Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
10 ноября 2000 г., № 220 (21348) ШИПЕЦКАЯ г а з е т а [} ШТРИХИ к П О Р Т Р Е Т У НЕПРИДУМАННАЯ I Н еоткупаюкя , Р ано или поздно, ■ ■ ■ Л к Н ШШ но однажды П Е П жизнь преподно- Л ■ Я 1 ^ г жизнь преподно- шсит самый суровый и, I может быть, самый ' памятный у р о к . Двод- шцоть лет назад для шменя, восьмилетней ^ девчонки , оно выбро- ло форму предотель- || ство, назначив для ш большего эффекта но шроль учителя отца. ш Самого близкого , к а к штогда казалось, чело- !| Расставание двух взрос- лых людей было, как теперь й понимаю, делом неминуе- * мым. «Что ж, не сложилось... щ Бывает...» — где-то и кем-то I обсуждались и с наигранным « сочувствием «смаковались» I подробности нашей семей- й ной драмы. Впрочем, взрос- I лые щадили меня. При моем появлении напряженные раз- лись натянутые улыбки. Сколь долго продолжал ся весь этот спектають, уже “ И не вспомню, 'ИО в итоге тя желый занавес опустился... Для меня же по-прежне му существовали все ро дственники, и я по-прежне- му любила всех. «А как же иначе? — философски рас- I суждала я. — У мамы есть I мама. Это одна моя бабуш- ! ка. Она меня любит. Но и у [ папы есть мама. И она еще одна моя бабушка». От этой простой истины становилось тепло где-то там, в самом сердце. Одним словом, я была по-детски счастлива. И вдруг все опрокину лось, перевернулось, хотя был обычный вечер, один из многих холодных осенних вечеров, когда почему-то особенно хочется собраться I всей семьей за большим I столом с чашками горячего чая, лопать варенье и сме- Iяться вместе со всеми над I безобидными шутками. А I еще лучше свернуться клу- 5бочком, закутавшись в пухо- ;вый бабушкин платок, сле дить за мельканием вязаль ных спиц в ее руках, неза метно для себя погружаясь в сладкую дрему. Но в тот вече ' ки, помимо меня, _ __ одна гостья. Вокруг нее-то и кружились и бабушка, и сам :папа. А я все больше про сто путалась под ногами. ! «Что ты все вертишься? Сядь, успокойся!» В их голо сах все чаще звучали метал лические нотки, но и они ско ро смолкли: на меня просто перестали обращать внима- «Ларисочка, не стесняй- ■^сь... Будьте как дома!» Это уже, как вы поняли, обраще ние не ко мне. «Как вам пи рог? Чудесный вкус, говори те? Могу поделиться рецеп- ; том», — слышалось с кухни. IОттуда же доносились и ап- : петитные запахи. — Мама, не утомляй Ла рису кулинарными премуд ростями, нам нужно погово рить о деле, — с этими сло вами отец увлек гостью куда- то в темноту комнат. Бабуш ка гремела тарелками, что- то напевала себе под нос, а Я была предоставлена сама себе. Меня упорно не хотели замечать, со мной ни кто не хотел разговаривать. Каждый был занят чем-то своим, и мне ничего не ос тавалось, как слоняться из угла в угол, страдать от оди ночества и ждать момента, когда папа наконец отведет меня домой. К маме. Давно уже хотелось спать. А еще больше — плакать. И вообще, весь вечер во мне жила непонятная трево- га. Объяснить ее природу мой восьмилетний ум был еще не в состоянии. Хотя бы пото му, что в моей голове бла гополучно уживались всего два примитивных понятия — «плохо» и «хорошо». Ни пер вое, ни второе помочь мне тогда не могли. ...Двери всех комнат были плотно притворены, и лишь в одну пробивалась тонкая полоска света. По этой дорожке я и прошмыг нула. никем не замеченная. Только теперь я. и сама не искала общения Мне хоте лось побыть одной, чтобы своим детским умишком ра зобраться со всей этой не понятной мешаниной собы тий и мыслей. Глаза еще только привы кали к темноте, а слух успел уловить слабые шорохи. Значит, в комнате был кто- то еще помимо меня. В не решительности я озиралась по сторонам, но меня никто не окликнул. «Наверное, по слышалось», — пробормота ла я себе под нос, правда, вышло это не очень убеди тельно. И... я испугалась так, как можно испугаться толь ко в детстве. Но вот в спасительном лучике блеснули зеркальные створки серванта, и в бли ках преломленного света я увидела свое испуганное от ражение. Однако в Зазер калье мой двойник оказался не один. На холодном стек ле с ним уживались еще два лица — отца и той незнако мой гостьи. Однако, занятые собой, они не замечали меня, и в скопировавшей нас картинке они и я жили свои ми отдельными мирками. Я стояла и смотрела в отражение, видя перед со бой то, что на самом деле происходило за моей спиной. До сих пор не помню, что именно вывело меня из оце пенения. Возглас ли отца или мой собственный крик... Он догнал меня уже на лестничной площадке. Из потока незапомнившихся слов, бессмысленных объ яснений, понять которые ре бенок не в состоянии, я тем не менее на всю свою жизнь запомнила одну-единствен- ную фразу. Встав передо мной на корточки так, чтобы наши глаза оказались со всем близко, папа произнес; — Я тебе дам целый рубль. Только, когда нас с мамой будут разводить, ты скажи там дяде судье, что остаешься со мной. ...Так я впервые узнала две вещи. Что мои родители расстаются и что ребенка К аж е т ся , зав ед ов а ть д е тсадом поч ти т о ж е с ам ое , что и , д о пус т им , м а га з и н ом и л и ап те к о й . О д й а ко м о ж н о 1быть х о р ош и м специ а - л и т м , о р га н и за т о р ом , стратегом , иметь «кра с ный» д и п л ом , владеть с ов рем енным и м е то д и кам и д ош ко л ь н о го об уче ни я и в оспитания и . . . оказаться н и к у д ы ш ны м р уко в о д и те л ем . Если по -на с тоящ ем у не лю б и ть свое д е л о , а з н а ч и т ------- " —Они ведь мудрее, искрен нее взрослых, — говорит заве дующая детсадом N° 44 Клара Косякина. — Видят то, что ви дят, чувствуют то, что чувству ют. И никакой фальши! Если ребенок весел и счастлив — радости нет границ, если оби жен или расстроен — его горе безутешно. И ему так необхо димо, чтобы рядом были чуткие, отзывчивые, неравнодушные взрослые. Атмосферу, в которой ма лыш был бы окружен внимани ем и заботой, и старалась со здать Клара Васильевна, когда тринадцать лет назад возглави ла детсадик в поселке тракто ростроителей. До этого она была старшей вожатой в липец кой школе № 44, воспитатель ницей, но не ожидала, что «дет ская карусель» так ее закружит... Ее предшественница собира лась на пенсию. И совершенно неожиданно предложила Кося- киной занять ее место. Она до лго и мучительно принимала ре шение, потому что знала, какую ответственность возьмет на себя, если, скажет «да». И все- таки решилась, о чем уже ни когда не пожалела. Новая до лжность позволила заняться тем, к чему она была давно го това, хотя и не подозревала об этом. Перестройка музыкально го и спортивного залов, закуп ка новой мебели были лишь фоном, на котором разворачи вались более значительные со- Первым делом Клара Ва сильевна начала присматривать ся; с кем ей прёдстоит рабо тать? Смысл всех усилий педа- гога-дошкольника заключается в простой формуле: ребенку в детсаду должно быть хорошо. А может ли быть хорошо трех- или пятилетнему малышу, если вос питательница ему не улыбнет ся, не подует на ушибленную ко ленку, зато способна накричать? Вопрос Косякина поставила жестко; людей, что выбрали профессию педагога не по ду шевной склонности, а ради за писи в трудовой книжке, потому что в наше время, видите ли, «некуда больше идти», в коллек тиве быть не должно! — Что значит некуда идти? — недоумевает заведующая. — Да будь кем угодно, только не учителем, коли это бремя тебе не под силу. Педагогом, воспи- тателвму-как.и врачом, случай ный человек бы№ не имеет пра- кладываем в нем неуверенность в собственных силах, «лепим» из него неудачника. Ребенка нужно сравнивать только с са мим собой! Недавно Клара Васильевна вернулась из Америки, где ей довелось познакомиться с ра ботой дошкольных учреждений. Особенно важным она считает то, что американцы умеют под метить любые, даже самые ма клера Васильевна долго эк спериментировала с «педагоги ческими дуэтами»; с каждой группой работают два воспита теля. Принципиально важно, что бы между ними было взаимо понимание. Если каждый будет играть по собственным прави лам, дети начнут приспосабли ваться. А это уже скверно. Да, любой педагог — индивидуаль ность. Кто-то строг, пазумно тре- завтра не войдет в группу и не увидит детских глаз, ясных, ожи дающих, доверчивых. Конечно, понадобились годы, чтобы сло жился коллектив единомышлен ников, выработались взаимопо нимание, общий взгляд на все, что происходит в садике. — Я всегда повторяю своим коллегам: «Не бойтесь изви ниться перед ребенком, если чувствуете, что поступили непра вильно. Ваш авторитет от этого не пострадает». Дети не фигур ки на шахматной доске, а лич ности, со своими взглядами, возможностями, желаниями, интересами. Проще всего уса дить их на стульчики и заста вить что-то делать. А почему, собственно, ребенок должен делать то, что хочет взрослый? Почему его обязательно нужно сравнивать с другими — Колей, Сашей, Таней? Ведь так мы за- лые успехи ребятишек, вовре мя похвалить их, вдохновляя тем самым на новые достиже ния. Допустим, если малыш себя в чем-то проявил, в дет саду на специальном стенде вывешивается его фотография с рассказом обо всем, чем он увлекается, о его родителях, друзьях, любимых животных, иг рушках... Для ребенка это такая радость, честь, такой стимул. После этого он непременно по старается сделать еще лучше. Такой подход, решила заведую щая, не грех позаимствовать и для себя. Человек неуспокоен ный, она все время что-то при думывает, подхлестывает энер гию и фантазию всех воспита телей. То организует в группах кафе —игрушечные, разумеет ся, то затеет выпуск детской эко логической газеты, то возьмет ся переделывать лестницу... Случайные — их оказалось немного — уволились сразу. Ос тались те, кто даже на минуту не мог себе представить, что ОСОбИ! бователен, кто-то — весел, до бродушен. Это проявляется во всём. Даже в том, что один на зовет девчушку Анной, а другой — Нюрочкой. Но когда они допол няют друг друга, п р е д ъ я в л я ю т своим воспитан никам одинако вые требования, то могут рабо тать как «смеж- Любойизнас на своем месте должен быть не заменим — это убеждение заве дующей. В ее са дике сегодня именно такие, незаменимые люди — воспитательница лого педической группы Наталья Де ревянко, музыкальный руково дитель Людмила Иванова, стар шая медсестра Нина Нестеро ва — всех не назовешь. Это они создали удивительно теплую обстановку, пропитав каждый миг общения с ребенком любо вью, готовностью поделиться с ним самым добрым, самым пре красным. В одиннадцати группах здесь 184 мальчишки и девчонки. А ког- Да-то эта цифра была в два раза больше... Увы, такова ре альность наших дней: с каждым годом на свет появляется все меньше детей. Но коллектив дётг- сада делает все возможное, что бы привлечь ребятишек. В ок руге немало других детсадов, и надо постараться, чтобы дети, а вернее родители, выбрали именно этот. — Мы живем в поселке, где всем правит общественное мне ние. И распространяется оно у нас с молниеносной быстротой, — говорит Клара Васильевна, — Не дай Бог допустить какую-ни будь оплошность: обидеть ре бенка, проявить неуважение к его родителям... Об этом завт ра узнают все, наши группы опустеют. Мы стараемся тако го не допустить. Впрочем, единственная в истории садика оплошность все же была. В группу привели де вочку — развитую, способную, но ^ чересчур домашнюю, кап ризную. Долго не раздумывая, малышка улеглась на полу, про тестуя — мама ушла... Ее вся чески старались занять, отвлечь, увлечь. Самые жадные малыши несли ей свои любимые игруш ки, а всегда строгая воспита тельница постаралась проявить мягкость... Под вечер, утомлен ная новыми знакомствами и впечатлениями, девочка снова улеглась на коврик... Может, просто отдохнуть? Но в этот момент в группу вошла маМа... На следующий день она пере вела дочку в другой садик. Эту историю Клара Васильевна не может забыть. А воспитатели грустно шутят: «Вы нам этого никогда не простите». И дело тут не в амбициях. Просто правило «Все — для де тей» Косякина считает главным. Для той девочки, выходит, все сделать не смогли. Старались, но не смогли. Но больше ниче го подобного за тринадцать лет здесь не было. Потому что Ко сякина и ее воспитатели оцени вают себя строго, по принци пам, заявленным выдающимся педагогом Сухомлинским; «...от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающе го мира, — от этого в решаю щей степени зависит, каким че ловеком станет сегодняшний малыш». Елена ТАРАВКОВА. На сн им ка х : в о спи та тельница старшей группы Лидия Юрина в окружении своих питомцев; заведую щая Клара Косякина — за - ' щитник детства; спортив ный праздник в детсаду . Геннадия КАЛИНА° гр^тщых" родителей ШИ1ПТIС1Р1ШЕ1ТШВЕР0В, " илм Диагноз: гиперопека > в торы этой р у б р и к и И р и н а М едведева и Татьяна Ш иш о в а Е л еча т д е т с ки е н е в р о зы с п о м ощ ью . . . к у к о л ь н о г о теа тра . — ЖРаспределяются р о л и , и у р е б е н к а появляется в о зм ож но с ть бы ть не т о л ь к о с ам им с о б о й . В п р о ч ем , бо ле е п о д р о б н о о б этом м о ж н о пр о чи та т ь в и х к н и г а х . Надеем ся , ч то о ч е р е д на я статья н а ш и х а в то р о в б уд е т и нтере сна не т о л ь ко р о д и тел ям , с тр а д аю щ им « гиперопекои» .. Мишу К. мы не забудем никогда Этого Пятилетнего мальчика, будто на следного принца, окружала толпа при дворных: дедушка и бабушки. Они пред упреждали каждое его движение, каж дый шаг; (каждый помысел. Как и поло жено верным царедворцам, они его обо жали. Могли без умолку, перебивая друг друга, цитировать его высказывания, вспоминать самые незначительные эпи зоды, которые а их устах приобретали звучание былинных подвигов. Далее чи татель почти механически дорисует ба нальную картину. Все понятно, обычная история, набаловали мальчишку, и те перь маленький тиран ими помыкает. Но Миша не был тираном. Ни тира ном, ни рабом, потому что у раба есть стремление к свободе. Он вообще ни кем не был. Первое время мы ломали голову; какой все-таки характер у этого мальчика? Что он любит? Что его раз дражает? Что вызывает интерес, а что — жалость? Кто он? Мы терялись в до гадках, пока не поняли одну печальную, если не сказать — страшную, вещь: пе ред нами была кукла. Поэтому мы и не могли ответить на вопрос «кто он?». Ведь кукла — это не «кто», а «что». Нам так хотелось, чтобы он хоть ра зок, пусть негативно, но проявил свою волю! Увы, Миша был идеально послу шен. Скажешь «иди» — идет. Скажешь «садись» — садится. А не скажешь — так и будет стоять. Самое ужасное, что его бабушек и дедушек это нисколько не насторажива ло. Их беспокоило только одно (с этим- то они к нам и обратились); Миша за икался. Иногда слегка, а иногда очень заметно. Маленькая досадная поломка в таком чудесном, таком отлаженном ку кольном механизме. Требовался ремонт. Нам захотелось увидеть Мишину мать, и тут выяснилось, что мамы в Ми шиной жизни не было. Вернее, была, но только раз в неделю, по воскресеньям. Нет-нет, она вполне здорова и не стра дает алкоголизмом или безнравствен ным поведением, поспешили успокоить нас бабушки, просто не стоит ее посвя щать в эти дела, когда около мальчика трое таких серьезных взрослых. А мама, дескать, слишком молода, ей всего 25, она, в сущности, ребенок. Мало ли, что она хочет жить со своим сыном! Ее папа, мама и тетя решили, что мальчику с ними, тремя пенсионерами, будет лучше. Ведь у них много свободного времени, кото рое они без остатка могут посвящать лю бимому внуку. А главное, они, в отличие от Мишиной мамы, знают, как полагает ся воспитывать детей... Мы поняли, что маме ребенка не от дадут. Это решено и подписано. Давно, окончательно и без нас. Но мы уже по няли, что речевые «сбои» в данном слу чае лишь отражение гораздо более серь езной «поломки» — полностью подавлен ной воли. Мы попытались хоть немного ослабить давление со стороны бабушек- дедушек. — Хорошо бы давать Мише поболь ше самостоятельности, — сказали мы, — например, он уже может гулять один во дворе. Под окном, конечно. — Что вы! — ужаснулись родственни ки. — Мы его никогда никуда не отпус тим одного. — Но ему скоро в школу! — Ну и что? Слава Богу, его маму мы и в школу, и в институт водили за руку. — До каких же пор? — поинтересова лись мы. — До самого загса! — последовал гордый ответ. — И ничего, человеком выросла. Без всяких глупостей! «А также без права растить собствен ного ребенка», — подумали мы. И из-за полной бессмысленности прекратили беседу. Это, конечно, крайний случай. Но так называемая гиперопека, когда родители окружают своего ребенка излишней за ботой, сегодня явление достаточно рас пространенное. О чем думает маленький мальчик, когда взрослые не отпускают его от себя ни на шаг? Он думает: «Какой же это, должно быть, страшный, ужасный, опас ный мир! Собака кусается, машина да вит, дядька крадет, тетка дает отравлен ную конфетку, в дверь звонят только воры. И даже вкусные фрукты — это прежде всего носители смертоносных бакте- Получается, ую -у всего окружающе го мира есть только одна функция — аг рессивная. Тут и взрослому^то немудре но свихнуться! Ребенок и так себя ощущает лилипу том в стране Гулливеров! И гиперопека это тягостное чувство, безусловно, усу губляет. С жалобами на детские страхи к нам часто обращаются именно те ро дители, которые ни на шаг не отдуска- ют ребенка от себя. И никому из них не приходило в Голову менять что-то не в ребенке, а в своем отношении к нему. У гиперопеки есть и более печаль ные последствия. Например, необдуман ные ранние браки — лишь бы поскорее выпорхнуть из-под душного родительско го крыла. Именно маменькины сынки и дочки при первой возможности пускают-, ся во все тяжкие. Ну, а другие — вроде Миши, о котором мы рассказали в нача ле, — остаются до старости «щенками». Ну-ка попробуйте мысленно проиг рать такой этюд: вы уже в пятом классе. И вы тайно влюблены в девочку с краси вым именем Кристина. В прошлом году вы были счастливы, если оказывались с ней утром в одном трамвае. А сейчас это превратилось в сущую пытку. Ведь Крисг тина, хоть и девочка, уже ездит в школу одна.,А вас провожает бабушка. И вы уже не раз ловили на себе насмешли вый Кристинин взгляд. Ваш класс поехал за город в таком составе; ребята, классная руководитель ница и... вы с мамой, которая пичкает вас бутербродами и чаем из термоса. — Ничего! Я своих родителей знаете как за это ненавидела? — сказала нам одна женщина. — А сейчас очень даже им благодарна! Зато со мной ничего не случилось. Руки-ноги целы. И с вызовом добавила; — Я со своим буду обращаться точно так же. У меня всего один ребенок. Я рисковать не хочу. А не здесь ли на самом деле собака зарыта? Без риска, конечно, жить спо койнее. Вам. Но спокойствие-то за счет ребенка, о котором вы якобы так радее те. Ибо каждый его самостоятельный шаг есть репетиция. Чем больше репетиций, тем успешнее, тем полноценнее сыграет он спектакль под названием «жизнь». А на что его обрекаете вы? Он выйдет на сцену неподготовленным и потерпит крах, рт которого, быть может, никогда не оп равится. Причем случится это, скорее все го. еще на вашем веку. Неумение вы брать правильный путь в жизни, хрони ческие личные трагедии, психические сры вы, неудовлетворенность своей судьбой... Так что гиперопекз; если заглянуть в бу дущее, и с эгоистической точки зрения не очень-то целесообразна. Безусловно, ребенка нельзя отпус кать в «свободное плаванье» без подго товки. Обычно родители в деталях объ ясняют, проговаривая новую ситуацию. А знаете, что полезно сделать? Ту же са мую ситуацию проиграть. Можно с кук лами, можно «в живом плане». Помните; лучше один раз проиграть, чем десять — проговорить. Справедливости ради надо сказать, что наша педагогика относится к гипер опеке весьма отрицательно. Да, до школьные учреждения стимулируют нас как можно раньше приучать ребенка са мостоятельно одеваться, есть, пользо ваться горшком, шнуровать ботинки. Час то это приучение сопряжено со страш ной нервотрепкой, родительскими крика ми, детскими слезами... Родители же, как спринтеры, пол ностью выкладываются на первой «сто метровке», приучая ребенка к физичес кой самостоятельности. И у них уже не хватает пороху приучить его к самостоя тельности интеллектуальной и волевой. Научить делать собственный осмыслен ный выбор. Проблема выбора возника ет, как правило, тогда, когда настает пора задуматься о выборе жизненного пути, профессии. И вы очень возмущаетесь, когда ребенок пожимает плечами и го- — Не знаю... Мне все равно... Мне ничего не хочется.-.. А чем тут возмущаться? Разве вы на учили его выбирать? Что обычно слы шит ребенок? * — Ешь, что дают. Я кому сказала?!.. Делай то-то! Делай так-то! Иди туда-то! Подавляя волю ребенка по мелочам, мы почему-то потом требуем, чтобы он проявил ее в главном. То есть опять-таки выталкиваем на жизненную сцену без единой репетиции, да еще хотим, чтобы он блестяще справился с ролью. Абсурд! Разве трудно спросить у малыша, что он хочет на ужин: кашу, творог или ола дышки? Какие колготки ему сегодня хо чется надеть; синие или красные? Где он сегодня хочет погулять: в скверике или на горке? И вывод наш таков: равновесие. На одной чаше весов написано «права», на другой — «обязанности». Если на одну чашу положили новую гирьку, не забудь те восстановить равновесие, бросив со ответствующую гирьку и на другую. А то' нередко расширение прав ребенка (без чего все равно не обойтись) почему-то не соединяется с увеличением обязан ностей. В результате вырастает тиран- неумейка. своенравный и инфантильный. Если же постоянно перевешивает чаша обязанностей, вы можете получить за битое покорное существо (не кроткое, а именно покорное). А хочется, чтобы вы рос не тиран и не раб, а нормальный сво бодный человек. Не так ли? С ТРЕВОГОЙ Поиграем вмогильщиков? И гра для ребенка, к а к известно, — способ познания окружающ е го мира, средство психологичес кой подготовки к будущей ж изни . Игра — отражение реальности. Во что играют совре менные дети, на голо вы которых обрушива ется лавина негативной информации о том, что кр^^ом все обманыва ют, грабят, издеваются, отключают электро энергию, не платят зарплату, не дают жить, бомбят мирные города, убивают ни в чем не повинных людей и так далее и тому подобное? Дети, которые смотрят муль тики , чьи сюжеты, изобразительная манера, поступки и интонации героев провоцируют агрес сию? Которые к момен ту совершеннолетия успевают увидеть по телевизору десятки тысяч убийств? Они играют не в кубики и не в конструкторы , а в ниндзей -чшепашек, бэтмэнов, боевиков и... в кладбище. Да-да , в Игрушечное кладбище располагалось на газоне. Оно было миниатюрной копией на стоящего; цветы, холмики из песка, деревянные крестики, крохотные каменные надгро бия... Оказалось, что так иг рают дети—жители одного из микрорайонов Липецка. Нет, они не хоронят хомячков ил^| попугайчиков. Просто игра. Странная, жуткая и какая-то символическая... Это не сюжет из трилле ра. Это наша действитель ность. Игра в похороны не объясняется биологической необходимостью (для юного существа вопросы вечности и тлена просто неестественны), в ней нет познания жизни. Конечно, насилие на экранах телевизоров — мощный фак тор воздействия на детскую психику. Но только ли ТВ во всем виновато? А на улице? В семье? В школе? . Взгляните на прохожих, и вы увидите хмурые и озабо ченные лица. Искренняя улыбка незнакомому челове ку — большая редкость. Если и улыбаются, то только зна комым, «своим». Неужели все кругом такие скучные и недо брожелательные? Нет, конеч- верное. Да и не обязаны про хожие улыбаться друг другу. А вот в школе учителя улы баться обязаны. А дома ро дители обязаны улыбаться и друг другу, и детям. Но не все это делают. Зато говорят при детях многое из того, что не предназначено для детских ушей и детской психики. Вот пример. Когда-то в ______ дверной ручке повесился взрослый человек. В присутствии четы рехлетнего мальчика родите ли обсуждали этот случай, -------уя детали и «технику» са- 1 Ийства. На следующий день, пока мама готовила на кухне обед, считая, что ребе нок играет в своей комнате, сын-кроха повесился точно так же, как об атом расска зывали взрослые. Урок был усвоен слишком хорошо. А теперь совсем свежее впечатление. Недавно я по бывала в одной липецкой шко ле. Странный и неприятный осадок оставило это посеще ние. Чтобы попасть внутрь здания, пришлось долго сту чать. Дверь открыла крохот ная девочка — дежурная. Вы яснилось, что .ученики школы — участники антитеррористи- ческой операции, правда, пока профилактической. Похоже, это идея школьной админис трации, а не каких-то там ру ководителей "сверху". По крайней мере, такого мараз ма я больше нигде не виде ла. Обычно сидит у входа взрослый вахтер, который и «фильтрует» посетителей шко лы. Что вполне оправданно. Но юный, веселый муравей ник, то есть школа, не пре вращается при этом в подо бие казармы.. Убеждена; не детское это дело — борьба с терроризмом. Кстати, тот самый злопо лучный газон с могилками — он возле этой школы. Совпа дение? Может, и так. Но. ■ делю назад погост насчиты вал пять могилок. Сегодня их уже восемь. Идут прохожие в пятнадцати метрах рт "клад бища” , но никто не всматри вается, что там делают дети. Они ведь не шумят, не дерут ся, ничего .не портят, то есть внимания к себе не привле кают. Я видела там трех де вочек в возрасте от восьми до двенадцати лет. Не хотелось бы думать о страшном, но невольно на прашивается сравнение. Год назад в поселке Балашиха Московской области произо шел жуткий случай, С пятого этажа три девочки прыгнули в вечность. Дело, конечно, не в количестве детей, а в со стоянии их душ. Отражение этого срстояния — вот оно, на газоне. Эти души вопиют о спасении, но кто их слышит?! По-моему, настало время за думаться, чт;о мы, взрослые, делаем,, чтобы они росли в любви и радости, а не в стра хе и печали? В отличие от нас, они не имеют жизненного опы та, защищающего от ненуж ной и вредной информации, и очень легко становятся жер твами любого внушения. Се годня они учатся хоронить, а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz