Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

10 ноября 2000 г., № 220 (21348) ШИПЕЦКАЯ г а з е т а [} ШТРИХИ к П О Р Т Р Е Т У НЕПРИДУМАННАЯ I Н еоткупаюкя , Р ано или поздно, ■ ■ ■ Л к Н ШШ но однажды П Е П жизнь преподно- Л ■ Я 1 ^ г жизнь преподно- шсит самый суровый и, I может быть, самый ' памятный у р о к . Двод- шцоть лет назад для шменя, восьмилетней ^ девчонки , оно выбро- ло форму предотель- || ство, назначив для ш большего эффекта но шроль учителя отца. ш Самого близкого , к а к штогда казалось, чело- !| Расставание двух взрос- лых людей было, как теперь й понимаю, делом неминуе- * мым. «Что ж, не сложилось... щ Бывает...» — где-то и кем-то I обсуждались и с наигранным « сочувствием «смаковались» I подробности нашей семей- й ной драмы. Впрочем, взрос- I лые щадили меня. При моем появлении напряженные раз- лись натянутые улыбки. Сколь долго продолжал­ ся весь этот спектають, уже “ И не вспомню, 'ИО в итоге тя­ желый занавес опустился... Для меня же по-прежне­ му существовали все ро­ дственники, и я по-прежне- му любила всех. «А как же иначе? — философски рас- I суждала я. — У мамы есть I мама. Это одна моя бабуш- ! ка. Она меня любит. Но и у [ папы есть мама. И она еще одна моя бабушка». От этой простой истины становилось тепло где-то там, в самом сердце. Одним словом, я была по-детски счастлива. И вдруг все опрокину­ лось, перевернулось, хотя был обычный вечер, один из многих холодных осенних вечеров, когда почему-то особенно хочется собраться I всей семьей за большим I столом с чашками горячего чая, лопать варенье и сме- Iяться вместе со всеми над I безобидными шутками. А I еще лучше свернуться клу- 5бочком, закутавшись в пухо- ;вый бабушкин платок, сле­ дить за мельканием вязаль­ ных спиц в ее руках, неза­ метно для себя погружаясь в сладкую дрему. Но в тот вече ' ки, помимо меня, _ __ одна гостья. Вокруг нее-то и кружились и бабушка, и сам :папа. А я все больше про­ сто путалась под ногами. ! «Что ты все вертишься? Сядь, успокойся!» В их голо­ сах все чаще звучали метал­ лические нотки, но и они ско­ ро смолкли: на меня просто перестали обращать внима- «Ларисочка, не стесняй- ■^сь... Будьте как дома!» Это уже, как вы поняли, обраще­ ние не ко мне. «Как вам пи­ рог? Чудесный вкус, говори­ те? Могу поделиться рецеп- ; том», — слышалось с кухни. IОттуда же доносились и ап- : петитные запахи. — Мама, не утомляй Ла­ рису кулинарными премуд­ ростями, нам нужно погово­ рить о деле, — с этими сло­ вами отец увлек гостью куда- то в темноту комнат. Бабуш­ ка гремела тарелками, что- то напевала себе под нос, а Я была предоставлена сама себе. Меня упорно не хотели замечать, со мной ни­ кто не хотел разговаривать. Каждый был занят чем-то своим, и мне ничего не ос­ тавалось, как слоняться из угла в угол, страдать от оди­ ночества и ждать момента, когда папа наконец отведет меня домой. К маме. Давно уже хотелось спать. А еще больше — плакать. И вообще, весь вечер во мне жила непонятная трево- га. Объяснить ее природу мой восьмилетний ум был еще не в состоянии. Хотя бы пото­ му, что в моей голове бла­ гополучно уживались всего два примитивных понятия — «плохо» и «хорошо». Ни пер­ вое, ни второе помочь мне тогда не могли. ...Двери всех комнат были плотно притворены, и лишь в одну пробивалась тонкая полоска света. По этой дорожке я и прошмыг­ нула. никем не замеченная. Только теперь я. и сама не искала общения Мне хоте­ лось побыть одной, чтобы своим детским умишком ра­ зобраться со всей этой не­ понятной мешаниной собы­ тий и мыслей. Глаза еще только привы­ кали к темноте, а слух успел уловить слабые шорохи. Значит, в комнате был кто- то еще помимо меня. В не­ решительности я озиралась по сторонам, но меня никто не окликнул. «Наверное, по­ слышалось», — пробормота­ ла я себе под нос, правда, вышло это не очень убеди­ тельно. И... я испугалась так, как можно испугаться толь­ ко в детстве. Но вот в спасительном лучике блеснули зеркальные створки серванта, и в бли­ ках преломленного света я увидела свое испуганное от­ ражение. Однако в Зазер­ калье мой двойник оказался не один. На холодном стек­ ле с ним уживались еще два лица — отца и той незнако­ мой гостьи. Однако, занятые собой, они не замечали меня, и в скопировавшей нас картинке они и я жили свои­ ми отдельными мирками. Я стояла и смотрела в отражение, видя перед со­ бой то, что на самом деле происходило за моей спиной. До сих пор не помню, что именно вывело меня из оце­ пенения. Возглас ли отца или мой собственный крик... Он догнал меня уже на лестничной площадке. Из потока незапомнившихся слов, бессмысленных объ­ яснений, понять которые ре­ бенок не в состоянии, я тем не менее на всю свою жизнь запомнила одну-единствен- ную фразу. Встав передо мной на корточки так, чтобы наши глаза оказались со­ всем близко, папа произнес; — Я тебе дам целый рубль. Только, когда нас с мамой будут разводить, ты скажи там дяде судье, что остаешься со мной. ...Так я впервые узнала две вещи. Что мои родители расстаются и что ребенка К аж е т ся , зав ед ов а ть д е тсадом поч ти т о ж е с ам ое , что и , д о пус т им , м а га з и н ом и л и ап те ­ к о й . О д й а ко м о ж н о 1быть х о р ош и м специ а - л и т м , о р га н и за т о р ом , стратегом , иметь «кра с ­ ный» д и п л ом , владеть с ов рем енным и м е то д и кам и д ош ко л ь н о го об уче ни я и в оспитания и . . . оказаться н и к у д ы ш ны м р уко в о д и те л ем . Если по -на с тоящ ем у не лю б и ть свое д е л о , а з н а ч и т ------- " —Они ведь мудрее, искрен­ нее взрослых, — говорит заве­ дующая детсадом N° 44 Клара Косякина. — Видят то, что ви­ дят, чувствуют то, что чувству­ ют. И никакой фальши! Если ребенок весел и счастлив — радости нет границ, если оби­ жен или расстроен — его горе безутешно. И ему так необхо­ димо, чтобы рядом были чуткие, отзывчивые, неравнодушные взрослые. Атмосферу, в которой ма­ лыш был бы окружен внимани­ ем и заботой, и старалась со­ здать Клара Васильевна, когда тринадцать лет назад возглави­ ла детсадик в поселке тракто­ ростроителей. До этого она была старшей вожатой в липец­ кой школе № 44, воспитатель­ ницей, но не ожидала, что «дет­ ская карусель» так ее закружит... Ее предшественница собира­ лась на пенсию. И совершенно неожиданно предложила Кося- киной занять ее место. Она до­ лго и мучительно принимала ре­ шение, потому что знала, какую ответственность возьмет на себя, если, скажет «да». И все- таки решилась, о чем уже ни­ когда не пожалела. Новая до­ лжность позволила заняться тем, к чему она была давно го­ това, хотя и не подозревала об этом. Перестройка музыкально­ го и спортивного залов, закуп­ ка новой мебели были лишь фоном, на котором разворачи­ вались более значительные со- Первым делом Клара Ва­ сильевна начала присматривать­ ся; с кем ей прёдстоит рабо­ тать? Смысл всех усилий педа- гога-дошкольника заключается в простой формуле: ребенку в детсаду должно быть хорошо. А может ли быть хорошо трех- или пятилетнему малышу, если вос­ питательница ему не улыбнет­ ся, не подует на ушибленную ко­ ленку, зато способна накричать? Вопрос Косякина поставила жестко; людей, что выбрали профессию педагога не по ду­ шевной склонности, а ради за­ писи в трудовой книжке, потому что в наше время, видите ли, «некуда больше идти», в коллек­ тиве быть не должно! — Что значит некуда идти? — недоумевает заведующая. — Да будь кем угодно, только не учителем, коли это бремя тебе не под силу. Педагогом, воспи- тателвму-как.и врачом, случай­ ный человек бы№ не имеет пра- кладываем в нем неуверенность в собственных силах, «лепим» из него неудачника. Ребенка нужно сравнивать только с са­ мим собой! Недавно Клара Васильевна вернулась из Америки, где ей довелось познакомиться с ра­ ботой дошкольных учреждений. Особенно важным она считает то, что американцы умеют под­ метить любые, даже самые ма­ клера Васильевна долго эк­ спериментировала с «педагоги­ ческими дуэтами»; с каждой группой работают два воспита­ теля. Принципиально важно, что­ бы между ними было взаимо­ понимание. Если каждый будет играть по собственным прави­ лам, дети начнут приспосабли­ ваться. А это уже скверно. Да, любой педагог — индивидуаль­ ность. Кто-то строг, пазумно тре- завтра не войдет в группу и не увидит детских глаз, ясных, ожи­ дающих, доверчивых. Конечно, понадобились годы, чтобы сло­ жился коллектив единомышлен­ ников, выработались взаимопо­ нимание, общий взгляд на все, что происходит в садике. — Я всегда повторяю своим коллегам: «Не бойтесь изви­ ниться перед ребенком, если чувствуете, что поступили непра­ вильно. Ваш авторитет от этого не пострадает». Дети не фигур­ ки на шахматной доске, а лич­ ности, со своими взглядами, возможностями, желаниями, интересами. Проще всего уса­ дить их на стульчики и заста­ вить что-то делать. А почему, собственно, ребенок должен делать то, что хочет взрослый? Почему его обязательно нужно сравнивать с другими — Колей, Сашей, Таней? Ведь так мы за- лые успехи ребятишек, вовре­ мя похвалить их, вдохновляя тем самым на новые достиже­ ния. Допустим, если малыш себя в чем-то проявил, в дет­ саду на специальном стенде вывешивается его фотография с рассказом обо всем, чем он увлекается, о его родителях, друзьях, любимых животных, иг­ рушках... Для ребенка это такая радость, честь, такой стимул. После этого он непременно по­ старается сделать еще лучше. Такой подход, решила заведую­ щая, не грех позаимствовать и для себя. Человек неуспокоен­ ный, она все время что-то при­ думывает, подхлестывает энер­ гию и фантазию всех воспита­ телей. То организует в группах кафе —игрушечные, разумеет­ ся, то затеет выпуск детской эко­ логической газеты, то возьмет­ ся переделывать лестницу... Случайные — их оказалось немного — уволились сразу. Ос­ тались те, кто даже на минуту не мог себе представить, что ОСОбИ! бователен, кто-то — весел, до­ бродушен. Это проявляется во всём. Даже в том, что один на­ зовет девчушку Анной, а другой — Нюрочкой. Но когда они допол­ няют друг друга, п р е д ъ я в л я ю т своим воспитан­ никам одинако­ вые требования, то могут рабо­ тать как «смеж- Любойизнас на своем месте должен быть не­ заменим — это убеждение заве­ дующей. В ее са­ дике сегодня именно такие, незаменимые люди — воспитательница лого­ педической группы Наталья Де­ ревянко, музыкальный руково­ дитель Людмила Иванова, стар­ шая медсестра Нина Нестеро­ ва — всех не назовешь. Это они создали удивительно теплую обстановку, пропитав каждый миг общения с ребенком любо­ вью, готовностью поделиться с ним самым добрым, самым пре­ красным. В одиннадцати группах здесь 184 мальчишки и девчонки. А ког- Да-то эта цифра была в два раза больше... Увы, такова ре­ альность наших дней: с каждым годом на свет появляется все меньше детей. Но коллектив дётг- сада делает все возможное, что­ бы привлечь ребятишек. В ок­ руге немало других детсадов, и надо постараться, чтобы дети, а вернее родители, выбрали именно этот. — Мы живем в поселке, где всем правит общественное мне­ ние. И распространяется оно у нас с молниеносной быстротой, — говорит Клара Васильевна, — Не дай Бог допустить какую-ни­ будь оплошность: обидеть ре­ бенка, проявить неуважение к его родителям... Об этом завт­ ра узнают все, наши группы опустеют. Мы стараемся тако­ го не допустить. Впрочем, единственная в истории садика оплошность все же была. В группу привели де­ вочку — развитую, способную, но ^ чересчур домашнюю, кап­ ризную. Долго не раздумывая, малышка улеглась на полу, про­ тестуя — мама ушла... Ее вся­ чески старались занять, отвлечь, увлечь. Самые жадные малыши несли ей свои любимые игруш­ ки, а всегда строгая воспита­ тельница постаралась проявить мягкость... Под вечер, утомлен­ ная новыми знакомствами и впечатлениями, девочка снова улеглась на коврик... Может, просто отдохнуть? Но в этот момент в группу вошла маМа... На следующий день она пере­ вела дочку в другой садик. Эту историю Клара Васильевна не может забыть. А воспитатели грустно шутят: «Вы нам этого никогда не простите». И дело тут не в амбициях. Просто правило «Все — для де­ тей» Косякина считает главным. Для той девочки, выходит, все сделать не смогли. Старались, но не смогли. Но больше ниче­ го подобного за тринадцать лет здесь не было. Потому что Ко­ сякина и ее воспитатели оцени­ вают себя строго, по принци­ пам, заявленным выдающимся педагогом Сухомлинским; «...от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающе­ го мира, — от этого в решаю­ щей степени зависит, каким че­ ловеком станет сегодняшний малыш». Елена ТАРАВКОВА. На сн им ка х : в о спи та ­ тельница старшей группы Лидия Юрина в окружении своих питомцев; заведую­ щая Клара Косякина — за - ' щитник детства; спортив­ ный праздник в детсаду . Геннадия КАЛИНА° гр^тщых" родителей ШИ1ПТIС1Р1ШЕ1ТШВЕР0В, " илм Диагноз: гиперопека > в торы этой р у б р и к и И р и н а М едведева и Татьяна Ш иш о в а Е л еча т д е т с ки е н е в р о зы с п о м ощ ью . . . к у к о л ь н о г о теа тра . — ЖРаспределяются р о л и , и у р е б е н к а появляется в о зм ож но с ть бы ть не т о л ь к о с ам им с о б о й . В п р о ч ем , бо ле е п о д р о б н о о б этом м о ж н о пр о чи та т ь в и х к н и г а х . Надеем ся , ч то о ч е р е д на я статья н а ш и х а в то р о в б уд е т и нтере сна не т о л ь ко р о д и тел ям , с тр а д аю ­ щ им « гиперопекои» .. Мишу К. мы не забудем никогда Этого Пятилетнего мальчика, будто на следного принца, окружала толпа при дворных: дедушка и бабушки. Они пред упреждали каждое его движение, каж дый шаг; (каждый помысел. Как и поло жено верным царедворцам, они его обо­ жали. Могли без умолку, перебивая друг друга, цитировать его высказывания, вспоминать самые незначительные эпи­ зоды, которые а их устах приобретали звучание былинных подвигов. Далее чи­ татель почти механически дорисует ба­ нальную картину. Все понятно, обычная история, набаловали мальчишку, и те­ перь маленький тиран ими помыкает. Но Миша не был тираном. Ни тира­ ном, ни рабом, потому что у раба есть стремление к свободе. Он вообще ни­ кем не был. Первое время мы ломали голову; какой все-таки характер у этого мальчика? Что он любит? Что его раз­ дражает? Что вызывает интерес, а что — жалость? Кто он? Мы терялись в до­ гадках, пока не поняли одну печальную, если не сказать — страшную, вещь: пе­ ред нами была кукла. Поэтому мы и не могли ответить на вопрос «кто он?». Ведь кукла — это не «кто», а «что». Нам так хотелось, чтобы он хоть ра­ зок, пусть негативно, но проявил свою волю! Увы, Миша был идеально послу­ шен. Скажешь «иди» — идет. Скажешь «садись» — садится. А не скажешь — так и будет стоять. Самое ужасное, что его бабушек и дедушек это нисколько не насторажива­ ло. Их беспокоило только одно (с этим- то они к нам и обратились); Миша за­ икался. Иногда слегка, а иногда очень заметно. Маленькая досадная поломка в таком чудесном, таком отлаженном ку­ кольном механизме. Требовался ремонт. Нам захотелось увидеть Мишину мать, и тут выяснилось, что мамы в Ми­ шиной жизни не было. Вернее, была, но только раз в неделю, по воскресеньям. Нет-нет, она вполне здорова и не стра­ дает алкоголизмом или безнравствен­ ным поведением, поспешили успокоить нас бабушки, просто не стоит ее посвя­ щать в эти дела, когда около мальчика трое таких серьезных взрослых. А мама, дескать, слишком молода, ей всего 25, она, в сущности, ребенок. Мало ли, что она хочет жить со своим сыном! Ее папа, мама и тетя решили, что мальчику с ними, тремя пенсионерами, будет лучше. Ведь у них много свободного времени, кото­ рое они без остатка могут посвящать лю­ бимому внуку. А главное, они, в отличие от Мишиной мамы, знают, как полагает­ ся воспитывать детей... Мы поняли, что маме ребенка не от­ дадут. Это решено и подписано. Давно, окончательно и без нас. Но мы уже по­ няли, что речевые «сбои» в данном слу­ чае лишь отражение гораздо более серь­ езной «поломки» — полностью подавлен­ ной воли. Мы попытались хоть немного ослабить давление со стороны бабушек- дедушек. — Хорошо бы давать Мише поболь­ ше самостоятельности, — сказали мы, — например, он уже может гулять один во дворе. Под окном, конечно. — Что вы! — ужаснулись родственни­ ки. — Мы его никогда никуда не отпус­ тим одного. — Но ему скоро в школу! — Ну и что? Слава Богу, его маму мы и в школу, и в институт водили за руку. — До каких же пор? — поинтересова­ лись мы. — До самого загса! — последовал гордый ответ. — И ничего, человеком выросла. Без всяких глупостей! «А также без права растить собствен­ ного ребенка», — подумали мы. И из-за полной бессмысленности прекратили беседу. Это, конечно, крайний случай. Но так называемая гиперопека, когда родители окружают своего ребенка излишней за­ ботой, сегодня явление достаточно рас­ пространенное. О чем думает маленький мальчик, когда взрослые не отпускают его от себя ни на шаг? Он думает: «Какой же это, должно быть, страшный, ужасный, опас­ ный мир! Собака кусается, машина да­ вит, дядька крадет, тетка дает отравлен­ ную конфетку, в дверь звонят только воры. И даже вкусные фрукты — это прежде всего носители смертоносных бакте- Получается, ую -у всего окружающе­ го мира есть только одна функция — аг­ рессивная. Тут и взрослому^то немудре­ но свихнуться! Ребенок и так себя ощущает лилипу­ том в стране Гулливеров! И гиперопека это тягостное чувство, безусловно, усу­ губляет. С жалобами на детские страхи к нам часто обращаются именно те ро­ дители, которые ни на шаг не отдуска- ют ребенка от себя. И никому из них не приходило в Голову менять что-то не в ребенке, а в своем отношении к нему. У гиперопеки есть и более печаль­ ные последствия. Например, необдуман­ ные ранние браки — лишь бы поскорее выпорхнуть из-под душного родительско­ го крыла. Именно маменькины сынки и дочки при первой возможности пускают-, ся во все тяжкие. Ну, а другие — вроде Миши, о котором мы рассказали в нача­ ле, — остаются до старости «щенками». Ну-ка попробуйте мысленно проиг­ рать такой этюд: вы уже в пятом классе. И вы тайно влюблены в девочку с краси­ вым именем Кристина. В прошлом году вы были счастливы, если оказывались с ней утром в одном трамвае. А сейчас это превратилось в сущую пытку. Ведь Крисг тина, хоть и девочка, уже ездит в школу одна.,А вас провожает бабушка. И вы уже не раз ловили на себе насмешли­ вый Кристинин взгляд. Ваш класс поехал за город в таком составе; ребята, классная руководитель­ ница и... вы с мамой, которая пичкает вас бутербродами и чаем из термоса. — Ничего! Я своих родителей знаете как за это ненавидела? — сказала нам одна женщина. — А сейчас очень даже им благодарна! Зато со мной ничего не случилось. Руки-ноги целы. И с вызовом добавила; — Я со своим буду обращаться точно так же. У меня всего один ребенок. Я рисковать не хочу. А не здесь ли на самом деле собака зарыта? Без риска, конечно, жить спо­ койнее. Вам. Но спокойствие-то за счет ребенка, о котором вы якобы так радее­ те. Ибо каждый его самостоятельный шаг есть репетиция. Чем больше репетиций, тем успешнее, тем полноценнее сыграет он спектакль под названием «жизнь». А на что его обрекаете вы? Он выйдет на сцену неподготовленным и потерпит крах, рт которого, быть может, никогда не оп­ равится. Причем случится это, скорее все­ го. еще на вашем веку. Неумение вы­ брать правильный путь в жизни, хрони­ ческие личные трагедии, психические сры­ вы, неудовлетворенность своей судьбой... Так что гиперопекз; если заглянуть в бу­ дущее, и с эгоистической точки зрения не очень-то целесообразна. Безусловно, ребенка нельзя отпус­ кать в «свободное плаванье» без подго­ товки. Обычно родители в деталях объ­ ясняют, проговаривая новую ситуацию. А знаете, что полезно сделать? Ту же са­ мую ситуацию проиграть. Можно с кук­ лами, можно «в живом плане». Помните; лучше один раз проиграть, чем десять — проговорить. Справедливости ради надо сказать, что наша педагогика относится к гипер­ опеке весьма отрицательно. Да, до­ школьные учреждения стимулируют нас как можно раньше приучать ребенка са­ мостоятельно одеваться, есть, пользо­ ваться горшком, шнуровать ботинки. Час­ то это приучение сопряжено со страш­ ной нервотрепкой, родительскими крика­ ми, детскими слезами... Родители же, как спринтеры, пол­ ностью выкладываются на первой «сто­ метровке», приучая ребенка к физичес­ кой самостоятельности. И у них уже не хватает пороху приучить его к самостоя­ тельности интеллектуальной и волевой. Научить делать собственный осмыслен­ ный выбор. Проблема выбора возника­ ет, как правило, тогда, когда настает пора задуматься о выборе жизненного пути, профессии. И вы очень возмущаетесь, когда ребенок пожимает плечами и го- — Не знаю... Мне все равно... Мне ничего не хочется.-.. А чем тут возмущаться? Разве вы на­ учили его выбирать? Что обычно слы­ шит ребенок? * — Ешь, что дают. Я кому сказала?!.. Делай то-то! Делай так-то! Иди туда-то! Подавляя волю ребенка по мелочам, мы почему-то потом требуем, чтобы он проявил ее в главном. То есть опять-таки выталкиваем на жизненную сцену без единой репетиции, да еще хотим, чтобы он блестяще справился с ролью. Абсурд! Разве трудно спросить у малыша, что он хочет на ужин: кашу, творог или ола­ дышки? Какие колготки ему сегодня хо­ чется надеть; синие или красные? Где он сегодня хочет погулять: в скверике или на горке? И вывод наш таков: равновесие. На одной чаше весов написано «права», на другой — «обязанности». Если на одну чашу положили новую гирьку, не забудь­ те восстановить равновесие, бросив со­ ответствующую гирьку и на другую. А то' нередко расширение прав ребенка (без чего все равно не обойтись) почему-то не соединяется с увеличением обязан­ ностей. В результате вырастает тиран- неумейка. своенравный и инфантильный. Если же постоянно перевешивает чаша обязанностей, вы можете получить за­ битое покорное существо (не кроткое, а именно покорное). А хочется, чтобы вы­ рос не тиран и не раб, а нормальный сво­ бодный человек. Не так ли? С ТРЕВОГОЙ Поиграем вмогильщиков? И гра для ребенка, к а к известно, — способ познания окружающ е го мира, средство психологичес­ кой подготовки к будущей ж изни . Игра — отражение реальности. Во что играют совре­ менные дети, на голо­ вы которых обрушива­ ется лавина негативной информации о том, что кр^^ом все обманыва­ ют, грабят, издеваются, отключают электро­ энергию, не платят зарплату, не дают жить, бомбят мирные города, убивают ни в чем не повинных людей и так далее и тому подобное? Дети, которые смотрят муль­ тики , чьи сюжеты, изобразительная манера, поступки и интонации героев провоцируют агрес­ сию? Которые к момен­ ту совершеннолетия успевают увидеть по телевизору десятки тысяч убийств? Они играют не в кубики и не в конструкторы , а в ниндзей -чшепашек, бэтмэнов, боевиков и... в кладбище. Да-да , в Игрушечное кладбище располагалось на газоне. Оно было миниатюрной копией на­ стоящего; цветы, холмики из песка, деревянные крестики, крохотные каменные надгро­ бия... Оказалось, что так иг­ рают дети—жители одного из микрорайонов Липецка. Нет, они не хоронят хомячков ил^| попугайчиков. Просто игра. Странная, жуткая и какая-то символическая... Это не сюжет из трилле­ ра. Это наша действитель­ ность. Игра в похороны не объясняется биологической необходимостью (для юного существа вопросы вечности и тлена просто неестественны), в ней нет познания жизни. Конечно, насилие на экранах телевизоров — мощный фак­ тор воздействия на детскую психику. Но только ли ТВ во всем виновато? А на улице? В семье? В школе? . Взгляните на прохожих, и вы увидите хмурые и озабо­ ченные лица. Искренняя улыбка незнакомому челове­ ку — большая редкость. Если и улыбаются, то только зна­ комым, «своим». Неужели все кругом такие скучные и недо­ брожелательные? Нет, конеч- верное. Да и не обязаны про­ хожие улыбаться друг другу. А вот в школе учителя улы­ баться обязаны. А дома ро­ дители обязаны улыбаться и друг другу, и детям. Но не все это делают. Зато говорят при детях многое из того, что не предназначено для детских ушей и детской психики. Вот пример. Когда-то в ______ дверной ручке повесился взрослый человек. В присутствии четы­ рехлетнего мальчика родите­ ли обсуждали этот случай, -------уя детали и «технику» са- 1 Ийства. На следующий день, пока мама готовила на кухне обед, считая, что ребе­ нок играет в своей комнате, сын-кроха повесился точно так же, как об атом расска­ зывали взрослые. Урок был усвоен слишком хорошо. А теперь совсем свежее впечатление. Недавно я по­ бывала в одной липецкой шко­ ле. Странный и неприятный осадок оставило это посеще­ ние. Чтобы попасть внутрь здания, пришлось долго сту­ чать. Дверь открыла крохот­ ная девочка — дежурная. Вы­ яснилось, что .ученики школы — участники антитеррористи- ческой операции, правда, пока профилактической. Похоже, это идея школьной админис­ трации, а не каких-то там ру­ ководителей "сверху". По крайней мере, такого мараз­ ма я больше нигде не виде­ ла. Обычно сидит у входа взрослый вахтер, который и «фильтрует» посетителей шко­ лы. Что вполне оправданно. Но юный, веселый муравей­ ник, то есть школа, не пре­ вращается при этом в подо­ бие казармы.. Убеждена; не детское это дело — борьба с терроризмом. Кстати, тот самый злопо­ лучный газон с могилками — он возле этой школы. Совпа­ дение? Может, и так. Но. ■ делю назад погост насчиты­ вал пять могилок. Сегодня их уже восемь. Идут прохожие в пятнадцати метрах рт "клад­ бища” , но никто не всматри­ вается, что там делают дети. Они ведь не шумят, не дерут­ ся, ничего .не портят, то есть внимания к себе не привле­ кают. Я видела там трех де­ вочек в возрасте от восьми до двенадцати лет. Не хотелось бы думать о страшном, но невольно на­ прашивается сравнение. Год назад в поселке Балашиха Московской области произо­ шел жуткий случай, С пятого этажа три девочки прыгнули в вечность. Дело, конечно, не в количестве детей, а в со­ стоянии их душ. Отражение этого срстояния — вот оно, на газоне. Эти души вопиют о спасении, но кто их слышит?! По-моему, настало время за­ думаться, чт;о мы, взрослые, делаем,, чтобы они росли в любви и радости, а не в стра­ хе и печали? В отличие от нас, они не имеют жизненного опы­ та, защищающего от ненуж­ ной и вредной информации, и очень легко становятся жер­ твами любого внушения. Се­ годня они учатся хоронить, а

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz