Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

29 ноября 2000 г., № 232 (21360) БУНИНСКИЙI «СОВСЕМ Ш ПТИЦА БЫЛ Я ВСЮ ЖИЗНЬ ЙОЛНА ЮБИЛЕЙНЫХ БУНИНСКИХ ТОРЖЕСТВ ВСКОЛЫХНУЛА РОССИЮ, ОБЪЕДИНИВ ЛЮБОВЬЮ К ПИСАТЕЛЮ РУССКИХ ЛЮДЕЙ В # П| день памяти Ивана .Алексеевича Бунина прош ли торжества и в ;оседнем Орле, где в Богоявленском соборе :остоялась поминальная пани хида . Заканчивая проповедь , священник отец Владимир произнес возвышенные и точные слова: нет ничего выше и достойнее всеобщей молитвы памяти, и что, молясь о Бунине, мы молимся о России и ее будущ ем . Почтить память писателя пришли школьники, студен­ ческая молодежь, люди стар­ шего поколения. Раиса Алек­ сина, заслуженный работник культуры РФ, бывшая заве­ дующая орловским домом- ^зеем Николая Лескова в 1-е годы была первой, кому довелось оформлять экспози­ цию, посвященную Ивану Бунину, в только что открыв- шемся музее писателей-ор- ловцев. я много работала тог- областном архиве, — вспоминает Раиса Митрофа­ новна, — и там, в подшивках газеты «Орловский вестник», где работал начинающий пи­ сатель, я обнаружила его публикации, по которым, и благодаря сохранившимся фотографиям, попыталась дак можно полнее сформиро­ вать и представить будущим посетителям музея духовный облик нашего земляка... Мимо Богоявленского со­ бора, где Бунин непременно бывал, мимо церкви Михаи­ ла Архангела, вверх через Орлик на Волховскую улицу и далее в Зиновьевский пере­ улок и пролегал обычно его путь в ред^цию газеты. Этой же дорогой неспешно идем и мы с заведующей музеем писателя Инной Костомаро- — Вот уже десять лет, как у Ивана Алексеевича появил­ ся «свой» дом в Орле. Об этом в свое время хлопотал его внучатый племянник, ныне покойный Арсений Петрович Пушешников, — говорит моя попутчица. — Дом живет, об­ новляется — мы постоянно совершенствуем и пополняем его экспозицию. В этом году наши орловские художники завершили работу над вос­ становлением интерьера па­ рижского кабинета писателя: Татьяна Блинова сделала на­ стенную роспись «под обои» в нужных, как мне думает­ ся, тонах, Иван Костомаров по снимкам и слайдам, при­ везенным из столицы Фран­ ции, написал живописное панно, воссоздающее «вид из окна». Труднее всего продви­ гается, конечно, ремонт зда­ ния. Он идет, фактически, все^десять лет. Зато в нынеш­ ний юбилей мы открываем для посетителей сразу три зала. А сегодня в «Бунинс­ ком доме» своеобразная пре- «Кругом все родное. Ор­ ловское...» — нЕшисал как-то Бунин. Орел в его жизни и творчестве действительно занимал особое место. Здесь шло становление его личнос­ ти, формировался характер. В одном из залов музея разместились оригинальные работы орловского фотомас­ тера Леонида Тучнина. Ря­ дом — живопись орловских художников, запечатлевшая уголки старого Орла, кото­ рые пощадили века, и сохра­ нившие дух и колорит вре­ мен юности Бунина. Здесь же по-особому, по-бунински, «ис­ точают» аромат его антонов­ ские яблоки, выполненные художником -керамистом Жанной Травинской. А рядом рисунки хорошей знакомой Бунина, художницы Муравь­ евой-Логиновой. Они позна­ комилась в Париже в 1933 году, подружились... Юбилейные торжества в Орле начались еще в конце сентября Международной научно-практической конфе­ ренцией, на которую приеха­ ли буниноведы из ближнего з,|р>б(',кья, Канады, Пгх'ши, Франции. Затем на литера­ турном празднике Всерос­ сийские юбилейные премии имени И.А. Бунина были вру­ чены двум лауреатам — мос­ ковскому поэту Владимиру Кострову («за воссоздание бунинских традиций в рус­ ской поэзии») и профессору Литературного института имени Горького Владимиру Смирнову. Бунин всегда обижался за то, что у него больше цени­ ли прозу, чем поэзию. И все- таки больше ценителей его таланта привлекает проза! Она-то и вдохновила сцена­ риста и постановщика Влади­ мира Ровинского из Санкт- Петербурга написать пьесу «Нездешние цветы» по рас­ сказам Бунина «В саду», «Баллада», «Визитные кар­ точки», «Кавказ», «Делокор­ нета Елагина». Ее премьера состоялась в музее графа Каменского, иначе говоря, на малой сцене Орловского го сударственного академичес кого театра имени И.С. Тур генева. — Спектакль камерный Его нельзя выносить на пуб лику в 700 человек. Теряет ся замкнутость пространст ва, в котором трепетно бьет ся нить взаимного сопережи­ вания актера и зрителя,"— рассказывает после сыгран­ ного в музее Бунина фраг мента спектакля артист Ва­ лерий Алексеев. — «Играть» Бунина невозможно. Им надо жить. Я не играю Бунина, а всматриваюсь в ситуацию его глазами, стараюсь работать от «первого лица». Мы не устаем сегодня повторять о возвращении Бунина в Россию. Его проза и поэзия доступны всем и издаются многочисленными тиражами. За десять лет по­ явилось немало уникальных научных исследований о жизни и творчестве нашего великого земляка. Интерес к его личности растет... Наталья АРКАТОВА, Липецк — Орел — Липецк. На снимках: дом-музей И.А. Бунина в Орле; воссо­ зданный в музее парижский кабинет писателя; Орловщи­ на в керамике Жанны Тра­ винской. Александра САНЬКОВА. 1 р а . 11>11Ь1е п р Б ез всякой натяжки можно констатировать: режиссер Ю. Мельницкий из Ростова-на-Дону — очень характерная фигура в современном театре. Юрий — «гастрольный» постановщик, выпускающий спектакли в различных городах России. Чеховская «Чайка» — уже третья, вслед за «Лесом» и «Банкоотом» по А.Н. Островскому, его работа в елецком «Бенефисе». Вопрос, насколько «авангардные» устремления режиссера вписываются, употребим ч а й к а НА в «формат» старинного города и старинного же здания «Бенефиса», остается открытым. Еще несколько лет назад Ю. Мельницкий имел статус очередного (то есть штатного) режиссера «Бенефиса», какового лишился после мрачного, достаточно произвольно истолкованного «Банкрота», не принятого зрителями, худ­ руком театра (позволю присовокупить и собственную скромную персону, имея в виду рецензию на страницах «ЛГ»), Однако воистину время — не только лучший ле­ карь, но и учитель, примиритель. И вот уже версия «Чай- ки» Ю. Мельницкого представляется вполне логичной, убе­ дительной трактовкой чеховской комедии. •Говоря о логичности, я вовсе не имею в виду бес­ спорности. Да, Чехов назвал «Чайку» комедией. Хотя она мало похожа на комедию. В ней нет ни одного мало-маль­ ски комичного, забавного персонажа—по сравнению даже с «Вишневым садом». В «Бенефисе» режиссер истолко­ вал авторское обозначение жанра как «призыв к дейст­ вию». Крайне упрощенно, условно Ю. Мельницкий «лома­ ет комедию». Во-первых, он старается извлечь из «Чай­ ки», коли имеются на то пусть едва уловимый намек, по­ вод максимум смешного. Во-вторых, он порою очень ре­ шительно перестраивает пьесу и ее образы, далеко ухо­ дя от хрестоматийности, «музейности» ради свежего, не­ предвзятого взгляда. Позвольте в связи с этим процитировать испанского философа нашего века Хосе Ортегу-и-Гассета: «...чтобы быть в состоянии сконструировать нечто, не являющееся Лсопией «естественного» и тем не менее обладающее ка­ ким-то содержанием, необходима самая утонченная ода­ ренность». Это — лишь частично комплимент Ю. Мель­ ницкому, ибо ключевое словосочетание цитаты примени­ тельно к «Чайке» — «какое-то содержание». Под «каким- то» я подразумеваю невозможность до конца, точно и определенно расшифровать иные отдельные режиссерс­ кие построения, найти в них некий окончательный смысл/ Нет, мы имеем дело не с произвольной трактовкой пьесы или каких-то ее эпизодов, не с режиссерским кап­ ризом и амбициями. Здесь — искусство театра как тако­ вое, искушающее, загадочно-притягательное. Здесь — та дымка, аура «грубой», по идее, натуральной сценической материи (а не иллюзорно-виртуальной), которая, обвола-, кивая, не дается в руки, не укладывается в слова, спо­ собные на бумаге все исчерпывающе охарактеризовать. Театр словами о нем — неисчерпаем. На то он и театр, а не текст исходной пьесы. Он — не ее наглядная, в «жи­ вых» картинах иллюстрация, он — самооценен. Он (я по­ нимаю, что рублю сук, на котором сижу) в некотором роде — отрицание рецензии, провокационная игра с рецензен­ том на манер манка, сыра в мышеловке. В один из моментов пьесы Треплева (В. Петров), во время монолога Нины Заречной (Н. Кирьянова), на за­ днике почти до колосников взлетает светящийся диск. Это понятно, Треплевская-то пьеса — мистическая, и диск возносится ради пущего эффекта. Однако почему и по­ том, когда опус Треплева давно кончился, диск вдруг на­ чинает двигаться — уже так просто не объяснишь. Оста­ ется предполагать, догадываться. Но ключ к разгадке — в решении режиссером этой самой «пьесы в пьесе». Ни­ какого расстояния, никаких предусмотренных Чеховым эстрады для домашнего спектакля и большого камня, где должна сидеть Заречная. Она произносит свой монолог, двигаясь впритык к персонажам-зрителям, расположив­ шимся по диагонали сцены на стульях. (Кстати, стулья в трех, до антракта, действиях «Чайки» то и дело перестав­ ляются, являются одним из «формообразующих» слагае­ мых мизансцен: четвертое действие до финала обходит­ ся совсем без них, забытых, ненужных, складированных.) Так вот, Нина вполне реалистично, без какой-либо аф­ фектации, медитации растолковывает собравшимся со­ чинение страстно любящего ее Треплева как вполне внят­ ное сегодня, век спустя после написания «Чайки», предчув­ ствие апокалипсиса. И светящийся подвижный диск — знак не столь уж большого смыслового эмоционального разры­ ва между монологом Нины и всем остальным, что происхо­ дит в «Чайке». Просто и остроумно оформление сцены (художник В. Луник). По ее бокам расположены кадки с большими пря­ моугольно стрижеными якобы кустарниками — якобы пар­ ковый ландшафт. А стоит их повернуть — и на «обороте» имитация книжных шкафов. То есть декорации — точно по Чехову. Сначала обозначен парк в имении Сорина, брата актрисы Ирины Аркадиной, приехавшей навестить ее вмес­ те с «бой-френдом» писателем Тригориным. Затем — ин­ терьер гостиной, ставшей рабочим кабинетом сына Арка­ диной Треплева. Елецкая «Чайка» возникла по случаю юбилея и бенефи­ са Л. Соловьевой. Актриса сама выбрала пьесу и роль Ар­ кадиной (о чем подробно сама рассказала на страницах «ЛГ» в № от 18 ноября), явив зрителям редкостный для бенефициантки пример едва ли не самоотречения. Аркади­ на — не главная роль, это всего лишь одна из ролей. Ре­ жиссер, явно прочитавший «Чайку» не сквозь призму этого образа, тем не менее, как мог попытался «расстараться» для Л. Соловьевой. Он облагородил, смягчил Аркадину, смик­ шировал не совсем приятные черты ее характера. Л. Со­ ловьева сыграла Ирину Николаевну, которая ведет себя отнюдь не вызывающе, но умеет не грубо повернуть и ис­ пользовать ситуацию в свою пользу. Да пусть не обидится на меня актриса, если я ее Арка­ диной предпочту Тригорина, который таким, каким его вопло­ тил В. Громовиков, доселе, пожалуй, на сцене не появлялся. По сути, здесь — пародия на образ обласканного судьбой беллетриста-профессионала, неизменного героя-любовни- ка. Полноватый, отнюдь не самого высокого роста, артист, как бы смакуя, «экстраполирует» свои негероические внеш­ ние данные на Тригорина. Роль обытовлена почти донельзя. Тригорин В. Громовикова торопится внести в записную книжку всякую обыденную чушь, что произносится рядом, на манер подглядывающего, подслушивающего дешевого репортера- папарацци. Тригорин —любитель чревоугодничать. И вооб­ ще ему, эгоисту, ни до кого особо нет дела. Но отчего же тогда в подобного человека влюбляется Нина Заречная? Возможно, отталкиваясь от противного?. Ее молодой поклонник Треплев — навязчив. Он, чересчур «озабоченный» любовью к Заречной и сочинительством в силу их идеальных, возвышенных отношений, — привлека­ телен для Нины постольку, поскольку его не с кем сравнивать. Он и она — одного поля ягоды. Воз­ можности обоих — невостребованы, нереализова- ны. А Тригорин — это явление Нине литературной «звезды», счастливчика, достигшего высот попу­ лярности, себя реализовавшего. Героине важны не внешность, не повадки Тригорина. Она забыва­ ет про колдовское озеро из пьесы Треплева, ее околдовывает совсем иное — ореол известности, окружающий Тригорина. Нина жаждет быть рядом с ним, чтобы встать вровень в качестве знамени­ той когда-нибудь актрисы. дволнйо Жажда успеха, удачи, славы, любви, нежелание упустить их, нежелание быть, прослыть неудачни­ ком, — вот о чем, если суммировать, спектакль Ю. Мельницкого. Но эта сумма у него, повторю и под­ черкну, слагается из причудливых элементов. Вот ставшая роковой, предопределившей дальнейшую жизнь Нины, встреча девушки с Тригориным, хотя тот не обращал на провинциалочку до сих пор ника­ кого отдельного внимания. Он находится на аван­ сцене, перемещается вдоль нее. Нина — внизу, в узком пространстве перед первым рядом партера. Тригорин вдруг поддается почти умоляющей востор­ женности девушки, становится благосклонен к ней. То пробежки, то остановки в этом эпизоде — поче­ му? Да все потому. Потому что режиссер гопорит с нами на многозначном, вариативном языке театра, выстраивает параллельные линиг. и состыковки с че­ ховским текстом. Фантазия Ю. Мельницкого иногда сравнима с ловкостью фокусника, из ничего, казалось бы, из­ влекающего нечто. На проходную реплику беллет­ риста «Меня зовут... Должно быть, укладываться» — снова вдруг! — зажигаются два ряда висящих ввер­ ху лампочек, появляется горничная с большим пус­ тым чемоданом, ставит, открывает его, Треплев ки­ дает туда свою книжечку, горничная с чемоданом ухо­ дит. Этот театральный трюк вполне можно назвать режиссерским «кокетством». Зато он любопытен, зре­ лищен, наглядно и иронично выражает степень зна­ чимости Тригорина на фоне его окружения. А неви­ данный экстатический, на коленях, танец Тригорина с Аркадиной! И в какой момент: как раз когда Тригорин; опь­ яненный Ниной, просит отпустить его, с чем Аркади­ на, разумеется, никак не согласна. Ну для чего, спра­ шивается, нужен столь диковинный «танец слияния», если словесный, не пластический диалог идет со­ всем об обратном? Да для подтверждения, что из­ вестные, обласканные успехом актриса и писа­ тель — тоже одного поля ягоды, как и пока непри­ знанные писатель Треплев и актриса Заречная. Пер­ вая парочка оседлала и держится на волне удачи. Вторые — обречены, чтобы житейские волны их за­ хлестнули. Да, быть и известным, и любящим, вообще жить на белом свете, оказывается, совсем нелегко по неодолимой причине, связанной с неумолимым, без­ возвратным течением времени. Волна его или воз­ несет тебя, но схлынет, или захлестнет. Тут можно сопротивляться, противостоять крайними средства­ ми (Треплев сам сводит счеты с жизнью), а можно, на миг от треплевского выстрела вздрогнув, спо­ койно продолжать играть в лото. Но разницы, по боль­ шому счету, нет. Стоило основным персонажам по­ кинуть ломберный, в центре сцены, стол, как вокруг него оказываются трое молодых людей — прислуга, прежде, на протяжении спектакля, точно знавшая свое место на краешке, на периферии. Наступает — чисто физически, возрастно, поколенчески — их вре­ мя. Кто-то из прислуги начинает нажимать кнопку настольной лампы. Ее свет гаснет, вспыхивает, вновь гаснет и вспыхивает. «Командует» новое поколение, погружая сцену и происходившее на нв0 во тьму. В прошлое, которое, однако, скорее всего, повторится и для этих вновь пришедших, ожидающих, живущих надеждой. Повторится по-иному, но неизбежно, пос­ кольку волны продолжают накатывать, отступать, возносить и захлестывать.... Константин КЛЮТКИН. На снимке: сцена из спектакля «Чайка». Ар­ кадина — Л. Соловьева, Треплев — В. Петров. Фото Владимира ДУРНЕВА. Убедительный реванш за поражение в первой полуфинальной встрече Кубка ев­ ропейских чемпионов по греко-римской борьбе взяли спортсмены клуба «Сибирь» из Новосибирска. Неделю назад в Мариуполе россияне потерпели поражение от местной «Азовстали» со счетом 39:40, а в повторном поединке выиграли — 45:9. Вновь свой вклад в общую победу внес липчанин супертяж Алексей Колесников. Поверженный им в первом матче призер Олимпиады в Сиднее Давид Солдадзе на от­ ветную встречу не явился. А заменивший его экс-чемп^ион мира среди молодежи Сергей Швыдкий не смог устоять перед липчани­ ном. «Сибирь» вышла в финал, в котором ее соперником будет турецкий клуб ГЛАВНАЯ ЛЕДОВАЯ ПЛОЩАДКА ЖДЕТ РЕБЯТ ШИПЕЦКАЯ шШ- г а з е т а ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОБЕДЫ БК «ЛИПЕЦК» Приятный сюрприз преподнес своим болельщикам БК «Липецк». В Орле наши бас­ кетболисты дважды убедительно обыграли местную «Энергию» — 85:72 и 98:86. По ито­ гам двух встреч самым результативны нашей команде стал Алексей Кучин (39 Впервые в своей недолгой истории БК «Липецк» одержал две победы в спаренных матчах на выезде. Причем добились такого успеха липчане в Орле, команда которого вот уже в течение четырех лет подряд не опускается ниже второго места в итоговой турнирной таблице ассоциации «Черно­ земье». Теперь у БК «Липецк» — шесть по­ бед, два поражения и прочное второе мес­ то. Следующие игры липецкие баскетболис­ ты проведут 2-3 декабря в Старом Осколе. НОВЫЙ УСПЕХ АЛЕКСЕЯ КОЛЕСНИКОВА в липецком Дворце спорта «Звезд­ ный» возрождается добрая традиция мас­ совых катаний,на коньках детей. В конце прошлой недели первые желающие вышли на главную ледовую площадку города, ко­ торая теперь будет отдана в их распоряже­ ние каждое воскресенье с 13 до 14 часов. Как сообщил директор ДС «Звездный» Ва­ силий Рябых, возможность бесплатного ка­ тания получили дети школьного возраста. В ближайшее время во Дворце планируется открыть пункт проката коньков. За каждым занятием будет наблюдать опытный тренер. ВИКТОР АЛДОШИН - новый ПРЕЗИДЕНТ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ФЕДЕРАЦИИ БОКСА Состоялось очередное заседание пре­ зидиума межрегиональной Федерации бок­ са Центра России, на котором представи­ тели четырнадцати областей избрали ее но­ вого президента. Им стал липчанин Виктор Алдошин — двукратный чемпион Европы, мастер спорта международного класса, не­ однократный победитель и призер первен­ ства страны. ФЕСТИВАЛЬНЫЕ СТАРТЫ УСМАНСКЖ СТУДЕНТОВ ►в Саратове прошел Всероссийский ультурно-спортивный фестиваль сту­ дентов высших и средне-специальных учеб­ ных заведений, в котором приняла участие команда Усманского педколледжа. Нашими соперниками были спортсмены ссузов Во­ ронежа, Оренбурга, Нижнего Новгорода, Пензы, Саратова и Тольятти. Первыми вступили в борьбу многоборцы. Они прыгали в длину и бежали 1000 мет­ ров, юноши подтягивались, а девушки от­ жимались. Бронзовым призером в этом виде стал усманец Сергей Пальчиков. В команд­ ном зачете наши земляки также стали треть­ ими. В военизированной эстафете усман- цы заняли четвертое место. А вот в соревнованиях по армспорту они выступили гораздо успешнее. Татьяна Бу­ рых оказалась сильнее всех в весовой ка­ тегории до 52 кг, Ульяна Тарантаева — третьей. У юношей в весовой категории свы­ ше 73 кг победил Владимир Демин. Алек­ сандр Путилин (до 58 кг), Игорь Моргачев (до 65 кг), Александр Жданов (свыше 73 кг) стали вторыми, Алексей Курлыкин (до 73 кг) — третьим. Высокие результаты показали и гиревики. Сергей Макаричев (до 80 кг), Алек­ сандр Жданов (свыше 80 кг) выиграли со­ ревнования. Не было равных усманцам и в спортивной аэробике. Они первенствовали во всех видах. В индивидуальных упражне­ ниях победили Ульяна Тарантаева и Игорь Моргачев, в парных —Татьяна Бурых и Игорь Моргачев, в номинации «тройки» — Татьяна Бурых, Ульяна Тарантаева и Екатерина Мо- руткина. В мини-футболе студенты педколледжа были третьими, а в стритболе — вторыми. ГИБДД СООБЩАЕТ ВНИМАНИЕ! НА ДОРОГЕ ДЕТИ За прошедшую неделю (20-26 ноября) в области зарегистрировано 12 дорожно- транспортных происшествий. В них погиб­ ли 5 человек и 11 получили ранения. Наиболее серьезное ДТП с тяжелыми пос­ ледствиями произошло 25 ноября на 16-ь лометре трассы Липецк — Данков. Ойоло I дня здесь столкнулись автомобили ИЖ и :___ 1111. В результате аварии пассажиры «Жигу лей» — двухлетняя девочка и 24-летняя жен­ щина получили черепно-мозговые травмы. Ехав­ шие в «Москвиче» двое пассажиров-мужчин также получили ранения различной степени тяжести, причем один из них после доставки в больницу скончался. 20 ноября на улице Гагарина в Липецке по­ пал под трамвай и погиб пешеход-мужчина. 23 ноября на проспекте Победы В / Ч-2108 сбил 70-летнюю пенсионерку, которая от полу­ ченной травмы скончалась в больнице. Водитель машины с места происшествия скрылся, но вскоре по «горячим следам» сотрудникам ГИБДД удалось установить личность беглеца. В нескольких ДТП пострадали дети. 20 но­ ября в Ельце на улице Лермонтова неустанов­ ленным пока автомобилем был сбит ученик 15-й школы. 14-летний машьчик получил сотря­ сение головного мозга. Спустя четыре дня в том же Ельце на улице Коммунаров попала под ко­ леса «Опеля-Кадета» 12-летняя ученица шко­ лы-лицея № 5. Школьница госпитализирована с травмой головы. А 8-летнего учащегося шко­ лы № 3 в Грязях на улице Гагарина 25 ноября сбил УАЗ. Мальчик получил сотрясение голов­ ного мозга и госпитализирован. о ЗАКОН ЕСТЬ ЗАКОН На вопросы отвечает юрист Мария ТОКАРЕВА БРАК ИА НЕБЕСАХ И НА БУМАГЕ Расскажите, пожалуйста, о брачном договоре и условиях его заключения. А. Филатова. г. Липецк Понятие «брачный договор» появилось не так давно, с вступлением в действие нового Семейного кодекса РФ. В соответствии со ст. 40 Семейного ко­ декса брачный договор — это соглашение вст^.шющих в брак, или уже состоящих в бра­ ке лиц, определяющее их имущественные права и обязанности в браке, а также в слу­ чае его расторжения. Иными словами, брачный договор может быть заключен в любое время как до вступ­ ления в брак, так и в самом браке. Стоит заметить, что заключить брачный договор, имеющий юридическую силу, могут лишь суп- - руги, брак которых зарегистрирован (или бу­ дет зарегистрирован) в органах ЗАГС, а не просто состоящие в фактических брачных отношениях. Брачный договор обязательно заключа­ ется в письменной форме и удостоверяется у нотариуса. Договор вступает в действие с момента его заключения (если брак уже за­ регистрирован), или с момента регистрации, если брачный договор составлялся до свадь- Что касается содержания договора, то супруги вправе внести в него все, что счита­ ют нужным. Могут определить, какое имущес­ тво кому принадлежит, или будет принадле­ жать в случае развода, ответственность за нарушение положений брачного договора. Могут оговорить Свои права и обязанности: например, по несению семейных расходов, или, к примеру, кто будет мыть посуду. Един­ ственное условие: договор положения не до­ лжны ограничивать права кого-либо из суп­ ругов, ставить его в неблагоприятное по­ ложение или противоречить нормам Закона. Например, нельзя вносить пункт о запрете обращения в суд супруга за защитой своих прав в случае семейных конфликтов. Изменить или расторгнуть брачный дого­ вор можно в любое время по обоюдному со­ гласию (одностороннее расторжение возмож­ но только по решению суда, если брачный договор заключен с нарушением закона). Изменение и расторжение брачного контрак­ та по взаимному согласию также оформля­ ется письменно и удостоверяется нотариаль- СОБМЕаНАБ соБаБЕНноаь-доли ПОПОЛАМ я развожусь с мужем. При разделе имущества муж заявил, что трехкомнат­ ная квартира, купленная после свадьбы, принадлежит полностью ему, так как он покупал ее на свои деньги и все доку­ менты оформлены на него. Что мне де- Ваш муж не прав. В соответствии со ст, 34 Семейного кодекса РФ «Совместная со­ бственность супругов», имущество, нажитое супругами во время брака, является их со­ вместной собственностью. К общему имуществу супругов принято относить как приобретенные за счет общих доходов !еупруг0втдвйжимае явдви^ймые • вещи, ценные >бумати,-паи;, вкяадн| доли в капитале, внесенные в кредитные учрежде­ ния или в иные коммерческие организации, так и любое другое нажитое в период брака имущество, причем не важно, на имя кого из супругов имущество приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства. Таким образом, если Вы состоите в законном браке (то есть брак зарегистри­ рован в ЗАГСе), Вы не заключали брачный контракт, где оговорили, кому отойдет квар­ тира в случае развода, и жилье приобретено во время брака, то Вы имеете право на по­ ловину данной квартиры, а если муж против этого — право получить свою половину через ВЫГОБОР-ОТДЕЛЬНО, ПРЕМИЯ-ОТДЕЛЬНО У нас на предприятии одной из мер наказания работников за проступки яв­ ляется лишение премии. Вправе ли ад­ министрация наказывать работника за нарушение правил внутреннего распо­ рядка, например, лишением премии и выговором. Ведь за одно нарушение по­ ложено только одно наказание? Александр. В соответствии со ст. 136 КЗоТ РФ за каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание и ст. 135 Кодекса перечисляет виды взысканий, налагаемых на провинившихся работников. 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) увольнение. Как видите, лишение премии не входит в этот перечень. Что касается премий, то за образцовое выполнение трудовых обязанностей, повыше­ ние производительности труда, улучшение качества продукции, продолжительную и без­ упречную работу, новатфство в труде и за другие достижения в работе администрация предприятия может премировать работника или объявить ему благодарность; наградить ценным подарком; почетной грамотой; либо занести в Книгу почета или Доску почета. В минимальный размер оплаты труда премии не включаются (ст. 78 КзоТ). Иными словами, премия.— это поощри­ тельная, но не обязательная выплата, уста­ навливаемая администрацией предприятия. И вопрос: «выплачивать премию или нет» ре­ шает сама администрация в каждом конкрет­ ном случае. Видом наказания за проступок «лишение премии» не является, таким образом, гово­ рить о наложении двух наказаний за одно нарушение дисциплины нельзя. Администрация объявила Вам выговор как наказание за совершение дисциплинарного проступка, а вопрос о выплате или невыпла­ те премии, то есть поощрении за выполнен­ ную работу, решается администрацией от­ дельно. МОРАЛЬНЫЙ ВРЁД- ДЕЛО СЕРЬЁЗНО! я собираюсь подавать в суд заявле­ ние о возмещении морального вреда. В какой форме я могу потребовать ком­ пенсации: деньгами или, например, иму­ ществом. Есть ли верхний предел тре­ бований при компенсации морального вреда? Т. Симонов. г. Липецк Статья 1101 Гражданского кодекса РФ определяет, что компенсация морального вре­ да осуществляется только в* денежной фор- Размер компенсации морального вреда в своем заявлении Вы определяете сами (вер­ хнего предела здесь нет). Однако возместят ли Вам моральный ущерб в той сумме, кото­ рую Вы указали в заявлении, или нет — опре­ деляет суд, в зависимости от характера Ва­ ших страданий, степени вины причинителя вреда и с учетом требований разумности и справедливости. Вопросы присылайте по адресу: ипецк, ул. Московс----- .............. «Липецкой газеты».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz