Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
т \ Издаётся при содействии областной ■ ? т . \ у : { т ^ ИСТОКИ В дни православных праздников в Ельце по - особому воспринимаются притягательность и прелесть его церковной архитектуры , придаю щ ей хакую неповторимость облику города . Сияющие золотом купол а , взметнувшиеся к небесам шпили и плывущий со звонниц колокольный звон смиряют сердца, призывают к доброте и покаянию . Редко кто из прие зжающ их к нам упускае т воз можность посетить тот или иной хр ам , при этом невольно задается вопросом: а сколько вообще церквей было в древнем городе и сколько сохрани лось до нынешнего дня? ный крест с разноцветными лам почками внутри — подобного больше нет ни на одном пра вославном храме России. Как и задумывалось, крест сверкал днем и ночью. А внутри храма был еще и фонтан. Ког да он начинал бить, то от соче‘ тания воды, солнечного света и хрусталя создавался поражаю щий эффект, Кфтрруй удидирал,-!, ся образующёЙйГ“йЩЯ4^^а1Ш^ радугой. В нем все было непов торимо: и выполненный из ху -■ дожественной керамики иконо стас, и ажурные царские врата Из исторических источников известно; построили наши пред ки тридцать две. Всего одной недостало ельчанам, чтобы сде лать свой город губернским. О каадой из них своя примеча тельная история, своя легенда. Вот, например. Великокняжес кая, или Александро-Михайлов- ская, церковь, одна из наибо лее крадивых на елецкой зем ле. Построил ее. на'ЬвбЙ'сЙ^е,- I жения самый богатый и извес тный в Ельце купец первой гиль дии Заусайлов в 1909-1911 го дах, приурочив это к 300-летию дома Романовых. Всего за один год и девять месяцев подняли мастера храм Божий. Срок по тем временам рекордный. Даже зимой не пре кращались работы, для чего над стройкой сделали огромный отапливаемый шатер. Церковь получилась великолепной' Сни зу доверху ее украсили майоли ка и разноцветная керамичес кая плитка, а венчал сооруже ние на главном куполе хрусталь- Словом, церковь заслужи вала того, чтобы на освяще ние купец Заусайлов дерзнул пригласить самого государя, о чем ельчане пересказывают такую байку. Говорят, в ответ на полученное приглашение император Николай II пошутил, прислав депешу: мол, если хватит у тебя денег, чтобы вы ложить пол сначала золоты ми, а сверху серебряными ХОТИТЕ - ВЕРЬТЕ, ХОТИТЕ - НЕТ Из монолога художника Виталия Миронова — Был со мною один странный, прямо-таки мистический слу чай. Отключают у нас посреди зимы отопление. Делать нечего — мерзнем. Педагоги с детьми в классах, я в директорском кабине те. Вдруг чувствую — спине тепло. Что за притча? Позади меня нетни батареи - даже остывшей, ни электроплитки. Висят только на стене старые предметы из крестьянского обихода. Это я такой музейчик себе устроил: сковорода, прялка, рубель... Начинаю экспериментировать: приближаюсь к ним - тепло сильнее, отхожу — слабее. ' , Туткак раз заглянул в школу Дед. Ну то есть Виктор Семено вич Сорокин, живописец наш знаменитый.- Художники его промеж / собой Дедом прозвали. Рассказываю я ему про это чудо, а сам думаю: посмеется он над моими фантазиями. Нет, не посмеялся. Протянул ладонь к прялке и рубелю. Все верно, говорит, есть тепло. Да я, говорит, это давно знаю. Когда вещь мастеру удалась, она греет — в буквальном смысле слова. Потому как он ее положительной энергией зарядил. Ладно. Спустя какое-то время приходит Сорокин на мою вы ставку. Смотрю —незаметно руку к картине подносит. Проверяет, стало быть, греет - не греет. У него-то самого и от зимнего пейзажа тепло идет. С тех пор для меня как закон: сделанное тобою должно со гревать. Или картину надо не выставлять, не показывать, а вы брасывать. Зачем добавлять холод этому миру? Он и так зяб- К У Б И Н СШ РАКОВИНА о Миронове как живописце отзываются по-всякому. Он удив ляет всех — и тех, кто ему симпатизирует, и тех, кто говорит об его работах скептически, — феноменальной продуктивностью. За несколько часов, за одно утро способен написать два. а то и три , Для кого-то это живописное графоманство: как, дескать, можно творить погонными метрами? Для кого-то — признак профессио нализма и неутомимой, неутолимой жажды самореализации. Не решусь вмешиваться в заочные споры знатоков и цените лей. Но все-таки для меня бесспорно; мироновские натюрморты и пейзажи неподдельно темпераментны. Краски у него словно бы не ложатся на холст, д вспыхивают, взрываются, не стесняясь своей яркости, сочности, жара. Он не устает возвращаться к од ним и тем же мотивам, никак не может исчерпать их до конца, хотя большинству его коллег на любой хватило бы беглого, про ходного этюда. Миронов пишет, не в силах остановиться, то се рию подсолнухов, то серию натюрмортов с курительными трубка ми. то — во всех ракурсах — подаренную кем-то и восхитившую его кубинскую раковину. Собственное признание Виталия Ивановича: — Она меня заворожила. Мне так интересно с кистью в руках разгадывать магию таких предметов. Да, пишу быстро и много. Так себя приучил. Не накладываю слой на слой, пробуя и так, и этак, а стараюсь сразу увидеть верхнюю фактуру холста. Чувст- — тот мазок или нет. Если не тот — бросаю, делаю что-нибудь другое. Так или иначе, но работы Миронова с завидной регулярностью появляются в экспозициях и областных, и региональных, и все российских. Последняя, участником которой он стал, посвящена 2000-летию христианства. НЕЮБИЛЕЙНОЕ Двойной его юбилей почти не заметили. Во всяком случае те. червонцами, тогда приеду. Может, денег у купца не хва тило, может, еще почему-либо, только царь так и не приехал. Но вместо него на торжество прибыл его брат великий князь Михаил Александрович Романов, подаривший церкви хоругви и икону Спасителя. И на сей счет есть тоже своя „лргеКга'.1.Бь1ла зима, и ,чдорс|-и =н6 ^ ёЦ кШ у тракту были-ужас ны, а купцам очень уж не хоте лось ударить в грязь' лицом. Тогда залили водой путь, по ко торому должен был ехать Ми хаил Александрович. Сверкаю щая ледяная дорога пролегла от самого вокзала до центра го рода. Говорят, великий князь Не заметил хитрости. Храм освятили. Произошло это в год 300-летия Дома Ро мановых, о чем гласит надпись, сделанная недавно на стене построенного ещё в 1913 году рядом с Великокняжеской цер ковью Дома призрения для си рых, убогих и стариков. Тот год н е з а м е ч е н н ы й ! был еще знаменит и тем, нто Россия отмечала 50-летие ос,- вобождения крестьян от крепос тной зависимости. Много лет минуло. Увы, вре мя не сделало нас лучше. Ду ховное запустение коснулось стен и Великокняжеской церк ви. Как и другие культурные и религиозные памятники, она ^ была разг{эабл'ена и Ьтдана под -оЖаК*.?"--'”' ■' —т.'.; И все же у ельчан хватило мудрости вспомнить о своих святынях и начать их возро ждать. Сегодня их возвращено уже тринадцать, многие дей ствуют, Восстановительные ра боты ведутся и на Великокня жеской церкви. Она уже обре тает былое великолепие и по буждает православных искать дорогу к храму. Тамара ФЕДЮКИНА. На снимках: Великокня жеская церковь и Дом при зрения. Фото автора. п омните фразу из записных к ни ж е к Ильфа? «В фан- |тастических ром ан ах главным это было радио . При нем ожидалось счастье человечества. Вот ра дио есть, а счастья нет». Помните , с чего начинались наши реформы? Н уж ны рынок, демо кра тия , парламентаризм . К а к только они появятся, наступит процветание . Рынок и парла мент есть, а процветание незаметно . Скорее мы полу чили нечто противоположное обещ анному благоден - _ В истории России т а ко е происходит не впервые. Д аж е в уходящ ем веке мы попадали в столь драмати ческое , вернее , трагическое полож ени е , по крайней мере , дважды . В самом его начале и в самом конце . Объяснений на сей счет прозвучало уж е немало . Свой диагноз наш ей тяжелой и слишком часто дающ ей все новые рецидивы болезни предлагает постаянный ав тор «Л Г» культуролог Ольга Федорова . Ра з гадку она ищет, опираясь на описанное известным ученым Львом 1. КОМУ ВСЕГДА ПЛОХО... Антисистемщикам плохо всегда. Им не нужна никакая система. Они готовы учичто- жить любое государственное устройство, любое общество. Они заражают своим постоян ным недовольством других и подталкивают не к органичным и естественным преобразова ниям, а к разрушению до ос нования. Если народ поверил им, он начинает губить самого себя. В сущности, совершает ся самоубийство, замаскиро ванное внешне привлекатель ными лозунгами и целями. Так было на рубеже XIX- XX веков. Часть россиян под хватила вирус ненависти к сис теме, сложившейся на протя жении столетий. Они отверга ли традиционную Россию, ее веру, уклад, быт, ее достиже- |я, несметные человеческие природные ресурсы. Их не 'явно, но ©щутимо поддерживал ■Западдзаинтересованнвй В'ас- лаблении России как конкурен- I имя безраздельного гос подства в Европе и мире. Все это было упаковано в обертку из утопических идей революци онного преобразования, соци ализма, коммунизма. Сегодня на сцену вновь выдвинулись все те же само убийственные силы. При под держке опять-таки западных «спонсоров» диссидентство и реформаторство, несмотря на благие намерения многих их представителей, оказались очередной разновидностью ан- тисисТемного движения. Плоды — налицо. Это — катастрофи ческое сокращение численнос ти населения и демографичес кая бесперспективность. Уста новки как будто бы были диа метрально противоположные тем, что вдохновляли сокруши телей основ в‘ 1917 году. Но ре зультаты те же. Да и методы, отвергающие все сделанное предшествующими поколения- . ми, близки. 2. ОТРЕЧЕНИЕ ОТ САМИХ СЕБЯ Антисистемщики многолики. Особенно энергично и безнака занно разворачиваются они там, где возникает межнациональное напряжение. Самый яркий при мер — Чечня. Ваххабизм для этой республики и ее народа — завозная, а не традиционная хворь. Сначала ею заражают население, провоцируя и стиму лируя неприятие цсконндрр ,ва-,. рианта 140пам1|дад^эд|рм з ^ % ' тывают'-*вяае1ът'р»звязыва1от ■ вооруженный конфликт, и это приводит к самоуничтожению и чеченцев, и других народов, по павших в. орбиту антисистемы. Совершенных, безупречных систем нет. Этим и пользуются агенты антисйстемы, вступая в борьбу с традицией. Искус ственно растревоженный народ перестает верить тем, кто опи рается на опыт и ценности его же многовекового бытия. Он поддается демагогии сект, втя гивается в военизированные структуры, какие-нибудь псевдо- философские или оздорови тельные объединения, отрекает ся от самого себя. Причем антисистемщики очень гибки и ловки. Нет такого учения, принципа, лозунга, ко торый бы они не перехватили у своих противников, если это выгодно. Стала популярна идея социальной справедливости? Нет вопросов, они ее уЖе про возглашают. Социализм? Де мократия? Рынок? Суверенитет? Им все годится. И все в их ру ках искажается, превращается в ложь, химеру, мираж. 3. ВО ВЛАСТИ ХИМЕР Химера, обман — главное оружие антисистемы! Ваххаби-. ты объявляют себя националь ными героями, приписывая свои грехи и преступления федераль ным силам. Корыстолюбцы, чер ня и марая предшественников, выдают себя за единственных сдшзд-елей и патриотов России сксшько раз цви видели ,^ то . -вовремя бесчисленных выбор ных кампаний! Ваучеризация, приватизация, свобода'совести и слова, гордая процветающая Россия — все это подавалось пышно, громко, соблазнитель но. И — оказывалось не более, ' чем дымовой завесой, которая, рассеявшись, обнажала нище ту, сиротство, беспризорность, упадок, коррупцию и преступ- Антисистемщики, пуская пыль в глаза, стараются не поз волять нам задуматься о наро дных корнях, о подлинно нацио нальных, свойственных именно нашему обществу и государст ву, началах. Импортируя за граничные представления о том, что такое хорошо и что такое пло хо, они упорно не желают при знать своеобразие российско го опыта, когда мощные рывк|Ц || вперед Россия совершала путемЩр авторитарной модернизации. Так было со времен московс-' ких князей до Сталина. Либе рализм западного толка никог да не обеспечивал наши проры вы и достижения. Это особен ность российской истории. За быв о ней и слепо переняв чу жие формы и модели — свобод ные выборы, парламентаризм, свободную до беспредела прес су, «открытое общество» — мы принесли им колоссальные жер твы, потеряли половину нацио нального достояния, а оставше еся отдали в руки воров. 4. ЭЛИТА РАЗРУШАЕТ, ЭЛИТАСОХРАНЯЕТ». Впрочем, разрушение, по рождаемое антисистемой, не может длиться бесконечно. Ан тисистемщики при власти пони мают: нельзя, чтобы все кресть яне вымерли от голода вроде того, что случился в Поволжье в 20-е годы, иначе кто же будет кормить элиту. Нельзя пол ностью ликвидировать армию некому будет заслонять грудью все ту же элиту от ваххабитов. То есть наступает момент, ког да антисистема приостанавли вает разрушение, сформировав более или менее деспотический режим. Он призван сохранить • общество, сильно поредевший народ, но — лишь в качестве гаранта благополучия самих антисистемщиков, превратив 'Население в рабочий скот:"'?а- кйМ^ШзтокТо-казались и мЫ*Для березовских, Гусинских, абра- мовичей и их, покровителей Антисистема, повторяю, многолика. Ее химеры возника ют в разных сферах, в разных контекстах. Допустим, есть иде ология РАПС — Российской ас социации планирования семьи. Чье руководство, между прочим, находится в Голландии. Оттуда, стало быть, нам с вами семью и «планируют». В это «планиро вание», например, входит лега лизация сексуальной распущен ности, что наносит непоправи мый урон генофонду нации. ш т \ кого именуют руководиюлями культуры и широкой общеснаен- носн.ю Другое дело неширокая друзья колпо! и. ученики Он не в обиде, поскольку не числит за собой великих сверше ний. Ну да, тридцать пять лет профессионально занимается живо писью. Ну да, тридцать лет работает с детьми. Создал «д нуля» две художественные школы в Липецке. В одной из них— второй — и сегодня директорствует. Член правления местного отделения Со юза художников. Организатор мастерской «Бабушкино оконце». А в общем-тр, просто художник, просто педагог. Отсутствие их не мешает ему писать кубинскую раковину или, придя к ученикам, загадочно пообещать; «А сегодня я открою вам еще одну тайну». У него все, что связано с живописью, — тайна. И грунтовка холста, и законы перспективы, и искусство мазка. НАГРАДА Из моноло го Виталия М иронова — Свою награду, свою долю счастья я получаю у мольберта. Знаете, я был совсем мальчишкой, когда умерла мать. Я шел за ее гробом и повторял шепотом: «Буду художником, буду художни ком». Мне казалось, что, став живописцем, я как бы компенсирую все несправедливости, все жестокости жизни. Даже утрату близ- Меня это всегда держало и спасало. В студенческие годы, бывало, ребята на каникулы по домам разъезжаются, а я вагоны разгружаю. Жить-то надо, а надеяться не на кого. Но — таскаю тяжести, зная, ради чего. Чтобы стать художником... Нет, я никогда не думал, что вотнепременно сделаюсь знаме нитым, прославленным. Мне и в юности, и теперь вполне доста- . точно быть просто художником. Без всяких эпитетов. А еще меня держали и держат мои друзья, люди, у которых я учился. Виктор Семенович Сорокин, Вилен Дмитриевич Дворянчи ков, и не только они. Однажды я пережил очень трудный момент. Не знаю почему, но потерял вдруг кураж. Не могу писать — и все туг. Это при моем- то привычном рабочем ритме. Вроде бы даже не знаю, как и кисть в руки ВЗЯТЬ. Я к Дворянчикову. А он - словно врач тяжело больно му: так, быстро собирайся, поедем в Дальний. Это поселок, где он подолгу живет и работает. Там Вилен Дмитриевич еще храм по строил —мои ребята, к слову, в этомделе тоже участвоёали. И вот в Дальнем я ожил — в той тишине, над чистой и глубокой рекой, рядом с лесом. И вновь испытал желание все это,писать, вновь потянуло к мольберту. МЕЧТА Продолжение монолога — Вы спрашиваете, почему столько талантливыхдетей и столько бездарных взрослых? Я не буду рассуждать абстрактно, лучше — опираясь на личный опыт. Так вот, я убедился: не хочешь убить в ребенке дар Божий - до десяти лет не учи его рисовать. Дай бумагу, карандаши, крас ки - и не мешай. Он без твоей указки все умеет. Ему покамест никаких гипсов, никаких штудий не требуется. А уж после десяти они и сами стараются понять, почему у мастеров получается так сильно, выразительно, глубоко. Теперь время и поучить. Но — не покушаясь на их непосредственность, на самобытность. Плохо, коли они решат, что все сводится к ре меслу, навыку, сумме приемов. Поэтому я им всякий раз, объяс няя чго.-го или показывая, и говорю: я открываю вам тайну. Ощу щение тайны, таинственности искусства нужно сохранить. Не со хранишь —растеряешь всю природную одаренность. В художнике детскость живет до старости. В. ком она умерла - уже не худож- Я вот встречаюсь, общаюсь с коллегами, маститыми, солид ными, седеющими, лысеющими, бородатыми, и угадываю в них детскость. У мольберта самым талантливым из них меньше де сяти. Да, они все умеюь все постигли в своем искусстве, но — сберегли удивление, свежесть взгляда... Знаете, кому я завидую? Музыкантам. У них есть школа для одаренных детей. Я мечтаю о такой же для юных художников. Чтобы по уровню, по программным установкам она приближа лась к училищу. Я бы пошел туда работать в любом качестве. Я никогда не цеплялся за стабильность, за положение, за кресло. Это так интересно — начинать заново. Новое дело продлевает Нет, конечно, я привязан к моей школе. Если бы я занимался только своей живописью, я бы выдохся. У меня есть полушутливо сформулированный принцип: каждый день — по подвигу. А гово ря всерьез - что-то сделать для школы, для ее 250 воспитанни ков. Да хоть гвоздь забить! О современных подростках чего только ни доводится слы шать. Ну, там наркотики, хулиганства, кражи. И прагматичны ны нешние дети чересчур, и черствы. Но к моим это не относится. За всю историю школы у нас никто не допустил ни единого правона рушения. Может быть, мы все-таки, специально о том не думая, учим их не только краски на холст класть? Или как раз, кладя краски, они и получают какую-то прививку отжестокости и бессо вестности? о ГВОЗДЕ И КАМНЕ В тот день, когда я был во второй художественной школе, ее директор совершил очередной «подвиг». Но не гвоздь забил, а добыл в Липецком карьере несколько удивительных камней. Огромные многотонные глыбы как раз привезли и осторожно разгружали на лужайке перёд входом. Камни напоминали то сказочную рыбу, то плотно свернувшую ся улитку. Такое впечатление, что это скульптуры гениального аван гардиста. Но этот авангардист — великий реалист по имени при- Дети еще не успели увидеть добычу Миронова, ощупать, осед лать. Зато взрослые, обнаруживая в глыбах все новые пласти ческие достоинства, радовались, точно дети. У школы появился даже начальник карьероуправления Борис Иванович Федоров — посмотреть, как лягут доставленные его рабоуими на двух грузо виках бело-серые громады. Пока они покачивались в воздухе, под вешенные к крюку подъемного крана, Миронов откровенно хва лился: —Ох, до чего ж мне повезло, что я с детьми. Мне еще ни одна организация ни в чем не отказывала. Люди понимают: мы худож ников воспитываем, как же тут не помочь... И. НЕВЕРОВ. На снимке: Виталий Миронов и его воспитанники. Ольги Б е л я к о в о й !
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz