Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2000 г. (г. Липецк)

БИРЖА Т Р У ДА ЖЕ1С0МЕ, ПРОЛЕТАРИАТ! СТАРЕЮЩАЯ ЕВРОПА ВИДИТ В БЫВШИХ СОЦСТРАНАХ ПОСТАВЩИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ в вечной борьбе с безработи­ цей мир проглядел совсем дру­ гую угрозу: по исследованию ООН, старение населения при­ ведет к огромной нехватке рук в Европе, Японии и Южной Корее! В отчаянном положении, на­ пример, к середине XXI века окажется Испания, где почти по­ ловина населения превысит воз­ растной барьер в 60 лет1 Не­ намного отстанут по этому пе­ чальному показателю Италия Япония. Хотя Россия и не попа доет в десятку «лидеров», поло­ жение здесь, по прогнозам, так же не самое лучшее: треть н селения составят пенсионеры. Что же делать? Можно, ко чечно, поднять пенсионный воз­ раст до 70 лет, урезать пенсии и соцобеспечение. Но кто из за- роботавших себе на счостливую старость станет мириться с по­ добным произволом? А в Рос­ сии, например, мужики до этого барьера просто не доживают! Можно бросить силы на повы­ шение рождаемости. Однако и этот выход из ситуации предста­ вляется весьма призрачным: многодетные семьи в развитых странах, похоже, навсегда кану­ ли в Лету, никакими калачами не заманишь тех же- европейцев отдовать себя детям. Остается открывать двери и окна эмиг­ рантам, . преимущественно, ко­ нечно, квалифицированным ра­ бочим. Но это палка о двух кон­ цах. Ведь именно наплыва ино­ странных рабочих опасаются европейцы в результате расши­ рения ЕС, ведущего за собой разгерметизацию ранее обо­ собленных рынков рабочей си- Кстати, лучше всего с недос­ татком пролетариата справля­ ются, как это ни странно, США. А все благодаря продуманной миграционной политике. Амери­ канцы с радостью принимают больше миллиона переселенцев в год. Результат налицо: экспер­ ты прогнозируют даже омоло­ жение населения Соединенных Штатов через пару-тройку де- В Европе по поводу такого опыта морщатся, но... куда де- ються? В маленькой Финляндии, на­ пример, уже подсчитали, что Год 2000-й. Как и ежегодно стране будет не хва­ тать 20 тысяч пар квалифициро­ ванных рабочих рук. Наиболее страждущими сферами считоют- ся . сф^о услуг и промышлен- , ность. Привлекать рабочую силу финны намеревоются из соседг них стран, в том числе и из со­ предельных российских террито­ рий. ^Хотелось бы им, конечно, задействовать и друзей-прибал- тов, да перед теми, похоже, сто­ ит такая же проблема дефицита. Российские же специалисты не­ плохо зарекомендовали себя в Финляндии. Финны ценят их профессионализм и, как здесь считается, отменное профиль-, ное образование. Зо умерен­ ную зарплату спец из России го­ тов горы свернуть. Вот как мне прокомментиро­ вали ситуацию в министерстве труда Финляндии: - Из стран ЕС рабочие к нам практически не едут. Эстонцев приезжает все меньше - уро­ вень жизни там повышается, ток что скоро в «выездных заработ­ ках» они нуждаться не будут. -А вот россиянам это не •грозит. Русские доааточно образованы и чувствуют Финляндию. Да и недалеко, рукой подать... Правда, у многих финнов до сих пор остается некоторое предубеждение к русским. Тем не менее работу россияне на­ ходят. Преимущественно - в гос­ тиницах, больницах и поликли­ никах, на заводах по производ­ ству металла. сии в Европу усилится. Уже сей­ час, например, немцы зазывают к себе россиян: ученых и иссле- ы страждущих дователей. А в одной норвеж­ ской'газете недавно было опуб­ ликовано объявление о том, что в больницы требуются медсест­ ры.^И не две-три, а целыхшесть- За высококлассных специали­ стов разворачивается жестокая конкуренция. Так, в области ин­ форматики и вычислительной техники Соединенные Штаты предоставляют приезжим специ­ алистам, пожалуй, наиболее вы-. для скорейшей адоптации ино­ странцев. Ведь сегодня омери- канцам требуются 400 тысяч компьютерных асов, а, по под­ счетам экспертов министерства торговли США, этот дефицит че­ рез пять лет разрастется до 1,3 миллиона человек! В условиях 13 Европы ищут счастья в Америке. борьбы за чужие головы и руки Запад поумерил свою зайосчи- вость в отношении заезжих спе­ циалистов. В той же Финляндии знание финского языка уже перестает . быть условием для получения квалифицированной работы. Мой сосед, например, приехал в Финляндию из ЮАР. Прекрас­ ный специалист по компьюте­ рам, он рюботает по контракту но всемирно известной фирме «Нокио». «И зачем мне финский, . - рассуждает он, - когда но ра­ боте все прекрасно говорят на английском?» . Правда, английский вам все равно учить придется. Но без него сейчас и в Москве не обойтись, не ток ли? Дмитрий АНКУДИНОВ. ХЕЛЬСИНКИ. НА ЗДОРОВЬЕ! БРОСАЙ КУРИ ТЬ , ПОКА НЕ ПОЗДНО Всемирная организация здравоохранения но конферен­ ции в Женеве кардинально ме­ няет стратегию в борьбе с ку­ рением. ■ Последствия будут таковы, что крупнейшим мировым про­ изводителям сигарет мало не покажется. Они тоже пригла­ шены в Женеву - но скорее в качестве мальчиков .для битья. ВОЗ не будет более предоста­ влять отдельным странам самим бороться с никотиновой чумой.- Компания но пороге нового столетия будет глобольной. По словам руководителя ВОЗ Г.Х. Брунтлондо, курение оста­ нется одной из серьезнейших проблем человечество. В мире - миллиард курильщиков, из них три четверти - граждане разви­ вающихся государств и треть - в Кцтое. Ежегодно от рока легких и. сердечно-сосудистых заболе­ ваний погибают четыре Миллио- •)на человек - столько же, сколь,- ко от СПИДа и туберкулеза. Реклама через Интернет и те­ левидение вместе с контрабан­ дой позволяет коричневой за­ разе легко пересекоть границы. ВОЗ в первую голову ставит целью помочь избовиться от. «дьявольского семени» бедным государством. В богатых стра­ нах прогресс уже есть. Три чет­ верти дохода с каждой продан­ ной почки идет в козну в виде налогов. (В розв: 51 вающихся странах - менее половины). Действуют суровые ограниче­ ния но рекламу табака и-доже но спонсорскую поддержку различных мероприятий, в том числе и спортивных. Бедные же страны до этого еще не дошли. Но у них есть преимущество; эпидемия курения у ,них еще в начальной стадии. Но и тягать­ ся с богатыми табачными мон­ страми, вламывающимися на местные рынки, им нелегко. Уже к 2003 году будет создано он- 'титобочноя конвенция, к кото­ рой присоединятся все страны - члены . ВОЗ. После этого они будут обязаны причесать свои законы под международную гребенку. Торговля табачком через дьюти-фри будет ликвиди­ ровано. Минимальные налоги но продажи станут максималь­ ными - кок в Европе и США. Страны, где табак является тра­ диционной сельхозкультурой, получат дотации, чтобы пере­ ключиться но общественно по­ лезные растения. Степан ХОЛОДЦОВ. ДАФНИЯМ НЕ ДАЛИ УЕХАТЬ В КИТАЙ Казахстанские спецслужбы задержали а-Восточно-Казах­ станской области три грузо­ вика, которые везли в Китай сто тонн... простейших микро­ организмов - дафний. В Китае этот товар пользуется боль­ шим Спросом. В засушенном виде микроорганизмы исполь­ зуются для изготовления ле­ карств, о также их скармли­ вают некоторым редким на­ секомым, которых, . в свою очередь, поедают китайцы. Вячеслав КОХАН08. КАРАГАНДА. НЕДОЛГО МУЗЫКА ИГРАЛА президент Украины Лео­ нид Кучма подарил жителям село Чойкино Черниговской области телевизор, видеомаг­ нитофон и музыкальный центр...Однако японская опло- ротурО'С гравировкой «Земля­ ком от президента» не долго радовало посетителей Дома культуры - злоумышленники унесли ее в неизвестном на­ правлении. Юрий КИРИЛЛОВ. ЧЕРНИГОВ. В БЕЛОРУССИИ СТАЛО ВЕСЕЛЕЕ По потреблению спиртных напитков но душу населения ноши союзники-белорусы опередили россиян. Ток, в прошлом году каждый бело­ рус в среднем выпил М лит­ ров водки и крепких спиртных СНГ напитков. После пресловутой борьбы с пьянством и алкого­ лизмом производство спирт- Валерий ГРУЗИНОВ. МИНСК. ДОРОГА НА АЙ-ПЕТРИ 2 -километровоя безопор- ноя подвесная дорога, по ко­ торой крымчане и гости полу­ острова поднимаются но Ай- Петри, не имеет аналогов в Европе. С вершины горы от­ крывается панорама Большой Ялты. После 13-летней интен­ сивной эксплуатации курорт­ ную достопримечательность решено реконструировать. Это обойдется в 600 тысяч долларов. Уникальные несу­ щие и тяговые канаты заказа­ ны в Австрии, о все остальное сделают отечественные мос- Юрий ПЕТРОВ. СИМФЕРОПОЛЬ. СЫР-БОР ПО-АРМЯНСКИ Около 15 тонн сыров бу­ дут в ближайшее время экс­ портированы в Россию. При­ чем продукция это необычная, поскольку отбирало ее кон­ курсная комиссия в рамках праздника урожая, состояв­ шегося накануне в Ехегнод- зорской области Армении. Именно тогда один килограмм козьего сыро был продан с аукциона за 150 долларов. Александр АВАНЕСОВ. р е й т и н г и 20 -40___60 80 100 |В РОССИЮ, пить ШАМПАНСКОЕ ■ По данным авторитетного журнала «Ссопот15Т», Россия по- прежнему остается одной из наиболее рискованных стран для вложения капитала. ■ Если с учетом множества факторов принять мак- ■ симальный риск за 100 единиц, потенциальным инвесторам придется ри- I сковать в России на все 63. Более неблатоприят- 1 ные условия только в Мьянме и Зимбабве. Ка­ питалисты не боятся да- I же китайского комму- I низма или сингапурст социализма. В Россию ■же идут самые риско- " вые. И шампарското они ^ авно уже не пили... МЬЯНМА ЗИМБАБВЕ РОССИЯ НИГЕРИЯ КИТАЙ АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ 5<ГА30ВЫИ ОПЕК» ЕВРОШ Н Е НУЖЕН В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРЕСС-КЛУБЕ «СОРбкАГНоБЫВАЛ ГЛАВА КОМПАНИИ «ГАЗ ДЕ ФРАНС» ПЬЕР ГАДОННЕКС вклад в развитие и укрепление российско-французских отно­ шений. Хотя он не политик, но благодаря именно «газовым» контрактам, первый из кото­ рых был подписан ровно чет­ верть веко назад, Россия и (^анция стали стремительно сближать свои позиции в об­ щеевропейском доме. - В программе моего ны­ нешнего визита в Москву - от­ крытие совместной выставки «Наполеон 1 и Александр I», спонсорами которой выступили «Таз де Франс» и ОАО «Газ­ пром», - начал мсье Годоннекс, - но главное, конечно, ■подпи­ сание новых контрактов. , Например, меморандума о. взаимодействии между круп­ нейшими газовыми энергетиче­ скими компаниями Фронции, России, Италии, Германии для прокладки новой ветки газо­ провода «Ямал - Европа». Тог­ да удастся вдвое увеличить пропускную способность моги- стропи и довести ее до 60 млрд, кубометров газа в Согласимся с собеседником: четверть веко назад было не ток очевидно, что сотрудничест­ во это но долгие годы. Сегодня поставки российского гозо во Францию составляют 12 млрд, кубометров в год. Это 28 про­ центов от общего объема зо- Совместно с Газпромом со­ зданы предприятия «Фрогоз» и «Экогоз». Первое осуществля­ ет поставки российского газа и Цюборудования во Фронцию, ^ г о торговый оборот в про­ шлом году превысил 80 млн. евро. Второе действует в Рос­ сии и специализируется в об­ ласти энергосбережения. Французские партнеры не припомнят ни одного случая, когда бы в поставедх россий­ ского газа был сбой. Доже и при нынешнем весьма неспо­ койном международном энер­ гетическом рынке, скочкох цен но нефть, другие энергоносите­ ли, могущих вызвать вдох, они спокойны. Газпром не подве­ дет. С его главой Ремом Вяхи­ ревым в Москве шел разговор об укреплении деловых контак­ тов. Например, в области раз­ вития энергосбережения. Ведь это возможность без инвести­ ций в разработку новых место­ рождений получать дополни­ тельные объемы газа, сопоста­ вимые с многомиллиардными запасами. Из-за дороговизны энерго­ носителей в Европе для Фран­ ции это тема очень важно. Хотя «Газ де Франс» интересуют; не только проекты с российской стороной. Например, с Арме­ нией, где предполагается про­ кладка газопровода неболь­ шой - до 4 лллрд; кубометров в год - мощности. Но и здесь без участия Газпрома - партнера «Армгозпромо» - не обойтись. - Будете ли продлевать ныне действующие контракты? - спрашиваю г-на Годоннексо. - Вопрос правильный, пото­ му что газоснабжение требует долгосрочных инвестиций. «Юбилейный» контракт мы уже однозды продлевали. Доже ес­ ли срок окончания контракте неблизкий, беспокоиться есть о чем. Особенно в связи с тре­ бованием Европейской газо­ вой директивы, которая вступи­ ло в силу с 10 августа с.г. и требует от нос диверсифика­ ции, т.е. разнообразия источ­ ников газоснабжения, чтобы за счет конкуренции сбить цену. Самый близкий срок истечения контоокто с «Гозэкспортом» - 2008 год. И надо уже сейчас им заниматься. Французов, конечно, беспо­ коят разговоры о снижении до­ бычи газа в России. Однако они верят в Газпром, который их не подводил. Не сомневают­ ся в «Газ де Франс» и стабиль­ ности цен но российский гоз. Контракты с Газпромом - дол­ госрочные. Цена на газ и в бу­ дущем должна оставаться кон­ курентоспособной. Но в связи с «нефтяным» шоком и привяз­ кой цены но газ к цене на нефть в Европе все больше за­ даются вопросом: а стоит ли ток тесно увязывать эти цены между собой? Что же теперь, взвинчивать цену но газ вслед 30 удвоением - утроением це­ ны но нефть? К счастью, с Газпромом этой проблемы не существует. За четверть веко сотрудничест­ во всегдо находилось решение 30 столом переговоров, несмо­ тря но немалые разногласия и доже порой тупиковые ситуо- Нет ли в током случае смыс­ ла подумать о своего рода «Газовом ОПЕК» по примеру нефтедобывающих стран? Нет, считает президент «Газ де Франс». Несмотря но сущест­ вование ОПЕК, цена за бор- ■ -рель нефти вышло за пределы 30 долларов, тогда кок экспер­ ты этой организации предско- зыволи ее но уровне 10-15 долларов 30 баррель. Газовый рынок более устойчив, по­ скольку устойчива его инфра­ структура, прежде всего газо­ транспортная система, имею­ щая определенную пропуск­ ную способность и долгий срок службы. Контрокты но этом рынке долгосрочные, иначе проклодывоть трубу будет не­ выгодно. Ток что решать - по­ купать или продавать газ и по кокой цене - дело партнеров, о не стороннего союза стран. Кок бы богаты газом они ни Рустем ТЭЛЛЬ. ДЕНЬГИ ПРАЧЕЧНАЯ В ЧЕМОДАНЕ Оснащение банков совре­ менным электронным оборудо­ ванием и средствами связи не означает исчезновения троди- ционных способов перемеще­ ния денег в пространстве. Обычный чемодан, кок следует из конфиденциального докла­ да таможенных служб Евро­ пейского союза, продолжает активно использоваться для перевозки крупных сумм, име­ ющих криминальное происхо­ ждение или укрываемых от на­ логообложения. Е1а внутренних и внешних границах ЕС проведена опе­ рация «Мони-пенни». При вне­ запной проверке багажа выяв­ лено более 20 тысяч случаев перевозки ценностей общей стоимостью примерно 1,6 мил­ лиарда евро (около 1,5 млрд, долларов). В основном транс­ портировались наличные день­ ги, остальная часть приходится но акции, чеки, драгоценные камни и металлы. Большинство ро. Однако примерно в тысяче случаев в чемоданах лежало по 200 и более тысяч. По мне­ нию специалистов; такой бога­ тый улов свидетельствует о том, что перевозка наличных активно используется для об­ хода мер, предпринимаемых банками против отмывания преступных капиталов. Анализ результатов опера- л показал, что источники происхождения денег чаще на­ ходятся 30 пределами ЕС. В первую «четверку» вошли Ал­ жир, Египет, Албания и Швей- Впрочем, существуют и об­ ратные потоки, направленные в Италию, Испанию, Германию же Швейцарию, где со­ храняются «дыры» в нацио­ нальных законодательствах. Примечательно, что среди ли­ деров не значится Россия. Очевидно, ноши предпринима­ тели и братки прошли этап че­ моданов с боксами и освоили современные банковские ко-: Для перевозки наличности зще используется' воздушный транспорт. Основная масса денег было обнаружена при досмотре в международных аэропортах. К автомобильно­ му, водному, железнодорожно­ му транспорту или к почте прибегают гораздо реже. При этом почки с валютой доже не всегда прячут, о держат их в багаже или карманах. Лишь немецкие таможенники обна­ ружили около 30 тайников в виде двойного дно чемоданов или усвоенных за обшивкой Леонид ТИМОФЕЕВ. КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ ОЧЕНЬМАЛАЯ АВИАЦИЯ ДЛЯСОВСЕМБОЛЬШИХЛЮДЕЙ В РОССИИ ОНА ПОКА ВНЕ ЗАКОНА. НО ЕСЛИ ЕСТЬ ДЕНЬГИ, ПОЧЕМУ БЫ НЕ ПОЛЕТАТЬ? «В Париж! По делу! Сроч­ но!» Для Москвы это уже реальность. Набираете но­ мер и заказываете себе ин­ дивидуальный рейс - через четыре часа вы уже в возду- О вас заботятся авиаком­ пании, имеющие в своем распоряжении самолеты ти­ па Як-40, Як-42, Ту-134 и да­ же Ил-62 в ток называемом салонном варианте. Для «крутых» предоставят специ­ альные реактивные иномар­ ки, спроектированные изна­ чально под бизнес-класс. Американский «Хокер-700» или французский «Фолькон», способные совершать транс­ океанские перелеты. Удо­ вольствие не из дешевых. Один час полета бизнес-са­ молетом западного произ­ водство обойдется в 3 000 долларов. Для сравнения - час но Як-40 стоит «всего» 1.200 долларов Кто и куда летает за такие деньги? В основном - это россияне (иностранцы пред­ почитают пользовоться оно- логичными, но своими авиа­ компаниями). Полеты Москва - зорубеж и Москва - города России распределяются при­ мерно поровну. Если вы про­ сите экипаж обождать вас в пункте прилета, то ночь про­ стоя обойдется кок чос поле- Поссожиров бизнес-авиа­ ции условно можйо разде­ лить но 4 группы.- Первая - чиновники высшего эшелона; Они летают, естественно, не на свои: откуда у чиновника такие деньги?! Однако жела­ ющих оплатить их полет все­ гда с избытком. ' Час полета на этом красавце обойдется клиенту в 3 тысячи долларов. 'Ь ' У1Р-салон выглядит изнутри. Вторая группа - это те, кто летает по делом и сом за се­ бя платит, - руководители и менеджеры крупных концер­ нов и компойий. В третью, самую малочис­ ленную, группу входят ино­ странцы, инвест: капиталы в России, ■ницы они прилетают первым классом ведущих авиакомпа­ ний^ а по территории бывше­ го СССР уже передвигаются самолетами' бизнес-класса. Мера для них вынужденная, диктуемая отсутствием необ­ ходимых рейсов, фочноегью и... разговорами об изношен­ ности нашего овиапарко. Есть и четвертая группа, от конторой у пилотов много го­ ловной боли, - это «новые русские». Именно они - при­ чина многочисленных инци­ дентов. Это публика передви­ гается обычно с вооруженной охроной. Расслабляться начи­ нают сразу после взлета. А после посадки, когда вся ком- пония отправляется в отель отдыхать, авиакомпаниям ча- . сто приходится разыскивать этот отель, чтобы возвратить охранникам «пушки», а их боссам документы и деньги, забытые в салоне. Что касается географии рейсов, то наблюдается стойкая тенденция - том, где крупные скандалы или дележ стоящей собственности, туда и летают бизнес-чартеры. Ярким примером может слу­ жить история с «Норильским никелем». Кок только его очередной роз делят, то ос­ новные заказы идут ио поле­ ты в Норильск. Или, напри­ мер, ни один уважающий се­ бя политик и бизнесмен не полетит в Давос рейсовым самолетом. Могут не понять. Интересно, что клиенты биз­ нес-авиации все больше предпочитают «не светиться» и заказывать рейсы втихую. Владельцы авиакомпаний класса У!Р - отчаянные люди. Ни в российском законода­ тельстве, ни в Воздушном дексе РФ нет места деловой авиации. Есть понятие «авиа­ ция общего назначения». Од на из ее основных задач опыление сельхозугодий ядо химикатами. Поэтому назре ло и даже перезрело измене­ ние Воздушного кодекса и написание соответствующего закона. В этом заинтересо­ ван весь авиационный комп­ лекс России. В скором вре­ мени Ассоциация деловой авиации вместе с ИКАО пла­ нируют провести конферен­ цию «Авиация общего назна­ чения 8 России - пути разви­ тия». Возможно, будет сделан первый шаг в этом направле­ нии. В противном случае все, чем занимается бизнес-авиа­ ция, так и останется вне за- Андрей БАРАНОВСКИЙ. 11Е11011111' 24 ОКТЯБРЯ 2000 ГОДА 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz