Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

(1 Ш И П Б Ц К А Я ш^ш- газета 24 ноября 2000 г., № 229 (21357) БЕДА ВОБЛАСТНОМЦЕНТРЕПОГАСЛИСВЕТОФОРЫ н | едавно на Липецк обрушилась очередная напасть: в течение нескольких дней оказались выведенными из строя более двух десятков городских светофоров. Произошло это не по вине каких-то потусторонних сил или технических неполадок — |юрных объектов, выкрав из них микросхемы, которые содержат некоторый процент ОХОТНИКИ ЗА МЕТАЛЛОМ УСТРОИЛИ «ВЕСЕЛУЮ» ЖИЗНЬ УЧАСТНИКАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДОКУМЕНТ <МАШИНУШШЩ1Ш IОБРАЗОМ р Похоже, что беспределу на .автотрассах Скоро придет ко- * нец. Заставлять водителей со­ блюдать правила дорожного :движения и просто правильно водить машину будут силовы- ~ ми методами. Такое решение -I принято на федеральном уров- Г;|не, с учетом масштабности ' проблемы, создаваемой диле- ;;*тантизмом автомобилистов. Прежде всего это касается со- вершенствования экзаменаци- ^онной деятельности в подраз- Йделениях ГИБДД. ' ' Приказом МВД России от ^20 июля 2000 года «О мерах по реализации постановления '^правительства Российской Федерации от 15декабря 1999 г. !| № 1396» утверждена «Инструк- ция о порядке организации ра- ‘ -боты по приему квалификаци- ' ..онных экзаменов и выдаче во- , 'дительских удостоверений в .'подразделениях Государ- .' ственной инспекции безопас- ' ности дорожного движения Министерства внутренних дел 5 Российской Федерации». В ’ инструкции регламентированы .' порядок допуска к экзаменам, . их сдачи, оформления и выда­ чи национальных и междуна- >родных водительских удостове- рений, замены и выдачи удос- ^товерений взамен утраче^^ныx (похищенных). Особый раздел '. инструкции определяет поря- док учета и хранения бланков ' водительских удостоверений и ^ других материалов. | пр 1 ( 1 ло>^§-: ^ '; 'ниях приводятся” 'б$^аз^ :,Г ; (формы) бланков заявлений, ■ реестров, протоколов. Требования инструкции доведены до сведения облас- Птных образовательных учреж- У дений, занимающихся подго- Нтовкой и переподготовкой во- Шдителей транспортных И средств. | | С текстом инструкции мож- 8 но ознакомиться в районных | | подразделениях ГИБДД об- ИНФОРЛЛАЦИЯ ДЛЯ РАЗЛЛЫШЛЕНИЯ - ; «ВОЛГА», «ЖИГУЛиИТ»РАКТОР Первое впечатление от увиденного: трактор как будто «летел» по эстакаде (район азотно-тукового производст­ ва НЛМК) со скоростью 120 км в час и бил легковупши направо и налево. Ш», скорее всего, виноваты водители «Волги» и «Жи­ гулей». Вообще владельцы малолитражек — больпгае лю­ бители езды по крайней левой полосе рядом с раздели­ тельной линией. Вот и итог. А трактор... Чуть добавил «штрих» в это ДТП. Обидно, конечно, разбивать машины в такой ситуа­ ции, при отличной погоде и широкой дороге. Хуже другое — что женщина-водитель «Жигулей» получила серьезные травмы. ДОРОГИ УСПЕВ ли «СКОРМ» к БОЛЬНОМУ? и I успешная работа автомобильного I транспорта, помимо ^ эксплуатационных и >1ор ганизаци онны х значительной степени I зависит от состояния автомобильных дорог . Мехсду тем улично - ' дорож ная сеть под условий и воздействия колес автомобил) постепенно " изнашивается , ' появляются неровности, ямы, ; вы боины ,------------- ; прехсдевременный ^ износ транспорта, а в ряде случаев приводит к авариям . Следует заметить, что в '.;2000 году дорожные елуж- .вдбы, обслуживающие основ- ^, ные транспортные магис- ' ’трали Липецка как никог- рда ответственно отнеслись ,'^к выполнению своих обя­ занностей. Впечатляет своим видом дорожное покрытие на проспекте Победы, улицах Космонавтов , Гагарина. Даже улица. Стаханова, по которой водители прежде избегали ездить, сейчас ис­ пользуется с полной нагруз- Однако у нас, как обыч­ но, бочка меда не бывает без ложки дегтя. Бросая все силы на ремонт улично-доро­ жной сети, городские служ­ бы напрочь забыли про жи­ лые массивы. Проезды во многих дворах по несколько лет не видели не только ка­ питального, но и ямочного ремонта. Попробуйте на лег­ ковом автомобиле проехать к высотным домгш; в юго-запад-, ных микрорайонах — ремонт подвески вашего авто обеспе­ чен. К таким же последстви­ ям приведет попытка про­ ехать к средней школе № 21, что в 15-м микрорайоне. А участок проезда Строи­ телей в районе домов частно­ го сектора?.. Приходится удивляться, как же водители «скорой по­ мощи» (да и не только они), проезжая по таким дорогам, успевают доставить медицин­ скую бригаду по срочному вызову к больному. Хотя волнуют ли такие проблемы руководителей жилищных управлений горо­ да? Наверное, нет. А как же иначе комментировать дейст­ вия должностных лиц ГЖУ № 2, обязанных следить за состоянием внутрикварталь­ ных проездов того же 15-го микрорайона? Несмотря на выданные ГИБДД предписа­ ния на устранение недостат­ ков и административные взыскания, состояние дорог в жилых массивах остается неудовлетворительным. Игорь ДРЕПИН, начальник отделения дорожного надзора ОГИБДД УВД г. Липецка, майор милиции. ИЗ ВОДИТЕЛЬСКИХ ЗАПОВЕДЕЙ: ПОВОРОТ ►Только повороты дорог по-настоящему проверяют наше умение водить автомо­ биль безопасно. ►Умело проехать поворот — не значит проехать его быстро. ►Не старайся проходить повороты на высокой скорости. ►Визг шин на повороте — визитная карточка неопытного водителя. ►Непосредственно на повороте забудьте о педалях сцепления и тормоза. ►Лучший стиль при повороте — всегда оставаться на своей стороне дороги. СОВЕТ НЕЗВОНИТЕЗА рулей Изобретатели столь удобных телефонов сотовой связи подки­ нули проблему, решить которую очень непросто. Речь идет о поль­ зовании телефонами в автомобилях. Американское национальное управление безопасности движе­ ния подняло этот вопрос в докладе, где сказано, что применение телефонов в автомобилях создает отвлекающую водителя обста- щку, увеличивающую риск аварий. Озабоченность становится понятной, если учесть, что в США, например, телефонами сотовой связи пользуются почти 80 милли­ онов человек. Практика показала, что 85 процентов водителей ис­ пользуют телефоны в пути не для неотложных сообщений, а для пустой зачастую болтовни. Телефонные компании, озабоченные тем, что рост дорожных аварий в конечном счете вынудит власти запретить пользование телефонами в автомашинах, что приведет к снижению их прибылей, распространяют памятку водителям. Они рекомендуют освоить на­ бирание номера путем нажатия только одной кнопки, пользоваться приспособлением, не требующим занимать руку, держать телефон близко под рукой, не разговаривать при интенсивном движении и плохих дорожных условиях и не вести разговоры, способные вы­ звать у водителя стрессовое состояние. Рекомендации восприняты скептически, а статистика тем временем пополняется случаями до­ рожных происшествий из-за телефонных звонков за рулем (ИТАР-ТАСС, Вашингтон) ^ Ш ^ ^ ^ ^ ^ Ш Ш т ш т ш ш т т т т ш ш т тшттттшшштштштштт под ГРАДУСОМ вЕЛЬЦЕЗАДЕРЖАН «ЮБИЛМ ВЫПИВШ Тысячного с начала нынешнего года нетрез­ вого водителя задержа­ ли недавно работники ГИБДД Ельца. Число пьяниц за рулем в горо­ де неуклонно растет, не­ смотря на то, что к ним приним аю т ж есткие меры. Около 500 нару­ шителей лишены води­ тельских нрав, осталь­ ные оштрафованы на значительные суммы, («Липецк- Инфоцентр») 3потрошители заметно ослож НИЛИ дорожную ситуацию. На некоторых цен тральных автомагистралях областного цент ра сложилась повышенная аварийная ситуа ция. На оживленных перекрестках, где по гасли светофоры, ГИБДД пришлось выстав лять для регулирования движения своих со трудников. Как сообщили в областном управлении ГИБДД, волна подобных краж ранее прока­ тилась по Воронежу и Ельцу, и вот теперь дошла очередь до Липецка. Сейчас в городе на охрану све1юфоров в ночное время выделе­ ны дополнительные силы, однако на каждом перекрестке милиционера не поставишь. И где гарантия того, что охотники за металлом не «раскурочат» еще пока работающие све­ тофоры? Обнадеживает лишь то, что двое из похи­ тителей уже задержаны милицией. Как ока­ залось, действовала целая преступная груп­ па, состоящая из четырех человек. По пред­ варительной информации, все они уроженцы соседней Тамбовской области. .Яичности пре- (ч\'пников установлены, ведется их розыск. Кстати, в том же Тамбове любители све­ тофорных микросхем'не смогли добраться до 1>ожделенного металла, так как металличес­ кие ящики, где установлена аппаратура, были в профилактических целях попросту заваре- ш.1сваркой. Тамбовчане оказались предусмотритель­ нее, а вот в Липецке городские власти вместе с ШБДД теперь ломают голову, как в крат­ чайшие сроки вернуть жизнь светофорам. Сделать это не просто. Украденное обору­ дование стоит немалых денег (ущерб, нане­ сенный дорожному хозяйству города соста­ вил 2 миллиона рублей) и к тому же выпус­ кается всего на одном предприятии в России. Скорее всего, восстановить все поломанные светофоры в ближайшее время вряд ли удас­ тся, а значит, на нерегулируемых перекрес­ тках водителям и пешеходам надо быть пре­ дельно внимательными. Владимир ВОЛОДИН. На снимке: без светофора как без рук. Фото Геннадия КАЛШНА. Р .8 . Учитывая сложившуюся обстановку, напоминаем участни­ кам дорожного движения основ­ ные сигналы регулировщика и их значение. РУКИ ВЫТЯНУТЫ В СТОРОНЫ ИЛИ ОПУЩЕНЫ: со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средст­ вам прямо и направо, пешеходам раз­ решено переходить проезжую часть; со стороны груди и спины движе­ ние всех транспортных средств и пе­ шеходов запрещено. ПРАВАЯ РУКА ВЫТЯНУТА ВПЕРЕД: со стороны левого бока разреше­ но движение трамваю налево, без- рюльсовым транспортным средствам во всех направлениях; со стороны груди всем транспорт­ ным средствам разрешено движение только направо; со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено; пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулиров- РУКА ПОДНЯТА ВВЕРХ: движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях, кроме случаев, ког­ да водители не смогли остановиться и надо прибегать к экстренному тор­ можению. ПЛЕШЕШУЮАПОСЮПОМ ХОББИ НИсН-Мке — путешествовать, перебирать­ ся с места на место, пользуясь бесплатно по‘ путными машинами, «голосовать» на дороге. Словарь Мюллера ^а последние три-четыре года мне несколько раз «приходилось пускаться.в автостопные г путешествия. Проехал но поп утках в жности примерно две с половиной тысячи . километров и сменил в процессе йрод в й ке ниж к . . автострадам о коло двух десятков кабин грузовиков и примерно та ко е ж е количество салонов легковых автомобилей (для «упертого» хи ч -хойкеро , коим не являюсь, это более чем скромные достижения) Москва — Санкт-Петербург, Псков — Новгород, Москва — Владимир ... Одно из интереснейших моих автостопных путешествий — пое здка из Воронежа в Козельск, в Свято-Введенскую Оптину пустынь. Попытаюсь рассказом об этом вояже кр атко проиллюстрировать. той — и начинаешь баить о том (обычно и именно в такой пос­ ледовательности), куда и поче­ му'едешь, чем занимаешься в жизни (можно немного при­ врать — для красоты), травишь анекдоты, слушаешь рассказы драйвера о том, как тот коле­ сил по Крайнему Северу или Голландии, вбевал в Афганис­ тане или каждый вечер на про­ тяжении нескольких недель ез­ дил на свидания к чьей-то жене за сто километров, балдеешь от похрипывающего эфирными помехами радиоприемника... При таком способе путешест­ вия, будучи пассажиром, ощу­ щаешь динамику дорог и пе­ ремещения в пространстве почти так же, как водитель. А в чем-то, из-за частой смены транспортных средств, даже лучше. Добавьте к вышесказанно­ му дешевизну такого способа передвижения, среднерусские пейзажи, деревенский колорит, нюансы местных обычаев и спе­ цифические повадки туземцев, которые из окна поезда позна­ ваемы так же, как жизнь пос­ редством телевизора. — А как же плата-то? Неуж­ то не требуют за проезд? — по­ интересуется гипотетический читатель. Да, бывает. (Во избежание лишнего недопонимания можно, кстати, «стопить» с картонкой: «КОЗЕЛЬСК. ПУТЕШЕСТВУЮ АВТОСТОПОМ». «Козельск», ра­ зумеется, заменяется названи­ ем вашего вожделенного пунк­ та — Брянск, Крыжополь, Ам­ стердам...) Ну не везет бесплат­ но (или — вообще никак) — и не надо! И обижаться, показывать вслед оттопыренный средний палец не в духе хороших автос­ топных манер. Надо осознавать, что таковы условия игры, что это его, водителя, право — везти тебя или нет. Но если не из-за денег, из- за чего довольно многие авто­ любители берут попутчиков? Скучно. Хочется с кем-то переброситься словом. Иногда водитель, боясь заснуть за ру­ лем, разгоняет сон при помощи трепа с кстати подвернувшим­ ся автостопщиком. Драйвер может плохо знать местность, трассу, а хич-хайкер — хорошо. Ответ на вопрос — и вы уже катите в кабине какого- нибудь слегка заблудившегося рефрижератора. Из жалости или интереса. Многие и сами, хоть раз в жиз­ ни, добирались автостопом, а если нет, то им любопытно, как это другие берут вот так вот, понимаешь, и едут. Происходят и парадоксаль­ ные вещи. Узнав, что я авто­ стопом еду в Оптину пустынь. • • • Сам автостоп — особенно после Орла— складывался в тот раз не самым удачным образом. Трасса Ростов-на-Дону — Мос­ ква, по которой я добирался от Воронежа до поворота на Орел, для хич-хайкинга очень удобна — много машин, почти все они едут на длинные дистанции, по-, путников берут охотно. А вот дальше — все наоборот: и мало, и на короткие, и неохотно. Од­ ним словом —свернув с ростов­ ской трассы налево, до самого Козельска не мог уже «вписать­ ся» в дальнобойную машину или едущую хотя бы за сто километ­ ров легковушку. В основном при­ ходилось довольствоваться мес­ тными грузовичками, ГАЗами и ЗИЛами, которые, проехав пят­ надцать-тридцать верст, неиз­ бежно сворачивали в какую-ни­ будь деревню... Вообще хич-хайкера подсте­ регает масса неприятных не­ ожиданностей. К примеру, «стол­ бовая», как она показана в ат­ ласе, дорога в действительнос­ ти может оказаться пустынной стратегической бетонкой. Веро­ ятность «застопить» на такой трассе машину не велика, а зна­ чит — идешь пешком. Мне при­ шлось протопать на своих дво­ их из-за подобного просчета более сорока километров (Вол­ хов, Орловской — Белев, Тульс­ кой), вымокнуть по ходу дела под дождем и подвергнуться напа­ дению собаки. Живя в городе, как-то забы­ ваешь, что вне населенных пун­ ктов нет никакого освещения. Для меня было неожиданностью, когда я ближе к ночи оказался в кромешной темноте: небо за­ волокло тучами, сумерки сгус­ тились и дальше двух-трех мет­ ров стало уже ничего не видно: ау-у! лю-ю-ди-и! Перефразируя Данте, про ночной автостоп можно было бы сказать что-то вроде: оставь надежду всяк во тьму входящий. «Застопить» ав­ тотранспортное средство на ноч­ ной дороге удается очень редко — хич-хайкер ориентируется на светлое время суток, — Ну и что же в автостопе хорошего, в таком случае? — наверняка удивится иной чита­ тель. — Ради чего все это? Не лучше ли поехать на автобусе или на поезде? Комфорта в поездке с ав­ тобусным билетом в кармане больше. Но хич-хайкинг — это совсем другое. Дело в том, что все вышеописанные неприят­ ности только усиливают кайф того момента, когда ты ста­ вишь носок ботинка на поднож­ ку дальнобойной фуры или сги­ баешься, втискиваясь в заби­ тый ящиками с яблоками «жи­ гуль». В теплой кабине оттаи­ ваешь, затягиваешься сигаре- водитель колхозного ГАЗа за­ хотел дать мне червонец. (Для сельского жителя это тоже сум­ ма). Приятное, замечу, это было удивление. Само собой — отка- До прообраза православной обители из, ррмаца Достоев- |ского «Братья -Ка'рГама'зовы» надо — думал я, еще планируя этот вояж — добираться либо пешком, как Лев Толстой, либо автостопом. (Один из знакомых хиппи ездил-ездил «стопом» с заездами в монастыри и доез­ дился. Теперь он — рок-бара­ банщик и мой приятель — ба­ тюшка, настоятель православ­ ного храма в городке Желез­ ногорске Курской области.) В этой поездке к любопытству пу­ тешественника (бесконечные сельские просторы центра Рос­ сии — настоящая «терра инког- нита»!) примешивалась, конеч­ но же, и жажда духовного зна­ ния. Таким образом, я стал на какое-то время «гласменом» и православным паломником в одном лице. Монастыри в России всег­ да были местами, где могли приютить и накормить, В боль­ шинстве крупнейших право­ славных обителей есть гости­ ницы для паломников, где мож­ но на какое-то время «завис­ нуть». Кто-то из богомольцев, приехав надолго, если не на­ всегда, остается в качестве трудников, насельников, пос­ лушников, а затем — возмож­ но — и монахов. (В Оптиной пустыни в начале 90-х доволь­ но долгий период существова­ ла хипповая коммуна.) Обычные поавила таковы; те, кто остается на срок до трех дней, на послушании не рабо­ тают; прочие выполняют какие- то, часто не самые приятные, поручения: что-то погрузить, разгрузить, перетащить, уб­ рать... Поселившиеся в гости­ нице получают право на монас­ тырскую трапезу. Паломники посещают богос­ лужения, молятся, постятся, исповедуются, причащаются, советуются со старцами, ходят поклониться мощам, работают на послушании. Все вышепере­ численное, а главное — пози­ тивное воздействие неотмирной атмосферы православной оби­ тели, за два дня пребывания на берегу реки Жиздры я, в той или иной степени, через себя про­ пустил. Уехал просветленным. Так мне по крайней мере в тот момент казалось... И снова — трасса и авто­ стоп. Люди в дороге попадают­ ся, конечно, разные. Жлобы — в том числе. Возвращаясь из Оптиной пустыни и проезжая через Ефремов, что в Тульской области, «стопил» перед въез­ дом в городок. Остановился УАЗ, из него высунулся начальствен­ ный плотный дядька; залезай, дескать. Порасспросил меня — что? как? — и высадил сразу за выездом. Сам же развернулся и уехал в обратном направле­ нии. Прямо как в фильме «Рэм- бо. Первая кровь»: нам здесь бродяги не нужны, у нас спо­ койный городок. Кстати, я все равно там остался, хоть и не Рэмбо. Пришлось провести ночь на вокзале. Вообще «гласмен» должен быть готов к импрови- Ведь предугадать скорость движения автостопом, даже при­ близительно, очень сложно. Не успел дотемна к пункту назна­ чения — возможно, придется свернуть с трассы, чтобы зано­ чевать на вокзале, наличие к о - ;; торого поблизости в ином слу- ' чае тоже уже большая удача I Автостоп —занятие не для не- ' женок. Итак, что же кроме жела- V ния прокатиться в кабине гол- , ландской фуры, непдахотди-^ вости и коммуникаодльностй 5 - нужно начинающему хич-хай- керу? Знание некоторых пра- ? вил, к примеру. Во-первых, выходя на трассу, пройдите маршрут^ пальцем по карте. Во-вторых, 7а правильно выбирайте место |1 для «стопа» — это должна д быть точка, в которой количес- '4 твб ёдущих в нужном вам на- § правлении машин максималь- Й но, обочина удобна, нет запре- * щающих остановку знаков, хо- й решая видимость... (Иногда-" удобнее договариваться с во- дителями на стоянках, на бен-; зозаправочных станциях, воз- - ле постов ГИБДД.) В-третьих,; подняв руку, пытайтесь с каж- Й дым из водителей проезжаю- щйх мимо автомобилей уста- .< новить визуальный контакт В- - четвертых, старайтесь выгля-,, деть позитивно: агрессивные жесты или обритая «под ноль» голова шансы, скорее всего, уменьшат. В-пятых, в подо - |' зрительные машины садить-$ ся, если вы не слишком со-(- скучились по сильной эмоци-|г' опальной встряске, конечно, не 2 стоит. Жалею, что отношение кЙ хич-хайкерам в нашем Оте-; честве не такое дружелюбное, как на Западе. Дело здесь не только в том, что у нас на автострадах?' и автостоянках теперь опас-г:| нее, чем на американских хай- «4 вэях или немецких паркплацах. ^ И там никто не гарантирует Й полной безопасности ни во- -| дителю, ни автостопщику. $ (Сам по Европе и Америке 4 «стопом» не ездил, но с имев- , шими такой опыт людьми об -й щаться доводилось). Дело в'^* том, что отсутствует общена- ^ родный культ автостопа Этот -! вид передвижения в России — , | удел эстетов и маргиналов, а не широких масс. И никакие 4 появившиеся в последние пять-семь лет чемпионаты, | общества и ассоциации люби-. телей в целом изменить с и - , ' туацию не смогли. В наши дни ' хич-хайкер остается в глазах большинства халявщиком и , ' сумасшедшим бездельником. / (Сомневающимся в позитив- ~ ном западном взгляде на хи ч - , ' хайкинг рекомендую прочесть' - автобиографический роман американца Джека Керуака «В' дороге». Еще полвека тому- назад человек в США мог за -, несколько дней довольно сво- 4 бодно пересечь с помощью ‘ почти одного только автосто -7 па континент от побережья до - ' побережья. И огромное чис- ' ло людей там так делало и Й продолжает делать). Сожале-Й' ние мое основано на том, что хич-хайкинг — занятие не ме- ' нее увлекательное и азартное, - - чем рыбалка или, скажем, игра на бильярде. И уж совершен-; но точно, это один из интерес-' нейших и аутентичных —а для ' безденежного студенчества и - наиболее реальных и адекват-' ных — способов путешество-,;'.' Достаточно проехать «сто- „„ пом» хотя бы сотню километ- ров, чтобы убедиться. ж Владислав КОРНЕЙЧУК. - (Окончание. Начало на 1-й стр.) Перегрузки стали настоящей ки после шести-восьми уроков в день валятся на диван, как больные старики, — ни футбол, ни просто хорошая книга им уже не под силу. По этому поводу в одном из недавних интервью грустно, и по-моему, не очень удачно пошутил сам министр<(. образования Владимир Филип­ пов, сказавший, что для освое­ ния школьной программы уче­ ник должен заниматься 167 ча­ сов в неделю, хотя в неделе всего 168 астрономических ча­ сов. В действительности же, по данным гигиенистов, рабочая неделя школьника доходит до 60-70 часов в неделю, при том, что у взрослых этот показатель равен 40 часам! Вот откуда бе­ рут начало неврозы, психозы, функциональные расстройства... Мы, однако, еще способны спокойно засыпать по вечерам, Ч Р видимо, только потому, что по­ теряли восприимчивость к фак­ там. А они таковы: из стен шко­ лы сегодня выходят 90 процен­ тов больных детей, получить среднее образование без по­ терь не может даже изначаль­ но здоровый ребенок! Какие еще нужны аргументы, чтобы те, кто разрабатывает учебные пла­ ны и ратует за стандарты, по­ няли: все ученики — разные, и нельзя впрячь в одну телегу коня и трепетную лань?.. А у нас 20 миллионов коней и ланей впряжены в колымагу единого учебного плана. Еще каких-ни­ будь восемь лет назад, до при­ нятия Закона «Об образовании», была Жесткая, единообразная школа, стандарты, которые не снились ни одной стране. Се­ годня есть Закон, дающий на­ шим детям великое право — учиться в соответствии с их ин­ дивидуальностью, провозглаше­ ны вариативность программ и учебников, дифференцирован­ ный подход к обучению. А в ито­ ге на практике — те же уравни­ ловка, обезличка и унификация. Нынешние реформаторы вознамерились одолеть их с помощью 12-летки. В этом слу­ чае, выражаясь министерским ■ языком, можно будет «академи­ ческие требования привести в соответствие с возможностями учеников, придать образованию личностный смысл и тем самым г создать условия для раскрытия потенциальных возможностей школьников». Но не лучше ли привести в соответствие (реаль- • ное, а не декларируемое) с при­ родными особенностями детей не требования, а школьную про­ грамму? Самым весомым доводом в пользу увеличения сроков обу­ чения считается то, что боль­ шинство стран уже давно пере- г::щли на 12 -летку, а в некоторых, например, Великобритании и Австралии, учатся аж 13 лет! Все верно. Учатся. С той лишь раз­ ницей, что у них там нет обяза­ ловки детям предлагается на выбор огромное количество предметов. Например, в США общего учебного плана нет, а обязательны лишь история, ан­ глийский язык и спорт. Каждый ученик может отдать предпочте­ ние тому или иному курсу. При­ чем преподавание ведется на различных уровнях. На деле это выглядит так: десятиклассник может изучать физику на про­ стом, описательном уровне или на университетском. Или — не изучать вовсе, если ему инте­ реснее менеджмент или биоло­ гия океана... Российские реформаторы кивают на Запад, не беря в рас­ чет самого главного: у них стан­ дартизируют лишь содержание учебных предметов, никого не принуждая учить именно этот, а не какой-либо другой. А у нас — школьную программу, делая ее, по сути, обязательной для всех и лишь надстраивая над ней предметы по выбору. Им вроде как невдомек, что стандарт уби- ' вает вовсе не тем, что он че­ ресчур большой, а тем, что он стандарт, неважно какой — ми­ нимальный, максимальный или оптимальный. Даже если он бу­ дет состоять из одной матема­ тики, обязательной для всех. В конце концов, математику сегод­ ня могут усвоить лишь 15-20 процентов ребят. Вместо этого они с увлечением стали бы изу­ чать что-то другое, но это «дру­ гое», как назло, значится лишь в «дополнительном» образова­ нии, В Америке запросто бы нашли замену, а мы и предста­ вить себе не можем, как это учить без стандарта. Интересно, а сколько этой самой математики (физики, хи­ мии, биологии...) нужно для жиз­ ни? Как часто мы пользуемся в быту теоремой о внутренних уг- лах треугольника? Можем ли на ходу воспроизвести формулу равноускоренного движения? И когда мы всерьез задумаемся о потерях, которые несут целые поколения школьников, не име­ ющие возможности изучать ис- ■ кусство, музыку, ремесло? На эти вопросы министерские чи­ новники ответа не дают. А пос­ кольку Ответа нет, то с содер­ жанием образования происхо­ дит примерно то же, что и с па­ роходом «Тургенев» из извес­ тного произведения классика советской литературы. Пасса­ жиры этого парохода, прощаясь с родственниками, устремля­ лись к правому борту и судно начинало крениться, на палубу выбегал капитан и громоглас­ но командовал: «Отвали от бор­ та!» Все устремлялись к друго­ му борту, и все вновь повторя­ лось, только с креном налево... Сегодня ученики вынуждены поглощать тф, что предлагают им реформаторы без всякого на­ учного обоснования собствен­ ной позиции. Точь-в-точь как команда парохода «Тургенев». А вся «научная» премудрость за­ ключается в том, чтобы каждый ученик имел возможность полу­ чить полное среднее образова­ ние в благоприятных условиях, без принуждения и обязаловки. Но пока стоящие^ у штурвала школьного корабля реформато­ ры этого не осознали, Елена ТАРАВКОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz