после читаешь о себе совершенно другое... Но дело, ‘ конечно, не в этом. На чем специализирует­ ся наша компания? Она вы­ полняет много разных работ, но главное - проектирует и строит трубопроводные систе­ мы, используемые для транс­ портировки нефти и газа. Тех, кто способен выполнить тако­ го рода работы, да еще в ог­ ромных объемах, в мире на- пмечет. Специалисты знают об успехах и просчетах каж­ дого. Поэтому в этой сфере рекламные заметки в газетах, щиты на улицах или телевизи­ онные ролики вообще мало что решают. Наша реклама '- трубопроводы, компрессор-' ные станции, подземные хра­ нилища, которые мы построи- - И как в этом смысле сего­ дня выглядит рекламный ро­ лик «Стройтрансгаза»? - На мой взгляд, неплохо. Мы принимаем участие в реа­ лизации крупнейших в мире проектов транспортировки га­ за. «Ямал - Европа», «Россия - Турция», «Заполярное - Уренгой» - это уникальные га­ зопроводы, и на каждом из них мы выполняем немалый объем работ. Кроме того, на­ ша компания участвует в строительстве газовых сетей во многих областях Россий­ ской Федерации. Если начну перечислять все большие и малые объек­ ты, которые мы вели и ведем по сей день, поверьте, не хва­ тит газетной полосы. В этом году в нашем портфеле было заказов почти на полтора миллиарда долларов. И это не предел. Задумайтесь над такой цифрой; мы способны ежегодно прокладывать одних только трубопроводов боль­ шого диаметоа протяженно­ стью Около 3 тысяч киломёт- - Сколько же в компании работает сотрудников? - Для таких объемов работ совсем немного - чуть более 20 тысяч человек... Помните конец 80-х - начало 90-х го­ дов? Все разваливалось на глазах. Мы тогда стояли перед реальной угрозой потери производственных мощностей, (ые б ы й и б ё зД й ны Г в ’ 'в -фуб<;Ятр^одн1ом строительстве. Многие зару­ бежные конкуренты уже зло­ радно потирали руки - им све­ тили огромные подряды, на которые у нас уже не было сил. Пришлось убеждать кое- кого из наших одержимых ре­ форматоров, что, если не со­ храним технический и органи­ зационный уровень отечест­ венного трубопроводного строительства, завтра России будут диктовать, куда прода­ вать наши энергоресурсы и по каким ценам. - И чего удалось добиться? Сегодня Россия но мировом рынке достаточно конкурен­ тоспособна? - Все работы по прокладке магистральных трубопроводов на территории России ныне осуществляются только сила­ ми российских подрядчиков. Мы строим газопроводы на территории Греции, Финлян­ дии, Турции. Сейчас участвуем в тендере в Алжире, и, не по­ боюсь сглазить, наши позиции достаточно крепкие. Еще боремся в новом тен­ дере на строительство 500- километрового газопровода в Турции и тоже имеем непло­ хие шансы. К нам проявляют интерес в Южно-Африкан­ ской Республике, где стоит во­ прос о строительстве трубо­ провода протяженностью в 900 километров. Мы хотели бы поработать в Ливии и в Иране. - Ливия и Иран - конечно, большой рынок. Но кок стре­ мление освоить его сообразу­ ется с международными обя­ зательствами России й с меж­ дународными санкциями про­ тив этих стран? - Если говорить о самом «Стройтрансгазе», могу ответ­ ственно заявить: ни разу, ни в одной точке мира ноша ком­ пания не выходила за рамки тех требований, которые вы­ двигает мировое сообщество и которые поддерживает Рос­ сийское государство. Когда наша делегация вылетала в Ирак, чтобы на месте обсу­ дить возможность получения подрядов в этой стране, гос­ секретарь США г-жа Ол ­ брайт очень резко высказа­ лась в наш адрес. А почему? Прежде чем отправиться в Ба- гддд, мы получили разреше­ ние на этот визит не только в российском МИДе, но и в ООН . Турция дала нам раз­ решение на пролет через свою территорию. Создается впечатление, что американское раздраже­ ние имело совсем иные причи­ ны. Очевидно, кое-кому за океаном хочется, чтобы рос­ сийский бизнес процветал лишь в области лицен­ зионного производст' ва американской же вательной ' резинки ' , и прохладительных на­ питков... Если рассуж­ дать не о нашей ком­ пании, а о проблеме в целом, то выскажу мнение: почему бы нам не перенять аме­ риканский опыт? Пос­ мотрите, как в США трактуется идея нацио­ нальных интересов: все, что полезно для американского бизне са, - полезно для Аме рики. Ни одно полити ческое решение не бу: дет принято, если оно наносит ущерб отече­ ственному предприни­ мателю. А почему мы не можем с таких же позиций смотреть на наши подряды за ру­ бежом? Б той же Ливии немалый контракт на строительство трубопроводов принадлежит итальянцам (они его, кстати. никаких претензии в их адрес. - Сейчас, когда во многих регионах России резко обост­ рилась ситуация с энергоснаб­ жением, боюсь, наши сограж­ дане не слишком сострада­ тельно отнесутся к вашим проблемам за рубежом. Во-первых, свыше двух трубопроводы где угодно, _ не у себя дома, несправедли­ вы. Во-вторых, почти все, что мы зарабатываем за рубе­ жом, направляем на модерни­ зацию наших производствен­ ных мощностей, которые, на­ до признать, изрядно изноше­ ны. А нам нужна самая совре­ менная техника для того, что­ бы выполнить те проекты, ко­ торые намечаются на ближай- Планы серьезные: проект «Сахалин-1» и «Сахалин-2», новый газопровод в обход Ук­ раины. Хотя дело не только в новых проектах, но и в под­ держании работоспособности уже существующей газотранс­ портной системы России. На­ ши граждане должны пони­ мать, что труба, зарытая в зе­ млю, не вечна. Наступит день, когда ее надо будет заменить. Или ‘ потребители останутся без газа, без света, без теп­ ла. Значит, уже сегодня «Стройтрансгаз» должен быть готов выполнить и эти работы. Или позовем иностранцев и оставим своих людей без за­ работке? - Но ведь на Западе рассу­ ждают иначе: «Не важно, свои или иностранные под­ рядчики выполнят заказ. Главное - качество, стои­ мость, сроки». - Готов подписаться под этой формулой! Качество," сто­ имость и сроки - как раз те критерии, которые делают нас конкурентоспособными... Но у нос есть и свой, внутрен­ ний, критерий - условия жизни наших рабртникйв. Когда мы принимаем решение об уча­ стии в том или ином тендере, непременно учитываем, что заработает вся компания и что заработает каждый ее ра­ ботник. У нас четко сформу­ лирован корпоративный инте­ рес. У нас практически нет очереди на жилье. Мы созда­ ли собственную медицину, ко- тм а я совершенно бесплатно обслуживает 'каждого работ­ ника «Стройтрансгаза». Каж­ дой молодой маме в тече­ ние трех лет выплачивается ее ежемесячный оклад Мы опла­ чиваем обучение своих детей во всех заведениях, от спец­ школ до университетов. С не­ давнего времени, если кто-то из них хочет отправиться за рубеж и выучить иностранный язык, мы и эти расходы берем на себя. Мы вообще уделяем социальной сфере большое внимание. - Очевидно, ваши доходы позволяют это делать... - Мы делали это даже тог­ да, когда наши доходы были куда меньше. Вы видели. ко- тдо-ни^дь, кок прокладывает­ ся трубопровод в 40-градус­ ный холод? Хотели бы ока­ заться на месте сварщика? Такой труд трудно компенси­ ровать одними деньгами. А мы хотим, чтобы у нас были на­ дежные и лучшие кадры. И чтобы они готовили себе та­ кую же смену. Вот тогда мы и обеспечим три критерия кон­ курентоспособности - качест­ во, стоимость, сроки... Беседовал Павел ВОЩАНОВ. особый саучай 2 5 ДЕКАБРЯ 2000 ГОДА УЧАСТНИКОВ ПЕРЕЛЕТА СЛАВА НЕ ЖДАЛА Они первыми проложили что приютился недалеко Ижевска, и роскошным воль­ ным городом Амстердам. Вот уже почти три месяца лежат а одном из амстердамских мор­ гов два тела: Владимир Шу- баков и Василий Антонов. 2 сентября Вовку Шубако- во нашли замороженным отсеке шасси «Боинго-737» голландской авиакомпан!- КЕМ. Самолет прибыл рейсом КГ-908 из Москвы в Амстё| дам. Антонова обнаружиг дней десять спустя в каком-то голландском болоте - выпал, когда самолет выпускал шас- ...Когда парни исчезли из поселка,- народ решил - от милиции прячутся. Отсидятся где;^Ыб;9ЙГ-;'У-’ачокомых-родст- венников, да обратно с по­ винной воротятся. Тем более дело по деревенским меркам яйцо выеденного не стоило. Перебрали пацаны но диско­ теке, потянуло но любовь, о девушки поутру в милицию |рибежали с заявлением об изнасиловании... Кто теперь узнает, чте ридось в головах деревенских недорослей, кок им и мысль- то такая в голову пришла - рвануть,за бугор. Им и в Мо­ скву попасть - проблема. А ак они в заграничный са­ молет, минуя все кордоны, |робрались, этого и работни- и спецслужб понять не могут. Лена, жена незадачливого путешественника, хотела своего Бовку в последний роз взглянуть, да в кокой Амстер­ дам с совхозной зарплатой отправишься? - Были мы у начальника, Ижевске, - говорит Елена. - Он международными делами занимается. Написали зоявле- бокова Владимира по месту " " гибели, потому что имеем денег но транспорти­ ровку тела а Россию». Может, прислушаются в Голландии? Хотя бабушка Васина такую бумагу еще не увезла, все никак не решится... Мольчиш- ;оть и без царя в голове, едь наши любимые были. Теперь одна надежда, что дог кументы пришлют и фотогра­ фии того места, где похоро- А вдруг когда и на могил- попадем... А я все-таки считаю, - вдруг озлобляется она, - если они том, в Шере­ метьево-2, наших мальчишек живых беззаконно из страны' выпустили, проворонили, пусть теперь ошибку ис провляют - 30 свой счет гро бы из Амстердама переправ ляют. Мы их хоть в родной похороним. Вот бы к их дням рождения успеть! Васе девятого, декабря - 19, а мое­ му четырнадцатого - 22. Ис­ полнилось бы! Вот так бесславно закон­ чился первый и последний ме­ ждународный перелет двух российских граждан. Что и кому хотели они доказать, ес- их головах не помести­ лась даже элементарная мысль: на высоте 10 километ­ ров в отсеке для шасси будет смертельно холодно... Не со­ греет доже надежда перехит­ рить судьбу и затеряться но улицах вольного города Ам­ стердам. Лариса РЕВНИНА. ИЖЕВСК. а т о м

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz