Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

24 ноября 2000 г ., № 229 (21357) Ш И П Е Ц К А Я ш 1 ж газета у Н есколько лет на зад я редактировало русский перевод маленькой повести Маргарет Дэвидсон о Луи Брайле. Ф ранцу з Брайль ж ил в прошлом веке , и его великим изобретением — рельефно-точечным шрифтом — пользуются теперь незрячие люди всего миро . То к вот, деревенские жители , глядя но тогда ещ е маленького , потерявшего зрение , мальчика , говорили: — Вон идет бедный Луи Брайль. Ко кая жалость!.. Но в деревню приехал новый священник Ж а к Паллю , и он сказал совершенно другое: — К ака я жалость, что такой смышленый ребенок не учится! Священник Паллю стал заниматься с ним и к а к бы раскрыл Луи Брайлю иное качество ж и зни , когда появляются смысл, цели — все. Мальчику было ку д а уйти от своего горя — слепоты. Он занимался, читбл, а став взрослым, у ж е в П ариж е , преподавал , играл н а ор гане , добивался, чтобы изобретенным им шрифтом издовались книги для слепых. / ОПТИМИЗМ вжизни ЧЕРНОВИКИ НАБЕЛОНЕПЕРЕПИШЕШЬ Нужно научиться сразу писать без помарок и клякс МИЛОСЕРДИЕ ПУСТЬ БУДЕТ ДВЕРЬ ОТКРЫТА... А слышали ли вы о Детском ордене милосердия? Эта про грамма М еждународной Ф едерации детских организаций у ж е больше десяти лет объединяет в нашей стране детей с ограниченными возможностями здоровья, их сверстников, студентов, вообще молодежь . В Детском ордене думаю т о том, к а к помочь детям -инвалидам стать полноценными людьми. И главное — действуют. Страшная беда — одиночество. Но вот в городе Набережные Челны, оказывается, друзья есть у всех-всех ребят, которые не в состоянии покинуть стены своих квартир. Д в городе Боровске Калужской области создан клуб «Чашка чая». И чай пьют не только под крышей, но и в походах, в кототые ходят даже самые больные ребята... В Детском ордене милосердия много молодых людей, школьни­ ков, студентов, которые помогают ребятам вырасти людьми с чувством собственного до­ стоинства, с осознанием смысла жизни, со­ циальной ответственности, со светлым отно­ шением к миру!.. Об этом на страницах «Липецкой газеты» скоро можно будет прочитать подробно. Ре­ гиональное отделение Детского ордена мило­ сердия создается теперь в Липецке. Звоните по телефону 25-72-30 Ирине Двуреченской. На все вопросы, связанные с Детским орде­ ном милосердия, ответят участники студен­ ческого научного общества «Авангард»: — в Липецком государственном педаго­ гическом университете — студенты третьего курса естественно-географического факуль­ тета Денис Давыдов и Владимир Жаворон- — в Липецком государственном техничес­ ком университете — студентка пятого курса манитарно-социального факультета Галина гу ^ Лебедева (ее телефон 48-74-2? . лексей Гуляев, один из л учши х студентов Ь огро колледжо «Чоплыгинский», и сом не знает Шточно, ко гд а понял, что его призвание — ветеринария . М оже т , в тот день, ко гд а неожиданно для себя сумел спасти любимца всей семьи ко та Люсьена — вправил выбитую челюсть. А м ож е т , ещ е раньш е . Ведь в их доме всегда водилась живность: к ош к и , собаки , рыб ки ... А м ож ет , в тот день, ко гда , собирая грибы в лесополосе, нашли они с мамой обгоревшую к ош к у , ещ е ж ив ую ... — Мы назвали ее Кыцык учит, опираясь не только на - потому что куцая, без хвос­ та, — и отнесли в ветлечеб­ ницу. У нее, похоже, позво­ ночник был сломан. В лечеб­ нице ее усыпили. Потом мы шли домой, и я сказал, что буду ветврачом... Но чтобы не усыплять, а вылечивать, — вспоминает Алексей. Закончив школу, он не стал даже пытаться посту­ пать в вузы — на это не было денег. Семья небогатая, да и паренд. он уже был достаточ­ но взрослый, '^тобы обеспечи­ вать себя самостоятельно. Но Житься хотелось. И он оста­ новил выбор на чаплыгинс- ком агроколледже: недалеко, в соседнем районе.,Но слу­ хам, образование дают осно­ вательное — вон сколько ру­ ководителей СХПК в округе, да еще из лучших, учились именно здесь. К тому же и жизнь в провинции подешев­ ле, чем в крупных городах. Одна беда — ветеринарного отделения не было, пришлось поступить на агрономичес- Два года назад он должен был уже заниматься на треть­ ем курсе. Но тут в колледже начали обучать ветеринаров. Перевелся — правда, год при этом потерял, — снова стал второкурсником. Не жалеет. Зато приобретает профессию, к которой всегда лежала Теперь он уже на четвер­ том. Уверенно «тянет» на красный диплом. За пару лет, что мы с ним знакомы, замет­ но повзрослел. И лишь в од­ ном не изменился: по-пре­ жнему уверен, что будет ве­ теринаром. И ветеринаром хорошим. — Мне повезло, что попал именно в чаплыгинский агро­ колледж, — говорит Алексей. — Здесь дают солидные тео­ ретические знания и практи­ ческие навыки. Вообще я по­ нял: если ты очень хочешь чему-то научиться — на­ учишься. Особенно у таких педагогов, как Эдуард Ва­ сильевич Акимов. Видно ведь, когда преподаватель весь выкладывается, когда он действительно знает свой предмет. Эдуард Васильевич преподает нам хирургию, акушерство, паразитологию, руководит производственной практикой. У него самого за плечами работа на производ­ стве, всякое^повидал. И нас книжное знание, но и на этот свой опыт. Или, к примеру, наш классный руководитель Николай Николаевич Языков — тоже прирожденный педа­ гог. Есть и другие... Поверь те: так о них не только ~ — студенты скажут то л мое. Такой авторитет «деше­ выми» зачетами не заработа­ ешь. Мы ведь понимаем: ско диплома смотреть не станут. Нас будут оценивать по тому, чего мы стоим на деле. — Алексей, а вот ты — хочешь работать в сельском хозяйстве. Но ведь там кошек не лечат... —- Когда-нибудь надеюсь устроиться в ветеринарную клинику. Правда, там выс­ шее образование нужно, но это дело времени. А в колхо­ зах, как бы их ни называли — СХПК, ОАО или еще как, — ветврачи остро нужны. Больную корову не меньше жалко, чем кошку или соба­ ку. Она же не виновата, что коровник, к примеру, не от­ ремонтирован —• сыро, хо­ лодно, да и качество кормов не Бог весть какое. Вот и за­ болела скотина, а тоже ведь живая душа. Так что пора­ ботаю. Да и семье помочь надо до того, как соберусь в вуз поступать. Кстати, на­ ших выпускников охотно принимают в Мичуринск, еще в некоторые ближние к нам вузы. Это тоже кое о чем говорит, верно? — Значит, впереди у тебя — Жизнь сейчас такая, что трудно что-то планиро­ вать на большой срок. Вдруг введут поголовное платное обучение ... Но все равно профессионалом я буду хоро­ шим. Это точно. Потому что хочу им стать. А в агрокол­ ледже «Чаплыгинский» есть кому учить. Я вообще опти­ мист по натуре. И работы не боюсь. А учеба — она ведь тоже труд. И подработать при случае не отказываюсь. Стипендия у меня хоть и са­ мая высокая — 110 рублей — но это все равно немного. Так что и подрабатывать при­ ходится, и экономить. Ниче­ го, это тоже полезная на- ------------- ВЗГЛЯД- в ПРОШЛОЕ СУДЧЕРЕЗ 90ЛЕТ ерый промозглый _____ поднимать воротник кур т ки . Я иду по л уж ам и у ж е не стараюсь их обходить, потому что это бессмысленно, ку д а ни посмотришь — одни л уж и . К зданию школы , т а к ж е , к а к и я, прячась от холодных капель доходя, направлялись многие люди. Сегодня это — здание суда. иый трибунал по первой мировой войны. окопах. Ониефётезнали, что ' щет дальше. За четыре года, 1914-го по 1918-й, из семи­ десяти миллионов сражавших­ ся погибли более 10 миллио­ нов. 20 миллионов стали ин­ валидами. ...Ее мужа призвали мию. Некоторое время она оставалась дома, а затем и сама уехала на фронт сест­ рой милосердия. — Я никогда не видела столько крови. Не было сил выносить эти страдания, слы­ шать стоны, когда раненых солдат оперировали тупым ножом, без анестезии. И так еще пять свидете­ лей. Нет, это не сон и не за­ писки сумасшедшего. Тако!/ суд действительно прошел недавно в липецкой средней школе № 19 Липецка. У него есть свой «жанр»: ролевая игра. Ученики одиннадцатых классов, перевоплотившись в тех, кто жил в начале двадца­ того века, пытались разо­ браться: кто же виноват в ги­ бели миллионов? Такие ролевые игры не редкость: В некоторых школах области они проводятся очень интересно, помогая развивать интерес к истории, литерату­ ре, логику, красноречие, учат ронней помощи. У каждого своя задача: кто-то прокурор, кто-то адвокат, кто-то присяж­ ный или судья. Это как бы ре­ петиция взрослой жизни. Ведь ребята учатся в юридических классах и летом следующего года собираются поступать на юрфак. ...Я вышла из зала суда на свежий воздух. Все так же лил дождь. Небо по-прежнему се­ рое и мокрое. Туман рассеял­ ся, и впереди показались фары чьей-то машины. Нет, я не в прошлом, я в своем, настоя­ щем, времени. И никто еще не изобрел машину времени, что­ бы можно было изменить ис­ торию. Чтобы в другой исто­ рии стало бы меньше слез и страданий невинных людей. Но можно Попытаться по- почейу это стало воз­ можным. (Постараться, что­ бы такое не повторилось. Елена ШИЛОВСКИХ, студентка факультета журналистики Воронежского государственного университета. ...Недавно прочла в воспо­ минаниях о Корнее Иванови­ че Чуковском: «От всякого горя он уходил в свои заня­ тия до изнеможения». Один из величайших литераторов XX столетия, он в детстве был исключен из гимназии по закону «о кухаркиных де­ тях». Устроился маляром — красить крыши, и на каждой крыше сперва писал мелом английские фразы, потом пов­ торял их вслух, потом закра­ шивал. Английский язык Корней Иванович знал вели­ колепно. Вот оно — качество жиз­ ни. Но когда я слышу жало­ бы, и одни только жалобы... Ну, ладно, а вот если сей­ час, немедленно, благососто­ яние всех нас, жалующихся, недовольных людей, стгшет прекрасным, великолепным, мы разве все станем прекрас­ ными, умными, добрыми людьми? Юрий Михайлович Лот­ ман, профессор Тартуского университета, основатель школы семиотики, писал: «Сегодня много говорят о том, что наступило трудное время. За этими словами сто­ ит иждивенчество — сделай­ те мне легкое время, и я тоже буду честный человек». И еще он сказал, тогда же в начале 90-х годов, уже перед самой смертью и уже в такие времена, когда жаловаться на трудности стадо угрожающей привычкой подавляющего числа наших сограждан: «Сейчас по телевидению, по радио и в газетах господ­ ствует то, что я назвал бы на­ лагаю, что, как Говорится в поговорке: «Страшен сон, да милостив Бог»... Почему я так думаю? В молодые годы я- всю войну быи на фронте, я — артилле­ рист. И я знаю, что когда на­ ходишься в 80-ти километрах от передовой, откуда идет сплошной 1ул, то очень страш­ но. Когда приближаешься на расстояние в 10 или даже в 8 километров, то уже не так страшно. Оказывается, раз­ ряды идут не сплошным ря­ дом: снаряды падают то там, то здесь, перелетают, недоле- ...Главное для того, чтобы избавиться от страха, — идти ему навстречу. Мы очень час­ то переживаем страх зара­ нее, видим его в гораздо худ­ ших формах, чем он есть на самом деле, — и падаем ду­ хом. Стоит посмотреть стра­ ху в лицо, и выяснится, что он не так страшен. Поэтому первое, что я пожелал бы всем — БОДРОСТИ. Основ­ ной способ сохранить бодрость — это утешать другого. Не­ льзя сохранить бодрость в Надо помнить, что если я запрусь и буду считать, сколь­ ко, кто и когда меня обижал, жить мне будет горько, а мир вокруг меня будет представ­ ляться несправедливым. А это не так. Я должен считать не тех, кто передо мной ви­ новат, а тех, перед кем я ви­ сит от нашей бодрости. Знае­ те поговорку: «На печально­ го и вошь лезет». Не нужно быть печальными. Господи, ведь... смотря от какого кон­ ца вести отсчет. Если считать от идеала, то у нас много чего нет. А если от конца послед­ него, то у нас много есть чего терять...» ...Шесть лет назад в Мос­ кве после реставрации откры­ лась Третьяковская галерея. Реставрация ее шла так дол­ го, что практически выросло целое поколение, которое не имело возможности видеть картины лучших русских художников в оригинале. Был объявлен первый день рабо­ ты галереи, и группа студен­ тов мехмата МГУ решила: встанем пораньше, поедем туда, будем самыми первыми I посмотрим все как следует. Единственный способ спастись — быть бодрым и помогать ближнему. ...И надо не считать, а про­ щать, надо быть умными. ...Помните, как говорил автор «Слова о полку Игоре- ве»: «И начали князья на ма­ лое се большое говорить, пол­ овцы приходили со всех сто­ рон войной на русскую зем­ лю». Так вот войны прихо­ дят, когда люди начинают «на малое се большое гово­ рить». Поэтому я желаю всем МУДРОСТИ и ТЕРПЕ- ; ' " НЕСТАНДАРТНЫЙ ОТЛИЧНИК Р О И А Н С Ш М м Ш кую» с первым поездом мет­ ро. Было рано, темно и холод­ но. Они стояли у кассы гале­ реи первыми, ели булочки и прихлебывали горячий чай. Так прождали несколько ча­ сов, но когда открылась кас­ са, в Третьяковскую сокро­ вищницу они вошли первы- Надо ли кому-нибудь объ­ яснять, что это значило для каждого из них? Оказалось, надо. Потому что один мой коллега, жур­ налист, когда я рассказала ему эту историю, фыркнул: — Да просто захотели ре­ бята прославиться, и все!Пер­ вые... Подумаешь! ...Когда я слышу подоб­ ное, мне вспоминается чеховс­ кий рассказ «Мужики», где старшая невестка, Марья, вьшлЕескивая у самого крыль­ ца, с порога, помои, обязатель­ но наступала в грязную лужу босыми ногами. Действитель­ но, есть люди, которым сла­ дострастно нравится разма­ зывать грязь, выискивать её, а без присутствия грязи — им не жизнь. В этом есть что-то, сильно напоминающее сегод­ няшнее положение наших городских подъездов: хоть простой замок вставляй, хоть кодовый, а всё равно напакос- Сейчас в школьную про­ грамму по литературе не вхо­ дит роман Горького «Мать». А прочитать его стоит. Конеч­ но, это действительно, как теперь принято выражаться, «заказнаявещь», написанная по просьбе Ленина. Но талант Горького, его знание жизни присутствуют и здесь. Вот за­ водская слобода... «День бес­ следно вычеркнут из жизни, человек сделал еще шаг к могиле...» «Жизнь всегда была такова, — она ровно и медленно текла куда-то мут­ ным потоком годы и годы... И никто не имел желания по­ пытаться изменить ее». Па­ вел говорит матери неслыхан­ ные в слободе слова: «По­ думай, какою жизнью мы живем? Тебе сорок лет, — а разве ты жила?» и дальше: «Разве мы хотим быть толь­ ко сытыми?» А Ниловна, мать Павла, говорила: «Мы — люди чер­ ной жизни». Сколь необходи­ мо устрашиться «черной жиз­ ни» , чтобы создать жизнь ка­ чественно другую. Самому. Поразительно, что именно ^ Я никогда не ^'^йспытывайШ ' йюбви к « математике . Н у к а к ^ вообще м ож но ^соединить эти два «математика»? К а к " любить эти цифры. уравнения , эти а а что говорить о современной молодежи! Нар ко тики , деньги, сексуальная распущенность... ‘ о нас думаю т . » -^г'нвс спасать. ^Тстько :чаще -I всего на словах. А слова ^ Посмотрите вокруг: 1 наркотики — на каждом ^ углу , в любом количестве. в самое тяжелое время в Ли­ пецке был создан муници­ пальный симфонический ор­ кестр. И пусть он сегодня еще не достиг вершин мастер­ ства. Он все равно у нас пре­ красен! И в те же годы по­ явился муниципальный ка­ мерный хор. Изумительный. ...На этих концертах всё больше людей. В прошлом сезоне зал ДК НЛМК не смог вместить всех, стремившихся послушать «Реквием» Моцар­ та. Меня тронуло, что перед началом, когда слушатели еще собирались, по залу хо­ дил один из оркестрантов во фраке: раздавал маленькие . листочки — ксерокопии ла^ тинского и русского текста великого произведения. На одном из недавних кон­ цертов, когда исполнялись знаменитые скрипичные кон­ церты Брамса и Чгшковского, в перерыве я обнаружила, что сижу рядом с пожилой жен­ щиной, городской бабушкой. Она улыбнулась, протянула мне кусочек вкусного яблоч­ ного пирога, и мы с ней гово­ рили о том, какое счастье, что в нашем городе можно пойти на такой концерт, даже если добрая половина слушателей пока не знает, что не приня­ то аплодировать в перерывах между частями произведения. Моя новая знакомая сетовала, что знает так мало. Но кон­ церты старается не пропус­ кать. Но вот на сцену кино­ концертного зала «Октябрь» начали подниматься оркес­ транты, и мы благоговейно умолкли. , ...Мне есть что сказать о тех невероятных трудностях, которые так давят на нас, о ■«выживании», о «демографи­ ческой войне». Я говорю о другом •— о том, что помога­ ет жить. Ольга КЛЕКОВКИНА. ПЕССИМИЗМ ^сложности? Сейчас, одн ако , я поняла: м ож но И эта любое) заставляет людей 1 работать. Не просто много — одержимо , I фанатично. В этом ' убедил меня Стас К орниенко , студент третьего курса /ф а куль те та автоматизации и информатики нашего^ техуниверситета. Сам он та к и работает. Поэтому и р считается гордостью факультета. Когда он появляется на трибуне очередной солидной ' конференции, посвященной проблемам / современной математики и информатики, к нему с I любопытством прислушиваются не только сверстники, а и сложившиеся ученые . Встретились мы с ним в отстреливать виртуальных Телевидение, пресса, видео — все пропитано агрессией, развратом , страстью к деньгам . А наши потенциальные 1| огромном здании «полите- I ха», куда ежедневно стека- I ются тысячи липецких сту- I дентов и сотни преподавате- 1 лей. Жизнь там бьет клю- ^чом. Тихого местечка пого- /ворить просто не найдешь. I Вот и нам со Стасом при- Ш шлось довольствоваться не- 4 большим компьютерным за- рлом, где нашим словам ак­ компанировали меткие уда- 1 ры по клавиатуре и голоса I сидящих перед экранами 8 студентов. О себе Стас рас- ' сказал немного. Математи- 8 кой и другими точными на- Луками он всерьез увлекает- 1*ся примерно с седьмого I класса. Именно тогда он по- р нял, что формулы и вычис- ления ему гораздо интерес- ' нее, чем рассуждения о по- щ эзии Жуковского или быте Чдревних славян. Впрочем, 1науки гуманитарного цикла он все равно вниманием не й обделял. Поэтому и выпус- й кное сочинение написал с !|нением . В университете ш Стас тоже, кстати, учится на -одни «пятерки». Представ- щляете — ни одной «четве- I рочки» в сессиях! — Трудно так учиться? , — наивно спрашиваю я. Он сперва улыбается, по- ' том вздыхает: ® —Надо работать! Просто 8 так ничего не дается. — А как же свободное ^время? Неужели его вообще I — Свободное время дол­ жно оставаться. Мозгу это I необходимо. 8 — А как же ты его про- й водишь? • I? —В основном за компью- тером. Знаете, я угадала, что ;1именно это он и скажет. 1| Компьютер стал главным 8 «собеседником» чуть ли не я для всех людей его возрас- I та. Только, в отличие от щбольшинства, Стас не любит монстров и бесцельно бро­ дить по лабиринтам Интер­ нета. Любимое его занятие щ — составление и разработ- щ ка компьютерных про- й грамм. 4 — А математика — лю- Щ бовь всей жизни? й —Может быть. По край- ней мере, моя будущая ра- ш бота точно будет с ней свя- щ — Наверное, как и все | умные люди, после окончи- я ния учебы ты махнешь за щ границу? Или, в крайнем я случае, переберешься в сто- к и здесь найти хорошую ра - . боту. Тем более, если удас­ тся закончить аспирантуру. — Хочешь стать профес- » сором? — Не обязательно. Про­ сто нравится заниматься на- укой. А аспирантура даст; шанс делать это всю жизнь. - — Это твоя мечта? — Скорее, цель, к кото-1 рой я стремлюсь. I Не считайте меня^1ерес- ® чур уж простодушной, но в й эту минуту я почему-то по- ш думала: до чего же йбидно, ' что математикам не дают Но- ® беленскую премию. Пред- / ставляете: через пару десят- й ков лет об ученом из Липец- ^ ка Станиславе Корниенко, ' •который сделает великое от­ крытие, заговорил бы весь мир! Впрочем, это я так по- щ думала. О чем подумал > Стас, гадать не берусь. У ' них, математиков, свои представления о карьере. Может, он просто решал щ какую-то очередную задачу — не ради оценок в «зачет- ' ке», не ради будущих сте- " пеней, званий и премий, а потому, что ему это просто й интересно... й Екатерина НИКИТИНА, | одиннадцатиклассница липецкой школы № 69. | красноречием . Есть, кстати, странное, допотопное к а кое -то выражение: наставить на путь истинный. Н а него во все ве ка принято было указывать молодым. А где он сегодня, этот «истинный путь»? Вы, , взрослые, разве знаете его? У нас все хотят наставлять, учить и тычут пальцем в разных направлениях , уверяя, что именно там — единственно правильная дорога . .. .Сидела на подоконнике, уставившись на лужу во дво­ ре. Тусклый взгляд. Она была совсем одна. Родители снача­ ла пытались помочь. Все на­ прасно. И они отвернулись от нее: как же — дочь-наркоман­ ка, запятнала репутацию семьи, создала проблемы. Друзья от нее тоже отверну­ лись. Чего с ней возиться, ведь она сама не хочет ниче­ го исправить!.. Иногда толь­ ко;Максимка, младший брат, после школы прибегал к ней. Но ей не было дела и до Мак­ симки. Героин, игла, кайф... Золотая медалистка. Вся жизнь впереди. Ей прочили карьеру юриста... Но она встретила их. Она знала, что это плохо. Но, как бывает в юном возрасте, желание но- визны ощущений перевесило опасения... ...Мы всегда куда-то торо­ пимся, ищем быстрые спосо­ бы решения проблем, не за глядывая в будущее. Ко нечно, есть трезвая публика У нее все расписано по часам каждый шаг обдумывается. Но это так скучно! Хочется попробовать все сладости удовольствия. Хотя иные, к; П0ТЕР1НН0Е ПООКЛНЕИЕ? ПОТОМ выясняется, были на­ чинены отравой. Ту девчон­ ку сбросило на самое дно. Погружаясь в забытье, она не представляла все так серь­ езно, не‘догадывалась, чего это будет ей стоить. А стои­ ло — жизни! ...И деньги. Их всегда мало. Чем больше имеешь, тем больше хочется. Почему- то все время убеждаюсь в одном: тяжесть кошелька растет обратно пропорцио­ нально человечности, добро­ те, честности. Как только ни пытаются мои сверстники добывать деньги. Понимаете: добы­ вать, а не зарабатывать. Без оглядки на закон и на людей. Родителей это не слишком потрясает. Им главное, чтоб шума, скандала не было. И тогда они смотрят на то, что натворило их чадо, сквозь пальцы: «Авось перебесится! Пройдет!» Не проходит. Девчонка, что с шестнадцати лет стоит на панели и думает, что вот подзаработает немного и бро­ сит все, не уйдет с панели уже никогда. Во всяком слу­ чае, пока это будет ей что-то давать. Парень, в тринадцать лет обчистивший квартиру одноклассника, станет вором. Сейчас как только не бра­ нят тех, кто стоит у власти, занимается предпринима­ тельством, принимает реше­ ния, касающиеся всей стра­ ны. Бранят за дело. Но мне, признаюсь, становится по- настоящему страшно, когда я думаю, что мое поколение с тем опытом, представлени­ ями, интересами, которые МОЙ ДРУГ РИСУЕТ ГОРЫ Мой друг рисует горы. Далекие, как сон, Зеленые озера Да черточки лесов. ‘ А рядом шумный город Стеной со всех сторон, А друг рисует горы. Далекие, как сон. Мой друг —• он друг отвесным приобрели, должно будет за­ менить нынешних тридца­ ти-, сорока-, пятидесятилет­ них — особенно, как приня­ то выражаться, в «коридорах власти». Конечно, не у всех у нас поголовно головы зату­ манены наркотическим зель­ ем, не все сходят с ума по деньгам. Кто-то способен ру­ ководить, брать на себя ответ­ ственность за других. Но до­ берутся ли они до власти? Не совратят ли их валютные про­ ститутки? Не уберут ли со своего пути убийцы? Не за­ таятся ли они сами, дабы со­ хранить свою жизнь, защи­ тив ее ничегонеделанием? Недавно спросила у сво­ их знакомых, каким они ви­ дят свое будущее. Один ска­ зал, что сначала нужно зара­ ботать много денег, а потом видно будет. Для др^пой бу­ дущее — удачно выйти за­ муж. Главное — за богатого. Любовь не обязательна . Третья вообще о будущем еще не задумывалась — это в восемнадцать-то лет! Стремительный поток со­ бытий подхватывает и уносит куда-то. Куда? В неизвест­ ность. Кто-то пытается плыть против течения, кто-то при­ чаливает к берегу, а кто-то бултыхается, не зная, куда плыть. Боюсь, все это — предвестие нового витка беды, нового шага по лестни- • це, ведущей вниз, и только Мария КУЗИНА, студентка 2-го курса ‘ СТИХИ И ПЕСНИ Холодным ледникам. Он друг отважным песням Да редким маякам. Он любит горный ветер. Раздумья до зари. Он любит горы эти Товарищам дарить. И в ясный день, и в горе Упрямо верит он. Что есть на свете горы. Далекие, как сон. Мой друг мне тем и дорог. Что днем и ночью он Возводит к небу горы. Далекие, как сон. В этом выпуске молодежной страницы «Ступени» использованы рисунки художников ЕленьгБезрядиной, Екатерины Бычковой и Евгении ДвОскиной. Автор эмблемы Детского ордена милосердия — Виктор Чижиков.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz