Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

НА ЧАШКУ ЧАЯ СЕВЕР: БЛЕСК, НИ1ЩГА И ПЕРСПЕКТИВЫ НА ВОПРОСЫ «ДВ» ОТВЕЧАЕТ ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ АНАТОЛИЙ ЕФРЕМОВ - Архангельскую область называют среди трех других регионов России, где сложи­ лась самая тяжелая ситуация с энергоснабжением. Это дейст­ вительно так? - Думаю, наши жители уже так не считают. Да, при подго­ товке области к зиме сложи­ лась напряженная ситуация с. поставками топлива. После летнего ремонта сетей не бы­ ла подана в дома Архангель­ ска и Северодв'инска горячая вода. Когда мы все же догово­ рились с энергетиками и пода­ ли горячую воду, оказалось не готово городское хозяйствуо, пошли утечки... Действительно, я был вынуж­ ден вмешаться в ситуацию. Может быть, применил непопу­ лярные меры: отстранил от ро^ боты одних руководителей, объявил выговор другим, мэ­ рам городов предложил самим подать в отставку. Я взял ответственность на себя, так кок другого пути уже не было - надвигались' холода. И я не мог позволить кормить обеидониями народ. Да, я подписал с РАО ЕЭС не слишком удобный'для обла­ сти договор, но это заставило шевелиться городскую власть - сегодня они отдают долги и те­ кущие платежи энергетикам вовремя. Топливо в область пошло. Сработали договоры и предоплата. На прошлой неде­ ле подписали договор на по­ ставки угля из Инты и Воркуты. Уверен, эти партнеры не под- • - А как насчет топлива, ко­ торым область, говорят, богато с излишком? , - Архангельская область так богата, что вполне могла бы полностью обеспечить себя энергоресурсами и не иметь никаких проблем ни с теплом, со светом.. - Возникает вопрос: отчего же до сих пор эти возможно­ сти не реализованы? . - Вам не кажется абсурдом, что область, обладающая уни­ кальными ресурсами, является ■ дотационной? Сегодня мы по­ лучаем от федерального Цент­ ра дотации в виде трансфер­ тов примерно но 1 миллиард 40 миллионов рублей. А в чем |ричино? В налоговом законо­ дательстве. Вот пример: по нашим рос­ сийским законом Северное морское пароходство с каждо­ го рубля своих доходов должно отплатить 83 копейки налогов. копеек можно только у прича­ ла ржаветь. А что такое для области потеря судна? Потеря налогов. Сегодня но долю Архангель- эй 'области приходится 85 процентов , экспорта леса. Это- сотни миллионов долларов. Взимаемая таможенная пошли­ на составляет пять процентов. По самым скромным оценкам, два с половиной миллиона долларов. И что же? Все ухо­ дит в федерольную козну. Я уже несколько лет добиваюсь, чтобы государственная тамо­ женная политика учитывало и наш интерес. - Сколько же времени прой­ дет, пока наладятся нормаль­ ные межбюджетные отноше­ ния Центра и регионов, пока усовершенствуется налоговая и таможенная политика, пока заработают в полную силу предприятия. Уж скоро десять лет, как над этими проблема- 1 бьются «лучшие умы Рос- - То, что можно и должно, сделать сейчас,.незамедлитель­ но, чтобы облегчить^жизнь лю­ дей и не допустить паралич экономики, связано с одним -• • строжайшим соблюдением бюджетной дисциплины. Центр должен вовремя, не иакапли- обязаны использовать собст- ) 1 е средства и средства, полученные из федерального Центра, строго по назначению, допуская никакой «сомо- 1НОСТЙ». Но мы не должны вводить людей в заблуждение.- это снимет остроту проблемы, не решит ее полностью. Если говорить о проблемах Архангельской области, то я ' !жден': надо довести до кон- все то, что мы начали де­ лать еще в 96-м году. Я готов взять но себя обязательство решить энергетическую проб­ лему области через полтора Звучит, как предвыборная агитация. У вас ведь скоро вы­ боры губернатора? - И выборы областного За­ конодательного собрания. И мэров городов. И глав муници­ пальных образований... Все, законом предусматривает- цы, конечно, выполним. Но, -ситуация, запретил в своем ка­ бинете произносить слово «вы­ боры». Но днях проехал по не­ которым районом, где руково­ дителям предстоит переизби­ раться. И что же? Подвалы до- 3 утепл проводы не утеплены, /у^ь не, ■для того с- таким трудом добы­ ваем топливо, чтобы топить улицу! Я' предупредил таких «кандидатов»: если. немедлен­ но не приведете'все в порядок, ■завтра будете-отвечать не но вопросы избиротелей, о но во­ просы пр&куроро1 Кое-кто из руководителей вообще пере­ стал контролировать подчи­ ненных. Мне уже довелось столкнуться с фактами' энерге­ тического рэкета: слесари от- ' ключают дом от тепла и ж г т , когда к ним с мольбами прибе­ гут жильцы. > - Но ддп того чтобы навести порядок, полтора года не тре­ буется. Вы, очевидно, называя этот срок, имеете в виду что-то другое? - На сегодняшний день Ар­ хангельская область остоется единственной в центре России, энергетика которой работает но самых, дорогих видах топли­ во - угле и мазуте. Мало того, что но самых дорогих, ток еще цены на них растут гораздо быстрее, чем но другие виды. Например, в этом году мазут нам обходится чуть ли не в полтора раза дороже, чем в прошлом. Какое решение на- . прошивается? Во-первых, мьг должны по возможности ИС: пользовать местно.е топливо. Это позволит сэкономить но перевозках. И второе - мы ■ должны перейти но альтерна­ тивные источники энергии. ‘ ■ - Если вы имеете в виду только природный газ, то тог­ да ваша позиция противоречит позиции Газпрома. Там счита­ ют, что сжигать газ в топках - нерачительно. - Недавно у нос было деле­ гация Газпрома во главе с Р.Вяхиревым, и мы, поверьте, по всем вопросам нашли об­ щий язык и договорились... Но почему вы думаете,’ что я упо­ ваю только но газ? Область имеет богатейшие запасы тор - . фа. Первый торфобрикетный завод мы должны запустить в ' конце следующего года. Дру­ гое направление .- отходы ле­ сопиления. При наших масшта­ бах лесопереработки они мо­ гут занять заметное место в структуре, потребления топли­ во и снять нынешнюю напря­ женность. Мы уже приобрели специальные установки и в ближайшее время начнем вы­ пускать древесный брикет... ■ , Посмотрите, что у нос про­ исходит с углем. Везем его в Архангельск из Ухты по желез­ ной дороге. Это.почти 400.кй- лометров! Затем перегружаем но баржи и сплавляем до Ле- шуконского. Ждем холодов и потом по зимникам развозим автомобилями потребителям. Немудрено, что он становится золотым. И это при том, что спотыкоемся о дрова! Если мы не хотим, чтобы энергетика нос. разоряло, чтобы мы сидели без тепло 1<1 света, надо вкладывать деньги в та, что имеем, а- не в то, что лежит 30 тридевять зе­ мель. Мы уже почти треть ко­ тельных перевели но. местное топливо. И это только начало. Нельзя же допустить, чтобы каждая зима было у нос, кок последний бой. Мы обязаны научиться использовать все, чем располагаем. Потому а считаю перспективной ношу программу использования по­ путного газа. В конце концов когда-то надо перейти от рас- суждений о том,: как выгодно его использовать, и начать е го . использовать по-настоящему? . Мы должны, совместно с гходимое, для скорейшего освоения Штокманского мес­ торождения, которое имеет запасов газа втрое больше, чем все Норвегия,. А Тимоно- Печорское нефтегазоносная провинция? Ничегр-подобного нет ни в'. России, ни за рубе­ жом. В 300 километрах от Ар хонгельско не ток давно геоло ги открыли еще одно месторо ^ждение нефти. По всем том, запасы немалые, о мае ,мы забурили первую скважину, а к сентябрю, уже прошли око­ ло 1.400 метров.. Думою, где- то. но глубине двух километров должен забить фонтан. 'Если все будет так, как предполага­ ется, область заметно попро- вг;|т свои энергетические Дела. - Выходит, суть вашей стра­ тегии решения энергетических проблем - «опора на собствен­ ные силы»? - Опора на собственные, ру­ ки-и на собственный-кошелек. Все, что возможно произвести своими руками, мы должны производить. Остальное будем закупать. Но для этого нужно, чтобы областной кошелек не был пуст. Кок'этого добиться? Предприятия должны ■работать и производить продукцию, ко­ торая находит спрос, и платить налоги. Тогда у "всех будут возможности , расплачиваться за энергоресурсы, Я вообще считаю, что энер­ гетический кризис нужно пре­ одолевать, только двигаясь по пути общего оздоровления ■экономики. Было бы большой ошибкой сегодня все силы и средства бросать на решение топливной проблемы, забро­ сив остальное... Когда-то в Архангельской области был со­ здан Центр атомного подвод­ ного судостроения. Сегодня он начинает производить буровые для добычи нефти и газа на шельфе моря. Мы подготовили проект XXI веко т переобору- - доаоние атомных подлодок ти­ па «Тайфун» в транспортные. Сухогрузы, Это колоссйльной значимости проект! , Специалисты утверждают, что, вполне возможно исполь­ зовать такие суда для круглого­ дичной перевозки мазута и сжиженного газа. Кстати, пере­ говоры с. потенциальными ин­ весторами уже проведены и их Принципиальное согласие, но участие получено. Если удастся реализовать задумки, появятся куда более интересные пер­ спективы у ношей северной экономики. - На чем основывается такой оптимизм? , - Регион'стол точкой реаль­ ного экономического роста в нашем государстве.' Почему в последние год-дво в Архан­ гельской области побывали, и не по разу, все первые лицо России? До потому, что ■они прекрасно представляют себе потенциал и перспективы Севера. И президент. Путин, и спи­ кер Совета Федерации Стро­ ев, и премьер Касьянов, и гла­ ва Газпрома Вяхирев, федег рольные министры и лидеры зарубежных государств - все демонстрируют заинтересо­ ванность в наших успехах. Так что но фоне остальных 88 субъектов Федерации Архан­ гельская область выглядит дос­ тойно, И провинциальные ком­ плексы здесь отпадают. Нос называют одним из наиболее динамично развивающимся ре­ гионом, что подтверждают и нынешние темпы экономиче- МЕСТО СОБЫТИЯ НОВОСИБИРСК; АЛМАЗ ИЗ ПРОБИРКИ Красивейший искусственный алмаз с заданными качествами и расцветкой выпестовали: в Новосибирске. Впечатляет его вес - 6 карат. Сибиряки поста­ рались сохранить своему «ре­ бенку» все ювелирные свойст­ ва природного тезки, добавив при этом в его характер допол­ нительную стойкость и красоту. Вячеслав НЕЧИПУРЕНКО. ЧЕЛЯБИНСК; БОГ В ПОМОЩЬ! Настоятель Свято-Николь- ской церкви отец Валерий ос­ вятил домну на Соткйнском ме­ таллургическом комбинате. Та­ ким, образом руководители зо- эода укрепили собственные на­ дежды на стабильную и без­ аварийную работу агрегата после капитального ремонта. Сергей АГАТОВ. КЕМЕРОВО; ЧЕК ЗА ПРОЕЗД ,В троллейбусном порке нов,- шество: теперь пассажирам выдают вместо привычных би­ летиков чеки, где указана дата, время и маршрут. С помощью портативных кассовых машин городские транспортники на­ мерены решить проблему «зай­ цев», о просматривая фиекаль- -ную ленту но компьютере, вес­ ти строгий учет поссожиропо- Анна КАПТАРЬ. ИРКУТСК; ВЗЛЕТАЙТЕ НА ЗДОРОВЬЕ! Запрет на взлет самолетов в сторону Иркутска сняло об­ ластная комиссия по чрезвы-. чайным ситуациям. Прежнее жесткое решение. было принято после того, как в июне прошлого года здесь рух­ нул перегруженный Ил-76. Оно повлекло за ■собой ■крупные коммерческие издержки: в ожи­ дании северо-западного ветра в порту скапливалось до 25 су­ дов, многие компании стали выбирать другие маршруты в Владимир МЕДВЕДЕВ. БРЯНСК; ПЕЧЬ ИЛИ КАМИН? Уникальную русскую печь собственной конструкции под названием «Теплушка-2» изо- '^-ел житель' города Сурожа рянс'коя область) Константин 1евченко. В ней одновремен­ но находится котел, канал для газового котла и колонки для вытяжки. Печь выполняется в двух вариантах: для сельской местности и для города. Ис­ пользоваться оно может КОК' .обычная русская печь и кок ка­ мин. В Суроже работают уже десять печей конструкции Шев- Андрей ВОРОБЬЕВ. ЖИЗНЬ и КОШЕЛЕК ь СУПЕРМАРКЕТЫ ВОЮЮТ С ВОРАМИ ПО МНЕНИЮ ПСИХОЛОГОВ. ЖЕЛАНИЕ УКРАСТЬ ВОЗНИКАЕТ У МНОГИХ ПРИ ВИДЕ ВИТРИН Даже известные российские политики в порыве откровенно­ сти сознались, что и они не без греха. Например, молодой Вла­ димир Рыжков воровал в свое время клубнику с колхозных по­ лей, а бывший зампред Центро­ банка Сергей Алексашенко свин­ чивал с автомашин фары. Каза­ лось бы, безупречная во всех от­ ношениях Ирина Хакамода од­ нажды не дрогнувшей рукой сперла у своей одноклассницы шторучку. С-.воими поводками политики близки йороду. и, похоже, в Рос­ сии мысль - где бы чего украсть - терзает многих. Ноклонности эти реализуются прежде всего в ма­ газинах. . Старожилы отдела по борьбе . экономической преступностью московского ГУВД сровнивоют: в советские времена воровали меньше, о ежегодные потери не превышали 0,3 процента от все- товарооборота. Правда, од- |й из причин такой честности могло быть банальное отсутствие товЬров на прилавках. Ныне все иначе. . Появились супер- и прочие маркёты, битком набитые товарами, да ещё с са- мообсл-уживанием. Статистика уверяет, что потери московских лают : магазинов от нечистых на руку Бывает, __ ... посетителей составляют в сред- группы «обувают» магазин Все больше денег вкладывают крупные магазины в борьбу с мелкими воришками. А что делать? попался на ерунде - на мышке только в нашей стране. Это бич «черное» . . . . . ____ одну ходку такие для компьютера. А сколько воров многих,. По мнению блюстителей рядка, бороться и высокороз- , процентов от всего тысячи долларов. V товарооЬорото..Это - миллиарды Ь 1УоД помнят случаи, когда ворами, почти невозможно..Ежед- рублей. мужчина очень интеллигентного невно в каждом приличном Сот^дники магазинов очень вида умудрился вынести ------------ - . ходные - в несколько больше. Только фиксируется! А сколько воров проходят:незаме­ ченными. Может быть, кому -1 очень зине Москвы фиксируется говорить, но столь солидного магазина компьютер- нимум одно-две кражи, г деликатную, тему - кому охота со- ный принтер, соковыжималку и — ... - знаваться в неспособности защи- фирменный утюг: Ни к каким осо- “ “ прилавки? Но кое-что вы- оь 1 м ухищрениям он не прибегал: удить, удалось. просто научился убирать с това- Так, например, оказалось, что Ров контролирующие «жучки», воровству все возрасты покорны. После чего клал понравившуюся кажется утешением, но могазин- Но первыми в списке магазинных вещь в сумку и шел напролом. А ное воровство процветает не воришек значатся поцаны-тинэй- ■ джеры, и... пенсионеры. Как гово­ рится, и стар, и мал. Кошельки у них тощие и удержаться от со­ блазна не всегда, удается. Из­ любленный ассортимент, выноси­ мый под полой. - ЧОЙ, сигареты, небольшие вакуумные упаковки с гастрономической нарезкой и шоколад. страшнее профессиона- госудорсгв. По неофици- магОзинными ольной статистике, в Германии в прошлом году ущерб от мргазин- нь 1 х -краж составил около ’Б мил­ лиардов марок, во Франции - примерно 25 миллиардов фран­ ков, а в США - более Ш милли­ ардов долларов, в России ж,е по­ тери от краж за прошлый год со­ ставили около шести миллиардов рублей. Это, напомню, официально... Татьяна ВЛАДИМИРОВА. А КАК У НИХ? ЭЛЕКТРОННЫХ СТОРОЖЕЙ ТОЖЕ ОБМАНЫВАЮТ -В вашем супермаркете воруют? • лялся в отдел техники, где выбирал себе притянув- ит моего вопроса секьюритн напрягся и зая- шийся предмет, скажем, телевизор. Затем, мазнув вил, что прежде, чем ответить, ему нужно прокон- парура з по корпусу «ящика» мелом для придания сультироваться у своего, шефа.., ^ему бэушного вида, он направляя к продавцу и Значит, все же воруют, решил я. начинал требовать... починить- свой сломавшийся н^п«п,.о в удостовериться в правильности вывода, телек. Несмотря на все объяснения ничего не по- и отомь 1 ^ е нНы Г то во ^^ ^ соотечественни: дозревающего продавца, что в магазинах нетрё- говои техникой на всю .жизнь.. . Об одном здоровенном негре в воровских кру- IX ходят легенды. Заходя в магазин, он направ- вида. Пока одни отвлекают__ мание продавцов бесконечными примерками, их сообщники 'де- ХЕЛЬСИНКИ. Дмитрий АНКУДИНОВ. конкурс: I ЗАКОН ДЖУНГЛЕЙ ИЛИ ЗАКОН ГОР? | ( Курский губернатор Александр МИХАЙЛОВ изумил всех первыми шагами на новом ■ поприще. Но зря мы.удиртяемся - о своих методах он предупреждал заранее; | I «Что касается ближайшего окружения Руцкого, конечно, они все должны уйти в отставку. I Я абсолютно в этом... Мы их предупрехсдали. Как говорят, это закон гор». * Р.5. Вы что-то путаете, Александр Николаевич! Закон гор - ^ о , что творит ваше окружение, - это 'закон джунглей. э когда кинжалом по горлу. А ' ■ _________________ . - А ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО ЗАЧЕМ РАЗДЕВАТЬ АВТОЛЮБИТЕЛЯ К СВОЕЙ КОВАРНОЙ ЦЕЛИ СТРАХОВАТЕЛИ РОССИИ ИДУТ НАПРОЛОМ УЖЕ ТРИ ГОДА. ГРЯДЕТ ОЧЕРЕДНАЯ ПОПЫТКА в ближайшее время Госдума планирует рассмотреть в первом чтении очередной (уже теетий по счету) законопроект оо обяза­ тельном страховании ответствен­ ности автовладельцев. Если он благополучно пройдет все стадии утверждения его Думой и будет принят, все мы - автовладельцы - ежегодно и в обязательном по­ рядке будем платить страховым компаниям определенное зако­ ном количество денег, а те в от­ вет станут оплачивать наши рас­ ходы в случае аварии. Вот вроде Она проста и привлекатель­ на, К тому же весь цивилизован­ ный мир давно ею пользуется. Но вот загадка. В России за за­ кон голосуют двумя ■руками большие и малые страховые компании, его хоть сегодня гото­ ва принять на вооружение ГИБДД во главе с генералом Федоровым, от него без ума са­ ми разработчики закона. А вот депутаты почему-то против. Уже несколько лет данный за-, кон продавливается через Думу. Отклонили его депутаты про­ шлого созыва, несмотря на же­ сткое лоббирование правитель­ ства. И обновленная Дума ми­ нувшей весной проголосоврла против очередного его вариан­ та. И вот очередная атака стра­ хователей на депутатов. «Деловой вторник» уже объ­ яснял читателям, чем невыгоден был для автолюбителей преды­ дущий проект закона; Теперь попробуем проанализировать нынешний. Как очень метко заметил из­ вестный московский адвокат, академик Леонид Ольшанский, нынешний законопроект, как, впрочем, -и все предыдущие, 1 еследует лишь одну цель - по- )ры с россиян. Давойте посчитаем. В стра- :, по данным ГИБДД, 35 милли- 108 . легковых машин. Все их владельцы, если закон будет принят, раз в .год в обязатель­ ном порядке станут приходить в приемную кассу Сбербанка, чтобы вместе с дорожным нало­ гом и оплатой ТО оплатить еще и страховку. Разработчики зако­ на и лоббисты утверждают, что страховой взнос будет неболь­ шим - около 400 рублей в год. Оппоненты уверены - не меньше 100-долларов. Ибо только токая сумма способна покрыть стра­ ховую компенсацию в случае аварии. Компенсация эта декла­ рируется в размере 200 тысяч рублей. Но это лукавая цифре. Во-первых, если в ДТП заме-, шаны несколько участников, сумма, записано в проекте, де­ лится на всех. А во-вторых, и это главное, страховые тарифы не прописаны в самом тексте зако­ на и будут дополнительно раз­ рабатываться неким агентством на - основании статистических данных об авариях. Юристы уве- ■рены - более субъективного под­ хода трудно: изобрести. Утвер- ,ждать же эти тарифы будет Ми­ нистерство финансов ■своими подзаконными актами, что пря­ мо противоречит Конституции РФ. Там, напомню, записано, что любое ограничение прав граждан (в том числе и наложе­ ние обязанностей по уплате на­ логов и обязательных платежей) возможно только по федераль­ ному Закону. Далее. В одной, из статей за­ конопроекта декларируется Прово страховых компаний са­ мостоятельно увеличивать суммы обязательных платежей в слу­ чае, когда автолюбитель «умыш­ ленно содействовал наступле­ нию страхового случая». Фраза означает, что если вы превысили скорость или наехали на сплош­ ную линию - это уже повод для повышающего коэффициента. ' Тут уже выступает на сцену ГИБДД, без помощи которой страховым компаниям не обой­ тись. Это означает, что придется страховщиком делиться с ин­ спекцией деньгами, собранными 2 с автолюбителей. Вот поэтому ГИБДД в предвкушении легких денег и поддерживает лобби­ стов закона, убеждая нас, нера зумных, что «автовладельцу ста нет невыгодно ездить аварий - но». Это слова главного гаишни ка генерала Федорова. Инте ресно, а есть ли на свете авто владельцы, которым выгодно, ез дить аварийно? Новый законопроект, счита ют эксперты, сильно ограничива ет права собственника. Он за­ претит нам (статья 9) передавать автомобиль кому-либо даже по доверенности, если'этот человек не занесен в страховой полис. А' кок мы можем в момент оплаты строховки знать, кому через ме­ сяц или через аолгода отдадим машину покататься. Или кому захотим продать ее? Подобных «пенок» в проекте предостаточ- Да, во многих странах мира закон об обязательном страхо­ вании существует. И там челове­ ку, попавшему в аварию, гаран­ тированно выплачивается стра­ ховка. Если вы думаете, что то же, самое ждет и нас, вы глубо­ ко заблуждаетесь. По крайней мере авторы отечественного за­ конопроекта не забыли, сочи­ нить пункт 13, который освобож­ дает страховые компании от уп­ латы страхового возмещения в целом ряде случаев. То есть по­ лис вы покупаете за 100 долла­ ров, а в ответ получаете кукиш, если, например, авария совер­ шена на машине, эксплуатация которой запрещена законом. В общем - это логично. Но дело в том, что нош закон гласит, что с неисправным ремнем безопас ности или с большим содержа нием СО в выхлопе эксплуати ровать 'машину тоже нельзя Следовательно, этим автолюби телям нечего и надеяться Н 1 лучение страховки. Более того, следующая, 14 статья законопроекта и вовсе лишает нас в ряде Случаев уже выплаченной страховки, если вдруг выяснится, что попавшим в аварию автомобилем управля­ ла, скажем, ваша жена, имя ко­ торой не было внесено в 'стра­ ховой полис, К тому же предлагается до­ полнить уже принятый недавно Думой нЬвый Кодекс пунктом, запрещающим вообще садиться за руль без страховогошолИса... Перечисление подобных пун­ ктов, которые не за водителя, а кок раз против, можно продол­ жать и продолжать. : ' По разным оценкам, закон будет приносить' на счета стра­ ховых компаний миллиарды дол­ ларов США. Поэтому есть за что биться. Еще бы, не надо го­ няться за клиентами, они сами придут, как миленькие, и деньги в клюве принесут. К тому их за- ко'н обяжет. Не надо тратиться, на рекламу и улучшать сервис. Надо только найти соответству­ ющий подход к чиновнику, кото­ рый будет выдавать лицензии на данную страховую деятельность.' Или, другими словами, - на пра­ во дележа жирного денежного пирога. Поэтому хочется надеяться, что законодатели не преподне­ сут многочисленной армии авто­ любителей этот очень неприят­ ный предновогодний сюрприз. Александр ВУШЕВ. НАША МАРКА ТОНКАЯ МАТЕРИЯ1 Вологодская кружевная фабрика «Снежинка» отмети­ ла свое 180-летие. Все началось с того, что 1820 году местная помещица Засецкая открыла фабрику, где изготовлялась мерная «узорная плетеная сетчатая ткань для отделки белья и одежды». Позже двум дамам - матери и дочери Брянцевым пришла идея сделать сцепное кружево. Оттуда и пошло знаКленитое вологодское, представляющее собой не­ прерывную линию тесьмы с непрерывной решеткой меж­ ду ними. Изделия вологодских кружевниц получали Большой приз в Бр|рсселе, Грон-при в Париже. Работы кружевниц покупали известные музеи Это уникальное' предпри­ ятие за свою 180-летнюю ис­ торию -почти не изменилось. Техническая, революция про­ шла мимо фабрики - и в этом ее ценность.' Труд остался ручным, как и двести лет на­ зад. На набитую соломой по­ душку прикрепляется рисунок - «сколок» (раньше он бйл из лыко, а теперь бумажный), в местах будущего переплете- нитей втыкаются булавки,, них навешиваются кок­ люшки с нитями отбеленного серого льна, черного или рыжего шелка - и пошла ра­ бота. Для. изштовления, к примеру, пелерины нужно по­ трудиться 550 часов,'то есть 68 дней. А уникальная ска­ терть по эскизу художницы В.Н.Ельфиной (завоевала в 50-х годах Большую золотую медаль в Пловдиве) - скатерть с водопадом снежинок - изго- тавливаеся за 500 дней! Нод кружевницы трудятся 4.000 часов. В числе заказчиков воло­ годской «Снежинки» - извест- я своей элегантностью Эди- Пьехо. Художницы и масте­ рицы фабрики исполнили ее концертный наряд. Кружев­ ные перчатки и воротники по- куполо Людмила Гурченко. Побывала на «Снежинке» и Ирина Архипова, и Людмила Зыкина. Любила, кружева фи­ гуристка Людмила Пахомова. Ирина Понаровская, которой во вкусе не откажешь, приоб­ рела воротник с мелким ри­ сунком. Не могла проехать мимо фабрики и Надежда Ко­ дышева: для нее здесь сплели золотой нитью шапочку, ружевное платье, тунику,; 1опадают в «кружевные пау­ тины» не-только женщины; первый экземпляр панно во­ логодских кружевниц «Хром Христа Спасителя» украшает Автобанк. Елена ЖИБОРТ. В о л о г д а ! . 28 НОЯБРЯ 2000 ГОДА ЛЕ110101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz