Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
ч . Ш 11 ПЕЦКАЯ ; • / Ж г а з е т а 4 февраля 2000 г ., № 23 (21151 ) «ПУСТЬ ВСЕ ДЕПУТАТЫ...» (Оковчание. Начало на 1-й стр.) Все было, кроме конкретных мер по отмене льгот. Все вчерашние «борцы с привилегиями» сегодня самые богатые люди. Спросите у Бориса Немцова, в какой квартире он живет? На каких дачах отдыхают он и Сергей Кириенко? Почему это многие наши депутаты ездят на работу в ав томобилях стоимостью вдесятки тысяч долларов, да еще в сопровождении дорогостоящих машин е небесплатной охраной? —Наверно, это куплено за их счет... — Это и есть наворованные деньги! Сегодня Союз правых сил хочет бороться со льготами и привилегиями? Но что такое СПС, если не союз антинародных сил, как называют его мои избира тели? В СПС—Егор Гайдар, за одну ночь сделав ший народ нищим, лишив его всех сбережений. Союз «протолкнул» вДуму Анатолий Чубайс, про давший в рамках «приватизации» своим людям заводы и фабрики страны по цене, в сотни раз ниже их реальной стоимости. Там — Сергей Ки риенко, обваливший в одночасье рубль и пустив ший по миру тысячи мелких бизнесменов. По за конам, скажем, некоторых арабских стран за со деянное им бы всем отрубили головы. А у нас в России мы избираем их в депутаты. Разрушите ли страны становятся депутатами, чтобы— яко бы— бороться с привилегиями. Да не нужны им служебные квартиры в Митино по 27 квадратных метров! Да не сядут они в разбитую «Волгу»! Да наплевать им на все эти «льготы»! Хотят бороть ся с привилегиями — пусть вернут государству то, что незаконно нажили. —Значит, депутатский корпус делится и по классовому признаку? —Ныне в Государственной Думе большинст во у представителей буржуазии. Смотрите, сегод ня среди парламентариев— Борис Березовский, Роман Абрамович, Ирина Хакамада... Наш народ —люди, которые трудились и будут трудиться — потерпели крупное поражение на выборах. Все, кого я назвал, пришли вДуму с совершенно оп ределенными целями: провести закон о свобод ной продаже земли и сельскохозяйственных уго дий, месторождений нефти, газа и золота. То есть фактически, распродать последнюю государствен ную собственность. Ведь сколько раз Борис Не мцов ставил в Государственной Думе вопрос о необходимости продажи наших железных дорог в частные руки, Анатолий Чубайс ныне ведет пе реговоры о распродаже 20 наших крупнейших электростанций—ГЭС, ТЭС иАЭС. Конечная цель одна: пустить Россию по миру. —Василий Иванович, высчитаете, сегод ня политик может открыто заявить, что ин тересы народа его не волнуют? — Есть политики, которые способны сказать все, что угодно. Потому что народ наш разобщен и протестовать;не будет. А, профсоюзы? Ну как может профсоюздать соглаюиена увольнение или сокращение? ВоФранции нёС 1 Юлькихрабочихуво лят— профсбюк .1 выводят на демонстрации про теста до сотни»тысяч человек.-В России сегодня - возможно все—при всеобщем молчании. Басто вали шахтеры Кузбасса, шахтеры Ростова. Проф союзы должны были призвать к поддержке бас тующих, провести всеобщую забастовку с требо ваниями «Нет —безработице!», «Тем, кто рабо тает—достойную заработную плату!», «Тружени ку—социальные гарантии!» Не поддержали. На шему народу вбивают в голову рабскую филосо фию, убеждают, что Христос терпел — и нам ве лел. Только вот терпеть уже сил нет... —Со льготами понятно. Что делать с де путатской неприкосновенностью? Вам она нужна, выею пользовались? — Я согласен с предложением СПС об отме не депутатской неприкосновенности. Но, скажем, с одновременной отменой абсолютно противоза конных гарантий неприкосновенности Б.Ельцина А ведь плюс к этому ему оставили все то, что положено президенту — дачи, машины, охрану. Это —еще раз к вопросуо,том, кому нужныльго ты и кто их имеет.: Даже лишившись своей до лжности... Мне эта «неприкосновенность» абсо лютно не нужна, я никогда ею не пользовался. Дело вдругом: нам нужен честный прокурор, ска жем, Виктор Илюхин. Нужны честные и порядоч ные руководители всех правоохранительных ор ганов. В противном случае депутатов от КПРФ могут начать преследовать по политическим мо- —Видимо, скоро законопроект об отме не льгот идепутатской неприкосновенности будет вынесен на обсухсдение. Что выбуде те делать? —Мы потребуем, чтобы они выступили и са молично отказались от всех своих привилегий. Ведь самые большие привилегии —у них. Пусть авторы законопроектов объяснят, где они взяли деньги, чтобы жить на такую широкую ногу. Мы хотим знать их источники доходов. —Но ведь все кандидаты вдепутаты сда вали сведения о своем заработке иимущес твенном положении при прохождении через «чистилище» Центризбиркома... —Да в тех документах они могли сообщить, что вообще бездомные! Ни квартир, ни особня ков, у некоторых зарплата, мол, по 500 рублей в месяц. Хорошо сказал о «неимущих депутатах» первый вице-губернатор Хабаровского края Анд рей Чиркин: «Все знают, что они ездят на дачи, имеют собственность, у них есть охрана. И вот оказывается, что это все не их. Может, народу скинуться и оплатить им дачи?». Действительно, пусть нищий, ограбленный ими народ им помо- —Вот эти документы они и представят. —Думаю, да. У нас не работают правоохра нительные органы. Украл человек ведро картош ки—получит по суду несколько лет лишения сво боды. Тот, кто украл миллионы и миллиарды, ста новится уважаемым человеком в обществе. Но я оптимист, и уверен:наш народ разберется в во просе о льготах и привилегиях. СПС предложит свои законы? Мы— разработанный нами зако нопроект о национализации крупных промышлен ныхпредприятий. Сегодня вопрос стоит ребром:г- де взяты деньги, которые составляют миллион ные состояния? Но пока правоохранительные ор ганы находятся «под контролем», ответа мы не получим. Виктор ГРИБАЧЕВ, парламентский обозреватель «ЛГ». \ ПОСТРАДАВШИМ ОТ ПЫТОК % САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. В городе на Неве от-1 ' крылся первый в России реабилитационный ' центр жертв насилия. Врачи центра, в том^ ;числе терапевт, психолог, невропатолог, бу- > ' дут вести прием в первую очередь лиц, пос- ^ ;^радевших от пыток и репрессий. В их число -войдут те, кто испытал на себе тяготы чис- :"ток, солдаты, на собственном опыте узнав- .-^шие, что такое дедовщина, военнослужащие, ^прошедшие чеченскую войну, беженцы, став- Зшиежертвами межнациональных конфликтов, ;^а также люди, с которыми «переусердство- : вали» сотрудники правоохранительных орга- ';НОв. Новая организация создана на средства 'международного совета по реабилитации ^жертв насилия, штаб-квартира которого на- |;ходится в Копенгагене. Откроется центр на ; этой неделе. I ВРАЧАМ НЕ ПРИДЕТСЯ ЕЗДИТЬ I «ЗАЙЦАМИ» ’ ’ ВОЛГОГРАД, с 1 февраля в Волгограде ;^впервые за последние 5 лет повышается пла- !.та за проезд. Все это время билеты в трол-1 ’^лейбусах и автобусах стоили по рублю, те-4 перь стоят 2 рубля. Наряду с этим вводятся "льготы при приобретении проездных биле- .';ТОв. Впервые не за полнуюстоимость, а толь- » 1'КО за половину будут покупать проездные1| ''месячные билеты участковые врачи. Полная $ '^стоимость месячных проездных билетов наЬ ''трамвай —80 рублей, на автобус и троллей-^ *^|бус —120 рублей. Щ I СТУДЕНТАМ ПОВЕЗЛО? БАРНАУЛ. В семье студентов-пятикурсни- ’ков Бийского педагогического института ро- Ш ,'.дилась тройня. За последние тридцать лет|> ’это первый случай на Алтае. Родились две * 1'девочки и один мальчик, каждый весом око- р (ло 1 килограмма 400 граммов. Все младен цы здоровы и сейчас вместе с мамой нахо-| Сдятся в больнице в Барнауле, где они и ро-^ |дились. Ректорат БиГПИ ходатайствовал пе- ^ ^ред Бийской городской администрацией, что- <бы молодой, сразу ставшей многодетной,^ '-семье дали двухкомнатную квартиру. I и з КАНАДЫ - С л ю б о в ь ю !: КИРОВ. Кировская область включается в программу «Канадский дом». Первый дом по ^ --канадской легкокаркасной технологии стро-^^ ится в Кирове. Во время недавнего визита' представителей Госстроя РФ, который осу-^| ществляет программу «10 000 канадских до- -мов в России», и канадских специалистов - принято решение включить область в феде- ' ральную программу по легкокаркасному до- ^^мостроениюирассмотреть возможность вы- >- ^.деления кредитной линии для финансирова- < '^ния строительства инфраструктуры пилотных№ I поселков из легкокаркасных домов. % ХАРАКТЕРИЗОВАЛСЯ?: ^ ПОЛОЖИТЕЛЬНО I КАЛИНИНГРАД. Потрясающей в своей бес- | рсмысленности назвал расправу беглого сол- ^дата —пограничника Олега Проценко с пятью ^-совершенно незнакомыми ему людьми на ху торе в Калининградской области военный "прокурор Федеральной пограничной службы '-России генерал-лейтенант юстицииАфанасии ! :Ким. Он специально прибыл в Калининград ^после сообщения о произошедшей трагедии ^ ^-'Создана оперативная группа, в которую на ‘ ряду с работниками военной прокуратуры ^ вошли и сотрудники органов внутренних дел 1{в частнорти, Мамоновского РОВД). О лич ностй: Олега Проценко, который прослужил в жпогранвойсках менее 8 месяцев (призванный^ ^в июне 1999-го из Калининградской облас К ^Т 1 л, на заставу он попал лишь в сентябре).! !?пока мало что известно: характеризовался^ ! положительно, никаких сведений о конфлик |. |тах с сослуживцами или командирами пока1 I НА РЕЙДЕ ТИХО В ЧАС НОЧНОЙ...! I ПЕТРОПАВЛОВСК-НА-КАМЧАТКЕ. ЧПпро- !| ^изошло в камчатском военном городке Ви-Ь ;^лючинск-3. Четверо матросов срочной служ-;^ ,'/быпохитили из бронированного сейфа атом-’- ,жой подводной лодки контрольные элементы ? ^.радиоактивного топлива и уникальные при- » '^боры для субмарин. Пропажа была обнару- ^ "жена начальникомхимической службы ракет- ^ ^-ного крейсера. В течение суток оперативная'- ^следственная группа сотрудников ФСБ и1| «:флотской контрразведки нашла похитителей /И посредника — бывшего военного морякам ' камчатской базы атомных подводных лодок. ^ / АВТОРУ ПЬЕСЫ ОДИННАДЦАТЬ лЕт:^ ПЕНЗА. Две премии Сороса получил вун- ,-деркинд из Заречного Пензенской области. ■Одиннадцатилетний ученик Илья Московцев -получил в прошлом году премию Института , «Открытое общество» Джорджа Сороса как-' , победитель общероссийского конкурса юных-' ;поэтов. Вторая премия института была вру-' "чена ему как автору пьесы-сказки «Фея зе- ';леной звезды», в которой рассказывается о волшебной планете, на которой живут неро-- дившиеся дети. Пьеса была поставлена в За-: -;Реченском ТЮЗе. Ш Ж а я ШШ н у вш и х ся с о В с е р о с с и й с к о г о с о в ещ а н и я работ- ■ ^ ников народного образования, — э т о чувство облегче- ния . Наконец-то. Наконец-то московская власть вспомнила о них. Наконец-то решила с ними посоветоваться и собрала вместе пять с половиной тысяч педагогов страны — впервые за десять с лиш ним лет. Да не просто так собрала, а для обсуждения ни больше ни меньше Национальной доктрины образования! Даже крити ческие замечания и осторожные сомнения не заслоняют откро венной радости людей , на долгие годы как бы отброшенных на обочину, выпавших и з поля зрения новейших политиков и но вейшей политики. Они теперь так стараются, так хотят верить, что опять будут востребованы, что вершители суд еб р о с си й с ких, пусть с о страшным опозданием , но осознали и признали приоритетность их сферы, стратегическую ценность просвещ е ния и воспитания. Ш ^ ка сказать: перед учителями выступил сам Путин, что-то обещал, брал на себя какие-то обязательства... Правда, после всего , что случилось, верить очень хочется, да поверить нелегко. Обещать-то и раньше много чего обещали. И бывший президент Ельцин, и череда мелькавших, как деревья за окном 1 ^рьерского поезда , премьеров, и министры, и чинов ники калибром помельче. А уж Министерство образования пря мо-таки бурлило от планов грандиозных преобразований и в е ликих экспериментов. Менялись концепции, давались интервью, одобрялись пачками учебники, среди которых практики тщетно пытались выбрать один-два потолковее. Затевалось то внедре ние программы по сексуальному просвещению первоклашек, на это тутже находились деньги , не находившиеся на строительст во школьных зданий или зарплату учителям, то слияние — в це- т ш о р ш ш НОМЕР РАЗ СотгейКОЦАРЬ, профессор, рек тор Липецкого государственного технического университета. Мне довелось участвовать в под готовке проекта Национальной док трины образования, обсуждавшейся на Всероссийском совещании, пос кольку одним из инициаторов ее раз работки был Союз ректоров. Думаю, значение этого документа, прежде всего, в том, что он наконец четко устанавливает главное: образование — приоритет номер один для нашей страны. Только ременщики, кото рым безразлично будущее России, не способны принять это как аксиому. Государство фактически признало: до сего момента политика в сфере обра зования обернулась самыми пагубны ми последствиями. По существу, здесь надо видеть истоки многих нынешних бед, здесь причина эконо мического кризиса, утраты духовно го потенциала общества. Просвепщ- ние первично, все прочее — произ водное. Но сегодня подобная установ ка подкрепляется лишь декларация ми, словами. На деле ничего не из менится, пока та же Доктрина не бу дет обеспечена реальным и достаточ ным финансированием. Найдет руко водство средства, поймет, что обра зование не та область, на которой до пустимо экономить, —что-то начнет вс^ьез меняться. Не найдет, не поймет,— и. весь, запал:: пропадет,' мы. будем , продолжать терять, и / процесс деградации | станет, боюсь, необра тимым. ЗАГЛ1ДЫВАЯ В НОВЫЙ ВЕК Геннадий ГРЕВЦЕВ, начальник управления начального профессио нального образования. Таких документов, как Нацио нальная доктрина, в последние годы не разрабатывалось. ;Для:нас этощай^ Конституция.'"Конституция народно-' 1 Юобразования. Сделан первый, но очень существенный щас,’ появилась основа для конкретных перемен, для принятия законов. Слава Богу, что на рубеже веков правительство вспомнило об учителе. Хочу думать, что теперь последуют другие принци пиальные решения и действия. До ктрина будет рассматриваться в Думе. Надеюсь, там есть люди, гото вые отстаивать интересы образова- Что касается ахиллесовой пяты нашего времени — средств, то убеж ден: вопрос надо ставить с головы на ноги. То есть не программы подстра ивать, подгонять, урезать под скуд ное финансирование, а, наоборот, — бюджет определять, исходя из выве ренных программ. Если дело пойдет так, как мы ожидаем, нам, работникам начально го профессионального образования, предстоит столкнуться с серьезными задачами. Сравнительно недавно мы приступили к обучению ребят в со ответствии с новыми госстандартами. Доктрина, однако, потребует измене ния и самих госстандартов, и прак тики их реализации. Если в школах появится двенадцатый класс, как это предусматривается, причем послед няя ступень будет профильная, нам придется переориентироваться, пос кольку в училища должны уже пос тупать дети более старшего возрас та. Значит, возникает необходимость изменить содержание образователь ного процесса и сократить сроки обу- „ ; чения. Естественно, при этом не жер- ГРИБЫ — В с то ло в ой ' твуя программой, чтобы у выпускни- Водители, проезжающие по трассе Киров!; —Суна, обязательно заглядывают в местные- столовые. Ведь там их ждет настоящий де ликатес —вятские рыжики! По количеству их' на душу населения Сунский район, наверное,. . первенствует не только вобласти, но и в Рос- >?:Сии. Недаром сунские рыжики во время пос-^ |;;тов поставляют даже к патриаршему столу. ЁСам Петр I, говорят, предпочитал Каргополь-1; |!ским именно вятские рыжики. I МАИ "Вся Р о с сия ”, к САЛЮТ, ПОБЕДА!—^ ю б и л е й ны е т о рж ес т в а о тк ры л МЕСЯЧНИК ОБОРОННО-МАССОВОЙ РАБОТЫ Липецке взял старт месячник герои ко-патриотического воспитания и оборонно- массовой работы, посвященный Дню защит ников Отечества и 55-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Открыли месячник его организаторы — представители городского совета ветеранов, управлений народного образования и проф техобразования, совета РОСТО, областного комитета РСМ, военного комиссариата го рода на совместном собрании, состоявшем ся в Липецке. Докладчик, председатель Левобережно го совета ветеранов М. Щемелинин, расска зал о целях и задачах месячника. Выступившие — председатель городско го совета ветеранов В. Климов, начальник управления народного образования админис трации Липецка Н. Федорова, Герои Совет ского Союза И. Кованев, Ю. Чурилов, дру гие говорили о необходимости по примеру фронтовиков, спасших в годы фашистского нашествия Родину от порабощения, встать на защиту ее экономических и социальных интересов, сделать все для укрепления обо роноспособности, не допустить развала, по добного тому, который постиг СССР. Были внесены конкретные предложения и дополнения в план проведения месячни ка, который включает следующие меро приятия: смотр уголков, комнат, музеев бо евой славы в учебных заведениях, проведе ние спортивных соревнований, встречи фронтовиков с учащимися, студентами, до призывниками, посещение воинских час тей, дислоцированных на территории нашей области, приведение в порядок могил и па мятников воинов, активизацию поисковой работы, направленной на увековечивание памяти погибших фронтовиков. Сов.местно с органами социальной защиты населения оказывать помощь нуждающимся фронто викам, инвалидам войны, членам семей по гибших военнослужащих. Итоги месячника будут подведены 5 Александр ЛЯЧИН, член президиума совета ветеранов Октябрьского округа г. Липецка. _ ков наших заведений были равные со всеми возможности продолжить учебу и в техникумах, и в вузах. Тут важно обратить внимание на один ключевой момент. Как бы то ни было, но экономика, пусть и очень медленно, оживает. И ей понадобит ся все больше квалифицированных рабочих. Уже сейчас мы наблюдаем, что в Липецкой области растет спрос на хороших строителей. Нам удает ся выполнять и даже перевыполнять планы набора и подготовки необхо димых специалистов, причем под определенные рабочие места. Разви вается социальное партн^ство меж ду нашей системой и работодателя ми. За этим партнерством — буду щее. Так что у нас есть поводы для некоторого оптимизма. Но еще больше пока поводов, что бы задавать вопросы. Допустим, как согласовать намеченный переход на двенадцатилетнее обучение и сроки призыва в армию? Есть и предложе ния, В частности, об оплате труда мастеров. Мастер в училище —глав ная фигура. Под его началом подрос ток овладевает профессией. Но по странной, непонятной логике как раз мастер и оказался вне категории пе дагогов. Это сказывается и на пре стиже данной специальности, и на зарплате. Понятно, так быть не дол- Виктор ЗАГОРСКИЙ, директор машиностроительного колледжа. Итак, подготовлена новая концеп ция структуры и содержания обще го среднего образования. На меня она, безусловно, произвела впечатле ние. Чтобы не оказаться за бортом, нам в среднеспециальных учебных заведениях следует энергично пере страиваться. И в этом отношении очень существенна идея расширения нашей системы и более тесного со юза ее с системой высшего образова ния, когда не будет нынешних зазо ров и нестыковок. Двенадцатилетка же, мне кажется, должна способство вать тому, чтобы к нам приходили более подготовленные студенты. Новая ситуация обязывает нас пересматривать учебные планы и сде лать особый упор на подготовку по специальности. Получив наш дип лом, выпускники должны на произ водстве чувствовать себя увереннее. А далее, как и у моих коллег, у меня возникают вопросы. Да, хоро шо, что, как сказал Путин, станет легче бремя долгов >^ебных учреж дений за свет, тепло, коммунальные услуги — благодаря взаимозачету. Но нас не может не беспоког" страшная дороговизна учебной, а нической литературы, нехватка Есть, конечно, и другие острые про блемы. Но в целом совещание обнадежи вает. И не столько тем, что говори лось с трибуны, сколько тем, что мь узнали во время неформального об щения. И, может быть, больше все го обнадеживает, что в Липецкой об ласти положение учебных заведений нашего типа благополучнее, чем в других регионах. Ну, начиная хотя бы с того, что у нас есть областные стипендии для студентов... ТРЕВОГА ПОПОЛАМ С надЕждой Раиса МИНАЕВА, директор ли пецкой средней школы№ 41, заслу женный учитель РФ. Скажу прямо: к введению двенад цатилетнего об\шения я отношусь на стороженно. По-моему, такого рода опыт уже был и ничем особенно не порадовал. Это когда в советские вре мена пытались в одиннадцатом клас се давать детям какие-то профессии, профильные знания. Тогда не полу чилось. А на что рассчитывать те перь, при нашей скудости? Где взять деньги? У нас и без того крайне сла ба материальная база. Кто-нибудь уже знает, какие затраты потребу ются для этих самых профильных классов? Вот какие у меня сомне- Может быть, все-таки не замахи ваться на коренные преобразования, заимствуя западные образцы? Может быть, разумнее учитывать собствен ные — хорошие, плодотворные — традиции? Мы все хотим усложнить, а надо, по-моему, упрощать. Вклю чая, между прочим, учебники, мно гие из которых и скучны, и откро венно заумны. Они не стимулируют интерес детей, а убивают его. Сквозь иные страницы и учителю-то трудно продраться. В обилии разрозненных сведений и общих рассуждений ут рачивается суть. Основные духовные ценности оказываются за кадром или за пределами детского, подростково го восприятия. На мой взглад, средства стоит тратить не на глобальные проекты, а на решение реальных, конкретных задач. Вспомнить, например, о том, что не только школа, не только учи тель в ответе и за знания, и за нрав- лях экономии средств — отнюдь не родственных вузов (Гайдар в с в ое время вообще считал, что на всю Россию трехсот вузов за глаза хватит), то предлагалось под копирку распространить опыт американцев или немцев ... Короче, смелых идей и нов шеств в министерских головах зрело навалом. Но, слава Богу, сопротивление «низов» пока не позволило дозреть самым эк стравагантным, рискованным и разрушительным. Но и без них положение вплотную приблизилось к критичес кой черте. Открытие новых школ сделалось такойже редкостью, как некогда сооружение Останкинской башни. Зато начали за крываться детские сады. В с е более узким и шатким становил ся мостик м ежду школой и вузами. По нему немыслимо пройти даже круглому отличнику, если у его папаши нетд ен е г на р еп е титоров или, чего туттаить, — на внушительную взятку. На гра ни краха балансировало профтехобразование. Пожалуй, лишь мужество и энтузиазм самих педагогов, встревоженность об щественности да упорные сверхусилия руководства в регионах позволили уберечь от полного крушения недавно еще одну из^ж лучших в мире систем народного образования. Ту систему, чтгЩш вызывала зависть, к примеру, у американцев, коим мы вдруг пожелали непременно подражать. Вот в какой, мягко говоря, сложной ситуации созвали п е дагогов в с е х ступеней — от детсадовской д о университетс кой — на В с е р о с си й ск о е совещ ание . Поэтому и впечатление от этого большого сбора достаточно противоречивое: обл е г чение, удовлетворение, надехсда омрачаются усталым с к еп тицизмом и беспокойными вопросами . Таким преди словием редакция находит нужным предварить б е седы с участниками совещания . крывтс БУДЕТ ПРЕОДОЛЕН? Валентина ГРИГОРЬЕВА, пм- вый заместитель председателя Де партамента образования и науки об ластной администрации, отличник просвещения России. Всероссийское совещание собргши спустя двенадцать лет после послед- него^^ еще Всесоюзного, съезда учи- ВШк телей. Он тогда наметил основные на- правления развития школы на девя- ностые годы. Потом появилась и фе деральная программа развития обра зования до 2000 года. И вот 2000-й год пришел. О той программе, о том, как она выполнена, а вернее не вы полнена, речи уже нет. Теперь в цен тре внимания — Национальная до ктрина. В принципе, хороший, серь езный документ. Но как он сработа ет? Расходы на образование после упомянутого съезда двенадцатилет ней давности сократились. То, что нам намерены былр дать, ни разу не дали-. Ш Напротив, средств ста- Ж новилось все меньше й меньше. Поэтому и Ш судьба идей, заложен ных в Доктрине, вызы вает беспокойство. Новая концепция средней шко лы нацелена на важную вещь: устра нение Нестыковки между школой й вузом. Это, действительно, необходим мо. Проблем в этом отношении мно жество. Вот говорили о госстандар тах образования. Но основные стан дарты так и не разработаны. А учеб ники не соответствуют учебным пла нам. И так далее. То есть придется очень настойчиво преодолевать все это. Лишь в этом слу чае разрыв между школой и вузом удастся ликвидировать. Что касается учебников, то очень серьезно следует отнестись к обновлению учебного ма^ териала, включению в них новых раз делов и исключению устаревших. Впрочем, и в центре, и на местах есть силы, есть специалисты, кото- ым это по плечу. Главное, чтобы ^иг-средств®, обеспечивающие оеу- :ггпествяение Доктрины. ---- - Дющиила КУРАКОВА, замести тель ГлЖвы областной администра- Участники совещания уже сказа- ■ли; что сам^факт его проведения дает какую-то надежду на изменение по литики в области образования. Я вы несла из всего, что услышала и узна ла, одну простую мысль: когда на карту поставлено будущее страны, судьба наших детей, надо раз и на-, всегда отказаться от остаточного принципа финансирования. Сейчас в частной собственности и промышленность, и село. Но образо вание должно оставаться, прежде все го, государственным. Государство обязано нести за него полную ответ ственность. И планы, связанные с ним, сле дует принимать ответственно и трез во. Стоит посмотреть правде в глаза: полномасштабная школьная рефор ма потребует колоссальных затрат. Сомнения в том, что двенадцатилет нее обучение в полном объеме никто не профинансирует, вполне обосно ваны. Так, может, лучше не ставить невыполнимые задачи, а постарать ся, в первую очередь, выполнить уже принятые законы и программы? надо все грамотно и строго просчи тать, а не увлекаться красивыми про ектами и эффектными идеями. Я даже думаю, что лучше уже сейчас. ственное воспитание детей. Нужно взаимодействие со школой на всех уровнях социальной жизни. А пока те же СМИ, особенно телевидение, ме шают педагогу прививать детям под линную духовность, разрушают его усилия. И еще: пора, чтобы не от дельные энтузиасты, а общество и государство проявляли постоянную заинтересованность в развитии детс ких, молодежных движений. Мы в школе сохранили пионерскую, октяб- рятскую организации. Они, конечно, трансформированы', но как объедине ния, стимулирующие детскую ини циативу, самодеятельность, творчес тво, продолжают выполнять свою миссию. ДЕТСТВО НАЧИНАЕТСЯ С ... ДЕТСТВА Раиса ГЛАДЫШЕВА, заведую- /щая Липецкой начальной школой- !детсадом № 59, заслуженный учи тель РФ. Когда на совещании говорили о дошкольном воспитании, то звучала тревога в связи с сокращением чис ленности детей. И закономерный вывод: надо думать не только о том, как стимулировать рождаемость, но и как добиться, чтобы наши маль чишки и девчонки росли здоровыми, физически сильными, выносливыми. И тут, полагаю, дошкольные учреж дения призваны сыграть особую роль. Детство начинается, представьте себе, с... детства. Когда у ребенка еще нет удручающих нагрузок, бесконеч ных обязанностей, уроков, страха оценок, контрольных. И этот период надо постараться продлить. Поэтому, решая, чему и как учить дошколят, нельзя перегибать палку. Я не соглас на со специалистами, утверждающи ми, что дошколята должны непре менно освоить программу первого класса. Школьные методы и формы занятий тут непригодны. В этом воз расте дети познают мир, его яркость, многообразие, учатся думать и долж ны испытывать радость от своих от крытий. Даже несколько месяцев имеют для них значение. Человек в шесть с половиной лет уже способен на большее, чем шестилетний. И в школу его надо отправлять именно в шесть с половиной — тогда он луч ше готов и психически, и физиоло гически к учебе. Мой опыт убеждает: все эти про цессы облегчаются в стенах такого учреждения, как начальная школа- детскии сад. До десятилетнего воз раста у ребят не отнимают беззабот ности детства. Они учатся играя, а играют обучаясь. Наблюдения пока зывают: у наших воспитанников пос ле прихода в обычную массовую шко лу уровень тревожности ниже, они спокойнее включаются в новую сис тему, естественнее принимают новые условия учебы. Так что не случайно на совещании обращали большое вни мание как раз на развитие детских и учебных учреждений различного типа, среди которых школа-детсад весьма и весьма перспективна. да учителей, педагогов вузов. Обли чить весомо. Ведь они сами способ ны столько сделать! В школе сегод ня работЕпот настоящие люди, талан тливые, преданные своему делу, — все прочие просто давно ушли. Так давайте поддержим их, поможем им! По-моему, это решение — ключ к подлинному обновлению и совершен ствованию системы образования и воспитания. Это если говорить о положении в целом по стране. Но мы живем в Ли пецкой области. И мне небезразлич но, если у липецкой делегации после общения с коллегами из других ре гионов сложилось впечатление, что нам все-таки удавалось пока оказы вать большую поддержку педагогам, учебным заведениям. В прошлом году построено несколько новых школ, предпринимаются настойчи вые усилия, чтобы учителя вовремя получали зарплату. 'Упаси Бог чис лить это какой-то особой заслугой местной власти! Напротив: я пони маю, что мы в огромном долгу перед подвижниками, работающими в шко ле. Тем не менее мы стараемся этот долг хоть понемногу, но отдавать. У нас сегодня на редкость энергичные, инициативные, думающие педагоги. Вместе со школьными учителями ведут творческий поиск ученые, они сами идут в школы, они работают над учебными пособиями, программами, участвуют в организации олимпиад учащихся, ищут одаренных детей, не забывая при этом о глубинке, о селе. Чего стоит, допустим, сама по себе идея «русской школы*, базирующа яся на духовном наследии нашего на рода... Как бы ни сложилось дело с новыми общероссийскими принципа ми и концепциями, мы в любом слу чае будем помогать таким начинани ям, исходя из той самой аксиомы, о которой уже было сказано: образо вание, просвещение, воспитание — приоритет номер один! Публикацию подготовили: Елена ТАРАВКОВАг Исаак РОЗЕНФЕЛВД, корреспонденты "ЛТ^,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz