Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
^ и г а д г а р З Е «1|ЕН1?0ЛИТ»; ПОИСК1ЫХ0АА ЮиШПВОЙпЗОНЫ Т ерритория «Центролита» не т а к давно чем -то напоминало зону из знаменитого фильма А . Тарковского «Сталкер»: п у гающ е выглядели мертвые ц е ха , раскуроченное оборудование , бездыханные заводские трубы, кучи всякого хл ам а и заросшие подъездные пути. Увидишь вдруг человека вдалеке — и рад ем у . Из пяти с половиной тысяч работников здесь осталось чуть больше сотни, и если бы не котельная и электроподстанция, обеспечивающие вопреки всему теплом предприятия и поселок, «Центролит» вообще бы не подавал признаков ж и зни . К моменту введения процедуры внешнего управления (а это было в конце 1998 года) общая кредиторская задолженность завода выросла до 83 миллионов рублей. В этой ситуации оставалось одно — продовать то, что ещ е м ож но продать. Выставить на торги само промышлен ное предприятие в общем и целом не пред ставлялось возможным. Во-первых, у нас еще не сформировался по-настоящему рынок подобной широкомасштабной купли- продажи. А во-вторых, кому потребуется убыточное и малоперспективное чугуноли тейное производство, если машинострои тельная отрасль, которую обслуживал в ос новном «Центролит», тоже влачит жалкое существование и загружена всего на 5-7 процентов своей производственной мощ ности? Продажа же с молотка отдельных за водских объектов по цене металлолома, по мнению бывшего внешнего управляющего И нынешнего генерального директора пред приятия Анатолия Курдюкова, была, с од ной стороны, юридически правильна и обос нована, а с другой — выглядела бесхозяй ственной и неразумной мерой. По сути дела, «центролитовцы тем самым подписали себе смертный приговор — реанимировать по том основное производство, в котором за многие годы был накоплен богатейший опыт, вряд ли было возможным со многих точек зрения: финансовой, организацион ной и кадровой. У прежнего руководства завода был, правда, и другой спасительный, как ему ка залось, вариант: сдать в аренду некоторые свои подразделения. Но и эта затея по большому счету не оправдала себя в пол ной мере, так как через полтора-два года из шести «дочерних» фирм сумели выжить лишь две. Стало совершенно очевидно, что без каких-либо стратегических мер «Цен- тролиту» тут не обойтись. Такой мерой могла стать предложенная областной администрацией схема реструк туризации предприятия-банкрота. Это был уже проверенный к тому времени и потому надежный шаг. Пример — «Свободный со кол», заработавший с «чистого» листа и сумевший за короткий срок вернуть утра ченные было позиции на российском пот ребительском рынке. И в феврале прошлого года с разрешения кредиторов было обра зовано новое юридическое лицо — ОАО «Липецкий завод «Центролит». Старому за воду досталась таким образом «неживая» , производственная зона, в которой уже ни -1 чего нельзя было делать на промышлен ной основе, а н о во м у бл о к вспомогатель ных цехов, где на малых площадях намече но заново налаживать в небольших объ емах старое производство и начинать тех объектов, которые еще )судо-бедно могли работать и приносить прибыль. Например, установка непрерывной разливки чугуна хоть и была основательно разграблена до бытчиками цветных металлов, но все-такк подлежала восстановлению. На ремонт УНРЧ прищлось потратить 2,5 миллиона руб лей, но это были необходимые расходы. Завод вновь запустил мелкое чугунное литье. Его покупали Липецкий станкозавод, фирма «Русская ковка», «Инмаш» в Башки рии и экскаваторное предприятие в Твери. Однако такое производство при всем пра вильном подходе к нему не давало и не могло дать в нынешних рыночных отноше ниях ощутимых положительных результатов из-за низкого покупательского спроса. Тот же станкозавод за три месяца купил у «Цен тролита» всего 10 тонн — в 40-50 раз мень- ще, чем в былые времена! Причина понят ная — острая нехватка денег. Есть и другая сдерживающая причина. По мнению А. Курдюкова, раньше успешно функционировала производственная цепоч ка (металлургический комбинат - - «Центро лит»—машиностроительные заводы) и мож но было говорить о кооперации в чугуноли тейном деле. Нынче каждый сам по себе, и рынок в данном случае не объединяет, а, наоборот, разъединяет, как ни странно, то варопроизводителей. Как следствие — сни жение объемов производства. Тем не менее работники «Центролита» не сидят сейчас сложа руки и не ждут, ког да наступит благоприятная ситуация на рос сийском рынке. Они, полагаясь на со бственные силы и возможности, работают сегодня в двух направлениях. Первое - привлечение инвестиций в новое и перспек тивное для «Центролита» производство, свя занное с выпуском стеклотары. Перегово ры об этом ведутся с некоторыми зарубеж ными фирмами, и областное управление промышленности и связи оказывает тут центролитовцам помощь и поддержку. К этому следует добавить еще запущенное здесь недавно на базе столярного цеха про изводство так называемых евроокон, фи ленчатых дверей, а также кузовных элемен тов для легковых автомобилей. Второе направление —сугубо металлур гическое. Зачем отказываться от того, что центролитовцы знают и умеют делать? Тем более, если в последнее время, как пока зывает анализ рыночной ситуации, наме тился С 1 ТО 0 С на отливки из высокопрочного чугуна. Лет десять-пятнадцать назад от та ких предложений они отказывались, пред почитая более выгодные заказы. Нынче пришло время вернуться к старому. Прав да, промышленный потенциал завода не сопоставим с прежним, да и финансовые возможности совершенно иные, однако дело это стоящее. Руководство предприятия про водит с этой целью реконструкцию остав шихся мощностей. Если учесть, что доля отливок из высокопрочного чугуна достиг ла 60 процентов от общего производства, то это действительно разумный путь реше ния экономических проблем предприятия. По мнению генерального директора Анатолия Курдюкова, несмотря на все при нимаемые меры, положение на заводе по- прежнему остается трудный. Осложняется оно еще и тем, что приходится делать ра зорительную предоплату за газ, электроэ нергию, как следствие — остро не хватает средств на восстановление оборудования. тративная помощь в виде налоговых льгот в местный и территориальный бюджеты. Иначе выбраться самому из «мертвой» зоны будет «Центролиту» весьма пробле матично. Виктор МАНАЕНКОВ, экономический обозреватель ______________ «Липецкой газеты». Ш И П Е Ц К А Я газета ЛЕГЕНДАРНЫЙ ЛЕТЧИК ПОБЫВАЛ В ГОСТЯХ У ЗЕМЛЯКОВ «КРАСНОЕ ЗНАМЯ». В Ельце побывал Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны Гавриил Никифорович Елецких. Его скульптурный барельеф, как и других героев-земляков, находится на пло щади Победы города. Герой, летчик, север шивший 212 боевых вылетов, кавалер Зо лотой Звезды Героя, орденов Ленина, Крас него Знамени, Отечественной войны II сте пени. Красной Звезды, участник 30 пара дов Победы на Красной площади. Он — кан дидат военных наук, доцент Военно-воздуш ной академии имени Ю.А. Гагарина. Как самого дорогого гостя принимали Гавриила Никифоровича в селе Каменском Елецкого района, куда он приехал на юби лей сестры, педагога с многолетним ста жем, Зинаиды Никифоровны Луперовой. Кроме этого, Г. Елецких был принят главой администрации Ельца, который вручил гос тю сувениры в память о пребывании в ста ринном городе. ДАНКОВСКИЙ ТВОРОГ ЛЮБЯТ И В МОСКВЕ «ЗАВЕТЫ ИЛЬИЧА», Для столицы__ рог из Данкова — капля в море, но постав- этого продукта из года в год растут. Сто чные жители, кому сподручно купить про дукт из глубинки, ценят изделия данковс- ких пищевиков за высокое качество и от менный вкус. За десять месяцев гормолза- вод отправил в столицу 159 тонн творога против 90 тонн, поставленных за тот же период в прошлом году. Сливочного масла (тоже отличного ка чества) выработано с начала года 152 тон- ~ в 1,7 раза больше прошлогоднего. Всего товарной продукции за десять ме сяцев Данковский гормолзавод произвел и реализовал вдвое больше, чем за тот же период прошлого года. ЧТОБЫ СТРОИЛАСЬ БЕЛОКАМЕННАЯ ■4^ «ГРЯЗИНСКИЕ ИЗВЕСТИЯ». В ООО Грязигазмаш» ведется подготовка докумен тации для сертификации сварной сетки (производство ее на предприятии началось около трех лет назад) в системе Мосстрой- сертификации для включения завода в Ре естр производителей и поставщиков основ ных строительных материалов, изделий и конструкций для выполнения городских строительных программ города Москвы и Московской области. Это даст возможность коллективу обрести выход на московский ИМЯ БЫВШЕГО ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ВЕРНУЛОСЬ В СЕЛО 18 ноября 2000 г., № 226 (21354) ЗЕМЛЯКИ РЕЗОНАНС НЕНАДООТКРЫВАТЬАМЕРИК. БЕРТЕИПРИМЕРСГРЯЕЗЙ Окружающую среду человек создает для себя сом '4 ' «ЗНАМЯ ОКТЯБРЯ». Село Путятино До- бровского района в последнее десятилетие преобразилось благодаря бессменному ру ководителю местного хозяйства А.В. Кос тикову. Можно сказать, что оно получило второе рождение. Было построено много жилья для работников сельского хозяйст ва, социально-бытовых помещений. В знак благодарности земляков и в па мять о председателе сельхозкооператива одна из улиц села названа именем Анато лия Владимировича Костикова. «ЖИЗНЬ - ПОДВИГ!) ■ф" «СЕЛЬСКИЕ ЗОРИ». Под этим девизом проходят лекционные мероприятия, посвя щенные 260-летию со дня рождения князя Ю.В. Долгорукова, генерал-аншефа (после 1796 года генерала от инфантерии), кава лера всех российских орденов, соратника А.В. Суворова и М.И. Кутузова. Лекционные мероприятия с участием за служенного работника культуры России И. Христенко состоялись в коллективах Сви- щенской, Стегаловской, Тимирязевской и ряда других школ Долгоруковского района. Педагоги, учащиеся проявляют к русскому генералу, прославившему своими подвига ми Отечество, повышенный интерес. Как, впрочем, и ко всей богатой истории госу дарства Российского, чьими сынами мы по праву гордимся. __________ Подготовил Юрий КУЛИНИЧ. Ельчанка Маргарита Дмитриева хотя и закончила Лда® ........ габо-тать по спеш:;: >лее десяти лет --------- ------------- —э литания родного города. - . Сегодня М.тргарита Ивановна — заведующая столовой Лавскои школы, где сумела завоевать уважение коллек тива и любовь детворы. Еще бы, ведь Маргарита - на стоящая мастерица печь пирожки и сдобные булочки, попробовать их сбегается на переменках вся школа. Текст и фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ, - ФИНАНСЫ-] РОСБАНКНАЧИНАЕТПРИНИМАТЬ ВКАЧЕСТВЕЗАЛГОААДР П о сообщению агентства Интерфакс, на днях РОСБАНК заявил , что теперь он будет принимать в качестве обеспечения залога краткоср>оч! 1 х кредитов ам ериканские депозитарные расписки, выпущенные на корпоративные ценные бумаги крупнейши х российских эмитентов. Американские депозитар ные расписки принимаются бан ком в рамках программы крат косрочного кредитования под залог ценных бумаг. ■ЦёМбю дай'нВЙ фбг^)аммы, как информирует агентство ПРАЙМ-ТАСС, является «со здание дополнительного ин струмента управления актива ми, а также повышение ликвид ности вложений клиентов РОСБАНКа в ценные бумаги». Кредиты предоставляются в рублях РФ и в долларах США под залог ценных бумаг, раз мещаемых в Депозитарии РОСБАНКа. Максимальный срок действия кредитной линии составляет 6 месяцев. Мини мальная величина кредитной линии, открываемой одному за емщику, составляет 50 тысяч долларов США (Или эквивалент данной суммы в рублях). Ранее в список ценных бумаг, прини маемых в качестве обеспече- выданных кредитов, были включены государственные цен ные бумаги: ОФз, ОВВЗ, евро облигации; векселя: АКБ «РОСБАНК» в рублях РФ и в долларах США, АКБ «Сбер банк», ОАО «Газпром, ОАО «Но рильский никель»; а также ак ции ОАО «Газпром», ОАО «Но рильский никель», ОАО «НК ЛУ Койл», ОАО «МГТС», ОАО «Мос энерго», ОАО «Ростелеком», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «ЕЭС России», ОАО «Татнефть», ОАО «Сбербанк». Отметим, что РОСБАНК входит в десятку крупнейших российских банков. По состоя нию на 1 ноября 2000 года, объем активов (валюта балан са) банка составил 42 млрд. 326,02 млн. рублей, что на 104 %, больше, чем в начале те кущего года (20.746,54 млн. рублей). Объем привлеченных банком средств клиентов на 01 .11.2000 г. составил 27 млрд.750,78 млн. рублей, уве личившись с начала года (14 млрд.525,79 млн. рублей) более чем на 90%. По сообщениям инфор- ______ мационных агентств. К а к человек, всю сознательную жизнь занимающийся охраной о кр уж аю щ ей среды, не могу не откликнуться на зам е тку «Не навреди себе сам» в «ЛГ» от 11 ноября. Ее автор, безусловно, прав, призывая читателей к соблюдению писаных и неписаных законов «общения с природой» в повседневной жизни и профессиональной деятельности. И тысячу раз прав автор, когда говорит о необходимости делать то, что долж но , и не делать того, что повредило бы здоровью индивидуума и общества через повреходение среды обитания на локальном и иных уровнях . Одна ко эта интересная заме тка написана, увы, без опоры на положительные примеры рационального устройства ж и зни и действительно разумного подхода к обеспечению экологической безопасности. А та кие примеры, м ежд у прочим , есть, и за ними, к о к говорится, д ал е ко ходить не надо. Пример — город Грязи с почти 50-тысячным населе нием, его пятнадцатью про мышленными предприятия ми и тем же количеством предприятий транспорта и связи. Живут здесь такие же, как и во всей области, люди, с теми же, как у всех, забо тами и проблемами. Однако именно они, грязинцы, не смотря на «свинцовые мер зости» повседневности, каж дый в отдельности и все вмес те сумели переломить себя и на исходе двадцатого века заявить о себе как о людях, которым оказался чужд и неприемлем старый уклад существования провинциаль ного города. Грязинцы сегодня могут дать фору не только областно му центру, но и многим чис теньким курортным город кам юга России. Грязи сегод ня — образец для подража ния не только малым городам страны, но и мегаполисам в их российском понимании, и нашим областным весям, в которых так и не достигнута гармония во взаимоотноше ниях между человеком и при родой, между рядовым жите лем и населенным пунктом. В городе железнодорожни ков, смею утверждать, эта гармония достигнута, что от мечают не только его гости- обыватели, но и профессиона лы областного и республиканского уровня в ходе смот ров-конкурсов на лучшее санитар ное состояние и благоустройство. Призыву авто ра, заметки «де лать,- что должно» тут следуют, как минимум, целое десятил етие ,- в ходе которого не только по менялся внешний облик Гря зей, но и, самое главное — внутренний мир, нравствен- жителей. Конечно, эта «ре волюция» произошла не сни зу, а сверху, установка пош ла от райадминистрации. Но ее поддержали и приняли близко к сердцу тысячи и тысячи патриотов своей «ма лой родины» — начальники всех рангов и так называемые простые люди. Они чистили и мыли свой город, украптали его улицы и скверы, благоустраивали. перестраивали, реконструи ровали, делали все возмож ное и невозможное, чтобы город стал красивее, чтобы в нем был чистым воздух, чтоб не загрязнялись водоемы. «К звездам» шли через тернии консерватизма во взглядах и манерах поведения, одних убеждая, других обламывая. И в этом походе были прият ные вехи в виде первых мест в смотрах-конкурсах с соот ветствующими почестями... Грязи — это тот счастли вый случай, когда делается все, «что должно». На этот процесс не повлияла и смена местной власти. Новая адми нистрация приняла, как эс тафетную палочку, сделан ное командой предшествен ников, и продолжает начатое. Под «продолжением» под разумевается поддержание санитарного порядка, озеле нение, благоустройство, ре монт дорог, ликвидация сти хийных свалок, уборка при- домных территорий, планово регулярная санитарная очис тка и так далее. В повседнев но-ежедневной, видимой, ска- - жем так, части работы осо бое место занимают стройки природоохранно-коммуналь ных объектов. Среди них и такие, которые аналогов не имеют, во всяком случае для городов, подобных Грязям. Именно здесь уже заканчи вается сооружение Б.-Само- вецкого водозабора, ввод ко торого позволит решить про блему снабжения города ка чественной питьевой водой, й не где-нибудь, а в Грязях ведется строительство проек тного, настоящего полигона твердых бытовых отходов, отвечающего всем санитарно- экологическим требованиям. Опять же именно в городе железнодорожников постро ена и действует спасательная станция, которая отчасти выполняет роль и природоох ранного объекта. В этом единении усилий местной власти, руководите лей предприятий и населе ния, одержимых идеей сде-^ лать город идеально образцов вым, экологически чистым и безопасным для проживания, есть нечто знаковое, возвы шенное и благородное, до стойное для подражания в городах и весях не только области, но и всей России. Мне, как уроженцу грязинс- кой земли и члену областной комиссии по благоустройст ву, особенно импонирует не успокоенность земляков, их стремление «не ждать милос тей», а делать все своими руками. И при этом не забы вать даже о таких малостях, как открытие экологической экспозиции в местном крае ведческом музее, которая, несомненно, будет способ ствовать и экологическому воспитанию, и привитию пат риотических начал юным и уже не юным грязинцам. ...А что касается призы ва автора газетной заметки «Не навреди себе сам», то он, призыв, по большому счету, актуален. И ему, по приме ру грязинцев, должны следо вать все жители области в городах и на селе. Только так, своими руками, мы мо жем, должны и обязаны сде лать все от нас зависящее, чтобы конституционное пра во граждан на благоприят ную среду обитания стало не мечтой или декларируемым правом, а реальностью уже в первые годы XXI века. Валерий АСТАХОВ, зам. председателя по экологии Комитета приро дных ресурсов по Липец кой области. БЕНЕФИС В ЕЛЕЦКОМ «БЕНЕФИСЕ» н |е д ав н яя п р е м ь е р а е л е ц к о го го р о д с ко го 1д р ам а т и ч е с к о го т е а т р а «Бенефисъ» ■ ^ ч е хо в с к а я « Ч а й к а » - своим ро яед ен и ем « о б я з а н о » , прехеде всего , о е т ри с е Л ю д м и л е Соловьевой . О н о вы брало «Ч а й к у » к а к б е н еф и ц и а н т к а , к о к ю б и л я р ш а , сы грав в с п е к т а к л е а к т р и с у ж е И р и н у Н и к о л а е в н у Р е д к и й с п е к т а кл ь в Е л е ц ком т е а т т е обходи тся б е з уч ас тия Л ю д м и лы •®Рьевны . И а ^ сам о го п е р в о го — «Л е с а » по А .Н . О с тр о в ском у , гд е о н о пр едс тало п о м е щ и ц е й Г у рмы ж с ко и . О б р а зы ж е н щ и н , ж д у щ и х « н о с то я и ^ го м у ж ч и н у » , ро в н о з аб о тящ и х с я о с е б е и б л и з к и х , н ш ю щ и х с я , что , в о з м о ж н о , з ав т р а б у д е т л у ч ш е , ч е м в ч е р а , а к т р и с а в о п л о ти л а в р я д е п р о и з в е д е н и й ав торов п р о * " " "™ “ д с е го д н я ш н и х д н е й . А се годня — га зе тны й бен еф и с СОЛОВЬЕВОЙ . Подводя сейчас неизбежные «предварительные итоги», не могу сказать, что прожитые годы были очень уж счастливыми (та кого сказать никогда и нельзя). Я жила, работала — да и сейчас живу, работаю, как большая часть драматических артистов в про винции, То есть моя история до вольно-таки типична. В чем, конечно, повезло, так это в том, что играла в пьесах Островского, Горького, Льва Тол стого, Булгакова, в зарубежной классике... Играла на разных сце нах, в разных городах. Эти сме ны, переезды всегда в актерской среде считались в порядке ве щей, были необходимы, при всем уважении к актерам, остававшим ся раз и навсегда верными одно- му-единственному коллективу. А вот я лет примерно за пять ис черпывала свой творческий ре сурс в том или ином театре. На ступал момент, когда требовалось что-то новое. Иное. Тем паче, что переезд в советское время про блемой не был. В конце концов, важна не география, важно, чем занимается актер. Мне — тут нельзя не сказать — посчастливилось попасть в Красноярский театр, когда его возглавлял ныне, увы, покой ный Георгий Опорков. К нему съехались очень интересные ис полнители из европейской час ти России. Они в шутку счита ли себя «ссыльными» на манер, простите, декабристов. А пока зывали действительно европей ский, блестящий класс игры. Затем был Нижний Новгород, встреча с талантливым режис сером Олегом Соловьевым, с которым я связала свою не только творческую, но и семей ную судьбу. Куда его назнача ли, туда, само собой, отправля лась и я. Поверьте, я не имела никаких особых привилегий. будучи женой главрежа. И рас стались мы с ним отнюдь не по творческим разногласиям. Да, у меня бенефис. Бенефис в театре «Бенефисъ». Такой по дарок к круглой дате моего ро ждения решили преподнести мне коллеги. Мне было предло жено самой выбрать пьесу. До сих пор мне задают вопрос: от чего же «Чайка», разве Арка дина — бенефисная, лидирую щая, первоплановая роль? Мос ковский режиссер Сергей Стеб- люк, поставивший у нас «Стар шего сына» Александра Вампи лова, дал прочесть мне пьесу «бродвейского» драматурга Нила Саймона «Калифорнийс кая сюита». Она — для двух актеров, и о ее качестве гово рит тот факт, что ее играют, на пример, Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили. Пьеса Сай мона особенно хороша для ак трисы, которая поочередно пе ревоплощается аж в трех геро инь! То есть лучшего для бене фиса и не придумаешь. Но я отказалась. Я, конечно, не против включения «Сюиты» в планы театра. Ну а играть ее на бенефисе мне показалось со вестно, что ли. Приглашаем пос тановщика (Юрия Мельницкого из Ростова-на-Дону), оплачива ем, из крайне скудных средств, его труды, а он, выходит, будет репетировать всего-навсего с двумя исполнителями? А осталь ные «гуляют»? Нет, подобной роскоши я себе позволить не могла. Поэтому— «Чайка». Ко торая стала для меня бенефисом в том отношении, что по моей инициативе возможность сыг рать Чехова появилась у боль шинства моих коллег. Но «Чайка» принципиальна для меня и по другим сообра жениям. Я не делю свои роли на любимые и нелюбимые, удач ные и не совсем. Артисту труд но оценить, что вышло. Тем бо лее, что он должен делать это в контексте целостного спектак ля, на уровне актерского ансам бля и режиссерского замысла. А чтобы «до упора» продемон стрировать собственное твор ческое «я», надо готовить соль ную концертную программу. В спектакле мы, актеры, как бы отвечаем друг за друга — не' более и не менее. А если уж го ворить о любви или нелюбви, то здесь следует говорить, прежде всего, о режиссере. О том, на сколько он значителен как лич ность. Насколько интересно с ним работать. В этом смысле Юрий Мельницкий — один из моих любимых режиссеров, кстати, ранее он ставил в «Бе нефисе» пьесы Островского «Лес» и «Банкрот». Он — ис тинный человек театра, точно знает, что ему следует делать на данной репетиции. Вместе с тем репетиции он проводит не «механистично», а импровизи рует, предельно чутко реагиру ет на каждый нюанс того или иного рождающегося эпизода, до тонкостей и единственно при емлемой точности разрабатыва ет рисунок мизансцен. Вообще, чуть ли не главным достоинством режиссера я счи таю его умение найти то верное слово, фразу; которая как бы спровоцировала артиста, дала ему верный ориентир для вопло щения образа. Юрий, к сожале нию, не часто пользуется подо бным приемом, да и не растол ковывает «от и до» суть ролей. Мол, доходите, догадывайтесь до конца сами — лишь бы я ос тался доволен вашей понятли востью. У Юрия и фантазия ис крометная, и характер такой же. Но есть оборотная сторона этого: ему недостает терпения, выдержки, какого-то постепен ного, методического упорства, чтобы добиться от артиста же лаемого. Я столь пространно говорю о Юрии потому, что, не смотря на значимость его твор ческой индивидуальности, не один он такой. Методика его работы типична для «жестких» режиссеров. Так что репетиро вать с Юрием было не только интересно, увлекательно, но и сложновато. Я бы сказала так: режиссер — автор события, ар тист — автор поступка. И необ ходимо «внедрить» в актера ис комое, желаемое событие, чтобы он проникся им, совершал пос тупки персонажа словно свои, осознанные и прочувствованные. Здесь возникает весьма нема ловажная профессионально-эти ческая проблема. Есть актеры, для которых относящийся к нему замысел режиссера — за кон. И есть актеры, которые во льны трактовать указания поста новщика по собственному усмот рению. Я убеждена: изначальная роль артиста — роль ученика. Он приступает к ней «с нуля», с чис того листа. Речь идет о процессе восхождения к образу, о процес се проб, ошибок, сомнений, поис ков, когда без проводника-режис- сера никак не обойтись. Когда же артист уверен, что он, только при ступив к репетициям, уже достиг какой-то вершины, выстроил «пи рамиду» роли — зачем ему тог да, собственно, нужен режиссер? К примеру, рушащий эту «пира миду» Мельницкий. Наконец, еще кое-что по пово ду типичности. Сейчас, увы, про винциальные театры и их артис ты живут, существуют совершен но иначе, чем раньше. Раньше ^ за год готовила шесть премьер ных ролей. Теперь, в «Бенефисе» — шесть ролей за шесть лет! По нятно, выделяются мизерные средства для создания новых пос тановок, но от этого не пропадает чувство горечи из-за простоя ар тистов, способных играть, — при чем лучшие, сложнейшие роли, радовать зрителей намного чаще, чем раз в полгода. Елец, скажу откровенно (хоть и не открою сек рета), очень специфический в те атральном плане город. Ельчане благодарно воспринимают наши спектакли. Однако их восприятие порой, простите, наивно, прямо- таки по-отрочески «невинно». Выход — прививать им понимание сущности сценического искусст ва более планомерно и интенсив но. В «Чайке» трижды произно сится «Елец» (кто-то, посмотрев спектакль, спросил: «Вы сами вставили имя "нашего города в пьесу?»; это — к тому же вопро су о наивности). Страшно хочет ся, чтобы представители нашей городской власти как можно чаще произносили в деловых, по сущес тву, с прицелом на реальные ре зультаты разговорах: «Елецкий театр «Бенефисъ». Р .8 . ОТ РЕДАКЦИИ: в бли жайших номерах «ЛГ» намере на опубликовать рецензию на спектакль «Чайка» Елецкого те атра «Бенефисъ».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz