Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
4 ТЖИПЕЦКАЯ т 1Ж г а з е т а 17 цсн|6|»|| 2000 г., № 225 (21353) И звечный «земельный вопрос» в России — н е только вопрос правовой, политический или экономичес- Это вопрос бытийственный. Ф орм а мироустройства и форма землевладения увязаны кровно . Оттого, м ож е т быть, и неразрешим этот вопрос вот у ж е о коло полутора веков — с самой отмены крепостного права . Особенно обострился он в последние годы. П реж де всего потому , что решать его пытались по заимство ванным рецептам . Соединить фермерство и сурово-континентальные условия — это, конечно , маниловщина . Н е меньшим безумием оказалось и разруш ение социалистических хозяйств — колхозов и совхозов с их об - Итог — р а зр ух а , разор , надлом в д уш а х тех , кто эту землю долж ен обрабатывать... К уд а идти? И к а ки м путем? Снова нет единого взгляда. Быть ли частной собственности на землю или нет? А если д а , то кто будет хозяином земли? Чьими рукам и лелеять и беречь бесценное богатство? Вопросы больные, острые, извечные. А за ними главный — быть ли России? И решается он в наш и дни . .. Сегодняшний н аш рассказ о том , к а к м ож но подойти к реш ению земельного вопроса в конкретных усло виях и обстоятельствах. . .. Россия строилась сообща. Огромные просторы ее объ- . ективно требовали Центра власти. Без Центра, без созида: ющей и направляющей силы нет и общего дела. Вот поче му демократия торгашей, что укоренилась на русской зем ле за годы реформ, оказалась гибельной и губительной для страны и народа. Выборная система власти не может не формировать психологию временщиков. И еще. Исторически мы, русские, по вере, по общинно му мироустройству, — не можем быть индивидуалистами. У нас отсутствует гражданский прагматизм; без общей цели, своя, личная — обессмысливается. Оттого так не уютно сегодня всем: и бедным, и богатым... В своих действиях Валерий Корвяков — чистый прагматик, решительный и требовательный. Без этого дело не пойдет. Но он прекрасно понимает- — наши беседы тому подтверждение — дела не получит- К огда стало очевидным, что дела на Липецком до мостроительном комбинате пошли нормально и предприятие .после нескольких лет хронического кризиса устойчиво заработало, генеральный директор ак ционерного общества Валерий Корвяков приступил к осу ществлению давней своей задумки. А именно — взять под «свое крыло* одно из терпящих бедствие сельских хо зяйств с тем, чтобы самим снять проблемы продовольствен ного обеспечения трудового коллектива домостроителей. Администрацией Липецкого района ДСК было предло жено бывшее «Васильевское* (совхоз «Путь Ленина*) с тремя селами: Алексеевна, Васильевна, Александровна, тремя тысячами гектаров когда-то пахотной земли, разо ренными животноводческими постройками и разуверив шимися во всех «реформах* людьми... В апреле 1999 года провели общее собрание акционе ров, на котором было решено: «Берем!* На второй же день после собрания и приступили к делу. А начинать надо было не просто с нуля... — Десять лет хозяйство фактически умирало, — рас сказывает Валерий Григорьевич. — Это был не просто упа док: люди теряли веру с каждым новым днем «реформ* — в свою нужность, в необходимость трудиться, беречь то, что есть. В итоге растащили все, что можно. Техника, что осталась,— груда металлолома. Помещения — одни осто вы. Поля заросли бурьяном и мелколесьем: из трех тысяч гектаров земли обрабатывалось от силы 300. Да содержа ли стадо — около 100 голов. Все, кто мог, потянулись в город: безработица, многолетние невыплаты зарплаты, бес перспективность, безнадега... Когда приехали в хозяйст во, числилось в нем около полутора десятков работников, занятых неизвестно чем... Рассказывает нынешний директор хозяйства Анатолий Пойменов: , — До перестройки в хозяйстве трудились около 600 ра ботников. С начала 90-х прекратилась господдержка сель ского хозяйства, начешись эксперименты с фермерством. Стала падать производственная дисциплина, зато окрепли пьянство и воровство. Понятно, что в таких условиях хо зяйство было обречено: чтобы как-то рассчитаться с до лгами по налогам, у р е з а л и скот, а фермы, «за ненадо бностью*, разорили. Так, своими руками, односельчане рубили сук, на котором сидели. Без войны, одним словом, разорили хозяйство и разорились сами! Кто знает, чем бы все кончилось, если бы не приехали домостроители... Так появилось ООО «Возрождение». Название символи ческое, ко многому обязывающее. Но именно потому и вы брали его. Зам еч ат елвн о , что о трудностях и возможных неудачах тогда, весной про шлого года, не думалось. Думать было некогда!'Зада- ча стояла — успеть в остав шиеся весенние дни засеять хоть часть земли, чтобы в зиму войти со своими кор- мами, получить какой-то урожай. Для генерального дирек- тора ДСК было очевидно: уж коли взялись за возрожде ние села. то все надо делать по-крестьянски основатель но. То есть брать на свои плечи весь годовой круг крестьянских забот! Не иначе. По-другому и не по лучится: это будет уже не возрождение, а нечто иное. Ведь хозяйство уже пыта лись подымать — не вышло. Только Лишнюю каплю без верия добавили местному населению. Вот и домостроителей встретили настороженно: «Оккупанты приехали!» Людей можно понять; то, что сделали с русским се лом, с землей «реформато ры* — иначе, как тихой оккупацией, не назовешь. Но если враг занимал толь ко территорию, то эти — растлевали души, лишали надежды и веры в нужность крестьянского труда, в собственное существование на зем ле. Людей превратили в толпу. И если столичная чернь, управляемая лукавыми кукловодами громила «символы со циализма*, то в глубинке России, на земле, лишенные под держки люди, теряя смысл существования. Все шло пра- Где же истоки опустошительного безверья? В чем? Из всего происшедшего Валерий Корвяков сделал серьезный вывод: государства строят вожди и народ, разрушают — властолюбцы и толпа! Но период разрушения, жизнь без надежды не может длиться бесконечно. Кому-то надо за- сучать рукава и браться за дело. Поднимать людей... «Оккупанты» начали — тоже ведь символично! — с очис тки территории и помещений животноводческого комплек са, что еще остался. «Марсианский* пейзаж с трехметро вым бурьяном, горами навоза, сквозящими пустыми окна ми и открытыми стропилами надо было превратить в зем ной. А это оказалось непросто: с первой же попытки мощ ный бульдозер едва не утонул в навозной хляби! В ту страдную весну вывезли на поля более 2 ,5 тысячи тонн навоза... Очистили, привели в хозяйский вид один коровник, по том другой: перекрыли крышу, починили двери, провели электричество, воду. Надо было приступать и к полевым работам. Опять с нуля: не было ни посевного материала, ни пропашного ин вентаря, ни сельхозмашин. Надо закупать семена, техни ку, наладить ее ремонт. Но, как оказалось, прежде всего следовало обустроить территорию для нее: только что при везенный новый культиватор наутро оказался лишенным сошников — сняли на пропой! Огородили бетонным забором площадку для содержа ния и ремонта техники, заасфальтировали ее, начали вос станавливать механические мастерские. Тут же — обще житие для специалистов, ПОДВИЖНИКИ ходимы. Но где взять рабочие руки? Сегодня в хозяйстве трудятся до 40 механизаторов, работников ДСК, — их ежед невно привозят из города. А сами жители? Как это ни грустно звучит, но начи нать работу с ними (а это все те же полтора десятка работ ников) пришлось с элементарного: напоминать о дисцип лине, о качестве труда, об ответственности. Но и теперь, когда так много переменилось к лучшему, не все люди верят. Так оказалась глубока пропасть, куда опустили людские души «реформаторы»... Земля... Когда мы проезжали полями, то воочию убеди лись, какими губительными для плодородной земли оказа лись несколько лет запустения и заброшенности. Под се лом Долгое могучий «Кировец» пытался поднять поле, за росшее бурьяном в рост человека. И не смог — сплошная сеть корней забивала плуг... Как же возвращали «к жизни» землю в «Возрождении»? Там, где поля заросли мел колесьем, — приходилось вначале выкорчевы вать подрост. Первая пахота — это подъем «че моданов», огромных пластов чернозема в сет ке корней. Затем обработка дисковыми боро нами, вновь пахота. И так несколько раз. Такова цена «реформирования» русских черноземов, затеянная кабинетными москов скими «умельцами». А сколько земли выведе но из севооборота, из плодоносящего цикла по всей Руси1_Ц1сак ^непросто будет вернуть зем ле плодородие, если и'^найдутся хозяйские руки. Уже одно это заставляет думать о кол лективных, общинных хозяйствах: никакому фермеру подъем «послереформенной целины» не по силам. Да и цена возрождения будет непомерно высока. ся , если нет четко сф о рм у ли р о в анн ой I * ' ^ цели не может быть, если нет ясного . ■Л» Л понимания, что проис ходит вокруг и что надо сделать для изме нения к лучшему. Те мысли, что вы сказывает он, можно сформулировать так: людям надо вернуть чувство собственного достоинства. Без этого нет национальной гор дости, а ее не возро дить ^ 3 национальной памяти. За годы ре форм народ лишился огромного богатства: оно было отнято. Се годня отнимают пос леднее — души. Про игрыш на этом фронте будет означать оконча тельную гибель и на рода, и страны. „ То, что он пытается сделать в Васильевке, ^ о'№ет на^ вызов разору. Такая позиция сформировала^^ йе вдруг,*^ только из-за протеста лжереформам. Он здешний. И вся погибель родной земли происходила на его глазах. Ему есть что вспомнить и сравнить... В его родном Никольском — то же ощущение тоски и безнадежности. Здесь прошло его детство, годы учебы. Но начальная школа — бывший барский особняк — в руинах. А еще более жуткое впечатление — от восьмилетки в бли жайшем селе Долгое, куда полевой дорогой в осеннюю рас путицу и зймцюю стужу бегали Никольские подростки — учиться. Бурьян во дворе, пустые классы с разломанными Валерий Корвяков. и приступили к восстановлению. Починили своы, сделали гидроизоляцию и готовятся возвести кровлю. — Это пока начало, но храм обязательно возродится во всей своей красоте, — убежден Валерий Григорьевич. — Уже изготовлен купольный крест, в будущем году подымем колокольню... Что уже сделано для возрождения социальной инфра структуры? Отремонтирована сельская школа, приобрете на школьная мебель. Мы побывали в классах — тепло, уют но, все располагает к учебе. Это как образец сельской рус ской школы — храма знаний. Здесь меньше суеты, город ских соблазнов, здесь большой простор для мечты и вооб ражения. Да, учеников пока мало. Российская демография не в пользу детей. — Но наладится жизнь, — уверен Валерий Корвяков, — будут люди и детей рожать. Очень нужна историческая память. Надо вспомнить историю села, людей, живших здесь. Вспомнить о помещиках, которые умели обустраи вать землю. О героях. Это ведь тоже воспитание — зримое, конкретное. Вот отреставрировали памятник односельча- ^ нам, погибшим в Великую Отечественную войну: на фрон- тах ее полегло около 500 васияьевцев. Правда, надпись на памятнике вскоре оказалась сбитой — это тоже симптом духовного надлома... Стоит неподалеку великолепный детский сад, постро енный в советское время. Теперь он пуст — нет детишек. Рядом — сельский Дом культуры, где домостроители обус троили библиотеку — неплохое противоядие от всепрони кающего ядовитого ока телеящика. Выписали несколько областных и центральных газет... Здание сельской администрации переоборудовали под квартиры: в Васильевку приехало около полутора десят ков семей переселенцев. Тепло, чисто, на кухне — эяек троплиты, водопровод. Скоро пустят газовую котельную Вот так, шаг за шагом, идет работа. Ради людей... А теперь возвратимся к началу. Надежда на рождение домостроительного комбината появи- ^ ^Ж л а с ь в 1996 году; а с надеждой — и вера в свои силы. И вот спустя три года эту надежду, как огонек све чи, из рук в руки коллектив домостроителей и его гене ральный директор перенесли сюда, на землю. Что сделано за полтора года? Без шума, суеты, декларативных завере ний. Честное слово, то что пришлось увидеть — поразило Самое главное — лица тех, кто трудился: серьезные осмысленные, без равнодушия в глазах.. Собственно гово ря, другого критерия в результативности дела и не надо там, где кавардак, таких лиц не увидишь. Да, не все труженики «Возрождения» — жители села Но и горожане, часть коллектива домостроителей, не ви дят ничего необычного в том, что они трудятся здесь, на земле. Главное — есть дело, есть результат, есть ясная и понятная цель. — Одолеем «наследие» реформирования, — говорит Ва лерий Георгиевич, — возьмемся за восстановление плодо родия земель, за урожайность. Обновим дойное стадо, уве личим поголовье скота. Хозяйство будет многофункцио нальным и рентабельным. Заняться есть чем... И действительно — есть. Уже заведена своя пасека — по всем, как говорится, стандартам. Обустроен отлично один из прудов, где разводится рыба. Возведен великолепный (можно сказать, образцовый) летний лагерь с комплексом хозяйственных построек, трансформаторной подстанцией, водонапорной башней — в месте удобном и красивом. А с какой хозяйской заботой Налаживается производ ственная база хозяйства! Восстановлена, как уже сказано, на современном уровне механизация нескольких коровни ков, построен автономно обеспечиваемый теплом свинар ник, возведены склады для зерна, строится ангар под сложу ную сельхозтехнику, боксы — под машины. Сейчас в хо зяйстве десять тракторов К-700, двенадцать МТЗ-8, восемь ДТ-75, двенадцать комбайнов (один приобрели в этом Село Алексеевна вымирает. Но чтобы окрестности его не зарастали бурьяном, проводится планировка, и на этом месте через десяток лет зашумит роща... — Мы обязательно займемся обустройством сел, — за веряет Валерий Григорьевич. — Хватило бы сил. Одни нашиьработники, и я это хорошо понимаю» всего задуман- '«ого не одолеют. Нужны люди, нужны рабочие руки..'; Да, сделано фантастически много -^'"в столь короткий Г печками, прогнившими потолками, разбросанные тетрад ки, учебники... Здесь среди бумаг мы подобрали брошюру с символи ческим названием «Он видел рождение нового мира Джоне Риде, авторе кни- Отремонтированные и восстановленные коровники. Все эти масштабные и неотложные работы были необ- У Валерия Григорьевича Корвякова — сердечная при вязанность к земле. Крестьянская. И интерес его к ней — не прагматичный только. Крестьянский труд, если смот реть шире, — частица русского Космоса, жизнь в гармо нии с природой, с ее ритмами, смеНой времен года. Весь быт и уклад села, сельский труд подчинен этому ритму. «Мать-земля», «земля-кормилица» — это ведь не просто словесные образы, рожденные фольклором, а глубинные, корневые, отражающие жизнь русского крестьянства на земле. Значит, и обустраивать ее надо, понимая вот эту глубинную связь человека и земли. — Я убежден, что краше российских пейзажей, этих вот полевых, всхолмлен ных ландшафтов, нет! — размышляет Валерий Григорьевич. — Но диву даешь ся: как можно на этой земле жить бедно и бесприютно?! Вопрос этот для него не риторичес кий. В нем он ищет ответ на главное: как одолеть извечную беду русской жиз ни? В каком направлении работать? К чему стремиться? — Сегодняшнее прозябание, — счи тает онГ — оттого, что люди утратили веру, растеряли главные ценности жиз ни, а вместе с ними — и достоинство рус ского человека. Ведь мы на своей земле так и не почувствовали себя хозяевами. Своей судьбы, прежде всего. Мы словно лишились чувства любви — и к земле своей, и к самим себе... (Слушая его, невольно мысленно воз вращаешься к тому, что ищем и нахо дим для себя в работах великих русских философов. Ведь и они в наших бедах усматривали все то же. Если человек живет и бездействует — значит не трудится, омертвела его душа. Жизнь без любви к жизни! А без любви русская душа — пустыня! И как отраже ние ее пустоты — разор на земле...) Вот статистика:, за годы реформ российс кое село потеряло 38 процентов всех работ- —-------------------------- ников — 50 процентов животноводов, 33 процента механизаторов. 8 ,4 млн. гектаров пашни превратились в пустыри или заняты постройками «новых русских», недобрано 43 процента валовой продукции, утрачено 50 процентов сбора зерна, 50 процентов поголовья крупного ро- «10 дней, которые потрясли мир». форм» отбросили рус скую деревню в семнад цатый век!.. И снова о демокра тии. Все московские ум ники, без устали токую щие о демократии капи тализма (о демократии социализма — ни слона!) имеют в виду ее умозри тельную суть. В жи.ип! все иначе. Капитализм основан на хищничест ве. Это — тупик челове ч ества . З ап адн ая де- Бригада Алексея Рыкова на мократия процветает боксов для мастерских. _________ только потому. I срок и в сегодняшних условиях. Достигну- Что на этом этапе главное: хозяйство вышло I из безнадежной разрухи. Но... надо время, I чтобы все наработанное приращивалось, ук- 1 реплялось, расширялось. Сам гендиректор убежден — все можно сделать, если брать ев благополучия грабит- Церковь ^ ся все остальное человечес- ■тво. у наших «капиталис тов» такого «резерва» нет, а потому разоряется своя страна, свой народ. Такова истинная демократия капи тализма. Другой нет и быть не может! 5этом году мы взяли и еще два хозяйства, — про- : должает собеседник. — Это примерно 6000 гектаров зем- , небольшое поголовье ско та. Земли уже вспахали. Но обустроить фермы не успе- I до зимы: часть коров пе реведем в Васильевку. Надо дать надежду людям, чтобы вместе подниматься с колен. Обязательно сделаем школу, построим добротные дома, укрепим хозяйство... I го замысел серь- е зен : не просто I оживить хозяйства сел, а вдохнуть полноцея- |н ую жизнь в них. Дать ра- |боту и заработки людям — I это еще не все. Надо, чтобы I жители вспомнили, на какой I земл е они живут , какая I жизнь шла здесь, как уме рли обустраивать ее предки, I по-хозяйски рачительно и I заботливо. Надо возродить и I то, что сделано уже при со- :тва Богородицы в Васильев- циализме, — всю инфра структуру сел. И упорно и ------------------------------------------------ настойчиво домостроители этот замысел — шаг за шагом — воплощают в жизнь... строительстве рд всерьез. Лишь бы хватило сил. Лишь бы _________ _______ не мешали. И главное, потянулись бы к со зидательным делам люди. Люди — вот главиое богатство! А о них-то в эти дикие 1реиим л Е ' Директор школы села Васильевка Надежда Деева капитальным ре - ^^^та. Россия «реформируемая» не- лл€Штом ШКОЛЫ довольно, -• « . • . дополучила 150 млрд, рублей доходов! З дешние места удивительно красивы. На три села — два великолепнейших храма, когда-то поражав шие красотой и убранством. Когда-то здесь жили и трудились около 6 тысяч трудолюбивых земледельцев. В Васильевке — великолепный каскад старинных прудов. На берегу одного из них — замечательный по архитектуре храм во имя Рождества Богородицы. И о нем не забыли. Этим летом на престольный праздник освятили стены его годы «реформ» позабыли напрочь. В этом, считает Кор вяков, не ошибка, а преступление «реформаторов». И ему, как и всем русским людям, любящим свою землю, — с лжереформаторами не по пути. Потому-то он и выбрал свой — такой, какой диктовали ему совесть и судьба. Путь со зидания. Кто-то не верит в его замысел, поскольку йе видит вы сокой цели (точнее — не признает такую цель), кто-то вы искивает корысть (экономическую или политическую), кто- то скептически ухмыляется... Все это опять же в рамках искаженного «реформами» сознания: куда понятней и азартней грести под себя, об-^ растать гнилым жиром наворованных богатств... А воТ здесь-то вопрос у него — зачем? Зачем, живя на этой прекрасной и благословенной земле, сводить со бственную жизнь к примитивному воровству — чтобы слад ко жрать и мягко спать? Это ли жизнь! Это ли достоинст во мужчины — быть добровольно пылью, прахом Исто- рии. Пусть в «коттеджах» и на иномарке... о тридцати лет он не верил в Бога. Но, может быть, I именно эти годы холодного безверья и приугото- 1|Вили его к.другому пониманию смысла и цели бы- тю^. Кан людского, так и своего собственного. Без любви к жизни, без созидательного труда — жиз ни нет. Есть прозябание, ведущее в погибель. Вот такое понимание смысла бытия, вера в Бога и дают силы, и помогают. Как, в какой таинственный миг прихо дит помощь в решении, кажется, неподъемных проблем — он не знает. Но эта поддержка ощутима им всегда, она Чтобы глубже понять философию его жизни, приведем слова, принадлежащие римскому императору-философу Марку Аврелию: «В одном ищи радости и успокоения: в том именно, что бы от одного общеполезного дела переходить к другому, памятуя о Боге*. То, что путь, им избранный, верен, подсказывает сама жизнь.'Под крыло ОАО «Домостроительный комбинат» про сятся многие. Сегодня особенно настойчиво стучится в дверь СХП «Поройское», что в Добровском районе. Корвяков не думает о том, что много званных, да мало избранных. Всех не обогреть, сил не хватит. Но вот его опыт — он доступен для всех... Владимир ПЕТРОВ, редактор отдела экономики «Липецкой газеты*. Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz