Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
НА ЧАШКУ ЧАЯ СЕВЕР: БЛЕСК, НИ1ЩГА И ПЕРСПЕКТИВЫ НА ВОПРОСЫ «ДВ» ОТВЕЧАЕТ ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ АНАТОЛИЙ ЕФРЕМОВ - Архангельскую область называют среди трех других регионов России, где сложи лась самая тяжелая ситуация с энергоснабжением. Это дейст вительно так? - Думаю, наши жители уже так не считают. Да, при подго товке области к зиме сложи лась напряженная ситуация с. поставками топлива. После летнего ремонта сетей не бы ла подана в дома Архангель ска и Северодв'инска горячая вода. Когда мы все же догово рились с энергетиками и пода ли горячую воду, оказалось не готово городское хозяйствуо, пошли утечки... Действительно, я был вынуж ден вмешаться в ситуацию. Может быть, применил непопу лярные меры: отстранил от ро^ боты одних руководителей, объявил выговор другим, мэ рам городов предложил самим подать в отставку. Я взял ответственность на себя, так кок другого пути уже не было - надвигались' холода. И я не мог позволить кормить обеидониями народ. Да, я подписал с РАО ЕЭС не слишком удобный'для обла сти договор, но это заставило шевелиться городскую власть - сегодня они отдают долги и те кущие платежи энергетикам вовремя. Топливо в область пошло. Сработали договоры и предоплата. На прошлой неде ле подписали договор на по ставки угля из Инты и Воркуты. Уверен, эти партнеры не под- • - А как насчет топлива, ко торым область, говорят, богато с излишком? , - Архангельская область так богата, что вполне могла бы полностью обеспечить себя энергоресурсами и не иметь никаких проблем ни с теплом, со светом.. - Возникает вопрос: отчего же до сих пор эти возможно сти не реализованы? . - Вам не кажется абсурдом, что область, обладающая уни кальными ресурсами, является ■ дотационной? Сегодня мы по лучаем от федерального Цент ра дотации в виде трансфер тов примерно но 1 миллиард 40 миллионов рублей. А в чем |ричино? В налоговом законо дательстве. Вот пример: по нашим рос сийским законом Северное морское пароходство с каждо го рубля своих доходов должно отплатить 83 копейки налогов. копеек можно только у прича ла ржаветь. А что такое для области потеря судна? Потеря налогов. Сегодня но долю Архангель- эй 'области приходится 85 процентов , экспорта леса. Это- сотни миллионов долларов. Взимаемая таможенная пошли на составляет пять процентов. По самым скромным оценкам, два с половиной миллиона долларов. И что же? Все ухо дит в федерольную козну. Я уже несколько лет добиваюсь, чтобы государственная тамо женная политика учитывало и наш интерес. - Сколько же времени прой дет, пока наладятся нормаль ные межбюджетные отноше ния Центра и регионов, пока усовершенствуется налоговая и таможенная политика, пока заработают в полную силу предприятия. Уж скоро десять лет, как над этими проблема- 1 бьются «лучшие умы Рос- - То, что можно и должно, сделать сейчас,.незамедлитель но, чтобы облегчить^жизнь лю дей и не допустить паралич экономики, связано с одним -• • строжайшим соблюдением бюджетной дисциплины. Центр должен вовремя, не иакапли- обязаны использовать собст- ) 1 е средства и средства, полученные из федерального Центра, строго по назначению, допуская никакой «сомо- 1НОСТЙ». Но мы не должны вводить людей в заблуждение.- это снимет остроту проблемы, не решит ее полностью. Если говорить о проблемах Архангельской области, то я ' !жден': надо довести до кон- все то, что мы начали де лать еще в 96-м году. Я готов взять но себя обязательство решить энергетическую проб лему области через полтора Звучит, как предвыборная агитация. У вас ведь скоро вы боры губернатора? - И выборы областного За конодательного собрания. И мэров городов. И глав муници пальных образований... Все, законом предусматривает- цы, конечно, выполним. Но, -ситуация, запретил в своем ка бинете произносить слово «вы боры». Но днях проехал по не которым районом, где руково дителям предстоит переизби раться. И что же? Подвалы до- 3 утепл проводы не утеплены, /у^ь не, ■для того с- таким трудом добы ваем топливо, чтобы топить улицу! Я' предупредил таких «кандидатов»: если. немедлен но не приведете'все в порядок, ■завтра будете-отвечать не но вопросы избиротелей, о но во просы пр&куроро1 Кое-кто из руководителей вообще пере стал контролировать подчи ненных. Мне уже довелось столкнуться с фактами' энерге тического рэкета: слесари от- ' ключают дом от тепла и ж г т , когда к ним с мольбами прибе гут жильцы. > - Но ддп того чтобы навести порядок, полтора года не тре буется. Вы, очевидно, называя этот срок, имеете в виду что-то другое? - На сегодняшний день Ар хангельская область остоется единственной в центре России, энергетика которой работает но самых, дорогих видах топли во - угле и мазуте. Мало того, что но самых дорогих, ток еще цены на них растут гораздо быстрее, чем но другие виды. Например, в этом году мазут нам обходится чуть ли не в полтора раза дороже, чем в прошлом. Какое решение на- . прошивается? Во-первых, мьг должны по возможности ИС: пользовать местно.е топливо. Это позволит сэкономить но перевозках. И второе - мы ■ должны перейти но альтерна тивные источники энергии. ‘ ■ - Если вы имеете в виду только природный газ, то тог да ваша позиция противоречит позиции Газпрома. Там счита ют, что сжигать газ в топках - нерачительно. - Недавно у нос было деле гация Газпрома во главе с Р.Вяхиревым, и мы, поверьте, по всем вопросам нашли об щий язык и договорились... Но почему вы думаете,’ что я упо ваю только но газ? Область имеет богатейшие запасы тор - . фа. Первый торфобрикетный завод мы должны запустить в ' конце следующего года. Дру гое направление .- отходы ле сопиления. При наших масшта бах лесопереработки они мо гут занять заметное место в структуре, потребления топли во и снять нынешнюю напря женность. Мы уже приобрели специальные установки и в ближайшее время начнем вы пускать древесный брикет... ■ , Посмотрите, что у нос про исходит с углем. Везем его в Архангельск из Ухты по желез ной дороге. Это.почти 400.кй- лометров! Затем перегружаем но баржи и сплавляем до Ле- шуконского. Ждем холодов и потом по зимникам развозим автомобилями потребителям. Немудрено, что он становится золотым. И это при том, что спотыкоемся о дрова! Если мы не хотим, чтобы энергетика нос. разоряло, чтобы мы сидели без тепло 1<1 света, надо вкладывать деньги в та, что имеем, а- не в то, что лежит 30 тридевять зе мель. Мы уже почти треть ко тельных перевели но. местное топливо. И это только начало. Нельзя же допустить, чтобы каждая зима было у нос, кок последний бой. Мы обязаны научиться использовать все, чем располагаем. Потому а считаю перспективной ношу программу использования по путного газа. В конце концов когда-то надо перейти от рас- суждений о том,: как выгодно его использовать, и начать е го . использовать по-настоящему? . Мы должны, совместно с гходимое, для скорейшего освоения Штокманского мес торождения, которое имеет запасов газа втрое больше, чем все Норвегия,. А Тимоно- Печорское нефтегазоносная провинция? Ничегр-подобного нет ни в'. России, ни за рубе жом. В 300 километрах от Ар хонгельско не ток давно геоло ги открыли еще одно месторо ^ждение нефти. По всем том, запасы немалые, о мае ,мы забурили первую скважину, а к сентябрю, уже прошли око ло 1.400 метров.. Думою, где- то. но глубине двух километров должен забить фонтан. 'Если все будет так, как предполага ется, область заметно попро- вг;|т свои энергетические Дела. - Выходит, суть вашей стра тегии решения энергетических проблем - «опора на собствен ные силы»? - Опора на собственные, ру ки-и на собственный-кошелек. Все, что возможно произвести своими руками, мы должны производить. Остальное будем закупать. Но для этого нужно, чтобы областной кошелек не был пуст. Кок'этого добиться? Предприятия должны ■работать и производить продукцию, ко торая находит спрос, и платить налоги. Тогда у "всех будут возможности , расплачиваться за энергоресурсы, Я вообще считаю, что энер гетический кризис нужно пре одолевать, только двигаясь по пути общего оздоровления ■экономики. Было бы большой ошибкой сегодня все силы и средства бросать на решение топливной проблемы, забро сив остальное... Когда-то в Архангельской области был со здан Центр атомного подвод ного судостроения. Сегодня он начинает производить буровые для добычи нефти и газа на шельфе моря. Мы подготовили проект XXI веко т переобору- - доаоние атомных подлодок ти па «Тайфун» в транспортные. Сухогрузы, Это колоссйльной значимости проект! , Специалисты утверждают, что, вполне возможно исполь зовать такие суда для круглого дичной перевозки мазута и сжиженного газа. Кстати, пере говоры с. потенциальными ин весторами уже проведены и их Принципиальное согласие, но участие получено. Если удастся реализовать задумки, появятся куда более интересные пер спективы у ношей северной экономики. - На чем основывается такой оптимизм? , - Регион'стол точкой реаль ного экономического роста в нашем государстве.' Почему в последние год-дво в Архан гельской области побывали, и не по разу, все первые лицо России? До потому, что ■они прекрасно представляют себе потенциал и перспективы Севера. И президент. Путин, и спи кер Совета Федерации Стро ев, и премьер Касьянов, и гла ва Газпрома Вяхирев, федег рольные министры и лидеры зарубежных государств - все демонстрируют заинтересо ванность в наших успехах. Так что но фоне остальных 88 субъектов Федерации Архан гельская область выглядит дос тойно, И провинциальные ком плексы здесь отпадают. Нос называют одним из наиболее динамично развивающимся ре гионом, что подтверждают и нынешние темпы экономиче- МЕСТО СОБЫТИЯ НОВОСИБИРСК; АЛМАЗ ИЗ ПРОБИРКИ Красивейший искусственный алмаз с заданными качествами и расцветкой выпестовали: в Новосибирске. Впечатляет его вес - 6 карат. Сибиряки поста рались сохранить своему «ре бенку» все ювелирные свойст ва природного тезки, добавив при этом в его характер допол нительную стойкость и красоту. Вячеслав НЕЧИПУРЕНКО. ЧЕЛЯБИНСК; БОГ В ПОМОЩЬ! Настоятель Свято-Николь- ской церкви отец Валерий ос вятил домну на Соткйнском ме таллургическом комбинате. Та ким, образом руководители зо- эода укрепили собственные на дежды на стабильную и без аварийную работу агрегата после капитального ремонта. Сергей АГАТОВ. КЕМЕРОВО; ЧЕК ЗА ПРОЕЗД ,В троллейбусном порке нов,- шество: теперь пассажирам выдают вместо привычных би летиков чеки, где указана дата, время и маршрут. С помощью портативных кассовых машин городские транспортники на мерены решить проблему «зай цев», о просматривая фиекаль- -ную ленту но компьютере, вес ти строгий учет поссожиропо- Анна КАПТАРЬ. ИРКУТСК; ВЗЛЕТАЙТЕ НА ЗДОРОВЬЕ! Запрет на взлет самолетов в сторону Иркутска сняло об ластная комиссия по чрезвы-. чайным ситуациям. Прежнее жесткое решение. было принято после того, как в июне прошлого года здесь рух нул перегруженный Ил-76. Оно повлекло за ■собой ■крупные коммерческие издержки: в ожи дании северо-западного ветра в порту скапливалось до 25 су дов, многие компании стали выбирать другие маршруты в Владимир МЕДВЕДЕВ. БРЯНСК; ПЕЧЬ ИЛИ КАМИН? Уникальную русскую печь собственной конструкции под названием «Теплушка-2» изо- '^-ел житель' города Сурожа рянс'коя область) Константин 1евченко. В ней одновремен но находится котел, канал для газового котла и колонки для вытяжки. Печь выполняется в двух вариантах: для сельской местности и для города. Ис пользоваться оно может КОК' .обычная русская печь и кок ка мин. В Суроже работают уже десять печей конструкции Шев- Андрей ВОРОБЬЕВ. ЖИЗНЬ и КОШЕЛЕК ь СУПЕРМАРКЕТЫ ВОЮЮТ С ВОРАМИ ПО МНЕНИЮ ПСИХОЛОГОВ. ЖЕЛАНИЕ УКРАСТЬ ВОЗНИКАЕТ У МНОГИХ ПРИ ВИДЕ ВИТРИН Даже известные российские политики в порыве откровенно сти сознались, что и они не без греха. Например, молодой Вла димир Рыжков воровал в свое время клубнику с колхозных по лей, а бывший зампред Центро банка Сергей Алексашенко свин чивал с автомашин фары. Каза лось бы, безупречная во всех от ношениях Ирина Хакамода од нажды не дрогнувшей рукой сперла у своей одноклассницы шторучку. С-.воими поводками политики близки йороду. и, похоже, в Рос сии мысль - где бы чего украсть - терзает многих. Ноклонности эти реализуются прежде всего в ма газинах. . Старожилы отдела по борьбе . экономической преступностью московского ГУВД сровнивоют: в советские времена воровали меньше, о ежегодные потери не превышали 0,3 процента от все- товарооборота. Правда, од- |й из причин такой честности могло быть банальное отсутствие товЬров на прилавках. Ныне все иначе. . Появились супер- и прочие маркёты, битком набитые товарами, да ещё с са- мообсл-уживанием. Статистика уверяет, что потери московских лают : магазинов от нечистых на руку Бывает, __ ... посетителей составляют в сред- группы «обувают» магазин Все больше денег вкладывают крупные магазины в борьбу с мелкими воришками. А что делать? попался на ерунде - на мышке только в нашей стране. Это бич «черное» . . . . . ____ одну ходку такие для компьютера. А сколько воров многих,. По мнению блюстителей рядка, бороться и высокороз- , процентов от всего тысячи долларов. V товарооЬорото..Это - миллиарды Ь 1УоД помнят случаи, когда ворами, почти невозможно..Ежед- рублей. мужчина очень интеллигентного невно в каждом приличном Сот^дники магазинов очень вида умудрился вынести ------------ - . ходные - в несколько больше. Только фиксируется! А сколько воров проходят:незаме ченными. Может быть, кому -1 очень зине Москвы фиксируется говорить, но столь солидного магазина компьютер- нимум одно-две кражи, г деликатную, тему - кому охота со- ный принтер, соковыжималку и — ... - знаваться в неспособности защи- фирменный утюг: Ни к каким осо- “ “ прилавки? Но кое-что вы- оь 1 м ухищрениям он не прибегал: удить, удалось. просто научился убирать с това- Так, например, оказалось, что Ров контролирующие «жучки», воровству все возрасты покорны. После чего клал понравившуюся кажется утешением, но могазин- Но первыми в списке магазинных вещь в сумку и шел напролом. А ное воровство процветает не воришек значатся поцаны-тинэй- ■ джеры, и... пенсионеры. Как гово рится, и стар, и мал. Кошельки у них тощие и удержаться от со блазна не всегда, удается. Из любленный ассортимент, выноси мый под полой. - ЧОЙ, сигареты, небольшие вакуумные упаковки с гастрономической нарезкой и шоколад. страшнее профессиона- госудорсгв. По неофици- магОзинными ольной статистике, в Германии в прошлом году ущерб от мргазин- нь 1 х -краж составил около ’Б мил лиардов марок, во Франции - примерно 25 миллиардов фран ков, а в США - более Ш милли ардов долларов, в России ж,е по тери от краж за прошлый год со ставили около шести миллиардов рублей. Это, напомню, официально... Татьяна ВЛАДИМИРОВА. А КАК У НИХ? ЭЛЕКТРОННЫХ СТОРОЖЕЙ ТОЖЕ ОБМАНЫВАЮТ -В вашем супермаркете воруют? • лялся в отдел техники, где выбирал себе притянув- ит моего вопроса секьюритн напрягся и зая- шийся предмет, скажем, телевизор. Затем, мазнув вил, что прежде, чем ответить, ему нужно прокон- парура з по корпусу «ящика» мелом для придания сультироваться у своего, шефа.., ^ему бэушного вида, он направляя к продавцу и Значит, все же воруют, решил я. начинал требовать... починить- свой сломавшийся н^п«п,.о в удостовериться в правильности вывода, телек. Несмотря на все объяснения ничего не по- и отомь 1 ^ е нНы Г то во ^^ ^ соотечественни: дозревающего продавца, что в магазинах нетрё- говои техникой на всю .жизнь.. . Об одном здоровенном негре в воровских кру- IX ходят легенды. Заходя в магазин, он направ- вида. Пока одни отвлекают__ мание продавцов бесконечными примерками, их сообщники 'де- ХЕЛЬСИНКИ. Дмитрий АНКУДИНОВ. конкурс: I ЗАКОН ДЖУНГЛЕЙ ИЛИ ЗАКОН ГОР? | ( Курский губернатор Александр МИХАЙЛОВ изумил всех первыми шагами на новом ■ поприще. Но зря мы.удиртяемся - о своих методах он предупреждал заранее; | I «Что касается ближайшего окружения Руцкого, конечно, они все должны уйти в отставку. I Я абсолютно в этом... Мы их предупрехсдали. Как говорят, это закон гор». * Р.5. Вы что-то путаете, Александр Николаевич! Закон гор - ^ о , что творит ваше окружение, - это 'закон джунглей. э когда кинжалом по горлу. А ' ■ _________________ . - А ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО ЗАЧЕМ РАЗДЕВАТЬ АВТОЛЮБИТЕЛЯ К СВОЕЙ КОВАРНОЙ ЦЕЛИ СТРАХОВАТЕЛИ РОССИИ ИДУТ НАПРОЛОМ УЖЕ ТРИ ГОДА. ГРЯДЕТ ОЧЕРЕДНАЯ ПОПЫТКА в ближайшее время Госдума планирует рассмотреть в первом чтении очередной (уже теетий по счету) законопроект оо обяза тельном страховании ответствен ности автовладельцев. Если он благополучно пройдет все стадии утверждения его Думой и будет принят, все мы - автовладельцы - ежегодно и в обязательном по рядке будем платить страховым компаниям определенное зако ном количество денег, а те в от вет станут оплачивать наши рас ходы в случае аварии. Вот вроде Она проста и привлекатель на, К тому же весь цивилизован ный мир давно ею пользуется. Но вот загадка. В России за за кон голосуют двумя ■руками большие и малые страховые компании, его хоть сегодня гото ва принять на вооружение ГИБДД во главе с генералом Федоровым, от него без ума са ми разработчики закона. А вот депутаты почему-то против. Уже несколько лет данный за-, кон продавливается через Думу. Отклонили его депутаты про шлого созыва, несмотря на же сткое лоббирование правитель ства. И обновленная Дума ми нувшей весной проголосоврла против очередного его вариан та. И вот очередная атака стра хователей на депутатов. «Деловой вторник» уже объ яснял читателям, чем невыгоден был для автолюбителей преды дущий проект закона; Теперь попробуем проанализировать нынешний. Как очень метко заметил из вестный московский адвокат, академик Леонид Ольшанский, нынешний законопроект, как, впрочем, -и все предыдущие, 1 еследует лишь одну цель - по- )ры с россиян. Давойте посчитаем. В стра- :, по данным ГИБДД, 35 милли- 108 . легковых машин. Все их владельцы, если закон будет принят, раз в .год в обязатель ном порядке станут приходить в приемную кассу Сбербанка, чтобы вместе с дорожным нало гом и оплатой ТО оплатить еще и страховку. Разработчики зако на и лоббисты утверждают, что страховой взнос будет неболь шим - около 400 рублей в год. Оппоненты уверены - не меньше 100-долларов. Ибо только токая сумма способна покрыть стра ховую компенсацию в случае аварии. Компенсация эта декла рируется в размере 200 тысяч рублей. Но это лукавая цифре. Во-первых, если в ДТП заме-, шаны несколько участников, сумма, записано в проекте, де лится на всех. А во-вторых, и это главное, страховые тарифы не прописаны в самом тексте зако на и будут дополнительно раз рабатываться неким агентством на - основании статистических данных об авариях. Юристы уве- ■рены - более субъективного под хода трудно: изобрести. Утвер- ,ждать же эти тарифы будет Ми нистерство финансов ■своими подзаконными актами, что пря мо противоречит Конституции РФ. Там, напомню, записано, что любое ограничение прав граждан (в том числе и наложе ние обязанностей по уплате на логов и обязательных платежей) возможно только по федераль ному Закону. Далее. В одной, из статей за конопроекта декларируется Прово страховых компаний са мостоятельно увеличивать суммы обязательных платежей в слу чае, когда автолюбитель «умыш ленно содействовал наступле нию страхового случая». Фраза означает, что если вы превысили скорость или наехали на сплош ную линию - это уже повод для повышающего коэффициента. ' Тут уже выступает на сцену ГИБДД, без помощи которой страховым компаниям не обой тись. Это означает, что придется страховщиком делиться с ин спекцией деньгами, собранными 2 с автолюбителей. Вот поэтому ГИБДД в предвкушении легких денег и поддерживает лобби стов закона, убеждая нас, нера зумных, что «автовладельцу ста нет невыгодно ездить аварий - но». Это слова главного гаишни ка генерала Федорова. Инте ресно, а есть ли на свете авто владельцы, которым выгодно, ез дить аварийно? Новый законопроект, счита ют эксперты, сильно ограничива ет права собственника. Он за претит нам (статья 9) передавать автомобиль кому-либо даже по доверенности, если'этот человек не занесен в страховой полис. А' кок мы можем в момент оплаты строховки знать, кому через ме сяц или через аолгода отдадим машину покататься. Или кому захотим продать ее? Подобных «пенок» в проекте предостаточ- Да, во многих странах мира закон об обязательном страхо вании существует. И там челове ку, попавшему в аварию, гаран тированно выплачивается стра ховка. Если вы думаете, что то же, самое ждет и нас, вы глубо ко заблуждаетесь. По крайней мере авторы отечественного за конопроекта не забыли, сочи нить пункт 13, который освобож дает страховые компании от уп латы страхового возмещения в целом ряде случаев. То есть по лис вы покупаете за 100 долла ров, а в ответ получаете кукиш, если, например, авария совер шена на машине, эксплуатация которой запрещена законом. В общем - это логично. Но дело в том, что нош закон гласит, что с неисправным ремнем безопас ности или с большим содержа нием СО в выхлопе эксплуати ровать 'машину тоже нельзя Следовательно, этим автолюби телям нечего и надеяться Н 1 лучение страховки. Более того, следующая, 14 статья законопроекта и вовсе лишает нас в ряде Случаев уже выплаченной страховки, если вдруг выяснится, что попавшим в аварию автомобилем управля ла, скажем, ваша жена, имя ко торой не было внесено в 'стра ховой полис, К тому же предлагается до полнить уже принятый недавно Думой нЬвый Кодекс пунктом, запрещающим вообще садиться за руль без страховогошолИса... Перечисление подобных пун ктов, которые не за водителя, а кок раз против, можно продол жать и продолжать. : ' По разным оценкам, закон будет приносить' на счета стра ховых компаний миллиарды дол ларов США. Поэтому есть за что биться. Еще бы, не надо го няться за клиентами, они сами придут, как миленькие, и деньги в клюве принесут. К тому их за- ко'н обяжет. Не надо тратиться, на рекламу и улучшать сервис. Надо только найти соответству ющий подход к чиновнику, кото рый будет выдавать лицензии на данную страховую деятельность.' Или, другими словами, - на пра во дележа жирного денежного пирога. Поэтому хочется надеяться, что законодатели не преподне сут многочисленной армии авто любителей этот очень неприят ный предновогодний сюрприз. Александр ВУШЕВ. НАША МАРКА ТОНКАЯ МАТЕРИЯ1 Вологодская кружевная фабрика «Снежинка» отмети ла свое 180-летие. Все началось с того, что 1820 году местная помещица Засецкая открыла фабрику, где изготовлялась мерная «узорная плетеная сетчатая ткань для отделки белья и одежды». Позже двум дамам - матери и дочери Брянцевым пришла идея сделать сцепное кружево. Оттуда и пошло знаКленитое вологодское, представляющее собой не прерывную линию тесьмы с непрерывной решеткой меж ду ними. Изделия вологодских кружевниц получали Большой приз в Бр|рсселе, Грон-при в Париже. Работы кружевниц покупали известные музеи Это уникальное' предпри ятие за свою 180-летнюю ис торию -почти не изменилось. Техническая, революция про шла мимо фабрики - и в этом ее ценность.' Труд остался ручным, как и двести лет на зад. На набитую соломой по душку прикрепляется рисунок - «сколок» (раньше он бйл из лыко, а теперь бумажный), в местах будущего переплете- нитей втыкаются булавки,, них навешиваются кок люшки с нитями отбеленного серого льна, черного или рыжего шелка - и пошла ра бота. Для. изштовления, к примеру, пелерины нужно по трудиться 550 часов,'то есть 68 дней. А уникальная ска терть по эскизу художницы В.Н.Ельфиной (завоевала в 50-х годах Большую золотую медаль в Пловдиве) - скатерть с водопадом снежинок - изго- тавливаеся за 500 дней! Нод кружевницы трудятся 4.000 часов. В числе заказчиков воло годской «Снежинки» - извест- я своей элегантностью Эди- Пьехо. Художницы и масте рицы фабрики исполнили ее концертный наряд. Кружев ные перчатки и воротники по- куполо Людмила Гурченко. Побывала на «Снежинке» и Ирина Архипова, и Людмила Зыкина. Любила, кружева фи гуристка Людмила Пахомова. Ирина Понаровская, которой во вкусе не откажешь, приоб рела воротник с мелким ри сунком. Не могла проехать мимо фабрики и Надежда Ко дышева: для нее здесь сплели золотой нитью шапочку, ружевное платье, тунику,; 1опадают в «кружевные пау тины» не-только женщины; первый экземпляр панно во логодских кружевниц «Хром Христа Спасителя» украшает Автобанк. Елена ЖИБОРТ. В о л о г д а ! . 28 НОЯБРЯ 2000 ГОДА ЛЕ110101
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz