Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)
ШИПБЦКАЯ « Ж г а з е т а 4 аонбря аООО г„ № 218 (21346) П Р О Г Р А М М А ИПШНОГО ЖКПИЩНОГО КРЕДИТ01иЦ11И ЛИПЕЦКОЙ ОНАОИ. За последнее десятилетие в области чрезвычайно обос трилась ситуация с обеспечением населения благоустроен ным жильем. Объемы ввода жилья в'эксплуатацию снизи лись в 1997 году по отношению к 1990 году в 2,7 раза, а в 1999 году — в 2 раза. Еще большее сокращение строитель ства жилья произошло в сельской местности — более чем в 3 Динамика ввода жилья по Липецкой области (тыс. кв. метров общей площади) 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 199912000 В настоящее время в очереди на жилье официально состо ят 83 тысячи семей. Поскольку большое количество нужда ющихся, потеряв надежду на помощь в решении жилищной проблемы, в очередь на улучшение жилищных условий сей час не становятся, фактическое количество семей, которым необходимо жилье, превышает по области 100 тысяч, в том числе по льготной очереди в бюджетной сфере — более 5 В результате принятых областной администрацией мер, направленных на увеличение объемов строительства на селе, в 1999 году индивидуальными застройщиками построено 107 тыс. кв. метров общей площади жилья, что в 2,1 раза боль ше, чем в 1998 году. Резкое увеличение ввода достигнуто благодаря принятой в 1998 году областной программе «Свой Дальнейшее соверпаенствование форм поддержки населе ния в строительстве жидья должно произойти в основном за счет реального внедрения практики кредитования граждан под залог недвижимости (ипотеки). 2. Опыт регионов в решении жилищной проблемы с ис пользованием механизма ипотечного жилищного кредито- В соответствии с классическими схемами в городах Моск ва и Санкт-Петербург разработаны концепции развития сис темы ипотечного жилищного кредитования, в основе кото рых лежит двухуровневая модель. В г. Москве она опирает ся на учрежденное Московское городское агентство по ипо течному кредитованию, в г. Санкт-Петербурге — на филиал Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, создан ного на федеральном уровне. Проведена работа с банками по ипотечным программам гг. Москвы и Санкт-Петербурга. Од нако к настоящему времени ипотечное кредитование в этих городах практически прекратилось, несмотря на самые вы сокие доходы населения среди регионов России. Высокие банковские ставки, низкие доходы и, соответ ственно, недостаточный платежеспособный спрос граждан на жилье в совокупности с отсутствием накоплений заставили органы власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления искать промежуточные решения проблемы финансирования строительства жилья. Среди администраций ряда регионов получила распрос транение идея создания специальных внебюджетных фондов поддержки жилищного строительства (г. Саров, Нижегород ская область). Эти фонды, используя бюджетные средства и часть налоговых поступлений (в пределах местных налогов, а в отношении закрытых административно-территориальных образований — и федеральных налогов), финансируют строи тельство жилья. Это жилье продается тем гражданам, кото рые согласны продать фонду имеющееся жилье, недостаю щую сумму частично оплатить за счет собственных средств, а частично — получить рассрочку. • Во многих городах и регионах (Оренбургская и Вологодс кая области. Удмуртская Республика и др.) получили разви тие схемы кредитования населения по кредитной ставке, на много ниже рыночной, через создаваемые некредитные ор ганизации. Результаты этих программ определяются бюджетными возможностями регионов, объемами жилищного строитель ства, а также платежеспособным спросом на жилье на вто ричном рынке жилья. Данные по отдельным регионам в срав нении с рекомендациями федеральной Концепции приведе ны ниже: Регионы, города оплаты квартиры Категории втоврата ГОДОВЫХ процентов Параметры, рекомендуй емые 4Сонцепцией развития системы ипотечного жилищного кредитования в РФ 30-40% ДЛЯплатеже способного населения (оптима- Льготная банковская Белгородская область 30-40% платеже способного населения состоящих в очереди льготников Исходя из индексации ср>едней зарплаты^^ Нижегородская область 30% способного населения 10 8% Оренбургская область 30-50% для платеже способного населения 10% Удмуртия 30-50% для платеже способного населения 10 7% Республика Коми 70% для платеже способного 1/3 ставки р^инанси- рования Вологодская область 50% - для платеже способного населения 10% Н^^ибирская 30-70% для платеже способного населения 20 7% г. Ростов-на-Дону 50% для платеже способного населения. 10 1/8 ставки рефинанси рования Нижет^одской области 39% (по факту) для платеже способного населения. 7% г. Пенза 60% для платеже способного населения 15 7% Липецкая область (предложено настоящей Программой) для нужда ющихся в улучшении жилищных условий 15-20% для льготных категорий 13 8% 3.' Основные положения Программы 3.1. Настоящая Программа разработана в соответствии с Концепцией развития системы ипотечного жилищного кре дитования в Российской Федерации, одобренной Постановле нием Правительства Российской Федерации Ха 28 от 11 янва ря 2000 г. 3.2. Цель Программы — создание системы обеспечения ПОСТАНОВЛЕНИЕДВАДЦАТЬ ПЯТОЙСЕССИИЛИПЕЦКОГООБЛАСТНОГОСОВЕТАДЕПУТАТОВВТОРОГОСОЗЫВА № 523-пс от26.10.2000 г. о ПРОГРАММЕИПОТЕЧНОГОЖИЛИЩНОГО КР|ДИТ0ВАНИЯЛИПЕЦКОЙ ОШПИ Рассмотрев представленную администрацией облас ти Программу ипотечного жилищного кредитования, при нимая во внимание социальную направленность указан ной программы, учитывая рекомендации, высказанные на Дне депутата по вопросам ипотечного кредитования, и решение комитета по экономике и руководствуясь статьей 30 Устава Липецкой области, областной Совет депутатов ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить Программу ипотечного жилищного кре дитования Липецкой области (п|]|илагается). 2. Рекомендовать администрации области для Центра ипотечного кредитования избрать организационно-право вую форму — государственное учреждение. 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания. Председатель областного Совета депутатов доступным по стоимости жильем населения Липецкой облас ти и увеличения объемов жилищного строительства путем оказания финансовой поддержки гражданам и совершенство вания рынка жилья с использованием механизма ипотечного жилищного кредитования. 3 .2.1. Задачи Программы: — разработка и внедрение единых норм и правил ипотеч ного жилищного кредитования, развертывание системы ипо течного кредитования на территории области; — создание инфраструктуры, обеспечивающей функцио нирование системы ипотечного жилищного кредитования; — формирование первичного и вторичного рынков ипо течного жилищного кредитования; — формирование финансовых ресурсов для реализации Программы; — организация информационного обеспечения Програм- В реализации Программы участвуют средства федераль-^ ного бюджета в объеме их выделения на ипотечное жилищ ное кредитование. 3.3. Сроки и этапы реализации Программы. Первый этап (2000 — 2001 годы); — организация деятельности Центра ипотечного креди тования (далее — Центр); , — отбор участников ипотечного рынка, обучение персо- —совершенствование механизма реализации Программы; — формирование базы финансирования ипотечного кре дитования за счет бюджетных источников; — внедрение ипотечного кредитования на основе реали зации вновь построенного жилья. Второй этап (2002 год и далее): — расширение рынка ипотечного жилищного кредитова- — привлечение дополнительного финансирования Про граммы за счет внебюджетных источников; — организация рынка вторичного ипотечного кредитова- — внедрение и совершенствование системы ипотечного жилищного кредитования с участием Центра и финансовых институтов. Роль законодательных и исполнительных органов власти при создании и обеспечении функционирования системы ипо течного кредитования является определяющей, поскольку в условиях сложившейся трудной социально-экономической ситуации предпринимательский рынок не сможет в ближай шее время создать рынки ипотечных кредитов и оживить спрос на жилую недвижимость. Эту задачу сейчас должны решить заинтересованные в ее решении органы власти, ис пользуя прямое финансиройанир на возвратной и невозврат ной основе. Порядок приема и рассмотрения заявлений на получение и предоставление целевых займов на приобретение жилья под залог недвижимости определяется в Приложении X» 1 к на стоящей Программе. Конкретные сррки и действия конкретных исполнителей по выполнению положений настоящей Программы определя ются в Приложении X» 2 к Программе — «План мероприя тий по выполнению Программы ипотечного жилищного кре дитования Липецкой области». 4. Организация системь! ипотечного жилищного креди- 4 .1. Участники Программы и их функции. 4 .1.1. В функции органов законодательной и исполнитель ной власти области входит: — создание законодательной и нормативной базы; ’ — государственная поддержка, в том числе путем финан сирования из областного бюджета, предоставление гарантий, налоговых льгот и инвестиционных налоговых кредитов; — регулирование рынка жилья, формирование региональ- У ной системы ипотечного кредитования и жилищного строи тельства; — предоставление государственных жилищных субсидий; — внесение предложений по изменению действующего федерального законодательства; — разработка единых норм и правил жилищного ипотеч ного кредитования и контроль за их соблюдением; — координация мероприятий Программы с федеральны ми программами «Свой дом», «Государственные жилищные сертификаты», «Жилищные субсидии гражданам, выезжаю щим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним мес тностей», «Строительство жилья для граждан, подвергших ся воздействию радиации вследствие катастрофы на Черно быльской АЭС» на основе широкого использования механиз мов ипотечного кредитования; строительстве жилья или заказчиком строящегося жилья; — использует средства для приобретения жилья на вто ричном рынке недвижимости или сам:остоятельно приобрета ет недвижимость у продавцов; — предоставляет займы покупателям жилья, приобретен ного или построенного за счет средств Центра, гражданам по спискам, формируемым Центром с учетом даты подачи заявки, своевременного предоставления заявителем необхо димых документов, внесения установленной доли личных средств покупателя в счет оплаты приобретаемого жилья и других условий. ■4.1.4. Уполномоченное кредитное учреждение (в случаях привлечения внебюджетных кредитных ресурсов): — выступает агентом Центра; — выдает ипотечные кредиты покупателям жилья (заем щикам) на оснований оценки их платежеспособности и кре дитоспособности и осуществляет последующее обслужива ние данных ипотечных кредитов. Срок кредита определяет ся кредитным-договором в зависимости от финансовых воз можностей соответствующего банка и Центра, а также дру гих причин (наличия существующего жилья, подлежащего продаже в счет погашения кредита; средств, полученных в виде субсидий; жилищных сертификатов и т.д.), на срок до 10 лет. 4.1.5. Приобретатель жилья, реализуемого в соответст вии с Программой (он же ■— заемщик), •— главный субъект Программы. Заемщиками могут выступать физические лица, добровольно предоставившие уже имеющееся у них в собствен ности или приобретаемое на средства кредитора жилье в за лог (возможен залог третьих лиц), способные внести теку щие платежи при приобретении жилья. 4 .1.6. Поручитель — юридическое или физическое лицо, поручившееся за приобретателя жилья (заемщика), несущее имущественную ответственность по обязательствам покупа теля. Продавец жилья — физическое или юридическое лицо, продающее жилье, находящееся в его собственности или принадлежащее другим собственникам, по их поручению. 4 .1 .7 . Уполномоченный оценщик — юридическое или физическое лицо, имеющее право на осуществление профес сиональной оценки недвижимого имущества. Выполняет по поручению Центра оценку стоимости предметов залога при ипотечном кредитовании и жилья на вторичном рынке. 4 .1.8. Уполномоченный риэлтер по договору с Центром оказывает помощь в заключении сделок по купле-продаже недвижимости. 4 .1.9. Оператор вторичного ипотечного рынка — юриди ческое лицо, осуществляющее выкуп ипотечных кредитов у первичных кредиторов в порядке, предусмотренном действу ющим законодательством.. . 4 .1.10. Инвестор'—доридическое иди физическое лицо, инвестирующее свободные денежные средства на развитие ипотечного рынка в области путем их перечисления в Центр, а также приобретающее ценные бумаги операторов вторич ного ипотечного рынка-. 4 .1.11. Страховая организация — это страховая компа ния, имеющая лицензию на страховую деятельность. По со глашению с Центром выполняет имущественное страхова ние (страхование ипотеки), личное страхование заемщиков и страхование гражданско-правовой ответственности участни ков ипотечного рынка. 4 .1 .12 . Застройщик — организация, осуществляющая строительство жилых домов. 4 .1.13. Орган государственной регистрации прав на не движимое имущество и сделок с ним — государственный орган, обеспечивающий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, одной из функций которого является регистрация договоров об ипотеке и права ипотеки. 4.2. Схемы ипотечного кредитования жилья. Схема М 1: Приобретение вновь построенного жилья Центр за Счет бюджетных и собственных средств приоб ретает вновь построенное или вводимое в строй жилье (квар тиры) у организаций-застройщиков, в том числе на основе долевого участия в строительстве этого жилья. Приобретатели жилья из числа нуждающихся в улучше нии жилищных условий выбирают устраивающий их вари ант из предлагаемых Центром квартир и заключают с ним договоры на приобретение жилья на следующих условиях: — приобретатель уплачивает первый взнос в счет оплаты за приобретаемое жилье в размере не менее 30 %, а для льгот ных категорий — не менее 20% от стоимости приобретаемо го жилья; — оставшаяся часть стоимости выплачивается приобре тателем жилья на условиях договора целевого займа, заклю чаемого им с Центром под льготный процент со сроком воз врата до 10 лет, а для льготных категорий — до 13 лет; выполнение условий целевого займа обеспечивается - обобщение и распространение опыта по внедрению ипо-; течного кредитования и модернизации базы стройиндустрии; ^ ______ _ на^основе отечественных и зарубежных передовых техноло-С залогом недвижимого имущества, имеющего ликвидность на ГИЙ с целью удешевления строительства и создания новых о рынке, путем заключения договора об ипотеке; рабочих — стандартизация и унификация схем ипотечного креди- , тования; — содействие созданию для всех участников ипотечного рынка единого информационного поля, формированию еди- ' ной информационной системы для обмена информацией об имеющихся жилых площадях и условиях их приобретения по ипотечной схеме на территории области. 4 .1 .2 . В функции органов местного самоуправления вхо- — выявление и постановка на учет лиц, нуждающихся в получении жилья и улучшении жилищных условий; — регистрация льготных категорий граждан, нуждаю щихся в жилье; — предоставление субсидий за счет местных бюджетов для приобретения жилья, разработка в этих целях норматив ной базы; — участие в финансировании мероприятий Программы на подведомственной территории с привлечением средств мест- с ных бюджетов; “ — выявление объектов жилья, строительство которых прекращено застройщиками из-за финансовых трудностей, и осуществление мероприятий по передаче Центру для за вершения й дальнейшей их реализации в соответствии с на стоящей Программой; — создание условий для увеличения объемов йилищного строительства, комплексного освоения территорий, поддер жка застройщиков и других участников ипотечной програм мы, в том числе путем предоставления налоговых льгот, ин вестиционных налоговых кредитов, разработка и реализация в этих целях соответствующих местных программ. 4 .1 .3 . Центр ипотечного кредитования выполняет функ ции аккумулирования региональных финансов с целью даль нейшего направления средств на ипотечное кредитовайие и является координатором Программы на территории области. В целях решения задач, поставленных Программой, ' Центр: — осуществляет предоставление целевых займов на при обретение жилья под залог недвижимости (ипотеку) и прода жу жилья в рассрочку; — выполняет функции безналогового проводника финан совых ресурсов с целью удешевления стоимости жилья; — выступает долевиком по договорам долевого участия в — возврат займа начинается после передачи приобретае мой квартиры в пользование заемщика; — приобретаемое жилье оформляется в собственность приобретателя после полного расчета по целевому займу. Схема М 2; Улучшение жилищных условий с реализацией имеющегося в собственности жилья Данная схема применяется в случае намерения приобре тателя, нуждающегося в улучшении жилищных условий, продать имеющееся в его собственности жилье в счет пога шения стоимости жилья, вновь приобретаемого в целях улуч шения жилищных условий. Стоимость старого жилья, как правило, составляет примерно 50 — 60 процентов стоимости нового, 30 процентов (для льготников — 15%) — собствен ные средства для первоначального взноса приобретателя, на оставшиеся 10 — 35 процентов стоимости покупаемого жилья предоставляется рассрочка на условиях займа под льготный процент со сроком возврата до 10 лет, для льготников — до 13 лет. При этом каждый вложенный рубль займа привлека ет превосходящие в несколько раз средства населения. Приобретатель вселяется в приобретаемое жилье после заключения предварительного договора на продажу старого жилья третьему лицу на условиях передачи средств от про дажи Центру в счет оплаты нового жилья, после чего в тече ние нескольких лет рассчитывается с Центром по предостав ленному займу. Приобретаемое жилье оформляется в сс^ствен- ность приобретателя после возврата займа. 4.3. Основные стандарты и требования к ипотечным кре дитам (займам) и рассрочкам. Методика предоставления ипо течных жилищных кредитов (займов) и рассрочек, разрабо танная в Программе, основана на законности и обеспечении возвратности кредитов (займов) и рассрочек. Долгосрочный ипотечный жилищный кредит — это кре дит иЛи заем, предоставленные на срок 3 года и более соот ветственно кредитной организацией (банком) или некредит ной организацией — юридическим лицом физическому лицу (гражданину) для приобретения жилья под залог недвижи мости в качестве обеспечения обязательства. Основные требования: — кредит (заем) и проценты по нему, а также рассрочка выплачиваются в форме ежеквартального платежа, рассчи танного равными частями по основной задолженности; — приобретенное в кредит (рассрочку) жилье служит обес печением по возврату кредита и, в случае неисполнения за емщиком своих обязательств, осуществляется обращение взыскания на жилье с последующей реализацией для пога шения долга перед кредитором. Оставшаяся после погаше ния кредита сумма за вычетом расходов, связанных с проце дурой обращения взыскания и продажи жилья, возвращает ся бывшему заемщику; — переданное в ипотеку жилье не должно быть обремене^ но предшествующими обязательствами; — приобретенное за счет средств кредита (займа) жилье должно быть использовано исключительно для проживания заемщика и его семьи; — ипотечный кредит (заем) на готовое жилье выдается после государственной регистрации договора купли-прода жи жилья, заключаемого между заемщиком и продавцом жилья. Подтверждение платежеспособности приобретателя жилья обеспечивается следующим: — оплатой первоначального взноса денежными средства- граждане, получающие меньшую сумму кредита или ^ рассрочки, имеют преимущественное право на приобретение жилья; — величина среднемесячного платежа по кредиту не до лжна превышать 35-40 процентов от среднемесячного сово купного семейного дохода заемщика и созаемщиков за преды дущие 12 месяцев. В процедуре оценки вероятности погашения кредита (зай ма) кредитор использует официально подтвержденную инфор мацию о текущих доходах приобретателя жилья (заемщика) и членов его семьи. Распределение ответственности: — предоставление залога недвижимости заемщиками или третьими лицами в интересах заемщиков; — поручительство не менее двух физических лиц, имею щих постоянный и достаточный для погашения займа источ ник дохода; — поручительство предприятия-работодателя заемщика. Страхование рисков: — страхование жизни и здоровья приобретателей жилья из группы повышенного риска. Для лиц пожилого возраста, а также имеющих опасную профессию или серьезные заболе вания, страхование потери платежеспособности обязательно; — страхование ответственности приобретателей жилья, имеющих детей. В случае потери кормильца или утраты им трудоспособности или работы страховая компания будет Обя зана внести оставшуюся сумму долга. Страхование произво дится за счет средств приобретателя. Залог имущества и сопутствующие ему меры: — залог недвижимости. Недвижимость находится под за логом до выплаты заемщиком полной его стоимости; — льготный процент по кредиту (рассрочке). 4.4. Основные этапы и порядок предоставления ипотеч ных жилищных кредитов (займов). Ипотечный жилищный кредит (заем) предоставляется на условиях платности, возвратности и целевого использования. Основным обеспечением возвратности кредитных средств служит залог имеющегося жилья и другой недвижимости. Предоставление Центром ипотечного кредита (займа) осу ществляется в соответствии с условиями заключенного меж ду ним и приобретателем жилья (заемщиком) договора об ипотечном кредите (займе) и составленного между сторона ми договора об ипотеке жилья, приобретаемого за счет кре- ди,'5р (займа). ^ кредитном договоре ^договоре займа) стороны предус матривают условия о сумме и сроке предоставляемого кре дита (займа), о размере процентов, очередность погашения кредита и процентов, основания досрочного расторжения договора и взыскания по нему. В договор об ипотеке стороны включают условия о пред мете ипотеки (залога), о цене предоставляемой в залог не движимости, существо основного обязательства, требования по страхованию, основания обращения взыскания на зало женное имущество и иные положения, предусмотренные дей ствующим законодательством. При предоставлении кредита (займа) до окончания строи тельства в залог оформляется имеющееся в собственности заемщика жилье с обязательным нотариальным удостовере нием согласия заемщика и в1зрослых членов его семьи на выселение в случае невозврата кредита (займа) кредитору. Собственность в данном случае не оформляется на покупате ля жилья, пока он не рассчитается с кредитором. 4.5. Страхование в системе ипотечного жилищного кре дитования. Кредиторы, осуществляющие кредитование населения на приобретение жилья или предоставляющие рассрочку в рам ках долгосрочной ипотечной программы, могут использовать в качестве одного из видов обеспечения специальную страхе- , вую программу. Объектами страховой программы при ипотечном кредито вании являются; — имущественные ийтересы, связанные с жизнью, здо ровьем, трудоспособностью приобретателя жилья (заемщи ка), — личное страхование; — имущественные интересы, связанные с владением, поль зованием, распоряжением имуществом, — имущественное страхование. Заемщик является страхователем по договору страхова ния, осуществляемому за счет его средств. Первым выго доприобретателем по договорам страхования является кре дитор, предоставивший кредит (заем) или рассрочку на при- обхютение квартиры. В случае уступки прав требования по кредитному договору на вторичном ипотечном рынке, права первого выгодоприобретателя переходят к новому кредито ру. Сумма страхового возмещения должна быть не меньше обязательств по основному договору, обеспеченному ипоте- Срок действия договора страхования должен быть не ме нее срока кредитования или рассрочки либо должен заклю чаться на срок не менее 12 месяцев с последующим продле- Кредитор осуществляет контроль за исполнением заем- ^- щиком обязательств по выплате страховых премий по дого ворам страхования, являющихся обеспечением по ипотечно му кредиту или рассрочке. 4.6. Оценка жилых помещений, находящихся в ипотеке. Оценка жилых помещений, приобретаемых на заемные средства, осуществляется специализированными оценочны- , ми фирмами либо специалистами-оценщиками. При этом не обходимо учитывать особенность и специфику целей, для которых оценка производится. Специфика заключается в том, что кредитор рассматривает данную недвижимость, прежде всего, как обеспечение возвратности предоставляемых заем щику средств или рассрочку мятежа по договору купли- продажи, обремененному ипотекой. Оценка жилого помещения должна определять величину рыночной стоимости на текущий момент с учетом долгосроч ного характера основного обязательства. Кредитор на основе оценки, предоставленной оценщиком, определяет достаточ ность данного обеспечения с точки зрения величины предос тавляемого кредита (займа) или рассрочки. 5. Субсидии гражданам льготных категорий Недостаточный платежеспособный спрос населения, от ставание реальных доходов от цен на жилье, нестабильность получаемых доходов — все эти факторы.отрицательно ска зываются на возможностях граждан приобретать жилье даже с помощью ипотечного кредита. Одним из ключевых требо ваний создаваемой системы долгосрочного жилищного ипо течного кредитования является обеспечение доступности ипотечных кредитов для населения не только со средними, но и ниже средних доходами. При этом система ипотечного кредитования должна носить рыночный, а не дотационный характер, быть полностью прозрачной и понятной всем учас тникам процесса ипотечного кредитования. (Окончание на 5-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz