Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

т \ Издаётся при содействии областной ■ ? т . \ у : { т ^ ИСТОКИ В дни православных праздников в Ельце по - особому воспринимаются притягательность и прелесть его церковной архитектуры , придаю ­ щ ей хакую неповторимость облику города . Сияющие золотом купол а , взметнувшиеся к небесам шпили и плывущий со звонниц колокольный звон смиряют сердца, призывают к доброте и покаянию . Редко кто из прие зжающ их к нам упускае т воз­ можность посетить тот или иной хр ам , при этом невольно задается вопросом: а сколько вообще церквей было в древнем городе и сколько сохрани­ лось до нынешнего дня? ный крест с разноцветными лам­ почками внутри — подобного больше нет ни на одном пра­ вославном храме России. Как и задумывалось, крест сверкал днем и ночью. А внутри храма был еще и фонтан. Ког­ да он начинал бить, то от соче‘ тания воды, солнечного света и хрусталя создавался поражаю­ щий эффект, Кфтрруй удидирал,-!, ся образующёЙйГ“йЩЯ4^^а1Ш^ радугой. В нем все было непов­ торимо: и выполненный из ху -■ дожественной керамики иконо­ стас, и ажурные царские врата Из исторических источников известно; построили наши пред­ ки тридцать две. Всего одной недостало ельчанам, чтобы сде­ лать свой город губернским. О каадой из них своя примеча­ тельная история, своя легенда. Вот, например. Великокняжес­ кая, или Александро-Михайлов- ская, церковь, одна из наибо­ лее крадивых на елецкой зем­ ле. Построил ее. на'ЬвбЙ'сЙ^е,- I жения самый богатый и извес­ тный в Ельце купец первой гиль­ дии Заусайлов в 1909-1911 го­ дах, приурочив это к 300-летию дома Романовых. Всего за один год и девять месяцев подняли мастера храм Божий. Срок по тем временам рекордный. Даже зимой не пре­ кращались работы, для чего над стройкой сделали огромный отапливаемый шатер. Церковь получилась великолепной' Сни­ зу доверху ее украсили майоли­ ка и разноцветная керамичес­ кая плитка, а венчал сооруже­ ние на главном куполе хрусталь- Словом, церковь заслужи­ вала того, чтобы на освяще­ ние купец Заусайлов дерзнул пригласить самого государя, о чем ельчане пересказывают такую байку. Говорят, в ответ на полученное приглашение император Николай II пошутил, прислав депешу: мол, если хватит у тебя денег, чтобы вы­ ложить пол сначала золоты­ ми, а сверху серебряными ХОТИТЕ - ВЕРЬТЕ, ХОТИТЕ - НЕТ Из монолога художника Виталия Миронова — Был со мною один странный, прямо-таки мистический слу­ чай. Отключают у нас посреди зимы отопление. Делать нечего — мерзнем. Педагоги с детьми в классах, я в директорском кабине­ те. Вдруг чувствую — спине тепло. Что за притча? Позади меня нетни батареи - даже остывшей, ни электроплитки. Висят только на стене старые предметы из крестьянского обихода. Это я такой музейчик себе устроил: сковорода, прялка, рубель... Начинаю экспериментировать: приближаюсь к ним - тепло сильнее, отхожу — слабее. ' , Туткак раз заглянул в школу Дед. Ну то есть Виктор Семено­ вич Сорокин, живописец наш знаменитый.- Художники его промеж / собой Дедом прозвали. Рассказываю я ему про это чудо, а сам думаю: посмеется он над моими фантазиями. Нет, не посмеялся. Протянул ладонь к прялке и рубелю. Все верно, говорит, есть тепло. Да я, говорит, это давно знаю. Когда вещь мастеру удалась, она греет — в буквальном смысле слова. Потому как он ее положительной энергией зарядил. Ладно. Спустя какое-то время приходит Сорокин на мою вы­ ставку. Смотрю —незаметно руку к картине подносит. Проверяет, стало быть, греет - не греет. У него-то самого и от зимнего пейзажа тепло идет. С тех пор для меня как закон: сделанное тобою должно со­ гревать. Или картину надо не выставлять, не показывать, а вы­ брасывать. Зачем добавлять холод этому миру? Он и так зяб- К У Б И Н СШ РАКОВИНА о Миронове как живописце отзываются по-всякому. Он удив­ ляет всех — и тех, кто ему симпатизирует, и тех, кто говорит об его работах скептически, — феноменальной продуктивностью. За несколько часов, за одно утро способен написать два. а то и три , Для кого-то это живописное графоманство: как, дескать, можно творить погонными метрами? Для кого-то — признак профессио­ нализма и неутомимой, неутолимой жажды самореализации. Не решусь вмешиваться в заочные споры знатоков и цените­ лей. Но все-таки для меня бесспорно; мироновские натюрморты и пейзажи неподдельно темпераментны. Краски у него словно бы не ложатся на холст, д вспыхивают, взрываются, не стесняясь своей яркости, сочности, жара. Он не устает возвращаться к од­ ним и тем же мотивам, никак не может исчерпать их до конца, хотя большинству его коллег на любой хватило бы беглого, про­ ходного этюда. Миронов пишет, не в силах остановиться, то се­ рию подсолнухов, то серию натюрмортов с курительными трубка­ ми. то — во всех ракурсах — подаренную кем-то и восхитившую его кубинскую раковину. Собственное признание Виталия Ивановича: — Она меня заворожила. Мне так интересно с кистью в руках разгадывать магию таких предметов. Да, пишу быстро и много. Так себя приучил. Не накладываю слой на слой, пробуя и так, и этак, а стараюсь сразу увидеть верхнюю фактуру холста. Чувст- — тот мазок или нет. Если не тот — бросаю, делаю что-нибудь другое. Так или иначе, но работы Миронова с завидной регулярностью появляются в экспозициях и областных, и региональных, и все­ российских. Последняя, участником которой он стал, посвящена 2000-летию христианства. НЕЮБИЛЕЙНОЕ Двойной его юбилей почти не заметили. Во всяком случае те. червонцами, тогда приеду. Может, денег у купца не хва­ тило, может, еще почему-либо, только царь так и не приехал. Но вместо него на торжество прибыл его брат великий князь Михаил Александрович Романов, подаривший церкви хоругви и икону Спасителя. И на сей счет есть тоже своя „лргеКга'.1.Бь1ла зима, и ,чдорс|-и =н6 ^ ёЦ кШ у тракту были-ужас­ ны, а купцам очень уж не хоте­ лось ударить в грязь' лицом. Тогда залили водой путь, по ко­ торому должен был ехать Ми­ хаил Александрович. Сверкаю­ щая ледяная дорога пролегла от самого вокзала до центра го­ рода. Говорят, великий князь Не заметил хитрости. Храм освятили. Произошло это в год 300-летия Дома Ро­ мановых, о чем гласит надпись, сделанная недавно на стене построенного ещё в 1913 году рядом с Великокняжеской цер­ ковью Дома призрения для си­ рых, убогих и стариков. Тот год н е з а м е ч е н н ы й ! был еще знаменит и тем, нто Россия отмечала 50-летие ос,- вобождения крестьян от крепос­ тной зависимости. Много лет минуло. Увы, вре­ мя не сделало нас лучше. Ду­ ховное запустение коснулось стен и Великокняжеской церк­ ви. Как и другие культурные и религиозные памятники, она ^ была разг{эабл'ена и Ьтдана под -оЖаК*.?"--'”' ■' —т.'.; И все же у ельчан хватило мудрости вспомнить о своих святынях и начать их возро­ ждать. Сегодня их возвращено уже тринадцать, многие дей­ ствуют, Восстановительные ра­ боты ведутся и на Великокня­ жеской церкви. Она уже обре­ тает былое великолепие и по­ буждает православных искать дорогу к храму. Тамара ФЕДЮКИНА. На снимках: Великокня­ жеская церковь и Дом при­ зрения. Фото автора. п омните фразу из записных к ни ж е к Ильфа? «В фан- |тастических ром ан ах главным это было радио . При нем ожидалось счастье человечества. Вот ра­ дио есть, а счастья нет». Помните , с чего начинались наши реформы? Н уж ­ ны рынок, демо кра тия , парламентаризм . К а к только они появятся, наступит процветание . Рынок и парла­ мент есть, а процветание незаметно . Скорее мы полу­ чили нечто противоположное обещ анному благоден - _ В истории России т а ко е происходит не впервые. Д аж е в уходящ ем веке мы попадали в столь драмати ­ ческое , вернее , трагическое полож ени е , по крайней мере , дважды . В самом его начале и в самом конце . Объяснений на сей счет прозвучало уж е немало . Свой диагноз наш ей тяжелой и слишком часто дающ ей все новые рецидивы болезни предлагает постаянный ав ­ тор «Л Г» культуролог Ольга Федорова . Ра з гадку она ищет, опираясь на описанное известным ученым Львом 1. КОМУ ВСЕГДА ПЛОХО... Антисистемщикам плохо всегда. Им не нужна никакая система. Они готовы учичто- жить любое государственное устройство, любое общество. Они заражают своим постоян­ ным недовольством других и подталкивают не к органичным и естественным преобразова­ ниям, а к разрушению до ос­ нования. Если народ поверил им, он начинает губить самого себя. В сущности, совершает­ ся самоубийство, замаскиро­ ванное внешне привлекатель­ ными лозунгами и целями. Так было на рубеже XIX- XX веков. Часть россиян под­ хватила вирус ненависти к сис­ теме, сложившейся на протя­ жении столетий. Они отверга­ ли традиционную Россию, ее веру, уклад, быт, ее достиже- |я, несметные человеческие природные ресурсы. Их не 'явно, но ©щутимо поддерживал ■Западдзаинтересованнвй В'ас- лаблении России как конкурен- I имя безраздельного гос­ подства в Европе и мире. Все это было упаковано в обертку из утопических идей революци­ онного преобразования, соци­ ализма, коммунизма. Сегодня на сцену вновь выдвинулись все те же само­ убийственные силы. При под­ держке опять-таки западных «спонсоров» диссидентство и реформаторство, несмотря на благие намерения многих их представителей, оказались очередной разновидностью ан- тисисТемного движения. Плоды — налицо. Это — катастрофи­ ческое сокращение численнос­ ти населения и демографичес­ кая бесперспективность. Уста­ новки как будто бы были диа­ метрально противоположные тем, что вдохновляли сокруши­ телей основ в‘ 1917 году. Но ре­ зультаты те же. Да и методы, отвергающие все сделанное предшествующими поколения- . ми, близки. 2. ОТРЕЧЕНИЕ ОТ САМИХ СЕБЯ Антисистемщики многолики. Особенно энергично и безнака­ занно разворачиваются они там, где возникает межнациональное напряжение. Самый яркий при­ мер — Чечня. Ваххабизм для этой республики и ее народа — завозная, а не традиционная хворь. Сначала ею заражают население, провоцируя и стиму­ лируя неприятие цсконндрр ,ва-,. рианта 140пам1|дад^эд|рм з ^ % ' тывают'-*вяае1ът'р»звязыва1от ■ вооруженный конфликт, и это приводит к самоуничтожению и чеченцев, и других народов, по­ павших в. орбиту антисистемы. Совершенных, безупречных систем нет. Этим и пользуются агенты антисйстемы, вступая в борьбу с традицией. Искус­ ственно растревоженный народ перестает верить тем, кто опи­ рается на опыт и ценности его же многовекового бытия. Он поддается демагогии сект, втя­ гивается в военизированные структуры, какие-нибудь псевдо- философские или оздорови­ тельные объединения, отрекает­ ся от самого себя. Причем антисистемщики очень гибки и ловки. Нет такого учения, принципа, лозунга, ко­ торый бы они не перехватили у своих противников, если это выгодно. Стала популярна идея социальной справедливости? Нет вопросов, они ее уЖе про­ возглашают. Социализм? Де­ мократия? Рынок? Суверенитет? Им все годится. И все в их ру­ ках искажается, превращается в ложь, химеру, мираж. 3. ВО ВЛАСТИ ХИМЕР Химера, обман — главное оружие антисистемы! Ваххаби-. ты объявляют себя националь­ ными героями, приписывая свои грехи и преступления федераль­ ным силам. Корыстолюбцы, чер­ ня и марая предшественников, выдают себя за единственных сдшзд-елей и патриотов России сксшько раз цви видели ,^ то . -вовремя бесчисленных выбор­ ных кампаний! Ваучеризация, приватизация, свобода'совести и слова, гордая процветающая Россия — все это подавалось пышно, громко, соблазнитель­ но. И — оказывалось не более, ' чем дымовой завесой, которая, рассеявшись, обнажала нище­ ту, сиротство, беспризорность, упадок, коррупцию и преступ- Антисистемщики, пуская пыль в глаза, стараются не поз­ волять нам задуматься о наро­ дных корнях, о подлинно нацио­ нальных, свойственных именно нашему обществу и государст­ ву, началах. Импортируя за­ граничные представления о том, что такое хорошо и что такое пло­ хо, они упорно не желают при­ знать своеобразие российско­ го опыта, когда мощные рывк|Ц || вперед Россия совершала путемЩр авторитарной модернизации. Так было со времен московс-' ких князей до Сталина. Либе­ рализм западного толка никог­ да не обеспечивал наши проры­ вы и достижения. Это особен­ ность российской истории. За­ быв о ней и слепо переняв чу­ жие формы и модели — свобод­ ные выборы, парламентаризм, свободную до беспредела прес­ су, «открытое общество» — мы принесли им колоссальные жер­ твы, потеряли половину нацио­ нального достояния, а оставше­ еся отдали в руки воров. 4. ЭЛИТА РАЗРУШАЕТ, ЭЛИТАСОХРАНЯЕТ». Впрочем, разрушение, по­ рождаемое антисистемой, не может длиться бесконечно. Ан­ тисистемщики при власти пони­ мают: нельзя, чтобы все кресть­ яне вымерли от голода вроде того, что случился в Поволжье в 20-е годы, иначе кто же будет кормить элиту. Нельзя пол­ ностью ликвидировать армию некому будет заслонять грудью все ту же элиту от ваххабитов. То есть наступает момент, ког­ да антисистема приостанавли­ вает разрушение, сформировав более или менее деспотический режим. Он призван сохранить • общество, сильно поредевший народ, но — лишь в качестве гаранта благополучия самих антисистемщиков, превратив 'Население в рабочий скот:"'?а- кйМ^ШзтокТо-казались и мЫ*Для березовских, Гусинских, абра- мовичей и их, покровителей Антисистема, повторяю, многолика. Ее химеры возника­ ют в разных сферах, в разных контекстах. Допустим, есть иде­ ология РАПС — Российской ас­ социации планирования семьи. Чье руководство, между прочим, находится в Голландии. Оттуда, стало быть, нам с вами семью и «планируют». В это «планиро­ вание», например, входит лега­ лизация сексуальной распущен­ ности, что наносит непоправи­ мый урон генофонду нации. ш т \ кого именуют руководиюлями культуры и широкой общеснаен- носн.ю Другое дело неширокая друзья колпо! и. ученики Он не в обиде, поскольку не числит за собой великих сверше­ ний. Ну да, тридцать пять лет профессионально занимается живо­ писью. Ну да, тридцать лет работает с детьми. Создал «д нуля» две художественные школы в Липецке. В одной из них— второй — и сегодня директорствует. Член правления местного отделения Со­ юза художников. Организатор мастерской «Бабушкино оконце». А в общем-тр, просто художник, просто педагог. Отсутствие их не мешает ему писать кубинскую раковину или, придя к ученикам, загадочно пообещать; «А сегодня я открою вам еще одну тайну». У него все, что связано с живописью, — тайна. И грунтовка холста, и законы перспективы, и искусство мазка. НАГРАДА Из моноло го Виталия М иронова — Свою награду, свою долю счастья я получаю у мольберта. Знаете, я был совсем мальчишкой, когда умерла мать. Я шел за ее гробом и повторял шепотом: «Буду художником, буду художни­ ком». Мне казалось, что, став живописцем, я как бы компенсирую все несправедливости, все жестокости жизни. Даже утрату близ- Меня это всегда держало и спасало. В студенческие годы, бывало, ребята на каникулы по домам разъезжаются, а я вагоны разгружаю. Жить-то надо, а надеяться не на кого. Но — таскаю тяжести, зная, ради чего. Чтобы стать художником... Нет, я никогда не думал, что вотнепременно сделаюсь знаме­ нитым, прославленным. Мне и в юности, и теперь вполне доста- . точно быть просто художником. Без всяких эпитетов. А еще меня держали и держат мои друзья, люди, у которых я учился. Виктор Семенович Сорокин, Вилен Дмитриевич Дворянчи­ ков, и не только они. Однажды я пережил очень трудный момент. Не знаю почему, но потерял вдруг кураж. Не могу писать — и все туг. Это при моем- то привычном рабочем ритме. Вроде бы даже не знаю, как и кисть в руки ВЗЯТЬ. Я к Дворянчикову. А он - словно врач тяжело больно­ му: так, быстро собирайся, поедем в Дальний. Это поселок, где он подолгу живет и работает. Там Вилен Дмитриевич еще храм по­ строил —мои ребята, к слову, в этомделе тоже участвоёали. И вот в Дальнем я ожил — в той тишине, над чистой и глубокой рекой, рядом с лесом. И вновь испытал желание все это,писать, вновь потянуло к мольберту. МЕЧТА Продолжение монолога — Вы спрашиваете, почему столько талантливыхдетей и столько бездарных взрослых? Я не буду рассуждать абстрактно, лучше — опираясь на личный опыт. Так вот, я убедился: не хочешь убить в ребенке дар Божий - до десяти лет не учи его рисовать. Дай бумагу, карандаши, крас­ ки - и не мешай. Он без твоей указки все умеет. Ему покамест никаких гипсов, никаких штудий не требуется. А уж после десяти они и сами стараются понять, почему у мастеров получается так сильно, выразительно, глубоко. Теперь время и поучить. Но — не покушаясь на их непосредственность, на самобытность. Плохо, коли они решат, что все сводится к ре­ меслу, навыку, сумме приемов. Поэтому я им всякий раз, объяс­ няя чго.-го или показывая, и говорю: я открываю вам тайну. Ощу­ щение тайны, таинственности искусства нужно сохранить. Не со­ хранишь —растеряешь всю природную одаренность. В художнике детскость живет до старости. В. ком она умерла - уже не худож- Я вот встречаюсь, общаюсь с коллегами, маститыми, солид­ ными, седеющими, лысеющими, бородатыми, и угадываю в них детскость. У мольберта самым талантливым из них меньше де­ сяти. Да, они все умеюь все постигли в своем искусстве, но — сберегли удивление, свежесть взгляда... Знаете, кому я завидую? Музыкантам. У них есть школа для одаренных детей. Я мечтаю о такой же для юных художников. Чтобы по уровню, по программным установкам она приближа­ лась к училищу. Я бы пошел туда работать в любом качестве. Я никогда не цеплялся за стабильность, за положение, за кресло. Это так интересно — начинать заново. Новое дело продлевает Нет, конечно, я привязан к моей школе. Если бы я занимался только своей живописью, я бы выдохся. У меня есть полушутливо сформулированный принцип: каждый день — по подвигу. А гово­ ря всерьез - что-то сделать для школы, для ее 250 воспитанни­ ков. Да хоть гвоздь забить! О современных подростках чего только ни доводится слы­ шать. Ну, там наркотики, хулиганства, кражи. И прагматичны ны­ нешние дети чересчур, и черствы. Но к моим это не относится. За всю историю школы у нас никто не допустил ни единого правона­ рушения. Может быть, мы все-таки, специально о том не думая, учим их не только краски на холст класть? Или как раз, кладя краски, они и получают какую-то прививку отжестокости и бессо­ вестности? о ГВОЗДЕ И КАМНЕ В тот день, когда я был во второй художественной школе, ее директор совершил очередной «подвиг». Но не гвоздь забил, а добыл в Липецком карьере несколько удивительных камней. Огромные многотонные глыбы как раз привезли и осторожно разгружали на лужайке перёд входом. Камни напоминали то сказочную рыбу, то плотно свернувшую­ ся улитку. Такое впечатление, что это скульптуры гениального аван­ гардиста. Но этот авангардист — великий реалист по имени при- Дети еще не успели увидеть добычу Миронова, ощупать, осед­ лать. Зато взрослые, обнаруживая в глыбах все новые пласти­ ческие достоинства, радовались, точно дети. У школы появился даже начальник карьероуправления Борис Иванович Федоров — посмотреть, как лягут доставленные его рабоуими на двух грузо­ виках бело-серые громады. Пока они покачивались в воздухе, под­ вешенные к крюку подъемного крана, Миронов откровенно хва­ лился: —Ох, до чего ж мне повезло, что я с детьми. Мне еще ни одна организация ни в чем не отказывала. Люди понимают: мы худож­ ников воспитываем, как же тут не помочь... И. НЕВЕРОВ. На снимке: Виталий Миронов и его воспитанники. Ольги Б е л я к о в о й !

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz